Персональные данные жителей домов нужны УО и РСО для взыскания долгов, начисления платы и перехода на прямые договоры. Но эти данные сложно получить. Разбираемся, могут ли исполнители ЖКУ потребовать у органов власти предоставить личные данные граждан.
Персональные данные жителей МКД необходимы для взыскания долгов за ЖКУ и перехода на прямые договоры
20 мая на закрытом онлайн-диалоге с членами Ассоциации «Р1» Ирэн Парсамян и Елена Шерешовец обсудили с управляющими организациями и ТСЖ сразу несколько важных для них тем. В том числе – начало действия с 20 июня 2022 года требования указывать в иске к должникам один из идентификаторов.
Если у компании таких данных нет, то она подаёт ходатайство, чтобы судья истребовал сведения у уполномоченных органов. Как отметила Елена Шерешовец, при массовой работе с неплательщиками эта мера будет затягивать процесс и вряд ли станет работать.
Личные данные потребителей нужны не только для взыскания долгов: УО должна передать их в РСО при переходе собственников на прямые договоры. Но у управляющих организаций не всегда есть такая информация, а жители домов могут не согласиться её предоставить.
Можно ли в МВД получить персональные данные потребителей ЖКУ
Исполнители ЖКУ пытаются через суд истребовать такие данные, в том числе у органов власти
Некоторые РСО через суд пытаются принудить УО получить персональные сведения у собственников. В практике есть примеры, когда суды встали на сторону управляющей организации. В деле № А60-50327/2020 суды всех инстанций, в том числе ВС РФ, поддержали управляющую организацию в споре с РСО.
Поставщик ресурсов требовал от УО предоставить ему данные на собственников. Верховный суд РФ указал, что у УО нет источников, где она может получить запрашиваемую водоканалом информацию, если жители МКД отказались её предоставить.
В другом деле РСО из Северной Осетии пыталась получить данные потребителей через МВД: направила в Отдел адресно-справочной работы республиканского Управления по вопросам миграции МВД запрос о предоставлении адресов регистрации или фактического проживания и дат рождения 30 потребителей. МВД отказалось выдать личные сведения жителей, и суды поддержали ведомство (дело № А61-2921/2021).
Рассмотрим два новых судебных дела, как исполнители ЖКУ смогли выиграть спор и принудить ответчика предоставить им сведения о жителях многоквартирных домов.
Дело № 1: муниципалитет должен передать исполнителю коммунальных услуг данные на жителей МКД
В деле № А60-35181/2021 ресурсоснабжающая организация обратилась с иском в суд. Она требовала от органа местного самоуправления предоставить ей личные данные жителей многоквартирных домов для заключения с ними договоров:
- ФИО;
- дату и место рождения;
- реквизиты документов, удостоверяющих личность.
Ранее РСО получила отказ от органа местного самоуправления в предоставлении ей таких сведений.
Суды первой иапелляционной инстанций отказали РСО. Они отметили, что запрошенная информация – персональные данные. Их обработка допускается с согласия субъекта таких данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 № 152-ФЗ). Поскольку между РСО и жители домов не заключены письменные договоры, то компания не может получить такие сведения согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 № 152-ФЗ – для исполнения договора.
Кассационный суд это решение отменил и удовлетворил иск поставщика ресурсов. Он отметил, что РСО поставляет жителям домов электроэнергию. Для реализации своих прав и интересов она должна располагать сведениями для идентификации потребителей, в том числе для исполнения условий публичного договора поставки электроэнергии и для получения платы за неё. Компания вправе запрашивать ПДн у органов власти без получения согласия жителей.
Прямой договор: вправе ли РСО требовать от УО данные жителей дома
Дело № 2: управление МВД обязано направить в УО по запросу данные о зарегистрированных жителях МКД
В деле № А76-20209/2021 управляющая организация обратилась в ОМВД РФ с просьбой предоставить ей данные о зарегистрированных в МКД гражданах. Ведомство ей отказало, посчитав, что не обязано предоставлять такую информацию с учётом № 152-ФЗ. Органы власти должны размещать такие сведения в ГИС ЖКХ, но порядок передачи соответствующей информации между ведомствами Правительство РФ пока так и не определило.
Суды удовлетворили требования УО. Они сослались на то, что в ст. 6 № 152-ФЗ прописана возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия на это субъекта. В том числе информацию без согласия субъекта можно получить для выполнения возложенных на оператора функций, полномочий и обязанностей, для реализации прав и законных интересов оператора или третьих лиц.
В силу пп. пп. «б, ж» п. 4 Правил № 491, управление многоквартирным домом включает сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также начисление платы за ЖКУ и взыскание задолженности. Также УО обязана передавать личные данные жителей в РСО при переходе на прямые договоры (п. 6 Правил № 354).
При этом в силуп. 8 ч. 1 ст. 6 № 209-ФЗ, в ГИС ЖКХ должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях граждан. Обязанность по размещению таких сведений в силу ч. 8 ст. 7 № 209-ФЗ возложена на территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции. Отсутствие установленного порядка передачи такой информации не освобождает ответчика от исполнения обязательства.
По итогам рассмотрения дела во всех инстанциях суды удовлетворили требования УО и обязали УМВД предоставить ей необходимую информацию по запросу.
Как УО обойти требование указывать в иске идентификатор должника
Мнение юриста: исполнители ЖКУ вправе требовать у органов власти ПДн жителей, но практика неоднозначна
Судебные дела по истребованию УО и РСО персональных данных жителей домов у органов власти прокомментировал Сергей Сергеев, руководитель практики в сфере ЖКХ, экологии и природопользования МКА «Арбат». Юрист считает, что проблема предоставления персональных данных для перехода на прямые договоры «набирает обороты»:
«Ещё в прошлом году начала формироваться практика, согласно которой УО освобождается от ответственности, если предпримет все возможные меры для получения персональных данных для передачи их в РСО при заключении прямых договоров.
Но есть опасения, что и здесь суды могут сделать вывод о том, что УО виновата. Не исключено, что судьи будут говорить, что у управляющей организации есть возможность обойти всех жителей и попросить у них паспортные данные.
В деле № А60-35181/2021 суд подчеркнул, что предоставление личных сведений потребителей в РСО не будет нарушать закон о персональных данных. Более того, судом установлено, что у администрации имеются необходимые данные. А наличие у РСО потенциальной возможности получить у других лиц необходимые ей сведения, не отменяет её право запросить такие сведения у администрации.
А вот в деле № А76-20209/2021 ситуация интересней. Там признан незаконным отказ МВД в предоставлении таких данных и подтверждена возможность УО такие данные истребовать. Однако как это повлияет на практику рассмотрения таких дел, сказать сложно. Мне кажется, что отрицательно. Весьма вероятно, суды начнут занимать позицию, что УО должна теперь через суд истребовать все данные у МВД, миграционной службы. Только после истребования информации УО получит право передать жителей на прямые договоры».
Подпишитесь на рассылку
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 748 подписчикам
Статьи по теме
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Предоставление персональных данных управляющей компанией
Предоставление персональных данных управляющей компанией
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление персональных данных управляющей компанией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2022 N 88-12919/2022
Категория спора: Причинение морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О защите права на персональные данные.
Обстоятельства: Истец считает, что обработка персональных данных ответчиком как оператором совершалась с нарушением требований законодательства без ее согласия.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Ссылка истца на отсутствие отдельного письменного договора, заключенного им с ответчиком, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, и сама по себе не свидетельствует об отсутствии между истцом и управляющей компанией соответствующих правоотношений по предоставлению услуг и их фактическому получению истцом, учитывая наличие договора управления между ответчиком и собственниками заключенного от имени собственников на основании решения общего собрания собственников помещений с ответчиком, условиями которого предусмотрена обязанность управляющей компании вести и обрабатывать персональные данные потребителей по данному дому (в том числе связанные с расчетами, начислениями платежей за жилое помещение, ведением досудебной работы, направленной на снижение задолженности потребителей за услуги работы, оказываемые по договору, а также со взысканием долга с потребителей в судебном порядке).
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2022 N Ф05-17195/2022 по делу N А40-106757/2021
Требование: О возложении обязанности по передаче технической документации на многоквартирный дом и документации, связанной с управлением домом.
Обстоятельства: Истец больше не является управляющей организацией указанными многоквартирными домами, в связи с чем заключенные сторонами соглашения прекратили свое действие, истец утратил право требовать от ответчика исполнения условий этих соглашения и договоров.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку, установив, что истец не является управляющей организацией указанными многоквартирными домами, в связи с чем заключенное сторонами соглашение прекратило свое действие, истец утратил право требовать от ответчика исполнения условий соглашения и договоров.ООО «Промжилстрой», не являясь управляющей компанией перечисленных в судебных актах многоквартирных домов, не может получать информацию, содержащую персональные данные жителей указанных домов, по договорным основаниям и ввиду наличия специальных полномочий управляющей компании, поскольку они прекращены. При обращении в суд с требованиями по настоящему делу ООО «Промжилстрой» не представило доказательств наличия оснований на получение истребуемой информации, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», что также свидетельствует об обоснованности отказа в удовлетворении заявленных им требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Категории персональных данных
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласие субъекта персональных данных на их обработку также не обязательно, если это осуществляется в рамках исполнения заключенного с ним договора. Так, суд отклонил довод истца о нарушении его прав на защиту персональных данных из-за звонка на его личный телефон со стороны ответчика, действующего по поручению кредитора истца. Истец не погасил задолженность перед кредитором, и тот поручил взыскание задолженности третьему лицу, сообщив персональные данные должника. Суд отметил, что в данном случае специально выраженного согласия не требуется (Кассационное определение Омского областного суда от 10.11.2010 N 33-7056 (2010 г.), Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.08.2020 N 88-6438/2020). Аналогичным образом и в другом деле ФАС Восточно-Сибирского округа отметил, что предоставление управляющей компанией физическим лицам, проживающим в обслуживаемых домах, платежных документов с указанием в них персональных данных последних является частью деятельности последней в рамках принятых на себя обязательств по управлению жилыми домами (Постановление от 12.05.2011 N А33-10809/2010).
«Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону «О персональных данных»
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
(«Статут», 2021)Некоторые суды со ссылкой на отсутствие факта автоматизированной или квазиавтоматизированной обработки не относят действия лица по вывешиванию в подъезде дома объявлений с персональными данными проживающего в нем лица подпадающими под Закон о персональных данных (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 9 января 2019 г. по делу N 33-774/2019). Вместе с тем, по мнению представителей Роскомнадзора, такие действия все же могут составлять нарушение Закона о персональных данных. Как отметила замначальника Управления по защите прав субъектов персональных данных Роскомнадзора Альфия Гафурова, выступая 26 ноября 2020 г. на онлайн-семинаре для операторов персональных данных, информация о сумме задолженности жильца вместе с Ф.И.О. или упоминанием полного адреса места жительства должника считается персональными данными. Их публикация в подъездах, на официальном сайте компании и в СМИ без согласия должника является правонарушением. При этом она отметила, что в списках можно указывать сумму задолженности вместе с номером квартиры жильца или номером его лицевого счета <1>. К сожалению, данная позиция не сопровождалась анализом применимости положений ч. 1 ст. 1 Закона о персональных данных к указанной ситуации. Представляется, что в данных случаях все же можно констатировать факт автоматизированной обработки управляющей компанией или иным схожим лицом, которое размещает данные сведения в подъезде, поскольку в подавляющем большинстве случаев они взяты из администрируемых такими лицами электронных баз данных и картотек, являясь тем самым следствием их автоматизированной обработки. Позиция же о допустимости указания суммы задолженности в совокупности с номером квартиры находит определенное отражение и в существующей судебной практике (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 29 мая 2017 г. по делу N 33-2132/2017).
Нормативные акты
Источник фото: https://www.pexels.com/
Тема персональных данных потребителей и способы их получения всегда актуальны для УО. Такая информация зачастую требуется УО для взыскания задолженности с потребителя. Получить ее иным способом, кроме как от самого потребителя, достаточно проблематично.
Мораторий, введенный Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. №498-ФЗ, согласно которому до 1 июля 2022 года приостановлено действие требования об обязательном указании одного из идентификаторов должника-гражданина при подаче искового заявления/заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с граждан коммунальных долгов юридическими лицами и ИП, занятыми в сфере ЖКХ, не всегда на деле принимается судами в учет, да и не облегчает ситуацию с исполнительным производством. Мы писали об этом в статье.
Так что ждем, как с 20 июня 2022 года заработают изменения в статьи 124 и 131 ГПК РФ, которые актуальны для тех случаев, когда у УО отсутствуют необходимые для подачи иска идентификаторы должника.
А сегодня поговорим о случае, который произошел с агентом регионального оператора по обращению с ТКО в Свердловской области. Регоператор заключил с АО «Региональный информационный центр» агентский договор, по условиям которого РИЦ от имени и за счет принципала осуществляет ряд действий, в том числе деятельность по заключению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО и начислению размера платы за услугу в пользу принципала.
Один из потребителей обратился в АО «РИЦ» с заявлением по вопросу перерасчета платы за ТКО. При этом представитель АО «РИЦ» без согласия потребителя сняла копии с паспорта и иных документов, содержащих персональные данные заявителя. Соответствующая отметка была сделана в заявлении. Возмущенный данными действиями потребитель пожаловался в прокуратуру.
По результатам проведенной проверки прокуратурой г. Качканара, АО «РИЦ» было внесено представление, в соответствии с которым агенту предписано: рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства.
Агент с данными выводами не согласился и обратился в АС Свердловской области с заявлением о признании недействительным представления прокуратуры города Качканар.
Арбитражный суд Свердловской области в решении от 27 сентября 2021 г. по делу №А60-24551/2021 встал на сторону прокуратуры и в удовлетворении требований отказал, указав следующее.
«…согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ)
В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Часть 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ гласит, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
В соответствии с п. 148(22) Правил №354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно п. 91 Правил №354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Пунктом 92 Правил №354 предусмотрено, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.
Согласно п. 93 Правил №354 в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться: а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов; б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении; в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы); г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии; д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством РФ случаях, или его заверенная копия; е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось; ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием; з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства РФ в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами РФ, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, содержащего отметки о пересечении государственной границы РФ при осуществлении выезда из РФ и въезда в РФ; и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Документы, указанные в пункте 93 настоящих Правил, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык (п. 93 Правил №354)
Согласно п. 95 Правил №354 исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. Анализ указанных норм свидетельствует о том, что законодательством не предусмотрена обязанность потребителей коммунальных услуг предоставлять исполнителю копии документов, удостоверяющих личность, в том числе, для снятия их копий. Поскольку в силу требований законодательства о персональных данных обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки, требование с потребителей документов, не являющихся обязательными при произведении перерасчета за потребляемые услуги, является недопустимым.
Прокуратурой г. Качканара установлено, что Жарикова А.С. обратилась в АО «РИЦ» с вопросом о перерасчете платы за ТКО. При этом согласия на предоставление и обработку персональных данных Жарикова А.С. не давала, о чем свидетельствует ее отметка в заявлении от 22.12.2020. Между тем, представитель АО «РИЦ» без ее согласия сняла копии с паспорта и иных документов, содержащих персональные данные заявителя.
Кроме того, прокуратурой города установлено, что форма бланка заявления, предлагаемая для заполнения потребителями в целях уточнения информации в платежном документе, также не соответствует требованиям законодательства о персональных данных, поскольку содержит графу с указанием паспортных данных гражданина.
На основании изложенного, цели, для достижения которых АО «РИЦ» запрашиваются паспортные данные потребителей, а также осуществляется копирование документов, удостоверяющих личность граждан, не соответствуют целям, в рамках которых оператором в лице АО «РИЦ» осуществляется обработка персональных данных потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В этой связи, требование с потребителей паспортных данных и копий паспортов при осуществлении пересчета за потребляемые услуги является недопустимым, влечет нарушение прав граждан на обработку персональных данных в соответствии с законом. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, представленное заявителем, не может в рассматриваемой ситуации являться основанием для удовлетворения требований заявителя, поскольку принято по обращению другого лица по иным обстоятельствам. При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат…».
Агент попытался обжаловать решение суда в апелляционной и кассационной инстанциях, но безрезультатно. И Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2021 г. №17АП-15743/21 и Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2022 г. № Ф09-1630/22 дублируют позицию суда первой инстанции.
Данное дело актуально для УО, являющихся исполнителями коммунальных услуг. Для исключения подобных инцидентов, при приеме заявлений и документов от собственников сотрудникам УО необходимо знать и помнить, предоставление каких документов УО может требовать в той или иной ситуации, а какие документы и копии предоставляются потребителем только с его письменного согласия.
Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. В суды вместе с вами и вместо вас не ходим, но подготовим все необходимые документы: иск, претензию, обжалование, апелляцию. Если у вас проигрышная позиция и шансов на успех мало, то прямо об этом скажем, а не будем сулить золотые горы. Но обращайтесь к нам заранее, а не перед заседанием или перед проверкой ГЖИ, так как ответы готовим в течение 5 рабочих дней.
Запись на консультацию здесь.
Практика последних лет показывает, что многие управляющие организации и ТСЖ так и не выстроили правильную политику работы с персональными данными собственников помещений многоквартирных домом. Процедурные обязанности, установленные в законе, или не исполняются вовсе, либо являются реализованными не в полной мере.
Персональные данные в ЖКХ
В соответствии с пп. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152), персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Соответственно оператором является управляющая организация или ТСЖ, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
ЖКХ и отрасль управления многоквартирными домами агрегирует большой объем персональных данных, необходимых для работы. В максимальном (расширенном) виде по собственникам помещений они включают: фамилию, имя, отчество; год, месяц, дату рождения; место рождения; паспортные данные, адрес регистрации по месту жительства и адреса фактического проживания; количество проживающих и зарегистрированных в помещении; контактный телефон; электронную почту (емейл), марку и номер транспортного средства, сведения о праве собственности на жилое помещение в МКД, сведения о собственниках помещений в МКД.
В связи с отменой поквартирных карточек и домовых книг объем персональных данных, которыми обладает управляющая домом организация, несколько сократился, потому что новая информация не поступает, а старая – не актуализируется. Но даже отмена отдельных форм документов не перечеркивает возможность или право управляющей организации собирать персональные данные. В любом случае управляющая организация стремится собрать как можно больше персональных данных, потому что они необходимы при работе (например, емейл используется для отправки квитанций, марка и номер транспортного средства необходимы при уборке снега во дворе, паспортные данные нужно для ведения работы с должниками и т.п.).
Обязанности управляющей организации
Самое главное для управляющей организации – включить себя в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных. Реестр расположен по ссылке https://rkn.gov.ru/personal-data/register/ и предполагает возможность поиска организаций по ИНН, регистрационному номеру или названию юридического лица. Данный реестр ведет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор). По состоянию на апрель 2020 года в Реестре содержатся данные о 407 тысячах операторах персональных данных.
Для того, чтобы добавиться в Реестр, необходимо заполнить специальную форму, которая заполняется и генерируется на сайте Роскомнадзора https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form/. После заполнения данной формы, ее необходимо распечатать, подписать, поставить на ней печать и сдать с рядом дополнительных документов в Роскомнадзор.
Стоить отметить, что в законе установлена обязанность уведомить Роскомнадзор до начала обработки персональных данных о таком намерении.
Роскомнадзор в течение 30 дней с даты поступления уведомления об обработке персональных данных вносит сведения об операторе в Реестр. Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.
Применительно к управлению многоквартирными домами следует отметить ряд ситуацией по обработке персональных данных, когда уведомлять Роскомнадзор не требуется.
Во-первых, если данные обрабатываются в соответствии с трудовым законодательством.
Во-вторых, если они получены в связи с заключением договора управления многоквартирным домом, стороной которого является субъект персональных данных. Однако важно, чтобы в данном случае персональные данные не распространялись и не предоставлялись третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и использовались оператором исключительно для исполнения указанного договора. Однако нужно учитывать, что крайне редко удается заключить договор с 100% собственников, а кроме того, могут быть проблемы при передаче персональных данных собственника, например, в расчетный центр (либо это нужно предельно конкретно прописывать в договоре).
Кроме того, нужно помнить, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором (п. 4 и 5 ст. 6 Закона № 152).
В-третьих, если персональные данные сделаны субъектом персональных данных общедоступными.
В-четвертых, если персональные данные включают в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных (п. 2 ст. 22 Закона № 152).
Помимо обязанности включить себя в Реестр, к операторам персональных данных есть ряд дополнительных требований.
1.Необходимо издать политику в области обработки персональных данных, опубликовать ее или иным образом обеспечить неограниченный доступ к данному документу. Проще всего разместить такую политику на сайте управляющей организации или ТСЖ.
2.Необходимо локальным актом (приказом) назначить ответственного за организацию обработки персональных данных. Копия данного приказа предоставляется в Роскомнадзор (ст. 18.1 Закона № 152).
Как собрать персональные данные?
Персональные данные собираются путем заполнения согласия на обработку, которое заполняет и предоставляет субъект. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. Важно также то, что обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку возлагается на оператора.
Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:
1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
4) цель обработки персональных данных;
5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
9) подпись субъекта персональных данных.
Для управляющей организации или ТСЖ целесообразно сгенерировать форму согласия на обработку персональных данных и собирать их либо постепенно (например, во время приема жителей по личным вопросам), либо сразу массово (путем обхода или раскладывания форм согласий в почтовые ящики с предельной датой предоставления). В отношении тех собственников, которые отказываются предоставлять согласия на обработку персональных данных можно реализовать обезличенный подход при выставлении квитанций (например, указывать на ФИО, а деперсонализированный номер лицевого счета). Это мотивирует собственников сдать данные документы оператору.
Ответственность за нарушения в области персональных данных
Содержание административной ответственности за нарушения в области персональных данных определено в ст. 13.11 КоАП РФ. Особенность данной статьи состоит в том, что она максимально расписана под каждый вид нарушения (например, обработка персональных данных без согласия субъекта, неразмещение политики оператора в отношении обработки персональных данных и пр.). Исходя из конкретного вида нарушения или набора нарушений размер ответственности колеблется от 6 тысяч до 18 миллионов рублей.
В настоящее время Роскомнадзору даны некоторые важные для государства и цензуры полномочия, а в связи с этим требования законодательства о персональных данных ужесточаются. Специально Роскомнадзор обычно не проводит проверки управляющих организаций и ТСЖ, а потому следует исполнить набор обязанностей, установленный в Законе № 152, чтобы минимизировать риск наложения штрафов.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Здравствуйте Юлия!
Отношения, связанные с обработкой персональных данных,
осуществляемой юридическими лицами и физическими лицами с
использованием средств автоматизации, в том числе в
информационно-телекоммуникационных
сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных
данных
без использования таких средств соответствует характеру действий (операций),
совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или)
доступ к таким персональным данным регулируется Федеральным законом от
27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О персональных данных».
Согласно ст. 3 и ст.6 Закона основные понятия:
1) персональные данные — любая информация,
относящаяся к
прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту
персональных данных);2) оператор — государственный орган, муниципальный
орган,
юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими
лицами
организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также
определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных,
подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;3)обработка персональных данных — любое действие
(операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием
средств автоматизации или без использования таких средств с персональными
данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение
(обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение,
предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение
персональных данных;6) предоставление персональных данных — действия,
направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или
определенному кругу лиц;Обработка персональных данных должна осуществляться
с
соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:1) обработка персональных данных осуществляется с согласия
субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;5) обработка персональных данных необходима для исполнения
договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по
которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора
по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект
персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;7) обработка персональных данных необходима для
осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для
достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются
права и свободы субъекта персональных данных;Оператор вправе поручить обработку персональных данных
другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не
предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом
договора,
То есть, предоставление любой информацию, относящейся к Вам прямо или косвенно юридическому или
физ.лицу ( УК, ЖЭК …), осуществляется в вышеуказанных и иных случаях с соблюдением требования данного закона.
Согласно ст.9 и ст.14 Закона
Субъект
персональных данных принимает решение о
предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку
свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных
данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на
обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или
его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме,
если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на
обработку
персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия
данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных
проверяются оператором.Согласие на обработку персональных данных может
быть
отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом
персональных
данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить
обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при
наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи
10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.Обязанность предоставить доказательство получения
согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или
доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6,
части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона,
возлагается на оператора.Субъект персональных данных имеет право на получение
сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев,
предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе
требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или
уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими,
неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для
заявленной
цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих
прав.
ТО есть, обработка Ваших персональных данных
допускается только с Вашего согласия, которое должны быть явным. При этом Вы
вправе отозвать свое согласие, а также требовать уничтожения своих данных.
Поэтому Вы вправе не выполнять требования УК.
В силу ст.17 и ст.24 Закона Если субъект
персональных данных считает, что оператор
осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований
настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы,
субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие
оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных
или в судебном порядке.2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих
прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или)
компенсацию
морального вреда в судебном порядке.Лица, виновные в нарушении требований настоящего
Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской
Федерации ответственность.Моральный вред, причиненный субъекту персональных
данных
вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных,
установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите
персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным
законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения
имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.
То есть, если УК ( иное лицо) нарушит Ваши законные права, в том числе об удалении данных, то Вы вправе подать письменную
жалобу в уполномоченный орган и при необходимости в суд.
Если обработка персональных данных необходима для исполнения
договора с УК, стороной которого или инициатором как собственник являетесь Вы, то УК вправе получать Ваши данные.
Таким образом, сейчас Вам следует получить объяснение УК для каких целей осуществляется анкетирование и принять свое решение.
Смогу доп. проконсультировать по урегулирования споров с УК в чате.
С уважением Ф. Тамара
Последние месяцы люди стали спрашивать, зачем управляющие компании требуют предоставить копию паспортов и можно ли на законных основаниях отказать им в этом, не будет ли последствий.
Действительно, такие запросы от управляющих компаний стали поступать регулярно, а иногда жильцам даже грозят последствиями в случае непредоставления копии паспорта. Попробуем разобраться, с какой целью им понадобились такие данные и можно ли игнорировать подобные требования.
Зачем понадобились данные паспорта
Согласно нашему законодательству, управляющим компаниям не нужны паспортные данные для начисления оплаты за услуги ЖКХ. В большинстве случаев заключенного договора с жильцами нет, где бы были указаны их паспортные данные. Пункт 69 Постановления №354 не предусматривает обязательное наличие паспортных данных в реквизитах квитанции, поэтому часто такие данные и не требовались.
С долгами тоже проблем не было. Если у гражданина имелась задолженность по оплате услуг ЖКХ, то, как правило, ее взыскивали на основании судебного приказа. При подаче заявления на выдачу судебного приказа нужно было указать ФИО должника и место его жительства. Нередко случалось так, что страдал однофамилец должника и деньги с карты списывали у человека, который никому ничего не должен, но по нелепой случайности его ФИО совпали с ФИО должника.
Чтобы избежать подобных ситуаций, был принят федеральный закон № 451-ФЗ от 28.11.2018 года, который внес изменения в ГПК РФ. Теперь помимо ФИО и места жительства ответчика нужно указать паспортные данные, либо иной идентификатор, например ИНН, СНИЛС, данные водительского удостоверения, либо свидетельство о регистрации автомобиля.
Данная норма была приостановлена для заявлений о выдаче судебного приказа, подаваемым занятым в сфере ЖКХ до 01.01.2021 года. Соответственно с 1 января 2021 года нужно будет обязательно указывать один из идентификаторов должника.
Но, как я написал выше, у многих управляющих организаций нет никаких данных на жильцов, и, соответственно, взыскать долг в судебном порядке может стать проблемой. Именно поэтому управляющие организации начали массово требовать паспорта у жильцов, чтобы данные внести в базу.
Можно ли отказаться давать данные
Логично, что многие жильцы не хотят предоставлять свои паспортные данные, особенно если есть задолженность по оплате услуг ЖКХ, да и надежнее лишний раз не говорить такую информацию посторонним людям.
Многие считают, что паспортные данные относятся к персональным данным, но прямо это законом не предусмотрено. Тем не менее суды в большинстве случае причисляют номер и серию паспорта к персональным данным. При этом, управляющим организациям разрешено обрабатывать персональные данные жильцов без их разрешения.
Но это не означает, что гражданин обязан предоставить данные по требованию управляющей организации. Таким образом, требовать от гражданина предоставить данные паспорта нельзя, можно только попросить, а если это просьба, то в ее удовлетворении можно отказать.
Организации ЖКХ не раз били тревогу в связи с изменением норм ГПК РФ, что привело к ряду законопроектов. Например, коммунальным структурам предлагают предоставить право запрашивать данные граждан или сделать исключение для управляющих или ресурсоснабжающих организаций, дав им право не указывать паспортные данные или иной идентификатор должника при подаче заявления на выдачу судебного приказа.
Однако данные законопроекты пока не рассматриваются и скорей всего приняты не будут. Поэтому выход сейчас только один – до 1 января 2021 года собрать со всех жильцов паспортные данные, чтобы иметь возможность взыскивать долги в судебном порядке.
Но, как мы выяснили, закон нас не обязывает предоставлять наши паспортные и иные персональные данные, соответственно на такие просьбы можно просто не реагировать, никаких последствий за это законом не предусмотрено. Как взыскать долг с жильца – это проблема, в первую очередь, управляющей организации.
Знайте свои права.
Будьте здоровы и берегите себя!
Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна.
Благодарю за внимание!
Приветствую, дорогие друзья! Предлагаю юридическую помощь. Решение проблем любой сложности. Практический опыт работы более 11 лет (из них на сайте 9111 более 5 лет).
Подробнее с моей практикой и отзывами обо мне можете ознакомиться на моей страничке. Успешно окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию в области гражданского права.
Оперативная помощь в день обращения. Изучение проблемы — бесплатно!
С Уважением, кандидат юридических наук Бабкин М.А.!
Особо актуален вопрос, обязаны ли УО, ТСЖ и ЖСК передавать информацию ресурсоснабжающей организации (далее — РСО) или региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — Оператор ТКО) при заключении собственниками «прямого договора» на предоставление коммунальных услуг. РСО часто запрашивают сведения о собственниках, паспортные данные или копии паспортов собственников, данные о собственности (доля в праве, количество голосов), реквизиты документа, подтверждающего право собственности и иную информацию.
Если от собственников ранее было получено согласие на передачу требуемых данных, то здесь вопросов не возникает — передача данных может быть осуществлена. Однако случаи наличия такого согласия крайне редки.
В соответствии с ч 3.1 ст. 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Согласно пп. «а» п. 19 Приказа Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников — физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, если переход на «прямые договоры» осуществлен по решению собственников МКД, то в РСО направляется копия протокола общего собрания собственников, на котором такое решение принималось, с приложением — реестром собственников помещений МКД. Отметим, что Приказ Минстроя РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр предусматривает, что в реестре собственников должны быть указаны «реквизиты документов, подтверждающих права собственности на помещения». Однако, если РСО или Оператор ТКО требуют паспортные данные (дату и место рождения, серию и номер паспорта, дату выдачи и орган, его выдавший), а также иные данные, не предусмотренные в реестре, то передача таких данных возможна только в случае наличия согласия субъекта персональных данных.
Если же РСО или Оператор ТКО по своей инициативе приняли решение о переходе на «прямые договоры», в таком случае протокол общего собрания собственников отсутствует, соответственно, реестр собственников РСО получить не может.
Отметим, что в случае заключения с РСО и (или) Оператором ТКО договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно, в отношении них действуют те же самые положения ст. 6 ФЗ № 152, и в случае, если РСО или Оператор ТКО не осуществляют распространение и передачу персональных данных собственников третьим лицам, согласие собственников считается выраженным уже в договоре, и дополнительно согласия на обработку персональных данных не требуется. Однако, указанные положения не означают наличие обязанности УО/ТСЖ/ЖСК по передаче таких данных в РСО.
Источник: РЦОК