Контрольный тест «Эпоха Екатерины II». 1 вариант.
1. Современником Екатерины II был:
1) Симеон Полоцкий 2) Степан Разин 3) Александр Радищев 4) патриарх Никон
2. Что из перечисленного характеризует внутреннюю политику Екатерины II?
1) созыв Уложенной комиссии 2) принятие Табели о рангах
3) созыв первого в истории Земского собора 4) принятие Указа о единонаследии
3. В результате какого события Россия завоевала выход в Черное море?
1) войны России с Турцией и Крымом в 1676–1681 гг. 2) присоединения украинских земель в 1654 г.
3) русско–турецкой войны 1768–1774 гг. 4) русско–турецкой войны 1806–1812 гг.
4. Расположите в хронологической последовательности следующие явления
А) пугачевщина Б) стрелецкие бунты В) «медный бунт» Г) смута
5. Наиболее привилегированным сословием в XVIII в являлось (-лись)
1) духовенство 2) личное дворянство 3) казачество 4) мещане
6. Какие три события из перечисленных ниже произошли в царствование Екатерины II?
1) учреждение коллегий вместо системы приказов 2) присоединение к России Крыма
3) издание свода законов Российской империи 4) подавление восстания Е. Пугачева
5) учреждение Вольного экономического общества 6) победа России в Северной войне
7. Что из названного относится к целям и результатам внешней политики России в период правления Екатерины II?
1) получение прямого выхода к Балтийскому морю 2) утверждение России на Черном море
3) передача под российский контроль проливов Босфор и Дарданеллы
4) вхождение в состав Российской империи Финляндии
8. К царствованию Екатерины II не относятся два из перечисленных документов…
1) «Наказ» Уложенной комиссии 2) «Жалованная грамота дворянству» 3) «Табель о рангах» 4) «Соборное уложение»
9. Выберите два положения «Жалованной грамоты дворянству».
1) создание дворянских обществ в губерниях и уездах 2) отмена указа о единонаследии
3) право иметь собственные вооружённые отряды для охраны имений
4) подтверждение всех привилегий, данных после смерти Петра I
10. Двумя чертами реформ местного управления Екатерины II были…
1) укрепление государственной власти на местах 2) ликвидация кормления
3) ликвидация губерний и уездов 4) предотвращение народных волнений
11. Под именем ПетраIII скрывался:
1. ПетрIII 2. Е. Пугачев 3. Иван VI 4. Фантомас
12. Взятие Измаила:
1. 1783г. 2. 1785г. 3. 1790г. 4. 1793г.
13. «Вольное экономическое общество» было создано в:
1. 1762г. 2. 1765г. 3. 1769г. 4. 1771г.
14.Установите соответствие между фамилиями военачальников и сражениями, в которых они прославились.
1) А. Суворов А) Чесменское сражение
2) Г. Спиридов Б) взятие крепости Измаил
3) П. Румянцев В) сражение при Кагуле
4)Г.А. Потемкин Г) сражение под Плевной
Д) строительство Херсона, Николаева.
15. Прочтите отрывок из труда С.Ф.Платонова «Лекции по русской истории» и укажите, а каком собрании в нем идет речь:
Для составления нового кодекса манифестом 14 декабря 1766 года были вызваны в Москву представители сословий и присутственных мест… В эту комиссию дворянство каждого уезда должно было послать одного депутата; каждый город, независимо от его величины, — тоже одного депутата, черносошные (государственные) крестьяне – из каждой провинции по одному депутату… Депутат обеспечивался на все время казенным жалованием и должен был привезти в Москву инструкцию от своих избирателей с изображением из нужд и желаний. Эти инструкции получили название депутатских наказов».
16. О каком сражении идет речь в отрывке из документа, определите их дату.
«Мой флот … под командованием графа Алексея Орлова, разбив неприятельский флот, сжег его совершенно при порте… Около ста кораблей всякого рода превратились в прах… Я всегда говорила: эти герои рождены для великих дел».
17.К основным причинам восстания яицких казаков в 1772 г. относится:
1) введение государственной монополии на добычу соли, введение государственной монополии на рыбную ловлю
2) введение Сборного уложения 3) введение рекрутских наборов 4) появление казацкой коллегии
18. Расположите в хронологическом порядке события крестьянской войны под предводительством
Е.И. Пугачева.
А) Взятие Казани Б) Поворот на юг к Дону В) Осада Оренбурга Г) Поход на Урал
19 .Итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг. подвел
1) Кючук-Кайнарджийский договор 2) Сан-Стефанский договор 3) Ясский договор 4) Георгиевский трактат
20. В ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. ярко проявился полководческий талант
1) П. И. Багратиона 2) А. В. Суворова3) П. С. Нахимова 4) М. И. Кутузова
2 1.Из сочинения современного историки Е.З. Анисижова.
«Судьба Екатерины доказала что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»…
Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава которую создала себе императрица, ее решительный характер, ее способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.
«.Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха ее царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов…
Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства основы которого заложил еще Петр Великий.
..Законодательные акты Екатерины надолго пережили ее и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала» вероятно, честолюбивая царица-законодательница».
1. О каком хронологическом периоде в истории России идет речь в документе? Укажите его рамки. Под каким званием вошел в историю этот период?
2. Используя текст документа и знания по историй, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II (укажите не менее четырех реформ).
3. Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества ее личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования создать себе славу? (Укажите не менее четырёх положений)
Контрольный тест «Эпоха Екатерины II». 2 вариант.
1. Какой термин более всего подходит для характеристики системы правления Екатерины II?
1) сословно-педставительная монархия 2) деспотическое самодержавие
3) просвещенный абсолютизм 4) конституционная монархия
2. Командующий русской армией в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг.:
1) А. Г. Орлов 2) П. А. Румянцев 3) Г. А. Потёмкин 4) П. И. Панин
3. «Жалованная грамота городам» была направлена на:
1) введение системы городского самоуправления 2) создание в городах магистратов
3) ликвидацию «белых слобод» 4) учреждение коллегий
4. В каком ряду указаны имена выдающихся русских полководцев, участников Семилетней и русско-турецких войн второй половины XVIII в.?
1) А. Суворов и П. Румянцев 2) П. Нахимов и В. Корнилов 3) В.А. Корнилов, Ф.Ф. Ушаков 4) А.Меншиков и Б. Шереметев
5. Следствие политики Екатерины II в крестьянском вопросе –
1) возможность для крепостных крестьян перейти на положение «вольных хлебопашцев»
2) ограничение барщины тремя днями
3) распространение крепостного права на Левобережную Украину
4) повсеместный перевод крестьян на месячину
6. Какие три события из перечисленных ниже произошли в правление Екатерины II?
1) принятие Жалованной грамоты городам 2) учреждение Сената и коллегий
3) основание посессионных мануфактур 4) созыв и роспуск Уложенной комиссии
5) отмена местничества и уничтожение родословных книг 6)основание Вольного экономического общества
7.Первоначально основу войска Пугачева составляли
1) казаки 2) крепостные крестьяне 3) заводские работные люди 4) горожане
8.В царствование Екатерины II наиболее продолжительные войны Россия вела с (со)
1) Францией 2) Швецией 3) Османской империей 4) Речью Посполитой
9.Разгром турецкого флота русским произошел в:
1) сражении при Лаpre 2) сражении при Кагуле 3) Туртукайском сражении 4) Чесменском сражении
10. Учреждение Вольного экономического общества связано с
1) политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II 2) реформами Петра I
3) реформами Избранной Рады 4) внутренней политикой Павла I
11. Годы правления Екатерины II:
1. 1761-1791гг. 2. 1762-1792гг. 3. 1762-1794гг. 4. 1762-1796гг.
12. Жалованная грамота городам дана в:
1. 1775г. 2. 1780г. 3. 1785г. 4. 1790г.
13. Крым был присоединен к России в:
1. 1778г. 2. 1783г. 3. 1785г. 4. 1790г.
14.Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии.
1) НН Новиков 2)Емельян Пугачев 3)Тадеуш Костюшко 4)Станислав Понятовский
А. Потерпел поражение от войск А В Суворова.
Б. Публично казнен на Болотной площади в Москве,
В.Соратник Пугачева,
Г. Редактор ряда журналов.
Д. Последний король Польши.
15. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, о которой идёт речь.
«Начала свое царствование с того, что … щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской, прокрепо стнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку .с наиболее яркими учеными-просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещенном и гуманном монархе».
16. О каком сражении идет речь в отрывке из документа, определите их дату.
«Крепость… столь укрепленная, сколь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков; упорство неприятеля, полагавшего надменно надежду свою на число войск, низринуто».
17.К документам, подписанным Екатериной II, не относится
1) Манифест о вольности дворянства 2) Жалованная грамота дворянству
3) Жалованная грамота городам 4) Указ о свободе открытия промышленных предприятий
18. В каких из перечисленных сражений русской армией командовал А.В. Суворов?
A. На реке Кагул Б. в Чесменском бою B. При Нови Г. На рекеТреббии
Д. При Кючук-Кайнарджи Е. У Фокшан.
1) АБД; 2) АДЕ; 3) АВД; 4) ВГЕ.
19.По итогам русско-турецкой войны. 1768—1774 гг. Крым
1) остался в зависимости от Османской империи 2) был присоединен к Российской Империи
3) стал формально независимым 4) был разделен между Россией и Турцией
20.Дата, не относящаяся к разделам Речи Посполитой, —
1) 1772 г 2) 1783 г 3) 1793 г 4) 1795 г
2 1. Из сочинения современного историки Е.З. Анисижова.
«Судьба Екатерины доказала что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»…
Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава которую создала себе императрица, ее решительный характер, ее способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.
«.Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха ее царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов…
Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства основы которого заложил еще Петр Великий.
..Законодательные акты Екатерины надолго пережили ее и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала» вероятно, честолюбивая царица-законодательница».
1. О каком хронологическом периоде в истории России идет речь в документе? Укажите его рамки. Под каким званием вошел в историю этот период?
2. Используя текст документа и знания по историй, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II (укажите не менее четырех реформ).
3. Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества ее личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования создать себе славу? (Укажите не менее четырёх положений)
Контрольный тест «Эпоха Екатерины II».
№ |
1 вариант. |
2вариант. |
|
3 |
3 |
|
1 |
2 |
|
3 |
2 |
|
Гбва |
1 |
|
2 |
3 |
|
245 |
146 |
|
2 |
1 |
|
43 |
3 |
|
14 |
4 |
|
14 |
1 |
|
2 |
4 |
|
3 |
3 |
|
2 |
2 |
|
1б2а3в4г |
1г2б3а4д |
|
Уложенная комиссия |
Екатерина 2 |
|
Чесменское сражение |
Измаил |
|
4 |
1 |
|
Вагб |
4 |
|
1 |
3 |
|
2 |
2 |
|
Ек 2 1762-1969 1 2 3 |
|
1 вариант 23+1+6 =33 балла 5 – 30-33 4 – 29-20 3 – 19-10 2 – ‹ 9 2 вариант 21 +1+6=31 балл 5 – 29-31 4 – 28-18 3 – 17-9 2 – ‹ 8 |
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский
государственный нефтяной институт
Кафедра
гуманитарного образования и социологии
Контрольная работа
по
курсу «История»
на
тему: Политика Екатерины II. «Просвещенный
абсолютизм».
Выполнил:
студент группы 82-12
Макаров Сергей Александрович
Проверил: к.соц.н., доцент
Бурханова Наиля Ахатовна
Альметьевск
2013
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………3
-
Сущность
политики «просвещенного
абсолютизма»…………….…………5 -
Созыв
«Уложенной комиссии». Составление
наказа Екатерина II………7 -
Реформы
Екатерины Великой…………………………………………..…11
3.1
Губернская реформа……………………………………………….……12
3.2
Судебная реформа………………………………………………………12
3.3
Секуляризационная реформа………………………………………….12
3.4
Реформа Сената…………………………………………………………12
3.5
Городская реформа…………………………………………………….13
3.6
Полицейская реформа…………………………………………….……13
3.7
Реформа образования…………………………………………….……..14
3.8
Денежная реформа……………………………………………….……..14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список
используемой литературы………………………………………………16
Введение.
Екатерина
II
является одной из наиболее значимых
фигур в истории России. Её царствование
– одно из замечательнейших в русской
истории; и светлые и тёмные стороны его
имели огромное влияние на последующие
события, особенно на умственное и
культурное развитие страны. Реформы,
проведённые Екатериной II,
имели большое значение в развитии
России, а сильная внешняя политика и
огромные военные успехи укрепили
Российскую Империю как великую державу.
Недаром её назвали Екатериной Великой.
Время
царствования Екатерины II
называют эпохой просвещенного абсолютизма
в России. Мысль о государстве с просвещенным
монархом, способным преобразовать
общественную жизнь на новых, разумных
началах, получила в 18 веке широкое
распространение. Французские просветители
М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро,
Ж.Ж. Руссо сформулировали основные
положения просветительской концепции
общественного развития. Хождение
получили теория и практика, согласно
которым отжившие институты феодального
общества можно преодолеть не революционным,
а эволюционным путем самими монархами
и их дворянами. Один из путей достижения
свободы, равенств и братства философы
видели в деятельности просвещенных
монархов-мудрецов на троне, которые,
пользуясь своей властью, помогут делу
просвещения общества и установлению
справедливости.
В
своей политике Екатерина II
пыталась реализовать эти теоретические
положения. Естественно, она не могла
пойти против дворянства, против
крепостного права. Она стремилась
построить законную самодержавную
монархию, обновить её с учетом новых
исторических реалий, а не вводить
конституционный демократический строй,
как этого хотели просветители. Понимание
монархами равенства и свободы не шло
дальше закрепления прав и привилегий
каждого сословия в рамках самодержавной
монархии. Политика просвещенного
абсолютизма в России, также как и в ряде
других европейских стран, заключалось
в использовании положений просветительской
идеологии для укрепления крепостнического
строя в условиях его начавшегося
разложения. Такая политика не могла
проводиться долгое время.
В
наше политически и экономически
нестабильное время очень сложно выбрать
правильный путь развития страны, ответ
на вопрос о правильной дороге в нашей
истории, которая, как известно, повторяется,
а именно в деятельности Екатерины II
скрыто руководство к действию будущих
правителей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Тема: Политика «просвещенного» абсолютизма в период царствования Екатерины II
Раздел: Бесплатные рефераты по истории
Тип: Контрольная работа | Размер: 16.72K | Скачано: 164 | Добавлен 10.12.14 в 14:42 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Оглавление
Введение. 3
1. Идеология просвещенного абсолютизма. 4
2. Политические и общественные проекты Екатерины II 6
3. Реализация политики просвещенного абсолютизма. 8
Заключение. 10
Список использованной литературы.. 11
Введение
Актуальность работы. Во второй половине XVIII века происходит зарождение и постепенное формирование основных течений русской общественной и политической мысли эпохи «просвещенного абсолютизма». Выразителем официальной охранительной идеологии стала сама Екатерина II. Просвещенный абсолютизм, характерный не только для России, но и для ряда европейских монархий, представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный в социально-экономическом плане с разложением феодализма и началом формирования капиталистического уклада, а в политическом − поиском новых форм взаимоотношений господствующих слоев с государственной организацией.
Цель работы состоит в изучении политики «просвещенного» абсолютизма в период царствования Екатерины II.
Достижение цели работы предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть идеологию просвещенного абсолютизма;
2) описать политические и общественные проекты Екатерины II;
3) охарактеризовать реализацию политики просвещенного абсолютизма.
С позиции XVIII века монархическая форма правления и идеи просвещения вовсе не содержали в себе противоречия. Просветители (Ш. Монтескье и др.) вполне допускали монархическую форму правления, особенно для стран с такой обширной территорией, как у России. Более того, именно на монарха возлагалась задача заботиться о благе подданных и вводить начала законности, согласные с разумом и правдой. Многие мероприятия Екатерины II, в наибольшей степени проникнутые духом либерализма и просветительства, оказались неоконченными и нерезультативными, отторгнутыми русской действительностью. Это относится, в частности, к попытке выработать новое законодательство на основе принципов Просвещения.
1. Идеология просвещенного абсолютизма
Суть «просвещенного абсолютизма» состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли «просветителей» того времени выступали и прусский король Фридрих II, и шведский − Густав III, и австрийский император Иосиф II.
Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узко практически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма − союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.
Основные идеи теории естественного права были написаны Г. Гроцием, впоследствии которые повторяли или дополняли представители данной школы. Он утверждал, что наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей Бога или людей (государством), существует неизменное естественное право, то есть то, «что согласно с природой общества разумных существ». Оно обусловлено ни временем, ни местом, никем не может быть изменено. Человек рождается с естественными неотъемлемыми правами.
Теория естественного права — право у человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.
Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с просветителями (переписка с Вольтером и Даламбером, приглашение в Россию Дидро и др.) имели цель не только оправдать в глазах просвещенной Европы незаконное воцарение Екатерины II, но и повысить общеевропейский престиж Российской империи, обосновать активную и независимую внешнюю политику.
2. Политические и общественные проекты Екатерины II
Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: «А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других» [3, с. 376]. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности.
Долгое царствование Екатерины II 1762—1796 наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. Правление Екатерины II характеризовалось экстенсивным развитием экономики и торговли, при сохранении «патриархальной» промышленности и сельского хозяйства. Указом 1775 года фабрики и промышленные заводы были признаны собственностью, распоряжение которой не требует особого дозволения начальства. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег — ассигнаций.
21 апреля 1785 года были изданы две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам». Императрица назвала их венцом своей деятельности. Обе грамоты окончательно закрепляли за верхними сословиями те права, обязанности и привилегии, которые уже были предоставлены предшественниками Екатерины в течение XVIII в., и предоставляли ряд новых. Так, дворянство как сословие было сформировано указами Петра I и тогда же получило ряд привилегий, в том числе освобождение от подушной подати и право неограниченно распоряжаться поместьями; а указом Петра III оно было окончательно освобождено от обязательной службы государству.
Золотой век русского дворянства был вместе с тем веком пугачёвщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями. И все-таки Екатерина «старалась проповедовать среди русского дворянства философию европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле её правление нередко называют эпохой просвещённого абсолютизма» [4, с. 216].
Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения, состояла в переписке с Вольтером, Дидро, д’Аламбером. При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства — архитектуре, музыке, живописи. Нельзя не упомянуть и о инициированном Екатериной массовом заселении немецких семей в различные регионы современной России, Украины, а также стран Прибалтики. Целью являлась модернизация русской науки и культуры.
Вместе с тем, многие историки указывают на односторонний характер такого покровительства со стороны Екатерины. Деньгами и наградами щедро одаривались в основном иностранные деятели науки и культуры, которые разносили за рубежом славу о Екатерине II. Особенно разителен контраст в отношении отечественных художников, скульпторов и литераторов.
3. Реализация политики просвещенного абсолютизма
Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с просветителями (переписка с Вольтером и Даламбером, приглашение в Россию Дидро и др.) имели цель не только оправдать в глазах просвещенной Европы незаконное воцарение Екатерины II, но и повысить общеевропейский престиж Российской империи, обосновать активную и независимую внешнюю политику.
В 1767 г. была созвана Комиссия для сочинения проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. В «Наказе» содержится ряд декларативных положений, не осуществимых в самодержавно-крепостнической стране: равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам, свобода как зависимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, ограничение государственной власти пределами, ею же положенными, власть законов и др. Декларативные положения «Наказа» «должны были свидетельствовать о «просвещенности» российского монарха и способствовать приобщению России к числу ведущих цивилизованных держав» [1, c. 326].
Ключевое противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма Екатерины II: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, — дворянство.
Екатерина II ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами. Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков.
Попытками преобразований в духе просвещённого абсолютизма были:
1) созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767-1768);
2) реформа административно-территориального деления Российской империи;
3) принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сословия» — горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы;
4) принятие в 1775 году манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов;
5) реформы 1782-1786 гг. в области школьного образования [1, с. 343].
Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773-1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещённого абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».
И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах.
Заключение
В результате очередного переворота, осуществленного дворянской гвардией, в 1762 г. на российском престоле оказалась Екатерина II. Ее правление – период «просвещенного абсолютизма», для которого характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.
Во второй половине XVIII в. завершалось законодательное оформление крепостничества, которое в России не отличалось от рабства. Крепостным было запрещено жаловаться на помещиков, последним – предоставлено право ссылать крепостных в Сибирь. Крестьянская война 1773–1775 гг. против помещиков была жестоко подавлена правительством. Завершением крепостничества было прикрепление к земле крестьян Украины (1783 г.).
Политико-правовая идеология образованных классов этого периода развивалась под сильным влиянием идей Просвещения Западной Европы, особенно Франции.
Во второй половине XVIII в. зарождается российский либерализм: дворянский определял наиболее выгодные для помещиков условия отмены крепостного права, в то время как либерализм русской буржуазии почти не касался этой проблемы, делая упор на упорядочение законодательства и создание организационно-правовых гарантий стабильности правопорядка.
Список использованной литературы
- Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. Анисимов. − СПб.: Питер, 2009. − 588 с.
- Бушуев, С.В., Миронов, Г.Е. История государства Российского / С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. ― М.: Книжная палата, 2011. ― 544 с.
- Барабанов, В.В. История России с древнейших времен до конца ХХ века / В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков. – М.: АСТ, 2009. – 512 с.
- Вернадский, Г.В. Русская история /Г.В. Вернадский. – М.: Аград, 2009. – 458 с.
- Ключевский, В.О. Русская история / В.О. Ключевский. – М.: Эксмо, 2010. – 912 с.
- Рыбаков, Б.А. История Отечества / Б.А. Рыбаков, А.А. Преображенский. – М., Просвещение, 2011. – 358 с.
- Шаскольская, Е.А. История России IX-XX веков / Е.А. Шаскольская. – М.: Академия, 2010. − 562 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы
- Какие начинания Петра Великого нашли своё завершение в эпоху Екатерины Великой
Контрольная
работа по истории
«Правление
Екатерины II»
Вариант
1
1. Укажите
годы правления Екатерины II___________
2. Каким
образом Екатерина II пришла к
власти?
1)
по наследству после смерти своего отца
2)
в результате дворцового переворота
3) в результате избрания на Земском соборе
4)
по завещанию своего брата
3. Какие
из названных дат связаны с разделами Речи Посполитой?
1) 1700 г., 1709 г., 1721 г. 2)
1768 г., 1774 г., 1791 г.
3) 1725 г., 1730 г., 1741
г. 4) 1772 г., 1793 г., 1795 г.
4. Какой
мир был подписан по окончании русско-турецкой войны 1787 -1791 г.г.
1) Ясский мир 2) Кючук-Кайнаджирский 3) Ништадтский
мир 4) Ямский мир
5. Рост
территории России во второй половине XVIII в. произошел за счёт присоединения:
1) Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии
2)Правобережной Украины,
Белоруссии, Северного Причерноморья
3)Сибири и Дальнего Востока
4)Средней Азии и Казахстана.
6. Политику
императрицы Екатерины II называют
1) республиканской 2)
просвещённым абсолютизмом
3) абсолютизмом 4)
сословно-представительной монархией
7. Выберите
два положения «Жалованной грамоты дворянству».
1) создание дворянских
обществ в губерниях и уездах
2) отмена указа о
единонаследии
3) право иметь собственные
вооружённые отряды для охраны имений
4) подтверждение всех
привилегий, данных после смерти Петра I
8. Главная причина крестьянской войны под предводительством
Е. И. Пугачева:
1) введение новых налогов в
пользу государства;
2) усиление власти и
произвола помещиков над крестьянами;
3) создание регулярной
армии и рекрутские наборы;
4) закрепощение крестьян
9.
Когда состоялся третий
раздел Речи Посполитой?
1)1772 2)
1795 3) 1796 4) 1793
10. Представление о государственном и общественном устройстве
России
Екатерины II выразилось в:
1) «Кондициях» 2) «Правде
воли монаршей» 3) «Наказе» 4) Генеральном регламенте.
11. Соотнесите
даты и события
ДАТЫ |
СОБЫТИЯ |
А) 1762 Б) 1775 В) 1773-1775 Г) 1785 Д) 1769 |
1) начало губернской реформы 2) восстание Емельяна Пугачева 3) Возведение на престол Екатерины II 4) «Жалованная грамота городам» 5) роспуск Уложенной комиссии |
12. Прочтите
текст и ответьте на вопросы:
Из сочинения современного историки Е.З.Анисижова.
«Судьба Екатерины доказала что человеческая
воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем
десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина
создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль,
который назывался «Слава
Екатерины»…
Французский дипломат Корберон писал в своем
донесении что слава» которую создала себе императрица, ее решительный характер,
ее способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных
генералов.
«.Императрица вошла в историю России как
выдающийся государственный деятель, и эпоха ее царствования стала временем
грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов…
Перед ней были реальные цели укрепления
самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной
реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей —
максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного»
государстваства основы которого заложил еще Петр Великий.
…Законодательные акты Екатерины надолго
пережили ее и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие
десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе
историка и мечтала» вероятно, честолюбивая царица-законодательница».
1. Используя текст документа
и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II
(укажите не менее четырех реформ).
2. Как оценивает автор эпоху
Екатерины II? Какие качества ее личности помогли, по мнению современников и
историков, совершить столь грандиозные преобразования создать себе славу?
(Укажите не менее трех качеств)
Рассмотрите
карту и выполните задание 13-14.
13. Укажите
год, когда окончилась война:
1) 1774 2)
1789 3) 1791 4)1793
14. Укажите
название государства обозначенного цифрой 1 ______________
15.
Контрольная
работа по истории
«Правление
Екатерины II»
Вариант
2
1.
Укажите
годы правления Екатерины II___________
2.
Екатерина
II пришла к власти, свергнув:
1)
Петра I 2) Петра II 3) Петра III 4)
Анну Иоанновну
3.
Какой
документ был издан Екатериной II, относящийся к началу работы Уложенной
комиссии?
1) «Уложение» 2)
«Приказ» 3) «Указ»
4)»Наказ»
4. Крым
был присоединен к России в:
1) 1778г. 2)
1783г. 3) 1785г. 4) 1790г.
5.
Какой
мирный договор был подписан в 1774 году?
1)
Ясский;
2)
Кючук-Кайнарджийский;
3)
Абосский;
4)
Крымский.
6.
Что было одной из причин роспуска Уложенной комиссии?
1) начало восстания под
предводительством Е.И. Пугачёва
2) протесты присутствовавших
на заседаниях комиссии крепостных крестьян
3) невозможность согласовать
интересы разных сословий
4) революция во Франции
7.
В разделах Польши Россия участвовала наряду:
1) с Англией 2) с
Австрией 3) с Францией 4) со Швецией
8. В 1775 г.:
1) издана
«Жалованная грамота дворянству»;
2) начала
работу Уложенная комиссия;
3) была
проведена губернская реформа;
4) был
принят указ о секуляризации церковных земель.
9. Какой мир был подписан по окончании русско-турецкой
войны 1787 -1791 г.г.
1)
Ясский мир
2)
Ништадтский мир
3)
Кючук-Кайнаджирский
4)
Ямский мир
10. Двумя чертами реформ
местного управления Екатерины II были…
1)
укрепление государственной власти на местах
2)
ликвидация кормления
3)
ликвидация губерний и уездов
4)
предотвращение народных волнений
11. Соотнесите даты и события:
ДАТЫ |
СОБЫТИЯ |
А) 1785 Б) 1775 В) 1773-1775 Г) 1767 Д) 1764 |
1) начало губернской реформы 2) восстание Емельяна Пугачева 3) секуляризация церковных земельных владений 4) «Жалованная грамота дворянству» 5) начало работы Уложенной комиссии |
12. Прочтите
текст и ответьте на вопросы:
Из сочинения современного историки Е.З.Анисижова.
«Судьба Екатерины доказала что человеческая
воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем
десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина
создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль,
который назывался «Слава
Екатерины»…
Французский дипломат Корберон писал в своем
донесении что слава» которую создала себе императрица, ее решительный характер,
ее способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных
генералов.
«.Императрица вошла в историю России как
выдающийся государственный деятель, и эпоха ее царствования стала временем
грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов…
Перед ней были реальные цели укрепления
самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной
реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей —
максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного»
государстваства основы которого заложил еще Петр Великий.
…Законодательные акты Екатерины надолго
пережили ее и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие
десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе
историка и мечтала» вероятно, честолюбивая царица-законодательница».
1. Используя текст документа
и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II
(укажите не менее четырех реформ).
2. Как оценивает автор эпоху
Екатерины II? Какие качества ее личности помогли, по мнению современников и
историков, совершить столь грандиозные преобразования создать себе славу?
(Укажите не менее трех качеств)
Рассмотрите карту и выполните задание 13-14.
13.
Укажите год, когда окончилась война:
1) 1768 2)1787 3)1793 4)1795
14.
Укажите название государства обозначенного цифрой 1 ______________
Ответы
В-1
1 —
1762-1796
2 – 2
3 – 4
4-1
5-2
6-2
7-1,4
8-2
9-2
10-3
11 —
А-3, Б-1, В-2, Г-5, Д-4
12-
13-1
14-Турция
15 –
термины
В-2
1 — 1762-1796
2 – 3
3-4
4-2
5-2
6-3
7-2
8-3
9-1
10-1,4
11-
А-4, Б-1, В-2, Г-5, Д- 3
12-
13-2
14-Турция
15 —
термины
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет
имени В.М. Шукшина»
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Истории»
на тему: «Эпоха Екатерины II. — время просвещенного
абсолютизма в России»
Исполнитель:
Павлова Ирина Александровна
студент группы П-ZДОЛ 191 1 курс
Преподаватель:
кандидат исторических наук,доцент
Литягина А.В.
подпись__________________
г.Бийск, 2020 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
- Социально-экономическое развитие………….……………………………5
- Территория и население………………………………………………5
- Промышленность………………………………………………………7
- Внутренняя и внешняя торговля……………………………………..9
- Финансы………………………………………………………………..9
- Политика «просвещенного абсолютизма» в России………………..…11
- Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II…………………………………………………..14
- Реформа Сената………………………………………………………16
- Губернская реформа…………………………………………….……16
3.2 Судебная реформа……………………………………………………17
3.3 Секуляризационная реформа……………………………………….17
3.5 Городская реформа………………………………………………….17
3.6 Полицейская реформа………………………………………….……18
3.7 Реформа образования………………………………………….……..18
3.8 Денежная реформа…………………………………………….……..18
Заключение…………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………22
Введение
Екатерина II Великая (1762-1796) вступила на русский престол 33 лет от роду и правила практически всю вторую половину XVII в., которую стали называть скатерининским периодом или эпохой Екатерины II. Н.И. Панин и А.А. Безбородко, Г.А. Потемкин и И.И. Бецкой, П.А. Румянцев и А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и Г.А. Спиридов – вот далеко не полный перечень екатерининских «Орлов», вошедших в нашу историю в качестве крупных политиков, дипломатов, общественных деятелей, полководцев. Екатерина II очень умело подбирала своих помощников. Врят ли правы те, кто упрекает ее в любвеобилии во вред государству. Те из ее фаворитов, что обладали государственным умом, талантами, как например Г.А. Потемкин, действительно участвовали в управлении страной. Других, лишенных таких дарований, она держала на своей половине вместе с комнатными собачками. Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в 18 веке широкое распространение.
В своей политике Екатерина II пыталась реализовать теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить её с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политика просвещенного абсолютизма в России, также как и в ряде других европейских стран, заключалось в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время.
…
Контрольная работа по теме: «Россия при Екатерине II (1762-1796 гг.)», 8 класс (§17-23)
2 вариант
Часть I
1. Согласно документу «Жалованная грамота городам», города получили:
А) Самоуправление и возможность распоряжения своими доходами на благо города
Б) Запрет составления коллегиальных обращений городских жителей к правительству против притеснений со стороны
чиновничества
В) Города Российской Империи обязаны были уничтожить укрепления
Г) Города Российской империи переименовывались в честь Екатерины II
2. Кто из названных лиц является автором строк: «Воевать не числом, а умением»
А) А. В. Суворов Б) Б. Д. Фонвизин В) В. Г. Державин Г) Г. Тредиаковский
3. Что из вышеперечисленного можно считать итогом экономической политики Екатерины II
А) Появление хлопчатобумажного производства Б) Появление инфляции
В) Строительство первых металлургических заводов Г) Снижение налогов с посадских людей
4. Политикой «Просвещенного абсолютизма» подразумевалось
______________________________________________________________________________________________________
5. Передача церковных и монастырских земель в государственное управление называется
А) Меркантилизм Б) Рекрутчина В) Секуляризация Г) Экономизация
6. Причиной восстания под предводительством Е. Пугачёва можно считать
А) Увеличение класса наёмных рабочих Б) Усиление крепостного гнёта
В) Ограничение прав всех сословий кроме сельских обывателей Г) Облегчение положения крестьян
7. Ф. Ушаков стал известен благодаря
А) Написанной им книги « Описание земли Камчатской»
Б) Строительством здания Московского университета
В) Морскими победами над Османской Империей
Г) Портретами Ломоносова, Потёмкина, Румянцева
8. Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва началось в
А)1770 г. Б) 1773 г. В) 1775 г. Г) 1785 г.
9. Отметьте основное событие русско—турецкой войны 1768—1774 гг.
А) Сражение при реке Ларге и Кагуле, взятие турецкой крепости Туртукай
Б) Сражение у Кунерсдорфа и на реке Кагул, взятие турецкой крепости Измаил
В) Переход русских войск под командованием А. Суворова через Альпы, взятие Измаила, победа русских войск в
Чесменской бухте
Г) Сражение под Гросс—Егерсдорфом и на реке Рымник, взятие Берлина
10. Причиной русско—турецкой войны 1768—1774 гг. можно считать
А) Стремление России закрепиться на Чёрном море
Б) Стремление России поддержать Англию в противостоянии с Турцией
В) Желание балканских народов присоединить свои территории к России
Г) Желание крымского хана перейти под протекторат России
11. Что подразумевалось под «Греческим проектом» Екатерины II
________________________________________________________________________________________________________
12. Какое из перечисленных ниже событий произошло в 1767 году
А) Русско—турецкая война Б) Заседание уложенной комиссии
В) Издан указ о вольных хлебопашцах Г) Учреждено Вольное экономическое общество
13. Последствием правления Екатерины II можно считать
А) Расширение территорий России за счёт присоединения Новороссии и части Польши
Б) Расширение территорий России в Прибалтике
В) Ограничение крепостного права
Г) Создание земского самоуправления в уездах
14. Назовите страны—участники раздела Речи Посполитой
________________________________________________________________________________________________________
15. Русско—турецкая 1768 – 1774 гг. закончилась заключением
А) Ништадского мира Б) Столбовского мира В) Георгиевского трактата Г) Кючук—Кайнарджийского мира
Контрольный тест по теме «Россия эпохи Екатерины II».
Вариант I
1. Представление о государственном и общественном устройстве России
Екатерины II выразилось в:
а) «Кондициях»; б) «Правде воли монаршей»;
в) «Наказе»; г) Генеральном регламенте.
2. В 1767 г.:
а) началось царствование Екатерины II;
б) созыв Уложенной комиссии;
в) началась крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева;
г) была ликвидирована Запорожская Сечь и украинская автономия.
3. Главная причина крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева:
а) введение новых налогов в пользу государства;
б) усиление власти и произвола помещиков над крестьянами;
в) создание регулярной армии и рекрутские наборы;
г) закрепощение крестьян.
4. Главный документ, изданный в пользу дворян при Екатерине II:
а) указ о единонаследии; б) Табель о рангах;
в) «Манифест о вольности дворянства»; г) «Жалованная грамота дворянству».
5. В 1775 г.:
а) издана «Жалованная грамота дворянству»;
б) начала работу Уложенная комиссия;
в) была проведена губернская реформа;
г) был принят указ о секуляризации церковных земель.
6. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева проходила в:
а) 1763—1765 гг.; б) 1771—1774 гг.; в) 1773—1775 гг.; г) 1783—1786 гг.
7. Какой мирный договор был подписан в 1774 году?
а) Ясский; б) Кючук-Кайнарджийский; в) Абосский; г) Крымский.
8. В результате дарования Екатериной II «Жалованной грамоты дворянству»
а) служба для дворян стала обязательной
б) были созданы земства, руководимые дворянами
в) были учреждены ассамблеи
г) был закреплен широкий круг привилегий дворянства
9. Что из названного относится к достижениям внешней политики Екатерины II?
А) вхождение в состав Российской империи Финляндии
Б) вхождение в состав Российской империи Царства Польского
В) получение Россией выхода к Чёрному морю
Г) получение Россией выхода к Балтийскому морю
10. Секуляризация — это:
а) политика государства, направленная на поддержку отечественного производства;
б) передача государством частным лицам за определенную плату права сбора
налогов или продажи каких-либо товаров;
в) обращение государством церковной земельной собственности в светскую;
г) ослабление влияния государственного контроля за экономикой
11. Современником Екатерины II был
1) Симеон Полоцкий 2) Степан Разин 3) Александр Радищев 4) патриарх Никон
12. Что из перечисленного характеризует внутреннюю политику Екатерины II?
1) созыв Уложенной комиссии 2) принятие Табели о рангах
3) созыв первого в истории Земского собора 4) принятие Указа о единонаследии
13. В результате какого события Россия завоевала выход в Черное море?
1) войны России с Турцией и Крымом в 1676–1681 гг.
2) присоединения украинских земель в 1654 г.
3) русско–турецкой войны 1768–1774 гг.
4) русско–турецкой войны 1806–1812 гг.
14. Расположите в хронологической последовательности следующие явления
А) пугачевщина Б) стрелецкие бунты В) «медный бунт» Г) смута
15. Какие события из перечисленных ниже произошли в царствование Екатерины II? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) учреждение коллегий вместо системы приказов
2) присоединение к России Крыма
3) издание свода законов Российской империи
4) подавление восстания под предводительством Е. Пугачева
5) учреждение Вольного экономического общества
6) победа России в Северной войне
16. Какие три события из перечисленных ниже произошли в правление Екатерины II? Выпишите соответствующие цифры.
1) принятие Жалованной грамоты городам
2) учреждение Сената и коллегий
3) основание посессионных мануфактур
4) созыв и роспуск Уложенной комиссии
5) отмена местничества и уничтожение родословных книг
6) основание Вольного экономического общества
17. «Жалованная грамота городам» была направлена на
1) введение системы городского самоуправления 2) создание в городах магистратов
3) ликвидацию «белых слобод» 4) учреждение коллегий
18. В каком ряду указаны имена выдающихся русских полководцев, участников Семилетней и русско-турецких войн второй половины XVIII в.?
1) А. Суворов и П. Румянцев 2) П. Нахимов и В. Корнилов
3) В.А. Корнилов, Ф.Ф. Ушаков 4) А. Меншиков и Б. Шереметев
19. Следствие политики Екатерины II в крестьянском вопросе –
1) возможность для крепостных крестьян перейти на положение «вольных
хлебопашцев»
2) ограничение барщины тремя днями
3) распространение крепостного права на Левобережную Украину
4) повсеместный перевод крестьян на месячину
20. Наиболее привилегированным сословием в XVIII в являлось (-лись)
1) духовенство 2) личное дворянство 3) казачество 4) мещане
21. Что из названного относится к целям и результатам внешней политики России в период правления Екатерины II?
1) получение прямого выхода к Балтийскому морю
2) утверждение России на Черном море
3) передача под российский контроль проливов Босфор и Дарданеллы
4) вхождение в состав Российской империи Финляндии
22.Кто из названных лиц выступил под именем Петра III?
1) Емельян Пугачев 3) Салават Юлаев
2) Степан Разин 4) Григорий Отрепьев
23.Известный полководец, написавший книгу «Наука побеждать», — это
1) П.А.Румянцев 3) Ф. Ф. Ушаков
2) А. В. Суворов 4) М. И. Кутузов
24.Какие из названных дат связаны с разделами Речи Посполитой?
1) 1700 г., 1709 г., 1721 г. 3) 1768 г., 1774 г., 1791 г.
2) 1725 г., 1730 г., 1741 г. 4) 1772 г., 1793 г., 1795 г.
25.Что было одной из причин начала Пугачевского бунта?
- введение рекрутской повинности
- запрещение продавать крестьян без земли
- ликвидация казачьих вольностей
- предоставление иностранным купцам права беспошлинной торговли на Волге
Контрольный тест по теме «Россия эпохи Екатерины II»
Вариант II
1. Секуляризация — это:
а) политика государства, направленная на поддержку отечественного производства;
б) передача государством частным лицам за определенную плату права сбора
налогов или продажи каких-либо товаров;
в) обращение государством церковной земельной собственности в светскую;
г) ослабление влияния государственного контроля за экономикой.
2. «Просвещенный абсолютизм» — это:
а) государственная политика, направленная на активное вмешательство в хозяйственную жизнь и поощрение развития отечественного производства;
б) политика государства, связанная с просветительской деятельностью среди разных слоев населения;
в)политика Екатерины II, провозгласившая основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха
г) неограниченная власть монарха, опирающаяся на дворянство.
3. Результатом внешней политики Екатерины II стало:
а) получение входа к Балтийскому морю
б) выход России в Черное море
в) присоединение Средней Азии к России
г) присоединение Западной Сибири к России
4. В результате принятия «Жалованной грамоты дворянству»:
а) окончательно закреплены права и привилегии дворян;
б) установлен новый порядок наследования;
в) введена обязательная служба дворян;
г) уравнены права «старой» и «новой» дворянской аристократии.
5. Что из перечисленного характеризует внутреннюю политику Екатерины II?
а) созыв Уложенной комиссии б) принятие Табели о рангах
в) созыв первого в истории Земского собора г) принятие Указа о единонаследии
6. в 1767 году вышел указ о:
а) разрешение дворян ссылать крестьян в Сибирь на каторгу
б) государственным преступлением стала жалоба крестьян на своих господ
в) запрещение публичной продажи крепостных
7. Программа царствования Екатерины 2 называлась:
а) Наказ в) Просвещенный абсолютизм
б) Уложенная комиссия г) Жалованная грамота
8. Какой мир был подписан по окончании русско-турецкой войны 1787 -1791 г.г.
а) Ясский мир в) Ништадтский мир
б) Кучук-Кайнаджирский г) Ямский мир
9. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева проходила в:
а) 1763—1765 гг.; б) 1771—1774 гг.; в) 1773—1775 гг.; г) 1783—1786 гг.
10. Главная причина крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева:
а) введение новых налогов в пользу государства;
б) усиление власти и произвола помещиков над крестьянами;
в) создание регулярной армии и рекрутские наборы;
г) закрепощение крестьян
12. К царствованию Екатерины II не относятся два из перечисленных документов…
1) «Наказ» Уложенной комиссии 2) «Жалованная грамота дворянству»
3) «Табель о рангах» 4) «Соборное уложение»
13. Выберите два положения «Жалованной грамоты дворянству».
1) создание дворянских обществ в губерниях и уездах
2) отмена указа о единонаследии
3) право иметь собственные вооружённые отряды для охраны имений
4) подтверждение всех привилегий, данных после смерти Петра I
14. Двумя чертами реформ местного управления Екатерины II были…
1) укрепление государственной власти на местах 2) ликвидация кормления
3) ликвидация губерний и уездов 4) предотвращение народных волнений
15. . Под именем ПетраIII скрывался:
1. ПетрIII 2. Е. Пугачев 3. Иван VI 4. Фантомас
16. Взятие Измаила:
1. 1783г. 2. 1785г. 3. 1790г. 4. 1793г.
17. «Вольное экономическое общество» было создано в:
1. 1762г. 2. 1765г. 3. 1769г. 4. 1771г.
18. Годы правления Екатерины II:
1. 1761-1791гг. 2. 1762-1792гг. 3. 1762-1794гг. 4. 1762-1796гг.
19. Жалованная грамота городам дана в:
1. 1775г. 2. 1780г. 3. 1785г. 4. 1790г.
20. Крым был присоединен к России в:
1. 1778г. 2. 1783г. 3. 1785г. 4. 1790г.
21. Какой термин более всего подходит для характеристики системы правления
Екатерины II?
1) сословно-педставительная монархия 2) деспотическое самодержавие
3) просвещенный абсолютизм 3) конституционная монархия
22. Командующий русской армией в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг.:
1) А. Г. Орлов 2) П. А. Румянцев 3) Г. А. Потёмкин 4) П. И. Панин
23. Отказ от присоединения к одной из сторон в войне или в дипломатическом конфликте называется:
1) коалицией 2) кондицией 3) нейтралитетом 4) монополией
24.Рост территории России во второй половине XVIII в. произошел за счёт присоединения:
- Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии
- Правобережной Украины, Белоруссии, Северного Причерноморья
- Сибири и Дальнего Востока
- Средней Азии и Казахстана.
25.Способствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота:
1) Карамзин Н.М. 3) Потёмкин Г.А.
2) Орлов А.Ф. 4) Москвитин И.Ю.