Маршрут на Худесские лабиринты начинается с перевала Гумбаши.
От верхней точки перевала идет 30км грейдер к лабиринтам.
У бывшего сыр завода грейдер расходится, на Лабиринты — налево, на Царские врата — направо.
Грейдер проходим на любом автомобиле, но за 5км до лабиринтов грейдер заканчивается и начинается разбитая, размытая грунтовка. Тут нужна как минимум Нива.
Лабиринты просто волшебные, они превзошли мои ожидания однозначно. Лагерь поставил в урочище Тюджен -Тохана. Там необычайно чисто (по привычке пошел собирать мусор, но собрал от силы пяток бутылок за два дня!) и практически нет людей. За выходные я встретил только четырех туристов.
Сами скалы имеют высоту. метров 6 и, как мне кажется, очень подходят для болдеринга.
Во многих местах заметин своеобразный «шов».
На скалах растет красная рябина и есть кустики брусники. В ровных углублениях плещется вода, дочке там нравилось готовить «суп».
Также посадили несколько десятков каштанов. Не знаю, может быть их и не съедят коровы. Сажали в том числе дети самостоятельно.
Несколько общих фотографий с лабиринтов:
Далее по плану был проезд на высокогорно озеро Хурла-Кель через Царские Врата.
Проехать можно как от Лабиринтов напрямую по южному маршруту, так и по упомянутому выше грейдеру. Вариант грунтовки интереснее, ибо предполагает круговой маршрут, но соваться в одну машину я не рискнул, местные сказали, там тяжко.
Если ехать к Царским вратам, то после культурного грейдера будет разбитая, размытая грунтовка, проезжаемая любым паркетником. Далее Врата и мост к ним. Т.к. по указателям мост находится в плохом состоянии, я поехал через брод. Для меня брод был не сложным, но следует учитывать хаос нагромождённых валунов и отсутствие какой-либо упорядоченности. Диаметр камней с полколеса.
После Врат начинается 5км подъем к озеру.
Причем половина пути — это жесткий каменный триал.
Видео «вверх» нету, т.к. ехал в сумерках одной машиной и было не до того. Вот отрезок «вниз». Многие торчащие камни имеют потертости от машин и следы масла — место излюблено местными джиперами.
В самом начале разбортировался (давление 0,5 было), но за 15 минут собрал все и поехал. Вот, кстати, плюс лебедки и Хайджека в одиночном экспедиционнике.
Само озеро было невероятно красивым. Там же собраны несколько гостевых срубов. Все очень мило, хотя не понравилось две вещи:
1. Два «домика» были укрыты какими-то мерзкими баннерами и клеенкой, выглядили как бомжатник.
2. В лесу много негниющих туалетных салфеток. Когда ж ими перестанут пользоваться?
Дорога обратно шла посветлу и была проще. Причем есть еще путь от озера к Черкасску, но мне сказали, что там жесть и в одну машину ехать нельзя. Я не стал.
В общем, туда надо вернуться и побыть несколько дней. Вода в озере была не особо холодной. До ближайшей горы со снежной шапкой, казалось, подать рукой.
Несколько фотографий с озера.
-групповая поездка 3000 ₽ с человека/4 посадочные места
-индивидуальная 9000₽
Итак, едем на Худесский лабиринт, место Ташлы-Кол, урочище Тюджен-Тохана. Наш путь лежит через плато Шаджатмаз, Долину Нарзанов на плато Бечасын по грунтовой, каменистой дороге протяжённостью 27 километров
Худесский лабиринт это каменное плато, протяжённостью около двух километров и шириной 200-300 метров, расположенное на высоте более 2200 метров над уровнем моря
Особенностью данного объекта является наличие «сетки растрескивания» поверхности плато на отдельные блоки за счёт гравитации. В результате этого в массиве плато образовались трещины шириной от нескольких сантиметров до нескольких метров и глубиной от 3-х до 6-ти метров. Частые трещины создают визуальный эффект как будто на холме построены лабиринты с ходами внутри. Это и привлекает внимание к ним
Гулять можно по тонелям и наверху, аккуратно перепрыгивая через ращелины, а также с азартом исследуя лабиринты внизу, переходя из «зала» в «зал», протискиваясь по узким коридорам. Скалы очень разновысокие, где-то кажется, что чуток подтянешься и окажешься на верху, где-то метров шесть-семь высотой будет. Перед лабиринтом на заднем плане виднеется цепь скалистых кавказских гор, и аккурат за ними по центру, виднеется величественный седой Эльбрус. Дышится легко и свободно, с ощущением что здесь время никуда не торопится
Дневная поездка на Худесский лабиринт
Интересное, можно сказать даже мистическое место.
Любопытное геологические образование. Тем, кто любит все необычное, точно придется по душе.
Дорога, как и к плато Бермамыт, о котором я писала в предыдущем отзыве плато Большой Бермамыт, не особо проезжая. Основная магистраль, что тянется с севера на юг, от Бермамыта до ДжилыСу по плато Бечасын, (по самой границе Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии) — сносная грунтовка (взгляните на фото ниже) и, скорее всего, проезжаема на любом автомобиле.
А вот от поворота с неё к урочищу Тюджен-Тохана, могут быть варианты. Однако красиво будет всегда! Жаль, что погода нас сегодня не балует. Не видно нам зубчатой стены гор на горизонте, а ведь еще буквально вчерашним вечером мы ей любовались. И ведь не отошли далеко, все на той же высоте находимся, а горы скрылись под шапкой тяжелых облаков. Не видно их совсем, но думаю что вам обязательно с погодой повезет.
Отвлеклась. Вернемся к дороге. Это важно. Основная трудность — штурмовать ущелья образованные руслами рек ТоханаСу и Худес.
Причем трудность составляют даже не сами реки. Движение по ним на авто в межень (!!!), как мне показалось со стороны, не представляет собой особой опасности, а вот сами крутые склоны с глубокими промоинами, крупными булыжниками и мелкой сыпухой могут доставить большие неприятности водителю и самому авто.
На фото ниже река ТоханаСу.
Почему я написала, что смотрела на преодоление трудностей со стороны, спросите вы? Отвечу: я шла к Худесскому лабиринту пешком. Пешком особых трудностей нет. Если не считать того, что нужно постоянно разуваться при бродах горных рек. Естественно здесь стоит отметить, что прежде чем бродить горную реку надо решить, не опасно ли это в данный конкретный момент. Во время нашего семейного путешествия в июле 2021 года хотя и шли регулярные дожди, но реки не вздувались паводком. Вода редко поднималась выше колена. Переходить реки было не опасно. Однако делать это босиком не стоит: камни на дне острые, катает их течением туда-сюда. Мы для себя раз и навсегда решили этот вопрос: переходим горные реки в кроксах. У них толстая подошва и они более-менее нормально держаться на ноге, пальцы защищены опять же таки. Также в них удобно ходить возле палатки, давать отдохнуть и «подышать» ногам и одновременно подсушить треккинговые ботинки.
В месте указанном на предыдущем фото белой стрелочкой из-под земли бьет источник. Вода с легким привкусом железа, свежая, пузырящаяся и вкусная! Источник имеет название Боркулдаук, что означает бурлящий. Насколько я поняла, любые источники в этих местах называются нарзанами. Этот нарзан сульфатно-железистый. Бывают нарзаны теплые, бывают холодные. Этот нарзан — холодный.
Рядом с источником есть не самое плохое местечко под палатку. Сланцевыми плитами сложен стол, скамьи. Хорошее место для ночлега (однако, остерегайтесь внезапного паводка). В самой реке ТоханаСу вода чистая, вполне годится на чай и приготовление пищи.
А мы поставим палатку, возьмем документы с собой и пойдем к лабиринту налегке.
Координаты стоянки (вдруг кому пригодится?) привожу здесь:
43 градуса 31′ 25.9″ северной широты 42 градуса 25′ 23.1″ восточной долготы.
Не успели мы покинуть свой импульсивно и на скорую руку разбитый лагерь, как к нам обратились заехавшие напиться на нарзан ребята из турфирмы с предложением подвезти нас к лабиринту. Думаете мы стали отказываться? Ничего подобного. Запрыгнули к ним в микроавтобус и поехали. Но какая это была дорога скажу я вам… Хотя я лучше промолчу, чтобы ненароком не написать какого-нибудь неприличного слова, что крутилось у меня на языке пока нас трясло, кувыркало, качало по салону. Водитель, Рашид, опытный и аккуратный. Машина комфортная и ухоженная. Ребята дружелюбные, влюблённые в свой край и очень интересные, беседа с ними — подарок этого дня! Если думаете с кем отправиться на однодневную экскурсию — смело могу рекомендовать. Тем не менее сама дорога далека от идеала. Это не дорога, это направление, как верно говорят водители.
Зато какие видео с дрона ребята нам показывали в краткие минуты более-менее гладкой и сухой дороги! Видеоролики снятые в этих местах никого не могут оставить равнодушными!
Земли урочища Тюджен-Тохана возле Худесского лабиринта подтоплены водами одного из малых притоков реки Худес. Если посмотреть внимательно на карту (например подгрузить слой OpenStreetMap), то видны участки заболачивания. Где-то в отчетах людей я видела, что такие участки они называют мочаками. Мне это слово ничего не говорит. В те далекие времена, когда я изучала геоморфологию такого термина вроде бы не было. Так вот, особо неприятное заболоченное место находится за скалами Бурунташ. Возле них, кстати, многие встают на ночлег. Сама дорога по скалам — можно сказать лестница, однако я видела, как особо отчаянные автолюбители её преодолевают. Сами скалы тоже очень живописны, по борту долины они точно также изрезаны эрозией как и массив самого Худесского лабиринта.
Ну, вот мы наконец подошли к тому месту, что на карте отмечено как Худесский лабиринт. Войдем внутрь?
Разошедшийся трещинами скальный массив приглашает нас совершить путешествие по своим таинственным глубинам. Где-то ширина достаточная для прогулки вдвоем и даже втроем, где-то нет. Где-то проходы заросли травой и папоротником, где-то вытоптаны до голой земли.
Не забывайте смотреть под ноги. В сезон под ногами может встретиться спелая черника и брусника. Видела я и кустики малины. А чуть ниже лабиринта, в перелеске, грибников может порадовать тихая охота. Знаете, почему то именно в этом месте меня не оставляло чувство, что я перенеслась в Карелию. Цветовая гамма скал, облизанная ветрами и водой горная порода так походила на сглаженные морем края валунов, абсолютно тот, карельский ассортимент грибов и ягод, да даже небо: серое, набухшее, всё навевало воспоминания…
Но мы не для сбора даров природы сюда пришли. Исследуем лабиринт, с азартом ходим внизу, переходим из «зала» в «зал», протискиваемся по узким коридорам. Скалы очень разновысокие. Где-то кажется, что чуток подтянешься и окажешься на верху, где то метров шесть-семь высотой будут.
Чередуем хождение по низу с хождением по верху. Растрескавшийся скальный массив имеет удивительно ровную верхнюю поверхность. Как будто кто-то сверху его специально подравнял. Сверху он смотрится не менее удивительно и действительно похож на исполинский торт наполеон, который кто-то прихотливо наломал вилкой.
Некоторые «кусочки» упали на бочок и, смотрите, на фото внизу как раз видна слоистость «коржей».
По верхней поверхности ходить удобно. Песчаник шершавый, обеспечивает хорошее сцепление с обувью. Конечно надо не забывать смотреть под ноги, щели перешагивать, изредка перепрыгивать.
Но бродить по самому низу все же на мой взгляд интереснее.
А это внешняя сторона лабиринта. То место, что отмечено на карте именно как Худесский лабиринт, имеет четко очерченные границы, его хорошо видно на спутниковых снимках. Однако повторюсь: если проявить любопытство, то ровно такие же разделенные трещинами скалы можно найти и борту долины реки Худес.
Была бы погода получше, видимость подальше, можно было бы поваляться пузе вглядываясь в горные вершины, а так как погода подкачала, то можно попробовать открыть для себя целый отдельный мир вглядываясь в небольшие водоемы, хранилища воды в скальной породе.
Можно рассматривать сами скалы. Они довольно причудливы!
А можно просто никуда не спешить и притвориться, что ты очень занят съемкой. А на самом деле просто поваляться на теплом известняке.
Это место не зря любят мистики, уфологи и просто любители прикоснуться к различным феноменам. Не могу сказать, что я такое чудо природы вижу впервые. Видела я похожие скалы в Греции, местечко Загорохория, там их почему-то называли каменный лес, видела любопытные скалы-останцы и целые лабиринты из них в Чехии Чешский рай по границе с Германией. В Чехии пожалуй скалы повыше будут, но где сейчас та Чехия и Германия? А наш Кавказ очень доступен и, что немаловажно, очень гостеприимен. А уж если исследовать регион северного Приэльбрусья, то почему бы и не завернуть?
Тут же напишу для желающих прикоснуться к интересным геологическим образованиям, что не так далеко отсюда есть травертиновый источник. Если вы знаете, что такое травертины, то сами решите, надо ли вам это. Если не знаете, то точно можно пропустить, дорога к нему не проста.
Ну, а нам надо возвращаться к палатке, а на следующий день мы продолжим свой путь к Эльбрусу. Всем спасибо за внимание.
Информации о худесском руднике в Интернете, честно говоря, не много, да и та, что есть, только самого общего плана. По большому счёту, самые ценные данные обозначены на старых советских топокартах, где отмечены входы в шахты. Эти карты и не давали мне покоя.
Пару лет назад я уже ездил в эти края на разведку, но из-за недостатка времени осмотрел лишь малую часть запланированного. Настало время проехаться ещё раз, уже более основательно, с ночёвкой. По пути я решил заскочить в урочище Тютджен-Тохана, прогуляться по естественному каменному лабиринту. Ну, а потом уже пробираться по старым заброшенным дорогам ко входам в шахты.
Маршрут я построил через Медовые водопады и Бермамыт – но места эти очень известные, дороги простые, поэтому не буду тратить время на их описание.
Интересная дорога начинаются только на спуске с Бермамыта к плато Бечасын (более точный вариант произношения – «БийчеСын», что переводится с карачаево-балкарского как «памятник княгине». Наверное, есть какая-нибудь древняя легенда по этому поводу, но мне она неизвестна).
Этот участок проезжать лучше в хорошую погоду, и, желательно, сверху вниз
Для фото я не в самых интересных местах не останавливался, ограничился только видеосъёмкой. Ссылка на видеоролик с поездки — в конце поста.
Скалы Малого Бермамыта.
Плато Бечасын проскочил быстро и без приключений.
Спуск к реке ТоханаСу изобилует глубокими промоинами, но для мотоцикла они никаких проблем не составляют.
Перед «водными процедурами» я прогулялся к источнику нарзана неподалёку. Он находится чуть ниже по течению на правом берегу.
Через саму реку два брода: я, после небольшой пешей разведки, поехал по правому — он заметно мельче.
На этом снимке обе дороги хорошо видны.
Затем идёт довольно крутой подъём и, буквально через сотню метров — опять спуск к реке.
Второй брод, через Худес, я тоже решил сначала разведать пешком – ноги-то уже всё равно мокрые. Он тоже неглубокий, но дно очень уж неровное, и посередине есть ярко выраженное русло.
Дальше дорога раздваивается: правая идёт к каменному «лабиринту», и особой сложности не представляет…
…а по левой мне предстоит проехать чуть позже
Сам лабиринт однозначно естественного происхождения, но в последнее время он стал очень уж популярен в среде любителей оккультизма, шаманизма, «мест силы» и прочих приверженцев альтернативной истории, которые готовы везде увидеть следы древних цивилизаций.
В общем, на этой волне нынче сюда регулярно возят народ на джип-туры. В то время, как всего семь лет назад, когда я был в этих краях первый раз, это было действительно уникальное местечко, о котором знали лишь немногие бывалые туристы.
Но времена меняются. Пусть и не всегда в лучшую сторону.
Вернувшись к броду через Худес, не переправляюсь обратно, а сворачиваю вправо на старую дорогу.
На этой фотографии её хорошо видно.
Дорога эта, как нетрудно заметить, не используется уже очень давно. Промоины превратились в овраги, глубиной кое-где даже больше двух метров.
Не знаю, как это смотрится на видео, но в реале ехать по ней мне очень понравилось – вроде бы и ничего опасного, но постоянно приходится балансировать на краю и быстро ориентироваться в ситуации, выстраивая маршрут по этим заросшим буеракам.
Местами колея и вовсе теряется в зарослях. Но после очередного серпантина и оврага посреди дороги, наконец, выезжаю на плато.
Здесь можно и разогнаться. Хотя, увлёкшись, я чуть было не улетел в непонятно откуда появившуюся канаву. Еле успел оттормозиться…
Поскольку дорога уходила не туда, куда мне нужно, а поле выглядело ровным, решил поехать по нему напрямик.
Поначалу ехал я довольно быстро, но постепенно родников на моём пути становилось всё больше, и примерно через километр этот замечательный сухой луг превратился в непроезжаемую топь.
Меня успокаивало лишь то, что слой земли здесь в горах сантиметров 20, максимум… соответственно, завязнуть в болоте там невозможно в принципе. Поэтому я упорно продолжал пробираться дальше.
Чтобы объехать эту топь, пришлось спуститься немного ниже по склону.
Проскочив ещё пару небольших оврагов, выезжаю на старую дорогу, которая проходит вдоль хребта.
Постепенно дорога становилась всё хуже и через несколько километров окончательно превратилась в тропу.
После брода через Конушкол — серьёзный обвал…
До перевала было ещё далеко, чтобы идти пешком, поэтому я всё-таки попробовал заехать на моте. Но, как я и ожидал, его начало сносить вбок по склону. Чуть не улетев вниз, я кое-как развернулся и спустился обратно.
Тем временем вечерело. Вернувшись назад метров на 200, я свернул с дороги к подножию горы Таштебе.
Пока ставил палатку, подъехали двое карачаевцев с кошары, расположенной где-то неподалёку у реки. Звали в гости, но мне и в палатке хорошо.
В общем, пообщались о том, о сём… Они подсказали, где можно объехать этот завал, в который я упёрся и заодно сказали, что я первый нормальный турист в этих краях, потому что еду на мотоцикле. До этого им попадались только мазохисты-пешеходы с огромными рюкзаками и измученными лицами.
День 2
На этот день у меня в планах было осмотреть шахты у истоков реки Тохана, поэтому нужно возвращаться и спускаться в её долину.
Попутно пополнил запасы воды в роднике, поднявшись к его истокам чуть выше по склону.
Оврагами и тропами спускаюсь в ущелье Тоханы.
Дорога здесь переплелась с рекой, постоянно приходится нырять в воду.
Через пару километров упираюсь в шлагбаум. Благо, есть объезд по склону.
В прошлый раз, когда я здесь был, шлагбаума не было… Зато как раз крутились мужики и обсуждали, где бы лучше его поставить
Дальше колея опять переплетается с руслом реки.
Спустившись обратно к мотоциклу, сворачиваю в соседнее ущелье.
В прошлый раз я здесь видел охотников за черметом на УАЗике, именно поэтому дорога сюда более-менее накатана. Видимо, от них и поставили шлагбаум.
Последние подъёмы самые тяжёлые – как-никак, высота уже более 3 км.
Но, по сравнению с Ирбисом, на котором я был здесь в прошлый раз, Джебель тянет гораздо уверенней. Как ни крути, всё-таки мощности больше почти в два раза.
Несмотря на июльскую жару, последняя шахта ещё скрыта под снежником.
Можно было прогуляться пешком на соседний отвал, посмотреть, что там, но, честно говоря, к этому времени я уже немного подустал, поэтому решил спускаться вниз и возвращаться домой. Всё-таки, езда по такому бездорожью довольно сильно изматывает.
На обратном пути заехал ещё посмотреть на развалины каких-то строений – но там ничего интересного.
Неподалёку виден угол ещё одного сруба полностью засыпанной шахты.
Заметил, что влево уходит ещё одна дорога. До конца по ней ехать не стал, но, судя по всему, она ведёт в соседнее ущелье, где я уже сегодня был, к тем развалинам.
Вниз по течению ехать, конечно, легче, но тоже приятного мало. Вода всё такая же ледяная, а камни такие же скользкие.
По этой дороге я выехал из ущелья, ну, а перед плато Бечасын на знакомой развилке повернул вправо, в сторону асфальтированной дороги Кисловодск-Джилы-Суу.
На этом отрезке множество глубоких луж. Поначалу я их объезжал, а потом, промочив ноги, плюнул на всё и ехал уже напрямик. В принципе, после холодных горных рек ехать по тёплым лужам было даже приятно.
Ну, а дальше по асфальту добрался домой без приключений.
Такая вот получилась поездочка к заброшенным шахтам худесского рудника. Надеюсь, читать было не скучно. А для тех, кто не любит читать, есть видео-версия этой поездки.
_____________________________
Па традиции, карта маршрута.
Зелёным обозначены дороги хорошего качества (асфальт, накатанные грунтовки), легко проезжаемые на любом транспорте.
Жёлтым — грунтовки похуже, на которых сильно не разгонишься, но неспеша проедет легковушка-недопривод или любой мот.
Красным — дороги, куда лучше соваться на технике повышенной проходимости.
Оценки субъективные и приблизительные, разумеется.
Место ночёвки отметил синей точкой.
13-14 июля 2016 года.
Во-он он вдалеке. Каменный массив, изрезанный гигантскими трещинами. Можно попрыгать по верху, а потом спуститься вниз и погулять между скалами, протискиваясь в щели. Только ехать по адскому бездорожью. От Кисловодска примерно два с половиной часа. Вчера пересматривала картинки, смотрите, какая красота
Дорога — атас, то по колдобинам перекатываешься, то в грязи вязнешь. По пути попадаются оторванные фрагменты автомобилей, то бампер, то глушитель валяется, короче, жестко. Мы ездили на УАЗике, машина-молодец. В одном месте всем пришлось выйти, чтобы клиренс был побольше, иначе камни по днищу бьют. В общем, целое приключение.
Место выглядит необычно. Я до сих под впечатлением, мне очень понравилось. Некоторые высказывают версии, что это не эрозия и никакое не выветривание, а искусственно созданный объект. Я видела разное и вполне верю в природные процессы.
За фото спасибо Владимиру Зайцеву
Будто слоеный пирог. Худесский лабиринт напомнил мне Каменный город в Пермском крае. Только там скалы уже разъехались и проходы широкие, как улицы, собственно потому и называется городом. А тут все узенько.
А это Бермамыт вдалеке, Большой и Малый. Большой меньше по высоте, но больше по площади, Малый повыше. Из-за этого возникает когнитивный диссонанс. Поначалу не понимаешь, почему Большой Бермамыт — 2592 метра, а Малый — 2643 метра)) Красивые фотографии оттуда показывала в посте Плато Бермамыт. Лучшие локации для фотографий.
Лабиринт получил название от реки Худес. Также место называется Ташлы-Кол, для колорита добавляют — Кавказский Стоунхендж. Вокруг нет ничего на многие километры, проехать сложно, однако, все равно мы встретили там несколько джипов.
Точные координаты: 43.522503, 42.383616 или просто введите на Яндекс-Картах «Худесский лабиринт».
Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации
LiveJournal / Дзен / Facebook / Youtube / Одноклассники / TikTok
Поделитесь постом с друзьями