Тест 2 Экономическая
политика государства
Часть 1
1. К стабилизационному
направлению в экономической политике относится
1) государственная
поддержка наиболее важных отраслей хозяйства
2) содействие
конкуренции
3) ограничение
монополии 4) «оздоровление» экономики
2. Сторонником
монетаризма являлся
1) М.
Фридмен 2) Дж. Кейнс
3) А.
Смит 4) К. Маркс
3. Политика российского
правительства в 1992— 1993 гг. следовала теории
1)
монетаризма 2) марксизма
3)
кейнсианства 4) протекционизма
4. Повышение учетной
ставки по кредитам приводит к
1) удешевлению кредита
2) уменьшению
количества желающих брать кредиты
3) подъему
производства 4) усилению инфляции
5. Понижение учетной
ставки по кредитам приводит к
1) уменьшению денег в
обращении 2) снижению инфляции
3) подъему производства
4) уменьшению числа
заемщиков 6. Увеличение нормы обязательных резервов,
размещенных в центральном банке, приводит к
1) уменьшению денег у
банков для кредитования 2) увеличению денежной массы
3) удешевлению
кредита 4) увеличению числа заемщиков
7. Уменьшение объемов
обязательных резервов, размещенных в центральном банке, приводит к
1) увеличению денежной
массы 2) уменьшению денег у банков для кредитования
3) удорожанию
кредита 4) уменьшению числа заемщиков
8. Государственный
бюджет Российской Федерации принимается
1) Президентом
РФ 2) Правительством РФ
3) Федеральным
Собранием РФ 4) Министром финансов
9. К прямым налогам не
относится
1) подоходный налог
граждан 2) налог на прибыль
3) налог на
имущество 4) налог на добавленную стоимость
10. К косвенным налогам
не относится(ятся)
1) налог с владельцев
транспортных средств 2) налог с оборота
3) таможенные
пошлины 4) налог с продаж
11. К источникам
доходов государства не относится(ятся)
1)
налоги 2) прибыль государственных предприятий
3)
инвестиции 4) сеньораж (доход от эмиссии денег)
12. В понятие
финансовых активов не входят
1)
акции 2) деньги 3) облигации
4) предприятия
13. Свойство ценных
бумаг быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или
финансовый, называется
1)
ликвидностью 3) профицитом
2) запасом
ценности 4) кредитом
14. В бюджетную систему
Российской Федерации не входят
1) федеральный бюджет
РФ 2) бюджеты субъектов РФ
3) бюджеты муниципальных
образований 4) бюджеты частных предприятий
15. Денежная сумма,
выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные
цели, называется
1) дотацией
2) бюджетной ссудой 3) субвенцией 4) трансфертом
Часть 2
1. Вставьте пропущенные
понятия: К экономическим целям государства относятся:
1) обеспечить
экономический____________
2) создать условия
экономической_____________
(право хозяйствующих
субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности)
3) заботиться об
обеспечении полной___________
(каждый, кто может и
хочет работать, должен иметь работу)
2. Найдите в
приведенном списке методы прямого регулирования государством экономической
сферы и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) кредитно-денежная
политика
2) принятие законов
3) расширение
государственных заказов
4) бюджетная политика
5) развитие
государственного сектора
6) налогообложение
Ответ:__________________.
3. Найдите в
приведенном списке методы косвенного регулирования рынка и обведите цифры, под
которыми они указаны.
1) кредитно-денежная
политика
2) принятие законов
3) расширение
государственных заказов
4) бюджетная политика
5) развитие
государственного сектора
6) налогообложение
Ответ:
4. Норма процента, по
которой центральный банк дает кредиты коммерческим банкам,
называется_________________________________ .
5. Деятельность государства в области налогообложения,
регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется
_________________________ .
Часть 3
1. «Труд есть
единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть
единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности» (Д.
Писарев).
2. «Труд составляет
самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем
обществом, на пользу которого направлен этот труд» (Д. Писарев).
3. «В то время как роль, которую играет в производстве природа,
обнаруживает тенденцию к сокращению отдачи, роль, которую играет в нем человек,
обнаруживает тенденцию к возрастанию отдачи» (А. Маршалл).
Тест
3 Роль государства в экономике.
А
1. Из государственного бюджета финансируется (-ются): 1) независимые СМИ 2)
проекты индивидуального строительства 3) судебная система 4) маркетинговые
исследования предприятий
А
2. Правительство страны В. использует продажу крупных объектов государственной
собственности в частные руки как дополнительный источник государственных
доходов. Какую политику государства иллюстрирует данный факт?: 1) экономической
стабилизации 2) обеспечения занятости 3) бюджетную 4) денежно-кредитную
А
3. Верны ли следующие суждения о прямых и косвенных налогах?:
А.
Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и
имущества граждан и предприятий.
Б.
Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов над
расходами.
1)
верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А
4. Какую из названных функций в рыночной экономике должно выполнять
государство?: 1) регулирование обмена 2) определение объёма денежной массы 3)
обеспечение связи производителей и потребителей 4) ценообразование
А
5. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной
экономики?:
А.
Государство в условиях рыночной экономики поддерживает социально значимые, но
не выгодные для частного предпринимательства отрасли производства.
Б.
Государство в условиях рыночной экономики защищает экономические интересы
производителя и потребителя.
1)
верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А
6. В социально-экономической сфере рынок осуществляет функцию: 1) распределения
ресурсов и материальных благ 2) обеспечения социально-политической стабильности
3) определения количества и видов налогов 4) обеспечения охраны окружающей
среды
А
7. Государственный бюджет отражает расчёты правительства о размерах: 1) цен на
товары массового спроса 2) объёмов продаж частных предприятий 3) расходов на
обслуживание внешнего долга 4) численности занятых на производстве
А
8. Важной задачей экономической политики современного государства является: 1)
поддержка монополистических объединений 2) перераспределение общественных
доходов 3) централизованное распределение ресурсов 4) установление цен на
основные товары и услуги
А
9. Верны ли следующие суждения о безработном?:
А.
Человек не считается безработным, если он временно уволен.
Б.
Человек не считается безработным, если он ожидает выхода на новую работу.
1)
верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А
10. К объектам налогообложения относится (-ятся): 1) субсидии частным
предпринимателям 2) выплаты процентов по государственному долгу 3) социальные
пособия граждан 4) имущество, передаваемое по наследству
А
11. Основными инструментами денежно-кредитной политики государства являются: 1)
государственные расходы, налоги и нормы обязательных резервов 2) предложение
денег, государственные закупки и налоги 3) учётная ставка процента, рыночная
ставка процента, операции на открытом рынке 4) операции на открытом рынке,
норма обязательных резервов, учётная ставка процента
А
12. Структурная безработица возникает в результате: 1) технического прогресса
2) инициативы работников 3) роста спроса на трудовые ресурсы 4) наступление
определённого времени года (сезона)
А
13. Недостатки действия рыночного механизма проявляются в: 1) распределении
ограниченных ресурсов 2) повышении эффективности производства 4)
ценообразовании
А
14. Верны ли следующие суждения о структуре государственного долга?:
А.
В структуру государственного долга входит задолженность страны внешним
кредиторам.
Б.
В структуру государственного долга входит задолженность страны перед своими
фирмами и гражданами.
1)
верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В 1.
В
2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Переход от
государственной экономики через её разгосударствление к смешанной экономике
рыночного типа не означает исключение государства из экономической жизни
общества. (2) В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в
функционировании экономики далеко не одинакова. (3) Она различается по
масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику. (4) Эти
различия, на наш взгляд, обусловлены многими факторами объективного
материального порядка.
Определите, какие
положения носят
А) фактический
характер Б) характер оценочных суждений
Запишите под
номером положения букву, обозначающую его характер.
В
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
приведённого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В современной экономике действуют три главных
__________ (1): производители экономического продукта, его _________ (2) и
государство. Между ними происходит весьма интенсивный ________ (3) товарами,
__________ (4), денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает
определённую упорядоченность экономических процессов, их правовое __________
(5), защиту прав и интересов отдельных участников экономических _________ (6)».
Слова в списке даны в именительном падеже,
единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно
заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше чем
вам потребуется для заполнения пропусков.А) регулирование Б) обмен В) спрос Г)
потребитель Д) рынок Е) субъект Ж) услуга З) объект И) отношение
Тест
4 Роль государства в экономике.
А
1. Бюджетная политика государства регулирует: 1) зарплату в частных компаниях
2) размеры дивидендов акционеров 3) расходы на военные (оборонные) программы 4)
товарообмен между предприятиями
А
2. Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной
экономики?
А.
Государство в условиях рынка организует необходимые гражданам общественные
работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.
Б.
Государство в условиях рынка заинтересовано в защите экономических интересов
предпринимателей и потребителей.
1)
верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А
3. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную
собственность составляет суть: 1) национализации 2) инфляции 3) приватизации 4)
разгосударствления
А
4. Цель экономической политики государства состоит в том, чтобы: 1)
ликвидировать излишнее оборудование 2) максимально использовать наличные деньги
3) обеспечить прибыль производителей 4) повысить эффективность экономики
А
5. Наиболее вероятной причиной безработицы является: 1) монополизация отдельных
отраслей экономики 2) спад производства 3) увеличение числа частных
(негосударственных) предприятий 4) усиление конкурентной борьбы между
производителями
А
6. Налогообложение – это определённый законодательством механизм: 1) изъятия
доходов частных предприятий в пользу государственных 2) изъятия части доходов
граждан в пользу государства 3) повышения расходов на государственный аппарат
4) увеличения пенсий и пособий.
А
7. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?:
А.
Действие законов рыночной экономики способствует эффективному распределению
ресурсов производства.
Б.
Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально
незащищённым слоям населения.
1)
верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А
8. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение количества: 1) работающих
к числу неработающих 2) неработающих к численности рабочей силы 3) безработных
к численности трудоспособного населения 4) безработных к численности рабочей
силы
А
9. В рыночной экономике следствие конкуренции производителей является: 1)
снижение налогов 2) экономический застой 3) увеличение потребления 4)
уравновешивание спроса и предложения
А
10. Общественные товары и услуги – это: 1) товары и услуги, от преимуществ
пользования которыми никто не может быть отстранён 2) товары и услуги, за
которые частные лица платят добровольно 3) товары и услуги, всегда
ассоциируемые с внешними издержками 4) товары и услуги, представляемые частным
сектором для блага каждого отдельного лица
А
11. Бюджетная политика государства направлена на: 1) увеличение денежной массы
2) сокращение числа частных предприятий 3) рост числа инвестиционных фондов 4)
регулирование государственных расходов и доходов
А
12. Верны ли следующие суждения о циклической и фрикционной безработице?:
А.
Циклическая безработица возникает в результате спада производства.
Б.
Фрикционная безработица охватывает работников, ищущих или ждущих получения
работы в ближайшее время или в будущем.
1)
верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А
13. Денежно-кредитная политика государства непосредственно осуществляется через
деятельность 1) министерства экономики 2) министерства финансов 3) Центрального
банка 4) правительства в целом на основании решений, принимаемых его
председателем
А
14. Государственные бюджетные средства расходуются на: 1) финансирование
фундаментальных научных исследований 2) выплату авторских гонораров в частном
издательстве 3) составление экономического прогноза деятельности коммерческих
банков 4) снижение налогов с оборонных предприятий
В1.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)
В
новых условиях рыночных отношений изменяется характер государственных расходов.
(2) Их доля, на наш взгляд, должна снижаться в направлении финансирования
народного хозяйства. (3) Предприятия, приобретая экономическую свободу,
способны самостоятельно решать большинство задач своего хозяйственного
развития. (4) Скорее всего, переход к рынку потребует специфических затрат,
обеспечивающих структурную переориентацию предприятий и отраслей, поддержание
территориальных пропорций хозяйствования, предотвращение последствий неминуемо
растущей безработицы.
Определите,
какие положения носят
А) фактический
характер Б) характер оценочных суждений
Запишите под
номером положения букву, обозначающую его характер.
В
2.
В
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
приведённого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Монетарная
политика – это проводимые правительством через Центральный банк меры в области
денежного обращения и _______ (1), направленные на обеспечение устойчивого,
эффективного функционирования экономики. Цель монетарной политики – помощь
экономике в достижении такого уровня ________ (2), который обеспечит полную
______ (3) и отсутствие _______ (4). Операции на открытом рынке проводит
Центральный банк, который продаёт государственные ценные бумаги, выплачивая по
ним высокий _________ (5), привлекает средства инвесторов для покрытия
бюджетного _________ (6)».
А) процент Б)
дефицит В) занятость Г) депозит Д) производство Е) кредит Ж) ипотека З)
инфляция И) девальвация
ЭКОНОМИКА
Задания для самопроверки l Тест А. Предметом изучения экономики как науки является l 1. обмен продуктами питания 2. оформление трудового договора 3. разработка принципов распределения ресурсов 4. изобретение ресурсосберегающих технологий l l l
Ответ l № 3
Тест А l Понятие « экономика» первоначально означало l 1. управление сельским поместьем 2. искусство ведения домашнего хозяйства 3. натуральный обмен 4. денежное обращение l l l
Ответ l № 2
Тест А l Основу экономической сферы жизни общества составляет l 1. регулирование социальных отношений 2. производство материальных благ 3. разработка ресурсосберегающих технологий 4. взаимодействие государства и политических партий l l l
Ответ l № 2
Тест А l Рост спроса на компьютеры, отличающиеся более мощными процессорами, сотовые телефоны, аудио – и видеоаппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на l 1. рынке сырья и материалов 2. рынке товаров и услуг 3. фондовом рынке 4. рынке труда l l l
Ответ l № 2
Тест А l Экономику бывшего СССР в наибольшей степени можно отнести к l 1. традиционному типу 2. рыночному типу 3. командному типу 4. рыночному типу с элементами традиционной системы l l l
Ответ l № 3
Тест А l Бюджетная политика государства регулирует l 1. зарплату в частных компаниях 2. размеры дивидендов акционеров 3. расходы на военные ( оборонные ) программы 4. товарообмен между предприятиями l l l
Ответ l № 3
Тест А l Какая группа понятий характеризует проявления экономической жизни общества? l 1. социальная дифференциация, потребление, научное познание 2. производство, обмен, потребление 3. обмен, самопознание, научно – технический прогресс 4. распределение, общение, изобретательская деятельность l l l
Ответ l № 2
Тест А l Наибольшему увеличению равновесной цены соответствует l 1. увеличение спроса с одновременным уменьшением предложения 2. уменьшение спроса с одновременным увеличением предложения 3. увеличение предложения при неизменном спросе 4. одновременное уменьшение спроса и предложения l l l
Ответ l № 1
Тест В 1 l Запишите слово, пропущенное в схеме Признаки товара Обладает……. Обладает потребительной стоимостью
Ответ l Стоимостью
Тест В 2 l Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием « субъект собственности» l СЕМЬЯ, ВАЛЮТА, ЧЕЛОВЕК, ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ, ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ. l Ответ …….
Ответ l Валюта
Тест В 1 l Запишите пропущенное слово. Формы собственности в РФ ( по Конституции) частная государственная …………
Ответ l муниципальная
Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.
Что такое бюджетно-налоговая политика государства
Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.
Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?
- стабильный экономический рост в стране;
- занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
- стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).
Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:
- Стимулирующая.
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
- повышение государственных закупок товаров и услуг;
- снижение налогового бремени на предприятия;
- повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
- Сдерживающая.
А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:
- сокращение государственных расходов;
- увеличение налогов;
- сокращение трансфертов.
Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.
Фискальная политика |
|
Дискреционная (объявляется государством). Характерны следующие маневры:
|
Автоматическая («встроенные стабилизаторы»). «Работают» следующие инструменты:
|
Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране |
Подробно о дискреционной политике можно прочитать в нашей статье «Дискреционная бюджетно-налоговая политика (нюансы)».
Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.
НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.
Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.
А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.
Основные инструменты налогово-бюджетной политики
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
- государственные закупки;
- налоги;
- трансферты.
Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:
- Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
- Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.
Об изменениях в налогообложении с 2023 года читайте в этой рубрике нашего сайта.
- Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.
Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.
О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».
Плюсы и минусы фискальной политики
У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:
- Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
- Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
- Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).
При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:
- Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
- Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
- Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.
О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».
Итоги
Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.
7. Духовная жизнь- это:
1) стремление к великим идеям, высоким идеалам
2) презрение к материальным благам, мирским заботам и утехам
3) глубоко религиозный способ жизни человека
4) поведение человека в обществе
8. Термин «общественно- экономическая формация » был введен в научный оборот:
1) О. Контом;
2) И.Кантом;
3) К.Марксом;
4) М. Вебером.
9.Какие из нижеперечисленных функций, характерны только для семьи
1) воспитание;
2) эмоциональная разрядка;
3) рождение детей;
4) материальная поддержка несовершеннолетних.
10. Бюджетная политика государства в условиях смешанной экономики регулирует:
1) отношения между трудом и капиталом;
2) размеры дивидендов акционеров;
3) расходы на военные (оборонные) программы;
4) товарообмен между предприятиями.
11. При каком условии производителю выгодно увеличивать предложение товаров на рынке?
1) государство регулирует спрос;
2) растет неравенство доходов потребителей;
3) повышаются рыночные цены на продукцию;
4) спрос населения снижается.
13. Верны ли следующие суждения
А. Прожиточный минимум включает в себя расходы на образование.
Б. Прожиточный минимум включает в себя расходы на коммунальные услуги.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
14. Доход, получаемый собственником от использования имущества или земли, называется:
1) пошлиной;
2) прибылью;
3) рентой;
4) дивидендом.
15. Гражданские права человека:
1) пожалованы ему демократическим государством;
2) неотчуждаемы и даны ему от рождения;
3) в отдельных случаях переходят по наследству;
4) предоставляются человеку Всеобщей декларацией прав человека.
17. Правовое государство отличает:
1) полное искоренение преступности;
2) верховенство закона, закрепляющего права и свободы граждан;
3) жесткая вертикаль власти;
4) наличие разветвленной системы судов разных уровней.
19. Конституцию как Основной Закон государства характеризует то, что
1) положения, включаемые в нее, не могут быть изменены;
2) она принимается парламентом страны;
3) ей должны соответствовать все нормативные акты;
4) она детально определяет нормы всех отраслей права.
20. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?
Международное гуманитарное право
А. регулирует отношения между воюющими государствами.
Б. стремится смягчить последствия войн.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны
21. Каков отличительный признак глобальных проблем?
1) затрагивают все человечество 3) приводят к отрицательным последствиям
2) не имеют путей решения 4) относятся к сфере экономики
22. Верны ли следующие суждения о свободе человека?-
A. Одно из проявлений свободы человека — возможность поступать по своему усмотрению.
B. Свобода — это абсолютное отсутствие ограничений деятельности человека.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
23. Что является отличительным признаком морали?
1) отражает представления о добре и зле
2) эмоционально воздействует на человека
3) объясняет природные и общественные явления
4) обращается к сверхъестественным силам
24. Что понимается под формой правления государства?
1) организация высших органов власти 3) распределение власти по территории страны
2) политический режим 4) политическая система
25. К политическим правам (свободам) человека относится (ятся)
1) право собственности 3) избирательные права
2) свобода вероисповедания 4) свобода передвижения
26. Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что
1) сложилась многопартийная система
2) парламент формируется на основе всеобщих выборов
3) отдельные территории имеют свои законодательные органы
4) народ является единственным источником власти
27. Что является формой непосредственного народовластия?
1) выборы 3) референдум
2) многопартийность 4) парламентари
28. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.
Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
29. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, регулируемые нормами трудового права, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) прием на работу
2) выдача ипотечного кредита
3) установление опеки и попечительства
4) образование акционерного общества
5) предоставление отпуска
30. Найдите в приведенном ниже списке примеры негативного воздействия общества на природу и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) организация национального парка
2) промышленное загрязнение русла реки
3) вырубка парка под строительство жилья
4) принятие программы сохранения амурских тигров
5) принятие экологического законодательства
Разработка урока обществознания в 11 классе по теме
«Государство и экономика» (2 часа) по учебнику Л.Н. Боголюбова
Цели изучении темы
-
Расширить и углубить знания учащихся об экономически роли государства в условиях рынка. Обосновать необходимость воздействия государства на экономические процессы и в условиях рыночных отношений, раскрыть экономические функции государства, показать основные рычаги государственного регулирования экономики.
-
Обогатить знания учащихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии: налоги, подоходный налог, государственный бюджет,
-
Продолжать формировать умение использовать ранее изученный материал при анализе новых явлений я процессов.
Ход урока
Примерный план изучения темы
-
Изменение экономической роли государства с переходом от «классического» капитализма к современному.
-
Экономические функции государства в условиях современной рыночной экономики.
-
Государственная собственность; ее масштабы в различных государствах.
-
Рычаги государственного регулирования экономики: бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование.
-
Вопрос о пересмотре роли государства в рыночной экономике стран Запада после экономического кризиса конца 20-х — начала 30-х годов прошлого века раскрывается с опорой на исторические знания учащихся. Ставятся и обсуждаются вопросы:
1. Вспомните основные направления экономической политики американского президента Рузвельта в середине 30-х годов.
2. Что заставило президента изменить экономическую роль государства?
3. Удалось ли с помощью этой политики переломить ситуацию? В чем это выразилось?
На одном из направлений реформ Рузвельта — финансовой реформе можно остановиться более подробно.
Регулирование финансового рынка в США в 30-е годы.
Фондовый кризис («черный вторник» 24 октября 1929 г.) правительство США и президент Гувер посчитали очень серьезным явлением, однако полагали, что вскоре ситуация выправится, так как согласно идее минимального вмешательства государства в экономику кризисные явления лишь очистят ее от неэффективного производства.
Однако, как показали дальнейшие события, фондовый кризис пил лишь началом глубочайшего кризиса экономики. К 1933 г.разорилось 10 тыс. банков (треть общего числа), производство сократилось на 56%, доля безработных среди трудоспособного населения составила 25%.
На следующий день после вступления в должность Ф. Рузвельт закрыл на три дня все банки (кризис очень сильно ударил по банковской системе, финансовые расчеты прекратились, вкладчики теряли деньги, акции обесценились, облигации, даже государственные, падали в цене), а затем продлил банковские каникулы еще на три дня. Этого времени хватило, чтобы Федеральная резервная система проверила все банки. Примерно 70% из них посчитали здоровыми, остальные либо закрывались, либо поглощались более успешными.
Чтобы в банковский бизнес не пришли новые слабые игроки, в этом же 1933 г- был принят закон, по которому все банки разделялись на инвестиционные и коммерческие. Последние могли принимать вклады, но не могли работать с акциями. Инвестиционные банки, напротив, вклады принимать не имели права, но могли торговать акциями и облигациями и провод1ггь их эмиссию. ФРС могла устанавливать ограничения на ставки по вкладам.
Несколько позднее была основана Федеральная корпорация по страхованию депозитов. Ей банки обязаны были отчислять ряд средств, полученных в виде вкладов. Свои гарантии ввело правительство: в случае банкротства банка оно гарантировало возмещение вклада в сумме до 5 тыс долл.
Результаты проведенной реформы сказались довольно быстро. Уже через полгода количество банкротств банков резко сократилось, а потери вкладчиков стали единичным явлением.
По материалам журнала «Деньги». 2004. № 12
Обращаем внимание учащихся на комплекс мер, проведенных для оздоровления банковской системы: объявление на короткий срок банковских каникул, проверка государственным органом банковской системы и отсеивание «проблемных» банков, разделение банков на инвестиционные и коммерческие, создание государственного органа по страхованию депозитов. Отмечаем, что реформа, проведенная государством, усилила и роль государства в финансовой сфере (выявление слабых «игроков», установление государственных гарантии определенной суммы вкладов).
В основе экономической политики Рузвельта лежали идеи английского экономиста Дж. Кейнса. Суть кейнсианства. а также монетаризма (направления, базирующегося на идее об ограничении государства в экономике), кратко характеризуется в учебнике. После объяснения учителя или самостоятельной работы школьников с текстом параграфа ставится вопрос: Каково принципиальное различие в экономических взглядах кейнсианцев и монетаристов?
Необходимость государственного вмешательства в экономику во многом диктуется несовершенством рыночной экономики. На предыдущем занятии ученики работали с таблицей, фиксирующей преимущества и недостатки рыночной экономики. Школьникам предлагается вспомнить последние. Учитель подчеркивает, что неспособность рынка решать названные проблемы (смягчать цикличность производства, налаживать производство товаров и услуг коллективного пользования, заботиться об охране окружающей среды, смягчать резкое социальное неравенство) требует государственного вмешательства в экономику.
-
Экономические функции современного государства в условиях рыночной экономики рассматриваются с опорой на учебник. После прочтения раздела «Экономические функции государства» школьники заполняют схему.
3. Практически во всех странах государство располагает определенной собственностью. Вопрос о ее необходимости и эффективности может быть раскрыт в ходе выполнения проблемно-познавательных заданий.
1. Критики государственных предприятий отмечают их довольно низкую эффективность: затраты почти никогда не окупаются, государство, а следовательно, налогоплательщики несут большое бремя дополнительных расходов по содержанию убыточных предприятий. Отсюда вывод — отказаться от государственных предприятий и передать в частные руки, к примеру, городской общественный транспорт.
Разделяете ли вы такую точку зрения? Поясните свою позицию. Комментарий. Отправной точкой рассуждений в данном случае может стать выявление того рычага, который позволит частному владельцу сделать городской транспорт безубыточным. Как правило, это два способа — увольнение «лишних» работников и повышение цены за проезд до планки самоокупаемости. Но в этом случае общество имеет сразу два негативных следствия: сокращение рабочих мест и превращение городского транспорта в средство передвижения, доступное лишь состоятельным гражданам. Таким образом, пенсионеры, многодетные и ряд других групп населения лишаются очень важной и необходимой практически каждому услуги. Это, отменяют школьники, неприемлемо. Хотя какие-то виды транспорта, например, маршрутные такси могут принадлежать частным фирмам.
2. Представим себе акционерное предприятие, в котором контрольный пакет акций принадлежит государству. Выступает ли государство в данном случае как коллективный собственник? Если да, то в чем это выражается?
Комментарии. Да, оно здесь выступает как один из собственников и заинтересовано и экономических успехах предприятия, в его высоких прибылях.
3. Приведем утверждение современного отечественного экономиста: «Государство только тогда может эффективно вести политику, когда само располагает не зависящей ни от кого экономической мощью — собственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое крупнее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производство».
Разделяете ли вы позицию автора по вопросу о государственной собственности? Приведите примеры таких предприятий.
Комментарий. Два положения могут вызвать критику:
1) наличие у государства «ни от кого не зависящей» государственной мощи (вероятно, подразумевается независимость от крупных частных владельцев).
2) наделение государственных предприятий чертами эффективного производителя — «крупнее, устойчивее, мощнее и гибче» (если бы это было так, то экономика стран Запада, основанная на частной собственности, безнадежно уступала бы экономикам с преобладающей государственной собственностью).
4.Рассмотрение последнего пункта плана начинаем с понятия «налоги». Обращаем внимание учеников на определение этого понятия в параграфе В нем налоги деликатно характеризуются как принудительные сборы. Можно привести более «жесткое» определение. Налоги — принудительное изъятие государством у населения и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.
При рассмотрении видов налогов целесообразно использовать схему.
Особое внимание следует уделить подоходному налогу. Разобраться с пропорциональным и прогрессивным налогообложением поможет решение несложных задач.
Пропорциональный налог
Доход, руб |
Налоговая ставка, % |
Сумма налога, руб |
1000 |
10 |
100 |
2000 |
10 |
200 |
3000 |
10 |
300 |
Пропорциональный налог
Доход, руб |
Налоговая ставка, % |
Сумма налога, руб |
1000 |
10 |
100 |
2000 |
12 |
240 |
3000 |
15 |
450 |
Последние столбцы в этих таблицах школьники заполняют самостоятельно, определяя сумму налога от дохода (налогооблагаемая база) с учетом налоговой ставки. Прямые налоги но многих странах являются пропорциональными. При этом подоходный налог чаще всего платится по прогрессивной шкале. В нашей стране с 2001 г. введен пропорциональный личный подоходный налог (13%).
Далее рассматривается влияние налогов (высоких или низких) на развитие производства, покупательной способности населения.
Здесь уместно обратиться к тестовому заданию, использовавшемуся на едином государственном экзамене по обществознанию.
Увеличение налогов на производителя
-
снижает расходы потребителя
-
увеличивает прибыль производителя
-
снижает рост производства
-
увеличивает производительность труда
-
Ответ: 3.
Отрицательное влияние усиления налогового бремени на производителя, на развитие производства объяснить несложно. Здесь уместно обратиться к заданию 3 рубрики «Задания». На примере Германии становится ясно, как высокие налоги сковывают развитие производства.
Но и у этой зависимости есть свои исключения. Например, Финляндия. В этой стране очень высокие налоги и одновременно высока эффективность бизнеса. Финляндия — социально-ориентированное государство: богатые платят огромные налоги, разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями невелик (10% самых богатых граждан лишь в 5 раз богаче 10% самых бедных).
Данный пример показывает, что налоговая политика должна быть направлена в первую очередь на решение социальных проблем.
Инструментом перераспределения национального дохода между членами общества, направленным на уменьшение неравенства в доходах, является государственный бюджет — баланс доходов и расходов государства за определенный период.
Расходы государства могут быть рассмотрены с точки зрения основных целей государства, а также по своим основным видам.
Расходы государства
По целям |
По По составу |
|
|
— — Госзакупки товаров и услуг (зарплата госслужащим, врачам, учителям, покупка потребительских и производственных товаров), — Выплаты % по госзаймам, — Трансферты (социальные выплаты). — |
Указываются и основные источники доходов государства:
-
налоги;
-
прибыль государственных предприятий;
-
средства от продажи государственных ценных бумаг,
-
доходы от приватизации.
Вопрос о денежно-кредитном регулировании рассматривается на основе учебника. Школьники читают последний раздел параграфа и отвечают на вопросы:
-
Каковы функции Центрального банка?
-
Как величина учетной ставки влияет на приток инвестиций?
Закрепить материал занятия и проверить его усвоение поможет выполнение учениками задании, использованных на едином государственном экзамене.
1. Бюджетная политика государства регулирует
-
товарообмен между предприятиями
-
размеры дивидендов акционеров
-
отношение между трудом и капиталом
-
расходы на социальные программы
Ответ: 4.
2. Налог, поступающий государству в виде надбавки к цене на определенные товары, — это
-
прямой налог
-
косвенный налог
-
государственная пошлина
-
натуральный налог
Ответ: 2.
3. Дефицит государственного бюджета означает
-
уменьшение налогообложения
-
разработку социальных программ
-
превышение расходов над доходами
-
сокращение государственного долга
Ответ: 3.
Тесты по обществознанию по теме Гос. бюджет
Поделитесь с коллегами:
Закрытый тест и критерии оценки для текущего контроля по теме «Государственный бюджет»
1.Профицит гос. бюджета — это
-
Снижение курса национальной валюты;
-
Высокий уровень инфляции;
-
Отказ исполнять долговые обязательства;
-
Превышение доходов над расходами.
2. Верны ли следующие суждения о гос. бюджете?
А.Государственный бюджет обсуждается и утверждается Государственной Думой;
Б.Бюджетная система страны зависит от наличия в ней факторов производства.
-
Верно только А;
-
Верно только Б;
-
Верны оба суждения;
-
Оба суждения неверны.
3. Дефицит гос. бюджета — это
-
Снижение внешнего долга государства;
-
Превышение государственных расходов над доходами;
-
Сокращение объема денежной массы;
-
Уменьшение числа налоговых поступлений.
4. Что составляет одну из статей расходов гос. бюджета?
-
Возврат кредита странами-должниками;
-
Финансирование оборонного заказа;
-
Прибыль гос. предприятий;
-
Акцизные пошлины на табачные изделия.
5. Термины «составление бюджета», «ведомство», «министерство» относятся к деятельности
-
Законодательной власти;
-
Исполнительной власти;
-
Институт президента;
-
Совета безопасности.
6. К доходам семейного бюджета относится
-
Выплата процентов по кредиту;
-
Приобретение продуктов питания;
-
Пособие по безработице;
-
Оплата коммунальных услуг.
7. К расходной части госбюджета относится(ятся)
-
Выплата заработной платы учителям и врачам;
-
Собранные с населения и фирм налоги;
-
Кредиты, возвращенные странами должниками;
-
Прибыли гос. предприятий.
8. Бюджетная политика государства регулирует
-
Кредитование предприятий;
-
Внешнюю торговлю;
-
Объем денежной массы в обращении;
-
Государственные расходы.
9. Верны ли следующие суждения о причинах дефицита гос. бюджета
А. Дефицит гос. бюджета возникает в результате превышения расходов над доходами;
Б. Дефицит гос. бюджета всегда является результатом экономического кризиса.
-
Верно только А;
-
Верно только Б;
-
Верны оба суждения;
-
Оба суждения неверны.
10. Российское правительство использует продажу крупных объектов государственной собственности в частные руки как дополнительный источник государственных доходов. Какую политику государства иллюстрирует данный факт?
-
Экономической стабильности;
-
Обеспечение занятости;
-
Бюджетную;
-
Денежно-кредитную.
11. Гос. бюджет — это
-
Государственный орган, отвечающий за распределение финансовых средств;
-
Финансовый план, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы государства;
-
Годовой план сбора налогов государством;
-
Разница между доходами и расходами государства.
12. Государственный бюджет
-
Относится только к промышленным предприятиям;
-
Является рекомендацией и не обязателен для исполнения;
-
Принимается на срок не менее 5 лет;
-
Имеет статус закона.
ответы
1 — 4
2 — 2
3 — 2
4 — 2
5 — 2
6 — 3
7 — 1
8 — 4
9 — 1
10 — 3
11 — 2
12 — 4
Критерии оценивания.
Оценка Кол-во верных ответов
«5» — 11-12
«4» — 9-10
«3» — 7-8
«2» — 6 и менее
Правительство утвердило единый подход к дивидендам госкомпаний — 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО. Но это не значит, что отчисления акционерам резко вырастут, предупреждают эксперты
Правительство России утвердило единый подход к дивидендной политике государственных компаний. 16 июня было опубликовало подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным распоряжение, согласно которому госкомпании должны будут направлять на дивиденды не менее 50% скорректированной чистой прибыли по МСФО. Распоряжение коснется всех решений по дивидендам, принятым после 1 июля.
В утвержденном подходе к вознаграждению акционеров два новшества:
- для всех госкомпаний будет действовать единый норматив по отчислениям на дивиденды;
- при расчете дивидендной базы не будут учитываться доходы и расходы, не подтвержденные денежными потоками (например, переоценка имущества или разница в курсах валют).
Те компании, которые не обязаны отчитываться по МСФО, должны будут выплачивать в виде дивидендов не менее 50% чистой прибыли по стандартам РСБУ за вычетом:
- разницы между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей их оценкой;
- доходов и расходов, связанных с признанием убытка от обесценения основных средств и нематериальных активов, а также их списанием (за исключением списаний, связанных с продажей);
- доходов и расходов, связанных с курсовыми разницами.
«Раньше
дивиденды
госкомпаний в России чаще всего определялись исходя из нескорректированной прибыли, то есть при расчете прибыли учитывались вышеупомянутые статьи, «не обеспеченные» деньгами, — указывается на сайте правительства. — Однако сегодня такой подход все реже встречается в мировой практике, поэтому от него решили отказаться».
Это значит, что теперь компании должны будут отправлять на дивиденды чистую прибыль от непосредственной деятельности, без учета одноразовых неденежных статей, — в отчетности она называется «скорректированная чистая прибыль». Раньше эта особенность не регламентировалась, и компании, даже если отправляли на дивиденды половину прибыли, самостоятельно принимали решение, от какой суммы считать размер выплат.
«Поправка на неденежные статьи создает высокую неопределенность относительно того, сколько в итоге может и будет заплачено в федеральный бюджет, — сказал «РБК Инвестициям» главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. — В итоговом решении, как я его читаю, содержится существенное пространство для бухгалтерского маневра. Дальше надо смотреть — уже в следующем году многое будет зависеть от того, как госкомпании будут пользоваться предоставленными документом возможностями. Они там имеются. Сказать, что госкомпании заставили платить больше, я не готов».
Еще осенью 2020 года Минфин подготовил документ, согласно которому все госкомпании, начиная с финансовых результатов 2021 года, должны направлять на дивиденды не менее 50% чистой прибыли по МСФО, скорректированной на неденежные и разовые статьи. В сентябре документ был внесен в Госдуму вместе с проектом федерального бюджета на предстоящие три года.
«История с дивидендами — это маленький пазл от общей большой картинки. У вас есть бюджет, его надо максимально наполнять, то есть используются все возможные источники. И в этом смысле дивидендный подход давно обсуждается, а Минфин давно пытается его унифицировать, чтобы не было никаких исключений», — пояснил директор по инвестициям «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой.
Минфин регулярно учитывает при планировании бюджета выплату всеми госкомпаниями дивидендов в размере 50% от чистой прибыли, однако до последнего распоряжения правительства формального норматива для таких выплат в России не было — согласно правилам, госкомпании должны отдавать на дивиденды минимум четверть прибыли, и при этом для многих компаний делаются исключения с учетом специфики их работы.
В 2020 году Счетная палата подсчитала, что большую часть дивидендов (97%) государству принесли 20 акционерных обществ — всего 2% от общего числа. При этом свыше 500 компаний в 2017–2019 годах вообще не принесли средств бюджету. Ведомство указывало на отсутствие четкой дивидендной политики для госкомпаний, в результате которого дивидендные выплаты 19 крупнейших эмитентов в период с 2017 по 2019 год варьировались от 1,7 до 190% от чистой прибыли.
Фото: Екатерина Кузьмина / RBC / TASS
«Новость адресована не инвестсообществу — решение обусловлено ситуацией в экономике. В условиях роста бюджетных расходов государство нуждается в пополнении казны, в том числе за счет дивидендов», — говорит начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке инвесткомпании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
По его словам, некоторые
эмитенты
и так уже выплачивают не менее половины скорректированной чистой прибыли, а другие к этому стремятся.
Среди российских публичных госкомпаний, которые входят в базу расчета индекса Мосбиржи, восемь направляют на дивиденды за 2020 год 50% чистой прибыли или больше, это АЛРОСА, ВТБ, «Газпром», «Роснефть», «Ростелеком», «РусГидро», Сбербанк и «Транснефть».
Выплаты менее 50% по итогам 2020 года у «Аэрофлота», «Интер РАО», «Россетей» и ФСК ЕЭС, которые также входят в индекс Мосбиржи. При этом «Аэрофлот» еще в 2018 году заплатил 50% чистой прибыли, однако по итогам последующих 2019 и 2020 годов оставит акционеров вообще без выплат на фоне пандемии.
«К сожалению, во многих компаниях финансовый результат малопредсказуем. Из-за того что дивиденд привязывался к формальным показателям, сам дивиденд трудно прогнозировать. Уточнение упрощает прогнозирование дивидендов, фактически они привязываются к свободному денежному потоку. Бумажная прибыль/убыток, часто значительная в энергетике, как раз затрудняет прогнозирование, [поэтому] поправка на неденежные статьи как раз в пользу инвестора», — добавил Ващенко.
Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах отмечает, что с точки зрения бюджета дивиденды госкомпаний не столь велики, чтобы оказывать на него значительное влияние: «Доля дивидендов госкомпаний в бюджете незначительная, сильно это не повлияет. Масса других вещей [источников] влияет значительно больше».
«Дивидендный» вклад в рост фондового рынка также невелик, говорит Ващенко. По его подсчетам, с начала года индекс Мосбиржи вырос на 16%, а дивиденды добавили еще лишь 2 п.п.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления).
Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов.
Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода.
Подробнее