Для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, для оказания всесторонней помощи и поддержки российским предпринимателям принят и действует национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Кому государство помогает в рамках указанного нацпроекта
-
самозанятым гражданам;
-
начинающим предпринимателям;
-
растущим субъектам МСП, нацеленным на дальнейшее развитие.
Механизм нацпроекта устроен так, чтобы каждый из перечисленных субъектов МСП смог бы получить меры поддержки и услуги, которые необходимы на определенной стадии развития его бизнеса.
Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» развивается в настоящее время, о чем свидетельствует принятие нашими законодателями конкретных мер для его реализации, как за прошедшее время, так и в нынешнем 2023 году.
Предлагаем рассмотреть конкретные меры для поддержки МСП в рамках указанного нацпроекта, которые были приняты ранее, но продолжат действовать в 2023 году:
-
Продолжат работу созданные в субъектах Российской Федерации Центры «Мой бизнес», которые окажут и консультационную поддержку, и даже маркетинговые услуги, а также услуги по популяризации продукции, тренинги, обучение, семинары и пр.
Полная информация о деятельности Центров «Мой бизнес» – на портале «Мой бизнес» в разделе «Инфраструктура МСП».
-
Субъекты МСП могут воспользоваться заемными средствами по сниженным ставкам, а также в соответствии со статьей 7 закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» субъекты МСП могут обратиться в кредитную организацию для получения «кредитных каникул» (отсрочка по возврату кредита или уменьшение размера кредитных платежей в течение льготного периода).
При этом указанная мера поддержки распространяется на субъектов МСП, заключивших кредитный договор с кредитной организацией до 1 марта 2022 и осуществляющих деятельность в отраслях, определенных постановлением Правительства от 10.03. 2022 № 337 «Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа“ и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
-
Постановлением Правительства от 28.03. 2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами».
с 1 апреля 2022 года введен и продлен до апреля 2023 года мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу постановления).
-
Для того, чтобы снизить налоговую нагрузку на субъекты МСП, были приняты многочисленные меры в соответствии с законом от 26 марта 2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в числе которых на 1 января 2022 была зафиксирована кадастровая стоимость недвижимого имущества, применяемая для исчисления налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2023 год.
-
Продлены полномочия субъектов Российской Федерации по установлению «налоговых каникул» для новых ИП на УСН или ПСН еще на год по сравнению с ранее установленным сроком – теперь до 1 января 2025 года.
В 2022 – 2023 годах предоставлено право на заявительный порядок возмещения НДС без банковской гарантии всем организациям (кроме находящихся в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства) в сумме, не превышающей сумму налогов и страховых взносов, уплаченную за предшествующий год.
-
В тестовом режиме в открытом доступе запущена цифровая платформа для субъектов МСП, разработанная АО «Корпорация «МСП» совместно с Минэкономразвития в рамках федерального проекта «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами малого и среднего предпринимательства и самозанятыми гражданами», предусмотренного паспортом Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Работа платформы направлена на получение наиболее востребованных для развития бизнеса государственных и коммерческих сервисов, услуг и мер поддержки.
Учитывая, что санкционное давление на Россию не прекращается, Правительством РФ реализуется комплекс мер, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в ситуации внешнего санкционного давления.
На мастер-классе по «Грантам и субсидиям» расскажем подробно о государственных мерах поддержки.
Новые меры для поддержки МСП в рамках указанного нацпроекта, которые начнут действовать в 2023 году.
1. Мораторий на плановые неналоговые проверки продлен до 31 декабря 2023 года.
Исключения: указанный мораторий не распространяется на внеплановые и налоговые проверки, например, если было выявлено нарушение законодательства.
2. Новые права участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
Участники СЗПК при расчете налога на имущество смогут применить налоговый вычет в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 382.1 НК с 1 января 2023 года.
От налога на имущество полностью освобождены следующие СМП:
-
объекты, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (это только для юридических лиц);
-
для ИП – объекты торгово-офисного назначения, внесенные в перечень с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 10 статьи 378.2 НК.
3. Перерасчет и новый учет некоторых видов налогов.
Например, если иностранный кредитор простил долг, то эти денежные средства можно не учитывать при расчете налога на прибыль.
4. Льготное кредитование для субъектов МСП.
В этой категории принято много мер, поэтому выделим основные и универсальные:
-
для предпринимателей, которых мобилизовали для участия в СВО, продлены кредитные каникулы на кредиты и займы, которые они получили до мобилизации.При этом обязательства таких предпринимателей будут приостановленыдо окончания прохождения военной службы.
Данной льготой могут воспользоваться все категории мобилизованных: от заключивших контракт до добровольцев, а также -на членов их семей.
-
Объединенная программа льготного кредитования для МСП в 2023 году. Субъекты МСП вправе получить кредиты под 2,5 и 4% на перестройку и развитие производства, для закупки оборудования, запуска новых производств.
-
Программа стимулирования кредитования субъектов МСП, в соответствии с которой субъекты МСП вправеполучить кредит в размере от 3 млн до 1 млрд рублей на срок до трех лет.
-
Льготный кредит «1764». Эта программа действовала и ранее. Ее продлили на 2023 год. Льготный кредит «1764» по ставке до 8,5% годовых выдается компаниям на приобретение, создание или пополнение ОС в сфере бытовых услуг, общепита, торговли, сельского хозяйства, обрабатывающего производства, строительства, транспортировки и хранения, утилизации отходов, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, туризма, образования и здравоохранения.
5. Возмещение НДС без банковской гарантии или поручительства в размере, который не превышает сумму налогов и взносов за предыдущий год.
6. С 1 июля 2022 года блокировка счета ФНС возможна не менее, чем через две недели с момента направления ФНС поручения о списании недоимки в банк (см. письмо ФНС от 31.05.2022 № ЕД-26-8/10).
7. С 1 января 2023 года компании или ИП не будут штрафовать, если они подали уточненную налоговую декларацию с опозданием, но на едином налоговом счете есть деньги, чтобы оплатить налоги и пени (подп. 38 п. 10 ст. 1 закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
8. Неустойка начисляется с 31 дня просрочки
До конца 2023 года пени по налогам продолжат начислять по 1/300 ставки ЦБ за весь период. Ранее с 31 дня просрочки неустойку нужно было платить по 1/150 ставки ЦБ за день. Льготы действует только для юрлиц, на ИП изменения не распространяются.
9. Комиссия за использование СБП.
Минфин принял решение выделить в 2023 году 250 млн рублей на компенсацию расходов малому бизнесу на использование системы быстрых платежей.
Для возврата суммы комиссий компания или ИП должны быть в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Выплаты поступают ежемесячно на расчетный счет компании или ИП. При этом не нужно писать заявление на возврат или предоставлять отчетность.
10. Упрощенная выдача лицензий.
До 1 марта 2023 года продлен эксперимент по упрощенной выдаче лицензий и разрешений.
Более глубокие знания об особенностях и тонкостях работы с нацпроектами вы сможете получить, пройдя авторский мастер-класс для юристов и бухгалтеров нового поколения в Академии правовых и финансовых советников «Правовой советник по грантам».
Реклама: ИП Муравьева, ИНН: 782509312662, erid: LjN8K31Xo
Развитие малого и среднего бизнеса в России всегда сопровождается рядом трудностей. Какие перемены могут ждать предприятия в ближайшем будущем и насколько выгодно развивать свой бизнес в России? Внести некоторую ясность нам помог Андрей Мамонтов, заместитель директора Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.
— В чем основные проблемы малого и среднего бизнеса?
— Проблемы у малого и среднего бизнеса разные. У малого основная проблема в том, что его мало, а у среднего — как вырасти в крупный.
— Почему среднему бизнесу не дают вырасти в крупный? Что мешает, административные барьеры? Возможно, нехватка инвесторов в стране или нежелание компаний вкладывать деньги в модернизацию самим?
— Дело в том, что никто не запрещает среднему бизнесу вырастать в крупный. То же самое с малым. Для среднего бизнеса вопрос роста связан с возрастающими компетенциями для перехода из одного состояния плюс внутренние психологические проблемы собственников — боязнь потерять то, что уже есть, в попытке сделать нечто большее.
— А малый бизнес почему не хотят открывать?
— У малого бизнеса проблема иного рода. Предпринимательство у нас слабо развито. Молодое поколение, которое в первую очередь должно создавать стартапы, ориентировано на наемную работу. Бизнесмены у нас относятся к не самой уважаемой категории. В целом отношение общества к предпринимательству негативное, соответственно, нет желания рисковать, а кто даже и желает, то из-за недостатка знания сдерживает свое желание, так как у нас предприниматели разрознены и не желают делиться своим опытом и помогать другим создавать свой бизнес.
— В каком направлении должен развиваться малый и средний бизнес в будущем году, что изменилось? На что следует обратить внимание предпринимателям?
— Практически ничего не изменилось, и пока изменений не предвидится. В России не изменилось налоговое право, не изменились условия для ведения бизнеса. Все, что было в прошлом году, останется и в будущем. Единственное, о чем можно говорить, это ужесточение кризиса, но и тут все зависит от того, насколько он обострится в Европе. Мне трудно отправить весь российский малый и средний бизнес в одно направление развития, которое будет для них наиболее актуальным в 2013 году. Для каждой компании будет стоять свой круг задач.
Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.
— Если рассмотреть конкретно производственные компании и сферу услуг, то кому может быть легче, тем, кто что-то производит, или тем, кто предлагает товары и услуги населению? И что лучше, предложить уникальную услугу или, наоборот, перейти на что-то жизненно необходимое?
— Да никому не легче. И производственные компании, и сервисные работают в условиях достаточно конкурентных. Всем одинаково сложно, так как сейчас нельзя построить бизнес на примитивной идее, как было в 1990-х и начале 2000-х. Сейчас потребитель умнее и требовательнее. Он просто уходит, если его ожидания не совпадают с тем, что предлагает компания. Сейчас нужно больше маркетинговых компетенций при создании и развитии бизнеса, но низкий уровень знаний у собственников и топов не дает возможности им понять функцию маркетинга в более широком смысле.
Ей отводится только роль рекламных коммуникаций, а создание продукта или услуги не хотят отдавать. Вот и получается, что производят продукт или услугу, которую потом с помощью продажников пытаются продавить на рынок. Потребитель сопротивляется, так как рыночное предложение не соответствует их потребности, но компании только усиливают блок продаж (берут дополнительный персонал, тренируют их и т д.), но с продуктом ничего принципиально не делают.
— Какими, на ваш взгляд, должны быть условия для ведения бизнеса? И почему они не могут быть подвержены положительным изменениям на данном этапе развития российской экономики?
— Основная проблема российской среды для ведения бизнеса — это непрозрачность правил взаимоотношений коммерческих структур с государством. Дело даже не в коррупции, а в том, что один и тот же закон, предписание, разъяснение и т п. может по-разному применяться к разным компаниям. Идеальных условий для ведения бизнеса ждать бессмысленно, их нигде не бывает, да и противоречит идее предпринимательства.
Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.
— Что, на ваш взгляд, необходимо и что можно изменить, чтобы вести бизнес стало проще?
— Чем больше будет предпринимателей, тем больше они будут создавать давление на государство в части совершенствования правил ведения бизнеса. Нам не хватает предприимчивых людей, которые готовы создавать свои компании, а еще лучше — придумывать новые интересные бизнес-идеи, которые будут конкурентоспособны на глобальном рынке, а не только в России. Пока же большинство бизнесов у нас в стране создается по образу и подобию зарубежных аналогов. Это не плохо, но недостаточно. Государство не будет опекать малый и средний бизнес, пока он совокупно создает выручку, которая в несколько раз меньше, чем любимый сырьевой рынок. Пока нефть и газ — основная статья доходов государства, правила не изменятся.
Библиографическое описание:
Мартыненко, А. Г. Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации / А. Г. Мартыненко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10532/ (дата обращения: 22.03.2023).
В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году. Данные показатели Концепции предусмотрены для субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, инновация, государство, инфраструктура.
Большую роль в экономике любого региона и страны в целом играет малый и средний бизнес. К малому предпринимательству относятся хозяйствующие субъекты, а именно юридические лица и индивидуальные предприниматели, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209 — ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному закону определены основные критерии отнесения предприятий к малому или среднему предпринимательству, которые представлены в таблицы № 1.
Таблица 1
Основные критерии отнесения предприятий кмалому или среднему предпринимательству
Критерии |
Малый бизнес |
Средний бизнес |
Численность работников на предприятии |
до 100 человек |
от 101 до 250 человек включительно |
Объем выручки от реализации товаров или услуг без учета НДС |
400 млн. руб. |
1 млрд. руб. |
Суммарная доля внешнего участия в уставном капитале |
не должна превышать 25 % |
не должна превышать 25 % |
В масштабах страны роль малого бизнеса нельзя недооценивать, так как малое и среднее предпринимательство являются важным фактором структурной модернизации экономики России.
Развитие малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку, которая выражается в различных инвестиционных программах, налоговой и кредитной сфере. В первую очередь к таким объектам относят различные инновационные предприятия и инфраструктурные объекты такие как, научные парки, венчурные и гарантийные фонды, кластеры, бизнес-инкубаторы и так далее.
Минэкономразвития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Для субъектов малого бизнеса к 2020 году предусмотрены следующие достижения показателей, которые отвечают за инновационное развитие экономики:
– увеличение доли малого бизнеса в общем ВВП, до 30 %. На сегодняшний день данный показатель составляет 20 %;
– увеличение доли занятого населения Российской Федерации в сфере малого и среднего бизнеса до 60 % и 30 % от числа всего занятого населения. В 2015 году в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 30,6 %;
– изменение отраслевой структуры малых и средних предприятий, а именно:
– снижение доли малых предприятий, которые заняты в сфере торговли до 20 %, но без сокращения их общей численности, а это в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом;
– рост предприятий, которые заняты в сфере ЖКХ, здравоохранении, науке и информационных услуг до 50 %, а это в 12 раз больше по сравнению с 2007 годом;
– рост компаний, занятых в таких сферах, как строительство и обрабатывающая промышленность в 4–5 раз;
Все ориентиры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса к 2020 году, сопоставимы со среднеевропейскими показателями и стимулируют общий рост числа субъектов предпринимательской деятельности, предположительно до 6 млн. [1]
Данные показатели социально — экономического развития могут быть достигнуты за счет основных действий государства по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса. К приоритетным действиям нужно отнести:
– помощь в создании инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, которые будут ориентированы на помощь вновь создаваемым субъектам малого предпринимательства;
– создание и реализация определенных мероприятий и программ поддержки конкурентоспособных и экспортно-ориентированных малых и средних предприятий;
– помощь институтам микрофинансирования и формирование благоприятных условий для их развития;
– формирование благоприятных условий для развития кредитования малого и среднего предпринимательства банками;
– совершенствование нормативной базы в целях снижения административных ограничений и барьеров для малого и среднего предпринимательства;
– реализация норм законодательства, которые определяют участие субъектов предпринимательства в государственных и муниципальных заказах;
– дать возможность реального доступа субъектам предпринимательства к недвижимому имуществу, которое находится в государственной собственности. [1]
За последний год проблемам и перспективам развития малого предпринимательства в Российской Федерации стало уделяться даже больше внимания, чем в предыдущие годы. В основном такое внимание зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Но, как оказалось, созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию.
Основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:
– гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн руб.;
– муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;
– фонда инвестирования в малые и средние предприятия.
Чтобы создать вышеуказанные механизмы, правительству России необходимо использовать специальные инструменты в виде субсидирования проектов поддержания малого бизнеса страны. Но также нужно учитывать то, что в настоящее время мировая экономика испытывает большое воздействие финансового кризиса. В свою очередь кризис может повлиять на длительное замедленное развитие мировой экономики, характеризующегося повышенной инфляцией и конфликтами между новыми и старыми центрами сил, странами экспортерами продукции и сырья, и постиндустриальными экономиками. Развивающие страны, наряду с большинством развитых экономик, также ощущают влияние кризиса. Конечно, в долгосрочной перспективе рост мировой экономике будет восстанавливаться, но если сравнивать с докризисным периодом, ее динамика будет подвержена циклическим колебаниям.
Количество инновационных предприятий в России, которые могут послужить мультипликаторами или основами распространения передового опыта и инновационной культуры, в настоящее время насчитывается от 1 000 до 2 000, а это порядка 0,1–0,2 % от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Если взять общую стоимость производимой данными предприятиями принципиально новой продукции и технологий, то она составляет примерно 15–20 млрд. рублей. [2]
По прогнозам и условиям Концепции предполагается увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса и должна составлять 15–20 %, как и в наиболее технологически развитых современных странах, например, в США и Японии. Данный прирост должен быть обеспечен за счет системной поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства, а также развитием инфраструктуры.
Общий оборот малого предпринимательства в Российской Федерации в 2015 году составил 2 477, 3 миллиарда рублей, это на 22,6 % выше показателя прошлого года. Также, если учесть инфляцию, то обороты малого бизнеса выросли на 12 %. [3]
Таким образом, можно утверждать, что уже сейчас прослеживается положительная динамика развития малого бизнеса в Российской Федерации, несмотря на существующие трудности в сфере бизнеса и мировой кризис.
Литература:
- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.- Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 28.02.2016)
- Издание Правительства Российской Федерации, официальный публикатор документов — «Российская газета». — Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/03/04/srednii-klass.html (дата обращения: 27.02.2016)
- Интернет-издание о бизнесе и технологиях. — Режим доступа: http://www.equipnet.ru/articles/gover/gover_905.html (дата обращения 29.02.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, среднее, мировая экономика, предпринимательство, развитие малого, долгосрочная перспектива, долгосрочное социально-экономическое развитие, основной критерий отнесения предприятий.
Похожие статьи
Перспективы развития малого бизнеса в России
Перспективы развития малого предпринимательства… малый бизнес, Российская Федерация, малое предпринимательство, среднее, мировая экономика, развитие малого, предпринимательство, основной критерий отнесения предприятий, долгосрочное…
Кредитование малого и среднего бизнеса в условиях кризиса
Перспективы развития малого предпринимательства… малый бизнес, Российская Федерация, малое предпринимательство, среднее, мировая экономика, развитие малого, предпринимательство, основной критерий отнесения предприятий, долгосрочное…
Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
малое предпринимательство, среднее, Россия, малый бизнес, банк, США, бизнес, предприятие, европейский союз, кредитная ставка.
Проблемы развития малого бизнеса в России. Ключевые слова: малые и средние предприятия, предпринимательство, малый…
Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса
Перспективы развития малого предпринимательства…
малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация…
Анализ развития малого предпринимательства Российской…
малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, предприятие, основной капитал, общая среднесписочная численность, РФ, современное состояние, удельный вес работников…
Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития
малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень…
Коммерческие банки и малый бизнес: основные направления…
Перспективы развития малого предпринимательства… малый бизнес, Российская Федерация, малое предпринимательство, среднее, мировая экономика, развитие малого, предпринимательство, основной критерий отнесения предприятий, долгосрочное…
Малый бизнес как фактор формирования среднего класса…
Перспективы развития малого предпринимательства… малый бизнес, Российская Федерация, малое предпринимательство, среднее, мировая экономика, развитие малого, предпринимательство, основной критерий отнесения предприятий, долгосрочное…
Проблемы государственной поддержки бизнеса
малый бизнес, Российская Федерация, малое предпринимательство, среднее, мировая экономика, развитие малого, предпринимательство, основной критерий отнесения предприятий, долгосрочное…
Российский малый бизнес стремится к возвращению к «доковидной» жизни, однако для этого необходимы долгосрочные комплексные меры поддержки, считают эксперты.
В целом бизнес-настроения в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) сейчас значительно улучшились по сравнению с летом—осенью прошлого года. Еще декабрьский индекс RSBI (ежемесячное совместное исследование ПСБ и «Опоры России) показал, что инвестиционная активность бизнеса в декабре приблизилась к докризисным показателям начала 2020 года. «Малый и средний бизнес в России в большинстве своем смог адаптироваться к текущим условиям, видит перспективы для развития и инвестирует», — комментировал в январе 2021-го результаты исследования вице-президент, директор дирекции продуктов и технологий среднего и малого бизнеса ПСБ Кирилл Тихонов.
Уже в январе RSBI показал рост всех компонент деловой активности, которые учитываются индексом. Основными драйверами стали компоненты продаж и кадров за счет оптимистичных ожиданий, а кредиты и инвестиции продолжают удерживаться вблизи рекордно высоких исторических значений, говорится в пояснительной записке к январскому индексу. Исследование в рамках индекса RSBI показало, что почти 60% опрошенных предпринимателей смогли получить прибыль в 2020 году, отмечает Кирилл Тихонов.
Улучшение заметили и сами предприниматели, хотя и с некоторыми оговорками. «Скорость восстановления очень сильно зависят от сферы бизнеса. Например, в сегменте биотехнологий многие компании чувствуют себя действительно неплохо, увеличили показатели и нацелены на развитие», — говорит сооснователь Genotek Артем Елмуратов. Соучредитель, креативный директор компании — производителя детских велосипедов «Лисапед» Ольга Барабанова видит перспективы восстановления показателей к уровню, который был до пандемии, к концу летнего сезона 2021 года. По мнению, президента Итало-российской торговой палаты Винченцо Трани, в целом для возвращения к докризисному уровню малому бизнесу в России понадобится около трех лет.
Цена кризиса
Более 60% малых компаний из числа опрошенных в прошлом году Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) отметили, что связанные с пандемией события негативно повлияли на бизнес. Для сравнения: среди крупных компаний подобные оценки дали лишь 34,5% респондентов.
Сегмент МСП сильнее крупных корпораций пострадал из-за нехватки финансовых резервов, констатирует Винченцо Трани. По его словам, в середине 2020 года около 80% компаний МСП говорили о снижении спроса, а в некоторых нишах (туризм, культура) падение выручки по итогам года превысило 70%. По оценкам Национального рейтингового агентства (НРА), в 2020 году малые предприятия, зарегистрированные как юридические лица, снизили оборот примерно на 2,8 трлн руб. Предприятиями малого и среднего бизнеса представлена большая часть сектора услуг, комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин: «Этот сегмент пострадал намного сильнее остальной экономики».
Согласно индексу RSBI, сильнее всего коронакризис затронул микробизнес: выручка в этом сегменте по итогам прошлого года снизилась на 19%, в то время как у малого бизнеса — на 8%. А у средних предприятий выручка даже выросла на 2%. В плане преодоления экономических последствий COVID-19 правительства РФ говорится, что пандемия повлияла на трудовую деятельность 6,7 млн человек, занятых в наиболее пострадавших отраслях экономики. Из них 5,3 млн человек — в сфере МСП.
Помогать маленьким
Помимо общих мер поддержки экономики — беспроцентных и льготных кредитов, грантов на выплату заработной платы, отсрочки и снижения налоговых и страховых платежей, принятых в 2020 году, государство предусмотрело отдельный пакет мер для МСП. По программе льготного кредитования «8,5%» для заемщиков ставка временно снижена до уровня, не превышающего 7%; не учитываются задолженности по налогам, сборам и зарплате, появилась возможность рефинансирования кредитов на оборотные и инвестиционные цели. В программу добавлены микропредприятия в сфере торговли, а сама отрасль включена в нацпроект МСП. За январь—октябрь 2020 года количество субъектов МСП, получивших кредит, увеличилось на 80% к аналогичному периоду 2019 года, при этом средний размер кредита снизился на 45%, отмечается в исследовании НРА.
Государство оказало помощь предприятиям заемщикам микрофинансовых организаций. На субсидирование ставки по микрозаймам (по ставке до 6%) выделено 13 млрд руб. По данным правительства РФ, в прошлом году были отменены 100 тыс. плановых и 400 тыс. внеплановых проверок малого и среднего бизнеса. Мораторий на проверки продлен до конца 2021 года. Также с апреля прошлого года действовал полугодовой мораторий на банкротство для субъектов МСП и индивидуальных предпринимателей (ИП) из наиболее пострадавших отраслей.
Многим малым предприятиям и ИП помогло полное освобождение от налогов за наиболее тяжелый второй квартал 2020 года, говорит заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин. По его словам, очень кстати для МСП пришлось и двукратное — с 30 до 15% — уменьшение социальных взносов (на заработную плату свыше размера МРОТ), выплата субсидий на сохранение рабочих мест и временная отмена арендной платы за помещения, находящиеся в госсобственности. Многие частные владельцы помещений в 2020 году также поддержали своих арендаторов временной отменой или сокращением арендной платы. «Благодаря этим мерам многие МСП и ИП смогли пересечь кризисную «долину смерти» и перезапустить свою деятельность в тот момент, когда в российской экономике началось оживление», — говорит Дмитрий Кувалин.
Дополнительные меры
Во время коронакризиса малые и средние предприниматели адаптировались к «новой нормальности»: оптимизировали внутренние процессы, урезали расходы и искали новые стратегии развития, отмечают эксперты. Винченцо Трани видит большой плюс малого и среднего бизнеса в его гибкости: «Ему легче перестраивать бизнес-процессы, внедрять новые услуги, менять схему взаимодействия с клиентом, чем неповоротливым гигантам. В пандемию мы видели открытие новых заведений, тех же кофеен, ресторанов, хотя казалось, что общепит в стагнации».
С наиболее серьезными сложностями столкнулись сферы торговли и услуг, не все сегменты которых могут перестроиться на e-commerce и онлайн— обслуживание, считает глава Итало-российской торговой палаты. Ситуация осложняется падающей покупательной способностью населения. Однако, если не будет ужесточения карантинных мер, люди вернутся к привычному ритму жизни, перестанет расти безработица, то к концу года можно будет увидеть во всех сегментах МСП положительную динамику, полагает Винченцо Трани.
Принятые в прошлом году меры поддержки малого и среднего бизнеса необходимо продлевать, считают опрошенные РБК+ эксперты. Почти 80% предпринимателей — респондентов опроса Торгово-промышленной палаты (ТПП) России считают, что не справятся с оплатой отсроченных налоговых и других платежей. Для восстановления и укрепления малого и среднего предпринимательства необходимо продлевать налоговые и кредитные каникулы, реструктурировать кредитные договоры не только до конца нынешнего года, но и после 2021-го, считает президент ТПП России Сергей Катырин: «Важно поддержать производственный малый и средний бизнес прямыми субсидиями и грантами на технологическое перевооружение, на повышение производительности и конкурентоспособности. Параллельно нужно активнее принимать меры и по повышению потребительского спроса населения. В итоге экономика и общество только выиграет».
Для МСП характерны отложенные риски, поэтому целесообразно сохранить большинство мер — снижение страховых взносов, налоговые каникулы, отсрочку по арендным платежам, прямое субсидирование и льготное кредитование, мораторий на банкротство, считает исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев: «Если меры свернуть, значительное количество небольших предприятий окажется в очень тяжелом положении и может войти в процедуру банкротства».
Эксперты обращают внимание на необходимость снижения ставки по программе льготного кредитования МСП, так как она даже в своем текущем виде (7% годовых) значительно превышает ключевую ставку, которая сейчас составляет 4,25% годовых. В 2018 году, когда программа принималась, спред между льготной ставкой и ключевой ставкой составлял всего 0,75 процентного пункта (п.п.), а теперь — 2,75 п.п., напоминает в своем исследовании НРА. Это снижает привлекательность проектов МСП по сравнению с крупным бизнесом.
Ряд мер поддержки МСП на перспективу государство и институты развития уже анонсировали. В частности, в 2021 году ожидается запуск специальной цифровой системы для МСП, где предприниматели смогут в режиме единого окна получить адресованный им набор сервисов и инструментов поддержки от госструктур и банков. Формат подразумевает упрощение отчетности, повышение доступности информационной поддержки, содействие в получении кредитов и пр. Банк России, в свою очередь, выпустил «дорожную карту» по развитию финансирования субъектов МСП на 2021–2022 годы, где заявлено продолжение работы в рамках программ льготного кредитования. Отдельное внимание регулятор планирует уделить развитию Системы быстрых платежей для малого бизнеса, а также обеспечить доступ предпринимателей к финансированию с помощью краудинвестиционных и факторинговых платформ, инструментов фондового рынка.
Предложения по развитию малого и среднего предпринимательства
Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими аконотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.
- Основные направления государственной поддержки, позволяющей реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства:
- формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
- расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
- системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.
Задачи повышения роли государственной поддержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обусловливают необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Это серьезная проблема, решение которой имеет большое практическое значение.
- Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства должна носить комплексный характер и включать:
- выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;
- оценку вклада (доли) государственной поддержки в получение социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.);
- определение экономии на трансакционных издержках;
- оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса.
Обобщение результатов оценки эффективности по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени государственная поддержка является помощью для саморазвития малых предприятий, и в какой степени она выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочный эффект и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса.
В настоящее время наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджет, позволяющие решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать следующей системой показателей: снижение уровня безработицы; рост доходов; увеличение поступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса. Достижение этих важнейших целей, которые преследует государство, поддерживая малое предпринимательство, в определенной степени можно принять за основной социальный результат государственной поддержки. Вместе с тем административное насаждение в малом предпринимательстве социально значимых видов деятельности неправомерно и неэффективно.
Оценка деятельности государства по правовой и финансовой поддержке малого предпринимательства
Общая динамика развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации имеет положительный характер. Количество занятых в малом предпринимательстве превысило 30 млн чел. Вклад в валовой внутренний продукт России от деятельности малых предприятий составляет около 12 %. Немаловажную роль в обеспечении этого роста играют принимаемые на различных уровнях государственной власти меры по развитию малого предпринимательства.
В декабре 2001 г. Государственный Совет Российской Федерации одобрил Концепцию государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Подтверждением неизменности курса государства на поддержку этого сектора экономики как стратегического направления развития страны стало ежегодное Послание Президента Российской Федерации, направленное в 2002 году Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором большое внимание уделено этому вопросу.
Вступление в действие Федерального закона от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятие в июле 2002 г. Федерального закона № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающего введение новых глав Налогового кодекса Российской Федерации («Упрощенная система налогообложения» и «Система налогообложения в виде единого социального налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности»), разработка МАП России проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», разработка проекта Федерального закона «О кредитной кооперации» и проекта Федерального закона «О взаимном страховании», а также приведение в соответствие с федеральным законодательством нормативных актов субъектов Российской Федерации — все эти меры по совершенствованию правового обеспечения малого предпринимательства, безусловно, имеют немалое значение для его развития.
В то же время участники IV Ассамблеи российских деловых кругов вынуждены констатировать, что нередко часть принимаемых на федеральном уровне решений и нормативных правовых актов отрицательно отражается на состоянии малого предпринимательства в стране и в значительной степени сокращает стимулы к занятию предпринимательской деятельностью у активной части населения. Наиболее яркими примерами таких действий федеральных властей могут служить: поправки к Налоговому кодексу, которые практически не снизили налоговую нагрузку на малый бизнес; новая система регистрации юридических лиц, не позволившая в полной мере реализовать принцип «одного окна» и сократить финансовые и временные затраты на регистрацию; принятие Административного кодекса, увеличившего количество контролирующих органов и узаконившего огромный разброс штрафных санкций.
- По-прежнему сохраняется напряженная ситуация по всем основным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства:
- в области нормативного правового обеспечения деятельности малых и средних предприятий до сих пор не разработаны объективные критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым, что в значительной степени сдерживает разработку специальных законодательных актов. Отсутствуют специальные законодательные акты, направленные на обеспечение финансовой и имущественной поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне дебатируется вопрос отмены Федерального закона № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» без адекватной замены его другим, более совершенным законодательным актом;
- давление налогового «пресса» на малый бизнес возрастает, а нестабильность налогового законодательства приводит к тому, что предприниматели не могут уверенно планировать развитие своего бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Анализ практики применения Федерального закона и законодательных актов субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения, прежде всего по единому налогу на вмененный доход, свидетельствует о наличии серьезных несоответствий и нечеткости понятийного аппарата;
- средства, выделенные на реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002 г., меньше бюджетов многих региональных программ, что не позволяет говорить о реализации серьезных мероприятий на федеральном уровне;
- на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не создана действенная система защиты интересов предпринимателей. Это направление не является приоритетным в деятельности структур администраций, занимающихся проблемами малого предпринимательства. Действия контролирующих органов на местах, как правило, не скоординированы. Меры, предусмотренные пакетом законов по дебюрократизации экономики («О государственной регистрации юридических лиц», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности»), не дали ожидаемого результата. Напротив, предприниматели столкнулись с дополнительными административными барьерами.
В дальнейшем рост числа новых малых и средних предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями будет зависеть от следующих условий.
- Устранение административных ограничений для развития среднего и малого бизнеса, негативно влияющих на предпринимательский климат. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной Думой ФС РФ законов «о дебюрократизации». Иными словами, ограничение административного вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса необходимо установить на законодательном уровне.
В этой связи особую важность приобретает потребность в масштабной ревизии полномочий регулирующих органов, в упорядочении разрешительных, контрольных и надзорных функций государства по отношению к хозяйствующим субъектам. В организации такой ревизии могла бы принять участие и Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства.
Представляется целесообразным сократить и четко регламентировать проверки предприятий, проводимые различными ведомствами. Применение государственных регулирующих механизмов нужно ограничить только задачами обеспечения безопасности производимой продукции, защиты интересов социально уязвимых групп населения, пресечения практики введения в заблуждение потребителей.
- В целях повышения эффективности действия Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» необходимо:
- провести на федеральном уровне и закрепить в законодательном порядке инвентаризацию функций органов государственного контроля с целью устранения необоснованного их дублирования, а также излишнего административного регулирования в области предпринимательской деятельности; резко сократить количество органов, осуществляющих по отношению к субъектам малого предпринимательства контролирующие, проверяющие, разрешительные и согласующие функции;
- внести изменения и дополнения в закон РФ «О милиции» и иные законодательные акты, отдельные положения которых не соответствуют положениям закона РФ «О защите прав юридических лиц и ин- дивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
- ввести в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации единой формы «Книги инспекторских проверок» субъектов малого бизнеса; обязать все контролирующие органы, включая органы внутренних дел, вручать руководителям предприятий ордер или иной документ, дающий право на осуществление контрольной функции, подписанный руководителем контролирующего органа, а также знакомить предпринимателей с результатами проверки и делать соответствующую запись в «Книге инспекторских проверок».
Следует существенно упростить регистрацию предприятий, сократить количество лицензируемых видов деятельности. Необходимо обеспечить на практике принцип «одного окна» при регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Все это поможет резко ослабить коррупционный «пресс», снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать «резервы» от части объема продукции и доходов для «отступных». В результате у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из «тени». Должна будет возрасти величина вклада малых предприятий в ВВП, увеличится объем их инвестиций в основные фонды, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.
Представляется целесообразным законодательно предусмотреть значительное упрощение системы бухгалтерского учета малых предприятий. Имеет смысл исключить возможность изменения форм отчетности в текущем отчетном периоде подзаконными актами.
Для государственных организаций при осуществлении ими контролирующих, разрешительных и согласующих функций нужно ввести запрет на требование от субъектов малого предпринимательства каких-либо документов, которые могут быть получены из других государственных организаций.
Одной из актуальных проблем в развитии малого и среднего бизнеса является проблема неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т.д. Необходимо рассмотреть возможность законодательного ограничения оказания органами власти, бюджетными учреждениями платных услуг субъектам малого предпринимательства, связанных с выполнением возложенных на них функций.
Следует дифференцировать размеры штрафов для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних и отменить практику установления «вилок» штрафов.
- Необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры — вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства — медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п.
Необходимо ввести мораторий на внесение изменений в налоговое законодательство, ухудшающих положение малого и среднего бизнеса, до разработки новой системы налогообложения.
Целесообразны дальнейшие упрощение системы налогообложения для малых предприятий и разработка для предпринимателей и юридических лиц, относящихся к категории малого бизнеса, упрощенных форм налоговых деклараций. Имеет смысл отменить требование обосновывать необходимые расходы при расчете налогооблагаемой базы, поскольку для этого надо содержать немалый штат бухгалтеров.
Весьма важно, если малым предприятиям будет предоставлена возможность включать единый социальный налог (ЕСН) и платежи в Пенсионный фонд в сумму уплачиваемого ими единого налога с оборота. Итоговая ставка единого социального налога не должна превышать для малых предприятий 10—15 %. В этой связи необходимо внести изменения в статью 242 главы 24 Налогового кодекса РФ.
Возможно также установление минимального порога регистрации по налогу на добавленную стоимость (НДС). Малые предприятия с оборотом, не превышающим определенный уровень (например, 50 тыс. долл. в год), могут не являться плательщиками НДС. Это изменение налогового законодательства будет хорошим стимулирующим фактором для малого бизнеса, в особенности для предприятий сферы услуг.
Представляется целесообразным освободить от налогообложения средства, направляемые субъектами малого предпринимательства на развитие собственного производства.
Устанавливая такую систему налогообложения, как уменьшение суммы налогового платежа на некоторую долю процента за каждого заявленного наемного работника при условии, что его заработная плата находится на уровне средней по России, можно не только установить льготы малому бизнесу, но и решить проблемы занятости и обеспечения соответствующего уровня заработной платы наемным работникам.
- Особого внимания заслуживают малые и средние предприятия в сельском хозяйстве. В этой связи необходимо:
- внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, определяющие правовой статус крестьянских фермерских хозяйств как особую форму частной семейной собственности;
- принять закон «О фермерском хозяйстве» и пересмотреть действующий механизм оборота сельскохозяйственных земель. Запретить местной администрации устанавливать минимальный размер участка, необходимый для выкупа при организации фермерского хозяйства. Дать возможность людям среднего достатка организовать семейные хозяйства;
- внести в Государственную Думу ФС РФ предложение об изменении земельного налога. Установить максимальную ставку платы за землю 0,2 % от стоимости земли. Налоговым периодом определить год.
Налоги с малого бизнеса должны полностью поступать в региональные и местные бюджеты. Тем самым регионы будут заинтересованы в сборе таких платежей и, следовательно, в развитии малого бизнеса. В то же время предельные ставки налогов на малые предприятия должны быть зафиксированы на федеральном уровне. В этом случае малый бизнес будет защищен от излишнего давления в регионах.
- 3. Концентрация финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и вне бюджетных источников по таким приоритетным направлениям, как:
- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
- увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что может значительно расширить сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
- эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса; передача государственных финансовых ресурсов на особо льготных условиях специализированным лизинговым компаниям для реализации лизинговых проектов для субъектов малого предпринимательства;
- формирование, при активном участии государства, венчурных фондов для финансирования проектов малого инновационного бизнеса;
- создание с использованием государственного имущества современных элементов инфраструктуры — бизнес-инкубаторов малого бизнеса, научных и инновационных парков («долины», анклавы в российских наукоградах — Арзамасе, Обнинске, Дубне, Пущине и т.д.);
- оказание поддержки малым предприятиям в решении финансово-имущественных проблем, связанных с арендой недвижимости. В частности, установить обязательное резервирование производственных площадей и земельных участков с сетевыми коммуникациями, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания производственно-технологических зон малого предпринимательства. Запретить одностороннее расторжение договоров аренды земельных участков с субъектами малого бизнеса по инициативе административных органов без компенсации производственных затрат и без предоставления нового аналогичного участка. Ввести в практику меха- низм заключения договоров аренды нежилых помещений с субъектами малого предпринимательства на срок не менее 15 лет (при желании арендатора) с предоставлением им права выкупа данных помещений в рассрочку в течение действия договоров аренды.
- Налаживание межведомственной координациии установление контроля в сфере малого предпри- нимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ.
При этом надо учесть, что создание нового органа исполнительной власти — министерства по поддержке и развитию малого предпринимательства — в полной мере не решит проблему межведомственной координации и контроля. Определяющее положение таких ведомств, как Минфин, Минэкономразвития и Минтруд России, сделает новый «старый» орган недееспособным. Его главная роль будет сведена к обычной бюрократической бумажной работе, подготовке программ, проектов законов и других документов, но не к при- нятию решений. Функции межведомственной координации и контроля за решениями в части развития и государственной поддержки малого предпринимательства целесообразно возложить на заместителя Председате- ля Правительства РФ. В сферу его дополнительных функциональных обязанностей тогда будет включена координация деятельности Минфина, Минэкономразвития, Минтруда, МАП, МНС, Минпромнауки, Минобразования России.
Принципиально важно разделить ответственность между государственными органами исполнительной и законодательной власти, отвечающими, с одной стороны, за формирование и проведение государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, а с другой — за меры по реализации федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства и упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам. Это направление может обеспечить государственная корпорация, создаваемая путем преобразования Федерального фонда помощи малому предпринимательству (ФФПМП) как действенного инструмента межведомственной координации под прямым контролем Минфина РФ. Соответствующие решения целесообразно инициировать указом Президента России и постановлением Правительства РФ.
- Активизация потребительского спросаи постепенное преодоление доминирующего (из-за бедности значительной части населения) консервативного типа потребительского поведения. Это условие имеет особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям. Последние нередко сужают ассортимент многих продуктов питания (молочных, мясных, кондитерских и т.п.), крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий.
- Систематизация информации о потребностях малых предприятий в квалифицированных кадрах и реализация программы подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга и менеджмента и знакомых со спецификой малого предпринимательства.
Предложения по развитию кредитно-финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства
За последнее десятилетие в Российской Федерации так и не сложилось более-менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы поддержки малого предпринимательства. Хотя большинство малых и средних региональных банков кредитует сейчас в основном малое и среднее предпринимательство, инвестиционно-кредитное сотрудничество региональных банков и предприятий малого бизнеса не является в должной мере эффективным и прочным. Этому мешают общая экономическая ситуация в стране, нечетко обозначенная государственная политика в развитии малого предпринимательства, низкий уровень капитализации самих банков. Сдерживающим фактором расширения кредитования малого бизнеса остаются высокие риски, отсутствие правовых гарантий эффективного возврата кредита, слабость информационной базы по кредитным историям заемщиков. Вместе с тем даже в таких условиях региональные банки стремятся обеспечить финансирование малого предпринимательства на более полный производственный цикл.
Для преодоления ограничений кредитования малого бизнеса необходимо прежде всего создать систему гарантирования кредитно-финансовых рисков, которая бы включала ответственность государства, банка и заемщика.
- 1. С этой целью федеральный центр и местные органы власти должны сформировать целевой гарантийный фонд за счет средств бюджета развития для обеспечения вложения банков с лимитом гарантий на один бизнес-проект. Такой фонд потребует отвлечения денежных средств из бюджета только в случае невозврата ссудной задолженности банку. Это позволит:
- в отсутствие законодательной базы, защищающей финансовые интересы банков, распределить доли ответственности между банком, государством (в лице органов управления федерального, регионального и муниципального уровней) и субъектом малого бизнеса;
- обеспечить увеличение ресурсной базы банков, так как наличие дополнительных гарантий и поручи- тельства привлечет вкладчиков и инвесторов;
- активизировать инвестиционную деятельность в регионе;
- стимулировать развитие малых предприятий как субъектов кредитного и инвестиционного процессов.
Сформировать координационный центр, необходимый для осуществления данной задачи, можно на базе представительств Ассоциации региональных банков России и банков — членов Ассоциации.
- Нужно также принять во внимание, что существующая в России система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, что для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступным. В то же время поручительство, не являющееся формой обеспечения, дает более широкие возможности для погашения долга, чем залог, так как поручитель отвечает перед банком всем своим имуществом, а не только заложенным.
Необходимо предусмотреть возможность внесения изменений в Инструкцию ЦБ РФ от 30 июня 1997 г. № 62а «О порядке формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам» в части классификации кредитов, предоставленных предприятиям малого бизнеса без залогового обеспечения.
Эти кредиты можно классифицировать как обеспеченные при условии предоставления данными предприятиями в качестве гарантии возврата кредита поручительства органов местного самоуправления.
- При решении проблем финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства следует также учесть, что бо,льшая часть предприятий малого бизнеса применяет упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения, в результате чего невозможно полностью проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и стоимость имеющегося имущества. В этой связи необходимо скорейшее принятие закона, регламентирующего создание кредитных бюро и их деятельность по формированию информационной базы кредитных историй заемщиков как на федеральном, так и на межрегиональном и региональном уровнях. Необходимо подготовить совместно с банковским сообществом и принять закон «Об организации хранения кредитных историй и сопутствующей информации и доступа к ним».
- С проблематикой кредитования малого бизнеса тесно связаны вопросы совершенствования финансовых механизмов ипотечного кредитования. В этом смысле необходимо добиться обеспечения прав кредиторов на возврат кредитов, обеспеченных залогом жилья, при одновременной защите прав граждан на жилье.
- Следующей важной задачей является создание условий удешевления кредитов для малых предприятий. Путями решения этой проблемы могли бы стать:
- совершенствование нормативных требований Банка России, направленных на удешевление банковского бизнеса, что позволит снизить ставки по кредитам. При этом надо учесть, что рентабельность кредитования малых предприятий, как правило, заметно ниже рентабельности кредитования средних и крупных предприятий (для работы с большим количеством клиентов банк должен сформировать серьезный штат специалистов кредитных, юридических, операционных отделов, обеспечить их рабочими местами, средствами связи и т.д., что повышает себестоимость кредитования малого бизнеса);
- изменение порядка формирования банками обязательных резервов, а именно: переход от конфискационного принципа к принципу лимитирования средств на корреспондентском счете в Банке России для бесперебойного осуществления расчетов;
- рефинансирование под максимально низкие процентные ставки региональных банков со стороны ЦБ РФ под поручительство и казначейские гарантии финансовых органов субъектов Федерации и муниципальных властей, осуществляющих программы поддержки малого бизнеса;
- законодательное разрешение банкам создавать собственные фонды кредитования малых предприятий по ставкам ниже рыночных. Целесообразно поэтому внести дополнения и изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и в главу 25 Налогового кодекса РФ, разрешающие банкам создавать собственные фонды кредитования малого предпринимательства по ставкам ниже рыночных за счет прибыли до уплаты налогов;
- законодательное оформление как на федеральном, так и на региональном уровнях целевого субсидирования части коммерческой процентной ставки по банковским кредитам, предоставляемым предприятиям малого бизнеса. Такой опыт уже существует в ряде регионов (Ставропольский край, Республика Мордовия, Республика Татарстан и др.).
- разработка системы компенсации государством процентов по кредитам, привлекаемым малыми предприятиями, в течение первых лет их деятельности. Для того чтобы местные власти были заинтересованы в осуществлении подобных программ, статьи расходов могут быть урегулированы, например, соотношением местных и федеральных бюджетов.
Важным направлением в создании кредитно-финансового механизма малого бизнеса должно стать развитие негосударственных небанковских организаций.
Микрофинансирование как поддержка субъектов малого предпринимательства, основой которого является предоставление небольших средств на короткий срок для предпринимательских целей, является одной из простых, но важных составляющих развития малого предпринимательства. Микрофинансовые организации могли бы обеспечить субъекты малого бизнеса минимально необходимым стартовым капиталом и оборотными средствами.
Целесообразно учесть опыт других стран, которые успешно применяют практику предоставления кредитов предпринимателям в кратчайшие сроки и без открытия расчетного счета. При этом, как показывает опыт, для банков должна быть разработана система защиты залоговых кредитов. Банку России необходимо проработать вопрос по усовершенствованию методики оценки степени риска заемщика — субъекта малого предпринимательства.
Дальнейшее развитие механизмов и структур микрокредитования и самофинансирования малых предприятий предполагает, в частности, аккумуляцию средств предпринимателей в специализированных структурах, работа которых осуществляется на принципах взаимности и субсидиарной ответственности участников. Деятельность таких кредитных кооперативов также могла бы осуществляться под патронатом региональных коммерческих банков. В этом случае кредиты банков будут направлены на пополнение фондов кредитования кредитных кооперативов.
В целях расширения источников кредитования малого и среднего бизнеса необходимо предусмотреть дополнительные налоговые преференции для инвесторов, финансирующих долгосрочные и (или) стартовые проекты субъектов малого предпринимательства. Например, это могут быть вычеты из налога на прибыль на полную сумму инвестиций, разбитую равными долями на весь срок окупаемости этой инвестиции.
Представляется целесообразным сделать более эффективным использование механизма лизинга оборудования и технологий для поддержки малого бизнеса. Особенно важно при этом участие местных властей. Часть лизинговых платежей должна субсидироваться государством или покрываться за счет льготы по уплате налогов.
Следует поддержать также рекомендации, данные Советом Ассоциации региональных банков России кредитным организациям — членам Ассоциации. Принятие региональными банками активного участия в работе региональных органов власти и финансовых институтов по расширению кредитования малого бизнеса; введение ими в практику своей деятельности некоммерческих консалтинговых услуг для субъектов малого предпринимательства, обеспечение внедрения новых банковских технологий для обслуживания малых предприятий — все эти меры, безусловно, будут способствовать совершенствованию кредитно-финансовых механизмов поддержки малого бизнеса.
В заключение отметим, что программы финансовой поддержки малых предприятий, микрокредитования, предоставления государственных гарантий, субсидирования процентных ставок за счет средств бюджетов могут быть реализованы только при внесении существенных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и действующее банковское законодательство.
Взято с сайта http://www.ex.ru/
Содержание статьи
Показать
Скрыть
Индексы деловой активности в России говорят о замедлении деловых процессов. Выясняем у экспертов, как адаптируется малый и средний бизнес к новым экономическим реалиям.
Настроения бизнеса по индексам
Секторальные санкции в отношении России уже заставили аналитиков международного агентства Bloomberg предречь национальной экономике рецессию, «самую продолжительную в современной истории». Тем не менее бизнес пока справляется с эффектом от введенных ограничений лучше, чем ожидалось, оценивают авторы делового издания The Economist. Один из быстрых и эффективных способов понять, что происходит в целом, — воспользоваться данными по индексам деловой активности в стране.
— это один из важнейших экономических индикаторов оценки, характеризующий состояние разных секторов экономики. Его рассчитывают по результатам опроса менеджеров (управляющих) компаний и предприятий. Они рассказывают о состоянии дел в той или иной отрасли по собственной практике. Подобные индексы рассчитывают как независимые исследовательские компании, так и государственные органы. Значения индекса выше 50 пунктов говорят о росте деловой активности, ниже 50 пунктов — о снижении, в районе 50 пунктов — нейтральная зона.
Тренды февраля по RSBI
Среди отечественных оценок деловой активности есть индекс, измеряющий настроения представителей малого и среднего бизнеса (МСБ), — RSBI. Его ежемесячно с 2020 года замеряют эксперты ПСБ совместно с «Опорой России» и исследовательским агентством Magram Market Research.
По данным на начало года, после потрясений с пандемией Covid-19 2020 и 2021 годов опросы представителей бизнес-сообщества говорили о стабилизации ситуации. Февральский индекс равнялся 53,6 пункта и рос с января. Согласно опросам почти 2 тыс. топ-менеджеров компаний:
- примерно треть из них ожидала роста выручки на 30% в ближайшие три месяца;
- многие заявляли о предстоящем изменении штата своих сотрудников (росте количества вакансий или сокращениях);
- почти треть респондентов говорили об увеличении инвестиций в развитие своих компаний в ближайшие месяцы;
- ¾ предпринимателей считали, что их выручка вырастет или не изменится в ближайшие месяцы.
Аналогичные оптимистичные оценки подтверждали и замеры деловой активности отечественных компаний от российского подразделения агентства S&P Global. Если в январе индекс PMI в секторе услуг составлял 49,8 пункта, но уже в феврале он поднялся до 52,1 пункта.
В производстве и обрабатывающей промышленности ситуация была хуже, согласно информации S&P Global: в феврале 2022 года индекс деловой активности составил 48,6 пункта против 51,8 пункта в январе. Это исследователи связывали с падением спроса на продукцию и уменьшением количества заказов.
Мартовское пике по PMI
И если данные RSBI по результатам марта пока еще не известны, то в S&P Global уже рассчитали свою оценку деловой активности промышленного сектора и сектора услуг в России за минувший месяц. По опросам топ-менеджеров компаний сектора услуг, деловая активность рухнула с февральских 52,1 пункта до 38,1 пункта в марте. У производственных предприятий индекс составил 44,1 пункта, и это ниже показателя февраля — 48,6 пункта. Настроения респондентов отражали следующие тренды:
- сокращение производств за счет закрытия новых компаний;
- рост экономической и геополитической неопределенности;
- уменьшение количества новых заказов;
- рост цен и рост расходов на производство и собственные услуги;
- негативное изменение курса рубля и связанный с ним рост цен со стороны поставщиков;
- закрытие незавершенных проектов и сокращение персонала.
«Больше всего пострадали компании, работающие в сфере въездного и выездного туризма, ресторанный бизнес, салоны красоты и фитнес-центры, рекламные агентства, — рассказывает Ярослав Богданов, председатель Фонда защиты прав инвесторов в иностранных государствах. — А самыми востребованными в данной ситуации оказались финтех и торговля».
Предприятия, которые работали на импортных комплектующих и расходниках, тоже оказались в сложной ситуации. Пока, по словам Богданова, у многих из них есть еще запасы, но дальше придется искать замену, перепрофилировать или закрывать производство. И здесь время становится ключевым фактором, ведь быстро заменить можно не все. Руководители компании сейчас находятся в поисках новых каналов поставок и сбыта, заключают договоры и предпринимают все шаги, которые позволят бизнесу быстрее адаптироваться.
Чем помогает государство?
В стране запущен ряд программ, которые должны помочь отечественным компаниям в ситуации экономической неопределенности. Сергей Григорян, партнер финтех компании «ЕваБета Россия», назвал наиболее ценные, на его взгляд, меры поддержки со стороны государства:
- поручительства и гарантии в случае отсутствия залога у бизнеса;
- изменение расчета пеней, реструктуризация задолженности вместо банкротства, приостановление блокировки счетов;
- антикризисные программы льготного кредитования — например, программа Корпорации МСП и ЦБ «ПСК Инвестиционная».
«В нынешних обстоятельствах будут актуальны любые меры поддержки, даже те, которые кажутся малозначительными на первый взгляд», — резюмирует он.
Про кредиты
Самым актуальным источником финансирования для малого и среднего бизнеса по-прежнему остаются банковские кредиты из программ господдержки либо отдельные банковские предложения, считает Сергей Григорян из «ЕваБета Россия». Перезапуск таких программ от финансовых организаций эксперт ждет уже в середине мая.
С помощью сервиса Банки.ру по подбору кредитов можно найти программу, которая максимально подойдет под условия и задачи компании.
Займы бизнесу могут понадобиться на поддержку операционной деятельности, в том числе на выплаты зарплат, обеспечение закупок у новых поставщиков и прочие нужды. При этом предпринимателям стоит помнить, что стоит эффективно использовать кредитные каникулы. Они нередко помогают бизнесу высвободить часть средств, напоминает Сергей Сухоставец, директор по развитию бизнеса «Рокет Ворк». По его словам, самым востребованным предложением в период пандемии были льготные кредиты, то есть по сниженной ставке от 8 до 13,5%.
Сохранить бизнес в трудные времена: практические советы
Вести бизнес в условиях экономической неопределенности непросто. Но и в этот период компании могут сделать существенный рывок, который изменит их будущее. Нередко именно преодоление трудностей помогает найти оптимальное рабочее решение. Вот несколько общих советов от бизнесменов-практиков, которым они рекомендуют следовать в трудные для бизнеса времена.
- Сохранять спокойствие и тщательно оценивать каждое решение.
- Определить перспективы экономического сектора, в котором работает компания:
- в каком состоянии он находится сейчас;
- какие негативные сценарии развития событий вероятны в ближайшие полгода-год;
- насколько устойчиво положение компании.
3. Оптимизировать расходы. После оценки платежеспособности компания обычно приоритизирует расходы по видам:
- стратегические, которые нужны для увеличения продаж;
- нестратегические — те, что не приносят прибыли напрямую, но необходимы для работы компании. Например, в условиях санкций важной для операционной деятельности становится проводка платежей. Подобрать новый оптимальный вариант расчетно-кассового обслуживания можно с помощью сервиса Банки.ру;
- те, что могут быть отложены (например, затраты на обновление интерьера, выплата кредита при использовании отсрочек) и сокращены (выпуск сувенирной продукции или брендирование).
Не стоит отказываться от страховых продуктов, которые могут спасти вас от ущерба, например, в случае потери оборудования. Оценить, есть ли возможность сократить расходы на страховщика, можно путем сравнения рыночных предложений. В этом поможет сервис Банки.ру по подбору страховых продуктов для бизнеса.
Елена СМИРНОВА, Banki.ru