-
-
January 20 2009, 14:27
- Общество
- Cancel
2 статьи на заданную тему
Д.В. Громов
Люберецкие уличные молодежные компании 1980-х годов:
субкультура на перепутье истории
В 1980-х годах советское общество потрясли колоссальные социальные изменения: первая часть десятилетия была ознаменована кризисом социалистической системы, вторая прошла под знаком перестройки. Хронологическими рамками кризисных 1980-х годов ограничивается и история молодежной субкультуры люберов (ед.ч. любер, мн.ч. любера), которая и является темой нашей статьи. В самом начале 1980-х субкультура представляла собой разрозненные уличные компании молодежи, проживающей в подмосковном городе Люберцы и Люберецком районе; к 1986-1987 годам эти компании развились до масштаба молодежного движения, известного на весь Советский Союз. Взлет субкультуры (как и ее скорое исчезновение к концу 1980-х) был обусловлен изменением культурно-исторической ситуации, социальными процессами, происходившими в советском обществе в те годы. В истории уличных молодежных сообществ Люберец отображается история молодежи эпохи заката СССР.
далее>>>
Субкультура «люберов»
Молодежь и гендер — 1990
Данный исследовательский проект выполнен в 1987 — 1989 гг. группой в составе зав. лабораторией ИНП РАН С.Белановского и студентки журфака МГУ В.Писаревой.
Первоначально данная работа была задумана как исследование известной благодаря публикациям в широкой печати подростково-молодежной субкультуры г. Люберцы. Главная цель исследования заключалась в описании данной субкультуры, а также в том, чтобы проследить причины и условия ее формирования. Эта цель в результате исследования была выполнена. Вместе с тем, по ходу работы тема была расширена и наблюдение велось также за некоторыми другими агрессивными подростковыми субкультурами, в результате чего удалось сделать их сопоставительный анализ. Изучение конкретных исследуемых субкультур по возможности велось в контексте прослеживания тенденций общей динамики различных типов молодежных субкультур в стране.
Работа проводилась в 1988-1990 годах в рамках программы «Субкультура люберов», финансируемой советско-американским фондом «Культурная инициатива».
далее>>>
ну и тут вот есть http://community.livejournal.com/ru_lubera
Ну, а вот тут просто красота http://www.lubersy.ru/forum/show_mess.php?id=1834&page=0 (обратите внимание на контекстную рекламу)
Синтезированных инулин эфиры были охарактеризованы с помощью ИК-спектроскопии, температура плавления, активностью воды (аw) и степень этерификации эфиров инулин. Вода активность синтезированных эфиров инулин ацетат определяется EEJA-3/BAG Novasina. Температура плавления синтезированных инулин ацетата были измерены на приборе температуры плавления Buchi 510 в капиллярной трубке стекла. степень этерификации. Время ацетилирования составляло 1, 2, 3 5, и 8 часов, в результате реакции получали инулин эфиры (СЗ=0.24; 0.28; 0.33, 0.55). Синтезированные эфиры инулин имеют aw = 0.200 и 0.269, температура плавления: 127-135 °С. Для определения структуры полученных полимеров использованы методы ИК спектроскопии. ИК-спектры регистрировали на ИК-спектрометре Nicolet FT-IR (Avatar Nicolet, TermoScience) в таблетках бромида калия в инфракрасной области 4000–500 см–1. В ИК-спектре выявлены полосы поглощения, характерные для фруктанов типа инулина (ν: 1427, 1332, 1250, 1245, 1134, 1087, 1071, 1031, 915, 874, 852, 817 см–1) образцов – исходного (рис. 1а). ИК-спектре ацетата инулин был представлен (рис. 1б), и это было по сравнению со спектром начальных инулин, используемый для этерификации (рис. 1а). В сравнении полученных спектров можно сделать вывод, что ангидрида уксусной кислоты отреагировал с инулин. При увеличении степени ацетилирования произходит ослабление полосы валентным колебаниям свободных гидроксильных (ОН-группы) группы на ν(ОН) — 3330 см-1 В результате появление валентные типы колебаний сложные эфиры — 1742 см-1, характерные функции карбонильных эфир и усиление на валентные колебаний CH группы вокруг 2920 см-1 указывает на наличие алкильной группы наблюдалось. Обнаружены полосы поглощения: 1040 см-1 – характерная для простых и сложных эфиров; 1200 см-1 – соответствующая О–С=О-группе; 1460 см-1 – СН2-группам; 1470 см-1 – СН3-группам. Новый участок 1745 см-1 (C = O участке эфир) и характерные для фруктофуранозу 1000 — 1200 см-1 (С-С), (С-О), (С-О-С) показали, что продукты были инулин эфиров и означает, что этерификации инулин был успешным.
В 1980-х годах советское обществ социальные изменения: первая часть кризисом социалистической сист� «перестройки». Хронологическими р� ограничивается и история молодеж� (ед.ч. любер, мн.ч. любера), которая и я� В самом начале 1980-х годов субкул разрозненные уличные компании моло� г. Люберцы и Люберецком р-не; к 1986 приняли размеры молодежного движени Советского Союза. Взлет субкультуры концу 1980-х) был обусловлен изменен ситуации, социальными процессам� обществе в те годы. В истории уличны� отображается история молоде
Статья написана на основе и рассматриваемых событий (10 из них � участвовали в деятельности субкуль� публицистических текстов 1986 — 1991 гг. материала были использованы бо деятельности молодежных уличн� Советского Союза (1960 — 19
Возникновение, развитие и исчез рассматривается с точки зрения соц� ресурсов (Jenkins 19
История рассматриваемого нами � несколько этапов. Этап первы Проанализировав более двух десятко� регионов Советского Союза, м доперестроечные десятилетия на вс� уличных подростково-молодежных груп Это были группы ровесников, возникав работы, тренировок); они взаимоде� конфликтуя. Интересующие нас гру� старшего подросткового (14 — 15 лет), мл лет) и старшего юношеского ( (Петровский 1990: 56 — 60)1 деятельность в подобных группах в бо с уходом в армию; отслужившие есл� уличных компаниях, то имели уже д� Сходство уличных компаний заключал статусов, выборе мест для тус закономерностей развертыван� регламентации использования ору� имиджа, формирования «кодекса че� распределения ролей в ней и т. д. В � компании были преимущественно мужск тусовку, то, как правило, не участвов практиках: драках, криминально
Дмитрий Вячеславо кандидат психологических наук, до антропологии РАН.
стр. 23<
Не являлись исключением и Люберц были типичными представителями св концу 1970-х годов люберецкая уличная на территориальные группы, конфли самом начале 1980-х годов межгруппов произошли интеграция и сплочен� люберецкую общность. По мнению нек� было актом доброй воли конфликтую мирно, и уже не дрались; сказали: че� Ш. А.). Однако в действитель процесс был обусловлен объективны� ресурс�
Первый организационный ресурс вовлечение разрозненных групп в со� увлечение подростков и юношей ку гимнастикой). В Люберецком р-не м� существовала традиционно; на протяж усиливалась, привлекая в спортивны Как мы увидим далее, именно сил� определили субкуль�
Основным локусом существования � подвалы, специально оборудованные д из них (ул. Мира, 7а) возникла в 1968 правило, качалки организовывались самих юношей; помощь официальных о� спортивные секции и др.) была вспо� деятельности субкультуры «ка� организационные и материальные р� массового спорта (кстати, всплеск и� время подготовки и проведения мо общественная установка на разви спартаковская база и секция «Олим атлетике, находившиеся в Люберцах, п� (родственники и знакомые, работа Снаряжение и оборудование части� частично воровались в школах и на � молодым людям было не на что и не культуризма даже периодические г� 1969; СС2 1969 и др.)
С самого начала в субкультуре сфор� обозначаемые нами как «спортсмены» занимались спортом, стремились к в зачастую и не интересовались уличн спорт только как престижное вре� повесили, подкачаются, туда-сюда, кого-нибудь побить» (К А.). «Спо� отстраненности от жизни улицы ок� уличные массы — они были авторитет придавая деятельности улично� Примечательно, что с точки зрения с� (как субкультурных ценностей) оц выдвигавшиеся юношами из своей с� лидера, наши информанты отмечали п бицуха была — вот такая!». — И. Э.; растяжка, он мог подпрыгнуть и ногой А. Е.), а затем уже личные качест�
Именно занятия культуризмом пос сплачивающим фактором для местн� проводить соревнования по атл� объединяться, драк между собой ста между собой познакомились, нача� интересы — спортивные. Кто посил� соревнованиям
стр. 24<
слабее — драться ездят. И здесь н сколько конкретно заниматьс�
Еще одним организационным и деяте� субкультуру, были совместные поез�
Люберцы — город-спутник Москвы; до� до центра другого занимает всего люберецкие юноши оказались перед � предоставляемых Москвой, и прежде досуга. Начало набегов на Москву мн� справедливо) с недостаточно высоки Люберцах («Ты пришел на полтора часа часа ждать, пока начнется дискотека? до Москвы». — А. Е.). Однако ка развит досуг в Люберцах, возможност� все равно были неизмеримо больш поездкам. Причем поездки эти иног «по-детски»: «На остановке нас собира� станции дойти — ерунда. Мы — с гитарам� например, поехать на Казанский во� (просто вот сходить в туалет), попет Е.).
Необходимо учитывать, что, отпра путешествие в Москву, люберецкие о� также действовали многочисленны компаниями возникали конфликты, п люберецкими, но и москвичами («никто � кого-то из наших цепляли — то да». — � начале 1980-х годов среди подростков поездки на международные выставки, � и воровались импортные наклейки, зн� пакеты и прочие мальчишеские «цен люберецкие зачастую подвергали� желающих отнять добычу. Ввиду эт� коллективными; так вырабатывались чужой терри
Опасные поездки в Москву были мощн� учесть, что в одной и той же группе о из разных люберецких районов (ка� составленной по месту проживания, � учебе, работе, тренировкам). Порой � люберецкими имели многоэтапное пр� межгрупповых молодежных конфликт своих товарищей, затем товарищей пр� столкновение перерастало в коллект� Информантами отмечалось, что если в � нападению, были молодые люди из раз мстителей оказывалась больше (кажды А.). Совместное участие в подобных восстановление справедливости и «б� сплачивало люберецкую молодежь, с укреплению друже�
При рассмотрении различных моло увидеть схожую ситуацию: противо� конфликт и объединяются, если поя� выступающая в качестве против двум2. Такая ситуация наблюд� люберецкие группы прекратили переключившись на освоение об противником, способствовавшим о молодежь из Москвы и гор�
В целом уличные люберецкие компани отличались от аналогичных компан Однако, как уже отмечалось, специфич — местная спортивна
стр. 25<
близость мегаполиса с его большими активным ресурсам (обеспеченным, перечисленных выше ресурсов), раз� складывались в субкультуру. Вскоре ресурс — идеолог�
Этап второй: апрель 1982 — декаб� отмечалось в начале статьи, перва временем кризиса социалистичес� процессы стали одной из причин возн молодежи специфической идеологии. было разрушение коммунистическо активизация групп, придерживаю� коммунистической или даже антагони� стали неофашисты (Чарный 2004). К� неактивные и экстравагантные, он советской действительности очень в гг. в Москве, на площади Пушкин неофашистских групп, приуроченные к 75 — 78). В 1982 г. также ждали выступ� информация об этом доводилась учит тем, чтобы они не вздумали выйти в � Конечно, такая неумелая «агитация эффекта. Так, в назначенный ден� отправилась восстанавливать сп� Пушкинскую. Здесь к нам подошел ч� выяснилось, подполковник МВД. Сказа� соберутся нацисты. Ребята, надо р семьдесят, ну, около ста, не больше. М� сказал: «Скорая помощь» пройдет — мож� — закругляйтесь, разбегайтесь. Ну, к� началось. А пожарку мы никто уже не что-то закричал: «Все, машина прош «расходимся»! Дрались, пока всю драк� ОМОН был, а просто милиция), пока в ав� одному из наших сказали: «Так, ты сто� (А. Е.).
Выходивший в Мюнхене журнал демонстрацию так: «20 апреля в день группа молодежи пыталась провести «ф вечер на пл. Пушкина собралась дов людей: с одной стороны «фашисты», ко рубашках, некоторые со значками «болельщиков» различных хоккей предполагаемой «фашистской» демонс� По сообщению очевидцев, «демонстр� между «фашистами» и «болельщиками» � внимание прохожих. Милиция долгое вр происходящим со стороны. В конц� некоторое число «фашистов» и «болел�
События 20 апреля 1982 г. сыграли с� люберецких подростков и юношей о� принципе, все движение люберецки� Гитлера. Это оказалось почвой для д� идея, и идея — что надо. Мы оказали� против фашизма. Об этом, кстати, пи� где-то еще: что нормальная прогресси дня рождения Гитлера. Там, конечно, н Люберцы, но можно было понять так, � конкретная цель. И тут же сразу стал� «давайте в Москву поедем, давайт�
Разгон на Пушкинской площади оказ� моральный заряд. Была задана высокая идею». Эта б�
стр. 26<
была одобрена обществом и (через � прессе) вла
Начиная с апреля 1982 г. определенны начал расценивать свои поездки как � которая фактически сводилась к бо «позорит советский образ жизни»: «Ид быть ни пацифистов, ни нацистов, � воспринимали все так: вот мы ведем з� спортом занимаемся, а кто-то там с ц� выкрикивает — все это казалось нам… нас всему этому и комсомол, и пионер� не шли ради денег, как позже молоде (А. Е.).
В данном высказывании наш информа� ресурс, служивший базой для су� традиционные для советского общес нетолерантность («все это каза� идеологическую выдержанность («на� учили»). Неправильным было бы счита� против системы», но, несомненно, их п кризисности советского общества (� виде, как оно существовало до сих по� борьбу с «неформалами», выступали ка� устоявшиеся идеалы и системы ценнос их деятельность вела к стабилиза предполагающая возврат к старым со имела антикризисный вектор. В одно приводится мнение корреспондента люберов «ударным отрядом консерват ограничения в культурной сфере и п� (Овчинский 1991:
Еще одним ресурсом, поддерживаю юношей, было доброжелательное отно части общества. Не случайно в сер� воспринимали как активных «комсомол университете, я слышала, что в Моск� группы, чтобы бороться со всякими н много времени, я поняла, что ре А.).
Более того, сами «неформалы», под� стороны люберецких, одно вре организованными оперотрядами (что � Говорили, что люберецкие носят знач (никто из наших информантов — бывш� мнения не подт
Нам встречались упоминания и о доб� хулиганам милиции. Это не удивитель те годы также боролась с «неформал помогали ей в работе. Так, один и� насильственном острижении панков ( отметил: «Самое интересное, что мили милицейскую видим за углом. Милиция � нам не мешали» (А. Е.). Крепкие пар� стражам порядка более «социально б� сказано в одной из публикаций, «не внешний вид панков-металлистов выз лимиту сельских пацанов-милиц� настороженность, чем более привычны (Виталис 200
Борьба люберов «за идею» опирал� последовательную традицию борьбы с 1991 г. один из исследователей писал: » ее («борьбы за идею») ра
стр. 27<
считать деятельность групп 50-х — на с молодежной преступностью, а за� образом) со «стилягами» и прочей «плес борьба за идею» возродилась в деятел� переродившейся в преступную, котора хиппи и другими проводниками бур� агрессивной самодеятельности еще бо годы. Группы «чистильщиков», «дворн� «боролись» с хиппи, панками и » (Сундиев 1991: 5
Таким образом, люберецкие уличны органично включены в «борьбу за иде� тех, кто исповедовал чуждую идео символики. Не жаловали и тех, кто � поведения; так, дрались со спортивны излишнее буйство: «Они идут, л� какие-нибудь, киоски газетные. А � человек сто с лишним на сто с лишн наводили опять же» (Ш. А.). Нам вст� гонениям подвергались и этнич� азербайджанцы, таджики всякие». — � большинство информантов это отриц нетерпимость им �
Говоря о мотивации люберецких, вы� отметить, что «идейных» среди них бы подсчетам — около трети. Остальные борьбой и вели образ жизни, типичный спортом, ходили на дискотеки, в парки с другими молодежными компаниями иногда — объектами агрессии). В описа� присутствуют упоминания девушек, с свойственно молодым людям, стремили� Многие конфликты, в том числе неко начинались «из-за девчонки», что позв� из сферы «борьбы за идею» в сферу о� связанных с поисковой сексуальной происходил длительный многоэта Долгопрудного. «Война» началась из- включала в себя неоднократные на� стороны на территорию другой и зако� на пустыре близ люберецкой ул. долгопрудненскими нет ничего «ид разборки; подобное могло произой Союза
Агрессивность люберецких регл неписаным «кодексом чести». Важней� заступничество за своих: «Твоя коман должна. Не дай бог кто-то тебя обидел — ты придешь: «Б.., ребята, меня тут в Давайте поедем, с ними разберем� положения «кодекса» содержали огран было бить ни девушек, ни младш� недопустимым нападать на парня, на� Запрещалось использовать в драке ор� не брали с собой. Будь мужиком. Вот А. Е.). Вообще, считалось досто конфликт, то с противником, примерн если ты пришел с девушкой один — в угл — то тебя никто никогда не тронет. Пу пусть. Тебя никто никогда не тро� извините, ты не один, ты с друзьями, в� приехали толпой, то…» (А. Е.). Любе языком, рассматривали свою деятел� дискурса. В качестве противнико прежд
стр. 28<
всего своих ровесников — либо «н уличную молодежь из Москвы или Подмо никогда не трогали никого. Никогд� кого-нибудь избили. Если дралис� специально приезжали, имея цель. А т� А.).
Данный «кодекс чести» был достат уличных компаний. По крайней мере упоминали наши информанты из разн групп «кодекс чести» выступал действ� поскольку декларировал сплочен отметить, что «кодекс чести» трансл� советской этики спорта (благород командный коллективизм); можно сформировался как следствие одно интереса к с
В 1982 — 1986 гг. развитие в Люберцах ку� Множилось число подвальных сек� становился все более массовым. Мног что культуризм в городе и районе в годов. Движение перешло на более в� начались организованные выступлен «По два раза в год проводили — по атл� по силовому двоеборью — приседание, � не организовывалось — самостояте грамоты, медали…»<i< p=»»>
В эти годы широкую популярность пр локус — затопленные песчаные карь� отдыха. Здесь юные культуристы соб заодно и демонстрировать себя; как с пляжах рябило в глазах от обладате (Любер 2001). Нам рассказывали, как из карьеров качки играли в «конный � стороны. Выбор пляжей как мест для обусловлен культуризмом как субкул пляже сразу видно, кто накачан�
В указанные годы усилилась тен накачивании мышц химических средс� был невелик; среди популярных сре� соевый изолят для откорма свине� коктейль» («на кружку пива три яйца � нагоняли массу». — А. Е.). Впо средств значительно расширился. На практики в отечественном и мировом к широк�
К первой половине 1980-х годов относ� молодежи субкультурной символ� собственный гимн, начинающийся сло Люберцах, / Центре грубой физической сбудется — / Станут Люберцы центром � гг., возникла и собственная эмбл наблюдался общий стиль в одежде — о� удобства в драке и в поездке: летом зимой — телогрейки (такая одежда всл� была типична для советских уличных к отличать своих, иногда надевали одн� даже летом) и повязывали шарфы повер Стиль одежды, опять же, транслировал в нем проявлялись «спортивность» исключено, что и самоназвание «любер для выкрикивания в драке (чт�
стр. 29<
К 1984 — 1985 гг. численность люберов в активизировалась. Движение «борцов � и зарекомендовало себя в криминаль тенденция: если в первой трети 1980 совершали только люберецкие, то к стали заниматься и молодые люди из д�
Примерно в это время изменилось стороны милиции. Чувствуя, что си� контроля, милиция заняла более же� ярких «подвигов» в люберецких шк� проверки; одной из улик были сби� драк).
К годам «перестройки» любера � поступательно развивающаяся при при ресурсов. Впереди субкультуру привлечением ресурсов новых, пр� гласнос�
Этап третий: декабрь 1986 — конец включительно деятельность люберов не освещалась никак. Это и не уди телевидение тех лет вообще игнориро стандартные каноны освещения совет� «перестройки» ситуация изменилась, 1986 г. девиантное поведение ули� упоминалось в прессе, как минимум Радов 1986; Щекочихин 1986; У� причем дважды (в статьях Щекочихи� названы «люб�
С декабря 1986 г. по февраль 1987 г. люб� крупных публикации: письмо юноши правде» (КП1 1986), а также статьи в «О� 1987) и «Собеседнике» (КуприяновВсе три перечисленные статьи в отпечаток стиля, впоследствии в пр� «чернухи». Когда, листая «Комсомо «Собеседник», знакомишься с этими пу они выпадают из общего контекста: времени подавалось в «кондовой» ст статьи про люберов написаны уже в «ч Эта совместная журналистская � новаторской, что способствовало ее 1987 г. «чернуха» была еще в новинку и � живой интерес. Спустя несколько лет � в потоке аналогичных, но в тот момен� получили мощный общест
Большинство жителей Люберец о су� прессы. Как правило, реакция на п журналисты обвинялись в предвзят� «жареным» фактам. Многие наши инфо� «было не столько много люберов, � А.).
Вместе с тем для части подростк� прежде всего, к уличной молодежи) с� действию. Так, в «Огоньке» была описан клетчатые брюки, куртки, кепки, б� галстуки. И действительно, оде
стр. 30<
лодежь вскоре (именно после публи большом количестве. Повысилась мас некоторые активные любера старшего численность групп в 150 человек, т� февраля 1987 г. зафиксировала г� (Овчинский 1991: 255). Еще больший ин� к культуризму: «Такая вот вспыхнул� сразу заговорили, что не просто так, любера, а что вот е-мое. Тут же народ � до этого не знал ни фига. Все пошли в идея. Быть пацаном в Люберцах и не � почти что западло»
Показательны воспоминания девушк пришлась на 1986 — 1988 гг.: «Тема любе популярна. В те времена это было � воздухе. Любера и люберство были тем� о чем-то говорить. Гордились, что наш — и парни, и девушки — носили клетча� брючки тоже были. Однако дальше «общ� брюк мы в нашем «люберстве» не продв� не ходили и вообще спортом не заним� 1990-х годов в некоторых молодежных с «модник», обозначающее тех, кто сл� символике субкультуры, пренебрегая «модниками» можно было бы назвать высказывания; старшеклассники нахо они носили «клетчатые брючки» и испо для повседневных разговоров, но не б� когда молодые люди, следуя моде на лю но до выездов в Москву дело не доход но то дела, то что-то еще». —
Любера стали объектами обществе известность далеко за пределами мо� «Огоньке» первая статья была. Я тогд меня все время: «У тебя есть клетча брюк?»» (А. Е.). Любера стали героям художественных фильмов и рок-песе откликнулись не только отечественны известность люберов была спровоци факт, что один из наших информантов, � С), впервые услышал упоминавший� Люберец» на спортивных сборах в подростков (при том, что о сущест� некоторые из опрошенных нам
На волне ажиотажа люберами стали � разных подмосковных городов, и даже обозначать не жителя Люберец, а � субкультурного стиля, независимо о� аналогичные люберецким, начали п Советского Союза (см., на
Взлет интереса к люберам в конце 1986 в соответствии с механизмом возникн описанным социологом С. Коэном ( средства массовой информации спо настроения» — общественные фобии, б� угроз. При этом различным социаль� гипертрофированно негативное зна� улиц»). «Моральные паники» имеют и ме они не только пугают общество «демон� этим самым «демонам», обеспечивая сообщества новых участников. Имен� субкультурного имиджа, котором�
стр. 31<
С. Коэн писал: «Особая роль принадле и формировании социальных проб� панических настроений, даже если � способ предоставления определенных возникновения негодования, беспоко� чувства накладываются на обществен� ценности нуждаются в защите, сущ� создания новых социальных прави проблемы… Масс-медиа… могут созд проблемы быстро и драматично… Вним� фотографов может стимулирова� (Коэн 2000: 167).
Как видно из приведенного высказы� имеют место тогда, когда общество к � повышенная общественная тревожнос� иного события, когда объект «пани общественный интерес, сме�
Что же послужило почвой для столь � Чем был обусловлен общественный ин� вопрос снова нужно обратиться к ист� лет.<
Первая причина «популярности активности «неформальных» объединен� на «неформаль
С началом «перестройки» общество на стереотипов и интенсивно осваивать на обсуждении которых раньше лежал предметом общественного осмысле� информации зачастую стимулировал� Одним из «открытий» начала «перестро Союзе «неформальных объедине� контркультуры. В короткие сроки в с количество «неформальных» объеди исследованиям, на конец 1980-х го «неформалов» составило 10 — 13% от об неписаным… 1991: 4). Быть «неформа�
Любера оказались вписаны в общую � оказались одной из колоритнейших � взаимодействия молод�
При внимательном рассмотрении соб� люберецкие со своими набегами однозначными агрессорами; скорее, примерно равных сил: с одной сторон как «любера» (независимо от их реа� другой — их противники. Московская мо для борьбы с агрессором. Из «неформа организовали металлисты — субку� брутальной маскулинности; именно � активные участники драк. Среди моско «Обращение» металлистов: «Все больше жертвами распоясавшихся люберов. В людей страдает от бесчинства любе разобщенностью между молодежн� сложившимся положением мы предлагае драки, чтобы все силы направить на горит под ногами люберов!» (цит. по:
В ПТУ и школах расклеивались определенное время собираться на д дни Москва превращалась в поле � молодежных групп, которые через мил местам столкновений, самым поп
стр. 32<
Парк культуры и отдыха им. Горького февраля 1987 г.: «Около 18.00 также наблюд общим количеством свыше 1000 человек, � Горького с целью «выяснения отношени из Люберец. В дальнейшем указанные Крымскому мосту к Калининскому прос др. в направлении Центра, часть из бульваре и ул. Горького. В отделени� подростков, в том числе 28 жит� Овчинский 1991: 256 — 257). Как видно и� цифр, жители Люберец в общем числе » всего около 15%; остальными были те, к или же выступал против �
Как мы видим, в московской моло упоминавшийся нами социальный объединились для того, чтобы против уличные люберецкие компании в противоречия с тем, чтобы ездить в Мо объединились, чтобы противосто�
Примечательно, что появлен� интеграционные процессы даже вд� сделанных Т. Б. Щепанской в 1986 — 1989 информацию об отношении к люберам тусовки. Их появление стимулирова� противодействию: «Отношения между р битломаны против металлистов, метал� с битломанами враждовали. А любер� Когда появились любера, всем � (Щепанская 1993: 198). Летом 1987 г. в � слух, что скоро московские лю� Надвигающаяся опасность ока� консолидирующее влияние: «»Когд� собралась такая общая тусовка, оч общее, хотя бы сам город…». Там был� даже миролюбивые волосатые проявили (Там же: 209 — 210)
Второй причиной интереса определенном этапе была актуальнос пафос первых лет «перестройки коммунистической идеологии, � первоначальным, не замутненны коммунистическим идеалам. Деятельн� на утверждение идеализированных к� укладывалась в данный стереотип общ� у определенной части общества лю одобрением. Другая же часть, напроти угрозу (вспомним, как «неформа комсомольские оперотряды). Так ил� точки дискуссионного соприкос «советского образа жизни»; «идея» лю� злободневной для социально-полит�
Третьей причиной возникновен была одна из общественных фобий � реванша», реставрации советско� репрессиями тех, кто успел проявит Особенно сильным этот страх был в к Москве, где перестроечные процесс значимы. Ожидая возвращения старых социальной группы, которая эти пор такой группы и прочили молодежные гр на борьбу с инакомыслием. В качестве бригады штурмовиков в Германии 1930-х — 1970-х годов. Типичным было сопоставл
стр. 33<
мом (см., напр.: Осин 1989: 78 — 79 и подобного осмысления люберов мож� «Разные люди» (1987 или 1988 г.): «Бей прав� правый! / И наша страна тебя очень насквозь: / Красная свастика — это вс можешь махать рукой / И говорить ми твоей широкой спиной / Поднимает го речь идет и о фашиствующих мол� покровительствующем им «дяде в серо красных штурм�
Как нам кажется, именно фобия «к� причиной для возникновения устойч� его и сейчас) мнения, что движение л� Нам эта версия кажется маловер формирование, развитие и угасан� укладывалось в логику обществе
О склонности общества к создани говорит тот факт, что внешние набл описывали субкультуру по-разному. В на идеологическую агрессивность л� молодежном дискурсе, выделяя черт� настроения» в обществе (см., напр.: Рассматривая деятельность люберо что при численном росте движения и внутри субкультуры наблюдались не статью в «Огоньке», мы обнаружи высказываниям люберов первой пол касается «кодекса чести». В частност любера предпочитают нападать на бол� «люберы» только тогда, когда имеют бо превосходство. Трое — на одного. Деся� агрессию против девушек («они девуше� девушки не могут защищаться»). Мо информацию к числу журналистских в «Огонька», к сожалению, много. Не и� облике субкультуры «негативные» � статье. Однако, сравнивая люберецки городов, можно утверждать, что дегра в 1980-х годы была «естественным» пр� наблюдалась пов
Примечательно, что любера «стар� относились к поколению 1986 — 1988 гг.: клеточку, помнишь? Ездили там типа «м� Москву» (И. Э.). «Я этих, которые «сш� брюки», не очень уважаю» (Ш. А.). » деградация уличных традиций: «У нас спортсмены все. Могли собраться там поехать бить каких-нибудь панков: и� уже — когда я служил в армии, — ездили � не боимся», чем больше куча, тем лучше участились случаи спекуляции «ид� отнятыми у «неформалов». По мне� деградировали и традиции спортивны� например, в качалках не пить. Женщи� появились женщины. Потом появилас (Н. А.).
Подводя итоги, отметим, что в 1986 субкультуры люберов была связан обусловленных перестройкой, ресу� общественная мода на «неформаль
стр. 34<
одной стороны, к росту численност люберов, а, с другой — к формиров� «неформальной» субкультуры; идеологи «раннеперестроечного» общества к «� ценностям, близким люберам; инфор публикации в прессе, «канонизиро� субкультурные образы. Общественный свою очередь, обусловлен совпадени� фобиями, специфическим отноше� новаторством с�
Однако время больших перемен в с изменяло структуру ресурсов, подп� субкультуру, и очень скоро им су�
Этап четвертый: после 1988 г. П� люберов довольно быстро сошло на нет функционирование субкультуры, ис� авторитет марксистско-ленинская обществе повышались толерантнос размывалось само понятие «идеоло� обоснование для люберской «борьбы � досуга; развитие сети видеосало� заведений снижало дефицит досугово разнообразной; девальвировалис армейской службы; снижались прести� общественный интерес к «неформалам» численность «неформальных» молодежн пик моды уже �
При исчерпании старых ресурсов, Например, не появилось субкультурно фактора, способствующего длительн сообществ (в качестве примеров можн 1960 — 1970-х, растаманов и реггей, с
Ввиду сказанного выше, к концу 1980-� не актуально. Те, кто входил в субку повзрослели, а молодежь субкультурн� Однако на этом история субкул
В стабильном обществе дальнейшая предсказуема. С возрастом они бы ост� стали бы добропорядочными членами о� молодецкую забаву юности. Но интен обществе создали культурно-истор психологические качества и навыки, � деятельности, неожиданно оказали� ценным
На тот момент Советский Союз, ра постепенно входил в эпоху «дикого» ка свободного бизнеса возникли и новые всего рэкет. Вот тут и оказалось, что молодежных группировках «люберског освоения деятельности бандито� инструментальной агрессивности, н экстремальных ситуациях, физичес позволяло повзрослевшим любера зарабатывать много. Люберские � криминальными группами, только от перешли к нападениям на �
Для рассматриваемого нами социал актуальны положения, разрабат� социологами чикагской школы: раскрывается… через соотношен� социокультурном пространстве город го-стр. 35<
родского пространства маргинальн� бедностью и политическим вакуу� происходит перераспределение вл� контроля над городской жизнью и терр преступность и терроризм. Противор� выражается и в проблеме соо� «провинциальности» городской ж Романов 2004: 213 — 214). При этом важ� советские времена данный механи «периферии» сглаживался за счет об жизни (разница между богатыми и б� невелика, практически отсутство пространств по уровням доходов). Пер� отношениям стимулировал новые � способствовал перераспределени перераспределение оказалась готова — молодые люди, прошедшие социализац� сообщес
Как мы видели, с начала 1980-х годов л� развивались с некоторым опережен� компаниям из других городов. И в но� они также вошли одними из первых. Люб была одной из сильнейших в московско захлестнул период криминальных в� входящих в криминальные г�
Мы просили наших информантов подс� бывших люберов — не дожили до наших д от 25 до 75%; в качестве основной п криминальные столкновения, далее шл точках», гибель от несчастных слу� когорта в социальных потрясениях 1990 больше, чем теряет армия в средней с� сравнения: потери в Афганистане сос� проходивших там службу. — Немировс что со временем события 1990-х годо своеобразную гражданскую войну, со� новую систему общественно-экономич� меня друзей вон много похоронен товарищей. Одно время ездили мы на П по кладбищам. Толку что, эти мышцы А.). «Можно сходить на Люберецкое кл походить по новому полю, что ближе к � даты жизни и смерти… только это сов Н.). «С-ов спился, но сейчас, вроде ребенок, и он держит себя в руках. выкинули из криминала. Я думаю, А.).
Субкультура люберов испытала переломной эпохи 1980 — 1990-х годов. Т� состоял в том, что возникла она как т� способствующее взрослению и соци общества, однако из-за изменяющихся субкультуры оказались ввергнуты в д� них гибе
Такой же путь прошли и сверстники � разных регионов Советского Сою культурно-исторической ситуации � когорта молодых людей, чья юность � половину 1980-х годов, оказалась вовле активности, в том числе в орга� криминализован�
стр. 36<
На примере уличных молодежных ко р-на можно проследить, как бытовани наличием комплекса ресурсов. способствовало возникновению и раз же ресурсов привело к ее скорому участников на другие ви
Примеча
1 Основу субкультуры сос� младшего юношеского возраста. Для пр участников рассматриваемых нами гр� молодежью, молодыми л�
2 Например, в 1970-е — начале 1980- сплачивающим фактором была борьба «Тяп-Ляп» (Молодежные… 1997: 77). Еще одн примирения спортивных фанатов во в сборных против зару�
3 Кстати, эта же сводка д� социальном составе задержанных: «У вузов — 6, средних специальных учебны� -5» (Овчинский 1991:
Литерат
Вести 1982 — Вести из СССР. N 11.(1
Виталис 2003 — (Виталис В. и др.)Гузенко и др. 1987 — Гузенко Михайлов Г. Чем они там занимаются? 21 февр.
Коен 2000 — Коен С. Народные паники: возникновение модов и рок Молодежные культуры и суб�
КП 1986 — «А нас боятся…» // Комсомол� 284. 14 дек.<
КП 1987 — Полуночники // Комсомольская
Куприянов 1987 — Куприянов А. фонарей // Собеседник. 1987. N 7 (156)
Лукс 1998 — Молодежь: структура (Материалы лекционного курса) / Сост.
Любер 2001 — Доктор Любер. С Качай мускулы. 2001. N 3. Цит. по: www.mu
Маслов, Чулков 1987 — Маслов Стремитесь доблестью Отечество пр 1987. 28 февр.
Молодежные 1997 — Молодежные субку Максимова О. А., Салагаев А. Л., Серг Цейтлин Р. С. Каза
Немировский 1990 — Немировский � войны // Социс. 1990. N 10. С. 95
Овчинский 1991 — Овчинский В. С. люблю…» // По неписаным законам ул 267.
Осин 1989 — Осин А. Обречена � Даугава. 1989. N 2. С. 73 —
Петровский 1990 — Психология. Сло В. Петровского, М. Г. Ярошев
По неписаным… 1991 — По неписаным за� Ю. М. Хотченкова. �
Радов 1986 — Радов А. Дет Комсомольская правда
СР1 1986 — Верстова В. Подвиги от � Россия. 1986. 15 и�
СР2 1986 — Подвиги от безделья (Отзывы 1986 г.) // Советская Россия. 19
стр. 37<
СС1 1969 — Репей в конфетной обертке / 15 апр.<
СС2 1969 — Иванов Д. Троянский � Советский спорт. 1969. 28 сент.;
Сундиев 1991 — Сундиев И. Ю. Ан� объединений (типология и характери улицы… С. 46 — 5
Утицын 1986 — Утицын О. Культ� Слухи и реальность // Ленинское
Чарный 2004 — Чарный С. А. На� СССР в 1950 — 1980-е годы // Неприкосновенн С. 71 — 78.
Щекочихин 1986 — Щекочихин Ю.Щепанская 1993 — Щепанская � молодежной субкультуры: Опыт этногр 1986 — 1989 гг. СПб., 1993
Яковлев 1987 — Яковлев В. Ко� Огонек. 1987. N 5. С. 20 —
Ярская-Смирнова, Романов 2004 — � Романов П. В. Социальная антропол�
Cohen 1972 — Cohen S. Folk Devils and Moral Panics. The creation of the Mods and Rockers. Oxford, 1972.
Jenkins 1983 — Jenkins J. C. Resource Mobilization Theory and the Study of Social Movements // Annual Review of Sociology. 1983. N 9. P. 527 — 553.
Список инфо�
А. Е. — А. Евгений Николаевич, 1967 Московской обл. Запись 21
Б. А. — Б. Александр Дмитриеви Октябрьский Люберецкого р-на Москов г.
Б. С. — Б. Сергей Алексеевич, 1972 Московской обл. Запись 11
В. В. — В. Вис, 1968 г. рожд. Г. Мо сентября 200
Г. А. — Г. Алла Витальевна, Санкт-Петербург. Запись
Н. Э. — И. Эльдар Вагизович, 1967 г. Люберецкого р-на Московской обл.
К. А. — К. Анатолий Сергеевич, 1950 Московской обл. Запись
Н. А. — Н. Алексей Андреевич, 1968 Московской обл. Запись 10
П. Т. — П. Татьяна Владимировна, 19 Московской обл. Запись 20
Ш. А. — Ш. Алексей Алексеевич, 1968 Московской обл. Запись 10
© libmonster.ru
Постоянный адрес данной публикации:
https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛЮБЕРЕЦКИЕ-УЛИЧНЫЕ-МОЛОДЕЖНЫЕ-КОМПАНИИ-1980-Х
Похожие публикации: LRussia LWorld Y G
Комментарии:
ЛЮБЕРЕЦКИЕ УЛИЧНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ КОМПАНИИ 1980-Х
В 1980-х годах советское обществ социальные изменения: первая часть кризисом социалистической сист� «перестройки». Хронологическими р� ограничивается и история молодеж� (ед.ч. любер, мн.ч. любера), которая и я� В самом начале 1980-х годов субкул разрозненные уличные компании моло� г. Люберцы и Люберецком р-не; к 1986 приняли размеры молодежного движени Советского Союза. Взлет субкультуры концу 1980-х) был обусловлен изменен ситуации, социальными процессам� обществе в те годы. В истории уличны� отображается история молоде
Статья написана на основе и рассматриваемых событий (10 из них � участвовали в деятельности субкуль� публицистических текстов 1986 — 1991 гг. материала были использованы бо деятельности молодежных уличн� Советского Союза (1960 — 19
Возникновение, развитие и исчез рассматривается с точки зрения соц� ресурсов (Jenkins 19
История рассматриваемого нами � несколько этапов. Этап первы Проанализировав более двух десятко� регионов Советского Союза, м доперестроечные десятилетия на вс� уличных подростково-молодежных груп Это были группы ровесников, возникав работы, тренировок); они взаимоде� конфликтуя. Интересующие нас гру� старшего подросткового (14 — 15 лет), мл лет) и старшего юношеского ( (Петровский 1990: 56 — 60)1 деятельность в подобных группах в бо с уходом в армию; отслужившие есл� уличных компаниях, то имели уже д� Сходство уличных компаний заключал статусов, выборе мест для тус закономерностей развертыван� регламентации использования ору� имиджа, формирования «кодекса че� распределения ролей в ней и т. д. В � компании были преимущественно мужск тусовку, то, как правило, не участвов практиках: драках, криминально
Дмитрий Вячеславо кандидат психологических наук, до антропологии РАН.
стр. 23<
Не являлись исключением и Люберц были типичными представителями св концу 1970-х годов люберецкая уличная на территориальные группы, конфли самом начале 1980-х годов межгруппов произошли интеграция и сплочен� люберецкую общность. По мнению нек� было … Читать далее
Сортировка: развернуть все
Показывать по:
- Комментариев пока нет
21.12.2019 (1187 дней(я) назад)
http://biblioteka.by/modules/boonex/blogs/blogs.php?action=show_member_post&postUri=ЛЮБЕРЕЦКИЕ-УЛИЧНЫЕ-МОЛОДЕЖНЫЕ-КОМПАНИИ-1980-Х&lang=ru?lang=en
© biblioteka.by
Либмонстр, международная сеть: |
Актуальные публикации: |
Актуальные публикации: |
Последние СТАТЬИ: |
Последние КНИГИ: |
Актуальные публикации: |
BIBLIOTEKA.BY — электронная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив
Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно.
Нажмите сюда
, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!
Молодежные уличные группировки. Введение в проблематику
.zip
1. Александр Куприянов — Люберцы — при свете фонарей, или Пасынки столицы
2. Владимир Яковлев — Контора люберов
3. Дмитрий Громов — Люберецкие уличные молодежные компании 1980-х годов: субкультура на перепутье истории
4. Дмитрий Громов — Молодежные уличные группировки: введение в проблематику
5. Сергей Белановский — Молодёжная субкультура
6. Федор Раззаков — Любера
Файл заблокирован по просьбе правообладателя. Вы можете получить эту книгу здесь.
Добавлен: Luber (14 мар в 21:07)
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Жалоба администрации
Внимание! Администрация рассматривает жалобы только в следующих случаях:
1. Нарушение законов РФ.
2. Реклама и СПАМ.
3. Мошенничество.
Если вам грубят, просто занесите автора в черный список.
Вы действительно хотите пожаловаться администрации на этот комментарий?
Если вы ответите согласны, то это сообщение будет передано администраторам для дальнейшего рассмотрения.
-
-
October 8 2007, 21:03
- Общество
- Происшествия
- Армия
- Cancel
интересная статья о люберах
Громов Д.В. [любера/люберы] Люберецкие уличные молодежные компании 1980-х годов
Мы просили наших информантов подсчитать, сколько их товарищей – бывших люберов –
не дожили до наших дней. Была названа доля потерь от 25 до 75%; в качестве
основной причины гибели называли криминальные столкновения, далее шли
наркомания, гибель в «горячих точках», гибель от несчастных случаев. «Люберская»
возрастная когорта в социальных потрясениях 1990-х годов потеряла значительно
больше, чем теряет армия в средней сложности боевых действиях (для сравнения,
потери в Афганистане составили 2,4% от общего числа проходивших там службу
[Россия, 2001]). Не исключено, что со временем события 1990-х годов будут
рассматривать как своеобразную гражданскую войну, сопровождавшую вхождение
страны в новую систему общественно-экономических отношений. Из интервью: «У меня
друзей вон много похоронено. Ну, не друзей, знакомых, товарищей. Одно время
ездили мы на Пасху – на машине садились – и по кладбищам. Толку что, эти мышцы –
ничего не спасли» [Ш.А.]. «Можно сходить на Люберецкое кладбище, на Новой
Рязанке, и походить по новому полю, что ближе к дороге, посмотреть на могилы и
даты жизни и смерти… только это совсем грустная история» [Н.Н.].
я где-то в 7 классе в 87-88гг был в такой банде, причем был там самым младшим… наверно поэтому и выжил… хотя в Ставрополе все было немного по другому, без культуризма и без вылазок в столицу… мы просто «держали» северо-западный район города (тот самый где в этом году были столкновения с кавказцами)… стригли хипсов всяких… музыку играли гитарную…в общем оттягивались;) но национализма не было и близко, в тусовке были и армяне и дагестанцы… о люберах я позже только в москве узнал, и униформа у нас была завязана на кепку «аэродром» или как мы ее называли фура, осюда и название фурапеты или фуры… банда распалась когда лидер ушел в армию… в лучшие времена собиралось до 50 чел, а так регулярно 15-25