В настоящее время достаточно распространена деятельность, связанная с оказанием транспортно-экспедиционных услуг. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлении заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей. Из этой статьи вы узнаете о том, какими документами оформляются эти операции, как избежать ошибок при отражении операций в бухгалтерском учете и при налогообложении.
Правовые основы
Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется главой 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).
Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем.
К числу основных услуг относятся: заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении; оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку; оплата провозных платежей; заключение договоров перевозки, договоров фрахтования, обеспечение отправки и получения груза и т.п.
В качестве дополнительных услуг экспедитор может взять на себя получение требующихся для экспорта и импорта документов, растаможку грузов, а также может осуществлять проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, хранение груза, его получение в пункте назначения, маркировку и затаривание груза, проверку состояния упаковки, складирование, а также совершение других операций с грузом (п. 1 ст. 801 ГК РФ) .
Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры как от собственного имени, так и от имени клиента. Последний должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п. 2 ст. 802 ГК РФ).
Клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию об особенностях груза, об условиях его перевозки, иные сведения, а также документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля (ст. 804 ГК РФ, ст. 5 Закона № 87-ФЗ).
В свою очередь экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента дополнительные данные. Лучше предоставлять информацию в письменном виде (п. 2 ст. 804 ГК РФ).
Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).
Документальное оформление
Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг.
В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, экспедиторскими документами являются:
- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Нелишним также будет оформить такой документ, как отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать: суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки; документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения; сумму своего вознаграждения.
К отчету должны быть приложены первичные перевозочные документы или их копии.
Если экспедитор оказывает услуги по перевозке лично, то он обязан передать клиенту перевозочные документы (товарно-транспортные накладные, авианакладные, коносаменты и др.), подтверждающие оказание этих услуг. Стороны подписывают акт сдачи-приемки.
Для подтверждения выполнения других видов услуг (погрузки, затаривания, маркировки и т.п.) стороны подписывают акт об оказании возмездных услуг с указанием конкретных видов услуг и их стоимости.
Унифицированные формы отчета экспедитора и акта сдачи-приемки оказанных услуг не установлены. Поэтому стороны вправе самостоятельно определять форму и содержание этих документов.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 29-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование и дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления
- личные подписи и их расшифровки.
Таким образом, для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету акт должен содержать все обязательные реквизиты.
Целесообразно описывать содержание хозяйственной операции более подробно, а не ограничиваться словами «работы выполнены в полном объеме» и т.п. Кроме того, в документах, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, необходимо сделать ссылку на договор и заявку.
В пакет документов для организации перевозки собственным автомобильным транспортом экспедитора входят:
- договор на транспортно-экспедиционное обслуживание;
- акт выполненных работ;
- отрывной талон путевого листа автомобиля;
- третий экземпляр товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) (далее – ТТН);
- счет-фактура экспедитора.
Эти документы должны содержать сведения о маршруте и расстоянии перевозки, наименовании и количестве груза, марке и модели автотранспортного средства.
Если для перевозки автотранспортом будут привлекаться перевозчики, то помимо договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, отчета экспедитора и счета-фактуры экспедитора в пакет документов включаются: копия договора, заключенного экспедитором с перевозчиком; копия ТТН; копия счета-фактуры перевозчика.
Для организации железнодорожной перевозки необходимы:
- копия договора, заключенного экспедитором с ОАО «Российские железные дороги»;
- копия железнодорожной накладной;
- копия счета-фактуры ОАО «РЖД»;
- копии железнодорожных квитанций разных сборов.
Бухгалтерский учет перевозок
Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента для оплаты транспортных услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).
Выплаты, произведенные организацией в адрес третьих лиц, привлеченных для исполнения договора транспортной экспедиции, за счет клиента, не признаются расходами организации на основании пунктов 2, 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. В момент оказания таких услуг их стоимость относится на расчеты с клиентом по договору транспортной экспедиции.
На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.
Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента в качестве предварительной оплаты экспедиторских услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 ПБУ 9/99). В силу п. 14 ст. 167, абзаца третьего п. 1 ст. 154 НК РФ организация-экспедитор сумму полученной предоплаты обязана включить в налоговую базу по НДС, отразить начисление НДС в учете и выписать счет-фактуру.
На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.
На дату оказания экспедиторских услуг сумму НДС, исчисленную и уплаченную с суммы предоплаты, полученной в счет вознаграждения за оказание экспедиторских услуг, организация вправе принять к налоговому вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).
В бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
Дебет 51 – Кредит 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции»
– поступили денежные средства клиента в оплату услуг по договору транспортной экспедиции (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);
Дебет 51 – Кредит 62/«Авансы»
– отражена сумма вознаграждения, полученная авансом за оказание экспедиторских услуг (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);
Дебет 76/«НДС с авансов» – Кредит 68/«НДС»*
– начислен НДС с суммы поступившей предоплаты (счет-фактура) в единственном экземпляре;
________________
* В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.
Дебет 002
– принят к учету груз, подлежащий перевозке (договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору и экспедиторская расписка);
Дебет 76/«Расчеты с перевозчиком»*– Кредит 51
– оплачены услуги перевозчика (договор перевозки, выписка по расчетному счету);
Дебет 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 76/«Расчеты с перевозчиком»
– стоимость перевозки списана за счет клиента по экспедиционному договору (акт сдачи-приемки транспортных услуг, товарно-транспортная накладная);
Дебет 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 90/«Выручка»
– отражено вознаграждение по договору транспортной экспедиции (акт сдачи-приемки услуг, отчет экспедитора);
Дебет 90/«НДС» – Кредит 68/«НДС»**
– начислен НДС с суммы вознаграждения по договору транспортной экспедиции (счет-фактура);
____________________
* В аналогичном порядке отражаются операции по привлечению экспедитором третьих лиц для оказания услуг транспортной экспедиции. Такими лицами могут выступать таможенный брокер, организация, оказывающая услуги склада временного хранения, и т.д.
** В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.
Дебет 90/«Себестоимость услуг» – Кредит 20
– списана себестоимость транспортно-экспедиционных услуг (бухгалтерская справка-расчет);
Кредит 002
– товар сдан клиенту или грузополучателю (товарно-транспортная накладная);
Дебет 62/«Авансы» – Кредит 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции»
– ранее полученная предоплата зачтена в счет уплаты экспедиторского вознаграждения;
Дебет 68/«НДС» – Кредит 76/«НДС с авансов»**
– принят к вычету НДС, исчисленный с суммы полученной предоплаты (счет-фактура).
Налогообложение перевозок
Рассмотрим два варианта взаимоотношений экспедитора с клиентом.
1. В договоре предусмотрена компенсация расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента.
налог на прибыль
При исчислении налога на прибыль в составе расходов не учитываются затраты в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору. Не учитываются в расходах также затраты, произведенные комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если они не учитываются в расходах комиссионера, агента и (или) иного поверенного согласно заключенным договорам. Такой порядок предусмотрен п. 9 ст. 270 НК РФ.
На основании изложенного считаем, что экспедитор в данном случае не имеет права включать в состав расходов при исчислении налога на прибыль расходы, компенсируемые ему клиентом.
Также в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ экспедитор не включает в состав доходов при исчислении налога на прибыль доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. Это касается и возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письмо от 30.03.2005 № 03-04-11/69).
Обратите внимание! Вышеизложенное относится исключительно к услугам, при оказании которых экспедитор является посредником.
Если экспедитором оказываются услуги лично, то, по нашему мнению, оснований не включать их в состав доходов (исключать затраты, осуществленные для получения дохода, из состава расходов) при исчислении налога на прибыль у экспедитора не имеется.
В целях минимизации налоговых рисков рекомендуем выделять в договоре размер вознаграждения экспедитора за организацию перевозки и стоимость услуг, оказываемых самим экспедитором, а также расходы, подлежащие компенсации.
Налог на добавленную стоимость
Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров (п. 1 ст. 156 НК РФ).
Договор экспедиции не перечислен в данной статье, но учитывая его сходство с агентским договором, считаем, что по отношению к нему также применяются положения ст. 156 НК РФ.
У экспедиторов-посредников налоговая база по НДС определяется согласно ст. 156 НК РФ как сумма дохода, полученная экспедитором в виде вознаграждения.
Порядок оформления счетов-фактур при посреднических операциях изложен в пунктах 3, 7, 11 и 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.
Согласно указанным нормам счета-фактуры, полученные от перевозчиков и других контрагентов по сопутствующим договорам, экспедитор перевыставляет клиенту от своего имени. При этом он отражает показатели, указанные в счетах-фактурах перевозчиков и контрагентов. Полученные и выставленные счета-фактуры экспедитор не регистрирует в книге покупок и книге продаж.
От своего имени он также составляет счет-фактуру на сумму вознаграждения и с этой суммы исчисляет НДС. Счет-фактура выставляется в течение пяти дней с даты подписания акта об оказании услуг и регистрируется экспедитором в книге продаж.
Таким образом, у экспедиторов налоговая база по НДС определяется как сумма дохода, полученная им в виде вознаграждения, без включения в нее суммы компенсации.
Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 30.03.2005 №03-04-11/69 и от 21.06.2004 № 03-03-11/103.
Обратите внимание! Экспедитор не имеет права принять к вычету суммы НДС по расходам, подлежащим последующей компенсации клиентом, так как данные расходы произведены по операциям, в дальнейшем не признаваемым объектом обложения НДС.
Кроме того, в договоре можно указать, что вознаграждение исчисляется и уплачивается на основании отчета экспедитора. Это позволит избежать необходимости выделения из поступающих от клиента денежных сумм суммы вознаграждения экспедитора, а соответственно и уплаты НДС с авансов.
2. В затраты по оказанию услуг, связанных с перевозкой, включается вознаграждение, предназначенное экспедитору
В этом случае в экспедиционном договоре сумма вознаграждения отдельно не выделяется.
Налог на прибыль
В таком случае оснований для исключения из состава расходов при исчислении налога на прибыль расходов, связанных с исполнением экспедитором обязательств, не имеется.
Экспедитор также обязан включить данные суммы в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Иными словами, экспедитор должен определить налогооблагаемые доходы исходя из всех поступлений от клиента, связанных с расчетами за реализованные услуги.
Налог на добавленную стоимость
При такой схеме работы налоговая база должна определяться с учетом всей суммы вознаграждения без исключения из нее расходов, связанных с исполнением обязательств.
При этом учесть в составе налоговых вычетов суммы НДС, предъявленные экспедитору в связи с исполнением им своих обязанностей, можно в полном объеме.
В этом случае экспедитор несет налоговые риски в пределах всей суммы договора.
4 особенности бухучета в транспортной компании в 2020-2021
30 Декабрь 2020
Любой отраслевой учет специфичен. Деятельность по осуществлению перевозок, грузовых и пассажирских, накладывает на бухгалтерию определенный отпечаток. Особенности бухучета у перевозчика обусловлены наличием транспортных средств, которые стоят или не стоят на балансе, могут находиться в собственности, в аренде, в пользовании по договору лизинга. Также имеют значение затраты, связанные с регистрацией автомобилей, страхованием, подготовкой водителей, медобслуживанием и профосмотрами. Добавьте к этому затраты на специальные материалы, от ГСМ до запчастей. И о транспортном налоге забывать не стоит. Он начисляется по нормам, закрепленным в 28 главе НК РФ, но имеет региональные особенности.
Отметим также актуальную для перевозчиков необходимость смены режима налогообложения. Это касается только пользователей ЕНВД, который прекращает свое действие в 2021 году. Это влечет за собой коррекцию бухгалтерского, налогового учета.
Что касается непосредственных особенностей бухучета у перевозчика, давайте рассмотрим ТОП-5.
Специфическая первичка
Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.
Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.
Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО.
Оказание услуг
Деятельность перевозчика классифицируется как оказание услуг. Последние могут оказываться по-разному. От этого будет зависеть специфика отражения финансово-хозяйственных операций в учете.
Если услуги доставки выделяются в отдельную категорию при заключении договора поставок, бухгалтеру транспортной компании предстоит отражать в учете:
— Выручку от реализации – Дт62 Кт90.
— НДС – Дт90 Кт68.
— Прямые затраты по услуге – Дт20 Кт70, 69, 60, 10.
— Косвенные затраты – Дт26 Кт76, 71, 70, 69, 68, 60, 04, 02, 10.
Все затраты должны быть учтены в финансовом результате.
Если доставка включена в цену товара, в доходных статьях учета транспортировка отдельно не указывается. Но расходы, ассоциированные с оказанием услуги, налогоплательщик отразить обязан. Их обычно включают в состав коммерческих расходов, расходов на продажу товара. В этом случае бухгалтеру предстоит сделать всего две проводки:
— Учет затрат на транспортировку – Дт44 Кт70, 69, 60, 10.
— Отнесение затрат на финансовый результат – Дт90 Кт44.
Такие разные затраты
Учет затрат у перевозчика осуществляется в соответствии с ПБУ и требованиями НК РФ. Но есть вещи, на которые бухгалтеру компании следует обратить особое внимание:
Учет транспортных средств. Он будет отличаться в зависимости от того, находятся ли машины в собственности, они взяты в лизинг с отражением на балансе лизингодателя или самой транспортной компании. Если учет машин ведется некорректно, затраты по его содержанию могут быть необоснованными. Стоит ли говорить о том, что такие ошибки могут дорого обойтись. Налоговая не преминет сделать доначисления и оштрафовать за занижение налоговой базы.
Регистрация транспорта, для которого эта процедура является обязательной. И начисление, уплата транспортного налога. За 2020 год платеж налоговики рассчитают самостоятельно. Если вы не согласны с расчетом, начисление можно оспорить. Чтобы избежать юридических ошибок и сэкономить время, обратитесь для решения проблемы к специалистам!
Нормы списания ГСМ. Горючка, необходимая для работы транспорта, относится в затраты. Но при этом важно соблюдать установленные нормы. Они могут определяться законодательно (актуально для отдельных отраслей) или локально, то есть самими перевозчиками. В том и другом случае без грамотной организации учета расхода ГСМ по каждой единице техники не обойтись. А бухгалтеру следует учитывать специфику отнесения излишнего расхода в затраты без уменьшения базы по прибыли.
Есть в транспортном секторе и другие расходы, которые включаются в состав затрат и влияют на налогообложение прибыли. Страхование техники и периодический техосмотр мы уже упоминали. Остановимся на расходах, связанных с профильным персоналом. В учете бухгалтерия транспортной компании должна отражать затраты на первичные, предрейсовые медосмотры водителей. Также в расходную статью следует включить оплату обязательных перерывов в работе, предусмотренных ТК РФ для таких сотрудников.
На этом затратная специфика не заканчивается. Есть еще оплата услуг сторонних исполнителей, которые организовывают и проводят погрузку, разгрузку, взвешивание грузов, очистку транспорта и т.п. Также в расходную статью включается платный въезд на определенные территории, плата за использование подъездного пути и другое.
Отраслевая специфика требует от бухгалтера соответствующих компетенций. Без опытного специалиста грамотно организовать и корректно вести учет у перевозчика невозможно.
Транспортная экспедиция и посредничество
Экспедиция в транспортной компании может быть самостоятельной и посреднической услугой. Вид услуги определяет особенности бухучета.
Если имеет место посреднический договор, перевозка осуществляется по поручению заказчика. Фактически это означает, что действует компания от имени клиента. Это касается всего, от оплаты сборов до страховки и хранения груза. Кстати, при получении последнего доход у перевозчика не возникает.
Приведем пример отражения услуги в бухучете у экспедитора-посредника:
- Дт51 Кт62 – предоплата за услуги перевозки груза.
- Дт002 – принятие груза на ответхранение.
- Дт76 Кт50 – оплата перевозчиком складских услуг.
- Кт002 – передача груза клиенту.
- Дт62 Кт91.1 – выручка от оказания услуг.
- Дт90.2 Кт20 – списание себестоимости перевозки.
- Дт51 Кт76 – компенсация затрат на аренду склада.
Посреднический договор об экспедиции позволяет поставщику услуг привлекать к перевозке третьих лиц. Если используются ресурсы другой фирмы, в первичном документе (счете-фактуре) в обязательном порядке указываются реквизиты фактического исполнителя (перевозчика).
Бухгалтерский учет в транспортной компании имеет и другие особенности. Они касаются налогообложения отдельных видов деятельности, совмещения режимов, осуществления кассовых операций, расчета налогов. Особого внимания также требует инвентаризация.
Профессиональный подход к организации, ведению бухгалтерского учета позволяет перевозчику и поставщику экспедиционных услуг минимизировать налоговые риски, получить и сохранить впоследствии репутацию добросовестного налогоплательщика.
Количество показов: 18270
Теги данной публикации: бухучеттранспортучет по отраслям
Другие материалы категории «Статьи»
Читать все статьи категории «Статьи»
Бухучет в транспортной компании имеет свои особенности. Рассмотрим, в чем они выражаются и чем обусловлены.
Чем примечательна деятельность по перевозкам
Транспортную компанию отличает следующее:
- В ней на каких-либо основаниях (в собственности, аренде, лизинге) имеются транспортные средства, при помощи которых происходит оказание услуг по перевозкам.
- Существенную часть штата работников составляют сотрудники, управляющие транспортными средствами, причем условия допуска их к работе и ее режим подчиняются определенным правилам.
- Наличие особого набора затрат, необходимых как для появления права на оказание услуг по перевозкам (регистрация транспортных средств, их страхование, наличие специально подготовленных людей для управления), так и для обеспечения функционирования транспортных средств (специальные материалы, регулярное техническое обслуживание).
- Необходимость начисления и уплаты являющегося дополнительным к прочим обязательным налогам особого транспортного налога, в целом подчиняющегося правилам НК РФ (гл. 28), но имеющего особенности в каждом из регионов.
ВАЖНО! До 2021 г. одним из самых популярных режимов налогообложения, используемых транспортными компаниями, был ЕНВД. Однако с 01.01.2021 данный режим на территории России отменен. Очень близкой к ЕНВД по смыслу является патентная система налогообложения, однако она доступна лишь индивидуальным предпринимателям.
- Обязательность применения в работе ряда специальных документов: путевой лист (для автотранспорта), товарно-транспортная накладная, железнодорожная или авиагрузовая накладная, коносамент, документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой.
Об оформлении путевых листов подробнее читайте в материалах:
- «Путевой лист грузового автомобиля в бухучете (бланк)»;
- «Путевой лист легкового автомобиля по форме 3 в бухучете»;
- «Путевой лист автобуса необщего пользования — форма 6»;
- «Какие особенности у путевого листа для легкового такси?»;
- «Особенности путевого листа на месяц — образец».
Эксперты «КонсультантПлюс» в Путеводителе по сделкам собрали основные операции у грузоперевозчика и разъяснили, как правильно выстроить учет в такой фирме. Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности
Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:
- Услуга по перевозке оказывается либо сама по себе, либо выделена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:
- выручка от реализации:
Дт 62 Кт 90,
- НДС от реализации:
Дт 90 Кт 68,
- прямые затраты по оказываемым услугам:
Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,
- косвенные затраты:
Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,
- затраты учтены в финрезультате:
Дт 90 Кт 20, 26.
- Если по условиям договора поставки товара продавец своими силами осуществляет его доставку покупателю и стоимость этой услуги входит в цену товара, то в доходах перевозка как отдельный вид не показывается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, формируют расходы по продаже (коммерческие):
- учтены затраты на доставку:
Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;
- затраты отнесены на финрезультат:
Дт 90 Кт 44.
Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг».
Специфика затрат при перевозках
При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи:
- Используемые транспортные средства должны обязательно найти отражение в учете. Это касается как собственных средств, так и находящихся в лизинге, а также арендованных. Причем учет арендованного /лизингового имущества с 2022 г. ведется в соответствии с положениями ФСБУ 25/2018.
Как арендатору вести учет арендованного автомобиля в соответствии с ФСБУ 25 расскажем в этой статье.
- Должна иметь место регистрация транспортных средств за перевозчиком: постоянная, если средства в собственности, или временная, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие этой регистрации (даже когда она временная) обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.
Как рассчитать транспортный налог, узнайте по ссылке.
ВНИМАНИЕ! С января 2021 года, начиная с платежа за 2020 год, налоговики самостоятельно рассчитают сумму налога для вашей компании. Декларацию по транспортному налогу сдавать больше не нужно. Подробности — здесь.
Что делать, если с расчетом налоговой вы не согласны, описано в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к справочно-правовой системе, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
- Отнесение в затраты ГСМ, необходимых для работы транспортных средств, производится в соответствии с утвержденными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются компанией самостоятельно. Это требует организации учета расхода ГСМ по каждому из транспортных средств и применения соответствующего алгоритма списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.
Порядок учета и списания ГСМ см. здесь.
- Безопасность работы автотранспорта в зимних условиях зависит от применения специальных шин, рассчитанных не на одну зиму. Необходимой станет организация не только неоднократной выдачи этих шин со склада, но и приема их на хранение на летний период с соответствующим отражением этих операций в учете.
- Непременными составляющими затрат станут расходы:
- на страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частями в течение времени действия страхового полиса;
- периодический технический осмотр транспорта;
- проведение регулярного технического обслуживания;
- обязательные первичные (при приеме на работу) и предрейсовые медосмотры лиц, управляющих транспортными средствами;
Нюансы медосмотров для работников транспортной компании узнайте из материала «Предрейсовый медицинский осмотр водителей».
- оплату специальных перерывов в работе, предназначенных для отдыха, для лиц, управляющих транспортом;
- услуги по погрузо-разгрузочным работам, взвешиванию груза, очистке транспортных средств;
- оплату проезда по платным дорогам, за въезд на территорию предприятий, хранение грузов, использование подъездных путей, подачу вагонов.
Итоги
Бухучет в транспортной компании отличается рядом особенностей, обусловленных спецификой осуществляемой деятельности. Эта специфика влияет не только на учет доходов и расходов, но и на налогообложение.
22 мая 2019 г.
Предоставление экспедиторских услуг связано с необходимостью вести активный документооборот, грамотно фиксировать все операции, своевременно и качественно осуществлять бухгалтерское обслуживание. От его качества во многом зависит успех коммерческой деятельности и отсутствие проблем с контролирующими органами.
Особенности учета и составления счетов
В сфере транспортно-экспедиционных услуг бухгалтерский учет имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой правоотношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Одна из его сторон (клиент) передает второй стороне (экспедитору) груз, который должен быть доставлен в определенный пункт назначения. Его может транспортировать и сам экспедитор, но в большинстве случаев для этих целей привлекается третья сторона, с которой заключается договор о перевозке.
Основные обязательства, которые предусматриваются договором экспедиции, связаны с организацией грузоперевозки по оговоренному маршруту на транспортном средстве определенного вида. Экспедитор отправляет переданный клиентом груз и заключает соглашение о транспортировке с организацией-перевозчиком.
Могут предоставляться и некоторые дополнительные услуги. Это, в частности, хранение грузов, проведение их проверки, погрузки и выгрузки, оплата сборов, госпошлин и других обязательных платежей за счет средств клиента. Кроме того, экспедитор может отвечать за прохождение таможенного контроля, получение импортной и экспортной документации, а также за другие формальности.
Составление счетов по договору транспортной экспедиции осуществляется по таким основным правилам. Груз, который передается клиентом, не становится собственностью экспедитора. Он учитывается на забалансовом счете в качестве товарно-материальных ценностей, которые приняты на ответственное хранение, по цене, зафиксированной в соглашении.
При передаче клиентом груза для транспортировки необходимо сделать бухгалтерскую проводку, по которой фиксируется, что он принят на учет как «Дебет 002». Последующая выдача груза получателю на основании транспортной накладной фиксируется в графе «Кредит 002» со списанием стоимости.
При составлении счетов-фактур по договору транспортной экспедиции возникают многочисленные вопросы, которые сложно решить даже опытным специалистам по бухгалтерскому обслуживанию. Это обусловлено неоднозначностью позиций по поводу классификации этого типа соглашения. Можно встретить противоположные точки зрения: одни считают его посредническим, другие признают соглашением о возмездном оказании услуг, а третьи самостоятельной разновидностью, объединяющей черты других сделок. Но в любом случае этот не обычное соглашение о перевозке грузов, поскольку ее осуществляет третья сторона – транспортная организация. Если же организатор транспортировки одновременно выступает и в роли перевозчика, заключается смешанное соглашение. При таких обстоятельствах применяются одновременно нормы, регламентирующие вопросы транспортной экспедиции и правила перевозки.
Порядок ведения бухгалтерии непосредственно зависит от содержания конкретного соглашения. Исходя из согласованных сторонами условий сотрудничества, специалист отражает в бухучете полученную выручку и издержки, связанные с выполнением договорных обязательств.
Если по своему содержанию договор транспортной экспедиции аналогичен соглашению о предоставлении возмездных услуг, в качестве реализационной выручки учитываются все средства, полученные по соглашению, в том числе в счет оплаты перевозки сторонней организацией. Поэтому экспедитору необходимо оформить счет-фактуру на полный комплекс выполненных задач и провести его регистрацию в книге продаж.
При составлении соглашения по аналогии с посредническим в состав реализационной выручки входит исключительно вознаграждение, которое причитается экспедитору, а расходы на перевозку во внимание не берутся. При этом на клиента накладывается обязательство компенсировать расходы, которые экспедитор понес по договору перевозки, заключенному с транспортной организацией, и ряд других затрат. В таком случае клиенту выдается 2 счета-фактуры: по одному на сумму вознаграждения за работу экспедитора и на сумму оплаты транспортировки. Причем второй из счетов оформляется с реквизитами организации, фактически перевозившей груз, и экспедитор не должен вносить его в свою книгу продаж.
Особенности налогообложения
Специфика уплаты налогов при осуществлении экспедиторской деятельности, как и ведения бухучета, определяется содержанием конкретного договора экспедиции. Если он составлен, как сделка об оказании услуг, экспедитор должен включать в реализационные доходы все средства, которые получил от клиента в рамках выполнения обязательств по договору. А оплату работы транспортной организации, перевозящей груз, можно учесть, как расходы, если эти траты не покрываются клиентом.
Составляя для оказания экспедиторских услуг посреднический договор, необходимо при расчете налогов учитывать в качестве доходов исключительно полученное экспедитором вознаграждение. При этом средства, переданные клиентом для проведения расчетов с транспортной организацией за перевозку груза, при осуществлении налогообложения не учитываются ни как доходы, ни как расходы.
Важно понимать, что при получении от клиента груза экспедитор не приобретает доход, который подлежит налогообложению. Аналогично клиент, передающий груз, не создает при этом объект уплаты НДС. Этим налогом облагается оплата работ, которые проводятся в рамках реализации положений соглашения транспортной экспедиции. Если составлено соглашение о предоставлении услуг, НДС платится со всей суммы, полученной в процессе выполнения договорных обязательств. При оформлении соглашения, как посреднического, налог платится исключительно с вознаграждения. Сумму НДС, указанную в том счете-фактуре, который касается расходов на перевозку груза, экспедитор не платит и не включает в свою декларацию.
Оценка экспедиторских услуг
За выполнение своих обязательств по договору транспортной экспедиции исполнитель получает вознаграждение, размер которого устанавливается по согласованию сторон. Оценка услуг, оказанных в рамках реализации соглашения, осуществляется с учетом их объема и сложности. Так, если экспедитор занимается не просто организацией транспортировки и заключением соглашения с организацией-перевозчиком, а самостоятельно доставляет груз, ему дополнительно оплачивается выполнение транспортной функции. Кроме того, по соглашению могут предусматриваться и другие обязательства, от объема и сложности которых зависит конечная оценка экспедиторских услуг. Это, к примеру, хранение груза, оплата госпошлин, погрузка и выгрузка. Чем больше задач ставится перед экспедитором, тем выше оценка его труда. Факт выполнения и объем выполненных задач подтверждается соответствующим актом.
Расчет оплаты работы экспедитора осуществляется исходя из данных, указанных в накладной, по тарифам такого специалиста (организации), которые могут повышаться в одностороннем порядке.
Если вы заинтересованы в качественном бухгалтерском обслуживании экспедиционной деятельности, предлагаем обратиться в нашу компанию. Сотрудничество с нами позволит больше не беспокоиться о ведении счетов и налогообложении без необходимости содержать целый штат бухгалтеров.
Наша специализация – предоставление бухгалтерской помощи организациям, частным предпринимателям и другим лицам. Сотрудники компании отлично разбираются в вопросах бухучета и уплаты налогов в сфере транспортной и экспедиторской деятельности.
Мы предоставляем каждому клиенту точный расчет стоимости услуг, что позволяет узнать о будущих расходах заранее. Все условия прозрачны и выгодны для вас!
Обращайтесь в нашу компанию, и в ваших отчетах все будет точно и грамотно. Благодаря нашей совместной работе контролирующие органы не смогут предъявить никаких претензий к вашей работе и ее оформлению. Мы обеспечиваем качественное бухгалтерское обслуживание и выполнение всех действующих требований к налогообложению.
Сдать отчетность транспортной организации в срок и без ошибок.
Попробовать
Расходы можно рассмотреть с двух сторон: прямые (непосредственно связанные с перевозками) и косвенные. К первым относятся траты на приобретение и страхование транспорта, ГСМ, техобслуживание, медосмотры водителей и т.п.
Существует другая часть расходов, которые напрямую не связаны с основной деятельностью. Например, доставка воды для сотрудников.
Так как перевозка — основной вид деятельности, прямые расходы учитываются на счете 20. Косвенные расходы собираются на счете 26. С 2021 года затраты, собранные на счете 26, списываются в дебет счета 90.08 (п. 26 ФСБУ 5/2019).
Для перевозок обычно используют собственный транспорт. В некоторых случаях организация может взять машину в аренду. Например, для перевозки крупногабаритного груза. Арендная плата составляет часть расходов и отражается на счете 20 (25, 26).
Автомобиль для перевозок можно приобрести в лизинг. Если транспорт учитывается на балансе лизингополучателя (транспортной компании), бухгалтер отразит операции проводками:
- Дебет 08 Кредит 76 — автомобиль поступил от лизингодателя.
- Дебет 01 «Имущество, полученное в лизинг» Кредит 08 — оформлен ввод в эксплуатацию.
- Дебет 76 «Арендные обязательства» Кредит 76 «Задолженность по лизинговым платежам» — начислены лизинговые платежи.
- Дебет 20 (25, 26) Кредит 02 «Амортизация имущества, полученного в лизинг» — начислена амортизация.
Для лизингового имущества можно применять ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3. Чтобы не возникли налоговые разницы, лучше применять одинаковый «ускоряющий» коэффициент в бухгалтерском и налоговом учете (п. 2 ст. 259.3 НК РФ).
Если автомобиль выкупит лизингополучатель, следует сформировать проводки внутри счетов:
- Дебет 01 «Собственное имущество» Кредит 01 «Имущество, полученное в лизинг».
- Дебет 02 «Амортизация имущества, полученного в лизинг» Кредит 02 «Амортизация собственного имущества».
Если автомобиль учитывается на балансе лизингодателя, проводки будут отличаться от указанных выше:
- Дебет 001 — автомобиль учтен на забалансовом счете по договорной стоимости.
- Дебет 20 (25, 26) Кредит 76 «Задолженность по лизинговым платежам» — отражен лизинговый платеж.
После выкупа автомобиль списывается с забалансового учета (делается запись по кредиту счета 001). В рамках балансовых счетов выкуп автомобиля у лизингодателя нужно отразить проводкой: Дебет 01 Кредит 02.
Оказание транспортных услуг оформляется стандартными проводками. Выручка записывается как Дебет 62 Кредит 90, НДС с выручки — Дебет 90 Кредит 68. Затраты компании на оказание услуги перевозки списываются в дебет счета 90.
Если организация помимо перевозок занимается продажей товаров, то проводки могут быть иными. Когда в договоре зафиксировано, что продавец осуществляет доставку товара своими силами и стоимость транспортировки входит в цену товара, бухгалтер делает запись: Дебет 44 Кредит 10 (60, 69, 70 и т.д.) — отражены затраты на доставку. Здесь можно учесть зарплату водителя, бензин, израсходованный на транспортировку и т.п. Дебет 90 Кредит 44 — затраты списываются на себестоимость.
Дебет | Кредит | Содержание операции |
---|---|---|
08 | 76 | Поступление автомобиля по договору лизинга (учет на балансе лизингополучателя) |
01 | 08 | Ввод в эксплуатацию |
20 | 02 | Начисление амортизации |
001 | Лизинговый автомобиль учтен на забалансовом счете по договорной стоимости (учет на балансе лизингодателя) | |
20 | 76 | Отражен в составе затрат ежемесячный лизинговый платеж (учет на балансе лизингодателя) |
001 | Лизинговый автомобиль списан с забалансового учета (выкуплен или истек срок договор) | |
01 | 02 | Автомобиль выкуплен после лизинга и поставлен на баланс |
62 | 90 | Отражена выручка компании при оказании услуг |
90 | 68 | Выделен НДС с оказанной услуги |
20 (25, 26) | 60 | Списана арендная плата по транспорту, взятому в аренду |
19 | 60 | Отражен НДС по аренде (если обе стороны работают на ОСНО) |
20 (25, 26) | 68 | Начислен транспортный налог |
68 | 51 | Налог перечислен в ФНС |
002 | Принятие груза на ответственное хранение |
Основной штат сотрудников составляют водители. Персонал должен проходить медосмотры, в том числе перед выходом в рейс. Кроме того, водителям при длительных поездках положены перерывы на отдых. Медицинские осмотры, перерывы и т.п. оплачиваются компанией.
Что взять под контроль транспортной организации? Выделим основные моменты:
- Транспорт должен быть учтен: на балансе или за балансом в зависимости от ситуации. Тогда затраты можно принять к учету обоснованно.
- Автотранспорт должен пройти регистрацию в ГИБДД.
- Необходимо платить транспортный налог.
- Обязательный учет и контроль ГСМ. Списание по нормам, утвержденным законодательством и нормативными актами компании.
- Ведется учет не только транспорта, но и запчастей. Например, важно организовать учет зимней и летней резины.
- Транспорт должен быть застрахован. Сумма по полису включается в затраты равными частями ежемесячно.
- Необходимо проходить техосмотры и периодическое обслуживание транспорта.
- Нужно оформлять путевые листы на поездки.
Компании, занимающиеся перевозками, могут работать на ОСНО или УСН. У индивидуального предпринимателя есть дополнительный выбор — работа на патенте (ПСН).
Налоги транспортной организации в целом не отличаются от налогов любой другой компании. У перевозчиков в силу специфики возникает обязанность по уплате транспортного налога. Особенности расчета и уплаты прописаны в ст. 356-363 НК РФ. ФНС самостоятельно рассчитывает сумму налога, компании остается ее перечислить. Декларацию сдавать не нужно. Налог по итогам года бухгалтер перечислит до 1 марта. Регионы вправе установить отчетные периоды, тогда в течение года организация обязана уплачивать авансовые платежи.
Отслеживайте сроки и статусы уплаты налогов и сдачи отчетности в онлайн-таблице Контур.Экстерна
Узнать больше
Все затраты должны быть документально подтверждены и обоснованы, иначе ФНС может аннулировать такие расходы и доначислить налог на прибыль.
ГСМ списывают согласно нормам, учитывая данные путевых листов. Существуют летние и зимние нормы расхода. Всё, что сверх установленных лимитов, списывается за счет прибыли (т. е. не уменьшает налогооблагаемую базу). Лимиты расходования ГСМ утверждает руководитель, издав приказ.
В расходах с целью уменьшения налоговой базы можно учесть проезд по платным дорогам (ст. 264 НК РФ). Такие траты должны быть обоснованы: необходима ускоренная доставка скоропортящихся товаров, такие правила установлены в договоре и т.д.
Налоговая отчетность зависит от системы налогообложения. На ОСНО сдают декларации по прибыли, НДС, 6-НДФЛ. Компании на упрощенке сдают декларацию по УСН. Специальной налоговой и бухгалтерской отчетности у транспортной компании нет. Бухгалтерский и налоговый учет ведется согласно требованиям и нормам ПБУ, Закона № 402-ФЗ и НК РФ.
Чтобы контролировать работу водителей, начислять зарплату и списывать ГСМ, бухгалтеры используют путевые листы (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Порядок заполнения путевых листов утвержден Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368. На любую перевозку груза, багажа или пассажиров нужно выписать путевой лист. Срок документа зависит от продолжительности рейса.
Организация должна вести журнал учета путевых листов. Разрешено вести записи вручную на бумаге, при этом пронумеровав и прошнуровав листы. Также предусмотрен электронный вариант журнала, в котором сведения нужно заверять усиленной квалифицированной электронной подписью.
При перевозке грузов следует оформлять договор и транспортную накладную (Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200). С 2022 года транспортную накладную можно составлять и подписывать в электронном виде. Документ содержит 17 разделов, стоимость перевозок указывается в рублях. Транспортная накладная подтверждает расходы в рамках главы 25 НК РФ (письмо ФНС РФ от 02.07.2019 № СД-4-3/12855@).
Некоторые перевозчики прикладывают к грузам товарно-транспортную накладную, но она не является обязательной.
Учет в транспортных организациях имеет свои особенности. Чтобы подтвердить расходы, придется позаботиться о специальных документах. Их отсутствие при проверке повлечет штрафы и снятие расходов.
Подготовить, проверить и сдать отчетность транспортной организации через интернет.
Узнать больше
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Транспортно-экспедиторские услуги бухгалтерский учет
Транспортно-экспедиторские услуги бухгалтерский учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Транспортно-экспедиторские услуги бухгалтерский учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Транспортные расходы в структуре таможенной стоимости: практика начислений и вычетов из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары
(Мокров Г.Г.)
(«Таможенное дело», 2021, N 4)Во-первых, декларант может располагать только документами, оформляемыми в соответствии с обычаями делового оборота и применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС. В частности, компания-экспортер, продающая товары на внутренний рынок ЕАЭС на условиях поставки DAP, DPU или DDP, обязана передать компании-импортеру в соответствии с требованиями «Инкотермс-2020» коммерческий счет-фактуру (включающий в том числе затраты на доставку товаров в пункт назначения) и деливери-ордер или обычный транспортный документ (например, оборотный коносамент, железнодорожную накладную или накладную мультимодальной перевозки). Причем таможенные органы, требующие предоставления договоров по транспортировке товаров, счетов-фактур и банковских документов, игнорируют, на наш взгляд, тот очевидный факт, что участниками правоотношения в данном случае являются не компании-импортеры, а иностранные компании-производители, продающие товары на экспорт, и транспортно-экспедиторские компании, несущие все расходы и риски по доставке товаров до места назначения на таможенной территории ЕАЭС. Более того, стоимость транспортно-экспедиторских услуг, включенная в цену договора международной купли-продажи товаров, как правило, выше той стоимости услуг, которая указана в договорах транспортной экспедиции, заключенных между компаниями-экспортерами и компаниями-перевозчиками, поскольку иностранные компании-производители добавляют в соответствии с требованиями бухгалтерского учета к цене, установленной транспортно-экспедиторскими компаниями, собственные затраты, связанные с подготовкой и заключением договора на транспортировку товаров, согласованием технических условий погрузки и крепления грузов, участием в организации транспортного процесса, рисками утраты или повреждения товаров в пути, и прочие расходы.