Положительно оценивая правовую позицию ВС, эксперты отметили, что определение скорректирует практику, пусть и только в тех ситуациях, когда оба участника застраховали свою ответственность в одной компании.
В Определении № 71-КГ21-1-К3 от 6 апреля Верховный Суд разобрался, законно ли предъявление иска о возмещении ущерба в порядке регресса к причинителю вреда, если он в установленное время после составления европротокола не приехал на осмотр к страховщику, который также является страховщиком потерпевшего.
16 декабря 2018 г. Николай Копосов врезался в машину Н. Малаховой. Водители, гражданская ответственность которых застрахована в ПАО СК «Росгосстрах», составили европротокол. Николай Копосов позвонил в страховую и сообщил о ДТП. Позднее по заявлению Малаховой страховая выплатила ей страховое возмещение более 95 тыс. руб.
При этом Николай Копосов представил автомобиль на осмотр в «Росгосстрах» только 24 декабря 2018 г. В связи с этим страховщик посчитал, что в нарушение требований п. 2 ст. 11.1 Закона об ОСАГО Николай Копосов не исполнил обязанность по направлению заполненного бланка извещения о происшествии в течение пяти рабочих дней со дня ДТП, и обратился в суд с иском о возмещении ущерба в порядке регресса.
Суд посчитал, что извещение «Росгосстрах» о ДТП по телефону и представление автомобиля на осмотр не лишали страховщика в силу подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО права предъявить регрессное требование к причинителю вреда. При этом первая инстанция не усмотрела оснований для признания причин пропуска пятидневного срока уважительными. Суд удовлетворил иск частично и взыскал с Николая Копосова около 85 тыс. руб., а апелляция и кассация оставили решение первой инстанции в силе.
Николай Копосов подал жалобу в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, напомнил, что в соответствии с подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если это лицо в случае оформления европротокола в течение пяти рабочих дней не направило своему страховщику экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП.
Читайте также
ВС представил новые разъяснения по ОСАГО
Пленум Верховного Суда принял постановление о применении судами законодательства об ОСАГО
26 декабря 2017
Верховный Суд сослался на Постановление КС от 31 мая 2005 г. № 6-П, согласно которому специальные правовые гарантии защиты прав потерпевшего должны быть адекватны правовой природе и целям страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также характеру соответствующих правоотношений. В Определении КС от 25 мая 2017 г. № 1059-О указано, что по смыслу п. 2 ст. 11.1 Закона об ОСАГО во взаимосвязи с п. 3 этой же статьи необходимость направления водителями в течение пяти рабочих дней бланка извещения сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП. Подпункт «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО о праве регрессного требования страховщика призван обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя.
Таким образом, требование о направлении обоими участниками происшествия заполненного бланка извещения направлено на то, чтобы и страховщик, застраховавший ответственность потерпевшего, и страховщик, застраховавший ответственность причинителя вреда, имели возможность проверить достоверность сведений о ДТП и о полученных в его результате повреждениях автомобилей, подчеркнул ВС. В этих же целях была установлена и ответственность за неисполнение данного требования в виде возможности предъявить регрессные требования к причинителю вреда, не исполнившему такую обязанность.
Верховный Суд заметил, что страховая компания в данном случае одна и та же. По обращению потерпевшего, представившего заполненный бланк извещения о происшествии с указанием сведений о том, что ответственность причинителя вреда тоже застрахована в «Росгосстрах», включая серию, номер и дату выдачи полиса ОСАГО, страховщик признал изложенные в нем сведения достоверными, а случай страховым и определил размер страхового возмещения, подчеркнул ВС.
«Удовлетворяя иск, суд не указал, каким образом непредставление страховщику второго экземпляра такого же извещения о том же происшествии могло повлиять на нарушение прав страховщика и, соответственно, на возникшее у него право на предъявление регрессного иска к Копосову Н.Б.», – подчеркивается в определении, которым Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В комментарии «АГ» руководитель практики «Семейное и наследственное право» юридической фирмы INTELLECT Наталья Рингельман обратила внимание, что судебная практика по аналогичным спорам противоречива. Так, одни суды удовлетворяют иски страховщиков, мотивируя неисполнением обязанности страхователя предоставить извещение о ДТП в пятидневный срок и неуважительными причинами пропуска установленного срока, другие – отказывают, “смотря в корень” и принимая во внимание Определение КС № 1059-О/2017, анализируют наличие (отсутствие) нарушений интересов страховщиков, к которым привело ненаправление документов, насколько данный факт повлиял на невозможность установления страхового случая и размера причиненного вреда.
«В практике встречались случаи, когда суды не принимали во внимание то обстоятельство, что участники ДТП застрахованы в одной и той же страховой компании (как в рассматриваемом определении ВС), или не учитывали, что непредставление извещения виновником связано с передачей им своего экземпляра извещения потерпевшему для обращения за страховой выплатой», – рассказала юрист.
По ее мнению, позиция Верховного Суда приведет к единообразию судебную практику по регрессным требованиям страховщиков, связанным с несоблюдением пятидневного срока предоставления извещений о ДТП, по крайней мере в ситуации совпадения страховщика виновника и страховщика потерпевшего. Более того, указала Наталья Рингельман, данная позиция согласуется с уже измененным законодательством: в связи с принятием Закона № 88-ФЗ, которым внесены изменения в отдельные законодательные акты, с 1 мая 2019 г. подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО не подлежит применению как утративший силу. Таким образом, с указанной даты страховщики лишены возможности регрессного взыскания ущерба с причинителя вреда по причинам непредоставления им извещения о ДТП в пятидневный срок.
Адвокат, член Ассоциации юристов России Ольга Митева отметила, что страховые компании, заявляя регрессные требования к виновнику ДТП, зачастую пользовались формальным основанием – виновник вовремя не уведомил страховую о факте происшествия и оформлении его без вызова сотрудников ГИБДД. «В данном случае ответственность и виновника, и пострадавшего застрахована в одной страховой компании, а потому Верховный Суд абсолютно верно отметил, что при условии, что ответственность обоих участников ДТП застрахована в одной компании, если хотя бы один из участников вовремя уведомил страховую, то сам факт неуведомления о том же ДТП со стороны второго участника не должен формально возлагать на него регрессную ответственность», – указала она.
Ольга Митева посчитала, что, хотя закон и возлагает на обоих участников ДТП обязанность по уведомлению страховой компании, его положения не могут применяться механистически. «Должна быть исследована суть законоположений, а также все риски, которые возлагаются на каждого участника правоотношения в связи с нарушением каких- то норм закона со стороны контрагента. В данном случае Верховным Судом была исследована логика всех рисков», – подчеркнула юрист. По ее мнению, позиция ВС скорректирует правоприменительную практику в тех ситуациях, когда оба участника застраховали свою ответственность в одной компании.
Одна страховая на двоих
Произошло столкновение двух машин: под управлением Кристины Агафиной* и под управлением Юрия Тряпина*. Виновной в ДТП признана Агафина. При этом пассажирке Тряпина – Ольге Феловой* – причинён тяжкий вред здоровью. Гражданская ответственность владельцев обоих автомобилей застрахована в ПАО «СК Южурал-Аско». Компания признала случившееся страховым случаем и выплатила Феловой 132 750 руб. возмещения по договору ОСАГО с Агафиной, но отказала в выплате возмещения по договору ОСАГО с Тряпиным.
ИСТЕЦ: Ольга Фелова*
ОТВЕТЧИК: ПАО «СК Южурал-Аско»
СУТЬ СПОРА: О взыскании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, возмещении расходов на оплату услуг представителя
РЕШЕНИЕ: Принятые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции
Тогда Фелова обратилась в суд с иском к ПАО «СК Южурал-Аско» о взыскании страхового возмещения по ОСАГО, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, расходов на оплату услуг представителя. Центральный районный суд г. Челябинска в иске отказал, Челябинский областной суд с ним согласился. Они исходили из того, что гражданская ответственность водителей застрахована одним страховщиком, который свою обязанность по выплате возмещения исполнил в полном объёме. Размер выплаченного не превышает установленный законом предел, а потому оснований для выплаты двойной суммы страхового возмещения не имеется.
Фелова подала жалобу в Верховный суд. Тот напомнил: страховое возмещение в связи с причинением третьему лицу вреда в результате ДТП производится каждым страховщиком по каждому договору ОСАГО в пределах страховой суммы (п. 47 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. № 58). Ссылка судов, что это применимо лишь когда участники ДТП застрахованы в разных компаниях, основана на неправильном толковании закона, считает ВС. Нельзя согласиться и с выводом о том, что в случае возмещения вреда здоровью по разным полисам ОСАГО у потерпевшего возникает неосновательное обогащение – при повреждении здоровья размер страхового возмещения не связан с какими-либо конкретными убытками. Поэтому ВС отменил принятые акты и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 48-КГ19-2). Пока еще оно не рассмотрено.
Два полиса – две выплаты
«Абсолютно согласен с определением ВС. В России действует стереотип: ущерб пострадавшим возмещается по ОСАГО виновника ДТП. Однако это заблуждение. Помимо виновника ДТП, солидарную ответственность перед пострадавшими несёт и второй участник ДТП, независимо от того, застрахована его ответственность или нет (п. 3 ст. 1079 ГК)», – отметил партнер компании
Федеральный рейтинг.
Алексей Гавришев.
«Определение ВС основано на правильном применении норм действующего законодательства. Тот факт, что страховщиком двух участников ДТП является одна и та же страховая компания, не может служить основанием для невыплаты страхового возмещения по одному из договоров. По общему правилу отсутствие вины в совершении ДТП не исключает наступления гражданской ответственности. Следовательно, выплата страхового возмещения лишь по одному из договоров ОСАГО означала бы нарушение прав пострадавшего», – согласился старший юрист ЮБ
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)
группа
Банкротство (споры mid market)
24место
По выручке на юриста
25-26место
По количеству юристов
44место
По выручке
Евгений Богелюс. Он привел примеры дел, в которых ВС пришел к аналогичному выводу (№ 9-КГ18-9, № 16-КГ19-4).
«Наиболее вероятным решением при новом рассмотрении дела будет взыскание со страховой компании суммы страхового возмещения по договору ОСАГО, выплата по которому произведена не была»
Гавришев тоже уверен: при пересмотре дела суд удовлетворит требования пострадавшей о выплате страхового возмещения по ОСАГО владельца автомобиля, который виновником ДТП не являлся.
* – имя и фамилия изменены редакцией.
Попавший в ДТП пассажир имеет право получить двойные компенсации: он может требовать страховые выплаты не только с виновника аварии, но и со второго участника происшествия, разъяснил Верховный суд РФ. Высшая инстанция указала, что автомобиль относится к источнику повышенной опасности и ответственность за попадание в ДТП наступает у обоих водителей, даже если один из них в столкновении не виноват. Таким образом, при аварии имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО, поясняет ВС РФ.
Суть дела
До Верховного суда РФ дошла жалоба жительницы Нижегородской области, просившей обязать ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.
Согласно материалам дела, в декабре 2016 года истица в качестве пассажира попала в аварию на 450 км автодороги Дзержинск — Нижний Новгород. Виновником столкновения с машиной Лада, в которой находилась истица, оказался водитель МАЗ, выехавший на полосу встречного движения. В результате аварии заявительница получила опасные для жизни тяжкие телесные повреждения.
На момент ДТП ответственность обоих водителей была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Однако компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187 тысяч 750 рублей только за виновника ДТП — водителя МАЗа. А в компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрах отказал, не признав этот случай страховым.
Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой своих интересов в Дзержинский суд Нижегородской области, но районный суд, а позднее и апелляционная инстанция областного суда в удовлетворении исковых требований пассажирке отказали.
Суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ с таким выводом не согласилась.
Позиция ВС
Верховный суд отмечает, что страховая ответственность в подобных случаях наступает у обоих водителей, невзирая на то, что один из них в ДТП не виноват.
Он ссылается на статью 1079 Гражданского кодекса, согласно которой юридические лица и граждане, использующие источник повышенной опасности для окружающих, обязаны возместить причинённый ими вред. К таким источникам закон относит и транспортные средства.
При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причинённый в результате их взаимодействия, например, в ходе столкновения транспортных средств (пункт 3 статьи 1079).
«Таким образом, в последнем случае ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности», — отмечает ВС РФ.
Он также приводит нормы статьи 1 закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела», которыми зафиксировано, что страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
«Таким образом, поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса наступает ответственность для каждого из владельцев транспортных средств, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО», — говорится в постановлении.
Высшая инстанция напоминает, что аналогичная позиция изложена в утверждённом 10 октября 2012 года президиумом ВС РФ обзоре судебной практики за второй квартал. В частности, в ответе на первый вопрос дано разъяснение о том, что «при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности взыскание страховых выплат в максимальном размере, установленном законом об ОСАГО, производится одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств, в том числе и в случае, если вина одного из владельцев в причинении вреда отсутствует».
В пункте 47 постановления пленума ВС РФ 26 декабря 2017 года № 58 также разъяснено, что страховое возмещение вреда из-за ДТП производится каждым страховщиком, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств. Единственная оговорка касается суммы компенсаций: она не должна превышать 500 тысяч рублей по каждому договору (подпункт «а» статьи 7 Закона об ОСАГО).
Если же у пострадавшего в ДТП третьего лица возникли дополнительные расходы в виде конкретных материальных убытков, то они возмещаются солидарно.
«То обстоятельство, что ответственность владельцев транспортных средств застрахована в одной страховой компании, правого значения для определения размера страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО не имеет», — поясняет ВС РФ.
Он указывает, что все эти нормы и разъяснения нижегородские суды не учли. Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ находит, что судебные инстанции допустили существенные нарушения норм материального права.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, ВС РФ решил отменить апелляционное определение по делу и направить материалы на новое рассмотрение в областной суд.
Добровольные компенсации
Эксперты надеются, что решение Верховного суда РФ повлияет на страховые компании и они не будут доводить решение вопросов о компенсации пассажирам до суда.
«Радует, что спор, дошедший до высшей судебной инстанции, произошел именно со страховой компанией «Росгосстрах». Эта компания одна из самых крупных на страховом рынке. Однако эта же компания лидирует по числу безосновательных отказов в страховом возмещении.
Возможно, данное решение Верховного суда отнимет желание у страховых компаний доводить подобные споры до суда, а нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел будут значительно чаще принимать во внимание правовую позицию своих старших коллег», — отмечает член Ассоциации юристов России, председатель общества защиты прав автомобилистов «Оса» Алексей Румянцев.
Он указал, что этим решением Верховный суд закрепил свою правовую позицию по аналогичным спорам, изложенную им ранее в постановлениях пленума и в обзоре судебной практики.
Поскольку в данном случае вред здоровью был причинен третьему лицу при взаимодействии источников повышенной опасности (транспортными средствами), то в соответствии с пунктом 3 статьи 1079 ГК РФ владельцы транспортных средств обязаны нести солидарную ответственность перед потерпевшей независимо от их вины, напоминает эксперт.
Причинение вреда третьему лицу в результате взаимодействия источников повышенной опасности для каждого владельца этих источников влечёт наступление страхового случая в рамках договора обязательного страхования, а размер причинённого каждым из них вреда находится в пределах страховой суммы, добавил Румянцев.
«Взыскание денежных средств одновременно с двух страховщиков в случае, если вина одного из владельцев источника повышенной опасности отсутствует, законно и обосновано.
Солидарный должник, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины каждого из должников», — отметил член АЮР.
Алиса Фокс
Один из самых неоднозначных терминов, де-факто отсутствующий в нормативной базе. Обоюдная вина при ДТП регулируется действующим законодательством как ситуация, при которой все водители признаны виновными, либо происшествие, при котором установить виновность участника не представляется возможным.
В последнем случае есть смысл оспорить решение – вам в помощь юрист по административным делам и гражданскому судопроизводству. Мы же рассмотрим ситуацию с обоюдной виной участников ДТП более подробно и разберем все возможные варианты.
Кто кому платит при «обоюдке»?
Обоюдная вина в ДТП приводит к тому, что участники одновременно являются и виновником, и потерпевшим. На основании ст.1064 ГК ему обязаны компенсировать причиненный ущерб. Выплата производится пропорционально степени вины. Многое также зависит от наличия страхового полиса у каждого из участников происшествия, а также от выявления смягчающих или отягчающих обстоятельств. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации.
Если полис ОСАГО есть у обоих водителей
Если ОСАГО при обоюдной вине есть у обоих водителей, то в соответствии с п.22 соответствующего федерального закона выплата производится в равных долях всем участникам происшествия, либо обратно пропорционально степени их вины. Если виновность признана равной и участники ДТП не обжалуют это решение, то всем пострадавшим будут выплачены равные доли установленного страхового ущерба от обеих страховых компаний. Если же автомобилей было 4, то 25% от полного возмещения и так далее.
Если же суд произвел определение степеней вины, то каждый водитель получит компенсацию в той степени, в которой он признан невиновным.
Предположим, что суд определил степень виновности одного участника ДТП на 60%, а второго – на 40%. Повреждения первого автомобиля оценены в 100 тыс. руб. Он получит только 40 тыс. руб от этой суммы, так как на 60% он признан виновным. В ситуации со вторым участником при аналогичной оценке повреждений водителю будут выплачены 60 тыс. руб., так как виновным он признан только на 40%.
Степень виновности участников ДТП устанавливает только суд. Ни сотрудники ДПС, ни эксперты не имеют таких полномочий.
Если полис ОСАГО только у одного владельца ТС
Выплата по ОСАГО при «обоюдке» возможна только в ситуациях, когда со ответственность застрахована. Если у одного из виновников ДТП нет полиса, то его «оппонент» не сможет получить компенсацию от страховой и будет вынужден взыскивать ее со второго виновника через суд.
Например:
Водители Иван и Игорь обоюдно виновны в ДТП. У Ивана полный порядок со страховкой, а у Игоря ее нет. Игорь обращается в страховую компанию Ивана и получает выплату. Иван обращается в суд с исковым заявлением и взыскивает с Игоря сумму причиненного ущерба.
При взыскании ущерба с виновника ДТП без страховки работает правило, на основании которого производится выплата по ОСАГО: компенсация назначается обратно пропорционально степени виновности. Единственное различие: в одном случае ущерб компенсирует страховая компания, в другом – второй виновник происшествия.
Если один водитель был в нетрезвом состоянии
В этом случае устанавливается причинно-следственная связь между ДТП и нарушениями, который допустил каждый из участников. Мнение о том, что пьяный водитель априори виновен – заблуждение. Да, его привлекут по статье за вождение в нетрезвом виде. Но если не его действия привели к происшествию, то его вины в ДТП нет.
Само по себе опьянение причиной аварии быть не может. А вот допущенные из-за него нарушения – вполне.
Поэтому по факту произошедшего ДТП второго виновника не должно волновать, находился ли первый в состоянии опьянения или нет. Значение имеет только установленная степень его вины. Если виновны оба в равной степени – производится выплата 50 на 50. Если в разной, то процент виновности установит суд.
Что грозит участникам при «обоюдке»?
«Обоюдка» при ДТП влечет за собой ту же ответственность, что и при «обычном происшествии. Но есть некоторые нюансы. Рассмотрим наступающие последствия по каждому виду ответственности для всех виновников ДТП:
- Административная – протокол выписывается на всех виновников.
- Гражданская – если не установлена степень вины, то все участники получают возмещение в равных долях, если установлена – компенсация выплачивается пропорционально виновности каждого водителя.
- Уголовная – по аналогии с «обычным» ДТП причинение вреда здоровью или жизни человека влечет за собой наступление уголовной ответственности.
Однако в последнем случае определяющее значение имеет категория пострадавшего. Если им оказался второй водитель, то ответственность возлагается на первого. Если же пострадавшим признан, например, пешеход, то за него отвечают оба виновника ДТП.
Нарушителей может быть двое, но «обоюдки» при этом не будет
«Обоюдка» наступает только в ситуации, когда все участники ДТП были в нем виновны. Их может быть 2, 3, 10 или больше – не имеет значения. Но если один из участников было, предположим, трое, а виновными в происшествии признаны только двое, то ДТП обоюдным не будет, хотя таковой и будет признана вина тех двоих водителей.
Порядок действий при обоюдной аварии
Действовать необходимо в соответствии с ПДД, никаких «привилегий» для обоюдно виновных участников ДТП не предусмотрено. В соответствии с действующими правилами:
- Участники аварии должны остановить транспортные средства.
- Не перемещая автомобили включить «аварийку» и выставить знак на удалении, предусмотренном нормативами.
- Вызвать сотрудников ДПС или оформить европротокол, если это допускает ситуация (нет пострадавших и погибших).
В какую страховую обращаться после происшествия? В свою. Если же у вас не было страховки, то необходимо обратиться к страховщику второго виновника. Тот, в свою очередь, имеет право взыскать с вас компенсацию через суд.
Можно ли оформить европротокол при «обоюдке»?
Да, равно как и при любом другом ДТП, но только в ситуациях, когда происшествие соответствует требованиям оформления европротокола. Напомним, что для этого должны быть соблюдены следующие предусмотренные законом условия:
- В происшествии участвовало ровно 2 транспортных средства.
- Оба участника ДТП имеют страховые полиса.
- В ходе происшествия был причинен вред только транспортным средствам, но не жизни и здоровью, не другому имуществу.
- При ДТП между машинами был прямой контакт.
- Не превышался лимит в 100 тыс. руб или в 400 тыс. руб, если оформление происходило посредством приложения.
- Участники происшествия пришли к соглашению в обстоятельствах ДТП.
Соответственно при оформлении европротокола в нашей ситуации участники дают обоюдное согласие и, тем самым, происходит установление их обоюдной вины. Часто именно этот факт страховые компании относят к разногласиям между участниками происшествия, хотя прямого указания на это в законе нет.
Установление степени вины в ДТП
Если участники ДТП не согласны признать обоюдную вину и хотят установить ее степень, то они обращаются в суд. В этой ситуации истцом может выступить как один водитель, так и оба. Суд рассматривает представленные доказательства и документы, заслушивает свидетелей, если таковые имеются, и устанавливает степень вины каждого участника аварии в процентном соотношении. В зависимости от этих показателей в дальнейшем водителям выплачивается компенсация от страховщиков или вторых виновников ДТП.
В этой ситуации крайне важно отстоять свою позицию. Вам может помочь опытный автоюрист. Специалист подготовит комплект документов, представит ваши интересы в суде и поможет добиться наиболее благоприятного исхода. Юридическая компания «АПК» в Казани готова предоставить профессиональную помощь участникам ДТП, которые хотят установить степень вины в происшествии.
Как оспорить обоюдную вину?
Если речь идет об оспаривании протокола, то вы можете обратиться к руководству составившего документ инспектора. Если это не принесет результата, то нужно идти в суд. Если же речь идет как раз о судебном решении, то вам необходимо обратиться в вышестоящий суд с соответствующим апелляционным заявлением.
Во второй ситуации вам также может потребоваться помощь квалифицированного юриста. Необходимо предоставить весомые аргументы, которые позволят отменить решение суда первой инстанции. Часто требуется проведение экспертиз, сбор документов, привлечение свидетелей – в этом может помочь опытный автоюрист.
Можно ли не заявлять в ГИБДД о ДТП и уехать?
Теоретически это возможно, хоть и не вполне законно. Но мы не рекомендуем оставлять место ДТП и не заявлять о нем. Иногда лучше получить штраф и увеличить КБМ, даже если повреждения совсем небольшие и по оценке выйдут всего на пару тысяч рублей. Ничто не мешает второму виновнику происшествия вернуться на место и вызвать сотрудников ДПС.
Если вы все же решили договориться и оставить место ДТП, то:
- Напишите расписку – в ней укажите, что в происшествии не было пострадавших, и необходимость в оформлении инцидента отсутствует.
- При необходимости составьте европротокол, заранее договорившись, что никто из вас не будет обращаться в суд.
На самом деле избежать повышения КБМ можно даже после вызова сотрудников ДПС – главное договориться, что никто из вас не будет обращаться в страховую компанию за выплатой компенсации. В этом случае вы отделаетесь штрафами. Однако маневры до обмана со стороны второго участника все равно остаются.
Остались вопросы к адвокату по данной тематике? Задайте их в форме, расположенной ниже, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 29.04.2022
Как взыскать компенсацию со страховой компании после ДТП, если участники застрахованы в одной СК?
Добрый день!
Я признан потерпевшей стороной в ДТП. И моя машина и машина виновницы ДТП застрахованы по ОСАГО в ООО «Группа Ренессанс Страхование».
ООО «Группа Ренессанс Страхование» отказалось компенсировать мне ущерб способом возмещения ремонта сославшись на то, что внутренними документами компании в случае, когда и потерпевший и причинитель вреда застрахованы в их компании, компенсация предусматривается только «выплатой деньгами, в размере, установленном Правилами страхования ОСАГО.» после проведения экспертизы в организации-партнере страхователя и выдала мне направление на эту экспертизу
Моя машина имеет повреждения, исключающие возможность участия в дорожном движения и может иметь скрытые повреждения, которые могут быть определены только при проведении ремонта.
Правомочен ли отказ страховщика в возмещении мне ущерба способом возмещения ремонта? Что мне делать?
Показать полностью
13 сентября 2016, 11:13, Алексей, г. Москва
Алексей, добрый день.
Правомочен ли отказ страховщика в возмещении мне ущерба способом возмещения ремонта?
Алексей
Нет, не правомочен. Закон не связывает возможность направления на ремонт в качестве страхового возмещения с условием, что оба участника застрахованы в одной страховой компании.
В ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» говориться, что
15. Возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться:
путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре);
Что мне делать?
Алексей
Вы в заявлении о наступлении страхового случая, что писали — выдать направление на ремонт?
Когда подавали заявление?
13 сентября 2016, 11:36
Марат Шарипов
Юрист, г. Москва
Как взыскать компенсацию со страховой компании после ДТП, если участники застрахованы в одной СК? Добрый день! Я признан потерпевшей стороной в ДТП. И моя машина и машина виновницы ДТП застрахованы по ОСАГО в ООО «Группа Ренессанс Страхование». ООО «Группа Ренессанс Страхование» отказалось компенсировать мне ущерб способом возмещения ремонта сославшись на то, что внутренними документами компании в случае, когда и потерпевший и причинитель вреда застрахованы в их компании, компенсация предусматривается только «выплатой деньгами, в размере, установленном Правилами страхования ОСАГО.» после проведения экспертизы в организации-партнере страхователя и выдала мне направление на эту экспертизу Моя машина имеет повреждения, исключающие возможность участия в дорожном движения и может иметь скрытые повреждения, которые могут быть определены только при проведении ремонта. Правомочен ли отказ страховщика в возмещении мне ущерба способом возмещения ремонта? Что мне делать?
Алексей
Добрый день!
Вам стоит подать в СК заявление о дополнительном осмотре в связи со скрытыми повреждениями.
Договоритесь с автосервисом, где собираетесь ремонтироваться, о дне и времени осмотра.
Лучше провести одновременно и свою оценку, т.к. эксперт от страховой может и не приехать.
Вашему авто более 5 лет? Если нет, то есть основания оценить и УТС (утрату товарной стоимости).
далее — подать претензию после выплаты и требовать доплату. если будет интересно, могу дать контакты хороших экспертов.
15 сентября 2016, 03:47
Похожие вопросы
Был суд на который меня пригласили (по лишению прав) на который я не смог явится, тк моя жена в дтп сильно пострадала и не может ходить до сих пор
Здравствуйте. В декабре 2022 попал в дтп. В результате которого один пассажир погиб.
Я двигался по своей полосе, водитель второго автомобиля участвующего в дтп (далее виновник) уснул и вылетел на встречку врезавшись в меня. На место сразу прибыли гибдд и составили протокол о прохождении мед.осв. на обоих водителей. В моем протоколе никаких признаков опьянения не прописано. Сотрудники сказали это стандартная процедура для всех водителей если есть погибшие. В результате дтп возбуждено уголовное дело по 264.3 ук рф, в данном деле я прохожу как свидетель. Есть ещё 2 свидетеля, по показаниям всех свидетелей и схеме дтп однозначно понятно что виновник не я а второй водитель, ст. Следователь который ведёт дело сразу прямо сказал что вина однозначно на втором водителе, все очевидно.
Тем не менее меня сначала «продули» на алкоголь на месте дтп, показало 0. Потом повезли в больницу сдать мочу. В моче нашли признаки содержания тетрагидроканабинола. Отправили на более подробную экспертизу и установили что содержание тгк достаточное для лишения прав.
Был суд на который меня пригласили (по лишению прав) на который я не смог явится, тк моя жена в дтп сильно пострадала и не может ходить до сих пор. Я не мог оставить ее одну. В результате суда прав меня лишили, до вступления в законную силу постановления осталось несколько дней.
Вопрос: есть ли смысл обжаловать решение суда на том основании что одного лишь наличия вещества в моче недостаточно для привлечения к лишению прав, а должны быть ещё клинически к признаки в соответствии с пунктом 17 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н?
19 марта, 23:08, вопрос №3643498, Алексей, г. Москва
586 ₽
Вопрос решен
Автомобильное право
На сколько правомерны отказы страховых компаний, и возможно ли застраховать по ОСГОП легковой транспорт?
При заключении договора «на фрахтование транспортных средств категории M1 с экипажем для перевозки определенного круга лиц по заказу» Клиент требует оформления страхования ОСГОП (обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами).
В Федеральном законе от 14.06.2012 N 67-ФЗ сказано «Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.»
Однако страховые компании отказывают в услуге ссылаясь на то, что страхование подразумевает Автомобили свыше 8 пассажирских мест и наличие лицензии на перевозку пассажиров автобусов. Поэтому легковой транспорт застраховать не могут, да и сотрудник Ространснадзора пояснил, что лицензию получить не получится так как нет в собственности автобуса.
На сколько правомерны отказы страховых компаний, и возможно ли застраховать по ОСГОП легковой транспорт?
17 марта, 14:37, вопрос №3641252, Стас Вергун, г. Саратов
Финомбудсмен разъяснил, в каком случае нельзя обращаться за выплатой к своему страховщику ОСАГО
Если ответственность хоть одного участника ДТП не застрахована, то обращаться за выплатой возмещения необходимо в страховую компанию виновника аварии. К своему страховщику владелец полиса ОСАГО может обращаться, если в аварии пострадали только автомобили и ответственность всех участников ДТП была застрахована.
Об одном из таких случаев рассказала Служба финансового уполномоченного в Яндекс Дзен.
Вадим (имя изменено) впервые за почти 20 лет водительского стажа попал в ДТП с участием трех машин, столкнувшихся на скользкой дороге перед пешеходным переходом. Вадим вместе с двумя другими участниками аварии спокойно дождался приезда сотрудников ГИБДД. При заполнении протокола он обратил внимание, что у одного из водителей отсутствует полис ОСАГО, но, поскольку тот не был виновником аварии, переживать по этому поводу не стал. У виновника полис ОСАГО был.
Пять лет назад, когда его машину задела «Газель», Вадим уже обращался за выплатой в свою страховую компанию, и на этот раз он решил пойти тем же путем. Мужчина отнес в страховую компанию заявление о выплате страхового возмещения в рамках прямого возмещения убытков. Компания отказала Вадиму в выплате страхового возмещения, так как у одного из участников аварии не было полиса ОСАГО. Вадим недоумевал, почему отсутствие страхования у участника ДТП, не являющегося его виновником, должно влиять на право Вадима получить от страховщика компенсацию для ремонта поврежденного автомобиля, поэтому мужчина обратился в страховую компанию с претензией. Он потребовал осуществить выплату страхового возмещения, неустойки и компенсировать расходы на проведение экспертизы.
Получив отказ, Вадим направил обращение финансовому уполномоченному, однако, к его удивлению, в удовлетворении этих требований ему также было отказано.
Финомбудсмен пояснил, что в данном случае Вадиму не стоило опираться на свой предыдущий опыт, потому что обстоятельства двух ДТП имеют существенные различия. В первом случае (пять лет назад) он имел полное право обращаться в свою страховую компанию, поскольку в аварии пострадали только автомобили и ответственность всех участников ДТП была застрахована. При соблюдении этих условий можно обратиться к своему страховщику в рамках прямого возмещения убытков.
Если же ответственность хоть одного участника ДТП не застрахована, то обращаться за выплатой возмещения необходимо в страховую компанию виновника аварии, говорится в сообщении Службы финансового уполномоченного. Именно поэтому требования Вадима к его страховщику были признаны не подлежащими удовлетворению. Также ему было разъяснено, что он может обратиться за выплатой возмещения в страховую компанию виновника аварии.
Читайте новости АСН
в Телеграм-канале
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Участники дтп застрахованы в одной компании
Читайте также:
- Страховая компания виновника ДТП отказывается выплачивать мне страховку и отправляет в компанию,
- Через десять месяцев виновнику приходит повестка в суд о возмещении ущерба страховой компании, мотивируя,
- Я не поняла, кто все таки должен мне возместить ущерб, моя страховая компания или страховая компания виновника ДТП?
- Есть Свидетели. Как мне получить страховую выплату через суд или через страховую компанию виновника аварии.
- Как составить иск, если один из участников ДТП скрылся с места аварии?
- В какой суд подавать иск, кто будет ответчиком?
- Участники ДТП застрахованы в одной страховой.
- В данном случае. 2. Может ли виновник дтп обратиться в свою страховую компанию по полису расширения, с тем,
- Вопрос: кто должен возместить ущерб?
- В чью страховую компанию обращаться при ДТП
Произошло ДТП, оба участника застрахованы в одной компании, которая недавно обанкротилась. Кто будет платить потерпевшему в аварии? Может ли он взыскать ущерб с виновника ДТП через суд?
Ответы на вопрос:
Вначале попробуйте обратится в Российский союз автостраховщиков.
Закон «Об ОСАГО» — Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
2. Компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие:
а) применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом;
б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.
Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
1. По требованиям потерпевших компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков, действующим на основании учредительных документов и в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Удачи.
Вам помог ответ?ДаНет
120 т.р. будет платить Российский Союз страховщиков, свыше — виновник ДТП.
Вам помог ответ?ДаНет
Похожие вопросы
Страховая компания виновника ДТП отказывается выплачивать мне страховку и отправляет в компанию,
Моя грузовая машина стала участником ДТП, виновник аварии застрахован в одной компании, моя машина застрахована в другой страховой компании, которая на данный момент является банкротом. Страховая компания виновника ДТП отказывается выплачивать мне страховку и отправляет в компанию, где застрахована моя машина, хотя раньше выплаты производила компания виновника аварии. Правомерно ли это?
В какой суд подавать иск, кто будет ответчиком?
Составлен протокол в котором сказано, что виновники аварии оба участника движения, с чем мы несогласны, так как по схеме ДТП виновник аварии второй участник движения. В какой суд подавать иск, кто будет ответчиком? (ГИБДД которая составила протокол?). Заранее благодарна, Наталья.
Участники ДТП застрахованы в одной страховой.
Два участника дтп. Я виновник. Застрахованы оба в одной компании. В страховую обратился пострадавший, ему выплатили ущерб. Я не сообщил о дтп. Теперь страховая требует оплату ущерба. Это правомерно?
В данном случае. 2. Может ли виновник дтп обратиться в свою страховую компанию по полису расширения, с тем,
У виновника дтп имеется действующий полис ОСАГО и расширение на 1 млн., произошло дтп с участием 3 х автомобилей, сумма ущерба превысила 160 тыс. руб, которые страховая виновника выплатила потерпевшим, одна из СК потерпевшего решила через суд взыскать недостающую разницу, т.е. сумму, которую не вошла в покрытие 160 тыс руб с виновника дтп через суд. Виновник дтп, отказался от прохождения мед. освидетельствования и его лишили ВУ. 1. Может ли страховая компания виновника взыскать с него 160 тыс руб. в данном случае. 2. Может ли виновник дтп обратиться в свою страховую компанию по полису расширения, с тем, чтобы компенсировать причиненный ущерб компании виновника? Спасибо.
Вопрос: кто должен возместить ущерб?
У нас было застраховано имущество: дом, баня, забор. На днях случился ДТП, автомобиль врезался на наш забор. Обратились в страховую компанию Росгосстрах, где был застрахован забор. Страховая компания собирается взыскать ущерб от виновника. Вопрос: кто должен возместить ущерб? Страховая компания или виновник? Гузель. Татарстан. Г.Наб. Челны.