Гчп как фактор снижения уровня угроз экономической безопасности бизнеса это

Издательство

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)

Организации

  • 1 Росcийский университет дружбы народов

Ключевые слова

рыночная система хозяйствования; market management system; государственно-частное партнерство; public-private partnership; государство; state; предпринимательское сообщество; business community

Дата изменения

27.05.2019

Постоянная ссылка




https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/16313/

Другие записи

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН).

2014.
С. 21-28

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН).

2014.
С. 103-111

  1. Электронный научный архив УрФУ
  2. 02. Институт экономики и управления
  3. Школа государственного управления и предпринимательства
  4. Конференции, семинары, сборники

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://hdl.handle.net/10995/38840

Название:  Частно-государственное партнерство как элемент экономической безопасности региона
Другие названия:  Public-private partnership as an element of economic security region
Авторы:  Темникова, Ю. А.
Zhilenkova, O. A.
Temnikova, U. A.
Дата публикации:  2015
Издатель:  Издательство Уральского университета
Библиографическое описание:  Жиленкова О. А. Частно-государственное партнерство как элемент экономической безопасности региона / О. А. Жиленкова, Ю. А. Темникова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы Международн. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23–24 апреля 2015 г. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — Т. 2. — С. 66-69.
Аннотация:  Данная статья посвящена значимости экономической безопасности региона. Авторами предлагаются возможные варианты решения проблем, связанных с экономической уязвимостью региона, а также рассматривается частно-государственное партнерство как рациональный способ обеспечения региона трудовыми и финансовыми ресурсами. В заключение статьи рассматривается форма частно-государственного партнерства на конкретном примере в Свердловской области.
This article focuses on the importance of economic security of the region. The author suggests possible solutions to problems related to the economic vulnerability of the region and is considered public-private partnership as a rational way of ensuring the region’s human and financial resources. In conclusion, the article is considered a form of public-private partnerships a specific example in the Sverdlovsk region.
Ключевые слова:  КЛАСТЕР
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
CLUSTER
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS
ECONOMIC SECURITY
URI:  http://hdl.handle.net/10995/38840
https://elar.urfu.ru/handle/10995/38840
Конференция/семинар:  Международная научно-практическая конференция «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий»
Дата конференции/семинара:  23.04.2015-24.04.2015
Идентификатор РИНЦ:  https://elibrary.ru/item.asp?id=26792775
ISBN:  978-5-7996-1593-2
978-5-7996-1595-6
Источники:  Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Т. 2. — Екатеринбург, 2015.
Располагается в коллекциях: Конференции, семинары, сборники

Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.

Реферат на тему: Государственно-частное партнерство как эффективная форма обеспечения экономической безопасности России

Содержание:

Введение

В настоящее время в рамках экономической глобализации усиливается тенденция к интенсификации отношений между государством и частным бизнесом в сторону проникновения капитала в сферу государственной собственности. При этом меняются функции государства и задачи, связанные с разгосударствлением отдельных секторов экономики внутри страны, распространением и расширением влияния частного сектора на мировую экономику. В этой связи конструктивное взаимодействие бизнеса и государственных институтов является непременным условием нормального функционирования рыночной экономики.  

В современном понимании партнерство государства и бизнеса — это институциональное и организационное объединение государства и частных компаний, банков, международных финансовых организаций и других институтов с целью реализации социально значимых проектов. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. В то же время государство никогда не освобождается от выполнения своих социально ответственных функций, связанных с национальными интересами, а бизнес всегда остается источником и ускорителем процесса увеличения общественного благосостояния.   

Развитие партнерских отношений, в отличие от традиционных отношений, создает свои собственные базовые модели финансирования, имущественных отношений и методов управления. Именно частное предпринимательство отличается мобильностью, высокой эффективностью использования ресурсов и тенденцией к инновациям. Использование преимуществ обеих форм собственности без глубоких социальных изменений и потрясений возможно в рамках различных форм и методов государственно-частного партнерства. В такой системе сочетаются ресурсы и возможности двух хозяйствующих субъектов — государства в форме собственности и частного бизнеса в форме частных бизнес-принципов экономического управления, инвестиций, менеджмента и инноваций.   

Особенности государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство — это соглашение между государством и бизнесом. Предметом такого соглашения является предоставление частной компании прав пользования государственной или муниципальной собственностью или прав на осуществление деятельности, являющейся прерогативой государства, для реализации социально значимых проектов. При этом передача полномочий органов власти и управления не ограничивается только имущественными правами, она также должна включать в себя делегирование некоторых функций принятия решений в ходе экспертиз, консультаций и совместной разработки нормативных правовых актов и целевых программ..  

Сам термин государственно-частное партнерство является дословным переводом английского термина государственно-частное партнерство (PPP) и давно используется в зарубежных странах: Франции, Великобритании, США, Канаде, Австрии, Бельгии, Дании, Австралия, Израиль, Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия, Греция, Южная Корея, Сингапур, Чехия. Это конструктивное взаимодействие государства и частного сектора, целью которого является решение социально значимых проблем на национальном, региональном и местном уровнях, реализуемое в различных формах, обеспечивающее конкурентоспособность страны и соблюдение интересов бизнеса.  

Для государства государственно-частное партнерство — это способ привлечения частного капитала для финансирования и управления собственностью, которую государство оставляет себе. Для бизнеса это способ получения надежной прибыли от государственной собственности или предоставления услуг, которые возложены на государство. При разумной организации дела и соответствующей юридической регистрации государственно-частное партнерство будет выгодно и государству, и бизнесу, и гражданам.  

Одной из важных особенностей партнерства является добровольный порядок участия партнеров в совместных проектах и ​​действиях, гарантирующий соблюдение интересов каждого из них; отсутствие какого-либо административного, экономического и иного давления или принуждения с той или иной стороны. 

Государство заинтересовано в увеличении объема и повышении качества услуг, предоставляемых населению инфраструктурой и социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Более того, стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты, прежде всего, не просто по размеру прибыли, а в интересах устойчивости получения дохода от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешной реализации проектов в целом.   

Для бизнеса в партнерских отношениях открываются дополнительные возможности для расширения рынка: он получает доступ к ряду весьма перспективных рыночных площадей, которые ранее были для них либо закрыты, либо не были привлекательными из-за высоких регуляторных барьеров. Для него также важна сравнительная стабильность рынков на период партнерства, а это важный фактор конкурентоспособности в резко конкурентной и динамично меняющейся экономической среде. Кроме того, частный бизнес имеет возможность увеличивать размер доходов за счет внедрения технологических новинок, эффективных организационных и управленческих решений и других способов экономии ресурсов и повышения качества обслуживания. Заинтересованность некоммерческих организаций в сотрудничестве заключается в расширении источников финансирования и других доходов для реализации своей миссии — оказания разнообразных востребованных обществом услуг, производство которых в большинстве случаев невыгодно для бизнеса и не финансируется государством полностью или в установленном размере. Участие государства мотивировано необходимостью смягчения или устранения растущего дисбаланса между потребностями общества в услугах социальной и промышленной инфраструктуры и уровнем их развития в контексте растущих финансовых ограничений.     

Каждая из сторон государственно-частного партнерства вносит свой вклад в общий проект. Итак, с точки зрения бизнеса, таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и эффективность в принятии решений, способность к инновациям, создание новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, создание эффективных кооперационные отношения с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, возрастает спрос на высококвалифицированные и высокооплачиваемые профессии.  

На стороне государства в проектах государственно-частного партнерства — полномочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение определенных объемов финансовых ресурсов. Государство как доминирующий субъект и главный регулятор имеет право при необходимости перераспределять ресурсы из чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), и во многих случаях это не только способствует общее улучшение социально-экономического климата повышает инвестиционный рейтинг страны, но и напрямую влияет на партнерские проекты. Более того, в государственно-частном партнерстве государство получает более благоприятную возможность заниматься выполнением своих основных функций — контроля, регулирования, соблюдения общественных интересов. Таким образом, с развитием государственно-частного партнерства в сфере инфраструктуры государство может сместить фокус своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административные и контрольные функции. И в этой связи важно, чтобы неизбежные предпринимательские риски перераспределялись в сторону бизнеса. Социальное значение государственно-частного партнерства заключается в том, что в конечном итоге общество выигрывает как глобальный потребитель более качественных услуг.     

Современная модель партнерства отличается расширением числа его потенциальных участников: особенно существенно их состав пополняется разного рода негосударственными структурами — некоммерческими фондами и учреждениями различного профиля — социальными, финансовыми, консультационными, образовательными. медицинские, религиозные, этнические, выражающие широкий спектр интересов гражданского общества… Совместный проект может быть реализован усилиями десятков и даже сотен участников.  

Формы государственно-частного партнерства

Главной особенностью государственно-частного партнерства, по общему мнению ученых, экспертов и специалистов, является обилие его различных форм, в которых оно находит свое проявление.

В первую очередь, это различные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям, например, на выполнение работ и оказание государственных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты на техническую помощь и т. д. В договорных отношениях права собственности не переходят к частному партнеру, расходы и риски полностью ложатся на государство. Интерес частного партнера заключается в том, что по контракту он имеет право на согласованную долю дохода, прибыли или собранных платежей.     

Еще одна форма партнерства государства и бизнеса — арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в частный сектор имущества: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственной собственностью частные компании вносят арендную плату в казну. В случае договора аренды арендатор всегда имеет право выкупить государственное или муниципальное имущество.          

Соглашение о разделе продукции — форма государственно-частного партнерства, которая была принята в 1995 году после принятия Федерального закона О соглашениях о разделе продукции. Соглашение о разделе продукции — такое соглашение, согласно которому Российская Федерация предоставляет инвестору — хозяйствующему субъекту на возмездной основе и на определенный период времени исключительные права на разведку, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в договор, и поддерживать связанные с этим работы, а инвестор обязуется выполнять указанные работы за свой счет и на свой страх и риск. Выпускаемая продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, в котором должны быть определены условия и порядок такого раздела. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерства государства и частного бизнеса активно используются в нефтяном бизнесе.              

Еще одна распространенная форма государственно-частного партнерства — государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может включать акционирование (акционирование) и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии управленческих решений определяется при этом его долей в уставном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов по сравнению с государством, тем меньший круг независимых решений они могут принимать без вмешательства государства или с учетом его мнения.        

Наконец, концессии — наиболее распространенная форма партнерства в крупных капиталоемких проектах. Концессия — это система отношений между государством (концедентом) и частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственным имуществом по договору за вознаграждение и на возвратной основе, а также права на осуществление деятельности, составляющей исключительную монополию государства.      

Термин концессия (от лат. Уступка) — это смешанный вид договора, в котором сосуществуют разные виды договоров и элементы гражданского и административного права. В частности, в Федеральном законе от 21.07.05 № 115-ФЗ О концессионных соглашениях прямо указывается на эту особенность концессионного законодательства: Концессионное соглашение — это соглашение, которое содержит элементы различных соглашений, предусмотренных федеральными законами, т.е. он охватывает все возможные типы договоров, которые заключаются государством или муниципалитетом с частным инвестором. 

В российской практике используются все формы государственно-частного партнерства, кроме концессий. В то же время концессии — наиболее развитая, перспективная и сложная форма партнерства. Во-первых, они, в отличие от договорных, арендных и иных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор имеет наиболее полную свободу в принятии административных, экономических и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий. В-третьих, государство в рамках как концессионного соглашения, так и законодательных норм имеет достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения условий концессии, а также в случае необходимости защиты общественных интересов. Государство может расторгнуть договор, сохранив при этом все сделанные на тот момент инвестиции, т.е. концессионер рискует своими деньгами. В-четвертых, государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжаться им.        

Концессионный механизм позволяет детально прописать взаимные обязательства частного инвестора и государства и, с одной стороны, снизить нагрузку на бюджет за счет привлечения частных средств в соответствующие проекты, а с другой — обеспечить полную защита частных инвестиций. Концессионное соглашение — это не просто договор между государственным предприятием и частным владельцем, например договор аренды. Особенность концессионного соглашения заключается в том, что государство выступает сразу в двух формах — как сторона договора и как гарант соблюдения всех пунктов договора, включая предоставление гарантий того, что правовая среда не ухудшится при реализации соглашения. Следовательно, концессионные соглашения вообще не являются арендой, хотя в некоторых случаях есть общие черты.    

Различные виды концессий в системе договоров занимают промежуточное положение между приватизацией и функционированием государственного предприятия.

В последние годы стремительно расширяются области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса, стремительно развиваются сами формы партнерства и их модификации. Итак, если концессионные соглашения изначально использовались в качестве стандарта для строительства автомагистралей, парковок и централизованного отопления, то теперь они получили широкое распространение в таких областях, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые типы городского населения. транспорт и т. д. В ряде стран частные предприятия проектируют, строят, а затем эксплуатируют больницы, школы и другие общественные учреждения.  

Механизмы государственно-частного партнерства

Механизмы взаимодействия государственных органов и предприятий частного бизнеса дифференцированы в зависимости от объема передаваемых прав собственности частному партнеру, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за различные виды работ, включая строительство, эксплуатацию и т. д. менеджмент и др…. Наиболее распространенными являются следующие механизмы партнерства. 

Механизм BOT (Build, Operate, Transfer — строительство — эксплуатация / управление — передача) предполагает, что объект инфраструктуры создается за счет концессионера, после чего последний получает право эксплуатировать этот объект в течение периода, достаточного для окупаемости сделаны инвестиции. По истечении этого срока концессионер бесплатно передает объект в собственность концеденту. BOT используется при строительстве автомагистралей, мостов, туннелей, трубопроводов, аэропортов, электростанций, портов, стадионов, гидротехнических сооружений и других значимых инфраструктурных объектов, на создание которых требуются значительные средства. Несколько электростанций в Турции, Индии, Таиланде и Вьетнаме, системы водоснабжения в Аргентине и Чили, автомагистрали в Южной Корее и Малайзии, аэропорты в Египте, Греции, Канаде и США были построены с использованием механизмов BOT, и это не полный список стран, которые широко использовали этот инструмент для построения инфраструктурных систем.    

Есть несколько типов ЗДЕСЬ. Так, чтобы подчеркнуть, что концессионер имеет права собственности на построенный объект до истечения срока действия концессионного соглашения, используется аббревиатура BOOT (Build, Own, Operate, Transfer — строительство — право собственности — эксплуатация / управление — передача). Это уточнение необходимо для того, чтобы отличить BOOT от ситуации ВТО (Build, Transfer, Operate — Construction — Transfer — Operation / Management), когда имущество передается государственным органам во время завершения строительства, но обременено правом концессионера использовать его для предоставления инфраструктурных услуг.

В отличие от BOOT в рамках BOO (Build, Own, Operate — Construction — Property — Operation / Management), активы, созданные по истечении срока действия соглашения, не передаются лицу, предоставившему право, а остаются в распоряжении инвестора. Кроме того, выделяется так называемый обратный BOOT, когда власти финансируют и строят объект инфраструктуры, а затем поручают управление им частному предприятию, которое постепенно его выкупает (приобретает право собственности). 

Другой вариант BOT — BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer — строительство — эксплуатация / управление — обслуживание — передача): подчеркивается ответственность частной компании за обслуживание и текущий ремонт построенных ею объектов инфраструктуры. Наконец, также выделяют DBOOT (проектирование, строительство, владение, эксплуатация, передача — проектирование — строительство — владение — эксплуатация / управление — передача): концессионер несет ответственность не только за строительство, но и за проектирование объектов инфраструктуры. Особенность таких договоров как DBFO (Design, Build, Finance, Operate — проектирование — строительство — финансирование — эксплуатация / управление) заключается в том, что помимо ответственности концессионера за проектирование, он несет ответственность за финансирование строительства объектов инфраструктуры. специально оговорено.   

В случае BTL (Build, Transfer, Lease — Construction — transfer — lease) права на использование построенных объектов инфраструктуры передаются концессионеру в соответствии с договором аренды, а не, например, путем установления юридических обременений собственность, находящаяся в государственной собственности, право концессионера на ее эксплуатацию… В отличие от BTL, RTL (Реабилитация, Передача, Аренда — восстановление / реконструкция — передача — аренда) касается не новостроек, а уже существующих объектов инфраструктуры, но модернизированный инвестором. 

Механизм ROT (реабилитация, эксплуатация, передача — восстановление / реконструкция — эксплуатация / управление — передача) предполагает передачу существующего объекта инфраструктуры, находящегося в государственной собственности, в частные руки на условиях модернизации этого объекта с последующей его эксплуатацией, когда концессионер принимает на себя определенные обязанности и ограничения некоторых своих прав по отношению к объекту с последующей передачей объекта государству и без таковой. 

Классическая концессия (строительство / реконструкция и аренда, эксплуатация, передача — строительство / реконструкция и аренда — эксплуатация / управление — передача) предполагает, что частная компания строит и / или модернизирует объекты инфраструктуры, а также арендует существующие объекты инфраструктуры на несколько лет, а затем возвращает все объекты инфраструктуры в гос. Введение концессионных соглашений в области инфраструктуры и транспорта сняло бы значительную часть проблем с плеч нефтегазовых компаний, когда они реализуют множество крупных проектов в новых, неосвоенных регионах, разделив такие объекты, как строительство дорог, терминалов и портов, на независимые. концессионные проекты. Кроме того, такие концессионные и транспортные проекты могут быть прибыльными, когда есть что перевезти или обслужить, т.е. если активно разрабатываются новые месторождения.    

В следующие типы концессионных соглашений являются также отличаются, каждая из которых имеет свои собственные характеристики : ВВО (Купить, Build, Operate), BT (Build, Transfer), BOOST (Build, Own, Operate, субсидируют, передача), DBO (Design, Build, Own), DBM (Дизайн, Сборка, Обслуживание), BOO (Сборка, Собственность, Эксплуатация), BLT (Сборка, Аренда, Передача), BLOT (Сборка, Аренда, Эксплуатация, Передача), BRT (Сборка, Аренда, Передача), BROT (Сборка, Аренда, Эксплуатация, Передача), LDO (Аренда, Разработка, Передача), MOO (Модернизация. Собственность, Эксплуатация).                

Механизмы государственно-частного партнерства достаточно многочисленны и предполагают широкое и разнообразное использование частного капитала в интересах государства для создания или модернизации, управления. 

Заключение

Государственно-частное партнерство — это конструктивное взаимодействие государства и бизнеса в решении социально значимых проблем. Эта модель необходима для развития бизнеса, экономики и обеспечения конкурентоспособности страны. 

Он построен на определенных принципах и имеет ряд преимуществ:   

  • Развитие производственной инфраструктуры;
  • Активизация инновационных процессов;
  • Повышенная конкуренция;
  • Повышение инвестиционной привлекательности отдельных объектов;
  • Конструктивный диалог власти и бизнеса;
  • Реализация государственной политики экономического развития регионов и др.

Первые проекты государственно-частного партнерства были реализованы в Англии в конце 1980-х — начале 1990-х годов и в настоящее время действуют в 40 странах мира. В России наибольшую актуальность в последние годы приобрели проекты государственно-частного партнерства, которые в основном связаны с развитием транспортной инфраструктуры и строительством недвижимости. 

Государство выступает ведущим партнером во взаимодействии с бизнесом. Наиболее гибкая и эффективная форма государственно-частного партнерства — концессии.  

Однако функционирование механизмов государственно-частного партнерства в России очень затруднено из-за проблем правового, экономического и управленческого характера. Кроме того, проекты, основанные на государственно-частном партнерстве, характеризуются рисками, аналогичными рискам, связанным с проектами, в которых компании участвуют в одиночку без участия государства. Для активизации государственно-частного партнерства необходимо принять ряд организационных и экономических мер.  

Во-первых, обе стороны партнерства должны четко осознавать, что эффективное государственно-частное партнерство нельзя рассматривать узко, только как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты органов власти на всех уровнях. Необходимо учитывать реальные интересы обеих сторон. Здесь главное понять особенности российской модели взаимодействия государства и бизнеса. Эффективное партнерство реально только в том случае, если стратегия дальнейшего развития страны полностью ясна и предсказуема.      

Во-вторых, необходим значительный прогресс в понимании и практической реализации публично-правовых функций государства. Пока в российском законодательстве не выделяются конкретно публично-правовые функции и не устанавливается связь между ними и публичной собственностью. Конструкция права такова, что функции публичного права реализуются либо административно, либо через функции гражданского права. Организовать на этой основе разграничение полномочий между участниками партнерства невозможно. В странах с развитой рыночной экономикой накоплен большой опыт успешного поиска ответов на парадоксы общественных благ, который с учетом национальной специфики может быть использован и в России.    

Список литературы

  1. Алпатов А.А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А.А. Алпатов, А.В. Пушкин, Р.М. Джапаридзе. — М.: Альпина Паблишерс, 2012 
  2. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука РАН, 2008
  3. Правовые формы государственно-частного партнерства в России и зарубежных странах / А.В. Белицкая // Хозяйственное право. — 2008
  4. Юридическое определение государственно-частного партнерства / А.В. Белицкая // Законодательство. — 2008 
  5. Богомолов О. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российская практика // Пробл. теория и практика. — 2008

Реферат на тему: Государственно-частное партнерство как эффективная форма обеспечения экономической безопасности России

  • Реферат на тему: Потенциал эффективности экологического аудита предприятия в России
  • Реферат на тему: Экономика организаций
  • Реферат на тему: Бюджеты: функции и этапы составления
  • Реферат на тему: Различия в развитии коррупции в разных странах современного мира
  • Реферат на тему: Роль лидера в организации
  • Реферат на тему: Рынок образовательных услуг в России
  • Реферат на тему: Инвестиционная программа стратегического плана социально-экономического развития России
  • Реферат на тему: Понятия, цели и задачи аудиторской деятельности
  • Реферат на тему: Проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ
  • Реферат на тему: Нобелевские лауреаты в сфере экономики
  • Реферат на тему: Проблема безработицы в России
  • Реферат на тему: Проблема глобализации и регионализации в мировой экономике

Бизнес рассматривает такое партнерство в разных качествах:

  • Во-первых, как возможность участия в ресурсо- и капиталоемких инфраструктурных проектах путем организационного и институционального долгосрочного альянса с государством.
  • Во-вторых, как способ получения от государства гарантии минимальной доходности и возврата вложенных средств в виде права на получение доходов от платной эксплуатации объекта, а также частичного или полного возврата денег при неудачной реализации проекта.
  • В-третьих, бизнесу интересна прямая финансовая поддержка от государства в виде финансирования затрат. Это может выражаться в предоставлении капитальных грантов, операционных субсидий в виде фиксированных платежей за доступность (availabilitypayment) или платежей, зависящих от трафика, а в некоторых случаях – предоставление субординированных кредитов.
  • Также в рамках ГЧП инвестор сохраняет стратегический контроль за создаваемыми активами путем передачи управленческой функции специальной проектной компании (SPV).
  • Государство, привлекая частного партнера, получает технологическое и техническое развитие инфраструктуры в стране, конкурентные рынки в сфере госсобственности и ускоренную реализацию инфраструктурных проектов.
  • Кроме того, повышается эффективность использования бюджетных средств, часть рисков переносятся на частного инвестора, привлекается эффективный менеджмент, ускоряются темпы социально-экономического развития регионов за счет внебюджетных инвестиций.

В России с помощью ГЧП реализуются проекты транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, трубопроводы, аэропорты), коммунального хозяйства (водоснабжение, водоотведение, гидротехнические сооружения), социальной сферы (здравоохранение, спорт), энергетические проекты (тепло-, газо- и энергоснабжение).

Для государства основными стимулами партнерства являются

1. Масштабные мировые форумы

Россия позиционирует себя как страна, которая способна в сжатые сроки организовать и провести практически любое крупное мероприятие. Примерами являются Олимпийские игры в Сочи 2014, Чемпионат мира по футболу 2018, Форум стран АТЭС 2012. Мероприятия такого уровня требуют качественной инфраструктуры, которая не может быть создана в необходимых масштабах без применения механизмов ГЧП.

2. Кризис в мировой и национальной экономике

Он обусловлен макроэкономическими и внешнеполитическими факторами, что заставляет государство переориентировать бюджетное финансирование, сокращать бюджетные расходы на инфраструктуру, искать внебюджетные источники финансирования.

3. Критический уровень изношенности инфраструктуры

В отдельных отраслях российской экономики он достигает 70%, что требует привлечения значительных объемов инвестиций в ближайшее время.

Бизнес хочет сотрудничать с государством по следующим причинам

1.Успешные примеры подобных проектов

Российский рынок ГЧП с течением времени перестает быть новым для инвесторов, что естественным образом повышает его инвестиционную привлекательность и снижает уровень рисков.

2. Дополнительные гарантии и права инвесторов, а также внедрение новых, более гибких механизмов государственно-частного партнерства на законодательном уровне

Последние изменения Закона о концессиях и принятие Госдумой в первом чтении Закона об основах ГЧП направлены, в том числе, на учет интересов финансирующих организаций, что должно уменьшить стоимость привлекаемых заемных средств для инвестора.

3. Стремление закрепиться на развивающемся рынке ГЧП и приобрести уникальный опыт реализации такого сотрудничества в России

Чтобы участвовать в будущих инфраструктурных проектах.

Средний срок реализации проектов государственно-частного партнерства в России составляет 10-15 лет. Долгосрочный период обусловлен необходимостью возврата частных инвестиций, что определяет сложность договорных отношений для таких проектов (в отличие от проектов, реализуемых по модели госзаказа).

ГЧП предполагает отличную от госзаказа и структуру финансирования, так как вложения частного партнера распределяются на более длительное время за счет использования долговых инструментов (debtbonds), что позволяет решить задачу дефицита финансирования из бюджета.

Перед реализацией ГЧП-проекта обе стороны должны оценить его риски, что является первым шагом к структурированию задачи. В рамках этой оценки рекомендуется разработка полной матрицы рисков, которая должна осуществляться параллельно с разработкой финансовой модели. Последняя строится на прогнозе основных экономических (например, инфляция, обменные курсы) и технических (например, прогноз трафика) параметров на весь срок проекта.

Говоря о рисках в данной сфере, в первую очередь понимают изменение показателей, которые существенно влияют на доходность проекта (внутренняя норма доходности проекта (IRR), дисконтированный срок окупаемости проекта (DPP)).

Российская и зарубежная практика реализации подобных проектов показывает, что большинство неудач связано со следующими ошибками.

А теперь к ошибкам…

Ошибка 1. Неправильное определение расходной/доходной частей ГЧП-проекта

Указанный риск может заключаться, например, в неправильном подсчете расходов на строительство объекта (costoverrun) либо в некорректном расчете чистого дисконтированного дохода (NPV).

Примером является проект строительства Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге. Правительство Санкт-Петербурга уведомило ООО «Невская концессионная компания» о прекращении концессионного соглашения о проектировании, строительстве и эксплуатации Орловского тоннеля под Невой в декабре 2012 года.

Причина – непредставление концессионером документов в подтверждение финансового закрытия и нарушения сметы на реализацию проекта, что выразилось в некорректно рассчитанных капитальных затратах (фактические затраты оказались на 30% больше) и низком трафике, который препятствовал достижению финансовой эффективности.

В зарубежной практике показателен пример строительства больницы в Паддингтоне (Великобритания). Согласно финансово-экономическому обоснованию, стоимость проекта должна была составить 300 млн фунтов стерлингов. Его завершение планировалось в 2006 году, но в процессе работы цена повысилась до 894 млн фунтов стерлингов, а срок окончания продлен до 2013 года.

Ошибка 2. Технические ошибки проектирования

К таковым относятся риски, связанные с ошибками в проектной документации, риски в сфере технологического регулирования (сложности в получении необходимых технических условий, разрешений на строительство, утверждения ГПЗУ), риски обнаружения скрытых дефектов после ввода объекта в эксплуатацию, а также проблемы территории строительства.

Например, проблема сложного грунта стала одной из причин отказа от финансирования строительства властями Санкт-Петербурга Орловского тоннеля под Невой.

Из зарубежной практики можно выделить проект строительства окружной больницы в г. Хартфорд (Великобритания). После окончания работ она затоплялась три раза в течение 18 месяцев, в том числе дважды — неочищенными сточными водами. И все это в результате ошибки проектировщиков.

Ошибка 3. Несправедливое распределение рисков по проекту

Речь идет о невыгодных условиях участия для бизнеса. Это может выражаться, например, в высоких штрафных баллах в отношении инвестора за нарушение условий конкурсной документации или сжатых сроках реализации проекта. Например, 17 февраля 2013 года был объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на проектирование, строительство и эксплуатацию Северного тоннеля в г. Ростов-на-Дону.

Планировалось, что длина тоннеля составит 2,5 км, а пропускная способность 4-хполосного тоннеля составит 60 тысяч автомобилей в сутки. Общие планируемые затраты были определены в размере 8,5 млрд руб. На проектирование планировалось потратить два года, на строительство – четыре года. Конкурс был признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок.

Ошибка 4. Социальные и экологические риски

Экологическими рисками в ГЧП является негативное воздействие объекта на окружающую среду, недостаточный уровень его технической безопасности и нанесение вреда здоровью людей.

Прогнозирование экологических рисков должно осуществляться еще до этапа проектирования объекта путем проведения соответствующих изысканий. Кроме того, должное внимание следует уделить страхованию экологических рисков, но на практике их не так просто урегулировать со страховщиками, хотя экологическое страхование уже давно применяется в зарубежных проектах.

Пожалуй, самым показательным примером в данной области является строительство скоростной автомобильной дороги Москва–Санкт-Петербург на участке 15–58 км. В связи с работами пришлось частично произвести вырубку Химкинского леса, что повлекло массовые протесты населения.

Ошибка 5. Политические риски

Являются одними из самых труднопрогнозируемых и имеют долгосрочные негативные последствия. Сегодня прослеживается воздействие санкций США и ЕС на российские инфраструктурные проекты, что проявляется в ограниченном доступе к иностранным заемным средствам и существенных затруднениях при создании специальных проектных компаний (SPV).

Негативное воздействие оказывается, прежде всего, на инфраструктурные проекты Крыма: регламент ЕС 825/2014 ввел запрет на инвестирование в экономику Крыма и Севастополя.

Ошибка 6. Законодательный риск

Может заключаться в неправильном применении сторонами правовых норм, регулирующих договорные отношения, либо в оспаривании заключенных соглашений государственными органами.

Например, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области заключил в 2012 году соглашение с КОГП «Вятские автомобильные дороги» в рамках областного закона о государственно-частном партнерстве. Документ предусматривал ремонт дорог в Кировской области на сумму более 570 млн рублей.

Однако антимонопольная служба установила, что закон «Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнерства» противоречит Федеральному закону №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что повлекло за собой иск о признании заключенного соглашения на ремонт недействительным.

Безусловно, у ГЧП как инструмента развития российской экономики большие перспективы. Однако это будет возможно в случае, если в ближайшее время определенные усилия будут направлены на устранение факторов, сдерживающих развитие партнерства между государством и бизнесом.

К ним можно отнести не полностью проработанную законодательную базу, недостаточно эффективные механизмы финансирования, а также отсутствие гибкости со стороны государства по отношению к инвесторам (административные барьеры).

В написании материала участие принял Илья Осадченко, советник практики ГЧП.


Материалы по теме:

Роспотребнадзор решил предсказывать качество продуктов с помощью ИИ и big data

Герман Клименко назвал Роскомнадзор половиной «великого китайского фаервола»

Зачем Kickstarter радикально изменил свою бизнес-модель: разбор полетов

Власти Москвы объявили набор стартапов на подготовку к крупным международным конкурсам

Путин назвал «пока достаточными» ограничения интернета в России

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии