Слово «досуг» – одно из тех слов, смысл которых интуитивно понимает любой человек. Но далеко не каждый сможет сказать что-то вразумительное, если попросить его объяснить, что же это такое. Сегодня мы устраним этот пробел и подробно разберём, что представляет собой досуг, чем он отличается от других видов отдыха, каким бывает, какие функции выполняет и почему так важен для нас.
Что такое досуг?
Досуг – это свободное время, которое остаётся у человека после того, как он выполнил все обязательные дела. Это время он может потратить на отдых, развлечения, хобби или любые другие занятия по своему выбору. Как правило, досугом называется какая-то активность, а не праздное ничегонеделание. Подразумевается, что человек тратит свободное время на увлечения, творчество, путешествия, спорт, изучение произведений культуры, познание чего-то нового.
Исследователи считают, что термин «досуг» происходит от праславянского слова dosog, которое можно перевести как «то, что достигнуто» или «достижение». То есть, можно сказать, что досуг – это отдых, которого человек достиг (заслужил), выполнив все дела.
По сути, досуг – это время, которое человек использует для удовлетворения различных потребностей, в частности, творческих и культурных. Досуговая деятельность никак не связана с основной работой, повседневными обязанностями и делами. Вместо этого она направлена на снятие напряжения, восполнение физических сил и восстановление душевного равновесия. Также к ней относятся все те занятия, которые мы свободно выбираем для себя ради самоутверждения, самореализации и саморазвития.
Давая нам свободу выбора, досуг всё же подразумевает определённую зависимость от социальных отношений и личностных обязательств перед близкими людьми. К примеру, люди, у которых есть ещё не повзрослевшие дети, обычно проводят это время с ними. Стоит отметить, что не всё время, проведённое с семьёй, является досугом. Помогая ребёнку с домашним заданием или собирая его в школу, вы занимаетесь обязательными делами. А вот прогулка с семьёй по парку или отдых на пляже – это уже полноценный семейный досуг.
Отличие досуга от хобби, отдыха и свободного времени
Досуг часто путают с такими понятиями как хобби, отдых и свободное время. Чтобы устранить эту путаницу, разберём каждое из них подробнее.
Хобби – это увлечение человека, некая активная деятельность, доставляющая ему удовольствие. Досуг – это время, свободное от обязательных дел, которое человек тратит, как посчитает нужным (в том числе и на хобби). Хобби – это персональное увлечение, которое каждый выбирает для себя сам. Для кого-то это рисование, для кого-то – музыка. Досуг – более обширное и универсальное понятие, охватывающее множество разных видов времяпровождения.
Отдых – это действие или бездействие, основная цель которого заключается в восполнении сил и восстановлении работоспособности. Это также всего лишь один из видов времяпровождения, которым люди могут посвящать свой досуг. Разница между этими понятиями заключается в том, что слово «досуг» является общим, тогда как слово «отдых» несёт конкретную смысловую нагрузку, указывая, что в данном случае речь идёт о восстановлении сил.
Термины «досуг» и «свободное время» часто называют синонимами, но и они не идентичны по смыслу. Свободное время подразумевает, что человек может потратить его неэффективно или заняться какими-то рабочими делами на своё усмотрение. Досуг же подразумевает, что время тратится с пользой на интересные, увлекательные и полезные дела. Даже на работе иногда возникает свободное время, которое можно посвятить, например, приведению в порядок рабочего места. Досугом это никак не назовёшь.
Примеры досуга
В качестве наиболее наглядных примеров можно привести такие виды проведения досуга как:
- активный отдых (пешие прогулки, спортивные мероприятия, походы, соревнования и прочие активные виды деятельности);
- общение (приятное времяпровождение с близкими и друзьями, участие в публичных мероприятиях, свидания и новые знакомства);
- индивидуальное потребление произведений культуры (книги, музыка, фильмы, компьютерные игры и прочее);
- коллективное потребление произведений культуры (музеи, музыкальные концерты, праздничные мероприятия, театры, кино, зрелищные виды спорта, выставки, лекции и прочее);
- посещение развлекательных заведений (клубы, дискотеки, рестораны);
- туризм (спортивный, оздоровительный, культурный, исторический);
- участие в клубной деятельности (профессиональные, корпоративные, элитарные, спортивные, университетские и прочие клубы);
- творчество (музыка, живопись, моделирование, различные ремёсла).
Все эти разнообразные виды досуга представляют собой полезную активную деятельность, которая позволяет человеку восстанавливать силы гораздо эффективнее, чем пассивный отдых «на диване».
Основные характеристики досуга
Чтобы лучше понять, что такое досуг и чем он отличается от простого отдыха, перечислим его основные характеристики и признаки:
- он подразумевает осознанный выбор активности в свободное время;
- он предполагает не строго определённую, а свободную деятельность;
- он связан с психологической, эмоциональной и социальной активностью;
- он способствует всестороннему развитию личности, развивает творческие способности;
- он позволяет повысить самооценку, занимаясь выбранной деятельностью;
- он повышает настроение, дарит чувство удовлетворённости жизнью.
По сути, досуг – это та сфера жизни, в которой происходит всестороннее удовлетворение личностных потребностей, не связанных с профессиональной самореализацией.
Что не входит в досуг?
Для более точного понимания того, что представляет собой досуг, перечислим некоторые распространённые виды времяпровождения, которые к нему не относятся:
- рабочее время, а также время, затрачиваемое на подготовку и на дорогу к месту работы;
- ночной сон;
- обслуживание физиологических потребностей (водные процедуры, чистка зубов, посещение туалета, бритьё и прочее);
- уборка, ремонт и прочие домашние дела;
- употребление пищи, а также походы за продуктами и готовка;
- покупка вещей (многим людям шопинг доставляет удовольствие, и всё же он относится к обязательным делам);
- поход в парикмахерскую или салон красоты (опять же многим это нравится, однако это процедуры, связанные с обслуживанием своих потребностей);
- воспитание детей и уход за ними;
- помощь близким, уход за заболевшими родственниками.
Особенность перечисленных занятий заключается в том, что они связаны с решением обязательных задач или удовлетворением потребностей. То есть, даже если человек делает это всё в свободное время и получает от этого удовольствие, досугом это всё равно не считается. А вот абсолютно свободное время, которое человек решает потратить на какую-то полезную, интересную, приятную, развивающую или познавательную деятельность, не являющуюся обязательной – это и есть его досуг.
У большинства из нас после выполнения обязательных дел остаётся совсем мало свободного времени, а иногда его может и вообще не быть. При этом многим людям кажется, что их жизнь насыщенна и разнообразна, ведь они столько всего успевают. Но если убрать все обязательные дела, может выясниться, что досуга у них нет вообще. Такое положение дел ведёт к эмоциональному выгоранию, поэтому очень важно понимать, какую часть нашего времени мы уделяем досугу.
Классификация видов досуга
Существует множество разных способов проведения досуга. Рассмотрим основные критерии, позволяющие разделить их на отдельные виды.
1. По способу возникновения
По сути, здесь есть два основных варианта:
- спонтанный (возникший без планирования и приготовления);
- организованный (спланированный и подготовленный заранее).
Спонтанный досуг не требует сложных приготовлений и создания каких-то особых условий. Обычно это мероприятия, не требующие специальных помещений и дорогого оборудования, такие как:
- вечеринки и застолья;
- простые настольные игры;
- посещение кинотеатров;
- отдых на свежем воздухе;
- прогулки по парку и прочее.
Организованный досуг обычно планируется заранее и требует предварительной подготовки. Как правило, есть люди, которые занимаются его организацией. Часто требуется заранее найти и подготовить помещение или местность (к примеру, стадион или поляну), специальное оборудование. Иногда требуется нанять дополнительный персонал, а также заранее разослать приглашения участникам.
Примеры организованного досуга:
- сюжетные настольные игры;
- встречи выпускников;
- свадьбы, награждения и прочие торжественные мероприятия;
- традиционные праздники и обряды;
- спортивные соревнования;
- массовые спортивно-оздоровительные мероприятия.
2. По месту проведения
Досуг можно проводить в следующих местах:
- дом;
- место учёбы или работы;
- специализированные заведения (игровые, компьютерные клубы);
- учреждения культуры (театры, музеи);
- специально оборудованные пространства (стадионы, ипподромы, поля);
- неспециализированные открытые пространства (парки, скверы);
- заведения общественного питания (кафе, рестораны);
- природные пространства (лес, остров, берег реки).
3. По типу потребляемого контента
Многие виды досуга связаны с потреблением различных видов контента, таких как:
- видеопродукция (фильмы, сериалы, телепередачи и прочие развлекательные или познавательные видеоролики);
- аудиопродукция (музыка, радиоспектакли, радиопередачи, подкасты и прочие записи или прямые эфиры);
- печатная продукция (книги, журналы, газеты);
- интерактивный компьютерный контент (игры, обучающие и развивающие программы, презентации и прочее);
- онлайн-контент в интернете.
Функции досуга
Разные исследователи предлагают разные списки функций досуговой деятельности. Чаще всего в них включены следующие функции:
- рекреационная (отдых, восполнение физических сил, восстановление душевного равновесия, оздоровление);
- социализирующая (новые знакомства и социальные связи, расширение круга знакомых и друзей);
- коммуникативная (общение, межличностное и социальное взаимодействие);
- компенсаторная (возможность совершенствоваться, развивать желаемые способности, удовлетворять различные потребности);
- воспитательная (передача норм морали и нравственности);
- гедонистическая (обеспечение чувства личной значимости и ощущения движения к цели);
- познавательная (приобретение и распространение знаний, идей);
- культурно-творческая (воспроизводство народной культуры, передача и сохранение духовных ценностей).
Стоит отметить, что большинство перечисленных функций направлены на удовлетворение потребностей личности (прежде всего, отдых и развитие), но некоторые из них важны также для общества в целом (укрепление социальных связей, сохранение и приумножение культурных ценностей).
В чём важность досуга?
Насыщенный досуг необходим каждому из нас, и без него жизнь нельзя считать полноценной. Конечно, человеку может казаться, что он успешен во всех жизненных сферах. Но не имея возможности полноценно отдыхать, он рискует быстро выгореть, израсходовав все силы. При этом не следует ассоциировать досуг только с отдыхом и развлечениями. Исследователи утверждают, что его важность заключается, прежде всего, в том, что он обеспечивает нам удовлетворение базовых потребностей, находящихся на всех уровнях пирамиды Маслоу.
Впрочем, и рекреационную функцию нельзя недооценивать. К примеру, одно из недавних исследований показало, что у людей, предпочитающих тратить свободное время на рабочие дела, работая до 55 часов в неделю, риск инфаркта и инсульта выше на 13% и 33% соответственно, чем у тех, кто работает до 40 часов и уделяет время полноценному отдыху. Таким образом, досуг имеет огромное значение для здоровья и общего состояния организма. Кроме того, от него напрямую зависит продуктивность работы. Не зря ведь говорят, что хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает.
Досуг
Иллюстрация: картина Валентина Губарева.
ДОСУГ — проведение свободного времени, совокупность видов деятельности для удовлетворения физических, духовных, социальных потребностей в свободное от работы, домашней занятости время. Включает как отдых, развлечения, так и творческую, любительскую деятельность, занятия физической культурой, туризмом.
Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 137.
Досуг (Акмалова, 2011)
ДОСУГ. Часть свободного времени, которым человек располагает по своему усмотрению. В узком смысле слова под ним понимаются отдых и развлечения: посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д. Основные параметры досуга – продолжительность, место и способ проведения, структура. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает время на передвижение к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, отдых, общественную деятельность.
Досуг в Классическом Китае
Само понятие досуга, определяемое как противопоставление понятию «вознаграждающей работы», которое также всецело определено и подогнано под ранжир, входит в категорию, к которой китайское мышление испытывает истинное отвращение: это категория объектов, наглухо закрытых в своей статичной идентичности. С тем же успехом, как если бы мы решили, что способны обнаружить в Китае школы мысли, обладающие жестким, непоколебимым догматизмом, что позволило бы нам строго ранжировать их, приклеивая к ним фиксирующие их этикетки, мы могли бы ожидать, к примеру, от чиновника, что он посвятит свое служебное время политическим задачам, а время отдыха тому, чего он пожелает, при условии, что это никак не затронет его служебных дел…
Досуг [в Византии]
Досуга, как мы его понимаем в наши дни, в Византии не было. Скорее так можно назвать деятельность, которой люди посвящали себя помимо основного занятия: для людей из народа — различные работы, для аристократии — служба, для женщин — домашние хлопоты. Причем одни выполняли конкретные задачи, а другие, относящиеся к верхушке общества, просто следили за этим и руководили своими домочадцами. Стоит добавить, что христианство играло в этом особую роль: Церковь считала, что христианин должен большую часть своего свободного времени посвятить Богу, и строго осуждала за безнравственность некоторые общественные игры, которые были в ходу в городах…
Социология досуга
СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА — направление в прикладной социологии, связанное с изучением социальных аспектов развития сферы досуга посредством социологических методов и процедур. Возникновение социологии досуга следует отнести к 20—30-м годам 20 века и связать сначала с исследованиями ученых США и стран Западной Европы массовых социальных феноменов (работы, семейных отношений, жизни горожан), а затем и специальных обследований досуговой деятельности в этих странах. Поток материалов о досуге нарастает во 2-й половине 20 века, что объясняется широким распространением в странах Запада 8-часового рабочего дня, двух выходных дней в неделю, массовым развитием туризма и др. Немалый интерес к социологии досуга проявляют также специалисты маркетинговых коммуникаций и исследователи потребительского поведения людей…
Досуг детей
ДОСУГ ДЕТЕЙ — свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг детей проводился разумно, т. е. развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности. Особое значение имеет педагогически целесообразная организация досуга детей в выходные дни и во время каникул (посещение утренников и вечеров, просмотр спектаклей и телевизионных передач, занятия спортом и туризмом, участие в физкультурно-спортивных соревнованиях и пр.).
Досуг (Лопухов)
ДОСУГ — время, свободное от профессионально-трудовой деятельности и домашних обязанностей, предназначенное для отдыха, для восстановления затраченных в сфере профессионального труда психофизических сил, для т. н. любимых занятий, хобби, увлечений и развлечений. В индустриально развитых странах количество свободного времени в настоящее время составляет от 3,5 до 4 тыс. часов в год, рабочее время — 1,8—2,3 тыс. часов в год. С тенденцией увеличения свободного времени тесно связаны быстрые темпы роста индустрии досуга, обеспечивающей различные способы его проведения.
Досуг (Конт-Спонвиль)
ДОСУГ (LOISIR). У античных мудрецов существовало понятие otium, под которым они понимали свободное время, отведенное просто для жизни и не пожираемое работой. Это не лень и не отдых, а возможность располагать собой, своего рода открытость миру и себе, настоящему и вечности; это пространство, открытое для действия, созерцания, гражданственности и человечности. Сегодня досугом называют также совокупность развлечений, помогающих пережить это свободное время. Платой служит то, что свободное время перестает быть таковым.
Этимология слова «досуг»
На чтение 3 мин Просмотров 57 Опубликовано 22.10.2022
Досуг является очень важной частью нашей жизни, одной из самых главных составных. Но при этом не каждый человек знает, откуда взялось это понятие и полное его значение. И чтобы понять происхождение слова «досуг», необходимо заглянуть в любой словарь.
Этимология слова
Досу́г.
С самого начала значение было «то, что достается», которое сменилось на «то, что досталось». Между этим смысл досуга определяется «силы достичь чего-то». Но в течение времени осталось достаточно простое «время, не занятое трудом».
Лексическое значение слова «досуг»
То есть, на русском языке оно означает свободное время, от работы, от быта, но не от всех других дел, развлечение.
По своей сути, досуг — это время, используемое человеком для занятия своими потребностями, но не физическими, а духовными, творческими и культурными. В отличие от хобби, досуг является более обширным, так как охватывает всё множество различных способов провождения своего отдыха.
Синонимы, антонимы и однокоренные слова
Время отдыха, времяпрепровождение, времяпровождение, свободное время, развлечение, хобби, незанятое время.
Однокоренные слова:
Недосуг, досужий, досуговый.
Антонимы:
Труд, работа, трудовая деятельность, быт.
Примеры предложений
- Время для досуга является проявлением свободы человека от любой трудовой деятельности.
- А на досуге я люблю заниматься пешими походами в лес с ночёвкой.
- Для правильного распорядка жизни людей необходимо уметь распределять время работы и досуга.
- Удивительное произведение Владимира Даля «Что значит досуг» никогда не потеряет своей актуальности и позволяет людям правильно расставить приоритеты в жизни.
Выражение
«свободное время» впервые появилось в
начале XX века, когда начинает развиваться
оригинальное научно-прикладное
социо-лого-статистическое исследование
бюджетов времени. В большинстве стран
мира вместо термина «сво-бодное время»
используется термин «досуг».
Свободное
время является одной из форм социального
времени, или, иначе говоря, единицей
социального времени. С ним связаны такие
виды деятельности, как саморазвитие
личности, овладение ею достижениями
культуры и создание культурных ценностей.
В
связи с этим свободное время, представляет
собой самоценный ресурс для восста-новления
сил и развития личности человека. Досуг,
в свою очередь, выступает структурным
элементом свободного времени. Но мы
считаем необходимым разграничивать
понятия «свободное время» и «досуг».
Этимологически
слово «досуг», на английском «liсеге»,
означает по-зволение, разрешение. От
последнего берет начало английское
слово licsense (разрешение) и французское
loisir (свободное время). Таким образом,
слово leisure означает свободу действий.
Именно так определяется данный термин
в Оксфордском словаре. Здесь приведены
следующие значения: 1) свобода де-лать
нечто специфическое или подразумеваемое,
2) возможности, откры-вающиеся вне сферы
профессиональной деятельности, 3)
возможность рас-поряжаться временем
по своему усмотрению, 4) дискуссия,
общение.
Слово
«досуг» в русском языке употреблялось
уже в XV веке. Древне-славянское слово
«досуг» происходит от глагола «досягать»,
«досягнуть». Буквально оно означает
возможность что-то совершить. «Досужесть»
есть достижение чего-то, на что требуется
определенный труд и время. Следова-тельно,
досуг осмыслялся как время, когда можно
чего-то достичь
Досуг
как современное понятие сформировался
в периоды ин-дустриального и
постиндустриального развития общества.
Дело в том, что для обеспечения досуга
большинства занятого населения в самом
обществе необходим ряд социально-экономических
и культурных условий. В качестве наиболее
существенных из них Т.Т. Киселева и Ю.Д.
Красильников отмечают следующие.
Во-первых,
общество перестает управлять организацией
досуга посредством общих ритуальных
обязанностей. По крайней мере, некоторые
из видов досуговой деятельности должны
не попадать под категорию коллек-тивного
обязательного ритуала, а стать неотъемлемой
заботой каждого инди-видуума даже тогда,
когда выбор его в этом вопросе может
детерминиро-ваться социальной
необходимостью.
Во-вторых,
деятельность, которой человек зарабатывает
на жизнь, стоит в стороне от других ее
видов. Она организуется таким образом,
что ее легко можно отделить как
теоретически, так и практически от
свободного времени.
Причиной
совмещения понятий досуг и свободное
время заключается в том, что некоторые
исследователи чрезмерно сужают понятие
свободного времени, так как не включают
в фонд свободного времени деятельность,
на-правленную на поддержание жизни
человека (время для личной гигиены,
время для работы по дому и т.д.) и
необходимые затраты времени, связанные
с работой (время на дорогу до работы и
обратно).
Сферы
досуга и свободного времени в научном
исследовании отлича-ются не только по
содержательному наполнению, но и по
функциональной нагрузке. Функциональная
значимость досуговой деятельности
выражается, прежде всего, в ее эффекте,
который может предстать как в
материально-предметной, так в ориентационной
и коммуникативной формах. Главным
качеством, характеризующим эффективность
досуга, является уровень само-сознания
и степень самореализации индивида.
Эффект представляет собой не только
качественную, но и количественную
характеристику поведения инди-вида. Он
обозначает эмоциональную, познавательную
и теоретическую на-сыщенность деятельности.
Таким
образом, анализ существующих подходов
к определению понятий свободного времени
и досуга позволяет сделать вывод о том,
что свободное время является частью
внерабочего времени остающееся у
человека за вычетом непреложных затрат
(проезд до работы и обратно, домашний
труд, личная гигиена) направленное на
восстановление сил и удовлетворение
социокультурных потребностей.
Досуг
— это часть свободного времени, совокупность
занятий, ради собственного удовольствия,
развлечения, самосовершенствования
или достижения иных целей по собственному
выбору, а не по причине мате-риальной
необходимости. В зависимости от выбора
конкретных форм дея-тельности, досуг
может заключать возможности
самосовершенствования и развития.
23,
Информационная
среда организации в скс
Инф-я
нужна всем: управляющим структурам,
коллек¬тивам предприятий, общественным
организациям, всем работаю¬щим. Невозможно
опираться только на интуицию, на свой
жизнен¬ный и практический опыт, необходимо
получать и осваивать все расширяющуюся
информацию, помогающую решать возникающие
вопросы. Информация выступает сегодня
как один из первостепен¬ных ресурсов,
значение которого не меньше, чем значение
матери¬альных, сырьевых и других
ресурсов. Использование по¬следних в
значительной степени зависит именно
от состояния и использования информации.
В отличие от большинства ресурсов,
которые способны истощаться, информационный
потенциал может использоваться
многократно как коллективами, так и
индивиду¬альными работниками. При этом
он постоянно увеличивается и обо¬гащается.
В
современных условиях важной областью
стало информационное обеспечение,
которое состоит в сборе и переработке
информации, необходимой для принятия
обос¬нованных управленческих решений.
Передача информа¬ции о положении и
деятельности фирмы на высший уровень
управления и взаимный обмен информацией
между всеми взаимосвязанными
подразделениями фирмы осущест¬вляются
на базе современной электронно-вычислительной
техники и других техниче¬ских средств
связи.
Цель
данной работы исследование информационной
среды организации и процесса её
формирования
Исходя
из поставленной цели работы в исследуемой
организаци необходимо решить
взаимосвязанный комплекс задач: дать
определение информационной среды,
определить её составляющие, исследовать
условия эффективности действия
информационной среды организации.
1.
Понятие, условия формирования и основные
составляющие информационной среды
предприятия
«Бизнес-процесс,
реализуемый на предприятии, представляет
собой комплекс ключевых взаимосвязанных
биз¬нес-процессов (видов деятельности),
которые потребляют ресурсы (материальные,
финансовые, трудовые, интеллектуальные
и пр.) и в результате которых производится
определенная группа продукции
(промышленная продукция, построенный
объект, информационная продукция,
управленческое решение и пр.), товаров
и услуг, ценная для потребителей» .
Каждая
стадия развития бизнеса предполагает
количественное или качественное
изменение организационно-экономических
характеристик бизнес-процессов. Именно
своевременное и быстрое реагирование
бизнеса и бизнес-процессов на изменение
рыночной среды, гибкость, модернизация
производства позволят предупредить и
смягчить кризисные ситуации на
предприятии, выбрав правильную стратегию
реструктуризации (реорганизации) или
перепроектирование бизнеса (реинжиниринг
бизнес-процессов и его
организационно-экономических
характеристик).
В
ходе анализа деятельности предприятия
можно выделить боль¬шое число разнообразных
процессов (до нескольких сотен), которые
в определенной степени характеризуют
полный цикл внедрения, производства и
реализации продукта/услуги. Однако
на практике предприятие имеет достаточно
ограниченное количе¬ство ключевых
процессов, которые формируют информационную
среду предприятия
Основными
операциями с информацией являются сбор,
регистрация, предва¬рительная обработка,
итоговая обработка. Сбор и регистрация
информации опре¬деляются периодичностью
поступления данных, возможностью
появления ошибочных данных, способом
отображения данных. Предварительная
обработка ин¬формации это сортировка,
сопоставление, выборка, подготовка для
длительно¬го хранения, унификация
формы. Эта стадия характеризуется
временем проведе¬ния, алгоритмом
действий. Подготовка информации для
принятия решения состоит в совместной
обработке нескольких массивов данных,
получении вторич¬ных данных, сопоставлении
информации из различных периодов,
оптимизаци¬онной выборке части сведений
и т. д.
Полное
представление о потоках информации в
системе управления дают ин¬формационные
модели документооборота. Они представляются
в описательном, табличном, символьном,
графическом видах. В информационной
модели отобра¬жают этапы движения
каждого документа и порции информации
с указанием наименования, процедуры
переработки, источника и потребителя.
Для
отдельно¬го подразделения системы
управления выделяют следующие виды
используемой информации: входная,
выходная, нормативно-справочная,
вспомогательная.
Справочная
информация содержит, например, параметры
оборудования, стан¬дарты на продукцию,
ценники, тарифные ставки оплаты труда,
характеристику партнеров, законы и т.
д. Нормативные массивы формирует сама
система управ¬ления. Они включают нормы
расхода материалов и энергии,
производительность оборудования, нормы
запаса материалов, нормы отходов и
потерь в производстве и т. д.
Специальными
понятиями, используемыми при анализе
информации, являют¬ся символ, реквизит,
запись, массив, база данных.
Символ
элемент описания информации, в качестве
которого используют буквы, цифры, знаки.
Реквизит
законченный неделимый информационный
объект. Реквизит мо¬жет состоять из
цифр, алфавитной записи, алфавитно-цифровой
записи. Сово¬купность реквизитов,
образующая законченное информационное
сообщение, на¬зывают записью. Совокупность
записей образует массив.
Характеризуется
массив наименованием, длиной записи,
максимально допусти¬мым числом знаков
реквизитов, датой формирования. Массивы
данных органи¬зуются по последовательной
либо иерархической схеме. При
последовательной организации массива
в каждой записи содержится адрес
размещения следующей порции данных.
Для упрощения процесса поиска данных
в массиве его записи располагаются со
структурированной предварительной
сортировкой.
Ветвящиеся
(иерархические) массивы более прогрессивны
для хранения и ис¬пользования. В этом
случае массив состоит из частных массивов
различных уров¬ней. В верхнем уровне
содержатся наиболее общие сведения, но
для каждой запи¬си указывается адрес
детализирующих сведений. Ветвящийся
массив удобен для целей дополнения и
выборки. Он требует меньше места при
хранении.
Информационные
системы формируются как интегрированные
системы, поддер¬живающие все направления
деятельности предприятия, включая
финансы, про¬изводство, сбыт, снабжение,
складское хозяйство, транспортные
перевозки, сер¬висное обслуживание и
проектные работы. Информационная система
позволяет отслеживать критические
параметры при оценке деятельности
предприятия.
2.
Условия эффективности деятельности
информационной среды организации
Системы
оперативного управления предприятием
являются ключевым и необходимым решением
в общей информационно-управляющей
структуре любого предприятия. «На Западе
такие системы широко применяются и
выделены в отдельный класс MES
систем (Manufacturing
Execution
Systems
Производственные Исполнительные Системы
или Manufacturing
Enterprise
Solutions
Решения для Промышленных Предприятий).
Таким образом, MES
(manufacturing
execution
systems)
это интегрированная информационно-вычислительная
система, объединяющая инструменты и
методы управления производством в
реальном времени» .
Чем
отличаются MES-системы
от ERP-систем,
и почему они находятся на разных уровнях
информационной структуры? ERP-системы
ориентированы на планирование выполнения
заказов, т.е. отвечают на вопрос: когда
и сколько продукции должно быть
произведено? MES-системы
фокусируются на вопросе: как в
действительности продукция производится?
И
оперируют более точной информацией о
производственных процессах.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #