Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 44 человека из 29 регионов
- Сейчас обучается 131 человек из 50 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Источники богатства и выразительности русского языка
Образность художественной речи достигается и специальными изобразительными (литературно-стилистическими) средствами: тропами и стилистическими фигурами.
Тропы — это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.
Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл. -
-
3 слайд
Эпитеты
Эпитеты — образные определения. Они характеризуют, поясняют какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления. Употребляются в сочетании с определяемым словом, на которое и переносят свое значение, свои признаки.
В эпитетах часто сливаются изобразительное и лирическое начала (отношение к изображаемому). В них воплощается мироощущение писателя. Грязная война; бандитские цены; варварские методы. -
4 слайд
Сравнения — это тоже образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент).
Анчар, как грозный часовой, стоит — один во всей вселенной.
А. С. Пушкин
Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно или может просто указывать на сходство (похож на…). -
5 слайд
Нередки случаи, когда писатели создают развернутые сравнения. В них раскрывается несколько признаков одного явления или характеристика целой, группы явлений:
«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако же и не тоненькие».
Н. В. Гоголь -
6 слайд
Метафора — это скрытое сравнение, в котором
присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают).
То, что сравнивается, лишь подразумевается.
От читателя требуется умение понять и почувствовать создаваемый образ:
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
(Месяц)
Такие выражения, как « железный стих»,
« шелковые ресницы », « утро седое», одновременно выполняют роль эпитетов и метафор и называются метафорическими эпитетами.
В метафоре нельзя отделить определение от определяемого слова: исчезает смысл!!! -
7 слайд
Олицетворение — прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.
Это один из постоянных приемов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.
Олицетворение как художественный троп представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлеченные понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
С. А. Есенин -
8 слайд
Аллегория — одна из форм иносказания, условное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображенными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты.
В литературе аллегория широко использует образы фольклора, античной мифологии, Библии. С ее помощью иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.
Аллегория часто пронизывает все произведение. Она применяется в баснях, народных и литературных сказках, где хитрость иносказательно изображают в виде лисы, жадность и злость — в обличии волка, трусость — в образе зайца и т. п. -
9 слайд
Метонимия — замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой ее подают, характерная одежда человека и человек, в нее одетый, действие и орудие этого действия.
Зато читал Адама Смита…
А. С. Пушкин
Не то на серебре, на золоте едал…
А. С. Грибоедов
Потому, что здесь порой Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой…
А. С. Пушкин -
10 слайд
Синекдоха — особая разновидность метонимии. Она, как уже говорилось, основана на замене названия целого явления названием его части, или, наоборот, называя целое, подразумевают какую-то его часть. При этом нередко заменяют единственное число множественным или множественное — единственным:
Отсель грозить мы будем шведу…
А. С. Пушкин
Мы все глядим в Наполеоны…
А. С. Пушкин
Чтобы у ног вы увидали Мундир, и шпоры, и усы!
М. Ю. Лермонтов -
11 слайд
Гипербола — образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления
Гипербола — образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления
(«В сто сорок солнц закат пылал!»). -
12 слайд
Литота — художественное преуменьшение.
Эти приемы представляют собой явное или скрытое сопоставление двух разнородных явлений, основанное на их общем признаке, при этом предмету или явлению приписывается признак или несколько признаков, которыми в реальной жизни они обладать не могут. -
13 слайд
Оксюморон — соединение противоположных
по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого.
Ветер веселый
Эх ты, горе горькое,
И зол и рад.
Сладкое житье. -
14 слайд
Перифраз
— это стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением.
Царь зверей (лев) Унылая пора, очей очарованье (осень) -
15 слайд
Выводы:
Образность в художественной речи достигается специальными изобразительными средствами (литературно-стилистическими) — тропами.
Тропы — это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении, оно понятно только в данном тексте.
Тропы позволяют писателю в образной форме донести до читателя идейно-художественное содержание произведения -
16 слайд
В отличие от тропов, которые обогащают мысль новым образным содержанием, стилистические фигуры воздействуют на читателя благодаря специальным способам синтаксической организации речи.
Стилистические фигуры — особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова. -
17 слайд
Антитеза — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами:
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт.
А. С. Пушкин -
18 слайд
Градация — такое построение частей высказывания,
при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (или уменьшающееся) смысловое
или эмоционально-экспрессивное значение.
Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку! -
19 слайд
Параллелизм — сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие явлений, придает речи особенную выразительность.
Параллелизм характерен для устного народного творчества (песни, частушки). Чаще всего в фольклоре сопоставляются образ природы и образ человека.
Ах, кабы на цветы не морозы,
И зимой бы цветы расцветали;
Ох, как бы на меня не кручина,
Ни о чём-то бы я не тужила. -
20 слайд
В литературе этот прием имеет самое разнообразное применение, причем наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда в романе, повести развиваются параллельные сюжетные линии.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.
У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
А. С. Пушкин -
21 слайд
Анафора — повторение начального слова, словосочетания или двух самостоятельных отрезков речи.
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам.
Н. А. Некрасов -
22 слайд
Эпифора — выразительное повторение слов или выражений в конце отрезка речи.
«Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?»
Н. В. Гоголь -
23 слайд
Инверсия — своеобразная расстановка слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами.
И день за днем ужасно злить меня вот это стало.
В. В. Маяковский
Прямой порядок: И вот это стало меня день за днём злить ужасно. -
24 слайд
Умолчание — оборот речи, в котором мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.
Но мне ли, мне ль, любимцу государя…
Но смерть… но власть… но бедствия народны…
А. С. Пушкин -
25 слайд
Риторический вопрос — оборот речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
М. Ю. Лермонтов
И какой русский не любит быстрой езды?
Н. В. Гоголь -
26 слайд
Эллипсис – намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.
В ваших письмах — правда жизни! -
27 слайд
Лексический повтор- это намеренное повторение одного и того же слова либо речевой конструкции для придания экспрессивности.
Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С.Есенин -
28 слайд
Парцелляция
— это намеренное, нарочитое разделение предложения на несколько отдельных частей.
Ребенок подрастает. Отпускает руку матери. Делает шаг. Свой первый шаг. Осторожно. Неуверенно. Первая победа. -
29 слайд
Риторическое восклицание
— это эмоционально окрашенное предложение с восклицательной интонацией.Стыдно за время, в которое живут и действуют подобные люди!
-
30 слайд
Риторическое обращение
— это условное обращение к предметам и явлениям, которое используется для привлечения внимания к предмету речи слушателей и читателей.
Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! (А.Блок) -
31 слайд
Вопросно-ответная форма изложения
— это способ построения текста, при котором информация излагается в форме вопросов и ответов на эти вопросы.
И снова взрывы и смерти. Что это значило? Это значило, что о мечтах и чаяниях можно надолго забыть. -
32 слайд
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Антонимы- это слова одной и той же части речи, противоположные по значению.
Контекстные антонимы- это слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте. Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мёд. -
33 слайд
Синонимы- это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению.
Контекстные синонимы- это слова одной и той же части речи, которые сближаются в данном контексте, т.к. относятся к одному предмету (признаку, действию). За жёлтой конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой. Всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. -
34 слайд
Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным переносным значением.
вешать лапшу на уши (обманывать) ставить палки в колёса (мешать)
-
35 слайд
Устаревшие слова
— это слова, которые не употребляются в современной речи.боярин, поместье, десница, продразвёрстка
-
36 слайд
Разговорная лексика
это слова, употребляемые в повседневной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи
газировка (газированная вода), белобрысый (человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка) -
37 слайд
Просторечные слова
это слова, выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок.
башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании)
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 172 642 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 20.12.2020
- 91
- 0
- 20.12.2020
- 107
- 0
- 20.12.2020
- 113
- 0
- 20.12.2020
- 166
- 1
- 20.12.2020
- 179
- 0
- 20.12.2020
- 122
- 0
- 20.12.2020
- 83
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
К сожалению, правители соседних держав отвергли его инициативу и продолжали чинить произвол, по-прежнему действуя варварскими методами…
Громадное превосходство английских вооружённых сил и варварские методы расправы в конце концов заставили буров отказаться от сопротивления.
Она была неизбежна, но часто велась варварскими методами, к тому же совпала с гонениями на церковь.
Пусть я покупаю исключительно тунца, выловленного без сопутствующего истребления дельфинов, дельфины всё равно в опасности, пока окружающие продолжают потреблять рыбу, добытую варварскими методами.
То есть она может являться неразумной, разрушительной, в ней могут применяться варварские методы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поднатореть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
– Профессиональные археологи забили бы его камнями за варварские методы ведения раскопок.
Я, рассматривая варварские методы воздействия, приводящие к разрушению здоровья и психики, также буду рассматривать методы того, как можно было бы поступить по-иному.
В прусскую армию XVIII столетия людей набирали силой, муштровали с помощью порки и держали в подчинении совершенно варварскими методами.
– Дело не в том, как назвать, дело в том, что такие варварские методы практикуют только они.
Вот почему рвутся нити коммуникаций, вот почему тянутся бесконечные войны, вот почему целые звёздные системы от атомной энергии возвращаются к варварским методам энергетического обеспечения.
После встряхивания ковров варварским методом выяснилось, что «приличные домохозяйки по субботам протирают посуду в шкафу».
Это была примитивная политика соперничества наций, безгранично раздувающих свою гордость и воинственность и действующих варварскими методами взаимного устрашения.
Так что, возможно, варварский метод результативен, хотя уж очень, очень дорого обходится.
Надо ещё узнать, нет ли здесь варварских методов сжигания особо провинившихся ведьм.
То же самое нам ещё предстоит сделать для избавления человечества от варварских методов лечения болезни рискованных инноваций…
Ведь русские люди никогда не станут бороться с голубями подобными варварскими методами.
При этом, добывая нефть, люди варварскими методами раздирали земную оболочку – и дно океанов.
А есть вообще варварский метод воздействия, который каталонские мужики могут и не пережить.
Чтобы мозг излучил в пространство волновой пакет в нужном для исследователя диапазоне, в лаборатории применяли довольно варварские методы возбуждения: кололи, например, за ухом длинной иглой, чтобы попасть в определённую точку, расположенную под черепной коробкой на глубине полутора сантиметров.
Постепенно, по мере изменения экономических условий жизни людей, возрастания роли права в обществе, стало увеличиваться и противодействие варварским методам ведения следствия.
Имперская историческая школа, вместо того, чтобы осудить и признать порочными варварские методы колонизации края, пыталась обвинить чеченцев в неспособности и нежелании приобщаться к современной цивилизации (между тем чеченцы очень легко и быстро воспринимают и осваивают современные идеи и технологии)99.
К счастью, в столице не прижился варварский метод устрашения и, одновременно, напоминания всем жителям, как тонка грань между жизнью и смертью, который до сих пор сохранился и с успехом применялся во многих маленьких городках.
Весьма значительным было количество евреев в органах госбезопасности, заслуживших недобрую славу среди поляков своими варварскими методами работы и преследованиями тех лиц, которые в общественном мнении считались поборниками польской независимости (т. е. участников антифашистского подполья некоммунистической ориентации и представителей старых органов власти).
– А почему такой варварский метод приёма иностранных гостей. Насколько я знаю, я отсюда же должна буду отправиться обратно. Дикость какая–то! Почему пугало?
Не сказать, что добыча угля, например, велась уж совсем варварскими методами.
Можно было сколько угодно возмущаться варварскими методами отлова и отстрела – всё равно никто бы этого не услышал.
И беда не в том, что подобные виды «врачевания» существуют (в конце концов, взрослые люди вольны сами распоряжаться своей жизнью и здоровьем), а в том, что родители, которые попали под влияние различных сообществ, форумов и тому подобного, варварскими методами лечат своих детей.
Бабуля рассказывала про варварские методы обучения и то, как долго несчастные люди терпели принудительное образование, но об этом я расскажу чуть позже, в какой-нибудь из глав этой книги.
Стульев вокруг стола не было, столовых приборов и тарелок тоже не наблюдалось, поэтому есть приходилось весьма варварскими методами, используя разве что те приборы, что были воткнуты в многочисленные салаты, но эта проблема казалась троице наименьшей из всех.
А если кто и проявляет дикость, так это те, кто в войне с ними использует глубоко чуждые человеческой морали варварские методы.
Собрание статей по варварскому методу дешифровке языков «Язарга».
Это помогало, хотя столь варварский метод грозил простудой при пятидесятиградусной жаре.
– Почему в вашем высоко-цивилизованном обществе такие варварские методы обращения с преступниками?
Об одном из императоров прошлого говорили, что он варварскими методами истреблял варварство.
Они изображены, покрытые дёгтем и перьями, что являлось обычным варварским методом расправы толпы со сторонниками отмены рабства.
Вообще-то сифонная клизма – процедура действительно крайне малоприятная, но почему-то до сих пор никто не придумал более удобного и менее варварского метода выведения токсичных веществ из кишечника.
Попробую разузнать, что им было нужно, более варварским методом.
– Да…драки это не наше. Это просто варварский метод решения конфликтов.
Надо отдать должное, варварский метод сработал: женщина пришла в себя и сейчас смотрела на нас с ужасом, но вполне осознанно.
Он не одобрял старые варварские методы воспитания и постоянно конфликтовал с учительским коллективом.
Вилла представляет собой произведение искусства, попытавшееся скопировать стиль древнеримских архитекторов, и неумолима своим великолепием, несмотря на столь варварский метод вторжения.
– И мы можем воссоздать их систему тренировок, но повторяю, они использовали варварские методы.
И потому такой варварский метод самосохранения практиковался у художницы.
Как сказал один мудрый человек – «варварские методы привели к варварским выводам».
По этой же причине вокруг суетятся медики, стараясь оказать первую полевую помощь, буквально варварскими методами останавливая кровотечение, заливая раны быстро твердеющим раствором.
Ему пеняли за полное отсутствие профильного образования, за варварские методы ловли, за теоретическую неподкованность, за наглость и самоуверенность и т. д.
Мы не видим варварских методов лечения, более опасных, чем сама болезнь, или косметических эликсиров, которые зачастую не столько украшали, сколько убивали.
Бороться с замками варварским методом я не стал, решил вначале поискать ключи.
Однако, не зная, каким же образом привлечь внимание предмета своего обожания, действовали абсолютно варварскими методами.
Вы здесь
Предложения в которых упоминается «варварские методы»
Откуда такие варварские методы — взорвать?
Мы пошли даже на такой варварский метод, как введение ему специального раствора, так называемой «сыворотки правды».
Но птица, подготовленная к содержанию в зоопарке таким варварским методом, представляет собой очень жалкое зрелище, особенно если делает попытку взлететь.
Другой вопрос, что чистки велись варварскими методами.
Таким образом, имперская историческая школа, вместо того, чтобы осудить и признать порочными варварские методы колонизации края, пыталась обвинить чеченцев в неспособности и нежелании приобщаться к современной цивилизации (между тем чеченцы очень легко и быстро воспринимают и осваивают современные идеи и технологии) 17.
Политика воинствующего национализма, презрительного, высокомерного отношения к горским народам, варварские методы борьбы для их успокоения приняли невиданные масштабы и глубину в конце XIX века85.
Чтобы мозг излучил в пространство волновой пакет в нужном для исследователя диапазоне, в лаборатории применяли довольно варварские методы возбуждения: кололи, например, за ухом длинной иглой, чтобы попасть в определённую точку, расположенную под черепной коробкой на глубине полутора сантиметров.
Судя по варварским методам, которыми пользуются наши враги для увековечения своего господства, у нас есть все основания опасаться, что аристократы намерены возвести его в конституционный принцип.
Можно не сомневаться, что поновление было бы проведено в соответствии с теми варварскими методами, которые бытовали в XVIII в., — фрески оказались бы полностью записанными, а в худшем случае частично или полностью сбитыми со стены.
А так называемые «соевые продукты» производятся на фабриках с помощью совершенно варварских методов переработки — например, с использованием растворителей типа гексана, следы которого всегда можно найти в этих продуктах.
К счастью, в столице не прижился варварский метод устрашения и, одновременно, напоминания всем жителям, как тонка грань между жизнью и смертью, который до сих пор сохранился и с успехом применялся во многих маленьких городках.
Предлагаемая мною теория канцерогенеза показывает, почему опухоли можно и нужно лечить естественными безвредными методами, в частности, с помощью предлагаемой мною «катаболической ловушки», и объясняет реальные описанные случаи исцеления без всяких варварских методов химио — и других «терапий».
Теперь, когда мне знакомо то, как естественно и разумно лечат болезнь знающие своё дело врачи, у меня появилось искушение считать, что многие смерти в нашем доме случились не из-за болезней, а из-за варварских методов их лечения.
Постепенно, по мере изменения экономических условий жизни людей, возрастания роли права в обществе, стало увеличиваться и противодействие варварским методам ведения следствия.
Имперская историческая школа, вместо того, чтобы осудить и признать порочными варварские методы колонизации края, пыталась обвинить чеченцев в неспособности и нежелании приобщаться к современной цивилизации (между тем чеченцы очень легко и быстро воспринимают и осваивают современные идеи и технологии) 99.
Средства художественной выразительности – это тропы, фигуры речи и другие литературные приемы, используемые поэтами, писателями и драматургами для создания уникальных эффектов в своих произведениях.
В этой статье мы рассмотрим средства художественной выразительности, которые встречаются в прозе, поэзии и драматургии чаще других. Мы дадим определение каждого из терминов вместе с примерами из известных литературных произведений. Также мы рассмотрим контекст, в котором используются эти литературные приемы.
Знание арсенала средств художественной выразительности позволит нам не только глубже проникать в историю и сильнее привязываться к персонажам, но и успешно понимать и анализировать смысл, заложенный авторами.
Зачем нужны средства художественной выразительности?
… жизнь – не лучший, а плохой сценарист,
Чьи недочёты надлежит исправлять.(Д. Рудой, «Галактика звёзд»)
Во-первых, зная, в каких случаях используются те или иные приемы, легче понять мотивацию автора, его отношение к персонажам, сюжетным поворотам и событиям.
Кроме того, способность идентифицировать литературные приемы может прояснить для читателя общий смысл или цель произведения. Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, легче разобраться, почему автор использует определенный язык для описания персонажей, и почему некоторые события происходят именно так, как происходят.
Наконец, средства художественной выразительности делают тексты более интересными, увлекательными и литературными, то есть использующими творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности. Поэтому те, кто считает, что жизнь – лучший драматург, не осознают, сколько тысяч банальных историй ей требуется, чтобы создать сценарий, который даже писатель средней руки придумает с закрытыми глазами с помощью лишь некоторых тропов, даже не касаясь фигур речи. Литература, а тем более, хорошая литература – это весьма сложный и хитроумный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения; так что, читая роман, не зная литературных приемов, вы скорее всего упустите многие смысловые уровни, заложенные в историю.
Главные средства художественной выразительности
Хотя наша статья разбирает больше средств художественной выразительности, чем остальные сайты, мы ни в коем случае не претендуем на полноту списка и предлагаем лишь наиболее часто встречающиеся литературные приемы, которые обязательно нужно знать любому, кто интересуется литературой и филологией. Каждый прием снабжен примером, иллюстрирующим его суть, и если вам в голову придут другие удачные примеры обязательно поделитесь ими в комментариях с указанием того, к каким средствам художественной выразительности они относятся.
Аллегория
Аллегория – использование запоминающегося образа или сюжета для иносказательного выражения универсальной идеи, реальных (исторических) проблем и/или событий. Используется в романах, в баснях.
Например, антиутопия Оруэлла «Скотный двор» – это аллегория событий, предшествовавших русской революции и сталинской эпохе. По сюжету, животные на ферме практикуют анимализм (отсылка к коммунизму). Многие персонажи соответствуют реальным историческим фигурам.
Другой пример: басня Крылова «Стрекоза и муравей», где стрекоза символизирует беспечность и легкомыслие, а муравей – трудолюбие.
Еще один пример аллегории в поэзии — стихотворение Рудого «Ужин с гордыней», где напросившаяся в гости к поэту сексапильная поклонница символизирует худший смертный грех.
Аллюзия
Аллюзия – это намёк или косвенная ссылка на лицо, событие или идею, имеющие место вне рамок основного произведения. Многие аллюзии отсылают к ранее созданным художественным произведениям.
В поэме «Петербургский роман» Бродский обращается к главному герою пушкинского «Евгения Онегина»:
Гоним столетьями гонений,
от смерти всюду в двух шагах,
теперь здороваюсь, Евгений,
с тобой на этих берегах.
Алогизм и парадокс
Алогизм – утверждение, в котором нарушены логические связи. Используется для создания более яркого зрительного образа, нередко – в детской литературе.
Жабы по небу летают,
Рыбы по полю гуляют,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили. (К. Чуковский, «Путаница»)
Парадокс – это утверждение нелогичное или противоречащее здравому смыслу на первый взгляд, но по сути оказывающееся истинным или правдоподобным.
В качестве примера можно привести известную фразу из повести Оруэлла «Скотный двор»:
«Все животные равны, но некоторые животные равнее».
Анафора
Анафора – это многократное повторение звука, слова или словосочетания в начале строк или предложений на протяжении всего текста. Используется как в прозе, так и в поэзии. Служит для усиления эмоционального воздействия на читателя.
Пример фонетической анафоры:
«Задремали звезды золотые…» (С. Есенин)
Пример лексической анафоры:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством. (М. Лермонтов, «Демон»)
Анахронизм
Анахронизм возникает, когда автору нужна намеренная ошибка в хронологии или временной шкале. Это может быть персонаж, появляющийся не в тот период времени, когда он на самом деле жил, или технология, используемая до того, как она была изобретена. Анахронизмы часто используются для создания комедийного эффекта.
В сатирическом романе «История одного города» Салтыков-Щедрин для усиления комичности использует путаницу в датах и часто допускаемые летописцем анахронизмы наподобие ссылок на Герцена и Огарева.
Антитеза
Антитеза – противопоставление двух или более различных (обычно противоположных по смыслу) идей, характеров, вещей и т. д. Этот прием помогает четче охарактеризовать объект или идею, сравнивая их между собой.
В начале «Повести о двух городах» Диккенс использует антитезу:
«Это было лучшее из времен, это было худшее из времен, это был век мудрости, это был век глупости, это была эпоха веры, это была эпоха неверия, это было время Света, это было время тьмы, это была весна надежды, это была зима отчаяния…»
Гипербола и гротеск
Гипербола – это намеренное преувеличение, которое не должно восприниматься читателем буквально.
В сто сорок солнц закат пылал… (В. Маяковский)
Гротеск – разновидность гиперболы. Служит для изображения в карикатурном или абсурдном, неправдоподобном ключе каких-либо качеств объекта или идеи. Часто служит для создания комедийного эффекта.
В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле часто прибегает к гротеску при описании непомерных размеров героев:
«Будучи препровождены таким порядком в рот, паломники приложили все усилия, чтобы не попасть под жернова его зубов, и уже начали думать, что их заточили в какое-то глубокое подземелье…»
Инверсия
Под инверсией подразумевается изменение привычного порядка слов в предложении. Нередко используется в поэзии для встраивания фразы в ритмический рисунок.
Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами? (В. Жуковский)
Ирония
Ирония – употребление слова или изображение ситуации в насмешливом ключе, часто – в значении противоположном буквальному. В литературе существуют разные типы иронии:
- Вербальная ирония: говорится одно, а подразумевается обратное.
В «Мертвых душах» Гоголь называет мошенника Чичикова «самым благопристойным человеком».
- Ситуационная ирония: происходит нечто противоположное тому, что должно было произойти.
В «Больших надеждах» Диккенса главный герой Пип считает своей благотворительницей мисс Хэвишем. В этом уверены и читатели. Однако, в итоге выясняется, что благодетель Пипа – беглый каторжник.
- Драматическая ирония: зритель знает об истинных намерениях или последствиях, а персонажи – нет. В результате действия и события приобретают для аудитории иной смысл, чем для участников.
В шекспировском «Короле Лире» аудитория знает, что Корделия – настоящая дочь Лира, но сам он этого не ведает.
Примером иронии является вся песня Александра Башлачева «Подвиг разведчика»:
Малапропизм
Малапропизм (неверное использование) возникает, когда вместо одного слова употребляется другое с похожим звучанием, но другим значением. Такое неправильное использование слова обычно ведет к бессмысленности утверждения. В результате этот прием обычно используется в комедийном жанре.
О, не надейтесь: она упряма, как аллегория на берегах Нила. (Р. Шеридан, «Соперники»).
В этой фразе «аллегория» использовано вместо слова «аллигатор». Надеемся, что, дочитав до этого места, вы уже не сомневаетесь в разнице между ними. Если же все-таки не уверены, данное видео поможет вам закрепить пройденный материал:
Метафора
Метафора – использование переносного значения для описания идеи, действия или объекта. Иначе говоря, одному явлению присваиваются свойства другого. Метафору можно назвать неявным сравнением.
У Есенина:
«В саду горит костёр рябины красной…»
То есть цвет гроздьев рябины такой же яркий, как пламя костра.
Все стихотворение Рудого «Опера войны» является одной развернутой метафорой, где бой между двумя армиями представлен, как музыкальное произведение, а военная техника, солдаты, генералы, Жизнь, Смерть и Бог-Судья играют свои партии:
Первой скрипкой в тех оркестрах
Начинается пристрел,(…)
Отовсюду рвутся танки,
Добавляя стон трубы.(…)
Слышен только шум прибоя –
Прибивает всех подряд:
Смерть играет на гобое,
Звуки взрывов ей вторят.
Метонимия
Еще один пример употребления «подмены» в тексте – метонимия. Она подразумевает замену одного слова другим на основании смысловой связи между ними. Это средство выразительности обычно используется для создания поэтического эффекта.
У Пушкина в «Медном всаднике»:
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Здесь слово «бокалы» замещает название налитого в них напитка.
Многосоюзие и бессоюзие
При многосоюзии автор намеренно использует повторяющиеся союзы, подчеркивая логически и интонационно соединяемые союзами члены предложения. Прием служит для усиления выразительности речи.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко)
Бессоюзие – обратный прием. Проявляется многократным опущением союзов (и, или, но и, для и др.) в группе слов или фраз. Служит, чтобы подчеркнуть значение фразы или предложения. Часто используется в поэзии, когда требуется создать мощный ритм или динамику.
Например, в отрывке из поэмы «Полтава» Пушкина:
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Образный язык
Образный язык помогает воздействовать на чувства восприятия (вкус, обоняние, зрение, осязание или слух) при описании сцены, вещи или идеи. Этот прием помогает читателю лучше представить себе происходящее, полнее погрузиться в него.
А какими пирогами накормит моя старуха! Что за пироги, если бы вы только знали: сахар, совершенный сахар! А масло так вот и течет по губам, когда начнешь есть. (Н. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
Отличный пример произведения, полностью написанного образным языком, является «Многоголосье» Ю. Визбора:
Оксюморон
Оксюморон – это разновидность парадокса, сочетание двух слов, имеющих противоположные друг другу значения. В отличие от парадокса оксюморон не является законченной фразой или идеей, а образует лишь словосочетание. Этот прием часто используется для привлечения внимания, создания напряженности или юмористического эффекта.
Оксюморон часто используется в названиях художественных произведений, например, «Невыносимая легкость бытия» Кундеры, «Живой труп» Толстого или «Горячий снег» Бондарева.
Параллелизм
В основе параллелизма лежит повторение грамматической структуры фразы. Он может быть использован в качестве средства выделения контраста между противоположными явлениями.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет. (А. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»)
Парцелляция
Парцелляция – прием, заключающийся в намеренном разделении законченного по смыслу предложения на несколько самостоятельных фрагментов, более коротких предложений. Создает эффект неожиданной паузы, а также используется для передачи внутреннего монолога героя.
Платок мой. Он забрал. Помню. А я назад не забрал? <…> Позади. Кажется, кто-то есть. (Д. Джойс, «Улисс»)
Персонификация и олицетворение
Персонификация – это наделение неодушевленного объекта или абстрактного понятия человеческими качествами или характеристиками. Используется для того, чтобы помочь читателю создать более ясную мысленную картину описываемой сцены или объекта.
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче. (А. Блок, «Девушка пела в церковном хоре»)
При олицетворении, в отличие от персонификации, неодушевленные фигуры в буквальном смысле становятся живыми существами. Это облегчает восприятие образов читателями, в том числе детьми, поэтому этот прием часто используется в детской литературе.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой… (К. Чуковский, «Мойдодыр»)
Повтор
При повторе слово или фраза употребляются в отрывке несколько раз, обычно чтобы сделать смысловой акцент. Используется как в поэзии, так и в прозе.
Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель –
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель. (Б. Пастернак)Это была любовь с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда. (Набоков, «Лолита»)
Предзнаменование
Предзнаменование представляет собой намек автора на будущие сюжетные повороты. Этот прием может быть встроен в диалоги, описания или действия персонажей. Часто используется для того, чтобы внести напряжение в повествование.
Например, в «Слове о полку Игореве» солнечное затмение служит дурным предзнаменованием, предвещающим неудачу в будущем военном походе.
Просторечие
Просторечие (разговорный язык) – это употребление неформальных выражений и сленга. Его часто используют авторы, чтобы придать реалистичность своим персонажам и диалогам. Как правило, служит для изображения народной речи.
В рассказе Шукшина «Сельские жители» один из персонажей выражается таким языком:
«Оно знамо, можно бы и теперь, но у Шурки шибко короткие каникулы».
Риторический вопрос, восклицание, обращение
Риторический вопрос – стилистический приём, который служит для выделения смысловых и эмоциональных фрагментов в речи. Такой вопрос, по сути, является утверждением (или отрицанием) чего-то и не требует ответа.
Какой же русский не любит быстрой езды? (Н. Гоголь, «Мертвые души»)
К риторическому восклицанию автор прибегает, когда хочет продемонстрировать момент наивысшего напряжения эмоций или чувств лирического героя произведения. Обычно оно облечено в форму возгласа или выкрика.
То было в утро наших лет –
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!
О свежий дух березы! (А. Толстой)
Особенность риторического обращения заключается в том, что отвечать на него – необязательно. Главное – интонация, с которой обращение произносится. Адресатом обращения может быть человек, отвлеченное понятие или неодушевлённый предмет.
О юность легкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары… (А. Пушкин, «Евгений Онегин»)
Сарказм
Сарказм – более колкая и язвительная разновидность иронии с оттенком горечи. Этот прием направлен на критику чего-то, например, человека, поведения, убеждений, общества, и выражает более сильные эмоции.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны признать за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты… (А. Грибоедов, «Горе от ума»)
Символизм
Символизм подразумевает использование определенного объекта, события или идеи для выражения иной сущности, более широкого смысла, отличающегося от буквального. «Носители» такого зашифрованного значения в символизме называются «символами». Они обычно появляются в тексте многократно, иногда меняя смысл по мере развития сюжета.
В романе Фицджеральда «Великий Гэтсби» зеленый свет, который находится напротив особняка Гэтсби, символизирует надежды и мечты героя.
Синекдоха
Синекдоха – разновидность метонимии. Литературный прием, при котором часть чего-либо используется для представления целого или наоборот.
У Фета:
«Морская даль во мгле туманной;
Там парус тонет, как в дыму…»
На самом деле под «парусом» подразумевается все судно. Только не путайте синекдоху с аллегорией. Например, в песне Владимира Высоцкого «Парус» использована именно последняя:
Сравнение
При сравнении происходит прямое сопоставление одного объекта, идеи, действия и т. д. с другим.
Джим неподвижно замер у дверей, точно сеттер, учуявший перепела. (О. Генри, «Дары волхвов»)
Флэшбек
Флэшбек – это обращение к событиям, которые уже произошли до того времени, когда происходит повествование. Этот прием часто используется, чтобы дать читателю больше информации и подробностей о конкретных персонажах, событиях, сюжетных точках и так далее.
Пример: большая часть романа Эмили Бронте «Грозовой перевал» представляет воспоминания экономки Нелли Дин. В этой истории Нелли рассказывает о детстве Кэтрин и Хитклифа, об их отношениях и трагической кончине.
Эвфемизм
В отличие от эпитета, привлекающего внимание к слову и подчеркивающего его оттенки, задача эвфемизма – завуалировать. К эвфемизму автор обращается, когда хочет выразить в более мягкой или корректной форме слово или фразу, которые могут считаться грубыми, вульгарными или неприятными.
У Салтыкова-Щедрина в «Губернских очерках» так говорится о пьянстве одного из героев:
«Видно, однако же, что, для подкрепления угасающих сил, он нередко прибегает к напитку, вследствие чего и нос его приобрел все возможные оттенки фиолетового цвета».
Эллипсис и умолчание
Эллипсис – намеренный пропуск незначащих слов в предложении. Используется, чтобы побудить читателя самостоятельно домыслить пропущенную фразу или слово. Таким образом, это художественное средство способствует большему вовлечению читателя в текст.
Мы сёла – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги… (В. Жуковский)
При использовании умолчания фраза остается неоконченной, в расчете на то, что ее смысл и так ясен читателю. Часто используется для создания драматического эффекта или передачи эмоций героя.
Между прочим, у меня всего лишь сорок рублей, и вот эти деньги, возьмите, возьмите, я не умею, я потеряю, и у меня возьмут, и… (Ф. Достоевский, «Бесы»)
Эмоционально-оценочная лексика
Автор использует эмоционально-оценочную лексику, когда стремится полнее выразить отношение героя к происходящему. При этом четко прослеживается разделение на лексику с положительной и с негативной оценкой.
Не учился я как следует, да и проклятая славянская распущенность берет свое. (И. Тургенев, «Ася»)
Эпитет
Эпитет выступает в роли особого художественного определения, его назначение – придать слову новый, эмоционально окрашенный оттенок. С помощью эпитетов авторы могут более ярко описать своих персонажей и обстановку, придать тексту более богатый смысл.
Как нежишь ты, серебряная ночь,
В душе расцвет немой и тайной силы! (А. Фет)Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, тишина, солнце… (И. Бунин, «Жизнь Арсеньева»)
Я в беспечной толпе
В безучастном бреду
По покатой тропе
К гильотине бреду… (Д. Рудой, «Письмо Сесиль»)
Эпифора
Эпифора похожа на анафору, только в этом случае повторяющееся слово или фраза появляется в конце нескольких предложений. Подобно анафоре используется для того, чтобы вызвать эмоциональный отклик у аудитории.
В поэме «Ворон» Э. А. По примером эпифоры является многократное повторение в конце строф фразы «Каркнул Ворон: “Никогда”».
Как найти и истолковать художественные средства
Чтобы интерпретировать литературные произведения, необходимо уметь распознавать использованные в них средства художественной выразительности автоматически, то есть не задумываясь. Вот несколько советов о том, как этого добиться.
Читайте вдумчиво и внимательно
Не стоит поддаваться искушению пролистать или пропустить какие-либо отрывки произведения. В этом случае можно не заметить некоторые из используемых средств выразительности и, как следствие, неверно интерпретировать текст.
Если в произведении есть какие-то отрывки, вызывающие особые эмоции или интерес, нужно присмотреться к ним внимательнее, проанализировать их на наличие литературных приемов. Неплохо также перечитать любые части, показавшиеся запутанными или непонятными при первом чтении. Это гарантирует более глубокое понимание отрывка (и произведения в целом).
Запоминайте основные литературные термины
Очень сложно идентифицировать литературные элементы в текстах, если не знать, что они собой представляют и как используются. Поэтому стоит запомнить хотя бы основные средства художественной выразительности, перечисленные выше. Знание этих приемов позволит легче узнать их в различных типах произведений.
Представьте целевую аудиторию
Зная, к какой аудитории автор обращается в своем произведении, можно легче понять, какие типы литературных приемов могут быть им использованы.
Например, в детской книге с наибольшей долей вероятности будут задействованы такие средства, как повтор или олицетворение.
- Что такое сторителлинг? Узнайте, как создавать истории, от которых невозможно оторваться!
Делайте записи и отмечайте ключевые отрывки
Это один из самых важных советов. По мере чтения необходимо делать заметки в блокноте или на компьютере. Стоит записывать любые отрывки, абзацы, диалоги, описания и т. д., которые бросаются в глаза или содержат тот или иной литературный прием.
Можно делать заметки прямо на страницах, если книга – из личной библиотеки (но не из публичной!). Например, обводить в тексте ключевые слова и важные фразы, а также выделять интересные или особенно эффектные отрывки и абзацы.
Наконец, можно использовать стикеры для закладки страниц, где использован какой-то значимый литературный прием. Это поможет вернуться к ним позже, если потребуется.
Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.
Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.
Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:
- фонетические;
- лексические;
- синтаксические.
Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.
Виды средств выразительности
Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.
А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.
Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.
Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.
Тропы
Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.
Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.
Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».
Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).
Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.
«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.
Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.
Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).
Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».
Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.
Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.
Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.
Фигуры речи
В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:
Повтор | В начале, конце, на стыке предложений | Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы |
Антитеза | Противопоставление. Часто используются антонимы. | Волос длинный – ум короткий |
Градация | Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления | Тлеть, гореть, пылать, взрываться |
Оксюморон | Соединение противоречий | Живой труп, честный вор. |
Инверсия | Изменения порядка слов | Пришел он поздно (Он поздно пришел). |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова. |
Эллипсис | Пропуск подразумевающегося слова | За шапку и в дверь (схватился, вышел). |
Парцелляция | Разделение единого по смыслу предложения на отдельные | И думаю я снова. О тебе. |
Многосоюзие | Соединение через повторяющиеся союзы | И я, и ты, и все мы вместе |
Бессоюзие | Исключение союзов | Ты, я, он, она – вместе целая страна. |
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. | Используются для усиления чувств | Какое лето!
Кто, если не мы? Слушай, страна! |
Умолчание | Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения | Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете! |
Эмоционально-оценочная лексика | Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора | Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд. |
Тест «Средства художественной выразительности»
Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.
Прочитайте следующий отрывок:
«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»
Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
А.Пушкин
Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?
Ответ на тест дан в конце статьи.
Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.
Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.
Ответ на тест
К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.
А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.
Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.
OBRAZOVALKA.COM
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
1) Обусловьте, какое художественное средство используется в предложении: Меж скал блуждая, желтоватый луч. В пещеру бешеную прокрался. И гладкий череп осенил … 1 метафора 2 сопоставленье 3 олицетворение 4 эпитет фразеологизм 2) Обусловьте, какое художественное средство НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ в предложении: Лес, точно терем расписной,Фиолетовый, золотой, багровый,Развеселой, пестрою стенкойСтоит над ясною поляной 1)метафора 2)сопоставленье 3)олицетворение 4)эпитет 3) Обусловьте, какое художественное средство используется в предложении: Что же означает это усмехающееся, благословляющее небо, эта счастливая, почивающая земля? 1)метафора 2)сопоставленье 3)олицетворение 4)эпитет 5)фразеологизм
Задать свой вопрос
1 ответ
2019-10-18 01:40:19
1-ое задание. Верный ответ — 1). Олицетворением величается воодушевление неодушевлённого.
Второе задание. Правильный ответ — 2). Метафора описывает предмет признаками иного предмета.
Третье задание. Верный ответ — 3). Тут тоже олицетворение.
-
Вопросы ответы
Добро пожаловать!
Для того чтобы стать полноценным пользователем нашего портала, вам необходимо пройти регистрацию.
Авторизоваться
Уже зарегистрированны? А ну-ка живо авторизуйтесь!
Войти на сайт
Пожалуйста, срочно
1) Какое средство художественной выразительности встречается в предложении: «И я дразнил Антона, что он будет учиться среди сплошных гениев и сам вообразит себя гением и тогда к нему и на козе не подъедешь» (Л. Уварова)?
Укажите правильный вариант ответа:
метафора
сравнение
эпитет
фразеологизм
2) Какое средство художественной выразительности встречается в предложении: «В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела» (А.А. Фет)?
Укажите правильный вариант ответа:
олицетворение
сравнение
метафора
фразеологизм
3) Какое средство художественной выразительности встречается в предложении: «Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел» (В.П. Астафьев)?
Укажите правильный вариант ответа:
метафора
фразеологизм
олицетворение
сравнение
4) Какое средство художественной выразительности встречается в предложении: «И стоят за дубовыми сетками, словно нечисть лесная, пеньки» (С.А. Есенин)?
Укажите правильный вариант ответа:
метафора
фразеологизм
эпитет
сравнение
5) Какое средство художественной выразительности встречается в предложении: «Брат украшал его сухое изложение деталями, настолько живописными, что председатель, начинавший уже успокаиваться, снова навострил уши» (И. Ильф и Е. Петров)?
Укажите правильный вариант ответа:
фразеологизм
олицетворение
сравнение
метафора
6) Стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний:
Укажите правильный вариант ответа:
метафора
олицетворение
фразеологизм
сравнение
7) Связанное, устойчивое сочетание двух и более слов, равное по значению слову:
Укажите правильный вариант ответа:
метафора
олицетворение
фразеологизм
эпитет
Какое средство художественной выразительности встречается в предложении: «На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания стен и башен» (А.Н. Толстой)?
Укажите правильный вариант ответа:
олицетворение
сравнение
метафора
фразеологизм
9) Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту:
Укажите правильный вариант ответа:
эпитет
сравнение
олицетворение
метафора