Библиографическое описание:
Иванова, Ж. Г. Организация исследовательской работы студентов / Ж. Г. Иванова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2177/ (дата обращения: 22.03.2023).
Новые социально-экономические условия развития
России предъявляют высокие требования к подготовке специалиста.
Сегодня обществу нужен инициативный, самостоятельный человек,
способный постоянно совершенствовать свою личность и деятельность.
Именно такая личность может адекватно выполнять свои функции,
отличаясь высокой восприимчивостью, социально –
профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению
знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер
деятельности.
Введение федеральных стандартов третьего
поколения ставит перед образовательными учреждениями среднего
профессионального образования ряд проблем по выполнению их
требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и
технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов
профессиональных компетенций.
Несмотря на большое разнообразие методов и
технологий обучения, рекомендуемых для формирования профессиональных
компетенций студентов, на сегодняшний день, пока не решен вопрос
оптимизации их применения в образовательной практике, адекватно
компетентностному подходу к подготовке специалистов.
Потребность в выявлении талантливых людей существует в любом
обществе, а поиск и поддержка юных талантов позволяет сохранять
интеллектуальную элиту государства.
Российскому обществу для его поступательного развития необходимы
одаренные люди, но, к сожалению, далеко не каждый человек способен
реализовать свои природные способности. Очень многое зависит от
семьи, от ориентации на региональные и этнические особенности
общества, от учебных заведений и в целом от окружающей человека
среды.
Важным условием выживания и работы человека в
информационном мире становится овладением методом научного познания
мира и исследовательским стилем мышления.
Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в
сфере педагогики. В России идея его использования была впервые
выдвинута во второй половине XVIII века,
однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной
педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении –
это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное
средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления
и познавательной самостоятельности.
Для того чтобы деятельность студентов стала
исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по
формированию творческого импульса в сознании студента, а затем
обучить его принципам, методам, формам и способам научного
исследования, основам профессионального знания и научного познания,
дать возможность самореализоваться студенту через решение задач
научного характера по индивидуальной теме.
При этом студент должен четко представлять, что он
должен получить, каким образом и когда сможет достичь конечного
результата.
Исследовательская работа – это система мероприятий, приобщающая
к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы,
индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов
интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой
деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня
подготовки будущих специалистов в области использования современных
ингредиентов, добавок и вспомогательных материалов.
Элементы исследовательской деятельности для
студентов техникума должна вводиться постепенно, усложняясь от курса
к курсу через различные виды самостоятельной работы:
-
на первых курсах студенты знакомятся с методами учебного
исследования через доклады и индивидуальные предметные задания для
написания рефератов, введение элементов творческого поиска при
выполнении лабораторных и практических работ. Доклад это первый этап
в организации учебно-исследовательской работы студентов, который
осуществляется через публичное сообщение на определенную тему,
способствует формированию первых навыков исследовательской работы, а
реферативное исследование это следующий этап в организации
учебно-исследовательской работы студентов и он осуществляется через
краткую запись идей или тем с анализом использованной литературы. -
на следующем курсе вводится непосредственное исследование,
какого-либо процесса, явления.
Особым видом учебного исследования является курсовая
работа, где важнейшими задачами, которого являются:
-
закрепление, углубление и обобщение знаний по
учебным дисциплинам профессиональной подготовки; -
овладение методами научных исследований;
-
формирование навыков решения творческих задач в ходе учебного
исследования по определенной теме; -
формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую
документацию; -
развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и
организованности.
На последнем курсе – обязательное выполнение
выпускных квалификационных работ с элементами научных исследований.
Студенты самостоятельно разрабатывают и исследуют темы, которые
наработаны при прохождении преддипломной практики.
Выпускная квалификационная работа является
определенным итогом всей учебно-исследовательской деятельности
выпускника и преследует следующие основные задачи:
-
систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические и практические
знания по специальности, позволяет применить эти знания при решении
конкретных профессиональных задач; -
формирует и развивает умение логично и грамотно излагать
литературный материал и данные собственного исследования; -
определяет степень готовности выпускника к осуществлению основных
видов деятельности и составление качества подготовки выпускника
Государственному образовательному стандарту среднего
профессионального образования.
Существует и применяется два основных виды
научно-исследовательской работы студентов.
Первый вид – это учебно-исследовательская работа студентов,
предусмотренная действующими учебными планами, о чем было сказано
ранее.
Второй вид – это научно-исследовательская работа, т.е. работа
сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.
Такая форма является наиболее эффективной для развития
исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко
объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься
вопросами, какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных
проблем преподавателя, а именно мотивация студента к занятиям.
Студент уже настолько развит, что работать с ним
можно не как с учащимся, а как с младшим коллегой. То есть студент из
сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в
источник. Он следит за новинками
литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в
выбранной им науке, а главное – процесс осмысления науки не
прекращается за пределами учебного заведения и подготовки к
практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине
сознания не прекращается процесс самосовершенствования.
Основными формами учебно-исследовательской работы
студентов, выполняемой, во внеурочное время являются:
-
предметные и проблемные кружки;
-
проблемные студенческие лаборатории;
-
участие в научных и научно-практических конференциях.
Именно учебно-исследовательская работа студентов
способствует формированию интереса к познавательной, творческой и
практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает
условия для социального и профессионального роста, формирования
логического, научного мышления, развития интереса к выбранной
профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих
специалистов.
Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в
способности успешно действовать на основе практического опыта, умения
и знаний при решении задач профессионального рода, принимать
эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности,
а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его
востребованность, мобильность и готовность к инновационной
профессиональной деятельности, а все это возможно только при активном
вовлечении студентов в исследовательскую работу.
Литература:
1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности
студентов: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /
Е.В.Бережнова, В.В.Краевский. – М.: Издательский центр
Академия, 2005. – 128с.
2. Петрова С.А. Основы исследовательской деятельности: Учебное
пособие / С.А.Петрова, И.А.Ясинская. – М.: ФОРУМ, 2010. –
208с. – (Профессиональное образование)
Основные термины (генерируются автоматически): учебно-исследовательская работа студентов, исследовательская работа, студент, будущий специалист, исследовательский подход, научное познание, профессиональное образование, решение задач, ряд проблем, технология обучения.
Похожие статьи
Исследовательская деятельность студентов как фактор…
учебно—исследовательская работа студентов, исследовательская работа, студент, технология обучения, ряд проблем, решение задач, профессиональное образование, научное познание, исследовательский подход…
К вопросу об организации научно—исследовательской работы…
…учебно—исследовательская работа студентов, исследовательская работа, студент, технология обучения, ряд проблем, решение задач, профессиональное образование, научное познание, исследовательский подход, будущий специалист.
Научно—исследовательская деятельность студентов как фактор…
научно—исследовательская работа, студент, исследовательская работа, будущий специалист, решение задач, работа, научное познание, исследовательский подход, исследовательская деятельность…
Применение исследовательского подхода к обучению как…
исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа, выпускная работа…
Формирование исследовательских умений обучающихся как одно…
исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа…
Научно—исследовательская работа студентов…
Научно—исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза. Автор: Чупрова Лариса Васильевна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.
Учебно—исследовательская работа студентов технологического…
Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно—исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса…
К проблеме мотивации исследовательской деятельности…
исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа, выпускная работа…
Исследовательская работа студентов — первые шаги к науке
Главной характеристикой выпускника аграрного вуза является его компетентность и мобильность, поэтому акценты в обучении переносятся на процесс познания, эффективность которого зависит от познавательной активности студента.
Научно-исследовательская
работа студентов во внеурочное время
преподаватель
юридических дисциплин Л.В. Немова
Научно-исследовательская
деятельность студентов в колледже, начиная с первого курса способствует их
лучшей адаптации, вызывает у них интерес к познанию наук, позволяет наиболее
полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации
личности, как педагога профессионального обучения, так и его воспитанника.
Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном,
так и в личностном смысле, поэтому надо совершенствовать подходы к
научно-исследовательской работе, для того, чтобы сделать этот процесс наиболее
интересным и продуктивным.
Современное
понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя два
взаимосвязанных элемента:
1)
обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков
этого труда;
2)
собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством
преподавателей.
Руководство
НИРС является обязательным элементом деятельности преподавателей колледжей.
Главными задачами являются: оказание всесторонней помощи студентам, для их
участия в научно-исследовательской, творческой работе; распространение
положительного опыта организации научной работы студентов; организация
научно-практических конференций, выставок, конкурсов, др.
Основной
формой научной работы студентов, выполняемой во внеучебное время, является
участие студентов в научных исследованиях при подготовке к НПК студентов,
конкурсах, олимпиадах, при написании рефератов, курсовых работ, ВКР. Раскроем
этапы подготовки студентов в НПК.
I.
Большинство ученых и практиков отмечают, что для победы на конкурсе решающую
роль играет правильный подбор личности студента.
Конечно, большую роль играют также и выбор темы и выбор актуальности темы,
хорошая презентация и хорошо проработанная текстовая часть исследовательской
работы. Тем не менее, личность студента, его способность раскрыть
подготовленное могут сыграть решающую роль.
Опыт
последних лет участия в конференциях свидетельствует о том, что члены жюри
среди различных компетенций студента при оценке доклада выше всего оценивают
умение студента отвечать на вопросы по заявленной теме. Умение импровизировать,
корректно реагировать на реплики и вопросы оргкомитета может существенно
поднять рейтинг выступающего на конференции.
II. Вопросом первостепенной важности в самом начале
исследовательской деятельности студента является выбор им темы исследования.
Правильно подобрать тему – значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.
Тема
исследования должна быть актуальной, отличаться новизной, направлять научный
поиск в области неразрешенных проблем. Лучше, конечно же, взять тему узкую
тему. Выбору темы могут способствовать такие приемы как: передовой опыт по
данной проблеме руководителя; ознакомление с периодической печатью,
литературой; использование личного опыта, анализ и обобщение, собранных на
практике, НПК; консультации с преподавателями по проблеме исследования.
После
того, как студенты выбрали свою тему, необходимо обратиться к ее формулировке
на соответствие некоторым общим требованиям:
1) актуальность
– это способность результатов данной работы быть применимыми для решения
значимых научно-практических задач;
2) новизна результата
– то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов;
3) практическая значимость –
определяет значимость в ходе полученных в ходе исследования результатов для
производства и практики.
Таким
образом, тема должна быть сформулирована так, чтобы все смогли сказать, о чем
будет написано в работе (например, «Эмансипация и проблемы правосубъектности
эмансипированных граждан», «Материнский капитал как институт: проблемы
формирования и перспективы его использования», «Проблемы занятости и
трудоустройства инвалидов в условиях современного общества» и т.д.).
III. Этапы осуществления научно-исследовательской
работы выполняются по единому алгоритму:
ü выбор
проблемы.
ü сбор
информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;
ü анализ
и обобщение полученных знаний по проблеме;
ü планирование
исследования;
ü подбор
методик и методов осуществления исследования;
ü проведения
исследования; обработка полученных данных; письменное оформление теоретического
и эмпирического материала.
1. Сущность проблемы
– противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. Сформулировать
научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного,
выяснить то, что пока неизвестно (например, в сфере эмансипации
несовершеннолетних существует ряд проблем, которые не урегулированы действующим
законодательством. Например, проблема, которая выявилась в ходе исследования —
многие подростки не имеют представления об этом явлении. Это говорит о низкой
правовой культуре подростков. Рассматривая проблемы правого регулирования
института эмансипации несовершеннолетних (Букшина, Монахов и др.) отмечают
несоответствие ст. 27 ГК РФ и положений Семейного кодекса РФ, а также других
статей ГК РФ, в части получения эмансипированным новых прав и обязанностей
наравне со взрослыми, и в то же время сохранение привилегий несовершеннолетнего
человека).
2. Следующим важным этапом работы над исследованием
является выдвижение гипотезы исследования.
Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено
и не опровергнуто. В результате проведенного
исследования гипотеза либо опровергается, либо подтверждается и
становится положением теории. В формулировке гипотезы обычно используются
словесные конструкции такие как: «если…, то…», «так…, как…», «при условии,
что…» и т.д. (например: «Если несовершеннолетний объявлен эмансипированным,
то он имеет все права и несет обязанности, такие же как совершеннолетний
гражданин).
3. Объект исследования
— это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое
исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в
границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой
исследователь имеет дело (например, объектом исследования являются
отношения в сфере правоспособности и дееспособности несовершеннолетних,
регулируемые законодательством РФ; предметом исследования является
изучение гражданско-правового положения несовершеннолетних граждан через призму
их правосубъектности).
4.
Из предмета исследования вытекает его цель. Цель исследования – это
предвидение результата исследования, которое всегда формулируется в позитивной
форме повествовательного предложения, как правило, с помощью глагольных форм:
«разработать», «выявить», «обосновать», «определить» и т.д. (например, таким
образом, цель данного исследования — выявить проблемы при признании
несовершеннолетнего гражданина эмансипированным).
5.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой определяются задачи исследования.
Задачи – последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной
цели и конкретизируют её. Задачи могут формулироваться как через глагольные
действия, так и через имя существительное: «проведение», «изучение»,
«обобщение», «разработка» и т.д. (например, рассмотреть понятие эмансипации,
проанализировать процедуру и правовые последствия эмансипации, проанализировать
судебную практику по России за период 2014-2016 гг.; провести социологический
опрос среди обучающихся 1 курса ГПОАУ АКСТ Отделения № 4 по вопросу
эмансипации, предложить пути решения проблем эмансипированных граждан).
6.
После формулировки задач, следует этап определения метода исследования. Метод
– способ достижения цели исследования.
Методы
научного исследования традиционно делятся на 2 группы:
а)
теоретические методы – раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют
закономерные связи и отношения, используются при определении проблемы и
формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование,
дедукция, индукция и т.д.)
б)
эмпирические методы – сбор конкретных фактов, направлены на их выявление и
описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение, опрос,
эксперимент).
По
специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения при подготовке
работ исследуются в большей степени нормативно-правовые акты, научные труды,
монографии, судебная практика и арбитражная практика, беседы, анкетирование,
опрос, сайты — Росправосудия, Росстат, Амурстат и др.
IV.
Подготовка выступления на конференцию.
Выступление
является завершающим этапом исследовательской работы. Время как правило для
выступления – до 10 минут. Дизайн слайдов должен быть строгим, ничто не должно
отвлекать от понимания сути самой работы. Текст доклада конечно желательно
отрепетировать, речь докладчика должна иметь эмоциональную окраску.
Ошибки, которых следует избегать в процессе
выступления:
—
не увлекаться научной терминологией, т.к. слушатели могут и не знать значение
данных слов и придется тратить время на разъяснение смысла;
—
не использовать термины, которые докладчик сам не знает;
—
речь должна быть внятной;
—
не показывать неуверенность, нервное напряжение;
—
не использовать слова-паразиты.
В
конечном итоге можно сказать следующее: участие в научно-практических
конференциях, способствует формированию у студентов творческого мышления,
развивает эрудицию, широту кругозора, формирует умение вести аргументированную
дискуссию, работать с литературой, обобщать и анализировать материал, повышая
тем самым интеллектуальный уровень будущих специалистов, расширяя их кругозор и
развивая навыки самостоятельного поиска решений проблем.
Предложения при подготовке студентов к участию в
конференциях:
1.
Разработать методические рекомендации по подготовке обучающихся к научно-практической
конференции.
2.
Проводить в течение учебного года семинары — практикумы по обобщению опытом при
подготовке обучающихся к научно-практической конференции.
3.
Активизировать участие обучающихся в НПК (материальное стимулирование – например,
создать фонд НИРС; пропагандировать и популяризировать исследовательскую
деятельность), чтобы сделать научно-исследовательский процесс не «кабалой», к которой
обязывают преподаватели, а интересным процессом созидания, которым студент
будет увлечен.
Конечно
же, именно преподавательский состав в соответствии со стандартами ФГОС СПО
обязан вдохновлять, организовывать и направлять студентов на
научно-исследовательскую работу.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Владимир Николаевич Никишов
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»
Постоянное обновление потока информации, новые открытия, быстрая смена технологий требует ориентации на ещё недоступный уровень развития науки и техники. Эффективный способ достижения этого результата — формирование у студентов поискового стиля мышления, привлечение их внимания интеллектуальной деятельности и познанию.
С этой целью, наш педагогический коллектив техникума использует технологию исследовательской деятельности на уроке и внеурочное время. Задачей, которой является дать студенту возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает студенту возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Мы считаем, что для подключения к исследовательской работе студент должен вначале изучить элементы теории. Далее – освоить основной инструментарий для проведения исследования, средства исследования, формы и методы его проведения.
Все эти вопросы отрабатываются со студентами на первом и втором году обучения. После того, как студенты разберутся со всеми проблемами организации исследования, увидят их ценность и эффективность, можно давать им более сложные задания по исследованию проблем. Это планируется на третьем году обучения во время изучения дисциплин по специальности. Исследования, которые проводят студенты, могут быть и узкими, и широкими, в зависимости от того, какие проблемы перед ними поставлены.
Коллектив техникума считает, необходимость подготовки самостоятельно мыслящих специалистов выдвигает на первый план проблему: учить студентов не знанием и дисциплинам, а мыслительной деятельности. Исследовательская работа студентов является одной из важных составляющих учебного процесса, ибо знания, навыки и устойчивые умения, а в общем профессиональных компетенций могут быть приобретены студентами в результате самостоятельной мыслительной деятельности, которая обеспечивает в дальнейшем усвоение студентом приемов познавательной деятельности, и, в конечном итоге, способность успешно решать технические и социально-экономические задачи. Обществу требуется специалист новой формации – интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления.
Коллектив техникума считает, что для успешного усвоения дисциплины важны систематические, регулярные занятия и обязательные периодические ранее пройденного материала. Важным аспектом при этом является исследовательская работа студентов, способствующая освоению метода самоконтроля, исследование материала для курсовой работы, изучение по таблицам, схематическим рисункам.
Считаем, что при изучении зооветеринарных дисциплин нужно всегда придерживаться правила: идти от общего к частному. Это означает, что не следует начинать изучать материал с мелких деталей, не усвоив его общей структуры, не уяснив его составных частей.
Таким образом, наш педагогический коллектив считает, исследовательская работа является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие в научных конференциях разного уровня. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях он ни работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать
Исследовательская работа — средство формирования познавательной самостоятельности студентов, которое позволяет каждому студенту испытать, испробовать, выявить и сделать ведущими хотя бы некоторые из своих дарований. Следовательно, применение методов исследования позволит решить проблему воспитания самостоятельно мыслящей, инициативной личности. Формирование исследовательской позиции студента – задача нелегкая. Ребят к исследовательской деятельности необходимо подготавливать, всегда помня, что в стенах техникума «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Чтобы научить, рациональным способам мыслительной деятельности, необходимо знать пути формирования приемов умственной деятельности – практический и теоретический – и целесообразно их использовать. Педагогический коллектив техникума считает, продуктивным вариантом решения этой задачи является использование в образовании исследовательского подхода. Включение исследовательской деятельности в образовательный процесс позволяет не только значительно расширить у студента диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути решения проблемы, но и ведет к возрастанию познавательного интереса, умению работать с источниками информации. Одновременно с этим изменяются и личностные характеристики студента: происходит формирование адекватной самооценки, воспитывается умение доказательно отстаивать собственную позицию.
Преподавателями техникума на уроках используются познавательные задания творческого характера, исследовательские задания. Во внеурочное же время это подготовка исследовательских работ, содержание которых интересно и окружающим. Тогда участие в учебно-исследовательских конференциях, фестивалях и интеллектуальных конкурсах, где свою работу необходимо защитить, способствует формированию важнейших свойств личности. Опыт побед и поражений, приобретаемый в этих мероприятиях, чрезвычайно важен для самостоятельной жизни, без него невозможно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей.
На первом этапе (на протяжении первого курса), педагогический коллектив техникума, студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук, воспитывая любовь к избранной специальности. Формами исследовательской работы на этом этапе, могут быть: реферирование отдельных тем изучаемых курсов; составление библиографии по определенной теме; участие в изготовлении учебно-методических пособий (таблиц, макетов, моделей); изготовление по заданиям кафедр чертежей, схем, плакатов; участие в подготовке лекционного демонстрирования и т.д.
На втором этапе студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические, экспериментальные или конструкторские разработки. Как правило, эти исследования ведутся при подготовке и выполнении практических, лабораторных, курсовых работ, а также при прохождении производственной практики. На этом этапе студенты готовят научные сообщения и рефераты по методологическим вопросам, которые заслушиваются и обсуждаются на заседаниях предметно-цикловых комиссий.
Исследовательская деятельность, организуемая преподавателями на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы студентов, выполненные ими как самостоятельные исследования.
Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, способствуют формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Методы проектный и поисковый не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
В качестве конечных продуктов деятельности могут выступать рефераты, доклады, иллюстрированные средствами наглядности (видеофильмами, коллажами, альбомами рисунков, фотографий). Результатом совместной деятельности студентов, организация и проведение различных конференций, выставок, вечеров. Различные достижения по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки.
Web-адрес сайта: http://nsportal.ru Nikishov-vladimir-nikolaevich
Список литературы.
Кудаков Н.А., Никишов В.Н., Тельцов Л.П. Рост массы, длины тела и тонкой кишки у телят на молочном и переходном этапах // Гигиена, ветсанитария и экология животноводства / Матер. Всероссийской науч. произв. конфер. Чебоксары, 1998 г.
Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Автореф. Дис. … канд. Вет. Наук. Саранск, 1999.
Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Диссертация на соискание учёной степени кандидата ветеринарных наук. МГУ им. Н.П. Огарёва. Саранск, 1999.
Никишов В.Н. Исследовательская деятельность как средство формирования профессиональной компетенции. Министерство образования РМ. ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский промышленный техникум». Опыт внедрения ФГОС СПО. Сборник материалов. Заочная республиканская научно – практическая конференция. Краснослободск, 2015.
Никишов В.Н. Технология исследовательской деятельности при подготовке профессиональных кадров. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Мясная и молочная промышленность: Состояние, проблемы, перспективы. Сборник материалов 4 Всероссийской интернет – конференции 15.11.2015г. – 25.01.2016г. Торбеево, 2016. – С. 144-148.
Никишов В.Н. Организация опытнической работы как основа формирования профессиональной компетенции выпускников. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Саранский Государственный промышленно – экономический колледж». Социальное партнёрство в образовании – залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Сборник материалов 10 Горюновские чтения. Межрегиональная научно – практическая конференция. Саранск, 2016.
Никишов В.Н. Расширение пространства организации опытнической работы в повышении конкурентоспособности выпускников на рынки труда. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Мясная и молочная промышленность России: Состояние, проблемы, перспективы. Сборник материалов 7 Всероссийской интернет – конференции. Торбеево, 2017. – С. 110-112.
Никишов В.Н., Тельцов Л.П. Рост массы и длины тела, тонкой кишки у тёлочек на этапе полового созревания: Тез. науч. конф. посвящ. 40-летию Аграрного ин-та МГУ им. Н.П. Огарёва //24-Огарёвские чтения//. Изд-во Рузаевский печатник, Саранск, 1997. – С 53-55.
Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Развитие стенки двенадцатиперстной кишки у животных 6-18 – месячного возраста //Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета им Н.П. Огарёва. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 118-120.
Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки тёлок этапа полового созревания. Тез. докл. 4 конференции международной ассоциации морфологов АГЭ //Морфология. 1998. №3. – С 85.
Никишов В.Н. Цитология и гистохимия, эпитероцитов слизистой оболочки тонкой кишки животных 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. конгресса. г. Барнаул.1998.
Никишов В.Н. Развитие кишечной стенки двенадцатиперстной, тощей, подвздошной кишок животных 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. конгресса. г. Барнаул.1998.
Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки тёлок 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. 4 конференции международной ассоциации морфологов АГЭ //Морфология. Н-Новгород. 1998.
Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Автореф. Дис. … канд. Вет. Наук. Саранск, 1999.
Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки у телок этапа полового созревания: Тез. докл. 4 Конгресса Международной ассоциации морфологов // Морфология , 1998. № 3. — С.85.
Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Гистохимия энтероцитов тонкой кишки животных на этапе полового созревания //Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета им. Н.П. Огарёва. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 115-117.
Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Развитие стенки двенадцатиперстной кишки у животных 6 — 18-месячного возраста // Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 118 — 120.
Никишов В. Н. , Тельцов Л. П. ,Кудаков Н. А. Матер. Науч. Конф. Мордов. Госуниверситета им. Н. П. Огарёва. Саранск, 1997 г.
Никишов В. Н. Тез. Докл. 4 Конгресса международной ассоциации морфологов АГЭ. Морфология,1996 г.
Никишов В. Н.. Цитология эпителия тонкой кишки у телок этапа полового созревания. г. Саранск, Мордовский университет. 1996 г.
Никишов В. Н.. Гистохимия эпителия тонкой кишки животных 12 месецев на этапа полового созревания. г. Саранск, Мордовский университет. 1996 г.
Никишов В.Н. Динамика роста массы и длины тела животных на этапе полового созревания. Журнал «Ветеринария» №3 1999.
Никишов В.Н. Учёба заочно. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.
Никишов В.Н. Приходи в зооветеринарный. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.
Никишов В.Н. Ветврач – профессия гуманная. «Голос примокшанья. 30 мая 2003 год.
Никишов В.Н. Приглашаем в зооветеринарный. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.
Никишов В.Н. Немного истории //История ветеринарии//. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.
Никишов В.Н. Основная деятельность зоотехнии. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.
Никишов В.Н. Специальность древняя и гуманная. Газета «Присурские новости» №11. 1999.
Никишов В.Н. Учится никому не поздно. Газета «Присурские новости» №96. 2000.
Никишов В.Н. Наука вечная и современная. Газета «Присурские новости» №97. 2000.
Никишов В.Н. Приглашаем в зооветеринарный. Газета «Присурские новости» №99. 2000.
Никишов В.Н. Ветеринар – профессия необходимая. Газета «Присурские новости» №6. 2001.
Никишов В.Н. Объекты деятельности и специализация. Газета «Присурские новости» №8. 2001.
Никишов В.Н. Присурские вести. Ветеринар профессия необходимая. 18 января 2001 год.
Никишов В.Н. Присурские вести. Зову в профессию. 30 ноября 2000 год.
Никишов В.Н. Профессия зоотехния. Газета «Новая жизнь» №57. 2000.
Никишов В.Н. Новая жизнь. Зоотехник. № 57 2000 год.
Никишов В.Н. Время и жизнь. Кузнеца кадров для села. № 17 2002 год.
Никишов В.Н. Время и жизнь. Специальность древняя и гуманная. 1 февраля 2003 год.
Никишов В.Н. Помогает фитотерапия. Журнал «Ветеринария» №5. 1999.
Никишов В.Н. Нужная профессия. Газета «Красная слобода» №49. 2001.
Никишов В.Н. Эхо студенческой жизни. Газета «Красная слобода» №54. 2000.
Никишов В.Н. Слагаемые роста. Газета «Красная слобода» №60. 2001.
Никишов В.Н. Техникуму 70 лет. Газета «Красная слобода» №60. 2001.
Никишов В.Н. Красная слобода. Эхо студенческой сессии. № 54 2001 год.
Никишов В.Н. Красная слобода. Техникуму 70 лет. № 60 2001 год.
Никишов В.Н. Красная слобода. Кузнеца кадров для села.2001 год.
Никишов В.Н. Красная слобода. Вечная наука. № 42 2002 год.
Никишов В.Н. Красная слобода. Что мы знаем о томате. № 48 2002 год.
Никишов В.Н. Красная слобода. Вас приглашает Зооветтехникум. № 8 2003 год.
Никишов В.Н. Трудовая правда. Объекты деятельности и специализации. № 3 2004 год.
Никишов В.Н. Рузаевская газета. Специальность древняя и гуманная. № 34 2003 год.
Тельцов Л.П., Никишов В.Н., Кудаков Н.А. Характеристика критических фаз развития крупного рогатого скота // Вестник Ветеринарии, 1998. № 9. – С.45 — 52.
Тельцов Л. П. , Никишов В. Н. , Кудаков Н. А. Матер. Науч. Конф. Мордов. Госуниверситета им. Н. П. Огарёва, 1998 г. 114.
Тельцов Л.П. , Никишов В.Н., Кудаков Н.А. Гистохимия энтероцитов тонкой кишки животных на этапе полового созревания // Матер. науч. конф. Мордов. Госуниверситета. Саранск, 1998. Ч. 4. — С. 115 — 117.
Тельцов Л.П. Биоритмы, критические фазы динамики роста и практика //Морфологические науки — практической медицины и биологии. – Омск, 1996.
Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. — М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 2010.
Вуз готовит не только специалистов определенного направления, но и кадры для научной деятельности. Чтобы у студентов сформировались необходимые навыки, их приобщают к научно-исследовательской работе (НИР). Пусть вас не пугает сложное название: мы расскажем, какие виды научно-исследовательских работ бывают и что в них нужно писать.
Больше ценных советов от преподавателей и студентов получают подписчики нашего телеграм-канала. Присоединяйтесь, наши подписчики получают только самую полезную информацию.
Что характеризует понятие «научно-исследовательская работа»
НИРС — важная часть учебного процесса в любом вузе. Она предусмотрена учебными планами, а потому обязательна для каждого студента.
Понятие «научно-исследовательская работа» включает в себя исследования различного рода, которые учащиеся готовят самостоятельно или под руководством преподавателя.
В каждом институте есть своя специфика организации НИР: формы и темы зависят от профиля факультета и кафедры, а также учебного плана специальности. Однако есть общепринятые формы научно-исследовательских работ, которые готовят студенты любого вуза.
Виды научно-исследовательских работ
Чаще всего студенты выполняют следующие виды НИР:
- рефераты;
- эссе;
- проекты;
- курсовые;
- дипломные.
Реферат
Это самая простая разновидность НИР, их учатся готовить еще в школе. Это краткое изложение одного или нескольких источников, объединенных конкретной темой.
Готовя реферат, студент учится искать и конспектировать информацию, от него не требуется выдвигать или доказывать свои гипотезы.
Эссе
Эссе — творческая работа, которая должна показать, что автор усвоил материал, может выдвигать собственные идеи в рамках определенной темы и аргументировать свою позицию.
В эссе требуется четко формулировать мысли, подкреплять тезисы аргументами, а также уметь опровергать существующие контраргументы.
Проект
Проект как вид научно исследовательской работы студента подразумевает оригинальную разработку, которую студент сам планирует и реализует. Она может быть посвящена теме, которая интересна учащемуся и перекликается с научной направленностью кафедры.
С проектами студенты часто участвуют в конкурсах и турнирах.
Курсовая
Курсовая работа — исследование научно-практического характера, которое демонстрирует приобретенные студентом знания и навыки по конкретному предмету.
В курсовой обязательно присутствует теоретическая и эмпирическая часть: это подтверждает, что студент может эффективно применять полученные знания для решения реальных задач.
Диплом
Дипломная работа является финальным этапом в обучении специалиста. Цель этого типа НИР — углубленное изучение одного из аспектов выбранной темы.
В дипломной работе студент не просто пересказывает имеющиеся теории, а предлагает решение конкретной проблемы с помощью новой программы, методики и пр.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
НИР в аспирантуре
Если после окончания вуза студент решает продолжить обучение в аспирантуре, основной формой НИР становится кандидатская диссертация. Кроме того, он пишет научные статьи (чаще всего в соавторстве с научным руководителем и другими преподавателями).
Формы научно исследовательской работы студентов во внеучебное время
Помимо типов НИР, предусмотренных учебным планом, студент также может заниматься ей в свободное время.
К этому виду научно-исследовательских работ относится:
- Участие в кружках и секциях.
- Подготовка тезисов на конференции.
- Написание научных статей.
Работа в секциях
Кружки делятся на предметные и проблемные. На первых занимаются студенты младших курсов, глубже изучая выбранную дисциплину. Старшекурсники предпочитают посещать узконаправленные проблемные секции, работая над интересующей темой.
Студенческие конференции
Участие в конференциях в большинстве вузов необязательно, но некоторые учащиеся готовя тезисы и доклады по интересующей их проблематике.
Сертификаты об участии в конференции могут принести дополнительные баллы по соответствующим предметам.
Публикации
Научные статьи обычно готовят магистранты, которые собираются остаться в аспирантуре и глубоко исследовать выбранную тему. К этому типу НИР предъявляется много требований: определенный объем, количество источников и т. д.
Написать научную статью, диплом или обычную курсовую бывает непросто. Студенты тратят на это много времени, изучают специализированную литературу, проводят исследования и эксперименты. Или обращаются за помощью в студенческий сервис. Его специалисты помогут с подготовкой любой учебной или научной работы.
Автор: Пантелеева Татьяна Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ «СЛТ»
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: татья
Тема: Исследовательская деятельность студентов во внеурочное время
Раздел: среднее профессиональное
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский лесопромышленный техникум»
«Сыктывкарса вӧр промышленносьт техникум»
уджсикасӧ велӧдан канму учреждение
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Выполнила преподаватель химии
Пантелеева Т.П.
Сыктывкар
2018
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
С введением новых образовательных стандартов проблема вовлечения студентов во
внеурочную
деятельность,
формирования
и
развития
у
них
ключевых
компетенций
(информационной, коммуникативной, познавательной и т.д.), способности к самообразованию
является очень актуальной. Одной из форм такой деятельности является исследование. В связи с
этим перед преподавателем встает ряд задач:
1.
Сформировать базу для осуществления внеурочной исследовательской деятельности;
2.
Определить направление исследовательской деятельности;
3.
Вовлечь студентов во внеурочную исследовательскую деятельность;
4.
Сформировать у студентов умение грамотно оформлять результаты своей деятельности
и публично их представлять.
Внеурочная деятельность станет привлекательной для студентов, если будет личностно-
ориентированной, поэтому организовывать ее надо по разным направлениям в зависимости от
их интересов и способностей, а также от имеющегося материального обеспечения. Базу для
организации внеурочной исследовательской деятельности преподаватель
создает исходя из
возможностей учебного заведения.
В результате исследовательской деятельности конечный творческий продукт обладает
объективной
новизной,
практической
ценностью.
Уровень
развития
интереса
студента
–
творческий
(потребность
сделать
свое
исследование,
творческую
работу
и
т.п.).
Уровень
коммуникаций педагога и студента в образовательном
процессе – креативный (выражение
собственного «я», сотворчество студента и педагога – научного руководителя).
Цель настоящей работы состоит в создании условий для творческой самореализации
детей, приобщении их к исследовательской деятельности в различных областях науки, техники.
При
работе
педагог
опирается
на
жизненный
опыт,
использует
ситуацию
успеха,
наглядность.
Работа
начинается
с
выбора
наиболее
актуальной
и
решаемой
темы,
ее
обсуждения,
наличия
необходимого
оборудования,
химических
реактивов,
желания
руководителей организаций сотрудничать, предоставлять необходимую информацию. Для того
чтобы развить у ребят творческие навыки, все наблюдения и исследования должны быть
систематичны и планомерны, цель работы – четко сформулирована и посильна для достижения.
Педагог
учитывает
общее
развитие
студента,
индивидуальность
ребенка,
применяет
дифференцированный
подход
к
студенту.
С
одними
ребятами
преподаватель
проводит
наблюдения за природными объектами. С другими – работы исследовательского характера, в
ходе
которых
студент
становится
в
ситуацию
«первооткрывателя»,
добывающего
«новые»
знания.
Проведение
самостоятельных
исследований
стимулирует
мыслительный
процесс,
направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из
разных областей. При этом осуществляется взаимодействие студента с педагогом и студентов
между собой в проектных группах. Ребята учатся задавать вопросы, брать интервью, записывать
воспоминания, работать с архивными документами, брать пробы. У студентов формируются
способности наблюдать, анализировать, получать результаты, составлять таблицы, диаграммы,
презентации. Материалы всех работ широко используются на классных часах, уроках химии,
элективных курсах. Такая исследовательская деятельность позволяет студентам познакомиться с
химией не как с учебным предметом, а как с видом деятельности, углубляет и расширяет знания
по
химии
и,
что
чрезвычайно
важно,
актуализирует
их.
В
данном
виде
работы
можно
задействовать фактор опережающего развития, при котором студенту предлагаются темы из тех
разделов
химии, которые он будет изучать в дальнейшем, или даже выходящие за рамки
школьного курса химии.
В
своей
профессиональной
деятельности
практикую
исследовательскую
работу
студентов, связанную с их будущей профессией или экологической темой. На каждый год
составляем
совместный
план
работы,
выбираем
темы
и
проводим
исследование.
На
этот
учебный год были предложены темы:
1.
Экологические
–
«Гидросфера»,
«Литосфера»,
«Атмосфера»,
«Биосфера»,
«Загрязнение и охрана окружающей среды», «Выхлопные газы автомобиля»
2.
Исследование
продуктов
питания
–
«Крахмал»,
«Глюкоза»,
«Сахароза»,
«Целлюлоза», «Витамины и их роль в жизни человека»
3.
Проектная
работа
–
«Химия
в
профессии
сварщика»,
«Химия
в
профессии
электрика», «Химия в моей будущей профессии (слесарь КИП и А)», «Химия в
профессии оператора лесозаготовительной и трелевочной техники».
Таким образом, исследовательская деятельность способствует сохранению здоровья
детей, активизации интереса к предметам, развитию научного образа мышления, становлению
сферы предметного общения внутри детского коллектива, обучению новым информационным
технологиям и средствам коммуникаций. Выполнение исследования развивает у студентов
такие качества, как инициативу, самостоятельность, ответственность, заметно повышает его
самооценку.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Исаев Д.С. Интеграция в исследовательской деятельности учащихся//Химия в школе. –
2006. – №2. – С.57 – 62
2.
Зеленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное
время//Химия в школе. – 2009. – №8. – С.55 – 59
3.
Шепелев М.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в системе
«Школа – ВУЗ»: опыт регионального университета / М.В. Шепелев, Е.В. Румянцев, А.С.
Вашурин // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 4. –
№3. – С. 210 – 214
4.
Шепелев М.В. Формирование и развитие творческих способностей учащихся на
практических занятиях по химии / М.В. Шепелев // Химия в школе. – 2013. – №7. – С.46
– 50