Табачная фабрика «Лаферм» / Табачная фабрика им. Урицкого
Средний проспект В. О., №36 / 9-я линия В. О., №40
Здание табачной фабрики «Лаферм»
Здание табачной фабрики «Лаферм»
Табачная фабрика «Лаферм» — одна из старейших и крупнейших в дореволюционной России компаний — производителей табака и табачных изделий. Полное наименование — Товарищество фабрик табачных изделий под фирмою «Лаферм». Производство и штаб-квартира компании располагались в С.-Петербурге по адресу: Средний проспект Васильевского острова, №36/40.
Фабрика изготавливала популярные папиросы и являлась поставщиком Двора Его Императорского Величества вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
Двухэтажный жилой дом по 9-й линии построили на месте деревянного в 1-й четверти XIX в. В 1832 г. архитектор И. К. Лаутер возвёл 3-этажный каменный корпус по проспекту для купца Воробьёва.
В 1860-х гг. участком владел архитектор К. И. Лоренцен, который продолжил строительные работы.
В 1870-х гг. участок был приобретён Товариществом «Лаферм» для табачной фабрики. Угловой дом в 1890-х гг. надстроили четвёртым, затем пятым, а потом и мансардным этажами по проекту архитектора Ю. Ю. Бенуа.
Табачная фабрика «Лаферм» была основана в столице Российской империи в 1852 г. австрийским подданным Йозефом Гоффманом, бывшим католическим священником, прибывшим в С.-Петербург в 1840 г. и впоследствии ставшим купцом 2-й гильдии бароном Гупманом де Балбеллом. Изначально будущая крупная компания представляла собой небольшую табачную лавку с мастерской, расположенную в арендованном помещении в Пассаже на Невском проспекте, в которой сам Й. Гоффман с помощниками занимался изготовлением папирос на продажу.
Производство развивалось успешно, продукция отличалась высоким качеством, в результате чего 1868 г. мануфактура Гупмана де Балбелла была отмечена почетным званием Поставщик Двора Его Императорского Величества. В 1869 г. к барону Вальбеллу присоединились владельцы торгового дома «Стукен и Шпис» российские немцы Карл Стукен и Роберт Шпис. Втроём компаньоны зарегистрировали паевое «Товарищество фабрик табачных изделий под фирмою «Лаферм», Устав которого был Высочайше утверждён 2 января 1870 г., которое имело 4 специализированных магазина в Петербурге и один в Москве. Вскоре производство нового Товарищество было перенесено на 9-ю линию Васильевского острова в специально приобретённое для нужд компании здание, ранее принадлежавшее купцу К. И. Лоренцену. В начале 1900-х гг. фабрике Лаферм отошёл и соседний участок № 38, на котором в 1911 и 1913 гг. были возведены 6-этажные с мансардами производственные корпуса по проекту архитектора Р. И. Кригера.
Производственный корпус № 1 построен в 1832 г., перестроен по проекту архитектора Юлия Бенуа в 1892 г. для создания табачной фабрики «Лаферм». Формирует лицевой фронт застройки комплекса, служит акцентом на пересечении магистралей Среднего проспекта и 9-й линии Васильевского острова.
Корпус представляет собой редкий образец здания, построенного в 1-й половине XIX века и перестроенного под производственные нужды в конце XIX – начале XX веков с устройством мансарды и отделкой фасадов в формах эклектики, более характерных для жилой застройки.
Пай в 100 руб. на предъявителя Товарищества фабрик табачных изделий под фирмою «Лаферм». С.-Петербург, 1910 г.
Пай в 100 руб. на предъявителя Товарищества фабрик табачных изделий под фирмою «Лаферм». С.-Петербург, 1910 г.
Производственный корпус № 2 построен по проекту архитектора Романа Кригера в 1911 г. для развития производства бывшей табачной фабрики «Лаферм». Формирует уличный фронт застройки 9-й линии В.О. и композиционно завершает застройку участка фабрики по северо-восточной границе. Это – яркий образец промышленной архитектуры начала XX века.
Производственный корпус № 3 построен по проекту архитектора Р. Кригера в 1913 г. Формирует уличный фронт застройки Среднего проспекта В.О. и композиционно завершает застройку участка бывшей табачной фабрики «Лаферм» по северо-западной границе.
Производственные корпуса №№ 2 и 3 опубликованы в журнале «Зодчий» в качестве одних из лучших построек стиля модерн петербургского архитектора Р. Кригера.
К 1914 г. фабрика «Лаферм» являлась первым табачно-папиросно-сигаретным производством России и считалась первой сигаретной фабрикой в мире. В том же году Товарищество фабрик табачных изделий под фирмою «Лаферм» представляло собой трест, объединявший 14 фабрик и контролировавший около двух третей производства табачных изделий империи.
После национализации фабрика табачных изделий Товарищества «Лаферм» была переименована в Первую государственную табачную фабрику. Постановлением совнархоза Северного района от 1918 г. образован табачный комитет при Секции пищевых и вкусовых веществ. В декабре 1918 г. он стал Петроградским отделением Главного табачного комитета ВСНХ. Фабрике было присвоено имя М. С. Урицкого.
В феврале 1919 г. отделение было реорганизовано в Петроградское районное управление табачной промышленности (Райтабак) Главного управления государственных предприятий табачной, махорочной и гильзовой промышленности (Главтабак) ВСНХ РСФСР. В марте 1920 г. управление было преобразовано в Объединённое кустовое правление петроградских табачных фабрик, имевшее двойное подчинение.
Лицевая сторона пачки папирос «Беломорканал». Автор рисунка — художник А. Тараканов
Лицевая сторона пачки папирос «Беломорканал». Автор рисунка — художник А. Тараканов
Именно на бывшей фабрике «Лаферм» в 1932 г. были выпущены легендарные папиросы «Беломорканал» — самые известные и популярные папиросы в Советском Союзе. Рецептуру «Беломора», представлявшую собою смесь азербайджанских и молдавских табаков, пропорции которых до сих пор хранятся в секрете, изобрёл Василий Иванович Иоаниди, выдающийся табачный мастер, проработавший на фабрике с 1905 по 1957 год.
Выпуск этих папирос стал грандиозной агитационно-пропагандистской акцией, демонстрирующей одно из первых достижений советского промышленного строительства. Заядлые советские курильщики всегда высоко ценили «Беломор», изготовленный в Ленинграде. Конкретно — на табачной фабрике им. Урицкого. Существовало даже расхожее выражение «затянуться урицким». По одной из версий, табак в «урицком» никогда не сыпался из гильзы, потому что набивался с легким нарушением технологии — щедро, с запасом.
Далее — цитата из популярного в советское время романа Вс. Кочетова «Чего же ты хочешь?» (1969):
«….Человек опустился на сухую траву, закурил папиросу — ленинградский «Беломор».
— Хотите? — предложил, протягивая пачку.
— Не курю, спасибо.
— А то, может быть, соблазнитесь? Видите? Фабрика Урицкого! Вы, господа кондратьевы, расписываете у себя по немецкой указке, что Ленинград задохнулся в блокаде, что все там умерло, все остановилось. А папироски-то самые свежие! Фабрика Урицкого продолжает их выпускать. На Васильевском острове которая…».
Общее оформление папиросной пачки оставалось неизменным на протяжении многих лет. В 1940-е годы рисунок с картой на упаковке выглядел несколько иначе: на нём были отмечены также Суэцкий и Кильский канал. Подобное оформление имело пропагандистские цели, так как Беломоро-Балтийский канал был самым протяжённым в мире. Пример пачки с таким оформлением находится в экспозиции музея обороны Ленинграда. В 2000-х в России производились папиросы «Беломорканал» с аналогичным дизайном.
В 1941-м часть оборудования табачной фабрики им. Урицкого была эвакуирована на Урал. На оставшихся в Ленинграде производственных мощностях было налажено производство мин, снарядов, ручных гранат и другой военной продукции. Одновременно сохранялось и довоенное профильное производство: всю блокаду фабрика им. Урицкого продолжала выпускать любимый курильщиками «Беломор» для фронта (правда, в очень ничтожных количествах), а также суррогаты махорки — табачную смесь с использованием заменителей и табачной пыли. В качестве добавок брали осенние листья клёна, собранные работницами на аллеях Большого проспекта В. О. (тогда пр. Пролетарской Победы). При производстве курева какое-то время использовались «внутренние ресурсы»: за десятилетия работы под полами цехов скопилось немало табачной пыли — её выгребали и добавляли в готовый продукт в качестве никотиновой приправы.
Всю войну при фабрике им. Урицкого работал детсад. 9 мая 1942 г. его воспитанники вышли на прогулку, и в это время начался артиллерийский обстрел.
Воспитатели поспешили укрыть детей, но — не успели: снарядом были ранены 10 и убиты 12 детей в возрасте от 4 до 6 лет. 11 мая детей похоронили на Смоленском кладбище в братской могиле, над которой был установлен памятник со словами: «Здесь погребены дети рабочих табачной фабрики им. Урицкого, погибшие от артиллерийского обстрела 9 мая 1942 года. Отомстим за невинно пролитую кровь наших детей. Коллектив рабочих, ИТР и служащих фабрики им. Урицкого» (современный памятник открыт в 1966 г.).
На Нюрнбергском процессе артобстрел детского сада фабрики им. Урицкого был причислен к одному из многочисленных свидетельств о зверствах нацистов.
С 1970 года фабрика вошла в состав объединения «Лентабак» как головное предприятие, а с 1992 года стала самостоятельной государственной табачной фабрикой им. Урицкого (в том же году реорганизована в ТОО (с 25 января 2000 года ОАО) «РДжР-Петро»).
В эти годы велось активное техническое переустройство фабрики с заменой устаревшего оборудования, продолжалась частичная реконструкция внутридворовых корпусов. Основные корпуса бывшей табачной фабрики «Лаферм» подвергались выборочному ремонту. Лицевые корпуса практически не изменили внешнего облика.
В 2011 г. корпуса №№ 1, 2 и 3 приспособлены под административно-торговые комплексы. В этом качестве они используются до настоящего времени.
В настоящее время производство выведено за черту города. В 2002 г. в реконструированных корпусах фабрики открылся торговый и общественный центр «Торговый остров».
Средний пр, №36 / 9-я линия В.О., №40
Средний пр, №36 / 9-я линия В.О., №40
В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
11 марта 2022 г. распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Ансамбль построек табачной фабрики «Лаферм» в составе «Производственный корпус № 1» и «Производственный корпус № 2» (Средний пр. В.О., д. 36/40, лит. А), «Производственный корпус № 3» (Средний пр. В.О., д. 38, к. 1, лит. К) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
12 марта 2022 г.
Фото — люблюпитер, 01.2023.
Производственные здания товарищества табачного производства»Лаферм» —
Здания табачной фабрики им. Урицкого —
9-я линия ВО, 36
Пам. регион.
первая четверть XIX в. —
Дом купца Воробьева
1832 — арх. Лаутер И. К.
Дом арх. К. И. Лоренцена
1860-е — арх. Лоренцен Карл Иванович
Табачная фабрика «Лаферм»
1892, 1895 — акад. арх. Бенуа Юлий Юльевич — надстройка
Торгово-офисный центр «Торговый остров»
Двухэтажный жилой дом по 9-ой линии построили на месте деревянного в первой четверти XIX в. В 1832 г. арх. И. К. Лаутер возвел трехэтажный каменный корпус по проспекту для купца Воробьева.
В 1860-х гг. участком владел арх. К.И. Лоренцен, который продолжил строительные работы.
В 1870-х гг. участок был приобретен Товариществом «Лаферм» для табачной фабрики. Угловой дом в 1890-х гг. надстроили четвертым, затем пятым, а потом и мансардным этажами по проекту арх. Ю. Ю. Бенуа. В начале 1900-х годов фабрике отошел и участок № 38. В 1911 и 1913 гг. возведены шестиэтажные с мансардами производственные корпуса по проекту арх. Р. И. Кригера.
Фабрика «Лаферм» первое табачно-папиросно-сигаретное производство в России и первая сигаретная фабрика в мире. К началу Первой мировой войны фабрика превратилась в трест, состоящий из 14 фабрик и контролировавший две трети производства табачных изделий.
В 1920-х гг. фабрике было присвоено имя М. С. Урицкого.
Во время блокады Ленинграда фабрика продолжала работать: выпускала суррогаты махорки — табачную смесь с использованием заменителей и табачной пыли. В качестве добавок брали осенние листья клена, собранные работницами на аллеях Большого пр. ВО (тогда пр. Пролетарской Победы). Здесь же, на фабрике, с 1942 г. было налажено производство мин, снарядов, гранат и изготовление медикаментов. Весь период ВОВ на фабрике работал детсад. По поводу детсада я подозреваю, что автор имел ввиду, что сад не прекращал работу, несмотря на «условия момента», т.к. сад при фабрике был и раньше и позже.
К 1980-м гг. фабрика стала головным предприятием объединения.
С 1992 г. это Российско-американское предприятие Р. Дж. Р. — Петро. В настоящее время производство выведено за черту города. В 2002 г. в реконструированных корпусах фабрики открылся торговый и общественный центр «Торговый остров».
(добавил Данелия, [59])
По информации издания «Деловой Петербург»: Компания «Henry Chichester» завершает реконструкцию здания бывшей табачной фабрики им. Урицкого по адресу: Средний пр., 36/40, под торгово-офисный центр. Планируется, что в обновленном здании общей площадью 30 тыс. м2 разместятся: блок офисов для иностранных и российских компаний, сеть бутиков европейского уровня, а также кафе, салоны красоты и туристические центры. В настоящее время часть помещений уже работает, в остальных корпусах идут отделочные работы. Планируется, что они будут завершены к концу 2005 г. (GT)
В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (612)
Категория охраны: Р. Основание: Распоряжение КГИОП № 159-рп от 02.03.2022.
-
-
November 8 2010, 18:55
- Производство
- История
- Cancel
Табачная фабрика Урицкого
Табачная фабрика имени М. С. Урицкого (1-я Ленинградская) – одно из крупных и старейших предприятий табачной пром-сти СССР, выпускающее различные сорта папирос. Находится в Ленинграде.
Фабрика основана в 1852. С 1870 называлась «Лаферм». В дореволюционные годы рабочий день на фабрике длился зимой 11,5 час., летом – 13, широко применялся труд детей и подростков, составлявших пятую часть всех работающих. Отсутствие вентиляции, элементарных условий охраны труда и техники безопасности вызывало массовые отравления рабочих никотином и частые случаи травматизма. В 1906 рабочие бастовали 27 дней, в результате рабочий день был сокращён до 10-10,5 час.
За годы Советской власти фабрика реконструирована. В 1925 на фабрике впервые были установлены папиросоукладочные машины отечественного производства, в 1928 – высокопроизводительные папиросонабивные машины. За период 1948–54 механизировано изготовление коробок для папирос и увлажнение табака, установлены более совершенные папиросоукладочные машины, табакорезательные машины, организован новый цех по печатанию этикеток, в основных производственных цехах построена вентиляция с климатизацией воздуха, введена пневматическая передача крошёного табака, построены транспортёры и элеваторы по передаче из цеха в цех гильз, готовых папирос и внутрифабричной тары. Выработка папирос в 1955 по отношению к 1913 составила 530,7%, а производительность труда возросла на 418,2%. Во всей продукции, выпускаемой табачной пром-стью СССР, продукция фабрики составляет 11,5%. Фабрика вырабатывает 12 различных марок папирос и 4 сорта курительного табака. Фабрика имеет клуб, библиотеку, четыре общежития, детские и другие культурно-бытовые учреждения. Издаётся многотиражная газета.
[Табачная фабрика имени М. С. Урицкого // БСЭ. 2-е издание. Т.41. С.443.]
Человек опустился на сухую траву, закурил папиросу – ленинградский «Беломор».
– Хотите? – предложил, протягивая пачку.
– Не курю, спасибо.
– А то, может быть, соблазнитесь? Видите? Фабрика Урицкого! Вы, господа кондратьевы, расписываете у себя по немецкой указке, что Ленинград задохнулся в блокаде, что все там умерло, все остановилось. А папироски-то самые свежие! Фабрика Урицкого продолжает их выпускать. На Васильевском острове которая.
[Кочетов В. А. Чего же ты хочешь? 1969]
Сейчас табачной фабрики на Среднем 36/40 нет, а есть торговый центр. Фабрику перевели туда, где ей больше пристало находиться — в промзону. Скорее всего, это правильно, заводы в историческом центре — это всё-таки нонсенс.
Про эту фабрику будет ещё несколько постов, так что крепитесь.
Табачный «мезальянс»
Поделиться
Когда 3 февраля этого года средь бела дня на Петергофском шоссе неожиданно загорелся склад фирмы «Элит-Транс», в котором хранился табак, принадлежащий известной компании «Петро», никто не предполагал, что запах гари будет преследовать пострадавших почти год спустя. 36 часов понадобилось двадцати противопожарным расчетам, чтобы потушить огромный пылающий ангар. Ущерб «Петро», по сведениям самой табачной компании, составил порядка 7, 5 миллиона долларов. Как минимум, на 200 тысяч долларов пострадала и фирма «Элит-Транс».
Подозрительный разнорабочий
По заключению двух независимых экспертиз, материал (самозатухающий пенополистирол), использованный для утепления ангара, мог загореться только в том случае, если на него плеснуть некую сильно горючую жидкость. И пожарные эксперты нашли пятна, как минимум, двух очагов горения, находившиеся в противоположных концах ангара.
Это означало, что кто-то принес на склад неизвестную, сильно воспламеняющуюся жидкость, плеснул на одну стенку ангара, затем на другую и щелкнул зажигалкой. А потом этот человек мог спокойно принимать участие в тушении пожара. Кто заподозрит своего сотрудника в преступлении?
Однако заподозрили. Служба безопасности «Элит-Транса», почти целиком состоящая из офицеров запаса, провела собственное расследование, результаты которого заставили многих задуматься.
Был вычислен сотрудник — Григорий Матюшкин (имя и фамилия изменены), незадолго до пожара принятый на работу в «Элит-Транс» простым разнорабочим и уволившийся почти сразу после случившегося. Но подозрения основывались не только на этом факте, тем более что уволился после пожара не он один. Ну никак не соответствовал Матюшкин общепринятому имиджу разнорабочего или грузчика. Более того, на двух предыдущих местах работы он занимал должность заведующего складом. Но самое главное: срочную службу Матюшкин отслужил на Сахалине в войсках противохимической защиты, имея военную специальность «химик». То есть, надо полагать, профессионально разбирался в горючих жидкостях.
Версия службы безопасности «Элит-Транса» о причастности Матюшкина к поджогу склада косвенно подтверждалась его нежеланием общаться со следствием. Проходя по уголовному делу в качестве свидетеля, он, по нашим данным, остался единственным, кого следствием ГСУ допросить до сих пор так и не удалось. Причина банальна: по сообщениям оперативников, дверь квартиры, в которой зарегистрирован Матюшкин, никто не открывает.
Более того, выяснилось, что мобильник, которым он пользовался, принадлежал другому человеку. Через некоторое время после пожара этот человек обратился в компанию «МТС» с заявлением о расторжении договора в связи с утратой телефона.
И еще один момент. Фирма «Стройкооперация», в которой бывший военный химик одно время заведовал складом, располагается на бульваре Новаторов, 94. По тому же адресу находится фирма «Миларин», учрежденная Игорем Быковым и Александром Носковым, в недавнем прошлом — руководящими сотрудниками табачной фабрики имени Урицкого. Случайное совпадение? Может быть, и так, если бы господин Быков, бывший коммерческий директор фабрики, не имел отношения к рынку табака. Дело в том, что часть его коммерческих структур как раз и выступают конкурентами. И не только «Элит-Транса». Впрочем, все по порядку.
Как «Беломорканал» стал японским
На протяжении всей советской истории заядлые курильщики высоко ценили папиросы «Беломорканал», изготовленные в Ленинграде на табачной фабрике имени Урицкого. Эти папиросы, давно ставшие легендой, до сих пор курят некоторые питерские старушки, пережившие блокаду. Да и не только они. По разным оценкам, от трех до четырех процентов курящего населения России, несмотря на нынешнее изобилие табачных изделий, предпочитают дымить легендарным «Беломором».
При этом, наверное, мало кто из приверженцев «Беломорканала» знают, что курят они нынче, можно сказать, японские папиросы. История превращения фабрики имени товарища Урицкого в подразделение одной из крупнейших в мире табачных компаний началась в самом конце 80-х годов. Страну Советов, доживавшую тогда последние годы, потрясали всевозможные кризисы. Помните талоны на алкоголь и табак и огромные очереди у магазинов?
Процесс приватизации фабрики имени Урицкого (как и многих других крупных госпредприятий) покрыт мраком, правда, одно время ходили разговоры о том, что бывшим директором фабрики Сергеем Акуловым якобы интересовались правоохранительные органы. Чем закончился этот интерес, нам выяснить так и не удалось. (По нашим данным, Акулов пару лет назад отошел от табачного бизнеса и сейчас находится в Швейцарии.) Впрочем, не о нем речь.
В 1992 году американская корпорация «Р. Джи. Рейнолдс» приобрела контрольный пакет акций предприятия и стала его хозяином. Разумеется, с фабричной вывески исчезла фамилия легендарного председателя Петроградской ЧК, предприятие стало называться «Р. Дж. Р. Петро». А бывший директор фабрики Акулов, про которого питерские табачники до сих пор говорят, что он продал фабрику, вошел тогда в число миноритарных акционеров предприятия, каковым и являлся вплоть до 1998 года.
В мае 1999 года японская табачная корпорация «Джепен Тобакко Инк.» за 8 миллиардов долларов приобрела все табачные производства «Рейнолдса», находившиеся за пределами Соединенных Штатов. Образовался холдинг под названием «Джепен Тобакко Интернэшнл» («Джей Ти Ай») со штаб-квартирой в Женеве. А бывшая табачная фабрика имени Урицкого («Петро») в результате модернизации стала крупнейшим производством в России и одним из самых крупных в мире.
Потому-то, наверное, такие известные марки сигарет, как «Кэмел», «Винстон», «Салем» и другие, можно лишь условно называть американскими — ведь, по сути, их руками россиян производит японская компания. И наш родной «Беломор» тоже.
Такое странное сотрудничество
Складской комплекс «Элит-Транса» на Петергофском шоссе был построен более десяти лет назад. Позже комплекс перепрофилировали для хранения табачного сырья, импортируемого из-за рубежа для фабрик города. Чрезвычайно удобное расположение комплекса «Элит-Транса», имеющего железнодорожную ветку, дополнилось лицензией на таможенный склад.
А когда в начале 1997 года на Петергофском шоссе в 500 метрах от «Элит-Транса» заработали новые мощности фабрики «Петро», переместившейся с Васильевского острова, руководители фирмы и вовсе обрадовались. Ведь под боком совершенно случайно оказался надежный и респектабельный деловой партнер!
Все складывалось как нельзя лучше: руководство «Петро» взяло в аренду весь складской комплекс «Элит-Транса» на три года, гарантировав постоянный грузооборот. Со стороны табачников, насколько нам известно, соответствующий договор подписал директор по логистике «Петро» Винсент Аэро. Но после отъезда господина Аэро в Женеву в отношениях между фирмами возникли проблемы.
К осени 1999 года действия «Петро», как не могли не заметить в «Элит-Трансе», стали походить на попытки расторгнуть с ними договор. Это было очевидно: ведь несмотря на выгодность сотрудничества табачников с фирмой «Элит-Транс», российские менеджеры «Петро» предпочитали возить табачное сырье не на склады под боком, а на другие, расположенные намного дальше. Что, естественно, выходило дороже. Если вы думаете, что на «Петро» работают неграмотные логистики, то ошибаетесь — этой науке их обучали не где-нибудь, а, говорят, в самом Лондоне.
«Ларчик открывается» очень просто: на проспекте Газа (за 15 километров от «Петро») располагается транспортное предприятие и склады, доставшиеся «в наследство» от фабрики Урицкого ее бывшему коммерческому директору. Грузовики же фирмы «Миларин» использовались для перевозок сырья и продукции «Петро». А на самом табачном производстве на руководящих постах оказались люди, работавшие вместе с Быковым и Носковым на фабрике Урицкого.
Нет, «Петро» продолжало хранить свой табак на «Элит-Трансе», причем в весьма приличных объемах. Но сырье это, как нам сказали, годами лежало мертвым грузом, занимая большие площади. Быстро оборачиваемые сорта табаков «Петро» почему-то хранила там редко.
Кстати, в начале этого года в ряде СМИ появилось сообщение о том, что японская табачная компания «Джей Ти Ай» подписала соглашение с питерской фирмой «Форт» на эксклюзивную продажу сигарет по всей территории Северо-Запада России. Игроки табачного рынка выразили искреннее недоумение: почему японцы выбрали малоизвестную компанию «Форт», которая раньше реализовывала совсем небольшие объемы табачной продукции? Ведь на этом рынке есть крупные и хорошо всем известные дистрибьютерские фирмы.
Объяснение простое. Хозяином и руководителем ООО «Форт» является уже упомянутый бизнесмен Игорь Быков. А в московском офисе «Джей Ти Ай», как нам стало известно, работает его бывший подчиненный по фабрике Урицкого, отвечающий ныне за дилерскую сеть японской компании в странах СНГ и России.
«Война все спишет»
После пожара камнем преткновения в отношениях между «Петро» и «Элит-Трансом» стал табак, остававшийся на складах. И сырья этого было больше двух тысяч тонн. Причем, по мнению руководителей «Элит-Транса», по меньшей мере половина этого табака (весь объем оценивался на сумму, как минимум, 5 миллионов долларов) совершенно не подверглась воздействию огня и дыма, осталась кондиционной. Тем не менее табачники «Петро» настаивали на срочном вывозе и утилизации абсолютно всего сырья.
И натолкнулись на решительный отказ «Элит-Транса». Ведь при таком раскладе «Элит-Транс», по сути, признает себя виновным в неправильном хранении и, как следствие, порче табачного сырья на складах фирмы. Как говорится, и ежику понятно, что известные санкции не заставят себя долго ждать.
В общем, ситуация оказалась на грани серьезного конфликта. Практически ничего не изменилось и после того, как руководителям «Петро» сообщили о том, что склад «Элит-Транса» был кем-то подожжен. Для табачников этот факт никакой роли не играл, так как за весь хранившийся на складах табак причиталось семь с половиной миллионов долларов страховки.
Странно, не правда ли? Вместо того чтобы использовать вполне кондиционный табак на производстве или продать другой табачной компании, его решили просто смешать с мусором.
На самом деле ничего странного. Можно предположить, что «Петро» решило таким способом избавиться от табачного сырья, давным-давно приобретенного менеджерами фабрики. Так что пожар оказался как нельзя кстати…
Как это ни странно, еще недавно несговорчивые табачники вдруг согласились на все условия, выдвинутые руководством «Элит-Транса», и в присутствии представителей страховой компании стали аккуратно вывозить свое якобы некондиционное табачное сырье. Вывозили на мусорный полигон «Новый свет», где дорогой табак бульдозерами смешивали с бытовыми отходами. Хозяин — барин.
Однако вопросов на эту конкретную табачную тему у нас оказалось больше, чем ответов. Видимо, табак — настолько специфический продукт растений семейства пасленовых, что нормальный внешний вид еще не говорит о его пригодности для производства. Ведь уничтожению на полигоне подверглись картонные короба с табаком, хранившиеся на складах «Элит-Транса» и абсолютно не затронутые пожаром.
Владимир Дудченко,
Фонтанка.ру
Публикуется с сокращениями. Полностью материал опубликован в еженедельнике «Ваш тайный советник» N49(128) 20 декабря 2004 года.
Новая продукция «RJR-Петро»
Бывшая фабрика им. Урицкого позаботится о женщинах
Петербургская табачная фабрика имени Урицкого, сменив название на «RJR-Петро» (и получив реального хозяина в лице R.J. Reynolds Tobacco), расширяет ассортимент выпускаемой продукции. В июне «RJR-Петро» приступила к выпуску сигарет North Star, а в конце ноября обновила дизайн и технологию производства сигарет с ментолом «Невские». Дизайн упаковки новых «Невских» разработан студией RJR в Женеве и отдаленно напоминает пачку Salem. Вчера состоялась презентация новой марки для оптовых покупателей.
В этом году компания AMER провела маркетинговое исследование рынка отечественных сигарет. По ее данным, наибольшим спросом среди марок, выпускаемых «RJR-Петро», пользовались сигареты IV класса «Невские». Именно поэтому руководство «RJR-Петро» решила обновить эту марку.
RJR, чтобы улучшить качество сигарет, поставила на фабрику новые линии по выпуску сигарет с фильтром итальянской компании SASIB. Далее: «Невские» теперь изготавливаются только из импортных полуфабрикатов (ментол поступает из Швейцарии) и табаков. Все это, вкупе с новым дизайном пачки, позволило «Невским» сразу перейти из IV в I класс.
Несмотря на исследования AMER, специалисты считают, что ментоловые сигареты в Петербурге и Северо-Западном регионе пользуются ограниченным спросом. В основном эти сигареты предпочитают те, кто пытается хоть как-то следить за своим здоровьем и курит сигареты с меньшим содержанием никотина. Однако в 1993 году спрос на этот тип сигарет упал в связи с распространением информации о вредном воздействии паров ментола в сочетании с табачным дымом на сердце. А в настоящее время продажа сигарет с ментолом не превышает 10% от общего объема. Однако предлагая сигареты с ментолом на местный рынок, «RJR-Петро» рассчитывает прежде всего на их популярность среди женщин. По качеству и цене новая марка вполне конкурирует с болгарскими «Kenton» и сигаретами «Кронверк» компании «Нево-Табак» (бывший комбинат имени Клары Цеткин). Дабы окончательно «добить» конкурентов, сотрудники службы маркетинга «RJR-Петро» заявили, что восточные сорта табака, используемые в «Kenton» и «Кронверк», не сочетаются с ментолом и чересчур крепкие. А «Кронверк» в связи с небольшим объемом выпуска вообще не влияет на местный рынок.
Как отметили специалисты отдела продаж «RJR-Петро», первые партии сигарет «Невские» были реализованы еще в ноябре. Спрос на новую марку превзошел ожидания. По расчетам «RJR-Петро», розничная цена пачки сигарет должна была составить около 550 рублей. Однако реально она превышала эту величину в 1,5 раза.
КОНСТАНТИН Ъ-ЗБАРОВСКИЙ
Табачная фабрика «Лафе́рм» (Ленинградская табачная фабрика им. Урицкого, ныне ООО «Петро») — одна из старейших и крупнейших в дореволюционной России и в Советском Союзе компаний — производителей табака и табачных изделий. Полное наименование — Товарищество фабрик табачных изделий под фирмою «Лаферм». Производство и штаб-квартира компании располагались в Санкт-Петербурге по адресу: Средний проспект Васильевского острова, 36—40.
В 1999 году предприятие было куплено японской компанией Japan Tobacco International и стало называться «Петро».
История
Пай в 100 руб. на предъявителя Товарищества фабрик табачных изделий под фирмою «Лаферм». С.-Петербург, 1910 г.[1]
Комплекс построек для товарищества табачного производства «Лаферм» (табачная фабрика им. Урицкого), Санкт-Петербург
Табачная фабрика «Лаферм» была основана в столице Российской империи в 1852 году австрийским подданным Йозефом Гоффманом, бывшим католическим священником, прибывшим в Санкт-Петербург в 1840 году и впоследствии ставшим купцом 2-й гильдии, бароном Гупманом де Балбелла. Изначально будущая крупная компания представляла собой небольшую табачную лавку с мастерской, расположенную в арендованном помещении в Пассаже на Невском проспекте, в которой сам Гоффман с помощниками занимался изготовлением папирос на продажу[2].[неавторитетный источник?]
Производство развивалось успешно, продукция отличалась высоким качеством, в результате чего в 1868 году мануфактура Гупмана де Балбелла была отмечена почётным званием Поставщик Двора Его Императорского Величества[3].[неавторитетный источник?] В 1869 году к барону Балбеллу присоединились владельцы торгового дома «Стукен и Шпис», российские немцы Карл Стукен и Роберт Шпис. Втроём компаньоны зарегистрировали паевое Товарищество фабрик табачных изделий под фирмою «Лаферм», устав которого был Высочайше утверждён 2 января 1870 года. Товарищество имело четыре специализированных магазина в Санкт-Петербурге и один в Москве.
Вскоре производство нового Товарищества было перенесено на 9-ю линию Васильевского острова в специально приобретённое для нужд компании здание, ранее принадлежавшее купцу К. И. Лоренцену. В 1890-е годы здание было значительно расширено и надстроено по проекту академика архитектуры Ю. Ю. Бенуа. В начале 1900-х годов фабрике «Лаферм» отошёл и соседний участок № 38, на котором в 1911 и 1913 годах были возведены шестиэтажные с мансардами производственные корпуса по проекту архитектора Р. И. Кригера.
К 1914 году фабрика «Лаферм» являлась первым табачно-папиросно-сигаретным производством России и считалась первой сигаретной фабрикой в мире. В том же году начала Первой мировой войны Товарищество фабрик табачных изделий под фирмою «Лаферм» представляло собой трест, объединявший 14 фабрик и контролировавший около двух третей производства табачных изделий империи.
После Октябрьской революции 1917 года фабрика была национализирована, ей было присвоено имя М. С. Урицкого.
Лицевая сторона пачки папирос «Беломорканал». Автор рисунка — художник А. Тараканов
В 1937 году на фабрике имени Урицкого началось производство папирос «Беломорканал», получивших впоследствии популярность в Союзе Советских Социалистических Республик. Рецептура «Беломорканала», разработанная выдающимся табачным мастером Василием Ивановичем Иоаниди, проработавшим на фабрике с 1905 по 1957 год, представляла собой смесь азербайджанских и молдавских табаков и строго сохранялась в секрете[4]. Помимо «Беломорканала» выпускались папиросы «Фестивальные», «Зефир», «Северная Пальмира».
В 1941 году часть мощностей была эвакуирована в город Шадринск (ныне Курганская область), где была образована Шадринская государственная табачная фабрика. Вырабатывала курительный табак марок: «Армейский», «Казбек», «Самсун», «Уральский». В 1944 году фабрика выработала 427,5 тонн махорочного табака, 30 тонн курительного (желтого) и 62 млн. штук папирос. Табачное производство в Шадринске было прекращено с 1 июля 1955 года, фабрика реорганизована в Шадринский ликеро-водочный завод[5].
На оставшихся в Ленинграде мощностях возник дефицит табачного сырья, поэтому в 1942 году начато производство махорки, суррогата махорки с применением листьев клёна и дуба, собранных в Ленинграде. В 1942 году на фабрике было налажено производство мин, снарядов, ручных гранат. Работницы (на фабрике в блокаду работали преимущественно женщины) собрали большие средства в фонд обороны и на строительство танка «Ленинградский табачник».
В 1992 году фабрика, приобретённая компанией R. J. Reynolds Tobacco Company, вошла в совместное Российско-американское предприятие «Р. Дж. Р. — Петро», которое в произвело модернизацию производства и вывело его за черту города[6].
В 1999 году предприятие было куплено японской компанией Japan Tobacco International и стало называться «Петро».
В 2002 году в реконструированных корпусах фабрики открылся торговый и общественный центр «Торговый остров»[7].
Производственный комплекс ООО «Петро» находится по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 71 и производит такие марки сигарет, как «Winston», «LD», «Camel», «Mevius», «Glamour», «Sobranie», «Play», «Русский Стиль», «Senator», «21 Век», папиросы «Прима».
Примечания
- ↑ Scripophily.ru Старинные ценные бумаги
- ↑ Табачная промышленность России (Все о табаке и табачной промышленности). Табачная фабрика «Лаферм». Дата обращения: 27 июня 2017. Архивировано 3 июля 2017 года.
- ↑ Памятники промышленной архитектуры. Товарищество фабрик табачных изделий «Лаферм». Дата обращения: 27 июня 2017. Архивировано 29 июня 2017 года.
- ↑ Легендарные папиросы «Беломорканал» // Табачный Магазин : газета. — 2010. — Февраль-март (№ 2—3 (95—96)).
- ↑ К 70-летию с начала существования в г. Шадринске табачной фабрики. Дата обращения: 26 июня 2022. Архивировано 11 сентября 2019 года.
- ↑ Табачная компания ООО “Петро”. PROSIGARETI.RU. АПТ “Табакпром”. Дата обращения: 27 марта 2022. Архивировано 6 июля 2020 года.
- ↑ CITYWALLS. Архитектурный сайт С.-Петербурга. Товарищество табачного производства «Лаферм» — Табачная фабрика им. Урицкого — Торгово-офисный центр «Торговый остров». Дата обращения: 27 июня 2017. Архивировано 18 июня 2017 года.
Эта страница в последний раз была отредактирована 30 декабря 2022 в 11:38.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
ООО «ПЕТРО» — промышленное предприятие в Санкт-Петербурге, крупный производитель табачной продукции с богатой историей, берущей начало еще в XIX веке. За время своего существования, предприятие неоднократно переживало производственные модернизации, в частности, на предприятии впервые в России появилось оборудование, позволяющее производить сигареты. В наши дни ООО «ПЕТРО» — это крупный производитель сигарет, чья продукция пользуется спросом как на внутреннем рынке, так и за рубежом, входит в состав JT International.
Телефон:
+78123293899
Факс: +78123293800
Сайт: www.jti.com
Адрес: 198206, г.Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.71
Каталог продукции (3)
- Сигареты с фильтром
- Сигареты без фильтра
- Папиросы
Отзывы пользователей (13)
Оставлять отзывы и комментарии могут только авторизированные пользователи.
Просьба пройти авторизацию на сайте