Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 августа 1994 г. N 653
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 июля 1994 г. N 63
О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 26.11.2002 N 149)
Департамент морского транспорта осуществляет ряд комплексных мер, направленных на обеспечение безопасности мореплавания.
Вместе с тем, анализ материалов расследования аварийных случаев с судами, итоги комплексных проверок судоходных предприятий, анализ причин задержания российских судов в иностранных портах показывают, что на флоте сохраняется тенденция к снижению уровня безопасности.
Имеет место снижение требовательности со стороны специалистов контрольно-надзорных органов Морского Регистра, инспекций государственного надзора в портах за соответствием морских судов требованиям международных конвенций и национальных нормативных актов. Указанные недостатки свидетельствуют о том, что меры по повышению эффективности контроля, принимаемые Департаментом морского транспорта, не дали должных результатов по предупреждению аварийности на флоте.
Ухудшилось навигационно-гидрографическое обеспечение, осуществляемое подразделениями гидрографических служб ГУНиО Министерства обороны Российской Федерации. Они фактически прекращают обслуживание средств навигационного оборудования (СНО), что создает угрозу для человеческой жизни и экологической среды.
В целях повышения безопасности мореплавания:
Приказываю:
1. Директору Департамента морского транспорта Цаху Н.П.:
1.1. До 01 сентября 1994 г. рассмотреть на специальном заседании Совета Департамента морского транспорта ход выполнения постановлений Коллегии Минтранса России от 19.04.93 г., от 01.03.94 г. о состоянии аварийности на морском транспорте и мерах ее предупреждения. В дальнейшем установить регламент рассмотрения состояния безопасности мореплавания ежеквартально на Совете ДМТ и один раз в течение года вносить предложения для рассмотрения этого вопроса на Коллегии Минтранса России.
1.2. По результатам расследования аварий систематически издавать приказы с перечнями профилактических мероприятий по предотвращению подобных случаев.
1.3. До 01 ноября 1994 г. подготовить и представить в Минтранс России предложения по повышению административной ответственности за правонарушения на морском транспорте.
1.4. Организовать проведение аттестации руководителей или заместителей руководителей, отвечающих за безопасность мореплавания в морских транспортных предприятиях независимо от форм собственности и вида деятельности в Департаменте морского транспорта.
Подготовить и представить на утверждение Минтранса России и Минтруда России дополнение в «Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта», предусматривающее аттестацию капитанов судов в Департаменте морского транспорта.
2. Начальникам Морских администраций, капитанам морских портов:
2.1. Ужесточить государственный надзор в портах по предупреждению аварийности, усилить контроль за соответствием судов требованиям международных конвенций и национальных нормативных актов.
2.2. Шире использовать предоставленное право производства отметок в контрольных талонах к дипломам и при систематических нарушениях лицами командного состава требований нормативных документов, направленных на предупреждение аварийности на флоте, применять к нарушителям правил по безопасности мореплавания штрафы, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
2.3. Завершить до 01.08.94 создание аттестационных комиссий для проведения аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасности мореплавания на судах судоходных компаний.
2.4. Организовать комплексные проверки судов с привлечением специалистов Российской транспортной инспекции, органов Морского Регистра с целью детального контроля за соответствием судов требованиям нормативных актов, направленных на предупреждение аварийности на флоте.
2.5. Укомплектовать Морские администрации и инспекции государственного надзора специалистами, отвечающими требованиям квалификационных характеристик, обеспечить их транспортом, средствами связи, оргтехники, шире применять материальное стимулирование этих работников.
Не допускать сокращения численности работников, осуществляющих государственный надзор, приведя ее в соответствие с объемом выполняемой работы, связанной с круглосуточным контролем за соблюдением норм безопасности и порядка в порту.
2.6. Осуществлять контроль за деятельностью лоцманов, центров и постов управления движением судов по обеспечению безопасности плавания на подходах к акваториям портов.
3. Директору Морского Регистра Белику Р.А.:
3.1. Проводить освидетельствование судов и оформление судовых документов в строгом соответствии с действующими нормативными актами. Лиц, допускающих нарушения, привлекать к строгой ответственности вплоть до освобождения от занимаемых должностей.
3.2. До 01.08.94 рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации дополнений и изменений, направленных на усиление надзорной деятельности за судами, выработавшими нормативный срок. Результаты доложить в Департамент морского транспорта.
Выдачу судовладельцам изъятий из требований международных конвенций производить только по разрешению Департамента морского транспорта.
4. Начальникам Морских администраций портов, капитанам портов, директору Морского Регистра, руководителям предприятий и компаний морского транспорта до 01 сентября 1994 г. провести комплексные проверки судов, исходя из требований постановлений Коллегии Минтранса России от 19.09.93 г. и 01.03.94 г., приказа Минтранса России от 29.12.93 г. N 115 и действующих документов, регламентирующих безопасную эксплуатацию морского флота.
5. утратил силу. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 26.11.2002 N 149)
6. Судовладельцам, независимо от форм собственности:
6.1. Организовать внедрение в береговых подразделениях и на судах компании МКУБ.
6.2. Назначить в составе персонала управления лиц, ответственных за осуществление контроля за соблюдением норм безопасности и предотвращения загрязнения, связанных с эксплуатацией своих судов, а также за оказание необходимой помощи судовым экипажам в обеспечении безаварийной работы.
6.3. Разработать руководящие указания и инструкции для капитанов, лиц командного состава и экипажа судов по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения моря.
6.4. Установить систему, обеспечивающую получение от капитанов судов немедленной информации о всех аварийных случаях с целью принятия своевременных мер по оказанию необходимой помощи судну и людям, а также представления в установленном порядке материалов для расследования аварийных случаев капитанами морских портов. Результаты расследования доводить до сведения экипажей судов с целью принятия мер по избежанию подобных аварийных случаев в будущем.
6.5. Принимать необходимые меры по устранению неисправностей и повреждений на судне, заявленных капитаном судна.
6.7. Установить контроль за проведением необходимых учений и тренировок экипажа по обеспечению живучести судна и выживаемости людей на море. Обеспечить тренажерную подготовку экипажей в береговых тренажерных центрах.
6.8. Разработать организационно-технические мероприятия, обеспечивающие высокоэффективную и безаварийную эксплуатацию судов, обратив особое внимание на:
6.8.1. Организацию систематического изучения моряками и работниками предприятия требований и рекомендаций международных конвенций и договоров, национальных правил и нормативно — технических документов Министерства транспорта Российской Федерации, Департамента морского транспорта и их выполнения.
6.8.2. Обеспечение судов современными спасательными средствами и средствами борьбы с пожарами.
6.8.3. Внедрение на судах современных технических средств судовождения и связи, автоматизации и компьютеризации.
6.8.4. На укрепление дисциплины, организованности и порядка, формирование высокой ответственности за выполнение обязанностей по обеспечению безопасного мореплавания и охраны человеческой жизни на море.
6.9. Не направлять на суда членов судового экипажа, не прошедших курс обучения на учебно-тренажерных судах или береговых центрах по борьбе за живучесть и выживаемость на море.
7. Считать утратившим силу приказ Министерства транспорта от 10.08.92 г. N 59 «О руководстве ИМО по методам управления для безопасной эксплуатации судов и для предотвращения загрязнения».
8. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на директора Департамента морского транспорта Цаха Н.П.
Первый заместитель Министра
А.Н.БЕВЗЕНКО
Верно
Зам. Управляющего Делами —
Начальник Канцелярии
Л.В.ЕВТУШЕНКО
Приложение
к приказу Минтранса России
от 26.07.94 N 63
РЕЗОЛЮЦИЯ А.741(18)
Принята 4 ноября 1993 года
(Повестка дня, пункт 11)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС
ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ СУДОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ (МКУБ))
Ассамблея,
ссылаясь на пункт «j» статьи 15 Конвенции о Международной морской организации, касающийся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним,
ссылаясь также на резолюцию А.680(17), которой она предложила правительствам — членам рекомендовать лицам, ответственным за управление и эксплуатацию судов, принимать соответствующие меры для разработки, осуществления и оценки методов управления для безопасности и предотвращения загрязнения в соответствии с Руководством ИМО по методам управления для безопасной эксплуатации судов и для предотвращения загрязнения,
ссылаясь также на резолюцию А.596(15), которой она предложила Комитету по безопасности на море разработать в срочном порядке руководство, там, где это уместно, касающееся методов управления на борту судна и судном с берега, а также свое решение включить в программу работы Комитета по безопасности на море и Комитета по защите морской среды пункт относительно методов управления на борту судна и судном с берега для обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения, соответственно,
ссылаясь далее на резолюцию А.441(XI), которой она предложила каждому государству принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы собственник судна, плавающего под флагом того государства, предоставлял такому государству свежую информацию, необходимую для установления лица, на которое собственник судна возложил по договору или иным образом выполнение своих обязанностей в отношении этого судна по вопросам, касающимся безопасности на море и защиты морской среды, и вступления в контакт с таким лицом,
ссылаясь далее на резолюцию А.443(XI), которой она предложила правительствам принять необходимые меры для защиты капитана судна, надлежащим образом выполняющего свои обязанности в отношении безопасности на море и защиты морской среды,
признавая необходимость соответствующей организации управления, которая позволяет отвечать потребности лиц, находящихся на борту судов, в достижении и поддержании высоких стандартов безопасности и защиты окружающей среды,
признавая также, что наиболее важными средствами предотвращения морских аварий и загрязнения моря с судов являются проектирование, строительство, оснащение и техническое обслуживание судов, а также их эксплуатация надлежащим образом обученными экипажами в соответствии с международными конвенциями и стандартами, относящимися к безопасности на море и предотвращению загрязнения,
отмечая, что Комитет по безопасности на море разрабатывает требования для принятия Договаривающимися правительствами Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 года, в соответствии с которыми выполнение положений Кодекса, упомянутого в оперативном пункте 1, будет обязательным,
учитывая, что раннее применение этого Кодекса будет в большей степени способствовать улучшению безопасности на море и защиты морской среды,
отмечая далее, что Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды при разработке Кодекса рассмотрели резолюцию А.680(17) и прилагаемое к ней руководство,
рассмотрев рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности на море на его шестьдесят второй сессии и Комитетом по защите морской среды на его тридцать четвертой сессии,
1. принимает Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения («Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)»), изложенный в Приложении к настоящей резолюции;
2. настоятельно призывает правительства применять Кодекс МКУБ на национальной основе, обращая первоочередное внимание на пассажирские суда, танкеры, газовозы, балкерные суда и морские подвижные установки, которые плавают под их флагами, как можно скорее, но не позднее 1 июня 1998 года, до разработки требований об обязательном применении Кодекса;
3. просит правительства информировать Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды о действиях, которые они предприняли в применении МКУБ;
4. просит Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды разработать руководство по применению МКУБ;
5. просит также Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды проводить обзор Кодекса и связанного с ним руководства и вносить в них поправки при необходимости;
6. отменяет резолюцию А.680(17).
Приложение
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС
ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ СУДОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ (МКУБ))
ТРЕБОВАНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Содержание
Преамбула
1 Общие положения
1.1 Определения
1.2 Цели
1.3 Применение
1.4 Функциональные требования к системе управления безопасностью (СУБ)
2 Политика в области безопасности и защиты окружающей среды
3 Ответственность и полномочия компании
4 Назначенное лицо (лица)
5 Ответственность и полномочия капитана
6 Ресурсы и персонал
7 Разработка планов проведения операций на судах
8 Готовность к аварийной ситуации
9 Доклады о несоблюдении требований, авариях и опасных происшествиях и их анализ
10 Техническое обслуживание и ремонт судна и оборудования
11 Документация
12 Проверка, обзор и оценка, осуществляемые компанией
13 Освидетельствование, проверка и контроль
ПРЕАМБУЛА
1 Цель настоящего Кодекса состоит в обеспечении международного стандарта по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
2 Ассамблея приняла резолюцию А.443(XI), которой она предложила всем правительствам принять необходимые меры для защиты капитана судна, надлежащим образом выполняющего свои обязанности в отношении безопасности на море и защиты морской среды.
3 Ассамблея также приняла резолюцию А.680(17), которой она, далее, признала необходимость соответствующей организации, которая позволяет отвечать потребности лиц, находящихся на борту судов, в достижении и поддержании высоких стандартов безопасности и защиты окружающей среды.
4 Признавая, что нет двух одинаковых судоходных компаний или судовладельцев и что суда эксплуатируются в самых различных условиях, Кодекс основывается на общих принципах и целях.
5 Кодекс изложен в общих понятиях, с тем чтобы он мог получить широкое применение. Несомненно, различные уровни управления на берегу или на море потребуют различных уровней знания и понимания изложенных вопросов.
6 Краеугольным камнем хорошего управления безопасностью является приверженность делу сотрудников компании сверху донизу. В вопросах безопасности и предотвращения загрязнения именно приверженность делу, компетентность, отношение к делу и мотивация лиц на всех уровнях определяют конечный результат.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Определения
1.1.1 Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) означает Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, принятый Ассамблеей и включающий возможные поправки, вносимые Организацией.
1.1.2 Компания означает владельца судна или любую другую организацию или лицо, такое, как управляющий или фрахтователь по бербоут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от судовладельца и которые, при этом, согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые Кодексом.
1.1.3 Администрация означает правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавать.
1.2 Цели
1.2.1 Цели Международного кодекса по управлению безопасностью состоят в обеспечении безопасности на море, предотвращении несчастных случаев или гибели людей и избежании причинения ущерба окружающей среде, в частности морской среде, и имуществу.
1.2.2 Цели компании, связанные с управлением безопасностью, должны, среди прочего:
.1 обеспечивать безопасную практику эксплуатации судов и безопасные для человека условия труда;
.2 обеспечивать защиту от всех выявленных рисков; и
.3 постоянно улучшать навыки берегового и судового персонала, относящиеся к управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, связанным как с безопасностью, так и защитой окружающей среды.
1.2.3 Система управления безопасностью должна обеспечивать:
.1 выполнение обязательных норм и правил; и
.2 чтобы принимались во внимание применимые кодексы, руководства и стандарты, рекомендованные Организацией, Администрациями, классификационными обществами и организациями морской отрасли.
1.3 Применение
Требования настоящего Кодекса могут применяться ко всем судам.
1.4 Функциональные требования к системе управления безопасностью (СУБ)
Каждая компания должна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасностью (СУБ), которая включает следующие функциональные требования:
.1 политику в области безопасности и защиты окружающей среды;
.2 инструкции и процедуры для обеспечения безопасной эксплуатации судов и защиты окружающей среды согласно соответствующему международному праву и законодательству государства флага;
.3 установленный объем полномочий и линии связи между персоналом на берегу и на судне, а также внутренней связи;
.4 порядок передачи сообщений об авариях и случаях несоблюдения положений настоящего Кодекса;
.5 порядок подготовки к аварийным ситуациям и действий по их устранению; и
.6 порядок проведения внутренних проверок и обзора управления.
2 ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2.1 Компания должна выработать политику в области безопасности и защиты окружающей среды, которая предусматривает пути достижения целей, указанных в пункте 1.2.
2.2 Компания должна обеспечить реализацию и проведение этой политики персоналом как в море, так и на берегу на всех уровнях организации.
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ КОМПАНИИ
3.1 Если ответственным за эксплуатацию судна является лицо, иное чем судовладелец, судовладелец должен сообщить Администрации полное имя и подробные данные об этом лице.
3.2 Компания должна определить ответственность, полномочия и взаимоотношения всего персонала, осуществляющего управление, выполнение и проверку работы, касающейся безопасности и предотвращения загрязнения и оказывающей на них влияние, и оформить это в виде документов.
3.3 Компания несет ответственность за обеспечение того, чтобы были предусмотрены достаточные ресурсы и поддержка с берега, с тем чтобы назначенное лицо или лица могли выполнять свои обязанности.
4 НАЗНАЧЕННОЕ ЛИЦО (ЛИЦА)
В целях обеспечения безопасной эксплуатации каждого судна и осуществления связи между компанией и находящимися на судах лицами, каждая компания, соответственно, должна назначить лицо или лиц на берегу, имеющих прямой доступ к руководству на самом высоком уровне управления. Ответственность и полномочия назначенного лица или лиц должны включать контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращения загрязнения, связанных с эксплуатацией каждого судна, а также обеспечение предоставления достаточных ресурсов и оказания соответствующей помощи на берегу по мере необходимости.
5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ КАПИТАНА
5.1 Компания должна четко определить и оформить в виде документов ответственность капитана в отношении:
.1 реализации политики компании в области безопасности и защиты окружающей среды;
.2 побуждения экипажа к соблюдению этой политики;
.3 издания соответствующих приказов и инструкций в ясной и простой форме;
.4 проверки выполнения предъявляемых требований; и
.5 пересмотра СУБ и передачи сообщений о недостатках СУБ береговым службам управления.
5.2 Компания должна обеспечить, чтобы СУБ, применяемая на судне, содержала четкое подтверждение полномочий капитана. Компания должна установить в СУБ, что капитан обладает основными полномочиями и ответственностью для принятия решений относительно безопасности и предотвращения загрязнения, а также для обращения к компании с просьбой об оказании необходимой помощи.
6 РЕСУРСЫ И ПЕРСОНАЛ
6.1 Компания должна обеспечить, чтобы капитан:
.1 имел надлежащую квалификацию для управления судном;
.2 был полностью осведомлен о СУБ компании; и
.3 получал необходимую поддержку для безопасного выполнения своих обязанностей.
6.2 Компания должна обеспечить, чтобы каждое судно было укомплектовано квалифицированными, дипломированными и годными в медицинском отношении моряками согласно международным и национальным требованиям.
6.3 Компания должна установить процедуры, обеспечивающие должное ознакомление персонала и персонала, переведенного на новые должности, связанные с безопасностью и защитой окружающей среды, с возложенными на него обязанностями. Должны быть определены, оформлены в виде документов и предоставлены экипажу инструкции, с которыми необходимо ознакомиться до выхода в море.
6.4 Компания должна обеспечить, чтобы весь персонал, связанный с СУБ компании, надлежащим образом понимал соответствующие нормы, правила, кодексы и руководства.
6.5 Компания должна установить и обеспечить соблюдение процедур для определения любой подготовки, которая может потребоваться для обеспечения СУБ, а также обеспечить такую подготовку всего соответствующего персонала.
6.6 Компания должна установить процедуры, обеспечивающие получение судовым персоналом соответствующей информации о СУБ на рабочем языке или языках, которые он понимает.
6.7 Компания должна обеспечить, чтобы судовой персонал был способен эффективно общаться при выполнении им своих обязанностей, относящихся к СУБ.
7 РАЗРАБОТКА ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ НА СУДАХ
Компания должна установить порядок подготовки планов и инструкций относительно проведения основных операций на судне, касающихся безопасности судна и предотвращения загрязнения. Различные связанные с этим задачи должны быть определены и поручены квалифицированному персоналу.
8 ГОТОВНОСТЬ К АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
8.1 Компания должна установить порядок выявления, описания возможных аварийных ситуаций на судне и их устранения.
8.2 Компания должна составить программы учений экипажа и учебных отработок действий в условиях аварийной ситуации.
8.3 СУБ должна предусматривать мероприятия, обеспечивающие способность компании в любое время реагировать на опасности, несчастные случаи и аварийные ситуации, связанные с ее судами.
9 ДОКЛАДЫ О НЕСОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ, АВАРИЯХ И ОПАСНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ И ИХ АНАЛИЗ
9.1 СУБ должна включать процедуры, обеспечивающие передачу сообщений компании о случаях несоблюдения требований, авариях и опасных ситуациях, их расследование и анализ с целью повышения безопасности и предотвращения загрязнения.
9.2 Компания должна установить порядок действий по устранению выявленных недостатков.
10 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ СУДНА И ОБОРУДОВАНИЯ
10.1 Компания должна установить порядок обеспечения технического обслуживания и ремонта судна в соответствии с положениями соответствующих норм и правил и любыми дополнительными требованиями, которые могут быть установлены компанией.
10.2 Для выполнения этих требований компания должна обеспечить:
.1 проведение инспекций через соответствующие промежутки времени;
.2 передачу сообщений о любых случаях несоблюдения требований с указанием возможной причины, если она известна;
.3 соответствующие действия по устранению недостатков; и
.4 регистрацию этих действий.
10.3 Компания должна установить процедуры в СУБ для определения оборудования и технических систем, внезапный отказ которых может создавать опасные ситуации. СУБ должна предусматривать конкретные меры, направленные на обеспечение надежности такого оборудования или систем. Эти меры должны включать регулярные проверки резервных устройств и оборудования или технических систем, которые не используются на постоянной основе.
10.4 Инспекции, упомянутые в пункте 10.2, а также меры, упомянутые в пункте 10.3, должны включаться в текущее техническое обслуживание и ремонт судна в период эксплуатации.
11 ДОКУМЕНТАЦИЯ
11.1 Компания должна установить и обеспечить соблюдение процедур контроля всех документов и данных, касающихся СУБ.
11.2 Компания должна обеспечить, чтобы:
.1 действительные документы были доступны во всех соответствующих местах;
.2 изменения, вносимые в документы, проверялись и одобрялись уполномоченным персоналом; и
.3 своевременно изымались устаревшие документы.
11.3 Документы, используемые для описания и выполнения СУБ, могут называться «Руководство по управлению безопасностью». Документация должна оформляться в том виде, который компания считает наиболее эффективным. Каждое судно должно иметь на борту всю документацию, относящуюся к этому судну.
12 ПРОВЕРКА, ОБЗОР И ОЦЕНКА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ КОМПАНИЕЙ
12.1 Компания должна проводить внутренние ревизии безопасности в целях проверки соответствия мероприятий в области безопасности и предотвращения загрязнения требованиям СУБ.
12.2 Компания должна периодически оценивать эффективность СУБ и, при необходимости, пересматривать СУБ в соответствии с процедурами, установленными компанией.
12.3 Ревизии и возможные меры по устранению недостатков должны осуществляться в соответствии с процедурами, оформленными в виде документов.
12.4 Персонал, осуществляющий ревизии, должен быть независим от проверяемых видов деятельности, кроме тех случаев, когда это практически неосуществимо вследствие размеров и характера компании.
12.5 Результаты ревизий и проверок должны доводиться до сведения всего персонала, ответственного за данный вид деятельности.
12.6 Управленческий персонал, ответственный за данный вид деятельности, должен своевременно принять меры по устранению обнаруженных недостатков.
13 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ, ПРОВЕРКА И КОНТРОЛЬ
13.1 Судно должно эксплуатироваться компанией, получившей документ о соответствии требованиям, относящимся к этому судну.
13.2 Документ о соответствии требованиям должен выдаваться каждой компании, отвечающей требованиям МКУБ, Администрацией, организацией, признанной Администрацией, или правительством страны, с которой компания ведет свои дела, по поручению Администрации. Этот документ должен приниматься как доказательство того, что компания способна выполнять требования Кодекса.
13.3 Копия такого документа должна находиться на судне, с тем, чтобы капитан, по требованию, мог предъявить его для проверки Администрацией или признанной ею организацией.
13.4 Свидетельство, именуемое Свидетельством об управлении безопасностью, должно выдаваться судну Администрацией или организацией, признанной Администрацией. Администрация, выдавая Свидетельство, должна убедиться, что компания и ее управление на судне действуют в соответствии с одобренной СУБ.
13.5 Администрация или организация, признанная Администрацией, должна периодически проверять надлежащее функционирование одобренной судовой СУБ.
Приказ Роскомрыболовства от 18.10.1995 N 165
«Об организации управления безопасной эксплуатацией рыбопромыслового флота»
(вместе с «Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ))», «Требованиями по управлению для обеспечения безопасности и предотвращения загрязнения» (приняты 04.11.1993))
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.12.1995 N 990)
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:
- по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
- в выходные и праздничные дни в любое время
Вы можете заказать документ на e-mail
Обеспечение безопасности на судах требует соблюдения общепринятых правил, которые подробно описаны в Конвенции и Руководствах, ответственность за нарушения несет капитан судна.
СодержаниеСвернуть
- Требования компании
- Ответственность компании
- Политика компании по обеспечению навигационной безопасности
- Процедуры компании по обеспечению навигационной безопасности
- Ответственность персонала
- Ответственность помощника капитана
- “Навигационный” помощник капитана
Политика безопасности также может корректироваться во время нахождения в прибрежных водах.
Требования компании
В современных условиях вся деятельность судоходной компании по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнений (а следовательно, – и структура документации в этой области) определяется положениями “МКУБ”, а также применимыми требованиями “Администрации” (“Государство Флага”Требования государства флага судна) и Классификационного Общества (сертифицирующего органа по “МКУБ”).
Цели “МКУБ” состоят в обеспечении безопасности на море, предотвращении несчастных случаев или гибели людей и избежании вреда окружающей среде, в частности морской среде и имуществу.
Цели компании по управлению безопасностью должны, среди прочего:
- Обеспечивать безопасную практику при эксплуатации судов и безопасную для человека окружающую среду;
- Организовать защиту от всех выявленных рисков;
- Постоянно улучшать навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, связанным как с безопасностью, так и с защитой окружающей среды.
Система управления безопасностью должна обеспечивать:
- Выполнение обязательных норм и правил;
- Чтобы применимые кодексы, руководств и стандарты, рекомендованные ИМО, Администрациями, классификационными обществами и организациями морской индустрии принимались во внимание.
Требование “обеспечивать выполнение обязательных норм и правил” и “принимать во внимание применимые Кодексы” означает, что все они не только должны быть идентифицированы, но и должны получить надлежащее отражение в документации “СУБ” компании.
Таким образом, документация “СУБ” Компании должна быть своеобразным “интегратором” всей действующей нормативной и рекомендательной базы – в том числе и в области организации штурманской службы на судах, по управлению персоналом мостика, по организации ходовой навигационной вахты и управлению “командой мостика”, а также по организации соответствующего обучения и тренинга плавсостава.
Источник: Freeimages.com
Вся “Система управления безопасностью” должна быть строго задокументирована. “Руководства”, входящие в СУБ Компании, должны служить в качестве эффективного практического наставления в Управлении, в подразделениях и на судах, не требуя в стандартных ситуациях обращения к оригиналам законодательных актов, других нормативных и организационно-распорядительных документов.
Каждое “Руководство” определяет систему, четкое функционирование которой обеспечивает решение поставленных задач. Должно быть ясно показано функционирование такой системы, функциональные связи, уровни ответственности и контроля, а также меры, обеспечивающие необходимый контроль за работой такой системы.
Введение “МКУБ” и сертификация судоходных компаний и судов на соответствие положениям “МКУБ” привели к тому, что система требований Компании является наиболее детальной и разветвленной, т. к. должна учитывать международные требования, национальные требования, требования “Прибрежного Государства”, требования Классификационного Общества, требования фрахтователей и партнеров и т. д.
Ответственность компании
В соответствии с “МКУБ”, п. 2, Компания должна сформулировать политику в области безопасности и защиты окружающей среды и обеспечить задействование и выполнение этой политики персоналом как в море, так и на берегу на всех уровнях организации.
Компания несет ответственность за эффективное применение и выполнение на судах Компании обязательных норм и правил, содержащихся в международных конвенциях и соглашениях и в национальных документах (документах Государства Флага судна и применимых документах Прибрежного Государства и/или Государства Порта). В рамках требований указанных документов Компания несет ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации судов и предотвращение загрязнения.
Компания должна определить ответственность, полномочия и взаимоотношения всего персонала, осуществляющего управление, выполнение и проверку работы, касающейся безопасности и предотвращения загрязнения и оказывающего на них влияние. Такие ответственность, полномочия и взаимоотношения должны быть оформлены документально.
В соответствии с Конвенцией “ПДНВ”, Правило VIII/2, компания должна требовать от капитана каждого судна обеспечить, чтобы на всех ее судах в любое время поддерживалась безопасная постоянная вахта или вахты, принимая во внимание соответствующие условия и обстановку, и под общим руководством капитана судна.
Источник: Pixabay.com
Компания должна быть способна в любое время эффективно реагировать на опасности, чрезвычайные и аварийные ситуации, связанные с ее судами.
Соответствующие процедуры должны быть определены в “Руководстве по действиям в чрезвычайных ситуациях с судами (берег)”, согласованном с “Руководством по действиям в чрезвычайных ситуациях на судне”.
Политика компании по обеспечению навигационной безопасности
В компании должна быть разработана, сформулирована письменно и введена в действие Политика в отношении обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения.
В отношении процедур, охватываемых настоящим “Руководством”, политика по обеспечению навигационной безопасности может включать основные положения, приведенные ниже:
- Каждое судно Компании должно всегда управляться безопасно и в соответствии со всеми применимыми международными и/или национальными правилами;
- Помимо международных и/или национальных правил, весь персонал Компании на берегу и на судах знает и эффективно применяет на практике издаваемые ИМО, признанными международными организациями, классификационными обществами, национальными Администрациями применимые Руководства, Правила, Наставления, Кодексы, Рекомендации, включая “Bridge Procedures Guide” (ICS) и “INTERTANKO Guidelines for Safer Oil Tanker Navigation” (SOTNAV);
- Каждое судно Компании оборудуется современными и эффективными техническими средствами судовождения и связи, навигационными картами и руководствами в соответствии с применимыми международными и/или национальными правилами и требованиями. Эти карты и руководства, технические средства судовождения и связи должны грамотно эксплуатироваться, всегда находиться в исправном и рабочем состоянии, грамотно и эффективно использоваться в соответствии с условиями и обстоятельствами плавания. Весь судоводительский состав должен быть соответственно обучен использованию данных технических средств и систематически тренироваться по их использованию в условиях рейса, когда это безопасно;
- Каждое судно Компании комплектуется подготовленным, годным в физическом отношении, преданным делу персоналом, постоянно повышающим свою квалификацию и обеспечивающим безопасную эксплуатацию судна и предотвращение загрязнения;
- Каждый судоводитель, вновь прибывший на судно, должен иметь обоснованный запас времени для ознакомления с судном, судовыми устройствами и системами, судовым оборудованием (включая оборудование мостика, огни и сигналы, технические средства судовождения) и эксплуатационными процедурами, необходимыми для эффективного исполнения им своих обязанностей;
- Капитан и весь судоводительский состав тщательно следуют установленным Компанией эксплуатационным процедурам, в том числе – в области обеспечения навигационной безопасности. Это, однако, не ограничивает их в принятии иных решений, если таковые будут сочтены более эффективными в конкретных условиях и обстоятельствах случая;
- Каждый предстоящий переход тщательно планируется и прорабатывается со всем судоводительским составом, имея в виду, что в мировой практике предпосылки многих навигационных аварий закладываются на берегу;
- Каждый выход судна в море должен быть тщательно подготовлен – в том числе, в части обеспечения мореходного состояния судна, исправности и готовности к работе технических средств, выполнения необходимых эксплуатационных проверок;
- Вахта на мостике всегда должна соответствовать обстоятельствам и условиям плавания. Особое внимание уделяется своевременному усилению вахты, четкому распределению обязанностей на мостике, обеспечению дублирования ключевых функций, четкого взаимодействия между капитаном и лоцманом, непрерывного контроля за местоположением и движением судна в соответствии с установленными принципами “Управления командой мостика”. По мере изменения условий плавания состав, размещение и использование членов ходовой вахтыСтандартная ходовая вахта на мостике на мостике постоянно переоцениваются;
- Скорость судна должна быть безопасной всегда. Особое внимание должно уделяться необходимому снижению скорости при ограниченной видимости или в сложных погодных и навигационных условиях;
- Расхождение с судами всегда должно осуществляться в полном соответствии с “МППСС-72”, – за исключением случаев, когда приоритет имеют местные или специальные правила плавания. В таких случаях судно должно управляться в полном соответствии с такими местными или специальными правилами плавания;
- В стесненных условиях плавания должны тщательно учитываться маневренные характеристики судна и запас воды под килем, принимая во внимание уровень воды, возможный крен, волнение, проседание на мелководье, а также тестовые проверки маневренных качеств судна;
- Капитан, помощники капитана, весь экипаж должны быть в достаточной степени натренированы и готовы к немедленным эффективным действиям в случае возникновения чрезвычайной или аварийной ситуации, в том числе – связанной с судовождением;
- Компания ожидает, что капитан судна будет предпринимать все обоснованные меры для того, чтобы обеспечить следование судна в соответствии с установленным графиком движения. Однако никакая экономия времени не должна достигаться за счет снижения безопасности и необоснованного риска.
БЕЗОПАСНОСТЬ – ПРЕЖДЕ ВСЕГО!
Процедуры компании по обеспечению навигационной безопасности
В рамках “СУБ” Компании процедуры управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения должны обеспечивать эффективное взаимодействие как экипажей судов, так и береговых структур (рис. 1), не забывая известное выражение: “Корни” многих навигационных аварий лежат на берегу.
Применительно к системе управления навигационной безопасностью судов компании, “Руководства” по “СУБ” должны определять следующие процедуры:
- Ответственность, полномочия, организация и процедуры деятельности таких “ключевых” подразделений Компании, как Управление (Служба) Безопасности мореплавания, Технической эксплуатации флота, Коммерческой эксплуатации флота, Кадров;
- Организация и процедуры взаимодействия этих подразделений между собой в интересах общей задачи – обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения;
- Ответственность, полномочия, организация и процедуры деятельности “Назначенного лица” Компании, его взаимодействие с капитанами судов, судовыми экипажами, руководителями и персоналом “ключевых” береговых подразделений Компании;
- Организация и процедуры обеспечения постоянной готовности Компании к эффективным действиям в случае опасной, чрезвычайной, аварийной ситуации с ее судном (судами) либо с людьми на судах.
Применительно к системе обеспечения навигационной безопасности на судне, можно выделить несколько уровней процедур (рис. 2):
- Процедуры, определяемые официально действующими “Руководствами” Компании;
- Процедуры, определяемые приказами, распоряжениями, указаниями капитана судна (включая “Bridge Orders Book” и “Night Orders Book”);
- Действия и процедуры, оперативно вводимые Компанией через Приказы, Распоряжения, Циркулярные письма (Радиограммы), которые вводятся в действие только через капитана судна;
- Действия и процедуры, оперативно требуемые полномочными береговыми властями (власти “Прибрежного Государства”, Администрация порта, Лоцманские службы, операторы СУДССвязь в СУДС/СКДС, и т. п.), которые пока не отражены в “Руководствах” по “СУБ” Компании, эти действия и процедуры вводятся только через капитана судна, причем капитан обязан срочно проинформировать Компанию о любых требованиях и процедурах, которые не определены в “СУБ” либо отличны от указанных в “СУБ”.
“Руководство (“Наставление”) по управлению безопасностью” – это главное “Руководство”, требуемое п. 11.3 “МКУБ”, которое является “ключом” ко всей “Системе управления безопасностью” Компании.
“Руководство по СУБ судна” является “ключом” к “Системе управления безопасностью” судна и определяет все главные требования и процедуры.
“Руководство по навигационной безопасности для судов” (“Руководство по процедурам мостика”) – это “ключевое” руководство, определяющее требования и процедуры по вопросам организации штурманской службы на судне, по управлению персоналом мостика, по организации ходовой и стояночной навигационной вахты и управлению “командой мостика”, по использованию технических средств судовождения и связи.
Соответствующие процедуры могут быть определены как в “основном” тексте данного “Руководства”, так и в связанном с ним “пакете” отдельных процедур (“Процедура оценки запаса глубины под килем”, Процедура разработки и согласования “Pilotage Passage Plan”, и т. п.).
Термин “Примыкающие Руководства” на рис. 2 означает такие “Руководства” по “СУБ” Компании.
Отдельные требования и процедуры которых имеют непосредственное отношение к вопросам обеспечения навигационной безопасности, например:
- “Руководство по управлению экипажем” – это своего рода внутренний “Устав службы на судах Компании”, который определяет как организацию службы, так и должностные обязанности лиц судового экипажа;
- “Руководство по подготовке и тренировке экипажей” определяет процедуры подбора, подготовки, тренинга, технической учебы, повышения квалификации судоводителей и порядок их выдвижения на очередную должность;
- “Руководство по действиям в чрезвычайных ситуациях для судов” определяет процедуры действий вахтенного помощника капитана в случае возникновения опасной, чрезвычайной, аварийной ситуации, несчастного случая, инцидента, и т. д.
Структурно-логическая схема системы “Руководств” по “СУБ” Компании обычно определена в главном “Руководстве по управлению безопасностью”.
“Циркулярные письма капитанам” обычно формируются в отдельный “файл” оперативного характера. В дальнейшем содержащиеся в них процедуры, либо упраздняются, либо вводятся на постоянной основе в текст соответствующих “Руководств” по “СУБ” в процессе их корректуры.
Руководители всех уровней в рамках “СУБ” несут персональную ответственность за принятие управленческих решений, входящих в противоречие с требованиями “СУБ”.
Источник: Foter.com
Каждый руководитель в Компании на всех уровнях управления несет ответственность за эффективное функционирование своего подразделения, реализацию Политики Компании по обеспечению безопасности и защиты окружающей среды, побуждению подчиненного персонала к соблюдению и выполнению этой политики.
Ответственность персонала
В Кодексе “МКУБ” подчеркивается, что краеугольным камнем хорошего управления безопасностью является приверженность обязанностям членами Компании сверху донизу. В вопросах безопасности и предотвращения загрязнения именно приверженность делу, компетентность и мотивация лиц на всех уровнях определяют конечный результат.
Обязанности и ответственность персонала Компании определяются:
- Законодательством Российской Федерации;
- Дисциплинарным Уставом;
- Уставом службы на судах (лица судового экипажа);
- Положениями о структурных подразделениях (береговой персонал Компании);
- Руководствами по “СУБ” Компании;
- Должностными инструкциями работников.
Каждый сотрудник Компании, действующий в рамках “Системы управления безопасностью”, должен:
- Знать “Политику Компании” в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения и руководствоваться ею в своей практической деятельности, включая обеспечение должной мотивации всего подчиненного персонала и исполнения им положений и принципов этой Политики;
- Знать руководящие, нормативные, организационно-распорядительные документы и требования по “Системе управления безопасностью” в объеме, необходимом для эффективного исполнения своих обязанностей, связанных с обеспечением безопасности и предупреждением загрязнения окружающей среды;
- Обеспечивать (осуществлять) планирование, выполнение, контроль, документальное оформление любых операций, связанных с обеспечением безопасности и охраны окружающей среды, в соответствии с требованиями и процедурами “СУБ” Компании;
- Полно и последовательно выполнять установленные в “СУБ” Компании правила, нормы, стандарты, инструкции, процедуры, санкционированное отклонение от которых возможно только в чрезвычайных ситуациях для избежания опасности или угрозы жизни и здоровью людей, судну, грузу и окружающей среде;
- Понимать надлежащим образом и принимать во внимание при выполнении своих должностных обязанностей применимые нормы, правила, кодексы, руководства и стандарты, рекомендованные “ИМО”, “Администрацией”, Классификационными обществами, организациями морской индустрии.
Каждый сотрудник Компании несет персональную ответственность за невыполнение требований и процедур “Системы управления безопасностью” Компании.
Ответственность помощника капитана
- Помощники капитана отвечают в пределах, возложенных на них обязанностей на надлежащее состояние и функционирование закрепленных за ними “Заведований”;
- В случае любых сомнений помощник капитана должен немедленно обращаться к капитану;
- Каждый помощник капитана обязан немедленно доложить капитану о любой небезопасной навигационной практике, процедуре или ситуации, которая имеет место в любое время, включая такие периоды, когда судном управляет капитан, лоцман или другой помощник капитана.
“Навигационный” помощник капитана
Термин “навигационный помощник капитана” (“Навигационный ПКМ”) означает квалифицированного судового специалиста из числа помощников капитана, ведающего морскими картами и пособиями и выполняющего предварительную прокладку пути судна на переход.
“Навигационный ПКМ” определяется приказом капитана судна в соответствии с общей схемой распределения штурманских обязанностей помощников капитана, установленной Компанией, либо по согласованию с Компанией. Обычно таким “навигационным помощником” является второй помощник капитана.
В соответствии с “Уставом службы на судах” навигационный ПКМ ведает:
- Морскими картами;
- Руководствами и пособиями для плавания;
- Штурманскими навигационными и гидрометеорологическими приборами и инструментами;
- Средствами визуального наблюдения;
- Пиротехнической, флажной, ручной, звуковой сигнализацией и сигнальными знаками.
“Навигационный” помощник капитана обязан:
- Получать, и регистрировать в порту судовые, машинные и другие журналы, хранить судовой реестр указанных журналов;
- Своевременно получать штурманские, навигационные и гидрометеорологические приборы и инструменты, содержать их в исправном состоянии;
- Обеспечивать судно установленной судовой коллекцией морских карт, руководств и пособий для плавания;
- Своевременно корректировать навигационные карты и пособия в соответствии с установленными Компанией правилами и требованиями;
- Вести учет судовой коллекции карт, руководств для плавания и корректурных документов;
- Своевременно заменять изъятые или пришедшие в негодность морские карты, руководства и пособия, составлять акты на их списание и уничтожение;
- Производить подбор и укладку морских карт, руководств и пособий для предстоящего рейса;
- Выполнить, под общим руководством капитана, предварительную прокладку пути судна на предстоящий рейс с составлением плана перехода (“Voyage (Passage) Plan”) по установленной Компанией форме;
- Следить за своевременным производством девиационных работ на судне;
- Обеспечивать работу гидрометеорологической станции и своевременную передачу установленной гидрометеорологической информации;
- Вести хронометрический журнал и выводить поправку хронометра на каждые сутки, сверять показания судовых часов перед началом рабочего дня, при подходе к порту и выходе из него, и в других необходимых случаях;
- Своевременно получать и надлежащим образом хранить пиротехнические средства сигнализации;
- Проводить занятия и тренировки с палубной командой по сигналопроизводству зрительными средствами связи, устройству и использованию приборов и инструментов своего заведования;
- Своевременно готовить свое заведование к рейсу и докладывать о готовности старшему помощнику капитана;
- Выполнять другие обязанности, как это установлено судоходной компанией.
Сноски
1. Судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее — система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций и включающих в себя:
1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;
2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
3) документ, устанавливающий полномочия и взаимодействие членов экипажей судов владельца в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
4) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна;
5) порядок передачи экипажем судна сообщений об авариях, о фактах несоблюдения требований законодательства и (или) требований, установленных судовладельцем;
6) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций;
7) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении:
обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна;
издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна;
проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна;
своевременной передачи сообщений судовладельцу о недостатках системы управления безопасностью;
документы, подтверждающие полномочия капитана судна, в том числе исключительные полномочия и ответственность в отношении сохранения жизни, здоровья людей, обеспечения безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения окружающей среды;
9) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации;
10) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс;
11) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
12) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания;
13) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно;
14) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.
2. Правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
3. Судовладелец должен назначить работника или работников (не из членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, устанавливаются правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. К полномочиям таких лиц относятся контроль за соблюдением работниками судовладельца требований в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечение надлежащего выполнения требований безопасной эксплуатации судов.
4. Судовладелец должен обеспечить:
1) соответствие капитана судна профессиональным и квалификационным требованиям в зависимости от района эксплуатации судна и его типа;
2) ознакомление капитана судна с системой управления безопасностью;
3) безопасное выполнение капитаном судна своих обязанностей.
5. Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее — документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Документ о соответствии выдается на срок пять лет.
6. Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается на срок пять лет и подтверждается после проведения между вторым и третьим годами его действия проверки применения на судне системы управления безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
7. Для судов, эксплуатируемых без экипажа, требования подпунктов 3 — 10 пункта 1, пункта 6 настоящей статьи не применяются. В отношении несамоходных судов, эксплуатируемых с экипажами, требования подпунктов 1 — 3, 7 — 11, 13 пункта 1 и пункта 4 настоящей статьи не применяются.
8. Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.