Административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса
У предпринимателей есть возможность рассказать об административных барьерах, препятствующих развитию бизнеса.
Специфические трудности входа предпринимателей на рынок, препятствующие организации, осуществлению и развитию предпринимательской деятельности, обусловленные несовершенством законодательства, совершения действий или бездействия органов власти принято называть административными барьерами.
Уважаемый посетитель! Предлагаем Вам рассказать об административных барьерах, с которыми Вы столкнулись!
Введите Ваши контактные данные, и Ваше обращение будет перенаправлено в профильный орган государственной власти.
Ваше сообщение успешно отправлено!
Предлагаем Вам ознакомиться с планом по снижению административных барьеров, отчетом об исполнении данного плана и оставить свой комментарий.
2020 год:
2019 год:
2018 год:
2017 год:
Введите Ваши контактные данные и участвуйте в публичном обсуждении плана по снижению административных барьеров:
Административные барьеры
Необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции и возникновения «административного ресурса».
В ходе проведения административной реформы сокращены масштабы вмешательства государства в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции.
Однако на данный момент указанная работа не завершена — во многих сферах сохраняются ограничения на вход новых участников на рынки в виде необходимости получения от государственных органов различных разрешений, согласований и заключений.
Разнообразные формы государственного регулирования административного характера (ведение многочисленных реестров и регистров, аттестация и аккредитация хозяйствующих субъектов, различные экспертизы, предоставление разрешений и согласований) остаются недостаточно оцененными с правовой и экономической точки зрения, а также с позиций их избыточности и коррупциогенности.
Не завершена работа по разграничению функций по контролю (проведение испытаний, измерений, экспертиз), надзору (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разрешений, приостановление деятельности) и оказанию государственных услуг. Например, государственные учреждения ветеринарии субъектов Российской Федерации по-прежнему осуществляют функции контроля и надзора, а также оказывают платные услуги населению.
Не реализована поставленная административной реформой задача существенного сокращения числа унитарных предприятий с сохранением за ними только того имущества, которое необходимо для осуществления публичных функций.
Медленными темпами осуществляются реформа технического регулирования, разработка и принятие технических регламентов в различных сферах экономической деятельности. При этом техническое регулирование становится существенным фактором конкурентной среды, поскольку разработка технических регламентов может являться частью конкурентной борьбы.
Конкурентная среда не защищена от установления новых административных барьеров. Не разработаны и не применяются обязательные во многих странах процедуры предварительной оценки и всестороннего обоснования принятия нормативных актов, вводящих новые административные требования к субъектам предпринимательской деятельности.
Опросы предпринимателей свидетельствуют о том, что административные барьеры являются существенными, а для некоторых предприятий запретительно высокими.
В связи с этим необходимо продолжить системную работу по анализу, ликвидации и снижению административных барьеров в экономике, в том числе:
1) требуется дальнейшее совершенствование системы лицензирования отдельных видов деятельности, предусматривающее:
расширение сферы действия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и повышение его универсальности;
децентрализацию лицензирования путем передачи полномочий в области лицензирования наиболее массовых видов деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с одновременным наделением уполномоченных федеральных органов исполнительной власти функциями по контролю за лицензирующими органами на региональном уровне;
прекращение иных форм государственного контроля (надзора) в отношении тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых подлежит лицензированию, в целях исключения дублирования государственных функций;
дальнейшее упрощение процедур лицензирования, в том числе сокращение сроков рассмотрения заявлений субъектов предпринимательства и предоставление возможности электронного лицензирования посредством использования общедоступных телекоммуникационных систем;
2) необходимо проводить работу по замене обязательной сертификации ряда услуг декларированием соответствия;
3) требуется ускорить разработку первоочередных проектов технических регламентов, предусмотренных Федеральным законом «О техническом регулировании»;
4) необходимо разграничить функции по контролю и надзору в отдельных сферах, в том числе в сферах здравоохранения, транспорта, нефтехимии, производства продуктов питания и строительных материалов.
Государственный контроль качества должен быть заменен соответствующей деятельностью субъектов рынка — лабораторий, исследовательских и испытательных центров, аккредитованных в органах исполнительной власти. Порядок аккредитации при этом должен быть прозрачным и недискриминационным. В отдельных случаях по результатам анализа ряд подобных функций может быть передан саморегулируемым организациям или отраслевым объединениям;
5) на конкурентных рынках следует существенно сократить количество унитарных предприятий, функционирование которых может быть обеспечено негосударственными коммерческими организациями. Необходимо обеспечить передачу имущества унитарных предприятий, не используемого для осуществления публичных функций, в казну с последующей приватизацией либо формированием имущественного фонда для сдачи в аренду хозяйствующим субъектам;
6) необходимо расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;
7) в органах власти должна быть внедрена процедура экспертизы и предварительной оценки последствий принятия ключевых нормативных правовых актов, направленная на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию;
необходимо усовершенствовать процедуры распределения государством ограниченных ресурсов и отдельных прав (например, права пользования недрами, лесными, водными и биоресурсами) в целях обеспечения справедливых условий такого распределения, реализации принципов прозрачности и состязательности. Непрозрачные механизмы распределения создают существенные барьеры входа на рынок новых участников;
9) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует разработать и принять региональные программы развития конкуренции, к задачам которых должны быть отнесены в том числе:
упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;
организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;
развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур;
развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Региональные программы развития конкуренции должны включать в себя общие меры, направленные на улучшение конкурентной среды в регионе, отраслевые меры, учитывающие специфику и проблемы отдельных рынков, а также меры, направленные на развитие сферы торговли, в том числе различных форматов осуществления торговой деятельности.
Стратегической целью реализации региональных программ развития конкуренции является выравнивание условий конкуренции в различных субъектах Российской Федерации;
10) федеральным органам исполнительной власти необходимо включать показатели развития конкуренции в качестве целевых в доклады об основных результатах деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Рассказываем о принятых Правительством решениям в части снижения административной нагрузки на бизнес в условиях санкционного давления.
- Предупреждение вместо штрафа при первом нарушении и возможность устранить недочеты (КоАП РФ)
- Продление лицензий и разрешений. Правительство продлило на 12 месяцев действие срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекли или истекают в период с 14 марта по 31 декабря 2022 г.
- Снижение штрафов для малого бизнеса в два раза, до уровня, предусмотренного для ИП
Правила не будут применять, если:
- на момент нарушения компания не числилась в реестре субъектов МСП как малая организация или микропредприятие
- ИП отвечает аналогично организациям
- Исключается двойная ответственность, когда одновременно штрафы накладываются и на должностное, и на юридическое лицо, даже если виноват только работник
Правила не будут применять, если:
- нарушения выявили в ходе одного контрольно-надзорного мероприятия
- ответственность установлена в одной статье (ее части) КоАП РФ или регионального закона
- Введение принципа «одна проверка – одна санкция», чтобы штрафы за однотипные нарушения не суммировались в рамках одной проверки
Документы, вводящие эти нормы в силу:
- Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353
Налоговый контроль
- Правительство РФ вправе в 2022 г.:
- приостанавливать, отменять, переносить мероприятия налогового контроля
- приостанавливать течение сроков, связанных с проведением налоговых проверок
- ФНС России, проводя налоговый контроль цен и рассматривая заявления о заключении соглашений о ценообразовании, будет учитывать санкции и их влияние на контролируемые сделки.
- ФНС России не будет привлекать к ответственности пользователей ККТ за отсутствие бумажного чека, если:
- расчет зафиксирован на кассе
- чековой ленты нет по независящим от пользователей ККТ обстоятельствам (временное отсутствие на рынке)
Документы, вводящие эти нормы в силу:
- Федеральный закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ
- Письмо ФНС России от 05.03.2022 № ШЮ-4-13/2724@
Проверки
- Плановые контрольные мероприятия в 2022 г. по общему правилу не проводятся
Допускаются плановые мероприятия в рамках:
- санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении определенных объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска
- пожарного надзора в отношении определенных объектов, отнесенных к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска
- надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов II класса опасности
- ветеринарного контроля (надзора) в области свиноводства
Вместо планового мероприятия возможен профилактический визит и иные профилактические мероприятия.
- Продлен срок исполнения предписаний, выданных до 10 марта 2022 г. и действующих на эту дату. Он автоматически увеличивается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения. Срок продления может быть увеличен
- Внеплановые проверки (мероприятия) в 2022 г. проводятся только по определенному перечню оснований. Например, по согласованию с прокуратурой при угрозе:
- причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан
- обороне страны и безопасности государства
- возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера
Документы, вводящие эти нормы в силу:
- Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336
- Инспекции до 1 июня не блокируют операции по счетам
ФНС сообщила, что до лета налоговики не будут принимать решения о заморозке счетов при взыскании денег с должников. Ведомство также отметило, что налогоплательщики, которые понесли потери из-за ограничений, смогут обратиться в инспекцию, чтобы отложить меры взыскания до предельных сроков. Информация ФНС России от 10.03.2022.
- Росреестр отменил до конца 2022 г. плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках:
- федерального земельного контроля (надзора)
- федерального госконтроля (надзора) за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и кадастровых инженеров
Информация Росреестра
Мораторий на банкротство
С 1 апреля вводится мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. Он продлится 6 месяцев и коснется организаций и ИП, за исключением застройщиков по ДДУ, включенных в реестр проблемных активов.
Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 497
Обязательная маркировка
- До 1 декабря 2023 г. отложено введение обязательной маркировки молочной продукции для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
- Участники оборота молочной продукции и упакованной воды, приобретающие молочную продукцию или воду для использования в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей), освобождаются от необходимости отправлять информацию об этом в систему мониторинга маркировки до 30 ноября 2023 г. включительно.
- Установлено, что продовольственные магазины до 1 сентября 2022 г. не будут передавать информацию в систему мониторинга маркировки о проданной молочной продукции, а до 1 марта 2023 г. – о проданной упакованной воде.
Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 года № 477
Схема работы механизма «Трансформация делового климата»
Актуализация плана мероприятий на постоянной основе – 2 раза в год
Ключевые особенности
Максимально активное вовлечение предпринимательского сообщества в формирование повестки реформ.
Бизнес включен в эту работу на всех ее этапах – от выявления существующих проблем ведения бизнеса в различных отраслях, формирования путей их решения, заканчивая оценкой качества работы органов власти.
ТДК является логическим продолжением системной работы Правительства Российской Федерации по реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы.
Цели
Снятие существующих нормативных ограничений при ведении бизнеса, в том числе устранение избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, содержащихся в федеральных нормативных правовых актах.
Столкнулись с административными барьерами?
Подайте обращение, мы обязательно его рассмотрим!
Подать обращение
Подать обращение по административному барьеру имеют возможность исключительно участники Национального Проекта
1. Подача и анализ инициатив
Механизм управления системными изменениями предпринимательской среды ТДК – это новый «живой» инструмент, который должен обеспечить максимальную обратную связь от бизнеса.
Механизм ТДК предоставляет возможность для бизнеса указать на существующие нормативные ограничения при ведении бизнеса и непосредственно самим принять участие в их устранении.
Подать инициативу можно следующими способами:
2. Одобрение инициатив и их реализация
Максимально активное вовлечение предпринимательского сообщества в формирование повестки реформ — от выявления существующих проблем ведения бизнеса в различных отраслях, формирования путей их решения, до оценки качества работы органов власти.
Аккумуляция инициатив по улучшению предпринимательской среды в едином документе, что позволит обеспечить комплексную координацию и контроль реализации реформ.
Актуализация плана мероприятий на постоянной основе – 2 раза в год – в целях оперативного реагирования на изменения макроэкономической ситуации и запросы предпринимательского сообщества.
Подкомиссия
по обеспечению устойчивого развития российской экономики
Правительственная комиссия
по экономическому развитию и интеграции
Экспертные и рабочие группы
Основные задачи:
- Сбор и анализ предложений по актуализации мероприятий плана ТДК, обеспечение их обсуждения, а также представление результатов в Минэкономразвития России.
- Подготовка заключений о соответствии ожидаемым результатам разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти проектов актов, подготовленных во исполнение мероприятий плана ТДК.
- Осуществление финальной оценки реализованных мероприятий плана ТДК.
- Осуществление мониторинга правоприменения актов, разработанных в рамках механизма ТДК.
Экспертные и рабочие группы осуществляют свою деятельность на площадках организаций, в том числе деловых объединений.
Экспертный совет
Председатель Экспертного совета — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации В.А. Живулин.
Основные задачи:
- Координация деятельности экспертных и рабочих групп.
- Рассмотрение предложений по формированию площадок экспертных и рабочих групп.
- Формирование предложений по перечню актов для осуществления мониторинга правоприменения.
- Рассмотрение результатов реализации мероприятий плана ТДК и осуществления мониторинга правоприменения.
Подкомиссия по обеспечению устойчивого развития российской экономики Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции
Председатель Экспертного совета — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации В.А. Живулин.
Основные задачи:
- Координация деятельности экспертных и рабочих групп.
- Рассмотрение предложений по формированию площадок экспертных и рабочих групп.
- Формирование предложений по перечню актов для осуществления мониторинга правоприменения.
- Рассмотрение результатов реализации мероприятий плана ТДК и осуществления мониторинга правоприменения.
Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции
Председатель Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции — первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
Основные задачи:
- Рассмотрение предложений по внесению изменений в структуру управления механизмом ТДК и порядок актуализации, осуществления мониторинга и контроля реализации мероприятий плана ТДК
- Рассмотрение сводного ежегодного доклада о реализации и эффективности достигнутых мер плана ТДК.
3. Мониторинг правоприменения с участием бизнеса
Федеральные органы исполнительной власти и организации — исполнители мероприятий плана в целях осуществления мониторинга и контроля реализации мероприятий плана обеспечивают актуализацию информации о ходе реализации мероприятий плана.
Экспертные группы осуществляют с участием представителей общественных объединений субъектов предпринимательской деятельности, экспертов и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации анализ информации о ходе реализации мероприятий плана, по результатам которого направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации протоколы заседаний.
Министерство экономического развития Российской Федерации на основании информации реализации мероприятия плана от экспертной группы, присваивает итоговые статусы реализации мероприятий плана.
4. Оценка результата мониторинга правоприменения
В целях оценки результата мониторинга правоприменения мероприятий, ТДК использует доказавший свою эффективность в ходе реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы механизм общественного анализа бизнессообществом фактического выполнения мероприятий, эффективности действия соответствующего института (нормы, инструмента и пр.) и проведения опросов предпринимателей для оценки степени удовлетворенности изменениями в указанной сфере.
5. Правоприменение подтверждено –снятие акта с контроля
По результатам проведенных опросов предпринимателей по оценке степени удовлетворенности изменениями, в случае подтверждения правоприменения мероприятий плана – принятый нормативный акт снимается с контроля.
Основные итоги
Первый этап – 2018
Площадок проведения эскпертных групп
6
Заседаний экспертных групп
>20
Представителей бизнес сообщества
200
Согласительных совещаний с ФОИВ
13
Второй этап – 2019
Площадок проведения эскпертных групп
7
Представителей бизнес сообщества
>400
Барьеры входа на рынок — это любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.
Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает в себя:
— выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
— определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.
- К барьерам входа на товарный рынок относятся:
а) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:
— условия лицензирования отдельных видов деятельности;
— квотирование;
— ограничения ввоза-вывоза товаров;
— требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;
— предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;
— препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;
— условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;
— экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;
— стандарты и предъявляемые к качеству требования;
б) экономические ограничения, в том числе:
— необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
— ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
— издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
— издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации;
— транспортные ограничения;
— отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
— наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);
— преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;
в) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок, в том числе:
— инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения новых участников рынка;
— увеличение для приобретателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным приобретателям, заключения долгосрочных контрактов или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся взаимозаменяемыми с продукцией других хозяйствующих субъектов;
— проведение интенсивных рекламных кампаний;
г) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе:
— создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;
— требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на товарный рынок;
д) другие ограничения входа на товарный рынок.
- Барьеры входа на товарный рынок анализируются:
а) с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках, стать участниками рассматриваемого товарного рынка;
б) с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, расширить производственные мощности или объем продаж данного товара.
При определении наличия (или отсутствия) барьеров входа на товарный рынок учитывается возможность наличия барьеров входа на товарный рынок для крупных хозяйствующих субъектов при отсутствии таких барьеров для малых хозяйствующих субъектов, и наоборот.
- Преодолимость барьеров входа на товарный рынок оценивается на основе сроков и величины затрат на преодоление таких барьеров.
Барьеры входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.
Необходимые для хозяйствующих субъектов сроки и затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок, а также преодолимость барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок могут оцениваться путем опроса фактических и потенциальных продавцов или отраслевых специалистов (экспертов).
- По каждому из рынков, входящих в перечень приоритетных и социально значимых рынков, осуществляется определение административных барьеров, экономических ограничений, иных факторов, являющихся барьерами входа на рынок (выхода с рынка).
5.1. С целью выявления избыточных административных барьеров анализируется влияние каждого из них на ситуацию на том или ином рынке.
По результатам анализа административных барьеров рассматриваются следующие возможности их минимизации (устранения):
— отмена административных процедур, предусмотренных административными регламентами и признанных избыточными;
— сокращение времени рассмотрения заявлений и прилагаемых к ним документов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности;
— сокращение перечня необходимых для ведения предпринимательской деятельности документов, представляемых хозяйствующими субъектами в органы власти;
— повышение открытости в процессе рассмотрения органами власти представленных хозяйствующими субъектами документов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности.
5.2. С целью уменьшения экономических ограничений может использоваться в частности:
— облегчение доступности финансовых ресурсов для предпринимателей (в том числе льготное кредитование);
— адресное представление государственных и муниципальных преференций[1];
— бизнес-инкубаторы и технопарки.
Одним из обязательных условий уменьшения барьеров, является открытость деятельности органов власти и информационная поддержка предпринимателей в части информирования об улучшении условий предпринимательской деятельности.
- Устранение, снижение административных барьеров осуществляется в рамках реализации «дорожной карты» либо путем оперативного решения вопроса компетентными органами власти.
Для ознакомления и использования в работе рекомендуются следующие источники:
- Научно-практический электронный журнал «Российское конкурентное право и экономика», публикуется на официальном сайте ФАС России по адресу: http://fas.gov.ru/eljournal/;
- Конкурентное право России. / Под ред. И.Ю. Артемьева, А.Г. Сушкевича. – М., 2014;
- Антимонопольная политика государства. Князева И.В. – Изд-во СибАГС., 2010;
- Приказ ФАС России от 29.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».
[1] Государственные или муниципальные преференции — предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
5.1. Общие вопросы устранения административных барьеров
Административные
барьеры в последние пять лет определяются
как одна из самых острых проблем,
сдерживающих развитие малого
предпринимательства.
Административные
барьеры (далее также – АБ) не просто
являются препятствием на пути развития
бизнеса и предпринимательства, но и
создают иную государственную проблему,
так как «обычной реакцией малых
предприятий на административные барьеры
является уход в «теневую» экономику с
целью снижения трансакционных издержек
(непроизводительных затрат) и
«бюрократических рисков»15.
Действительно,
административные барьеры, наряду с
повышенной налоговой нагрузкой и
усложненностью правил налогообложения,
низкой доступностью банковского кредита,
криминалом и «крышей», коррупцией
являются одним из основных факторов,
стимулирующих уход предпринимателей
в теневой сектор. По сути, при наличии
всех этих факторов в сложившихся условиях
малый бизнес вынужден существовать,
имея определенную долю средств «в тени»,
и пока воздействие этих факторов не
ослабнет, ситуация в данном секторе
экономики не улучшится16.
Другими словами, в силу воздействия
указанных факторов на малый бизнес у
него неизбежно возникают затраты,
которые приходится осуществлять чтобы
выжить и вести бизнес и которые могут
быть оплачены только неформальным
путем17.
Общая
доля теневого оборота в секторе малого
бизнеса, по различным оценкам, составляет
от 31 до 42% фактического оборота, или
примерно от
36,5 до 49 млрд. долл. в целом по стране
(только по малым предприятиям, без учета
оборота индивидуальных предпринимателей).
По
отдельным статьям затрат можно привести
следующие цифры:
-
на
взятки и взаимоотношения с государством
идет около 12% теневого оборота, или
порядка 6 млрд. долл.; -
отчисления
«крышам» составляют примерно такую
же величину; -
сокрытие
заработной платы составляет около
трети фактического фонда оплаты труда,
или порядка 11% от суммарного оборота
– в денежном выражении это 5 млрд.
долл.; -
доходы
фирм по обналичиванию в части обслуживания
малых предприятий составляют минимум
600 млн. долл. в год (если брать минимальный
«обнальный» процент, а его еще следует
поискать «по знакомым»), а сам годовой
объем рынка в сегменте зарегистрированных
малых предприятий доходит до 30 млрд.
долл.
Эти
цифры в тысячи, десятки тысяч раз больше
тех средств, которые государство
вкладывает в различные мероприятия по
поддержке малого предпринимательства
– для сравнения, в 2000–2001 гг. на
осуществление соответствующей федеральной
программы должно было быть выделено
140 млн. руб. Средства, направляемые
государством на поддержку малого
предпринимательства по федеральной и
региональным программам, оцениваются
нами в 45–50 млн. долл. ежегодно, что
несопоставимо с размерами издержек
малого бизнеса на преодоление
административных барьеров. Если бы
только одни коррупционные издержки
были снижены хотя бы на 5–10%, то в
совокупности это высвободило бы для
малого предпринимательства от 8 до 16
млрд. руб. в год, которые он направил бы
на финансирование тех мероприятий,
которые сам считает нужным, т.е. получил
бы в 100–200 раз больше, чем по мероприятиям
государственной поддержки, и вложил бы
их не в пример эффективнее.
Надо
сказать, что общепризнанного определения
«административного барьера» не
существует, и нередко термин каждым
понимается по-разному. Между тем
необходимо общее понимание всех
участвующих в процессе для выработки
и реализации правильной, более эффективной
политики в отношении устранения
административных барьеров.
Можно
привести несколько подходов к определению.
1.
В конце 1990-х годов, когда политика
устранения административных барьеров
начинала активно обсуждаться, в материалах
конференций, симпозиумов, на которых
рассматривались вопросы предпринимательской
деятельности субъектов малого
предпринимательства, «административные
барьеры» определялись как «специфические
трудности развития бизнеса, обусловленные
несовершенством государственного
регулирования и контроля либо сознательным
ущемлением интересов малого
предпринимательства со стороны
государственных органов и отдельных
чиновников»18,
или как «субъективные
для МСБ ”барьеры входа”
на рынок, вызванные прежде всего тем,
что действующие правила и механизмы
государственного регулирования
хозяйственной деятельности ”настроены”
на относительно невысокие темпы
подготовки и принятия решений
(бюрократические принципы работы) и
оплату из собственных средств бизнесменов
труда бюрократов, создающих эти барьеры
(которые требуется затем преодолевать
бизнесменам самостоятельно)»19.
2.
Можно также привести «правовое
определение», закрепленное в нормативном
акте одного из регионов. В Положении о
межведомственной комиссии по преодолении
административных барьеров при развитии
предпринимательства, принятом в
Кемеровской области20,
определено: административные
барьеры – «это действия органов
исполнительной власти, выраженные в
виде принятия нормативных, распорядительных
документов, противоречащих действующему
законодательству и нормативным актам
Российской Федерации, а также связанные
с злоупотреблением и превышением своих
полномочий при проведении ими контроля
и надзора за деятельностью субъектов
предпринимательства».
3.
«Административные
барьеры – препятствия, возникающие при
организации и осуществлении
предпринимательской деятельности у
субъектов малого предпринимательства,
создаваемые отдельными должностными
лицами органов исполнительной власти».
Полагаем, что применительно к проблеме
исследования речь должна идти об
искусственно созданных и создаваемых
препятствиях, ущемляющих права и интересы
субъектов малого предпринимательства21.
4.
Административным барьером с точки
зрения бизнеса являются те установленные
государством или местным самоуправлением
обязательные правила ведения экономической
деятельности, частные
издержки от
ведения которых для субъекта экономической
деятельности превышают
его частные выгоды
с учетом эффекта дохода22.
Таким образом, та часть правил,
где частные издержки бизнеса меньше
частных выгод, получаемых от установления
данных правил, административными
барьерами для бизнеса не является. Иными
словами, отнюдь не всякие правила и
контрольные процедуры являются «злом»,
как иногда в запальчивости утверждают
некоторые лоббисты малого предпринимательства,
а только те, установление/осуществление
которых приводит к чистым индивидуальным
и общественным потерям.
Таким
образом, как видно из приведенных
определений, административный барьер
определяется в терминах:
-
издержки
для предпринимателя на выполнение
установленных обязательных правил
ведения его деятельности; -
избыточность
совокупности установленных обязательных
правил; -
внутренняя
противоречивость установленных правил; -
превышение
должностными лицами установленных
для них полномочий либо невыполнение
установленных для них инструкций, их
работа вне правового поля.
Типологизировать
административные барьеры можно по
различным основаниям. Нам представляется
целесообразным использовать две
классификации, характеризующие их:
1)
типология административных процедур
по степени проблематичности их прохождения
для предпринимателя;
2)
типология барьеров по уровням регулирования
(федеральный, региональный, местный).
Первая
классификация важна с точки зрения
выделения тех процедур, где проводить
политику устранения административных
барьеров необходимо в первую очередь.
Ниже
представлен рейтинг (ранжирование)
процедур по «степени барьерности» для
предпринимателей, полученный в ходе
реализации исследования Консультативной
службы по иностранным инвестициям
(FIAS, группа Всемирного банка) в 2001–2002
гг. в шести регионах России. В качестве
критериев оценки «уровня проходимости»
процедуры для предпринимателей
использовать три следующих критерия
как относительно самостоятельные
переменные:
-
Длительность
прохождения процедуры; -
Трудоемкость
прохождения процедуры (подразумевает
количество различных этапов, на которые
разбивается процедура, и степень
непосредственного участия в них
предпринимателя); -
Стоимость
прохождения процедуры.
Каждая
процедура оценивается по каждому из
указанных критериев по трехбалльной
шкале на основе экспертных оценок,
подтвержденных количественными данными,
полученными в ходе опросов предпринимателей
и представителей посреднического рынка
по прохождению административных
процедур.
В
результате по каждой процедуре можно
установить минимально возможные
обязательные и максимально возможные
сроки (трудоемкость, стоимость),
складывающиеся под влиянием действия
перечисленных факторов.
С
учетом вышеизложенного предлагается
следующая градация критериев оценки.
1.
Продолжительность прохождения процедуры
А)
Большая (3 балла). Обязательные сроки не
менее одного-двух месяцев, а максимально
возможные приближаются к полугоду-году.
Б)
Средняя (2 балла). Обязательные сроки не
более одного месяца, а максимально
возможные не более трех месяцев.
В)
Малая (1 балл). Обязательные сроки не
более двух недель, а максимально возможные
не более одного месяца.
2.
Трудоемкость процедуры
Самый
сложный для градации критерий, т.к. здесь
необходимо учесть не только количество
этапов процедуры, но и степень
непосредственного участия в них
предпринимателя.
А)
Высокая (3 балла). Этапов больше 20, из
которых в большинстве приходится
участвовать непосредственно
предпринимателю.
Б.
Средняя (2 балла). Этапов 10–20, примерно
в половине из которых приходится
участвовать предпринимателю.
В)
Низкая (1 балл). Количество этапов менее
10, и затраты времени и усилий предпринимателя
на их прохождение невелики.
3.
Стоимость прохождения
А)
Высокая (3 балла). Стоимость процедуры
превосходит 5000 руб.23,
причем эту сумму в основном составляют
обязательные платежи.
Б)
Средняя (2 балла). Обязательная стоимость
невысокая, но может сопровождаться
дополнительными платежами.
В)
Низкая (1 балл). Обязательная процедура
бесплатна, а возможные дополнительные
платежи тоже невелики.
Для
измерения степени нагрузки процедур
на предпринимателя по каждому критерию
использовалась трехбалльная шкала. В
среднем значимость каждого из критериев
примерно одинакова, так как для разных
предпринимателей в различные периоды
времени большее значение может играть
тот или иной критерий. Это связано с
различными внешними условиями,
характеризующими необходимость более
оперативного прохождения процедуры,
недостаток свободных кадров или
финансовых ресурсов.
Таблица 5.1.1
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #