Экспедиторы и перевозчики все чаще пользуются услугами страховых компаний и страхуют свои риски для снижения и регулирования рисков, связанных с их профессиональной деятельностью. Подобная положительная тенденция прослеживается и в страховании грузовладельцами своих грузов. Страхование — отличный способ управлять рисками утраты, повреждения и хищения груза; но “отличный” не означает, что страховая компания оплатит стоимость утраченного или поврежденного груза моментально, по одному лишь письменному заявлению страхователя. Такие случаи конечно же бывают, но часто за получение страховой выплаты приходится сражаться и требовать от страховщика страховое возмещение.
Путь от подачи заявления о наступлении страхового события до фактического получения денег может занять несколько лет. Это обусловлено следующими факторами:
- договор страхования всегда практически безупречен;
- у страховых компаний отлично обученные юристы, которые специализируются именно на таких делах;
- судебные споры по договорам страхования проходят (в подавляющем большинстве случаев) по месту регистрации страховой компании;
- арбитражные суды отдельно выделяют споры, по которым ответчиком (должником) является страховая компания (подробнее здесь);
- у страховщиков огромная, наработанная в их пользу, судебная практика, на которую они ссылаются.
Этот список далеко не полный, но по нему уже можно понять, что без участия опытного юриста, специализирующегося на делах, связанных с получением страхового возмещения перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем, шансы на успех весьма низкие.
Когда надо обращаться к юристу?
В идеале — до заключения договора страхования. Юрист проанализирует договор и правила страхования, укажет на тонкие места в документах и, возможно, вы предпочтете выбрать другую страховую компанию, в которой договор и правила страхования соответствуют целям, которые вы преследуете при страховании своей ответственности.
Если вы не обратились к юристу на стадии заключения страхового договора, а страховой случай уже наступил (допустим, сгорел перевозимый груз) — обязательно проконсультируйтесь с юристом до подачи заявления о наступлении события, подпадающего под застрахованный риск. Сведения, которые вы укажете в заявлении о случившемся страховом событии в дальнейшем будут играть огромную роль. Именно от этих сведений потом, в суде, будет зависеть удастся ли вам получить со страховщика выплату. Ни в коем случае не консультируйтесь с сотрудником страховой компании по поводу того, что вам указать в заявлении — сотрудник играет не в вашей команде, он никак не заинтересован в том, чтобы у его работодателя возникли крупные финансовые потери.
Часто застрахованное лицо обращается к юристу после получения отказа о выплате страхового возмещения. В таком случае необходимо предоставить все документы, относящиеся и к перевозке, и к договору страхования. В ходе консультации юрист определит перечень документов, которые ему необходимы для работы со страховым случаем и решения вашего вопроса.
Обращение к юристу во время длящейся судебной тяжбы со страховщиком наименее эффективное, но не безнадежное. Хотя, конечно, до этого лучше не доводить. Все надо делать вовремя, только тогда вы обеспечиваете надежную юридическую защиту собственных бизнес-интересов.
Мошенничество, грабеж или кража груза?
Страховая компания, выплачивая страховое возмещение, не просто дарит деньги застрахованному лицу, а взыскивает свои убытки (сумму выплаченного возмещения) с виновного лица. Это называется переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба или, если сказать одним словом, суброгация. Общий порядок суброгации установлен ст. 965 Гражданского кодекса РФ.
Многие страховые компании неохотно включают в страхуемые риски утрату груза в результате мошенничества. Чаще всего страхуются риски кражи груза и грабежа водителя, перевозящего груз.
При утрате груза по вине третьих лиц страховщик может воспользоваться правом на предъявление суброгационного требования только в том случае, если однозначно установлен виновник — вор, грабитель или мошенник. В отсутствие лица, виновного в утрате груза, страховая компания вынуждена относить выплаченное возмещение на свои убытки.
Криминальная статистика свидетельствует о том, что чаще всего утрата груза происходит вследствие кражи или мошенничества. Разбой и грабеж случаются, но происходят не настолько часто. Именно это часто является краеугольным камнем всех страховых дел. Проблема в том, что грань между мошенничеством и кражей груза нередко очень тонка, поэтому от юриста страхователя требуются знания не только гражданского, но и уголовного и уголовно-процессуального права, чтобы при рассмотрении дела в суде убедить суд в том, что случившееся является страховым случаем и страховая компания обязана выплатить положенное по договору возмещение.
Взыскание страхового возмещения за утрату, повреждение, порчу груза.
Предположим, страховой случай наступил. Какова вероятность того, что страховщик добровольно выплатит страховое возмещение да еще и в полном объеме? Вероятность варьируется в зависимости от обстоятельств и выбранной вами страховой компании, но в среднем она равна примерно 20%. Если вы попали в остальные 80%, то необходимо взыскивать страховое возмещение в судебном порядке.
До обращения в суд обязательно соблюсти досудебный этап — это установлено частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ. После 30 дней с момента отправки претензии вы вправе обратиться в суд с иском.
Этапы работы юриста по делам, связанным со страховыми спорами.
Так как споры со страховыми компаниями относятся к одной из самых сложных категорий судебных дел, юристу необходимо внимательно ознакомиться и изучить все имеющиеся материалы. Главные документы для юридического анализа:
- договор страхования;
- правила страхования;
- договор перевозки или экспедирования;
- заявка на перевозку или оказание экспедиционных услуг;
- товарно-транспортная или транспортная накладная, экспедиторская расписка или иной документ, подтверждающий прием груза для перевозки у грузовладельца;
- документы, подтверждающие наступление страхового случая (протоколы, определения, постановления компетентных государственных органов — МВД, МЧС и т. п.).
В ходе анализа необходимо увязать событие, в результате которого возникли убытки, с договором страхования; выяснить, является ли произошедшее страховым случаем, рассчитать сумму страховой выплаты с учетом всех обстоятельств, разработать тактику взыскания со страховщика возмещения.
После того как юрист сформирует и определит порядок действий для получения выплаты со страховой компании возмещения, он направляет письменное требование — претензию. Соблюдение претензионного порядка по делам, связанным с получением перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем страхового возмещения, обязательно в силу ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При отказе от удовлетворения претензии юрист готовит исковое заявление и направляет его в суд. На этом этапе начинается плотная работа по взысканию страховой выплаты — суды очень строго относятся к таким заявлениям, въедливо вчитываются в содержание договора и правил страхования. В свою очередь страховая компания не ведет себя пассивно, наоборот, страховщик активно защищает свою позицию, представляя в суд мотивированные отзывы, возражения и пояснения на иск.
Как долго длятся дела по страховым спорам?
Бывает, что по нескольку лет. Однозначно гарантировать быстрое и приятное получение денег по суду со страховой организации не может ни один добросовестный юрист. Страховая компания располагает значительными ресурсами — человеческими, финансовыми, юридическими — позволяющими затягивать процесс выплаты страхователю. Страховщики, как и любые юридические лица, ведут деятельность для получения прибыли. Каждая страховая выплата уменьшает размер этой прибыли, поэтому вполне естественно, что страховая компания будет всеми способами стремиться уменьшить процент страховых дел, по которым застрахованные лица будут получать возмещение.
Страховые компании содержат большие штаты юристов, что позволяет вырабатывать новые тактики и схемы защиты. Например, некоторое время у страховщиков в судах проходили доводы о том, что Уставом автомобильного транспорта и Законом о транспортно-экспедиторской деятельности прямо не предусмотрена возможность перевозчиков и экспедиторов страховать свои риски, вследствие чего заключенный договор страхования рисков перевозчика является недействительным. Исправлять юридически абсурдную ситуацию пришлось Верховному Суду РФ (п. 12 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции).
Подытожим.
Страхование груза или ответственности за груз — не самое дешевое удовольствие. Если вы решили застраховать свою ответственность экспедитора или перевозчика (либо вы грузовладелец и застраховали перевозимый груз), обратитесь к юристу, предоставьте ему договор страхования для анализа. На этом этапе вы сможете понять, “сработает” ли страховка при хищении, утрате или порче груза. Если страховой случай произошел — обращайтесь к юристу для составления заявления о получении страхового возмещения и дальнейшего ведения дела, вплоть до получения подлежащих выплате сумм.
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. При наступлении страхового случая по договору обязательного страхования страховщик обязан выплатить выгодоприобретателю страховое возмещение в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, а выгодоприобретатель вправе требовать выплаты этого страхового возмещения от страховщика.
2. Право требования выгодоприобретателя к страховщику о выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая по договору обязательного страхования не может быть изменено, преобразовано или передано (уступлено).
3. Отказ выгодоприобретателя от своего права требования к страховщику допускается только в случае, если выгодоприобретатель одновременно отказывается и от своего права требования к перевозчику о возмещении причиненного вреда.
4. Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения в случае:
1) наступления страхового случая вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок. Указанные основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения могут быть полностью или частично исключены из договора обязательного страхования по соглашению сторон;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) наступления страхового случая вследствие умысла выгодоприобретателя;
3) если определенная по правилам пункта 3 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона величина подлежащего возмещению по соответствующему страховому случаю вреда, причиненного имуществу потерпевшего, меньше установленной договором обязательного страхования франшизы или равна ей.
5. Если к страховщику предъявлено требование о выплате страхового возмещения, но представлены не все документы, которые должны быть представлены в соответствии с частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, и лицо, предъявившее данное требование, настаивает на выплате ему страхового возмещения при отсутствии этих документов, страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения при условии, что лицо, предъявившее данное требование, не доказало факт наступления страхового случая и (или) размер подлежащего возмещению вреда.
6. Страховщик не вправе отказать в выплате страхового возмещения по другим основаниям.
7. Перевозчик до удовлетворения предъявленных к нему требований о возмещении причиненного вреда должен уведомить страховщика о предъявлении к нему требований в течение двух рабочих дней, следующих за днем их предъявления. Перевозчик, возместивший полностью или частично причиненный потерпевшему вред, должен уведомить об этом страховщика в течение двух рабочих дней, следующих за днем возмещения вреда.
8. Если перевозчик своевременно не уведомил страховщика о том, что вред им возмещен, и вследствие этого страховщик выплатил страховое возмещение выгодоприобретателю, перевозчик лишается права требовать от страховщика выплаты компенсации.
9. Перевозчик, который исполнил обязанность, предусмотренную частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и возместил по согласованию со страховщиком полностью или частично причиненный потерпевшему вред, вправе требовать от страховщика выплаты компенсации в части возмещенного им вреда, а выгодоприобретатель, которому вред возмещен, это право утрачивает.
10. При предъявлении к страховщику требования о выплате компенсации возмещенного вреда перевозчик должен наряду с документами, обязательность представления которых установлена настоящим Федеральным законом, приложить к этому требованию документы, которые подтверждают возмещение причиненного вреда и перечень которых определяется сторонами договора обязательного страхования.
Перевозка грузов на разные расстояния требует его защиты от возможных проблем в пути. Чтобы защитить свои интересы в случаях, когда возможна полная или частичная утрата груза, оформляется страхование. Оптимальный вариант – это страхование груза на полную его стоимость.
Иногда логисты заявляют, что страховые случаи случаются не каждый день, а некоторые не сталкиваются с подобными проблемами ни разу за долгие годы. Но страхование – это способ минимизировать риски, иметь гарантии того, что владелец не потеряет свои деньги, его собственность защищена.
Например, невозможно предсказать обстоятельства при импортных или экспортных поставках на большие расстояния ценного или хрупкого груза, и вероятность его повреждения значительно увеличивается.
Эксперты образовательного центра РУНО , составившие многочисленные курсы по логистике, ВЭД, таможне и управлению цепями поставок поделятся, как правильно действовать при наступлении страхового случая и какие правила соблюдать.
Содержание:
- Роль договора страхования;
- Обзор примера;
- При наступлении страхового случая. Страхователь;
- При наступлении страхового случая. Страховщик.
Роль договора страхования
Среди логистов распространено халатное отношение к изучению договора страхования, что ведет к последствиям. Происходит это из-за статистики. Обычно масштабные потери случаются очень редко, но при этом несут огромный финансовый ущерб компаниям.
Очень важно!
От того, ЧТО ИМЕННО прописано в вашем контракте, зависят выплаты по ущербу и порядок действий со стороны страхователя при наступлении страхового случая
При заключении договора внимательно читайте условия. Обратите внимание на все пункты: действительно ли вы защищены от потенциальных случаев ущерба.
Случается так, что в компаниях по международным перевозкам с большим оборотом дорогостоящих грузов, услуги страхования могут составлять большие суммы. И без внимательного изучения договора может оказаться так, что все финансовые расходы на эту страховку были бесполезны.
Если ваши поставщики регулярно не соблюдают сроки по поставкам, вам может быть полезна наша статья Рекламации и претензии по качеству
Убедитесь, что все потенциальные страховые случаи прописаны в вашем договоре
Обзор примера
-
Компания заключила с поставщиком контракт на покупку мазута со 100-процентной предоплатой за 4 цистерны по 40 тонн.
-
Договор предусматривает поставку товара в течение месяца после предоплаты, иначе деньги должны вернуть.
-
Все риски по перевозке возлагаются на компанию покупателя.
Покупатель обратился в страховую с просьбой:
-
застраховать груз;
-
застраховать предпринимательский риск (если поставщик не выполнит свои обязательства)
Страховая компания застраховала:
-
Предпринимательский риск.
-
Ожидаемую прибыль компании-покупателя.
-
Страховая премия составила 2% от стоимости груза.
-
Тариф по коммерческому риску: 1,5.
В результате компания-поставщик нарушила условия контракта.
Итог:
-
Предоплата была возвращена покупателю без судебного разбирательства.
-
И была получена страховка по недополученной ожидаемой прибыли.
При наступлении страхового случая. Страхователь
При наступлении страхового случая страхователь должен незамедлительно оповестить об этом страховую компанию.
Ситуация.
После таможенного оформления транспортное средство приезжает на склад в пятницу поздно вечером. Обнаруживается повреждение груза.
Необходимо незамедлительно проинформировать страховую компанию о наступлении страхового случая, не нарушая сроки, указанные в договоре.
Распространенная ошибка: персонал откладывает информирование до наступления следующей рабочей недели и присутствия руководства.
Способы информирования при наступления страхового случая должны быть прописаны в контракте и оговорены со страховой компанией. При информировании указывается:
-
Место и время произошедшего
-
Предполагаемые причины
-
Размер убытка
После информирования страхователь должен подать письменное заявление по адресу страховщика. Обращайте внимание на сроки подачи. Процесс подачи заявления также должен быть описан в контракте страхования.
Далее страхователь:
-
Должен обеспечить сохранность имущества (объекта договора) до его осмотра страховщиком
-
Или переместить груз в безопасное место (если это разрешено страховщиком)
Важный этап для получения компенсаций по ущербу! При наступлении страхового случая не забудьте направить письменную претензию перевозчику.
Грузоперевозчик и страховка.
Грузоперевозчик имеет право страховать как ответственность, так и груз, часто оформляются оба вида страховки. При наличии страхования груза, компания-перевозчик выступает в роли посредника, а владелец груза получает полную компенсацию потерь.
Если оформлена только страховка ответственности, страховщик имеет право требовать компенсацию от перевозчика после того, как он получит страховую сумму.
Подробнее о том, что лучше страховать: ответственность или груз – можно найти в курсе “Специалист по ВЭД и таможенному оформлению”
Также государственные органы принимают участие и устанавливают факт утраты или повреждения груза и фиксируют это в документах.
Иногда при наступлении страхового случая требуется присутствие независимого оценщика.
Весь персонал склада, или организации страхователя должен быть проинструктирован о действиях при наступлении страхового случая.
Смотрите более подробно о действиях страхователя в нашем видео фрагменте «Наступление страхового случая. Порядок действий»
При наступлении страхового случая. Страховщик
При наступлении страхового случая страховщик вправе истребовать некоторые документы (перечень см. на рисунке ниже)
Страховщик изучает все обстоятельства происшествия и принимает решение о согласии или несогласии выплаты ущерба. Также он должен известить страхователя о признании претензии либо предоставить письменный отказ с перечнем причин. Суммы выплат по договору должны быть перечислены в течение 10 банковских дней.
Подробнее, по видах и правилах страхования рассказывается в курсе “Специалист по ВЭД и таможенному оформлению”
Наш профессиональный совет!
Вопросы страхования всегда будут «головной болью» любой логистической компании, и компетентность сотрудников этих компаний может сыграть решающую роль при заключении страховых договоров.
Чтобы избежать спорных ситуаций при страховых случаях, образовательный центр РУНО рекомендует курс “Специалист по ВЭД и таможенному оформлению”
Что вы будете уметь по окончании данного курса:
-
определять условия поставок, оплаты, скидок и сроков поставки товаров
-
готовить внешнеторговые контракты и контролировать их исполнение
-
вести документооборот ВЭД, организовывать доставку и страхование груза
-
готовить необходимые документы для таможни
-
подбирать коды ТН ВЭД и заполнять таможенную декларацию
-
рассчитывать таможенные платежи, таможенную стоимость
-
оптимизировать транспортные расходы
По окончании вы получите удостоверение о повышении квалификации!
Курс ведет эксперт-практик, кандидат экономических наук, с опытом работы более 15 лет.
Учебная программа Получить доступ
СМОТРИТЕ ВИДЕОУРОКИ ПО ТЕМЕ:
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Логистический сервис. Виды и уровни
Рекламации и претензии по качеству
Вам могут быть интересны курсы:
“Менеджер по логистике и ВЭД”
«Управление цепями поставок при импорте из Китая. Практикум»
Автор статьи центр дополнительного профессионального образования РУНО
Добрый день.
Я ИП. Продал товар, но покупатель от него отказался и сразу после получения вернул мне обратно. Он отправлял как физ.лицо, я получал как физ лицо. Но это кажется к теме отношения не имеет.
Товар стоит 50000 руб.
При получении товара я стал свидетелем того, как его уронили с погрузчика с высоты 3 метра. И хотя он был в обрешетке, всё-таки он повредился (зима, -25), корпус алюминиевый получил вмятину, пластиковые детали разлетелись, механизм, находящийся внутри стал неработоспособен, то есть товар не пригоден к последующей продаже.
Сначала страховая не хотела принимать чек об оплате, но потом вроде бы приняла. И вчера мне прислали экспертное заключение.
Некоторые цитаты:
6.1. Оценка состояния поврежденного груза.
Исходя из предоставленных документов и фотографий, а также анализа рынка уцененных товаров и руководствуясь затратным подходом, эксперт установил следующее:
— поврежденный груз может быть использован по функциональному назначению после проведения ремонтных работ
— имущество, аналогичное поврежденному грузу, может быть реализовано с уценкой.
Основываясь на вышеизложенном, эксперт рассчитал сумму убытка в размере 30% уценки.
Сумму убытка 30% они назначают, согласно их приведённой методике оценки, если:
Товар был повреждён при транспортировке (значительные
повреждения корпуса, на площади менее 20%: нарушение целостности, глубокие вмятины, сколы, окрасочный слой значительно нарушен), товар функционально исправен, обладает заявленными производителем техническими характеристиками, не нарушает требования безопасности.
7. Выводы, полученные на основании проведенных расчетов
Исходя из предоставленных документов и фотографий, а также анализа рынка уцененных товаров, установлено, что поврежденный груз может быть использован по функциональному назначению с учетом выявленных дефектов и, следовательно, реализован с уценкой.
Размер реального ущерба определен в размере уценки (утраченной стоимости)
Но я с этой оценкой не могу быть согласен вот почему:
Товар полностью неисправен и мало того, что утратил полностью возможность выполнять свои функции, так он ещё и повреждён внешне. Продать такой товар я не смогу. Чтобы его отремонтировать, мне нужно отправлять его в Китай, а это очень дорого и нецелесообразно. Производитель мог бы прислать мне запчасти, но в таком случае он должен прислать целиком новый товар, потому что абсолютно все функциональные детали товара были повреждены.
В методике расчёта страховой есть такой пункт:
Товар был повреждён при транспортировке, имеет значительные повреждения, требует ремонта в объеме, превышающем экономическую целесообразность его выполнения; отсутствие технической возможности осуществления такового; непригодное к
эксплуатации и ремонту. Товар, в отношении которого нет разумных перспектив на продажу, кроме как по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь.
Этот пункт как раз подходит под мою ситуацию и подразумевает возмещение ущерба в размере 80-100%, что меня в принципе бы устроило, но учитывая то, сколько сил и времени это отнимает, явно недостаточно.
В письме об удовлетворении претензии были следующие слова:
При несогласии с вынесенным решением, Вы можете оформить возражение путем подачи официального заявления на странице претензии в Личном кабинете.
Я написал вчера письмо в страховую, что я не согласен и т.д., на что они ответили:
Добрый день! Несогласие с ответом просьба оформить
официальным письмом, заверенным Вашей подписью/печатью(юр.лицо) и выслать отсканированным документом во вложении, на эл. адрес
Я честно признаюсь, мне не хочется судиться и т.д. У меня много других задач и я не готов тратить уйму времени из-за 50 000.
Поэтому я хочу получить совет, можно ли как-то без суда взыскать положенную сумму? Есть ли способ правильно составить несогласие или же директива страховой здесь однозначна: не согласны — в суд?
Помните, что страховая компания – не касса взаимопомощи, делать подарки в этой сфере не принято. Страхование – такой же бизнес, как и ваш. Страховая компания старается страховать то, что никогда не случится. Ваша задача иная – застраховать свой груз от того что может произойти, от реальных рисков. Любая страховка имеет определённые ограничения, в договоре специально оговорен ряд спорных моментов. Поэтому необходимо внимательно читать тексты, написанные мелким шрифтом и продумывать все возможные варианты. При этом, безусловно, стоит оставаться оптимистами и, конечно, надеяться на лучшее.
Мы искренне заинтересованы в положительном результате нашего с вами сотрудничества, поэтому рекомендуем вам самим застраховать груз, а не спрашивать у перевозчика полис страхования ответственности самого перевозчика, на жаргоне страховщиков называемого – страховка CMR .
CMR страхование – это профессиональный жаргон страховщиков, правильно называется это так – Добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика для международных перевозок.
По CMR–страхованию полис является механизмом компенсации ущерба грузовладельцу, нанесенного по вине перевозчика, если это не вина перевозчика вы ничего не получите.
Страховой полис CMR страхования позволяет защитить перевозчика от финансовых обязательств за утрату или повреждение груза в результате, к примеру, ДТП, намокания, пожара, опрокидывания транспорта, переохлаждения или перегрева груза, угона авто с грузом, кражи, грабежа, а также за финансовые убытки вследствие просрочки в доставке груза или нанесения вреда третьим лицам, причиненного перевозимым грузом (к примеру, падение груза на что-то/кого-то или выливание химических веществ на почву). Категорически Не стоит путать это страхование со страхованием грузов, так как страхование грузов защищает интересы грузовладельца или грузополучателя, но не перевозчика.
По закону на основании конвенции КДПГ «О Договоре международной дорожной перевозки грузов» (Статья 23):
- Перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки (стоимость груза определяется на основании документов выданных на месте загрузки).
- Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки, или за отсутствием таковой на основании текущей рыночной цены, или же при отсутствии и той и другой на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества (нафантазированная стоимость не принимается).
- Размер возмещения не может превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 гр. золота 0.900 пробы.
- Кроме того, подлежат возмещению: оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной потере; иной убыток возмещению не подлежит.
По конвенции КДПГ размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки, однако не может превышать 8,33 единицы Специальных Прав Заимствования ( SDR = Special Drawing Rights — http://www.imf.org/external/np/fin/data/rms_five.aspx) за килограмм – 8,33 SDR/KG или 920 SDR за одно недостающее место груза.
Например:
- из CMR берем брутто вес груз 9’758,00 кг.
Берем стоимость одной единицы SDR на день оформления транспортных документов 49,4836 руб./сдр.
стоимостное выражение предела ответственности перевозчика в данном случае составит 4’022’231,87 руб = (9’758 кг * 8,33 SDR * 49,4836).
CMR страхование – страхование ответственности перевозчика за груз, прописанный в отдельно взятой накладной CMR со штампом данного перевозчика. В случае, если перевозчик, располагающий полисом CMR-страхования, признается невиновным в ущербе, нанесенном грузу, все Ваши претензии должны быть адресованы третьему лицу, которое в этом виновато. При наличии отдельного страхового полиса на груз, страховая компания обязана компенсировать ущерб, нанесенный грузу, а потом разбираться с Вашим перевозчиком или третьим лицом.
Другими словами, это отдельные виды страхования. CMR-страхование перевозчика может заменить полис страхования груза только в случае наличия вины перевозчика в нанесенном ущербе грузу, который ещё необходимо доказать. Как правило, это делается в суде, т.к. согласно любому договору страхования, в т.ч. CMR, перевозчик не имеет права признавать себя виновным самовольно.
Необходимо также обратить внимание на размер страховой суммы, указанной в полисе страхования CMR перевозчика, не всегда этот лимит покрывает реальную стоимость груза. Касательно 8,33 SDR/KG при наличии полиса страхования ответственности. Это лимит ответственности, которую несет перевозчик только в случае, если в CMR стоимость груза не обозначена. В случае наличия в CMR отметки «Особо ценный груз» с обозначением его стоимости и наличия доказанной вины перевозчика, страховая компания перевозчика обязана компенсировать полную заявленную стоимость груза, а не оперировать лимитом примерно в 12 USD/кг.
Из конвенции CMR:
Статья 24
Отправитель может указать в накладной при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате стоимость груза, превышающую предел, указанный в пункте 3 статьи 23, и в таком случае заявленная сумма заменяет этот предел.
Статья 26
1. Отправитель может указать, вписав в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, объявленную ценность груза на случай потери или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок.
2. В случае объявления ценности груза при доставке может быть потребовано независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23, 24 и 25, и в пределах суммы заявленной ценности груза возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано.
Одним из самых необходимых условий качественного урегулирования убытка по договору страхования грузоперевозок является сотрудничество с экспертными организациями при Торгово–промышленной палате, которая имеет свои представительства практически в любом городе России, а также в странах СНГ и Балтии.
Процесс урегулирования убытков в этом виде страхования весьма сложен по организационным причинам: во первых, убыток может произойти в любом, самом удаленном регионе; во вторых, страхование грузов предполагает работу с самыми разными типами грузов, а значит, необходимо наличие и быстрое привлечение экспертов различных профилей.
Когда ваш груз загружен в транспортное средство рекомендуем вам иметь контакт с перевозчиком иначе информация будет до вас доходить (или не доходить) в искаженном виде.
Мы желаем, чтобы вам не пришлось изучать все эти детали на практике пусть с вашим грузом всё будет в порядке! Обращайтесь к нам, мы поможем.
Примечание:
Специальное право заимствования ( SDR, SDRs) — искусственное резервное и платёжное средство. SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов. Первоначально в Уставе SDR было определено как 0.888671 г. чистого золота, что соответствовало 1 доллару США, но с отменой золотого паритета необходимость в определении золотого содержания SDR отпала. SDR имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты ни когда не выпускались.
Международный код согласно ISO 4217 — XDR.
Курс на 30.08.2012
1 RUB = 0,02037 XDR
1 USD = 0,6576 XDR
1 EUR = 0,8248 XDR
Немного про ответственность при грузовых перевозках. Убытки.
Свои профессиональные обязательства страхуют:
- перевозчики
- брокеры
- экспедиторы
Но за груз отвечает согласно КДПГ перевозчик, и застрахован он или нет никого не волнует он обязан возместить ущерб.
Если при перевозке наступит страховой случай, страховая компания возместит ущерб перевозчику, только перевозчику, и уже грузовладелец будет взыскивать ущерб с перевозчика, если конечно сможет взыскать…
Ситуация с экспедитором и брокером – схожая они страхуют свои профессиональные риски.
Иное дело если застраховано имущество(груз), грузовладельцем. Тогда страховая компания возмещает ущерб при страховом случае страхователю, и страховая компания получает право регрессить ущерб к перевозчику.
Согласно типовых правила FIATA, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность:
Экспедитор ни в коем случае не несет ответственности:
- за ценности или опасные грузы, если они не заявлены экспедитору во время заключения договора на экспедирование;
- за убытки, проистекающие из-за задержки в доставке, если такая ответственность не выражена четко в письменной форме;
- за прямые или косвенные убытки, понесенные в результате потери прибыли, рынка и т.д.
Оценка убытков.
Стоимость товаров определяется в соответствии с действующей биржевой ценой на товар, если таковой цены нет, то в соответствии с текущей рыночной ценой; если нет ни биржевой, ни рыночной цены, то стоимость товара определяется путем ссылки на обычную стоимость товара такого же вида и качества.
Денежные ограничения ответственности (пределы ответственности экспедитора).
Утрата товара и ущерб, нанесенный товару.
Экспедитор не может нести ответственность за утрату товара и причиненный товару ущерб в сумме, превышающий эквивалент 2 (двух) единиц специальных прав заимствования за килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза, если только большая сумма сумма не востребована с клиента-заказчика, перед которым экспедитор является ответственным. Если товар не был доставлен в течение 90 календарных дней после даты, когда этот товар должен быть поставлен, клиент может, если нет свидетельств обратному, считать товар утраченным.
Ограничение ответственности за задержку в доставке.
Если экспедитор является ответственным за убытки, связанные с задержкой в доставке, то такая ответственность ограничивается суммой, не превышающей размеров компенсации, причитающейся за увеличение убытков за эту задержку.
Другие виды убытков.
Пределы ответственности экспедитора за любую утрату и ущерб не должные превышать в каждом конкретном случает суммы, установленной соответствующими национальными нормативными актами и правилами, если только с клиента-заказчика экспедитора, перед которым он несет ответственность, не взыскана большая сумма.
Бытовые рассуждения
в российских условиях невыплаты, затягивание сроков выплат, занижение размеров возмещения – конкурентное преимущество для страховой компании. Те кто будут платить вовремя и в полном объеме – быстро обанкротятся.
По поводу оптимальной стратегии страхования – если есть накопления лучше не страховаться, поскольку страхование как лотерея – по теории вероятностей шансы выиграть всегда меньше т.к. из призового фонда (собранных страховых премий) нужно вычесть комиссионные агенту, аренду офисов, точек продаж, зп юристам из отдела выплат, ну и прибыль владельцам должна иметь место. Оставшаяся сумма крайне мала.
К примеру если у вас автомобиль стоимостью 1 млн, и каско на него стоит, скажем 60 т.р. то прежде чем купить такой полис, необходимо спрсить себя — не лучше ли мне будет оставить эти 60к., отложить их, и в случае мелкого дтп расплатиться ими за ремонт, а в случае крупного ущерба, будет ли возможность найти недорогих денег на ремонт или покупку другого авто, и тоже оценить эти суммы. Да и страховые имеют обыкновение исчезать. (Поэтому неплохо иметь связи в руководстве чтобы заранее расторгнуть договор страхования и передать инфу своим клиентам)
Другое дело когда речь идет о дешевом полисе маловероятного риска, например страхование квартиры от пожара — полис стоит копейки — а восстановление сгоревшего жилища — миллионы. Хотя и здесь, спроси себя — если ли у меня финансовый жирок чтобы было где жить в случае чего, и на что ремонтировать сгоревшее.
Про здоровье ровно та же песня — если нет счета в банке, который позволит жить твоей семье не хуже чем при твоей жизни — полис не нужен, если нет, он обязателен.
Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки
Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.
Страшные истории международных перевозок
МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.
Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется…. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.
ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.
По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся….
КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.
Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор…. Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).
Документы для международных перевозок
Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List…
Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок
Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.
В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп ${large ({p.p.})}$ и груз ${large (gr)}$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, ${large {p.p.}}$ и ${large {gr}}$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^{T}$.
Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.
Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы….. Что думаем мы, простые перевозчики?
Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки
Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).
Доставка грузов в целости и сохранности до пункта назначения — вот чего хотят отправители и получатели товаров. Однако в пути могут возникнуть разные форс-мажорные ситуации, которые способны привести к потере или порче груза. Чтобы минимизировать риски для клиента, товар лучше застраховать, чтобы при наступлении страхового случая можно было рассчитывать на компенсацию.
Как получить возмещение при страховом случае во время грузоперевозок
Чтобы все сделать правильно и без проблем добиться страховой выплаты за товар, нужно знать, что обратиться за возмещением можно в течение максимум нескольких суток после наступления страхового случая. Поэтому, чтобы не упустить момент, следует сначала предварительно известить страховую о порче или потере груза. Сделать это лучше так, чтобы в случае проблем это можно было доказать, например, отправить письмо на электронный адрес или позвонить на стационарный телефон страховщика. Нужно указать факт порчи, дату, место (по возможности) наступления страхового случая, причину и сумму убытков. Обязательно направляется письменное официальное извещение страховой компании. Делается это заказным письмом с описью или через курьера с отметкой о доставке адресату.
Также потребуется приложить пакет документов, которые позволят претендовать на компенсацию. Основной перечень включает:
- страховой полис и другие бумаги, подтверждающие оформление страховки;
- извещение на грузоперевозку, чек на оплату страхового взноса;
- документы, удостоверяющие личность физлица или свидетельство о регистрации ИП для юрлиц;
- бумаги, подтверждающие ценность товара: накладные, договора, счета;
- доказательства перевозки груза конкретной компанией: договор на транспортировку, заявку на доставку, коносаменты и т. п.
- бумаги, подтверждающие наступление страхового случая в зависимости от типа перевозки (при доставке автомобилем это протокол ГИБДД после аварии, акт о порче или недостаче имущества, копия путевого листа, сведения о водителе и свидетельские показания сопровождающих лиц, постановление о возбуждении уголовного дела, где получатель товара признан потерпевшим).
Ищете фирму, оказывающую качественные транспортные услуги в Ижевске? Обращайтесь к нам.