Информационная безопасность целевое обучение компании

Наталья Пономаренко

хотела, чтобы сын обязательно поступил на бюджет

Наталья боялась, что ее сын Кирилл не поступит в университет на бюджет, поэтому решила помочь ему заключить целевой договор.

Кирилл собирался поступать в университет на специальность «Химическая технология», но проходные баллы на бюджет были достаточно высоки. Чтобы подстраховать его, Наталья стала разбираться, как поступить на целевое обучение.

Она помогла сыну заключить два договора с государственными предприятиями и подсказала отказаться от третьего, с менее выгодными условиями. Кирилл набрал достаточно баллов на ЕГЭ, чтобы пройти на бюджет по общему конкурсу, и целевое не понадобилось. Но Наталья узнала, как искать компании, принимающие студентов по государственным квотам, какие условия они предлагают будущим специалистам и как заключить с ними договор.

Студент-целевик не платит за обучение в университете, а за это обязан три года отработать на государственном предприятии. Договор с предприятием заключается заранее, еще до начала обучения, и в нем прописываются условия: какую образовательную программу должен пройти студент, чем будет помогать ему организация — например, стипендией или дополнительными курсами. Проходной балл на целевое обычно ниже, чем на бюджет.

В тексте мы не затрагиваем условия расторжения договора и возврата средств за целевое обучение. Это подробно разобрано в другом материале.

Об учебе моего сына

Я мать-одиночка из Санкт-Петербурга, воспитываю двоих детей. В 2021 году мой старший сын Кирилл учился в одиннадцатом классе, ему было 17 лет. Я не могла себе позволить платное обучение в университете, поэтому мне было важно, чтобы он поступил в вуз на бюджет, а не пошел в армию после школы.

Сын в школе учился на «хорошо» и «отлично», но готовился к ЕГЭ спустя рукава, особо не уделял этому внимания. У него были репетиторы, но он мог сделать все задания от них за один день, а потом неделю не повторять.

Он сдавал на ЕГЭ химию, профильную математику и русский язык. Раз в неделю занимался с репетитором по химии, математике и русскому, брал экспресс-курс по подготовке к математике перед ЕГЭ. На все это у нас ушло около 100 тысяч рублей. Индивидуальных достижений, дающих дополнительные баллы при поступлении, у него не было.

Из всех специальностей, что подходили под комбинацию экзаменов «химия + математика», больше всего нас заинтересовала «Химическая технология». Мы изучили различные образовательные программы и поняли, что органическая химия подходит сыну больше всего. На втором месте для нас была фармакология.

Пробные ЕГЭ сын написал примерно на 230 баллов — это выше проходных на нашу специальность, но ниже средних баллов поступивших. Из-за этого у нас не было уверенности в том, что он пройдет на бюджет.

У моей знакомой годом раньше сын поступал в Политех. Она сказала, что ее сын учится на бюджете, но мне показалось, что для бюджета баллов маловато: он набрал 180 баллов в сумме с тех же трех предметов, что сдавали и мы.

Я открыла приказы о зачислении этого вуза и обнаружила ее сына в отдельном приказе, а именно — о приеме по квоте целевого обучения. Знакомая работает на государственном предприятии, тогда я и поняла, что она заключила договор с этим предприятием. Я для себя сделала вывод: «Все понятно, по связям».

Я не понимала, как брать это целевое самой, можно ли его найти не по знакомству, кто за что платит при таком договоре. Но мне показалось, что это хороший запасной вариант на случай, если Кирилл не наберет достаточное количество баллов для бюджета. И я решила попробовать разобраться в том, как оно устроено.

Как я искала заказчиков целевого обучения

В марте 2021 года я прошла курс о поступлении в вузы, где говорили о целевом образовании. Курс систематизировал мои знания, все разложил по полочкам. Он обошелся мне в 13 900 Р.

Я поняла, что сыну нужен договор, который позволил бы ему поступить в вуз по квоте целевого приема — это доля бюджетных мест, которые выделяет правительство на ту или иную специальность. Претендовать на такую квоту могут только абитуриенты, у которых договоры заключены с предприятиями с государственным участием.

Мне объяснили, как понять, подходит ли предприятие под квоту приема, как общаться с заказчиками обучения, куда звонить и что писать, на чем можно настаивать при заключении договоров. Расскажу, как я искала предприятия и какие методы поиска помогли, а какие — нет.

Приказы о зачислении на сайте университетов. На сайтах вузов можно найти приказы прошлых лет о зачислении по квотам. Одни вузы указывают заказчиков, а другие — только фамилии студентов.

В приказах Политеха я нашла трех абитуриенток, которые поступили по целевому на похожую специальность, «Биотехнологии». Мне показалось, что заказчики для их специальности могут дать целевое и на нашу.

Предприятий в приказах указано не было, поэтому я стала искать этих студенток во «Вконтакте», двух нашла. Одна из них мне ответила, что ее мать в прошлом году тоже помогла ей с целевым.

Ее заказчиком оказался Петербургский институт ядерной физики имени Б. П. Константинова, входящий в состав Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».

На сайте ПИЯФа я не нашла информацию о заключении целевых договоров, поэтому обратилась в центр подготовки персонала напрямую: «Я знаю, что в прошлом году вы заключали целевые договоры. С кем мне поговорить о возможности заключения их в этом году?». Так я вышла на связь с руководителем центра подготовки персонала, с которым в итоге мы и заключили первый договор. Подробно об этом будет ниже.

На сайтах ведомств. Государственные органы — федеральные или региональные — размещают на профильных сайтах перечни предприятий, с которыми можно заключить договор целевого обучения. Например, информация о больницах, которые дают направления на обучение по квотам, размещена на сайте Комитета здравоохранения Санкт-Петербурга.

Заказчики целевого обучения на 2022 год в СПбГТИ. Отправляла заявки через эту форму. Источник: fkc-opk.ru

Я пробовала отправлять заявку от абитуриента непосредственно на этом сайте. Но я не знала, как скоро рассмотрят мою заявку и рассматривает ли их кто-то вообще, поэтому решила не дожидаться ответа, а самостоятельно связаться с предприятиями.

Как скоро мне бы ответили, если бы я не перехватила инициативу и не начала звонить сама, — я не знаю.

Обзвон предприятий. Я стала заходить на сайты предприятий из списка заказчиков ОПК и самостоятельно искать телефоны для связи. Как правило, заключением договоров занимаются отделы кадров.

Многие заказчики были расположены в Ленинградской области. Я не хотела, чтобы сын по несколько часов в день проводил в дороге и тратил половину заработной платы на проезд. Доехать туда можно было только на личном транспорте.

Кроме того, мы не рассматривали компании из других городов, которые предлагали поступление в вузы нашего города. Например, был заказчик из Москвы в Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет на «Биотехнологии». По итогу обзвонов заказчиков с сайта ОПК мы выбрали два предприятия: ОАО «Красный Октябрь» и ОАО «Завод Магнетон». Эти заказчики нас устраивали по расположению: оба завода находятся в Калининском районе Санкт-Петербурга, где мы живем. Для нас это был самый важный критерий. С ними я и вела переговоры о договорах.

Переписка с депутатами. Я обратилась к депутату Заксобрания по моему району Анатолию Дроздову во «Вконтакте». Там мне посоветовали биотехнологическую компанию «Биокад» — у нее есть отделение в Санкт-Петербурге. Она подходила по профилю сына, но это частная компания и она не дает квоту на поступление.

Еще я писала губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову. Ответ мне пришел из Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. В нем сообщили, что каждый год в мае комитет размещает информацию на своем сайте о специальностях, заказчиках обучения и контактных данных. Но для меня в мае только получить списки заказчиков было слишком поздно — мне хотелось заключить договор раньше.

В итоге лучше всего сработало обращаться в отдел по подготовке персонала предприятий и уточнять у них напрямую, набирают ли они студентов. Полезным оказалось мониторить сайты ведомств и изучать приказы о зачислении по квотам на сайте вуза — у студентов можно узнать, с какими компаниями они заключали договор и на каких условиях.

Как я заключала договоры

Во всех предложенных нам договорах было прописано направление подготовки «Химическая технология», но выбрать образовательную программу самостоятельно можно было только на одном предприятии. Дважды нам предлагали договор, который обязывал Кирилла выбрать на третьем курсе определенный профиль обучения — и этот профиль не был ему интересен.

Каждый заказчик обязан предоставить студенту меры поддержки, но это может оказаться не материальная помощь, а, например, скидка на абонемент в спортзал или покупка учебников или курсов. В договоре может быть прописана стипендия от заказчика, но если не указан ее размер, то сумма остается на усмотрение предприятия.

По условиям целевого нужно отработать на предприятии три года после окончания обучения. Но на какой именно позиции и с какой зарплатой, никто не говорил.

Когда мы спрашивали на предприятиях о будущей профессии, все отвечали «инженер». На вопросы о заработной плате улыбались и говорили: «Вы далеко заглядываете вперед». Для меня было понятно, что в бюджетной организации не стоит ждать быстрого старта карьеры.

Поскольку мы не знали, кем Кирилл работал бы после выпуска и сколько бы получал, то при выборе заказчика обращали внимание на два фактора: на какую образовательную программу можно поступить по договору и где находится предприятие.

Петербургский институт ядерной физики. С моего первого звонка в ПИЯФ до заключения договора прошло три месяца. С марта мы переписывались с руководителем центра по подготовке персонала по электронной почте: отправили заявку, заполнили анкету. До середины апреля руководители отделов их рассматривали и принимали решения, нужны ли им такие будущие кадры.

Кандидатуру Кирилла одобрили, и в мае нас вместе с сыном, так как он еще несовершеннолетний, пригласили на заключение договора. Наш договор предполагал поступление в Санкт-Петербургский государственный технологический институт на направление подготовки 18.03.01 «Химическая технология». Образовательную программу мы могли выбрать сами — это было важно для нас.

Кроме этого, договор предлагал меры поддержки: оплачиваемую практику в институте и курсы по мере необходимости — это было прописано как оплата дополнительных образовательных услуг.

Заявление о согласии на заключение договора. На месте уже все было готово, от нас требовались только подписи

После заключения договора я выдохнула за поступление сына. Знала, что если он наберет 180 баллов, как сын моей подруги, или меньше, то у нас есть целевое. Кроме того, через четыре года нам обещали еще и продолжение обучения в магистратуре тоже с целевым.

ПИЯФ находится в Гатчине. Предприятие нам показалось достаточно современным, все в нем устраивало, кроме расположения. От нашего дома на дорогу у сына уходило бы два часа в одну сторону.

Поэтому, несмотря на заключенный договор, я не останавливала поиски заказчиков, чтобы найти лучшие условия для сына.

«Красный Октябрь». С представителем ОАО «Красный Октябрь» мы переписывались с мая. Наш договор предполагал поступление только в СПбГТИ и только на «Химическую технологию».

При этом заказчик указал, что сын обязан будет на третьем курсе выбрать профиль обучения «Технология электрохимических производств». Этот профиль как раз относится к неорганической химии, которая сыну была не очень интересна. Но договор обязывал его сделать такой выбор, иначе он нарушил бы его условия.

По результатам сессий заказчик имел право назначать дополнительную стипендию сыну. В договоре ее размер не указан, но на словах нам назвали сумму в 5000 Р.

По договору заказчик обязуется предоставить студенту меры поддержки — это обязательное условие, но каждое предприятие трактует его по-разному

По этому договору сын должен был отработать на заводе три года на позиции, на которую его назначат по итогам обучения. Зарплату нам не называли, в договоре прописано «оклад + премия».

Окончательно договор с нами подписали только в июне, после получения результатов ЕГЭ. Заводу было важно, чтобы сын перешел минимальный порог баллов.

Так как на момент подписания договора мы уже знали свои баллы на ЕГЭ, то подписывали его, зная, что, скорее всего, пройдем на бюджет и без целевого. Но раз решили заключить договор, то довели дело до конца.

«Завод Магнетон». Мы обращались к еще одному заказчику — ОАО «Завод Магнетон». Там нам сразу сказали, что завод сам будет проводить конкурс среди кандидатов на заключение договора. От нас потребовали предоставить:

  1. Характеристику из школы сына.
  2. Сведения об успеваемости за первое полугодие.
Характеристика из школы, написанная классным руководителем

После предоставления этих данных нам сказали ждать получения результатов ЕГЭ и вручения аттестатов. В начале июля со мной связался руководитель отдела кадров и сказал, что завод в этом году будет заключать только один договор. Завод составил список кандидатов, проранжировал его по баллам, и мой Кирилл оказался на втором месте. Так нам сказали, что с нами заключат договор, только если первый кандидат откажется.

Через неделю нам перезвонили и сказали, что первый кандидат по списку отказался от целевого, но и мы уже тоже передумали. Этот заказчик предлагал Кириллу договор, который опять обяжет его идти только на неорганическую химию. Такой договор у нас уже был с ОАО «Красный Октябрь», поэтому мы решили, что третий на тех же условиях нам не нужен. О мерах поддержки и других условиях сказать не могу, поскольку до подписания документов мы так и не дошли.

Если бы наша стратегия поступления по общему конкурсу не сработала, то мы бы выбирали между далекой от дома Гатчиной и заводом близко к дому, но с неинтересной программой.

Как проходило наше поступление

Кирилл сдал ЕГЭ в сумме на 236 баллов:

  • русский язык — 88 баллов;
  • математика — 78 баллов;
  • химия — 70 баллов.

Документы он подавал в Санкт-Петербургский политехнический университет, Технологический университет, в ЛЭТИ на «Экологию» –– просто про запас, и в Фармакадемию –– на случай, если там упадут проходные баллы.

Порядком приема в вузы предусмотрен сначала этап зачисления целевиков, а только потом зачисление по общему конкурсу. То есть нельзя сначала попробовать поступить без договора, а в случае неудачи вернуться к целевому.

При подаче документов мы решили воспользоваться одним целевым договором от института в Гатчине –– в Технологический университет, на «Химическую технологию». Среди отдельного конкурса целевиков –– а их вуз мог принять только 21 человека –– сын занимал вторую позицию. То есть по целевому он проходил с вероятностью 100%.

Но, конечно, мы не оставляли надежды поступить в этот же университет и без договора. На курсе нас учили оценивать конкурсные списки. Позиция моего сына в конкурсе дала нам понимание того, что он не стопроцентно, но с высокой долей вероятности поступит на бюджет по общему конкурсу.

Статистика приема на нашу специальность

2020 год 2021 год
Проходной балл 217 218
Средний балл 246 241

Мы подали наше заявление о согласии на зачисление на общий конкурс практически сразу же. Ближе к окончанию приема согласий у целевиков нам позвонили из вуза и спросили, не ошиблись ли мы. Мы ответили, что наше осознанное решение –– не зачисляться по целевому.

Все-таки целевое было для нас не приоритетным вариантом поступления, а лишь страховкой. Оно накладывало ограничения на выбор кафедры, а после университета сын был бы на три года привязан к одному предприятию без возможности сменить работу. Я не была уверена, что работа бы оплачивалась хорошо и что этот вариант трудоустройства был бы самым выгодным. Поэтому, когда по спискам появилась возможность от него отказаться — мы так и сделали.

Наши расчеты о поступлении оказались верны. Мы прошли на бюджет без договора по общему конкурсу. 17 августа сын оказался в приказе о зачислении.

Приказ о зачислении СПбГТИ

После зачисления нам позвонили из ПИЯФа и спросили, поступили ли мы. Мы сказали, что приняли решение отказаться от договора.

В случае расторжения договора до начала обучения стороны не несут ответственности.

Благодаря лояльности сотрудников кадрового отдела институт пригласил Кирилла проходить у них учебную практику. Характеристики сына им понравились.

Сейчас Кирилл учится на первом курсе Санкт-Петербургского технологического университета на факультете химической и биотехнологии. После второго курса сыну еще предстоит выбор между кафедрами его факультета. Пока мы думаем, но благодаря тому, что он был зачислен по общему конкурсу, он может выбирать кафедру на свое усмотрение.

Список кафедр факультета сына

Мои выводы

Целевое — это лазейка в поступлении на бюджет. Можно поступить с низкими баллами в обход общего конкурса. Я понимала, что если сын наберет меньше, чем были проходные баллы прошлого года, то шансы поступить без целевого невелики. Я думала, что сын наберет около 200 баллов в сумме, но его результат оказался выше моих ожиданий.

Сам Кирилл отнесся к целевому как к подстраховке. Мне кажется, что он не осознавал всю ответственность, которую накладывает договор на гражданина. Но негативных эмоций у него это не вызывало.

Целевое надо брать с хорошими предприятиями. Знакомства знакомствами, но ребенку потом там работать. Компания должна быть интересна, предлагать хороший соцпакет и материальные меры поддержки. Не все заказчики могут этим похвастаться. Брать целевое ради целевого с предприятиями с нулевым уровнем поддержки сотрудника я бы не стала.

Найти целевое — это работа для родителя. Я не отвлекала сына от школьных занятий и подготовки к ЕГЭ и сама занималась поисками. У меня на это ушло пять месяцев: с февраля, когда я начала знакомство с целевым образованием, до июня и подписанных договоров. Много времени заняли переговоры. На сайтах компаний часто нет никаких разделов о подготовке кадров по целевому обучению. Сотрудники отделов кадров в принципе не знают, что государство оплачивает обучение такого специалиста.

Настойчивость должна стать главным качеством родителя при поиске заказчиков. Я не побоялась и писала как губернатору, так и звонила напрямую в отделы кадров.

10.03.01 Информационная безопасность

  • Уровень образования
    Бакалавриат
  • Форма обучения
    Очная
  • Срок обучения
    4 года
  • Институт

    Российский университет транспорта
  • Квалификация
    Бакалавр
  • Стоимость 1-го семестра

    137 000

  • Год набора
    2021
  • Вступительные испытания
    Русский язык, Математика, (Информатика и ИКТ или Физика)
Условия поступления Количество мест Подано заявлений всего, с согласием (оригиналом) Зачислено Проходной балл Средний балл
Всего мест
Всего мест

260

мест

2589
| 218
183
Бюджет


Бюджет


21

место

2010
| 43
21
Общий конкурс
Бюджет. Общий конкурс

16

мест

1952
| 36
16
Безопасность компьютерных систем ИУЦТ 16 16
Особая квота


Бюджет. Особая квота


2

места

41
| 3
2
Безопасность компьютерных систем ИУЦТ 2 2
Целевая квота


Бюджет. Целевая квота


3

места

17
| 4
3
Безопасность компьютерных систем ИУЦТ 3 17
| 4
3
Места по договорам


Места по договорам


239

мест

579
| 175
162
Безопасность компьютерных систем ИУЦТ 239 162
  • Конкурс
  • Список

    поступающих

  • Приказы

    о зачислении

Статус документа:


Все


Согласие (оригинал)

Загрузка данных.
Пожалуйста, подождите…

Не удалось загрузить.

Нет данных для отображения.

Загрузка данных.
Пожалуйста, подождите…

Не удалось загрузить.

Нет данных для отображения.

  • от 12.07.2021 № 3127/с

  • от 30.07.2021 № 3285/с

  • от 06.08.2021 № 3372/с

  • от 06.08.2021 № 3374/с

  • от 17.08.2021 № 3455/с

  • от 19.08.2021 № 3521/с

  • от 30.08.2021 № 3697/с

Целевой набор

Поступить в высшее учебное заведение на специальность, связанную с информационной безопасностью, задача для многих выпускников школ невыполнимая. Проходной балл по трем экзаменам в некоторые институты достигает 298 (!), а конкурс в среднем составляет 20 человек на бюджетное место. 

В такой ситуации разумные абитуриенты ищут альтернативные варианты поступления – помочь могут олимпиады и целевой набор. И если про олимпиады школьникам всё хорошо известно, то целевой набор, хоть и существует не один год, всё-таки явление для российских абитуриентов новое, пусть и пришедшее к нам из СССР. 

ОСОБЕННОСТЬ

Особенность целевого набора в том, что абитуриент приходит в вуз не только с результатами ЕГЭ, но и с соответствующим направлением от какого-либо органа государственной власти или государственного предприятия. При этом, в случае успешного прохождения отдельного конкурса, он зачисляется на выбранную им специальность, обучается там, а после окончания вуза идет работать в то место, откуда его направили. 

ПЛЮСЫ

Плюсы для абитуриента очевидны. Во-первых, конкурс по целевом набору значительно ниже. В Минобрнауки РФ отмечают, что он не превышает двух человек на место. А число студентов по программам целевого обучения составляет 13% от общего числа. 

Во-вторых, для целевиков проводится отдельный конкурс. Он проходит раньше, чем общий прием. Таким образом, если студент не поступает по целевому набору, он может претендовать на бюджетные места на общих основаниях. 

Кроме того, при поступлении студент будет получать дополнительные «бонусы» от предприятия в виде повышенной стипендии, помощи при подготовке практических заданий и т.д. 

МИНУСЫ

Впрочем, у целевого набора есть и минусы. Целевик обязуется не менее трех лет отработать на предприятии, от которого поступает в вуз. Кроме того, с 2019 года в договоре заказчик может указать свои собственные требования к результатам обучения. Скажем, он может захотеть, чтобы ваш диплом был без “троек”, а то и вовсе красный. И если вы нарушите этот договор, придется вернуть деньги, потраченные на обучение. Заплатить придется и в том случае, если студент вдруг решит не отрабатывать на предприятии минимум три года.

Но санкции устанавливаются и в отношении самих компаний. Не трудоустроили выпускника на обещанное место — платите ему штраф в размере трех средних месячных зарплат по своему региону. 

КВОТЫ

Количество мест для целевиков с 2019 года ограничивается специальными квотами. Теперь правительство будет рассчитывать их отдельно для каждой специальности с учетом потребностей экономики. Если мы посмотрим на направление «информационная безопасность», то квота целевых мест от общего числа бюджетных в 2019 году составляет 10%. И если в 2018 году в Высшей школе экономике по специальности «Компьютерная безопасность» на 30 бюджетных мест было семь целевых, то теперь только три. 

ОБЗОР

Российские вузы сотрудничают с многими государственными компаниями. Например, в 2018 году МГТУ им. Баумана осуществляло целевой набор на специальность «компьютерная безопасность» для Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр экспертизы и координации информатизации» (ФГБУ «ЦЭКИ»), подведомственной структуры Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Также вуз ведет работу с организациями ОПК, подведомственными Министерству промышленности и торговли, «Роскосмосу» и «Росатому».

МАИ подписал договор о целевом наборе на специальность «информацинная безопасность» с АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», АО «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика». 

Московский государственный университет геодезии и картографии предлагает целевой набор на специальность «информационная безопасность» от АО «Головное производственно-техническое предприятие «Гранит».

РТУ МИРЭА принимает студентов на специальность «информационная безопасность телекоммуникационных систем» (10.05.02) от НИИ ТП. 

МФТИ сотрудничал с ИТЭБ РАН, Министерством образования и науки Республики Ингушетия, Правительством Республики Северная Осетия-Алания. Целевой набор в ВШЭ который год осуществляют Сбербанк, Управление по контролю за оборотом наркотиков, корпорация «Энергия» и многие другие предприятия. 

В МГУ на ВМК в 2018 году поступило 7 человек – от Министерства обороны Республик Калмыкии, Адыгеи, Тыва, Пензенской области, от Правительство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. 

337-ФЗ

Впрочем, это совсем не значит, что абитуриент, который хочет поступать по целевому набору, должен подписывать договор с одной из вышеперечисленных компаний. В прошлом году был принят Федеральный закон от 03.08.2018 N 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения». «Установлено, что гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, юридическим лицом или ИП».

Таким образом, любая компания, испытывающая дефицит в специалистах, сможет отправить своих абитуриентов на обучение. Нужно лишь заключить соглашение с соответствующим вузом. Конкурс по целевому набору по специальности «информационная безопасность» в 2019 году однозначно будет выше.

Однако проблемы с нехваткой специалистов по ИБ сохранятся. По данным Минобрнауки, в России потребность в новых специалистах по ИБ до 2020 г. составит 21 тыс. человек в год. Отечественные ВУЗы выпускают по 5000 человек в год. И эта цифра в последнее время, если и растет, то незначительно.

22 Ноября 2022 09:25
22 Ноя 2022 09:25

|

«Информационная безопасность» получила самую большую квоту из всех ИТ-специальностей на бюджетных местах в вузах

Среди ИТ-специальностей в вузах самую большую квоту приема на бюджетные места выделили на «Информационную безопасность» – 30% от контрольных цифр приема. Год назад квота для ИБ достигала лишь 20%. Пересмотреть политику подготовки новых кадров пришлось в условиях усилившихся кибератак на российские организации с конца февраля 2022 г.

Нужно больше ИБ-специалистов

В российских вузах в 2023 г. увеличили долю бюджетных мест для направления подготовки «Информационная безопасность» до 30%. Это следует из распоряжения Правительства России № 3502-р, опубликованного 17 ноября 2022 г.

Таким образом, ИБ лидируют среди всех специальностей, связанных с информационными технологиями. Также по 30% выделено направлениям «Конструирование и технология электронных средств» и «Радиотехника». В 2022 г. квота на «Информационную безопасность» достигала 20%. У «Радиотехники» было 30%, однако это касалось лишь некоторых регионов России, в 2023 г. же на эту цифру должны ориентироваться вузы всех субъектов страны.

Также 30% получают «Конструирование и технология электронных средств», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Двигатели летательных аппаратов», «Системы управления движением и навигация». «Приборостроение», «Оптотехника», «Электроэнергетика и электротехника», «Машиностроение», «Ракетные комплексы и космонавтика», «Баллистика и аэродинамика» – по 20%. «Авиастроение», «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» – по 40%.

Квота на ИБ по сравнению с 2022 г. выросла

Квоты на целевое обучение правительство формирует ежегодно, основываясь на заявках от регионов. Целевое обучение предполагает обучение на бюджетных местах по программам высшего образования в интересах заказчика, органа власти или муниципального управления, предприятия или даже индивидуального предпринимателя. Выпускники, отучившиеся в вузе на целевом месте, после получения диплома должны не меньше трех лет отработать в компании, которой потребовались специалисты по этому направлению.

Минимальные баллы для поступления

18 ноября 2022 г. Минцифры также установило минимальное количество баллов ЕГЭ для поступлениям на ИТ-направления подготовки в вузах в 2023-2024 гг.

Порог для бюджетного и платного обучения ведомство установило для поступления в Московский технический университет связи и информатики, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики и их филиалы.

В приказе перечислены такие направления, как «Прикладная математика», «Фундаментальные информатика и информационные технологии», «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Информационная безопасность», «Радиотехника», «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Специальные радиотехнические системы», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Управление в технических системах», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Программная инженерия», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Конструирование и технология электронных средств», «Электроника и наноэлектроника», «Фотоника и оптоинформатика», «Биотехнические системы и технологии» и другие.

Минимальные баллы разнятся в зависимости от направления и университета. Абитуриентам нужно сдать русский язык на 36-55 баллов, математику – на 27-57, информатику и ИКТ – на 40-51, физику – 36-48.

Больше всего баллов требуют для поступления на бюджетное места в Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций на специальность «Электроника и наноэлектроника» (по русскому нужно набрать 55 баллов, по математике – 57, по физике – 48).

Катастрофа с кибербезопасностью

Такой интерес правительства к финансированию ИТ-направлений в российских вузах неудивителен. В ноябре 2022 г. аналитики ИБ-компании Positive Technologies заключили, что 96% российских организаций очень плохо защищены от хакерских атак и могут стать жертвой взлома даже начинающих хакеров. Среди мишеней – как банки, так и транспортные компании и госпредприятия.

На ситуацию повлияли самые разнообразные факторы – от лавинообразного роста кибератак на российские компании после начала военной спецоперации на Украине до отказа зарубежных решений в области информационной безопасности после ухода иностранных вендоров из страны. Для некоторых продуктов аналоги подобрать сложно – например, для решений Cisco. Эксперт по информационной безопасности компании Axenix Евгений Качуров рассказал CNews, что спрос на ИБ-специалистов подстегнули майские указы президента России, которые требуют от компаний с критической инфраструктурой создавать ИБ-подразделения и возлагает на заместителя руководителя организации обязанности по обеспечению ИБ.

Проблемы с защищенностью компаний связаны и с дефицитом профессиональных ИБ-кадров, который наметился еще до СВО. Так, еще в декабре 2021 г., заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов заявил, что в России не хватает десятков тысяч квалифицированных работников сферы информационной безопасности. Он объяснил это недостаточным количеством преподавателей в вузах.

Алексей Шовкун, «Информационные системы и сервисы»: Наша философия изначально строилась на использовании open source

ит в госсекторе

Вскоре проблема усугубилась: в середине марта 2022 г. почти треть ИБ-компаний, работающих в России, собирались в скором времени покинуть страну и взять с собой сотрудников. К ноябрю 2022 г. ситуация в ИБ-сфере лучше не стала – CNews писал, что в госкомпаниях до сих пор очень малочисленный ИБ-штат, и потому они наиболее уязвимы для кибератак. Помимо этого, платят специалистам очень скромно.

Что говорят ИБ-компании

Директор по стратегическому развитию группы Innostage Андрей Тимошенко в беседе с CNews прогнозирует, что дефицит ИБ-специалистов в 2022 г. превысит 50 тыс. человек.

Обеспечить компании кадрами, которых требует усиление защиты, может более тесное сотрудничество с вузами, – отметил эксперт. – Именно с этой целью, например, на базе нескольких вузов в Татарстане создается центр противодействия киберугрозам, к которому впоследствии могут подключаться и другие высшие учебные заведения страны. Студенты вузов будут отвечать за оперативное реагирование центра на киберинциденты, а преподаватели – сопровождать и контролировать их деятельность. В определенных ситуациях к работе центра будут подключаться специалисты нашей компании».

Такое участие в работе межвузовского SOC позволит студентам получить опыт и знания в области информационной безопасности, мониторинга и реагирования на киберугрозы.

Ведущий инженер CorpSoft24 Михаил Сергеев в разговоре с CNews отметил, что раньше вакансии специалистов по информационной безопасности открывали только в очень крупных компаниях, с определенными направлениями, например, в банках, а во всех остальных безопасностью, занимался системный администратор, поэтому особого дефицита не было.

«Сейчас потребность в узкоспециализированном сотруднике выросла: постоянные сливы баз данных, взломы и DDoS-атаки заставляют компании брать в штат специалистов по ИБ, а профессионалов на рынке очень мало, – признал Сергеев. – Поэтому увеличение количества бюджетных мест в российских вузах – правильное решение, необходимо только чтобы программа обучения была современная и качественная, а не уровня 2000 года, так как технологии, инструменты и принципы очень быстро меняются».

Илья Маркелов, «Лаборатория Касперского»: Подход «внедрил и забыл» недопустим для SIEM

безопасность

Евгений Качуров добавляет, что программы обучения по направлениям ИБ в вузах необходимо пересмотреть и добавить в них больше практики. Также, по его мнению, стоит приглашать для преподавания представителей ИБ-сообществ для того, чтобы они могли поделиться своим опытом и знаниями с подрастающим поколением.

Генеральный директор RooX Алексей Хмельницкий в беседе с CNews добавляет, что нынешний дефицит на рынке ИБ-кадров повторяет ситуацию пяти-шестилетней давности, которая сложилась с разработчиками. В 2022 г., по его словам, спрос сильно вырос, в первую очередь, со стороны крупного бизнеса, который и формирует рынок.

«В то же время, на подготовку новых специалистов требуется время, – подчеркивает Хмельницкий. – Поэтому в ближайшие несколько лет мы будем наблюдать несколько тенденций. Во-первых, кадровый рынок будет дифференцироваться на специализации. Вместо профессионалов широкого профиля компании будут искать узких специалистов, хорошо разбирающихся в конкретной сфере ИБ – например, специалистов по защите приложений или архитекторов систем безопасности. Во-вторых, разрыв между быстрым ростом спроса и медленной скоростью подготовки приведет к приходу новых, часто случайных людей, а это временно понизит профессиональную «планку» (позже ситуация выровняется). В-третьих, логично ожидать роста зарплат. Однако он будет не настолько резким, как в случае с разработчиками – все же ИБ-специалисты не так существенно влияют на прибыль компании».

Коммерческий директор «Аванпост» Александр Санин в разговоре с CNews прогнозирует, что дополнительные бюджетные места в вузах для студентов, обучающихся по направлению информационной безопасности в ближайшей перспективе к ощутимому результату не приведут. Чтобы вырастить полноценных ИБ-специалистов, потребуется не меньше 4-6 лет.

  • ИТ-маркетплейс Market.CNews: выбрать лучший из тысячи тариф на облачную инфраструктуру IaaS среди десятков поставщиков

Предложения предприятий Госкорпорации «Росатом»


Предложения предприятий оборонно-промышленного комплекса


Актуальные предложения предприятий о целевом обучении в 2023 г.:

Наименование организации Краткая информация Подробная информация
1

Акционерное общество «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» (АО «ЦНИИмаш»)

Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИмаш) – головное предприятие Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». ЦНИИмаш занимает ведущее положение в космической инфраструктуре России.
2

ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»

ПАО «Ил» одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Выполняет полный комплекс работ, связанных с разработкой, модернизацией, испытаниями, подготовкой и сопровождением производства образцов авиационной техники, поддержанием летной годности ранее произведенных воздушных судов марки «Ил». За 90-летнюю историю предприятия разработано более 210 и создано более 140 типов самолетов разных модификаций, выпущено более 60 тыс. самолетов марки.

Группа ВКонтакте


Предложения предприятий о целевом обучении в 2022 г.:

Наименование организации Краткая информация Подробная информация
1

АО «Корпорация «Московский институт теплотехники»

АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» — ведущее российское научно-исследовательское  и производственное предприятие оборонно-промышленного комплекса, интегрированное в структуру  Государственной корпорации «Роскосмос».

АО «Корпорация «МИТ»  является единственным отечественным разработчиком твердотопливных перспективных стратегических ракетно-ядерных комплексов как наземного, так и морского базирования.

2 ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти»

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере образования, науки, информационно-телекоммуникационных технологий и вычислительной техники, электроники, разработки информационных технологий, комплексов и систем, а также в иных сферах.

Осуществляет участие в реализации государственной научно-технической и инновационной политики в части создания, развития и использования эффективной инфокоммуникационной инфраструктуры государственного и муниципального управления на основе защищенных отечественных информационных технологий, обеспечивающих кардинальное повышение уровня интеллектуальной поддержки процессов подготовки принятия решений и повышения эффективности государственного управления, а также удовлетворяющих актуальные потребности общества в современных наукоемких, высокотехнологичных инфокоммуникационных услугах.

3

ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина«

За 87 лет конструкторским бюро разработано более 210 и создано более 140 типов самолетов разных модификаций. За всю историю существования КБ «Ильюшин» на серийных заводах было выпущено более 60 тыс. самолетов марки «Ил». Их отличает простота конструкции, технологичность производства, высокая надежность, большой ресурс, удобное пилотирование и техобслуживание.

В настоящее время «ильюшинцы», постоянно взаимодействуя с ведущими производителями комплектующих изделий авиационной техники, научно–исследовательскими институтами и крупнейшими авиакомпаниями выполняют полный комплекс работ, связанных с разработкой, модернизацией, испытаниями, подготовкой и сопровождением производства образцов авиационной техники, поддержанием летной годности ранее произведенных воздушных судов марки «Ил».

4

АО «Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения» (АО «СНИИП»)

АО «СНИИП» (Акционерное общество «Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения») является одной из ведущих организаций Госкорпорации «Росатом» в области ядерного приборостроения, которая решает задачи повышения ядерной и радиационной безопасности ядерных установок и радиационно-опасных объектов, обеспечения радиационной безопасности населения страны и сохранения экологии окружающей среды.
5

АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»

АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» – российский концерн воздушно-космической обороны, объединяющий более 60 предприятий и НИИ по разработке и выпуску вооружения для противовоздушной и противоракетной обороны. Наша компания входит в четверку лидеров среди самых привлекательных и социально ответственных работодателей страны.

Присоединяйся, и ты сможешь раскрыть свой потенциал, а также стать частью нашей команды!

Предприятия, в интересах которых в 2022 году был осуществлен прием на целевое обучение:


12 ЦНИИ МО РФ

Администрация городского округа Чехов

Администрация Лихославльского муниципального округа Тверской области

АО «Гринатом»

АО «Концерн Автоматика»

АО «Корпорация «Московский институт теплотехники»

АО «НИИ НПО Луч»

АО «НИИП»

АО «НИИТФА»

АО «Российские космические системы»

АО «СНИИП»

АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон»

АО «Атомэнергоремонт» «Курскатомэнергоремонт»

АО ВНИИАЭС

АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ»

АО «Концерн Росэнергоатом» Балаковская АЭС

АО «Концерн Росэнергоатом» Кольская АЭС

АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция»

АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция»

АО НПК Уралвагонзавод им. Ф.Э. Дзержинского

АО «НИКИМТ-Атомстрой»

АО «Ижевский электромеханический завод Купол»

АО «ЗиО-Подольск»

АО НИИТП

АО НИФХИ им. Л.Я.Карпова

АО НПО Орион

АО НПП Торий

АО ОКБ «ГИДРОПРЕСС»

АО «РАСУ»

АО ФНПЦ Алтай

АО ЦНИИмаш

ГУП МО Коммунальные системы МО

ГУП Московский метрополитен

АО Концерн ВКО «Алмаз-Антей»

Машиностроительный завод Авангард

Министерство образования и науки Республики Ингушетия

Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха

Министерство финансов РФ

Министерство цифрового развития Республики Калмыкия

Министерство цифрового развития Республики Тыва

ООО «Газпром ВНИИГАЗ»

ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»

ПАО «НПО «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина»

ПАО ПНППК

РТ-информ

ФБУ «НТЦ ЯРБ»

ФГАНУ ЦИТиС

ФГБУ НИЦ «Курчатовский институт»

ФГУП ВНИИА им. Н.Л.Духова

ФГУП ГосНИИАС

ФГУП ГосНИИПБ

ФГУП ГХК

ФГУП «НПП Гамма»

ФГУП РФЯЦ-ВНИИТФ

ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»

ФГБУН «Физический институт имени П.Н.Лебедева РАН»

ФКП ГосНИИХП

ФСТЭК

Правила приема в 2023 году

Программа бакалавриата «Информационная безопасность» реализуется Московским институтом электроники и математики имени А.Н. Тихонова (МИЭМ НИУ ВШЭ) и в 2023 г. предлагает абитуриентам 60 бюджетных и 60 платных мест, а также 10 платных мест для иностранных граждан.
Существует несколько способов стать студентом нашей образовательной программы: 

1. Без вступительных испытаний.

Особые права при поступлении имеют олимпиадники. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд России, участвовавших в некоторых международных олимпиадах (как и победители и призеры IV этапа всеукраинских ученических олимпиад из Крыма) будут либо зачислены в ВШЭ без вступительных испытаний, либо смогут зачесть максимальный балл по одному из предметов. Аналогичные права, в зависимости от уровня и профиля олимпиады, получат победители и призеры олимпиад, входящих в перечень Минобрнауки. Им при этом необходимо подтвердить олимпиадный результат определенными баллами ЕГЭ по соответствующему предмету.

2. В рамках квоты лиц, имеющих особое право или квоты на иностранных граждан

3. По целевому набору (на т.н. «целевые» места)

Представить соглашение между НИУ ВШЭ и работодателем на обучение и целевую подготовку с последующим трудоустройством студента. 

4. По конкурсу результатов ЕГЭ

Сдать ЕГЭ в школе по математике, физике или информатике и русскому языку.

Индивидуальные достижения (образовательные и спортивные успехи) могут увеличить суммарный балл до 10 пунктов. Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме, и порядок их учета. 

Состав вступительных испытаний и минимальные баллы, подтверждающие успешное прохождение вступительных испытаний (порог удовлетворительной оценки) — 2023: 

  • Математика (минимальный балл: 65)
  • Русский язык (минимальный балл: 60)
  • Физика  (минимальный балл: 65) (по выбору*)
  • Информатика (минимальный балл: 65) (по выбору*)

* Согласно новым правилам приема абитуриент может на собственное усмотрение выбрать предмет, с баллами ЕГЭ по которому он будет участвовать в конкурсе. На программе «Информационная безопасность» абитуриент может выбирать между физикой и информатикой (ИКТ).

Для справки. Проходные баллы прошлых лет (на бюджетную форму на конкурсной основе по баллам ЕГЭ):
2019 год поступления — 288 баллов,
2020 год поступления — 283 балла
2021 год поступления — 290 баллов
2022 год поступления  — 293 балла

5. По договору об оказании платных образовательных услуг (только на внебюджетные места)

Обратиться в приемную комиссию НИУ ВШЭ для заключения договора в период приемной кампании-2023г. Изучить информацию о скидках, предоставляемых при поступлении.

6.  Перевестись на бюджетное или коммерческое место

Информация о наличии вакантных мест для перевода, с правилами перевода и порядком подачи заявок на перевод можно ознакомиться здесь.

Полная информация о документах и правилах приема представлена на сайте Приемной комиссии НИУ ВШЭ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии