Для торговли с россией в лондоне создана московская компания каком году

По благословению Эдуарда VI основатели компании решили осуществить поиск северо-восточного морского прохода в Индию и Китай, снарядив для этого экспедицию из трех кораблей. Стратегической целью похода было разрушить торговую монополию Испании и Португалии…

Этот опасный путь был прерван. Шторм разметал корабли по Белому морю и только  одному из них суждено было достигнуть берега и отыскать рыбацкую пристань тихого северного монастыря. Двинская летопись повествует: «Того же лета августа в 24-й день, прииде корабль с моря на устье Двины реки и обослався: приехали на Холмогоры в малых судех от английского короля Эдварда посол Рыцарт, а с ним – гости».

Капитан уцелевшего судна Ченслор приезжает в Холмогоры и  представляется воеводе Фофану Макарову, который принадлежал к наиболее зажиточным семьям двинских крестьян-вотчинников, промышленников и купцов.

Воевода отправляет Ченслора в Москву, к Ивану Васильевичу Грозному — тогда еще молодому царю  огромного Московского государства. Он преподнес царю в подарок серебряную, позолоченную и гравированную церковную чашу — потир, сохранившуюся в царской сокровищнице и ныне выставленную в Оружейной палате Кремля. Ченслор, вернувшись в Британию в 1554 году с посланием от русского царя к королеве, составил сочинение под названием «Книга о великом и могущественном царе России и князе Московском, о принадлежащих ему владениях, о государственном строе и о товарах его страны, написанная Ричардом Ченслором». Описанные в дневниках и устно богатства страны, в которую был открыт морской путь, были сейчас же оценены британскими торговцами — недаром в заглавии книги упоминание о товарах занимает далеко не последнее место.

Через год агенты Общества купцов-предпринимателей заключили соглашение с русским царем Иваном Грозным. Был учреждён особенный совет для рассмотрения прав и вольностей, которых требовали англичане; главная мена товаров была назначена в Холмогорах, осенью и зимой; цены остались произвольными. Иоанн дал англичанам торговую грамоту, предоставив им право свободной и беспошлинной торговли оптом и в розницу во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы, право  построить дворы, не облагаемые податями, в Холмогорах и Вологде (дворы не облагались податями), подарил двор в Москве у церкви св. Максима, компания могла иметь собственный суд, при рассмотрении торговых дел суд совершал царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании, компания могла нанимать русских приказчиков (не более одного в каждом дворе). Такое привилегированное положение послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году  на базе прежнего общества купцов-предпринимателей торговой Московской компании, просуществовавшей до революции 1917 года.

По заключенному торговому договору русские купцы получали право торговать беспошлинно в Британии. Однако, в отличие от своих коллег, не располагая флотом для морских путешествий, они на практике не имели возможности пользоваться этим преимуществом.  Британские же купцы развернули свою торговлю в России быстро и с большой выгодой для себя. Среди других привилегий, полученных британскими купцами — право добывать руду и построить железоделательный завод в городе Вычегде. Через Холмогорский, а затем Архангельский порт пошли английское оружие, порох, селитра, свинец, оловянная посуда, сукно.

Московская торговая компания вызывала недовольство как иностранных конкурентов, например голландцев, так и русского купечества. Политические обстоятельства всегда отражались на деловой ее деятельности. Если в 1554 ее капитал составлял 6 тысяч фунтов стерлингов, то в 1583 – 80 тысяч. А вот в 1595, когда грозного царя уже 10 лет как не было в живых,  – лишь 10 тысяч фунтов стерлингов. А далее так — в 1649 деятельность Московской торговой компании была сильно ограничена, в 1698 она потеряла все привилегии.

Источник: Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4-х томах. – М.: Книга, 1988-1989.

Фото: historylib.org   zyuenglish.ucoz.com


Post Views:
43

Суммури

Московская компания — торговая компания, основанная в Лондоне в 1551 году, первая крупная компания, созданная как акционерное товарищество — предшественник акционерных компаний, — которая стала предтечей того типа бизнеса, который вскоре процветал в Англии. Московитская компания обладала монополией на торговлю между Англией и Московией (княжество или Великое княжество Московское, название русского государства в XIV-XVI веках) до 1698 года и просуществовала как торговая компания до русской революции 1917 года. С 1917 года компания работает как благотворительная организация, хотя в настоящее время она продолжает работать в России.

Основанная в Лондресе в 1551 году как «Министерство и компания купцов-авантюристов для открытия областей, доминионов, островов и неизвестных мест», в 1555 году получила свою настоящую карту, изменив свое название на «Маршанты-авантюристы Англии для открытия земель, территорий, Iles, Dominions and Seigniories Unknowen, and Not before that Late Late Adventure or Enterprise by Sea or Navigation Commonly Frequented», aunque será pronto conocida informalmente como «Muscovy Company», «Russia Company», o «Company of Merchants Trading with Russia».

Его название тесно связано со знаменитыми английскими мореплавателями, такими как Генри Гудзон и Уильям Баффин, и с поисками долгожданного Северного морского пути, который позволил бы достичь Востока, минуя Атлантический океан, находившийся тогда почти исключительно под суверенитетом Испании.

Аналогичные английские предприятия привели к созданию Левантийской компании (в 1581 году), Венецианской компании (1583), Ост-Индской компании (1600), Виргинской компании (1609) и Компании Гудзонова залива (1670).

Основой для создания компании послужило желание моряка венецианского происхождения Себастьяна Кабото, который всегда был заинтересован в путешествии в Азию через Арктику. Кабото, проплавав большую часть своей жизни на благо Испанского королевства — став генерал-капитаном и возглавив неудачное плавание в Индию — вернулся в Англию в 1547 году после выхода в отставку. Пожилой и опытный мореплаватель получил пожизненную пенсию от короля Эдуарда VI и звание великого лоцмана королевства. Затем Кабото убедил короля поддержать дальнейшие исследования, спонсируемые королевской милостью и при поддержке английских купцов.

Читайте также, история — Швабский союз (1488)

Компания купцов-авантюристов (1553-1554)

В 1551 году в Лондоне Кабото, как директор, и Хью Уиллоуби и Ричард Чанселлор как главные купцы. основал компанию для развития этого предприятия, «Министерство и компания купцов-авантюристов для открытия регионов, доминионов, островов и неизвестных мест», компанию, главным покровителем которой был герцог Нортумберлендский и в которую внесли средства около 240 купцов (авантюристов, инвесторов, купивших акции по 25 фунтов). Надежды были связаны не только с открытием нового торгового пути на Восток — в Катай (Китай) и на Острова Пряностей, Молуккские острова, ныне являющиеся частью Индонезии — столь желанный Северный морской путь, но и с поиском новых рынков сбыта английской шерстяной ткани.

В 1553 году при короле Эдуарде для компании была подготовлена Королевская хартия, в соответствии с которой Себастьян Кабот стал ее губернатором. Однако король умер, так и не дождавшись его утверждения. Обстоятельства описаны в открытии Хартии 1566 года:

несколько очень хороших субдитос этого королевства инглатерра в ультимо трамо дель реинадо дель дифунто принсип возвышенный и подеросо, нуэстро сеньор рей эдуардо эль сексто, с алиенто грациозо, справедливо и с хорошим согласием этого короля, и по примеру своих либеральных матерей, объединились для путешествия, и ради славы Диоса, чести и увеличения доходов короны и пользы для всего королевства Инглатерра, они отправили три баркаса для исследования моря, островов, тиррасов, территорий, владений и сеньорий, которые были неизвестны, и ради субдитос короля дифунто, не имеющего общего с другими местами на землях, обычно используемых: и после этого Диос Тодоподеросо призвал в свое присутствие этого короля, который скончался до того, как закончились и были проданы наши самые амплиасы и грациозные карты привилегий, обещанные этим королям. .. …ныряльщики, очень хорошие подданные этого королевства Англии в последнем конце правления покойного высокопоставленного и могущественного принца, нашего суверенного лорда короля Эдуарда Шестого, по милостивому побуждению и доброму расположению упомянутого короля и по примеру его величеств, сделали это по их уговору и к их большим расходам, и ради славы Божией, чести и увеличения доходов короны и общего блага всего королевства Английского, выставили три корабля для открытия морем островов, земель, территорий, владений и сеньорий, которые были известны, и по повелению покойного короля не часто посещались морями: и после этого Всемогущий Бог призвал к своей милости упомянутого короля, который умер до завершения и запечатывания его самых обширных и милостивых писем о привилегиях, обещанных упомянутым подданным. .

Первая экспедиция компании была поручена Уиллоуби, который, по-видимому, был выбран за его лидерские качества и, к сожалению, не имел большого морского или парусного опыта. Экспедиция состояла из трех кораблей: Bona Esperanza («Эдвард Бонавентура») и Bona Confidentia (90 тонн), которыми командовал Корнелиас Дурфоорт.

Корабли покинули лондонские доки Дептфорда 10 (или 11) мая 1553 года, и страшный вихрь в Норвежском море у Лофотенских островов разлучил корабль канцлера. 14 сентября 1553 года Уиллоуби удалось достичь Северного мыса, расположенного недалеко от современной финско-российской границы, и взять восточный курс в современное Баренцево море (тогда Мурманское море) и достичь западных берегов Новой Земблы. После разведки берегов архипелага они отплыли обратно в Скандинавию. Недалеко от устья реки Варзина, к востоку от современного Мурманска, корабли застряли во льдах. Корабли и экипаж, состоящий примерно из 70 человек, не были готовы к суровой полярной зиме, и после нескольких безуспешных попыток найти помощь все они погибли, вероятно, от обморожения или вдыхания углекислого газа. Лодки с замерзшими экипажами и дневником капитана Уиллоуби были найдены русскими рыбаками в следующем году.

В свою очередь, Ченслер с судном «Эдвард Бонавентура» был более удачлив, обогнул Северный мыс и проплыл вдоль Кольского полуострова и к концу августа нашел вход в Белое море, где местные рыбаки были удивлены большими размерами его западного судна, удалось бросить якорь 24 августа 1553 года в гавани Николо-Корельского монастыря в дельте Северной Двины (примерно в 35 км к западу от современного портового города Архангельска, который был основан в 1584 году для обслуживания растущей торговли. Этот регион совсем недавно был присоединен к Московии). Канцлер был радушно принят местными русскими, и когда царь Иван Грозный услышал о нем, он немедленно пригласил экзотических гостей посетить Москву для аудиенции при царском дворе.

В то время как его команда зимовала в Архангельске, Канцлер проделал путь в 1000 км до Москвы по заснеженной и покрытой льдом стране. Он нашел Москву очень большой (намного больше, чем Лондон) и с очень примитивными зданиями, так как большинство домов были сделаны из дерева. Однако дворец царя был очень роскошным, как и обеды, которые он давал в честь канцлера. Русский царь был рад открыть морские торговые пути с Англией и другими странами, поскольку в то время Россия еще не имела выхода к Балтийскому морю, а на всю территорию претендовали соседние державы — Речь Посполитая и Шведская империя. Кроме того, Ганзейский союз обладал монополией на торговлю между Россией и Западной и Центральной Европой. Чанселлор также подавал надежды, находя хороший рынок для своей английской шерсти и предсказывая хороший прием русских мехов и других товаров взамен. Царь дал ему пригласительные письма для английских купцов, которые он должен был отвезти в Англию, обещая им торговые привилегии.

Читайте также, биографии — Петти, Том

Основание Московитской компании (1555-1556)

Канцлер вернулся в Белое море в марте 1554 года и к лету 1554 года был снова в Англии. Король Эдуард умер, и его преемница, Мария I Английская, казнила Нортумберленда, заменив его леди Джейн Грей. Он ничего не имел против Кабото и Ченслера, но Компания купцов-авантюристов была официально переименована королевской хартией 26 февраля 1555 года и называлась: «Marchants Adventurers of England for the Discovery of the Lands, Territories, Iles, Dominions and Seigniories Unknowen, and Not before that Late Late Adventure or Enterprise by Sea or Navigation Commonly Frequented», и вскоре стала неофициально известна как «Muscovy Company», «Russia Company» или «Company of Merchants Trading with Russia».

Канцлер был отправлен в Россию в следующем, 1555 году, через Белое море на корабле «Эдвард Бонавентура» вместе с Филиппом и Марией. Во время этого путешествия Ченселлор узнал о трагической судьбе Уиллоуби, восстановил его бумаги и корабли, а также нашел записи об открытии Новой Земблы. Канцлер провел лето 1555 года, общаясь с царем, организуя торговые партии и пытаясь узнать, как он может добраться до Китая северным путем.

В 1556 году Ченслер отплыл обратно в Англию, взяв с собой первого русского посла в своей стране Осипа Непею. Они покинули порт Николо-Корельского монастыря осенью с флотом, состоящим из кораблей «Эдвард Бонадвенчер», «Филипп и Мария» и двух кораблей, захваченных у Уиллоуби. В октябре

Канцлер умер, но нашел новый способ добраться до России по морю, и хотя со временем он был заменен на более совершенный, этот маршрут оставался для англичан единственным жизнеспособным в течение многих лет. Московитская компания стала служить важным связующим звеном между дипломатами из Московии и Англии, что было особенно важно для изолированной в то время Московии.

Читайте также, биографии — Хопкинс, Джонс

Экспедиции Энтони Дженкинсона

На посту главного купца Московитской компании Ченслера сменил Энтони Дженкинсон, который совершил два важных путешествия: одно из них было направлено на сухопутный путь в Катай из Москвы, в итоге остановившись в Бухаре; второе, между 1562 и 1579 годами, — на установление сухопутных торговых путей через Россию с Персией.

В 1566 году, когда губернаторами были сэр Уильям Гаррард и сэр Уильям Честер, Елизавета I Английская вновь внесла изменения в королевскую хартию.

Когда в 1567 году Московия начала терпеть неудачу в длительной Ливонской войне (1558-1582), царь Иван заговорил с Дженкинсоном о перспективе брака с английской королевой Елизаветой I, которая могла бы стать бесценным союзником и убежищем, если бы царь был вынужден бежать из страны. Переговоры не увенчались успехом, и царь Иван был вынужден подписать перемирие с Речью Посполитой.

Читайте также, биографии — Диоген Лаэртский

Гарантия английской короны: китобойный промысел

Компания Muscovy Company была зафрахтована королевой Елизаветой II в 1577 году. Главным и наиболее прибыльным мотивом был китобойный промысел, который стал основным занятием акционерного общества вокруг острова Шпицберген в начале XVII в. Поначалу англичане старались не подпускать к себе конкурентов, но через несколько лет они претендовали только на южные воды арктического архипелага.

Новое плавание, предпринятое компанией «Маскови» вскоре после смерти Ченслера, было еще одной попыткой завершить Северо-восточный проход, на этот раз под руководством Стивена Барроу. Ему удалось проплыть через Карские ворота — так в то время назывался пролив между островом Вайгач и архипелагом Новая Зембла. Компания назначила представителей или «факторов» в России, отсюда и термин «британские факторы» для всей группы британских агентов.

В 1646 году английские купцы были изгнаны из Московии, но торговля возобновилась в 1660 году, с английской реставрацией Карла II, когда компания также была реорганизована в регулируемую компанию. Они пользовались важными привилегиями до 1649 года и монополией на английскую торговлю с Россией до 1698 года, когда они потеряли свои привилегии из-за политической оппозиции. До 1717 года фабрика находилась в Москве, а затем переехала в Архангельск. В 1723 году фабрика снова переехала, на этот раз по императорскому указу, в Санкт-Петербург.

В середине 1770-х годов были увеличены субсидии на китобойный промысел для судов под английским флагом и введены тарифы на импорт и другие экономические ограничения, ограничивающие доступ в британские порты для небританских и неанглийских китобойных судов, что привело к десятикратному увеличению английского китобойного флота. Это привело к тому, что британский китобойный флот стал в десять раз больше. Эти арктические завоевания уменьшились во время четвертой англо-голландской войны (1780-1784) и наполеоновских войн (1795-1802, 1803-1813). В 1816 году в прибрежных арктических водах находилось 146 британских китобойных судов, а в последующие два десятилетия их число продолжало сокращаться. В 1840-х годах британское правительство отменило субсидии, уступив рынок китобоям из Америки и других стран.

С расширением торговли в 19 веке увеличилось количество торговых пунктов Компании в России, филиалы были открыты в Архангельске, Кронштадте, Москве и Санкт-Петербурге. Компания просуществовала до русской революции 1917 года. Штаб-квартиру (так называемый Старый Английский двор), построенную во времена правления Ивана IV недалеко от Кремля в Москве, в 1994 году посетила королева Елизавета II.

Источники

  1. Compañía de Moscovia
  2. Московская компания
  • Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

В 1555 г. в Англии была образована Московская (Русская) торговая компания. Ей были предоставлены привилегии на торговлю в Русском государстве.

Создание компании

В 1551 г. Себастьян Кабот, а также математик и астроном Джон Ди выступают с инициативой создать торговую компанию. Это намерение поддержали регент Джон Дадли и герцог Нортумберлендский. Итогом совместных усилий было создание в Лондоне Торговой компании «Mystery».

1555. Образование в Англии Московской торговой компании

Однако официальное образование Московской торговой компании в Лондоне связывают с переименованием «Mystery» и выдачей хартией королевы Марии Тюдор. Компания была британским акционерным обществом на основе механизма реинвестирования прибыли.

Капитал составлял 6 тыс. фунтов стерлингов. Его распределяли между акционерами, которых насчитывалось 207. Известно, что ключевая роль в основании Московской компании принадлежала Себастьяну Каботу. Именно он сумел добиться предоставление этому акционерному обществу права на ведение монопольной торговли с теми землями, которые в тот период впервые открывались.

Получение привилегий в Москве

В мае 1553 г. отправляется в путь экспедиция во главе с Х. Уиллоби. Ее задачей был поиск северных торговых путей в направлении Индии и Китая через Скандинавию. В состав вышедшей в Белое море экспедиции входили три судна. Команда двух из них вместе с Хью Уиллоби погибла. А вот судно Р. Ченслера в августе 1553 г. входит в Двинскую губу и останавливается в районе Николо-Корельского монастыря. Далее Ченслер направляется в Москву. В столице Российского государства он добивается аудиенции у государя Ивана IV.

Иван Грозный получает от Р. Ченслера письмо от Эдуарда VI, адресованное северным государям. Русский царь передает ответное письмо, где он дал разрешение англичанам на ведение свободной торговли на территории Русского государства. В конце зимы 1554 г. Р. Ченслер оставляет Москву.

В 1555 г. Ченслеру удается добраться вновь до Москвы. Русский царь выдает льготную грамоту, которая предоставляла право осуществлять свободную торговлю без уплаты пошлин с оптовым или розничным оборотом. Кроме того, предоставлялась возможность соорудить дворы в Холмогорах с Вологдой, которые не подлежали обложению податью. В дальнейшем дворы созданы были в Архангельске и Ярославле.

Компании был дарован двор у церкви св. Максима. При этом она могла рассчитывать на собственный суд, а судопроизводство по торговым делам осуществлял царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники лишались права вмешиваться во внутренние процессы компании, связанные с торговой деятельностью. Само же акционерное общество было вправе осуществлять наем русских приказчиков, но не более 1-го по каждому двору.

Московской компанией осуществлялся импорт на русские земли текстиля, бумаги, изделий из металла, оружия и товаров колониального происхождения. Вывозились из Русского государства другие товары – смола, пенька, сало, кожа, пушнина, древесина и т.д. В дальнейшем компания получила другие привилегии, прекратив свою деятельность только в 1808 г.

Система управления акционерным обществом

В московской компании избиралось 28 правительственных членов. Четверо из них получили название консулов, а 24 – ассистентов. Если в отдельные моменты времени отсутствовал говернор, то управление компанией осуществлялось консулом и 12-тью ассистентами.

Для решения дел торгового и судебного типа проводилось голосование. Утверждалось решение 15-тью голосами и более, но при наличии голоса говернора и 2-х консулов. У компании было право на покупку земель, но в пределах 60 фунтов за 1 год, а также можно было формировать свою систему правил.

Компания также могла выполнять такие действия:

  • заниматься строительством и снаряжением кораблей;
  • осуществлять портовую торговлю;
  • завоевывать и приобретать объекты в открытых территориях;
  • препятствовать совместной торговой деятельности иностранных купцов, если они не получили членство в Московской компании.

Определенная специфика была характерна для административного штата компании. В ее главе стояли 2 президента с 4-мя консулами.

  • Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

December 13 2022, 02:55

Category:

  • История
  • Cancel

Британский колониализм: Английская Московская компания

Московская компания (англ. Muscovy Company) — английская торговая компания. Предприятие было основано в 1551 году и до 1698 года обладало монополией на торговлю с Россией. Московская компания, была первой в истории крупной зарегистрированной акционерной компанией, проложившей путь к появлению таких компаний, как Ост-Индская компания. Предшественницей компании была созданная ещё во второй половине XIV века лондонская гильдия купцов. Первичный капитал компании состоял из 240 паёв. Эти паи, стоимостью 25 фунтов стерлингов каждый, были приобретены 201 человеком, из которых 199 были мужчинами и 2 женщинами. Помимо Джона Дадли, среди учредителей компании насчитывалось немало других представителей высшей знати, в частности, лорд-хранитель печати Уильям Герберт, граф Пембрук, лорд-дворецкий Генри Фиц-Алан, граф Арундел, адмирал Уильям Говард, граф Эффингем и другие. Компания стала первой коммерческой организацией, устав которой был утвержден парламентом. Первым говернором компании стал Себастьян Кабот (Себастьяно Кабото) — венецианский мореплаватель, путешественник и первооткрыватель. Компания утратила свои монопольные привилегии в 1698 году в ходе преобразований Петра I и прекратила операции в 1808 году. Штаб-квартира компании (так называемый Староанглийский двор ) была построена во времена правления Ивана IV и находится недалеко от Московского Кремля . В 1994 году её посетила королева Елизавета II:

From Wikipedia, the free encyclopedia

Muscovy Company

Type Trading company; charity
Industry Trading company; now a charitable organization
Predecessor Company of Merchant Adventurers to New Lands
Founded 6 February 1555; 468 years ago in England
Founders Richard Chancellor, Sebastian Cabot and Sir Hugh Willoughby
Fate Existed until 1917 as a trading company. Now operates mainly as a charity.

Seal of the Muscovy Company, showing the date 1555 above an escutcheon of arms: Barry wavy of six argent and azure, over all a ship of three masts in full sail towards sinister proper, sails, pennants, and ensigns of the first, each charged with a cross gules all between three bezants, a chief or, on a pale between two roses gules seeded or, barbed vert, a lion passant guardant of the fifth[1] All encircled by motto: Refugium Nostrum in Deo Est («Our Refuge is in God»). The ship is shown, unusually for heraldry, sailing towards the sinister, signifying «The East»

The Muscovy Company (also called the Russia Company or the Muscovy Trading Company Russian: Московская компания, romanized: Moskovskaya kompaniya) was an English trading company chartered in 1555. It was the first major chartered joint stock company, the precursor of the type of business that would soon flourish in England and finance its exploration of the world. The Muscovy Company had a monopoly on trade between England and Muscovy until 1698 and it survived as a trading company until the Russian Revolution of 1917. Since 1917 the company has operated as a charity, now working within Russia.[2][3]

History[edit]

Company of Merchant Adventurers to New Lands[edit]

The Muscovy Company traces its roots to the Company of Merchant Adventurers to New Lands (in full: «Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown») founded in 1551 by Richard Chancellor, Sebastian Cabot and Sir Hugh Willoughby, who decided to look for the Northeast Passage to China.

The first expedition of the Company of Merchant Adventurers was led by Willoughby, who was chosen for his military leadership skills after esteemed service against the Scots defending English castles in the north of the country. He had no prior nautical or navigational experience and it was hoped he would transition into naval life with the same aplomb he showed on land.[4] Chancellor would function as the navigator of the small fleet, which consisted of three ships: the Bona Esperanza under Willoughby, the Edward Bonaventure under Chancellor and the Bona Confidentia. The fleet departed from London on 10 May 1553, but near the Lofoten islands a storm hit the ships and separated Chancellor’s vessel from the other two.

Willoughby eventually crossed the Barents Sea and reached Novaya Zemlya. He spent some time sailing along the coast, then turned south towards Scandinavia. However at the mouth of the Varzina River on the coast to the east of present-day Murmansk the ship became trapped in ice. Willoughby and his crew were found a few years later by Russian fishermen who stumbled across the ship frozen in ice. Forcing entry into the ship, they found the bodies of Willoughby and his men frozen solid. It has been assumed that the men froze after a cold Russian winter aboard the ship, however, Willoughby and his men were well supplied for a winter aboard a ship – they had supplies of food enough for a journey meant for Asia and they had many woollen garments meant for trading in any destination they might have ended up in. It has therefore been posited by historians that Willoughby and his crew died not from exposure to the elements, but from carbon monoxide poisoning. The surrounding bay would have had ample supplies of sea coal and it was likely that men would have been sent out to gather material to keep them warm, and any combustion of sea coal in an enclosed area could easily have led to their deaths in a small ship hold. At any rate, Willoughby sent out scouts in various directions with the instruction to return after three days travelling if they had not found any human contact. All of these journeys failed.[4]

Chancellor was luckier. He penetrated the White Sea, where the local fishermen were amazed by the great size of his Western-built ship. He reached the harbour of Nikolo-Korelsky Monastery on the Northern Dvina river (near the present-day Arkhangelsk, which would be eventually founded in 1584 to service the growing trade). The region had just recently been added to Muscovy, and when Tsar Ivan IV heard of Chancellor’s arrival, he immediately invited the exotic guest to visit Moscow for an audience at the royal court.

Chancellor made the journey of over 600 miles (970 km) to Moscow through snow- and ice-covered country. He found Moscow large (much larger than London) and primitively built, most houses being constructed of wood. However, the palace of the Tsar was very luxurious, as were the dinners he offered Chancellor. The Russian Tsar was pleased to open the sea trading-routes with England and other countries, as Russia did not yet have a safe connection with the Baltic Sea at the time and almost all of the area was contested by the neighbouring powers of Grand Duchy of Lithuania, Crown of the Kingdom of Poland and the Swedish Empire. In addition, the Hanseatic League had a monopoly on the trade between Russia and Central and Western Europe. Chancellor was no less optimistic, finding a good market for his English wool, and receiving furs and other Russian continental goods in return. When he returned to England in 1554, he had letters from the Tsar with him, inviting English traders and promising trade privileges.

Chartering of the Muscovy Company[edit]

Экспедиция Ричарда Ченслера 1553 г.

Vladimir Kosov. 1553 expedition of Richard Chancellor

The Company of Merchant Adventurers to New Lands was rechartered as the Muscovy Company by Mary I of England in 1555,[5] and in the same year Chancellor left for Russia again. The Muscovy Company became an important diplomatic link between Muscovy and England, and was especially valued by the isolated Muscovy. Upon his arrival to the court of Ivan IV, Chancellor secured a number of privileges within Russia for the company, including free passage, control of English settlement, and freedom from arrest.[6]

When Chancellor set sail for England one year later in 1556, he was joined by the first Russian ambassador to England, Osip Nepeya. However at this juncture Chancellor’s luck finally ran out. Off the Scottish coast, his ship was caught in a sudden storm and shipwrecked. Chancellor drowned, but Nepeya managed to reach the coast, where he was taken hostage by the Scots for a few months before they allowed him to travel on to London.

Trade through Russia[edit]

Anthony Jenkinson succeeded Chancellor as the main trader of the Muscovy Company. Jenkinson made two important voyages himself — one trying to reach Cathay overland from Moscow, eventually stopping at Bukhara; the other, between 1562 and 1579 to establish overland trade routes through Russia to Persia. Although Jenkinson verified that the overland route to Persia was a viable one, it was abandoned in 1573 due to difficulties in the region; the route did not reopen until Parliament reinstated the company’s right to the route in 1741.[6] In 1567, when Muscovy was faring badly in the Livonian War (1558–1583), Tsar Ivan IV asked Jenkinson to sound out Queen Elizabeth I of England as a marriage prospect, providing a possible refuge for him if he was forced to flee the country. The negotiations yielded no results, and Ivan IV was soon forced to sign a ceasefire (1570) with the Polish–Lithuanian Commonwealth.

In 1571, the company’s right to free trade and navigation down the Volga was revoked by Ivan IV, who had been offended by English demands to close Russian trade to other European nations. Jenkinson returned to Moscow in 1572 in an attempt to restore the company’s privileges, a task at which he was largely successful. However, a cooling of Anglo-Russian relations was evident.[7] This unease between the Muscovy Company and Russia continued to the end of the sixteenth century, under the anti-English dominated courts of Fyodor Ivanovich and Boris Godunov.[8]

At the end of the 16th century, Richard Hakluyt wrote: «… the notable and strange journey of Master Jenkinson to Boghar in Bactria. Whereunto thou maist adde sixe of our voyages eleven hundred verstes up against the streame of Dwina to the towne of Vologhda thence one hundred and fourescore verstes by land to Yeraslaue standing upon the mighty river of Volga: there hence above two thousand and five hundred versts downe the streame to the ancient marte Towne of Astracan, and so to the manifolde mouthes of Volga, and from thence also by ship over the Caspian sea into Media, and further then that also with Camels unto Georgia, Armenia, Hyrcania, Gillan, and the cheefest Cities of the Empire of Persia: wherein the Companie of Moscovie Marchants to the perpetual honor of their Citie, and societie, have performed more than any one, yea than all the nations of Europe besides.»[9]

Expansion[edit]

Queen Elizabeth I granted the Muscovy Company a monopoly charter on whaling in 1577. The primary and most profitable whaling grounds of this joint-stock company came to be centered around Spitsbergen in the early 17th century, and the company’s royal charter of 1613 granted a monopoly on whaling in Spitsbergen, based on the (erroneous) claim that Hugh Willoughby had discovered the land in 1553.[10][11]
Initially the English tried to drive away competitors, but after a few years, they claimed rights only to the waters south of these Arctic islands.[12]

Shortly after Chancellor’s death in 1556, the Muscovy Company sent another voyage to discover the Northeast Passage, this time led by Steven Borough. He managed to sail through the Kara Gates, the strait between the islands of Vaygach and Novaya Zemlya in the Arctic Ocean. In 1607 and 1608, the company sent Henry Hudson in two separate voyages in an attempt to find the Northeast Passage. Both voyages were unsuccessful.[13]

Decline[edit]

In 1646, Tsar Alexei I rescinded the exemption of the Muscovy Company from Russian customs, in response to the company’s alleged support of the Parliamentarians in the English Civil War. After the execution of Charles I of England in 1648, Alexei I expelled English merchants from Russia altogether, except from Arkhangelsk.[14][15] While the restoration of Charles II of England in 1660 resulted in a temporary thaw of relations between England and Russia, a 1664 embassy under Andrew Marvell proved unsuccessful in restoring the Muscovy Company’s prior benefits. In the meantime, Dutch merchants replaced the English as the dominant traders in Russia.[15] Nevertheless, the company held a monopoly on English-Russian trade until 1698, when it lost its privileges due to political opposition.[16]

Eighteenth century on[edit]

[icon]

This section needs expansion. You can help by adding to it. (December 2020)

The Company helped provide churches and Anglican ministers at various times in Arkhangelsk, Moscow, St. Petersburg, and Kronstadt, such as St. Andrew’s Anglican Church, Moscow. The Company continued in existence until the Russian Revolution of 1917 and has since operated mainly as a charity.[2]

St. Andrew’s and the company headquarters (called the Old English Yard), were built during the reign of Ivan IV, and are not far from the Moscow Kremlin. In 1994 they were visited by Queen Elizabeth II.[citation needed]

Portrayal in fiction[edit]

  • Richard Chancellor’s 1555 voyage to Moscow, and the return to Scotland and London are portrayed in Dorothy Dunnett’s book The Ringed Castle.

See also[edit]

  • List of trading companies

References[edit]

  1. ^ Fox-Davies, The Book of Public Arms)
  2. ^ a b Guildhall Library Manuscripts, accessed January 26, 2011
  3. ^ «CHARITABLE FUND ADMINISTERED BY THE RUSSIA COMPANY, registered charity no. 210842«. Charity Commission for England and Wales.
  4. ^ a b James Evans (2014) [Merchant Adventurers] [Orion Publishing co]
  5. ^ E. Goldsmid (ed.), The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation, collected by Richard Hakluyt, Preacher, Vol. III: North-Eastern Europe and Adjacent Countries, Part II: The Muscovy Company and the North-Eastern Passage (E. & G. Goldsmid, Edinburgh 1886), pp. 101-112.
  6. ^ a b Olson, p. 769
  7. ^ Gerson, p. 84
  8. ^ Dmitrieva, p. 21
  9. ^ Richard Hakluyt, The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation, v. 1, Northern Europe (1598)
  10. ^
    Hudson, Henry; Georg Michael Asher (1860). Henry Hudson the Navigator: The Original Documents in which His Career is Recorded, Collected, Partly Translated, and Annotated. London: Hakluyt Society. pp. clix–clx.
  11. ^
    Schokkenbroek, Joost C.A. (2008). Trying-out: An anatomy of Dutch Whaling and Sealing in the Nineteenth Century, 1815-1885. p. 27.
  12. ^ Schokkenbroek, p. 28.
  13. ^ Olson, p. 770
  14. ^ Coates, p. 123
  15. ^ a b Dmitrieva, p. 28
  16. ^ Eddy, p. 67

Sources[edit]

  • Coates, Ben (2004). The Impact of the English Civil War on the Economy of London: 1642 — 50. Ashgate Publishing. ISBN 9780754601043.
  • Dmitrieva, Ol’ga (2006). Britannia and Muscovy. Yale University Press. ISBN 0300116780.
  • Eddy, Anna (2007). English in the Russian Context: A Macrosociolinguistic Study. ISBN 9780549321606.
  • Gerson, Armand (1912). Studies in the History of English Commerce in the Tudor Period. University of Pennsylvania.
  • Olson, James (1996). Historical Dictionary of the British Empire: K-Z. Greenwood Publishing Group. ISBN 9780313279171.
  • T. S. Willan, The Early History of the Russia Company, 1956, reprinted in 1968.
  • Jürgen Klein, «‘Eastward Ho! Hakluyt’s Principal Navigations on English 16th Century Seafarers in the Baltic and Eastern Europe», in: Zeitsprünge. Forschungen zur Frühen Neuzeit 10 (2006), Heft 3 — 4, pp. 400 — 423.

External links[edit]

  • Bibliography of works related to the Company
  • Works about the Muscovy Company at WorldCat Identities

Московская компания

  • Московская компания (англ. Muscovy Company) — английская торговая компания. Предприятие было основано в 1551 году и до 1698 года обладало монополией на торговлю с Россией.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Торговля Русского царства с другими странами, как правило, оптовая, меновая. Иностранные купцы, торгующие на золотую и серебряную монеты, получали дополнительные привилегии. Товарные кредиты выдавались чаще всего на один год — с сентября до сентября.

Гость (гости) — название крупных купцов до введения купеческих гильдий, иноземный купец. Впервые упоминаются в договорах князей Олега и Игоря с греками.

Шведская Ост-Индская компания (швед. Svenska Ostindiska Companiet) — компания, созданная в Швеции в XVIII веке для ведения морской торговли со странами Востока.

Шведская Вест-Индская компания (швед. Svenska Västindiska kompaniet) — торговая компания, образованная в Швеции в 1786 году для торговли с Вест-Индией.

Упоминания в литературе

1569 год явился «кульминационным пунктом» в истории успехов достигнутых Московской компанией у верховной русской власти. Англичанам удалось добиться новых привилегий: заказывать денежным дворам в Москве, Новгороде и Пскове переделку собственного серебра в русскую монету; завести канатную мануфактуру в Вологде; вести разведку рудных запасов на Вычегде и основать металлургическое производство. Им было разрешено захватывать иностранные корабли, которые попытались бы участвовать в беломорской торговле, с тем, однако, условием, чтобы половину добычи отдавать в царскую казну. Компанейским англичанам разрешалось заводить конторы и подворья в городах, держать русских работников, «жить везде по своему закону» – право суда и наказания английских подданных переходило к главному агенту компании, русские власти были обязаны оказывать ему содействие в высылке из страны англичан, не принадлежавших к компании.

Показательна судьба экспедиции, покинувшей Лондон 11 мая 1553 года. Из трех кораблей, застигнутых бурей, уцелел лишь один, на котором находился выдающийся мореплаватель Британии Ричард Ченслер. В грамоте, которую он имел при себе, содержался призыв английского монарха Эдуарда к будущим партнерам – «правителям северных стран» – развивать торговлю. Ченслер собрал много сведений о России и русских и по возвращении из экспедиции написал книгу «О великом и могущественном царе русском и великом князе Московском». Отныне «неведомая Московия» была открыта, и теперь следовало налаживать выгодные отношения с ней. В 1555 году в Англии учреждена Московская компания – общество для торговли с Россией, Персией и северными странами. А Р. Ченслера вновь отправляют в Москву. В Первопрестольной его принимают как посла ее величества английской королевы. В ответ Иван IV назначает своего посла в Англию. Это стало началом дипломатических отношений между двумя странами.

А что же англичане, чьи территориальные притязания не шли дальше Франции, а ноу-хау была продажа шерсти фламандцам? Могли ли они остаться в стороне, узнав, что испанцы и французы, их главные соперники, деятельно обогащались за морем? Нет, не могли. В 1496 году Джон Кабот, отправившийся из Бристоля, предпринял первую попытку пересечь Атлантический океан. В 1553 году корабли Хью Уиллоби и Ричарда Ченслера покинули Дептфорд, чтобы найти Северо-Восточный проход в Индию. Уиллоби погиб от холода в 1554 году, а Ченслер добрался до устья Северной Двины, а затем по суше в Москву, ко двору Ивана Грозного. Вернувшись в Лондон, Ченслер, не теряя времени, учредил Компанию Московского государства (“Общество купцов-искателей для открытия неизвестных и до этого обычно не посещаемых морским путем стран, областей, островов, владений и княжеств”) для торговли с русскими. Подобные проекты получали поддержку короны, поощрявшей не только тех, кто стремился за Атлантику, но и тех, кто искал дорогу к пряностям. Уже в середине xvii века английская торговля процветала от Белфаста до Бостона, от Бенгалии до Багамских островов.

При Иване Грозном Россия установила прочные контакты с еще одной державой. Англичане решили искать «Северо-Восточный проход» через Арктику, чтобы добраться до богатых стран Азии в обход испанских и португальских владений. В 1553 г. Мария Кровавая организовала экспедицию Уиллоби. Два корабля погибли, а третий, Ченслера, был занесен в Белое море, спасен поморами, и… англичане «открыли» Россию. Дада, в некоторых источниках так и указывается, что нашу с вами страну тоже «открыли» отважные британские моряки! Забывая о том, что русские «открыли» Англию на 70 лет раньше. Но в это время выходы через Балтику опять закупорили ливонцы и шведы, и царь принял англичан очень радушно, даровал им большие привилегии, и в 1655 г. в Англии была создана «Московская компания» – кстати, это был вообще первый прорыв британской торговли на внешние рынки. Королева Елизавета отношения упрочила, вела переписку с царем. Как уже отмечалось, она и сама была дамой весьма «грозной». И, между прочим, когда англичанин Флетчер издал книгу, критикующую российскую «тиранию» в противовес «британским вольностям», произведение запретили, а тираж конфисковали и сожгли. Елизавета сочла, что под маской правления Ивана автор изобразил сатиру на ее собственные порядки.

Вторая компания, «Савас ойл», была зарегистрирована в Женеве и входила в международную группу «Савас» со штаб-квар-тирой в Риме. Связи с «МЭС» эта группа имела самые тесные. В Риме «Савас» возглавлял русский эмигрант Слава Сайцев, фигурировавший вместе с Кирилловым в качестве возможного подозреваемого в женевском уголовном деле, связанном с «МЭС». Директором женевского отделения «Савас» являлся Морис Тейлор, управляющий компанией Виталия Кириллова. Было у «Савас» представительство и в Москве. Руководил им некий Евгений Фесенко, глава московской компании «Мэско» – одной из ключевых экспортных компаний «МЭС».

По сути, английская Ост-Индская компания была первым в истории акционерным обществом, поскольку до того сообщества торговцев, как-то Московская компания и другие, не имели уставного капитала, складывавшегося из взносов пайщиков, а были лишь объединениями купцов с равными правами.

Итак, несколько отрывков из отчета Э. Дженкинсона о его путешествии в Среднюю Азию в 1558–1560 гг., написанного для купцов Московской компании в Лондоне.

Связанные понятия (продолжение)

Южная компания, Компания южных морей (швед. Söderkompaniet, Söderhavskompaniet, Södersjökompaniet) — шведская торговая компания, ведшая свою деятельность в XVII веке и являвшаяся первой попыткой шведов принять участие в трансокеанской торговле.

Байло (итал. bailo или итал. baylo) — венецианская должность. Байло был постоянным представителем Венецианской Республики. В зависимости от места службы байло исполняли функции губернатора и/или дипломата. Наиболее известны байло, служившие в Константинополе. С 1265 года байло представляли интересы Венеции при Византийском, а после 1453 года и при Османском дворе. В Константинополе они занимались разрешением любых недоразумений между османами и венецианцами. Для этого им приходилось устанавливать…

Шведская Африканская компания (швед. Svenska Afrikanska Kompaniet) или Гвинейская компания (швед. Guineakompaniet) — шведская торговая компания, основанная в 1649 году для торговли с Африкой.

Заморин (англ. Samoothiri, Малаялам: സാമൂതിരി, русский термин образован от англизированного варианта англ. Zamorin) — титул, который носили правители в Кожикоде, государстве на юге Индии, в настоящее время это территория штата Керала. Заморины правили с XII по XVIII век, и были главной силой в регионе в средние века. Со времён династии Чера заморины были единственной силой, способной объединить все разрозненные княжества Керала. В 1766 году княжество Майсур во главе с Хайдар Али разбилo заморина…

Колониальная экспансия Габсбургской монархии — Австрийской (с 1867 года Австро-Венгерской) империи — совокупность нескольких попыток этой мировой державы наладить свою прибыльную заморскую колониальную торговлю и обзавестись собственными колониями.

Торговля, как процесс обмена товарно-материальными ценностями, известна начиная с каменного века. Как в то время, так и сейчас, сутью торговли является предложение к обмену, либо к продаже товарно-материальных, а также нематериальных ценностей с целью извлечения выгоды из этого обмена.

Подробнее: История торговли

Неме́цкий двор (или двор святого Петра) — второй иноземный двор немецких купцов, располагавшийся в Новгороде и существовавший примерно в XII—XVI веках.

Вели́кое посо́льство — дипломатическая миссия правителя Русского царства Петра I Алексеевича в Европу в 1697—1698 годах.

Не́мцы Са́нкт-Петербу́рга — часть населения города Санкт-Петербурга и его окраин, до Октябрьской революции составлявшая самый большой процент жителей после русских, которые проживали или трудились в нём в течение достаточно длительного времени и оставили заметный след в городской истории. Многие из немцев Санкт-Петербурга являлись подданными Российской империи.

Ба́рди (Bardi) — старинный род флорентийских банкиров. Барди возглавляли одну из крупнейших в Европе банковско-торговых компаний (с середины XIII в. до середины XIV в.). Они выступали кредиторами пап и королей. На деньги Барди велась Столетняя война. С конца XIII в. Барди принимали участие в политической жизни Флоренции.

Компания Южных морей (англ. The South Sea Company) — английская торговая компания, финансовая пирамида. Предприятие было основано в 1711 году британским казначеем Робертом Харли. Акционерам было обещано асьенто — исключительное право на торговлю с испанской частью Южной Америки. В обмен на привилегии компания обещала выкупить государственный долг, существенно увеличившийся в ходе войн герцога Мальборо. При этом эти права основывались на успешном завершении Англией Войны за испанское наследство, которая…

Вели́кие географи́ческие откры́тия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых…

Северо-Западная компания (англ. North West Company) — торговая компания, занимавшаяся преимущественно торговлей мехом. Располагалась в Монреале с 1779 по 1821 год. Была главным конкурентом Компании Гудзонова залива на территории, позднее ставшей Западной Канадой. Конкуренция между компаниями дошла до вооружённого противостояния, и в конце концов они были принуждены к слиянию.

Ганзейский союз, Га́нза, также Ганзея (нем. Deutsche Hanse или Düdesche Hanse, др.-в.-нем. Hansa — буквально «группа», «союз», лат. Hansa Teutonica) — крупный политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы, возникший в середине XII века. Просуществовал до середины XVII века. В регистр Ганзы были включены 130 городов, из них — около 100 портовых, а под её влиянием находилось до трёх тысяч населённых пунктов. К началу XV века Ганза объединяла около 160 городов.

Подробнее: Ганза

Колонизация Америки — это колонизация Южной и Северной Америки европейскими государствами, начавшиеся с открытия Америки Колумбом в 1492 году. Главными европейскими метрополиями участвующие в колонизации Америки были Испанская империя, Португалия, Британская империя и Франция. В колонизации также участвовали и другие метрополии которые, однако быстро потеряли свои колониальные владения. Примерами таких метрополий являются Россия, Швеция и Нидерланды.

В 1778 году кочующая с XVII века резиденция монгольских Богдо-гэгэнов Урга́ (от монг. Өргөө — «Дворец», «Ставка»; также монг. Их хүрээ, Да хүрээ — «Великий монастырь») осела в долине в месте слияния рек Тола и Сэлбэ, став стационарным поселением и крупнейшим городом цинской Внешней Монголии. В 1911 году Урга получила статус столицы Монголии и стала называться Нийслэл хүрээ — «Столичный монастырь». Название Урга не было официальным и использовалось в основном иностранцами. В 1924 году с провозглашением…

Подробнее: История Улан-Батора

Япония в эпоху модернизации представляла собой государство, в короткие сроки переходящее от феодализма к современному индустриальному обществу.

В промежутке между мировыми войнами в Шанхае, как и в Харбине, существовала крупная русская диаспора представителей первой волны эмиграции. По оценкам 1937 года, в Шанхае проживало около двадцати пяти тысяч русских, составлявших с большим отрывом самую многочисленную группу иностранцев в городе. Большинство из них эмигрировали с Дальнего Востока, где т. н. Чёрный буфер Белого движения сохранялся до осени 1922 года.

Подробнее: Русский Шанхай

Сагалло (Сагаллу́, фр. Sagallou), (Русское Сомали) — заброшенный египетский форт, часть берега будущего Французского Сомали (сейчас Джибути); территория, которую пытались освоить и закрепить за Российской империей русские колонисты в начале 1889 года.

Луизианская покупка (англ. Louisiana Purchase) — сделка по приобретению Соединёнными Штатами французских владений в Северной Америке в 1803 году. Размер приобретённой территории, по приблизительным оценкам, равен 530 миллионам акров (828 000 миль² или 2 100 000 км²). Цена сделки составила 15 миллионов американских долларов или 80 миллионов французских франков (окончательная сумма сделки для США, включая проценты по кредиту, составила 23 213 568 американских долларов). Исходя из этого, цена одного…

Колониальная история США покрывает период от начала европейской колонизации Америки, в особенности английской колонизации, до декларации независимости в 1776 году. В конце XV века Англия, Шотландия, Франция, Швеция, Испания и Нидерланды начали колонизацию Северной Америки. Многие колонии, например, широко известная колония Роанок, были оставлены или бесследно исчезли, но некоторые оказались успешными. Первые европейские колонисты происходили из разных социальных слоев и религиозных конфессий. Аристократы…

Первые письменные упоминания о древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках «Двадцать четыре истории» I века. Однако согласно результатам археологических исследований, Японский архипелаг был заселён людьми в период позднего палеолита.

Подробнее: История Японии

Морской пушной промысел — морская торговля мехом калана (морской выдры) и других животных, которая велась с коренными народами Аляски и индейцами северо-западного побережья Северной Америки. Пушнина в основном шла в Китай, где она обменивалась на чай, шёлк, фарфор и другие китайские товары, после чего эти товары потом продавалась в Европу и США. Впервые морским промыслом пушнины начали заниматься русские: он вёлся на востоке от Камчатки, вдоль Алеутских островов и на южных берегах Аляски. Англичане…

Ма́рки виртуа́льных госуда́рств, или «почто́вые при́зраки», — марки несуществующих, виртуальных государств, а также микрогосударств, которые выпускаются в пропагандистских и/или спекулятивных целях. По подсчётам экспертов, совокупное количество подобных выпусков в мире по меньшей мере более 80 тысяч, и оно продолжает увеличиваться.

Пять портов (норманд. Cinque Ports) — союз сперва 5, а ныне 14 портовых городов в английских графствах Кент и Суссекс.

Исто́рия по́чты — исследование развития почтовой связи, важный раздел филателии. Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности и первоначально удовлетворялась посредством гонцов, которые приносили сообщения, как устные, так и письменные или облечённые в символическую форму. С развитием человеческой цивилизации происходили изменение и развитие способов, средств и форм почтовой связи.

Помо́рская торго́вля (норв. Pomorhandel) — торговля между поморами и людьми, жившими по побережью Северной Норвегии. Торговля началась около 1740 года и продолжалась до революции 1917 года.

Золотой запас Российской империи — находившееся в государственной собственности Российской империи в хранилищах финансовых ведомств Казначейства и Госбанка золото в виде российской и иностранной монеты (в том числе XVIII, XIX и XX веков), кружков без аверса и реверса, полос, слитков, а также золотых самородков из хранилищ СПб Горного института.

Французской оккупацией Мальвинских островов называют основание французами первого постоянного поселения на Мальвинских (Фолклендских) островах — порта Сен-Луи (позже Порт-Луис, Пуэрто-Соледад). Королевство Испания, считавшее архипелаг своей собственностью, выступило против присутствия французов и, в результате недолгих переговоров, получило порт Сен-Луи, укрепив свои суверенные права. Правительство Великобритании никак не отреагировало на эти события: ни когда на архипелаге высадились французы, ни…

Коммерческая революция — период экономической экспансии Европы, колониализма и меркантилизма, который длился примерно с конца XIII до начала XVIII века, на смену которому пришла промышленная революция. С началом Крестовых походов европейцы заново открыли для себя пряности, шёлк и другие товары, ставшие редкими в Европе в Средние века. Это открытие привело к расширению торговли и обострению торговой конкуренции со странами Востока. Формирующиеся европейские государства на протяжении эпохи Великих…

Золотой век пиратства — общее обозначение активности пиратов, охватывающее период с 1650 по 1730 год и включающее в себя три отдельных промежутка…

Спор о границе Орегона (также известный как «Орегонский вопрос») — результат конфликта претензий Великобритании и США в районе тихоокеанского побережья северо-западной части Северной Америки в первой половине XIX века. Британцы называли регион «Округом Колумбия» (в соответствии с регионами деятельности Компании Гудзонова залива), американцы — Орегонской страной. Общее определение спорного региона таково: к западу от Скалистых гор, к северу от 42-й параллели (северная граница Новой Испании, а с…

Ливрейные компании Лондонского Сити представляют собой древние и современные лондонские торговые ассоциации. Названия почти всех их состоят из слов «Почтенная компания…» (англ. Worshipful Company of …) с добавлением соответствующего ремесла, торговли или профессии.Лондонские средневековые гильдии развились в корпорации, ответственные за обучение и регулирование в областях их специализации. В частности, это контроль заработной платы, условий труда и стандарты производства. Подобно большинству средневековых…

Форт-Уильям (англ. Fort William) — британская крепость, давшая начало городу Калькутта. Рядом с ней раскинулся самый большой городской парк — Майдан.

Орегонская страна (англ. Oregon Country) — американский термин, использовавшийся для обозначения примыкающего к Тихому океану региона на северо-западе Северной Америки, право на владение которым в первой половине XIX века оспаривали друг у друга США и Великобритания. В Великобритании для обозначения этого региона использовался термин «Округ Колумбия» (англ. Columbia District) — в соответствии с разделением Северной Америки на регионы деятельности, принятым в Компании Гудзонова залива.

Главное общество российских железных дорог — основано 26 января (7 февраля) 1857 года, согласно указу императора Александра II, для постройки в Российской империи в течение десяти лет сети железных дорог и их эксплуатации в течение 85 лет.

История Санкт-Петербурга начинается с 1703 года. Тогда начали строить петропавловскую крепость. За всё время своего существования он успел побывать столицей трёх государств, трёх революций и имел три разных названия. Основателем города является Пётр I — первый российский император. Он же сделал Санкт-Петербург столицей нового государства — Российской империи. Во времена Великой Отечественной войны город пережил тяжёлую блокаду.

Средневековый Париж являлся одним из крупнейших городов Западной Европы. Его история охватывает периоды правления четырёх королевских династий — Меровингов (V—VIII века), Каролингов (VIII—X века), Капетингов (X—XIV века) и Валуа (XIV—XVI века). Издавна город был разделён на три условные части — остров Ситэ, северное правобережье и южное левобережье, каждая из которых имела свои индивидуальные особенности развития. С северной стороны к средневековому Парижу примыкал холм Монмартр, а с южной — более…

Ка́перы (нем. Kaper), корса́ры (фр. corsaire), привати́ры (англ. privateer) — частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства использовали вооруженное судно (также называемое капером, приватиром или корсаром) с целью захвата торговых кораблей неприятеля (а иногда и судов нейтральных держав). То же название применяется к членам их команд.

The end of the sixteenth century witnessed the birth of the major English companies engaged in trade with faraway lands, such as the Levant Company (founded in 1581), the Barbary Company (1585) and the East India Company (1600). The oldest of those companies was the Muscovy Company.

Конец XVI века стал свидетелем рождения крупных английских компаний, занимающихся торговлей с дальними странами, таких как Левантийская компания (основанная в 1581 году), Берберская компания (1585) и Ост-Индская компания (1600). Старейшей из этих компаний была Московская компания.

Muscovy Company was founded in 1555. A significant role in the creation of the Moscovy company was played by the navigator and explorer Sebastian Cabot, who achieved the right of monopoly trade for it and was then elected its head for life. It was the first English joint-stock company in which the capital remained regularly in use instead of being repaid after every voyage.

Московская компания была образована в 1555 году. Значительную роль в создании Московской компании сыграл мореплаватель и исследователь Себастьян Кабот, добившийся для неё права монопольной торговли и избранный затем её пожизненным главой. Это было первое английское акционерное общество, в котором капитал оставался в постоянном пользовании, а не возвращался после каждого путешествия.

  • Ганс Гольбейн Младший. Себастьян Кабот
    Себастьян Кабот
  • Герб Московской торговой компании

In 1553 Sir Hugh Willoughby and Richard Chancellor had sailed to seek out a Northeast Passage to China and the East Indies (Indonesian archipelago). Willoughby’s ship was lost, but Chancellor reached Arkhangelsk (Archangel) on the White Sea and established trade links with Moscow.

В 1553 году сэр Хью Уиллоуби и Ричард Ченслор отправились на поиски Северо-восточного прохода в Китай и Ост-Индию (индонезийский архипелаг). Корабль Уиллоуби был потерян, но Ченслор достиг Архангельска на Белом море и установил торговые связи с Москвой.

In 1555, Chancellor went to Moscow again. Tsar Ivan the Terrible gave a charter for English company. This charter gave the right to trade freely wholesale and retail. The company mainly exported English woolen fabrics of various qualities. While furs and wax were the most important Russian exports during the first centuries of the Middle Ages, linen and cannabis became more dominant in Russian exports during the sixteenth century.

В 1555 году Ченслор ещё раз отправился в Москву. Царь Иван Грозный выдал льготную грамоту для английской компании. Грамота давала право свободной и беспошлинной торговли оптом и в розницу. Компания в основном экспортировала английские шерстяные ткани различных качеств. В то время как меха и воск были наиболее важными российскими экспортными товарами в первые века Средневековья, лен и конопля стали все более доминирующими в российском экспорте в течение шестнадцатого века.

British merchants overpriced their goods and lowered prices for Russian ones. This caused discontent, and the tsar in 1569 and 1572 complained about the company to the English ambassador. For their part, English merchants complained about non-payments and debts. Jenkinson came to Moscow to solve these problems. Ivan the Terrible limited the rights of the company; the company could enter Kazan and Astrakhan only with the permission of the tsar. The company had to pay half of the customs fees.

Английские купцы завышали цены на свои товары, занижали на российские. Это вызывало недовольство, и царь в 1569 и 1572 году жаловался на компанию английскому послу. Со своей стороны английские купцы жаловались на неплатежи и долги. Для решения проблем в Москву приезжал Дженкинсон. Иван Грозный ограничил права компании, в Казань и Астрахань компания могла заходить только с разрешения царя. Компания должна была платить половину от таможенных сборов.

In 1567-1569, Tsar Ivan IV, seeking a closer political alliance with England, expanded the privileges of the Moscow company: it received the right to use northern ports, conduct transit trade along the Volga route with Persia and Central Asia, seize ships of other European states in the White Sea, etc.

В 1567-1569 годы царь Иван IV Васильевич, добиваясь более тесного политического союза с Англией, расширил привилегии Московской компания: она получила право использовать северные порты, вести транзитную торговлю по Волжскому пути с Персией и Средней Азией, захватывать в Белом море корабли других европейских государств и др.

However, in 1570, due to the impossibility of achieving the desired alliance with the British government, these privileges of the Moscow company were canceled and trade with England was suspended until 1572.

Однако уже в 1570 году в связи с невозможностью добиться желаемого союза с английским правительством эти привилегии Московской компании были отменены и до 1572 года торговля с Англией приостановлена.

Since the end of the 16th century, the positions of the Moscovy company in Russia have weakened due to the growing competition from Dutch merchants; during the Time of Troubles, it suffered significant losses.

С конца XVI века позиции Московской компании в России ослабли в связи с нараставшей конкуренцией со стороны нидерландских купцов; в Смутное время она понесла значительные убытки.

After the accession of Mikhail Fedorovich, the main privileges of the Moscovy company were confirmed. In 1649, in connection with the execution of Charles I Stuart, as well as because of the growing discontent of Russian merchants with the duty-free trade of the Moscovy Company, its agents were expelled from Russia. After the accession of Charles II Stuart in 1660, the Moscovy company resumed its work. In 1698, during the reformations of Peter I, the company lost its monopoly privileges. It officially ceased to exist in 1917.

После воцарения Михаила Фёдоровича основные привилегии Московской компании были подтверждены. В 1649 году в связи с казнью Карла I Стюарта, а так­же из-за нараставшего недовольства русских купцов беспошлинной торговлей Московской компании её агенты были высланы из России. После воцарения в 1660 году Карла II Стюарта Московская компания возобновила работу. В 1698 году в ходе преобразований Петра I компания утратила монопольные привилегии. Официально прекратила существование в 1917 году.

Since 1917 the company has operated as a charity, now working within Russia.

С 1917 года компания действовала как благотворительная организация, ныне работающая на территории России.

However, no longer functioning in the territory of England, the company has maintained its existence in the names of some streets where it once existed.

Тем не менее, больше не существующая на территории Англии, компания сохранила свое существования в названии некоторых улиц, где когда-то она существовала.

Several toponyms in London are associated with Moscow company. In London, Russia Row is located, where the headquarters of the «Russian Company», formerly also known as the «Moscow Company», was once located. It was at the head of all British trade with Russia from the time of Ivan the Terrible until 1917. And in the east of London, Russia Dock was once located, where soft wood came from Russia and the countries of Northern Europe. Now in this area is the park Russia Dock Woodland, and the surrounding streets are appropriately named: Russia Dock Street, Onega Gate and Odessa Street. There is also Muscovy Street in London that keeps its memory from old times of Moscow company.

Несколько топонимов в Лондоне связаны с деятельностью Московской компании. В Лондоне расположена улица Russia Row, где когда-то находилась штаб-квартира «Русской компании», ранее также известной как «Московская компания». Она стояла во главе всей английской торговли с Россией со времен Ивана Грозного вплоть до 1917 года. А на востоке Лондона когда-то располагался Russia Dock, куда поступала мягкая древесина из России и стран Северной Европы. Сейчас в этих краях находится парк Russia Dock Woodland, а окрестные улицы носят соответствующие названия: Russia Dock Street, Onega Gate и Odessa Street. В Лондоне есть Muscovy Street, которая хранит память о старых временах московской компании.

  • Улица Russia Row
  • Улица Muscovy Street
  • Парк Russia Dock Woodland

Карта Лондона с топонимическими следами Московской торговой компании

Наталия Чернышева АНГ-182

Елизавета Морозова АНГ-182

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии