Что относится к обязательным реквизитам протеста прокурора

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Разъясняет прокурор Зеленоградского административного округа г. Москвы В.А. Родин

Статья 23. Протест прокурора

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Протест — это правовой акт, в форме которого прокурор предъявляет юридически обоснованное требование по поводу допущенного нарушения закона, выразившегося в издании соответствующим органом или должностным лицом незаконного правового акта, и добивается восстановления нарушенного права. Протест представляет собой документ прокурорского реагирования на противоправный акт государственного органа, органа местного самоуправления, органов контроля, управления коммерческой или некоммерческой организацией или соответствующих должностных лиц, содержащий мотивированное требование о его отмене или приведении в соответствие с законом.

«Это надзорное средство прокурорского реагирования, которое преследует две цели: 1) устранение правонарушения в незаконном правовом акте и их последствий; 2) восстановление нарушенных прав поднадзорных субъектов».

Протест прокурора как правовой документ должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В протесте содержится наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие или бездействие; содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действия или бездействия должностного лица); нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене акта, требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста.

В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции: в чем выражается несоответствие, либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие; точное наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт региональных законодателей; предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести); требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.

Именно исходя из этих соображений прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании противоречащего закону правового акта недействительным возникает в условиях, свидетельствующих о заведомой предумышленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим правовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта либо требующих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону. Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел.

Принесение протеста является юридическим фактом, с которым связывается возникновение правоотношений между прокурором и органом, чей акт опротестовывается. В связи с этим у прокурора возникают следующие обязанности: контроль за своевременностью рассмотрения протеста, проверка фактического устранения нарушения законности, проверка законность вновь изданного акта взамен незаконного.

Протест формулирует юридически обоснованное требование об устранении имеющихся противоречий, отменен либо приведении акта в соответствие с действующим законодательством.

Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
    по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
    иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
    проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
    освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
    протест прокурора;
    представление прокурора;
    постановление прокурора;
    предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
    в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
    в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
    в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
    приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
    далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
    приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
    в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
    приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
    в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов

Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
    по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
    иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
    проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
    освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
    протест прокурора;
    представление прокурора;
    постановление прокурора;
    предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
    в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
    в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
    в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
    приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
    далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
    приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
    в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
    приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
    в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Формы актов
прокурорского реагирования

1)
протест,

2) представление,

3)
предостережение о недопустимости
нарушения закона,

4) постановление
о возбуждении уголовного дела или
производства об административном
правонарушении
§
1. Протест прокурора
Протест
— это подготавливаемый прокурором или
его заместителем документ, который
приносится на противоречащий закону,
нарушающий права человека и гражданина
правовой акт в орган или должностному
лицу, которые издали этот акт, либо в
вышестоящий орган или вышестоящему
должностному лицу, либо в порядке,
предусмотренном процессуальным
законодательством Российской Федерации
в суд.
В протесте заключается требование
об устранении имеющихся в правовом акте
противоречий закону, о приведении акта
в соответствие с федеральным законом
или его отмене. В основе этимологии
термина «протест» лежит латинское
слово «protestor», обозначающее публичное
требование, заявление, доказывание.
Правом
принесения протеста в орган или
должностному лицу, которые издали этот
акт
, либо в
вышестоящий орган или вышестоящему
должностному лицу, либо обращения в суд
в порядке, предусмотренном процессуальным
законодательством Российской Федерации,
на незаконные правовые акты обладают
прокурор и заместитель прокурора
.
Правовые акты федеральных министерств
и ведомств могут быть опротестованы
только Генеральным
прокурором Российской Федерации и его
заместителями
.
Прокуроры субъектов Российской Федерации
обладают правом опротестования правовых
актов представительных (законодательных)
и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации, органов контроля
соответствующего звена их системы
.
Вышестоящий прокурор имеет право
действовать в пределах компетенции
нижестоящих прокуроров и приносить
протесты на правовые акты органов не
только своего уровня, но и стоящих
уровнем ниже. В тех случаях, когда
прокурор выявляет незаконные акты
органов, должностных лиц, надзор за
законностью деятельности которых
осуществляет вышестоящий прокурор, он
должен подготовить проект протеста и
представить его в вышестоящее звено
прокурорской системы. (
то есть вышестоящий прокурор вправе
подать протест на правовые акты
нижестоящих прокуроров и обжаловать
его в вышестоящие инстанции)

Прокуроры
районов, городов вправе приносить
протесты на правовые акты органов
местного самоуправления, органов
контроля районного звена, их должностных
лиц.
Обязательными
реквизитами протеста прокурора (он
подается в основном в письменной форме,
хотя может выноситься и в устной)
являются
:

— точное название органа, в который
приносится протест; акта, являющегося,
по мнению прокурора, противоречащим
закону;

— конкретное название закона
и его положений, в противоречие с которыми
вступил опротестованный акт;


обстоятельства, дающие основания для
вывода о его незаконности;

— четкое
изложение требований прокурора со
ссылкой на правовые нормы,


регламентирующие процедуру принесения
и рассмотрения протеста;

подпись
лица, принесшего протест, с указанием
должности и классного чина.
Протест
должен соответствовать определенным
требованиям не только по форме, но и по
содержанию.

В содержательной
части
протеста
прокурор отражает следующие позиции:


в чем выражается несоответствие либо
противоречие акта (его части), на который
направлено прокурорское воздействие;

-точное наименование закона, с
которым вступил в противоречие
(несоответствие) акт;

— предложение
устранить допущенное нарушение
(необходимо изложить свое видение: в
каких конкретных юридических действиях
оно должно выражаться и какие правовые
последствия нести);

— требование
рассмотреть протест в оговоренные
законом сроки со ссылкой на правовые
нормы и указание на то, что ответ о
результатах рассмотрения протеста
должен быть незамедлительно отправлен
прокурору в письменной форме.
В
ряде случаев возникает необходимость
обращения прокурора в суд с заявлением
об издании противоречащего закону
правового акта и о признании его
недействительным.

Заявление
в суд направляется в соответствии с
действующими положениями процессуального
законодательства о подведомственности
и подсудности дел. При этом необходимо
иметь в виду, что в арбитражные суды
прокуроры обращаются с заявлениями о
признании недействительными актов, в
которых представлены вопросы, касающиеся
сферы предпринимательской и иной
экономической деятельности.
Срок
рассмотрения протеста десять дней с
момента его поступления.

В исключительных случаях, когда требуется
немедленно устранить нарушения закона,
прокурор вправе сам установить срок
рассмотрения протеста, который может
быть меньше, чем установленный законом.
Если протест был принесен на решение
представительного (законодательного)
органа субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления, он
должен рассматриваться на ближайшем
заседании данного органа.
По
действующему законодательству принесение
протеста не приостанавливает действия
опротестованного акта.

Тем не менее
имеются реальные возможности снижения
либо полной нейтрализации отрицательного
эффекта противоречащего закону акта.

О
результатах рассмотрения протеста
прокурору в тот же день должно быть
направлено письменное сообщение.

Если невозможно техническое исполнение
данного требования в тот же день, тогда
оно исполняется на следующий день. Более
позднее направление сообщения, равно
как несоблюдение сроков рассмотрения
протеста, является нарушением закона
и может служить основанием для привлечения
виновных лиц к ответственности.

По
поручению прокурора в рассмотрении
протеста может принять участие его
помощник. Поручение должно быть надлежащим
образом оформлено.

В
определенных случаях возможен отзыв
протеста. Право отзыва протеста
принадлежит лицу, которым он был принесен,
— прокурору или его заместителю.
Возможность отзыва протеста допускается
только до его рассмотрения

Отзыв
протеста связан с тем, что мнение
прокурора может измениться в результате
установления новых, ранее не известных
обстоятельств, принятия новых законов,
иных факторов. При наличии оснований,
исключающих необходимость рассмотрения
протеста, он может быть отозван.

§
2. Представление об устранении нарушений
закона
Представление
прокурора

— акт прокурорского реагирования, имеющий
целью устранение нарушений закона, их
причин и способствующих им условий. Оно
вносится прокурором или его заместителем
в орган или должностному лицу,
уполномоченному устранить допущенные
нарушения, и подлежит безотлагательному
рассмотрению. Представление готовится
на основе материалов прокурорской
проверки. Основанием для его внесения
служат установленные факты нарушения
закона.
В
представлении отражаются:

-орган,

-должностное лицо, которому оно
вносится,

-источники информации об
имевших место нарушениях закона,

-характеристика нарушений закона,

-анализ их причин и способствовавших
им условий,

-требования прокурора
об устранении нарушений закона и
породивших их обстоятельств, -указания,
касающиеся порядка и сроков рассмотрения
представлений.
Предложения
по устранению обстоятельств,
способствовавших нарушениям закона
экономического, организационно-управленческого,
технического характера, должны
базироваться на заключениях специалистов,
материалах проверок и ревизий
.
В
нормативных правовых актах отсутствует
детальное регулирование процедуры
рассмотрения представления. Необходимо
иметь в виду, что оно
рассматривается безотлагательно.

Срок
рассмотрения представления не установлен
,
однако указано, что в течение месяца
должны быть приняты конкретные меры по
устранению допущенных нарушений закона,
их причин и условий, им способствующих,
с последующим сообщением результатов
принятых мер прокурору в письменной
форме. В месячный срок, с момента внесения,
по результатам рассмотрения должны
быть приняты конкретные меры по устранению
названных в нем нарушений закона, их
причин и способствовавших им условий.
Между тем на практике месячный срок,
отведенный на принятие мер, нередко
воспринимается как срок рассмотрения
представления.
В каждом представлении,
во избежание волокиты, должны содержаться
четкие указания о сроках. В случае
умышленного игнорирования изложенных
в представлении требований прокурор
вправе возбудить производство об
административном правонарушении.
Присутствие
прокурора на заседании коллегиального
органа позволяет ему, во-первых, в случае
необходимости дать разъяснения по
существу возникших при рассмотрении
представления вопросов и, во-вторых,
иметь возможность более подробно
аргументировать свою позицию по отношению
к допущенным нарушениям. Обязательность
извещения прокурора о дне заседания
коллегиального органа обусловлена
интересами обеспечения возможности
личного участия прокурора в рассмотрении
принесенного им протеста.

В
системе подзаконных актов особое место
занимают Постановления Правительства
Российской Федерации.

Они принимаются по наиболее важным
вопросам, и на их основе осуществляется
конкретизация положений закона,
обеспечивается проведение в жизнь их
требований. От качества Постановлений
в значительной степени зависит уровень
правового регулирования различных сфер
жизнедеятельности общества и
государства.
Согласно
требованиям настоящего ФЗ в силу своего
должностного положения Генеральный
прокурор информирует Президента РФ обо
всех выявленных случаях несоответствия
постановлений Правительства Конституции
РФ, российским законам
.
Назначение такой информации состоит в
обеспечении условий для принятия мер
по приведению данных актов в соответствие
с законом.
§
3. Постановление прокурора

Прокурору
предоставлено право выносить постановления.
Таковыми являются постановления, которые
он может выносить в рамках различных
отраслей прокурорского надзора, а также
принимая участие в уголовно-процессуальной
деятельности.

Как уже отмечалось, осуществляя надзор
за исполнением законов федеральными
министерствами, государственными
комитетами, службами и иными федеральными
органами исполнительной власти,
представительными (законодательными)
и исполнительными органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами
контроля, их должностными лицами,
прокурор правомочен вынести мотивированное
постановление о возбуждении уголовного
дела или производства об административном
правонарушении. К тому же о результатах
рассмотрения постановления прокурора
о возбуждении производства об
административном правонарушении должно
быть в письменной форме сообщено
прокурору.
Прокуроры
и их заместители должны вынести
постановление об освобождении из под
стражи лица
,
содержащегося без законных оснований
в учреждении, исполняющем наказание
или меру принудительного характера,
предварительному заключению или
помещенного в судебно-психиатрическое
учреждение. Данное постановление,
подлежит обязательному исполнению
администрацией, а также органами,
исполняющими приговоры судов в отношении
лиц, осужденных к наказанию, не связанному
с лишением свободы.
Кроме того, на досудебных стадиях
уголовном процессе прокурор вправе
самостоятельно принять любое процессуальное
решение.

Основные же
процессуальные решения прокурора
(органа предварительного расследования)
фиксируются в постановлении.

Постановлением,
к примеру, он может оформить следующие
решения:


о признании гражданским истцом и
привлечении в качестве гражданского
ответчика

— о приобщении к уголовному
делу вещественного доказательства


о применении меры пресечения
§ 4.
Предостережение о недопустимости
нарушения закона
Для
предупреждения правонарушений
предусмотрено еще одно средство
прокурорского надзора — предостережение
о недопустимости нарушения закона.

Предостережение объявлено должностным
лицам может быть и при наличии сведений
о готовящихся противоправных деяниях.
Предостережение готовится в письменной
форме от имени прокурора или его
заместителя.
Генеральный
прокурор РФ или его заместитель либо
подчиненный ему соответствующий прокурор
или его заместитель при наличии
достаточных и предварительно подтвержденных
сведений о готовящихся противоправных
действиях, и при отсутствии оснований
для привлечения к уголовной ответственности
направляет руководителю общественного
или религиозного объединения либо
руководителю иной организации, а также
другим соответствующим лицам
предостережение в письменной форме о
недопустимости такой деятельности с
указанием конкретных оснований объявления
предостережения.

Оно выносится в письменной форме с
указанием конкретных оснований вынесения
предупреждения, в том числе допущенных
нарушений. В случае, если возможно
принять меры по устранению допущенных
нарушений, в предупреждении также
устанавливается срок для устранения
указанных нарушений, составляющий не
менее двух месяцев со дня вынесения
предупреждения.
Применение
предостережения отнесено к исключительной
компетенции прокурора и его заместителей.
Другие работники прокуратуры такими
полномочиями не обладают.

Предостережение
применяется только при осуществлении
надзора за исполнением законов и
законностью правовых актов. Для
профилактики нарушений закона при
производстве дознания, предварительного
следствия и при рассмотрении дел судами
должны использоваться иные средства
прокурорского реагирования, предусмотренные
законом.

Предостережение
объявляется во всех случаях, когда у
прокурора имеются сведения о готовящихся
противоправных деяниях.
Основанием
для предостережения должностного лица
могут быть только достоверные сведения
о готовящихся противоправных деяниях,
могущих привести к совершению
правонарушения и причинению вреда
государственным или общественным
интересам либо охраняемым законом
правам и свободам граждан, не влекущих
уголовную ответственность.

Предостережение
может быть обжаловано в суд в установленном
порядке.
В
случае, если оно не было обжаловано в
суд в установленном порядке или не
признано судом незаконным, а также если
в установленный в предупреждении срок
соответствующими общественным или
религиозным объединением, либо иной
организацией, не устранены допущенные
нарушения, послужившие основанием для
вынесения предупреждения, либо если в
течение двенадцати месяцев со дня
вынесения предупреждения выявлены
новые факты, свидетельствующие о наличии
признаков экстремизма в их деятельности,
в установленном законом порядке
соответствующие общественное или
религиозное объединение либо иная
организация подлежат
ликвидации
,
а деятельность
общественного или религиозного
объединения, не являющегося юридическим
лицом, подлежит запрету.

Предостережение
о недопустимости нарушения закона
применяется только к должностным лицам.
Оно не может быть адресовано гражданам
и юридическим лицам
.
Предостережение следует объявлять
должностным лицам государственных
органов, органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных
учреждений, органов военного управления,
воинских частей и учреждений. Оно может
объявляться также руководителям и
другим работникам коммерческих и
некоммерческих организаций, выполняющим
организационно-распорядительные и
административно-хозяйственные функции.

1
Федеральный
закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре
Российской Федерации» с последующими
изменениями и дополнениями // Ведомости
Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366

2
Приказ
Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря
2009 г. N 400 «Об организации проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов» с последующими
изменениями// журнал «Законность», 2010
г., N 4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии