Художник в цирке элементы циркового оформления занавес костюмы реквизит освещение оформление арены

III
четверть

Урок 16. Художник в цирке

Цели: познакомить с искусством
цирка; дать представление о работе художника в цирке; выяснить направления его
деятельности; провести анализ рисунка на заданную тему и выполнить его.

Вид деятельности: рисование
красками.

Планируемые результаты: школьники
приобретут практику передачи искусства цирка в детском рисунке; научатся
выбирать цвета нужных тонов и насыщенности; попробуют изобразить детали
цирковых выступлений.

Оборудование: образцы слайдов или фотографий
с эпизодами цирковых выступлений, бумага, карандаши, краски, листочки с
распечатанными стихами поэта С. Маршака «Цирк», компьютерная презентация

Ключевые слова и понятия: художник-постановщик,
цирковые номера, акварель, реквизит.

Ход урока

I Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

В III четверти вы будете работать над темой,
которая называется «Художник и зрелище». Вы будете создавать большие работы, а
на некоторые темы — даже по две работы, поэтому на их изучение отводится по два
урока. Сядьте удобно, приготовьтесь к занятию.

III. Беседа по теме урока

Когда по телевизору показывают фильм, то в титрах обязательно
пишут фамилии людей, которые его создали. Первой, как правило, пишут фамилию
режиссера, который фильм поставил, потом — оператора, который этот фильм снял,
а третьей идет фамилия художника. Он придумывает, как будет выглядеть каждый
герой, как надо оформлять каждую сцену. Словом, художнику для создания фильма
приходится выполнять огромную работу. Но такую работу художники проводят не
только при съемке фильмов.

— Знаете ли вы, где, в каких видах искусства
еще необходима работа художника? (В театре, на телевидении, в цирке,
при постановке различных зрелищных шоу, гала-концертов и ревю.) 
Сегодня
вы познакомитесь с тем, какую работу приходится выполнять художнику в цирке.

Откройте учебники на с. 77 и
прочитайте текст
. Среди всех
зрелищ, пожалуй, самое яркое и весёлое – ЦИРК! И не последняя заслуга в этом
художника. Ведь яркий, разноцветный свет, в котором сверкают костюмы, и
украшения артистов на арене – всё это дело его волшебной кисти.

Цирк – в переводе с латинского означает 
«круг». Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний
в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и
клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в
1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом
круглую площадку под открытым небом и стал брать плату у желающих посмотреть на
его мастерство в верховой езде.

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях тему III четверти: «Художник и
зрелище». А потом запишите тему двух ближайших уроков: «Художник в цирке».

V. Беседа по теме урока, работа с учебником

— Приходилось ли вам бывать в цирке или
видеть цирковое представление по телевизору?

— Каких цирковых артистов вы запомнили, в
каких номерах они выступали?

— Чем вам запомнились их номера? (Ответы
школьников.)
В цирке все такое яркое, запоминающееся, что просто
захватывает дыхание. Звучит музыка, смеются и веселят всех клоуны. Проходят
цирковые номера, и кажется, что один из них лучше другого. После представления
все зрители обычно выходят в приподнятом, радостном настроении, словно побывали
на настоящем празднике. Такое уж это радостное искусство — цирк.

Сколько весёлого и интересного
есть в цирке! Представьте, вы сейчас сидите в темноте и, затаив дыхание, во все
глаза смотрите на арену. И перед вами…
дрессированные
животные, клоуны,эквилибристы, жонглёры, акробаты,воздушные
гимнасты,иллюзионисты

Интересные факты циркового искусства

      Издавна
клоуны ходили по деревням и зазывали на свои представления.  Так, художник
Франц Николаевич Рисс, написал картину «Скоморохи в деревне» в 1857 году, он
изобразил бродячих цирковых артистов и живых персонажей (медведей)

     
Петрушечникиразвлекали публику, показывали смешные сценки, распевали веселые
куплеты, высмеивали местные порядки или известных людей. Главным героем этих
представлений был Петрушка.

     
Передвижные цирки-шапито
появились около 1830 года и постепенно превратились в грандиозные зрелища.
Шапито-передвижноесборно — разборное цирковое сооружение в виде
большого брезентового шатра. Передвижной цирк, дающий представление в таком
сооружении
Когда цирк прибывал в город,
он оповещал о себе уличным шествием со слонами, духовым оркестром, клоунами и
артистами в костюмах верхом на лошадях. На народных русских гуляньях и ярмарках
нередко можно было увидеть выступления бродячих артистов-силачей, акробатов,
канатоходцев, дрессировщиков, шпагоглотателей, фокусников. 

     
 Первый русский стационарный
цирк создали братья Никитины, ведущие родословную из крепостных. Когда-то они
ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по дворам.  В 1873 году братья купили
собственный, как тогда говорили, шапиток. Так начиналось цирковое искусство в
России.

Для того чтобы четко представить себе, над чем работает в цирке
художник, запишите в тетради несколько новых для вас слов.

(Школьники записывают слова и определения к ним, по ходу записи
педагог дает пояснения).

Занавес — это штора, которая отделяет
место выхода актеров от зрительного зала.

— Какая ткань лучше подойдет для занавеса
цирка? (Плотная, потому что за занавесом во время выступлений, стоят,
ожидая своего выхода, другие артисты.)

Костюмы — это наряды артистов (людей и
животных).

— Отличается ли костюм гимнаста от костюма клоуна?

— Как вы по костюму узнаете, кто перед вами — фокусник или
наездница на коне?

Реквизит — это предметы, которые нужны
при показе циркового номера.

— Какой реквизит нужен жонглеру?

— Какой реквизит нужен канатоходцу?

Освещение — это разноцветный свет,
который сопровождает номер.

— Какое освещение нужно гимнасту под куполом цирка?

— Как с помощью освещения сделать цирковой номер нескучным?

Видите, как много всего нужно для показа циркового номера на
арене: костюмы, реквизит, освещение. И над всем этим работают художники.

VI. Выбор объекта для рисования

На этом уроке вам надо нарисовать фрагмент любого циркового
представления или артистов, которые выступают со своим номером. Какой номер или
каких артистов вы хотели бы нарисовать?

VII.  Познавательная информация

Прочитайте и послушайте стихотворение «Цирк», которое сочинил поэт
С. Маршак. Каждый прочитает по 2—4 строчки этого замечательного произведения
приемом «эстафета», т. е. поочередно.

(Педагог раздает листочки с распечатанными текстами стихотворения
«Цирк», школьники читают вслух.)

Впервые на арене

Для школьников Москвы —

Ученые тюлени,

Танцующие львы.

Жонглеры-медвежата,

Собаки-акробаты,

Канатоходец- слон,

Всемирный чемпион.

Единственные в мире

Атлеты-силачи

Подбрасывают гири,

Как детские мячи.

Летающие Кони,

Читающие Пони.

Выход борца Ивана Огурца.

Веселые сцены,

Дешевые цены.

Полные сборы.

Огромный успех.

Кресло — полтинник.

Ложи

Дороже.

Выход обратно —

Бесплатно

Для всех!

Начинается программа!

Два ручных гиппопотама,

Разделивших первый приз,

Исполняют вальс-каприз.

В четыре руки обезьяна

Играет на фортепьяно.

Вот, кувыркаясь на седле,

Несется пудель на осле.

По проволоке дама

Идет, как телеграмма.

Зайцы, соболи и белки

Бьют в литавры и тарелки.

Машет палочкой пингвин,

Гражданин полярных льдин.

В черный фрак пингвин одет,

В белый галстук и жилет.

С двух сторон ему еноты

Перелистывают ноты.

На зубах висит гимнаст,

До чего же он зубаст!

Вот такому бы гимнасту

Продавать зубную пасту!

Мамзель Фрикасе

На одном колесе.

Ухитрились люди в цирке

Обучить медведя стирке.

А морскую черепаху —

Гладить мытую рубаху.

Вот слон, индийский гастролер,

Канатоходец и жонглер.

Подбрасывает сразу

И ловит он шутя

Фарфоровую вазу,

Две лампы и дитя.

Белый шут и рыжий шут

Разговор такой ведут:

— Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор?

— Вот невежливый вопрос!

Это собственный мой нос.

Негритянка Мэри Грей —

Дрессировщица зверей.

Вот открылись в клетку двери.

Друг за другом входят звери.

Мэри щелкает хлыстом.

Лев сердито бьет хвостом.

Мэри спрашивает льва:

— Сколько будет дважды два?

Лев несет четыре гири.

Значит, дважды два — четыре!

VIII.Самостоятельная работанарисовать
фрагмент любого циркового представления или артистов, которые выступают со
своим номером. Поскольку вам придется работать акварельными красками, эти
краски не допускают исправлений, то попробуйте сначала сделать набросок,
простейший эскиз вашего будущего рисунка. С его помощью вы сможете представить,
как будут располагаться разные предметы: что в центре, что ближе к краям.

(Школьники делают эскиз.)

Теперь возьмите в руки альбомный лист и решите, как вы его расположите
— горизонтально или вертикально. Сначала прорисуйте на вашем листе основные
цветовые пятна там, где вы хотите разместить крупные объекты. Чтобы бумага не
оказалась слишком сырой, краску набирайте на кисточку понемногу.

— Какая кисточка понадобится для прорисовки крупных деталей
акварели? (Широкая.)

— Какие цвета обычно являются самыми главными в цирке? (Яркие,
насыщенные, блестящие.)

(Школьники приступают к выполнению начальной стадии акварельного
рисунка.)

Теперь ваши цветовые пятна должны хоть немного подсохнуть. Пока
акварель подсыхает,проведем  физкультминутку.

IX. Физкультминутка

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических
движений, которые за ним повторяют школьники.)

Встали прямо, руки и боки,

На ногах начнем подскоки.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так! (Ставят руки на пояс, делают легкие
подскоки двумя ногами на месте.)

На носочки дружно встали,

Руки кверху мы подняли.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так! (Поднимаются на носки, вытягивают
руки
 и опускают их к плечам.)

Руки в боки, как ворота,

Начинаем повороты.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так(Ставят руки на пояс, делают повороты
корпуса вправо и влево.)

Приседанья аккуратно

Делать очень нам приятно.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так! (Ставят руки на пояс, делают мягкие
пружинистые приседания.)

А теперь мы отдохнем —

Руки кверху и вздохнем.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так! (Поднимают руки вверх, делают
несколько
 дыхательных упражнений для успокаивания.)

X. Завершение работы

Теперь, когда акварельный фон немного подсох, приступайте к работе
над остальными деталями.

— Какая кисточка вам понадобится для
прорисовки мелких деталей? (Тонкая.)

Набирайте краску только на ее кончик, чтобы мелкие детали вышли
аккуратными. Для их рисования уже понадобятся более яркие тона, чтобы было
видно — вы рисуете искусство цирка.

(Школьники завершают работу над акварельным рисунком.)

XI. Рефлексия

Какова роль братьев-Мастеров при создании циркового номера?

Какие краски надо выбрать для изображения номера клоунов?

Что такое реквизит?

Какой реквизит вы видели в цирковых номерах?

— Какой реквизит вы изобразили в своих рисунках?

— Как показано в этих работах освещение номеров?

— Соответствуют ли костюмы особенностям номеров? А теперь
сочиним синквейн на тему «Цирк».

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки. Лучшие
работы демонстрируются классу.)

XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

На следующем уроке вы будете выполнять макет театральной
постановки, декорации к спектаклю, например к вашей любимой сказке. Принесите
на урок картонную коробку, цветную бумагу, картон, ножницы, клей, пластилин.

Тема урока: «Художник в цирке»

Урок ИЗО в 3 классе.

Цель: развитие эстетического отношения к жизни, интереса к цирковому искусству.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Задачи:  Образовательная: расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника в создании образа клоуна (грим и костюм), формировать представление об эмоциональном значении цвета для создания образа;

Развивающая:  развивать творческую и познавательную активность; эстетическое восприятие, чувство цвета; 

— развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению;

— развивать практические навыки работы с художественными материалами, в том числе в программе «Paint».


Воспитательная: воспитывать уважение к труду цирковых артистов;

1.Оборудование для учителя: мультимедийное оборудование, ПК, экран, шаблоны клоунов, мультимедийная презентация « Художник в цирке. Веселые клоуны».

2. Оборудование для учащихся: ПК, карандаш, ластик, альбом, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. У каждого ученика набор смайликов (приложение).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя детей на тему урока.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

— Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку?

II. Актуализация знаний

— Что вы изучали на прошлом занятии?

III. Постановка темы и цели урока

— Отгадайте загадку и вы узнаете тему сегодняшнего урока

     Есть страна на белом свете,

     Где сильны все и отважны.

     Звери взрослые и дети –

     Ловок там и весел каждый.

     Обезьяны, попугаи, тигры,

     Львы, слоны, медведи

     Здесь танцуют и играют,

     Ездят на велосипеде.

     Посмотрите-ка: гимнасты,

     Силачи и акробаты

     Ловко ходят по канату, —

     Тут артист и клоун каждый

— Как называется эта страна?  Дети: Цирк! (Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Художник в цирке».)

— А кто из вас хоть один раз был в цирке?

— Великолепно, хорошо! Цирк любят взрослые и дети.

Рассказ учителя

Цирк — в переводе с латинского означает  «круг». Первый Международный День цирка прошел 17 апреля в  2010 году. А в этом году этот праздник будет отмечаться уже в третий раз.

Россия славится своими цирковыми династиями, самыми известными из которых  являются Дуровы, Запашные, Кио, Филатовы, Кантемировы, Багдасаровы.

Династия Дуровых. Он  создал учреждение «Театр Крошка», где выступали дрессированные животные.

Кио – династия иллюзионистов.

Династия Филатовых ведет свой отсчет с 1836 года.  Основоположник династии   Иван Лазаревич Филатов  – артист-дрессировщик хищных животных, а также основатель системы зооцирков в СССР.

 Мировую известность династии принес аттракцион «Медвежий цирк», созданный Валентином Филатовым в 1949 году.

Багдасаровы – династия укротителей тигров, которая берет свое начало с дедушки ныне знаменитых дрессировщиков Карины и Артура Багдасаровых – Николая Андреевича Язева.

Один из самых старейших цирков России – Московский цирк Никулина на Цветном бульваре в Москве считается одним из лучших цирков мира.

Самым большим цирком в мире является  Московский государственный цирк на проспекте Вернадского. Он был открыт 30 апреля 1971 года. За время своего существования цирк представил более 100 различных программ, в которых принимали участие лучшие артисты русского и зарубежного цирка.

Беседа о цирковых профессиях

— Какие цирковые профессии вы можете назвать?

      (Жонглер, дрессировщик, эквилибрист, иллюзионист, гимнаст, клоун.) Профессия фокусник, гимнаст, клоун, дрессировщик,  я думаю, вам знакома. А кто такой жонглер? Эквилибрист?

Жонглер – фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы». 

 Эквилибристика — упражнения, состоящие в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате.

— А как вы думаете, какая профессия в цирке считается самой сложной?

Правильно. А почему профессия клоуна считается самой сложной?

— А давайте опишем представителя этой профессии (любимец детей, весельчак, смешной, яркий…).

— А что можно сказать про внешний вид клоуна? (яркий, пестрый, красочный)

— Как вы думаете, кто делает костюмы цирковым артистам?

Есть такая профессия в цирке – художник по костюмам. Это он придумывает одежду для артистов, старается сделать ее необычной, красочной (обтягивающие, блестящие костюмы гимнастов, строгие или загадочные у фокусников), а для клоуна – смешной, яркой.

— Какие цвета присутствуют в одежде клоуна? (светлые, солнечные и т. д.)

— Как одним словом можно сказать? (яркие)

— Какое настроение у вас становится, когда вы видите клоуна в такой одежде?

 Да, оказывается с помощью цвета можно передать настроение.

Что еще использует художник для создания образа клоуна?

Художник помогает клоунам смешить зрителей. Он придумывает не только необычный костюм для клоуна, но и грим, который делает его лицо очень забавным

— Сегодня мы будем рисовать самого смешного, самого веселого любимца всей детворы. Кто это? Правильно, это клоун.

Жил на арене рыжий клоун,

Как будто счастьем нарисован!

Улыбкой, красками одежды

Дарил он радугу надежды:

И детворе, и людям взрослым.

С ним было сказочно и просто.

Сияли искорки – веснушки

На щёчках…Кепка на макушке

С махровым розовым помпоном,

Жилет в горошек, бант зелёный,

Штаны бордовые на лямке…

Портрет готов, хоть ставьте в рамку!

Весельем, зажигая зал,

Наш клоун небо рисовал…

Мелками синим, жёлтым, белым

Изображал, шутя, умело

И дождь грибной, и облака,

Что стали тучками, слегка,

И – солнце — жарким жёлтым шаром —

Всем от души дарил — задаром…

1: Комплекс упражнений для глаз
Исходное положение для всех упражнений: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.

Упражнение.1.
Взгляд направлять последовательно влево — вправо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении. (Повторить 10 раз.)
Упражнение 2:
Взгляд смещать по диагонали: влево — вниз-прямо, вправо – вверх -прямо, вправо — вниз-прямо, влево — вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении.
Упражнение 3:
Круговые движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо. Выполнять упражнение вначале быстро, а затем как можно медленнее.
Упражнение 4:
Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить несколько раз.

IV. Творческая практическая работа.

(Вспомним технику безопасности при работе с компьютером)

Объяснение последовательности рисования клоуна в графическом редакторе «“Paint”

Объяснение последовательности рисования клоуна в альбоме

Посмотрите на схему. Скажите, из каких частей состоит фигура клоуна? (Голова, туловище, руки, ноги)

— Какую геометрическую фигуру напоминает голова? (Круг)

— Какую геометрическую фигуру напоминают туловище, руки, ноги? (Овал)

Посмотрим на соотношение размера головы по отношению к туловищу. Голова должна быть не очень большой и не очень маленькой по отношению к туловищу.

Руки не очень короткие и недлинные.

— Кто напомнит, с чего начинаем рисовать? (С расположения листа)

Так как клоун у нас стоит, его фигура больше вытянута вверх, поэтому лист бумаги располагаем вертикально.

Фигура клоуна не должна быть маленькой, нам необходимо нарисовать ее на весь лист бумаги.

Последовательность выполнения работы:

 1. изобразить фигуру клоуна  в движении;                                                                                              
 2. одеть фигуру в яркий костюм;

3.  нарисовать на лице клоуна смешной грим.

5.Итог урока

Выставка рисунков. Какие профессии цирка вы запомнили? Кто такие жонглеры? Чем занимается художник в цирке?

6.Рефлексия

— Какое у вас настроение? Выберите подходящий смайлик.

План – конспект урока изобразительного искусства, 3 класс

учитель изобразительного искусства и технологии Кузько О.А.

Дата проведения:

Урок 16. Художник в цирке

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с цирковым искусством, цирковыми профессиями, ролью художника в цирке; учить выполнять рисунок на заданную тему, развивать умение анализировать изделие, сравнивать, умение самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: познакомятся с цирковыми профессиями; узнают о роли художника в цирке; научатся выполнять рисунок на заданную тему, передавать в рисунке радостное настроение.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее; регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Цирк, контрастные цвета, цветовой круг

Образовательные
ресурсы

Матрохина, Г. А. Презентация к уроку изобразительного искусства (ИЗО, 3 класс) по теме «Художник в цирке».

Социальная сеть работников образования / Г. А. Матрохина. – Режим доступа : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/urok-po-izo-3-klass-po-teme-khudozhnik-v-tsirke

Наглядно-демонстрационный

материал

Мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка

Оборудование

Учебник, альбом, кисти, стакан с водой, салфетка, цветные карандаши, краски, пастель или восковые мелки (по выбору)

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Форма организации
взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-готовка
к усвоению материала. Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Вы уже знаете, что без художника нельзя сделать красивыми и уютными ни наши дома, ни город.

А что еще может делать художник?

– О чем пойдет речь на последующих уроках?

– Третья четверть будет посвящена изучению роли художника в создании зрелищных искусств. Так, например, сегодня мы побываем…

– Отгадайте загадку – и вы узнаете тему сегодняшнего урока:

Есть страна на белом свете,

Где сильны все и отважны:

Звери взрослые и дети –

Ловок там и весел каждый.

Обезьяны, попугаи, тигры,

Львы, слоны, медведи

Здесь танцуют и играют,

Ездят на велосипеде.

Посмотрите-ка: гимнасты,

Силачи и акробаты

Слушают учителя,
отгадывают загадку

Фронтальная

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют слушать учителя, формулировать ответы на вопросы

Устные ответы

Ловко ходят по канату, –

Тут артист и клоун каждый.

– Как называется эта страна? (Цирк.)

II. Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный
рассказ
с элементами беседы

– Кто из вас хоть один раз был в цирке?

– Цирк любят взрослые и дети. Цирк в переводе с латинского означает «круг». Как вы думаете, почему это зрелище так назвали? Россия славится своими цирковыми династиями, самыми известными из которых являются Дуровы, Запашные, Кио, Филатовы, Кантемировы, Багдасаровы. Один из старейших цирков России – Московский цирк Никулина на Цветном бульваре – считается одним из лучших цирков мира. Самым большим цирком в мире является Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского. Он был открыт 30 апреля 1971 года. За время своего существования цирк представил более 100 различных программ, в которых принимали участие лучшие артисты русского и зарубежного цирка

Слушают учителя, рассматривают слайды, анализируют информацию, отвечают

на вопросы

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о цирке.

Коммуникативные: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Беседа
о цирковых

профессиях. Просмотр мультиме-

Сопровождает рассказ показом презентации.

(Презентация. Слайды 1–13.)

– Какие цирковые профессии вы можете назвать?

(Жонглер, дрессировщик, эквилибрист, иллюзионист, гимнаст, клоун.)

Участвуют

в коллективной беседе, отвечают

на вопросы

Фронтальная

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных

Устные ответы

дийной презентации

– Профессии фокусника, гимнаста, клоуна, дрессировщика, я думаю, вам хорошо знакомы. А знаете ли вы, кто такой жонглер? Эквилибрист? (Жонглер – фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметыЭквилибристика – упражнения, состоящие в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате.)

– Как вы думаете, какая профессия в цирке считается самой сложной? Правильно, клоуна. А почему так считают? А давайте опишем представителя этой профессии (любимец детей, весельчак, смешной, яркий…). Что можно сказать про внешний вид клоуна? (Яркий, пестрый, красочный.)

Работа цирковых артистов часто очень опасна, поэтому в цирке работают только смелые люди. Ведь никогда не знаешь, например, что на уме у (с виду спокойного) льва или тигра. Каждый дрессировщик может показать на своем теле следы ран, оставшихся от нападения на них зверей. А гимнасты, легко перелетающие с одной трапеции на другую? Сколько у них травм от падений! Но все они очень любят цирк и трепетно относятся к своей работе

источников, расширяющей и дополняющей представление о цирке.

Коммуникативные: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на уважительное отношение к труду цирковых работников.

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности
до получения ее результата

Беседа

«Художник

и цирк».

– Кто делает костюмы цирковым артистам?

– Есть такая профессия в цирке – художник по костюмам. Это он придумывает одежду для артистов,

Слушают учителя, участвуют

Фронтальная

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анали-

Устные ответы

Просмотр мультимедийной презентации

старается сделать ее необычной, красочной (обтягивающие, блестящие костюмы гимнастов, строгие или загадочные у фокусников), а для клоуна – смешной, яркой.

– Какие цвета присутствуют в одежде цирковых артистов? (Светлые, солнечные и т. д.)

– Каким становится настроение у вас, когда вы видите артистов в такой одежде? Да, оказывается, с помощью цвета можно передать настроение.

– Что еще использует художник для создания образа клоуна? Художник помогает клоунам смешить зрителей. Он придумывает не только необычный костюм для клоуна, но и грим, который делает его лицо очень забавным.

– Но только ли над костюмами работает художник в цирке? Как вы думаете, что еще он может делать? (Оформление сцены, фойе, афиши.)

в коллективной беседе

зируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о цирке.

Коммуникативные: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы.

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности

до получения ее результата

III. Творческая практическая деятельность

Беседа «Что

мы будем делать?»

– Сегодня вы будете рисовать самого смешного, самого веселого любимца всей детворы. Кто это? Правильно, это клоун.

Жил на арене рыжий клоун,

Как будто счастьем нарисован!

Улыбкой, красками одежды

Дарил он радугу надежды

И детворе, и людям взрослым.

С ним было сказочно и просто.

Анализируют педагогический рисунок, информацию, слушают учителя, отвечают на воп-

Фронтальная

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, отвечают на вопросы.

Устные ответы

Сияли искорки-веснушки

На щечках…Кепка на макушке

С махровым розовым помпоном,

Жилет в горошек, бант зеленый,

Штаны бордовые на лямке…

Портрет готов, хоть ставьте в рамку!

Весельем зажигая зал,

Наш клоун небо рисовал…

Мелками синим, желтым, белым

Изображал шутя, умело

И дождь грибной, и облака,

Что стали тучками, слегка,

И – солнце – жарким желтым шаром –

Всем от души дарил – задаром…

О. Уваркина

– Вы можете выбрать и нарисовать ту сценку, которая вам больше всего понравилась.

– Какое настроение вы должны передать в рисунке?

– Какими средствами это можно сделать?

– Обратите внимание на костюмы цирковых артистов. Почти в каждом из них мы видим присутствие контрастных цветов. Где расположены контрастные цвета на цветовом круге? Вспомните основное свойство контрастных цветов.

Проводит анализ педагогического рисунка, помогает составить последовательность работы над рисунком

росы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями

учителя,
демонстрирующего некоторые приемы
работы

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности
до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы выполнения рисунка

Практическое задание

Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

– Выполните рисунок на тему «Что мне понравилось в цирке»

Выполняют задание

Индивидуаль-

ная

Регулятивные: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке

Выполнение рисунка

IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставка
и презентация работ учащихся.

Обобщение

полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Учитель организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д.)

Организует беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие профессии цирка вы запомнили? Кто такие жонглеры?

– Чем занимается художник в цирке?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

– Какое у вас настроение? Выберите подходящий смайлик

Рассматривают выполненные изделия, представляют презентацию, оценивают их. Слушают учителя,
отвечают
на вопросы

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку

зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Устные ответы

Домашнее задание

Объясняет задание.

Учебник (с. 76–79)

Слушают учителя

Индивидуаль-

ная

Наблюдение

??презентация  пригодится для проведения уроко ИЗО в 3 классе по теме:»Художник в цирке».

Тема урока: «Художник в цирке».

Цель: развитие эстетического отношения к жизни, интереса к цирковому искусству.

Задачи:

Образовательная: расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника в создании образа клоуна (грим и костюм), формировать представление об эмоциональном значении цвета для создания образа;

Развивающая: развивать творческую и познавательную активность; эстетическое восприятие, чувство цвета;

— развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению;

— развивать практические навыки работы с художественными материалами (акварель, гуашь, фломастеры, восковые мелки и др.)

Воспитательные: воспитывать уважение к труду цирковых артистов;в уважительное отношение к идеям и мнениям других, развивать аккуратность и усидчивость.

Оборудование для учителя: мультимедийное оборудование, ПК, экран, мультимедийная презентация « Художник в цирке. Веселые клоуны». Оборудование для учащихся: краски, альбом, кисть, стаканчик с водой.

 У каждого ученика набор смайликов (приложение).

Тип урока: урок получения новых знаний.

Просмотр содержимого документа

«презентация к уроку ИЗО «Художник в цирке»»

11.11.2019

Цыганок Татьяна Николаевна

Учитель изобразительного искусства

Тема: «Художник в цирке»
Цели: познакомить с искусством цирка; дать представление о работе художника в цирке; выяснить направления его деятельности; развивать эстетическое отношение к жизни, интерес к цирковому искусству.
Задачи:
Образовательная:
— расширить представления детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника в создании образа клоуна (грим и костюм), формировать представление об эмоциональном значении цвета для создания образа;
Развивающая:
— развивать творческую и познавательную активность; эстетическое восприятие, чувство цвета:
— развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению;
— развивать практические навыки работы с художественными материалами.
Воспитательная:
— воспитывать уважение к труду цирковых артистов.
Формирование УУД:
Регулятивные:
— осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению;
— планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию;
— контролировать процесс, результаты одноклассников и своей деятельности;
— оценивать свою и коллективную работу.
Вид деятельности: рисование красками.
Планируемые результаты: школьники приобретут практику передачи искусства цирка в детском рисунке; научатся выбирать цвета нужных тонов и насыщенности; попробуют изобразить детали цирковых выступлений.
Оборудование: образцы слайдов с эпизодами цирковых выступлений, бумага, карандаши, краски, альбомы

Оценить




2105

Содержимое разработки

МБОУ Гордеевская СОШ

Урок изобразительного искусства

в 3 классе

«Художник в цирке»

Подготовила учитель изобразительного искусства

Цыганок Татьяна Николаевна

Тема: «Художник в цирке»

Цели: познакомить с искусством цирка; дать представление о работе художника в цирке; выяснить направления его деятельности; развивать эстетическое отношение к жизни, интерес к цирковому искусству.

Задачи:

Образовательная:

— расширить представления детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника в создании образа клоуна (грим и костюм), формировать представление об эмоциональном значении цвета для создания образа;

Развивающая:

— развивать творческую и познавательную активность; эстетическое восприятие, чувство цвета:

— развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению;

— развивать практические навыки работы с художественными материалами.

Воспитательная:

— воспитывать уважение к труду цирковых артистов.

Формирование УУД:

Регулятивные:

осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению;

— планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию;

— контролировать процесс, результаты одноклассников и своей деятельности;

— оценивать свою и коллективную работу.

Вид деятельности: рисование красками.

Планируемые результаты: школьники приобретут практику передачи искусства цирка в детском рисунке; научатся выбирать цвета нужных тонов и насыщенности; попробуют изобразить детали цирковых выступлений.

Оборудование:образцы слайдов с эпизодами цирковых выступлений, бумага, карандаши, краски, альбомы

Ход урока:

I. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

— Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку?

II.Сообщение темы и целей урока.

— Отгадайте загадку и вы узнаете о чем мы с вами будем сегодня разговаривать?

Все глядят на середину.

В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол

Танцовщица

Улетела, как синица

Там собачки танцевали.

Вы, конечно, там бывали… (ЦИРК)

— А кто из вас хоть один раз был в цирке?

— Великолепно, хорошо! Цирк любят взрослые и дети.

— Для чего нужен художник в цирке?

— Сегодня вы познакомитесь с тем, какую работу приходится выполнять художнику в цирке.

Откройте учебники на с. 77 и прочитайте текст.

III. Беседа по теме урока, работа с учебником.

Цирк – в переводе с латинского означает  «круг». Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось намного позже.(1768г) Передвижные цирки-шапито появились около 1830 года и постепенно превратились в грандиозные зрелища. (Слайд) Когда цирк прибывал в город, он оповещал о себе уличным шествием со слонами, духовым оркестром, клоунами и артистами в костюмах верхом на лошадях. На народных русских гуляньях и ярмарках нередко можно было увидеть выступления бродячих артистов-силачей, акробатов, канатоходцев, дрессировщиков, шпагоглотателей, фокусников.  

Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие родословную из крепостных. Когда-то они ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по дворам. (Слайды ) В 1873 году братья купили собственный, как тогда говорили, шапиток. Так начиналось цирковое искусство в России. Петрушечники – развлекали публику, показывали смешные сценки, распевали веселые куплеты, высмеивали местные порядки или известных людей. Главным героем этих представлений был ПЕТРУШКА.

Первый Международный День цирка прошел 17 апреля в 2010 году.

Один из самых старейших цирков России – Московский цирк Никулина на Цветном бульваре в Москве считается одним из лучших цирков мира.

Самым большим цирком в мире является Московский государственный цирк на проспекте Вернадского. Он был открыт 30 апреля 1971 года. За время своего существования цирк представил более 100 различных программ, в которых принимали участие лучшие артисты русского и зарубежного цирка.

— Когда вы были в цирке или смотрели представление по телевизору каких цирковых артистов вы запомнили, в каких номерах они выступали?

— Чем вам запомнились их номера?

— Какие цирковые профессии вы можете назвать?

(Жонглер, дрессировщик, эквилибрист, гимнаст, клоун, фокусник)

Отгадаем загадки:

Что ни дай, подбросит.

Поймает. Тут же в высь.

Хотя НИКТО не просит…

И вот с таким водись?! (ЖОНГЛЕР) – показ рисунка и слайда.

Жонглер – ( из латинского – «потешник») — Цирковой актер, умеющий искусно и ловко подбрасывать в воздух и ловить одновременно несколько предметов.

Палочкой помашет –

Хищники пляшут.

Нахмурит лицо –

Лев прыгнет в кольцо.

Он что, регулировщик?

Нет, это…. (ДРЕССИРОВЩИК) – показ рисунка и слайда

Дрессировщик – это артист цирка, который занимается дрессировкой животных.

-В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся.

-Рот до ушей,

Смешит малышей.

Нос нарисован –

Кто это? (КЛОУН) – показ рисунка и слайда

Клоун –это простак, комик, шутник, несерьезный, потешный человек в цирке, который веселит людей, детей.

Улыбнётся в толпу хитро 
и тут же без обмана — 
достанет зайца из цилиндра, 
букеты из кармана. 
И веришь ведь любезному , 
так как все по-честному .
(ФОКУСНИК) – показ рисунка и слайда
 Фокусник – это человек, который имеет особый талант выделывать фокусы своими руками, используя карты и другие объекты.

Под куполом цирка в опасный полёт

Отправится смелый и сильный …

(Не пилот, а воздушный ГИМНАСТ.) – показ рисунка и слайда

Гимнаст, акробат – артист цирка, выступающий с гимнастическими упражнениями, акробат, работающий на высоте.

Слоник катится на шаре,
По арене цирковой.
Слоник слышит крики «Браво!»
И качает головой. (СлонЭКВИЛИБРИСТ) – показ рисунка и слайда

Эквилибристика – упражнения, состоящие в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате.

В Цирке все такое яркое, запоминающееся, что просто захватывает дыхание. Звучит музыка, смеются и веселят всех клоуны. Проходят цирковые номера, и кажется, что один из них лучше другого. После представления все зрители выходят в приподнятом, радостном настроении, словно побывали на настоящем празднике. Такое уж это радостное искусство – цирк.

Откройте учебник на с. 78, прочитайте текст.

— Над чем работает в цирке художник?

Занавес– это штора, которая отделяет место выхода актеров от зрительного зала.

-Какая ткань лучше подойдет для занавеса цирка? ( Плотная, потому что за занавесом во время выступлений, стоят, ожидая своего выхода, другие артисты.)

Костюмы – это наряды артистов (людей и животных).

— Отличается ли костюм гимнаста от костюма клоуна?

Реквизит – это предметы, которые нужны при показе циркового номера.

— Какой реквизит нужен жонглеру?

— Какой реквизит нужен канатоходцу?

Освещение – это разноцветный свет, который сопровождает номер.

— Как с помощью освещения сделать цирковой номер нескучным?

Видите, как много всего нужно для показа циркового номера на арене: костюмы, реквизит, освещение. И над всем этим работают художники.

— Физкультминутка. Видеопроектор.

— А как вы думаете, какая профессия в цирке считается самой сложной? (Клоуна)

— А почему профессия клоуна считается самой сложной?

— А давайте опишем представителя этой профессии (любимец детей, весельчак, смешной, яркий…).

— А что можно сказать про внешний вид клоуна? (яркий, пестрый, красочный)

— Какие цвета присутствуют в одежде клоуна? (светлые, солнечные и т.д.) – яркие.

— Какое настроение у вас становится, когда вы видите клоуна в такой одежде?

С помощью цвета можно передать настроение.

— Что еще использует художник для создания образа клоуна?

Художник помогает клоунам смешить зрителей. Он придумывает не только необычный костюм для клоуна, но и грим, который делает его лицо очень забавным.

IV. Практическая часть урока.

— Сегодня мы будем рисовать самого смешного, самого веселого любимца всей детворы. Кто это? (КЛОУН)

Посмотрите на доску у меня вот такие клоуны нарисованы.

Объяснение последовательности рисования клоуна в альбоме.

Скажите, из каких частей состоит фигура клоуна? (Голова, туловище, руки, ноги)

— Какую геометрическую фигуру напоминает голова? (Круг)

— Какую геометрическую фигуру напоминают туловище, руки, ноги? (Овал)

Посмотрите на соотношение размера головы по отношению к туловищу. Голова должна быть не очень большой и не очень маленькой по отношению к туловищу. Руки не очень короткие и недлинные.

— С чего начинаем рисовать? (С расположения листа) Так как клоун у нас стоит, его фигура больше вытянута вверх, поэтому лист бумаги располагаем вертикально. Фигура клоуна не должна быть маленькой, нам необходимо нарисовать ее на весь лист бумаги.

V. Рефлексия.

Какова роль художника при создании циркового номера?

— Какие краски надо выбрать для изображения номера клоунов?

— Что такое реквизит?

— Какой реквизит вы видели в цирковых номерах?

— Какой реквизит вы изобразили в своих рисунках?

VI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/381316-urok-izo-v-3-klasse-na-temu-hudozhnik-v-cirke

Также вас может заинтересовать

  • Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе Искусство натюрморта — предмет в группе
  • Конспект урока по ИЗО 3 класс Из сказки старой новые герои (Мужской и женский образы)
  • Открытый урок по изобразительному искусству в 3 классе Пейзаж.Осень на реке.
  • План-конспект урока изобразительное искусство и художественный труд 1 класс УМК «Школа России» «Первые снежинки»
  • Рисование землянички

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Цели: познакомить с искусством цирка; дать представление о работе художника в цирке; выяснить направления его деятельности; провести анализ рисунка на заданную тему и выполнить его.

Вид деятельности: рисование красками.

Планируемые результаты: школьники приобретут практику передачи искусства цирка в детском рисунке; научатся выбирать цвета нужных тонов и насыщенности; попробуют изобразить детали цирковых выступлений.

Оборудование: образцы слайдов или фотографий с эпизодами цирковых выступлений, бумага, карандаши, краски, листочки с распечатанными стихами поэта С. Маршака «Цирк».

Ключевые слова и понятия: художник-постановщик, цирковые номера, акварель, реквизит.

Примечание. Педагог заранее готовит материалы для прове­дения урока, для пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

В III четверти вы будете работать над темой, которая называется «Художник и зрелище». Вы будете создавать большие работы, а на некоторые темы — даже по две работы, поэтому на их изучение отводится по два урока. Сядьте удобно, приготовьтесь к занятию.

Hi. Беседа по теме урока

Когда по телевизору показывают фильм, то в титрах обяза­тельно пишут фамилии людей, которые его создали. Первой, как правило, пишут фамилию режиссера, который фильм поставил, потом — оператора, который этот фильм снял, а третьей идет фа­милия художника. Он придумывает, как будет выглядеть каждый герой, как надо оформлять каждую сцену. Словом, художнику для создания фильма приходится выполнять огромную работу. Но такую работу художники проводят не только при съемке фильмов.

— Знаете ли вы, где, в каких видах искусства еще необходи­ма работа художника? (В театре, на телевидении, в цирке, при постановке различных зрелищных шоу, гала-концертов и ревю.) Сегодня вы познакомитесь с тем, какую работу приходится выполнять художнику в цирке.

Откройте учебники и прочитайте текст.

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях тему III четверти: «Художник и зрели­ще». А потом запишите тему двух ближайших уроков: «Художник в цирке».

V. Беседа по теме урока, работа с учебником

— Приходилось ли вам бывать в цирке или видеть цирковое представление по телевизору?

— Каких цирковых артистов вы запомнили, в каких номерах они выступали?

— Чем вам запомнились их номера? (Ответы школьников.) В цирке все такое яркое, запоминающееся, что просто захва­тывает дыхание. Звучит музыка, смеются и веселят всех клоуны. Проходят цирковые номера, и кажется, что один из них лучше другого. После представления все зрители обычно выходят в при­поднятом, радостном настроении, словно побывали на настоящем празднике. Такое уж это радостное искусство — цирк.

Откройте учебник на, прочитайте текст.

Для того чтобы четко представить себе, над чем работает в цир­ке художник, запишите в тетради несколько новых для вас слов.

(Школьники записывают слова и определения к ним, по ходу записи педагог дает пояснения).

Занавес — это штора, которая отделяет место выхода актеров от зрительного зала.

— Какая ткань лучше подойдет для занавеса цирка? (Плот­ная, потому что за занавесом во время выступлений, стоят, ожидая своего выхода, другие артисты.)

Костюмы — это наряды артистов (людей и животных).

— Отличается ли костюм гимнаста от костюма клоуна?

— Как вы по костюму узнаете, кто перед вами — фокусник или наездница на коне?

Реквизит — это предметы, которые нужны при показе циркового номера.

— Какой реквизит нужен жонглеру?

— Какой реквизит нужен канатоходцу?

Освещение — это разноцветный свет, который сопровождает номер.

— Какое освещение нужно гимнасту под куполом цирка?

— Как с помощью освещения сделать цирковой номер не­скучным?

Видите, как много всего нужно для показа циркового номера на арене: костюмы, реквизит, освещение. И над всем этим рабо­та ют художники.

VI. Выбор объекта для рисования

На этом уроке вам надо нарисовать фрагмент любого циркового представления или артистов, которые выступают со своим но­мером. Какой номер или каких артистов вы хотели бы нарисовать?

Поскольку вам придется работать акварельными красками, эти краски не допускают исправлений, то попробуйте сначала сделать набросок, простейший эскиз вашего будущего рисунка. С его помощью вы сможете представить, как будут располагаться разные предметы: что в центре, что ближе к краям.

(Школьники делают эскиз.)

VII. Самостоятельная работа

Теперь возьмите в руки альбомный лист и решите, как вы его расположите — горизонтально или вертикально. Сначала прори­суйте на вашем листе основные цветовые пятна там, где вы хотите разместить крупные объекты. Чтобы бумага не оказалась слишком сырой, краску набирайте на кисточку понемногу.

— Какая кисточка понадобится для прорисовки крупных де­талей акварели? (Широкая.)

— Какие цвета обычно являются самыми главными в цирке? (Яркие, насыщенные, блестящие.)

Только не рисуйте вашу основу для рисунка слишком густыми опенками, а то она будет очень долго просыхать. Лучше вы потом используете яркие тона для изображения деталей.

(Школьники приступают к выполнению начальной стадии акварельного рисунка.)

VIII. Познавательная информация

Теперь ваши цветовые пятна должны хоть немного подсох­нуть. Пока акварель подсыхает, прочитайте и послушайте сти­хотворение «Цирк», которое сочинил поэт С. Маршак. Каждый прочитает по 2—4 строчки этого замечательного произведения приемом «эстафета», т. е. поочередно.

(Педагог раздает листочки с распечатанными текстами стихо­творения «Цирк», школьники читают вслух.)

Впервые на арене

Для школьников Москвы —

Ученые тюлени,

Танцующие львы.

Жонглеры-медвежата,

Собаки-акробаты,

Канатоходец- слон,

Всемирный чемпион.

Единственные в мире

Атлеты-силачи

Подбрасывают гири,

Как детские мячи.

Летающие Кони,

Читающие Пони.

Выход борца Ивана Огурца.

Веселые сцены,

Дешевые цены.

Полные сборы.

Огромный успех.

Кресло — полтинник.

Ложи

Дороже.

Выход обратно —

Бесплатно

Для всех!

Начинается программа!

Два ручных гиппопотама,

Разделивших первый приз,

Исполняют вальс-каприз.

В четыре руки обезьяна

Играет на фортепьяно.

Вот, кувыркаясь на седле,

Несется пудель на осле.

По проволоке дама

Идет, как телеграмма.

Зайцы, соболи и белки

Бьют в литавры и тарелки.

Машет палочкой пингвин,

Гражданин полярных льдин.

В черный фрак пингвин одет,

В белый галстук и жилет.

С двух сторон ему еноты

Перелистывают ноты.

На зубах висит гимнаст,

До чего же он зубаст!

Вот такому бы гимнасту

Продавать зубную пасту!

Мамзель Фрикасе

На одном колесе.

Ухитрились люди в цирке

Обучить медведя стирке.

А морскую черепаху —

Гладить мытую рубаху.

Вот слон, индийский гастролер,

Канатоходец и жонглер.

Подбрасывает сразу

И ловит он шутя

Фарфоровую вазу,

Две лампы и дитя.

Белый шут и рыжий шут

Разговор такой ведут:

— Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор?

— Вот невежливый вопрос!

Это собственный мой нос.

Негритянка Мэри Грей —

Дрессировщица зверей.

Вот открылись в клетку двери.

Друг за другом входят звери.

Мэри щелкает хлыстом.

Лев сердито бьет хвостом.

Мэри спрашивает льва:

— Сколько будет дважды два?

Лев несет четыре гири.

Значит, дважды два — четыре!

IX. Физкультминутка

Чтобы ваша акварель подсохла, проведем еще физкультми­нутку.

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Встали прямо, руки и боки,

На ногах начнем подскоки.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так! (Ставят руки на пояс, делают легкие подскоки двумя ногами на месте.)

На носочки дружно встали,

Руки кверху мы подняли.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так!   (Поднимаются на носки, вытягивают руки и опускают их к плечам.)

Руки в боки, как ворота,

Начинаем повороты.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так(Ставят руки на пояс, делают повороты корпуса вправо и влево.)

Приседанья аккуратно

Делать очень нам приятно.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так! (Ставят руки на пояс, делают мягкие пружинистые приседания.)

А теперь мы отдохнем —

Руки кверху и вздохнем.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так! (Поднимают руки вверх, делают несколько дыхательных упражнений для успокаивания.)

X. Завершение работы

Теперь, когда акварельный фон немного подсох, приступайте к работе над остальными деталями.

— Какая кисточка вам понадобится для прорисовки мелких деталей? (Тонкая.)

Набирайте краску только на ее кончик, чтобы мелкие детали вышли аккуратными. Для их рисования уже понадобятся более яркие тона, чтобы было видно — вы рисуете искусство цирка.

(Школьники завершают работ}’ над акварельным рисунком.)

XI. Рефлексия

Какова роль братьев-Мастеров при создании циркового номера?

Какие краски надо выбрать для изображения номера клоунов?

Что такое реквизит?

Какой реквизит вы видели в цирковых номерах?

— Какой реквизит вы изобразили в своих рисунках?

— Как показано в этих работах освещение номеров?

— Соответствуют ли костюмы особенностям номеров? А теперь сочиним синквейн на тему «Цирк».

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)

XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

На следующем уроке вы будете выполнять аппликацию на тему циркового искусства. Цирковой номер вы можете выбрать другой. Подумайте, что вы захотите показать в своей цирковой аппликации и принесите принадлежности для этой работы.

ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «ПАРАД­АЛЛЕ».
ХУДОЖНИК И ЦИРК
Тема коллективной композиции: «Цирк. Парад­алле».
Форма организации совместной деятельности: совместное творчество. 
Принцип организации коллективной композиции: мозаика. 
Цели   и   задачи:
 ознакомить   с   элементами   оформления   зрелища,
созданными художником в цирке (костюмы, грим, реквизит, детали общего
оформления); развивать у детей творческое воображение и пространственное
представление,   умение   передавать   смысловую   связь   между   предметами   и
пространственные отношения между ними; тренировать умению передавать
цветом   пространства,   цветовой   гаммой   заданное   настроение;   овладеть
графическими   умениями   и   навыками   художественного   материала;
формировать умение компоновать  целую группу  людей, связанных единым
сюжетом, навыки коллективной работы; воспитывать чувство взаимопомощи и
товарищества.
О б о р у д о в а н и е   у р о к а: для учителя – аппаратура для показа слайдов,
видеозаписей,   методические   таблицы;   для   учащихся   –   ножницы,   клейкая
лента, стеки, фломастеры, цветные мелки, тонированная бумага.
З р и т е л ь н ы й   р я д: слайды и крупные рисунки с примерами клоунады,
жонглирования и другими цирковыми номерами. 
Л и т е р а т у р н ы й   р я д:  С. Маршак  «Цирк»,  стихотворения  и  загадки.
М у з ы к а л ь н ы й   р я д:   торжественные   бравурные   марши,   передающие
атмосферу цирка. 
Ход урока
I. Организация класса.
II. Вводная беседа. 
Беседа   о   чудесах   цирка,   о   его   смелых   и   сильных,   веселых   и   ловких
артистах эмоционально настраивает детей на яркую и веселую тему «Парад­
алле», когда все участники представления проходят по кругу арены. 
З а г а д к и: 
В небо ласточкой вспорхнёт, 
Рыбкой в озеро нырнёт. (Прыгун в воду с вышки.)
Хозяин лесной 
Просыпается весной, 
А зимой, под вьюжный вой, Хитрая плутовка, 
Рыжая головка, 
Хвост пушистый – краса!
А зовут её… (лиса).
Что за коняшки –
На всех тельняшки. (Зебры.)
Сер, да не волк, 
Длинноух, да не заяц, 
С копытами, да не лошадь. (Осел.)
Твой хвостик
Я в руке держал, 
Ты полетел –
Я побежал. (Воздушный шарик.)
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
Когда он в клетке, то приятен, 
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко, 
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард.)
Зверь я горбатый, 
А нравлюсь ребятам. (Верблюд.) 
Заворчал живой замок, 
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи. (Собака.)
Этот конь не ест овса, 
Вместо ног – два колеса…
Сядь верхом и мчись на нём, 
Только лучше правь рулём. (Велосипед.)
Держусь я только на ходу, 
А если стану – упаду. (Велосипед.)
В заключение беседы учитель говорит, что только сообща можно сделать
такую композицию за один урок. 
III. Организация и выполнение коллективной композиции.
З а д а н и е  (в а р и а н т ы): 
1)   изображение   циркового   представления   и   его   персонажей   (арена).
Материалы: ножницы, клейкая лента, фломастеры;
2) изображение циркового персонажа (в движении). Материалы: цветные
мелки, тонированная бумага или пластилин, стеки.
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь  работы:
1) З а м ы с е л   и   э с к и з  композиции. Для выполнения большой совместной работы необходимо договориться о
композиции будущего коллективного панно, цвете фона (берем цвет ковра
арены – обычно красный). На большом листе белой бумаги цветным мелом
учитель обозначает центр композиции – арену и выход на нее, вокруг – линии
зрительных рядов.
2) Р а б о т а  по оформлению частей композиции в парах и индивидуально.
Лист разрезают на части не менее листа альбома, на которых учащиеся
изображают   красками   артиста   или   артистов   циркового   представления   (в
полный рост). Соседи по парте могут объединить свои композиции, установив
смысловую   связь   между   артистами   представления   (группа   акробатов,
дрессировщик со зверями и т. п.). 
Индивидуальную работу дети выполняют гуашью, соблюдая одно важное
условие – единый цвет ковра арены.
3) К о м п о н о в к а  композиции – коллективного панно.
В   заключение   собирается   коллективное   панно   по   принципу   «сложи
картинку». Композиция может быть обобщена рисунками цветных воздушных
шаров, лент бумажного серпантина, флажками и т. п. (эти изображения могут
быть выполнены учащимися, которые быстрее всех справились с фрагментами
общей композиции). (См. Приложения, рис. 80.)
IV. Итоги урока.
О б м е н  впечатлениями от выполненного совместного творчества; мнения
учащихся   об   индивидуальных   вкладах   каждого   в   общее   дело.   Анализ
достоинств и недостатков коллективного панно.
П р и м е ч а н и е. Количество листов­фрагментов должно соответствовать количеству
участников коллективной деятельности. Для этого можно соединить 2 листа ватмана на
большой стороне, что по площади соответствует 32 альбомным листам. Но такого размера
коллективную работу очень сложно собрать, поэтому можно предложить выполнение 2–3
панно (для каждого ряда своя арена) или совмещение коллективного творчества (около 16
человек) и индивидуальной работы.
В     конце     урока     можно     сравнить     результат     индивидуальной     и     совместной
деятельности. 
На уроке при составлении коллективного панно отдельные фрагменты прикрепляются
к   доске   клейкой   лентой   (скотчем),   а   позже   они   проклеиваются   с   обратной   стороны
полосками бумаги в местах соединения фрагментов. 
К уроку 25 Рис. 80. Коллективная композиция «Цирк. Парад­алле». Панно
Две методики организации коллективной работы, которые раскрывают сущность 
двух форм совместной деятельности учащихся и двух принципов организации 
коллективной композиции: А. Совместно­индивидуальная форма работы, принцип
свободного размещения на плоскости при составлении коллективной композиции. 
Б. Совместно­взаимодействующая форма, принцип мозаики в организации 
коллективной композиции

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии