Эволюция английского права в новое время право компаний

Длительную,
но и зна­чительную — эволюцию в XVIII-XIX
вв. претерпело за­конодательство о
торговых товариществах (компаниях).
Правовой статус торговых товариществ
проделал значи­тельный путь развития
от сравнительно несложных, осно­ванных
на личных связях и полной ответственности
всех участников, до компаний, построенных
по принципу ак­ционерного общества
с ограниченной ответственностью
дер­жателей ценных бумаг, выпущенных
с целью аккумуля­ции капиталов.

Скандальные
спекуляции на лондонской бирже заста­вили
английский парламент еще в начале XVIII
в. издать специальный акт о компаниях
(Акт о «мыльных пузырях»), в
соответствии с которым образование
акционерных компа­ний без специального
государственного разрешения не
до­пускалось.

В
предпринимательском мире Англии до
начала XIX в. в связи с этим актом преобладали
признанные «общим пра­вом»
торговые товарищества, создававшиеся
на паях, но с неограниченной ответственностью
участников. В 1825 г. Акт о «мыльных
пузырях» был отменен, но разрешительный
порядок образования компаний на паях
по-прежнему со­хранялся. Однако
развивающийся капитализм требовал
бо­лее оперативного и гибкого
законодательного решения во­проса о
деятельности и организации компаний,
создания для них более благоприятных
условий. Именно эта потребность и вызвала
к жизни в 1844-1867 гг. целую серию законов
о компаниях.

В
принципе английское право до этого
времени не знало специального понятия
«юридическое лицо». Эти же законы
рассматривали торговые товарищества,
выпускающие цен­ные бумаги и участвующие
в имущественном обороте, как самостоятельные
(юридические) лица, не совпадающие с
самими учредителями и акционерами. В
торговом обороте директор компании
выступал от имени компании как тако­вой,
а не от совокупности ее индивидуальных
участников. Для учреждения новой компании
по законам требовались не менее семи
учредителей, выпуск именных акций,
разра­ботка устава, но для этого уже
не нужно было получать предварительного
правительственного разрешения.
Предусматривалась лишь простая
регистрация основных учреди­тельных
документов компании (так называемый
явочно-нормативный порядок).

Законодательство
1844-1867 гг. способствовало кон­центрации
капитала в руках небольшого слоя
предприни­мателей, позволило
организаторам товариществ (компаний)
играть на повышении и понижении курса
ценных бумаг, присваивая себе таким
образом средства разорившихся дер­жателей
акций (паев). Некоторые попытки английского
пар­ламента сдержать эти процессы,
ввести ограничения для манипуляций с
ценными бумагами (закон 1879 г.) не имели
сколько-нибудь значительного успеха.

Усиление
значения межакционерной корпоративной
формы объединения капиталов, резкое
увеличение удель­ного веса компаний
в английской экономике в начале XX в.
вызвали к жизни новый закон о компаниях
— Акт 1908 г., который носил характер
консолидированного и объединил все
предшествующее законодательство по
данному вопро­су. В этом акте было
закреплено деление компаний на так
называемые публичные и частные.

По
закону 1908 г., публичные компании получили
пра­во расширять свои уставные капиталы
и круг своих участ­ников за счет
обращения к «публике» с предложением
по­купать паи и тем самым участвовать
в ее деятельности и получении прибылей
(дивидендов). Такая организация пуб­личной
компании послужила базой для создания
концеп­ции демократизации капитала,
трансформации права част­ной
собственности из института сугубо
индивидуалистиче­ского в социальный.
В форме публичных компаний позднее, в
XX в., организовывались и государственные
предприятия, возникавшие в процессе
национализации.

Частные компании
были ограничены максимум 50 уча­стниками,
которые сами должны были покрывать весь
ка­питал и не могли продавать посторонним
лицам акции (паи) и другие ценные бумаги.
Но в отличие от публичных компа­ний
они не обязаны были публиковать свои
балансы. По­следнее обстоятельство
делало эту форму весьма удобной для
предпринимательского мира Англии.

Важную
роль в разработке и развитии «права
компа­ний» сыграло и судейское
право. Так, в 1897 г. по делу Salo­mon v. Salomon
Co. Ltd. был установлен важный прецедент,
в соответствии с которым признавалась
и получала статус юридического лица
компания, состоявшая из одного чело­века.
Так в английском праве появилась
конструкция «ком­пания одного
лица», которая получила разработку
в после­дующем законодательстве.

Законодательство
о корпорации в США в новое время.

В
США, как и в Англии, нет осо­бой
общетеоретической конструкции
«юридическое лицо» и в качестве
такового выступает корпорация.
Предпринима­тельские корпорации в
США по сути дела являются анало­гом
акционерного общества.

Сама
юридическая техника конструирования
корпора­ции с некоторыми модификациями
позаимствована право­вой системой
США из английского общего права.

С
самого начала законодательное
регулирование дея­тельности корпораций
в США было достаточно либераль­ным и
ограничивалось лишь тем, что штаты и в
редчайших случаях федерация издавали
акты, предусматривающие общие условия
организации и деятельности корпоративных
объединений.

Любая
группа лиц-учредителей, формально
согласных с этими условиями, после
подачи ими соответствующего заявления
регистрировалась в специальном реестре.
Она получала права так называемой
инкорпорированной корпорации в явочном
порядке.

Верховный
суд США еще в 1819 г. сформулировал
неко­торые важнейшие принципы,
определившие правовое поло­жение
корпорации: «Корпорация является
искусственным соз­данием, невидимым,
неосязаемым, существующим только в
предположении права, она владеет только
теми свойствами, которые или ясно
предоставляет ей создающий ее устав
или которые свойственны самому ее
существованию».

После
окончания гражданской войны и
последовавше­го за ней промышленного
бума суды в своих решениях не­однократно
заявляли, что корпоративная хартия
(устав) является договором между штатами
и соответствующим юридическим лицом,
а поэтому не может изменяться вла­стями
штата ни под предлогом реализации
полицейской власти, ни со ссылкой на
право устанавливать налоги.

В
последней четверти XIX в. в условиях
бурного про­мышленного роста с
установлением сложных отноше­ний в
предпринимательском мире новую жизнь
получил институт треста (доверительной
собственности).

После
создания в 1879 г. «Стандард ойл» и
его голово­кружительных успехов
движение за создание трестов ох­ватило
все основные отрасли производства США
(табачное, сахарное и т. д.). Именно в
форме треста к концу XIX — началу XX в.
утвердились многие из крупнейших
монопо­лий США.

В
связи с приобретением трестами огромной
рыночной власти сам термин «трест»
стал синонимом монополии, од­нако он
имел и специальный, более узкий правовой
смысл, почерпнутый из английской
конструкции доверительной собственности.

В
это время правовая форма доверительной
собствен­ности использовалась для
создания объединения несколь­ких
корпораций (суперобъединений), по
которому входящие в него фирмы передавали
все свои ценные бумаги с правом голоса
специальным доверенным лицам. Скамья
доверенных лиц становилась высшим
органом управления для всех фирм.
Акционеры вошедших в трест корпораций
вместо старых акций получали в определенной
пропорции серти­фикаты треста.

Обмен акций на
сертификаты позволял организаторам
треста контролировать все фирмы, вошедшие
в трест, вы­рабатывать единую
производственную и рыночную полити­ку,
устанавливать монопольные цены и вести
более жест­кую войну против конкурентов,
оставшихся вне трестов­ского
объединения.

В 1911 г. данная
правовая интерпретация доверительной
собственности была признана по делу
«Стандард ойл» как незаконная и
нарушающая антитрестовский акт Шермана,
но сам институт треста получил
распро­странение при соз­дании
сложных банковских объединений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

преподавательский стаж — 20 лет

Задать вопрос автору статьи

Становление права Англии в Новое время

Английская буржуазная революция разрушила феодальные отношения, на смену которым пришли капиталистические отношения. Все эти процессы повлекли к трансформациям государственного и общественного строя, к созданию новой правовой системы. Компромисс, достигнутый между дворянством и буржуазией, обусловил сохранение значительного количества различных элементов дореволюционного феодального права.

Общее право, как и прежде, включало огромный объем судебных прецедентов, юридически не зафиксированных в официальных актах. Наряду с новыми продолжали действовать старые дореволюционные прецеденты.

Замечание 1

Английское право Нового времени развивалось по пути приспособления феодального права к новым буржуазным производственным отношениям: менялось содержание при сохранении формы. Феодальным нормам придавался буржуазный смысл.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

В 1854 году Парламентский акт признал обязательность прецедентов. Для применения прецедентов были установлены специальные правила:

  • независимость высших судов от низших;
  • суд первой инстанции не связывался постановлением судебного органа аналогичной компетенции;
  • любой суд должен был следовать выводам высших судебных инстанций;
  • палата лордов и апелляционные суды были связаны предыдущими собственными решениями.

Развитию английского права способствовали реформы 1873–1875 годов. Эти реформы объединили суды справедливости и суды общего права. Нормы общего права больше не являлись особой системой, которая отличалась бы от норм судов справедливости. Проведенные реформы благоприятствовали появлению единого прецедентного права.

Судебные решения, посредством которых вводились новые правовые принципы, выступали подлинными источниками права. В историю английского права этого периода вошли имена судей Менсфилда, Холта и некоторых др.

Формирование прецедентного права происходило путем признания того факта, что решение суда всегда основано на какой-либо норме уже существующего права и поэтому может выступать доказательством ее действительности. Данная фикция претворилась в теорию, названной «деклараторной». Деклараторная теория была описана в трудах юристов У. Блэкстона и М. Хейла и провозглашала важность следования прецеденту как доказательству правовых норм.

«Право Англии в Новое время» 👇

В тоже время принцип обязательности прецедентов и единообразия решений было сложно реализовать при наличии конкурирующих судов общего права, имеющих собственные апелляционные инстанции, а также при наличии отдельного Суда канцлера. Палата лордов свои решения не публиковала, полагая, что это может быть нарушением ее привилегий. Авторами огромного количества различных сборников прецедентов были частные лица. Официальная публикации прецедентов, решений Палаты лордов стала осуществляться только с 1865 года. Все это привело к судебной реформе 1873-1875 гг. Это реформа стала завершением судебных реформ XIX века.

Статутное право

Статутное право являлось одним из источников английского права и включало отдельные парламентские акты, которые собирались на протяжении более пятисот лет и часто противоречили друг другу. Только до 1884 года, начиная с периода правления Эдуарда IV (1461–1483 гг.), было издано порядка 14,5 тысяч различных уголовных законов.

Буржуазная революция не оказала влияние на средневековые нормы, несмотря на то, что они очень часто противоречили новым законам. В реальных условиях эти противоречия суды нивелировали, применяя старое законодательство в интересах власть имущих и в исключительных случаях. Уже в первые революционные годы было принято много различных статутов, положивших начало новым производственным отношениям и наиболее важным институтам буржуазного права.

Замечание 2

На рубеже XVIII — ХIХ веков парламент Англии издал целый ряд статутов, посвященных отдельным институтам разных отраслей права. Эти статуты содержали основные нормы права, которые регулировали правовые отношения и представляли особую кодификацию. Статутное право развивается и постепенно становится главным источником английского права. Статутное право стало приоритетным перед судебным прецедентом.

Особенности правовой системы Англии Нового времени

Первого ноября 1875 года вступили в силу законы 1873-1875 гг. о судоустройстве. Основная цель законов – создание нового Верховного Суда. Этому Суду была передана юрисдикция высших судов общего права и права справедливости. Верховный Суд разделили на Высокий суд и Апелляционный суд. Переданная Высокому Суду юрисдикция ранее осуществлялась судами общего права: Судом общих тяжб, Судом казначейства, Судом канцлера, Судом королевской скамьи, Судом по делам о наследствах, Высоким судом адмиралтейства.

В состав Высокого Суда входили следующие отделения:

  1. Отделение по делам о наследствах, разводах;
  2. Отделения по морским делам;
  3. Канцлерское отделение;
  4. Отделение королевской скамьи.

Все эти отделения имеют равную компетенцию и не являются отдельными судами. Судьи могут заседать в разных отделениях. Начатое дело в одном отделении, может быть передано для рассмотрения в другое отделение.

Правовая система Англии распространялась на все ее территории, включая все колониальные завоевания. В результате сформировалась англосаксонская правовая система.

Характерные особенности англосаксонской правовой системы:

  • самостоятельность (до некоторой меры) англосаксонских правовых институтов относительно континентального права;
  • феодальный архаизм;
  • отсутствие системного собрания действующих правовых норм, кодификации.

Замечание 3

Англосаксонское право базировалось на тех же принципах, что и право в других государствах: безграничное право частной собственности; формальное равенство всех граждан перед законом; свобода договора и т.д.

Правовая система Англии после буржуазной революции развивалась путем преобразования старых источников права новым буржуазным содержанием. Реорганизация правовой системы происходила через принятие новых нормативно-правовых актов, которые привносили во все отрасли права прогрессивные принципы.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Особенности развития права в Англии в
Новое время

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
стр.

Глава
1. Государственное устройство Англии……………………………4 стр.

Глава
2. Правовые акты Англии……………………………………….….7 стр.

Глава
3. Становление Английского буржуазного права……………….10 стр.

Заключение…………………………………………………………………16
стр.

Список
использованной литературы……………………………………..17 стр.

Введение

XVII
век для стран Западной Европы был эпохой государственно-политического и
социально-экономического кризиса. В результате буржуазных революций
политическая власть в Англии перешла в руки буржуазии — в одних странах
полностью, в других — на условиях компромисса с теми или иными феодальными
элементами.

В
тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного
революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное
преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве
проходило в течение всего XIX и начале XX в. Лишь к концу XIX века буржуазная
демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения
политической власти буржуазии.

С
формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной
демократии:

1.
Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2.
Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого «народного
представительства» (парламента).

3.
Ответственность правительства перед парламентом.

4.
Несменяемость судей.

5.
Существование местного самоуправления.

6.
Провозглашение традиционных политических свобод — свободы слова, собраний и
т.д.

На
новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и принципов.
Во-первых, буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных
правовых систем в противовес партикуляризму феодального права. Во-вторых, в
центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому
его права провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплявшиеся целой
совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах.

Среди
основных принципов буржуазного права можно выделить принцип юридического
равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ
функционирования капиталистической системы хозяйствования.

Не
менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с выражением
общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу
предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою
очередь немыслимы без свободы политической.

Заинтересованность
буржуазии в упорядоченности, стабильности экономических и социальных отношений
выдвинула в число основных принципов права и принцип законности.

Целью написания настоящего реферата является
рассмотрение выбранной мною темы: «Особенности развития права в Англии в Новое
время». Для раскрытия темы необходимо ответить на следующие вопросы: дать
характеристику правовой системы Англии, показать основы устройства общества и
государства в это время, характер политических отношений и организацию власти,
внутреннюю структуру государства, систему органов государственной власти, а
также основы местного самоуправления, проанализировать их и выделить общие
значимые для государственного строя Англии характеристики, сделать заключение
по данной работе.

Глава 1. Государственное
устройство Англии

Буржуазное
государство в Англии возникло в ходе революции XVII века. Это была последняя
революция, проходившая под религиозным знаменем, так как основным идейным
требованием было реформирование господствующей англиканской церкви и
восстановление старинных вольностей и обычаев.

Накануне
революции английское общество было расколото на два основных лагеря. Сторонники
короля (роялисты) – представители старого феодального дворянства и английского
духовенства выступали за сохранение абсолютизма и существующей церкви. Оппозиция
объединяла новое дворянство джентри и буржуазию. Так как противники абсолютизма
выступали с лозунгами очищения английской церкви, завершения реформации и
вывода церкви из-под королевской власти, то их стали именовать «пуритане»[1].

Но
лагерь оппозиции не был единым. Можно выделить три основных течения:

1)
пресвитериане — движение объединяло крупную буржуазию и верхушку «джентри»,
которые выступали за ограничение королевской власти, установление своего
политического господства, реформу церкви на принципах протестантизма и
утверждения в церковно-административных округах пресвитеров из числа наиболее
состоятельных граждан.

2)
Индепенденты — выражали интересы средних слоев буржуазии и обуржуазившегося
дворянства, выступавших с требованиями ограничения королевской власти,
признания свободы совести, свободы слова и т.д.

3)
Левеллеры — выделились в ходе революции из лагеря индепендентов, объединяли
представителей мелкобуржуазных слоев города и деревни, выступали с наиболее
радикальными требованиями, которые выразили в «Народном манифесте» 1647 г.:
народный суверенитет, установление республики, всеобщее избирательное право для
мужчин, возврат земель, утраченных в ходе «огораживания», реформа общего права.

В
ходе революции из пролетарских слоев города и деревни оформилось течение
диггеров, выступающих за уничтожение частной собственности на землю и предметы
потребления. Их взгляды являлись разновидностью крестьянского утопического
коммунизма и значительного распространения не получили.

Конфликт,
зревший в недрах английского общества, начал перерастать в открытое
противостояние после подачи в 1628 г. королю Карлу I парламентом «Петиции о
праве», содержащей положения, ограничивающие королевские полномочия. Поскольку
петиция апеллировала к старинной «Хартии вольностей», Карл I был вынужден
утвердить «Петицию о праве» как закон. Но в 1629 г. он распускает парламент и
вплоть до 1640 г. в Англии сохраняется состояние так называемого «беспарламентского»
правления. Это был период полного королевского произвола, приведшего страну в
состояние кризиса. В 1640 г. Карл I был вынужден снова созвать парламент. С
этого момента принято начинать хронологию английской революции. В целом историю
английской революции принято делить на четыре этапа:

1)
конституционный (ноябрь1640-август 1642г.),

2)
первая гражданская война (1642 — 1646),

3)
борьба за углубление демократического содержания революции (1646 — 1649),

4)
индепендентская республика(1649 -1653) [6].

Наивысшей
точкой развития революции стал 1649 г., когда после военных побед, пленения и
казни Карла I Англия была объявлена республикой. Палата лордов упразднялась,
высшей властью стала палата общин. Высшим исполнительным органом стал
Государственный совет. В его задачи входило противодействовать восстановлению
монархии, руководить вооруженными силами страны, устанавливать налоги,
проводить внешнюю политику и руководить торговлей.

Но
в скором времени в республике устанавливается диктатура вождя английской
революции О. Кромвеля. В конце 1653 г. конституция, так называемое «Орудие
управления», юридически закрепила его власть, объявив Кромвеля пожизненным
лордом-протектором. В его руках была сосредоточена высшая законодательная и
исполнительная власть. Существовал и однопалатный парламент, но высокий
имущественный ценз (в 100 раз больше, чем до революции) существенно ограничивал
его влияние. Государственный совет, как непосредственный орган управления
страной, назначался лордом-протектором.

По
существу, «Орудие управления», закрепив режим единоличной власти, определило
обратное движение от республики к монархии. Смерть Кромвеля в 1658 г. ускорила
эти события.

В
1660 г. была реставрирована королевская власть Стюартов. Новый король — Карл
II, хотя и гарантировал в «Бредской декларации» новой господствующей элите
сохранение статус-кво и отказ от преследований, тем не менее стал активно
проводить политику восстановления прежних абсолютистских порядков. При его сыне
Якове II эта политика приняла настолько открытый антибуржуазный характер, что
правящие круги, в целях самосохранения, организовали дворцовый переворот,
прозванный «славной революцией». С этого момента в Англии окончательно
утвердилась конституционная монархия.

Юридическое
выражение этого мы видим в принятии трех законов, носивших конституционный
характер (Хабеас Корпус Акт, Билль о правах, Акт об устроении)[2].

Хабеас
Корпус Акт (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении
заточений за морями), принятый в 1679 г., был призван ограничить возможность
тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел гораздо более
широкое значение. Согласно закону, любой подданный, задержанный за уголовное
деяние, исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление, имел
право обратиться в суд (лично или через представителей) с просьбой выдать
приказ Хабеас Корпус. Судья должен был выдать такой приказ арестованному через
должностное лицо (тюремщика, шерифа), в чьем ведении находился арестованный.
Получив приказ, эти лица должны были в течение суток доставить заключенного в суд
с указанием истинных причин ареста. Далее судье предписывалось освободить
заключенного под денежный залог и поручительство с обязанностью последнего
явиться в ближайшую сессию суда для рассмотрения дела[3].

Лицо,
освобожденное по приказу Хабеас Корпус, нельзя было арестовать и вновь
заключить в тюрьму до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить
заключенного из одной тюрьмы в другую или содержать без суда в тюрьмах
заморских владений Англии.

За
неисполнение предписаний закона судьями и должностными лицами были
предусмотрены крупные денежные штрафы и отстранение от должности.

Позднее
Хабеас Корпус Акт приобрел значение одного из основных конституционных
документов Англии, содержащих ряд юридически действенных гарантий
неприкосновенности личности.

Глава 2. Правовые акты Англии

Государственная политическая система протектората
была тесно связана с личностью и авторитетом Оливера Комвеля. После его смерти
в 1658 году Англия пережила политический кризис. Сын Оливера Кромвеля Ричард не
смог стабилизировать ситуацию в стране[4].

В 1660 году парламент принимает решение о
восстановлении в Англии монархии. На престол был возведен Карл II (сын
казненного Карла I). Карл II подписал Бредскую декларацию в 1660 году, в
которой провозглашались основные принципы, гарантии правления Карла Второго: 

1) не преследовать никого, кто в годы революции
боролся против монархии 

2) гарантировалась свобода совести 

3) споры по поводу конфискованного имущества в
ходе революции будут решаться с согласия парламента. 

Карл II подтвердил значение Великой Хартии
Вольностей, Петицию от праве 1628 года, Великую ремонстрацию. Таким образом
Бредская декларация стала новым этапом на пути формирования конституционной
монархии в Англии. 

Гарантии, данные Карлом II были нарушены. Начались
преследования активных деятелей революции, были казнены участники судебного
процесса над Карлом I, были совершены надругательства над телом Оливера
Кромвеля. За годы правления обнаружилось желание короля к восстановлению
абсолютной монархии[5]. 

В годы правления Карла II в Англии начинается
формирование двух политических партий: тори и виги. Тори и виги участвовали в
выборах в парламент. В период с 1661-1678 г.г. в парламенте доминировали тори,
а в 1679 годы виги одержали победу на выборах, и парламент стал оппозиционным
королю. Важным достижением парламента стало принятие в 1679 году закона о
гарантиях неприкосновенности граждан, который вошел в историю под названием
«Habeas Corpus Act» («акт о лучшем обеспечении свободы поданного и о
предупреждении заточении за морями»). Название документ получил по первым
словам закона «доставить тело для придания суду «Нabeas Corpus Act»
регламентировал процедуру судебного задержания граждан, в соответствии с этим
законом любой арестованный за преступление мог потребовать доставки в суд. Суд
рассматривал основания ареста и выносил решение либо об отпуске арестованного
под залог, либо об оставлении под арестом, либо об освобождении. Невыполнение
закона должностными лицами влекло крупные штрафы, а при повторном проступке влекло
отстранение от занимаемой должности. Таким образом Нabeas Corpus Act установил
правовые гарантии неприкосновенности личности, а именно гарантии для
предотвращения необоснованных арестов. 

В 1680-1681 г.г. — оппозиционный
парламент был дважды распущен. Карла II принял решение не созывать парламент во
время своего правления. 

После смерти Карла II к власти приходит его брат
Яков II (Карл II был бездетен). Яков второй распустил парламент и допустил ряд
ошибок во внешней политике. Тори и Виги объединяют свои силы и в конце 1688
года — начале 1689 года совершают государственный переворот, который вошел в
историю под названием «Славная революция». На английский престол был возведен
Вильгельм Оранский (был женат на дочери Карла I). С этого момента в Англии
окончательно утверждается конституционная монархия[6]. 

Билль о правах 1689 года. Акт об устроении (1701
г.) 

Строй был закреплен рядом
законодательных актов, ключевыми из которых являются «Билль о Правах» (1689
года) и Акт об Устроении (1701 года). Эти документы стали писанной частью
неписаной английской конституции. 

Билль о правах установил: 

1) верховенство парламента в законодательной
сфере. В частности возможность приостанавливать действия законов или
освобождать кого-либо от действия законов (это стала прерогативой парламента) 

2) независимость и свободу парламента как
государственного органа: выборы в парламент должны проходить свободно и
регулярно, в парламенте обеспечивается свобода слова, прений, и преследование
за выступление в парламенте запрещалось

3) закрепил гражданские права, в частности, это
право обращаться с петицией к королю, выбирать своих представителей в палату
общин, Билль запретил применение наказаний непредусмотренных законом 

4) независимость суда присяжных 

Таким образом, Билль определяет положение
парламента в системе органов государственной власти. За парламентом
закрепляются широкие полномочия в законодательной сфере, король наряду с
парламентом участвует в законодательной деятельности, у короля остается
значительная исполнительная и судебная власть. 

В 1701 г. принимается еще один важнейший
конституционный закон в Англии, который называется Акт об устроении (Закон о
престолонаследии). Повод — смерть бездетного Вельгельма[7].

Регулировал условия и порядок престолонаследия и
в этом отношении развивал ряд положений, уже сформулированных в Билле прав 1689
г. 

Акт об устроении устанавливает: 

1) подзаконность королевской власти: в частности
запрет монарху иметь владения вне Англии, так же королем могло стать лицо
принадлежавшее к англиканской церкви. Был введен принцип контрасигнатуры
(скрепление акта главы государства подписью министра). Акты издаваемые королем
были действительны только при условии наличия подписи соответствующего
министра.

2) данный акт устанавливал подзаконность власти:
правительство должно действовать исключительно по законам страны, вводилась
персональная ответственность членов правительства (через институт
контрасигнатуры). 

3) акт устанавливал подконтрольность судов
парламенту: до этого закона судьи занимали должности пока «это было угодно
королю «. Отстранить судей можно было лишь по решению парламента. 

Таким образом акт устанавливает
государственно-политическую систему Англии на основе принципа разделения
властей, законодательная власть — парламент, исполнительная — правительство
(частично король), судебная власть — система судов отделенная от исполнительной
власти. 

К концу 17 (XVII) — началу 18
(XVIII) веков в Англии формируются основы конституционной монархии. 

Глава 3. Становление Английского
буржуазного права

Англия,
создавшая к середине XIX в. крупнейшую колониальную империю, использовала
довольно гибкую систему управления, во многих случаях опираясь на местную
верхушку (система косвенного управления).

С
XVIII века сложилось деление колоний на завоеванные и переселенческие.
Соответственно сложилось и два типа колониального управления. Завоеванные
колонии, где преобладало цветное население, политической автономией не обладали
и управлялись от имени короны британским правительством. Законодательные и
исполнительные функции в этих колониях были сосредоточены в руках губернатора.
Представительные органы, если и создавались, то играли, лишь совещательную роль
(Индия, африканские и большинство азиатских колоний)[8].

В
переселенческих колониях большинство или значительную часть населения
составляли белые переселенцы. Эти колонии со временем приобрели политическую
автономию и статус доминионов. Они имели свою конституцию, парламент,
правительство, которое было подконтрольно губернатору, назначенному метрополией.

В
конце XIX в. появляется такая форма колониальной зависимости, как протекторат.
Формально независимые государства имели ограниченный суверенитет в силу
навязанных Англией договоров и присутствия колониальных войск (Афганистан,
Кувейт, Ирак).

Особое
место в колониальной империи Британии занимает Ирландия. Будучи старейшей
английской колонией, в 1800 г. она была объединена в союз с Великобританией.
Было создано Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Ирландцы получили места в английском парламенте.

Специфической
чертой английской революции было то, что буржуазия выступала не против старого
права в целом, а лишь против определенных аспектов законодательной и судебной
политики короля. Правовая система Англии подвергалась изменениям лишь в той
степени, в какой этого требовали интересы новых правящих классов. Это
предопределило длительное сохранение феодальных правовых форм, за которыми
стояло уже вполне буржуазное право[9].

Основными
источниками права в Англии и после революции остались традиционные конструкции
общего права и права справедливости, а также закон. Их применение на практике
было связано с использованием судебного прецедента.

Так,
важнейший институт гражданского права — право собственности — сохранил
средневековое деление на реальную и персональную (личную) собственность. К
реальной собственности относились земли, растения, здания, документы, дающие
право на все вышеперечисленное. К личной собственности помимо личных вещей
относились и права на иски (напр., авторское право, патентное и т.д.).

Большим
своеобразием отличалось право собственности на землю. Вся земля в Англии
рассматривалась как собственность короля, а отдельные лица рассматривались как
держатели земли. Но фактически это право держания не отличалось от права
собственности. Оно было бессрочным, предусматривало свободное распоряжение и
отчуждение земли, хотя сама форма передачи права на землю имела сложную
процедуру.

В
XVIII-XIX вв. широкое распространение получила доверительная собственность
(траст), известная еще феодальному праву. Доверительный собственник
распоряжается названным имуществом не совсем свободно, а в соответствии с
целями, которые определил учредитель. Учредитель называл и пицо, которое будет
пользоваться доходами от этого имущества.

Скандальные
спекуляции на лондонской бирже заставили английский парламент еще в начале XVIII
века издать специальный акт «О мыльных пузырях», по которому образование
акционерных компаний без специального государственного разрешения не
допускалось. В 1844-1867 гг. в Англии принимается ряд законов, давших четкую
регламентацию образования компаний[10].

Эти
законы определили торговые товарищества, выпускающие свои акции, как
самостоятельные юридические лица, не совпадающие со своими учредителями и
акционерами.

В
1908 г. консолидированный Акт о компаниях, объединивший все предыдущие законы,
определил два вида компаний: публичные и частные. Публичные компании могли
беспредельно расширять свой капитал путем эмиссии и продажи акций, но обязаны
были вести публичную отчетность. Частные компании могли объединять не более 50
человек, сами формировать весь свой капитал, не могли продавать посторонним
лицам свои доли, но не были связаны публичной отчетностью.

В
семейном праве долгое время сохранялся церковный брак, нос 1836 г. существует и
гражданская форма брака. Форма брака выбиралась по соглашению супругов. В семье
юридическое главенство принадлежало мужу. Он имел право надзора и умеренного
наказания жены, распоряжения имуществом. До 1857 г. развода не существовало.

Наследование
могло осуществляться по закону и по завещанию. В Англии существовала полная
свобода завещаний. При наследовании по закону земля переходила к старшему сыну
на праве майората.

В
уголовном праве длительное время сохранялась феодальная трехчленная структура
преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление),
мисдиминор (проступок). В период становления капитализма существенно
увеличилось число преступлений, квалифицируемых как фелония и наказуемых
смертной казнью. Так, если в 1650 г. таких преступлений было 50, то к началу
XIX века их стало более 200. Таким образом, буржуазия стремилась привить
уважение к частной собственности. Лишь во второй половине XIX века начинается
активнаягуманизация уголовного права. Число преступлений, караемых смертной
казнью, сократилось до 4. Обвиняемый, заключенный в тюрьму, получил право на
использование услуг адвоката и ознакомление с материалами дела. Показания
обвиняемых стали рассматриваться судом. В 1907 г. вводится условное осуждение[11].

Одновременно
с развитием буржуазного права в Англии шло становление и колониального права.
Еще на начальных этапах колониальных захватов сформировалась судебная доктрина,
согласно которой англичанин, отправляясь за границу, берет с собой и английское
право, а в случае заселения колонизуемых земель там действует английское право.
Таким образом, в колониях вводились прецедентное право справедливости и общее
право[12].

В
дальнейшем образуется сообщество национальных систем права, объединенных
внешними юридическими признаками, которое получило название англосаксонской
системы права. К ее характерным признакам можно отнести традиционную
архаичность форм, превалирование судебного прецедента как источника права,
отсутствие кодификации и деления права на частное и публичное.

Заключение

В
результате буржуазной революции ХVII в. в Англии оформилась конституционная
монархия. Конституционные акты (Билль о правах и Акт об устроении) закрепили
лидирующее положение парламента в системе органов власти, вручив ему широкие
полномочия в законодательной области. На протяжении ХVIII — начале ХIХ вв.
происходит дальнейшее ограничение королевской власти и возвышение парламента.
Этому способствует становление кабинета министров. В течение ХVIII в. этот
высший орган государственного управления обособляется от королевской власти и
становится ответственным лишь перед парламентом. 

При
всей своей исторической прогрессивности буржуазное право развивалось как
логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого
и феодального права. Отрицание феодального права происходило прежде всего в той
части, которая противоречила экономическим и политическим интересам нового
класса.

Буржуазные
революции, положив начало перевороту в области социальных и политических
отношений, привели к значительным изменениям и в области права, формированию
нового порядка.

Усиление
исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата. В
рассматриваемый период в Великобритании активно развивалась система отраслевого
управления: появлялись новые министерства и ведомства (здравоохранения,
земледелия, образования и труда); усиливалось значение старых, таких как
министерство финансов и министерство внутренних дел.

Усиление
исполнительной власти и бюрократизация государственного аппарата способствовали,
в конечном итоге, наступлению кризиса парламентаризма в Англии

Список использованной литературы

1.
Бромхэд П. Эволюция британской конституции. М., 1978

2.
Всеобщая история государства и права. М., 1993

3.
Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988

4.
Жуков О.А. История буржуазного права. М., 1971

5.
История буржуазного конституционализма. Т. 1-2. М., 1983

6.
История государства и права зарубежных стран: Учебник для юридических вузов в
2-х ч. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 1998

7.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984

8.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995

Глава 19. Право Англии

Английская революция XVII в. и право. Одна из главных и исторически обусловленных черт этой революции состояла в том, что возглавлявшие ее предпринимательские круги Англии, тесно связанные с обуржуазившимися землевладельцами (джентри), не ставили своей целью коренную перестройку старой политической и правовой системы. Английское «общее право», «право справедливости» и частично статутное право уже к XV–XVI вв. заметно приспособились к перспективе капиталистического развития.

Непримиримая оппозиция королевской власти и англиканской церкви со стороны новых экономически господствующих сил была обусловлена лишь определенными неприемлемыми для английского общества аспектами законодательной и судебной политики абсолютизма (земельной, торгово-промышленной, религиозной и т. д.). Что же касается правовой жизни в Англии, то она в период революции подверглась изменениям лишь постольку, поскольку в ней ущемлялись коренные интересы пришедшего к власти блока лендлордов и предпринимателей. Характерно в этом отношении развитие аграрного законодательства революции. Именно в этой сфере у буржуазии и джентри возникли наиболее острые противоречия с королем, феодальной аристократией и англиканской церковью.

С начала гражданской войны парламент, стремясь покрыть большие расходы, связанные с ведением военных действий и содержанием армии, издал ряд актов о конфискации с последующей распродажей земель и иного имущества своих политических противников, сторонников короля — роялистов. Последние в этих парламентских актах рассматривались как «злоумышленники» (делинквенты). Формально эти меры трактовались как военно-финансовые. Так, например, постановление палаты общин, принятое в сентябре 1642 г., именовалось «О возложении расходов по ведению войны на сторонников короля». Но по существу социальное значение этих актов было значительно более глубоким. Они подрывали позиции старого дворянства, вели к уничтожению многих феодальных поместий, к превращению большой массы земель в собственность буржуазного типа.

В октябре 1646 г. в разгар гражданской войны парламент издал Ордонанс о конфискации земель архиепископов. Он положил начало секуляризации церковных земель. Конфискованные в соответствии с этим Ордонансом земли затем (Ордонансом от 17 ноября 1646 г.) были пущены в распродажу, причем по очень высоким ценам. Покупатели земельных участков должны были уплатить за них сумму, составляющую не менее десятикратного размepa дохода с этих земель, исчисленного на 1641 г. (т. е. до начала войны). Это привело к тому, что распродаваемые земли оказались в руках джентри и предпринимателей, в частности тех крупных ростовщиков, которые давали парламенту деньги взаймы.

В последующем (1649 и 1650 гг.) были приняты новые акты, которые распространили указанную выше процедуру на более широкий круг церковных земель (приходские маноры и т. д.). С провозглашением республики парламент издал в июле 1649 г. «Акт о продаже владений, маноров и земель, ранее принадлежавших бывшему королю, королеве и наследному принцу». В этом акте указывалось, что цена на распродаваемые имения должна устанавливаться с учетом дохода за 13 лет. Преимущественное право покупки (в течение 30 дней) предоставлялось держателям недвижимостей, а затем (в течение 10 дней) — кредиторам. После истечения указанного срока королевское имущество поступало в свободную распродажу. Приобретенная таким образом недвижимость закреплялась за покупателями актами парламента или выдачей им соответствующих патентов.

Указанные выше законодательные акты революции о распродаже конфискованных земель отвечали интересам влиятельных кругов английского государства. В результате этого законодательства земля становилась достоянием богатой верхушки общества и не могла практически попасть в руки основной части крестьянства и тем более городской и сельской бедноты. Об этом свидетельствуют, например, итоги распродажи епископских земель: 50 % оказались в руках джентри, 29 % — у лондонских купцов и торговцев и только 9 % земель были приобретены свободными крестьянами (йоменами).

Отражением непримиримости парламентской оппозиции по отношению к феодальным привилегиям короля стал акт парламента, принятый в феврале 1646 г. Согласно этому акту, был ликвидирован фискально-феодальный орган абсолютизма, созданный еще в 1541 г., — палата феодальных сборов, которая следила за выполнением повинностей и уплатой платежей в пользу короны лицами, державшими землю от короля. Этот акт упразднял также рыцарские держания (держания на оммаже), так называемые файфы, рельефы и тому подобные феодальные поземельные институты. Рыцарские держания (а в этой форме обычно владели землей и ее новые приобретатели) превратились отныне в свободный сокаж, т. е. в поземельное владение капиталистического типа. Такой же статус приобретали земли свободного крестьянства (фригольдеров, йоменов).

Но акт 1646 г. не облегчил положения большинства английского крестьянства, многочисленных копигольдеров (зависимых держателей земли). Они должны были по-прежнему выполнять свои повинности и уплачивать поборы в пользу своих лендлордов. Более того, обязанности копигольдеров сохранялись и на тех землях, которые были конфискованы и пущены в распродажу. Так, например, в упомянутом выше акте 1649 г. о распродаже королевских земель прямо говорилось, что приобретатели королевских имений и имуществ, а также их наследники «будут иметь владения, пользоваться и осуществлять все те выгоды, привилегии, права, порядки и обычаи и на тех же основаниях получать все преимущества, выгоды от нарушенных условий, штрафы или возмещение за неисполнение договоров, владельческие иски или требования, как названные король, королева…». Таким образом, для копигольдеров менялись лишь хозяева, обязанности же оставались неизменными.

Требования английского крестьянства о радикальной ломке старых феодальных порядков не только отвергались парламентом, но и влекли за собой жестокие репрессии. Об этом свидетельствует, в частности, подавленное Кромвелем движение диггеров (копателей), проповедовавших общие права на землю.

Английская революция не затронула и многие другие поземельные институты, сложившиеся в средневековую эпоху (система майората, особый порядок распоряжения родовым имуществом и т. п.). Но она способствовала превращению земли в товар, открывала путь к дальнейшей экспроприации общинных земель у крестьян, к укреплению новых буржуазных принципов в подходе к земельной собственности.

Законодательство периода революции вторгалось также в отношения, связанные с регулированием промышленной деятельности и торговли. Предпринимательские круги использовали свои позиции в парламенте для устранения в этой сфере всех сколь-нибудь значительных стеснений феодального типа, для утверждения основных начал капиталистического предпринимательства.

Еще в начале XVII в. парламент вступил в острый конфликт с короной по вопросу о монополиях и монопольных привилегиях, возникших на основе особых королевских патентов и лицензий. Эти монополии, чисто феодального типа, были серьезным препятствием для развития свободной конкуренции и вызывали глубокое раздражение у парламентариев. В результате острого конфликта в 1624 г. парламентом был принят закон о монополиях, в котором практика предоставления королевских привилегий в торговле и промышленности, ведущих к «неудобству и ограничениям для других лиц», объявлялась незаконной.

Монопольные права признавались лишь за изобретателями, получающими соответствующие патенты на изобретение, что вполне соответствовало духу капиталистического предпринимательства. Борьбе с королевскими монополиями парламентарии придавали столь важное значение, что в ноябре 1640 г. палата общин приняла специальное постановление об исключении из своего состава лиц, которые в период беспарламентского правления Карла I нарушили закон, запрещающий монополии.

В августе 1650 г. парламентом был принят «Акт о поощрении и об учреждении торговли английского государства». В этом акте закреплялись основы государственной политики в экономической сфере, указывалось, что парламент «озабочен вопросом о поддержании и развитии торговли и различных отраслей промышленности английской нации» и желает, чтобы «бедные люди этой страны могли получить работу и их семьи были обеспечены от нищеты и разорения, чтобы тем самым обогащалось государство и чтобы не осталось причин для лености и нищеты».

Навигационный акт, изданный 9 октября 1651 г. («Акт об увеличении торгового флота и поощрении мореплавания английской нации»), укреплял рядом протекционистских мер позиции английских купцов и судовладельцев в европейской и колониальной торговле, предусматривал ряд ограничений для иностранных торговцев и предпринимателей в Англии и английских колониях. Этот акт оказал серьезную поддержку английским предпринимателям, стремившимся тогда к установлению гегемонии в мировой торговле.

Создавая необходимые условия для развития капиталистического предпринимательства, парламент отнюдь не считал необходимым разрабатывать специальное законодательство для облегчения тяжелого положения рабочего населения Англии. Правда, в апреле 1649 г. палата приняла постановление, где подчеркивалась необходимость «определения и установления заработной платы различных ремесленников… для их наилучшей поддержки и обеспечения существования в настоящее время дороговизны».

Это постановление не устанавливало новых принципов по сравнению со средневековым «рабочим» законодательством. В нем говорилось лишь об исполнении законов 1562 и 1604 гг., т. е. законов эпохи абсолютизма, когда вопрос о заработной плате всецело был отдан на усмотрение четвертных сессий мировых судей, чья позиция по данному вопросу нередко определялась неприязнью к низшим слоям общества.

В июне 1657 г. парламент принял «Акт против бродяг и праздношатающихся, ленивых и беспутных людей», в котором напоминалось о необходимости строго применять жестокие положения дореволюционного законодательства о нищих и бродягах.

Одновременно испытывающий влияние пуританской морали парламент не нашел ничего уместнее для укрепления основ семьи, чем как в чисто средневековом духе установить смертную казнь за кровосмешение и супружескую неверность. Парламент также отменил старые англиканские законы, требующие посещения церкви по воскресеньям, но, в духе средневековых принципов в праве, установил запреты на «танцы, богохульное пение и выпивки» в воскресные дни.

Парламентское законодательство, принятое в годы революции, было слишком фрагментарно, чтобы существенным образом изменить облик законодательства и правовой системы в целом. В годы парламентского правления в Англии проявили себя силы разного политического направления, которые выражали недовольство непоследовательностью и нерешительностью английского парламента в законодательной сфере, а также и прецедентным правом Англии — «общим правом» и «правом справедливости». Во время революции в парламент поступали многочисленные жалобы на злоупотребление судей и вымогательство юристов, членов закрытых адвокатских корпораций — иннов. В петициях выдвигались требования коренной реформы права. В Долгом парламенте неоднократно ставился вопрос о ломке старой правовой системы.

Учитывая настроения в стране, и прежде всего в армии, Кромвель в 1650 г. заявил, что нельзя «замалчивать необходимость реформ в области права, хотя юристы и вопиют, что мы стремимся упразднить собственность. Между тем право в том виде, как оно существует, служит только интересам юристов и поощряет богатых притеснять бедных».

Созданный парламентом комитет по реформе права получил поручение «обсудить, какие имеются недостатки в действующем праве, как могут быть предотвращены неудобства, возникающие вследствие волокиты, дороговизны и неупорядоченности судопроизводства». Однако этот комитет оказался неэффективным, ибо ни в нем, ни в самом парламенте в сущности не было силы, заинтересованной в коренном пересмотре правовой системы. Работа комитета тормозилась действиями практикующих юристов. Например, при обсуждении вопросов о регистрации недвижимости (реальной собственности) они так запутали один из юридических терминов — incumbrance («обременение»), что понадобилось более трех месяцев для того, чтобы комитет мог разобраться в его значении.

Требования о реформе права выдвигались неоднократно и в период протектората Кромвеля. Так, на собрании офицеров в ноябре 1654 г. было принято обращение к Кромвелю о том, чтобы «принять меры к осуществлению необходимого упорядочения законодательства, удовлетворяющего общественную совесть». Кромвель же по-прежнему осуждал «свирепое отвратительное право», которое, по его словам, оправдывает убийц и посылает на виселицу человека за кражу одного шиллинга. Опираясь на армию, он оттеснил парламент от решения важнейших политических вопросов. Но, как и раньше, он предоставил юристам возможность заниматься реформой права. Для радикального вмешательства в правовую сферу ему не хватило ни соответствующей подготовки, ни решимости. А главное — против коренного изменения правовой системы выступали те социальные слои, на которые Кромвель опирался и интересы которых представлял, находясь у руководства английским государством.

Таким образом, в период революции коренное обновление английского права, восходящего к средневековой эпохе, так и не состоялось. Но революция породила новые условия, при которых английское право, несмотря на его почтенный возраст и традиционные источники, получило возможность обновляться и развиваться.

Эволюция английского прецедентного права. После революции в Англии продолжало действовать прецедентное право, выработанное в предшествующую эпоху в общей системе королевских судов («общее право»), и в суде лорда-канцлера («право справедливости»). Эти системы по-прежнему составляли костяк английского права и длительное время значительно превосходили по своему весу и значению статутное право, даже после его обновления революционным законодательством.

После революции, как и раньше, английская правовая система была далека от того, чтобы быть внутренне согласованной и гармоничной. В ней ясно обнаружились по крайней мере два противоречия. Первое — это противоречие между двумя ветвями прецедентного права: «общим правом» и «справедливостью». Второе — это внутреннее противоречие, присущее прецедентному праву, а именно: противоречие между принципом прецедента (stare decisis) и судейским правотворчеством (judge-made law).

В традиционном противостоянии права и справедливости «общее право» в послереволюционные годы в целом одержало верх. Росту авторитета «общего права» способствовал конфликт, который возник еще в предреволюционный период между двумя соперничающими системами королевского суда.

Хотя «общее право» исторически возникло в королевских судах и способствовало усилению королевской власти в Англии, усвоенный им к XVII в. принцип прецедента (stare decisis) стал неожиданным препятствием на пути дальнейшего укрепления абсолютизма. Королей, в частности, Якова I, раздражал тот факт, что их собственная политика должна была сообразовываться с судебными решениями, вынесенными к тому же по какому-то давнему и частному спору. Сами же королевские судьи считали себя не «слугами короля», а «слугами права». По словам судьи и видного юриста того времени Э. Кока, право состоит из «приказов, ходатайств и прецедентов, которые не может изменить ни парламент, ни корона».

С другой стороны, «право справедливости», которое в отличие от «общего права» не было сковано прецедентом, несло в себе благотворное влияние римского права и было проникнуто духом предпринимательства, превратилось в главную опору судебной политики короля и в объект критики со стороны революционного лагеря. Этот парадоксальный на первый взгляд факт объяснялся тем, что председатель суда справедливости — лорд-канцлер — одновременно являлся высшим судебным чиновником короля. Он был всего лишь исполнителем королевской воли. Лорды-канцлеры следовали пожеланию генерал-атторнея королевской администрации Ф. Бэкона: «Судьи должны быть львами, но львами при троне».

Парламентская оппозиция суду канцлера усилилась после нашумевшего процесса по делу некоего Глэвилля в 1615 г. В этом деле лорд-канцлер Энесмер в соответствии с принципом «справедливости» пересмотрел решение суда «общего права», вынесенное главным судьей суда общих тяжб Э. Коком, на том основании, что это решение базировалось на свидетельстве, о ложности которого суду не было известно при рассмотрении дела.

В связи с необычным столкновением юрисдикции двух судов король создал специальный комитет под председательством Ф. Бэкона. Последний поддержал право суда канцлера осуществлять свои решения даже в том случае, если они прямо противоречат результатам спора по «общему праву». Это решение представляло собой чувствительный удар по престижу «общего права», вызвав ответную критику политической оппозицией суда канцлера. Парламентарии жаловались на то, что «справедливость» — жуликоватая вещь, что она «зависит от длины ноги лорда-канцлера».

Хотя в ходе революции попытки парламента упразднить суд лорда-канцлера не имели успеха и дуализм судебной системы в Англии сохранился, революция оставила заметный след в деятельности этого судебного органа. Учитывая настроения влиятельных кругов общества и их стремление к стабильному правопорядку, с конца XVII в. лорды-канцлеры проводят в своем суде более гибкую политику. Они стараются не повторять острых конфликтов системы «справедливости» с «общим правом».

Так, лорд-канцлер Ноттингэм, которого в Англии называют «отцом современной справедливости», заявил, что справедливость должна «определяться правилами науки», что нельзя допускать, чтобы «состояние людей зависело бы от прихоти суда». Эта линия на упрочение правовых начал в суде канцлера привела к тому, что в XVIII в. система «справедливости» начинает застывать, подчиняясь правилу прецедента и обретая столь же формальную процедуру, что и система «общего права».

Но и в XVIII, и в XIX в. в системе «справедливости» право не переставало развиваться. Так, например, непоследовательность революции XVII в. в вопросе о собственности, сохранение старых феодальных конструкций собственности, ограничения в распоряжении так называемыми «реальными» вещами привели к дальнейшему развитию института «доверительной собственности» (trust).

Этот институт отличался значительной сложностью и условностями, но он позволял обходить ряд стеснительных формальностей «общего права» и расширять возможности, реальные правомочия собственника в распоряжении своим имуществом. При этом канцлерам удалось сблизить конструкцию «доверительной собственности» с конструкцией собственности по «общему праву».

Однако и в XIX в. процедура «справедливости» вызывала большие нарекания со стороны английских предпринимателей. Рассмотрение дел в суде канцлера в силу его перегрузки было крайне затяжным и медлительным. Двойная система прецедентного права требовала от делового мира, пользующегося услугами высокооплачиваемых адвокатов, кроме того, и дополнительных расходов. По замечанию известного английского историка права Мейтланда, «справедливость перестала быть справедливостью».

Несколько иной путь в это же самое время проделало «общее право». Здесь после революции по существу наблюдается противоположный процесс: отход от жесткого принципа прецедента (stare decisis) в сторону увеличения судейского правотворчества (judge-made law). Судьи «общего права» понимали, что их претензии на руководящую роль в правовой системе могут быть оправданы, если они освободятся от ряда старых, явно устаревших правил и в большей степени откликнутся на потребности капиталистического развития.

Особенно отчетливо эта тенденция проявилась при главном судье Мэнсфильде (1756–1788 гг.), который выработал ряд вполне современных и удобных для судебной практики доктрин. Недаром в английской литературе его называют «первым судьей, говорившим на языке живого права».

Не порывая формально с принципом прецедента, Мэнсфильд вместе с тем внес существенные изменения в «общее право», руководствуясь при этом несвойственной этой системе идеей «справедливости» и «здравого смысла».

Сам Мэнсфильд стремился «открыть» в «общем праве» именно такие принципы, которые отвечали бы потребностям капиталистического развития страны. Например, при рассмотрении дел о завещаниях он порвал с присущей «общему праву» абсолютизацией внешней формы, которая предопределяла исход дела. Он стал отдавать предпочтение выявлению подлинной воли наследодателя, утверждая, что «законное намерение, если оно ясно выражено, должно корректировать правовой смысл терминов, неосторожно использованных завещателем». Также и в сфере договорного права Мэнсфильд, в соответствии с новыми представлениями о контракте, придавал решающее значение «истинным намерениям» и воле сторон.

Мэнсфильд положил конец существованию особого купеческого (торгового) права, сложившегося еще в эпоху средневековья, и слил его с единой системой «общего права». Это сделало «общее право» более удобным и близким коренным интересам предпринимателей, подняло его авторитет в английском обществе. Наконец, он упростил саму систему рассмотрения дел в судах «общего права», заложив основы современного судебного процесса: расширил право сторон приводить доказательства, ввел апелляцию и т. д.

Таким образом, в процессе своей эволюции «общее право» приобретало такие важные качества, как стабильность и гибкость, отличалось теперь уже не только казуистичностью, но и рационализмом. Но полная «реанимация» общего права уже не могла произойти. В связи с окончательным установлением принципа прецедента в XVIII–XIX вв. оно как источник права начинает застывать и уступать свое место законодательству.

Важным этапом в окончательном оформлении английского прецедентного права явилась вторая половина XIX в., когда в Англии окончательно утвердилась парламентарная система, что потребовало упрочения и упрощения правовой системы. В 1854 г. был принят Акт о процедуре по «общему праву». По этому акту отменялась крайне казуистическая, средневековая система королевских судебных «приказов» (writs) и вводилась единая система иска. Акт 1858 г. разрешил судам «общего права» пользоваться средствами защиты интересов сторон, выработанными в системе «справедливости», и наоборот, канцлерский суд получил право рассматривать и разрешать вопросы, составляющие ранее исключительную компетенцию судов «общего права».

Актом же 1854 г. в законодательном порядке был признан принцип связывающей силы прецедента. Важную роль в этом сыграла судебная реформа 1873–1875 гг., приведшая к объединению общей системы королевских судов с судом лорда-канцлера в единый Высокий суд, который мог в равной мере применять нормы как «общего права», так и «права справедливости». Этот закон парламента завершил процесс соединения «общего права» и «права справедливости» в единую систему прецедентного (судейского) права.

Несмотря на то, что после реформы 1873–1875 гг. и до настоящего времени «общее право» и «право справедливости» выступают как единое судейское прецедентное право, полного слияния этих двух систем не случилось. Слияние коснулось в большей степени судебно-организационных и процессуальных норм. Что касается норм материального права (например, доверительная собственность и др.), то они по-прежнему четко различаются практикующими юристами и самими судьями.

Таким образом, ко второй половине XIX в. в основном окончилось реформирование высших судебных органов, а также формирование самих основополагающих доктрин английской правовой системы: доктрины судебного прецедента и доктрины «верховенства права».

Первая из них означала, что решения суда палаты лордов, апелляционного суда, высшего суда являются обязательными, составляют прецедент, которому должны следовать сами эти суды и все нижестоящие судебные органы. В судебной практике Англии считается, что принцип stare decisis (обязательность прецедента) применяется лишь к той части судебного мнения, которая непосредственно обосновывает решение по делу (ratio decidendi), тогда как за прочими рассуждениями судьи (obiter dicta) не признается обязательная сила. В случае расхождения между прецедентами общего права и права справедливости приоритет должен быть отдан последнему.

Доктрина «верховенства права» выводится в английской юриспруденции еще со времен Э. Кока, у которого, как отмечалось выше, уже встречаются мысли о том, что выше любого закона должна стоять сама «идея права», которая «открывается» прежде всего в судебной практике. Доктрина «верховенства» или «господства» права (rule of law) стала английским эквивалентом более широкой концепции правового государства.

Развитие судейского права в силу жесткой связанности судей прецедентами вышестоящих судов во многом зависит теперь от позиции палаты лордов, возглавляющей судебную систему Англии. В современный период истории прецедентного права с большой остротой встает вопрос, насколько сама палата лордов обязана следовать своим собственным решениям.

В течение нескольких десятилетий (с знаменитого «трамвайного дела» 1898 г.) палата лордов категорически отказывалась изменять выработанные ранее прецеденты. Она исходила из того, что должна следовать своим собственным решениям, и только за законодательной властью сохранялось право отменять прецеденты. Такая позиция лордов привела к существенному ограничению судебного нормотворчества, которое в XX в. было связано главным образом с толкованием законов, а не с установлением новых правовых норм.

Практически это означало, что с конца XIX в. дальнейшее развитие права осуществлялось в Англии уже не путем судейского нормотворчества, а посредством принятия новых писаных законов.

На современном этапе истории английского права стало очевидным, что прецеденты не могут быстро и радикально урегулировать самые различные сферы общественной жизни, которые эффективнее регламентируются более динамичным по своей сути законодательством. Но с 60-х гг. наблюдается новое ослабление принципа прецедента. В 1966 г. палата лордов особым заявлением оповестила о своем отходе от жесткого принципа прецедента, в частности, о допустимости пересмотра своих собственных решений. Правда, этим своим новым правом палата лордов пользуется достаточно осторожно, причем в основном по гражданским делам.

В настоящее время в Англии резко сокращается сфера применения судебного прецедента, и суды в большинстве случаев выносят решения на основе законодательства. Это не исключает, однако, использования судами в некоторых областях права (например, деликтное право) ссылок на прецеденты, в том числе и относящиеся к XVI–XVII вв. Количество судебных прецедентов, придающих неповторимое своеобразие всей английской правовой системе в целом, по-прежнему достаточно велико. Число их составляет около 800 тыс.

С введением жесткого принципа прецедента потребовалось регулярное издание отчетов о судебных решениях. В 70-х гг. XIX в. Инкорпорированным советом по судебным отчетам стали издаваться ежегодные сборники судебных отчетов (The Law Reports), имеющих полуофициальное значение. Получили распространение также и другие публикации судебных отчетов и решений. Но лишь около 70 % решений палаты лордов и судебного комитета Тайного совета публикуются в судебных отчетах. Отсутствие официальных сведений о судебных решениях или же их обработка в виде компьютерной базы данных не исключают использования судами (а также практикующими юристами) и неопубликованных решений высших судов.

Развитие английского законодательства в XVIIIXX вв. В XVII–XVIII вв. наличие авторитетного и разработанного судейского права определило положение закона как малозначимого источника права в английской правовой системе. В XVIII в., несмотря на упрочение положения парламента, преобладавшие в нем лендлорды и финансовая аристократия мало внимания уделяли законодательной деятельности. В это время парламент больше интересовало установление контроля над исполнительной властью, чем реализация своих прав в законодательной сфере. Парламент утверждал в большом количестве лишь так называемые частные билли, имеющие не нормативный, а юрисдикционный характер (подтверждение земельных прав отдельных лендлордов, огораживание общинных земель и т. д.).

Характерной чертой английского статутного права еще в начале XIX в. оставалось то, что наряду с актами, принятыми под влиянием новых общественных потребностей, по-прежнему действовали многочисленные законы, принятые парламентом еще в средневековую эпоху. Это придавало английскому законодательству крайне запутанный вид, создавало трудности его применения в судах.

В XIX веке, особенно после избирательной реформы 1832 г., законодательная деятельность парламента резко активизировалась. Законодательство постепенно становится важным и динамичным средством правового регулирования новых политических и социально-экономических отношений, рождающихся в ходе капиталистического развития. Оно же стало основным инструментом для расчистки правовой системы от явно устаревших, архаичных и часто противоречащих друг другу средневековых статутов. Новое законодательство, что было особенно важно, проявило себя более эффективным и быстродействующим средством модернизации права, чем «общее право» и «право справедливости».

С 20-х гг. XIX в. для упорядочения и пересмотра старых законов парламент стал использовать такое средство, как издание консолидированных актов, объединяющих без изменения законодательного текста предшествующие статуты, принятые парламентом по какому-нибудь одному вопросу. Так, например, в 1823–1827 гг. правительство Р. Пиля осуществило через парламент частичную реформу старого уголовного законодательства, сведя в 4 консолидированных акта около 300 старых запутанных статутов.

7 новых консолидированных актов в области уголовного права были приняты в 1861 г. Особенно широко консолидация законодательства стала применяться в конце XIX и еще больше в XX в. С 1870 по 1934 г. было принято свыше 109 консолидированных актов. Некоторые из этих актов по-прежнему в той или иной степени несли в себе устаревшую юридическую терминологию и косное правовое мышление. Многие из них были непомерно сложны и громоздки. Так, например, Акт 1894 г. о морской торговле содержал свыше 748 статей, причем чрезвычайно детализированных.

Особенностью английского права в XIX–XX вв. стало и то, что оно осталось некодифицированным. Еще в первой половине XIX в., в частности, благодаря работам известного юриста И. Бентама, критиковавшего английское право за его «непознаваемость», отдельные юристы предпринимали попытки кодифицировать «общее право». Но их попытки оказались безуспешными. В 1866 г. по инициативе известного юриста Стифена была образована парламентская комиссия по кодификации права в Англии. Сам Стифен подготовил проект уголовного кодекса. Но деятельность комиссии натолкнулась на яростное сопротивление со стороны адвокатов и судей, для которых было проще и выгоднее сохранять право в его первозданном виде. В результате общественное мнение Англии оказалось неподготовленным к идее кодификации.

В конце XIX в. в английском праве стали появляться своеобразные «суррогаты кодексов» — консолидированные статуты с элементами кодификации. Такими были Акт о переводном векселе 1882 г., Акт о товариществах 1890 г., Акт о продаже товаров 1893 г. и др. Эти статуты не ограничивались консолидацией, а довольно существенно пересматривали ранее действовавшее право, в частности, принципы «общего права». Но в отличие от кодексов они не представляли собой принципиально нового правового регулирования в какой-либо отрасли права, а объединяли в себе нормы, относящиеся к сравнительно узким и специальным сферам (например, Акт о лжесвидетельстве 1911 г., Акт о подлоге документов 1913 г. и т. д.).

В XIX веке в связи с ростом законодательной активности было осуществлено официальное издание сборников статутов Англии. В 1810–1822 гг. были опубликованы статуты парламента (Statutes of the Realm) в 9 томах, принятые за период с XIII в. по 1711 г. Но это издание не внесло ясности в крайне запутанное статутное право, поскольку сюда были включены документы, не являвшиеся законодательными актами, а многие статуты были напечатаны с пробелами, далеко не в точной редакции. Кроме того, многие акты в этом сборнике были явно устарелыми и не применялись на практике. В 1870–1878 гг. было осуществлено новое официальное издание — «Пересмотренные статуты» (Revised Statutes). В последующем закрепилась практика ежегодного издания сборников новых публичных и частных актов парламента.

Рост законодательства особенно в конце XIX — начале XX в. значительно потеснил позиции прецедентного права. По словам известного историка права У. Сигля, «общее право стало подобно старой паре штанов, столь заплатанной статутами, что заплаты заменили большую часть первоначальной ткани». Тем не менее и судейское право не уступило полностью своих позиций, в частности, оно пополнилось прецедентами — толкованиями самого статутного законодательства.

В XX в. в Англии законодательство окончательно превратилось в основной и наиболее продуктивный источник права. Оно становилось все более сложным не только в силу своей исторической специфики, но и благодаря принятию большого числа новых публичных актов по вопросам, которые ранее не были предметом законодательного регулирования (трансплантация человеческих органов, использование компьютерных данных и т. д.).

Усложнению статутного права способствует появление и такого сравнительно «молодого» источника права, как акты делегированного законодательства. К их числу относятся акты исполнительной власти, издаваемые на основе и в рамках специальных законов парламента о делегации своих полномочий. Такие акты принимают различные формы, чаще всего «приказа» (order). Высшим по силе из таких приказов остается «приказ в Совете», который издается правительством на основе полученных им делегированных полномочий от имени короны и Тайного совета. Но наиболее распространенной формой делегированного законодательства являются приказы министров.

Акты делегированного законодательства в ряде сфер общественной жизни (образование, здравоохранение и т. д.) по своему числу и значению превосходят статутное право. В условиях множественности источников права и быстрого увеличения числа законодательных актов вопрос об их систематизации приобрел в XX в. особую остроту. Основной формой ревизии и упорядочения многочисленных законов оставалась консолидация. Удобство этой формы определяется тем, что консолидирующие акты проходят через парламент посредством упрощенной законодательной процедуры. Консолидация принимала различные виды. Это и простое объединение ранее изданных по одному вопросу законодательных положений, и такая систематизация законодательства, которая не исключала внесения в него отдельных изменений и усовершенствований.

Специальный парламентский Акт о процедуре консолидации законодательства 1949 г. обобщил сложившуюся парламентскую практику, подчеркнув принцип неизменности консолидируемых законодательных положений. Он признал допустимым консолидирующие акты с внесением «изменений и незначительных усовершенствований» в действующее право. Формально эти изменения призваны устранять двусмысленность и сомнительные или устаревшие положения, но практически бурный процесс консолидации английского законодательства во второй половине XX в. привел к существенным изменениям в правовой системе в целом.

В Законе 1949 г. специально указывалось, что изменения, установленные консолидирующими актами после их утверждения парламентом, имеют силу закона. В последние десятилетия в Англии при составлении целого ряда консолидированных актов было осуществлено значительное обновление содержания законодательства (Акт об уголовном праве 1967 г., Акты о краже 1968 и 1978 гг., Акт о подлогах и фальшивомонетничестве 1981 г. и т. д.).

Масштабы консолидации в Англии были расширены принятием парламентом специального Акта 1965 г. об образовании правовой комиссии (отдельная комиссия была создана и для Шотландии), целью которой было проведение реформы права вплоть до его полной кодификации. Были подготовлены кодифицированные акты, в частности, по договорному и семейному праву, по правовому регулированию аренды недвижимости и др.

Но процесс создания кодифицированного права даже в современной Англии весьма далек от завершения. Он идет эволюционно и своеобразно с учетом английских правовых традиций и юридической техники. В частности, комиссия по реформе права не следует принципу кодификации, установившемуся в континентальной системе: «один закон регулирует единый круг отношений». Перед комиссией, стремящейся в принципе к кодификации, возникают трудно разрешаемые до настоящего времени проблемы, связанные с сохранением прецедентного права. В процессе консолидации (кодификации права) все чаще учитываются не только сами статуты и последующие поправки к ним, но и делегированное законодательство, а также и отдельные прецеденты.

Особенности развития английского гражданского права. Сам термин «гражданское право» применительно к английской правовой системе является условным. Он не воспринят судьями и законодательством, которые не признают классического римского деления права на публичное и частное, как и вообще его отраслевую структуру. С доктринальных же позиций оно складывается из ряда традиционных правовых институтов: реальной собственности, доверительной собственности, договора, деликтов и т. д.

Как никакая другая часть правовой системы, гражданское право, регулирующее многообразные имущественные и личные отношения, развивалось эволюционно, без крутых поворотов, а поэтому и достаточно эффективно.

В гражданском праве Англии, раньше других стран вступившей на путь капиталистического развития, еще в дореволюционный период доминировали, несмотря на внешнюю средневековую оболочку, более гибкие подходы к регулированию собственности, договоров и иных сторон имущественного оборота. Предпринимательские круги Англии, не имевшие в XVII–XVIII вв. своей собственной правовой программы, вполне довольствовались компромиссами и в целом были удовлетворены традиционными конструкциями «общего права» и «права справедливости».

Даже в XIX в. в Англии, когда гражданское право в целом в своем содержании модернизировалось, такой важнейший его институт, как право собственности, знал еще специфическое средневековое деление имущества на «реальную» (real property) и «личную» (personal property) собственность. Это деление было связано с исторически сложившимися в Англии формами защиты имущественных интересов — «реальными» и «личными» исками.

Реальными исками защищалась земля, родовые недвижимости и титулы, т. е. те виды имущественных прав, в особой защите которых были заинтересованы собственники земли — лендлорды. В XIX в. распоряжение реальной собственностью было сопряжено хотя и с меньшими, чем раньше, но тем не менее с вполне определенными формальностями и ограничениями. При наследовании такой собственности действовали сохранившиеся от средневекового периода правила майората, препятствовавшего дроблению родовых имуществ; исключение женщин из числа наследников и т. д.

Личная собственность, к которой помимо чисто вещных прав относились так называемые права на иски (авторское, патентное право), защищалась судами с помощью более гибких и удобных для предпринимательского мира средств. Законодательные нововведения (в 1832 и 1845 гг.), направленные на упрощение процедуры отчуждения недвижимости, привели к постепенному ослаблению граней между «реальными» и «личными» исками, а также к изменению положения арендаторов (законы 1875 и 1883 гг.) и копигольдеров. В 1882 г. закон предоставил держателям земли в случаях пожизненной аренды право свободного распоряжения землей.

Важной вехой в освобождении права собственности от многих средневековых терминов и конструкций стал Закон о собственности 1925 г., дополненный четырьмя другими законами, связанными с распоряжением и управлением имуществом. Этим законом земельная собственность, утратившая свою архаическую специфику, была приближена к общему правовому режиму недвижимости.

Институт доверительной собственности (траста) в конце XIX — начале XX в. получил новую сферу применения. Он оказался чрезвычайно удобным для создания инвестиционных банков и для других форм капиталистических объединений.

Длительное сохранение средневековых по форме атрибутов права собственности, обновляющихся постепенно, имело и определенные положительные последствия. Во-первых, традиционные английские конструкции права собственности обеспечили уникальную стабильность самих имущественных отношений. Во-вторых, эволюционный путь развития английского права собственности позволил избежать в этой стране крайностей буржуазного индивидуализма и утвердить взгляд на право собственности как на социальный институт, корректирующий и сами правомочия собственника.

Например, в XX в. в условиях далеко зашедшей урбанизации английское законодательство все чаще сталкивается с вопросом о соотношении прав собственника и арендатора на производственные помещения, дома и квартиры. Собственники домов (фригольдеры) выступают одновременно и как собственники земли, на которой расположены принадлежащие им строения. Однако фактически право распоряжения такими землями непосредственно связано с правовым режимом самого строения.

Особую значимость в последние десятилетия, стали приобретать правовые отношения между фригольдерами и съемщиками домов или квартир (лизгольдерами). Последние не имеют права собственности на землю, хотя их права на снимаемую квартиру или дом приближаются к вещным правам. Это определяется тем, что арендные отношения часто становятся длительными и стабильными. Существенные права лизгольдеров были признаны Законом о реформе лизгольдов в 1967 г. Этот закон позволял жильцам домов, которые проживали в них на основе длительных арендных отношений, выкупать фригольд на дом или в качестве альтернативы получать продление аренды на срок до 50 лет.

Еще более ярким примером социализации собственности было принятое сразу же после окончания второй мировой войны лейбористским правительством принципиально новое для английского права законодательство о национализации жизненно важных отраслей промышленности и инфраструктуры. Доля государственной собственности в совокупной промышленной продукции страны составила около двадцати процентов. Национализация, которая коснулась отсталых в техническом отношении и даже убыточных предприятий, содействовала реконструкции целых отраслей промышленности (угольная, сталелитейная, газовая и др.), перестройке их на основе достижений научно-технического прогресса. В соответствии с актами парламента национализированные отрасли инфраструктуры приобрели форму публичных корпораций. Национализация, таким образом, осуществлялась на основе социального компромисса. Бывшим собственникам предприятий была выплачена большая компенсация, и тем самым они получили возможность сделать крупные капиталовложения в технически более оснащенные и прибыльные отрасли экономики.

Кроме того, созданные на основе актов парламента публичные корпорации использовали тот квалифицированный управленческий аппарат, который сложился еще в частном секторе. Публичные корпорации включались в систему рыночных отношений, но государство как собственник осуществляло политику цен на продукцию национализированных предприятий, предоставляла им систему заказов и т. д.

Частный капитал при правлении консерваторов не упускал возможности вновь вернуть себе на более выгодных условиях часть ранее национализированных предприятий. Так, в Англии уже в 1951 г. консерваторы провели реприватизацию реконструированных к этому времени за государственный счет предприятий черной металлургии и автодорожного транспорта. В последующие годы лейбористы, вернувшись к власти, вновь национализировали реприватизированные предприятия, а консерваторы (в частности, правительство М. Тэтчер) опять осуществили распродажу частным компаниям части государственных предприятий, ссылаясь на их недостаточную эффективность.

В Англии юридические лица публичного права (государственные предприятия) не могут быть объявлены несостоятельными, но, исходя из принципа рыночных отношений, государство отказывается от помощи убыточным публичным корпорациям, которые тем самым вновь попадают в сферу влияния частного капитала.

В казуистической манере на базе традиционных исков и понятий, восходящих еще к дореволюционной эпохе, складывались также нормы английского права, относящиеся к договорам и правонарушениям. В частности, сама современная концепция договора выросла путем судебной адаптации ряда средневековых исков, в том числе иска о невыполнении или ненадлежащем выполнении должником принятой на себя обязанности (иск «о принятом на себя» — assumpsit).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии