Гражданин сидоров заключил договор со строительной компанией орбита субъект объект содержание

Тема: «Правоотношения
и субъекты права»

Цели урока:

1.    
Личностные: формирование
правового сознания учащихся.

2.    
Метапредметные:

  • развитие
    умения поиска и выделения информации;
  • развитие
    умения анализировать и выделять признаки;
  • развитие
    умения строить логическую цепь рассуждения;

3.    
Предметные: узнать суть
понятий «правоотношения», «субъект правоотношений», виды субъектов
правоотношений и их признаки.

Ход урока.

Устный опрос:

1.    
В чем смысл формулировки:
право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?

2.    
Почему закон является
нормативным актом высшей юридической силы?

3.    
Объясните, почему существует
множество отраслей права. Как вы оцениваете необходимость иметь их в таком
количестве в одной стране?

Учитель:

Сегодня
мы ответим с вами на два вопроса:

1.    
Что такое правоотношения?

2.    
Чем правоотношения отличаются
от иных социальных отношений?

Итак,
что такое правоотношения?

!Правоотношение 
социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют
юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

а) правоотношение — это
социальное отношение, по­этому у него должны быть общие признаки с любым дру­гим
социальным отношением;

б) правоотношение — это
особый вид социальных отношений, а раз так, то оно должно содержать какие-то
признаки, отличающие его от всех других видов социальных отношений.

Например, любые
социальные отношения предполагают: а) наличие взаимодействия;

б) удовлетворение
какой-то потребности;

в) что в процессе
взаимодействия возникает социальная связь, характеризующаяся зависимостью
субъектов соци­ального отношения.

Особенности
правоотношений:

1.
Регулируется нормами права.

2.
Охраняются государством.

3.
Предполагают наличие прав и обязанностей.

«Элементы
правоотношений»

Субъекты

(участники
правоотношений)

Объект

(то,
по поводу чего возникает правоотношение)

Содержание

Физические
лица

Конкретная
жизненная ситуация

Права
участников правоотношений

Юридические
лица

Поведение
или действие

Обязанности
участников правоотношений

Откройте
учебники на с. 79 («ситуация»), заполните таблицу «Элементы правоотношений»
(вместе с учителем), 2-ая ситуация – самостоятельно:

Субъекты

Объекты

Права

Обязанности

Гр.
Петров и Иванов

Арендная
плата

Юр.
право гр. Иванова на получение аренд. платы

Юр. обязанность
гр. Петрова оплатить аренду квартиры

Гражданин
Сидоров, строительная компания «Орбита»

Объект
недвижимости — коттедж

Юр.
право гр. Сидорова на получение коттеджа

Юр.
обязанность строительной компании «Орбита» построить коттедж

Гражданин
Сидоров со строительной компанией «Орбита» заключил договор со строительной
компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный
задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

?

В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы
можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как
называются участники правоотношений?

Если
учащиеся затрудняются ответить на вопрос, можно предложить разделить участников
правоотношений на две группы:

1.
Гражданин Иванов;

2.
Фонд помощи бездомным животным;

3.
Иностранный турист;

4.
Лицо без гражданства;

5.
Общеобразовательная школа;

6.
Адвокат;

7.
Фирма по продаже недвижимости.

Заполнение
таблицы

«Субъекты
(участники) правоотношений»

Физические
лица

Юридические
лица

1,3,4,6

2,5,7

?

В чем отличие физических лиц от юридических лиц?

Для
того чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать
правоспособностью и дееспособностью. У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.

В чем
заключается сущность дееспособности и правоспособности?

Правоспособность – способность лица иметь права и нести
обязанности

Дееспособность 
способность своими действиями осуществлять права и нести
обязанности.

Работа
с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности
возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Заполнение
таблицы «Особенности возникновения правоспособности и дееспособности у
физических и юридических лиц»

Физические
лица

Юридические
лица

Правоспособность
возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Становится
правоспособным и дееспособным одновременно в момент регистрации, прекращается с
момента реструктуризации предприятия.

Дееспособность
возникает постепенно.

Д/з: §
9, вопросы («в классе и дома») № 2, 3 – письменно.

1

Тема: «Правоотношения и субъекты права»

Цели урока:

1. Личностные: формирование правового сознания учащихся.

2. Метапредметные:

развитие умения поиска и выделения информации;

развитие умения анализировать и выделять признаки;

развитие умения строить логическую цепь рассуждения;

3. Предметные: узнать суть понятий «правоотношения», «субъект

правоотношений», виды субъектов правоотношений и их признаки.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: правоотношения, субъект правоотношений

Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор.

Литература:

Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред.

Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2010.

Ход урока.

Устный опрос:

1. В чем смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства

людей в обществе?

2. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?

3. Объясните, почему существует множество отраслей права. Как вы оцениваете

необходимость иметь их в таком количестве в одной стране?

Учитель:

Сегодня мы ответим с вами га два вопроса:

1. Что такое правоотношения?

2. Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

Итак, что такое правоотношения?

!Правоотношение социальное отношение, регулируемое нормами права, его

участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются

силой государства.

Особенности правоотношений:

1. Регулируется нормами права.

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

Тема. Правоотношения и субъекты права. Д/з. §9,вопросы. Задание№2 из раздела «В классе и дома».

План

  1. Что такое правоотношения? Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

  2. Кто может быть участником правоотношений?3.Какими правами и обязанностями обладают участники правоотношений.

    Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

    В каких случаях речь идет о социальных отношениях?

    • 1.Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.

    • 2.Татьяна решила не идти на день рождения к своей подруге, потому что, она накануне не дала ей воспользоваться своим мобильным телефоном.

    3.Поссорившись с соседом, Александр стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.

    4.Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.

    5. Валентина Матвеевна, не согласившись с экспертами магазина, о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

    Найти среди предложенных ситуаций те, которые связаны с правоотношениями. Объяснить, почему.

Правоотношение— это социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Запись схемы в тетрадях.

Заполнить таблицу « Элементы правоотношений» из учебника (с. 79)

Субъекты правоотношений

Объекты правоотношений

Содержание правоотношений

Вопросы: Кто субъекты? Что является объектом? В чем заключается содержание правоотношений?

  • Практикум, с. 79 учебника. 1.Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.

  • 2.Гражданин Сидоров заключил договор с ООО «Орбита» о строительстве коттеджа. ООО «Орбита» получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

Найти в учебнике ответ на вопрос : « В чем заключается сущность юридической обязанности?»

Мера дозволенного— то, что разрешено договором, законом.

Работа с фрагментом документа « Из Гражданского кодекса РФ», с. 81

Вывод «Таким образом, государство защищает человека от произвола, беззакония».

2.Субъекты правоотношений

Физические лица

Гражданин, лица без гражданства, иностранцы и др., оказавшиеся на территории страны

Юридические лица

Коммерческие и некоммерческие организации, обладающие имущественной самостоятельностью,

способностью от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности.


Определить, кто относится к физическим лицам, а кто к юридическим?

1. Гражданин Иванов, 2. Фонд помощи бездомным животным, 3. Иностранный турист, 4. Лицо без гражданства, 5.Общеобразовательная школа, 6. Адвокат, 7. Контора по продаже недвижимости.

Участники правоотношений должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность — способность лица иметь права и нести обязанности . Наступает со дня рождения и действует до смерти.

Дееспособность- способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности.

( до 6 лет отсутствует дееспособность, с 6-до 14-ограниченная дееспособность, с 14-18 лет неполная, с 18 лет полная дееспособность).

У юридических лиц с момента регистрации и в течение всего времени деятельности организации существует правоспособность и дееспособность.

Тема. Правоотношения и субъекты права. Д/з. §9,вопросы. Задание№2.

  1. План

  2. Что такое правоотношения? 2.Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

  3. Кто может быть участником правоотношений?4.Какими правами и обязанностями обладают участники правоотношений

В каких случаях речь идет о социальных отношениях?

1.Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.

2.Татьяна решила не идти на день рождения к своей подруге, потому что, она накануне не дала ей воспользоваться своим мобильным телефоном.

3.Поссорившись с соседом, Александр стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.

4.Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.

Валентина Матвеевна, не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Найти среди предложенных ситуаций те, которые связаны с правоотношениями. Объяснить, почему.

Правоотношение— это социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства

План-конспект урока
обществознания в 9 классе.
Тема урока:
Правоотношения и субъекты права.

Цель урока:

— дать обучающимся
представление о том, что такое
правоотношения, субъекты
правоотношений
, познакомить их с понятием правоспособности
и дееспособности.

Задачи:

1)             
образовательная:
познакомить
с новыми правовыми понятиями урока, разъяснить их содержание,
научить
грамотно пользоваться ими.
Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ),
регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2)             
развивающая: развивать умение
анализировать правовые ситуации, применять полученные знания на практике
при
решении правовых задач и жизненных ситуаций.
Совершенствование навыков работы в
группе как основы воспитания человека общественного.

3)             
воспитательная:
способствовать
формированию у учащихся правовой культуры, ответственности за свои поступки.  Дальнейшее
развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа
информации.

1.     Личностные:
формирование правового сознания учащихся.

2.     Метапредметные:

   развитие
умения поиска и выделения информации;

   развитие
умения анализировать и выделять признаки;

   развитие
умения строить логическую цепь рассуждения;

3.     Предметные:
узнать суть понятий «правоотношения», «субъект правоотношений», виды субъектов
правоотношений и их признаки.

Тип
урока: УКИЗ (урок комплексного использования знаний)

                  
УЗЗВУ (урок закрепления знаний и выработки умений)

Основные понятия:
правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо,
правоспособность, дееспособность,
эмансипация.

Оборудование:
карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.

Литература:

Обществознание. 9 класс:
Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И.
Матвеева. – М.: Просвещение, 2016.

     
Ход урока.                 

1.    
Организационный
момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Готовятся к уроку.

2.    
Опрос
д/з. «Право, его роль в жизни общества и государства §8. (тест).
  

3.    
   мотивация
знаний.   

Вступительное
слово учителя                            

– Из материалов прошлых уроков мы уже знаем, что такое
право, социальные нормы, правовые нормы или нормы права.

 Люди, взаимодействуя друг с другом, постоянно
вступают в различного рода общественные отношения: дружеские, семейные,
служебные, религиозные и др.   Характер этих отношений определяется различными факторами:
возрастом, полом, симпатиями, интересами, служебным положением участников
отношений и т.п. Например, внутрисемейные отношения строятся на
лично-доверительных и моральных нормах, деловые регулируются корпоративными
нормами и т.д.

Однако существует особая область человеческих
отношений, которые могут быть урегулированы только при помощи правовых норм.
Например, отношения собственности лучше всего регулируют нормы права, потому
что любая неопределенность в отношении собственности, отсутствие ее надлежащей
защиты может привести к конфликтной ситуации, в которой может оказаться каждый
из нас. Давайте познакомимся с материалом учебника.

 (Знакомство с правовой ситуацией из учебника
по параграфу 9 на стр. 79)

Ситуация. Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину
Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров
съехал с квартиры, не заплатив за аренду.

— В
чем особенность данных отношений между Ивановым и Петровым?

Варианты
ответов учащихся
: отношения возникли по поводу имущества;  были заверены у
нотариуса, следовательно,  носят формальный характер; они регулируются
условиями заключенного договора; Иванов может обратиться в суд, потому что  эти
отношения  регулируются правовыми нормами …


Как могут называться общественные отношения, которые регулируются нормами
права?

(правовыми
отношениями или правоотношениями)

1.              
Работа
над темой урока

Запись темы урока:
«Правоотношения и субъекты права»

Запись конспекта в тетради:

Правоотношение — социальное
отношение, регулируемое нормами права; его участники имеют юридические права
и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

— 
Почему важно изучение правоотношений в школьной программе? Что могут дать вам
эти знания?

Варианты ответов учащихся: все люди вступают в правовые
отношения; чтобы правильно вести себя в различных ситуациях; чтобы уметь
защищать свои права; чтобы не совершить правонарушения…

— Что
именно о интересует вас в  правовых отношениях?

Варианты ответов учащихся: Когда они наступают?  Как
и кем регулируются? Какие у людей могут быть права и обязанности в той или иной
ситуации?  Куда обращаться, если ты столкнулся с нарушением своих прав?…


Целью
нашего
урока будет
формирование  
вашего представления о
правоотношениях
и их структуре.  А еще вы узнаете, с какого возраста и при каких
обстоятельствах человек может стать участником правоотношений.


Какие
особенности мы можем выделить в правоотношениях, если внимательно
вдумаемся  в записанное нами определение?

Запись конспекта в тетради:

1)   
регулируются
нормами права

2)   
охраняются
государством

3)   
предполагают
наличие прав и обязанностей

Работа с текстом учебника: изучите текст
учебника на стр. 79, найдите и выпишите  элементы правоотношений:

Субъекты
правоотношений — участники правоотношений

Объект
правоотношений — то, из-за чего возникает правоотношение

Содержание
правоотношений — права и обязанности участников правоотношений,
предусмотренные соответствующими правовыми нормами


Разберемся на уже знакомом нам примере   из учебника (стр. 79):

Иванов
и Петров договорились об аренде – они участники отношений, следовательно, они
субъекты правоотношений.

Отношения
возникли по поводу квартиры – это объект правоотношений.

Петров
должен был платить за аренду квартиры, это его юридическая обязанность, а
Иванов имел право на получение арендной платы – это содержание
правоотношений.

—  Кто может стать субъектом
правоотношений?  Познакомьтесь с материалом учебника на стр. 82.

 Продуктивное чтение материала учебника, в
течение которого учащиеся находят и называют субъектов правоотношений: физические
лиц
а — граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, юридические
лица
—  коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной
власти и даже государство…

Запись конспекта в тетрадях:

Субъекты
правоотношений:

      физические лица:
граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т.е. все те
люди, которые так или иначе оказались н территории нашей страны

      юридические лица:
коммерческие организации, некоммерческие организации,

      органы
государственной власти,

      государство

      социальные
общности и т.п.

Работа в группах: на примере
конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

           
   Гражданин
Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве
коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и
не приступила.

           
Гражданин Купцов купил стиральную машину в
магазине «Эльдорадо», при по­куп­ке сти­раль­ной ма­ши­ны по­лу­чил все не­об­хо­ди­мые
документы: кас­со­вый и то­вар­ный чеки, га­ран­тий­ный талон. Через месяц сти­раль­ная
ма­ши­на сломалась.

           
Гражданин Р. заключил договор с фирмой Z об
установке пластиковых окон. Бригада монтажников из этой фирмы произвела
соответствующие работы‚ качество которых не устроило гражданина Р.

Таблица «Элементы правоотношений»

Субъекты

Объект

Права

Обязанности

* Разделить участников правоотношений на
две группы:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи
бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.
общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.

Заполнение
таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»

Физические лица

Юридические лица

Обсуждение результатов работы в группах

— Кто может выступать в качестве
участников правоотношений?

Ответ.

Участниками регулируемых гражданским
законодательством отношений являются граждане и юридические лица.

—  В чем отличие субъектов в одной
ситуации от другой?

— В чем отличие физических лиц от
юридических лиц?

— Какой вывод мы можем сделать?

— Какими качествами должен обладать
субъект правоотношений, чтобы в полной мере нести ответственность по своим
обязательствам или в полной мере пользоваться своими правами?

Каковы
особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и
юридических лиц.

Правосубъектность
– это возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения; она
включает правоспособность и дееспособность.

— В чем заключается сущность
дееспособности и правоспособности?

Правоспособность
способность
иметь права и обязанности.

Дееспособность
— способность субъекта своим осознанными действиями осуществлять юридические
права и обязанности.

— У физических и юридических лиц эти способности
возникают и проявляются по-разному, прочитайте по учебнику, узнайте, как это
происходит.

Работа с текстом учебника на стр. 82-83,
продуктивное чтение, поиск нужной информации.

Информация, найденная
учащимися в учебнике
: у
юридических лиц  правоспособность и дееспособность наступает одновременно – с
момента регистрации, а у физических – правоспособность с рождения, а
дееспособность появляется постепенно: с 6 до 14 лет – можно совершать только
мелкие бытовые сделки, с 14 до 18 лет – распоряжаться  своим заработком,
стипендией, вносить вклады —  это частичная дееспособность.

— А какой дееспособностью обладаете вы —
учащиеся 9 класса?

           Варианты ответов учащихся:
учащимся 9 класса 15-16 лет, поэтому дееспособность частичная (неполная); с 14
лет имеется паспорт, поэтому есть возможность
вносить вклады; с 14 лет дети несут
уголовную ответственность за некоторые преступления …

— Возможно ли обретение полной
дееспособности в вашем возрасте?

Эмансипация – объявление
несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным при наличии следующих
условий: достижение возраста 16-ти лет, работа по трудовому договору и согласие
родителей или попечителей или решение суда в случае отсутствия их согласия.

Подведение
итогов урока, выставление оценок.


Что такое правоотношения


Что относят к элементам правоотношения


Кто относится к субъектам правоотношений

— 
Назовите различия правоспособности и дееспособности у физических и юридических
лиц       

Рефлексия в виде продолжения фраз:

      
Мне сегодня
было полезно узнать, что …

      
Мне было
сегодня было интересно узнать …

      
Мне сегодня
было непонятно то, что …

Задание
на дом:
закрепить
пройденный материал по
§ 9, подготовить ответы на вопросы из рубрики
«Проверь себя».

Работа в группах: на примере
конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

           
   Гражданин
Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве
коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и
не приступила.

Таблица «Элементы правоотношений»

Субъекты

Объект

Права

Обязанности

Работа в группах: на примере
конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

           
Гражданин Купцов купил стиральную машину в
магазине «Эльдорадо», при по­куп­ке сти­раль­ной ма­ши­ны по­лу­чил все не­об­хо­ди­мые
документы: кас­со­вый и то­вар­ный чеки, га­ран­тий­ный талон. Через месяц сти­раль­ная
ма­ши­на сломалась.

Таблица «Элементы правоотношений»

Субъекты

Объект

Права

Обязанности

Работа в группах: на примере
конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

           
Гражданин Р. заключил договор с фирмой Z об
установке пластиковых окон. Бригада монтажников из этой фирмы произвела
соответствующие работы‚ качество которых не устроило гражданина Р.

Таблица «Элементы правоотношений»

Субъекты

Объект

Права

Обязанности

Работа в группах: разделить
участников правоотношений на две группы:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи
бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.
общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.

Заполнение
таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»

Физические лица

Юридические лица

Правоотношения и субъекты права

Цель урока:

— дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия: правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация.

Проверка домашнего задания – тест 10 мин.

Вопрос учащимся: Посмотрите на слайд и ответте на вопрос, что объединяет все эти картинки? Сл 1.

Что называют социальными отношениями? Социальные отношения — многообразные отношения людей из различных общественных групп.

А есть ли среди них такие, которые яв­ляются правоотношением?

Тема нашего урока Правоотношения и субъекты права. Сл 2. Цель: по мнению учащихся узнать, что такое правоотношения и чем отлича­ются от других социальных отношений?

Вопрос учащимся: Давайте посмотрим на слайд и попробуем определить социальные отношения и выделить правоотношения Сл 3. Так чтоже такое правоотношение?

Правоотношение — это социальное отношение, регулируемое нормами права; его участники имеют юридические права и обязанности, кото­рые обеспечиваются силой государства. Сл 4.

Таким образом, отличия, с одной стороны, связаны с тем, что, вступая в правовые отношения, люди должны выстраивать их не по собственному усмотрению, а руководствуясь законом. С другой стороны, и права, и обязанности участников пра­воотношения также определены законом.

Признаки правоотношений Сл 5.

Сл 6. Как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трех элементов:

а) субъектов правоотношения, т. е. участников право­отношения;

б) объекта правоотношения или того, из-за чего воз­никло правоотношение;

в) содержания правоотношения, под которым понима­ются права и обязанности участников правоотношения, предусмотренные соответствующими правовыми нормами.

Разберемся с элементами правоотношения на примере.

Сл 7. Ситуация. Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нота­риуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры, не заплатив за аренду.

Итак, субъектами, или участниками, данного правоот­ношения будут гражданин Иванов и гражданин Петров. Объектом правоотношения, т. е. тем, из-за чего возник конфликт, будет арендная плата.

Содержанием же право­отношения будет юридическое право гражданина Иванова на получение арендной платы и юридическая обязанность гражданина Петрова оплатить аренду квартиры.

Из курса обществознания вам известно, что права и обязанности всегда взаимосвязаны. В приведенном приме­ре право гражданина Иванова обеспечивается обязан­ностью гражданина Петрова. Но здесь следует обратить внимание на то, что сдачу квартиры в аренду гражданин Иванов оформил в соответствии с законом, что и обеспе­чило возникновение именно правоотношения, а не дру­жеской услуги. Таким образом, обязанность гражданина Петрова оплатить аренду квартиры — это не моральная обязанность, а правовая, юридическая обязанность, обес­печиваемая принудительной силой государства.

Учащимся предлагается поработать в группах с ситуациями и определить субъект, объект и содержание. Сл 8. Приложение.

При определении понятия «юридическая обязанность» обращалось внимание на то, что она, так же как и право, связана с мерой. Чем же различаются значения поня­тия «мера»? Дело в том, что если в отношении обладате­ля права она ограничивает его притязания, то в отноше­нии человека, имеющего перед кем-то юридическую обязанность, она защищает его от неоправданных притя­заний, от произвола и беззакония обладателя права. Так, каждый из нас имеет право на свободу мысли и слова. Но эта свобода ограничена рядом законов РФ. Например, Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за пропаганду и агитацию, возбуждающую социальную, ра­совую, национальную или религиозную ненависть и враж­ду, а Гражданский кодекс РФ предусматривает ответ­ственность за оскорбление чести и достоинства. В то же время обязанностью государства в данном случае являет­ся защита человека, высказавшего критическую оценку в адрес предприятия, конкретного чиновника, правитель­ства и т. п., от преследования. Учебник стр. 81. (если успеваем по времени).

Из Гражданского кодекса РФ:

«Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой ре­путации

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространяющий такие сведения не до­кажет, что они соответствуют действительности.

По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в сред­ствах массовой информации, они должны быть опроверг­нуты в тех же средствах массовой информации.

Если указанные сведения содержатся в документе, ис­ходящем от организации, такой документ подлежит заме­не или отзыву…

5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведе­ний требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением…»

Кто же является субъектами правоотношений.

Субъекты правоотношения. Сл 9. Согласно законам РФ, субъектами правоотношения могут быть физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без граждан­ства, беженцы, т. е. все те люди, которые так или иначе оказались на территории нашей страны. Субъектами пра­воотношения могут быть и юридические лица: коммерчес­кие и некоммерческие организации, например фирма, производящая компьютеры, или общество охотников и рыболовов. В правоотношения могут вступать и органы государственной власти, и государство в целом. Однако, для того чтобы стать участником правоотношения, необ­ходимо обладать правоспособностью и дееспособностью, которые у физических и юридических лиц возникают по-разному. Сл 10. Поработайте самостоятельно с текстом учебника.

Если правоспособность, под которой понимается спо­собность иметь права и обязанности, согласно законам России, у физических лиц появляется с рождения, то дее­способность, под которой понимается способность своими осознанными действиями осуществлять права и юридичес­кие обязанности, приобретается постепенно. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает иначе. Поскольку юридическое лицо может осуществлять свою деятельность только при наличии у него прав, обязанностей и способности нести ответствен­ность за свою деятельность, то оно становится правоспо­собным и дееспособным в момент регистрации. То есть в отличие от физического лица юридическое лицо право­способным и дееспособным становится одновременно. Сл 11 – 14.

Вопрос учащимся: Вспомните цель урока: узнать, что такое правоотношения и чем отлича­ются от других социальных отношений?

Домашнее задание: § 9. В классе и дома № 2.

Приложение:

1) После смерти гражданина Ю. его наследник, буду­чи инвалидом, отказался вернуть гражданину К. нотари­ально заверенный долг, так как сумма долга значительно превышала полученное им наследство. Гражданин К. по­дал в суд.

2) Находясь на территории природного заповедника, два молодых человека решили сообщить всем посетителям этого уникального уголка планеты о том, что они здесь были, и огромными буквами высекли на скале свои име­на. Обнаружив содеянное, охрана заповедника задержала молодых людей.

3) Гражданин М. потерял кошелек с деньгами, поэто­му вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролеры потребовали заплатить штраф.

4) Гражданин В. очень спешил на работу и решил пе­ребежать дорогу на красный сигнал светофора, что приве­ло к столкновению двух автомобилей.

5) Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

1) После смерти гражданина Ю. его наследник, буду­чи инвалидом, отказался вернуть гражданину К. нотари­ально заверенный долг, так как сумма долга значительно превышала полученное им наследство. Гражданин К. по­дал в суд.

2) Находясь на территории природного заповедника, два молодых человека решили сообщить всем посетителям этого уникального уголка планеты о том, что они здесь были, и огромными буквами высекли на скале свои име­на. Обнаружив содеянное, охрана заповедника задержала молодых людей.

3) Гражданин М. потерял кошелек с деньгами, поэто­му вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролеры потребовали заплатить штраф.

4) Гражданин В. очень спешил на работу и решил пе­ребежать дорогу на красный сигнал светофора, что приве­ло к столкновению двух автомобилей.

5) Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

4

                          Урок по теме: « Правоотношения и их субъекты».

Практическая работа №3 по теме: «Право и правоотношения».

Цель урока:

  1. Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения и субъекты правоотношений;
  2. Раскрыть смысл понятий: участники, объекты и содержание правоотношений;
  3. Выявить отличия и общие черты правоотношений от других социальных отношений;
  4. Познакомить учащихся с понятиями«правоспособность» и «дееспособность»;
  5. Раскрыть смысл понятия «субъективное право».

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ– Гражданского кодекса РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного, т.е. социализации личности;

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

4.Способствовать развитию у учащихся следующих УУД: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; выбор критериев для сравнения объектов; установление причинно-следственных связей, аргументация своей позиции, рефлексия способов и условий действий.

Основные понятия:правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.

Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.

  1. Организационный момент. Мотивация: вводная речь учителя, постановка проблемы.
  2. Проверка усвоения изученного материала.
  1. Работа по карточкам с заданиями.

Каково основное назначение права в обществе?

Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чём их сходство и различие?

Перечислите отрасли права. Почему существует множество отраслей права?

Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?

                  2. Работа по вопросам с заданиями на с. 77-78.

                   3. Работа с тестами по теме: «Право и его роль в жизни общества и государства»

                  4.Задание:в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

  • “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.”

. Искандер)

  • “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать» (П.Коэльо)
  • “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших …” (Э.Борк)
  • “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” (И.Шевелев)
  • “Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …”( О.Бальзак)
  • “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …”(Ж.Деламбер)

Слова-подсказки: права, обязанности, закон, ответственность.

Какое отношение имеют данные высказывание к теме нашего урока?

  1. Изучение нового материала.
  1. Что называют социальными отношениями? Раскройте смысл понятия«правоотношения»?
  2. Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?
  3. Выделить сущность и особенности правоотношения…

Запись в тетради:

Правоотношение — социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

 1. Регулируется нормами права

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

— Работа с текстом учебника: изучите текст учебника на стр. 79 изаполните таблицу «Элементы правоотношений»

Элементы правоотношений

Название

Субъекты

Объект

Содержание

Сущность

Участники правоотношений

То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие)

Права и обязанности участников правоотношений

— Работа в группах.

Практическая работа №3 «Право и правоотношения»: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.В ходе разбора ситуаций заполните таблицу «Элементы правоотношений».

  • Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.
  •    Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.
  • После смерти гражданина Ю. его наследник, будучи инвалидом, отказался вернуть гражданину К. нотариально заверенный долг, так как сумма долга значительно превышала полученное им наследство. Гражданин К. подал в суд.
  • Гражданин М. потерял кошелёк с деньгами, поэтому вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролёры потребовали заплатить штраф.
  • Дедушка подарил внучке в связи с её вступлением в брак акции строительной компании.

—  В ходе разбора ситуаций заполните таблицу «Элементы правоотношений».

Субъекты

Объект

Права

Обязанности

Обсуждение результатов работы в группах:

1.В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой?

2.Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений?

3. Как называются участники правоотношений?

— Если учащиеся затрудняются ответит на вопросы можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:

1) гражданин Иванов, 2) фонд помощи бездомным животным, 3) иностранный турист, 4) лицо без гражданства, 5)общеобразовательная школа, 6) адвокат, 7) контора по продаже недвижимости.

Заполнение таблицы: «Субъекты  правоотношений»

Физические лица

Юридические лица

1,3,4, 6

2,5,7

— В чем отличие физических лиц от юридических лиц?

— Для того чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. У физических и юридических лиц она возникает по-разному.

—  В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?

  — Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите  особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»

Правоспособность

Дееспособность

Способность лица иметь права и нести обязанности

Способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности.

— Приведите примеры дееспособности и правоспособности.

Физическое лицо

Юридическое лицо

Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Дееспособность возникает постепенно(частичная с 14 лет, полная с 18 лет)

Становится правоспособным и дееспособным одновременно, в момент регистрации.

— Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность физических лиц действительно возникает постепенно.

Работа с тестами по теме: «Правоотношения и субъекты права».

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

 что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Д/з: анализ конспекта, проработать параграф 9, выполнить задания и ответить на вопросы с. 83-84.

Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией Орбита о строительстве коттеджа . Компания взяла задаток но к строительству не преступила.
1)Установить , будет ли противоправным действие Орбиты
2)Определить вид наказания
Развернутый ответ пожалуйста.

Светило науки — 861 ответ — 0 раз оказано помощи

Будут, если у заказчика будет копия двустороннего договора с подписями сторон, с указаниями условий сделки.
Если так, то это подпадает под уголовную ответственность по факту мошенничество или мошенничество в особо крупных размерах. Наказание будет уголовным ( заключение под стражу )
с взиманием задатка и морального ущерба, а также обвиняемые будет оплачивать все судебные издержки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии