Центральная компания логистического процесса формирующая цепочку поставок

Автор статьи

Марина Дмитриевна Сидорова

Эксперт по предмету «Логистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Формирование цепи поставок — это часть управления цепями поставок, суть которой заключается в выборе поставщиков и потребителей, в расставлении их в определенной последовательности, в установлении между ними логистических каналов связи и т.д.

Сущностная характеристика цепи поставок

Каждое предприятие в силу изменения факторов внешней среды (прежде всего, усиление конкуренции, а также научно-технического прогресса) вынуждена регулярно заниматься внесением корректив в функционирование собственной экономической системы для того, чтобы были улучшены значения его показателей. Кроме того, заново создаваемые предприятия тоже занимаются созданием своих экономических систем.

Указанное относится и к сфере логистики, т.е. можно сказать, что и создаваемые, и существующие предприятия решают вопросы проектирования и конструирования логистических систем, которые включают в себя цепи поставок. Цепью поставок называется последовательно упорядоченная совокупность бизнес-единиц, которые принимают участие в продвижении материального потока от источника сырья до конечного потребителя. Относительно производственного предприятия другие бизнес-единицы воспринимаются как поставщики (продавцы) и потребители (покупатели, клиенты).

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Логистическая цепь поставок включает в свой состав, с одной стороны, объекты, распределенные в географическом пространстве, с другой стороны, каналы по распределению. Объекты (фокусные предприятия, поставщики, покупатели, посредники) воспринимаются в качестве мест приобретения, преобразования, хранения и продажи сырья, незавершенной и готовой продукции. Каналы распределения обеспечивают соединение этих объектов через перемещение между ними продукции.

Главная цель управления цепями поставок является сокращение общих логистических затрат при удовлетворении фиксированного спроса. Эти затраты включают:

  • Стоимость сырья, материалов и других приобретений предприятия;
  • Внутренние и внешние транспортные затраты;
  • Инвестиции в оборудование;
  • Производственные издержки;
  • Издержки центров по распределению;
  • Издержки по хранению запасов и др.

Проблемы и задачи формирования цепи поставок компании

Только зная ранее рассмотренные сущностные характеристики цепи поставок, можно переходить к ее формированию. Это позволит точно идентифицировать объектов, установить между ними каналы распределения, скоординировать их деятельность на достижение общей главной цели. Цепи поставок формируются на основе поставок товарно-материальных ценностей и имеющихся хозяйственных связей поставщика и потребителя.

«Формирование цепи поставок компании» 👇

Стоит отметить, что планирование и моделирование цепи поставок на предприятии до сих пор вызывает определенные сложности у хозяйствующих субъектов. Это, во-первых, связано с тем, что материальные, финансовые, информационные потоки по своей сущности являются сложными, многофакторными, нестационарными. Поэтому для того, чтобы их описать и принять в их отношении оптимальные управленческие решения при формировании цепи поставок, предприятиям нужно привлечь достоверные источники информации, использовать современные компьютерные технологии и мощный аналитический аппарат.

Во-вторых, протекающие в современном обществе социально-экономические процессы отличаются высокой степенью противоречивости сложности. Поэтому предприятия сегодня вынуждены проводить мероприятия, которые связаны с координацией, интеграцией и взаимодействием трех направлений в современной экономической науке: логистики, менеджмента и маркетинга.

Процесс формирования логистической цепи поставок в основном направлен на решение следующих задач:

  • Обеспечение предприятия прогнозами спроса с высокой степенью точности;
  • Пересмотр программ по пополнению запасов;
  • Формирование реальных планов по производству;
  • Создание возможности для отслеживания товарных потоков на всем протяжении логистической цепи поставок.

Этапы формирования цепи поставок компании

Теоретики логистической науки обобщили данные по практическому опыту предприятий из разных сфер хозяйственной деятельности по формированию и реинжинирингу цепей поставок. В соответствии с этим был разработан следующий алгоритм формирования логистической цепи поставок, который рекомендуется использовать компаниям с учетом особенностей их деятельности:

  1. Планирование (разработка стратегии цепи поставок, тактических и операционных планов, создание инфраструктуры цепи поставок, определение агрегированных показателей эффективности цепи поставок);
  2. Организация (формирование организационно-функциональной структуры цепи поставок, построение эффективной системы экономических отношений между участниками цепи поставок);
  3. Контроль (регулярная количественная и качественная оценка фактически достигнутых результатов функционирования цепи поставок по отношению к его базовым / заданным / плановым / нормативным значениям, разработка управляющих воздействий в целях разрешения проблемных ситуаций).

Формирование цепи поставок компании предполагает создание проекта общей структуры системы управления цепями поставок, а также разработку методов и принципов организации этого управления. На этой основе формируются принципы и схемы взаимодействия с поставщиками и потребителями материальных ресурсов и логистических услуг, партнерами по бизнесу.

В процессе формирования цепи поставок также занимаются формализацией перечня номенклатуры товарно-материальных ценностей, передвигающихся по соответствующим потокам. Кроме того, в сфере управления цепями поставок компанией формируются структуры ответственности, кадровая политика, системы управления рисками и качеством, системы информационной поддержки и т.д.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Отправной точкой в формировании современного понимания логистического менеджмента в России стало последнее десятилетие прошлого века. На этот период пришлось активное развитие рыночных отношений между поставщиками, дистрибьюторами, ретейлерами и конечными потребителями, появление новых направлений бизнеса, продуктов и товаров, требующих особого подхода к управлению процессами доставки. Происходящие изменения обусловили потребность в организации принципиально иных систем планирования, характеризующихся четким делением циклов, внедрением критериев оценки эффективности выполнения работ и услуг, а также использованием специфических понятий, большинство из которых остаются актуальными и сегодня. Что такое цепи поставок в логистике, какие функции и цели концепции реализуются на практике и что нужно знать о базовых принципах построения? Давайте разбираться.

доставить товар потребителю

Общее представление

Supply Chain Management (SCM) — это совокупность процессов, определяющих, каким именно образом формируются финансовые, материальные и информационные потоки, связывающие звенья производства, поставщиков и потребителей. Эффективность системы определяется способностью адаптации к изменяющимся условиям и величиной сопутствующих издержек. Грамотное управление основными циклами, в которые на разных этапах оказываются вовлечены практически все подразделения отдельно взятого предприятия, становится важным конкурентным преимуществом и способствует последовательному увеличению занимаемой доли рынка.

Определение основных процессов цепи поставок в логистике — это важный фактор, позволяющий системно подойти к построению бизнеса. В соответствии с базовой классификацией выделяют следующие этапы:

  • Прогнозирование — составление измеримых прогнозов по результатам планируемой деятельности, помогающих оценить ожидаемый уровень спроса в каждом из периодов.
  • Планирование — подготовка планов распределения и использования имеющихся ресурсов, в основу которых ложатся данные, полученные на прогнозной стадии.
  • Закупка — обеспечение необходимого объема сырья и расходных материалов, потребность в которых обусловливается спецификой производственного цикла.
  • Управление запасами — сбалансированное распределение ТМЦ между подразделениями, исключающее перебои в работе и обеспечивающее надлежащий уровень сервиса.
  • Складирование — решение комплекса задач по приемке и комплектованию, связанных с размещением используемых товарных и сырьевых остатков.
  • Доставка — физическая транспортировка продуктов между различными точками как в рамках внутренней логистики, так и при взаимодействии с внешними потребителями.
  • Ценообразование — анализ актуальной рыночной стоимости и сопоставление показателей с величиной издержек, обусловленных влиянием различных факторов.

В рамках работы отдела, отвечающего за управление поставками, также принято выделять первичное и вторичное распределение товарных потоков. К первой категории относится деятельность, направленная на формирование и обеспечение бесперебойной доступности запасов, ко второй — комплекс процессов, связанных с доставкой продукции клиентам, будь то розничные магазины или конечные потребители.

Основные управленческие задачи

Одним из ключевых принципов рассматриваемой концепции выступает стратегический подход к построению связей с посредниками и покупателями. В связи с этим особое внимание должно быть уделено синхронизации управления логистикой, для достижения которой практикуется дифференцирование циклов товародвижения на несколько уровней.

Базовая классификация

Эксперты предлагают деление на три категории: стратегическую, тактическую и операционную, в рамках каждой из которых менеджменту организации необходимо сформулировать и определить способы решения основных управленческих задач.

Strategic Supply Chain Management (SSCM)

Определение общей стратегии позволяет закрыть следующие потребности предприятия:

  • Формирование эффективной логистической инфраструктуры, мощности которой отвечают специфике осуществляемой деятельности.
  • Построение плана управления ресурсами и товарными запасами, а также постановка целей и уточнение сроков реализации запланированных изменений.
  • Оптимизация финансовой модели, направленная на сокращение издержек и снижение потенциальных рисков, связанных с конкурентной средой.
  • Создание основного перечня оказываемых услуг, определение стандартов сервисного обслуживания, обязательных к соблюдению.

В зависимости от специфики бизнеса, стратегия управления может быть ориентирована на всеохватность, сфокусирована на конкретных каналах сбыта или индивидуальном клиентском сопровождении, а также характеризоваться операционной динамичностью, позволяющей оперативно менять конфигурацию исходя из текущей рыночной ситуации.

Supply Chain Planning (SCP)

Тактический уровень решения управленческих задач подразумевает определение основных элементов цепочки поставок компании в логистике — это значит, что менеджмент должен утвердить звеньевую структуру и последовательность взаимодействия, сформировать основные потоки товародвижения, а также распланировать бюджетные показатели. Качество проработки указанных вопросов напрямую определяет, насколько эффективной окажется реализация бизнес-процессов, влияет на объективность ценообразования и, как следствие, определяет рыночную конкурентоспособность организации. Конкретизируя задачи, решаемые на данном этапе, следует в первую очередь выделить:

  • Планирование и прогнозирование объемов снабжения и сбыта, оптимизации которых способствует интеграция специализированных инструментов автоматизации.
  • Выявление оптимальных алгоритмов осуществления входящих и исходящих поставок, нивелирующих потенциальные риски, в том числе — обусловливающие рост издержек.
  • Создание условий, гарантирующих бесперебойность и рациональность поступления товарных запасов с учетом нормативных показателей.
  • Формирование единой информационной среды, обеспечивающей возможность прозрачного мониторинга, контроля и внесения корректировок.
  • Управление качеством предоставляемого клиентского сервиса, включая оперативную отработку рекламаций и возврат некондиционной продукции.

Грамотно выстроенная тактика логистического менеджмента позволяет компании добиваться эффективной реализации намеченных циклов, а также своевременно адаптироваться к происходящим изменениям, влияющим на потребность рынка.

Supply Chain Execution (SCE)

Операционный уровень управленческих задач охватывает все, что, так или иначе, связано с непосредственным исполнением стратегических и тактических планов. Сюда входят:

  • Организация намеченных поступлений и отгрузок в рамках краткосрочных временных отрезков, пополнение товарных запасов, обработка заявок и выполнение KPI.
  • Доставка продукции заказчикам и контроль за выполнением логистических операций, включая отслеживание эффективности эксплуатации транспортных средств.
  • Складское хранение, комплектование и упаковка товаров, оформление сопроводительной документации, включая соблюдение порядка прохождения процедуры декларирования.
  • Обеспечение безопасности и сохранности ТМЦ на всех этапах транспортировки.

Практика показывает, что грамотный подход к организации логистики помогает оптимизировать каждый уровень управленческого цикла, благодаря чему становится возможным сокращение временных и финансовых издержек, повышение общей производительности и рентабельности предприятия в целом.

Готовые решения для всех направлений

Склады

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Узнать больше

Магазины

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Узнать больше

Маркировка

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

Узнать больше

E-commerce

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Узнать больше

Учреждения

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Узнать больше

Производство

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Узнать больше

RFID

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Узнать больше

ЕГАИС

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Узнать больше

Сертификация

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Узнать больше

Инвентаризация

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Узнать больше

Показать все решения по автоматизации

Элементы цепочки поставок

В качестве звеньев, формирующих единую структуру, рассматриваются:

  • Поставщики продукции — сырья и расходных материалов.
  • Производители, отвечающие за преобразование запасов в конечный продукт.
  • Потребители, формирующие спрос и обеспечивающие реализацию.
  • Посредники, оказывающие логистические услуги на разных этапах.

К числу последних относятся не только транспортные компании, но и различного рода хабы, склады, терминалы, а также другие субъекты рынка, задействованные в транспортировке и хранении до момента, пока товар не окажется у конечного потребителя. Общая конфигурация определяется спецификой конкретного бизнеса, доступностью каналов и текущей рыночной ситуацией.

работа поставщика

Классификация цепей поставок

Существует несколько дифференцирующих критериев, признаков и факторов, применение которых позволяет выделить отдельные категории.

Сезонность

Специфика работы с сезонными продуктами хорошо знакома работникам продуктового ретейла, где для поддержания наличия части ассортиментных позиций требуется менять логистику в зависимости от времени года. Так, в весенне-летний период фрукты и овощи поставляются преимущественно местными производителями, тогда как осенью и зимой возникает потребность в экспортных поставках из теплых стран.

структура транспортировки продукции

Формат груза

Характеристики различных товаров могут обусловливать применение в их отношении специальных правил, исключающих потенциальную опасность в процессе транспортировки. Аналогичным образом существуют регламенты для перевозки штучных и сыпучих, жидких, газообразных и негабаритных объектов, определяющие требования к типу состава, выбору мест хранения и т. д.

Сроки годности

Скоропортящаяся продукция требует оперативной доставки, а в отдельных случаях — поддержания особого температурного режима, исключающего потерю кондиций, значимых с точки зрения конечного потребителя. Ускорить логистику в подобных операциях помогает схема с кросс-докингом, в рамках которой исключается этап размещения запасов в секторе долговременного хранения.

Оборачиваемость

Высокая или низкая скорость потребления зависит от специфики конкретного товара. Дифференцирование цепочек поставок с учетом данного критерия способствует оптимизации использования складских мощностей, а также позволяет избежать заморозки денежных средств, возникающей при закупке крупных партий продукции, не пользующейся большим спросом.

деятельность поставщика

Степень предсказуемости

Возникновение обстоятельств, напрямую сказывающихся на эффективности реализации логистического цикла, требует оперативного реагирования со стороны менеджмента компании. Из последних примеров непредсказуемых факторов можно выделить ограничения, возникшие в период пандемии, которые привели к нарушению отлаженных схем доставки товаров как внутри стран, так и на международном уровне.

Характер и структура перевозок

Количество стадий и типов транспортных средств, задействованных в логистике, определяет не только объем документации, которую нужно будет оформить для сопровождения, но и сложность контроля в отношении соблюдение намеченных сроков. Поставки подразделяются на внешние (сообщение с другими государствами) и внутренние, среди которых выделяют местную, междугороднюю и межрегиональную разновидности.

сортировочный центр

Используемый транспорт

Выбор канала доставки зависит от параметров расстояния, стоимости и скорости, а также наличия временных или постоянных ограничений. Для локальных отгрузок чаще всего применяется автотранспорт, тогда как на большие расстояния рациональнее использовать железную дорогу или морские пути.

Формат сборки

Еще один критерий различия, подразумевающий возможность отправки грузов контейнерами, вагонами, монофурами или мелкими партиями. Как правило, решающим критерием становится потребность, заявленная конечным получателем, будь то клиент, собственная розничная точка или производственное подразделение.

Сложность логистической цепочки

Чем больше звеньев входит в структуру — тем сложнее оказываются организация и сопровождение цикла, требующие контроля на каждом из участков. Стоит отметить, что для крупных региональных и федеральных компаний использование собственных распределительных центров, напротив, позволяет сократить издержки и повысить эффективность транспортного сообщения.

закупка товаров

Преимущества концепции управления поставками

Системный подход, охватывающий и учитывающий все нюансы, связанные с транспортировкой продукции, способствует более быстрой и качественной реализации основных бизнес-процессов, выполняемых на каждом уровне. Решение ключевых задач менеджмента — обеспечения рентабельности, достижения целевых показателей и поддержания качества оказываемых услуг — требует объединения имеющихся ресурсов и рационального распределения усилий, прикладываемых каждым подразделением и сотрудником.

Важным аспектом в данном случае становится использование современных средств и технологий — так, например, для организации складского учета маркированных товаров рациональным решением станет использование специализированного программного обеспечения для складов и розничных точек, разработанного компанией «Клеверенс». Практика показывает, что внедрение мобильной автоматизации помогает существенно ускорить процессы приемки, учета и комплектования товарной продукции, способствуя повышению общей эффективности бизнеса.

Логистические посредники в управлении поставками

В последние годы все более актуальным трендом становится передача отдельных циклов на аутсорсинг, способствующая повышению уровня специализации в конкретных направлениях. Логично, что следствием этого оказывается повышение значимости формирования посреднических каналов и связей.

В сфере логистики первенство по-прежнему удерживают узкопрофильные компании, которые сосредотачивают свои усилия на предоставлении конкретных видов услуг: транспортировки, складирования, терминального хранения, страхования, таможенного оформления и т. д. Подобные предприятия классифицируются как операторы 2PL (Second Party Logistics), тогда как фирмы, предлагающие полный цикл сопровождения, охватывающий все операции, относятся к категории 1PL.

На фоне ужесточения требований нормативного регулирования, постоянно возникающих ограничений и перебоев в тех или иных каналах, наметилась тенденция к слиянию отдельных посредников. Объединение усилий помогает небольшим игрокам сохранять финансовую стабильность и расширять спектр предоставляемых услуг, выдерживая конкуренцию как с точки зрения качества, так и в плане ценообразования. Сегодня существуют 3PL (обеспечение функций управления цепочками поставок — DHL, American Express и т. п.), 4PL (все то же самое плюс — планирование, прогнозирование и работа с рисками) и даже 5PL операторы, функционал которых дополняется организацией виртуальных маркетплейсов (ОЗОН, Вайлдберриз, AliExpress).

Количество показов: 1831

В середине девяностых параллельно с формированием рыночной экономики в России в общем популярном виде появляется понятие «Логистика». В это же время происходит процесс становления логистики как отдельной дисциплины, адаптированной к рыночным отношениям. В начале нулевых, с выпуском первых специалистов по этому направлению, происходит изменение организационных структур предприятий – логистика выделяется в отдельные самостоятельные подразделения со своими четкими целями, задачами и KPI. С этого момента начинается стремительное развитие подходов к повышению эффективности логистических процессов и управлению цепочками поставок.

В статье мы рассмотрим основные понятия и существующие подходы в концепции управления цепями поставок.

Цепь поставок – система процессов, определяющая формирование информационных, материальных и финансовых потоков от поставщиков до конечных потребителей. Она состоит из множества звеньев – объектов цепи.

Гибкая и эффективная цепь поставок сегодня – это одно из самых основных конкурентных преимуществ компании в любой отрасли и на любом рынке. Цепи поставок тесно связаны с производством, маркетингом, продажами, финансами и другими подразделениями компаний.

Сегодня деятельность, направленная на управление цепями поставок, приобрела не меньшую важность в продвижении продуктов, чем маркетинг. Привлекая покупателя качественно выстроенной маркетинговой кампанией, невозможно увеличить долю рынка продукта без эффективно выстроенных процессов цепи поставок.

Управление цепями поставок – системный подход к организации процессов, входящих в цепочку с целью снижения рисков и достижения измеримых экономических эффектов – снижения операционных затрат и повышения уровня сервиса.

Основные процессы, входящие в управление цепочками поставок: прогнозирование, планирование, закупка сырья и материалов, производство, складирование, доставка, управление ценами на логистические услуги и распределение продукции.

Прогнозирование – это процесс формирования прогнозов, результат которого выражен в количественной или иной форме и представляет собой оценку возможного уровня спроса на продукт или состояния объекта каждого элемента цепи на будущий период времени.

Планирование – это процесс формирования планов по управлению ресурсами цепи поставок, основанных на бизнес-целях и прогнозах.

Закупка сырья и материалов – это процесс снабжения предприятия сырьем и материалами, которые используются для производства продуктов, упаковки или их продвижения.

Управление запасами – это процесс обеспечения запасами, необходимыми для операционной деятельности компании, при достижении определенного баланса между затратами на поддержание запасов и уровнем сервиса.

Складирование – это процесс, заключающийся в комплексе действий, отвечающим всем необходимым требованиям и правилам, связанным с характеристиками обрабатываемого продукта: приемке, сборке и хранении его запасов.

Доставка – это процесс физического перемещения продукта из одной точки в другую, например, перемещение сырья со склада поставщика до склада производителя для поддержания необходимого запаса в цепи поставок.

Управление ценами на логистические услуги – это процесс, оказывающий существенное влияние на ценообразование конечного продукта и его конкурентоспособность. Он заключается в непрерывном анализе и контроле ситуации на рынке логистических услуг и конкурентных предложений, выстраивании долгосрочных партнерских отношений. Цена на рынке логистических услуг может изменяться по разным причинам: регулярные сезонные колебания грузопотоков, правовое регулирование, растущая цена на топливо и электроэнергию, возникновение дефицита вследствие износа парка подвижного состава, повышение стоимости техники и транспортных средств, растущая цена на аренду недвижимости и другое.

Процессы, входящие в управление цепями поставок (Supply chain management, SCM) принято условно разделять на первичное и вторичное распределение товаропотоков (Primary distribution и Secondary transportation).

Первичное распределение включает в себя закупку сырья, полуфабрикатов или готового продукта и их доставку к местам производства, сборки или хранения.

Вторичное распределение товаропотоков – организация доставки готового продукта со склада до розничных магазинов или непосредственно до самих конечных покупателей.

1) создание оптимальной логистической инфраструктуры, соответствующей стратегии развития компании и обеспечивающей надежность цепи поставок;

Определяется стратегия развития, которая включает в себя общий необходимый уровень мощности логистической инфраструктуры и каждого элемента цепи поставок по отдельности, определение специализации промышленных и/или складских площадок по продукту в соответствии с маркетинговыми исследованиями уровня спроса и их географическое расположение.

2) управление ресурсами, запасами и целями всей цепи поставок, сроками планируемых изменений и размером их шага;

3) оптимизация расходов и снижение рисков, связанных с оказанием логистических услуг контрагентами;

4) формирование набора логистических услуг, предлагаемых клиентам, определение целевого уровня сервиса.

Можно выделить такие основные стратегии управления цепями поставок как стратегия всеохватности, стратегия сфокусированности на канал сбыта, стратегия индивидуализированного обслуживания потребителя и стратегия операционной динамичности.

При стратегии всеохватности основная цель заключается в обеспечении доступности продуктов с высоким спросом и конкурентоспособности их стоимости и подразумевает создание широкой производственной и (или) распределительной сети, ориентированной на продвижение бренда.

В стратегии сфокусированности на канале основными целями для производителя являются качество, цена и привлекательность производимых продуктов или услуг для каналов реализации; ответственность за реализацию продуктов или услуг конечным потребителям несет канал сбыта.

Стратегия индивидуального обслуживания потребителей подразумевает повышение ценности реализуемых продуктов или услуг за счет учета индивидуальных потребностей клиентов. Цена на продукты или услуги, реализуемые компаниями по данной стратегии, как правило, существенно выше среднерыночных.

Стратегия операционной динамичности означает управление цепями поставок продуктов и услуг, реализуемых на рыночных условиях; главными целями являются адаптация компании к конкуренции на рынке, координация и контроль действий всех участников цепи поставок, доступная и рыночная цена. Эта стратегия позволяет оперативно изменять конфигурацию цепи и характеристик продуктов для удовлетворения изменяющихся запросов потребителей.

На тактическом уровне составляются сами цепи поставок: определяется набор и последовательность звеньев, формируются входящие и исходящие потоки, планируется бюджет. Тактическое планирование оказывает прямое влияние на показатели эффективности компании, ценообразование и в значительной степени определяет их конкурентоспособность.

Тактический уровень определяет период управления и планирования уже имеющихся ресурсов на горизонте от одного месяца до года и не подразумевает под собой изменение целей и принципов, которые определила стратегия управления цепями поставок.

1) управление процессами планирования товаропотоков и товарных запасов, прогнозирование в цепи поставок, внедрение инструментов автоматизации;

Планирование товаропотоков цепи поставок, размеры товарных запасов и договорные условия оплаты поставщикам, определяемые на тактическом уровне, оказывают большое влияние на оборотный капитал компании. Неправильные решения, ошибки планирования и, как следствие, чрезмерные вложения денежных средств в товарные запасы могут неминуемо привести компанию к увеличению доли заемных средств и нарушению платежных обязательств.

2) оптимизация расходов и снижение рисков в цепи поставок путем планирования оптимальных цепочек на тактическом горизонте;

3) управление рисками и неопределенностями в цепи поставок (обеспечение бесперебойности и простоты системы пополнения запасов, расчет нормативных запасов);

4) формирование единой информационной среды, понятной системы мониторинга операций и запасов;

5) управление качеством обслуживания клиентов обработка рекламаций, организация возвратов продукции;

6) управление цепочками поставок и их гибкостью к изменениям рынка и его потребностей.

Операционный уровень управления цепочками поставок отвечает за само исполнение, выполнений различных операций: обработку заказов клиентов, пополнение запасов склада, доставку продукции клиентам и другое.

Характер перевозки определяет набор, последовательность и количество операций в управлении цепочками поставок, набор товаросопроводительной документации.

Унимодальная цепь поставок — доставка продукта осуществляется одним видом транспорта без промежуточных операций складирования и грузопереработки.

Мультимодальная цепь поставок — доставка продукта выполняется с использованием нескольких видов транспорта по единому перевозочному документу. Ответственность за весь процесс лежит на одном лице, организующем перевозку.

Интермодальная цепь поставок — доставка выполняется с использованием нескольких видов транспорта с разделением ответственности за перевозку между несколькими участниками цепи поставок по разным перевозочным документам.

Внутренняя цепь поставок — пункт отправления и пункт назначения расположены на территории одного государства.

Международная цепь поставок — звенья логистической цепи, пункт назначения и пункт отправления находятся в разных государствах.

Межрегиональная цепь поставок — маршрут доставки грузов пролегает на территории не менее двух субъектов Российской Федерации.

Городская цепь поставок — перевозка грузов выполняется на небольшие расстояния в пределах города.

За счет системного подхода концепции управления цепочками поставок удается синхронизировать все процессы и звенья цепи, добиться большей эффективности по сравнению с подходами, которые фокусируются только на одном бизнес-процессе.

Главным преимуществом концепции является объединение ресурсов и усилий всей цепочки поставок на достижение общих целей всех звеньев. Второй реальный плюс — это совместное определение и реализация идей по повышению эффективности логистической цепи поставок между всеми ее звеньями, скоординированное управлением цепочками поставок.

Перед фармацевтическими компаниями в 2017 году встал вопрос изменения цепочек поставок готовой продукции после вступления в силу приказа, регламентирующего соблюдение более 20 различных температурных режимов во время перевозки. Фактически для компаний это означало существенное удорожание стоимости доставки: привлечение транспорта меньшей вместимости, снижение загрузки кузова.

Некоторые компании совместно с партнерами, оказывающими услуги доставки, нашли решение и разработали концепцию «единого кузова», что позволило доставлять фармацевтическую продукцию разных режимов хранения в одном транспортном средстве. Все инвестиции, необходимые на переоснащение транспорта, были вложены контрагентами, оказывающими услуги перевозки фармацевтическим компаниям.

Таким образом, фармбизнесу совместно с партнерами удалось добиться общей цели, значительно сократить предполагаемый рост затрат на логистику и обеспечить бесперебойность поставок. Несмотря на вступление нового закона в силу, цена на лекарственные препараты осталась на приемлемом для рынка уровне.

С каждым годом бизнес готов отдать на аутсорсинг все больше процессов, повышая уровень специализации и эффективности своих компаний. За счет роста доли процессов, переданных на выполнение сторонним организациям, значительно возрастает и роль посреднических связей.

Наиболее распространенными на рынке логистических услуг в России по-прежнему являются узкопрофильные логистические посредники: транспортные компании, склады, терминалы, порты, стивидорские и страховые компании, таможенные брокеры. Их относят к 2PL (Second Party Logistics) операторам. Полностью автономную логистику, где все операции логистической цепочки выполняются силами и средствами грузовладельца, относят к 1PL (First Party Logistics).

Однако, последние несколько лет ужесточается контроль в области регулирования правил и норм в транспортной сфере. На фоне пандемии Covid-19 сохраняется нестабильность грузопотоков, а демпинг цен на рынке перевозок приобретает массовый характер. Совокупность этих факторов все больше подталкивает логистических посредников к слияниям. Это приводит к образованию более устойчивых логистических провайдеров, готовых предоставить широкий и качественный спектр услуг, гарантировать более устойчивые предложения по ценам на услуги. Так стали появляться 3PL, 4PL и 5PL операторы.

3PL (Third Party Logistics) операторы специализируются на оказании комплекса услуг в обеспечении операций в управлении цепочками поставок. К таким операциям чаще всего относятся доставка, складское хранение, различные экспедиторские услуги. Примером 3PL операторов являются такие известные компании как DHL, American Express.

4PL (Fourth Party Logistics) оператору помимо всех операций с продуктом в цепочке поставок передается еще и весь процесс планирования и управления цепочками поставок. На операторах такого порядка ложится и большая ответственность за спектр оказываемых услуг, что, в свою очередь, приводит к финансовым рискам, которые неминуемо отражаются в ценах на условия сотрудничества. К примеру, такие компании как Ford, Mazda, Sollers, Sony, Toshiba являются пользователями услуг 4PL операторов.

5PL (Fifth Party Logistics) – логистические операторы, которые, помимо управления процессами организации, планирования и управления цепочками поставок, создают виртуальные площадки для продажи продукции, так называемые «онлайн-витрины». К таким провайдерам относятся известные маркетплейсы OZON, Wildberries, AliExpress и другие.

Говоря о посредниках в логистических цепочках, необходимо отметить и посредников, предоставляющих ИТ-продукты и (или) услуги. В настоящее время на рынке представлен широкий спектр предложений в области цифровизации, автоматизации и оптимизации процессов управления цепочками поставок.

Логистические цепи поставок Эффеком

Составление маршрута, определение расходов на транспорт, страхование перевозимого груза – одни из многочисленных обязанностей специалиста в сфере производственной логистики. Это один из самых ценных сотрудников компании, от которого напрямую зависит ее общая прибыль. Логистические цепи поставок также организуются и разрабатываются логистами. Грамотно составленная цепь – это одна из основ конкурентоспособности современного предприятия.

Структура логистических цепей

Логистическая цепь это в логистике («supply chain») – последовательное взаимодействие звеньев, целью которого является доведение ресурсов от начальной точки пути (производителя) до конечной (потребителя). В качестве ресурсов, передвигающихся по цепи, могут выступать не только материальные грузы, но и информация и финансы.

По своей структуре стандартная логистическая цепь транспортных поставок предполагает наличие следующих звеньев:

  • непосредственно поставка ресурсной базы – сырья и необходимых материалов;
  • хранение поставляемых грузов;
  • производство конечной продукции;
  • процесс распределения готовых товаров;
  • погрузка и отправка со складских помещений;
  • потребление продукта конечным пользователем.

Структура Supply Chain может быть простой и предполагать только прямые взаимосвязи. Существуют и усложненные цепи – например, древовидные.

Функции логистических цепей

Функции цепей в логистике могут быть ключевыми (базовыми) и поддерживающими.

При этом вся цепь логистической системы преследует одну главную функцию – соединение в одно целое всех составляющих бизнес-процесса, которые нужны для покрытия спроса на соответствующий товар. Среди составляющих Supply Chain находится проектирование, реализация, закупка и работа по распределению и дистрибуции. К поддерживающим функциям причислена обработка груза, ее складирование и фасовка по упаковкам.

Свою главную функцию логистическая цепь исполняет на протяжении всего периода, который начинается с поставки сырьевой базы и заканчивается транспортировкой груза конечному пользователю.

Логистические цепи производства могут рассматриваться как цельный объект управления. В то же время каждая логистическая функция может выступать в качестве обособленного объекта управления.

Организация логистических цепей

Организация и сущность производственной Supply Chain предполагает последовательное выполнение следующих действий:

  • первичный анализ текущей рыночной конъюнктуры, обоснование выбора той или иной системы распределения;
  • прогнозирование объемов товаропотока;
  • планирование количества запасов во всей цепи и на каждом ее участке;
  • анализ транспортной сети соответствующего региона;
  • разработка логистической схемы товаропотока;
  • исследование и выбор способа передвижения ресурсов;
  • вычисление логистических издержек;
  • реализация разработанного плана.

Организационное проектирование – важнейший этап работы логиста, который состоит из предварительного этапа, этапа дивергенции и конвергенции. Логистические транспортные цепи являются сложными для построения, поскольку требуют предельной точности и принятия целесообразных решений.

Принципы выстраивания логистических цепей

Выстраивание логистической производственной цепи опирается на несколько ключевых принципов. Прежде всего процесс обязательно увязывают со стратегическими целями предприятия. Кроме того, построение Supply Chain должно проводиться обособленным подразделением, которое отвечает за логистику.

Еще один принцип – это системный подход. Он выражается в видении логистических звеньев как связанных и взаимодействующих компонентов, направленных на достижение конкретной единой цели. Важна оптимизация всей логистической системы, а не только лишь ее отдельных составляющих.

Следующий принцип – использование информационной поддержки и методик моделирования.

Не менее важна бесперебойность работы Supply Chain. Даже в случае небольших отклонений от плана разработанная цепь должна обладать устойчивостью и адаптивностью.

Логистическая цепь транспортных поставок Эффеком

Эффективность логистической цепи

То, насколько эффективно выстроена Supply Chain и налажено управление логистическими цепями, можно оценить по нескольким показателям:

  1. Результативность цепи. К этой группе показателей относятся доступность запасов, фактическая производительность и качество процесса логистики (число обработанных заказов, производительность труда, число заказов в час и пр.).
  2. Финансовые результаты. Это, к примеру, показатели эффективности использования запасов, величина издержек (транспортных, информационных).
  3. Показатели качества. Сюда входит уровень удовлетворенности заказчика, общее потраченное время, степень адаптивности и стабильности цепи.

С точки зрения конечного потребителя, эффективность Supply Chain в большей степени определяется именно показателями качества обслуживания, сервиса.

Как и где изучить процессы в логистической цепи

Выстраиванием и организацией логистических цепей на современных предприятиях занимается логист. Это востребованная профессия не только на производствах, но и на международных торговых рынках.

Обучиться основам логистики, а также освоить навыки организации логистических цепей, их анализу и управлению поможет курс Логистика и управление цепями поставок. В ходе занятий слушателей ждет не только углубленный разбор готовых практических кейсов, но и самостоятельное составление Supply Chain.

Курсы по логистике – отличный старт для тех, кто хочет освоить новую профессию или повысить текущую квалификацию. Обучение логистическому менеджменту происходит удаленно, что позволяет слушателям самостоятельно выбирать удобное для занятий время.

Сайт использует куки-файлы, чтобы включить основные функции веб-сайта, предложить вам лучший опыт, анализировать трафик и обслуживать целевую рекламу. Для получения дополнительной информации о файлах cookie, см. Нашу политику конфиденциальности

В чем разница между логистикой и цепочками поставок?

Логистику и цепочку поставок не следует путать. Логистика – это довольно узконаправленная концепция (более узкая, чем SCM), которая просто означает глобализацию управления ресурсами-от каждого локального подразделения до всей сети производственных точек.

В свою очередь, управление цепочками поставок является более сложной категорией. Управление цепочками поставок включает в себя логистику и, таким образом, выполняет сквозную оптимизацию — то есть не только внутри предприятия, но и при работе с контрагентами.

Целью эффективного управления логистикой является достижение максимальной конкурентоспособности и прибыльности компании, а также всей сетевой структуры цепочек поставок, включая конечного потребителя. В связи с этим интеграция и внедрение инноваций в процессы цепочек поставок и логистики должны быть направлены на повышение общей производительности всех их участников.

Давайте подробнее рассмотрим различия между логистикой и управлением цепочками поставок.

1. Одно является подмножеством другого.

Вероятно, наиболее существенное различие, которое поможет вам понять концепцию логистики и управления цепочками поставок, заключается в том, что логистика является частью управления цепочками поставок. Управление цепочками поставок включает в себя различные задачи, такие как планирование производства и запасов, управление материалами, производство и доставка. В то же время логистика – это только своевременная и оптимизированная доставка и транспортировка товаров, включая такие задачи, как управление запасами, складирование и упаковка.

2. Разные цели.

Логистика – это часть управления цепочками поставок, связанная с удовлетворением потребностей клиентов и предоставлением продуктов и услуг наиболее эффективным и доступным способом. Цепочка поставок фокусируется на более широкой картине и стремится улучшить бизнес-процессы, чтобы создать конкурентные преимущества для компании.

3. Сложность.

Наконец, рассмотрение логистики как части управления цепочками поставок позволяет нам признать разницу в сложности обоих терминов. Логистика существует на протяжении веков и охватывает деятельность, связанную с управлением перевозками в цепочке поставок. Управление цепочками поставок появилось в современном мире, когда сложность бизнес-процессов и взаимодействий стала слишком высокой.

В настоящее время компании имеют дело с поставщиками, посредниками, дистрибьюторами и клиентами, поэтому цепочка поставок стала неотъемлемой частью современного бизнеса.

Функции логистики в рамках управления цепочками поставок.

Если систематизировать все направления логистики, которые необходимо развивать для рационального управления производственными ресурсами, то можно выделить следующие функции:

  1. Проектирование и управление складом.
  2. Формирование пакетов.
  3. Транспортировка продукции.
  4. Работа с таможней.
  5. Работа с посредниками.
  6. Работа со списанными и возвращенными товарами. [1]

Проблемы, которые логистика помогает преодолеть в управлении цепочками поставок.

Учитывая приведенный выше перечень задач, которые логистика выполняет в управлении цепочками поставок, мы можем выделить несколько преимуществ, которые обеспечивает ее правильная реализация:

1. Минимизация затрат предприятия.

Основная функция логистики в управлении цепочками поставок заключается в первую очередь в повышении общей стоимости каждой поставки, которая определяется удовлетворенностью клиентов. Это означает, что сокращение и оптимизация трудовых ресурсов должны быть связаны с поддержанием определенного уровня качественного обслуживания клиентов. Эта проблема решается как за счет сокращения общих трудовых ресурсов (в первую очередь за счет устранения ненужных звеньев цепочки), так и за счет внедрения решений автоматизации;

2. Консолидация объемов перевозок.

Транспортные расходы являются одной из крупнейших категорий расходов в управлении логистикой. Как правило, они увеличиваются в зависимости от расстояния, размера партии и подверженности продукта повреждениям. С другой стороны, транспортные расходы на единицу веса снижаются по мере увеличения размера партии в долгосрочной перспективе. Таким образом, максимальная консолидация объемов перевозок может способствовать снижению транспортных расходов. Увеличение может быть достигнуто путем объединения небольших участков в один большой, предназначенный для длительного пробега (т. е. на более длинное расстояние).;

3. Повышение качества обслуживания.

Что касается качества обслуживания, в первую очередь она зависит от скорости доставки товара до конечного потребителя, а также его транспортировку в надлежащих условиях.

4. Сокращение фактических потерь и снижение возможных рисков.

Для достижения конкурентного преимущества компания должна либо осуществлять эти виды деятельности с меньшими затратами, либо осуществлять их таким образом, чтобы это привело к дифференциации и увеличению цен. Первое, что необходимо сделать для эффективного решения этой проблемы, – это снизить потери, связанные с возвратом товара.

5. Минимизация потребности в посреднических услугах.

Посреднические услуги (транспортировка, хранение, маркетинг, переработка и т.д.) занимают львиную долю затрат на внедрение цепочек поставок. Опытные логисты планируют маршруты, чтобы свести к минимуму необходимость привлечения сторонних служб для эффективного управления логистикой;

Сопровождение товара необходимой документацией. Страхование и сопровождение документации – две фундаментальные задачи логистики, решение которых помогает устранить любые проблемы, связанные с правовыми ограничениями при хранении, транспортировке и сбыте товаров;

6. Своевременное реагирование на меняющиеся требования рынка.

Продвинутые логистические сценарии также помогают быстро адаптироваться к меняющимся требованиям рынка и, тем самым, сохранять лидирующие позиции на фоне конкурентов и оставаться востребованными целевой аудиторией.

Давайте подытожим роль логистики в управлении цепочками поставок. Как вы можете видеть, управление цепочками поставок и логистика — это две неразрывные концепции, которые помогают снизить общие затраты компании на производство товаров и услуг и улучшить общее впечатление об уровне обслуживания для вашей целевой аудитории. Выбор правильного программного обеспечения также играет важную роль в оптимизации логистических задач. Ведь автоматизация сегодня стоит во главе прогресса промышленных предприятий [2].

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии