Биоэтика этика бизнеса этика науки являются видами этики

Биоэтика.

Иногда вылечить, часто — облегчить,

всегда — успокоить.

А. Парз

Греческое слово этика — «ethos» — означает обычай, нрав, правила. Это название новой науке, объектом которой служат мораль и нравственность, впервые дал Аристотель.

Этика — это наука о морали — совокупность норм и принципов поведения, принятых в данном обществе в определенном промежутке времени.

Область этических вопросов в современной медицине обозначают терминами: «медицинская этика», «врачебная этика », « биоэтика » , «биомедицинская этика », « медицинская деонтология ». 

С именем Гиппократа связано первое представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача.

Основные принципы знаменитой «Клятвы» Гиппократа:

1) уважение к жизни;

2) непричинение вреда больному;

3) уважение личности больного;

4) врачебная тайна;

5) уважение к профессии.

Этика неразрывно связана с деонтологией. Термин «деонтология» был введен английским философом, журналистом Джерми Бентамом (1748-1832 гг.), который определил понятие «деонтология» как науку о должном профессиональном поведении человека.

В медицинском понимании деонтология — это учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к пациенту. Помимо этого, деонтология устанавливает нормы взаимоотношений между медиками и родственниками пациентов, а также между коллегами в медицинском коллективе.

И так, медицинская этика определяет моральные, а медицинская деонтология — профессиональные отношения в рамках между медиками, пациентами и родственниками.

Биоэтика в широком смысле слова — это наука об этических, биомедицинских исследованиях и их практическом применении.

Биоэтика- как и медицинская этика — наука о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, но в условиях использования новых медицинских технологий.

Сегодня медицина поднялась до уровня осознания биомедицинских проблем как проблем, прежде всего, этического и нравственного характера.

Основные проблемы биоэтики

1. Новые репродуктивные технологии (экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство), вопросы аборта, стерилизации. В нашей стране добровольная стерилизация мужчин и женщин официально разрешена с 1993 года.

2. Эвтаназия — в переводе с греческого означает «хорошая». «легкая» или «благая» смерть.  В России эвтаназия запрещена законом. В настоящее время под эвтаназией понимают преднамеренное прерывание жизни неизлечимо больного пациента с целью прекращения его страданий или медицинскую помощь, носящую паллиативный характер.

3. Трансплантация органов и тканей (донорство крови,вопросы пересадки от живого донора и трупа).

4. Геномика, клонирование, применение генетически модифицированных пищевых продуктов. В нашей стране выведена овца, в молоке которой содержится химозин ­ фермент, использующийся в производстве сыра; успешно прошли испытания на животных первые овощи-вакцины против гепатита В и ВИЧ.

5. Врач и права больного.

6. Охрана медиками частной жизни пациента.

Основные принципы биоэтики

1. Принцип гуманности (гуманность — интересы личности выше интересов всего остального), уважения человеческого достоинства личности.

2. Принцип уважения моральной автономии личности.

3. Принцип благодеяния: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного», — отражен в Клятве Гиппократа; «Спешите делать добро» это духовное завещание врача-гуманиста Ф.П. Гааза (1780- 1853 гг.), который следовал этому принципу всю свою жизнь.

4. Принцип справедливости.

Профессия накладывает свой определенный психологический отпечаток на личность медика. По определению психологов, впечатление о человеке формируется в течение первых 18 секунд знакомства! При первом контакте с медсестрой у пациента должно возникнуть чувство доверия к персоналу этого лечебного учреждения. Именно сестра, находясь ближе к пациенту, создает атмосферу доброжелательности, настрой и веру в положительный (или благоприятный) прогноз и исход заболевания. Личные качества медсестры — любовь к людям, способность к состраданию, доброта, собранность, требовательность к себе. Сострадание к чужой боли!

Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгерский психотерапевт И. Харди (1983), выделил 6 типов медицинских сестер. В основе типологии сестер не только особенности психоэмоционального склада, но и отношение

к работе, пациентам. Данная классификация несколько утрирована, но она помогает взглянуть на деятельность сестры «глазами пациентов.

1.      Сестра-рутинер — она тщательно, скрупулезно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции, проявляет усердие, ловкость и умение для ухода за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.

2.     Сестра, играющая заученную роль (артистический тип), — такая медсестра в процессе свой работы старается играть какую-либо роль (например благодетельницы) или следовать понравившемуся ей идеалу. Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, непосредственностъ, открытость и появляются наигранность, искусственность.

3.     Тип «нервной» сестры — эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что ее усилия не оценивают должным образом; часто боится заразиться каким-либо инфекционным заболеванием, в результате может проявлять брезгливость и даже отказываться от выполнения каких-либо процедур и манипуляций под благовидным предлогом. С точки зрения профессиональной этики такие сестры не должны работать с пациентами.

4.     Сестра с мужеподобной внешностью, сильная личность — больные уже издали, по походке или зычному голосу узнают ее, побыстрее стараясь привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такая сестра любит порядок, четкость и дисциплину. В благоприятных случаях она может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры ­ может быть резкой и грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.

5.     Сестра материнского типа — выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к пациентам, успевает повсюду. Работа для такой сестры –неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах — жизненное призвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «мать», «сестричка», Частой заботой о других, любовь к людям пронизана и их личная жизнь.

6.     Сестра-специалист — сестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и благодаря развитию этого интереса получают специальное назначение. Многие из них посвящают свою жизнь избранному делу, работая в кабинетах физиотерапии, функциональной диагностики, различных лабораториях.

Особенности сестринской этики

1. Сочувствие к пациенту и уважение его достоинства.

Эмпатия (от англ. empathy) — вчувстование, способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека (умение войти в мир другого и вовремя выйти, иначе самой сестре понадобится помощь). Быть в состоянии эмпатии — значит на какое-то время войти в мир другого, но в любой момент вернуться. Если такая способность теряется, то самой медсестре необходима медицинская помощь. То есть медсестра способна познать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями.

2. Доброжелательность, выражение лица, приветливость — составляющие профессиональной культуры. Профессиональная культура — культура поведения, общения и внешнего вида.

3. Честность с больными и коллегами, критичность к себе и окружающим.

4. Уважение закона.

5. Уважение прав пациента — медсестра тактично объясняет пациенту его права и обязанности.

6. Постоянное самосовершенствование, стремление к получению новой информации.

7. Свобода выбора (выбирать должен не только пациент).

8. Ответственность за свой труд.

9. Сохранение медицинской тайны (разговоры о диагнозе, особенностях заболевания — в рамках компетенции — должны быть обозначены врачом), предусмотрено законом.

10. Принцип информированного согласия — любой медицинский работник должен максимально полно информировать пациента о его состоянии здоровья, методах и перспективах лечения, дать ему оптимальные советы, учитывая его возможности в общении и социальном положении. На основании полученных сведений пациент самостоятельно принимает решение о дальнейших действиях.

11. Основной медицинский принцип непричинения вреда (не навреди!) со времен Гиппократа.

12. Свершение благодеяний. Благодеяние – моральный долг медиков, основа деонтологии. История сестринского дела богата примерами высокого понимания своего долга: это и Ф. Найтингейл, и Е. Бакунина, вышедшие из

богатых аристократических семей и посвятившие всю свою жизнь служению людям, и баронесса Ю. Вревская, и Великая княгиня Елизавета Федоровна — заплатившие жизнью за свои благодеяния.

Основные принципы взаимоотношения сестры с врачом

1. Врач и медсестра — это два союзника.

2. Единая тактика в лечении.

3. Медсестра всегда присутствует на обходах.

4. Строгое соблюдение субординации.

5. Устранение «недоделок.

6. Правильное оформление документации.

7. Обоснованный подход к назначениям.

8. Поддержка авторитета врача.

9. Своевременное информирование врача о вопросах пациента.

Болезни, патологические состояния, вызванные какими-либо профессиональными действиями врача, называют  ятрогенными (ятрогении), сестры — соррогеннымц (соррогении).

         Эгогения – это влияние пациента на самого себя, эгрогения – влияние пациентов друг на друга.

Типы пациентов с неадекватным отношением к болезни

Тревожный –  свои страдания, переживания, испытывая постоянную потребность в признании. Медсестре желательно поддерживать «Героизм» такого пациента.

Депрессивный пациент — подавлен, удручен болезнью, не верит в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Пессимистический взгляд на все вокруг. В работе с такими пациентами обязательно участие психолога.

Ипохондрический пациент — чрезвычайно внимателен к своему здоровью, сосредоточен на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, необоснованно предполагает у себя наличие самых разных заболеваний, интересуется результатами всех исследований, читает специальную медицинскую литературу. Медперсоналу с такими больными нужно вести себя крайне осторожно.

Научная
этика

— в современной науке это совокупность
официально опубликованных правил,
нарушение которых ведет к административному
разбирательству.

Учёный
должен следовать принципам научной
этики, чтобы успешно заниматься научными
исследованиями.
В науке в качестве идеала
провозглашается принцип, что перед
лицом истины все исследователи равны,
что никакие прошлые заслуги не принимаются
во внимание, если речь идёт о научных
доказательствах.
Не менее важным принципом научного
этоса
является требование научной честности
при изложении результатов исследования.
Учёный
может ошибаться, но не имеет права
подтасовывать
результаты, он может повторить уже
сделанное открытие,
но не имеет права заниматься плагиатом.
Ссылки как обязательное условие
оформления научной монографии
и статьи призваны зафиксировать авторство
тех или иных идей и научных текстов, и
обеспечивать чёткую селекцию уже
известного в науке и новых результатов.

В
различных научных сообществах может
устанавливаться различная жёсткость
санкций за нарушение этических принципов
науки. Снижение «качества знания» при
нарушении этики науки ведёт к макулатурной
науке, идеологизации науки, и
коммерциализации науки (когда основной
целью является гонка за финансированием).
Одним из рычагов контроля за выполнением
научной этики является анонимное
рецензирование
научных статей, проектов и отчетов.

Научная
этика

это не только административные правила,
но так же и совокупность моральных
принципов
,
которых придерживаются учёные
в научной деятельности, и которые
обеспечивают функционирование науки.

Роберт
Мертон

в своих работах по социологии науки
создал четыре моральных принципа:

Коллективизм
— результаты
исследования должны быть открыты для
научного
сообщества.Универсализм
— оценка любой научной идеиилигипотезыдолжна зависеть только от её содержания
и соответствия техническим стандартам
научной деятельности.Бескорыстность
— при опубликовании научных результатов
исследователь не должен стремится к
получению какой-то личной выгоды.
Организованный
скептицизм

— исследователи должны критично
относиться как к собственным идеям, так
и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

Биоэтика
– это сложный культурный феномен,
возникший как ответ на угрозы моральному
и физическому благополучию человека,
порождаемые бурным прогрессом
биомедицинской науки и практики. Защита
фундаментальных моральных ценностей,
определяющих человеческое существование,
является условием выживания человечества
в современной ситуации.

68.Роль ценностей в науке, объективность в научном творчест­ве.

Отчуждение
науки от мира человеческих ценностей

Одним
из парадоксов современного кризиса
науки является растущая диспропорция
между ростом практической (технической)
и политической мощи науки, глубиной ее
проникновения в тайны мироздания и
падением ее значения для мировосприятия
человека, для выстраивания им своего
образа мира. Современная наука фактически
не способствует преодолению кризиса
идентичности, переживаемого современным
человечеством. Поле деятельности
человека все более теряет связь с полем
его непосредственного переживания и
мировосприятия

Можно
сделать вывод, что чем более возрастает
цивилизационная сила науки как способность
утилизации своих достижений, тем глубже
становится разрыв между наукой и миром
человеческих ценностей. Такое отношение
к науке Ортега-и-Гассет рассматривал
как парадокс
цивилизации мира

с одновременной
варваризацией его обитателей.
.

К
вопросу об объективизме:

Американский
социолог И.Митрофф показал на конкретном
материале проведенных им исследований,
что в коммуникациях сообщества в ряде
конкретных ситуаций эффективными
оказываются регуляторы,
альтернативные
тем,которые обозначил Мертон. Принцип
унивсализма, который предполагает
оценку научных результатов в соответствии
с объективными, внеличностными критериями,
в реальной практике не соблюдается.
Оценки учеными результатов своих коллег
всегда личностны, эмоционально окрашены.
К своим собственным идеям исследователь
чаще всего не  относится критически,
как это предполагает  мертоновский
принцип организованного скептицизма,
а отстаивает их, даже когда сообщество
скептически относится к полученным
результатам. Открытость исследований,
полагаемая принципом коллективизма
часто нарушается режимом секретности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Биоэтика и этика бизнеса – трансдисциплинарное взаимодействие

скачать

Автор:  — подписаться на статьи автора


Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(103)/2022 — подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2022.02.04

Беляева Елена Валериевна, доктор философских наук, доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета more

Прикладная этика как объект исследования предоставляет прекрасную возможность для демонстрации такой особенности современного знания, как трансдисциплинарность. Предметом данной статьи стало выявление точек трансдисциплинарного взаимодействия биоэтики и этики бизнеса, которое проявилось, в частности, в период пандемии COVID-19. Трансдисциплинарный подход имеет с прикладной этикой общие характеристики: практико-ориентированный, конкретный, проектный характер производимого знания. Новые выводы исследования связаны с установлением взаимосвязи принципов, изложенных во Всеобщей декларации по биоэтике и правам человека, с принципами этики бизнеса и применения их к проблемам пандемии COVID-19. Совместные проектные решения биоэтики и этики бизнеса опираются на принципы максимизации пользы, правдивого информирования, конфиденциальности, защиты уязвимости и недопустимости дискриминации, заботы о будущих поколениях, солидарности и международного сотрудничества для справедливого использования результатов совместных усилий при уважении культурного разнообразия.

Ключевые слова: биоэтика, этика бизнеса, трансдисциплинарность, прикладная этика, пандемия COVID-19, Всеобщая декларация по биоэтике и правам человека, максимизация пользы, информированное согласие, конфиденциальность, недискриминация.

Bioethics and Business Ethics – a Transdisciplinary Interaction

Belyaeva E. V. 

The applied ethics as an object of research provides an excellent opportunity to demonstrate such characteristic of contemporary knowledge as transdisciplinarity. The subject of the present article is to identify the points of transdisciplinary interaction between bioethics and business ethics, which has manifested itself, in particular, amid the COVID-19 pandemic. The transdisciplinary approach has common characteristics with applied ethics: the practice-oriented, specific, project-based nature of the knowledge produced. The new conclusions of the study are related to the establishment of the relationship between the principles set out in the Universal Declaration on Bioethics and Human Rights, and the principles of business ethics and their application to the problems of the COVID-19 pandemic. Cooperative project decisions of bioethics and business ethics are based on the principles of maximization of benefits, truthful information, confidentiality, protection of vulnerability and non-discri-mination, care for future generations, solidarity and international cooperation to equitably use the results of joint efforts while respecting cultural diversity.

Keywords:
bioethics, business ethics, transdisciplinarity, applied ethics, COVID-19 pandemic, Universal Declaration on Bioethics and Human Rights, maximization of benefits, informed consent, confidentiality, non-discrimination.

Введение. Специфика прикладной этики как предпосылка ее трансдисциплинарности

В современной прикладной этике как бурно развивающемся виде знания наблюдается тенденция к его дифференциации, к разработке все новых направлений, связанных с появлением очередных видов человеческой деятельности, нуждающихся в этической регуляции. В то же время разнообразные направления прикладной этики тяготеют к трансдисциплинарному взаимодействию как в силу наличия общих подходов, так и в силу общего целевого предназначения этого знания. Само появление прикладной этики и отделение ее от фундаментальной было обусловлено изменениями, связанными с субъектом морали. От системы, в которой существовал центр морального авторитета и любая моральная субъектность могла быть получена только через его благословение, мир стал переходить к состоянию, в котором на моральную субъектность стали претендовать не только учителя нравственной мудрости, но и все живущие люди. Это изменение нравственного статуса индивидуального субъекта морали было зафиксировано, в частности, во Всеобщей декларации прав человека, которая наделила таковыми правами всех представителей рода человеческого, независимо от каких бы то ни было биологических, социальных или ментальных особенностей. (Можно заметить, что даже отсутствие нравственных качеств не лишает человека этих прав, в то время как в фундаментальной этике тот, кто не выполнял нравственные обязанности, не имел прав и по большому счету не считался человеком.) Такое увеличение количества моральных субъектов при одновременном понижении их качества может расцениваться по-разному. Аристократически ориентированные этические концепции (антирелигиозное учение Ф. Ницше и католическое учение М. Шелера в этом вопросе едины) считают такую демократизацию признаком упадка нравственности. Между тем определенное понижение морального стандарта, отказ от героических, бескорыстных ее форм, сделало мораль в прикладной этике более доступной для повседневной практики большого количества людей. Прикладная этика стала рассматриваться как инструмент для достижения благих последствий в каждом конкретном случае. В результате ее общими подходами стали инструментальность, консеквенциализм, соединение нравственных ценностей с прагматикой поведения, а целевым предназначением – разрешение конкретных жизненных ситуаций, в которые попадает и которые создает индивидуальный субъект морали. Это способствует реализации трансдисциплинарного взаимодействия внутри всего массива прикладной этики. В то же время трансдисциплинарный подход имеет с прикладной этикой общие характеристики: практический, конкретный, проектный характер производимого знания. «Трансдисциплинарность, – пишет С. П. Жукова, – обращается к проблемам бытия человека, экзистенциальным проблемам, но в силу их социально-практической повседневной значимости требующим конкретного практически эффективного решения» [Жукова 2017: 95]. Важнейшей особенностью трансдисциплинарности является ее практико-ориентированный характер, осуществление в качестве исследовательского проекта, реализуемого в конкретной социокультурной системе [Там же: 94].

Целью данной статьи является постановка проблемы взаимодействия таких далеко отстоящих друг от друга видов прикладной этики, как биоэтика и этика бизнеса, демонстрация возможностей их трансдисциплинарного взаимодействия, в частности в период пандемии COVID-19.

Взаимодействие биоэтики и этики бизнеса: постановка проблемы

Взаимосвязь биоэтики и этики бизнеса обнаруживается уже в простом рассуждении о том, что всякий бизнес имеет дело с людьми, которые являются не только производителями и потребителями, но и живыми существами, имеющими права и интересы к выживанию и повышению качества своей жизни. Поэтому деловой успех зависит от развития этической составляющей бизнес-процессов. В свою очередь, любая биоэтическая проблема предполагает инструментальное социальное решение, которое имеет экономическую составляющую.

Со времен Адама Смита ценность богатства и нравственные ценности представляются как не противоречащие друг другу. Между тем на их стыке постоянно приходится решать вопрос о том, что важнее – человек и его жизнь или прибыль. Наиболее актуальным этот вопрос оказывается для бизнеса, связанного с оказанием медицинских услуг и производством медицинского оборудования. Может создаться впечатление, что такой бизнес цинично делается не на здоровье, а на болезнях людей. Однако его этическая установка строится на том, что бизнес, производящий товары и услуги для поддержания здорового образа жизни и его пропаганды, является ничуть не менее выгодным, особенно в долгосрочной перспективе. В любом случае медицинский бизнес призван улучшать здоровье клиента и в этом плане имеет нравственную цель. Определенные различия подходов к решению моральных проблем могут возникать даже внутри самого этического знания между биоэтикой и этикой бизнеса. Право на здоровье и право на собственность как фундаментальные права человека отнюдь не всегда могут быть удовлетворены одновременно.

Пандемия COVID-19 обострила многие проблемы человечества, в том числе обнажив конфликт ценностей. В этих условиях приходится принимать политические решения относительно того, является ли жизнь граждан страны абсолютной ценностью, или экономические блага также имеют значение. И должен ли этот вопрос решаться исключительно государством, или граждане также могут принимать участие в решении этого вопроса. Кроме того, как показало Глобальное исследование в области соблюдения принципов деловой этики, пандемия представляет угрозу для этичного ведения бизнеса в самых различных аспектах [Глобальное… 2020]. Это проявляется в нарушении цепочки поставок, в сокращении заработной платы и персонала, в поставках вопреки карантину, в проблемах перехода на удаленную работу.

Идея о том, что пандемия как новый вызов человечеству требует создания биоэтики бизнеса как новой управленческой концепции, принадлежит Л. В. Волкову [2021]. «Наиболее близко к био-этике бизнеса в настоящее время стоит управленческая концепция корпоративной социальной ответственности, в соответствии с которой компании должны учитывать интересы общества, принимать на себя ответственность за то, как их бизнес-деятельность влияет на стейкхолдеров» [Там же: 6]. Целенаправленно развивая корпоративную социальную ответственность в направлении заботы о жизни и здоровье человека и опираясь на ключевые положения биоэтики, бизнес может выходить на новый уровень этичности.

Соединение этики бизнеса и биоэтики возможно на основе трансдисциплинарности как методологической стратегии, предполагающей интегрирование различных видов знания на имманентной им этической составляющей [Жукова 2017: 96]. При этом проявляется общая установка всех прикладных этик на соединение нравственности и пользы, взаимное обогащение ценностных тезаурусов. Биоэтические проблемы как раз и относятся к таким: экзистенциально переживаемым и насущно требующим полезного ситуативного эффекта в повседневной практике. Как отмечают Л. П. Киященко и В. И. Моисеев, трансдисциплинарная этика строится на диалоге и дискуссии, «абсолютном уважении коллективной или индивидуальной Инаковости, объединенной общей жизнью на одной и той же Земле» [Киященко, Моисеев 2009: 19–21].

В этом контексте импликацию положений биоэтики в со-временную этику бизнеса в первую очередь можно рассмотреть на основе Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека ЮНЕСКО [Всеобщая… 2005].

Реализация положений Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека и принципов этики бизнеса в ситуации пандемии COVID-19

Поскольку биоэтика как наследница классической медицинской этики в большей степени проникнута идеалами гуманизма, а этика бизнеса преследует гуманистические цели только опосредованно, представляется логичным вводить нормативно-ценностные элементы биоэтики в этику бизнеса. Между тем оба вида прикладной этики апеллируют к общему, в сущности, набору ценностей, что и позволяет решать конкретные проблемы, в частности те, которые породила эпидемия коронавирусной инфекции COVID-19.

Статья 4 Всеобщей декларации о биоэтике провозглашает в качестве нравственного принципа максимизацию пользы и минимизацию вреда, то есть базируется на утилитаристской парадигме, в высшей степени близкой этике бизнеса. Отвергая эгоистическую трактовку данного принципа, бизнес стремится произвести «максимальное благо для максимального числа людей», перераспределяя общественные ресурсы наиболее эффективным образом. Био-этика при этом не позволяет сводить благо к исключительно экономическим параметрам, но в качестве важнейшего блага провозглашает жизнь и здоровье человека. Поэтому в общем балансе выгод и рисков бизнеса этот фактор должен учитываться. В период пандемии «с одной стороны, необходимо обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность общества и охрану жизни и здоровья граждан, с другой стороны, требуется получение прибыли бизнесом, так как все ограничения, налагаемые в условиях пандемии, ведут к повышенным издержкам и невозможности вести бизнес-деятельность» [Волков 2021: 7]. В результате бизнес столкнулся с серьезными трудностями, так как риски пандемии были сочтены более высокими, чем риски экономического кризиса, а польза здоровья поставлена выше пользы прибыли. Однако именно благодаря социальной ответственности медицинского бизнеса, работающего на производство средств защиты, лекарств и вакцин от коронавируса, последствия пандемии начали преодолеваться. Таким образом, антитеза «здоровье vs прибыль» была снята; те страны, которые поставили во главу угла здоровье населения, быстрее вернулись к нормальной жизни и экономическому восстановлению.

Статьи 6 и 7 Декларации, посвященные важнейшему принципу биоэтики – информированному согласию пациента, подчеркивают необходимость тщательности и правдивости этого информирования. Информированное согласие выступает важнейшим атрибутом нравственной автономии пациента и его моральной субъектности, предпосылкой реализации прав человека в биомедицине.

Этика бизнеса также содержит требование правдивости в информировании, опирается на фундаментальный моральный запрет на ложь. Как и в биоэтике, этот запрет не реализуется абстрактно-механически, а подразумевает возможность дозирования информации, умолчания, существования нравственных оснований для неполного информирования и нравственных подходов к формам информирования. Этика бизнеса заботится о поддержании правдивости сообщений и между руководителями и подчиненными, и в горизонтальных отношениях между сотрудниками. Сокрытие проблем, искажение отчетности, приписки могут стать серьезной экономической и моральной проблемой.

В медицинском же бизнесе требования обоих видов этики объединяются в стремлении не просто информировать, но и говорить правду, которая необходима и пациенту, и врачу, и бизнесмену, предоставляющему услуги для такого решения задачи, которое было бы и эффективным, и нравственным.

В этом контексте имеет смысл подключение к трансдисциплинарному взаимодействию третьего компонента – инфоэтики, которая направлена на обеспечение безопасной и нравственной коммуникации в информационном обществе. Так как почти любой социальный контакт в современном мире имеет электронную составляющую, роль инфоэтики трудно переоценить. Современная телемедицина помогает осуществлять взаимодействие на расстоянии врача с пациентом, врачей между собой, а также дистанционный сбор и обработку информации о пациенте. Электронная коммуникация требует учета не только принципов биомедицинской этики, но и этических требований защиты информации, а также баланса инвестиций в данную область с медицинской эффективностью этой деятельности.

Весь указанный комплекс этических соображений проявился в период пандемии с ее ростом дистанционных контактов и повышенной требовательностью к правдивости сведений о коронавирусе, борьба с которым во многом происходит и в информационной сфере. Чем более правдивым является информирование обо всех аспектах проблемы, тем более добровольным оказывается согласие населения и бизнеса на принимаемые меры, включая карантин, масочный режим и вакцинацию.

Статьи 8 и 9 Декларации по биоэтике рассматривают такие важные соображения, как уважение уязвимости личности, неприкосновенность частной жизни и соблюдение конфиденциальности. Принцип конфиденциальности является общим для биоэтики и этики бизнеса, согласно ему человек как пациент или член делового сообщества определяет, кто может получать информацию о происходящем. Между тем биоэтическая конфиденциальность и бизнес-конфиденциальность в конкретных ситуациях могут вступать в противоречие. Если в области здоровья пациент заинтересован в максимальной защите своей персональной информации, то страховой бизнес и бизнес по оказанию медицинских услуг стремятся получить эти данные, так как последние служат источником прибыли, но защищают свою коммерческую информацию от конкурентов. В таком конфликте необходимо отдавать предпочтение принципам биоэтики, которая указывает на повышенную уязвимость человека как живого существа перед вторжением и биомедицинских, и бизнес-технологий. Пандемия COVID-19 особенно подчеркнула уязвимость людей и их сообществ; это касается не только жизни и здоровья, но и бизнес-климата. Уязвимыми в плане конфиденциальности могут оказываться и целые социальные группы, поэтому бизнес в рамках своей корпоративной социальной ответственности должен усиливать защиту тех данных, которые попадают в его распоряжение.

Статьи 10–11 Декларации говорят об этических принципах, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека и важны не только в биоэтике, но и во всей социальной жизни. Речь идет о справедливости, равноправии, недопустимости дискриминации и стигматизации. Эти фундаментальные нравственные положения могут нарушаться по отношению к человеку и как к живому существу, и как к участнику деловой жизни. Поэтому оба направления прикладной этики едины в своем стремлении препятствовать нарушению справедливости. Тем более что существует закономерность: если под влиянием социальных обстоятельств справедливость уже была нарушена по отношению к какому-то человеку или группе, то при возникновении нового фактора напряженности именно эти люди и группы пострадают от очередной несправедливости в первую очередь. Пандемия COVID-19 создала новые источники неравенства и дискриминации: между больными и здоровыми, переболевшими и неболевшими, между вакцинированными и невакцинированными. Кроме того, если у стейкхолдеров бизнеса обнаруживается уязвимость в плане здоровья, то им будет труднее осуществить экономическое равенство; а если люди дискриминированы экономически, то следует предполагать, что и доступ к медицинской помощи у них будет затруднен.

Статья 12 – об уважении культурного разнообразия и плюрализма – поначалу кажется не относящейся к биоэтике, однако надо понимать, что человек как живое существо во многом является результатом культурного конструирования. Определение здоровья, допустимых методов лечения, даже границы между жизнью и смертью различаются в разных странах и сообществах. Принцип автономии пациента предполагает признание не только его индивидуальных предпочтений, но и культурных особенностей, в силу которых пациент может нуждаться, например, не в самостоятельном выборе, а в одобрении и поддержке родственного клана. Бизнес, который сейчас приобретает все более глобальный характер, также имеет нравственную установку уважать культурную специфику разных стран. При этом противостояние пандемии, с одной стороны, предполагает согласованные усилия различных стран, а с другой – адаптацию мер по борьбе с COVID-19 к особенностям национального менталитета. 

Статья 13, утверждающая необходимость солидарности между людьми и международного сотрудничества в области биоэтики, с очевидностью входит и в состав этики бизнеса. Несмотря на законы конкуренции, бизнес заинтересован в создании нормального делового климата, солидарных действий по недопущению кризисных ситуаций, международного взаимодействия для повышения справедливости мирового разделения труда. Как биоэтические, так и экономические проблемы сейчас приобрели глобальный характер. Пандемия COVID-19 продемонстрировала взаимосвязь здоровья и экономики, а также общность этических принципов, на основе которых нужно решать проблемы. Если поначалу представлялось, что локдаун полезен для прекращения распространения вируса, но вреден для бизнеса, то практика показала, что вред наносится малому бизнесу, в то время как бизнес по производству средств от коронавируса расширяется. Общемировая солидарность в борьбе с пандемией чрезвычайно важна и в медицине, и в экономике.

Статья 14 гласит, что «содействие укреплению здоровья и социальному развитию своего населения является одной из основных целей правительств, которую разделяют все слои общества». Как уже было показано, этика бизнеса в эпоху COVID-19 присоединилась к данному положению, так как здоровое и социально благополучное население обеспечивает бизнес наилучшими работниками и потребителями.

Статья 15 говорит о совместном использовании обществом и международным сообществом тех благ, которые можно получить от результатов биологических исследований. В данном аспекте этика бизнеса обычно куда более эгоистична и оправдывает получение прибыли именно теми структурами, которые инвестировали в эти исследования. Однако социально ответственный бизнес должен закладывать в свои проекты возможность делиться достижениями на той или иной взаимовыгодной, этичной основе. В частности, поиск лекарств от коронавирусной инфекции, разработка вакцин от нее и распределение их по странам являет собой этичный пример совместного использования полученных достижений. 

Наконец, статьи 16 и 17 указывают на защиту будущих поколений, биоразнообразия, биосферы в целом. В этом отношении этика также постоянно ориентирует бизнес на то, чтобы отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущего и получения более комплексной, длительной и социально одобряемой выгоды. Экологическая составляющая корпоративной социальной ответственности формулируется применительно к специфике деятельности фирмы. В то же время приверженцы биоэтики отдают себе отчет в том, что охрана биоразнообразия и биосферы в целом имеет экономический аспект, состоящий в том, что наиболее эффективный вариант деятельности может оказываться и наиболее нравственным, и тоже в долгосрочной перспективе, поскольку все нравственные закономерности ярче проявляются с течением времени. Забота о будущих поколениях в контексте пандемии COVID-19 предполагает не только достижения в области медицины, но переосмысление социальных практик человечества, его этических принципов.

Таким образом, в трансдисциплинарном взаимодействии био-этики и этики бизнеса аксиологическим приоритетом обладает биоэтика, заботящаяся о важнейшей ценности – человеческом здоровье. Именно ее ценности предлагаются этике бизнеса для взаимодействия. Однако для повышения практичности и эффективности решения нормы этики бизнеса также имеют значение. Эффективные решения часто оказываются и наиболее гуманистическими по утилитаристской логике, поскольку несут максимальное благо для максимального числа людей. Общими для обоих видов прикладной этики оказываются принципы максимизации пользы, правдивого информирования, конфиденциальности, защиты уязвимости и недопустимости дискриминации, заботы о будущих поколениях, солидарности и международного сотрудничества для справедливого использования результатов совместных усилий при уважении культурного разнообразия. Пандемия COVID-19 с новой силой выявила значимость и актуальный контекст применения данных принципов.

Литература

Волков Л. В. Биоэтика бизнеса как новая управленческая концепция // Финансовые рынки и банки. 2021. № 5. С. 4–9.

Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека // UNESDOC. Цифровая библиотека. 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000146180_rus (дата обращения: 10.10.2021).

Глобальное исследование в области соблюдения принципов деловой этики, 2020 год // EY Global [Электронный ресурс]. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/topics/forensic-integrity-services/ey-global… (дата обращения: 10.10.2021).

Жукова С. П. К вопросу о трансдисциплинарном характере прикладной этики // Прикладная этика в современной России: вчера, сегодня, завтра. Ведомости прикладной этики. Вып. 50. Тюмень : НИИ ПЭ, 2017. С. 91–102.

Киященко Л. П., Моисеев В. И. Философия трансдисциплинарности. М. : Институт философии РАН, 2009. 

Размещено в разделах


Подборка по базе: Развитие выносливости. Виды выносливости и факторы, влияющие на , Презентация Виды спец.опалубки.pptx, ФРП СОО предмета «Русский язык».pdf, Тема 1.5 Содержание и планирование результатов обучения по предм, анализ МО предметников.docx, Экзамен вопросы по предмету.docx, Оценочные средства сформированности личностных, предметных и мет, развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего в, Титульный лист для всех предметов.doc, понятие ассортимента, виды.docx


  1. Возникновение, определение, предмет и виды биоэтики. Основатели биоэтики

Понятие «этика» означает учение о морали и нравственности, их смысле и назначении.

Этика – философская наука, рационально объясняющая, почему существуют те или иные ценности, правила, принципы морали и почему их следует придерживаться.

Биоэтика – дисциплина, занимающаяся этическими выводами из современных биологических исследований, а также этическим аспектом применения результатов этих исследований на практике, особенно в медицине.

Биоэтика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Целью биомедицинской этики как прикладной нормативной этики является решение частных моральных проблем, например оправданы ли в моральном отношении аборты?

Среди центральных проблем биоэтики, в первую очередь, необходимо выделить проблему ценности человеческой жизни.

Главный объект изучения в биоэтике — моральные стороны взаимодействия между врачом и пациентом.

Предметом изучения биоэтики является рассмотрение и разрешение спорных этических проблем, которые могут возникнуть в процессе медицинской практики, во время выполнения биомедицинских исследований и экспериментов, или в случае комбинации этих видов профессиональной деятельности.

Виды биоэтики:

1. Биомедицинская этика — этические проблемы: репродукции человека, аборты, контрацепция и стерилизация, смерти и эвтаназии, новые репродуктивные технологии.

2. Биоэтика создания и клинических испытаний лекарств: использование биологических моделей для определения безопасности и эффективности лекарств, перенос эксперементальных данных на клинику человека, испытание новых лекарств на человеке.

3. Фармацевтическая биоэтика: производство и контроль качества, обеспечение стационарных и амбулаторных больных.

4. Теоретико-философская биоэтика: философские аспекты медицинских, биологических, фармацевтических наук, биоэтика в различных социокультурных контекстах.

Задачи биоэтики:

  • биоэтические основы профессиональной деятельности врача;
  • модели взаимоотношений между врачом и пациентом;
  • биоэтические аспекты основ общения больного с персоналом лечебных заведений и семьёй;
  • медико-этическая роль и ответственность среднего и младшего медицинского персонала;
  • принципы конфиденциальности (врачебная тайна), их медико-этические и правовые аспекты;
  • морально-этические принципы правдивости и информированного согласия;
  • медико-этические и правовые аспекты врачебной ошибки; ятрогении в клинической практике;
  • медико-этические проблемы в различных областях медицины;
  • биоэтические и правовые проблемы клинических исследований лекарственных препаратов и медицинских технологий;
  • биоэтические проблемы при проведении опытов на животных;
  • биоэтические нормы при проведении биомедицинских научных исследований;

К изменениям в профессиональной врачебной этике и возникновению биоэтики привело взаимодействие четырех основных сил: научного прогресса, морального плюрализма, демократизации и экономических факторов.

Основатели биоэтики:

  1. В.Р.Поттер – в 1969 году ввёл термин «биоэтика» и определил ее основные направления.
  2. Даниэл Кэлэхен — философ
  3. Уиллард Гэйлин – психиатр, вместе с Кэлэхеном в 1969 году открывают Центр по изучению проблем и выработке правил в биомедицинской сфере.
  4. Андре Хеллегерс – гинеколог, исследования в области прикладной биомедицинской этики.
  5. Фриц Яр – немецкий богослов, пастор и учитель, в 1926 году выдвинул оригинальную концепцию биоэтики, Сформулировал — в противовес категорическому императиву Канта — биоэтический императив, требующий уважительного отношения не только к человеку, но и к животным и растениям.

Р. Витч, В.Р. Поттер – зачинатели биоэтики как моста между биологией и этикой. Разработка Р. Витчем либеральной этической теории медицинского ухода за умирающим и теории справедливости.

  1. Предпосылки возникновения биоэтики.

1) Историческаяпоследствия Второй Мировой войны: геноцид, оружие массового поражения, человек рассматривался как биоматериал, эксперименты над людьми.

2)

Глобализация этики – т.е. распространение на все сферы жизни. Приобретенные категории: 1. Нравственность 2. Что такое добро? 3. Что такое зло?

3)

Новые политические движения – например: феминизм, движение зелёных.

4)

Изменение отношений врача и пациента в сторону увеличения автономности пациента (раньше решал врач выбирал схему лечения, средства лечения, сейчас решают врач и пациент вместе).

5)

Преодоление декартовского дуализма ( существуют 2 субстанции 1. Идеальная 2. Материальная. = т.е. отрицание связи между внутренним миром человека и его телом.)

Преодоление= осознание связи между душой и телом ( т.е. психосоматика = лечить больного, а не болезнь).

6)

Научно-технический прогресс= рост, развитие/ отходы, гибель природы=выбор правильного, экологически выгодного средства.

7)

Усиление междисциплинарных и интегральных тенденций – создание таких направлений как –биофизика, биохимия.

8)

Новые биомедицинские технологии – как с этической точки зрения будут выявлять аборты, трансплантации? Будет ли это тот же человек?

  1. Основные типы этической теории, используемые в биоэтике: деонтологическая этика

И. Канта и ее использование в медицине.

Поступки являются правильными/неправильными вследствие определенного типа действия(убийства, пытки), а не из-за их последствий.

Деонтологическая этика восходит к этике долга, разработанной великим немецким философом И. Кантом – в основе нравственности лежит сознание долга, которое не вытекает ни из соображений пользы, ни из чувства симпатии, а представляет свойство человеческого разума.

Согласно Канту, человек поступает морально тогда, когда следует своему долгу.

При оценке наших поступков в первую очередь используют понятия «обязательства», «долг» и «право». Мы обязаны поступать именно так, не ожидая для себя или кого-то другого пользы, а просто выполняя свой долг. (Например, неправильно в чем-то обманывать пациента не только потому, что ложь может повлечь за собой негативные последствия для него или его близких, но и потому, что обман — недолжное поведение.)

Поступок является достойным похвалы, если только его делают не ради своих личных интересов или вследствие его реальных последствий, но из долга (то есть потому что осознают его в качестве морального обязательства).

Категорический императив Канта – это критерий оценки, нравственно ли то или иное действие вообще, само по себе (а не потому, что оно приносит некую пользу).

Категорический императив:

Всегда поступай только согласно такой максиме твоей воли, которой ты можешь пожелать, чтобы она была всеобщим законом.

Категорический императив — высший закон нравственности:

1) Поступай всегда так, чтобы твой поступок был образцом для всех

2) Не делай другим то, чего не хотел претерпеть от других сам

3) Всегда поступай так, чтобы рассматривать себя и других только как цель и никогда только как средство
Характерные черты:

  1. Не специфицирует благо независимо от правильности и не интерпретирует правильность, как максимизацию блага
  2. Имеются разные моральные обязательства, некоторые протекают из особых отношений (врача к пациенту, родителя к ребёнку)
  3. Прошлые действия могут быть источником настоящих обязательств
  4. Настаивают на важности в моральном отношении мотивов и характера агента, независимо от последствий поступков этого агента

Четыре характерные черты этики Канта представляют особую важность при рассмотрении проблем, касающихся медицинского лечения и исследования:

  1. Неважно, какие могут быть последствия, всегда неправильно лгать.
  2. Мы всегда должны относиться к людям (включая себя) как к цели и никогда только как к средству.
  3. Поступок является правильным, когда он удовлетворяет категорическому императиву (первая формулировка категорического императива).
  4. Совершенные и несовершенные моральные обязательства дают основание, по которым некоторые притязания на права должны получить признание.

Использование в медицине:

1. Задача медицинских исследователей была бы легче, если бы они не должны были говорить пациентам, что их собираются сделать частью исследовательской программы. Пациенты тогда становились бы объектами, даже не зная этого, и риск для них чаще всего был бы ничтожным.

Согласно принципам Канта, эта процедура была бы неправильной, хотя бы она не содержала явную ложь. Она требовала бы относиться к людям лишь как к средству, а не как к цели.

2. Также никогда не будет правильным для экспериментатора вводить в заблуждение потенциального объекта эксперимента. Если экспериментатор сказал пациенту: «Мы хотели бы применить это новое лекарственное средство на вас, потому что оно может помочь вам», а это, в действительности, было не так, экспериментатор сделает неправильный поступок. Ложь всегда является неправильной. И не может экспериментатор оправдать этот обман, говоря себе, что исследование является таким важным, что делает законным лгать пациенту. Согласно принципам Канта, хорошие результаты (последствия) никогда не делают поступок правильным в моральном отношении.

3. Врач не может дать пациенту плацебо и сказать, что это сильнодействующее и эффективное лекарственное средство. Или если биопсия показывает, что у пациента неоперабельная форма рака, врач не может сказать: «Ничего серьёзного с Вами не произошло». В обоих случаях, врач может полагать, что он обманывает пациента «для его же собственного блага»: плацебо может быть психологически эффективным и заставить его чувствовать себя лучше, а обман относительно рака может защитить его от бесполезной тревоги. Ложь вообще является неправильной, а в таких случаях, как эти, она также лишает пациента его автономии, его власти принимать решения и составлять его собственные мнения.
Плюсы:

  1. Опора на всеобщий закон
  2. При соблюдении долга всеми людьми – идеальное общество
  3. Подведение частного под общее

Минусы:

  1. Жёсткие границы норм и законов без учета обстоятельств (конкретного контекста) и последствий
  2. Невозможность объективной оценки некоторых типов действия, у которых есть и положительные, и отрицательные стороны
  3. Противопоставление долгу чувства
  4. Отрицание промежуточных нравственных оценок
  5. Мы свободны выбирать, как нам формулировать максиму

5Основные типы этической теории, используемые в биоэтике: утилитаризм.

«Утилитаризм» от латинского «utilitas» – польза, выгода.

Утилитаризм – этическая теория, согласно которой правильным в моральном отношении поступком является действие, вызывающее наибольшее возможное благо.

Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

Благо определяется независимо от правильности.

3 теории ценностей:

  1. Гедонизм(Бентам и Милль) – взгляд, в соответствии с которым благом является удовольствие и отсутствие страданий, или счастье.
  2. Плюрализм – благо состоит из нескольких видов по природе ценных вещей (дружба, красота, любовь).
  3. Утилитаризм предпочтения – требует одного: максимизировать удовлетворение актуальных предпочтений или желаний индивидуальных лиц, какими бы они ни были.

2 основных подхода к максимизации блага:

  1. Утилитаризм действия — применяет идею максимизации блага к индивидуальным действиям в индивидуальных обстоятельствах. Принцип — действие является в моральном от- ношении правильным, если и только если, нет другого действия, которое могло бы сделать того, что принесло бы большую пользу. Другая формулировка: «Моральный субъект должен поступать так, чтобы производить наибольший баланс добра над злом, приняв всех во внимание».
  2. Утилитаризм правила – полагает, что мы должны применять идею максимизации блага к общим практикам, а не к индивидуальным действиям. Настаивает, что принцип следует использовать для тестирования правил, которые можно, в свою очередь, использовать для того, чтобы решать вопрос о правильности индивидуальных поступков. Другая формулировка: «Моральный субъект должен поступать в соответствии с правилом, которое, если бы оно повсеместно соблюдалось, производило бы наибольший баланс добра над злом, приняв всех во внимание».

Сторонники теории – Джереми Бентам и Джон Милль.
Принцип полезности(является основанием утилитаризма):

«Поступки являются правильными (хорошими), когда они имеют тенденцию содействовать счастью (удовольствию, отсутствию страданий), неправильными (дурными), когда они имеют тенденцию приносить противоположное счастью (страдание, лишение удовольствия)».

«Те действия являются правильными, которые приносят наибольшее счастье наибольшему числу людей».
Плюсы:

  1. Стремление к лучшему результату, более гибкая теория(т к взвешиваются + -)
  2. Возможность учитывать конкретные обстоятельства, последствия деяния
  3. Удовлетворение большинства
  4. Применим в военно-полевой медицине

Минусы:

  1. Опора на эгоистические ценности (удовольствие, счастье)
  2. Не учитывает моральное состояния субъекта, моральное качества самого деяния
  3. Отсутствие определенности в градации полезности

6 Теория моральных обязательств prima facie У.Д. Росса в биомедицинской этике.

Делая моральный выбор, необходимо принимать во внимание последствия, хотя не результаты поступка, взятые обособленно, делают его правильным.

Предложил английский философ Уильям Дэвид Росс.

Теорию можно расценить как попытку объединить перспективы утилитаризма и перспективы кантианства.

Есть только два моральных свойства – правильность и добро (доброта) – и эти свойства не могут заменяться, или объясняться в терминах, другими свойствами.

Росс утверждает: мы должны ясно осознавать, что любое правило имеет исключения и должно отменяться в некоторых ситуациях.

Есть то, что является фактически правильным и то, что является правильным prima facie (на первый взгляд/при прочих равных условиях).

Фактический долг буквально есть то, что является моей реальной моральной обязанностью в конкретной ситуации (принимая во внимание все обстоятельства).

Prima facie моральное обязательство есть обязательство, которое предписывает, что я должен делать, когда не рассматриваются другие релевантные в ситуации факторы (требование считается, хотя и очень важным, но не безусловным).

Пример:

Если я обещал встретиться с вами за завтраком, тогда я имею prima facie моральное обязательство встретиться с вами. Но предположим, что я врач и как раз в то самое время, как я собираюсь направиться на нашу встречу, у моего пациента происходит остановка сердца.

При таких обстоятельствах, согласно точке зрения Росса, я должен нарушить моё обещание и оказать помощь пациенту. Мое prima facie моральное обязательство выполнять обещание не делает поступок обязательным. Это обязательство составляет моральное основание для встречи с вами, но имеется также моральное основание, чтобы не встречаться с вами. Я имею также prima facie моральное обязательство оказать помощь моему пациенту, и это есть основание, которое перевешивает первое prima facie моральное обязательство. Таким образом, оказание помощи пациенту является и prima facie (при прочих равных условиях) моральным обязательством и, в этой ситуации, моим фактическим (принимая во внимание все обстоятельства) моральным обязательством, то есть долгом.

Правильное действие – фактическое моральное обязательство – определяется рассмотрением своей важности или конкурирующих prima facie моральных обязательств, которые осознаются моральный интуицией.

  1. Моральные обязательства верности: говори правду, выполняй действительные и подразумеваемые обещания, не выдавай вымысел за истину. Давая слово что-либо сделать, человек создает обязательство поступать таким образом.
  2. Моральные обязательства возмещения (ущерба): исправлять несправедливости, которые мы сделали другим. Любое лицо своим несправедливым обращением с кем-либо еще создает моральное обязательство исправить несправедливость, которую совершил.
  3. Моральные обязательства благодарности: ценить (признавать) услуги, которые сделали нам другие. Если А предоставил полезную услугу В, когда В в ней нуждался, В посредством этого находится в положении морального обязательства предоставить полезную услугу А, когда тот в ней нуждается.
  4. Моральные обязательства справедливости: не допускать распределения наслаждений или счастья, которое не согласуется с заслугами (достоинствами) затронутых лиц. Блага должны распределяться в соответствии с личными заслугами, а существующие примеры несправедливого распределения должны быть исправлены.
  5. Моральные обязательства благодеяния (милосердия»): содействовать улучшению положения других людей в отношении добродетели, умственных способностей или наслаждения. В мире существуют другие люди, положение которых мы можем сделать лучше
  6. Мерильные обязательства nonmaleficenceе (не навреди): избегай или не допускай причинения вреда.
  7. Моральные обязательства самоусовершенствования: совершенствуйте себя в отношении добродетели и интеллекта. Мы можем улучшить наше собственное состояние.

Моральные правила у Росса не являются абсолютными в том смысле, в каком они у Канта; следовательно, как в случае утилитаризма, невозможно утверждать, каким было бы моральное обязательство в действительной конкретной ситуации.

Перечень моральных обязательств может выполнять важную функцию в моральном воспитании врачей, исследователей и другого медицинского персонала. Перечень рекомендует каждому ответственному за обслуживание пациента человеку размышлять над prima facie обязательствами, которые он имеет к этим людям, и отклонять одно из этих обязательств только в том случае, когда он уверен в моральном отношении, что другое обязательство получает приоритет.

Существует множество специфических обязанностей, предписываемых способом prima facie, и они могут выражаться в терминах, релевантных медицинскому контексту: не причиняй вреда пациентам; не распределяй редкие ресурсы таким способом, который не в состоянии оценить индивидуальные достоинства; не лги пациентам; выказывай пациентам расположение и понимание; не вселяй в пациентов ложных надежд и тд.

Наука не стоит на месте: ученые придумали, как печатать ткани и целые органы на 3D-принтере, проводятся успешные эксперименты по клонированию, уже усовершенствовали геном живого существа. Но стоит этим открытиям стать ближе к реализации, откуда-то берется возмущенный вой и крики «это неэтично!» Разбираемся, зачем вообще в медицине и биологии нужна этика и почему людей до сих пор не клонируют.

Что такое биоэтика?

Биоэтика — это область философского знания, направленная на анализ, изучение и решение этических проблем, возникающих как побочный продукт развития медицины, биологии и химии. Термин появился в 70-х годах прошлого века, тогда же был разработан первый пул ценностей, которые защищает биоэтика: защита жизни и здоровья пациентов (и врачей), защита личности.

Необходимость в такой защите людей от достижений науки мир ощутил в полной мере в середине и второй половине прошлого века. Тогда были совершены открытия, создавшие облик современной медицины: был расшифрован геном, изучена жизнь клеток и механизмы их образования, разрабатывались первые лекарства для лечения сложных болезней, ранее считавшихся смертельными. В то же время на примере военных преступлений в Третьем Рейхе человечество увидело, как эти достижения могут использоваться во вред людям: массовые эвтаназии, медицинские стерилизации, испытания препаратов на людях. Наука дала людям возможность решать, кто может жить, кто имеет право иметь детей и так далее. В краткосрочном периоде эта демонстрация научной мощи выглядела как исполнение высших целей, но в долгосрочном периоде это нарушение законов природы грозило разрушительными последствиями.

За пределами событий Второй мировой войны человечество также сталкивалось с проблемой неконтролируемых последствий прогресса в области медицины, их ярко описывает Солженицын в романе «Раковый корпус», когда пациенты, подвергавшиеся лучевой терапии и победившие рак, обнаруживали последствия такого метода лечения — лучевые осложнения. Только открытый метод широко применялся не только в СССР, но и за его пределами, он показывал высокую эффективность и был неинвазивным (то есть никого не нужно было резать), но в долгосрочном периоде врачи столкнулись с ухудшением состояния пациентов и были вынуждены пересматривать методологию в области лечения онкологических заболеваний. Возникает вопрос: а нужно ли было вообще применять метод, безопасность которого не была доказана в долгосрочном периоде? И, если нет, то неужели стоило оставить тысячи пациентов страдать и умирать от рака? В краткосрочном периоде цель оправдала средства, в долгосрочном — потребовались дополнительные практики, которые помогли бы разобраться с последствиями такого метода лечения.

Но биоэтика касается не только людей. Также эта область знания занимается защитой животных, в частности, их использованием для клинических испытаний препаратов, для экспериментов и трансплантаций.

Ключевые проблемы биоэтики

Сегодня в область ведения биоэтики входят более 100 медицинских и биологических практик, так или иначе заставляющих задумываться: «А правильно ли это?» Некоторые практики нарушают религиозные законы, что существенно для государств, в которых священные тексты по силе своего влияния близки к законодательным актам. Некоторые практики или крайне редки, или еще недостаточно адаптированы под современные реалии и непонятны большинству людей. Вот несколько примеров:

Эвтаназия

Еще эту практику называют ассистированным суицидом, который, как правило, заключается в том, что врач дает пациенту (по его просьбе) летальную дозу медикамента. Во многих странах помощь в совершении суицида является уголовным преступлением и нарушением медицинской этики, но в последние годы некоторые законодательства (такие как Австралия или Нидерланды) сделали послабления, снимающие ответственность с врачей за проведение эвтаназии. В большинстве стран, где эвтаназия легализована, составлен жесткий перечень критериев, по которому пациенту может быть разрешена подобная практика: наличие неизлечимого заболевания, сохранение здравого ума, к тому же пациент должен сам заявить о желании умереть. Также есть обязательные требования для врачей, такие как стаж работы и уровень квалификации, позволяющие им проводить ассистированный суицид.

Почему этим занимается биоэтика?
Помощь человеку в добровольном лишении себя жизни противоречит медицинской этике, Женевской декларации, а также, по мнению профессионального сообщества, эвтаназия (ничем не сдерживаемая) может довольно быстро начать распространяться на другие социальные группы, не только на пациентов с неизлечимыми заболеваниями, но и на людей с инвалидностью или принадлежащих к любой группе меньшинств. То есть, став распространенным инструментом, эвтаназия может стереть с лица планеты любого человека, который в какой-то момент решит, что недостоин жить.

Клонирование

Практика, которая уже использовалась в микробиологии и селекции и которую пророчат медицине. Заключается в выращивании эмбриона, чей генотип полностью повторяет генотип уже существующего или существовавшего человека. Эксперименты по клонированию проводились на животных, самым известным и удачным случаем была овца Долли из Шотландии, прожившая 6 лет и родившая нескольких ягнят. Но в области клонирования человека эксперименты все еще являются преступлением.

Почему этим занимается биоэтика?
Причин много, один из главных вопросов: как относиться к клону? Он имеет генетический набор человека, взрослеет и воспитывается как человек, но является ли он человеком? Другой вопрос из области более приземленной: если клон равен человеку, то является ли он родственником того, кто дал ему генетический материал? Сыном или братом? А кто тогда будет важнее, если клон идентичен своему образцу? Как регламентировать такие отношения? Можно ли изымать у клона органы для трансплантации живому человеку?

Тема трансплантации также занимает умы специалистов по биоэтике и пока что в этой области вопросов больше, чем ответов, потому что в определенный момент к ним начинают прибавляться и этико-религиозные вопросы, ведь создание живого существа по своему образу и подобию не путем деторождения — это практически уподобление себя Богу.

Суррогатное материнство

Когда у человека или семьи нет возможности самостоятельно выносить ребенка или это связано с риском для жизни, люди могут прибегнуть к суррогатному материнству. Эта практика осуществлялась довольно давно и никем не регулировалась, но с прошлого столетия правозащитники внимательно следят за ее осуществлением.

Почему этим занимается биоэтика?
На первый взгляд кажется, что главная проблема — привязанность суррогатной матери к ребенку, но социальных последствий от этой практики гораздо больше, чем кажется. Так правозащитники отмечают, что распространение практики суррогатного материнства может привести к эксплуатации женщин из развивающихся стран в качестве инкубаторов для детей из более развитых государств. В этом виде эксплуатации может присутствовать в том числе и торговля людьми: как самими суррогатными матерями, так и младенцами. Также отмечаются жесткие условия, в которых могут содержаться суррогатные матери, порой требования к ним бывают даже более строгими, чем к обычным роженицам, при этом им редко оказывается необходимая психологическая поддержка.

Евгеника

Это учение о селекции, применительно к человеку. Его разработал двоюрдный брат Чарльза Дарвина, в рамках учения предполагалось, что скрещивание людей «достойных» (то есть здоровых, талантливых и так далее) позволит улучшить генофонд населения. В то же время существовала «отрицательная евгеника», которая подразумевала ограничение возможностей к размножению у людей с наследственными заболеваниями, преступников и так далее. В начале двадцатого века евгеника пользовалась популярностью, но обрела негативную репутацию, поскольку обширно применялась в Третьем Рейхе, когда насильственно были стерилизованы более 400 тысяч человек.

Почему этим занимается биоэтика?
С 2000-х годов на территории ЕС запрещена практика евгеники, а также какая либо дискриминация людей по принципу наличия генетических заболеваний. Считается неэтичным запрещать человеку иметь детей на основе образа жизни или наличия наследственных заболеваний, которые могут не передаться потомкам, поскольку эта практика обесценивает жизнь еще не рожденного ребенка. Тем не менее, еще не принято однозначное решение о том, что делать, если неродившийся ребенок действительно будет страдать орфанными заболеваниями, которые подтверждаются при пренатальной диагностике.

Проведение клинических исследований без информированного согласия

Клинические исследования — важная составляющая при подготовке и вводе новых медикаментозных препаратов. Эксперименты на людях и животных помогают оценить побочные эффекты и сделать выводы об эффективности препаратов. Неэтическими считаются исследования, которые проводятся на добровольцах, не подписавших информированное согласие, или на людях, которые вообще не давали своего согласия на проведение экспериментов (например, в 40-х годах в Стейтвильской тюрьме врачи исследовали на заключенных новые способы лечения малярии). Не говоря уже о животных, которые вообще не могут ничего подписать. В 2020 году общественность была поражена социальной рекламой в защиту животных, которых используют для исследований косметических препаратов.

Также неэтическими являются психологические эксперименты, после которых добровольцы могут испытывать дискомфорт или даже получить травмы.

Почему этим занимается биоэтика?
Даже если человек соглашается на участие в эксперименте добровольно, он может не быть информирован о всех последствиях своего участия и о потенциальном вреде для здоровья. Запрет на проведение неэтичных клинических испытаний закрепен в Хельсинской конвенции.

Фильмы, где законы биоэтики не работают

Художники, сценаристы и режиссеры не раз задавались вопросами о том, как бы выглядел мир, если бы науку не сдерживали этические вопросы. Кто-то видит в этом утопические нотки, но большинство рисуют мир в мрачных тонах, потому что в погоне за совершенством и властью над природой часто может теряться человечность.

«Люси»

Год: 2014
Режиссер: Люк Бессон

Люси невольно становится жертвой эксперимента и контрабандисткой — ее вынуждают провезти внутри себя несколько упаковок сильного нейролептика, который заставляет мозг работать на максимальных мощностях. Все меняется, когда препарат попадает в кровь, и Люси стремительно меняется, как и мир вокруг нее.

«Остров»

Год: 2005
Режиссер: Майкл Бэй

Земля 2019 года, Линкольн живет в комплексе вместе с сотнями других выживших после техногенной катастрофы. Земля и вода заражены, но есть чудесный Остров, на который можно отправиться, выиграв в лотерею. Линкольн каждый раз ждет своего звездного часа, когда его объявят победителем, но неожиданно выигрывает так нравящаяся ему девушка Джордан. Случайно Линкольн узнает, что победителей не отправляют ни в какой райский уголок, а просто вырезают им органы и умерщвляют. Тогда вместе с Джордан они покидают комплекс и узнают, что вся история об Острове — спектакль, а сами они — лишь клоны, выведенные для пересадки органов богачам.

«Райские холмы»

Год: 2016
Режиссер: Элис Вэддингтон

«Райские холмы» — высокотехнологичный комплекс, куда богатые семьи отправляют своих дочерей, чтобы сделать из них благородных девиц. Главную героиню, Уму, отправили в центр из-за сопротивления принудительному замужеству. Девушка решает во что бы то ни стало сбежать, но сперва она должна узнать, действительно ли бьюти-практики и изысканные обеды могут хоть кого-нибудь сделать лучше.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии