Что делать если компания не возвращает деньги за авиабилет

Многие уже столкнулись с проблемой возврата денег за билеты на отмененный рейс. Рассказываем, как избежать некоторых неприятностей еще на этапе покупки.

Все больше и больше людей сталкиваются с проблемой возврата билетов на самолет. Отмененные рейсы, переставшие работать с нашей страной авиакомпании, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка – причин немало. Мы получаем от наших читателей большое количество вопросов , касающихся этой проблемы, ведь авиакомпании не торопятся возвращать деньги и продолжают пользоваться привилегиями, которые были даны им во время пандемии. Зачастую они в своем праве. Но клиент может подстраховаться во время приобретения билета, повысив тем самым свои шансы на возврат денег. Мы подготовили советы о том, как следует покупать билеты и на что нужно обратить внимание.

Покупайте напрямую у авиакомпаний и только у проверенных агрегаторов

Посредники могут предлагать хорошие поисковые возможности и скидки, но они – всегда дополнительное звено между вами, клиентом, и авиаперевозчиком. В некоторых ситуациях – еще и лишнее, потому что общение через посредника только усложняет ситуацию, плюс у этого самого посредника могут быть свои ограничения по возврату денег и удержанию тех или иных сумм (комиссии, сборы и так далее).

Не стоит и говорить о том, что сейчас появилось много мошенников, продающих «билеты», по которым никто и никогда не улетит. В этом случае вернуть свои деньги вообще не получится, кроме как через правоохранительные органы или суд, ведь авиаперевозчик не несет ответственности за действия таких жуликов. Поэтому перед покупкой проконтролируйте, что приобретаете билеты непосредственно у авиакомпании или доверенного представителя и не попали на сайт мошенников. 

Читайте договор оферты

Особенно в том случае, если все же решили купить билет через агрегатор. В договоре могут быть указаны дополнительные пункты, которые регулируют взаимоотношения клиента и агрегатора, в том числе в вопросах, касающихся возврата билетов. Так, например, в договоре оферты может быть указано, что в случае отмены рейса удерживается комиссия за вынужденный возврат (а соответственно, полная стоимость билета не возвращается, при этом размер комиссии устанавливает сам агрегатор).

Пример из практики

Билет был куплен через агрегатор, вскоре после этого рейс отменили. Клиент обратился с заявлением о возврате потраченных денег, но получил отказ в возмещении полной суммы, потому что в договоре оферты содержится пункт, согласно которому в таких ситуациях удерживается комиссия, даже в том случае, если отмена произошла по причинам, никаким образом не зависящим от клиента.

Действительно, согласно п. 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае, в частности, отмены или задержки рейса, указанного в билете.

При этом в случае вынужденного отказа, согласно пп. 116, 117, 120 Приказа Минтранса России от 25.09.2008 г. № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации», пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Игорь Поздняков

Игорь Поздняков

юрисконсульт отдела по защите прав потребителей Роскачества

Мы считаем, что в ситуациях, когда пассажиры отказываются от полетов вынужденно, тем более когда рейс отменен, возврат должен быть полным.

Однако судебная практика по данному вопросу противоречива: одни суды встают на сторону потребителей, а другие отказывают, ссылаясь на договор между потребителем и билетным агентством (в оферте на своем сайте агентства часто прописывают сборы и штрафы применительно к любым возвратам, а поскольку договор заключен, считается, что потребитель согласился с такими условиями). Поэтому стоит заранее изучать все документы и иметь в виду, какие штрафы и удержания ожидают в случае отмены рейса.

И далеко не единственный агрегатор устанавливает подобные ограничения. В некоторых случаях это фиксированная сумма, в некоторых – процент от общей стоимости. Но как коммерческие организации формально они имеют право так сделать. Поэтому требуется бдительность со стороны самих клиентов.

При возможности покупайте возвратные тарифы

Если позволяют средства, стоит приобрести билеты, которые можно вернуть. Это упростит ситуацию даже в том случае, если компания отказывается в некоторых случаях возвращать средства. Вы просто будете иметь возможность сдать билет по закону и получить обратно хотя бы часть средств.

А если вы уже попали в ситуацию с отмененным рейсом, помните, что вы имеете право на компенсацию ваших затрат, ведь ситуация сложилась не по вашей вине. О том, как действовать и как добиваться соблюдения своих прав, читайте в нашей статье.

Если же вы предпочитаете путешествовать по железной дороге, изучите ваши права в поезде.

Как сдать авиабилет, если запланированная поездка сорвалась из-за пандемии? С такой проблемой столкнулись россияне, которые покупали билеты у зарубежных фирм. Иностранные перевозчики отказались возвращать плату. С одной стороны, действия компаний законные. Но есть два способа, которые помогут не потерять деньги и сохранить поездку на будущее.

Билет, не пропадай!

Росавиация остановила регулярные и чартерные рейсы, и теперь самолёты будут только вывозить «застрявших» туристов из-за рубежа. Фактически, это отменяет все путешествия, которые люди забронировали на ближайшее время. Произошло это за несколько дней — 22 марта сообщения закрыли со всеми странами мира, кроме полётов из Москвы в столицы нескольких стран. А 26 марта Россия полностью отказалась от внешних перелётов.

Как пишет РБК, некоторые зарубежные перевозчики отказались возвращать деньги российским пассажирам. Например, на это пожаловались клиенты LH Group – крупного европейского перевозчика, в который входят Lufthansa, SWISS, Austrian Airlines. Авиакомпании предлагали клиентам перебронировать даты вылетов.

С 26 марта Росавиация будет выполнять рейсы только для возврата российских туристов. Фото из открытых источников.

Проблема в том, что правила российского Воздушного кодекса не распространяются на иностранных перевозчиков. Но из ситуации можно выйти:

  1. Рейс иностранной авиакомпании был совмещённым с российским перевозчиков. По правилам 108 статьи Воздушного кодекса, в этой ситуации клиент может вернуть деньги так же, как если бронировал рейс у российского перевозчика. 

    Если же рейс не совместный, а пассажир покупал билет у зарубежной авиакомпании, ситуацию регулируют правила страны регистрации перевозчика. Например, по статье 19 Монреальской конвенции, перевозчик не несёт ответственности за ущерб перед пассажиром из-за задержки или отмены рейса. Правило действует, если компания докажет, что не могла повлиять на исход ситуации. А в текущем положение дел так и есть.

  2. Договориться с авиакомпанией и переобронировать билет, если позволяют правила перевозчика. Например, по регламенту Евросоюза, если перевозчик отменяет рейс по своей инициативе, можно выбрать альтернативный или забрать деньги. Но такая возможность должна быть закреплена в документах.

Что делают российские компании?

«Аэрофлот» из-за отмены рейсов предлагает либо изменить маршрут, либо вернуть деньги владельцам невозвратных билетов. S7 также будет возвращать деньги за билеты, купленные на рейсы с 5 марта по 10 апреля. Исключение — сервисный сбор 1000 рублей. «Победа» обещала автоматически вернуть на карты пассажиров деньги за отменённые рейсы.

Российские авиакомпании постепенно возвращают деньги за билеты на отменённые рейсы. Фото: newsit. gr.

«Уральские авиалинии» также обещает выплатить деньги за невозвратные билеты, рейсы которых отменили из-за пандемии. Компания добавила, что владельцы билетов, купленных с 8 марта по 15 апреля, могут поменять дату или направление.

Договор перевозки — основное правило, которое регулирует покупку и возврат билета. Проверьте, какие условия возврата прописаны в договоре с вашей авиакомпанией. Изучите похожие ситуации на форумах путешественников, посмотрите, какие рекомендации дают друг другу туристы. И продолжайте попытки добиться возврата.

Самолетами я летаю часто. За пять лет активных путешествий накопился уже 231 перелет.

За это время бывало всякое: рейсы задерживали, отменяли, переносили. Однажды мне пришлось сделать вынужденный возврат билетов по болезни: самолет улетел без меня, но деньги вернули. Обычно сотрудники аэропортов и авиакомпаний помогали решить ситуацию.

Но в декабре 2018 года рейс, которым я должен был лететь из Краснодара в Москву, сначала задержали, а потом и вовсе отменили. Сотрудники авиакомпании отказались пересадить меня на другой рейс и даже высмеяли за то, что я требую компенсации. Тогда я самостоятельно купил новые билеты, а потом обратился в суд и отсудил 10 000 Р.

В статье расскажу, как действовать в подобной ситуации.

Что произошло с рейсом

3 декабря 2018 года я должен был улететь из Краснодара в Москву рейсом авиакомпании-лоукостера «Победа». Билет мне удалось поймать очень дешевый — за 499 Р.

В тот день на Краснодар опустился сильный туман. В аэропорту я открыл трекер «Флайтрадар» и увидел, как самолет, который должен меня увезти, кружит над аэропортом. Выполнить посадку в Краснодаре он не смог и улетел в Ростов-на-Дону.

За 10 минут до планового времени вылета в аэропорту объявили о задержке рейса на час, потом еще на час. По закону, если рейс задерживают, через два часа авиакомпания обязана предоставить пассажирам воду, а через четыре — питание. Так и произошло: сначала нам дали бутылки с водой, а затем еду.

Мой посадочный талон. Отметки спецконтроля и его аннуляции поставили, когда я выходил из чистой зоны аэропорта за питанием, а потом вернулся
Скриншот приложения «Флайтрадар»: мой самолет кружит над Краснодаром
А вот тот же самолет уходит в Ростов. Так я еще до объявления задержки рейса понял, что придется ждать минимум пару лишних часов
Бесплатное питание: котлета явно не из мяса, гречка — холодная и недоваренная. Зато малосольный огурчик порадовал

Через семь часов рейс отменили. Представитель авиакомпании предложила пассажирам расписаться в списке, чтобы сделать вынужденный возврат билетов и вернуть деньги. Их обещали перевести в течение 30 дней.

Меня такое предложение не устраивало. Я хотел не получить обратно 500 рублей, а улететь домой. Как часто летающий пассажир, к тому моменту я выучил свои права и решил за них бороться.

Что написано в законе

Когда вы покупаете билет на самолет, вы автоматически заключаете с авиакомпанией договор перевозки. По этому договору авиакомпания обязуется доставить вас в пункт назначения. Расторгнуть договор по своей инициативе авиакомпания может в нескольких случаях: например, если пассажир отказывается оплатить багаж или везет запрещенные предметы.

Мой рейс отменили из-за погодных условий. Погода не входит в список причин, по которым авиакомпания может расторгнуть договор. Право на это есть только у пассажиров. Согласно Федеральным авиационным правилам, в такой ситуации пассажиры могут выбрать один из двух вариантов:

  1. Оформить вынужденный возврат билетов.
  2. Дождаться, пока погода наладится и рейс сможет вылететь.

Вынужденный возврат — это право пассажира вернуть полную стоимость билета в случае форс-мажора. После оформления вынужденного возврата договор перевозки считается расторгнутым. Кроме стоимости билета авиакомпания ничего вам не должна.

В каких случаях вы имеете право на вынужденный возврат билетов

Согласно статье 227 Федеральных авиационных правил, форс-мажором считаются:

  1. Отмена или задержка рейса.
  2. Изменение маршрута перевозки или существенное изменение времени вылета — какое время считать существенным, определяют внутренние правила авиакомпании.
  3. Внезапная болезнь или смерть пассажира или близкого родственника.
  4. Необеспечение стыковки рейсов — когда пассажир не успевает на следующий рейс при пересадке.
  5. Невозможность предоставить пассажиру место на рейс — например, если авиакомпания продала больше мест, чем есть в самолете.
  6. Задержка на досмотре — если пассажира или его багаж необоснованно долго досматривали, но запрещенных предметов не нашли, а самолет уже улетел.

В перечисленных случаях деньги вернут, даже если билет куплен по невозвратному тарифу. В остальных ситуациях возврат считается добровольным, и авиакомпания имеет право вернуть только часть стоимости билета или не возвращать ничего.

Вынужденный возврат — это право пассажира, а не обязанность.

Я выбрал второй вариант: решил не оформлять вынужденный возврат, а дождаться вылета моего рейса или улететь другим. В этом случае договор перевозки остается в силе, а авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажиру:

  1. Два телефонных звонка.
  2. Воду при задержке рейса на два часа.
  3. Горячее питание при задержке на четыре часа и далее каждые шесть часов вплоть до вылета самолета.
  4. Гостиницу при задержке на восемь часов в дневное время и при задержке на шесть часов в ночное время, а также транспорт туда и обратно из аэропорта.
  5. Хранение багажа.

Продолжительность ожидания правила никак не ограничивают. Пользоваться услугами авиакомпании можно хоть неделю. Но обычно компании стараются побыстрее отправить пассажиров в пункт назначения.

Иногда можно обойтись и без суда

Мы пишем в том числе и об этом. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать, как защищать свои права без судов

Как было у меня

Представитель авиакомпании не озвучила пассажирам, что вынужденный возврат — не единственная возможность. Мне показалось, что большинство из тех, кто должен был лететь со мной, были только рады. Я слышал, как они говорили: «Ну хоть деньги вернут».

А вот меня ждала неудача. Я попросил пересадить меня на другой рейс, но представитель авиакомпании отказала мне и в новом билете, и в размещении в гостинице, и даже в звонке в колцентр.

С большим трудом я уговорил сотрудников аэропорта распечатать маршрут-квитанцию. На ней я попросил поставить отметку об отмене рейса. Сначала сотрудники отказались это делать — по их словам, во внутренней системе была информация только о задержке. Мне показалось это странным, ведь на табло уже горела надпись «Рейс отменен».

В итоге сначала мне поставили отметку о задержке рейса, и только позже я добился второй отметки — об отмене. Я просил указать на маршрут-квитанции, что мне отказали в гостинице и новом билете, но снова получил отказ.

Маршрут-квитанция такая бледная, потому что чернила в принтере в аэропорту были на исходе. Наученный этим опытом, теперь я распечатываю квитанции заранее, дома

Параллельно я дозванивался в колцентр. Поговорил с двумя специалистами, но оба склоняли меня на вынужденный возврат. Я отказался, предупредил, что буду защищать свои права в суде, и узнал имя и идентификационный номер сотрудника.

Было очевидно, что помогать мне не хотят. Поэтому я решил сохранить как можно больше доказательств нарушения закона и записал на диктофон все разговоры с представителями авиакомпании — и телефонные, и в аэропорту. В итоге записи не пригодились мне в суде, но помогли в составлении иска.

Дорога домой

Билеты из Краснодара на ближайшие даты были дорогие — около 10 000 Р. К тому же туман не хотел рассеиваться, самолеты не вылетали. Поэтому я взял такси из аэропорта на вокзал, доехал поездом до Адлера, взял такси до аэропорта Сочи и уже из Сочи вылетел в Москву. Из аэропорта Шереметьево я взял еще одно такси до дома. Всего на дорогу я потратил около 5000 Р.

Все перемещения заняли около 11 часов без учета времени, проведенного в аэропорту. Домой я приехал с высокой температурой и расшатанными нервами после двух бессонных ночей.

Билет Краснодар — Адлер, распечатанный в автомате на вокзале Краснодара
Посадочный талон на рейс Сочи — Москва. На этот раз обошлось без приключений

Чтобы восстановиться, я взял четыре дня больничного и решил использовать это время по максимуму. Я планировал требовать возврата денег и компенсации. Сначала в досудебном порядке, а затем, если понадобится, и через суд.

Я знал, что срок подачи иска — год, и думал, что мне хватит пары месяцев. Но я ошибался.

Досудебная претензия

Первое, что я сделал, — составил и отправил досудебную претензию.

В претензии я описал все, что случилось, перечислил расходы и попросил их компенсировать, а также указал реквизиты для перевода денег. Юридических формулировок и обоснований я не использовал — просто призвал компанию к здравому смыслу и сделал акцент на том, что я их постоянный клиент. К тому моменту я летал «Победой» целых 104 раза.

Что такое досудебная претензия

Досудебная претензия — это документ с требованием устранить нарушения и выполнить обязательства по договору. В спорах с авиакомпаниями закон требует отправить такой документ ответчику перед тем, как идти в суд. Срок претензионной давности — полгода. По истечении этого времени дело считается закрытым.

Претензии редко удовлетворяют, но если ее не отправить, суд не примет дело к рассмотрению. В то же время для авиакомпании это шанс решить дело полюбовно, сэкономить на судебных издержках и компенсации морального ущерба.

Претензию я отправил заказным письмом на юридический адрес компании, который нашел на ее сайте. К письму приложил опись вложения — это описание содержимого письма на отдельном бланке, который заверяет сотрудник почты. Опись составляют в двух экземплярах. Один вкладывают в письмо, второй сохраняют на случай, если в суде ответчик будет отрицать, что в письме была претензия.

Стоимость отправки письма зависит от того, какую ценность вы укажете. Я указал минимальную ценность — 1 Р. Отправка обошлась в 145 Р.

Я перестраховался и выбрал письмо с уведомлением о вручении — чтобы в случае чего тоже предъявить его в суде. Но как выяснилось, это было необязательно. Суд сам проверяет через сайт Почты России, получено ли письмо адресатом.

Ответ авиакомпания прислала по электронной почте. Содержание письма было неутешительным. Авиакомпания сослалась на обстоятельства непреодолимой силы и право отменить рейс в целях безопасности, по существу моей претензии ничего не ответила, а в удовлетворении требований в очередной раз отказала.

Уведомление о вручении досудебной претензии, которое пришло по почте за 43 дня

Жалобы в регулирующие организации

В ожидании ответа на досудебную претензию я решил пожаловаться в регулирующие организации. Это можно сделать онлайн.

Я отправил три жалобы: в Росавиацию, прокуратуру и Роспотребнадзор.

Что за регулирующие организации

Это надзорные органы, которые следят за соблюдением закона. Компанию, которая его нарушила, они могут оштрафовать. А вот взыскать деньги в вашу пользу не могут — это решает только суд.

Зато регулирующие организации могут помочь с составлением иска. А если в ответном письме они признают вашу правоту, это письмо можно приложить к иску и использовать в суде.

Росавиация ответственна за обеспечение полетов. Их ответ пришел первым, через две недели после моего обращения. Организация переслала мою жалобу в авиакомпанию и получила ответ, который отправила мне на электронную почту вместе со своим комментарием.

Письмо авиакомпании слово в слово повторяло ответ на досудебную претензию, а комментарий Росавиации сводился к пересказу авиационных правил.

Я продолжил переписку с Росавиацией через форму обратной связи на сайте и засыпал их вопросами:

  1. Должна ли была авиакомпания выполнить перевозку?
  2. На какой максимальный период предоставляют гостиницу?
  3. Как понять, что договор расторгнут?
  4. Считается ли устный отказ представителя авиакомпании предоставить альтернативную перевозку односторонним расторжением договора?
  5. Каким образом по закону пассажира уведомляют о расторжении договора?

Но ответы меня не порадовали. В одном письме мне сообщили, что гостиницу предоставить в случае отмены рейса должны. В другом — что требования о предоставлении альтернативной перевозки в законодательстве нет. Подкрепить свою позицию в суде ответом Росавиации мне не удалось. Зато я подробнее узнал аргументацию авиакомпании и использовал это в подготовке к судебному заседанию.

Авиакомпания никак не прокомментировала отказ в предоставлении места на альтернативный рейс. Меня это только больше разозлило и зарядило продолжать отстаивать свои права
Одно из писем Росавиации: вместо ответов на вопросы — цитаты из законодательства РФ

Прокуратура — высший надзорный орган, отвечающий за соблюдение прав и свобод человека. Жалоба туда была напрасной: оказалось, что прокуратура занимается только надзором за органами власти. В моем случае был спор двух субъектов. Мне сообщили, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет, и рекомендовали обратиться в суд.

Позже мне пришлось еще раз обратиться в прокуратуру: последняя из организаций, Роспотребнадзор, не отвечала мне целых 66 дней, хотя по закону должны отреагировать в течение месяца. Ответ пришел только после жалобы на нарушение сроков ответа.

Роспотребнадзор защищает права потребителя в РФ. От них я получил шаблон искового заявления. К сожалению, к тому моменту я уже устал ждать, составил и подал иск сам, используя материалы из интернета.

Составление иска

Судиться я решил самостоятельно по двум причинам.

Первая — ради опыта и любопытства. Я человек далекий от юриспруденции, но люблю цифры и официальные документы, поэтому мне было интересно в них разбираться.

Вторая причина — я не хотел тратить деньги на адвокатов. Я понимал, что сужусь с большой компанией, и осознавал возможность проиграть дело.

Если бы я обратился к юристам, возможно, мне удалось бы получить от авиакомпании большую компенсацию. Но изначально я не ставил такой цели. Суд был для меня скорее делом принципа: хотелось восстановить справедливость.

Поэтому иск я составлял сам. Суммарно на это ушло около 20 часов: к задаче я подошел гораздо серьезнее, чем к составлению досудебной претензии. Чтобы нигде не ошибиться, дважды перечитал Федеральные авиационные правила и воздушный кодекс, а также статью 131 ГПК РФ — в ней перечислены требования к содержанию и оформлению исков.

В иске я указал, что авиакомпания отказалась выполнять обязательства по договору, и потребовал компенсировать мои расходы на дорогу, а также выплатить 50 000 Р в качестве компенсации морального вреда и штраф 50% от общей суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований. В подтверждение я сослался на статьи 310 и 793 ГК РФ, статьи 103, 107 и 120 ВК РФ, и статьи 13, 15 и 17 закона «О защите прав потребителей».

Компенсацию морального вреда я посчитал так: из-за больничного я пропустил 4 рабочих дня — за это время мог бы заработать примерно 25 000 Р. Но так как я не просто пропустил это время, а болел, то умножил сумму на два.

При подаче заявления в суд необходимо оплатить пошлину. Ее размер зависит от цены иска. В моем случае иск был освобожден от пошлины, так как речь шла о нарушении прав потребителя.

Подача иска

Иски к авиакомпаниям рассматривают в двух видах судов: районном и мировом. Куда обращаться — зависит от цены иска, то есть убытков, которые понес заявитель. Районный суд рассматривает только иски с ценой больше 50 000 Р. Мировой — все остальные.

В моем случае цена была около 5000 Р — это траты на дорогу из Краснодара в Москву. Но все-таки я решил попробовать подать заявление в районный суд Москвы, потому что это можно сделать в интернете через личный кабинет на сайте суда с помощью учетной записи госуслуг.

Это оказалось ошибкой. Целый месяц мне ничего не отвечали, а потом вернули иск. Виртуального правосудия не получилось.

Определение районного суда о возврате моего иска. Если бы возврат не соответствовал закону, его можно было бы обжаловать, но это не мой случай

Пришлось взять отгул на работе и лично подать иск в приемную мирового суда. Куда именно подавать иск, я узнал с помощью модуля территориальной подсудности. Суд находится в городе по месту регистрации ответчика, поэтому в модуль я вбил юридический адрес «Победы».

Перед тем как подавать иск, я отправил его авиакомпании заказным письмом с описью вложения, а опись и квитанцию об отправке приложил к иску. Можно было сделать иначе: ничего не отправлять, а сделать две копии иска и обе предоставить в суд. Тогда суд бы сам отправил исковое заявление ответчику.

Мне сказали, что после того как суд примет иск и назначит заседание, информация об этом появится на сайте суда. Это должно произойти в течение пяти рабочих дней. Если пять дней прошли, а информации на сайте нет — нужно позвонить в суд и уточнить статус заявления.

Уже на следующий день на сайте суда узнал, что иск зарегистрирован. А вскоре мне пришла смс с датой заседания.

Суд

Чтобы отстоять правду, понадобились три судебных заседания.

Первое заседание состоялось 16 апреля. На нем суд рекомендовал мне уточнить исковые требования.

Во-первых, по мнению судьи, расходы на такси из аэропорта Краснодара до вокзала были необоснованными, потому что дело происходило днем. Спорить с этим я не стал.

Во-вторых, к моменту заседания авиакомпания перевела мне 698 Р: 499 Р за несостоявшийся перелет и 199 Р за услугу выбора места в салоне. Это меня удивило, потому что заявление на вынужденный возврат билета я не подписывал. Тем не менее теперь я должен был изменить иск и требовать компенсировать разницу в стоимости билетов, а не оплатить перелет из Сочи в Москву.

Я составил заявление об уточнении исковых требований, отправил его в авиакомпанию и стал ждать нового заседания. Дату назначили еще в конце первого. Уведомление о нем мне дали под подпись прямо в зале суда.

В заявлении об уточнении исковых требований получилась такая сводная таблица: вычел из суммы убытков 698 Р, которые мне перевела авиакомпания, и убрал одну поездку на такси

Второе заседание состоялось 29 апреля. На нем решение снова не приняли: во время заседания секретарь суда уточнила на сайте Почты России, что авиакомпания не получила заявление об уточнении исковых требований. Пришлось перенести рассмотрение дела. Обидно, потому что заявление на тот момент ожидало вручения в почтовом отделении уже 5 дней. Ответчик просто не ходил на почту.

Перед третьим заседанием я решил взять дополнительные доказательства, что пострадало здоровье. Я обратился в поликлинику, где для меня созвали врачебную комиссию и выдали справку о том, что я действительно болел после несостоявшегося перелета. Не знаю, повлияло ли это на решение суда, но считаю, что больничного листа могло бы быть недостаточно, и никакой компенсации я бы не получил.

Третье заседание дважды переносили: сначала из-за отпуска судьи, потом из-за его отсутствия по другой причине — мне ее так и не назвали. В итоге заседание состоялось 4 июня.

Представителей авиакомпании в суде не было, но свои возражения они прислали. В них утверждалось, что мне якобы предлагали переоформить билеты на следующий рейс без доплаты, но я отказался.

В качестве доказательств авиакомпания предъявила два акта о питании для пассажиров при задержке рейса

В ответ я обратил внимание судьи, что следующий рейс улетел только через сутки, а документов на размещение «улетевших» пассажиров в гостиницах нет. Предложил приобщить к материалам дела диктофонные записи, но судья сообщил, что в этом нет необходимости. Возможно, записи бы пригодились, если бы ответчик присутствовал в суде и отстаивал свою позицию.

Судья принял решение в мою пользу. Спустя шесть месяцев после несостоявшегося перелета суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с авиакомпании:

  1. Разницу в стоимости авиабилетов.
  2. Расходы на билет на поезд.
  3. Расходы на такси в Сочи.
  4. Стоимость телефонных разговоров.
  5. Компенсацию морального вреда в размере 5000 Р.
  6. Штраф 50% от суммы присужденных фактических расходов, исключая компенсацию морального вреда.

В случае если бы я потратился на адвоката, ответчик компенсировал бы мне и эти расходы.

Суммарно авиакомпания заплатила мне 10 535 Р. Это примерно в 20 раз больше стоимости несостоявшегося перелета.

Суд отказал мне в компенсации еще одного такси — от аэропорта до дома, а также питания в кафе у краснодарского вокзала по пути в Москву. Чеки из кафе я предоставил, но в них не было информации, что платил именно я. Надо было взять выписку из банка с транзакциями по карте.

Еще я забыл указать в иске почтовые расходы — они составили около 400 Р. Но несмотря на это и на то, что компенсация морального вреда оказалась гораздо меньше, чем я рассчитывал, я был рад. После всех испытаний я одержал победу.

Решение суда в мою пользу, которому я очень обрадовался даже несмотря на то, что компенсацию морального вреда сократили в 10 раз. Главное, что справедливость восторжествовала

Исполнительный лист

После суда всё еще не закончено. Чтобы взыскать деньги, понадобится исполнительный лист.

Для получения исполнительного листа мне был нужен еще один документ — мотивированное решение суда. По закону его должны составить в течение пяти дней. Но по факту бывает по-разному — из-за загруженности судов это может занять год и даже больше.

Я ждал месяц, после чего решил подать жалобу через сайт Высшей квалификационной коллегии судей — там рассматривают претензии к судам. Через три недели после обращения суд сообщил, что решение готово. Думаю, что если бы я не обратился в коллегию судей, ждать пришлось бы еще дольше.

Я забрал мотивированное решение и подал в приемную суда заявление на изготовление исполнительного листа. Его мне выдали через три рабочих дня.

Исполнительный лист — главный документ для восстановления справедливости

Взыскание

Наконец, с исполнительным листом на руках, я приступил к последнему шагу. Взыскать деньги можно через судебных приставов либо самостоятельно. Я знал, что приставы работают очень медленно, и решил снова действовать сам.

Чтобы взыскать деньги, нужно знать, в каких банках у авиакомпании есть счета. Эту информацию можно запросить в налоговой инспекции, обратившись в любое отделение с письменным заявлением и исполнительным листом.

Я нашел и другой способ: вбил в Гугл запрос «site:pobeda.aero БИК». Первая часть запроса — сайт, на котором поисковик будет искать информацию. А БИК — это банковский идентификационный код. Эта аббревиатура встречается только в реквизитах.

Нужную информацию удалось найти сразу. Я вбил реквизиты в строку поиска и обнаружил множество документов на сайтах госзакупок с названием авиакомпании. Еще я проверил счет через «Сбербанк-онлайн». Высветился получатель — авиакомпания «Победа».

В итоге я обратился в другой банк, в котором у авиакомпании также был счет. Там я написал заявление в свободной форме о принятии к исполнению исполнительного листа и указал мои банковские реквизиты.

На следующий день после обращения мне перевели деньги.

Платежное поручение из банка авиакомпании. В назначении платежа указывается номер исполнительного листа, по которому было выполнено взыскание

Запомнить

  1. Заранее изучайте свои права и не соглашайтесь на невыгодные предложения, даже если авиакомпания говорит, что по-другому нельзя.
  2. Если попали в подобную ситуацию, сохраняйте все доказательства. Чем больше бумажек, печатей, записей разговоров, выписок с банковского счета — тем лучше. Даже если они не пригодятся в суде — вы сможете их использовать при составлении иска.
  3. Распечатайте заранее маршрут-квитанцию, чтобы в случае чего было на чем ставить отметки.
  4. Не стесняйтесь писать жалобы в регулирующие организации. Они для этого и существуют.
  5. Обращайтесь в суд, который займется вашим делом. Лучше потратить два часа на поездку, чем месяц на ожидание ответа.
  6. Выиграть суд без юристов — реально.
  7. Взыскать деньги без приставов — реально.

На фоне пандемии планы меняются чаще обычного. А если из-за этого пропадают билеты на самолет, обидно вдвойне. Скайсканер разобрался в тонкостях и рассказывает, как вернуть или обменять авиабилеты и не потратить лишнего.

Можно ли сдать или обменять авиабилет и сколько вы на этом потеряете, зависит от тарифа, по которому он куплен. Чтобы не платить лишнего, перед бронированием прочитайте правила тарифа — все те пояснения мелким шрифтом, мимо которых хочется проскочить.

Краткие ответы на главные вопросы про обмен и возврат авиабилетов:

Можно ли вернуть деньги за билеты на самолет?

Получится ли сдать или обменять авиабилет и сколько вы на этом потеряете, зависит от тарифа, по которому он был куплен. Даже невозвратные билеты можно вернуть, если вы отказываетесь от билета вынужденно, например, из-за болезни. Некоторые перевозчики позволяют бесплатно сдать или обменять авиабилет вне зависимости от тарифа в течение суток после покупки или до полуночи того же дня.

Что делать, если вы хотите сдать или обменять авиабилет?

Чтобы сдать или обменять авиабилет, обращайтесь туда же, где его покупали: в авиакомпанию или к агентству-посреднику. Оформляйте возврат или обмен билета на самолет как можно раньше. Ближе к дате вылета это наверняка будет стоить дороже, а после окончания регистрации авиабилеты могут вообще сгореть.

Как сдать или обменять электронный билет на самолет?

В большинстве случаев билет, купленный в интернете, вы сами за 5 минут сдадите или обменяете на том же сайте.


Какие авиабилеты можно вернуть, а какие — нельзя

Дорогие билеты чаще всего можно сдать и получить назад их полную стоимость. Даты и города вылета и прилета можно менять. Дешевые авиабилеты обычно продают без возможности возврата и обмена: если у вас изменятся планы, они сгорят. Между этими крайностями — уйма вариантов с разными условиями. Бывает, что билет нельзя вернуть, но можно за доплату изменить маршрут, дату или тариф; другие билеты можно сдать, заплатив сбор.

Во время пандемии авиакомпании, как и всегда, обязаны четко следовать договору перевозки и предоставлять вам все положенное. Чтобы пассажиры могли гибко планировать поездки в этот непростой период, многие крупные перевозчики отменили или уменьшили сборы за изменение брони. При сдаче билета авиакомпании вместо возврата средств стали активно предлагать пассажирам ваучеры, но от них можно отказаться.

Гибкое бронирование на Скайсканере

Где найти правила тарифа

Если уже купили билет, ищите условия тарифа в маршрут-квитанции, которую получили на имейл. Там может быть только часть правил, к примеру: «Переоформление билета возможно не позднее чем за 48 часов до отправления рейса. За внесение изменений удерживаются сборы, а также разница в стоимости билетов». Тогда полные условия и суммы сборов смотрите на сайте авиакомпании или агентства-посредника или уточняйте по телефону в службе поддержки. Гибкие правила возврата и обмена, введеные в период пандемии, также ищите на официальном сайте перевозчика.

Если еще не купили билет, то перед бронированием кликните на «Правила применения тарифов» (Fare rules / Terms and conditions). Правила возврата и обмена (Changes & cancellation policy / Flights changes, cancellations and refund) обычно выделены в отдельную главу.

Краткий словарик на случай, если правила тарифа написаны по-английски:

  • REFUNDABLE — билет с возможностью возврата;
  • NON-REFUNDABLE — невозвратный билет;
  • TICKET IS NON-REFUNDABLE IN CASE OF NO-SHOW — билет не подлежит возврату, если пассажир не пришел до конца регистрации и не сообщил авиакомпании, что не полетит;
  • CHANGES / CANCELLATIONS PERMITTED, FEES APPLY — билет разрешено обменять / вернуть, эти услуги платные;
  • NOT PERMITTED — не разрешено;
  • CHARGE 100 EUR — сбор 100 евро.

Как вернуть авиабилет и получить назад свои деньги

Если поездка сорвалась, вы сможете вернуть всю стоимость возвратного авиабилета или хотя бы ее часть. Сколько именно — зависит от тарифа, времени до вылета и того, какой возврат оформляете. Если билет невозвратный, тоже не все потеряно.

1. Не откладывайте возврат авиабилета, чтобы не потратить лишнего

Ближе к дате вылета некоторые авиакомпании вводят или увеличивают сборы. После окончания регистрации билеты становятся невозвратными и «сгорают» в большинстве случаев.

Ошиблись при покупке билета? Попробуйте сдать без штрафов в первые сутки.

Во многих авиакомпаниях есть правило 24 часов после покупки. В течение этого срока можно сдать любой авиабилет, в том числе невозвратный, и получить назад всю сумму. Разве что сбор за бронирование вычтут. Такая возможность есть, к примеру, у easyJet, Finnair, Emirates, Air France и British Airways. Часто есть дополнительные условия: билет можно аннулировать в день покупки, если до вылета осталось не меньше недели, или только на определенных маршрутах. Еще бывает, что полный возврат без сборов возможен только до полуночи текущего дня или даже в течение нескольких часов. Если ошиблись при заказе билета или внезапно передумали, действуйте быстро.

2. Определитесь с видом возврата

Отказаться от полета можно по-разному:

  • Вынужденный возврат авиабилета — это когда вы не можете лететь по веской причине, связанной с форс-мажором — у вас или авиакомпании. Основанием для вынужденного возврата могут быть болезнь (ваша или близкого родственника, с которым вы собирались лететь), смерть члена семьи, отмена или долгая задержка рейса. В таком случае вам вернут все деньги даже за невозвратный билет. Подробнее о ситуациях, когда вы имеете право на вынужденный возврат.
  • Добровольный возврат авиабилета — это когда у вас изменились планы и вы передумали лететь. Тогда вам вернут столько, сколько полагается по правилам тарифа. Если у вас билет без возможности возврата, то вы можете претендовать только на сборы и налоги. Причем некоторые налоги и сборы тоже могут быть невозвратными: точную сумму рассчитают в авиакомпании.

3. Узнайте правила возврата по своему тарифу и посчитайте, выгодно ли сдавать билет

Прочитайте полные правила тарифа, по которому куплен билет: должно быть написано, можно ли вернуть и удержат ли сборы. Подсчитайте сумму возврата, чтобы знать, имеет ли смысл тратить время. Позвоните в авиакомпанию и узнайте, предлагает ли она альтернативы.

Весной 2020-го года, когда многие страны закрыли границы из-за пандемии и самолеты перестали летать, авиакомпании стали предлагать ваучеры вместо денежного возврата. Ваучер — это электронный документ в счет всей суммы билета, который вы можете «потратить» на новый перелет или другие услуги перевозчика в течение определенного времени.

Пассажир вправе выбирать: согласиться на ваучер, к которому часто предлагают бонусы, или получить возврат денег. Также авиакомпания может предложить вам перебронировать билет на другой день или с открытой датой.

4. Запустите процесс возврата

Обратитесь туда, где купили авиабилет: к агентству-посреднику или в авиакомпанию. Сообщите, что отказываетесь от полета, и отправьте запрос на возврат стоимости билета. Как это сделать:

Заходите на тот же сайт, нде брали билет. Если покупали билет в интернете и хотите оформить добровольный отказ, то заходите на тот же сайт. В личном кабинете или через форму поиска «Искать заказ» (Проверка заказа, Find my booking) найдите бронь нужного билета и рядом кнопку «Возврат» (Cancel my booking and request a refund). Выберите пассажиров, чьи билеты хотите сдать, проверьте все данные, в том числе сумму к возврату, и нажмите «согласен». Дальше все произойдет автоматически.

Важно! Некоторые авиакомпании берут деньги за возврат или перебронирование авиабилета через службу поддержки или в офисе. Но и они, скорее всего, не снимут ни копейки, если вы все сделаете сами на сайте.

Заранее сообщите авиакомпании, что не полетите, и заполните электронное заявление на вынужденный возврат на сайте, где покупали билеты, приложив подтверждающие документы.

Возможно, что вернуть такой билет самостоятельно на сайте не выйдет. Свяжитесь со службой поддержки.

Этот же подход годится, когда не получается самостоятельно вернуть авиабилеты в личном кабинете:

1) Заполните форму возврата на сайте авиакомпании или посредника. Иногда для этого нужно сначала найти свой билет через форму поиска; или

2) Отправьте заявку на возврат электронным письмом. Часто для таких случаев есть специальные имейлы вроде vozvrat@aviakompania.ru. Укажите ваши имя и фамилию, данные паспорта, номер рейса, дату вылета, номер билета и бронирования, телефон и реквизиты карты, на которую хотите вернуть деньги; или

3) Свяжитесь со службой поддержки. В случае вынужденного возврата объясните, почему не можете лететь оплаченным рейсом и приложите отсканированные копии паспорта и подтверждающих документов, например, справку из больницы о состоянии здоровья на день вылета или листок нетрудоспособности. Подробнее о документах.

Сообщите об этом авиакомпании до начала регистрации на первый рейс. Деньги вам вряд ли удастся вернуть: даже если билет возвратный, авиакомпания пересчитает дешевый стыковочный рейс по обычному тарифу, вычтет его из общей цены билета и, скорее всего, окажется, что сумма к возврату равна 0. Но сообщить, что вы не полетите одним из рейсов, все равно нужно: по правилам большинства авиакомпаний, если вы не пришли на регистрацию, то все последующие перелеты в бронировании аннулируются. На практике это значит, что если вы летите Москва — Рига — Рим и обратно и опоздали на рейс Рига — Рим, то обратный билет полностью сгорит.

В этом случае сумма к возврату будет меньше, чем полцены билета. Авиакомпания пересчитает использованный вами билет туда по более высокому тарифу, а еще может удержать сервисные сборы.

5. Если решение по возврату вас не устраивает, действуйте

Допустим, авиакомпания не хочет возвращать налоги и сборы по невозвратным билетам, для начала перечитайте правила тарифа и убедитесь, что ваши претензии справедливы. К примеру, «Аэрофлот» по невозвратным тарифам в случае вашего добровольного отказа от перевозки обязан вернуть только аэропортовые и государственные налоги и сборы, а топливные сборы и сбор за бронирование оставляет себе.

Если уверены в правоте, еще раз вежливо и подробно объясните свою позицию и, если необходимо, приложите подтверждающие документы, точный список которых лучше узнать в службе поддержки. Если вас игнорируют или отвечают отговорками, не отступайтесь и продолжайте переписку. С российскими авиакомпаниями можно сослаться на статью 108 Воздушного кодекса РФ, если сдаете билеты по своему желанию, или на пункт 227 Федеральных авиационных правил, если оформляете вынужденный отказ.

В крайнем случае можно отправить жалобу в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию) или обратиться в суд. Если претендуете на возврат денег или компенсацию из-за форс-мажора европейской авиакомпании, отстоять права поможет Регламент EC № 261/2004. Но чаще всего авиакомпании выплачивают все, что вам причитается, без отсылок к законам и угроз обратиться в суд. Формулируйте требования корректно — и вам ответят взаимностью.

6. Дождитесь, когда деньги вернут

Это может занять от одного дня до нескольких месяцев. Деньги придут на банковскую карту, которой вы платили за билеты. Если покупали билеты наличными в кассе или в терминале, то получите свои кровные на карту, реквизиты которой укажете в заявлении, либо наличными.

Полезное по теме: На что можно рассчитывать, если ваш рейс отменили или задержали. Как добиться компенсации, если вам отказывают


Как обменять билет на самолет

Если хотите изменить дату и время рейса, город вылета / прилета или класс обслуживания, перевозчик выдаст вам новый билет. Можно ли поменять авиабилет на другой и возьмут ли деньги за услугу, зависит от правил тарифа, установленных авиакомпанией. Во время пандемии перевозчики чаще стали предлагать гибкие условия для перебронирования билетов: некоторые сделали внесение изменений бесплатным, другие уменьшили сборы — это помогает планировать путешествия увереннее.

Гибкие тарифы и правила обмена билетов на самолет

  1. Меняйте билет как можно раньше. Ближе к делу в самолете на нужную дату могут раскупить места или останутся только дорогие авиабилеты. Также могут увеличиться сборы за обмен. За 2–4 часа до вылета (а бывает и за 24–48 часов) многие авиакомпании вообще закрывают возможность внести изменения в билет. К сбору за обмен прибавляется разница в тарифах между старым и новым билетом.
  2. Выясните условия обмена билета и проверьте, стоит ли игра свеч. За обмен билета могут взять сбор, а также доплату, если вы меняете билет на более дорогой. Разрешат ли «понизить» тариф и компенсируют ли разницу, если новые билеты будут дешевле, зависит от авиакомпании. Менять билеты не всегда выгодно: если вы планировали лететь по ультрабюджетному тарифу, то можете столько потратить на обмен, что будет целесообразнее выкинуть старый билет и купить новый. Еще учтите, что если вы уже вносили в этот билет изменения, последующий обмен может быть дороже.
  3. Обменяйте авиабилет. Билет, купленный в интернете, можно поменять самостоятельно на том же сайте, где вы его купили, через службу поддержки по телефону, имейлу или в соцсетях, либо через посредника.
  4. Распечатайте новую маршрут-квитанцию или сохраните ее на смартфоне. Когда новый билет будет оплачен, на ваш имейл придет новая маршрут-квитанция.

Полезное по теме: Что делать, если в авиабилете ошибка в имени, фамилии, номере паспорта, дате рождения


Как вернуть или обменять авиабилет в связи с COVID-19? 

  • Заболели вы или ваш близкий родственник, с которым вы собирались лететь: можно оформить вынужденный возврат и вернуть всю стоимость даже невозвратного авиабилета.
  • Вы передумали лететь в открытую страну, в которой не введена самоизоляция или другие серьезные ограничения: обменять или вернуть билет можно по правилам тарифа. Возврат будет считаться добровольным.
  • Решили отказаться от перелета в открытую страну в связи с ухудшением эпидситуации, но до введения серьезных ограничительных мер: возврат будет считаться добровольным.
  • Авиакомпания отменила рейс из-за закрытия страны, ограничения на авиасообщение, внесения страны в список не рекомендованных к посещению или по другим причинам: можно без доплаты перенести перелет на другие даты или получить назад полную стоимость авиабилетов (вынужденный возврат).
  • Вы приняли решение не лететь в открытую страну, где введена самоизоляция для туристов или другие ограничения: если страна не внесена в список не рекомендованных к посещению, авиасообщение не закрыто и рейс не отменен, скорее всего, вы сможете вернуть деньги только за возвратные билеты. Возврат будет считаться добровольным.
  • Не хотите лететь, потому что поездка из-за COVID-19 потеряла смысл, например, собирались посетить концерт, но все массовые мероприятия отменили: оформить вынужденный возврат не получится, так как нет форс-мажорных обстоятельств, из-за которых перелет невозможен. Но можно сослаться на существенное изменение обстоятельств и попробовать вернуть деньги по статье 451 Гражданского кодекса РФ.
  • Если рейс отменили или задержали из-за пандемии, это считается форс-мажором, за который авиакомпания не несет ответственности. Дополнительная компенсация за задержку или отмену вам не полагается. Не путайте компенсацию с возвратом средств за билет. Если рейс отменили или надолго задержали, вы имеете право без доплаты улететь другим рейсом или отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета или согласиться на ваучер. Дополнительно к возврату цены билета вам полагается денежная компенсация — но только в том случае, если в задержке или отмене рейса виновата авиакомпания.

Куда сейчас можно полететь за границу?

Какие границы открыты и какие документы нужны для путешествия, удобно смотреть на нашей карте. Подпишитесь на уведомления по интересующим направлениям и первым узнавайте об открытии новых стран.

Что происходит в мире? Получайте на почту свежие новости, советы, выгодные предложения и не только.


Что еще полезно знать:

  • Пандемия и путешествия: актуальные новости и советы туристам
  • Невозвратные билеты: плюсы, минусы, подводные камни
  • Что делать, если вы опаздываете на самолет
  • Как исправить ошибку в билете на самолет
  • Что можно и нельзя перевозить в ручной клади и багаже

Возврат авиабилетов – помощь юриста

Долгожданный отпуск отменили? Беда не приходит одна — вас ждет мучительная процедура возврата авиабилетов. Почти все перевозчики неохотно расстаются с деньгами пассажиров, поэтому вам потребуется терпение и знание законов, чтобы получить свои средства обратно.

Что говорит закон

Авиапутешествия в нашей стране регулируются Воздушным кодексом РФ (ВЗК РФ). Правила возврата авиабилетов приведены в статье 108:

  • если возврат осуществляется за сутки или ранее — покупатель получает всю сумму;
  • если до вылета остается менее суток — покупатель получает 75% стоимости билета (остальное забирает компания в качестве неустойки);
  • если пассажир возвращает билеты, когда регистрация на рейс кончилась — он не получает деньги.

Какие билеты нельзя вернуть

Есть так называемые невозвратные билеты. Деньги за них нельзя получить, даже если вы сдаете их сразу после покупки. Такие билеты должны продаваться с обязательным уведомлением об их статусе.

Но даже в случае с невозвратными билетами пассажир может получить деньги, которые перевозчик не использовал для организации его полета. Это различные сборы, которые другие государства взимают за путешествие по своему воздушному пространству.

Почему стоимость билета не возвращают целиком почти никогда?

Помимо Воздушного кодекса, есть Федеральные авиационные правила (ФАП). Они утверждены приказом Минтранса России № 82. Там сказано, что при возврате денег за авиабилеты перевозчики должны брать за основу Правила формирования тарифов на воздушные перевозки (приказ Минтранса № 155). В пункте 93 этих Правил сказано, что при добровольном отказе от билета компания может оставить себе часть сборов с пассажиров.

Также ФАП позволяют перевозчикам применять свои способы ценообразования на перелеты, санкции и штрафы — и это развязывает им руки.

Когда авиакомпания обязана вернуть стоимость билета целиком

Если пассажир не может вылететь из-за болезни, перевозчик должен вернуть 100% стоимости билетов — и неважно, возвратные они или нет. В этой ситуации потребуется справка от врача. Компания будет вынуждена совершить возврат также из-за болезни или смерти членов семьи и близких родственников.

Также вернуть любой авиабилет и получить деньги можно, если компания работает некачественно:

  • вылет задержали, перенесли или отменили по вине сотрудников;
  • перелет требует дополнительных пересадок, за которые нужно доплатить.

Как происходит на самом деле

У каждой авиакомпании есть свои условия возврата авиабилетов. Например, «Аэрофлот» удерживает часть платы за некоторые категории билетов в эконом-, комфорт- и бизнес-классе: 2300 рублей за перевозки по России и 40 долларов США — за международные.

Судебная практика по возврату авиабилетов сложилась в пользу перевозчиков. Если пассажир отказывается от перелета из-за приведенных в статье 108 ВЗК РФ обстоятельств, авиакомпания может диктовать свои условия возврата.

Кроме того, иногда россияне покупают билеты у зарубежных перевозчиков, которые не обязаны соблюдать наши законы.

Если сервис бронирования не отдает деньги за авиабилет

Возврат авиабилета, купленного через Интернет, обычно проходит через сервис бронирования, который является посредником между пассажиром и перевозчиком. Иногда в таких ситуациях авиакомпания согласна вернуть деньги хотя бы частично, а онлайн-сервис хочет забрать их себе в качестве неустойки. Здесь пассажир может апеллировать к Закону «О защите прав потребителей», который обязывает исполнителя услуги вернуть заказчику деньги, выплаченные за нее. И даже если где-нибудь в правилах сервиса окажется пункт о взыскании неустоек и штрафов, его условия можно признать недействительными на основании статьи 16 закона «ОЗПП».

Так есть ли шанс сдать авиабилет и вернуть деньги?

Каждый случай с возвратом авиабилетов нужно рассматривать отдельно. На исход влияют:

  • правила работы перевозчика;
  • способ, которым пассажиров уведомляют о применении тарифов;
  • причины, по которым пассажир вынужден сдать билеты.

Позвоните нам — и опытный юрист расскажет, каковы шансы вернуть деньги за билеты в вашей ситуации. Если авиакомпания не права — у вас есть возможность подать на нее в суд и получить не только стоимость билетов, но и штраф в размере 50% этой суммы, а также компенсацию судебных издержек.

Судебные решения

Отзывы клиентов

Юристы

Стоимость авиаперелетов весьма высока. Неудивительно, что большинство клиентов авиакомпаний стараются снизить ее всеми доступными способами. Одним из наиболее распространенных является покупка авиабилета заблаговременно.

Основания на возврат билета на самолет

Сколько денег можно вернуть за билет на самолет

Куда обращаться для возврата билета на самолет

Последовательность действий при возврате билета на самолет

При этом нередки случаи, когда планы потенциального пассажира могут поменяться, что приведет к отмене или переносу времени полета. Если ситуация складывается подобным образом, вполне понятно желание клиента осуществить возврат обычного или электронного билета. Это вполне реально, так как основной регулирующий сферу авиаперелетов нормативный документ, Воздушный кодекс РФ (ВК РФ), предусматривает такую возможность.

Следует учитывать, что даже в случае покупки так называемых невозвратных билетов, пассажир может попытаться их сдать, чтобы получить назад заплаченные деньги частично или полностью. Сделать это сложнее, чем в случае обычных билетов, тем не менее, вполне возможно.

Если же речь идет об стандартных билетах, необходимо следовать инструкциям и правилам, описанным ниже. Тогда, вне зависимости от действий авиакомпании, вероятность возврата средств достаточно высока. Главное при этом — знать некоторые особенности процедуры и правильную последовательность действий.

Основания на возврат билета на самолет

В соответствии со ст. 108 уже упоминавшегося ВК РФ, любому пассажиру предоставляется возможность отказа от вылета. Об этом необходимо уведомить авиакомпанию минимум за 24 часа до рейса, если отсутствует льготный срок, устанавливаемый некоторыми перевозчиками.

При соблюдении этих условий, пассажиру должна быть возвращена уплаченная им сумма за авиабилет за вычетом определенного тарифа или сбора, который не может превышать 25% от стоимости. Если перевозчиком или агентством по продаже установлены собственные правила, они обязаны предоставить возможность клиенту ознакомиться с ними.

Сколько денег можно вернуть за билет на самолет

Как уже отмечалось выше, в случае отказа пассажира от полета, о чем не менее чем за сутки он уведомил перевозчика, клиент имеет право получить обратно уплаченные им средства за вычетом суммы, не превышающей 25%. При этом размер удержания должен быть обоснован действующими в компании тарифами и правилами перевозки.

Несмотря на то, что даже самые крупные фирмы, оказывающие услуги авиаперевозок, например Аэрофлот, зачастую стараются уклониться от возврата денег, требования законодательства четко обязывают их сделать это. Сложившаяся арбитражная практика, когда помимо стоимости билета перевозчики вынуждены оплачивать серьезные штрафы, привела к тому, что в большинстве случаев они не доводят дело до суда.

Куда обращаться для возврата билета на самолет

Места, куда следует обращаться для произведения возврата билета, рекомендуется изучать перед тем, как купить его. Проще всего получить необходимую информацию на сайте авиакомпании. Еще один возможный вариант – сделать звонок в диспетчерскую службу авиаперевозок.

При выполнении процедуры возврата пассажиру следует обращать внимание на два важных момента:

  • любые правила, которые установлены авиаперевозчикам, не могут противоречить или ухудшать условия, прописанные в ВК РФ;
  • в случае наличия каких-либо ведомственных директив или рекомендаций, на которые ссылается авиакомпания, приоритетным для любого суда являются требования ВК РФ.

Последовательность действий при возврате билета на самолет

Для выполнения процедуры возврата билета необходимо выполнить следующие действия:

  • найти координаты авиакомпании или агентства, где покупался авиабилет;
  • изучить правила обмена или возврата билетов, установленные в организации;
  • обратиться лично или по телефону в авиакомпанию или агентство. При этом они могут потребовать данные паспорта;
  • написать заявление об отказе от полета и возврате средств, продублировав его электронным письмом или отправкой заказного;
  • при получении отказа, следует еще раз попытаться добровольно получить средства;
  • при повторном отказе необходимо написать жалобу в Росавиацию, приложив к ней переписку. В подавляющем большинстве случаев это помогает, причем без всяких затрат для пассажира;
  • если оказались безрезультатны все перечисленные варианты, следует обратиться в суд.

С рекомендациями по поводу возврата билетов на самолет можно ознакомиться на видео:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии