Экспертное заключение компании по закупочной деятельности

вопросы

Из нашей статьи вы узнаете:

Экспертиза — обязательная процедура, которую должен выполнять каждый заказчик. В этой статье мы разберёмся, что она из себя представляет, кто её может проводить, можно ли отказаться от неё и какую ответственность заказчики несут за нарушения.

Экспертиза по 44-ФЗ — это процедура, которая подтверждает представленные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результаты на соответствие условиям контракта. Заказчик обязан проводить экспертизу (ч.3 ст. 94 44-ФЗ). Мероприятие бывает внутренним и внешним, то есть заказчик может выполнить его своими силами или привлечь специалистов.

Важно: приёмка результатов — это не то же, что и экспертиза, но заказчик также обязан её выполнять. Если экспертиза показывает отрицательные итоги, то заказчик не имеет права принимать результаты исполнения контракта.

Экспертизу нужно проводить по итогам исполнения контракта в целом. Если же договор содержит этапы, то процедуру выполняют по каждому этапу отдельно.

В ходе проведения экспертизы специалисты проверяют, соответствуют ли результаты выполнения контракта его условиям. Эксперты или ответственные лица обращают особое внимание на качество исполнения и объём.

Примеры, на что может осуществляться проверка:

  • отсутствие брака;
  • целостность товара и его упаковки;
  • свойства товара и его соответствие санитарно-гигиеническим нормативам;
  • наличие необходимых сертификатов.

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.

Кто проводит экспертизу по 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, экспертизу заказчик выполняет своими силами (внутренняя) или привлекает экспертов (внешняя). Экспертом может быть физическое и юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель.

Если это внешняя экспертиза, то заказчик заключает договор с соответствующим экспертом или экспертной организацией. Для начала нужно понять, кто не может быть допущен к процедуре. В соответствии с ч.1 ст.41 44-ФЗ экспертами не могут стать физические лица, которые:

  • были должностными лицами или работниками поставщика или заказчика в течение двух лет, предшествующих экспертизе;
  • имеют имущественные интересы в заключении контракта, относительно которого должна быть проведена экспертиза;
  • являются близкими родственниками заказчика или имеют с ним другую близкую связь (например, были усыновлены).

Экспертами не смогут стать и юридические лица, в организациях которых заказчик имеет право распоряжаться более 20% голосов, акций, долей и т.п.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, Астрал-ЭТ c любым тарифом из линейки «Торги».

Как провести экспертизу по 44-ФЗ

Внешняя экспертиза

Внешнюю экспертизу заказчик выполняет с помощью экспертов. Чтобы привлечь специалиста, заказчик заключает с ним договор в соответствии с 44-ФЗ. Как уже было сказано раньше, привлекаемые эксперты должны быть независимы как от заказчика, так и от поставщика.

Заказчик подписывает соответствующий документ с экспертом, где оговорены обязанности сторон, сроки выполнения, порядок оплаты, предмет экспертизы и т.д. Эксперт или экспертная организация же проводит процедуру: изучает контракт, сравнивает его положения с полученным результатом.

Результаты мероприятия приводят в виде заключения, соответствующего правилам 44-ФЗ:

  • документ подписывает эксперт или представитель экспертной организации;
  • документ должен быть объективным и обоснованным;
  • документ не должен нарушать законодательство РФ.

Эксперты могут включить в заключение предложения по устранению выявленных нарушений и срок выполнения этой задачи. Важно отметить, что это относится только к тем нарушениям, которые не препятствуют приёму.

Заказчик обязан учитывать заключение экспертов, когда принимает решение о приёмке товаров, работ или услуг, либо мотивированному отказу от него.


Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Кроме оформления заключения, эксперт (экспертная организация) обязан направить контрагенту письменное уведомление о своём участии в проверке товара (работы, услуги). Такое требование прямо закреплено в ч.3 статьи 41 Закона № 44-ФЗ.

Внутренняя экспертиза

Заказчик не обязан проводить мероприятие, привлекая для этого экспертов или соответствующие организации. Он может выполнить экспертизу своими силами, и такая процедура будет называться внутренней.

Заказчик своим приказом для проведения внутренней экспертизы может:

  1. назначать отдельное лицо из числа своих сотрудников;
  2. создать специальную экспертную комиссию (письмо Минэкономразвития РФ от 10.05.2016 № Д28и-1312 и от 14.03.2016 №Д28и-707);
  3. возложить обязанности по экспертизе на комиссию по приёмке ТРУ.

Если заказчиком проводится экспертиза своими силами — по результатам такой экспертизы оформляется документ о приёмке (акт сдачи-приёмки), который подписывается заказчиком (в случае создания приёмочной комиссии подписывается всеми её и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (ч.7 ст.94). В соответствии с разъяснениями Минфина России (письмо от 31 августа 2017 г. № 24-03-07/56034) отдельный документ о проведённой экспертизе в этом случае можно не составлять.

Если же локальными актами заказчика предусмотрено при проведении внутренней экспертизы оформление отдельного документа, то это может быть протокол комиссии или заключение.

Как и в случае с внешней экспертизой, документ должен содержать выводы, и если были обнаружены нарушения, рекомендации по их устранению.

Ниже приведён образец заключения экспертизы по 44-ФЗ своими силами.


Образец заключения экспертизы по 44-ФЗ

Как видно из образца, заключение содержит четыре раздела, основными из которых являются «Контракт (основание)» и «Проведённая экспертиза». В первом описаны предмет контракта и обязательства, во втором — результаты исполнения контракта.

Вам могут пригодиться следующие документы:

Можно ли отказаться от проведения экспертизы

Внешняя экспертиза — это право заказчика, но здесь есть свои исключения. Правительство РФ вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Обратите внимание, что заказчик не вправе переложить свою обязанность по проведению экспертизы на контрагента. Так как экспертиза является неотъемлемой частью приёмки, а приёмка — это обязанность заказчика. Также незаконно требовать от поставщика оплатить услуги привлечённых заказчиком экспертов.

Экспертиза может не проводиться в нижеперечисленных случаях.

  1. Если поставщик может самостоятельно предоставить экспертную оценку товаров, работ или услуг, которые он и поставляет.
  2. Если товары, работы или услуги поставляют для федеральных государственных нужд (например, для решения задач по безопасности и жизнеобеспечению страны).
  3. Если поставляемые товары, работы или услуги уже прошли экспертизу до момента приёма.
  4. Если это предусмотрено Постановлениями Правительства РФ.

Ответственность за нарушения

Все заказчики должны проводить экспертизу результатов контрактов и несут ответственность за нарушения этой обязанности. Соответствующие меры закреплены в КоАП РФ, Уголовном кодексе и Законе о контрактной системе. Заказчик может понести как административную, так и уголовную ответственность.

В соответствии со ст.7.32.6 КоАП, заведомо ложное экспертное заключение влечёт наложение штрафов:

  • на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей и дисквалификацию на срок от 6 до 12 месяцев;
  • на юридических лиц в размере от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.

На экспертов могут быть наложены и другие штрафы:

  • за несоблюдение требований к процедуре экспертизы на должностных лиц будет наложен штраф в размере 20 тысяч рублей;
  • за несоставление документов о приёмке на должностных лиц будет наложен штраф в размере 20 тысяч рублей;
  • за приёмку результатов работы, которые не соответствуют условиям контракта, на должностных лиц будет наложен штраф в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей.

Содержание данной статьи проверено и подтверждено:

Музалевский Федор Александрович

Проведение экспертизы по 44-ФЗ: заключение эксперта и внешняя экспертиза соответствияВ этой статье мы попытаемся осветить вопросы проведения экспертизы по 44-ФЗ по результатам исполнения государственных контрактов. Для лучшего понимания проблематики статьи предварительно советуем изучить Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. От 01.05.19) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями).

Также рекомендуем прочитать наш обзор «Что такое 44-ФЗ?»

Что полезного вы узнаете из этого материала:

  • Экспертиза по 44-ФЗ, как проводить: план действий.
  • Внешняя и внутренняя экспертиза по 44-ФЗ.
  • Как привлечь внешнего эксперта по 44-ФЗ.
  • Обязательная экспертиза по 44-ФЗ (единственный поставщик), какие здесь возможны нюансы.
  • Виды документов, которые должен подготовить заказчик для экспертизы результатов исполнения контракта по 44-ФЗ.
  • Заключение экспертизы по 44-ФЗ.
  • Примеры из практики проведения экспертиз по 44-ФЗ.

44-ФЗ: Госзакупки товаров, работ, услуг

Нужна экспертиза по 44-ФЗ?

Экспертиза соответствия 44-ФЗ: как ее провести в государственных и муниципальных организациях

Согласно 44-ФЗ «Статья 94. Особенности исполнения контракта», проведение экспертизы по 44-ФЗ обязательно по каждому контракту. В чем смысл проведения такой экспертизы? Заказчик обязан проверить точность исполнения контракта на поставку товаров, работ, услуг и обязательно сопоставить полученные от поставщика результаты с условиями контракта.

Экспертиза может быть подготовлена своими силами или необходимо осуществить проведение независимой экспертизы по 44-ФЗ.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Если заказчик располагает собственными профильными специалистами, то он может провести внутреннюю экспертизу по контракту, например, создать специальную экспертную комиссию по приемке товаров, работ, услуг или назначить единоличного эксперта из числа сотрудников своей организации. Но такая экспертиза не считается независимой, ибо сотрудники организации заказчика могут быть заинтересованы в ее результатах.

Если у заказчика нет своих профильных специалистов для экспертизы оказанных услуг или экспертизы товара по 44-ФЗ, то необходимо привлечь внешнего эксперта. Внешний эксперт по 44-ФЗ приглашается по выбору заказчика или на основании конкурентной процедуры отбора, также внешняя экспертиза по 44-ФЗ может быть назначена по требованию судебных или правоохранительных органов.

Эксперты должны руководствоваться законодательством РФ при проведении экспертизы, а также быть беспристрастными, объективными, добросовестными и компетентными специалистами.

Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ: как провести своими силами?

Итак, заказчик может выбрать следующие виды экспертиз по 44-ФЗ своими силами:

  • экспертизу проводит комиссия по приемке товаров, работ и услуг;
  • создается специальная комиссия из числа сотрудников предприятия (не менее 5 человек) для проведения экспертизы по закупкам;
  • назначается единственный уполномоченный эксперт.

Если назначается коллегиальная экспертиза (в первых двух случаях), то заказчик должен разработать внутриведомственный документ, в котором оговариваются полномочия комиссии, методы и сроки проведения проверки и т.д. (например, «Положение о приемочной комиссии и проведении экспертизы»).

Если экспертизу проводит комиссия по приемке товаров, работ, услуг, то заключение экспертизы по 44-ФЗ можно отразить сразу же в акте приёмки товаров, работ, услуг.

Акт приёмки товаров, работ, услуг по 44-ФЗ

Пример 1:

Муниципальная организация закупила канцелярские товары для своих сотрудников. Никаких узкоспециальных знаний для экспертизы результатов закупки 44-ФЗ не требуется, поэтому оценить соответствие такой закупки условиям контракта может и комиссия по приемке товаров.

В случае, когда поставки товаров идут на постоянной основе, можно назначить приказом по организации сотрудника, который отвечает за этот контракт, в качестве эксперта. Этот сотрудник и будет осуществлять экспертизу поставки товара по 44-ФЗ.

Экспертиза по 44-ФЗ для единственного поставщика

Еще не так давно этот случай считался наиболее сложным для заказчиков по государственным и муниципальным контрактам, так как согласно 44-ФЗ, ч. 4 ст. 94, заказчик, который проводит закупку у единственного поставщика должен был в обязательном порядке привлекать внешних экспертов или экспертные организации, что приводило к дополнительным затратам и трудностям. Внешняя экспертиза по аукциону по 44-ФЗ была обязательна, даже если он не состоялся. Из-за этих недоработок в законодательстве, заказчику вменялась обязанность проведения экспертизы по 44-ФЗ не только в прямых закупках у единственного поставщика, но и в аукционах, даже если только один участник конкурса соответствовал необходимым требованиям для заключения контракта.

Эта недоработка законодателей заставляла большинство заказчиков искать «обходные пути» при проведении внешних экспертиз по 44-ФЗ, например, заключать «безвозмездные договоры с экспертами» или «обмениваться экспертами» с соседними организациями.

С 31 июля 2019 года эта статья утратила свою силу (см. Федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019), однако, заказчик все-таки обязан проводить экспертизу, но согласно 44-ФЗ, она может быть осуществлена как своими силами, так и силами внешних экспертов, решение о времени и способах ее проведения остается за самим заказчиком.

44-ФЗ, ч. 4 ст. 94, с 31 июля 2019 года эта статья утратила свою силу

Пример 2:

Если для муниципального учреждения закупаются средства бытовой химии у единственного поставщика, то сейчас провести экспертизу товара по 44-ФЗ может и сотрудник, отвечающий за этот контракт. Однако, в случае оценки соответствия контракту при поставке программ для бухгалтерии, необходимо привлечь внешних специалистов для экспертизы программного обеспечения 44-ФЗ, которые обладают необходимыми навыками и знаниями.

Экспертиза по аукциону по 44-ФЗ

Несмотря на изменения в законодательстве, которые произошли в 2019 г., при проведении конкурсных закупок, Заказчик все равно вправе привлекать внешние экспертные организации, см. 44-ФЗ, Статья 58.

Статья 58. Привлечение экспертов, экспертных организаций при проведении конкурсов

При проведении конкурсов, в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации.

Когда проводится внешняя экспертиза по 44-ФЗ

Как действовать в случае, если заказчику все-таки необходимо провести внешнюю экспертизу контрактов по 44-ФЗ?

В первую очередь, нужно привлечь внешнего эксперта по 44-ФЗ или экспертную организацию, которые соответствуют перечисленным ниже требованиям.

Экспертиза по 44-ФЗ, требования к экспертам:

  • Наличие специальных знаний в данной сфере и навыков в области проведения экспертизы. Согласно ст.41 Федерального закона от 31.05.2001г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», экспертиза может проводиться лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла. Подтверждением наличия специальных знаний у лиц, привлекаемых к проведению экспертизы, является диплом о профильном высшем образовании, а также иные документы, например, свидетельства о присвоении квалификации эксперта, удостоверения о повышении квалификации;
  • Отсутствие «конфликта интересов» с организацией заказчика (запрет на приглашение экспертов, которые работали 2 последних года до экспертизы в этой организации, приходятся близкими родственниками руководителям или ответственным за контракт сотрудникам, имеющие имущественные интересы в данном гос. контракте и т.д.), подробно см. часть 2 ст. 41 ФЗ-44.

Если вы уже определились с внешними экспертами, то вам следует подготовить необходимые для экспертизы по 44-ФЗ документы:

  • Договор на оказание услуг внешней экспертизы исполнения контракта;
  • Техническое задание на оказание услуг внешней экспертизы;
  • Уведомление эксперта о допустимости участия в экспертизе (заполняется экспертом, без данного уведомления эксперта нельзя допускать к работе);
  • Акт об оказании услуг внешней экспертизы исполнения контракта 44-ФЗ.

Техническое задание на оказание услуг внешней экспертизы, общие требования к экспертизе

По результатам проведения проверки, готовится заключение внешнего эксперта 44-ФЗ.

Настоятельно рекомендуем: задачи и вопросы, которые вы ставите перед экспертами, детально прописывать в техническом задании.

Пример 3: Необходимо провести внешнюю экспертизу поставки товара по 44-ФЗ (картриджи для принтеров в государственное учреждение). Экспертам необходимо проверить:

  • соответствует ли данный товар гос. стандартам и условиям контракта;
  • соответствует ли реальное качество картриджей маркировке и информации на этикетке;
  • соответствуют ли реальные свойства продукции тем, которые обозначены в сопроводительных документах и инструкции к ней;
  • проверить качество упаковки и ее цельность, условия транспортировки и хранения товара;

P.S. Дополнительно можно поставить вопрос и об оригинальности картриджей, чтобы исключить контрафактную продукцию. В ТЗ также необходимо прописать срок экспертизы по 44-ФЗ.

Внешняя экспертиза по 44-ФЗ: стоимость услуг

Экспертизу оплачивает заказчик, при расчете стоимости услуг нужно руководствоваться положениями 44-ФЗ, а также учесть все затраты внешнего эксперта по оказанию услуг (например, транспортные расходы, оплату необходимых материалов и т.д.). Все это прописывается в договоре с экспертной организацией (частным лицом, ИП).

Экспертиза по ФЗ 44 цена контракта с внешним экспертом, как прописать в договоре

Жестких требований к содержанию заключения внешнего эксперта 44-ФЗ закон не предъявляет, однако содержательная часть заключения сильно зависит от предмета самой экспертизы, условий контракта с экспертом и ТЗ.

Как правило, экспертные организации имеют специальные формы и образцы таких документов.

Нужна экспертиза по 44-ФЗ?

Экспертное заключение по 44-ФЗ

Экспертное заключение по 44-ФЗ – это документ, который состоит из 3-х частей: вводной, исследовательской и резюмирующей.

Во вводной части содержится информация о контракте (дата, номер и т.д.), сведения об эксперте (ФИО, должность, наименование экспертной организации и т.д.), сведения об объекте экспертизы и предъявленной заказчиком документации, задача экспертизы, информация об упаковке и маркировке объекта и т.д.

В исследовательской части необходимо указать описание объекта экспертизы, ход выполнения работ и изучения документов, этапы работ и предварительные выводы по ним, методы исследования, описание приборов и средств для проведения измерений и т.д.

В резюмирующей части эксперт должен дать однозначные ответы на вопросы, поставленные ему в задачах экспертизы. Эти выводы не должны иметь двоякого толкования и должны быть согласованными с результатами исследовательской части.

Требования к экспертному заключению по 44 ФЗ, как прописать в ТЗ

Примечание

Если в ходе экспертизы обнаружены какие-то нарушения, которые не препятствуют приемке товаров, работ, услуг по контракту и могут быть устранены, то в заключении должны быть обозначены предложения по устранению этих нарушений и сроки для их устранения.

Цитата из 44-ФЗ, статья 94, часть 5

Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Экспертиза работ по 44-ФЗ

Выше мы приводили примеры экспертиз по закупкам товаров. Есть свои тонкости и при проведении внешних экспертиз работ по 44-ФЗ. Экспертиза результатов исполнения контракта по 44-ФЗ в этом случае – это проверка соответствия выполненных работ нормативно-технической и проектно-сметной документации, оценка объема выполненных работ и его соответствия требованиям контракта, проведение опытных испытаний. В таких случаях, привлекаются узкопрофильные внешние эксперты, например, для проведения экспертизы компьютерной техники по 44-ФЗ (компьютерно-техническая экспертиза).

Экспертиза услуг по 44-ФЗ

У специалистов по госзакупкам по 44-ФЗ проведение экспертизы оказанных услуг также вызывает немало вопросов. Экспертиза в рамках 44-ФЗ в этом случае должна дать ответ на вопрос: соответствует ли объем и качество оказанных услуг условиям контракта? В этом случае эксперт проверит свойства и характеристики оказанной услуги. Отдельный вопрос, как отразить в заключении внешнего эксперта 44-ФЗ результаты проверки услуг, которые организация потребляет ежедневно? Покажем это на простом примере.

Пример 4:

Внешним экспертом 44-ФЗ проведена экспертиза приемки услуг по 44-ФЗ (услуги хостинга для сайта, которые по контракту предоставляет Интернет-провайдер для одной муниципальной организации). В заключении эксперт отметил: «Нарушений в оказании услуги не происходило, услуга оказывалась 7 дней в неделю 24 часа в сутки, техническая поддержка работала с 9.00 – 18.00 в рабочие дни. Услуга оказывалась в полном соответствии с условиями контракта».

Заключение

В нашей статье мы описали порядок проведения внешней экспертизы по 44-ФЗ. RTM Group является экспертной организацией и обладает штатом высококвалифицированных и опытных специалистов, способных провести экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заключенного в рамках 44-ФЗ.

  • В каких случаях предусмотрено проведение экспертизы
  • Экспертное заключение
  • Проведение экспертизы силами заказчика
  • Роль экспертного заключения в спорных ситуациях

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает возможность, а в некоторых случаях и необходимость проведения экспертизы. Законом отдельно регламентируется возможность привлечения специалистов — экспертов и экспертных организаций, составления ими экспертного заключения. Поскольку 44-ФЗ не содержит специального термина или определения экспертизы, то можно исходить из общего определения экспертизы как исследования вопроса, которое требует специальных познаний в какой-либо области. Т.е. применительно к правоотношениям, которые складываются в рамках 44-ФЗ  в области госзакупок.

В каких случаях предусмотрено проведение экспертизы 

По 44-ФЗ экспертиза проводится для оценки конкурсной документации, конкурсных заявок, соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям. Статья 58 данного закона дополнительно указывает на возможность привлечения для этого экспертов или экспертной организации.

Обязательным же является проведение экспертизы результатов контракта при его приемке (ч. 4 ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ). При этом заказчик может провести ее как своими силами, так и привлечь эксперта или экспертную организацию. Правительство РФ может установить, в каких случаях это обязательно (ч. 4.1 ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ), но пока такие нормативно-правовые акты не приняты.

Экспертное заключение

Оно оформляется, если для целей, указанных в законодательстве о госзакупках, экспертизу проводит эксперт или экспертная организация (ч. 7 ст. 41 Федерального закона №44-ФЗ). За дачу заведомо ложного заключения предусмотрена ответственность, в зависимости от размера ущерба — административная (ст. 7.32.6 КоАП) или уголовная (ст. 200.6 УК РФ). При этом обязательно заключение с экспертом или экспертной организацией договора (п. 15) ч. 1 ст. 3 Федерального закона 44-ФЗ). Если же экспертизу проводит заказчик своими силами, то подобных требований к результату ее оформления нет. 

Заключение контракта или договора с экспертной организацией (экспертом) требует времени и соответствующих расходов. Поэтому для тех заказчиков, которые регулярно закупают технически сложные товары, работы или услуги, регулярно проводят конкурсы, имеет смысл работать с экспертами на постоянной основе. 

При выборе конкретного специалиста или организации, которые будут проводить исследование, следует иметь в виду, что для дачи экспертных заключений по некоторым вопросам предъявляются специальные требования — членство в СРО или наличие аккредитации. 

Экспертное заключение о результатах исполнения контракта (каждого отдельного этапа контракта) должно быть в течение 5 рабочих дней с даты исполнения (расторжения, изменения) контракта направлено для включения в реестр контрактов (п. 10) ч. 2 ст. 103 Федерального закона №44-ФЗ) в порядке, утвержденном Минфином России (Приказ №113н от 19.07.2019 г.). На это же указано и в подпункте к) пункта 2 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, которым регламентирован порядок ведения реестра контрактов. Экспертное заключение направляется в составе информации об исполнении контракта.

Для облегчения взаимодействия как с экспертами, так и с исполнителями (поставщиками) желательно подробно отразить порядок проведения экспертизы в документации, указать на возможность привлечения экспертов, разработать форму для предоставления ими заключения, из которой сторонам контракта были бы понятны квалификация и опыт эксперта, методы исследования и другая информация.

Результаты проведенной экспертизы следует учитывать в решении заказчика или приемочной комиссии о приемке или отказе от приемки ТРУ.

Проведение экспертизы силами заказчика

Если приемка ТРУ не вызывает технических сложностей, или же у заказчика есть специалисты необходимой квалификации для ее проведения, то он может провести ее своими силами. Чтобы подтвердить проведение экспертизы, заказчику не требуется составлять отдельное экспертное заключение — достаточно оформленного и подписанного заказчиком (приемочной комиссией) документа о приемке товара. Правила ведения реестра контрактов также не требуют предоставления отдельного заключения в подобных случаях. Сам документ о приемке (либо же мотивированный отказ от приемки) должен отражать результаты такой экспертизы. 

Данная позиция неоднократно была подтверждена в письмах Минэкономразвития (см. в.т.ч. Письма Минэкономразвития России от 31.08.2015 N ОГ-Д28-11585, от 15.09.2015 N ОГ-Д28-12160, от 18.12.2015 N Д28и-3786, от 26.12.2016 N ОГ-Д28-15314), а также изложена и в Письме Минфина России от 20 мая 2020 г. N 24-03-06/41781.

Законодательство не регламентирует, какие именно работники должны быть привлечены к производству экспертизы, но желательно урегулировать данный вопрос локальными документами — издать соответствующие приказы, прописать соответствующие функции в должностных инструкциях. 

Роль экспертного заключения в спорных ситуациях

Характер приемки товаров, работ или услуг зависит непосредственно от предмета контракта. Законодательное закрепление проведения экспертизы является своего рода гарантией того, что выделенные средства не будут потрачены впустую и смогут действительно обеспечить государственные или муниципальные нужды. 

Чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с тем, что их действия при приемке/отказе от приемки признают незаконными, заказчики обращаются к помощи экспертов и экспертных организаций.

Привлечение сторонних специалистов для проведения экспертизы может существенно увеличить вероятность выигрыша спора в случае, если исполнитель или поставщик не выполняют условия контракта. Прибегают к данному способу даже в том случае, если предмет закупки не столь сложен. Например, заказчик обращался за проведением технической экспертизы в случае поставки картриджей для принтеров. Актом экспертизы было подтверждено, что не все QR коды картриджей были уникальны. Таким образом было установлено несоответствие поставки техническим требованиям и выявлены признаки контрафактности товаров (дело А14-15982/2019). 

Следует, впрочем, помнить, что экспертиза в рамках 44-ФЗ не имеет статуса судебной, которую обычно назначают в сложных случаях. Например, Арбитражный суд Тамбовской области назначил судебную экспертизу при рассмотрении иска о признании незаконным одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по  поставке автоматизированных рабочих мест для медицинского учреждения. При этом было принято во внимание и то, что заказчиком уже ранее было получено экспертное заключение, согласно которому оборудование не соответствовало техническим условиям и морально устарело. В результате эксперт, назначенный судом, пришел к противоположным выводам (дело № А64-9903/2019). 

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Особенности приемки по 44-ФЗ
  • Как провести внутреннюю экспертизу своими силами
  • Обязательна ли внешняя экспертиза в 2020 году
  • Как проводится внешняя экспертиза закупок по 44-ФЗ
  • Как заключить контракт с экспертом
  • Каковы итоговые документы по проведенной экспертизе
  • Об ответственности при проведении экспертизы

Экспертная оценка – один из важнейших этапов тендерной деятельности. Именно поэтому экспертные заключения по 44-ФЗ необходимо воспринимать всерьез, ведь на стадии приемки товаров или услуг зачастую разгораются нешуточные споры.

Заказчики иной раз злоупотребляют своими правами на этапе приемки товаров, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Подрядчики же, стремясь выполнить порой необоснованные требования заказчиков, поставляют не предусмотренные контрактом либо отличающиеся по характеристикам товары.

Исполнение контракта по 44-ФЗ включает в себя экспертную оценку товара или услуги. Иными словами, заказчик обязан провести аудит качества исполнения обязательств по заключенному договору и представить экспертные заключения по 44-ФЗ.

Особенности приемки по 44-ФЗ

Особенности приемки по 44-ФЗ

Согласно статье 94 закона 44-ФЗ в обязанности заказчика входит не только оплата ТРУ либо отдельных этапов работы, зафиксированных в условиях соглашения, но и их предварительная приемка.

Отношения исполнителя госконтракта и заказчика регулируются положениями ГК РФ. Гражданское законодательство фиксирует особенности поставки, подряда, оказания услуг, порядка приемки, а именно устанавливает момент начала приемки и возможные основания для отказа.

Приемка ТРУ может производиться специально созданной приемочной комиссией. Последняя должна включать в себя не меньше пяти человек. Обычно в данном случае покупатели редко сталкиваются с трудностями.

Однако нужно понимать, что закон о госзакупках, а точнее положение 3 ст. 94, требует от заказчика проведения экспертизы. Она позволяет проверить, насколько результаты работы исполнителя соответствуют нормам, зафиксированным в тексте контракта. Аналогичное правило установлено пп. 1 п. 1 ст. 94: одним из обязательных этапов приемки является получение заключения экспертной комиссии по 44-ФЗ.

Достаточно часто заказчики игнорируют данную обязанность либо забывают оформить проведение экспертизы в соответствии с требованиями закона.

Порядок и сроки приемки изначально прописываются сторонами в контракте.

После проведения приемки стороны подготавливают документ, который фиксирует исполнение контракта. Возможен и другой вариант развития событий, при котором заказчик оформляет мотивированный отказ. Иногда в контрактах предусматриваются положения, согласно которым покупатель получает право требовать от поставщика какие-либо разъяснения.

Отметим, что не любое письмо, в шапке которого обозначено, что данный документ является мотивированным отказом, на самом деле может выполнять такую функцию.

Обычно поводом для отказа от приемки являются выявленные серьезные недостатки поставленной продукции. Однако достаточно часто заказчики не хотят принимать товар, обнаружив даже несущественные минусы, не способные сказаться на потребительских характеристиках продукта. Хитрые покупатели начинают пользоваться результатами выполненных работ, оказанных услуг, отказываясь принимать работу, подписывать акт и выплачивать сумму, прописанную в условиях контракта.

Положения о необходимости проведения экспертизы в законе о госзакупках, вероятно, направлены на исключение случаев, когда заказчики предъявляют к исполнителям необоснованные претензии. Если говорить об общем порядке урегулирования споров между заказчиком и подрядчиком, вне работы по госконтрактам и 44-ФЗ, то он предполагает получение экспертного заключения.

Как провести внутреннюю экспертизу своими силами

Внутренняя экспертиза – это проверка качества поставленного товара, выполненных работ и оказанных услуг, проводимая силами заказчика. Для соглашения, условия которого выполняются поэтапно, экспертиза проводится отдельно для каждого этапа, о чем говорится в п. 1 ч. 1 ст. 94 закона 44-ФЗ.

Как провести внутреннюю экспертизу своими силами

Исключение из общего правила могут составлять только случаи, устанавливаемые на правительственном уровне. Однако на данный момент не существует подобных актов, поэтому заказчики имеют право отказаться от экспертной оценки и принять ТРУ самостоятельно.

Для организации внутренней проверки покупатель назначает ответственного штатного специалиста либо формирует экспертную группу. Такой сотрудник или комиссия могут разово участвовать в приемке или на постоянной основе.

Рекомендуется привлекать для проведения экспертизы сотрудников, имеющих специальные знания по предмету торгов, а также опыт и соответствующую квалификацию. Допустим, при закупке медикаментов на роль эксперта лучше выбрать сотрудника с фармацевтическим образованием. Тогда как специалист в IT-сфере будет незаменим, если предметом госзакупки является компьютерное оборудование. Убедитесь, что выбранный вами человек не является родственником поставщика, не имеет с ним иных связей, способных сказаться на его экспертном заключении по 44-ФЗ.

Чтобы внутренний эксперт получил необходимые полномочия, следует издать приказ, где указывают:

  • Ф. И. О. и должность специалиста;
  • реквизиты проверяемых закупок;
  • сроки проведения оценки;
  • алгоритм подведения итогов;
  • возможность запросить дополнительные материалы, имеющие отношение к выполнению условий соглашения.

Работа экспертной комиссии невозможна без соответствующего приказа и положения – именно в этих документах утверждается состав и порядок работы данной группы. В положении прописывают:

  • задачи, а также чем именно руководствуется комиссия;
  • полномочия, например, экспертная группа имеет право запрашивать дополнительные материалы у обеих сторон договора;
  • порядок оформления результатов.

Если вы хотите, чтобы проверкой занималась приемочная комиссия, необходимо указать это в положении.

После поставки продукции обязательно проверяются количество и характеристики – они должны полностью отвечать нормам, указанным в тексте контракта. Если товар имеет ограниченный срок годности, его тоже важно обязательно проверить. Изучите сертификаты, инструкции по применению и другие документы, полученные с товаром от продавца.

В процессе приемки услуг и работ убедитесь, что они выполнены без нарушения сроков и в полном объеме. Для этого сопоставьте акты выполненных работ с техзаданием, сметными расчетами или проектной документацией по договору. Любые допущенные исполнителем нарушения фиксируются при помощи фото либо видео, о чем говорится в части 3 ст. 94 закона 44-ФЗ. Также эта норма успела пройти проверку на практике.

Можно не составлять отдельное экспертное заключение. Просто зафиксируйте в акте либо товарной накладной, что качество и характеристики были проверены, пропишите итоги работ по оценке, после чего эксперты должны поставить подписи.

Достаточно часто заказчики предпочитают фиксировать результаты в виде отдельного экспертного заключения. По закону 44-ФЗ такие действия не являются нарушением. Если вы решили пойти таким путем, в данном документе необходимо указать:

  • дату и место составления заключения;
  • номер, дату, предмет договора;
  • сведения об исполнителе;
  • дату предоставления ТРУ;
  • перечень документов, полученных во время поставки и их реквизиты, то есть вид документа, номер, дата, пр.;
  • сведения о соответствии ТРУ требованиям соглашения;
  • подписи проверяющих.

Обязательна ли внешняя экспертиза в 2020 году

31.07.2019 г. перестала действовать часть 4 ст. 94 закона о госзакупках, требовавшая проведения проверки сторонними специалистами, экспертными компаниями, при условии, что закупка проводилась у единственного поставщика. Но из данного правила были свои исключения.

Обязательна ли внешняя экспертиза в 2020 году

Так как на данный момент эта норма не имеет юридической силы, заказчик может отказаться от оценки, проводимой сторонними специалистами. При этом ему придется самостоятельно провести экспертизу ТРУ.

Часть 4.1 ст. 94 закона 44-ФЗ дает правительству РФ возможность устанавливать ситуации, в которых проверка закупок обязательно проводится приглашенными специалистами или экспертными организациям. На данный момент такой нормативный акт не издан, а значит, покупатель сам выбирает формат проведения проверки. Вне зависимости от последнего, заказчику необходимо экспертное заключение по 44-ФЗ.

Как проводится внешняя экспертиза закупок по 44-ФЗ

В качестве эксперта заказчик может пригласить ИП, физическое лицо или соответствующую организацию. При этом любой привлекаемый специалист должен отвечать ряду норм. В первую очередь, ему важно быть информированным в сфере, к которой относятся закупаемые ТРУ. Также он не может относиться к группе людей, в последние два года работавших у одной из сторон контракта либо заинтересованных в итогах экспертизы. Также эксперты не должны входить в закупочную комиссию заказчика.

С приглашенным специалистом подписывается договор, фиксирующий порядок оказания услуг, время проведения и стоимость работ. Последняя складывается из всех расходов исполнителя, не исключая командировочных, налогов, сборов. Обязательно указывается, каким образом планируется проведение приемки, перечень необходимых документов. Также нужно сформировать техническое задание для экспертов, то есть список вопросов, на которые им нужно дать ответы во время оценки.

Приглашенные специалисты должны убедиться, что:

  • товар соответствует государственным нормативам, стандартам;
  • закупка проведена согласно техническому заданию;
  • товар обладает характеристиками, указанными на маркировке, ярлыке, этикетке;
  • продукция соответствует сведениям из сопроводительной документации;
  • упаковка не имеет повреждений;
  • исполнитель создал необходимые условия для транспортировки;
  • товар хранился по правилам, указанным в приложенных к нему документах.

Эксперт рассматривает результаты работ, отталкиваясь от стандартов, норм и требований технического задания. Кроме того, оцениваются объемы, сроки и качество предоставленных ТРУ.

Закон позволяет экспертам запрашивать у заказчика документы, необходимые для оценки работ по договору. Если такой запрос поступил, покупатель не может отказаться от предоставления необходимых бумаг.

По результатам проверки закупки специалисты формируют итоговый акт или экспертное заключение по 44-ФЗ. Если у них не возникло серьезных замечаний, то по каждому критерию ставится оценка «Подтверждает соответствие» или «Соответствует». При выявлении нарушений эксперты дают рекомендации, назначают ответственных лиц и срок для устранения проблем.

Экспертная организация имеет право работать над заключением в течение четырех дней, отсчет начинается после получения от заказчика соответствующего запроса. Экспертное заключение по 44-ФЗ не имеет жесткой формы, в нем должна быть информация:

  • о договоре;
  • о заказчике и поставщике;
  • об исполнении условий соглашения;
  • о Ф. И. О. экспертов и их должностях;
  • о критериях оценки;
  • о выводах о соответствии ТРУ требованиям, указанным в соглашении;
  • о списке нарушений, если проверка показала их наличие;
  • о дате составления документа с подписью эксперта.

Оценка специфических ТРУ сопровождается проведением исследований и испытаний. Поскольку для такой работы требуются соответствующие лицензии, заказчику не удастся обойтись без услуг сторонних специалистов.

Как заключить контракт с экспертом

В данном случае закон не устанавливает специальных правил, поэтому рекомендуется отталкиваться от общих требований закона 44-ФЗ. В соглашение желательно включить следующую информацию:

  • предмет, вопросы к эксперту или порядок их установления;
  • функции и полномочия проверяющего;
  • сроки осуществления оценки;
  • обязанность проверяющего заблаговременно письменно уведомить стороны договора о том, что у него есть право проводить экспертизу и отсутствуют основания для отказа от таких работ, согласно ч. 3 ст. 41 закона 44-ФЗ;
  • условие об ответственности эксперта, организации, уполномоченного представителя и должностных лиц;
  • иные положения, которые должны присутствовать в контракте, в соответствии с нормами ст. 34 закона 44-ФЗ.

Итоговые документы по проведенной экспертизе

Как заключить контракт с экспертом

После экспертизы необходимо подготовить два документа: акт экспертизы и акт приемки результатов исполнения контракта.

1. Акт экспертизы

Здесь прописывается такая информация:

  • номер и дата заключения контракта, идентификационный код закупки, упрощающий распознавание договора;
  • данные о сторонах контракта и представителях таких сторон, в том числе сведения о лицах, присутствующих во время проведения мероприятий по оценке результатов закупки;
  • дата проведения экспертного исследования;
  • предмет контракта в соответствии с точной формулировкой, присутствующей в документации по закупке от извещения до документов о приемке;
  • перечень представителей сторон, игравших роль свидетелей во время выборки образцов для экспертного исследования;
  • перечень мероприятий, которые были проведены, чтобы выявить, насколько указанные выше образцы отвечают условиям соглашения между поставщиком и заказчиком;
  • содержание самого экспертного заключения с указанием выявленных недостатков, которые являются признаками некачественного проведения работ исполнителем;
  • подписи членов экспертной комиссии или единоличного эксперта;
  • приложения к акту (если они необходимы), свидетельствующие об уровне квалификации лиц, включенных в экспертную комиссию.

2. Акт приемки результатов исполнения контракта

Опираясь на информацию акта экспертизы, покупатель формирует акт о приемке результатов работ, где содержатся:

  • данные о заключенном контракте, а именно номер, идентификационный код закупки, дата подписания, участники;
  • данные о предмете закупки в строгом соответствии с формулировкой, использованной в документации к закупке и контракте;
  • решение коллегиального приемочного органа заказчика о принятии результатов исполнения контракта или договора, при этом обязательно прописываются итоги экспертизы;
  • подпись руководителя комиссии и ее членов, если же члены комиссии не смогли прийти к единому решению, мнение меньшинства оформляется как специальное приложение к протоколу и подписывается руководителем группы.

В некоторых случаях экспертиза позволяет обнаружить у ТРУ недостатки, из-за которых они не могут быть безоговорочно приняты. Тогда все минусы прописываются в акте, указывается время, выделенное на их устранение.

Если продавец не успел исправить ситуацию в установленный срок, осуществляется одностороннее расторжение соглашения по решению заказчика. Далее исполнитель должен быть внесен в РНП.

Ответственность при проведении экспертизы

27.12.2018 г. президент подписал законы, устанавливающие ответственность за ложную экспертизу результатов госзакупок. В результате изменения претерпели УК РФ, КоАП и закон 44-ФЗ.

Подготовка заведомо ложного экспертного заключения по 44-ФЗ, спровоцировавшая крупный ущерб, то есть не менее 2 250 000 рублей, карается штрафом в пределах 300 000 рублей. Более серьезное наказание ждет экспертов, если такое преступление привело к получению человеком тяжкого вреда здоровью или стало причиной смерти. Кроме того, осужденный может утратить право занимать определенные должности и работать по некоторым направлениям.

Для физических лиц законы предусматривают административную ответственность в виде штрафа 30 000–50 000 рублей. Для юридических лиц сумма больше и составляет 100 000–150 000 рублей. Также эксперты могут быть отстранены от закупок на срок от полугода до года.

Заказчики обязаны проводить экспертизу в рамках 44-ФЗ при приемке товара и проверять соответствие продукции условиям контракта. Экспертизу проводят своими силами или привлекают сторонних экспертов. Как именно ее проводить, выбирает госучреждение.

Как провести внутреннюю проверку

Под внутренней экспертизой подразумевается процесс, когда заказчик проводит проверку качества поставленного товара, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами. Если контракт исполняется поэтапно, то проведение экспертизы по 44-ФЗ обязательно для каждого этапа. Это указано в п. 1 ч. 1 ст. 94 44-ФЗ.

Исключение: случаи, в которых власти определили, что проверку осуществляют сторонние специалисты (ч. 3, 4.1 ст. 94 44-ФЗ)

Чтобы провести внутреннюю проверку, назначьте одного сотрудника или сформируйте комиссию. Сотрудник или комиссия назначаются для проверки одной закупки или исполняют эти функции на постоянной основе.

Желательно, чтобы сотрудник обладал специальными познаниями, опытом и квалификацией, которые связаны с предметом закупки. Например, если покупаете лекарства, проверку товара поручите сотруднику с фармацевтическим образованием, а в госзакупках компьютерного оборудования — специалисту в IT-сфере. Проверьте, что у такого сотрудника нет родственных и других связей с поставщиком, которые влияют на проверку.

Внутренний эксперт назначается приказом. В нем укажите такие сведения:

  • Ф.И.О. и должность;
  • реквизиты закупок, которые проверяются;
  • сроки проведения;
  • алгоритм подведения итогов;
  • возможность запросить допматериалы по выполнению обязательств контракта.

Состав и порядок экспертной комиссии оформляется приказом и положением. В это положение включите:

  • задачи и чем руководствуется комиссия;
  • ее полномочия. Например, комиссия запрашивает у заказчика и поставщика дополнительные материалы;
  • порядок оформления результатов.

Чтобы передать полномочия по проведению проверки приемочной комиссии, укажите в положении, кто проводит (комиссия) и в каком виде оформляются результаты проверки внутри организации.

Что проверить

Вот что нужно проверить у поставщика по 44-ФЗ: когда поставили товар, его количество и характеристики. Они должны полностью соответствовать спецификации в госконтракте. Если у продукции есть срок годности, проверьте, не закончился ли он. Просмотрите сертификаты, инструкции по применению и другие документы, которые поставщик передает вместе с товаром.

Когда принимаете услуги и работы, проверяйте, чтобы их сделали в полном объеме и в срок. Сравните, например, акты выполненных работ с техзаданием, сметными расчетами или проектной документацией по контракту. Если выявите нарушения, зафиксируйте их на фото или видео. Это следует из ч. 3 ст. 94 44-ФЗ и подтверждается практикой.

Как оформить результаты

Отдельное оформление заключения необязательно. Укажите в акте или товарной накладной, что проверили качество и характеристики, результат проверки, подписи проверяющих. Если контрактом предусмотрено оформление отдельного документа, включите в документ такие сведения:

  • дату и место, когда составляется документ;
  • номер, дату, предмет контракта;
  • сведения о поставщике;
  • дату поставки, выполнения работ или оказания услуг;
  • перечень документов при поставке и их реквизиты (вид документа, номер, дата и т. д.);
  • сведения о том, соответствует ли товар (работа, услуга) условиям контракта;
  • подписи.

Вот образец экспертизы приемки товара по 44-ФЗ своими силами:

Пример экспертного заключения

Как провести внешнюю проверку

Разбираем, как оформить экспертное заключение с помощью сторонних специалистов.

  1. Выберите стороннего эксперта или организацию и подпишите с ними контракт по правилам Закона о контрактной системе.
  2. Сформулируйте вопросы для эксперта.
  3. Получите ответы внешнего специалиста на поставленные вопросы.
  4. Дождитесь выдачи официального заключения, которое подписывается экспертом или представителем организации.

Заказчик вправе проводить внешний контроль по своему усмотрению. Чтобы заключить договор с экспертом или организацией, проводите закупку в обычном порядке или заключите контракт с единственным поставщиком, соблюдая все ограничения, которые предусмотрены для этого способа.

Как заключить контракт с экспертом

Специальных требований для контрактов с экспертами нет. Соблюдайте общие требования, которые установлены в 44-ФЗ. Рекомендуем в соглашение включить такие данные:

  • предмет, вопросы, на которые обязан ответить эксперт, или порядок установления таких вопросов;
  • функции и полномочия эксперта или сторонней организации;
  • сроки проведения выдачи заключения проверки коммерческой деятельности (поставки товара);
  • обязанность эксперта, сторонней организации письменно уведомить вас и поставщика о допустимости участия в проверке и отсутствии оснований для отказа от ее проведения перед началом экспертизы. Это указано в ч. 3 ст. 41 44-ФЗ;
  • условие об ответственности эксперта, сторонней организации, ее уполномоченного представителя и должностных лиц;
  • иные условия, которые являются обязательными для включения в контракт по ст. 34 44-ФЗ.

Как принять результаты

После проверки необходимо получить экспертное заключение на продукцию, работы или услуги. Оно подписывается экспертом или представителем экспертной организации, у которого есть полномочия. Это зафиксировано в ч. 7 ст. 41 44-ФЗ.

Если по итогам проверки результатов исполнения контракта выявлены недостатки, которые не мешают принять товар, работу или услуги, в заключение включаются предложения об устранении этих нареканий, в том числе указывается срок, за который их придется исправить. Учитывайте выводы и предложения экспертов, которые указаны в заключении (ч. 7 ст. 94 закона № 44-ФЗ).

А услуги по проведению экспертизы принимаются в общеустановленном порядке, который прописан в 44-ФЗ и госконтракте.

Еще по теме:

  • действия заказчика, если поставщик по 44-ФЗ поставил фальсификат или некачественный товар;
  • Казначейство разъяснило правила оформления приемочных документов в электронной форме;
  • где прописывать электронную приемку;
  • инструкция по электронному актированию в ЕИС;
  • счета-фактуры для исполнения госконтрактов в ЕИС.

Об авторе этой статьи

Дмитрий Сидаев

Дмитрий Сидаев
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.

Другие публикации автора

После того, как поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнит свои обязательства по госконтракту, заказчик проводит приемку и экспертизу поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В каких случаях экспертиза обязательна, кто должен ее проводить, и как оформить ее результат — читайте в нашей статье.

В каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ

Экспертиза исполнения госконтракта является обязательным мероприятием. Это следует из положений части 3 статьи 94 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Экспертиза проводится до подписания документов о приемке товара (услуг или работ) и служит защитой интересов заказчика в том случае, если поставленный товар, оказанная услуга или выполненные работы не соответствуют условиям контракта.

В Законе № 44-ФЗ ничего не сказано о случаях, когда экспертиза может не проводиться. А это значит, что, экспертиза должна осуществляться по всем госконтрактам. Исключение составляют контракты, которые были заключены до принятия Закона 44-ФЗ.



Закупки




Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса


Настроить рассылку



ВАЖНО. В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза проводится по окончании каждого этапа. Если предусмотрена ежемесячная приемка продукции, то экспертиза должна проводиться ежемесячно. Если товар (работы, услуги) принимаются ежедневно — экспертиза проводится ежедневно.

Кто проводит экспертизу по 44-ФЗ

Заказчик вправе провести экспертизу как своими силами, так и с помощью привлеченных экспертов.

Экспертизу своими силами (иначе — внутреннюю экспертизу) может проводить любое лицо — штатный работник или работники заказчика. Сторонними экспертами могут быть как физические лица (в т. ч. ИП), так и организации. Но тут есть ряд ограничений, оговоренных в статье 41 Закона № 44-ФЗ. К проведению внешней экспертизы не допускаются:

1. Физические лица:

  • являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • имеющие имущественные интересы в заключении контракта;
  • являющиеся близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке.

2. Организации, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3. Физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.



Электронная подпись


Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час



СПРАВКА. В отдельных случаях Закон № 44-ФЗ требует проводить только внешнюю экспертизу. Такие случаи должно определить Правительство РФ. Но на сегодняшний день соответствующий нормативно-правовой акт пока не принят.

Как провести экспертизу по 44-ФЗ

Внутренняя экспертиза помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств. Внешняя экспертиза выгодна в том случае, когда у заказчика нет опыта ее проведения собственными силами или как-ких-либо специальных- знаний о сложных товарах.

Расскажем об основных правилах проведения внутренней и внешней экспертизы.

Правила проведения внутренней экспертизы

Как было отмечено выше, Закон № 44-ФЗ не содержит конкретных требований к экспертам организации. Кроме того, он не устанавливает правил проведения внутренней экспертизы и требований к оформлению ее результатов.

Поэтому приведем примерный порядок проведения экспертизы собственными силами заказчика:

  1. Издается приказ о назначении внутреннего эксперта или о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников заказчика.
  2. В установленные сроки комиссия (эксперт) оценивает результат исполнения договора.
  3. По итогам экспертизы оформляется документ о приемке товаров (работ, услуг). Это может быть акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы экспертной комиссии.
  4. При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик отказывает в приемке до устранения нарушений.
  5. В отчете о проведенной экспертизе отражается информация о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
  6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС. К нему прилагается отчет экспертной комиссии.



Школа


Пройти курс обучения «Управление государственными и муниципальными закупками»



По итогам экспертизы заказчик принимает решение о соответствии товаров (работ, услуг) условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки. Такой акт должен содержать:

  • перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
  • заключение экспертной комиссии;
  • при несоответствии — указывается информация обо всех выявленных недостатках;
  • подпись представителя комиссии;
  • документы и выводы экспертизы.

Правила проведения внешней экспертизы

С экспертом или экспертной организацией составляется договор, в котором стороны устанавливают порядок оказания услуги, сроки и стоимость работ. Кроме того, во избежание недоразумений с поставщиком, стоит разработать:

  • приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
  • приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от заказчика,
  • уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
  • экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.

Результат работы внешнего эксперта или экспертной организации отражается в экспертном заключении (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Содержание, порядок оформления такого заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом или экспертной организацией.

Напомним, что отследить информацию о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

После того как поставщик выполнил обязательства по контракту, заказчик осуществляет приемку и должен выполнить экспертизу результатов исполнения контракта. В материале читайте: в каких случаях экспертиза обязательна, кто должен ее проводить, и как оформить ее результат.

Бесплатный курс

Попробуйте формат обучения в Контур.Школе. Видео. Тесты. Сертификат. Для заказчиков и поставщиков

Программа

Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ

В законе 44-ФЗ говорится, что заказчик должен провести экспертизу при приемке товара либо результатов выполнения работ, оказания услуг. Приемка товаров и услуг по 44-ФЗ — этап достаточно важный, так как от грамотно проведенной, с точки зрения закона, приемки, во многом зависит возможность защиты интересов заказчика, в том случае, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствуют условиям контракта.

Но не по всем контрактам нужно проводить экспертизу. Исключение — контракты, которые были заключены до принятия Закона 44-ФЗ.

В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.

Что проверяют эксперты при приемке?

На что необходимо обратить внимание при проведении экспертизы? В первую очередь, на надлежащее качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Проверка качества может быть:

  • сплошная — то есть, проверяется вся продукция
  • выборочная — проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки или контрактом.

Одновременно с проверкой товара по качеству производится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям технических регламентов, ГОСТов, ТУ, образцам.

Далее стоит проверить подлинность всех необходимых для проведения экспертизы документов, предоставляемых поставщиком: счета, накладные, акты приемки товара, спецификации и другие. Все документы должны иметь отношение к товару, по которому проводится экспертиза и этот момент тоже стоит проверить. Если эксперт затрудняется установить данное обстоятельство или у него появляются сомнения, он должен в своем заключении сделать пометку и указать причины.

Если нет всех необходимых документов, то эксперт докладывает об этом руководителю, который принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы проведения экспертизы.

Ряд товаров и услуг могут быть полностью оценены только в процессе потребления или окончательного исполнения (бензин, пищевая продукция, перчатки, реактивы, ремонт оборудования и другое). В таком случае эксперт имеет право оценивать качество продукции, ориентируясь на мнение и претензии непосредственных потребителей товаров и услуг.

Если по итогам экспертизы заказчик примет решение о том, что все соответствует условиям контракта, подписываются документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, закон о контрактной системе не требует.

Если по итогам приемки выявляются недостатки, несоответствия условиям контракта, составляется протокол разногласий, акт расхождений, или другой документ в произвольной форме. 

Когда и как отказать в приемке

Если при проведении экспертизы заказчик обнаружит, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара. Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

Так как законом не утверждена форма таких документов, составляются они в произвольной форме. В них указывается, какие именно выявлены недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности, не соответствующие требованиям, установленным контрактом (ч. 3 и 7 ст. 94 закона 44-ФЗ).

Кроме того, рекомендуем отразить следующие сведения:

  • заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
  • подписи членов приемочной комиссии.

Также следует прописать требование о поставке товара, соответствующего условиям контракта, и сроки, в которые поставщик должен поставить в адрес заказчика требуемый товар. Все эти документы должны быть оформлены в сроки, установленные законом или контактом для принятия товара.

Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки Госзаказ, дает рекомендации заказчикам, когда следует отказать в приемке товара. Смотрите отрывок от вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 2».

В случае неисполнения поставщиком требований заказчика, последний имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при условии, что такая возможность была предусмотрена контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). 

Свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней обязан разместить в ЕИС. В такой же срок заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении. Свое решение заказчик может направить любым из способов, где можно получить уведомление о получении документов: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, телеграммой либо посредством факсимильной связи, по адресу электронной почты, с использованием иных средств связи и доставки.

По  истечении 10 дней с даты уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта, решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Но, если поставщик устранит все замечания в течение 10-дневного срока, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении контракта. Данное правило действует только в случае однократного нарушения поставщиком) условий контракта.

С помощью экспертов или своими силами?

Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).

Исключения:

  • закупка услуг экспертов, экспертных организаций
  • закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
  • предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.

Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Заказчик обязан привлечь экспертов в этих случаях.

Во всех остальных случаях заказчик сам принимает решение, привлекать экспертов или проводить экспертизу своими силами. Послушайте, что говорит по этому поводу Станислав Грузин.

Экспертиза силами экспертной организации

Заказчик может провести экспертизу с привлечением экспертов или экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона 44-ФЗ).

Не все лица могут быть допущены к проведению экспертизы. Перечень таких лиц содержится в ст. 41 закона 44-ФЗ. Например, это работники заказчика и поставщика, даже уволенные менее, чем два года назад, близкие родственники, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок.

Если среди экспертов оказались люди, которые не могут быть допущены к экспертизе, заказчик должен заменить такого эксперта или экспертную организацию (ч. 4 ст. 41 Закона 44-ФЗ). Конечно, это, скорее всего, повлечет дополнительные затраты и временные задержки. Можно включить в документацию о закупке следующее положение: эксперт признает, что не является лицом, которое не может привлекаться к проведению экспертизы и несет ответственность за предоставление недостоверных сведений. Это позволит заказчику в случае выявления нарушений расторгнуть договор с экспертом и провести новую закупку.

Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки системы Госзаказ, делится опытом и рассказывает, что делать, если экспертизу провело некомпетентное лицо. Перед вами отрывок из вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 1».

Так же, к экспертам можно установить следующие требования, хотя они и не прописаны в 44-ФЗ, например:

  •  образование,
  •  стаж работы по специальности,
  •  проведение определенного количества экспертиз,
  •  знание законодательства в области промышленной безопасности.

Привлечение внешних экспертов можно оформить различными видами документов:

  • договор с экспертной организацией,
  • во избежание недоразумений с поставщиком стоит разработать приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
  • приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от Заказчика,
  • уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
  • экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.

Содержание контракта на экспертные услуги

В Законе № 44-ФЗ отсутствуют указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией. Такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке.

В контракте рекомендуется указать:

  1. обязательные условия для включения в контракт;
  2. функции и полномочия эксперта, экспертной организации, предмет экспертизы;
  3. условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
  4. вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
  5. срок проведения экспертизы, который не должен превышать срок поставки по контракту;
  6. ответственность сторон;
  7. утвержденные формы документов: рекламации, акты приемки-передачи и т.д.;
  8. рекомендуемые случаи привлечения внешних экспертов. Например, когда необходимо провести экспертизу крупномасштабных проектов и специалисты заказчика не имеют возможности без задержки сроков и с надлежащим качеством выполнить приемку. Либо при необходимости привести приемку объектов интеллектуальной собственности, при отсутствии собственных компетентных специалистов.

Экспертиза своими силами

Внутренняя экспертиза или экспертиза своими силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.

Законом  № 44-ФЗ не предусмотрены конкретные требования к экспертам организации. Внутренним экспертом может быть любое должностное лицо заказчика, которого приказом или распоряжением назначил руководитель. Экспертами могут быть также члены закупочной комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие.

Есть много писем Минэкономразвития РФ, которые разъясняют порядок проведения внутренней экспертизы. Например, из письма Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477 следует, что заказчик не обязан иметь в штате экспертов по конкретным направлениям экспертизы.

Как оформить результаты внутренней экспертизы и приемки

Что касается оформления результатов внутренней экспертизы, то в законе 44-ФЗ такие требования не прописаны. Но есть письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28И-1889, в котором сказано, что требования ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (необходимость прилагать к отчету заключение по результатам экспертизы) не распространяются на случаи, когда экспертиза проводится силами заказчика без привлечения сторонних экспертов.

Данные внутренней экспертизы можно оформить как отдельным документом (например, подготовить заключение по итогам проведенной экспертизы), так и с помощью внесения данных об экспертизе в документ о приемке (например, в товарную накладную, либо акт сдачи-приемки).

В документе о приемке нужно указать, как проводили экспертизу — с помощью экспертов, экспертных организаций или своими силами, также указать результаты экспертизы. Обязательно должны присутствовать подписи каждого из членов приемочной комиссии, которую утверждает руководитель. Если экспертиза проводилась своими силами, то документ подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик на основании проведенной экспертизы принимает решение о соответствии условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки товара по 44-ФЗ, работ и услуг.

Акт приемки товара должен содержать:

  • перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
  • составленное на основании экспертизы заключение приемочной комиссии;
  • при несоответствии — указывается информация обо всех недостатках;
  • подпись представителя комиссии, который уполномочен её ставить;
  • документы и выводы экспертизы;
  • если исполнитель отказывается ставить подпись на акте о приемке товара по 44-ФЗ, работы или услуги, возможно проведение приемки заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке.

По результатам   проведения   экспертизы   эксперты оформляют заключение.  Закон 44-ФЗ установил к заключению требования   объективности, обоснованности и законности (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Заключение  должно  быть  подписано  экспертом или руководителем экспертной организации.

Порядок проведения экспертизы собственными силами

Поэтапно самостоятельное проведение экспертизы выглядит следующим образом:

  1. Издается приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников в составе пяти или более компетентных специалистов.  Обязательно нужно прописать существенные условия контракта: реквизиты, а также сроки его исполнения и этапность.
  2. В течение сроков, указанных в договоре, комиссия оценивает результат исполнения договора.
  3. По итогам работы, комиссия должна оформить документ о приемке. Например, акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны.  
  4. При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик должен отказать в приемке товара до устранения нарушения поставщиком.
  5. После подведения итогов экспертизы заказчик отражает в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
  6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС с приложением документа, сформированного по результатам работы экспертной комиссии.

Ответственность для должностных лиц при приемке продукции

При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов согласно частям 8,9,10 статьи 32 КоАП РФ:

8. Несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

10. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности по данным пунктам — 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии