Химические компании сбрасывающие в реку отходы создают отрицательный внешний эффект производства

Задача 11.1
Химические компании, сбрасывающие в реку отходы, создают отрицательный внешний эффект производства. Пусть ущерб, наносимый другим потребителям водных ресурсов в результате выпуска каждой тонны химической продукции, составляет 2 ден. единицы. Функция спроса на химикаты имеет вид Qd = 40 000 — 20 000Р, а функция предложения Qs = 20 000Р-20 000.
Каким образом можно перевести отрицательный внешний эффект во внутренние издержки производства и как это повлияет на объем производствахимикатов и на размер ущерба от загрязнения воды?
Решение:
Объем выпуска в исходной ситуации рыночного равновесия имеет вид6
Qd = Qs,
Следовательно, 40 000 — 20 000Р = 20 000Р-20 000.
Отсюда Р0 = 15 денежных единиц за тонну химикатов, объем выпуска Q0 в день = 100 000 тонн.
Предельные общественные издержки (МЕС) = 2 ден. единицы, следовательно, общий ущерб равен Q0*МЕС = 100 000 * 2 = 200 000 ден. единиц.
Данные внешние издержки можно трансформировать во внутренние путем введения корректирующего налога, равного предельным общественным издержкам (Т=МЕС). Это изменит функцию предложения химикатов. Прежняя обратная функция предложения была:
Рs = 10 + 0,0005Q.
После введения налога она станет:
РS1= 12 + 0,0005Q,
Откуда QS1= 20 000Р – 240 000.
Объем выпуска продукции химическими компаниями после введения налога составит Q1 тонн, равных Qd = Qs1,
Следовательно, 40 000 – 20 000P = 20 000P – 240 000.
Р1 = 16 ден. единиц за тонну. QS1= 20 000*16 – 240 000 = 80 000. Ущерб другим потребителям водных ресурсов сократился на изменение Qd * МЕС = 20 000 * 2 = 40 000 ден. единиц.
Ответ: Перевести отрицательный внешний эффект во внутренние издержки производства можно путем введения корректирующего налога, в результате чего объем производства химикатов сократится на 20 000 тонн (со 100 000 тонн до 80 000 тонн) и на размер ущерба от загрязнения воды сократится с 200 000 ден. единиц до 40 000 ден. единиц, т.е. на 160 000 ден. единиц.

Задача 11.2
Предположим, что в небольшом местечке проживают четыре жителя: А, Б, В и Г.
Освещение улиц – чистое общественное благо, и объем его изменяется в зависимости от количества уличных фонарей. В таблице 1 показана предельная частная выгода каждого жителя от установки каждого следующего столба (ден. единиц).
Столбы (выгода,         
ден. единиц)         
Жители 1 2 3 4 5 6 78
А 450 400 350 300 250 200 150 100
Б 290 250 219 170 130 90 50 10
В 210 180 150 120 90 60 30 0
Г 150 130 110 90 70 50 30 10
Определите эффективное количество уличных фонарей в поселке, если эксплуатация одного фонаря стоит 400 ден. единиц, и это одновременно и средние, и предельные издержки обеспечения уличного освещения.
Решение: Чистое общественное благо – это благо, которое потребляется коллективно всеми потребителями и поэтому не имеет денежной оценки. Его признаками являются:
а) неконкурентность в потреблении, т.е. при данном объеме блага его потребление одним субъектом не уменьшает его доступности и количества для потребления другими;
б) исключительность в потреблении, т.е. потребители, не желающие платить за такое благо, не могут быть исключены из его потребления.
Итак, определяем предельную общественную выгоду от установки каждого последующего фонаря, она равна сумме предельных частных выгод.
 1 2 3 4 5 6 7 8
Предельная общественная 1100 960 820 680 540 400 260 120
выгода (МSB)         
Эффективный объем уличных фонарей составит 6 единиц, так как при этом объеме предельная общественная выгода равна предельным затратам
МSB = MC = 400 ден. единиц.
Ответ: эффективное количество уличных фонарей в поселке равно шести.

Объем выпуска в исходной ситуации рыночного равновесия имеет вид: Qd=Qs, следовательно, 40000-20000Р = 20000Р-20000.
Отсюда Ро = 15 ден. ед. за тонну химикатов, объем выпуска Qo в день
= 100000 тонн.
Предельные общественные издержки (МЕС) = 2 ден. ед., следовательно, общий ущерб равен Q0*MEC -100000* 2 = 200000 ден. единиц.
Данные внешние издержки можно трансформировать во внутренние путем введения корректирующего налога, равного предельным общественным издержкам (т = МЕС). Это изменит функцию предложения химикатов.
Прежняя обратная функция предложения была:
Ра =10 + 0,00052.
После введения налога она станет:
PSI =12 + 0,00056, откуда QSI = 20000P — 240000.
Объем выпуска продукции химическими компаниями после введения налога составит Qj тонн, равных Qd = Qsj.
Следовательно, 40000 — 20000Р = 20000Р — 240000.
Рх =16 ден. единиц за тонну. QSI =20000*16-240000 = 80000.
Ущерб другим потребителям водных ресурсов сократился на изменение Qd*MEC = 20000* 2 = 40000 ден. единиц.
Таким образом, перевести отрицательный внешний эффект во внутренние издержки производства можно путем введения корректирующего налога, в результате чего объём производства химикатов сократится на 20000 тонн (со 100000 тонн до 80000 тонн) и на размер ущерба от загрязнения воды сократится с 200000 ден. единиц до 40000 ден. единиц, т.е. на 160000 ден. единиц.

Задачка 11.1
Хим компании, скидывающие в реку отходы, творят отрицательный наружный эффект производства. Пусть ущерб, наносимый иным потребителям аква ресурсов в итоге выпуска каждой тонны хим продукции, составляет 2 ден. единицы. Функция спроса на химикаты имеет вид Qd = 40 000 — 20 000Р, а функция предложения Qs = 20 000Р-20 000.
Каким образом можно перевести отрицательный наружный эффект во внутренние издержки производства и как это воздействует на объем производствахимикатов и на размер убытка от загрязнения воды?
Решение:
Объем выпуска в исходной ситуации рыночного равновесия имеет вид6
Qd = Qs,
Как следует, 40 000 — 20 000Р = 20 000Р-20 000.
Отсюда Р0 = 15 валютных единиц за тонну химикатов, объем выпуска Q0 в денек = 100 000 тонн.
Предельные публичные издержки (МЕС) = 2 ден. единицы, следовательно, общий вред равен Q0*МЕС = 100 000 * 2 = 200 000 ден. единиц.
Данные внешние издержки можно трансформировать во внутренние методом введения корректирующего налога, одинакового предельным публичным издержкам (Т=МЕС). Это изменит функцию предложения химикатов. Бывшая оборотная функция предложения была:
Рs = 10 + 0,0005Q.
После введения налога она станет:
РS1= 12 + 0,0005Q,
Откуда QS1= 20 000Р 240 000.
Объем выпуска продукции хим компаниями после введения налога составит Q1 тонн, одинаковых Qd = Qs1,
Как следует, 40 000 20 000P = 20 000P 240 000.
Р1 = 16 ден. единиц за тонну. QS1= 20 000*16 240 000 = 80 000. Вред иным потребителям аква ресурсов сократился на изменение Qd * МЕС = 20 000 * 2 = 40 000 ден. единиц.
Ответ: Перевести отрицательный наружный эффект во внутренние издержки производства можно методом введения корректирующего налога, в итоге чего объем производства химикатов сократится на 20 000 тонн (со 100 000 тонн до 80 000 тонн) и на размер ущерба от загрязнения воды сократится с 200 000 ден. единиц до 40 000 ден. единиц, т.е. на 160 000 ден. единиц.

Задачка 11.2
Представим, что в небольшом местечке проживают четыре обитателя: А, Б, В и Г.
Освещение улиц незапятнанное публичное благо, и объем его меняется в зависимости от количества уличных фонарей. В таблице 1 показана предельная частная выгода каждого обитателя от установки каждого последующего столба (ден. единиц).
Столбы (выгода, nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;
ден. единиц) nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;
Обитатели 1 2 3 4 5 6 78
А 450 400 350 300 250 200 150 100
Б 290 250 219 170 130 90 50 10
В 210 180 150 120 90 60 30 0
Г 150 130 110 90 70 50 30 10
Определите эффективное количество уличных фонарей в поселке, если эксплуатация 1-го фонаря стоит 400 ден. единиц, и это сразу и средние, и предельные издержки обеспечения уличного освещения.
Решение: Незапятнанное общественное благо это благо, которое потребляется коллективно всеми потребителями и поэтому не имеет валютной оценки. Его признаками являются:
а) неконкурентность в потреблении, т.е. при данном объеме блага его потребление одним субъектом не уменьшает его доступности и количества для употребления иными;
б) исключительность в потреблении, т.е. потребители, не желающие уплачивать за такое благо, не могут быть исключены из его употребления.
Итак, определяем предельную общественную выгоду от установки каждого следующего фонаря, она одинакова сумме предельных приватных выгод.
nbsp;1 2 3 4 5 6 7 8
Предельная общественная 1100 960 820 680 540 400 260 120
выгода (МSB) nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;
Действенный объем уличных фонарей составит 6 единиц, так как при этом объеме предельная общественная выгода одинакова предельным затратам
МSB = MC = 400 ден. единиц.
Ответ: эффективное количество уличных фонарей в поселке одинаково 6.

Тест
11.1

Эффекты производства
или потребления данного блага, воздействие
ко­торого на третьих лиц никак те
отражается на цене этого блага, —
называются …….. эффекты (указать одним
словом).

Правильный ответ:
«внешние».

Тест
11.2

Сумма
общих частных издержек (ТРС) и общих
внешних издержек (ТЕС) называется «общие
………. издержки» (
TSC)
(указать одним словом).

Правильный ответ:
«социальные».

Тест
11.3

Отрицательным
внешним эффектом деятельности завода
по производству минеральных удобрений
является:

а) падение спроса
на органические удобрения;

б) уменьшение цен
на минеральные удобрения;

в) уменьшение числа
туристов, опасающихся неблагоприятной
экологии региона;

г) уменьшение
применения ручного труда в сельском
хозяйстве.

Правильный ответ:
в.

Отрицательным
внешним эффектом от производства товара
является от­рицательное воздействие
данного производства на третьих лиц,
которое никак не отражается на цене
этого товара.

Тест
11.4

Положительным
внешним эффектом деятельности пчеловода
является:

а) уменьшение цены
меда;

б) дополнительное
опыление соседних садов;

в) увеличение
политической активности населения;

г) увеличение цены
меда.

Правильный ответ:
б.

Положительным
внешним эффектом от производства товара
является бла­готворное воздействие
данного производства на третьих лиц,
которое никак не отражается на цене
этого товара.

Тест
11.5

На рынке меда
устанавливается равновесие, не учитывающее
положитель­ный внешний эффект от
производства меда. С точки зрения
общественных потребностей производимое
количество меда:

а) меньше социально
оптимального;

б) является социально
оптимальным;

в) выше социально
оптимального.

Правильный ответ:
а.

Рыночное равновесие,
установленное без учета положительного
внеш­него эффекта, отражает ситуацию,
когда товар производится в количестве
меньше социально оптимального с точки
зрения общественных потребно­стей.

Тест
11.6

Найдите соответствие
между понятиями и их определениями:

1) чистые общественные
блага;

2) перегружаемые
общественные блага;

3) ограниченные
общественные блага;

4) исключаемые
общественные блага.

а) блага, потребляемые
людьми коллективно, независимо от того,
платят они за это или нет;

б) блага, на которые
можно назначить цену и ограничить для
желающих доступ к их потреблению;

в) блага, которые
могут предоставляться всем желающим
при условии, что они имеются в достаточном
количестве для всех;

г) блага, не
являющиеся ни чисто общественными, ни
чисто частными.

Ответ: 1- а; 2 — в;
3 — г; 4 — б.

Тест
11.7

Товар (или услуга),
который не может исключаться из
потребления, про­изводится в рамках
государственного сектора при условии,
что приносит боль­шую пользу, называется
……….. товар (указать одним словом).

Ответ: «общественный».

Тест
11.8

Оцените правильность
высказывания (верно/неверно):

а)
внешние эффекты возникают из-за того,
что рыночный спрос и предло­жение не
отражают внешних выгод,
и издержек.

б) положительные
внешние эффекты приводят к тому, что
благо выпуска­ется в недостаточном
количестве и на него назначается
заниженная цена.

в) существование
внешних издержек обусловливает
недопоступление ресурсов на производство
данной продукции и ведет к необходимости
прави­тельственных субсидий.

Ответы: а — В; б —
В; в — Н.

Тест
11.9

Оцените правильность
высказывания (верно/неверно):

а) конкурентные
рынки не могут обеспечить оптимальное
количество чистых общественных благ,
так как существует проблема «безбилетника»
(неплательщика).

б)
цена, которую общество готово заплатить
за n-е
количество обществен­ного блага — это
максимальная сумма денег, которая была
бы принесена в жертву ради получения
дополнительной единицы рассматриваемого
блага, когда данное его количество уже
имеется в наличии.

Ответы: а — В; б —
В.

Задача 11.1

Химические
компании, сбрасывающие в реку отходы,
создают отрицатель­ный внешний эффект
производства. Пусть ущерб, наносимый
другим потре­бителям водных ресурсов
в результате выпуска каждой тонны
химической про­дукции, составляет 2
ден. единицы. Функция спроса на химикаты
имеет вид Qd
= 40000-20000Р,
а функция предложения Qs
= 20000 — 20 000.

Каким образом
можно перевести отрицательный внешний
эффект во внут­ренние издержки
производства и как это повлияет на объем
производства хи­микатов и на размер
ущерба от загрязнения воды?

Решение:

Объем
выпуска в исходной ситуации рыночного
равновесия имеет вид: Qd
=
Qs,
следовательно, 40000 — 20000P=20000P-20000.
0тсюдa Po=15 ден. ед. за тонну химикатов,
объем выпуска Qо
в день =100 000 т. Предельные общественные
издержки МЕС
=
2 ден. ед.,
следовательно, общий ущерб ра­вен Qo
x
MEC
= 100 000 х 2 = 200 000 ден. ед.

Данные
внешние издержки можно трансформировать
во внутренние пу­тем введения
корректирующего налога, равного
предельным общественным издержкам
(Т=МЕС).
Это изменит функцию предложения
химикатов. Прежняя обратная функция
предложения была равна: Ps
=
10 + 0,0005 Q.

После
введения налога – Рs1=
12 + 0,0005Q,
откуда Qs1
=
20 000 Р —
240 000.

Объем
выпуска продукции
химическими
компаниями после введения на­лога
составит Q1
т, равных Qd
= Qs1,
следовательно, 40 000 — 20 000 Р
=
20 000 Р
— 240000.

P1
= 16 ден.
единиц за тонну. Qs1

20 000 х 6 — 240 000 = 80 000. Ущерб другим потребителям
водных ресурсов сократился на изменение
Qd
х МЕС
= 20 000 х 2=40 000 ден. ед

Ответ:
Перевести отрицательный внешний эффект
во внутренние издер­жки производства
можно путем введения корректирующего
налога, в результате чего объем
производства химикатов сократится на
20 000 т (со 100 000 т до 80 000 т) и размер ущерба
от загрязнения воды сократится с 200 000
ден. ед. до 40 000 ден. ед., т.е. на 160000 ден.
ед.

Задача 11.2

Предположим, что
в небольшом местечке проживают четыре
жителя: А, Б, В и Г.

Освещение улиц —
чистое общественное благо, и объем его
изменяется в зависимости от количества
уличных фонарей. В таблице 1 показана
предель­ная частная выгода каждого
жителя от установки каждого следующего
столба (ден. ед.):

Столбы (выгода,
ден. ед.)

Жители

1

2

3

4

5

6

7

8

А

450

400

350

300

250

200

50

100

Б

290

250

219

170

130

90

50

10

В

210

180

150

120

90

60

30

0

Г

150

130

110

90

70

50

,30

10

Определите
эффективное количество уличных фонарей
в поселке, если эк­сплуатация одного
фонаря стоит 400 ден. ед., и это одновременно
и средние, и предельные издержки
обеспечения уличного освещения.

Решение:

Чистое общественное
благо — это благо, которое потребляет­ся
коллективно всеми потребителями и
поэтому не имеет денежной оценки. Его
признаками являются:

а) неконкурентность
в потреблении, т.е. при данном объеме
блага его по­требление одним субъектом
не уменьшает его доступности и количества
доя потребления другими;

б)
исключительность в потреблении, т.е.
потребители, не желающие пла­тить за
такое благо, не могут быть исключены
из его
потребления.

Итак, определяем
предельную общественную выгоду от
установки каж­дого последующего
фонаря, она равна сумме предельных
частных выгод:

1

2

3

4

5

6

7

8

Предельная
общественная выгода,
MSB

1100

960

820

680

540

400

260

120

Эффективный объем
уличных фонарей составит 6 ед., так как
при этом объеме предельная общественная
выгода равна предельным затратам:

MSB
= МС =
400 ден.
ед.

Ответ:
эффективное количество уличных фонарей
в поселке равно 6.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии