Рынок электромобилей и станций зарядки для них только формируется. Пока игроков на рынке не много, конкуренция слабая, а порог входа в бизнес небольшой, дальновидные предприниматели могут занять самые перспективные локации на рынке инфраструктуры для зарядных станций.
Не стоит ожидать, что этот бизнес начнет приносить дивиденды сразу и окупится в ближайшие два года, но в будущем — в течение 3-5 лет — станции зарядки начнут приносить владельцу стабильный и хороший доход, который будет расти с каждым годом.
«Как видно из практики Евросоюза, как только установка электрозарядок станет рентабельной, на этот рынок пойдут все: и сети торговых центров и сети АЗС, у которых уже есть удобные точки с магазином и кофе, и другие игроки», — говорит Владимир Млынчик, совладелец IT-платформы для владельцев электромобилей и зарядных станций ZEVS. Она позволяет автовладельцам искать удобные для заправки станции и заряжать электрокар, а владельцам станции — управлять зарядной инфраструктурой, контролировать ее состояние и зарабатывать, потому что сама по себе зарядка не имеет ни купюроприемника, ни оператора.
Скорее всего в будущем российский рынок электрозаправок окажется абсолютно раздробленным, и единого крупного игрока, каким сейчас можно назвать компанию «Россети», не будет. «Конкурентами станут сотни компаний из самых разных сфер, которые пошли в этот бизнес, понимая, что по цене средней квартире в Москве — 30 млн рублей — можно создать собственную сеть станций, — говорит Владимир Млынчик. — Для сравнения, инвестиции в одну АЗС составляют около 150 млн рублей.
Количество станций и авто
В мире насчитывается около 540 тыс. зарядных станций. Самые крупные рынки: США и Европа, на остальные регионы приходится примерно 10% от общего количество зарядок. В Европе больше всего их в Германии и Франции, в топ также входит Норвегия, Австрия и Финляндия. В России работает около 450 станций, что в три раза меньше, например, Финляндии по данным компании Zevs.
Количество заправочных станций в регионе напрямую зависит от количества электроавтомобилей в стране: чем больше авто, тем больше заправок, как личных, так и общедоступных. Рекорд по продажам был поставлен в 2019-ом: тогда по всему миру дилеры продали больше миллиона новых электрокаров (367 тыс. из них — Tesla). В 2020-ом году электрокары тоже покупали, но коронавирус внес свои изменения в мировой рост продаж.
По данным Autostat, в мире больше 7 млн. электромобилей, примерно 6 тыс. из них — в России. Для сравнения, на Украине их 50 тыс., в Норвегии — больше 300 тыс., а в Финляндии — около 30 тыс. Еще в 2005 году на всей планете было не больше 1 тыс. электроавто: рост действительно впечатляет.
«По данным аналитиков, к 2030 году продажи электромобилей достигнут 31,1 млн электромобилей в год, а общий объем рынка составит более 180 млн авто по всему миру», — говорит Юрий Орлов, глава компании Touch.
Международный оператор зарядной инфраструктуры для электромобилей Touch имеет два головных офиса: в России (Санкт-Петербург) и Германии (Карлсруэ). Сеть включает примерно 60 000 зарядных станций, включая как собственные, так и станции роуминговых партнеров.
В прошлом году объем рынка новых машин в РФ составил 353, в 2020 году, для сравнения, — минимум 4 тыс. Официальные дилеры электрокаров в России — это Jaguar, Audi, Mercedes и Porsche. Остальные авто приобретаются у перекупщиков. Чаще всего на отечественном рынке можно встретить машины с пробегом из Японии.
Примерно 90% электромобилей в России используется на Дальнем Востоке. Это легко объяснить: туда проще доставить бывшие в употреблении, а значит, более доступные авто из-за границы.
«Тут электромобиль можно купить за 350 тысяч рублей, то есть дешевле, чем бензиновый автомобиль», — отмечает Владимир Млынчик, совладелец IT-платформы для владельцев электромобилей и зарядных станций ZEVS.
Инфографика предоставлена компанией Zevs
Структура рынка
Рынок зарядной инфраструктуры для легкового электротранспорта состоит из четырех групп игроков. Это производители зарядных станций, сервисные компании по установке и техническому обслуживанию заправок, разработчики платформ-агрегаторов и электромобилисты, которые выступают и как потребители, и как владельцы частных станций.
Среди российских производителей станций выделяются «Яблочков», «Форма», Touch, Rewatt и «ПСС», имена западных игроков у всех на слуху: Siemens, Shneider Electric, ABB, ENEL. Сервисом занимаются «Мир электромобилей», Volt4drive и Watson (железо), а также ZEVS, EVtime и «Росток» (ПО). Свои платформы есть у Volt4drive, Touch и компании «Яблочков».
Специфика рынка предполагает, что компаниям-производителям приходится вести не только коммерческую, но и просветительскую деятельность, предупреждает технический директор компании «Яблочков» Самвел Аветисян:
«Мы работаем на рынке три года и видим изменения в поведение клиентов: практически ушли заказчики, которые не очень понимают, что они покупают и делают выбор «наобум»,. Аудитория уже разобралась в том, что она хочет купить, но пока не до конца понимает детали и, бывает, предъявляет в качестве техзаданий нереализуемые на практике требования к продукции, забывая о прочих, более важных вещах».
Зарядные станции в России принадлежат ДЗО «Россети», «Русгидро», «Газпромнефть», автосалонам (Audi, Landrover, Jaguar), производителям («Яблочков», Touch, «ФОРА»), компании «Росток», а также торговым и бизнес-центрам, жилым комплексам и частникам, которые располагают станции около своих домов.
Самая большая сеть заправок находится на Дальнем Востоке и принадлежит «Русгидро», в нее входит 19 быстрых станций. Они находятся в Приморском, Камчатском и Хабаровском крае, а также в Сахалинской и Амурской области. Для сравнения, всего в Петербурге работает около 30 станций, в Москве — минимум 60.
«Отечественный рынок зарядной инфраструктуры с задержкой в пять лет проходит те же этапы развития, что мы видим в США и Европе. Все начиналось со стихийного появления электрозаправок: их стали устанавливать как частные энтузиасты, так и торговые сети, например McDonald’s, IKEA, электросетевые компании.
У станций было разное ПО от производителей железа, со временем возникла проблема необходимости объединять станции в единую сеть, чтобы монетизировать станции, мониторить процесс их эксплуатации, привлекать новых клиентов и стандартизировать взаимодействие участников рынка», — объясняет Владимир Млынчик, совладелец IT-платформы для владельцев электромобилей и зарядных станций ZEVS.
Так в мире начали появляться первые стартапы-агрегаторы станций: Charge Point, New motion (куплен Shellrecharge), Charge’n’drive (куплен Fortum), Virta (куплен EON). Большинство из них приобрели крупные энергетические или нефтедобывающие компании, которые вовремя поняли перспективность нового направления.
Примерно тоже самое сделал «Яндекс», создав платформу «Яндекс.Заправки»., которая объединила 15 крупнейших сетей АЗС.
Российский рынок электромобильности. Инфографика предоставлена компанией Zevs
Виды заправочных станций
Станции делятся по типу тока, скорости и мощности заряда, формату самой зарядки и типам коннекторов. Также различаются ручные и автоматические зарядки: с использованием кабеля или индукционной платформы и пантографа (токоприёмника с подъёмным механизмом). Эти различия влияют на стоимость, востребованность и, как следствие, окупаемость станции.
Главное, что нужно знать про зарядки для электрокаров: в них может использоваться как переменный, так и постоянный ток. В первом случае преобразование переменного тока из сети в постоянный ток, необходимый для зарядки батареи, происходит в электромобиле.
То, с какой скоростью может заряжаться батарея, зависит от мощности преобразователя переменного тока. Как правило, такие зарядки ставят у дома или работы: авто в них заряжается несколько часов ночью или днем.
Во втором случае преобразование переменного тока из сети в постоянный происходит на самой зарядной станции. Благодаря специальному коннектору, электрокар заряжается при высокой мощности (более 22 кВт) и быстро, а сам зарядный порт имеет прямой контакт с батареей машины.
По времени зарядка электромобиля может занимать от 30 минут до четырех часов и зависит от максимальной мощности станции, типа кабеля, емкости аккумуляторной батареи, текущего уровня заряда авто и температуры на улице.
«Около 90% сессий зарядки электромобилей в Европе происходит на “медленных” зарядных станциях, в основном дома или в офисе. Это связано с паттерном поведения владельцев транспортных средств: медленная зарядка ночью у дома и днем у работы покрывает все нужды. Быстрыми зарядными станциями пользуются в основном на магистралях, либо если электрокар по каким-то причинам не получилось зарядить дома», — объясняет технический директор компании «Яблочков» Самвел Аветисян.
«Яблочков» производит, устанавливает и обслуживает станции на территории России и Белоруссии, а сейчас выходит на рынок Казахстана.
В России, наоборот, чаще пользуются быстрыми зарядными станциями. Возможно, дело в том, что в стране мало закрепленных за владельцами парковочных мест, чтобы установить там зарядную станцию. Хотя в некоторых элитных комплексах уже ставят зарядки на подземных парковках. Первые подземные станции на парковках ЖК и в Москве и в Петербурге появились в 2019 году.
С другой стороны, по словам владельцев электрокаров, как только у них появляется собственная зарядная станция, на публичную зарядку они заезжают редко и в экстремальных случаях: примерно пару раз в месяц.
«Год назад в Петербурге ввели закон, по которому 3% машиномест должны быть укомплектованы медленными зарядными станциями. Но мы не занимаемся продажей такой продукции, потому что там очень маленькая маржинальность на станцию, и большинство клиентов не до конца понимают разницу между домашними и коммерческими станциями. А они отличаются по цене в 3-4 раза в зависимости того, какое оборудование используется. Так что в тендерах, подразумевающих установку меньше 50 медленных зарядных станций, мы не участвуем: это не интересно», — рассказывает Самвел Аветисян.
Зарядная станция компании «Яблочков»
В этом году компания уже поставили 50 станций и до конца зимы рассчитывает увеличить это число до 100. В основном «Яблочков» работает в сегменте ультрабыстрых зарядных станций от 150 киловатт. На данный момент такие зарядки самые технологичные: сложные в установке и обслуживании, конкурентов здесь немного.
По словам Самвела Аветисяна, они на российском рынке пользуются наибольшим спросом среди коммерческих клиентов: заказчики рассчитывают, что на быстрых зарядных станциях удастся быстрее передать больший объем мощностей, соответственно, получится быстрее их окупить и быстрее начать зарабатывать.
Электромобиль можно заряжать через обычную розетку с переменным током в 230 В, от розетки с использованием кабеля с блоком управления (снова переменный ток) и при помощи постоянного тока без использования специального конвертера в самой машине.
Через розетку авто заряжается очень медленно, а сам процесс нельзя назвать безопасным. Кабель с встроенным блоком управления позволяет машине самостоятельно следить за заправкой и контролировать ее. Передаваемая мощность заряда в основном варьируется от 50кВт до 175 кВт.
Наконец, важно понимать, что пока в России в основном работают одиночные станции, за рубежом активно появляются целых зарядные хабы — площадки, где находятся сразу несколько зарядных станций, обслуживаемых одним оператором.
В здании такого хаба, как правило, уже при планировке предусмотрена площадка под арендатора из сферы общественного питания. Россия отстает от западного рынка на пять лет, поэтому такой тренд в итоге придет и к нам. Уже известно, что в планы одного из крупных игроков рынка электроэнергии входит проект нескольких хабов, в том числе в столице.
Как выглядит зарядка
Конечно, это может быть и просто розетка, но, как правило, классическая станция оборудована одним или несколькими зарядными портами и системой управления (кнопки, RFID-считыватели, дисплеи). Впрочем, есть и исключения: например, зарядные станции формата Plug&Charge (вставь и заряжай) не имеют пользовательских интерфейсов и активизируются либо автоматически, либо при подключении коннектора к электромобилю.
Количество авто, которые могут одновременно заряжаться на станции, зависит от числа зарядных портов: в этом смысле полное сходство с привычными всем бензоколонками. В одном порту может располагаться несколько зарядных коннекторов, однако использоваться в конкретный временной период может только один из них.
Ручные зарядки подразумевают наличие кабелей, автоматические — их отсутствие. Для старта зарядки нужно подъехать к пантографу или запарковаться в специально отведенное место, где расположена индукционная плита. Сессия начнется либо по умолчанию, либо после запуска специального приложения на мобильном.
Зарядные станции с пантографами обычно располагают в парках или в местах официальных остановок, этот вид обеспечивает высокую проводимость электроэнергии и используется в основном для сверхбыстрой зарядки электрических автобусов, грузовых электромобилей и специальной техники в аэропортах и морских портах. Кстати, электробусы, в отличие от электромобилей, в России производят: «Газ», «Волгабас» и «Камаз».
В будущем к беспроводной зарядке электромобилей на парковочных местах может добавиться зарядка непосредственно на дорогах — во время движения. Такие разработки уже ведутся, но до рыночного использования еще довольно далеко.
Зато уже в этом году в мире появилась целая улица для зарядки электрокаров: 24 фонарных столба весной превратились в точки зарядки на Сазерленд-авеню в Лондоне. Инициатором проекта выступили компании Siemens и Ubitricity.
Где ставить
«Нельзя просто купить и где-то поставить станцию: это неэффективно и никогда не окупится. Перед тем как выйти в новый регион, мы проводим глубинную аналитику, общаемся с местным сообществом электромобилистов, смотрим, какое количество машин есть в городе, какой средний пробег, анализируем основные точки притяжения, общаемся с органами власти и сетевыми компаниями», — объясняет Юрий Орлов, глава компании Touch.
Это позволяет принять решение, стоит ли сейчас развивать зарядную инфраструктуру в конкретном регионе и понять, где наиболее оптимальные места для зарядных станций
Обычно станции располагаются на магистралях между крупными городами и в самих городах: у офисов, бизнес-центров, торговых молов, в инфраструктуре жилых комплексов, развлекательных центров, отелей и спа-центров.
Оценивать при выборе места для установки станции нужно не только пропускную способность площадки (поток посетителей), но и время, которое автолюбитель может провести на объекте, пока машина будет заряжаться. Нет смысла ставить станцию медленной зарядки у кофейни, а быструю зарядку размещать там, где человек и так проведет большую часть дня, когда пандемия кончится.
«Удобнее всего быстро заряжаться во время шоппинга или посещения ресторанов, — говорит Дмитрий Филатов, основатель компании Topface, владелец электрокара. — В Петербурге, например, таких зарядок всего парочка, хотя в других странах это мейнстрим. Для владельцев таких заведений это хороший способ привлечения новых клиентов, так как зарядки видны в специальном приложении, которое есть у всех владельцев электромобилей».
У компании Touch есть зарядная станция для анализа спроса и поведения электромобилистов в конкретной геолокации. Ее, к сожалению, нельзя взять в аренду, зато устройство должно помочь с минимальными вложениями протестировать выбранную точку, определиться с необходимой мощностью и конфигурацией будущей станции.
В компании продукт называют «умной розеткой» и советуют устанавливать там, где люди проводят минимум 2 часа, а в сети есть свободная мощность в 3,5 вКт. Такой пилотный вариант будет стоить в пределах 100 тыс. рублей и позволит осознанно делать дальнейшие инвестиции.
Распаковка зарядочной станции
Сколько это стоит
«Вход в бизнес быстрой зарядки электромобиля в России начинается от 3 млн рублей, но пока их установка далеко не всегда коммерчески рентабельна: рынок электромобилей представлен “дорогими игрушками” стоимостью от 6 млн рублей.
Есть электромобили премиум-класса: Audi, Jaguar, Porsche, Mercedes, но доступных брендов нет, массовый сегмент электромобилей у нас не развит, между тем именно его появление подстегнет развитие рынка зарядной инфраструктуры. Если “Камаз” реализует свой проект доступного электромобиля, это будет качественный скачок», — объясняет Владимир Млынчик, совладелец IT-платформы для владельцев электромобилей и зарядных станций ZEVS.
Окупаемость зарядных станций зависит от их типа, класса и проходной способности и может составлять от года до пяти лет, при условии, что речь идет о крупных городах или трассах между ними.
«Себестоимость самой станции составляет примерно 30% от себестоимости всего проекта по установке зарядной инфраструктуры. Большая часть средств уходит на строительно-монтажные работы и подключение дополнительных мощностей к точке подключения зарядной станции. Здесь зашито от 60% до 95% всех трат», — уточняет технический директор компании «Яблочков» Самвел Аветисян.
Впрочем, основные расходы на самом старте проекта — стоимость станции, техническое подключение к электросетям и оплата электроэнергии — можно постараться уложить в миллион рублей, говорит Юрий Орлов.
«Продвижение также потребует вложений, но не очень больших, поскольку на данном этапе потребители сильно консолидированы и достаточно работы с сообществом», — говорит он. Как только станция готова, ее обязательно нужно зарегистрировать в приложениях, которые подскажут владельцу электрокара ее местонахождение и позволяют фиксировать и анализировать, как часто ею пользуются, сколько денег она приносит и так далее.
Для сравнения, вход на рынок IT-платформ для зарядной инфраструктуры требует более масштабных инвестиций: на команду разработчиков, техническое обеспечение, серверную инфраструктуру, софт и лицензии уйдет около 30 млн рублей. А окупаемость, по словам Владимира Млынчика, составляет 10 лет.
«Сам заработок платформы составляет комиссия с зарядных сессий, ежемесячные лицензионные платежи от клиентов-владельцев зарядных сетей и эксклюзивные заказные доработки ПО для стратегических партнеров».
Экономия на старте бизнеса в последствии может обернуться сужением потенциальной аудитории, это тоже важно держать в уме предпринимателям, присматривающимся к этому рынку.
«Одной из первых компаний, которые начали устанавливать зарядные станции в России, стали «Россети», — рассказывает технический директор компании «Яблочков» Самвел Аветисян. — Чтобы не тратить деньги на дополнительные монтажно-строительные работы и подведение мощностей, компания подключала станции там, где уже были все необходимые условия, в основном неподалеку от своих трансформаторных подстанций.
Этот эксперимент, на мой взгляд, можно назвать неудачным: в итоге много зарядок находятся в промзонах, и чтобы попасть туда, нужно сворачивать с основным маршрутов, оставлять авто и потом искать какое-то подходящее кафе или магазин, которые, как правило, находятся довольно далеко».
У кого покупать
Можно закупить оборудование для станций у зарубежных производителей (Siemens, Schneider Electric, ABB, ENEL и другие) или сделать ставку на эксклюзив и попробовать открыть одну из первых точек Tesla Supercharger в России. Однако дешевле будет обратить внимание на продукцию российских игроков: Rewatt, Touch, «Яблочков», «Форма», «ПСС». Интересно, что производство у Touch, как и у компании «Яблочков», находятся в Петербурге.
«Активно занимающихся заправочной инфраструктурой игроков в России около 10. В основном это дистрибьютеры и дилеры электрооборудования, которые закупают зарядные станции за рубежом. При этом у них чуть разные бизнес-модели: кто-то работает только с корпоративным сектором, кто-то за счет этого расширяет свой ассортимент. Но и те, и другие активно не продвигаются, — говорит Юрий Орлов, глава компании Touch. — Помимо этого, в России есть четыре компании, которые занимаются сборкой зарядных станций из импортных комплектующих».
Потенциал рынка
Прибыльность рынка зарядных станций для электрокаров зависит от его размера, темпов роста и конкуренции. «Размер рынка станет привлекательным для бизнеса, когда в год в РФ будет продаваться несколько десятков тысяч машин. Темпы роста в ближайшие годы точно будут огромными для авторынка, а конкуренция очень низкой, так как традиционные игроки будут с трудом понимать его специфику и новые требования», — говорит Дмитрий Филатов, основатель Topface, владелец электроавтомобиля.
В РФ бизнес на электрозаправках с каждым годом будет развиваться все активнее, и отдельным большим сегментом станет установка домашних зарядок и оборудование ими паркингов как самый удобный способ зарядки личного электромобиля.
«Думаю, в ближайшие 3-5 лет нас ждёт взрывной рост в этом сегменте. Будучи представителем IT-бизнеса, любые инвестиционные возможности я сравниваю со своим сегментом и думаю, что электрозаправки — это сегмент для крупных игроков, так как он точно не будет высокомаржинальным с быстрой окупаемостью», — говорит Дмитрий Филатов.
Молодым предпринимателям он советует подумать о том, какие IT-решения потребуются в связи с массовым переходом на электромобили, которые надо заряжать по 30-60 минут даже на быстрой зарядке. А еще об инновациях в сфере зарядки и новых решениях для взаимодействия с автомобилями через смартфоны.
Зарядная станция Malanka
Сдерживающие факторы
Основной фактор, сдерживающий рост рынка зарядной инфраструктуры, – отсутствие государственной поддержки, которая в Европе стала одним из ключевых драйверов развития.
«В России работа в этом направлении ведется крайне медленно. Постепенно вносятся поправки в законодательство в виде отмены транспортного налога и бесплатной парковка для их владельцев. Однако без обеспечения городов зарядной сетью эти меры неэффективны», — говорит Юрий Орлов, глава компании Touch.
Отсутствие стабильного спроса на электрокары заставляет дилеров осторожничать, стоимость авто и неразвитая инфраструктура становится преградой для заинтересовавшихся покупателей. Получается замкнутый круг: нет поддержки и достаточного количества зарядок, нет и автомобилей. Нет автомобилей — предприниматели не торопятся открывать зарядные станции.
«Конечно же, для полноценного развития рынка электромобилей сеть быстрых зарядок должна быть на порядки больше, чем сейчас, — говорит Дмитрий Филатов, основатель Topface. — К примеру, в Петербурге есть всего пара десятков быстрых зарядок, часть из которых периодически не работает. На каждой из них одновременно может заряжаться всего одна машина. То есть пропускная способность всей сети буквально несколько сотен машин в день. Если место для зарядки, конечно, не занято обычной машиной».
К тому же обычно электрокары приобретаются семьями, уже имеющими авто, поэтому такая машина используется не каждый день: это тоже нужно учитывать предпринимателям, выходящим на рынок электрозаправок.
«Опыт других стран показывает, что развитию рынка зарядной инфраструктуры способствует следующий комплекс мер поддержки автовладельцев: частичная компенсация стоимости электромобиля, освобождение от дорожных и транспортных налогов со стороны федеральных властей, обустройство бесплатных парковок, выделение отдельных полос на дорогах со стороны муниципальных властей и льготы от коммерческий компаний, например, страховых агентств», — говорит Михаил Гурьянов, генеральный директор ООО «Соллерс Инжиниринг».
Правительственные программы, поддерживающие производителей и покупателей электромобилей в Норвегии в итоге привели к тому, что процент таких машин в стране составляет около 15%, а в некоторых городах доходит до 50%. Например, в Бергене.
Среди льгот — бесплатная парковка, доступ к полосам для общегородского транспорта, отмена платежей за использование бесплатных дорог, сниженный налог на машину.
Активно развивает экосистему электрического транспорта и Китай: сейчас в стране больше таких машин, чем в Штатах. Индийское правительство тоже делает ставку на электротранспорт и разрабатывает программы поддержки электрификации транспорта: страна рассчитывает продать 10 млн. электрокаров через 10 лет.
Великобритания старается нарастить долю электромобилей и задумывается запретить продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей к 2040 году. Такой же запрет собирается ввести в будущем Франция.
Инфографика компании Zevs
Некоторые меры поддержки есть и в России. Например, осенью этого года продлили отмену транспортного налога на электрокары в Москве и Московской области — до 2024 года. Впервые льгота была введена в 2016 году, с тех пор количество авто в области на электрической тяге выросло с 13 до 235. Такая же норма действует еще в 10 регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, Калужской и Амурской и Калиниградской области.
В ряде других регионов действуют частичные льготы. К примеру, в Сахалинской области предусмотрена скидка в 50% на транспортный налог для владельцев элетрокаров. Пока в области только 85 электрокаров, но власти Сахалинской области намерены до 2030 года полностью перевести регион на транспорт, который приводит в движение электричество и природный газ. Сейчас в регионе расширяется локальная сеть зарядных станций.
По оценке некоторых экспертов, при поддержке со стороны государства количество электромобилей в России в ближайшие 5-6 лет может вырасти до 380 тыс., и вряд ли составит больше 120 тыс. без нее, от этого зависит и развитие зарядной инфраструктуры.
«Я же, наоборот, считаю, что главный драйвер развития рынка электромобилей — не льготы и спецпрограммы от государства, а наличие доступного электромобиля у официальных дилеров BMW, Nissan, Volkswagen и Volvo», — подчеркивает Владимир Млынчик.
По словам эксперта, в этом году в России добавилось около 500 станций, а в следующем можно ожидать появления еще 1,2 тыс. заправок.
Драйверы роста
На развитие рынка электрического транспорта и зарядных станций для них влияет ряд экологических инициатив, в частности, Европейский стандарт, Европейское зеленое соглашение, Директива о развертывании инфраструктуры альтернативных видов топлива.
Часть внешних международных соглашения по сокращению парниковых выбросов поддержала и Россия. Это значит, что налоги на обычные автомобили будут расти, а электромобили, освобожденные от «углеродного налога», получат дополнительный интерес со стороны потенциальный потребителей. Еще одним внешним фактором спроса на электромобили и зарядные станции в будущем может стать ввод строгих ограничений по нормам выбросов углекислого газа для автопроизводителей.
Сейчас же драйвером развития сети электрозаправок может стать запрос со стороны самих пользователей или потенциальных владельцев электрокаров. Например, в Ломоносовском районе Москвы депутаты подписали народное обращение к городским властям с просьбой разместить в районе несколько заправок в локациях с высоким трафиком.
«Звучала и идея предоставить приоритетное право парковки электрокарам возле этих заправок, — добавляет Владимир Калинин, депутат муниципального округа Ломоносовский. — Эта задача формулируется для последующего рассмотрения на уровне законодательного собрания города.
Немаловажным фактором роста рынка может стать и расширение сети заправок для зарядки электрического общественного транспорта. Сейчас в отдельных районах наблюдаются даже очереди из электроавтобусов, а строительство частных станций смогло бы решить эту проблему и привлекло бы в отрасль инвесторов».
Перспективы для бизнеса
«Будущее транспорта именно за электричеством. Отрасль будет развиваться, и те, кто войдут в неё сейчас, будут стоять у её истоков завтра. Это волна, которую надо вовремя поймать. Я полагаю, что электромобильность сегодня то же самое, что сфера IT в начале XXI века: мы стоим на пороге огромного взрывного рынка.
Сейчас можно стать тем, кто находится на переднем фланге прогресса и тащит его за собой – очень привлекательная перспектива, — говорит Константин Клюка, инвестор, владелец агропромышленного холдинга «Промагро» (инвестировал в Zevs). — Я наблюдаю 300 тыс. зарядных станций в Европе, вижу мировых гигантов, таких как Shell, которые вкладываются в стартапы в этой отрасли, и заряжаюсь оптимизмом и верой в этот рынок».
Использование электромобиля обходится владельцу заметно дешевле: они меньше ломаются, реже надо делать ТО (не нужно менять масло или колодки), к тому же стоимость километра получается примерно в 8 раз дешевле.
К тому же весной этого года Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) обнулила для России ввозные таможенные пошлины на электромобили. Когда нулевые пошлины применяли в 2016-ом, импорт электрокаров в некоторых странах заметно увеличился. Например, в Белоруссии, по данным ЕАК, он вырос почти в четыре раза.
Тогда льготы были только для юрлиц, новая инициатива подразумевает поблажки и для физических лиц: тех, кто покупает авто для себя. Такая пошлина может доходить до 54% от таможенной стоимости машины. Эксперты считают, что подобные льготы могут увеличить продажи электромобилей в России минимум в 1,5 раза. Нулевые пошлины пойдут на пользу как количеству электромобилей в стране, так и рынку зарядной инфраструктуры.
«Инфраструктура зарядных станций тесно связана с другими сферами. И для ее дальнейшего роста очень важно развитие связанных технологий. Например, возобновляемых источников энергии, таких как энергия солнца и ветра, системы децентрализованных источников энергии, локализация производства электрокаров в России, новых разработок для накопителей энергии. Все это даст мультипликативный эффект за счет комплексного роста рынков», — добавляет Юрий Орлов, глава компании Touch.
Зарядка электромобиля в Москве
«Учитывая небольшое количество владельцев электрокаров в нашей стране, настороженное отношение к ним со стороны потенциальных покупателей, отсутствие стимулирующих действий со стороны государства и защитников экологии и, конечно же, ориентацию экономики на нефтяные ресурсы, количество зарядных станций и возможность для их монетизации оставляет желать лучшего, — говорит Елена Силинская, директор стартап-акселератора iDealMachine. — При этом крупные российские города имеют большой потенциал в этом направлении, как с точки зрения покупательной способности, так и со стороны предоставляемого предложения.
Производством электромобилей уже занялись BMW, Volkswagen, Hyundai, Opel и прочие. Если в дальнейшем все большее количество мировых производителей будут делать такого рода автомобили и активно расширять их линейку, то выход на этот рынок в России сейчас позволит занять свою нишу, приобрести аудиторию лояльных клиентов в будущем и постепенно достичь стабильного дохода».
Все фото: предоставлены пресс-службами компаний
Зарядные станции для электромобилей как бизнес: сколько стоит открыть электрозаправку
Сейчас порог входа в данный бизнес достаточно низкий. На конец 2021 года в России было зарегистрировано чуть менее 11 000 электрокаров. Казалось бы, цифра достаточно низкая. Но, по сравнению с 2020 годом, их парк вырос на 71%. К 2030 году каждый пятый автомобиль в стране должен работать на электрической тяге, то есть не менее 10% выпускаемого транспорта будет электрическим. В четвертом десятилетии порог входа в бизнес на ЭЗС, как и конкуренция, значительно вырастут, поэтому сейчас самое выгодное время для инвестиций.
Какие бывают зарядные станции для электромобилей
Электрозаправки отличаются скоростью заряда аккумулятора машины, мощностью, типом тока, форматом зарядки и типом подключаемых коннекторов.
Кроме того, они делятся на:
- ручные и автоматические заправочные станции;
- с подключением по кабелю;
- с подключением с помощью панографа (токоприёмник с подъёмным механизмом);
- с помощью индукционной платформы.
Все эти различия напрямую влияют на конечную стоимость и срок окупаемости ЭЗС.
Касаемо бизнеса, мы рекомендуем купить электрозаправку быстрой зарядки. Как правило, зарядные станции с медленной скоростью заряда аккумуляторов ставят возле дома или на придомовой парковке. Такие станции служат для частного использования, то есть подпитка аккумулятора машины длится несколько часов и часто от домашней розетки. Это не совсем подходит инвестору, желающему установить ЭЗС возле торгового центра, кафе или на трассе. Электролюбитель не будет ждать несколько часов. Он желает подзарядить свой транспорт за 30−60 минут пока, к примеру, с семьей посещает ТЦ или придорожное кафе.
Соответственно, для инвестиций в бизнес на зарядных станциях подойдут модели ЭЗС с быстрой скоростью заряда аккумулятора электрокара от российских производителей: Яблочков, Парус.
Как выглядит зарядка для электромобиля?
Зарядка для электромобиля может выглядеть как обычная розетка, но, как правило, в бизнес исполнении она скорее напоминает бензоколонку. В ней находятся один или несколько портов подключения, RFID-считыватели, дисплей, кнопки. Часть моделей выполнены в формате Plug&Charge (вставь и заряжай). Они не имеют дисплея и активируются при подключении к электромобилю или автоматически. При использовании платформы Electro.cars все взаимодействия с ЭЗС происходят через приложение в смартфоне.
Сколько стоит открыть электрозаправку?
Вход в бизнес на ЭЗС (Station Electric) начинается от 1−3 миллионов в зависимости от того, какую модель электро-заправочной станции (станций) вы хотите купить. Окупаемость вложений зависит места установки электрозаправки и проходимости (трафика).
К слову, уменьшить размер вложений могут помочь различные государственные программы субсидирования малого и среднего предпринимательства, активно развиваемые правительством страны и руководством регионов. Эти программы входят в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Если вы хотите установить зарядную станцию в качестве бизнес-инвестиции, позвоните. Мы ищем партнеров и готовы обсуждать варианты сотрудничества.
По всем возникшим вопросам звоните по номеру: 8 800−775−81−87 (Звонок по России бесплатный). Мы подробно расскажем, как заработать на покупке франшизы компании Electro.cars.
Будем рады вашим вопросам:
Владимир Калаев
v.kalaev@electro.cars
Расходы на коммерческие зарядные станции для электромобилей
Июль 26, 2022 | Александр Маньшин
Первоначальные инвестиции
В самом начале бизнес на зарядных станциях потребует больших капитальных расходов, которые необходимы для покупки станции, её установки и работ, связанных с получением необходимой электрической мощности.
Первоначальные инвестиции для медленной коммерческой станции с переменным током
составят 100-200 тыс. руб.
Стоимость же входа на рынок быстрых зарядных станций для электромобилей
начинается от 3 млн рублей
, хотя можно постараться уложиться и в 2 млн рублей.
Покупка зарядной станции
Расходы на покупку самой станции занимают
около трети
в первоначальных расходах на развитие зарядной инфраструктуры. Стоимость зарядной станции зависит от мощности станции, от количества разъёмов, а также от других характеристик.
Помимо технических параметров, вам может потребоваться дополнительный дизайн вашей зарядной станции, если вы хотите, чтобы она работала на ваш бренд и рекламировала ваш бизнес.
Расходы на увеличение мощности сети
Зарядная станция снабжает электромобиль электричеством, получаемым от коммунальных служб. К сожалению, не всегда и не везде существующая инфраструктура сразу допускает такую передачу энергии.
В случае с медленными станциями бывает достаточно подключиться к существующей сети на 240 В, что потребует лишь нескольких часов работы электрика. В случае же с быстрыми станциями потребуется создание сети в 480 В, а это намного дороже.
Установить зарядную станцию без необходимости увеличивать имеющуюся мощность сети, конечно, будет дешевле всего. Несколько дороже будет договориться с районным сетевым оператором об установке более крупного предохранителя для увеличения мощности на объекте. Расходы же на
увеличение мощности сети
обычно весьма значительны — ведь необходимо устанавливать электрические панели, счётчики для учёта использования энергии, дополнительный трансформатор, оборудование подстанции, предохранители, а для линий передач могут потребоваться бурение, прокладка траншей и цементные работы.
Стоимость всех этих работ предсказать сложно, так как тарифы зависят как от сетевой компании, которая рассчитывает стоимость индивидуально для каждого случая, так и от региона.
Расходы на установку зарядной станции
Помимо обеспечения станции энергией, необходимо также установить другие инфраструктурные элементы. Стоимость установки зависит от нескольких факторов:
- Количество станций, устанавливаемых в одном месте.
- Площадь под станции, электромобили и вокруг них.
- Расстояние между зарядной станцией и точкой подключения.
- Тип монтажа — например, крепление на стену дешевле стойки из-за расходов на установку фундамента в случае с последней.
- Фиксация кабеля, питающего зарядную станцию — например, сооружение траншеи для кабеля намного дороже крепления его по стене.
- Дизайн зарядного места, куда могут входить специальная разметка, объекты навигации и информирования, другие защитные и декоративные элементы, например, столбы.
- Обеспечение дополнительной безопасности в виде специальных защитных элементов, креплений или камер наблюдения.
- Подключение к интернету или онлайн системе управления (если требуется).
- И, конечно же, оплата труда людей, которые будут заниматься установкой станции.
Как видите, первоначальные расходы на коммерческую зарядную станцию — это намного больше, чем само оборудование. Больше половины, а чаще и две трети всех первоначальных затрат приходится на работу с инфраструктурой и установку.
Более того, в отличие от стоимости станции, расходы на установку часто непредсказуемы и сильно зависят от конкретной локации. Поэтому очень важно планирование — например, строящийся объект недвижимости, который устанавливает зарядную станцию,
тратит на это в 5 раз меньше
, чем готовое здание, которому необходимо проводить переоборудование.
Операционные расходы
Расходы на электричество
Расходы на электричество определяются ценой за 1 кВт*ч, умноженной на количество кВт*ч, потреблённых электромобилем. Например, затраты на потребляемую электроэнергию станцией в Москве могут быть такими:
Помимо зарядки электромобилей, зарядные станции также потребляют электричество для своей работы — например, интерфейс или световые индикаторы, если таковые имеются. Расходы здесь существенно меньше, чем на зарядку транспортного средства, но про них тоже не стоит забывать.
Расходы на пользование системой управления
Владельцы зарядных станций могут подключиться к системе управления, предоставляющей данные о зарядных сессиях и пользователях станции, а также позволяющей настраивать режим доступа. Как правило, плата за пользование такой системой состоит из фиксированной ежемесячной части (до 1500 рублей) и процента от выручки от станции (до 10%).
TOUCH предлагает свою собственную систему управления, реализующую функции от мониторинга статистики по заказам и потреблённой электроэнергии до управления платёжной информацией. Подробнее
по ссылке
.
Расходы на содержание станции
Чтобы обеспечивать бесперебойную работу зарядной инфраструктуры, необходимы определённые расходы на содержание и на починку. Лучше всего обращаться за этим к производителю вашей зарядной станции.
Помимо прочего, содержание коммерческой зарядной станции может включать в себя затраты на её рекламу, если владелец станции серьёзно относится к этому бизнесу.
Как видно, расходы в бизнесе на зарядных станциях, особенно в самом его зарождении, немаленькие. Чтобы облегчить эту проблему,
правительство готово выделить более 1,3 млрд рублей
для субсидирования расходов на закупку и установку быстрых зарядных станций на федеральных трассах в 12 пилотных регионах. Помимо этого, владельцы быстрых зарядных станций
могут не платить налог на имущество и рассчитывать на инвестиционный налоговый кредит
. И хоть государственная поддержка — это очень хорошо, всех проблем она не решает.
С одной стороны, особенно учитывая не быструю окупаемость коммерческой зарядной станции (
по оценкам Минэнерго
, 7 лет), хочется постараться сэкономить — установить станцию помедленнее и подешевле, ограничиться лишь самыми необходимыми шагами по установке. С другой — всё это может обернуться тем, что станция будет менее удобной в использовании для пользователей, требовать больше внимания со стороны ваших работников или просто будет неисправно работать. В итоге, срок окупаемости лишь увеличится. Тем более что неминуемый рост количества электромобилистов ведёт к большей конкуренции за потребителя — конкуренции, где некачественно установленные станции проигрывают.
Поэтому, чтобы инвестиции окупились, важно хорошо продумать расходы и найти компромисс между экономией и заботой о потребителе. TOUCH всегда прозрачно обсуждает все параметры установки станции со своими клиентами и прикладывает все усилия, чтобы любое наше решение имело окупаемость выше среднерыночной.
Рекомендуемые статьи
ТАЧ – больше, чем зарядные станции
Решение с цифровыми технологиями, которое работает
Доход от установки ЭЗС
Основные способы получения прибыли от зарядной станции для ее владельцев это:
· Платная зарядка электромобилей.
· Привлечение владельцев электромобилей. Ведь владелец электрокара планирует маршрут в том числе, исходя из наличия зарядных станций в точках его остановок.
· Реклама в интерфейсе станции или на ее корпусе.
Если с монетизацией и рекламой в общих чертах все понятно, то чем же выгодно привлекать водителей электромобилей к своей компании?
Немного о привлечении электроавтомобилистов в ТЦ, гостиницы и другие локации коммерческой недвижимости.
Зарядка электромобиля на данный момент гораздо дешевле заправки автомобиля бензином, но при этом занимает дольше времени — в среднем зарядка длится от 30 минут до нескольких часов. Это время владелец авто должен где-то провести и желательно – с пользой для себя. В торговом центре водитель сможет сделать покупки и перекусить, посетить развлекательные парки или кинотеатр, пока электромобиль заряжается. Прибывая в офис, человек может спокойно работать, находится на деловой встрече, зная, что его авто спокойно доедет до дома или другого офиса.
Естественно, человек будет возвращаться в ТЦ, где не только можно совершить нужные покупки или получить услуги, но и попутно решить еще одну из своих задач – зарядить авто, просто оставив его на паркинге.
На сегодняшний день существенная часть водителей электрокаров — это прогрессивные и состоятельные люди: средняя стоимость электромобиля в России составляет 4–6 млн рублей. Устанавливая зарядные станции на своих объектах, владельцы коммерческой недвижимости притягивают к себе соответствующую публику и повышают престиж компании.
А привлечение состоятельных клиентов – разве не одна из задач любого бизнесмена?
Электрозаправку можно брендировать – нанести фирменные цвета отеля или ресторана, украсить корпус логотипом, что дополнительно повысит узнаваемость и так же вызовет интерес у обывателей, которые не знакомы с электромобилями, но обязательно обратят внимание на необычный терминал.
Так, посредством установки ЭЗС, можно не только окупить ее приобретение, но и обеспечить стабильный доход и дополнительную нишу продвижения и популяризации своей компании.
Рекомендованные места установки зарядной станции.
Электрические зарядные станции подразделяются на две основные категории по типу монтажа. Это напольные и настенные зарядные станции.
Настенные зарядные станции удобно разместить на фасадах зданий в парковочной зоне, либо в подземных паркингах.
Станции напольного монтажа имеют широкую сферу применения и удобны в установке на придомовых парковках, гостиничных паркингах, в гаражных комплексах, на парковочной зоне ТЦ, на парковках около ресторанов и бизнес-центров.
Если размещение зарядной станции для электромобилей планируется во дворе дома современного ЖК, тип станции выбирается исходя из расположения парковочной зоны и возможности подключения станции. Она может быть как напольной, так и настенной, может быть размещена не во дворе, а в подземном паркинге.
Для частного использования подходят зарядные устройства мощностью до 22 кВт/ч. Они просты в эксплуатации, заряжают батареюв интервале 3 -4 часов, а некоторыми моделями можно управлять с помощью смартфона.
Для установки зарядной станции во дворе жилого дома следует провести ряд мероприятий:
· необходимо получить согласие жильцов на установку электрической зарядной станции,
· определить место для установки электрической зарядной станции для электромобиля,
· согласовать установку с управляющей компанией, учитывая состояние проводки и щитков, общую нагрузку и расход электроэнергии на общедомовые нужды,
· согласовать мощность вашей зарядной станции от 6 до 22 кВт.,
· подобрать место установки счетчика электроэнергии для зарядной станции.
Электромобили прекрасно заряжаются от так называемых «медленных» (и более дешевых в установке и эксплуатации) терминалов, размещенных при стоянках, кафе, парковках. Для основной массы электромобилей нужна подпитка не где-то по дороге, а в месте остановки или паркинга.
Терминал на 22 кВт за 3-4 часа в состоянии пополнять батарею на 300-500 км езды. Для многих пользователей это хороший запас для ежедневных городских поездок, которого спокойно хватит на 2-3 дня или больше. Такой расход допускает и небольшие междугородние поездки, при наличии зарядной станции возле гостиницы.
Быстрые зарядные станции хороши на междугородных трассах, но стоит помнить общее небольшое количество электромобилей. На стояночном комплексе, предоставляющем услуги гостиницы, опять же, больше денег сэкономит для владельца медленная станция. Электроавто успеет зарядиться за тот отрезок времени, который владельцы потратят на отдых.
Тем самым, желающим открыть ЭЗС или расширить услуги своей компании, стоит сосредоточиться на AC зарядных станциях.
Электромобили – транспорт будущего. Современный бизнес требует движения в ногу со временем, динамичности и богатого спектра услуг. Сделав ставку на современные технологии, вы не прогадаете, расширив функционал Вашей гостиницы, ресторана или торгово-развлекательной площадки паркингом для электромобилей с электрозаправкой.
Правительство в этом году запустило программу субсидирования установки электрозарядных станций (ЭЗС) российского производства для электромобилей. По планам правительства, к 2024 году в РФ должны работать уже 3 тыс. станций. Получится ли выполнить планы и когда этот бизнес станет прибыльным без помощи государства, “Ъ” рассказал заместитель гендиректора по развитию гражданской продукции АО КРЭТ (входит в «Ростех») Максим Моторин.
— Правительство запустило программу поддержки развития сети ЭЗС в 15 регионах. Вы в ней участвуете?
— Основными участниками программы являются операторы сети зарядных станций — наши заказчики. Операторы приобретают произведенное нашим концерном оборудование, занимаются его установкой, обслуживанием и оказывают услуги по зарядке.
— Почему вы не хотите сами стать оператором?
— Идею стать оператором мы отложили на более зрелую стадию развития этого рынка. С учетом текущей внешнеполитической ситуации ряд прогнозов по приросту экологичного транспорта и масштабный запуск серийного производства отечественного электротранспорта скорее пойдут по пессимистическому сценарию. На данном этапе крайне важно для развития рынка разработать и произвести в нужном объеме продукт с высоким уровнем локализации.
— Рекомендованная цена одной ЭЗС составляет 3 млн руб. Вы укладываетесь в эту цену?
— Немного поясню. Оператор имеет возможность компенсировать 60% от стоимости ЭЗС, но не более 1,86 млн руб., и до 30% от стоимости технологического присоединения к электросетям, но не более 900 тыс. руб. Путем простых расчетов цена станции, за которую оператор получит субсидию от государства, равна 3,1 млн руб. Зарядные станции АО КРЭТ стоят 3,6 млн руб., что чуть выше рекомендованной цены. Но мы даем гарантию 60 месяцев на оборудование, чем пока не может похвастаться ни один производитель.
— Есть ли проблемы с импортными комплектующими?
— Внешняя политика внесла свои коррективы и в графики поставок комплектующих, и в структуру рынка в целом. Ушли иностранные конкуренты, что, безусловно, открыло нам новые возможности. Мы работаем в тесной связке с компаниями «Ростеха», перестроили логистические схемы и учли новые реалии в графике производства, дефицита не испытываем, продукция в необходимом объеме выпускается предприятиями.
— В прошлом году в России работало около 600 ЭЗС. Правительство хочет увеличить их количество до 3 тыс. к 2024 году. Планы выполнимы?
Как Минтранс предложил стимулировать распространение электромобилей в регионах
— Весь мир переходит на электротранспорт, чтобы уменьшить объем вредных выбросов. Задача каждого государства — создать условия для такого перехода. Развитие электротранспорта напрямую зависит от развития зарядной инфраструктуры. Мы как производители готовы обеспечить рынок программно-аппаратным решением в требуемом объеме. Вопрос в другом: будет ли спрос на созданную инфраструктуру. Безусловно, ряд государственных мер поддержки подталкивает отечественных автопроизводителей к прогрессу. Однако пока не решен вопрос с производством батарей — основной и самой затратной составляющей в электромобиле. Этот вопрос сегодня прорабатывается на уровне «Ростеха». Возможно, в ближайшее время мы сможем более предметно обсудить прогнозы и их реализацию.
— Какую долю рынка вы хотите занять в программе субсидирования ЭЗС?
— Текущая доля рынка по станциям переменного тока — 25%, постоянного тока — 18%. Уже в следующем году планируем нарастить долю до 30–35%. Рынок поставщиков решений зарядной инфраструктуры формируется. Перечень производителей небольшой, но стремительно растет. Мы знаем наших конкурентов — относительно молодые и небольшие компании. Учитывая ограничения по оборотным активам и производственным мощностям наших конкурентов, мы прогнозируем рост текущей доли нашего предприятия до 35–45%.
— Как продвигаются конкурсы по выбору операторов в регионах?
— Операторы заявляются в профильные министерства с указанием планируемого к поставке оборудования и проработанных локаций под установку. Локации отбираются по критериям: в частности, наличие электросетевой мощности или возможность ее подвести, наличие точек притяжения в шаговой доступности — время зарядки электромобиля составляет 15–40 минут. Пока ряд механизмов по взаимодействию игроков рынка полноценно не отработан на практике, процедурные вопросы решаются не так оперативно, как хотелось бы.
— Стоимость станции или стоимость зарядной сессии никак не учитывается на конкурсах?
— Нет. Действуют законы рынка.
— В каких регионах вы участвуете в конкурсах вместе с операторами?
— Концерн во взаимодействии с операторами ведет работу во всех регионах, указанных в дорожной карте по развитию электромобильного транспорта. Это Московская, Ленинградская, Нижегородская области, Краснодарский край, Сахалин, Татарстан, Крым и Севастополь, федеральная трасса М-4 «Дон».
— Можете назвать операторов, с которыми сотрудничаете?
— Государственные и частные структуры.
— Сначала предлагалось субсидировать станции минимум на 150 кВт, но потом планку снизили. Почему?
— Да, планка снижена до 90 кВт до конца года. Очевидно, инфраструктура создается на перспективу, поэтому со следующего года мы будем серийно выпускать ЭЗС мощностью 150 кВт.
— В технические параметры ЭЗС добавили обязательный китайский разъем GB/T. Считаете ли это правильным?
— Да. Количество электромобилей в России будет увеличиваться. Среди импортных марок преимущество у китайских моделей, поскольку есть проблемы с поставками европейских машин в Россию. Сегодня основной парк электротранспорта в РФ представлен машинами с разъемом CHAdeMO. Есть и европейские электромобили, но в перспективе, полагаю, CCS потеряет позиции из-за отказа Европы от экспорта.
— Когда установка ЭЗС станет прибыльным бизнесом без субсидий?
— Мировой опыт демонстрирует, что первичный период формирования рынка 15–20 лет происходит при участии государства в форме стимулирующих механизмов. Говорить о прибыльном бизнесе на зарядных станциях преждевременно. Скорее это период 2027–2030 годов, когда турбулентность рынка уменьшится, правила примутся и придут в исполнение.
— Сколько денег вы планируете инвестировать в производство ЭЗС?
— Основную часть инвестиций мы традиционно направляем на разработку программно-аппаратных решений. Выпускать продукцию в формирующемся рынке достаточно дорого: рынок регулярно актуализирует технические и технологические обновления, что влечет за собой увеличение расходов на создание и доработку продукта. Концерн получил заем от Фонда развития промышленности в объеме 277 млн руб. Кроме того, мы инвестируем в общем объеме еще порядка 150 млн руб. собственных средств. Учитывая существующий спрос на ЭЗС, мы планируем в десятки раз увеличить производственные мощности и достичь следующих параметров — 1000 единиц продукции постоянного тока в год, 500 единиц переменного тока.
Объясняем условия и порядок получения субсидии от государства на покупку и установку быстрых зарядных станций для электромобилей.
Каждый месяц в России растет число электромобилей. Прирост идёт за счет частных покупателей и корпоративного сегмента. Например, во Владивостоке уже в июне 2022 года запустили каршеринг электрокаров. По имеющейся у нас информации, крупное расширение парка за счет электромобилей-такси произойдет в Москве в 2023 году. А по прогнозам Electro.cars к 2025 году в России будет более 100 тысяч электромобилей.
Им нужно будет где-то заряжаться. Эту простую мысль понимаем не только мы, но и правительство России. Поэтому ещё год назад была принята «Концепция по развитию электротранспорта», а в 2022 году определены субсидии на установку зарядок.
Что такое субсидия?
Простыми словами — это денежная помощь от государства. В нашем случае государство будет возмещать часть затрат. Давайте разбираться.
Кто может получить субсидию?
В 2022 году правительство готово субсидировать установку станций в нескольких регионах: Крым, Татарстан, Краснодарский край, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Сахалинская области и город Севастополь. И отдельно выделены деньги на зарядки по трассе М-4 “Дон”. Это Краснодарский край, Воронежская, Липецкая, Московская, Ростовская, Тульская области.
Каковы требования для получателя субсидии?
- Российское юридическое лицо;
- Уплачены все налоги, пени, задолженности, штрафы;
- Действующая организация — нет процедуры банкротства и реорганизации;
- Среди членов правления, руководителей и главного бухгалтера нет никого в реестре дисквалифицированных лиц;
- Не получали ранее субсидии на установку зарядной станции.
Сколько денег можно получить и на что?
Всего можно получить 2 760 000 рублей: 60%, но не более 1 860 000 рублей на покупку станции и 30%, но не более 900 000 рублей на технические работы и установку станции.
Также владельцы зарядных станций от 150 кВт получают налоговые льготы, в частности инвестиционный налоговый кредит, повышающие коэффициенты к норме амортизации и освобождение от налога на имущество.
Какие станции подходят под субсидию?
Правительство определило технические характеристики станций, подходящих под субсидию. Вот они:
- мощность — от 149 кВт (станции постоянного тока для быстрой зарядки);
- одновременная зарядка двух автомобилей;
- три коннектора: GB/T — обязательно. CCS2 или CHAdeMO — на выбор;
- кабель длиной от 4 метров.
Подходящие станции разных производителей можно найти в каталоге electro.cars (перейти в каталог).
Как получить субсидию по шагам?
Если вы подходите по региону и требованию к юридическому лицу, то пошаговый план действий такой:
- Идем в региональный Минэнерго, где дадут дополнительные разъяснения.
- Выбираем локации под установку станций.
- Заключаем договор аренды земельного участка.
- Получаем требования к техническому присоединению.
- Выбираем станцию, подходящую под требования и субсидии.
- Покупаем, устанавливаем станцию.
- Оформляем документы и подаем в региональный Минэнерго на получение субсидии.
Хорошо, я установлю станцию. А кто будет заряжаться?
По данным ГИБДД, на конец 2021 года в РФ уже было зарегистрировано 14,7 тысяч электромобилей. Аналитики «Автостата» насчитали на 1 января 2022 года в стране уже 16,5 тысяч электромобилей. И этот рынок, причем как новых EV, так и подержанных, несмотря ни на что, в России продолжает расти.
Уже в 2022 году российские производители выпустят первые партии легковых и грузовых электромобилей. Правительство прорабатывает меры поддержки производства отечественных EV, поэтому в 2023 ожидаем электромобили «Москвич», КАМАЗ и «Автотор».
В перспективе значительный прирост парка за счет новых электромобилей также могут обеспечить российские автодилеры, активно развивающие параллельный автоимпорт. Также на отечественный рынок выходят электромобили Voyah Free, Skywell и других китайских брендов.
Как управлять станцией?
Одно из наиболее простых и верных решений — подключиться к смарт-сети electro.cars. Она предоставит личный кабинет для управления станцией и детальной статистике по ней, разместит вашу станцию в бесплатном приложении для электромобилистов и на карте зарядок, чтобы привлечь поток электромобилей, а также возьмет на себя все вопросы технической и круглосуточной клиентской поддержки.
* В расчетах используются средние данные по России
1 670 000 ₽
Стартовые вложения
40 000 — 50 000 ₽
Чистая прибыль
Насколько выгодно сейчас может быть открытие электрозаправки в России? Поговорим обо всех основных аспектах, плюсах и минусах нового бизнеса, а также приведем цифры, на которые можно рассчитывать.
Еще совсем недавно электромобили оставались скорее игрушками для эксцентричных обеспеченных людей, однако в последнее время ситуация резко изменилась. Практически каждый производитель старается застолбить за собой место на резко растущем рынке машин, работающих на электрической тяге.
Даже такие консервативные компании как Porsche пересмотрели свои взгляды на выпуск электрокаров – только посмотрите на новый Taycan, поражающий сочетанием высоких технологий и драйва! При этом электромобили становятся все доступнее и для рядовых автовладельцев – на досках объявлений вроде “Авито” или “Авто.ру” можно найти вполне приличный Nissan Leaf за 600-700 тысяч рублей.
На этом фоне все более актуальным становится вопрос с электрозаправками – парк машин на альтернативном топливе увеличивается и потому вполне логичным выглядит решение открыть свой бизнес в этой нише. Если в Москве и ряде курортов вроде Сочи сеть электро-АЗС еще худо-бедно присутствует, в других городах страны с такими заправками вообще все плохо. Казалось бы, открывай и начинай зарабатывать – так в чем подвох? Давайте разбираться вместе.
Сложности при открытии электрозаправки
В последнее время в сети все больше восторженных отзывов о том, как выгодно открыть электрозаправку и какое это перспективное направление в бизнесе. Правда на поверку выясняется, что многие из отзывов генерируют сами поставщики оборудования. В любом случае быстро открыть электрозаправку и начать «рубить капусту» не получится. Начнем с юридических аспектов.
Во-первых, согласно действующему законодательству, продавать электроэнегрию в России могут только сами электросетевые компании. То есть перепродавать электричество с самым простым и логичным способом оплаты – по счетчику – не выйдет.
Впрочем, есть определенные лазейки, позволяющие обойти эти ограничения. Можно, к примеру, сдавать в аренду парковочное место возле заправки. Другой вариант – выпустить абонемент, владелец которого сможет в любое время при необходимости пользоваться заправочным терминалом.
Оборудование для электрозаправки
Не так все просто и с оборудованием – на первый взгляд, инвестиции не такие уж большие. Можно, конечно, купить недорогую зарядную станцию за 500-600 тысяч рублей, однако время подзарядки электромобиля от такого устройства составит несколько часов. В итоге для того, чтобы аккумулятор зарядился на все 100%, может потребоваться 7-8 часов.
Быстрые зарядные терминалы, или «суперчарджеры», как их уже успели окрестить в народе, с оперативной подзарядкой «железного коня» справятся куда лучше – достаточно будет 20-30 минут. Их мощности (от 50 кВт) в принципе хватит, чтобы время ожидания клиентом было непродолжительным. Стоимость такого оборудования при этом будет уже куда выше – от двух миллионов рублей. У таких вариантов есть, впрочем, своя «обратная сторона медали» — частое использование ускоренной заправки может негативно сказаться на ресурсе недешевого аккумулятора электрокара.
Суперчарджеры Tesla
Особняком в каталогах поставщиков оборудования стоят относительно недорогие «зарядные устройства» для частников. Владельцы электромобилей, живущие в частных домах, используют их чтобы зарядить свою машину на время ночной стоянки. По сути для работы такой станции будет достаточно стандартной домашней розетки на 220В. Реализация таких устройств может стать статьей дополнительного дохода для предпринимателей, решивших заняться «электрическим» бизнесом.
Выбор местоположения
Длительность «зарядки» машины током обуславливает и необходимость выбора соответствующего местоположения для электрозаправки.
Оптимальный вариант расположения электрозаправки – там, где владелец электромобиля априори проведет несколько часов. Это могут быть офисные здания, фитнес или торговые центры.
Приехал на работу или за покупками, оставил свой электромобиль «подкрепиться», и уехал с подзаряженным аккумулятором.
А потому для некоторых инвесторов открытие электрозаправки — не столько прибыльный проект сам по себе, сколько инструмент для дополнительного привлечения клиентов и роста посещаемости. Согласитесь, при прочих равных владелец электромобиля скорее отправится в торговый центр, где можно бесплатно подзарядить свое авто во время шопинга.
Если ваш проект все же больше коммерческий – все равно лучше сделать «партнерку» с арендодателем, для которого появление электрозаправки станет весомым козырем. Вашу АЗС могут бесплатно рекламировать в самом ТЦ.
Большой плюс обустройства электрозаправки – куда меньшие затраты на строительство комплекса. В отличие от АЗС, реализующей бензин или дизельное топливо, не понадобится получать большое количество разрешений, строить специальный резервуар для хранения топлива, решать юридические аспекты работы под франшизой топливной компании. Соответственно нет необходимости привязки к определенному местоположению – для открытия электрозаправки подойдет куда меньший по площади участок. Открыть свой бизнес такого рода можно даже в центре крупного города.
Выбор поставщиков оборудования
Купить оборудование для заправки электромобилей можно как в России, так и за рубежом. Например, столичный Moscow Tesla Club выступает дистрибьютором известных брендов и при необходимости оказывает постпродажное обслуживание оборудования и сервис. При желании можно заняться импортом самому, заказав зарядные станции из Китая или США – именно эти страны являются одними из лидеров по выпуску электрозаправок.
Особое внимание стоит обратить на способ оплаты – тратиться на персонал, который будет постоянно находиться на электрозаправке, смысла нет. Оптимальным вариантом станет терминал для оплаты банковской картой.
Не стоит забывать и про защиту от неблагоприятных погодных условий. Как правило терминалы для зарядки электромобилей обладают различными степенями защиты. Основные уровни защиты – IP54 и IP56, оба из них позволяют не беспокоиться из-за дождей и брызг. Для защиты от вандалов в любом случае обязательно установить камеру видеонаблюдения за заправкой.
Подбор сотрудников
Несмотря на то, что большинство электрозаправок полностью автоматизированы, без обслуживающего персонала полностью обойтись не удастся. В первую очередь, нужно обеспечить информационную поддержку пользователей в формате колл-центра.
Это минимум два сотрудника, которые хорошо знают принципы устройства и работы электростанций и при необходимости всегда смогут проконсультировать автовладельцев по вопросам ее использования. ФОТ устанавливается обычно исходя из окладной части в размере 30 000 рублей на человека.
Также необходим электрик с допуском к обслуживанию электрозаправочной станции. Можно взять специалиста в штат либо договориться об аутсорсе со стороны профильной компании, оказывающей услуги по подобному сервису.
Маркетинг и продажи
Появление электрической заправочной станции обязательно надо осветить в местных СМИ, а также с помощью рекламы на радио и в соцсетях. Дополнительной поддержкой можно заручиться и на уровне региональных властей, которые заинтересованы в инфраструктуре для экологически чистых видов транспорта.
Например, проект «электротакси», открывшийся в Кисловодске, получил поддержку на уровне госструктур, не без помощи которых удалось открыть электрозаправку непосредственно на вокзале города. Гостей города стали возить одни из первых отечественных массовых электромобилей – Lada Ellada. Машины внешне представляют из себя внешне обычные «Калины», которые тем не менее скрывают внутри технологическую начинку.
Для продаж небольших «зарядных устройств» частникам можно сделать интернет-магазин, работающий по дропшиппингу. Для реализации такого проекта необязательно сразу закупать дорогостоящее оборудование – достаточно наладить контакты с поставщиками и отладить контекстную рекламу формата Яндекс.Директ или Google Adwards. Как показывает практика, в России сохраняется устойчивый спрос на такие устройства со стороны владельцев подержанных электромобилей, который со временем только растет.
Клиентами электрозаправок могут стать также представители бизнеса, имеющие потребность в постоянной зарядке машин своего парка. Это могут быть как уже упомянутые выше экологически чистые такси, так и провайдеры каршеринга, прокатные компании, муниципальные структуры.
Финансовые показатели электрозаправки
Рассмотрим основные финансовые показатели при открытии электрозаправки. Основные затраты придутся на закупку непосредственно самого оборудования, в нашем варианте рекомендуем отталкиваться от стоимости 3 терминалов модели Nature одного из самых известных поставщиков оборудования в стране – компании EVA. Каждая из таких установок будет иметь 2 разъема популярного стандарта Type 2 и чуть менее распространенный — Schuko.
НАИМЕНОВАНИЕ |
СУММА, руб. |
|
---|---|---|
Недвижимость |
||
1 |
Аренда площадки |
50 000 |
Оборудование |
||
2 |
Оборудование для электрозаправки (3 терминала) |
1 500 000 |
3 |
Платежный терминал |
20 000 |
4 |
Система видеонаблюдения |
20 000 |
5 |
Оборудование и оргтехника для удаленного офиса |
50 000 |
Нематериальные активы |
||
6 |
Специализированное программное обеспечение |
30 000 |
Итого: |
1 670 000 |
Коротко о персонале: обслуживать электрозаправку можно силами 2-3 человек. Примерные расходы на ФОТ представлены ниже:
ДОЛЖНОСТЬ |
|
|
Административный |
||
1 |
Специалисты контактного центра (2 человека) |
60 000 |
Производственный |
||
2 |
Электрик (сервисный специалист) |
35 000 |
Вспомогательный |
||
3 |
Охрана (аутсорс) |
15 000 |
Итого: |
110 000 |
|
Социальные отчисления: |
33 000 |
|
Итого с отчислениями: |
143 000 |
Для расчетов рентабельности электрозаправки необходимо исходить из многих параметров. Например, из стоимости электроэнергии для юрлиц в том регионе, где вы планируете открывать свой проект. Например, в Ростовской области одноставочный тариф дифференцируется в диапазоне от 3,89 до 5,53 руб. в час.
Как мы уже ранее говорили, официально «перепродавать» электроэнергию в России нельзя, а потому прибыль можно генерировать путем сдачи в аренду сопутствующего парковочного места либо абонемента.
Станции зарядки электромобилей востребованы не все сутки напролет – показатели по загрузке колеблются от 5 до 35%. Возьмем усредненное значение, в таком случае электрозарядка будет отдавать энергии примерно на 200 кВт. Разница между закупкой и перепродажей энергии – примерно в 3 раза.
По примерным подсчетам период окупаемости электрозарядки составляет примерно 3 года. Средний доход, который способно генерировать предприятие в текущих реалиях – 40-50 000 рублей ежемесячно.
Так стоит ли игра свеч?
Экономическая эффективность покупки электромобиля
Кто однозначно останется «в плюсе» от всей этой моды на электрификацию – так это сами владельцы электромобилей. При заправке электромобиля по тарифу 3,89 руб. за кВт, эксплуатация «железного коня» обойдется дешевле 1 рубля за километр. Это даже чуть меньше расходов на топливо у самых экономичных авто на газовом оборудовании – метане. Пропан выйдет дороже, а печальнее всего в наших нынешних реалиях – подсчитывать свои затраты на бензин.
Судите сами – при среднем расходе в 10 литров на сотню километров по городу владелец условного “Фокуса” или “Астры” потратит чуть меньше 500 рублей (при цене АИ-95 в 48 рублей). Проехать то же расстояние на сопоставимом по стоимости Nissan Leaf удастся за 100 рублей.
Идиллия?
Важный момент – далеко не все модели электромобилей могут похвастаться хорошим запасом хода. Да, топовые варианты вроде Tesla Model S способны отвезти своего обладателя и за 500 км от электрозарядки. Однако большинству моделей масс-сегмента такой «дальнобой» не по зубам. Усугубит ситуацию с километражом минусовая температура. Например, зимой во время тест-драйва только вышедшего лет 7 назад отечественного электромобиля Lada Ellada автору этой статьи удалось проехать только на 20 километров от салона – при этом уже половина изначально полной батареи была разряжена.
Из всего этого можно сделать вывод – электромобиль выгоден тем, кто ездит много, но недалеко. Еще один важный нюанс – наличие розетки в зоне парковки машины. Далеко не каждый может себе такое позволить – например, живя на 8-ом этаже многоэтажки о «домашней» подзарядке электромобиля можно забыть. На таких клиентов может быть ориентирована и станция по зарядке электромобилей.
Резюме
Открывать электрозаправку в крупном городе-миллионнике с целью заработать на ней здесь и сейчас – дело сомнительное. Нужно быть готовым к небольшому доходу и долгому периоду окупаемости. Все таки живем мы с вами не в солнечной Силиконовой Долине, и основной транспорт россиян приводит в движение двигатель внутреннего сгорания. Пока крайней мере пока. Однако не стоит забывать о том, что парк электромобилей растет из года в год, и далеко не все новоиспеченные владельцы машин на альтернативном топливе будут заправляться только у себя дома в гараже.
Другое дело – если вы запускаете электрозаправку как сопутствующий бизнес. К примеру, параллельно вы планируете развивать услугу экологически чистого такси, владеете торговым центром или банальной АЗС. Это может стать не только источником дополнительного дохода, но и мощным маркетинговым инструментом для привлечения клиентов.
С учетом общемирового тренда на электрификацию, открытие интернет-магазина по продаже портативных зарядных устройств для электромобилей также может стать отличным стартапом.
Все материалы по тегу: АЗС электрозаправка электромобили
8204 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 489516 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Другие статьи по вашей теме:
Бесплатное приложение для самостоятельной разработки бизнес-плана
Хотите узнать, когда окупится бизнес и сколько реально вы сможете заработать? Бесплатное приложение «Бизнес-расчеты» уже помогло сэкономить миллионы.
Психологический салон. Готовый бизнес на проведении психологических игр, тренингов и консультаций.
Спецпроект Openbusiness.ru: ВСЁ ОБ ОТКРЫТИИ ПЕКАРНИ
Юридические аспекты, выбор оборудования, формирование ассортимента, требования к помещению, производственные процессы, сбыт. Полные финансовые расчеты.
Протестируй свою идею с помощью игры. Три часа, которые изменят ВСЁ!
Пройдя эту игру всего один раз, ты научишься создавать идеи жизнеспособного бизнеса с нуля.
Зарабатывай до 200 000 руб. в месяц, весело проводя время!
Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.
Психологический салон: свое дело, приносящее радость, удовольствие и солидный доход
Проведение тренингов с психологическими картами. 35 атмосферных тренингов. Обучение работе «под ключ». Все что необходимо для открытия собственного Психологического Салона.
Источник
Как предприниматель, ищущий идею нового бизнеса, которая будет пользоваться высоким спросом не только сегодня, но и в будущем, вы должны подумать о создании станции зарядки электрический автомобилей. Расчетливый предприниматель уже сегодня постарается занять абсолютно свободную нишу (в России существует лишь несколько электрозаправок в Москве и 2 в Петербурге). Почему? С каждым днем увеличивается выпуск электромобилей, и практически каждая известная компания работает над созданием своего прототипа электромобиля.
Еще в 2014 году представители семейства Рокфеллеров, заработавших огромное состояние на нефти, решили продать все свои активы, и вложить средства в экологически чистую энергию. Что, как не данный факт, может как нельзя лучше указывать на закат эры дизельного топлива? Увы, все течет, все меняется и у нас с вами есть отличная возможность увидеть, как измениться мир, отказавшись от «грязного» топлива, а самое главное, успеть воспользоваться открывающимися возможностями и открыть зарядные станции для электрических транспортных средств, удовлетворяя растущий спрос на такие заправки в стратегически выгодных местах.
Заправка для электромобилей — успешный бизнес завтрашнего дня
До недавнего времени мы видели повсеместно только дизельные и бензиновые заправки, но с появлением электрических автомобилей зарядные станции начали появляться в США, Канаде, Китае, Японии, Австралии, Южной Корее, Германии и других странах. Правда в том, что установка заправочных станций будет стимулировать покупку новых электромобилей, а если учесть экономичность такого транспорта, то массовая, повсеместная установка электрозаправок — дело двух-трех лет.
Возможно, первое время заправочные станции и не принесут баснословных прибылей, так как электромобилей на улицах еще не так много, но то что они очень скоро вытеснят дизельные машины, не вызывает сомнения.
Так в Германии, разработана специальная программа, стимулирующая автолюбителей переходить на электротранспорт. И в этих условиях большую прибыль получат тот, кто не испугается неопределенности, и первым создаст заправки для электротранспорта.
Вот несколько советов, которые наверняка будут полезны тем, кто захочет открыть заправочную станцию для электромобилей.
Заправка электромобилей, работающая от солнечных батарей
-
Проведите статистическое и экономическое исследование
Без сомнения, первое, с чего вам следует начать при реализации новой бизнес идеи, это провести технико-экономическое обоснование будущего проекта. Это важно, потому что вам стоит знать, сколько, приблизительно, электромобилей в той местности, где вы собираетесь открывать заправку и прикинуть, как часто эти автолюбители станут пользоваться вашими услугами, ведь все владельцы имеют средство зарядки дома и станут пользоваться коммерческой скоростной заправкой лишь вдалеке от дома.
Пользоваться электрозаправкой очень просто. Все, что требуется, это просто подключить зарядное устройство к машине и включить питание.
Стоянка автомобилей, оснащенная заправками
-
Бизнес-план
Начиная инновационный бизнес зарядки электромобилей, вам понадобится составить подробный бизнес-план и изложить в нем подробный расчет первоначальных затрат. Бизнес-план является не только документом, который необходим при поиске инвесторов, но и дает наглядное представление о том, как вы собираетесь управлять бизнесом. В нем должно быть четко указано происхождение первоначального капитала, а также подробная стратегия развития предприятия и выкладка о том, через какое время первоначальные инвестиции окупятся и начнут приносить прибыль.
Пользоваться заправкой для электромобилей совсем несложно
-
Регистрация бизнеса
Как и любой другой бизнес, заправка электромобилей нуждается в регистрации. Вам нужно зарегистрироваться как частный предприниматель, и подать документы о предприятии в налоговую инспекцию.
-
Выбор правильного местоположения для вашего бизнеса
Для данного бизнеса жизненно необходимо выбрать правильное месторасположение заправочных автоматов. Вам нужно будет договориться с владельцами и руководителями общественных зданий, парков, спортивных и торговых центров, кинотеатров, рестораны, кафе, автостоянок, автомоек и гаражей об установке возле их автостоянок электрозаправок. Владельцы автомобилей по достоинству оценят возможность подзаряжать автомобиль, в то время как они делают что-то еще, например, совершают покупки, обедают, или смотрят фильм.
Доступные заправки облегчают жизни автолюбителей
-
Установка зарядных автоматов
Сейчас есть несколько стран, выпускающих зарядные станции для электромобилей, например, Украина (E-Line), Япония (CHAdeMO), Финляндия, Америка (Tesla Motors). Наиболее распространены заправочные станции CHAdeMO, которые имеют один выход, то есть, может подзарядить лишь один автомобиль. Стоимость такой зарядки 10 000$. Эта станция может обслуживать довольно много марок автомобиля, например:
- Mitsubishi I-MiEV
- Peugeot iOn
- Citroen C-Zero
- Nissan Leaf
- Mitsubishi Minicab MiE
- Toyota IQ EV
- Subaru Plug-In Stella
- Honda — Fit EV
Все существующие станции надежны и удобны. Производители уделяют повышенное внимание качеству и долговечности электрозаправок, срок их службы рассчитан как минимум на двадцать лет.
Есть здесь и свой минус, на разных автомобилях стоят разные типы подключения, то есть, определенная станция подходит далеко не ко всем маркам автомобилей. Исходя из этого, есть смысл поставить несколько заправочных станций в одном месте. Тем более, что по мере увеличения количества электромобилей в стране может возникнуть проблема с зарядкой вне дома, так как по подсчетам, одна станция быстрой подзарядки способна обслужить от 63 до 90 автомобилей.
Также стоит отметить украинскую станцию E-Line, способную обслуживать четыре автомобиля одновременно. При этом разъемы у этой заправочной станции подходят для всех известных электромобилей, а стоит она меньше 2 000$.
Крытая автостоянка, оборудованная заправочными станциями
-
Реклама и освоение рынка зарядных станций для электромобилей
Существует несколько возможностей заявить об открытии новых станций заправки электромобилей. Помимо рекламных баннеров и объявлений в масс медиа и интернете, вы можете оставить листовки с адресами ваших заправочных станций в автосалонах, продающих электромобили, которые тоже напрямую заинтересованы, чтобы их потенциальные покупатели имели возможность беспрепятственно заряжать купленные автомобили.
HACKED BY SudoX — HACK A NICE DAY.
Источник