«Дерево-монстр»
Как-то Пётр прогуливался по острову и заметил сосну, у которой одна из веток вросла в ствол и образовала таким образом полукольцо.
Император восхитился сосной, прозвал её «деревом-монстром» и, повелев срубить её, решил построить на её месте здание для музея.
Кто строил здание для музея
Строительство здания продолжалось на протяжении 16 лет. Изначально им занимался архитектор Маттарнови, а после — Гербель, Киавери и Земцов, при котором здание обрело свой окончательный барочный облик.
Увы, Пётр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.
Как Пётр I угощал гостей музея водкой
Когда коллекция музея располагалась в Кикиных палатах (в доме опального боярина Александра Кикина, находившегося близ Смольного собора), Пётр повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов.
Мало того, император проявил заботу о досуге тех, кто приходил посмотреть на «уродства» большой компанией: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».
Удивительный глобус
Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на третьем этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около трёх метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри — изображение звёздного неба.
Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. Увы, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.
В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на четвёртом этаже.
Флейта из человеческой кости
Ещё одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, сделанная из бедренной кости человека. Некогда её изготовил шаман одного из монгольских племён.
Считалось, что простому смертному нельзя дуть в неё, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях — для вызова потусторонних сил.
Человек-гигант
Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими уникальными древностями и реликвиями, Пётр I привёз в Петербург француза Николя Буржуа — человека ростом 226,7 см, который наряду с другими «заморскими гостинцами» заслужил небывалый интерес со стороны двора и простого люда.
Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе семь лет, после чего скончался от апоплексического удара. Однако Пётр I решил, что даже после своей смерти верный слуга остаётся уникальной и ни на что не похожей диковинкой, и передал его тело Кунсткамере.
До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом…исчезла. Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый череп (интересно знать, чей?), а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.
Исчезнувшая голова английской шпионки
Аналогичный случай с
пропажей головы имел место быть чуть позже, в послепетровское время:
голова казнённой английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в
неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась.
Как оно водится, в происшествии обвинили главного русского врага — пьянство:
мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили.
Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это
время стоял в петербургском порту.
Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не
выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры три
мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после
совершения «сделки» столичные власти не имели.
Зловещие часы
Вспоминая занятные «байки из склепа», стоит
упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы стоят в одном из залов часы из красного дерева, привезённые в
Петербург из далёкого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот
незадача — механизм у них нерабочий.
Но часы всё-таки оставили
в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную
вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от
нормального направлении. Дойдя до отметки «9:45» они останавливаются.
Поговаривают, что это дурной знак: если таковое происходит, то одного из
сотрудников ожидает скорая смерть.
Живые экспонаты музея
Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами и человеческими костями находились люди, выполнявшие роль живых
экспонатов.
Самым известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было по два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке — по паре таких же странных… рук.
Награда за «уродов»
Реформатор Пётр I в 1718 году, когда свирепствовало мракобесие и предрассудки, издал указ, согласно которому уродов «человеческих, скотских, звериных и птичьих» следовало доставлять в Петербург. В обмен на них император обещал большое вознаграждение.
Тех же, кто решал утаить от государства «подарки природы», ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.
Статья содержит не только информацию о проводимых реформах Петром 1 в области медицины, но и об экономическом состоянии России, о которых можно прочитать по ссылке.
Петр I, наряду с вопросами общего государственного устройства, особо интересовался вопросами медицины и постановкой медицинского дела за границей через своих послов и во время своего путешествия. Он лично познакомился с Левенгуком, Бургавом и Рюишем, известными голландскими учеными. При непосредственном участии Петра началось развертывание госпиталей и обучение при них врачей. Так в Москве, в 1707 году был открыт госпиталь в Лефортове, который существует теперь как главный госпиталь Вооруженных Сил имени Н. Бурденко.
Подготовка медицинских кадров осуществлялась в госпитальных школах (с 1707 г.), медико-хирургических училищах (с 1786 г.), в Петербургской и Московской медико-хирургических академиях.
Петербургская медико-хирургическая академия
К началу XVIII в. относится реформа Петра I по упорядочению аптечного дела в России. Бесконтрольная продажа лекарств нередко приводила к несчастным случаям — отравлениям сильнодействующими и ядовитыми веществами. И, несмотря на то, что с 1672 г. существовал соответствующий указ, в 1701 г. вводится новый указ о запрещении зелейным и москательным лавкам торговать лекарствами. Стала появляться отечественная печатная фармацевтическая литература, в том числе и так называемые «Домашние аптеки», то есть списки лекарств, которыми можно было пользоваться без назначения врача, с указанием, в каких случаях какое лекарство употреблять, и приложением рецептов.
Петр I, являясь членом Парижской Академии наук, имел обширные знания в области техники, был хорошо знаком с естественными науками и понимал огромное государственное значение медицины. Он сам изучал анатомию, перевязывал раны, умело производил некоторые хирургические операции: пункцию живота, кровопускание и др. Часто посещал операции, производимые в госпиталях, присутствовал на вскрытиях.
Он прослушал курс в Лейденском университете, там же познакомился с лучшими больницами, анатомическими музеями, выдающимися врачами. В Голландии он приобрел знаменитую анатомическую коллекцию «монстров» (рожденных с пороками развития), ставшую основой первогоанатомического музея России — «Кунсткамеры». Со всех стран собирали в «кунсткамеру» раритеты и «монстров», старинные книги и т.д. Петр не жалел на это денег.
Здание «Кунсткамеры» в Санкт-Петербурге
Одновременно создавалась и Публичная библиотека (1714 г.), костяк которой состоял из книг Аптечного приказа.
В 1719 г. «Кунсткамеру» и Публичную библиотеку открыли. Интересно выступление Петра I по этому поводу: «Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем–нибудь иным в самих этих комнатах».
Публичная библиотека в Санкт-Петербурге
При Петре I положено начало применению целебных минеральных источников. Стали использовать и изучать лечебное применение вод минеральных источников в Олонецком крае, Липецке и Старой Руссе. Рациональное их использование регламентировали «дохтурские правила».
В начале XVIII века был открыт первый завод (мастерская) по производству хирургических инструментов. Также был введен надзор за продажей пищевых продуктов и мяса на рынках. Продавцам предписывалось ношение специальной одежды: «… носили бы белый мундир и наблюдали бы во всем чистоту».
Проводились мероприятия санитарного характера Высокая заболеваемость и смертность населения России, особенно детская смертность, беспокоили лучших представителей медицины. Петр ввел регистрацию рождений и смертей, поручив это дело церковнослужителям, а также проведение ревизских сказок-переписей людей для выявления рекрутов. Он позаботился об открытии приютов для подкинутых детей, издав в 1715 году указ, в котором говорилось о запрете под страхом смерти убивать детей и необходимости сдавать в приют.
Большим событием в развитии медицины и фармации в России явилось открытие в 1725 г. Академии наук, которое было подготовлено Петром I. во главе с президентом Лейб-медиком врачом Лаврентием Блюментрост. Царь сумел привлечь к работе в Академии крупнейших европейских ученых: математиков Эйлера и Гольдбаха, физика Крафта, историка Миллера и других. Российская Академия наук становится одним из основных центров российской и европейской науки.
В XVIII столетии, в период осуществления больших преобразований в экономике, науке, культуре и медицине, совершенствовались и органы управления здравоохранением: в 1721 г. появилась Медицинская канцелярия, в 1763 г. — Медицинская коллегия.
Источник: http://studopedia.ru/10_74504_reformi-petra-I-v-oblasti-meditsini-i-zdravoohraneniya.html
7
8248
В Санкт-Петербурге 300 лет назад открылся первый музей России — Кунштов камера, Кунсткамера, с 1903 года Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, — собрание мировых редкостей и крупный научный центр. Музей поздравил президент РФ.
Ровно 300 лет назад в новой столице Российской империи Пётр I повелел (сначала устно) создать Кунсткамеру — собрание диковинных редкостей из разных стран. В ходе Великого посольства (1697–1698) и следующего своего путешествия по странам Европы в 1716 году царь посетил обязательные тогда кабинеты с чудесами во дворцах разных правителей. Кунсткамера датского двора произвела на молодого царя особенно сильное впечатление. Он слушал лекции известных учёных-естествоиспытателей, долго рассматривал экспонаты анатомического театра в Лейдене и т. д.
Желая европеизировать Россию, просвещая и воспитывая интерес её жителей к собственной истории, император издал также указы, требующие отправлять в столицу курьёзные находки, чтобы демонстрировать их в общедоступном, то есть, бесплатном музее. Более того, в указе царя значилось: «…если кто придёт с компанией смотреть редкости, то угощать их на мой счёт чашкою кофе, рюмкою вина или водки».
Первые предметы личной коллекции Петра и отца его Алексея Михайловича были перевезены из Москвы. Однако столица ещё только строилась, помещений, подходящих для коллекции и книг, не было, экспонаты собирались с 1714 года в уже готовом Летнем дворце Петра в Летнем саду. Вскоре коллекции оказались в Кикиных палатах, доме вельможи А. Кикина, попавшего в опалу. Первым директором-смотрителем коллекций был назначен учёный, лейб-медик Петра I, шотландец Роберт Арескин.
Через несколько лет коллекции переехали в ещё недостроенное современное здание музея. С 1728 года в Кунсткамере заседали учёные Академии наук, и её силуэт с башней, увенчанной глобусом, и сегодня является символом Академии наук России. Официально здание Кунсткамеры было открыто 25 ноября 1728 года.
Этот исторический экскурс представил Юрий Чистов, доктор исторических наук, директор музея, на встрече в клубе учёных и журналистов «Матрица науки» накануне юбилейного собрания и международной конференции, посвящённой 300-летию.
Музей антропологии и этнографии сегодня обладает одной из крупнейших в мире коллекций предметов из жизни народов всех континентов. Этнографические, антропологические и археологические коллекции музея — это около 1,2 млн экспонатов. Музей включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Музей настолько популярен, что редко кому из полумиллиона его ежегодных посетителей удаётся попасть в него без очереди.
Председатель Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа (Эрмитаж в декабре отмечает 250-летие) Михаил Пиотровский приветствовал старшего юбиляра и отнёс к его особенности соединение «научности и экзотичности». Это музей, чья «увлекательность основана на науке», — заметил директор Эрмитажа.
Тему «научности», как важнейшей составляющей Кунсткамеры, развил Ефим Резван — заместитель директора музея, доктор исторических наук. Сегодня научные сотрудники совершают около 50 научных выездов в год на разные континенты, выпускают книги, статьи и два журнала.
К числу научных сенсаций музея относятся палеонаходки из его коллекций, то есть ископаемые кости человека со всех континентов. Они используются (в очередь!) учёными разных стран, чтобы узнать «происхождение людей и понять, кто мы такие». Эти 180 тысяч костей — источник древних генов, которые сегодня поддаются исследованию с помощью новейших технологий. Благодаря извлечению ядер древних ДНК сегодня уже подтверждена теория о том, что в формировании европейцев принимали участие неандертальцы.
Не без оснований историк Юлия Купина (на фото справа), зам. директора музея, назвала его «Дворцом знаний». Отвечая за экскурсионную деятельность музея, она рассказала, что музей вырабатывает научный подход даже к посетителям. Осуществляется программа социальных исследований реальных и виртуальных (на сайте) посетителей, что позволяет создать из музея обучающий центр для школьников и студентов, которым уже сегодня предлагаются разнообразные темы экскурсий и занятий. Например, современная техника позволяет рассмотреть предмет со всех сторон и даже тот, что не находится в экспозиции. В планах создание «коммуникационной медиасреды для диалога».
Прошло 300 лет. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук предлагает не только путешествие-знакомство с историей и жителями разных континентов, но продолжает активную работу в двух десятках научных отделов. Из проблем его директор выделяет нехватку помещений: около миллиона экспонатов находится в хранилище и ежегодно растёт количество бесценных находок.
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Постановление Комиссии Академии наук о поручении хранения экспонатов Кунсткамеры, «до животного царства» принадлежащих, профессору П.С. Палласу,
анатомических – К.Ф. Вольфу и трав – И.Г. Гмелину.
Подлинник рукой писца, подписи-автографы директора В.Г. Орлова и профессоров: Я.Я. Штелина, С.К. Котельникова, И.А. Эйлера, С.Я. Румовского.
9 августа 1767 г.
СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 537. Л. 219 об.-220.
Ягужинский превозносил должною похвалою сие мудрое и милостивое монархово намерение, но из ревности к государевой выгоде сделал еще предложение, чтобы всякой, кто захочет смотреть редкости, должен был платить за вход по рублю или по два, из чего можно бы собрать сумму на содержание сих столь драгоценных вещей и при случае на умножение оных.
Государь, который старался всеми способами возбудить в подданных своих охоту к познанию произведений натуры и искусства, тотчас прервал речь его и сказал: «Павел Иванович, пустое ты говоришь! Твое предложение препятствовало бы только, а не способствовало моему намерению. Кто бы стал заботиться о моих натуральных редкостях, или захотел бы смотреть их, когда бы должно было платить за то деньги? Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто приедет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкой вина или водки, либо чем-нибудь иным, в самых этих комнатах».
Вследствие сего высочайшего повеления определено библиотекарю, сверх его жалованья, по 40 рублей в год для помянутого угощения, и я еще в царствование императрицы Анны Иоанновны часто видал, что знатнейшие посетители в Кунсткамере угощаемы были кофеем, венгерским вином, цукербродом, или другими напитками и закусками; люди низшего состояния водимы были с услужливостью суббиблиотекарем, либо другими знающими служителями по всем комнатам, и все редкости показываемы им были с кратким объяснением.
Первый российский музей — Кунсткамера, появился при Петре I в 1718 году. Экспонатами для него служили поначалу древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничных путешествий. Во время второй поездки по западным странам в 1716-1717 гг. царь в Данциге приобрел коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме — заспиртованных животных, рыб, насекомых. Там же у доктора Рюйша Петр купил анатомическую коллекцию заспиртованных человеческих уродцев. Собрание Кунсткамеры пополнялось также отечественными редкостями. Петр издал несколько указов с призывом доставлять все необычное властям:
«Понеже известно есть, что как в человеческой природе, так и зверской и птичьей случается, что родятся монстра, то есть уроды, которые всегда во всех государствах собираются для диковинки, чего перед несколькимилетами уже указ сказан, чтоб такие приносили, обещая платеж за оное, которых несколько уже и принесено<…>
Также, если кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы пред обыкновенными, также какие старые подписи на каменьях, железе, или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно — також бы приносили, за что будет довольная дача.
Когда кто принесет какой монструм или уродца человечья, тому, дав деньги по указу, отпускать не мешкав, отнюдь не спрашивая: чье, под потерянием чина и жестокого штрафа. А буде животное какое, или вещь какая, то записывать: чье, а денег не давать прежде, пока то отослано будет в указанное место, и оттоль получить отповедь, сколько дать. И тогда немедленно дать деньги<…>»
На Васильевском острове для музея выстроили отдельное здание. Его венчает высокая башня, где размещалась когда-то одна из первых в России обсерваторий. По сей день в Кунсткамере хранится Готторпсикй глобус диаметром в три с половиной метра. Сделан он бы в Германии о подарен Петру герцогом голштинским. Снаружи на глобус нанесено изображение Земли, а внутри — небесной сферы.
Сам Петр нередко посещал Кунсткамеру. Понимая значение музея, царь велел сделать вход в него бесплатным. Более того, он распорядился: «Если кто придет с компанией смотреть редкости, то угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки». На эти цели из казны отпускалась немалая по тем временам сумма — 499 рублей в год.
Источник: книга «История русской культуры 18-19 вв»