Эскалаторная галерея на воробьевых горах часы работы

Здравствуйте!

Мы стараемся, чтобы Единый транспортный портал был максимально удобным для Вашего использования, под рукой всегда была только самая важная и полезная информация, а сервисы — простыми и удобными. Помогите нам стать лучше, ответив всего на несколько вопросов.

Опрос займёт не более 3 минут. Он полностью анонимный, вся полученная информация статистически обработается и будет использоваться только в обобщенном виде.

Согласны ли Вы ответить на наши вопросы?

Нет

Не сейчас

Да

en

  • Весь парк
  • Партер
  • Нескучный сад
  • Воробьевы горы
  • МУЗЕОН

Эскалаторная галерея

Эскалаторная галерея

История

Галерея была выстроена в 1959 году, одновременно со станцией метро «Ленинские горы» (сейчас – «Воробьевы горы») и быстро завоевала популярность и любовь Москвичей.

В галерее действовало 3 эскалатора, соединявших улицу Косыгина  со станцией метро. Особенности рельефа Воробьевых гор послужили причиной постоянных проблем в работе галереи. В итоге в конце 1980-х годов эскалаторная галерея была закрыта и с тех пор стоит заброшенной. Работы по восстановлению уникального проекта советских архитекторов пока не ведутся.

История

Парковка

Услуга

Парковка

Бесплатные аудиогиды по Парку Горького

Услуга

Бесплатные аудиогиды по Парку Горького

Детские дни рождения в Зеленой Школе

Услуга

Детские дни рождения в Зеленой Школе

Экскурсии, квесты и прогулки с историей в Парке Горького

Экскурсии, квесты и прогулки с историей в Парке Горького

Фестиваль «Горький в Парке Горького»

Фестиваль «Горький в Парке Горького»

Часто задаваемые вопросы о парке

Часто задаваемые вопросы о парке

Другие места

Храм Живоначальной Троицы

Храм Живоначальной Троицы

Церковь с полувековой историей.

Место Клятвы А. Герцена и Н. Огарева

Место Клятвы А. Герцена и Н. Огарева

В 1827 году молодые люди Александр Герцен и Николай Огарев, вдохновленные событиями Декабристского восстания, гуляя на Воробьевых горах принесли клятву до конца жизни бороться за счастье народа.

Здравствуйте, читатели моего отзыва.

Буквально недавно в Москве на Воробьевых горах открылся новый интересный объект-Эскалаторная галерея.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Конечно, мне было очень интересно посмотреть, что это за Галерея такая, как она выглядит и как ее можно использовать при прогулке на Воробьевы горы.

Я узнала, что эта Галерея бесплатная, и решила поехать и посмотреть все своими глазами.

На Воробьевы горы я люблю ездить, это очень интересное место-бесплатная смотровая площадка, исторический лесопарк, канатная дорога и масса еще всего, но увы, зимой я туда не ездию уже давно, поскольку до открытия этой галереи дорога от метро была очень неудобна-в горку, скользко, и идти минут 20, не меньше. Не знаю, как там с детьми и маломобильные зимой ходили, а я, сходив один раз, решила что только в теплое время буду туда ходить.

Но вот появилась эта Эскалаторная галерея.

Как добраться до нее?

Довольно просто. Доезжаем до станции Воробьевы горы, и ищем выход номер 2.

Всего там выхода четыре. На станции метро Воробьевы горы часто бывают бесплатные выставки, прямо на платформе, где ходят поезда метро. Увы, в этот раз мне не очень повезло, выставку на платформе Воробьевых гор уже разбирали.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Поэтому я сразу пошла к выходу номер 2.

Везде на указателях эта галерея указана, очень удобно. Заблудиться просто невозможно.

Из метро выходим, проходим метров 20, и видим еще указатель к ней.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Поворачиваем голову направо и видим эту Галерею.

Вот так выглядит Эскалаторная галерея-нижний вход, сейчас.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Видно, что хоть она и достроена, какие-то работы по благоустройству еще идут.

Внутри красиво, новогодние украшения, очень чисто, тепло и приятно находиться.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Стены украшены работами школьников, учеников художественных школ.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

И вот мы уже на эскалаторе.

Поднимемся вверх, эскалатор едет довольно быстро, но плавно.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Вот представляете, раньше в эту горку приходилось подниматься пешком?

Я не менее 20 минут в нее поднималась пешком, быстрее-никак.

А теперь, в тепле и комфорте можно подняться за несколько минут.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Наверху тоже все очень красиво. Как я понимаю, именно верхний выход является главным, поскольку тут все очень красиво украшено.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Направо-смотровая площадка Воробьевы горы, фуникулер Воробьевы горы, рестораны, кафе.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Открылась новая шаурмичная от знаменитого блоггера Амирама Сандарова, я уже писала отзыв об этих шаурмичных, здесь. Вот теперь такая есть и на Воробьевых горах.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Открылся музей Оптических Иллюзий. Когда посещу, напишу на него отзыв.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Рядом со старым фуникулером открылся еще один, теперь их два.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Но и старая канатка так же работает.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

И все это непосредственно рядом с верхним выходом новой Галереи. Теперь дорога от метро Воробьевы Горы занимает 5-7 минут, в тепле и комфорте.

Радует, что доплачивать за такой удобный подъем не надо, он бесплатный, турникетов нет вообще.

Очень и очень меня порадовала эта Московская новинка, даже больше, чем Колесо обозрения Солнце Москвы, на котором я недавно каталась и которое очень мне понравилось.

Ведь эта Галерея очень выручит всех москвичей и гостей столицы, которые любят бывать на Воробьевых горах, особенно в зимнее время.

Погуляв на Воробьевых Горах, посмотрев Москву со смотровой площадки, полюбовавшись канатной дорогой, совершенно не устав отправляюсь назад к метро, опять, конечно, через эту галерею.

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Эскалаторная галерея на Воробьёвых Горах , Москва фото

Новинку заценила, отличная новинка.

А уж для людей с детьми или маломобильных пассажиров, это, конечно, вообще неоценимо.

Если вы соберетесь гулять в Заказник Воробьевы горы, на Смотровую Площадку, или на Фуникулере кататься, очень советую вам воспользоваться этой новой галереей-бесплатно, тепло и комфортно.

А поскольку около нее еще идут работы по благоустройству, то к весне, наверно, у входа в нее появятся новые кафе, лавочки и развлечения.

Вид из галереи на Лужники

Поделиться

В Москве открылась эскалаторная галерея на Воробьевых горах. Ее ждали почти 40 лет. Мы посмотрели, как теперь она выглядит и что там происходило на этапе строительства.

Эскалаторная галерея на Воробьевых горах должна упростить путь до МГУ и улицы Косыгина. Без нее (особенно в непогоду) этот маршрут больше похож на полосу препятствий. Вариантов два: пройти по асфальтированному серпантину с крутым уклоном или идти вдоль проспекта Вернадского, где уклон в разы круче.

Вдоль автомобильного моста по проспекту Вернадского идет вытоптанная годами тропка

Вдоль автомобильного моста по проспекту Вернадского идет вытоптанная годами тропка

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

Тропа продолжается уже над самим проспектом

Тропа продолжается уже над самим проспектом

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

Другой же путь к улице Косыгина — извилистая дорога

Другой же путь к улице Косыгина — извилистая дорога

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

В этот раз повезло, и дорога была почищена, но так, увы, не всегда

В этот раз повезло, и дорога была почищена, но так, увы, не всегда

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

Как выглядела эскалаторная галерея в советские годы и как шли работы по ее реконструкции — смотрите в нашем ностальгическом фоторепортаже.

Эскалаторная галерея на Воробьевых горах работала с 1959 по 1989 год. За тридцать лет эксплуатации стены галереи покрылись трещинами — виной всему были постоянные оползни и смещение горных пород. Когда пользоваться эскалаторами стало опасно, их работы приостановили. Власти предпринимали несколько попыток реконструкции, но всё было тщетно — и так аварийная галерея окончательно пришла в запустение. В 2018-м было принято очередное решение ее восстановить.

Так галерея выглядела со стороны Воробьевской набережной в 80-х годах

Так галерея выглядела со стороны Воробьевской набережной в 80-х годах

Фото: Рastvu.com

Поделиться

Во времена Советского Союза галереей пользовались не только горожане, но и киношники. Так, например, в фильме «Подсолнухи» по этой галерее проезжала Софи Лорен (девушка в бежевом костюме)

Во времена Советского Союза галереей пользовались не только горожане, но и киношники. Так, например, в фильме «Подсолнухи» по этой галерее проезжала Софи Лорен (девушка в бежевом костюме)

Скриншот: кадр из фильма «Подсолнухи», реж. Витторио де Сика

Поделиться

А это верхний вестибюль галереи на улице Косыгина

А это верхний вестибюль галереи на улице Косыгина

Фото: Flickr.com / daves_archive1

Поделиться

Для того чтобы предотвратить повторное разрушение галереи, ее пришлось полностью снести и установить в грунт на глубину 25–30 метров более трехсот свай. Плюс ко всему теперь за всеми основными узлами, движениями грунта и агрегатами (эскалаторы, освещение и другие), установленными здесь, следят через систему онлайн-мониторинга.

В солнечные дни галерея залита светом

В солнечные дни галерея залита светом

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

Новую галерею восстановили по чертежам предыдущей и постарались сохранить не только первоначальный облик, но и саму идею. Площадь остекления — более 1000 кв. м, а значит, можно будет разглядеть виды не только города, но и прилегающего парка. Помимо этого, будет большое количество естественного света.

Сейчас здесь всё еще идет отделка внутренних помещений

Сейчас здесь всё еще идет отделка внутренних помещений

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

Вид на вестибюль на улице Косыгина

Вид на вестибюль на улице Косыгина

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

В стройке задействовано более 200 человек...

В стройке задействовано более 200 человек…

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

Сама стройка идет в три смены

Сама стройка идет в три смены

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

Кстати, почти 70-метровые эскалаторы, установленные в галерее, как заявляют власти, — российского производства.

— Время в пути для тех людей, которые здесь [в МГУ] недалеко учатся и работают, сократится более чем в два с половиной — три раза, — говорит заместитель мэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов. — И сам выход станет гораздо удобнее, сейчас поднимаешься в гору, и не все этим пользуются. Выбирают другие станции метро, в частности метро «Университет». Поэтому станция метро «Воробьевы горы» заживет в совершенно другом качестве.

Еще чуть-чуть и видео загрузится

Путь на эскалаторе занимает минуту, за которую можно любоваться местными красотами

Видео: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Галерея уже открыта для посещения. Вход на нее свободный для всех желающих, а график работы совпадает с графиком работы станции метрополитена.

— Да, галерея открыта, и по ней можно проехать, но кругом всё еще строительная пыль и ведется стройка, — сообщила корреспондент MSK1.RU Екатерина Иванова. — А основные пассажиры эскалаторов — строители, которые здесь и работают.

Сотрудники постоянно снуют туда-сюда

Сотрудники постоянно снуют туда-сюда

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

Если не знать, что галерея открыта, то можно подумать, что просто идет стройка

Если не знать, что галерея открыта, то можно подумать, что просто идет стройка

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

А проходя мимо, можно обнаружить, что за дверьми нет ничего, кроме стройки

А проходя мимо, можно обнаружить, что за дверьми нет ничего, кроме стройки

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

Кругом строительные материалы и вездесущий мусор

Кругом строительные материалы и вездесущий мусор

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

К открытию решили не отмывать окна

К открытию решили не отмывать окна

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

Работы идут во всех помещениях галереи

Работы идут во всех помещениях галереи

Фото: Екатерина Иванова / MSK1.RU

Поделиться

Мы провели небольшой эксперимент и посмотрели, как сильно эскалатор сокращает время в пути. Сама поездка на нем составила 1 минуту 40 секунд.

А как быстро можно добраться от дверей вестибюля станции «Воробьевы горы» до остановки «4-й Воробьевский проезд», расположенной недалеко от галереи?

Если спускаться по извилистой дороге пешком, то путь занимает 9 минут и 15 секунд. А вот подниматься к улице Косыгина явно дольше из-за того, что уклон хоть и кажется небольшим, но создает ощутимое препятствие и заставляет попотеть.

Пользуясь эскалаторной галереей, можно сэкономить почти 3 минуты. Путь занимает 6 минут и 30 секунд, а еще проходит с большим комфортом.

Также посмотрите наш эксперимент по передвижению по улицам Москвы на коньках.

В самом конце прошлого года в Москве открылась историческая эскалаторная галерея, которая закрылась в начале 1980-х, а потом долгие годы разрушалась. Проезд на ней сделали бесплатным. «Афиша Daily» рассказывает, почему это важно.

Эскалаторная галерея расположена в 150 метрах от южного вестибюля станции метро «Воробьевы горы». С ее помощью можно за полторы минуты добраться на улицу Косыгина. Теперь попасть в парковую зону, горнолыжный комплекс и на смотровую площадку на возвышенности гораздо легче. Высота подъема составляет 34 метра, что сопоставимо с десятиэтажным домом. Работает галерея по тому же графику, что и метро.

Эту модернистскую конструкцию возвели по проекту архитекторов столичной подземки Нины Алешиной и Александра Стрелкова и открыли 23 июля 1959 года — через полгода после начала работы станции «Воробьевы горы». Ею пользовались студенты МГУ, учащиеся Дворца пионеров, дети с ледянками и туристы. Вход был свободным.

Кадр из фильма «Подсолнухи» Витторио Де Сика, 1970 год. В центре — Софи Лорен (в коричневом)

© Compagnia Cinematografica Champion/«Мосфильм»

В начале 1980-х под станцией метро и галереей произошло смещение грунтов, и в зданиях появились трещины. В 1983 году их закрыли на реконструкцию, но из‑за нехватки финансирования активная фаза работ началась только в 1999 году, а открыли «Воробьевы горы» в 2002-м. К тому моменту эскалаторная галерея пришла в аварийное состояние и была почти полностью разрушена, ремонтировать ее не стали. Посмотреть, как она выглядела в 2011 году, можно здесь. Долгие годы горожанам приходилось подниматься вверх пешком, что для многих было сложно, а для части людей с инвалидностью — невозможно.

О планах отремонтировать объект говорили еще в 2000-х, но тогда от них отказались «в связи со сложностью, особыми условиями и высокой стоимостью». Снова вспомнили о галерее в 2018 году, тогда Сергей Собянин заявил, что ее все же восстановят. Но, строго говоря, восстанавливать к тому моменту было уже нечего — поэтому стеклянные вестибюли, цитирующие своих предшественников, были выстроены заново. «Мы постарались максимально придерживаться того исторического проекта, который здесь был, но так как он был не совсем удачным с точки зрения реализации, мы вынуждены были пересмотреть все конструкторские и технологические решения», — отметил заместитель мэра Максим Ликсутов. Главная трудность была связана со сложной геологией и обводненной почвой. Для укрепления склона Воробьевых гор в землю вбили семь сотен свай длиной от 30 до 36 метров.

Эскалаторная галерея в 1959 году

© PastVu/TravelerCar

Внутри двухэтажные здания вестибюлей облицованы мрамором и гранитом. На крыше верхнего вестибюля появилась смотровая площадка с видом на Москву-реку, стадион «Лужники» и центр города. В начале 2023 года прилегающую к галерее территорию благоустроят.

Эскалаторная галерея на Воробьевых горах — наверное, первая в Москве попытка транспортного комплекса повернуться лицом к человеку. Если в сороковых Ленинские горы еще не были столь посещаемы, то в 1950-е годы ситуация изменилась: здесь открыли университет, спортивный кластер, Дворец пионеров на улице Косыгина, появилась смотровая площадка. Строились кварталы Юго-Запада, куда переезжали преподаватели и научные работники. На месте огородов с капустой появлялись огромные дома. Поток пассажиров увеличивался, поэтому при строительстве станции метро «Ленинские горы» (первое название станции «Воробьевы горы» — Прим. ред.) решили добавить крытую эскалаторную галерею, которая соединила бы общественные пространства с набережной. Это произошло в 1959 году.

Однако в дальнейшем, когда денег стало уже не так много, галерею забросили. Станция метро почти двадцать лет, с 1983 по 2002 год, была закрыта для пассажиров, шла реконструкция. Тема обновления и ремонта галереи витала в воздухе и будоражила медиа раз в несколько лет.

С одной стороны, уже выросло два поколения людей, в памяти которых эскалаторная галерея на Воробьевых — исключительно заброшенный объект. Все, кто мог, взяли в руки палки для шведской ходьбы, изучили тропинки лесопарка, начали пользоваться велосипедами. Однако маломобильных пассажиров возрождение галереи действительно спасает. Плюс на верхней площадке заработает ресторан со смотровой площадкой — тоже объект притяжения. Конечно, настораживает заметное оживление этого места, у меня Воробьевы всегда ассоциировались с шуршащей листвой, небольшим количеством прохожих и полутемными аллеями, а не с условным парком Горького.

Каждый месяц редакция Time Out оценивает продукты и услуги, которыми будут пользоваться наши читатели — от кафе и ресторанов до модных новинок — и выбирает среди них лучшие. Награду получают самые важные, актуальные, инновационные и полезные кандидаты. В декабре Time Out уверенно считает «Продуктом месяца» восстановленную эскалаторную галерею на Воробьевых горах. Рассказываем, в чем уникальность этого места и как оно сделало жизнь москвичей удобнее.


Эскалаторная галерея на Воробьевых горах ведет от одноименной станции метро до улицы Косыгина. Галерею построили в 1959 году, это было одно из самых популярных мест в столице. Здесь даже снимали кино – в том числе некоторые сцены «Подсолнухов» великого итальянца Витторио Де Сика. Но в 1983 году галерея начала разрушаться, и ее закрыли – чтобы восстановить спустя 40 лет. Теперь горожане снова могут без всяких энергозатрат подняться по эскалатору на высоту десятиэтажного дома.

Как это устроено

Нижний вестибюль эскалаторной галереи находится в 150 метрах от южного выхода станции «Воробьевы горы», верхний выходит к улице Косыгина. Внутри галереи – три эскалатора длиной 68 метров – они поднимают пассажиров на высоту 34 метра. Раньше туда надо было идти пешком. Внутри вестибюли облицованы мрамором и гранитом. Заблудиться невозможно благодаря стойке «Живое общение»: сотрудники «Московского транспорта» объясняют все непонятное. Проезд по эскалатору бесплатный, поскольку по сути это еще один вестибюль станции метро «Воробьевы горы».

Нижний вестибюль эскалаторной галереи находится в 150 метрах от южного выхода станции «Воробьевы горы», верхний выходит к улице Косыгина. Внутри галереи – три эскалатора длиной 68 метров – они поднимают пассажиров на высоту 34 метра. Раньше туда надо было идти пешком.

Почему это чудо архитектурной безопасности

В советское время станцию «Воробьевы горы» спроектировали с ошибкой – и в результате через 27 лет грунтовые воды начали разрушать конструкции галереи и Лужнецкий метромост. Почва оплыла, эскалатор покрылся трещинами – ездить там стало опасно. Галерею закрыли, и за следующие 40 лет она разрушилась. Чтобы восстановить эскалатор, понадобились не только сложные расчеты, но и современные материалы и технологии, чтобы укрепить склон. В Воробьевы горы вбито около 700 нагелей, то есть конструкций, которые противостоят сдвигу почвы. Их длина – от 30 до 36 метров. На этой базе держится как сама галерея, спроектированная заново, так и оба вестибюля. Встроенные датчики постоянно мониторят состояние грунта и фиксируют положение породы на склоне.

С точки зрения человека, для которого галерея – не туристический объект, а средство передвижения, у нее два основных достоинства. Первое и главное – проезд на эскалаторе сильно сокращает время, которое приходится тратить на дорогу к МГУ, на смотровую площадку или к Дворцу пионеров. Раньше по последнему адресу надо было добираться больше 20 минут – теперь на это очень медленным шагом уходит десять. До МГУ от станции «Воробьевы горы» приходилось идти минут 40 – теперь не больше 15. Ну, и попасть на смотровую, чтобы сделать там красивые фотографии, теперь можно за 11 минут вместо 25.

Второе преимущество эскалатора – это, как бы странно ни прозвучало, прозрачные стены галереи. Сквозь них просматривается симпатичный вид на окрестности, который станет еще симпатичнее после того, как там закончат все работы по благоустройству. В конце концов, «Воробьевы горы» — это заказник, очень красивая лесная территория, и то, что теперь через нее можно проехать, никуда не торопясь, на движущейся лестнице, вносит некоторый дзен в столичную жизнь, полную суеты.

На крыше верхнего вестибюля есть собственная смотровая площадка. Оттуда можно полюбоваться на Москву-реку и спорткомплекс «Лужники». Помимо этого, можно купить сувениры в специальном магазинчике и зайти в панорамный ресторан. Правда, он пока что изучает будущую аудиторию и продает готовые блюда, а не делают на заказ.

Эскалаторная галерея на Воробьевых горах

Продукт декабря в рубрике «Город»

Главные достоинства:

  • позволяет подняться от станции метро «Воробьевы горы» до ул. Косыгина за полторы минуты;
  • есть собственная смотровая площадка;
  • во время поездки можно посмотреть на окрестности заказника и оценить вид с высоты десятиэтажного дома.



В оформлении статьи использованы фотографии с сайта mos.ru.

Мэр Москвы Сергей Собянин 23 декабря 2022 года открыл восстановленную эскалаторную галерею на Воробьевых горах. Она связала южный вестибюль одноименной станции метро и улицу Косыгина. Теперь посещение парковой зоны, горнолыжного комплекса, канатной дороги, смотровой площадки и главного здания МГУ стало проще и удобнее для жителей и гостей столицы. Как удалось вернуть Москве знаковый объект городской архитектуры — в материале «Ленты.ру».

«Галерея была закрыта много лет, и многие москвичи уже не помнят, каким удобным был подъем от метро к смотровой площадке и горнолыжному комплексу. <…> По просьбам горожан мы ее восстановили. Приглашаю снова проехаться на историческом эскалаторе, который будет радовать все поколения долгие десятилетия, — сказал мэр Москвы Сергей Собянин на церемонии открытия горнолыжного комплекса на Воробьевых горах. — Это был сложный проект, почти сопоставимый со строительством станции метрополитена. <…> Нижний вестибюль находится всего в 150 метрах от выхода со станции «Воробьевы горы», верхний выходит к улице Косыгина. С новой смотровой площадки на крыше открывается прекрасный вид на Москву-реку, стадион «Лужники» и центр города. Галерея в три раза сократит время в пути до главного здания МГУ и Дворца пионеров, в два раза — до канатной дороги, смотровой площадки и горнолыжного комплекса. Проезд по ней будет бесплатным».

Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

Прокатить Софи Лорен

Продолжительность поездки по эскалаторной галерее составляет примерно полторы минуты. Галерея была построена по проекту Александра Стрелкова и Нины Алешиной и открыта 23 июля 1959 года, спустя полгода после запуска станции метро «Ленинские горы» Кировско-Фрунзенской линии метро (ныне «Воробьевы горы» Сокольнической линии). В это время активно застраивался юго-запад Москвы. На тот момент уже завершилось строительство главного здания МГУ им. М.В. Ломоносова, одновременно с этим была обустроена главная смотровая площадка города, началось строительство нового здания Дворца пионеров на улице Косыгина.

Длина станции метро стала рекордной — 270 метров, ширина платформы — 17,6 метра (при стандартных 12). Такие масштабы должны были помочь распределить потоки пассажиров со стадиона в Лужниках. После помпезных станций сталинской поры «Ленинские горы» с витражным остеклением путевых стен, волнообразными железобетонными перекрытиями и инновационной облицовкой из светло-голубого пластика с алюминиевыми накладками стали своеобразным манифестом нового направления в архитектуре — модернизма.

Уникальная галерея быстро стала одним из самых популярных мест столицы. Еще она выполняла важную транспортную функцию — соединяла станцию метро с улицей Косыгина. В 60—80-е годы прошлого века галерея была востребована у студентов МГУ, школьников из Дворца пионеров, посетителей смотровой площадки, любителей зимних видов спорта и многочисленных туристов. Снимали там и кино. Она попала в кадры фильмов «Ох уж эта Настя!» и «Дорога к морю», а в «Подсолнухах» на одном из трех эскалаторов проехала знаменитая итальянская киноактриса Софи Лорен.

В 1983 году галерея была закрыта. Закрыли и станцию «Ленинские горы». Из-за инженерных ошибок при проектировании и строительстве станции метро в несущих конструкциях Лужнецкого моста появились трещины. Под галереей произошло смещение грунта, что привело к нарушению гидроизоляции, в результате чего ее пришлось закрыть для пассажиров. В 1988 году были прекращены даже профилактические запуски эскалаторов галереи, а позже они были демонтированы. В 2001 году верхний вестибюль снесли, а входы в оставшийся нижний вестибюль замуровали.

Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

Как закаляли сталь

Станцию метро после реконструкции открыли спустя 19 лет, в декабре 2002 года, уже с новым названием — «Воробьевы горы». А галерея превратилась в заброшенный и полуразрушенный объект: все три эскалатора демонтировали. Планы по ее реконструкции появлялись на протяжении 1990-х и 2000-х годов. В частности, в 2000 году было подписано постановление о проведении восстановительных работ, однако в 2005 году «в связи со сложностью, особыми условиями и высокой стоимостью реконструкции» оно было отменено.

Тем не менее в ноябре 2020 года было принято волевое решение о полном восстановлении эскалаторной галереи. Подготовительную работу перед стартом реконструкции провели ведущие проектные институты Москвы, институт Транспортного комплекса и Московского метрополитена. Она включала в себя проектно-изыскательские работы для выбора лучшего инженерно-технологического решения. «Мы постарались максимально придерживаться того исторического проекта, который здесь был, но так как этот проект был не совсем удачным с точки зрения реализации, мы вынуждены были пересмотреть все конструкторские и технологические решения», — отметил заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Сначала были снесены все старые конструкции. После этого специалисты занялись укреплением склона для максимальной надежности нового комплекса. Главная трудность была связана со сложной геологией и обводненной почвой. Для работ по укреплению склона была выбрана свайная система, позволившая надежно соединить конструкции галереи с породой и препятствовать смещению грунта. Всего было установлено более 670 нагелей длиной от 30 до 36 метров: 280 — в наклоне, 196 — в верхней части галереи и 195 — в нижней. В режиме реального времени ведется постоянный мониторинг состояния грунта благодаря встроенным датчикам. Они в онлайн-режиме фиксируют любые отклонения. Был построен и новый фундамент для эскалаторного комплекса.

Строительство эскалаторной галереи на Ленинских горах в Москве, 1959 год

Строительство эскалаторной галереи на Ленинских горах в Москве, 1959 год

Фото: Анатолий Сергеев-Васильев / ТАСС

Туристическая достопримечательность

По сохранившимся схемам и фотографиям галереи специалисты восстановили ее исторический облик: были построены два двухэтажных вестибюля, соединенных восьмиуровневым каскадом. Во внутренней облицовке использовали натуральный саянский мрамор и дымовский гранит, установили необычное освещение, которое напоминает звездное небо. Площадь остекления галереи составила свыше 1000 квадратных метров, через прочные светопрозрачные конструкции пассажиры могут наблюдать красивейшую лесопарковую зону. На крыше верхнего вестибюля уже появилась смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид на центр столицы, Лужники и Москву-реку.

В самой галерее установили три эскалатора российского производства длиной 68 метров, поднимающие пассажиров на высоту 34 метра — это сопоставимо с высотой десятиэтажного дома. Машинный зал эскалаторов и технические помещения расположены в нижнем вестибюле. Общая длина инженерных коммуникаций составила свыше шести километров. «Воробьевы горы» стали удобнее и привлекательнее, а галерее возвращен статус городской туристической достопримечательности.

Раньше от станции метро до смотровой площадки нужно было идти 30 минут вверх, в зимнее время такой маршрут было проделать почти невозможно. Теперь путь занимает всего 11 минут. «Масштаб работ был почти сопоставим со строительством новой станции метро. Запуск галереи в три раза сократит время в пути до главного здания МГУ и Дворца пионеров, в два раза — до канатной дороги, смотровой площадки и горнолыжного комплекса. Воробьевы горы станут доступнее и привлекательнее», — отметил Максим Ликсутов.

Как и прежде, нижний вестибюль эскалаторной галереи расположен примерно в 150 метрах от южного выхода станции «Воробьевы горы», верхний вестибюль выходит к улице Косыгина. Таким образом, несколько десятилетий спустя жители и гости города вновь обрели удобную связку южного вестибюля станции метро «Воробьевы горы» и туристических объектов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии