Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 406 человек из 63 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Повышение эффективности учебной практики на основе совершенствования форм и методов контроля профессиональных компетенций учащихся преподаватель ГБПОУ «Зюкайский аграрный техникум» Карагайский филиал Касакина Е.Г.
-
2 слайд
Оценка — демонстрация и подтверждение обучающимися освоения компетенций модуля Оценка – процесс создания и сбора свидетельств деятельности обучающегося
-
3 слайд
Свидетельства могут иметь форму: Физических объектов (продукт), произведенных обучающимися Деятельности обучающегося (под наблюдением оценщика) Результаты выполнения заданий Ответы на письменные и устные вопросы Портфолио обучающихся
-
4 слайд
Оценка в рамках модульного обучения предполагает индивидуальный подход к оцениванию достижений обучающегося по критериям соответствия задаче модуля и освоения действий. оценка компетенций предусматривает только возможность либо подтвердить их освоение, либо не подтвердить, т.е. компетенция либо освоена, либо не освоена.
-
5 слайд
— Проекты Практические задания по демонстрации компетенций -Экзамен -Задания, Упражнения -Журналы, дневники обучающихся -Портфолио Основные методы оценки, применяемые в рамках модульной технологии, основанной на компетенциях:
-
6 слайд
Во избежание субъективности при оценивании рекомендуется: Иметь проверочные листы для оценщиков (содержащие четкие ответы на вопросы, критерии выполнения практических заданий); проводить оценку с участием не менее двух оценщиков.
-
7 слайд
Практическое задание по демонстрации компетенций Рекомендуется выполнять в учебной аудитории, на рабочем месте, лаборатории Индивидуально или в группе На любом этапе обучения Обеспечить — инструкциями по выполнению задания, материалами и ресурсами
-
8 слайд
Устная демонстрация компетенций (оценка коммуникативных умений) Разработать четко сформулированные вопросы, соотносящиеся с теми компетенциями модуля, которые подлежат оценке; Создать для обучающихся возможность продемонстрировать нужные компетенции при ответе на вопросы; Объяснить обучающимся какие результаты оцениваются и по каким критериям; Обеспечить единство требований проведения оценки для всех обучающихся.
-
9 слайд
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ Вариант 1. Проверяемые компетенции ПК 1.1. Осуществлять обвалку тушек птицы и кроликов ножами. Инструкция: Внимательно прочитайте задание. Время выполнения задания – 90 мин Задание Произвести разделку тушки птицы по 1 и 2-му варианту.
-
10 слайд
Комплексная демонстрация компетенций Проводится на рабочем месте (или среде имитирующей рабочее место) Обеспечивается четкими инструкциями о процедурах проведения оценки (объект, критерии, продолжительность) Предоставляются необходимые материалы, инструменты, оборудование.
-
11 слайд
Экзамен оценки способности обучающегося применять умения, знания, понимание Виды экзамена: практический, (оценка сформированных практических умений; Устный, (оценка способности сделать устное сообщение); Теоретический, (оценка способности применять теоретические знания: ответы на вопросы, тесты, эссе)
-
12 слайд
Проект – четко сформулированное задание в виде инструкции по выполнению Виды: исследование по заданной теме; разработка и создание продукта. Проект позволяет оценить: — понимание и употребление понятий; — использование источников информации; — способность анализировать, оценивать; — понимание процесса; -умение работать в команде (сотрудничать)
-
13 слайд
Журнал(дневник)обучающегося Ведет сам обучающийся; В дневнике содержится описание конкретного опыта обучения, выполненных заданий, освоенных умений; Содержание и структура журнала устанавливается преподавателем
-
14 слайд
Портфолио (сбор образцов деятельности, выполненных обучающимся) В процессе обучения идёт накопление фактов о результатах деятельности, доказывающих освоение требуемых компетенций: — Собирают фото и видеозаписи, реально созданную продукцию, чертежи, расчеты, схемы, документы и т.д. — Разрабатываются требования к сбору конкретных свидетельств, доказывающих освоение обучающимися требуемых компетенций.
-
15 слайд
Требования к портфолио Тип портфолио смешанный. Общие компетенции, для проверки которых используется портфолио: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
-
16 слайд
Состав портфолио Обязательные документы: Журнал учета учебной практики. Аттестационный лист по производственной практике. Дневник производственной практики. Производственная характеристика, заверенная работодателем. Накопительная ведомость по МДК. Дополнительные документы: Доклады участников научно-практических конференций; Грамоты за учебную работу; Грамоты за спортивные и общественные достижения; Дипломы и свидетельства за участие в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства по профессии. Документы, подтверждающие участие обучающегося в военных сборах, военно-патриотических и спортивных мероприятиях (грамоты, дипломы, благодарности).
-
17 слайд
Оценочные задания (оценка всех параметров, отражающих освоение компетенций) Виды работ Проверяемые результаты (ПК, ОК) Обвалка тушек птицы ручным способом. ПК 1.1 Осуществлять обвалку тушек птицы и кроликов ножами, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6 Обвалка тушек птицы механическим способом. ПК 1.2 Выполнять технологические операциимеханической обвалки тушек птиц на типовом оборудовании, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6 Зачистка тушек птицы. ПК 1.3 Выполнять зачистку костей тушек птицы и кроликов, ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 6 Зачистка тушек кроликов. ПК 1.3 Выполнять зачистку костей тушек птицы и кроликов, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6
-
18 слайд
КОНТРОЛЬ И АТТЕСТАЦИЯ Контроль и оценивание Аттестация текущие рубежные промежуточная итоговая Последовательная оценка освоения действий, достижение результатов Оценка освоения действий носит комплексный характер -Дифференцированный зачет — Экзамен -Экзамен (квалификационный) ВКР= Письменная экзаменационная работа ВКР=Выпускная практическая квалификационная работа
-
19 слайд
Анализ показателей оценки результата программы модуля. Показатель освоения компетенций Продукт практической деятельности Процесс практической деятельности «ОЦЕНЩИК» Критерий качества: Соответствие алгоритму Критерий оценки эталон качества (ГОСТ, качественные характеристики)
-
20 слайд
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля Результаты (освоенные профессиональные компетенции)Основные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. моделирование производственной ситуации в соответствии целям и задачам, самопроверка результатов выполнения тестовых заданий, ситуационных задачОценка тестового контроля Оценка решения ситуационных задач; Оценка работы в малых группах;
-
21 слайд
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля ПМ.01 Обвалка тушек птицы и кроликов Результаты (освоенные профессиональные компетенции)Основные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ПК 1.1. Осуществлять обвалку тушек птицы и кроликов ножами. ПК1.2. Выполнять технологические операции механической обвалки тушек птиц на типовом оборудовании- Соблюдение требований, предъявляемых к обвалке тушек птицы и кроликов вручную. — Соблюдение требований к выполнению технологических операций на типовом оборудовании механической обвалки тушек.Оценка решения ситуационных задач Экспертная оценка выполнения заданий на производственной практике
-
22 слайд
Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля 3.1. Типовые задания для оценки освоения МДК 3.1.1. Типовые задания для оценки освоения МДК 01.01. Технология обвалки тушек птицы и кроликов (комплект заданий (тестов) – в приложении №1) Предметом оценки освоения МДК являются умения и знания. Дифференцированный зачет по МДК проводится с учетом результатов текущего контроля (приложение № 2 – накопительная ведомость). В конце курса проводится экзамен Задание 1: Проверяемые результаты обучения: знать: анатомические особенности строения тушек птицы и кроликов; приемы и последовательность обвалки; санитарные требования при обвалке, зачистке; устройство и принцип работы оборудования для механической обвалки и взвешивания; правила техники безопасности при работе с ножами и на машинах для механической обвалки; уметь: проводить обвалку отдельных частей тушек птицы и кроликов вручную; снимать кожу с тушек птицы; осуществлять ручную зачистку костей от остатков мяса; загружать сырье в устройства для механической обвалки; регулировать выход мясной массы; взвешивать готовую продукцию на различных весах; обслуживать устройства для механической обвалки; вести технологическую документацию установленного образца. Текст задания: решить тест Время 45 мин, тест состоит из 5 заданий по 4 вопроса. Критерии оценки: по 1 вопросу – 1 бал, количество правильных ответов оценка три-50%-69%, оценка четыре – 70% -89%, пять – 90%-100%.
-
23 слайд
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ по производственной практике ФИО обучающегося, № группы, профессия Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес ___________________________________________________________________ Время проведения практики Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики: № Наименование компетенций Вид работ Количество час Качество выполнения работ 1. ПК 1.1. Осуществлять обвалку тушек птицы и кроликов ножами. Обвалка отдельных частей тушек птиц и кроликов вручную. Снимать кожу с тушек птицы. 2.ПК 1.2. Выполнять технологические операции механической обвалки тушек птиц на типовом оборудовании. Загружать сырьё в устройства для механической обвалки. Регулировать выход мясной массы. Взвешивать готовую продукцию на различных весах. Обслуживать устройства для механической обвалки. 3 ПК 1.3. Выполнять зачистку костей тушек птицы и кроликов. Выполнять ручную зачистку костей от остатков мяса
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 172 639 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 01.03.2017
- 578
- 0
- 01.03.2017
- 402
- 1
- 01.03.2017
- 975
- 12
Рейтинг:
5 из 5
- 01.03.2017
- 3711
- 2
- 01.03.2017
- 1029
- 1
- 01.03.2017
- 489
- 0
- 01.03.2017
- 1450
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
Для
повышения эффективности проведения
практики, необходимо человеку, который
ответственный за проведение управленческой
практики, строго действовать пунктам
учебно-методических пособий по практике,
а именно;
—
своевременно обеспечить студентов-практикантов
необходимым учебно-методическим
материалом по проведению и организации
практики;
— сообщить дату
проведения собрания по практике во
время учёбы, а не во время сессии;
— соответственно
более организованно подойти к организации
практики.
4.6. Предложения по укреплению контактов с предприятием-работодателем
В первом семестре
каждого учебного года преподавателями,
закреплёнными за организациями точно
узнавать количество предоставляемых
мест для прохождения студентами ИЭиМ
практик и наличие свободных мест для
трудоустройства. Тем самым напоминая
о сотрудничестве ИЭиМ с организациями
и предприятиями.
Заключение
В данном отчете
были рассмотрены и проанализированы
трудовые ресурсы, занятых на предприятии,
исследование управленческой деятельности
организации, а также сделаны соответствующие
выводы и разработаны рекомендации для
филиала ООО «Росгосстрах».
Мне было интересно
рассмотреть деятельность этой организации.
В ходе практики я ознакомилась с
положениями отдела по работе с персоналом
и кадровым документооборотом в филиале
ООО «Россгострах».
Развила в себе способность общения с
руководителями предприятия, а также и
со всем коллективом.
Также
приобрела новые знакомства, в филиале
ООО «Росгосстрах».
Для того чтобы
стать руководителем предприятия, нужно
пройти путь от простого рабочего до
руководителя, но для этого важно знать
основные направления деятельности
организации.
После окончания
практики, меня пригласили пройти еще
раз практику на следующий год.
Таким образом,
можно сделать вывод о том, что управленческая
практика, так же как и любая другая,
действительно помогает студентам в
дальнейшем трудоустройстве, так как
она:
— повышает качество
теоретической и практической деятельности
студентов;
— способствует
улучшению практической подготовки
будущих специалистов экономических
специальностей; трудоустройству,
эффективной адаптации выпускников и
т.д.
Список используемой литературы Учебник, учебное пособие:
1. Менеджмент
организации: учебные и производственные
практики: учебное пособие. — 2-е изд.,
переруб. и доп. / Под общ. ред. Э.М. Короткова
и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 174 с.
2. Страхование:
теория и практика: Учебное пособие / Под
ред.Абрамов
В. Ю. Издат.: М.: «Волтерс Клувер»,2007г.с. 512
3.
Коледова С.А. Кадровая политика и
стратегия работы с персоналом/ Справочник
по управлению персоналом — №4, 2004.
4.
Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ
финансово-хозяйственной деятельности
предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. –
288 с.
5. Мотивация
персонала в современной организации:
Учебное пособие / Под общ. ред. С. Ю.
Трапицына. – СПб.: ООО «Книжный Дом»,
2007. – 240 с.
6.
Экономическая практика: Учебно-методическое
пособие / С.Д. Резник, С.Ш. Левина, В.В.
Бондаренко и др. – Пенза: ПГУАС, 2005. –
52 с.
7. Эффективная
мотивация персонала: Учебное пособие
/ Н. Самоукина – 2007. – с 224.
8.Социальное
страхование: Учебное пособие / Под ред.Нор-Аревян О.А.-
изд.: Дашков и К.- 2010. – с 288.
9. Панченко Ю.
Подходы к выбору и внедрению компьютерных
систем // Бухгалтер и компьютер, № 3,
2003.
10. Королев В.В.,
Волкова О.Н. Анализ хозяйственной
деятельности предприятия: Учебник. –
М.: ТК Велби, издательство Проспект,
2004.–420 с.
11. Алексеева М.М.
Планирование деятельности фирмы:
Учеб.-метод. пособие. 2-е изд. исправл. и
дополн. – М.: Финансы и статистика,
2005.–250 с.
Интернет-статья:
12. www.rgs.ru
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Введение
Переход страны к рыночной экономике ставит на одно из важнейших мест конкурентноспособности кадровых ресурсов.
Молодой рабочий выступает активным субъектом на рынке труда, он может свободно распоряжаться своим главным капиталом – квалификацией. Все это ставит перед системой начального профессионального образования новые задачи по повышению качества и эффективности обучения и, прежде всего производственного обучения, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки студентов.
В процессе обучения довольно часто приходится сталкиваться с противоречиями:
1) между низкой образовательной потребностью студента – требованиями, установленными государственным стандартом;
2) между соответствием компитенции – качеством и производительностью труда;
3) объективностью оценки в дневнике – показателем выполнения установленных норм или выработок.
А между тем производство нуждается не просто в рабочих кадрах, а компетентных специалистах, которые соответствуют главным требованиям:
— высокое качество выпускаемой продукции;
— соблюдение производственных и технологических требований;
— творческое мышление;
— бережное отношение к оборудованию, сырью, инструментам;
— готовность применять профессиональный опыт других людей;
Данные противоречия можно решить через:
-систематизацию и объективность контроля качества п/о;
— последовательную работу по развитию и применению разноуровневого подхода при организации контроля качества п/о.
Отсюда вытекает проблема:
как повысить качество производственного обучения обучающихся по профессии «повар, кондитер»?
Решение этой проблемы я вижу в разработке зачетной системы с разноуровневым подходом.
Это меня и подтолкнуло к созданию проекта по теме: «Разноуровневый подход при организации контроля производственного обучения».
Актуальность проекта заключается в необходимости уделять внимание всем темам производственного обучения:
— к которым учащийся имеет более выраженные способности;
— и к тем, которые даются ему с большим трудом.
Новизна проекта заключается в создании зачетной системы с разноуровневым подходом по производственному обучению по профессии «Повар, кондитер».
Целью проекта является применение зачетной системы на уроках производственного обучения с разноуровневым подходом.
Теоретические основы.
Разноуровневое обучение представлено такими теоретиками и деятелями педагогических наук как Е.С. Полат, Г.И. Крутикова, М.И. Скаткина.
В своих трудах показали личностно-ориентировочный подход к обучению в разных проявлениях. Рассказам о своем понимании разноуровневого обучения и как оно связано с дифференциацией, познакомили с возможностью рефлексии, самооценки, что представляется чрезвычайно важным для формирования интеллектуальных и нравственных качеств личности, познакомили с основными принципами, положениями разноуровневого обучения, рассмотрели условия подготовки учебных заведений.
Задачи проекта:
— изучить и проанализировать литературу по исследуемой проблеме;
— изучить методы контроля качества умений учащихся на разных этапах п/о;
— изучить технологию и условия организации разноуровневого обучения;
— познакомиться с применением разноуровневого подхода на учебной практике;
— разработать зачеты на основе разноуровневого подхода;
— апробировать разноуровневый подход при проведении зачетов на учебной практике- проанализировать полученные результаты;
Можно предположить, что:
Гипотеза:
повышение качества производственного обучения будет возможно при использовании зачетной системы с разноуровневым подходом на учебной практике.
Проект рассчитан на один учебный год.
Предусмотрены риски и пути выхода из них.
Риски:
— инерция студентов
— недоброжелательный психологический настрой
— отсутствие организационных способностей у обучающихся
— большое количество подготовки
Пути выхода:
— активность студентов можно повысить через развитие профессиональных качеств; соблюдение производственной и технологической дисциплин;
— улучшению психологического настроя у обучающихся способствует самооценка своих достижений и эффективная обратная связь (рефлекс);
— организационные способности развиваются через постановку и достижение цели и рациональное использование свободного времени;
-подготовка возможна при самоорганизованности и дисциплинированности.
Составлен план мероприятий по реализации проекта.
— изучение и анализ литературы по волнующей проблеме;
— изучение методики разноуровневого подхода;
— подбор зачетных тем;
— разработка плана проведения зачетов по темам;
— разработка и поурочное планирование тематических зачетов с использованием разноуровневого подхода;
— применение зачетной системы с разноуровневым подходом;
— рефлексия исследуемой проблемы.
Ресурсное обеспечение проекта:
— организационное;
— методическое;
— материально – техническое;
— мотивационное;
Организационное:
— учебные и нормативные акты, законодательные акты, учебная программа и стандарт по профессии;
— учебная литература по профессии;
— периодические издания СМИ.
Методическое:
— методическое сопровождение, координация методиста, специальная ЦМО;
— фонд и каталоги методической литературы библиотеки;
— методические семинары по проектной деятельности «Введение в проектную деятельность», лекций «Педагогическое проектирование» и «Структура педагогического проекта»;
— курсовая подготовка по теме «Обновление содержания и методик обучения профессиональной и трудовой деятельности».
Материально-техническое:
— компьютер;
— бумага;
— мультимедийная аппаратура;
Мотивационное:
— накопление и обобщение педагогического опыта..
Разработаны этапы реализации проекта:
Подготовительный
Цели этапа:
— постановка целей и задач проектной деятельности;
— построение плана деятельности.
-изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме; -формулировка проблемы и темы проекта; -посещение учебной практики с применением разноуровневого подхода; -разработка программы мероприятий по реализации педагогического проекта; -диагностика умений и навыков студентов; -отбор тем для зачетов; -разработка календарно-тематического плана проведения зачетов; -разработка и поурочное планирование тематических зачетов с разноуровневым подходом; |
Сентябрь Октябрь |
-анализ литературы по волнующей проблеме; -систематизация материала; -график мероприятий по реализации проекта; -приобретение профессионального опыта; -выполнение всех этапов подготовительного периода проектной деятельности. -анализ полученных данных; -график проведения тематических зачетов; -создание комплекта инструкционных карт; |
Этапы реализации проекта:
Формирующий эксперимент
цели этапа: получение результата практической деятельности.
-использование зачетной системы с разноуровневым подходом; -анализ практического этапа. |
Ноябрь Декабрь Январь |
апробированная зачетная система с разноуровневым подходом |
Аналитический
Цели этапа: получение результата практической деятельности.
-сравнение достигнутого результата с планируемым; -корректировка; -представление и оценка содержания и результатов работы; — критический анализ проектной деятельности. |
Февраль Март |
-повышение качества учебной практики; -повышение творческой активности учащихся. |
Перспективы распространения результатов проекта:
— проведение зачетов при организации контроля качества;
— описание опыта работы;
— участие в конференциях, конкурсах педагогических проектов.
Вывод:
контроль над процессами учебной практики – это прежде всего возможность воздействовать на результат обучения.
Зная индивидуальные возможности каждого из своих студентов, мастер располагает действенными способами влиять на успешность их работы, может вовремя исправить положение дел, корректировать темп овладения специальностью.
Повысилось качество профессиональной подготовки до 97%.
Повысилось количество выпускников с желанием продолжить обучение по выбранной профессии.
Библиографическое описание:
Набиуллин, Р. Р. Пути повышения эффективности организации педагогической практики студентов высших учебных заведений / Р. Р. Набиуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 496-498. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4401/ (дата обращения: 22.03.2023).
Педагогическая
практика в институте физической культуры, спорта и восстановительной
медицины ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный
университет» является неотъемлемой частью образовательной
деятельности в подготовке высококвалифицированных и
конкурентоспособных специалистов в области физической культуры,
спорта и безопасности жизнедеятельности.
Образование по
физической культуре – это есть часть общего образования,
процесс формирования физической культуры личности. Физическая
культура состоит из двух частей. Первое – формирование
двигательной культуры человека, то есть формировать двигательную
образованность. Второе –
формирование культуры тела (культура телосложения, развитие мышечной
мускулатуры тела, антропометрические показатели).
Образование по физической культуре
состоит из двух взаимосвязанных частей: на первом этапе происходит
вооружение обучающихся знаниями умениями и двигательными навыками,
когда студенты занимаются на протяжении всего периода обучения в
высшем учебном заведении. Однако этим не заканчивается
образовательная деятельность студента-специалиста. Человек считается
образованным только тогда, когда он обучает приобретенными самим
собой знаниям и двигательным умениям других, то есть своих
воспитанников. Поэтому в государственном образовательном стандарте
высшего профессионального образования предусматривается 20-и
недельная педагогическая практика, которая разделяется по трем
последним курсам обучения в высшем учебном заведении.
Основной целью
педагогической
практики является использование, приобретенных в процессе
теоретического обучения, знаний, умений и навыков студентов в
организации учебно-воспитательной и внеклассной деятельности с
учащимися разных возрастов в роли педагога по физической культуре и
учителя по основам безопасности жизнедеятельности в образовательном
учреждении. В процессе организации педагогической практики решаются
следующие задачи:
-
ознакомить студентов с основными
направлениями деятельности образовательных учреждений в области
физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности; -
содействовать формированию
педагогических умений и навыков, позволяющих самостоятельно решать
оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в процессе
профессиональной деятельности педагога по физической культуре и
учителя по основам безопасности жизнедеятельности; -
способствовать формированию
профессиональных качеств личности, обусловливающих интерес к
деятельности педагога образовательного учреждения.
Педагогическая
практика студентов Института физической культуры, спорта и
восстановительной медицины организуется в образовательных учреждениях
разного типа: «Школа», «Гимназия», «Лицей»,
«Спортивная школа», «Колледж», «Техникум»
и т.д. Местами прохождения педагогической практики
студентов-практикантов являются образовательные учреждения, имеющие
необходимые материально-технические условия и высококвалифицированных
работников, способных выполнять обязанности методиста учебной
подгруппы на период педагогической практики.
Педагогическая
практика студентов организуется в соответствии с программой практики
в форме выполнения учебных заданий студентами. Студенты ИФКСиВМ уже
на лабораторных и практических занятиях в рамках изучения дисциплины
«Теория и методика физической культуры и спорта»
составляют пробные документы планирования учебной и воспитательной
работы в образовательном учреждении. Проводятся ознакомительные
занятия с учебными нормативами по педагогической практике. Для
студентов-практикантов, методистов института и педагогов
образовательных учреждений нами было разработано методическое
пособие. В пособии отражены объем учебных заданий по педагогической
практике на каждый курс, примерное содержание учебных заданий,
образцы заполнения отчетных документов по итогам прохождения
практики. Кроме этого, каждый студент в день проведения установочной
конференции имеет возможность получить электронную версию шаблонов
заполнения отчетных документов по педагогической практике.
Для каждого курса
и отдельных специальностей в первый день педагогической практике в
Институте физической культуры, спорта и восстановительной медицины
организуется установочная конференция. На конференции обсуждаются
такие вопросы, как ознакомление студентов с базовыми образовательными
учреждениями, с содержанием программы практики, учебными заданиями по
направлениям, проводится инструктаж по соблюдению техники
безопасности во время нахождения в образовательном учреждении и
организации мероприятий с учащимися разных возрастов. Традиционно
выступают директор ИФКСиВМ, начальник отдела практик ФГАОУ ВПО КФУ,
заместитель директора по образовательной деятельности, методисты
института и общих кафедр педагогики и психологии.
Еженедельно, по
пятницам, в Институте проводятся рабочие совещания
студентов-практикантов совместно с методистами. На еженедельных
совещаниях каждая подгруппа письменно отчитается по итогам прошедшей
учебной недели и получает план заданий на следующую неделю
педагогической практики. Каждый методист также информирует коллег о
состоянии дел в прикрепленной группе, о проблемных студентах, если
таких имеются. Обсуждаются общие вопросы организации педагогической
практики, согласно по планам проведения мероприятий образовательных
учреждений и районных отделов образования.
Педагогическая практика
заканчивается итоговой конференцией, где выступают в основном
студенты-практиканты. Каждый студент сдает оформленный в папке отчет
по педагогической практике, подгруппа готовит отчетный доклад и
выступает с презентацией на конференции.
Непосредственное руководство
студентами-практикантами
осуществляется методистами институт физической культуры, спорта и
восстановительной медицины из числа профессорско-преподавательского
состава и педагогами по физической культуре и ОБЖ базовых
образовательных учреждений.
В процессе педагогической практики в
образовательном учреждении, студент обязан:
-
Настроить себя на психологически активный «перевод»
из ранга воспитуемого и обучаемого в статус педагога, призванного
осуществлять воспитание и обучение учащихся. -
В период педагогической практики организовать свою
деятельность в соответствии с правилами внутреннего распорядка
образовательного учреждения и общими требованиями, выполнять
неукоснительно распоряжения администрации, методиста ИФКСиВМ,
учителей-предметников, педагога-тренера, классного руководителя и
старосты подгруппы. -
В образовательном учреждении достойно представлять свой
институт и себя как будущего квалифицированного специалиста в
области физической культуры, спорта и безопасности
жизнедеятельности, обладающего высокими профессиональными,
гражданскими и нравственными качествами. -
В образовательном учреждении ежедневно практиковаться
не менее 6 часов и упражняться в приобретении основополагающих
педагогических умений, необходимых практически в любой
учебно-воспитательной деятельности. -
Под руководством методиста института разработать
индивидуальный план прохождения педагогической практики и выполнить
все содержащиеся в нем задания по учебной, воспитательной,
оздоровительной, методической и физкультурно-массовой работе. -
Тщательно готовиться к проведению учебных занятий по
предметам и учебно-тренировочных занятий в прикрепленном классе и в
дополнительной группе. -
Выполнить весь объем работы
согласно по индивидуальному плану. -
Разрабатывать развернутые план-конспекты всех
проводимых уроков или занятий в спортивных секциях и предоставить их
для согласования и утверждения педагогу и методисту института,
соответственно, до проведения намеченного мероприятия. Без
плана-конспекта студент не допускается к проведению урочного или
учебно-тренировочного занятия. -
Принять активное участие в обсуждении уроков и
учебно-тренировочных занятий, проводимых товарищами по подгруппе,
как одной из необходимых форм профессионального совершенствования. -
Участвовать в методических занятиях, проводимых
методистом ИФКСиВМ, учителями-предметниками, тренером-педагогом по
спорту и ответственными преподавателями других кафедр. -
Систематически вести учет и оценивание проделанной
работы в дневнике студента по педагогической практике. -
Профессионально грамотно разработать и своевременно
сдать методисту ИФКСиВМ отчетные документы по педагогической
практике.
Студент, назначенный старостой
подгруппы, дополнительно выполняет под руководством методиста ИФКСиВМ
следующую работу:
-
оказывает помощь методисту и педагогу в обеспечении
дисциплины в подгруппе; -
отвечает за оформление «Стенда педагогической
практики»; -
ведет ежедневный учет успеваемости и контроль
посещаемости студентами базовых образовательных учреждений; -
еженедельно составляет отчет, согласует с методистом и
предоставляет руководителю педагогической практикой ИФКСиВМ. -
выполняет распоряжения методиста института и
учителей-предметников или педагога-тренера (составление расписания
уроков, назначение помощников педагога и анализирующих,
распределение обязанностей между практикантами, осуществляет связь с
отделом практики и т.д.).
Методист института осуществляет
непосредственную организацию педагогической практики в подгруппе и
контроль за педагогической деятельностью студентов, систематически
посещает базовое образовательное учреждение для оперативного
осуществления функциональных обязанностей. Тем самым, в процессе
прохождения педагогической практики, методист способствует
формированию у студентов-практикантов необходимых педагогических
умений в области профессионального ведения учебно-воспитательного
процесса по физической культуре и безопасности жизнедеятельности.
Методист несет ответственность за качество выполнения
студентами-практикантами всех учебных заданий по педагогической
практике.
В этих целях методист института должен в день проведения
установочной конференции в институте прибыть с подгруппой
студентов-практикантов в образовательное учреждение и организовать
ознакомительную встречу для беседы с руководителем образовательного
учреждения, педагогами и врачом, назначить старосты подгруппы. В
первый же день практики необходимо ознакомить студентов с содержанием
педагогической практики и консультировать их в составлении отчетных
документов по педагогической практике. Также методист распределяет
студентов-практикантов по классам (группам) и спортивным секциям,
поручая им выполнение отдельных учебных заданий по
внеклассно-воспитательной работе. Методистом определяется недельный
объем педагогической деятельности студента-практиканта в
образовательном учреждении. В школе организуется, совместно с
педагогом, оформление студентами-практикантами стенда по
педагогической практике. Методист осуществляет непосредственное
руководство каждым студентом-практикантом, обучая его наиболее
эффективным методам ведения учебно-воспитательного процесса и
внеклассной работы в образовательном учреждении. На протяжении всей
практики методист консультирует студентов в решении вопросов по
организации педагогической практики в образовательном учреждении,
присутствует на урочных занятиях, а также внеклассных
физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, организует
анализ и оценку педагогической деятельности практикантов. На
еженедельных совещаниях он проверяет и утверждает составленных планов
и отчетных документов студентов-практикантов, направляя и корректируя
их педагогическую деятельность, а также заслушивает отчеты
студентов-практикантов о выполненной работе по недельному плану.
Самое важное – методист личным примером осуществляет
воспитательное воздействие на студентов, проявляя должный
педагогический такт и внимательное отношение к практикантам.
Литература:
-
Абзалов Р.А. Теория
физической культуры (курс лекций) / Р.А.Абзалов. – Казань:
изд-во «Матбугат йорты», 2002.- 206 с. -
Программа по учебному предмету «Физическая
культура» для средних общеобразовательных учреждений. –
Казань: «Магариф», 2005. – 50 с. -
Холодов Ж.К. Теория и
методика физического воспитания и спорта / Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений // Ж.К.Холодов,
B.C.Кузнецов.
– М.: Издательский центр «Академия», 2000. –
480 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая практика, физическая культура, образовательное учреждение, методист, методист института, безопасность жизнедеятельности, восстановительная медицина, студент, староста подгруппы, установочная конференция.