ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА №1
ПРИЕМЫ
ОБРАЩЕНИЯ С НАГРЕВАТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ.
Цель
работы:
1.
познакомиться с устройством нагревательных
приборов, отработать приемы и правила обращения с ними;
2.
изучить строение пламени спиртовки,
определить практически влияние воздуха на горние свечи.
Техника
безопасности:
Запрещается
передавать зажженную спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой, т.к. при
наклонении может пролиться спирт вызвать пожар.
Гасить
спиртовку, только накрыв пламя колпачком или крышкой.
Инструкция
к работе
1. Рассмотрите
спиртовку. Найдите ее составные части: резервуар, колпачок, трубка с диском,
фитиль.
2. Проверьте:
— правильность
заполнения спиртовки (не менее чем на 2∕3 ее объема) спиртом;
— состояние фитиля
в трубке: он должен быть ровно подрезан, его длина 1,5
см над диском;
— положение фитиля
в трубке: он должен неплотно прилегать, но и не выпадать из трубки;
— положение диска
с трубкой: он должен плотно прикрывать отверстие резервуара спиртовки.
3. Отработайте
приемы зажигания спиртовки спичкой или горящей лучинкой и ее тушения (колпачком
или крышкой).
4. Рассмотрите
пламя. Оно неоднородно: выделите три зоны.
5. Исследуйте
каждую зону пламени, вносите в нее на короткое время лучину (или спичку). Определите
цвет пламени (менее яркое, яркое, темное) и по характеру обугливания
лучины отметьте характеристику зон по температуре (самая горячая,
менее горячая, холодная).
6. Исследуйте
внутреннюю часть пламени. Для этого возьмите тигельными щипцами стеклянную
трубку (держите ее под углом) и внесите одним концом во внутреннюю часть
пламени, а к другому концу поднесите горящую лучину. Что при этом
наблюдается?
7. Исследуйте
среднюю часть пламени. Для этого холодный предмет (например, фарфоровую чашку)
внесите на 2 – 3 сек в самую яркую часть пламени. Что вы обнаружили?
8. Определите
продукты горения, которые образуются во внешней части пламени. Для этого сухую
пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем
до запотевания. Объясните наблюдаемое явление. В ту же пробирку
быстро прилейте 2 – 3 мл известковой воды и взболтайте ее. Что вы
обнаружили?
9. Пользуясь
спиртовкой, нагрейте в пробирке небольшой объем воды:
— налейте в
пробирку 1 мл воды (примерно 20 капель);
— поместите
пробирку в пробирочный зажим (зажимная часть его должна находиться у ранта
(отверстия) пробирки);
— внесите пробирку
в самую горячую часть пламени и нагрейте ее по всей длине двумя – тремя
движениями в пламени спиртовки;
— не вынимая из
пламени, нагрейте то место, где находится вода;
— направляйте
отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседа по парте, избегая
выбрасывания жидкости;
— чтобы вода не
выплеснулась из пробирки, проводите все время круговые движения, но не
прикасайтесь ее дном к фитилю, т.к. пробирка может лопнуть от соприкосновения с
относительно холодным и мокрым фитилем;
— не наклоняйтесь
над нагревательным сосудом (пробиркой);
— когда закипит
вода, прекратите нагревание.
Спиртовку закройте
колпачком. Нагретую пробирку поставьте в штатив для пробирок.
10. Приведите
рабочее место в порядок.
11. Оформите отчет
о проделанной работе. При оформлении отчета используйте материал учебника: стр.
176 – 177, рис. 114.
Отчет:
Оборудование:
_____________________________________________________________________
Реактивы:
_________________________________________________________________________
Действия |
Что |
Выводы |
1. Изучение 2. Отрабатывание |
Составные части |
При Диск с Спиртовка Пламя |
3. Изучение |
Пламя состоит из |
Наиболее высокая |
4. а). во б). в — — — — в) Для |
Наблюдали: — — — — — — — — Фарфоровая чашка — — — — — — — — Стенки пробирки Известковая |
Внутренний конус В среднем конусе — — — — — — — — Внешний конус |
5. (Рисунок) |
Вода в пробирке |
Пробирка в лапке |
Приведите рабочее место в порядок.
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ |
ТЕМА |
ДАТА |
1 |
Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. |
|
2 |
Разделение смесей. |
|
3 |
Рассмотрение коллекций металлов. |
|
4 |
Знакомство с образцами оксидов. |
|
5 |
Действие индикаторов на растворы щелочей. |
|
6 |
Действие индикаторов на растворы кислот. |
|
7 |
Разложение СиСО3, Си(ОН)2. |
|
8 |
Получение сульфида железа (II). |
|
9 |
Взаимодействие железа с раствором сульфата меди. |
|
10 |
Реакции обмена между растворами. |
|
11 |
Получение из пероксида водорода кислорода. |
|
12 |
Растворимость сахара в воде при разной температуре. |
|
13 |
Реакции обмена между электролитами, идущие до конца. |
|
14 |
Взаимодействие NaOH c H2SO4, c CO2, c CuSO4. Разложение Cu(OH)2. Взаимодействие Cu(OH)2 с H2SO4. |
|
15 |
Изучение свойств основных оксидов. |
|
16 |
Изучение свойств солей: а) взаимодействие CuSO4 с Fe; б) взаимодействие CuSO4 с NaOH; в) взаимодействие Na2SO4 с BaCl2; г) взаимодействие Na2CO3 с HCl. |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ |
ТЕМА |
ДАТА |
1 |
ПТБ. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. |
|
2 |
Способы разделения смесей. Очистка загрязненной поваренной соли. |
|
3 |
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе |
|
4 |
Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца |
|
5 |
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». |
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
- Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете.
- Запишите на обложке тетради номер своего рабочего места в кабинете химии.
- Пребывание учащихся в помещении кабинета разрешается только а присутствии учителя химии; пребывание учащихся в лаборантской запрещается.
- Портфели, сумки и другие вещи следует убирать в ящики стола. Во время работы на столе должны находиться только: необходимое оборудование, тетрадь и письменные принадлежности.
- В ходе выполнения работы по одному варианту координируйте свои действия с действиями соседа по парте, разговаривая при этом шепотом.
- Перед началом ЛО, ПР учащиеся должны изучить правила пользования устройством для смыва капель жидкости с кожи и промывалки глаз (УПГ).
- Прежде чем приступить к выполнению ПР, следует подготовиться к ней, уяснить цели и задачи, прочитав инструкцию по ее выполнению и внимательно выслушав объяснение учителя.
- Уборку рабочих мест по окончании работы следует проводить в соответствии с инструкцией к работе и указаниями учителя.
- После окончания работы сдать рабочее место дежурному по классу. По окончании ПР учащиеся должны тщательно вымыть руки с мылом.
- При получении травмы, а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю.
- При необходимости ученик должен уметь пользоваться содержимым аптечки и согласно инструкции уметь оказать первую помощь при порезах и ожогах.
- При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
В КАБИНЕТЕ ХИМИИ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус;
- Брать вещества руками;
- Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы;
- Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину;
- Выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты;
- Набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости;
- Набирать одной и той же ложечкой или пипеткой различные вещества;
- Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок;
- Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами;
- Работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня;
- Переходить на другие рабочие места без разрешения учителя;
- Перебрасывать друг другу какие-либо предметы;
- Бесцельно смешивать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению, проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой;
- Уносить с собой что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов;
- Зажигать спиртовку без надобности;
- Оставлять пробирки и другую химическую посуду грязной.
КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ МЕР ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
ПРИ РАЗЛИЧНОГО РОДА ОТРАВЛЕНИЯХ ИЛИ ПОРАЖЕНИЯХ ОРГАНИЗМА
Поражения |
Первая помощь |
При порезах стеклом |
Обработать рану 3%-ным водным раствором пероксида водорода для остановки кровотечения. Затем продезинфицировать водным раствором KMnO4 или спиртом, смазать йодом и наложить повязку. После оказания первой помощи направить к врачу. |
При ожогах: 1. термическом (огнем, горячим паром, горячим предметом) А) первой степени (краснота) Б) второй степени (пузыри) В) третьей степени (разрушение тканей) — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 2. кислотном (серной, азотной, фосфорной), хлором или бромом — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 3. щелочном |
Для снятия болевых ощущений смазать место ожога глицерином. Наложить повязку с ватой, смоченной этиловым спиртом. Обработать аналогично ожогу первой степени, а затем 3 – 5%-ным водным раствором KMnO4 или 5%-ным водным раствором танина. Наложить стерильную повязку. Пострадавшего направить к врачу. Покрыть рану стерильной повязкой и направить пострадавшего к врачу. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Промыть пораженный участок кожи большим количеством воды (УПГ), затем 5%-ным водным раствором NaHCO3 (соды). Наложить повязку с ватой, смоченной риванолом или фурацилином. Для обработки глаз после промывания струей воды (УПГ) использовать 3%-ный водный раствор NaHCO3 (соды). — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Участок кожи обильно промыть водой (УПГ). Глаза промыть струей воды (УПГ). Затем глаза и кожу обработать 2%-ным водным раствором борной кислоты Н3ВО3. |
При отравлениях: А) кислотами — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Б) щелочами — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — В) газами |
Вызвать рвоту (например, выпив 1%-ный водный раствор CuSO4), сделать промывание желудка. Принять внутрь 4 – 6 таблеток или одну столовую ложку активированного угля или 250 гр крахмального клейстера. Пить кашицу из оксида магния. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Первая помощь как при отравлении кислотами. Затем пить 1%-ный водный раствор лимонной или уксусной кислоты. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Обеспечить доступ чистого воздуха и покой. В тяжелых случаях — кислород. |
При поражениях электрическим током |
Обеспечить доступ свежего воздуха. Дать понюхать вату, смоченную 10%-ным водным раствором аммиака. При наличии электрического удара (отсутствие дыхания, не бьется сердце) – искусственное дыхание, резиновая грелка. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
ПРИЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С НАГРЕВАТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ.
Цель работы:
- познакомиться с устройством нагревательных приборов, отработать приемы и правила обращения с ними;
- изучить строение пламени спиртовки, определить практически влияние воздуха на горние свечи.
Техника безопасности:
Запрещается передавать зажженную спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой, т.к. при наклонении может пролиться спирт вызвать пожар.
Гасить спиртовку, только накрыв пламя колпачком или крышкой.
Инструкция к работе
1. Рассмотрите спиртовку. Найдите ее составные части: резервуар, колпачок, трубка с диском, фитиль.
2. Проверьте:
— правильность заполнения спиртовки (не менее чем на 2∕3 ее объема) спиртом;
— состояние фитиля в трубке: он должен быть ровно подрезан, его длина 1,5 см над диском;
— положение фитиля в трубке: он должен неплотно прилегать, но и не выпадать из трубки;
— положение диска с трубкой: он должен плотно прикрывать отверстие резервуара спиртовки.
3. Отработайте приемы зажигания спиртовки спичкой или горящей лучинкой и ее тушения (колпачком или крышкой).
4. Рассмотрите пламя. Оно неоднородно: выделите три зоны.
5. Исследуйте каждую зону пламени, вносите в нее на короткое время лучину (или спичку). Определите цвет пламени (менее яркое, яркое, темное) и по характеру обугливания лучины отметьте характеристику зон по температуре (самая горячая, менее горячая, холодная).
6. Исследуйте внутреннюю часть пламени. Для этого возьмите тигельными щипцами стеклянную трубку (держите ее под углом) и внесите одним концом во внутреннюю часть пламени, а к другому концу поднесите горящую лучину. Что при этом наблюдается?
7. Исследуйте среднюю часть пламени. Для этого холодный предмет (например, фарфоровую чашку) внесите на 2 – 3 сек в самую яркую часть пламени. Что вы обнаружили?
8. Определите продукты горения, которые образуются во внешней части пламени. Для этого сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление. В ту же пробирку быстро прилейте 2 – 3 мл известковой воды и взболтайте ее. Что вы обнаружили?
9. Пользуясь спиртовкой, нагрейте в пробирке небольшой объем воды:
— налейте в пробирку 1 мл воды (примерно 20 капель);
— поместите пробирку в пробирочный зажим (зажимная часть его должна находиться у ранта (отверстия) пробирки);
— внесите пробирку в самую горячую часть пламени и нагрейте ее по всей длине двумя – тремя движениями в пламени спиртовки;
— не вынимая из пламени, нагрейте то место, где находится вода;
— направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседа по парте, избегая выбрасывания жидкости;
— чтобы вода не выплеснулась из пробирки, проводите все время круговые движения, но не прикасайтесь ее дном к фитилю, т.к. пробирка может лопнуть от соприкосновения с относительно холодным и мокрым фитилем;
— не наклоняйтесь над нагревательным сосудом (пробиркой);
— когда закипит вода, прекратите нагревание.
Спиртовку закройте колпачком. Нагретую пробирку поставьте в штатив для пробирок.
10. Приведите рабочее место в порядок.
11. Оформите отчет о проделанной работе. При оформлении отчета используйте материал учебника: стр. 176 – 177, рис. 114.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ. ПРИЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ И НАГРЕВАТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ.
Цель работы:
- Изучить требования безопасности при работе в кабинете химии.
- Познакомиться с устройством нагревательных приборов, отработать приемы и правила обращения с ними;
- изучить строение пламени спиртовки, определить практически влияние воздуха на горние свечи.
Оборудование: _______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Реактивы: ___________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Техника безопасности:
Запрещается передавать зажженную спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой, т.к. при наклонении может пролиться спирт вызвать пожар.
Гасить спиртовку, только накрыв пламя колпачком или крышкой.
_Ознакомлен(на)____________________
Выполнение работы:
Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями) |
Что наблюдал? Уравнения реакций |
Выводы |
1. Изучение устройства спиртовки (рисунок) 2. Отрабатывание приемов обращения со спиртовкой. |
Составные части спиртовки: |
При хранении спиртовка должна быть _____________ , чтобы ____. Диск с трубкой должен плотно прикрывать отверстие резервуара спиртовки, иначе во время работы может _____________________ . Спиртовка зажигается только ___. Пламя спиртовки гасится _______. |
3. Изучение строение пламени (рисунок). |
Пламя состоит из ______ зон, каждая из которых имеет ______________, цвет: _____. |
Наиболее высокая температура пламени в ______ зоне, поэтому при нагревании предметы необходимо помещать в ______. |
4. Исследование составных частей пламени: а). во внутреннюю часть пламени тигельными щип-цами вносили стеклянную трубочку одним концом, а к другому концу подносили горящую лучинку; — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — б). в среднюю часть пламени на короткое время вносили фарфоровую чашку; — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — в) Для определения состава внешней части пламени вносили в нее перевернутую вверх дном пробирку. Затем в пробирку прилили известковую воду. |
Наблюдали: ___________________________ — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Фарфоровая чашка ___________________ — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Стенки пробирки ____________________ . Известковая вода ____________________ . |
Внутренний конус образован ____________________________ — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — В среднем конусе содержится _______________________, который образуется при ________. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Внешний конус пламени содержит конечные продукты сгорания: ___________________ . |
5. Нагревание на открытом пламени пробирки с водой (пробирка укреплена наклонно). (Рисунок) |
Вода в пробирке ______________________ . |
Пробирка в лапке пробиркодер-жателя закрепляется так, чтобы ее можно было повернуть, не прилагая усилий, т.к. при нагревании тела _____________ . |
Вывод:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ. ОЧИСТКА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ.
Цель работы:
1. ознакомиться со способами разделения смесей;
2. освоить простейшие способы очистки веществ;
3. отработать навыки работы с химическим оборудованием.
Инструкция к работе
Задание 1.
Рассмотрите выданную смесь поваренной соли и песка. Какие физические свойства характерны для поваренной соли и песка? Заполните таблицу:
Поваренная соль |
Песок |
|
1. Агрегатное состояние |
||
2. Цвет |
||
3. Запах |
||
4. Растворимость в воде |
Задание 2. Растворение загрязненной поваренной соли в воде
- В химический стакан налейте 7 – 8 мл воды.
- Добавьте при помешивании загрязненную поваренную соль. Раствор помешивайте осторожно с помощью стеклянной палочки.
- Рассмотрите полученный раствор. Опишите, что вы наблюдаете (цвет, частицы в стакане и т. д.)
Задание 3. Очистка неоднородного раствора соли фильтрованием.
- Пользуясь указаниями учителя, приготовьте фильтр.
- Фильтр поместите в воронку.
- Налейте на фильтровальную бумагу, вставленную в воронку, немного воды , смочите весь фильтр.
- Воронку с фильтром вставьте в кольцо штатива.
- Подставьте к концу воронки чистый стакан.
- По стеклянной палочке наливайте загрязненный раствор поваренной соли.
- Опишите, что осталось на фильтре.
- Каков внешний вид фильтрата?
- В состав фильтрата входят: ….?
- Какие свойства поваренной соли и песка лежат в основе проведенного способа разделения смеси?
Задание 4.
Сделайте рисунок прибора для фильтрования, обозначьте его основные детали:
- штатив;
- воронка;
- фильтр;
- стеклянная палочка;
- химический стакан;
- раствор загрязненной поваренной соли;
- фильтрат;
- кольцо.
Задание 5. Выпаривание очищенного раствора соли.
- В фарфоровую чашку налить 1 мл фильтрата.
- Установите фарфоровую чашку с фильтратом на кольцо штатива.
- Зажгите спиртовку и проведите выпаривание фильтрата.
- Опишите внешний вид полученной чистой соли.
- Ответьте на вопрос: Какие свойства соли и воды лежат в основе проведенного способа разделения смеси?
Приведите рабочее место в порядок.
Оформите отчет о проделанной работе. При оформлении отчета используйте материал учебника: §25, рис. 82, 83.
Отчет:
Оборудование:______________________________________________________________________
Реактивы: _________________________________________________________________________
Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями) |
Что наблюдал? Уравнения реакций |
Выводы |
Растворение загряз-ненной поваренной соли в воде (рисунок) |
Опишите, что вы наблюдаете: цвет раствора, частицы в стакане ___________________________________ |
В воде находятся______________ ______________________________ |
Очистка неоднородного раствора соли фильт-рованием. (рисунок) |
|
|
Выпаривание очищен-ного раствора соли. (рисунок) |
Какие свойства соли и воды лежат в основе проведенного способа разделения смеси? |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА САХАРА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ САХАРА В РАСТВОРЕ
Цель работы:
- закрепить важнейшие химические понятия: относительная молекулярная и молярная массы, количество вещества, моль, постоянная Авогадро, массовая доля растворенного вещества;
- научиться выполнять такие лабораторные операции, как взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ, приготовление растворов;
- практически закрепить химические расчеты с использованием указанных выше физико-химических характеристик.
Инструкция к работе
1. Отмерьте мерным цилиндром 50 мл воды и влейте ее в коническую колбу емкостью 100 мл.
2. Рассчитайте массу сахара и приготовьте раствор сахара. Для этого:
- соберите весы;
- поместите на левую чашку весов кружок фильтровальной бумаги и уравновесьте весы, размещая разновесы на правой чашке.
- на кружок фильтровальной бумаги поместите чайную ложку сахарного песка и взвесьте;
- взвешенный сахар перенесите в колбу с водой и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения.
3. Рассчитайте массовую долю сахара в полученном вами растворе:
ω = mсахара : mраствора; mраствора = mсахара + mводы;
mводы = V воды · ρ воды; ρ воды = 1гр∕мл
4. Рассчитайте число молекул сахара в полученном вами растворе:
Nмолекул сахара = NA · nсахара; nсахара = mсахара : Мсахара
Сахар на 99,9% состоит из сахарозы, имеющей формулу С12Н22О11.
Сделайте расчеты молекулярной относительной и молярной массы сахара.
5.* Рассчитайте число молекул в одном глотке раствора сахара:
Nмолекул сахара в одном глотке = Nмолекул сахара в растворе : 15, где 15 – число глотков.
6. Приведите свое рабочее место в порядок.
7. Составьте отчет о проделанной работе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА САХАРА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ САХАРА В РАСТВОРЕ
Цель работы:
1. закрепить важнейшие химические понятия: относительная молекулярная и молярная массы, количество вещества, моль, постоянная Авогадро, массовая доля растворенного вещества;
2. научиться выполнять такие лабораторные операции, как взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ, приготовление растворов;
3. практически закрепить химические расчеты с использованием указанных выше физико-химических характеристик.
Оборудование: _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Реактивы: _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Техника безопасности: _ Ознакомлен(на)____________________
Выполнение работы:
Оборудование: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями) |
Расчетная часть |
Выводы |
1. Отмерьте мерным цилиндром 50 мл воды и влейте ее в коническую колбу емкостью 100 мл (рисунок) |
V воды = 50 мл |
Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливается по __________________________ . |
2. Взвесить __________на лабораторных весах. (рисунок), указать, на какую чашу весов ставят разновесы, а на какую – вещество. |
mсахара = ______гр |
Для приготовления раствора нужно: ____________________. |
3. Взвешенный сахар массой ____гр растворить в 50 мл воды. |
mраствора = mсахара + mводы; mраствора = _______гр |
Полученный раствор представляет собой ___________________________ (Указать: однородную или неоднородную смесь) |
4. Выполнить расчеты: Дано: V воды = 50 мл mсахара = ____гр mраствора = ____гр Найти: ωсахара % |
ωсахара % = __________ Nмолекул сахара = __________ |
Вывод:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
УСЛОВИЯ ТЕЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ МЕЖДУ РАСТВОРАМИ ЭЛЕКТРОЛИТОВ ДО КОНЦА
Цель работы:
- совершенствовать навыки проведения химических экспериментов;
- практическим путем подтвердить условия проведения реакций ионного обмена.
Инструкция к работе
Задание 1 Реакции ионного обмена, сопровождающиеся образованием осадка.
Возьмите две пробирки. Налейте в каждую пробирку по 2 – 3 мл раствора: в №1 – хлорида натрия, в №2 – фосфата натрия. Затем в каждую пробирку добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. Отметьте цвет полученных осадков.
В пробирке №1 осадок _____________________ цвета.
В пробирке №2 осадок _____________________ цвета.
Задание 2 Реакции ионного обмена, сопровождающиеся выделением газообразного вещества.
Возьмите две пробирки. В №1 налейте 2 – 3 мл раствора карбоната натрия, в №2 – столько же сульфата калия. В каждую из пробирок добавьте несколько капель раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Задание 3 Реакции ионного обмена, сопровождающиеся образованием малодиссоциирующего вещества.
- В пробирку №1 налейте 2 – 3 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 1 – 2 капли раствора ф – ф. как изменилась окраска раствора индикатора?
Раствор индикатора был _________ цвета, а стал __________ цвета.
- Прилейте раствор соляной кислоты до полного обесцвечивания. Почему окраска индикатора исчезла?
—————————————————————————————————————————
- В пробирку №2 налейте 4 – 5 мл раствора сульфата меди (II). Каков цвет раствора?
Раствор сульфата меди (II) имеет ___________ окраску.
- Добавьте к нему 2 – 3 мл раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете?
——————————————————————————————————————————-
- Прилейте избыток раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?
——————————————————————————————————————————
Задание 4. Результаты экспериментальной части работы запишите в таблицу отчета. При составлении отчета воспользуйтесь §§ 37, 38, 39,41.
ОТЧЕТ:
Оборудование: _____________________________________________________________________
Реактивы: ________________________________________________________________________
Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями) |
Что делали? |
Что наблюдали? |
Выводы Ответы на контрольные вопросы |
Задание 1. Реакции ионного обмена, сопровождающиеся обра-зованием осадка. Пробирки: №1 – хлорида натрия, №2 – фосфата натрия |
№1 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
В пробирке №1 осадок _ _ _ _ _ цвета |
Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|||
№2 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
В пробирке №2 осадок _ _ _ _ _ цвета. |
|
Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|||
Задание 2. Реакции ионного обмена, сопровождающиеся выде-лением газообразного вещества. Пробирки: №1 — раствор карбоната натрия, №2 – сульфата калия |
№1 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|||
№2 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|
Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|||
Задание 3. Реакции ионного обмена, сопровождающиеся обра-зованием малодиссоци-ирующего вещества. Пробирки: №1 — раствор гидроксида натрия №2 — раствора сульфата меди (II). |
№1 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Раствор индикатора был _ _ _ цвета, а стал _ _ _ цвета |
Почему окраска индии-катора исчезла после добавления раствора соляной кислоты? |
Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|||
№2 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 1). Добавьте раствор гид-роксида натрия. 2). Прилейте избыток раствора соляной кислоты. |
Раствор сульфата меди (II) имеет _ _ _ _ _ _ _ _ окраску. Что наблюдаете после добавления раствора гидроксида натрия? Что наблюдаете? |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|
1). Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|||
2). Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Приведите свое рабочее место в порядок.
Задание 5*. Обсудите возможность практического осуществления химических реакций между растворами следующих веществ:
- гидроксида калия и хлорида бария;
- сульфида натрия и соляной кислоты;
- силиката калия и азотной кислоты;
- гидроксида бария и серной кислоты.
Составьте уравнения (в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде) для возможных реакций.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ:
«ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»
Цель работы:
- повторить свойства оксидов, оснований, кислот, солей и применить эти знания при экспериментальном решении задач;
- научиться распознавать вещества, помещенные в склянки без этикеток;
- научиться оформлять экспериментальное решении задач этого типа в отчете о практической работе.
Инструкция к работе:
1. Особенностью экспериментального решения задач является то, что для опыта берут определенную порцию вещества — «пробу». При распознавании веществ, при проведении нескольких разных опытов с одним веществом или при решении задачи разными способами берут несколько проб. Чтобы не перепутать пробирки с растворами, ставьте их друг за другом в штатив для пробирок.
2. Каждую экспериментальную задачу можно решить несколькими способами – выберите из них самый рациональный, т.е. тот, в котором нужный результат достигается при выполнении меньшего числа операций.
3. Составьте план решения задач.
4. Проверьте наличие на рабочем месте необходимого оборудования, реактивов.
5. Решите задачи одного из предложенных учителем вариантов.
6. Вымойте посуду и приведите рабочее место в порядок.
7. Оформите отчет о проделанной работе.
Вариант 1.
Реактивы: вода, смесь железа и сахара, растворы хлорида бария, хлорида железа (III), гидроксида натрия, в склянке без этикетки раствор сульфата натрия, в пробирках №№1, 2, 3 растворы сульфата натрия, карбоната натрия, фосфата натрия.
Вариант 2.
Реактивы: вода, смесь железа и соли, растворы соляной кислоты, серной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, сульфата меди (II), гидроксида натрия, в склянке без этикетки раствор сульфата натрия, в пробирках №№1, 2, 3 растворы хлорида калия, сульфата калия, фосфата калия.
Задание 1.
Исходя из свойств веществ, разделите вам смесь. Ответ изобразите в виде рисунка с обозначениями.
Задание 2.
В склянке без этикетки находится бесцветный раствор. Предполагается, что это:
Вариант 1: раствор хлорида калия
Вариант 2: раствор сульфата натрия.
Проведите опыт, подтверждающий данное предположение. Результат занесите в таблицу отчета. Уравнения запишите в молекулярной и ионной формах.
Задание 3.
В пробирках №№1, 2, 3 находятся растворы следующих веществ:
Вариант 1: растворы сульфата натрия, карбоната натрия, фосфата натрия.
Вариант 2: растворы хлорида калия, сульфата калия, фосфата калия.
Опытным путем докажите, в какой склянке находится каждое из веществ. Результаты внесите в отчет.
Задание 4*. Экспериментальным путем осуществите превращения:
Вариант 1: хлорид железа (III) → гидроксид железа (III) → вода.
Вариант 2: серная кислота → сульфат меди → гидроксид меди.
Составьте план проведения эксперимента и запишите уравнения химических реакций в молекулярном, ионном видах.
Приведите рабочее место в порядок.
ОТЧЕТ:
Оборудование: _____________________________________________________________________
Реактивы: ________________________________________________________________________
Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями) |
Что делали? |
Что наблюдали? |
Выводы Ответы на контрольные вопросы |
Задание 1. Разделение смеси. (рисунок) |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ |
Задание 2. Распознавание вещества. (Качественная реакция на анион.) |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|||
Задание 3. Распознавание веществ в пробирках №№ 1, 2, 3 (Качественная реакция на анион.) |
№1: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|||
№2: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|
Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|||
№3: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|
Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|||
Задание 4*. Экспериментальным пу-тем осуществите превра-щения |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|||
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
|
Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
В КАБИНЕТЕ ХИМИИ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус;
- Брать вещества руками;
- Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы;
- Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину;
- Выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты;
- Набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости;
- Набирать одной и той же ложечкой или пипеткой различные вещества;
- Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок;
- Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами;
- Работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня;
- Переходить на другие рабочие места без разрешения учителя;
- Перебрасывать друг другу какие-либо предметы;
- Бесцельно смешивать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению, проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой;
- Уносить с собой что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов;
- Зажигать спиртовку без надобности;
- Оставлять пробирки и другую химическую посуду грязной.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
В КАБИНЕТЕ ХИМИИ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус;
- Брать вещества руками;
- Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы;
- Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину;
- Выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты;
- Набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости;
- Набирать одной и той же ложечкой или пипеткой различные вещества;
- Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок;
- Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами;
- Работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня;
- Переходить на другие рабочие места без разрешения учителя;
- Перебрасывать друг другу какие-либо предметы;
- Бесцельно смешивать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению, проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой;
- Уносить с собой что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов;
- Зажигать спиртовку без надобности;
- Оставлять пробирки и другую химическую посуду грязной.
1. Что должен предпринять преподаватель, если учащийся
неоднократно нарушал инструкцию по охране труда?
а) Не допускать до занятий;
б) вызвать с родителями на
педсовет;
в) провести внеплановый
инструктаж по технике безопасности с последующим зачетом;
2. Может ли учащийся находиться в кабинете химии до звонка на
урок?
а) Вход в кабинет разрешен
только после звонка;
б) может, если там находится
преподаватель или лаборант;
в) может, если у него есть
на это разрешение;
3. Куда помещать портфель в кабинете химии?
а) Под ноги, внутрь
лабораторного стола;
б) возле своего
лабораторного стола;
в) на специальное место;
4. Почему нельзя принимать пищу и пить напитки в кабинете
химии?
а) Возможно отравление
химическими препаратами, попавшими на пищу;
б) неэтично;
в) мешаешь окружающим;
г) другие причины, отличные
от предложенных.
5. Следует ли мыть руки после того, как закончились занятия в
кабинете химии?
а) Не следует;
б) обязательно вымыть;
в) только по указанию
преподавателя;
г) иные действия, отличные
от предложенных.
6. Как определить газ по запаху?
а) Наклониться над сосудом и
вдохнуть;
б) направить пары газа к себе
движением ладони;
в) воспользоваться
газоотводной трубкой;
г) попросить понюхать соседа
по парте.
7. Почему нагреваемую пробирку нужно держать
отверстием от себя и своих соседей?
а) Чтобы не вдыхать
выделяемые пары;
б) может произойти выброс
горячей жидкости;
в) все, указанное в других
пунктах;
г) так лучше видно, что в ней
происходит.
8. Почему пробирку с раствором нельзя
нагревать в одном месте?
а) Плохо нагревается раствор;
б) может выбросить жидкость
при кипении, произойдет ожог;
в) долго не закипит раствор;
г) другие причины, отличные
от предложенных.
9. Почему избыток раствора (вещества) нельзя
сливать (ссыпать) обратно в склянку?
а) Трудно открывать пробки;
б) загрязняется реактив;
в) можно перепутать склянки;
г) запачкаются руки.
10. Какое первое действие надо произвести при
попадании на кожу едких жидкостей?
а) Промыть кожу водой;
б) стряхнуть капли;
в) обработать нейтрализующим
раствором;
г) другие действия, отличные
от предложенных.
Практическая работа №1.
Приемы обращения с лабораторным оборудованием
Цель: изучить правила ТБ при работе в химическом кабинете;
познакомиться с устройством лабораторного штатива и спиртовки, и отработать
приемы обращения с ними.
Оборудование: штатив, фарфоровая чашка, воронка, спиртовка,
пробирка, стакан, газоотводная трубка, колба с водой, фильтровальная бумага,
стеклянные палочка и трубочка, спички.
Ход
работы:
1.
Правила ТБ.
Ответьте
на вопросы теста.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
2.
Устройство лабораторного штатива
правила работы с ним.
Чугунная
подставка –
Стержень
–
Кольцо
—
Муфта
—
Лапка
–
Лабораторный
штатив предназначен для ______________________________________.
При
закреплении пробирки в лапке штатива нельзя сильно закручивать винт лапки, так
как _______________________. Лапка должна обхватывать пробирку около ______________.
3.
Нагревательные приборы и правила
работы с ними.
Колпачок
–
Металлическая
трубка с диском –
Фитиль
–
Резервуар
—
Диск с
трубкой должен плотно прикрывать отверстие резервуара спиртовки, иначе во время
работы может________________________. Пламя спиртовки гасится__________.
Строение
пламени.
1-
2-
3-
4. Химическая
посуда.
Название |
рисунок |
назначение |
Пробирка |
|
|
Химический |
|
|
Воронка |
|
|
Колба |
|
|
фарфоровая |
|
Вывод:
|
Submitted by Светлана Евгеньевна Троянова on чт, 30/09/2010 — 21:29 |
Данные об авторе
Место работы, должность:
МОУ «СОШ №36», учитель химии
Регион:
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса:
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса:
Подготовленная и апробированная практическая работа
Практическая работа №1.
Приемы обращения с лабораторным оборудованием
изучить правила ТБ при работе в химическом кабинете; познакомиться с устройством лабораторного штатива и спиртовки, и отработать приемы обращения с ними.
штатив, фарфоровая чашка, воронка, спиртовка, пробирка, стакан, газоотводная трубка, колба с водой, фильтровальная бумага, стеклянные палочка и трубочка, спички.
Ход работы:
1.
Устройство лабораторного штатива правила работы с ним.
Рисунок штатива
Лабораторный штатив предназначен для ______________________________________.
При закреплении пробирки в лапке штатива нельзя сильно закручивать винт лапки, так как _______________________. Лапка должна обхватывать пробирку в ______________.
2.
Нагревательные приборы и правила работы с ними.
Рисунок спиртовки
Диск с трубкой должен плотно прикрывать отверстие резервуара спиртовки, иначе во время работы может________________________. Пламя спиртовки гасится__________.
Зарисовать: Пробирка Колба Стакан
газоотводная трубка коническая воронка фарфоровая чашка
Предназначение посуды
Слайд 1Техника безопасности при работе
в химической лаборатории
Слайд 2
Допуск студентов к занятиям в лабораторию разрешается
только после знакомства с
инструкцией по технике безопасности
и вводного инструктажа, что фиксируется личной росписью
про-
шедших инструктаж.
Лица, грубо нарушившие правила работы и техники безопасности в лаборатории, отстраняются преподавателем от выполнения лабораторных работ до сдачи зачета по технике безопасности.
Слайд 3Общие правила проведения работ в лаборатории
1. При выполнении работы не
загромождайте рабочее место лишними предметами.
2. Запрещено проводить опыты в грязной
посуде, а также пользоваться для проведения опытов веществами из склянок без этикеток или с неразборчивой надписью. Нельзя выливать избыток реактива из пробирки обратно в реактивную склянку. Сухие соли набирают чистым шпателем или ложечкой.
3. Нельзя выливать в раковину остатки растворителей, горючих веществ, растворы кислот, щелочей и других вредных веществ. Они собираются в специальную посуду («слив органики»).
4. Запрещено засорять раковины и сливы в вытяжных шкафах песком, бумагой, битой посудой и другими твердыми отходами, что приводит к выходу канализации из строя. Все твердые отходы следует выбрасывать в урну.
5. Выполнение лабораторной работы и каждого отдельного опыта требует строгого соблюдения всех указаний, содержащихся в описании работы. Опыт должен исполняться тщательно, аккуратно и без спешки. Студентам категорически запрещается без разрешения преподавателя проводить какие-либо опыты, не относящиеся к данной работе, или изменять порядок проведения опыта.
Слайд 4В лаборатории запрещается пробовать на вкус реактивы,
а также принимать
пищу, пить и курить!!!
В лаборатории запрещается пробовать на вкус
реактивы, а
также принимать пищу, пить и курить. Перед уходом из
лаборатории рекомендуется тщательно мыть руки.
Перед уходом из лаборатории рекомендуется тщательно мыть руки!!!
Слайд 5Правила техники безопасности
1. Перед началом работы необходимо надеть халат, подготовить
рабочее место, убрать все лишнее. Нельзя класть на лабораторные столы
посторонние предметы (сумки, шапки и др.),а также вешать в лаборатории верхнюю одежду. Все работы необходимо проводить только в вытяжном шкафу при работающей вентиляции. Створки, дверцы и заслонки вытяжных шкафов во время работы следует держать максимально закрытыми (до 18–20 см от его рабочей поверхности). Избегайте лишних движений и разговоров в лаборатории. Избегайте непосредственных контактов кожи, глаз и дыхательных путей с химикатами.
2 Измельчение твердых веществ, дающих едкую пыль (щелочи, известь, йод и др.), разбавление концентрированных кислот и щелочей и т. п. нужно проводить в фарфоровой посуде в вытяжном шкафу, защитив глаза очками, а руки перчатками. Разбавляя концентрированные кислоты, особенно серную, осторожно вливают кислоту в воду.
3 С легковоспламеняющимися жидкостями нельзя работать вблизи нагревательных приборов. Запрещается нагревать летучие легковоспламеняющиеся жидкости, вещества (эфиры, бензины,спирты, ацетон и т. д.) на открытом пламени. Для этого необходимо использовать водяную или масляную баню.
4 Перед использованием спиртовка должна быть заправлена этанолом (не более 2/3 объема спиртовки), диск плотно прикрывать отверстие резервуара спиртовки, фитиль в трубке должен входить не слишком плотно, но и не выпадать из трубки. Неиспользуемая спиртовка должна быть закрыта колпачком. Спиртовку зажигают только от горящей спички или лучинки. Нельзя зажигать ее от другой спиртовки или от зажигалки. Никогда не следует дуть на горящую спиртовку. Тушат ее, накрыв колпачком. Регулировка пламени производится выдвижением (увеличение пламени) или убиранием фитиля (уменьшение пламени).Нагревание на спиртовке производят следующим образом: сначала прогревают пробирку с содержимым в течение 15–20 секунд, затем приступают непосредственно к нагреванию содержимого пробирки. При нагревании нельзя прикасаться дном пробирки к фитилю. На спиртовке можно нагревать только посуду из тонкого (химического) стекла. Пробирки при нагревании закрепляют либо в штативной лапке, либо в пробиркодержателе ближе к отверстию. Отверстие пробирки необходимо направлять от себя и окружающих во избежание выброса веществ из пробирки.
Слайд 65.Знакомясь с запахом вещества, нельзя наклоняться над сосудом с жидкостью
и вдыхать полной грудью. Для этого нужно направить рукой струю
воздуха от отверстия сосуда к себе и сделать носом легкий вдох.
6 Запрещается набирать ртом при помощи пипетки или трубки любые вещества. Для этого следует пользоваться резиновой грушей.
7 Особенно внимательно нужно проводить сборку установок из стекла. При этом нельзя зажимать стеклянные изделия в лапки штативов без соответствующей мягкой прокладки. Особенно осторожно обращайтесь с тонкостенной посудой, термометрами и холодильниками.
8 Нельзя нагревать закупоренные любые аппараты и сосуды. Нельзя нагревать жидкости в толстостенной и мерной посуде (она может лопнуть), если на ней не написано, что из термостойкого стекла.
9. При приливании реактивов нельзя наклоняться над отверстием сосуда во избежание попадания брызг на лицо и одежду.
10. Нельзя также наклоняться над нагреваемой жидкостью, так как ее может выбросить. Никогда не направляйте открытый конец пробирки к себе или в сторону вашего соседа.
Слайд 7Правила противопожарной безопасности
1 Осторожно обращайтесь с нагревательными приборами. Запрещается работать
с неисправным оборудованием и приборами. Категорически запрещается использовать для подключения
электроприборы с оголенными проводами или с поврежденной изоляцией.
2 В случае воспламенения горючих веществ быстро выключите вентиляцию вытяжного шкафа, погасите спиртовку, обесточьте электронагревательные приборы, уберите сосуды с огнеопасными веществами и тушите пожар:
а) горящие жидкости прикройте асбестом, а затем, если нужно, засыпьте песком, но не заливайте водой;
б) в случае возгорания одежды на человеке необходимо накрыть его асбестовым одеялом;
в) небольшие локальные пожары тушить при помощи углекислотного огнетушителя; при большом задымлении использовать противогаз.
В случаях пожара в лаборатории студенты должны немедленно покинуть лабораторию.
Слайд 8Меры первой помощи при несчастных случаях
В лаборатории бывают случаи, требующие
неотложной медицинской помощи, – порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами,
кислотами, щелочами. Для оказания первой помощи в лаборатории имеется аптечка.
В серьезных случаях необходимо пострадавшего сопроводить к врачу.
При мелких порезах стеклом удалите осколки из раны, смойте кровь, продезинфицируйте раствором йода и перевяжите бинтом. При ожоге рук или лица реактивом смойте реактив большим количеством воды, затем в случае ожога щелочью − раствором борной кислоты, в случае ожога кислотой − раствором гидрокарбоната натрия, а затем опять водой. Одежду, соприкасавшуюся с реактивами, следует снять. При ожоге горячей жидкостью или горячим предметом обожженное место промойте проточной холодной водой в течение 5–10 мин. Затем пострадавшего следует немедленно доставить в ближайшее лечебное учреждение.
При попадании химического вещества в глаза их необходимо обильно промыть в течение 10–15 мин струей холодной воды так, чтобы она стекала от носа к виску. Веки пораженного глаза во время промывания должны быть осторожно развернуты. Контактные линзы перед промыванием следует снять. Затем в любом случае пострадавшего незамедлительно доставить в глазную клинику.
Слайд 9При попадании яда внутрь необходимо вызвать рвоту принятием теплого раствора
поваренной соли (3–4 чайные ложки на стакан воды) и затем
надавить пальцем на заднюю часть зева, давая пострадавшему пить большое количество теплой воды.
Если пострадавший потерял сознание или же отравление вызвано проглатыванием растворителя, кислоты или щелочи, то рвоту вызывать нельзя. Пострадавшего перенести на свежий воздух и оставить в спокойном положении в тепле. Немедленно вызвать бригаду неотложной помощи.
При поражении электрическим током необходимо быстро освободить пострадавшего от действия тока путем отключения электроэнергии общим рубильником. Вынести пострадавшего на свежий воздух и при необходимости сделать ему искусственное дыхание и массаж сердца. Немедленно вызвать скорую помощь.
3.5. Требования охраны труда при работе со спиртовкой
3.5.1. Перед использованием спиртовка должна быть заправлена этиловым спиртом (не более 2/3 объема спиртовки), диск плотно прикрывает отверстие резервуара спиртовки, фитиль в трубке должен входить не слишком плотно, но и не выпадать из трубки. Неиспользуемая спиртовка должна быть закрыта колпачком.
3.5.2. Зажигать спиртовку следует от горящей спички или лучинки. Не допускается зажигать ее от другой спиртовки или от зажигалки.
3.5.3. Регулировку пламени следует производить выдвижением фитиля (увеличение пламени) или убирая фитиль (уменьшение пламени).
Чтобы затушить пламя спиртовки, необходимо накрыть его колпачком.
Не следует дуть на горящую спиртовку для ее тушения.
3.5.4. На спиртовке можно нагревать только посуду из тонкого (химического) стекла. При нагревании нельзя прикасаться дном пробирки к фитилю.
3.5.5. Пробирки при нагревании следует закреплять либо в штативной лапке, либо в пробиркодержателе ближе к отверстию. Отверстие пробирки необходимо направлять от себя и окружающих, во избежание выброса веществ из пробирки.
3.5.6. Запрещается переносить или перемещать спиртовку с горящим фитилем.
Скачать документ целиком в формате PDF