МХК — 11 класс
Тест по теме «Художественная культура Нового времени»
1.Художественный стиль, который появился благодаря португальским
морякам, называвшим так бракованные жемчужины неправильной
формы:
А) рококо Б) барокко В) классицизм Г) импрессионизм
2.Какая черта НЕ характерна для стиля БАРОККО?
А) увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций;
Б) создание нарочито искривленного пространства за счет криволинейных
форм;
В) обилие украшений, скульптур, зеркал, позолоты
Г) ориентирование на античную ордерную систему, строгую симметрию,
четкую соразмерность композиции.
3. Наиболее яркий представитель живописи барокко:
А) П.П.Рубенс Б) Н.Пуссен В) В.Л.Боровиковский Г) Н.Н.Ге
4. Рембрандт Харменс ван Рейн, Франс Халс, Виллем Хеда, Питер Класс
являются представителями:
А) изобразительного искусства барокко
Б) изобразительного искусства классицизма
В) реалистической живописи Голландии
Г) художниками—передвижниками
5. Кто НЕ является представителем Венской классической школы?
А) Йозеф Гайдн Б) Фридерик Шопен
Б) Вольфган Амадей Моцарт Г) Людвиг ван Бетховен
6. Автором одного из архитектурных шедевров Санкт—Петербурга –
Казанского собора, является представитель русского классицизма:
А) А.Н.Воронихин Б) К.И.Росси
В) В.И.Баженов Г) О.Монферран
7. К мастерам скульптурного портрета XVIII века можно отнести:
А) Ф.С.Рокотова Б) Г.Курбе В) Ф.И.Шубина
8. Кого из русских художников—пейзажистов называют «моря пламенным
поэтом»?
А) О.А.Кипренского Б) И.Е.Репина
В) В.И.Сурикова Г) И.К.Айвазовского
9. Кто был во главе «Товарищества передвижных художественных
выставок?
А) В.Г.Перов Б) Н.А.Ярошенко
В) И.Н. Крамской Г) И.И.Шишкин
10. К какому жанру относится картина И.Е.Репина «Иван Грозный и сын
его Иван»?
А) исторический жанр Б) изображение народа
В) портрет Г) мифический жанр
11. Кого называли «певцом русского леса»?
А) И.И.Шишкина Б) Н.А.Ярошенко
В) В.В.Верещагина Г) В.М.Васнецова
12. Какая тема была самая главная в творчестве И.Е.Репина?
А) портрет Б) изображение народа
В) историческая тема Г) мифологическая тема
13. Какая картина НЕ является произведением И.Е.Репина?
А) «Утро стрелецкой казни»
Б) «Бурлаки на Волге»
В) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Г) «Крестный ход в Курской губернии»
14. В.И.Суриков внес большой вклад в развитие ….. жанра живописи:
А) мифологического Б) исторического В) портретного
15. Действие какой картины В.И.Сурикова происходит на фоне Собора
Василия Блаженного и башен Кремля?
А) «Боярыня Морозова» Б) «Взятие снежного городка»
В) «Утро стрелецкой казни» Г) «Степан Разин»
16. Организатором и идейным вдохновителем «Могучей кучки» являлся:
А) М.П.Мусоргский Б) Н.А.Римский—Корсаков
В) А.П.Бородин Г) М.А.Балакирев
17. Творчество этого композитора развивалось под влиянием русской
народной песни. Одна из известных сатирических песен «Блоха» стала
особенно известна благодаря исполнению Ф.И.Шаляпина:
А) П.И.Чайковский Б) М.П.Мусоргский В) А.П.Бородин
18. Кто создал музыку к произведениям «Евгений Онегин», «Спящая
красавица», «Времена года»?
А) М.П.Мусоргский Б) П.И. Чайковский В) Н.А.Римский—Корсаков
Тест по теме «Художественная культура Нового времени»
(вариант для учителя)
1.Художественный стиль, который появился благодаря португальским
морякам, называвшим так бракованные жемчужины неправильной
формы:
А) рококо Б) барокко В) классицизм Г) импрессионизм
2.Какая черта НЕ характерна для стиля БАРОККО?
А) увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций;
Б) создание нарочито искривленного пространства за счет криволинейных
форм;
В) обилие украшений, скульптур, зеркал, позолоты
Г) ориентирование на античную ордерную систему, строгую симметрию,
четкую соразмерность композиции.
3. Наиболее яркий представитель живописи барокко:
А) П.П.Рубенс Б) Н.Пуссен В) В.Л.Боровиковский Г) Н.Н.Ге
4. Рембрандт Харменс ван Рейн, Франс Халс, Виллем Хеда, Питер Класс
являются представителями:
А) изобразительного искусства барокко
Б) изобразительного искусства классицизма
В) реалистической живописи Голландии
Г) художниками—передвижниками
5. Кто НЕ является представителем Венской классической школы?
А) Йозеф Гайдн Б) Фридерик Шопен
Б) Вольфган Амадей Моцарт Г) Людвиг ван Бетховен
6. Автором одного из архитектурных шедевров Санкт—Петербурга –
Казанского собора, является представитель русского классицизма:
А) А.Н.Воронихин Б) К.И.Росси
В) В.И.Баженов Г) О.Монферран
7. К мастерам скульптурного портрета XVIII века можно отнести:
А) Ф.С.Рокотова Б) Г.Курбе В) Ф.И.Шубина
8. Кого из русских художников—пейзажистов называют «моря пламенным
поэтом»?
А) О.А.Кипренского Б) И.Е.Репина
В) В.И.Сурикова Г) И.К.Айвазовского
9. Кто был во главе «Товарищества передвижных художественных
выставок?
А) В.Г.Перов Б) Н.А.Ярошенко
В) И.Н. Крамской Г) И.И.Шишкин
10. К какому жанру относится картина И.Е.Репина «Иван Грозный и сын
его Иван»?
А) исторический жанр Б) изображение народа
В) портрет Г) мифический жанр
11. Кого называли «певцом русского леса»?
А) И.И.Шишкина Б) Н.А.Ярошенко
В) В.В.Верещагина Г) В.М.Васнецова
12. Какая тема была самая главная в творчестве И.Е.Репина?
А) портрет Б) изображение народа
В) историческая тема Г) мифологическая тема
13.Какая картина НЕ является произведением И.Е.Репина?
А) «Утро стрелецкой казни»
Б) «Бурлаки на Волге»
В) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Г) «Крестный ход в Курской губернии»
14.В.И.Суриков внес большой вклад в развитие ….. жанра живописи:
А) мифологического Б) исторического В) портретного
15.Действие какой картины В.И.Сурикова происходит на фоне Собора
Василия Блаженного и башен Кремля?
А) «Боярыня Морозова» Б) «Взятие снежного городка»
В) «Утро стрелецкой казни» Г) «Степан Разин»
16.Организатором и идейным вдохновителем «Могучей кучки» являлся:
А) М.П.Мусоргский Б) Н.А.Римский—Корсаков
В) А.П.Бородин Г) М.А.Балакирев
17. Творчество этого композитора развивалось под влиянием русской
народной песни. Одна из известных сатирических песен «Блоха» стала
особенно известна благодаря исполнению Ф.И.Шаляпина:
А) П.И.Чайковский Б) М.П.Мусоргский В) А.П.Бородин
18.Кто создал музыку к произведениям «Евгений Онегин», «Спящая
красавица», «Времена года»?
А) М.П.Мусоргский Б) П.И. Чайковский В) Н.А.Римский—Корсаков
Критерии оценок: 16—18 правильных ответов – «5»;
12—15 ответов – «4»; 9-11 ответов – «3»; менее 9 ответов – «2».
Контрольное тестирование
По МХК за 1 полугодие 11 класс
Промежуточная аттестация за 1 полугодие 11 класса проводится с целью выявления уровня знаний по темам «Художественная культура нового времени», «Художественная культура 19 века» в форме контрольного тестирования.
Аттестационный материал составлен на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), примерной (типовой) учебной программы и авторской программы: Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл./сост. Г.И.Данилова. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011.
Использованы следующие методические пособия:
Мировая художественная культура: учебник для 11 класса / Г.И. Данилова – М.: Дрофа, 2013
Структура аттестационной работы:
Данное тестирование охватывает материал по мировой художественной культуре нового времени и художественную культуру 19 века. Базовый уровень. 1 вариант. На выполнение работы — 45 минут. Предлагаемый тест состоит из 2 частей
1 часть – 18 вопросов (с1по 18 вопросы) – базовый уровень,
2 часть – 2 вопроса (19, 20) – конструктивный (на соотношение),
Предварительное изложение материала, по которому будет проведен тест.
(сопровождается презентацией)
1.Художественный стиль барокко, который появился благодаря португальским морякам, называвшим так бракованные жемчужины неправильной формы характеризуется обилием украшений, скульптур, зеркал, позолоты, 2 Здесь нет ордерной системы, строгой симметрии, четкой соразмерности композиции.
3. Наиболее яркий представитель живописи барокко является П.П.Рубенс
4. Рембрандт , Халс, Хеда, Класс являются представителями реалистической живописи Голландии.
5. Представителем Венской классической школы являются Йозеф Гайдн Вольфган Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен. Фридерик Шопен не был представителем этой школы
6.Архитектурным шедевром Санкт-Петербурга является – Казанский собор, построенный в стиле классицизма, который построил А.Н.Воронихин
9. И.Н. Крамской был во главе «Товарищества передвижных художественных выставок?
7. Мастерам скульптурного портрета XVIII века можно считать отнести Ф.И.Шубина
8. Моря пламенным поэтом назвали художника пейзажиста
И.К.Айвазовского., 11 «певцом русского леса» называли И.И.Шишкина
10. Картина И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван» носит исторический жанр
12. Самая главная тема в творчестве И.Е.Репина было изображение народа. Его известные картины «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии».
14. В.И.Суриков так же внес большой вклад в развитие исторического жанра живописи:
Его знаменитым произведением является картина «Утро стрелецкой казни», , изображающая действия на фоне Собора Василия Блаженного и башен Кремля
16. Организатором и идейным вдохновителем «Могучей кучки» являлся М.А.Балакирев. М.П.Мусоргский был членом «Могучей кучки», известна одна из известных сатирических песен под названием «Блоха», а так же «Картинки с выставки»
18. К таким великим произведениям как «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Времена года» создал музыку русский композитор П.И. Чайковский
ТЕСТ
(выведен на экран с помощью презентации)
1 часть
1.Художественный стиль, который появился благодаря португальским морякам, называвшим так бракованные жемчужины неправильной формы:
А) рококо Б) барокко В) классицизм Г) импрессионизм
2.Какая черта НЕ характерна для стиля БАРОККО?
А) увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций;
Б) создание нарочито искривленного пространства за счет криволинейных форм;
В) обилие украшений, скульптур, зеркал, позолоты
Г) ориентирование на античную ордерную систему, строгую симметрию, четкую соразмерность композиции.
3. Наиболее яркий представитель живописи барокко:
А) П.П.Рубенс Б) Н.Пуссен В) В.Л.Боровиковский Г) Н.Н.Ге
4. Рембрандт Харменс ван Рейн, Франс Халс, Виллем Хеда, Питер Класс являются представителями:
А) изобразительного искусства барокко
Б) изобразительного искусства классицизма
В) реалистической живописи Голландии
Г) художниками-передвижниками
5. Кто НЕ является представителем Венской классической школы?
А) Йозеф Гайдн Б) Фридерик Шопен
Б) Вольфган Амадей Моцарт Г) Людвиг ван Бетховен
6. Автором одного из архитектурных шедевров Санкт-Петербурга – Казанского собора, является представитель русского классицизма:
А) А.Н.Воронихин Б) К.И.Росси
В) В.И.Баженов Г) О.Монферран
7. К мастерам скульптурного портрета XVIII века можно отнести:
А) Ф.С.Рокотова Б) Г.Курбе В) Ф.И.Шубина
8. Кого из русских художников-пейзажистов называют «моря пламенным поэтом»?
А) О.А.Кипренского Б) И.Е.Репина
В) В.И.Сурикова Г) И.К.Айвазовского
9. Кто был во главе «Товарищества передвижных художественных выставок?
А) В.Г.Перов Б) Н.А.Ярошенко
В) И.Н. Крамской Г) И.И.Шишкин
10. К какому жанру относится картина И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван»?
А) исторический жанр Б) изображение народа
В) портрет Г) мифический жанр
11. Кого называли «певцом русского леса»?
А) И.И.Шишкина Б) Н.А.Ярошенко
В) В.В.Верещагина Г) В.М.Васнецова
12. Какая тема была самая главная в творчестве И.Е.Репина?
А) портрет Б) изображение народа
В) историческая тема Г) мифологическая тема
13. Какая картина НЕ является произведением И.Е.Репина?
А) «Утро стрелецкой казни»
Б) «Бурлаки на Волге»
В) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Г) «Крестный ход в Курской губернии»
14. В.И.Суриков внес большой вклад в развитие ….. жанра живописи:
А) мифологического Б) исторического В) портретного
15. Действие какой картины В.И.Сурикова происходит на фоне Собора Василия Блаженного и башен Кремля?
А) «Боярыня Морозова» Б) «Взятие снежного городка»
В) «Утро стрелецкой казни» Г) «Степан Разин»
16. Организатором и идейным вдохновителем «Могучей кучки» являлся:
А) М.П.Мусоргский Б) Н.А.Римский-Корсаков
В) А.П.Бородин Г) М.А.Балакирев
17. Творчество этого композитора развивалось под влиянием русской народной песни. Одна из известных сатирических песен «Блоха» стала особенно известна благодаря исполнению Ф.И.Шаляпина:
А) П.И.Чайковский Б) М.П.Мусоргский В) А.П.Бородин
18. Кто создал музыку к произведениям «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Времена года»?
А) М.П.Мусоргский Б) П.И. Чайковский В) Н.А.Римский-Корсаков
2 часть
19. Соотнеси картины и их авторов
1. Крестный ход в Курской губернии |
А) И.И.Шишкин |
2. Кочегар |
Б) И.И. Левитан |
3. Мина Моисеев |
В) Н.А. Ярошенко |
4. Лесные дали |
Г) И.Н. Крамской |
5. Владимирка |
Д) И.Е.Репин |
20. Установи правильное соответствие, соединив стрелками термин и его значение:
1) РОМАНТИЗМ |
А) Направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности. |
2) РЕАЛИЗМ |
Б) Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства, как идеальному эстетическому эталону |
3) КЛАССИЦИЗМ |
В) Идейное и художественное направление в европейской и американской живописи 18 – начала 19 веков, выдвигавшее на первый план индивидуальность, наделяя её идеальными устремлениями. Это направление выделяло главенство воображения и чувств. |
КЛЮЧИ:
№ вопроса |
Ответ |
Кол.-во баллов |
1 |
б |
1 балл |
2 |
г |
1 балл |
3 |
а |
1 балл |
4 |
в |
1 балл |
5 |
б |
1 балл |
6 |
а |
1 балл |
7 |
в |
1 балл |
8 |
г |
1 балл |
9 |
в |
1 балл |
10 |
а |
1 балл |
11 |
а |
1 балл |
12 |
б |
1 балл |
13 |
а |
1балла |
14 |
б |
1 балл |
15 |
в |
1 балл |
16 |
г |
1 балл |
17 |
б |
1 балл |
18 |
б |
1 балла |
19 |
1 –Д, 2 – В, 3 –Г, 4 – А, 5 — Б |
5 балл |
20 |
1 – В, 2 – А, 3 — Б |
3 балл |
Критерии оценивания работы:
Максимальное количество баллов – 26
23 – 26 баллов –«5» — отлично
15 — 22 балла – «4» — хорошо
10 — 14 баллов – «3» — удовлетворительно
Менее 10 баллов -« 2» — неудовлетворительно
Культура нового времени
1) Назовите даты культуры Нового времени. Почему эпоха получила название «Новое время»?
2) Согласны ли вы, что…
— в культуре Нового времени расширилось пространство индивидуальной свободы человека;
— в Новое время произошла секуляризация духовного пространства;
— большое влияние на духовную жизнь Европы оказал протестантизм;
— Новое время произошли значительные изменения во всех сферах культуры;
— в 17 веке формируется классическая буржуазная мораль, основанная на протестантской этике;
— в 19 веке европейская культура приобретает светские и демократические черты.
3) Раскройте смысл понятий:
Сциентизм.
Рационализм.
Европоцентризм.
4) Составьте кроссворд по теме контрольной работы (минимум – 12 слов).
5) Новое время – это эпоха интенсивного развития европейской философской мысли. Кратко расскажите о жизни и взглядах одного из философов.
6) Ответьте, почему?
— наука 19 века выступает как классическая система знания;
— европейская культура в Новое время заняла лидирующую позицию в мире.
7) Вставьте пропущенные слова:
1. В 17 веке произошла … революция в Англии.
2. … трудовая этика поощряла производство и накопление.
3. Ф. Бэкон провозгласил, что единственным источником знания может быть научный … .
4. Эпоха Нового времен – вера в мощь человеческого … .
5. В эпоху Нового времени во всех странах утверждается … система хозяйствования.
Назовите основные стили художественного искусства Нового времени. Кратко охарактеризуйте их. Приведите примеры.
9) Приведите примеры:
— научных открытий культуры Нового времени;
— технических достижений культуры Нового времени.
10) Каковы главные характеристики культуры Нового времени? Как вы оцениваете данную эпоху? На какие мысли вас натолкнуло выполнение данной контрольной работы?
1) Назовите даты культуры Нового времени. Почему эпоха получила название «Новое время»?
Культура Нового времени охватывает период 17 – 19 века, разделяющий Средневековье и Новейшее время. Точные даты выделить достаточно трудно, так как историки разных школ расходятся во мнениях. С точки зрения российских историков, начало Нового времени приходится на середину 17 века. В это же время разворачивается Английская революция. Завершается же период Первой мировой войной (1914 – 1918), с современной точки зрения. Эту периодизацию следует считать условной, несмотря на то, что она принята в исторических кругах, потому что не все народы вступили в этот период одновременно.
Своё название «Новое время» эпоха с 17 – 19 века получила за то, что на этот период приходится все нововведения: в духовной культуре, образовании, промышленности и сельском хозяйстве, а, главным образом, происходит расцвет науки, технический прогресс, развитие новых отношений. Это время открытий. У людей меняется представление о мироздании. Недаром эта эпоха имеет пограничный характер, так как стоит между Средневековьем и Новейшим временем, следуя из чего, довольна противоречивая. Именно в это время закладывается революционное направление на становление новой цивилизации.
2) Согласны ли вы, что …
— в культуре Нового времени расширилось пространство индивидуальной свободы человека.
Я не совсем согласна с утверждением, что в культуре Нового времени расширилось пространство индивидуальной свободы человека, потому что эпоха Нового времени – это начало развития массовой культуры, в которой нет места индивидуальности, духовной свободы. Научно-технический прогресс приносит не только пользу человеку: упрощает и ускоряет работу, но и привносит изменения в человеческие ценности. Вырабатываются жизненные стандарты, которым следует человек, находясь перед выбором между старыми и новыми устоями. Человека, подобно машине, стандартизируют, измеряют, оценивают, выдают среднюю производительность труда. Р. Гарцинии так говорил об изменениях, происшедших в культуре к началу 20 века – «негуманный человек», «неестественная природа», «нехристианская культура». А Эмерсон предупреждает, что технические достижения не всегда приносят пользу человеку: «Вещи оседлали человечество и гонят его вперед». Я согласна с мнениями этих современников.
Согласны ли вы, что …
— в Новое время произошла секуляризация духовного пространства.
Я согласна с данным утверждением, что в Новое время произошла секуляризация духовного пространства, то есть снижение роли религии в сознании людей и жизни общества. В связи с научными открытиями, затрагивающими основы мироздания, например, эволюционная теория Дарвина, основанная на принципах естественного отбора, наследственности и изменчивости, меняется общественное сознание. Оно исключило веру в сверхъестественное, божественное создание мира и человека. Со стороны ученых разных областей наук начались нападки христианскую церковь, вплоть до обвинений в негуманной природе. Религиозная жизнь людей сводилась лишь к соблюдению обрядов. Даже ввелся запрет на участие духовенства в обучении начальных школ, преподавания, политической агитации, ведение регистраций гражданских браков, рождений и смертей. Пошатнулась сама мораль, с которой долгое время жили люди. Ницше признал религию обманом.
Таким образом, из истории Нового времени ясно, что общество быстрыми темпами вслед за научной революцией стало религиозной традицией в светской модели общественного устройства, в которой не было места Богу.
Согласны ли вы, что …
— большое влияние на духовную жизнь Европы оказал протестантизм.
Роль протестантизма в духовной жизни Европы огромна, и в ряде случаев приоритетна. Протестантизм – переходный этап между католитической формой традиционного общества и новым политическим устройством Нового времени. В эпохе Нового времени развивается антикатолицизм – главная идея протестантов. Её последователи работают в направлении уменьшения власти католической церкви и её традиций.
Согласны ли вы, что …
— в Новое время произошли значительные изменения во всех сферах культуры.
Да, действительно, в эпоху Нового времени во всех сферах культуры произошли значительные изменения. Это подтверждают исторические факты. Например, в государственной и политической сфере стал закрепляться принцип разделения властей: законодательная, федеративная, исполнительная власти. А так же на это время пришелся расцвет абсолютной монархии во Франции.
Духовная культура также претерпела изменения. Религия постепенно стала уступать позиции в общественной жизни людей научно-техническому прогрессу. Раньше человек ставил себя наравне с Богом, теперь же для Бога не осталось места в душе человека. Источником знания в новом мире стал Разум.
Мода выступала в контраст рационалистическому 17 веку. Это был век крайне непрактичной, противоестественной мужской моды.
Появились новые стили в искусстве – экспрессивный, грациозный барокко и разумный, гармоничный классицизм.
В материальной культуре тоже произошел ряд изменений. Буржуазная революция привела к механизации труда, появлению мануфактур, затем, фабрик, повысился уровень благосостояния и качества жизни в городах. Появились новые транспортные средства, фотография, паровое и водоснабжение и так далее.
Согласны ли вы, что …
— в 17 веке формируется буржуазная мораль, основанная на протестантской этике.
Я согласна, что в 17 веке формируется классическая буржуазная мораль, основанная на протестантской этике. Так как в ходе буржуазной революции в Англии и других европейских странах на первый план выходит развитие мировой торговли, институтов предпринимательства и наемного труда. Так же появляется протестантская религия после Реформации, то есть раскола христианской веры на два течения: католицизм и протестантизм. Протестантизм, в отличие от католицизма, который призывает к самоотречению, смысл которого – служение Богу, включает такие принципы: следует быть добродетельным, чтобы быть счастливым, и главные богатства – материальные. Поэтому протестантская этика, приветствующая трудолюбие, рационализацию труда, стремление к прибыли, заботу о качестве товара и честность перед покупателем, как нельзя лучше подходит к становлению буржуазной морали.
Согласны ли вы, что …
— в 19 веке европейская культура приобретает светские и демократические черты.
Действительно, в 19 веке европейская культура приобретает светские и демократические черты, но еще и утилитарные. Например, в этикете происходят существенные изменения: всё больше предпочтения даётся обращению на «ты», чем обращению на «вы», снимать головной убор разрешается только на публичных выступлениях и так далее. Основоположником утилитаризма является Джереми Бентам, который считал пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием.
Демократизация культуры 19 века характеризуется возросшей доступностью культурной и научной жизни. Раньше это была привилегия элиты, а наукой могли заниматься только в ограниченном кругу лиц. Открывались художественные галереи, музеи, зверинцы, доступные общественному ознакомлению. Строились публичные театры и концертные залы. В продажу вошла научная литература. Проводились различные реформы в сфере образования.
Следовательно, культура 19 века характеризуется свободным доступом людей к искусству и науке.
3) Раскройте смысл понятий:
Сциентизм.
Сциентизм (от латинского scienta – знание, наука) – мировоззренческая позиция, система убеждений, в основе которой лежит представление о научном знании как о высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Потому что представители сциентизма считают, что именно этот тип знания несёт в себе наиболее значимые достижения для всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человечества. Сциентисты отвергают всякую философию, а «образцовые» для них науки – математика и физика. Хотя начал он сформировываться, как философское течение в конце 19 – в начале 20 веков, когда с развитием науки был поставлен вопрос о её роли и месте в культуре. Сциентические взгляды можно обнаружить в трудах Ф.Бэкона «Новая Атлантида», Э.Резерфорда, Галилея, Ньютона. При этом сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному.
Интересно, что одновременно со сциентизмом развивается противоположное ему направление антисциентизм. Он выступает против научного решения проблем, выказывая недоверие к научным достижениям. Антисциентисты считают, что от науки исходит опасность уничтожения всего человечества. Доказательством для их аргументов являются факты. Например, изготовление оружия, вызывающего огромные разрушения. Приверженцы этого течения: Ж.-Ж. Руссо, Н.П.Огарев, С.Франк, Н.Бердяев.
Так же существует относительные взгляды на проблему сциентизма. Например, Н.Бердяев не отрицает важность науки, но предлагает относиться к ней с сомнением.
Рационализм.
Рационализм (от латинского rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Это уверенность в мощи и способности разума (особенно разума просвещенного, руководимого правильным методом) постигнуть тайны природы, познать окружающий мир и самого человека, с помощью здравого смысла решать жизненные практические задачи, построить общество на разумных началах. С помощью разума постигать Бога. Научное (то есть объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм – один из философских источников идеологии Просвещения.
Некоторые из числа представителей рационализма – Р.Декарт, Б.Спиноза, Н.Мальбранш, Г.Лейбниц.
Рационализм – советский авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920 – начале 1930 годов. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом.
Европоцентризм.
Европоцентризм (евроцентризм) – культурно-философская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации.
Одним из первых ярких демонстраций влияния и распространения подобных идей стали межгосударственные и межрегиональные столкновения сторонников различных мировых религий. Наибольшую активность в отстаивании идеалов европоцентризма проявила католическая церковь. Она инициировала вооруженную борьбу с мусульманским миром.
Время великих географических открытий позволила европейцам обнаружить другие ещё более древние народы. Местное население было в рабстве и колониях европейцев. Дальнейшие археологические раскопки на Востоке, в Индии, Китае говорили о ещё более древних цивилизациях, но факты, представленные европейскому сознанию, говорили об очевидном отставании в развитии неевропейских народов. И это никак не меняло точку зрения приверженцев европоцентризма. Европоцентризм и по сей день встречается в идеологии расистов.
4) Составьте кроссворд по теме контрольной работы (минимум – 12 слов).
Вопросы:
1. Какая форма капиталистического промышленного производства, основанная на разделении труда и ручной ремесленной технике, предшествует крупной машинной индустрии?
(Мануфактура)
2.Какая социально-классовая категория соответствует господствующему классу капиталистов, обладающая собственностью и имеющая с этой собственности прибыль?
(Буржуазия)
3. Радикальные изменения, скачок в развитии общества называется?
(Революция)
4. Какой способ нормативной регуляции действий человека в обществе охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, проводя грань между добром и злом?
(Мораль)
5.Власть, регулирующая отношения с другими странами?
(Федеративная)
6. Ученый-изобретатель микроскопа?
(Левенгук)
7. Массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
(Реформация)
8. При какой форме правления верховная государственная власть принадлежит одному человеку?
(Монархия)
9. Какой стилевой метод в искусстве и литературе показывает предметы видимого мира, существующие независимо от человеческого восприятия и познания?
(Реализм)
10. Какое философское учение говорит о том, что человек является центром Вселенной и целью совершенствования всего в мире?
(Антропоцентризм)
11. Как называется глобальный и всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от примитивных состояний к вершинам цивилизационного состояния во всех сферах жизнедеятельности?
(Прогресс)
12. Какой ученый-натуралист написал труды, опровергшие христианские учения о происхождении мира и человека?
(Дарвин)
13. Страна-законодательница мод в конце эпохи Нового времени?
(Франция)
5) Новое время – эпоха интенсивного развития европейской философской мысли. Кратко расскажите о жизни и взглядах одного из философов.
Одним из великих философов Нового времени был Фрэнсис Бэкон. Это английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. Главной идеей которого было познание окружающего мира с помощью опыта, эксперимента. Историческим примером того была популярная в то время алхимия. Например, природа создана для того, чтобы служить человеку, а наука – средством возвышения над природой, которое делает его могущественным и сильным. Философ Бэкон создал научный метод, основанный на индукции и эксперименте.
Таким образом, основная мысль Ф.Бэкона говорит о том, что истинное знание вытекает из опыта.
6) Ответьте, почему:
— наука 19 века выступает как классическая система знания?
Я считаю, что наука 19 века выступает как классическая система знаний, потому что именно в этот век сделана масса технических открытий, а именно 8527, которые не забыты, а имеют место в нашей сегодняшней жизни. На 19 век пришелся научно-технический прогресс. По некоторым подсчетам, только в 19 веке было сделано 8527 открытий. Вот лишь некоторые из них: теория относительности Эйнштейна, планетарные теории строения атома Э.Резерфорда и Н.Бора, теория генетической наследственности Г.Менделя, теория условных рефлексов высшей нервной деятельности И.П.Павлова, работы о происхождении человека Ч.Дарвина, а также другие открытия в области медицины, сельском хозяйстве, средствах связи и коммуникации, транспорта, гуманитарных наук.
Таким образом, по своему значению 19 век был важным периодом в развитии человечества. В нем заложились основы жизни современного общества.
— европейская культура в Новое время заняла лидирующую позицию в мире?
Европейская культура Нового времени заняла лидирующую позицию в мире из-за более раннего развития европейских стран, многочисленных и густонаселенных народов, чем отдаленный Восток с еще ранее сформировавшимися цивилизациями.
В эпоху Нового времени увеличился интерес к восточным странам.
7) Вставьте пропущенные слова:
1) В 17 веке произошла буржуазная революция в Англии.
2) Протестантская трудовая этика поощряла производство и накопление.
3) Ф.Бэкон провозгласил, что единственным источником знания может быть научный подход.
4) Эпоха Нового времени – вера в мощь человеческого разума.
5) В эпоху Нового времени во всех странах утверждается капиталистическая система хозяйствования.
Назовите основные стили художественного искусства Нового времени. Кратко охарактеризуйте их. Приведите примеры.
В эпоху Нового времени сменяли друг друга и существовали одновременно несколько художественных стилей. Например: стиль барокко был распространен в 17 веке в католических странах. Довольно противоречивый, потому что соединял в себе черты роскоши, богатства, грациозности, чувственности, деловитости, трезвости, рассудительности, солидности, и в то же время был динамичным, фантастичным и мистическим. Центром развития был город Рим, а основатели – зодчий Борромини и скульптор и архитектор Дж.А.Бернини. Например в барочном стиле выполнена колоннада собора Св.Петра в Риме.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый), был распространен в абсолютистской Франции, Италии, Германии, Англии. Это стиль монархов. Он привлекателен своим разумным видом, образцовостью, гражданской направленностью, покоем, уравновешенностью. В нем исполнены архитектурный ансамбль Версаля, картины Пуссена.
Еще одно направление 17 века – реализм – стиль возвышения и одухотворения вещей, обыденной красоты. Мастером реализма является Рембрант (1606- 1669) с картинами на библейские и мифологические сюжеты («Блудный сын»), групповые и индивидуальные портреты Ф.Халса (1580 – 1666), картины бытового жанра Я.Стэна и другие.
Маньеризм – испанское направление художества. Выдающийся представитель того века испанский художник Веласкес (1599- 1660), чье творчество многожанровое: парадные портреты, групповые, мифологического жанра. он первый в испанском искусстве изобразил обнаженное женское тело.
Затем в 18 веке, когда законодательницей мод стала Франция, родился художественный стиль рококо (от французского «рокайль раковина»). Это смесь гедонистических настроений и ухода в идиализированый и иллюзорный мир. картинам этого стиля присущи особенная утонченность, тонкие переливы цвета, образ человека, утрачивая самостоятельное значение, превращался в деталь орнаментального убранства. представители – Антуан Ватто, Жан Батист, У.Патер, Джованни Пелегрини и другие.
Параллельно рококо развивается новый стиль – революционный классицизм, который стал отражением политической борьбы, культа античности и идеалами Просвещения. Ж.Л.Давид (1748 – 1825) – первый мастер предреволюционной французской живописи. В его творчестве находят отражение жизнь, идеологическая направленность третьего сословия.
Так же в 18 веке начал складываться особый стиль – сентиментализм, который выражался как протест сухости и строгости классицизма. В этом он схож со стилем рококо. Большое внимание уделялось переживаниям и чувствам человека, например, в творчестве французского художника Ж.-Ж.Руссо, англичанина Т.Гейнсборо, в литературе Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и «Путешествие Гулливера», Дж.Свифт рисует типаж английского буржуа.
В 19 веке искусство характеризуется разноплановостью, появляется множество стилистических направлений, порой противоречащих друг другу.
В период правления императора Наполеона I, опять же, во французской архитектуре и декоративно- прикладном искусстве сложился стиль ампир (от французского empire – империя) – подстиль позднего классицизма, преисполненный пафоса, торжественности, богатства убранства, элементы античности. Все показывало величие и могущество державы, созданной императором Бонапартом.
Романтизм – стиль, образовавшийся в ответ бунтарским настроениям, связанным с буржуазной революцией, национально- освободительским движением во Франции. Наиболее проявлялся в живописи, графике, музыке, литературе, меньше – в архитектуре. Чертой романтизма были свобода самовыражения, построения идеального представления мира, и его недостижимости, а также уход от реальности, уход в себя. Особое внимание уделяется естественности человека, индивидуальным чертам, искренности, вдохновение и эмоциональная выраженность. Отвергались практицизм и рационализм Просвещения. Произведения Тернера, Жерико и Делакруа основывались на динамичности, объеме фигур, светотени, насыщенном колорите.
В 40-е годы 19 века в культуре утверждается критический реализм. Этот стиль соединяет в себе лучшие черты предшествующих стилей. В нем выражается разочарование в итогах революции и буржуазной действительности. Его цель – решение не глобальных проблем, а типичных жизненных отдельных ситуаций, сложившихся в социуме. Представители во Франции – Бальзак, Флобер, Мопассан; В Англии – Гарди, Стендаль, Диккенс; в России – И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. В изобразительном искусстве – Т.Руссо, О.Делье.
Господствующим стилем в Западной Европе в конце 50-ых годов становится декаданс (французское – упадок). Искусство обращается в сторону пессимизма, безнадежности. Выражается в подавлении грубой реальностью, критических явлений.
Подвид декаданса натурализм стиль, тоскующий по идеалу. Время фатализма и пессимизма.
Импрессионизм (французское – впечатление) – стиль, в котором видны наблюдения за реальностью. Участниками этого уникального процесса были Ренуар, Дега, Сезанн, Моне. Это воплощение демократических мотивов, живой достоверности изображений, пытались уловить «впечатление от того, что глаз увидит в конкретный момент».
Постимпрессионизм (от латинского post – после и импрессионизм) — условное собирательное обозначение осовных направлений французской живописи конца 19 – начала 20 веков. Мастера импрессионизма пытаются найти новые избирательные средства. Нашли отражение символизм, мистицизм, субъективизм в отображении действительности.
Изображение экзотических стран, собственного внутреннего мира из-за невозможности и неспособности художественными средствами отобразить социальные конфликты и проблемы. (П.Сезанн, Ван Гог, П.Гоген, Тулуз-Лотрен).
Эти же черты проявились в символизме (от греческого symbolon, от французского symbolisme – знак, опознавательная примета). Это эстетическое, идейное течение, сложившееся во Франции в конце 19 века.
Многослойное представление символа, мифологические, религиозные, философско-эстетическое представления о сверхреальности, непостижимые в своем существе. Опирались на идеи Канта, Шопенгауэра, Ницше.
Символизм во Франции проявился в живописи Т.Моро, О.Роден, М.Дени, в музыке Дебюсси, Равель, театре, но больше всего в лирике.
Эстетизм – европейское течение в изобразительном и декоративном искусстве, литературе, интерьерном дизайне. Выражается в преобладании эстетического над этическими ценностями, социальными проблемами. Главный лозунг «Искусство ради искусства». Эстетизм берет истоки из европейского декаданса и романтизма и предвосхищает модернизм.
Таким образом, в ходе истории прослеживается изменение искусственной направленности, по ней можно судить и делать выводы как шла переоценка ценностей человека.
9) Приведите примеры:
-научных открытий культуры Нового времени.
Польский астроном Николай Коперник (1473- 1543) – автор гелиоцентрической теории строения мира. Он создал работу «Об обращениях небесных сфер», в которой Коперник исключает Землю из центра Вселенной. Он доказал, что центром Вселенной является Солнце и все планеты системы движутся вокруг него.
Иоганн Кеплер (1571-1630) значительно подправил теорию Коперника, впервые введя понятие не круговых, а эллиптических орбит.
Собственный метод мыслителя Нового времени — Фрэнсис Бэкон (1561-1626) опирается на его концепцию новой индукции, которая выступает средством, в частности, для познания формы. Познание форм образует, собственно, предмет метафизики, тогда как исследование движущей и материальной причины, так же как скрытого процесса и скрытой структуры, образует предмет физики.
Эйнштейн разработал теорию относительности.
А.Беккерель, П.Кюри, М.Склодовская-Кюри изучили явление радиоактивности и вывели закон сохранения энергии.
Дж.Дальтон раскрыл сложную структуру атома.
Э.Резерфорд вывел планетарные теории атома после обнаружения Дж.Томпсоном первой элементарной частицы электрона.
Д.И.Менделеев установил зависимость между атомными весами элементов. И систематизировал их в периодическом законе химических элементов.
Г.Мендель создал теорию генетической наследственности.
Т.Шван – теорию клеточного строения всех организмов.
Ученый-натуралист Ч.Дарвин написал книги «Происхождение видов», «Происхождение человека», которые опровергали христианские учения о происхождении мира и человека.
У.Гарвей открыл секрет кровообращения и роль сердца.
Немецкий микробиолог Р.Кох и его ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита и других болезней, и нашли против них лекарства.
Французский бактериолог Л.Паскаль разработал метод вакцинации против бешенства и других заболеваний, а также механизм стерилизации и пастеризации различных продуктов. Заложил учение об иммунитете.
Врачи того времени начали использовать аспирин и пирамидон.
Были открыты рентгеновские лучи, изобретен стетоскоп, что облегчило врачевание и диагностику.
Открывались школы, изучающие гуманитарные науки. Появилось множество философских течений – прагматизм, позитивизм, интуитивизм, неокантианство и другие.
— технических достижений культуры Нового времени.
Левенгук изобрел микроскоп, который позволил изучать строение живых организмов вплоть до мельчайших частиц.
Дж. Уатт изобрел паровой двигатель в 1784 году. А в 1803 появился первый автомобиль, пробный, с паровым двигателем. Далее паровой двигатель использовался во множестве других механизмов: пароход, подъемные механизмы, плуг, каток.
Прокладываются железные дороги с изобретением паровозов.
Выпускаются механические прялки.
В 1903 году запущен первый самолет.
Вслед за изобретением электричества появляется электрический телеграф, телефон, фонограф, радиоприемники.
Развивается кинематограф и фотография.
Технические открытия, сделанные в период Нового времени, можно перечислять бесконечно. Их так много и они так важны, что дали толчок к развитию многих отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли, улучшили условия проживания людей. Человечество и по сей день благодарно за труд ученым, умельцам.
10) Каковы главные характеристики культуры Нового времени? Как вы оцениваете данную эпоху? На какие мысли вас натолкнуло выполнение данной контрольной работы?
В эпоху Нового времени утвердилось представление о законе как исходной управляющей и контролирующей силе в обществе и природе. Признать, упорядочить и объяснить законы природы призвана наука. Наука — общественный институт, развивающий и формирующий представления, знания о мире в целом. Эпоха Нового времени характеризуется освобождением искусства от религиозного давления. Искусство стало независимым и самостоятельным, а также стало средством воспитания в людях моральных норм. В эпоху Нового времени формируется система образования и воспитания, государственное управление, а также вырабатывается представление о человеке как о самостоятельном деятеле, свобода которого ограничена лишь моралью и законом. Конечно, приходя к этому, не обходилось без жертв, например, науке, религии. И то состояние, которое наблюдается в эпоху Нового времени нельзя назвать идеальным, но все же движение, развитие сделано немалое.
Новое время – великое время выдающихся достижений в областях науки. Это время прогресса человечества. На мой взгляд, все события и явления и их итоги имеют несравнимое значение в истории культуры. И, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что человечество в Новое время сделало большой рывок к успеху, процветанию, вышло на свет и стало реально смотреть и оценивать мир и свои возможности.
Список литературы:
1. Быстрова, А. Н. Мир культуры. (Основы культурологи): учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.; Новосибирск, 2002.
2. Горелов, А. А. Культурология: учеб. пособие. М., 2002.
3. Демин, Л. М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний: учеб. пособие. М., 1999.
4. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.
5. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. М., 1998.
6. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов. Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
КИМ 11 класс
DOCX / 33.16 Кб
Контрольная работа для промежуточной аттестации по МХК
за 11 класс.
Назначение итоговой контрольной работы: выявить достижение планируемых результатов по учебному предмету «Мировая художественная культура» на уровне среднего общего образования.
Содержание контрольных измерительных материалов определяется содержанием рабочей программы учебного предмета «Мировая художественная культура», а также содержанием учебника «Мировая художественная культура: «От XVII века до современности». Г.И.Данилова, М.: «Дрофа», 2014
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по МХК.
Блок содержания. |
Проверяемые предметные знания, умения. |
Художественная культура Нового времени. |
Умение определять главные эстетические принципы художественных направлений в истории мировой художественной культуры. |
Умение определять черты, характерные для произведений барочной архитектуры. |
|
Знать авторов архитектурных шедевров мирового значения. |
|
Знать имена выдающихся мастеров монументально – декоративной скульптуры, мемориальной пластики XVIII века. |
|
Знать композиторов Венской классической школы. |
|
Знать имена авторов архитектурных шедевров России эпохи классицизма. |
|
Знать имена, основные факторы творчества композиторов XIX века, вошедших в историю русской музыкальной культуры. |
|
Знать особенности творчества русских художников |
|
Знать главные темы творчества крупнейших мастеров II половины XIX века в русской реалистической живописи. |
|
Умение определять произведения русского искусства крупнейших мастеров II половины XIX века. |
|
Умение устанавливать соответствие между названием произведения и его автором. |
|
Умение устанавливать соответствие между направлением искусства и его основными особенностями. |
|
Умение анализировать произведение искусства (живопись) с опорой на алгоритм. |
Распределение заданий по типу и уровню сложности
Тип задания |
Количество заданий |
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Базовый уровень |
12 |
с кратким ответом |
6 |
с выбором ответа |
4 |
||
на установление соответствия |
2 |
||
Повышенный уровень |
1 |
творческое задание |
1 |
Способ определения итоговой отметки (расчеты на основе принципа сложения)
Баллы |
Отметка |
24 — 21 балл |
Отметка «5» |
20 — 16 баллов |
Отметка «4» |
15 — 12 баллов |
Отметка «3» |
Менее 12 баллов |
Отметка «2» |
Инструкция по выполнению работы
Работа промежуточной аттестации состоит из трех частей, включающих в себя 13 заданий.
Часть 1 содержит 6 заданий с кратким ответом, 4 задания с выбором ответа. Часть 2 содержит 2 задания на установление соответствия.
Часть 3 содержит 1 творческое задание.
Ответы к заданиям 1 – 10,13 записываются в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 11 — 12 записываются в таблице ответов в тексте работы.
На выполнение работы по МХК отводится 40 минут.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ответы к контрольной работе по МХК
11 класс.
№ п/п |
Максимальное количество баллов за правильный ответ |
1 вариант |
1 |
1б. |
Романтизм |
2 |
1б. |
Регулярность планировки; геометрическая правильность линий; строгая организованность – соразмерность и уравновешенность объемов. |
3 |
1б. |
Ф.Б.Растрелли |
4 |
1б. |
И.П.Мартос |
5 |
1б. |
Фредерик Шопен |
6 |
1б. |
А.Н.Воронихин; |
7 |
1б. |
М.П.Мусоргский |
8 |
1б. |
И. К. Айвазовский |
9 |
1б. |
Изображение народа |
10 |
1б. |
Утро стрелецкой казни |
11 |
4б. |
А – 3, Б – 4, В – 1, Г — 2 |
12 |
3б. |
А – 3, Б – 2, В – 1 |
13 |
7б. |
За каждую правильно выполненную позицию – 1 балл. |
Ответы к контрольной работе по МХК
11 класс.
№ п/п |
Максимальное количество баллов за правильный ответ |
2 вариант |
1 |
1б. |
Романтизм |
2 |
1б. |
Увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций; создание нарочито искривленного пространства за счет текучести криволинейных форм и объемов. |
3 |
1б. |
Ф.Б.Растрелли |
4 |
1б. |
Б.К.Растрелли |
5 |
1б. |
Йозеф Гайдн |
6 |
1б. |
К.И.Росси |
7 |
1б. |
Н.А.Римский — Корсаков |
8 |
1б. |
И.И.Шишкин |
9 |
1б. |
Исторический |
10 |
1б. |
Утро стрелецкой казни |
11 |
4б. |
А – 2, Б – 3, В – 1, Г — 4 За каждое правильное соответствие 1 балл. |
12 |
3б. |
А – 3, Б – 2, В – 1 За каждое правильное соответствие 1 балл. |
13 |
7б. |
За каждую правильно выполненную позицию – 1 балл. |
КИМ для промежуточной аттестации по предмету
«Мировая художественная культура».
ВАРИАНТ №1
1 часть
1. Определите художественное направление в истории мировой художественной культуры, к которому относятся перечисленные эстетические принципы: неприятие реальной жизни, стремление познать неопознанное; природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы.
1) Реализм 2) Романтизм 3) Импрессионизм.
2. Определите черты, не характерные для произведений барочной архитектуры. Ответ подчеркните.
Обилие украшений, скульптур, зеркал, окон; регулярность планировки; использование насыщенных цветов и позолоты; геометрическая правильность линий; строгая организованность – соразмерность и уравновешенность объемов.
3. Назовите русского архитектора XVIII века, по проектам которого построены Зимний дворец и Собор Смольного монастыря в Петербурге.
Ответ: __________________________________________________________________
4. Назовите непревзойденного мастера мемориальной пластики, автора памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, установленному на Красной площади в Москве.
Ответ: __________________________________________________________________
5. Кто не является представителем Венской классической школы?
Йозеф Гайдн; Фридерик Шопен; Вольфган Амадей Моцарт; Людвиг ван Бетховен. Ответ подчеркните.
6. Казанский собор — одно из архитектурных шедевров Санкт-Петербурга. Назовите автора (представителя русского классицизма) этого грандиозного по замыслу и великолепного по исполнению сооружения.
Ответ: __________________________________________________________________
7. Назовите композитора, творчество которого развивалось под влиянием русской народной песни и лучших традиций народного искусства. Его сатирическая песня «Блоха» стала особенно известна благодаря исполнению Ф.И. Шаляпина.
1) М.П.Мусоргский 2) А.П.Бородин 3) М.А.Балакирев
8. Назовите художника, мировосприятие которого никогда не менялось, он остался верен своему романтическому характеру или, вернее, живописным урокам моря, с которыми он подружился еще в детстве.
Ответ: __________________________________________________________________
9. Назовите главную тему творчества И.Е.Репина.
Ответ: __________________________________________________________________
10. Действие какой картины В.И.Сурикова происходит на фоне Собора Василия Блаженного и башен Кремля?
Ответ: __________________________________________________________________
2 часть
11. Установите соответствие между названием произведения и его автором.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу (выбранные цифры под соответствующими буквами).
Название произведения |
Автор |
А) И.И.Шишкин Б) И.И. Левитан В) Н.А. Ярошенко Г) И.Н. Крамской |
1. Кочегар 2. Мина Моисеев 3. Лесные дали 4. Владимирка |
12.Установите соответствие между направлением искусства и его основными особенностями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу (выбранные цифры под соответствующими буквами).
Направление искусства |
Основные особенности |
А) реализм Б) сентиментализм В) классицизм |
1) подражание античным образцам 2) характеризуется вниманием к душевной жизни человека 3) правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах |
3 часть
13. Напишите художественный анализ по картине «Последний день Помпеи».
1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания живописного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
5. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера
письма.
6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту,
интерьеру.
7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи.
КИМ для промежуточной аттестации по предмету
«Мировая художественная культура».
ВАРИАНТ №2
1 часть
1. Определите художественное направление в истории мировой художественной культуры, к которому относятся перечисленные эстетические принципы: исключительность романтического героя; культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.
1) Импрессионизм 2) Романтизм 3) Реализм
2. Определите черты, характерные для произведений барочной архитектуры. Ответ подчеркните.
Строгая организованность – соразмерность и уравновешенность объемов; увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций; геометрическая правильность линий; регулярность планировки; создание нарочито искривленного пространства за счет текучести криволинейных форм и объемов.
3. Назовите русского архитектора XVIII века, по проектам которого построены загородные резиденции – Большой дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском селе.
Ответ: __________________________________________________________________
4. Назовите выдающегося мастера монументально – декоративной скульптуры, автора бронзового бюста Петра I , выполненного в стиле барокко.
Ответ: __________________________________________________________________
5. Кто является представителем Венской классической школы? Ответ подчеркните.
Фридерик Шопен; Йозеф Гайдн; Роберт Шуман; Клод Дебюси
6. Назовите имя замечательного зодчего, создавшего ряд монументальных творений в стиле ампир. Среди них ансамбль площади со зданием Михайловского дворца, ансамбль Дворцовой площади со знаменитой аркой Главного штаба в Санкт – Петербурге.
Ответ: __________________________________________________________________
7. Н.В.Гоголь – один из любимейших писателей этого выдающегося русского композитора. Его повести послужили источником для написания опер «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством». Назовите имя композитора.
1) М.П.Мусоргский 2) П.И.Чайковский 3) Н.А.Римский — Корсаков
8. Назовите русского художника – пейзажиста, которого по праву называли «певцом русского леса.
Ответ:_____________________________________________________________
9. Назовите жанр живописи, в развитие которого выдающийся вклад внес В.И.Суриков.
Ответ: __________________________________________________________________
10. О какой картине идёт речь?
«В этой картине отражены последствия бунта стрельцов, поддержавших в 1698г. царевну Софью и выступивших против законной власти, принадлежавшей её младшему брату — Петру I.
Ответ: __________________________________________________________________
2 часть
11. Установите соответствие между названием произведения и его автором.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу (выбранные цифры под соответствующими буквами).
Название произведения |
Автор |
А) М.А. Балакирев Б) А.П.Бородин В) М.П.Мусоргской Г) Н.А.Римский – Корсаков |
1) Ночь на Лысой горе 2) Король лир 3) Князь Игорь 4) Царская невеста |
12. Установите соответствие между направлением искусства и его основными особенностями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу (выбранные цифры под соответствующими буквами).
Направление искусства |
Основные особенности |
А) реализм Б) сентиментализм В) классицизм |
1) подражание античным образцам 2) характеризуется вниманием к душевной жизни человека 3) правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах |
3 часть
13. Напишите художественный анализ по картине «Возвращение блудного сына».
1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания живописного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
5. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера
письма.
6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту,
интерьеру.
7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи.