Информационно разъяснительная работа может проводиться до чс во время чс

Слухи

Слух – это информационное сообщение, которое распространяется между людьми, как правило, в устной форме, без предоставления доказательств его достоверности.

При передаче слуха подразумевается, что он представляет собой достоверную информацию, даже если рассказчик предваряет свое повествование словами «по слухам

−высокая степень обобщенности отличает слух от сплетни, доноса, дезинформации;

−привязка ко времени и среде своего возникновения от байки, поверья;

−наличие свежей новости — от легенды, анекдота

неофициальность — от официальной информации

Информационно-разъяснительная работа

Классификация слухов

— слух-желание

— слух-пугало

— агрессивный слух

Интенсивность слухов (вероятность возникновения, скорость и размах распространения, а также их влияние на поведение толпы) является функцией, производной от степени заинтересованности людей в предмете слуха и уровня неопределенностей имеющейся информации по интересующему людей вопросу.

интенсивность слуха = заинтересованность Х неопределенность.

45 минут. В течение первых 45 минут (может быть, на несколько минут больше или меньше) вы наиболее полно контролируете ситуацию. Слух еще не распространился широко.

6 часов. После того как информация получила широкую огласку, ситуация выходит из-под вашего контроля.

3 дня. Когда история попадет в ежедневные газеты, можете быть уверены, что она будет на слуху еще несколько дней.

2 недели. Если не взять ситуацию под свой контроль, история может быть раздута до масштабов грандиозного скандала.

При отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих субъективных ощущений

Социально-психологические условия, побуждающие людей воспринимать слухи:

1.Тревожная, напряженная, трудная обстановка, содержащая проблемы, угрозы, опасности, в которой люди ищут пути обезопасить себя и своих близких.

2. Стремление предупредить наступление неприятных событий, заблаговременно к ним подготовиться иуменьшить возможный урон, если избежать его невозможно.

3. Наличие психологического заражения, подражания, группового давления, стремления обезопасить себя вместе со всеми.

4. Уверенность в достоверности сообщения. Не зная откуда исходит слух, люди склонны предполагать, что информация представлена из надежных источников. Это создает иллюзию достоверности сообщения и формирует эффект ложного консенсуса, т.е. уверенности в том, что слух разделяют большинство людей.

5. Психологические особенности людей, предрасполагающие к восприятию слухов, Здесь, во-первых, следует выделить высокую внушаемость части людей, их неспособность самостоятельно и критически оценить правдоподобность и обоснованность слуха. Во-вторых, особой подверженностью слухам отличаются люди чрезмерно любопытные, вечно «принюхивающиеся», прислушивающиеся к любому разговору, каким бы далеким он от них ни был. Наконец, в большей степени восприимчивыми к слухам оказываются люди, испытывающие недовольство, фрустрацию, усталость, не занятые какой-либо деятельностью, находящиеся в состоянии длительного ожидания.

6.Социально-психологические особенности групп и совместной деятельности. Отмечается, что слухи активнее распространяются в группах, в которых царят бездеятельность, однообразие, скука.

Информация должна быть:

  • Достоверной;
  • Дозированной;
  • Лаконичной;
  • Непротиворечивой;
  • Своевременной;

Информирование должно быть с периодичностью 3 — 4 часа.

Информатором может быть уполномоченное лицо (авторитетное лицо, администрация, духовенство, родственник пострадавших, врачи, представители силовых структур и др.)

Пресечение слухов:

1. Игнорирование неправдоподобных слухов (технология «Бойкот») с одновременной демонстрацией опровергающих фактов.

2. Активное разоблачение слухов с использованием технологий:

  •  «Контраргументация»
  •  «Таблица слухов» оформляется таким образом, чтобы в ней в одной колонке были перечислены «бродившие» некоторое время слухи, а в другой — реально наступившие события. Такая таблица может публиковаться в СМИ и отражаться в настенной информации.
  •  Прием «Клиника слухов» — это сбор будоражащих общественное мнение слухов, их групповое обсуждение.

3. Развенчание источников (распространителей) враждебных слухов. В некоторых ситуациях (война, социальные конфликты, чрезвычайное положение, трагические последствия) виновники распространения слухов (особенно агрессивных и разобщающих) должны нести суровое наказание.

Пример. Представьте полный зал, где рассказан очень смешной анекдот, все смеются. Вы только вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией.

Впрочем, даже заразительное веселье не всегда бывает совершенно безобидным. Есть и страшные примеры. В 14 веке Европу охватила «черная смерть»- эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней. Основным способом лечения оставались, как водится, истовая молитва, покаяние, целование креста и скрупулезное соблюдение всех церковных обрядов. В разгар этого бедствия наступил праздник Святого Витта, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами. Особенно бурно празднество отмечали в Италии. Изможденные и отчаявшиеся люди, напившись вина, принимались ритмически плясать, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться, падали замертво. Зловещее и заразительное веселье передавалось от одного района к другому, от одной деревни к другой, оставляя за собой бездыханные человеческие тела.

Циркулярная реакция — важней­ший механизм, управляющий поведе­нием и действиями людей в толпе.

Циркулярная реакция (эмоцио­нальное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизован­ных общностях и экстремальных, си­туациях.

Например, при возникновении па­ники страх одних участников паничес­ких действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно срав­нить с процессом формирования снеж­ного кома. В толпе психологическое состояние, настроения и формы пове­дения людей резонируют, усиливают­ся путем многократного отражения и возбуждают толпу.

Циркулярная реакция способна зах­ватывать в свою орбиту большое коли­чество людей, эмоционально стимули­руя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмо­ций: радости, грусти, злобы и т.д.

Считается, что циркулярная реак­ция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных черт личности.

Исследователи феномена толпы так­же отмечают, что по мере нарастания действия циркулярной реакции в толпе происходит снижение критичности лю­дей, т.е. их способности самостоятель­но и рационально оценивать происходя­щее вокруг. Одновременно увеличива­ется внушаемость людей, составляющих толпу, по отношению к воздействиям, исходящим изнутри этой толпы. И все это сочетается с потерей способности воспринимать сообщения, источник ко­торых находится вне толпы.

Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, ко­торый обусловливает только иррацио­нальное и общественно опасное пове­дение людей. Выраженная в достаточ­но умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллектив­ного восприятия искусства или поли­тической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения об­щественно значимых задач. Социально опасным явлением циркулярная реак­ция становится лишь тогда, когда она способствует распространению отри­цательных эмоций: страха, ненависти, злобы, гнева.

Вероятность возникновения цирку­лярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может ис­пытывать сходные эмоции и их внима­ние будет сосредоточено на общих про­блемах.

Помимо циркулярной реакции в тол­пе действуют и другие социально-пси­хологические механизмы, например подражание и внушение.

Итак, циркулярная реакция — это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и скука, страх, ярость.

Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, более примитивные пласты психики. Регрессия способна подчас достигать невероятных глубин.

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной.

Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться подальше.

Добавлю, что всякая циркулярная реакция, как всякий социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие. До тех пор, пока эмоциональное кружение остается в рамках определенной, оптимальной для каждого конкретного случая меры, оно служит сплочению и мобилизации и способствует усилению интегральной эффективности группы, но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами.

  • Вероятность возникновения циркулярной реакции возрастает в периоды социальной напряженности.

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать.

Опросник множественного выбора по психологической подготовке в системе служебной подготовки.

Среди вариантов ответов может быть несколько правильных (2-4) или ни одного правильного ответа

  1. Какими особенностями обусловливается механизмы регуляции и специфика проявления профессионального стресса человека?

а) мотивацией и намерениями;

б) личностными чертами и когнитивными (мыслительными) возможностями;

в) эмоционально-волевой реактивностью;

г) профессиональной подготовленностью и работоспособностью;

д) нет ни одного правильного ответа

  1. Проявлением стресса является?

а) повышенная нервозность;

б) называние своих чувств;

в) быстрая утомляемость;

г) резкие перепады настроения;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. Нервная система человека:

а) составляет материальную основу психической деятельности (речь, мышление, социальное поведение);

б) обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма;

в) вырабатывает гормон стресса – адреналин;

г) осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспособительные реакции на ее изменения;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. Какие физиологические изменения в организме, наблюдаются на первом этапе стресс-реакции?

а) повышение температуры тела;

б) учащение сердцебиения;

в) расширение зрачков;

г) появление кашля;

д) увеличение продуктивности мыслительной деятельности;

е) нет ни одного правильного ответа.

  1. В каких ситуациях стресс оказывает пагубное влияние на психологическое и физическое здоровье человека?

а) когда он кратковременный;

б) когда он слишком силен;

в) когда он действует слишком долго;

г) нет ни одного правильного ответа.

  1. Что можно отнести к стрессорам:

а) монотонность;

б) незаслуженную обиду;

в) скуку;

г) нет ни одного правильного ответа.

  1. В надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие входят элементы?

а) индивидуально-типологические особенности;

б) высокая зарплата;

в) уровень профессиональной подготовки;

г) функциональные состояния;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. К негативным эмоциональным состояниям относятся:

а) тревога;

б) злость;

в) плач;

г) ожидание неизвестного;

д) неудовлетворенность.

  1. К чему ведет чрезмерная эмоциональность?

а) к успешному выходу из сложной ситуации;

б) к потере хладнокровия и самоконтроля;

в) порождает неадекватные ситуации действия;

г) к подчинению своей воли окружающих;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. Используя какие пути, человек способен влиять на себя?

а) использование программирующей и регулирующей роли слова;

б) изменение тонуса скелетных мышц и дыхания;

в) активное включение представлений и чувственных образов;

г) человек не способен влиять на себя.

  1. Каким требованиям должны отвечать формулы самовнушения?

а) формула должна быть четкой, короткой, отражать самую суть;

б) формула должна носить позитивный характер, без содержания частицы «не»;

в) хорошо, если формула носит несколько иронично-веселый характер или заранее зарифмована;

г) вы должны четко знать, чего вы хотите достичь во время сеанса самовнушения.

  1. Из каких этапов состоит путь становления в профессии?

а) этап формирования профессиональных намерений;

б) этап профессионального обучения;

в) этап профессиональной адаптации;

г) этап частичной или полной реализации личности в профессиональном труде;

д) этап профессионального старения;

е) перечислены не все этапы.

  1. Что свойственно личности, достигшей расцвета?

а) самообладание;

б) стремление к объективности и способностью к принятию решений — хорошо рассчитанных или интуитивных — вне зависимости от мнения окружающих;

в) умение мобилизовать себя на преодоление трудностей;

г) предельная самоотдача;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. Вы находитесь на службе в состоянии сильного стресса, Ваши действия:

а) привык к такому состоянию, и делать с этим ни чего не буду;

б) пожалуюсь коллегам на причину, вызвавшую сильный стресс;

в) применю методы саморегуляции;

г) сниму стресс после службы, употребив алкогольный напиток;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. Ежегодная профессиональная подготовка сотрудников это?

а) одна из дополнительных нагрузок в службе;

б) способ занять «делом» личный состав;

в) способ развить психологическую устойчивость у личного состава;

г) способ повышения профессионального мастерства;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. Назовите признаки эффекта профессионального выгорания:

а) Вы не удовлетворены собой, своей профессией, должностью;

б) Вы перестали замечать детали в профессиональной деятельности;

в) Вы полюбили свою работу;

г) часто Ваша реакция не соответствует обстоятельствам;

д) часто остаетесь после работы с мыслью, что еще не всё сделано;

е) часто простужаетесь или просто болеете.

  1. К методам саморегуляции относится:

а) аутотренинг;

б) употребление алкоголя;

в) дыхательные упражнения;

г) психотехнические упражнения;

д) употребление психотропных средств;

е) гимнастические упражнения.

  1. Какая ситуация может вызвать у человека состояние сильного стресса?

а) длительное нахождение на улице при температуре воздуха -35°С;

б) неприятный разговор с начальником;

в) переезд в новое жильё;

г) нет ни одного правильного ответа.

  1. Какие последствия могут наступить после длительного нахождения человека в хроническом стрессе?

а) всё проходит без последствий;

б) может наступить ухудшение здоровья;

в) могут измениться черты характера;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. Курс по психологической подготовке в системе служебной подготовки направлен на:

а) поднятие престижа психологической службы в системе МЧС России;

б) повышение надежности профессиональной деятельности сотрудников;

в) сохранение профессионального здоровья сотрудников;

г) нет ни одного правильного ответа.

Ответы к опроснику множественного выбора

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ответ А Б В Г А В Г А Б Г Б В Д Б В А Б В А В Г А Б Г Д Б В А Б В
№ вопроса 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ответ А Б В Г А Б В Г А Б В Г В В Г А Б Г Е А В Г Е А Б В Б В Б В

Опросник множественного выбора по психологической подготовке в системе служебной подготовки (раздел 2)

среди вариантов ответов может быть несколько правильных (2-3) или ни одного правильного ответа

  1. Как следует строить свою речь, обращаясь к пострадавшему в ЧС?

а) в форме вежливой просьбы;

б) в побудительном наклонении;

в) в форме приказа с подробным разъяснением;

г) избегая употребления в речи частицы НЕ;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. Какие ошибки часто допускают в процессе «активного слушания»?

а) стремление дать совет;

б) называние чувств собеседника;

в) задавание уточняющих вопросов;

г) называние своих чувств;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. Каким способом, общаясь с пострадавшим в ЧС, Вы можете создать у него чувство защищенности?

а) обнять его;

б) держать руку пострадавшего в своей руке;

в) завести разговор на отвлеченную тему и тем самым переключить его внимание с негативных мыслей;

г) нет ни одного правильного ответа.

  1. Что относиться к основным приемам «активного слушания»?

а) вопросы по типу да/нет;

б) парафраз;

в) резюме;

г) монолог;

д) отражение чувств собеседника;

  1. Что может выдавать Ваше эмоциональное состояние при общении с пострадавшим в ЧС?

а) мимика;

б) внешний вид;

в) тембр голоса;

г) интонация;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. Галлюцинации – это состояние психики, когда:

а) человек слышит голоса;

б) видит несуществующих людей, животных;

в) чувствует запахи, которых на данный момент не может быть;

г) нет ни одного правильного ответа.

  1. Что НЕ нужно делать при оказании помощи человеку с нервной дрожью?

а) согревать;

б) трясти за плечи;

в) напоить горячим чаем;

г) обнять, прижать к себе;

д) можно делать все что угодно.

  1. Перечислите наиболее часто встречающиеся острые стрессовые реакции у людей:

а) Бегство;

б) Истерика;

в) Плач;

г) Антипатия;

д) Ступор.

  1. Назовите характерные признаки ступора:

а) движения резкие, часто бесцельные и бессмысленные;

б) резкое снижение или отсутствие речи;

в) безразличное отношение к окружающему, вялость, заторможенность;

г) «застывание» в определенной позе;

д) речь медленная, с большими паузами.

  1. О каких стрессовых реакциях может идти речь?

Пострадавшая, 65 лет, во время пожара спряталась под кроватью. Когда ее начали оттуда вытаскивать она стала упираться, крича: Не пойду! Не трогайте меня! Я же сгорю! Зачем вы меня тянете, я боюсь! При этом она несколько раз сильно ударила спасателя:

а) Плач;

б) Апатия;

в) Нервная дрожь;

г) Ступор;

д) Страх;

е) Агрессия.

  1. Какие механизмы образования толпы вы знаете?

а) слухи;

б) эмоциональное кружение;

в) агрессия;

г) радость.

  1. Что такое эмоциональное кружение?

а) принцип образования толпы;

б) скопление людей;

в) циркулярная реакция;

г) затрудняюсь ответить.

  1. К какому виду толпы можно отнести следующий пример: В октябре 1917 года в Петрограде организованными отрядами штурмуется Зимний дворец. Группами по 2-3 человека они проникают в здание, поддерживая постоянный контакт с бойцами внутри и вне дворца.

а) агрессивная толпа;

б) паническая толпа;

в) стяжательная толпа;

г) повстанческая толпа;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. Какие примеры из предложенных относятся к стяжательной толпе:

а) толпа людей на стадионе, болеющая за любимую команду;

б) толпа людей в советском магазине, собравшаяся для получения дефицитного товара;

в) толпа людей утром на остановке, пытающаяся залезть в редко ходящий автобус;

г) нет ни одного правильного ответа.

  1. Охарактеризуйте прием управления толпой, используемый в следующем примере: Митинг бастующих рабочих. Энергичные ораторы «заводят» толпу. Один их полицейских берет в руки транзисторный приемник, по которому передают репортаж о матче между популярными футбольными командами. Через минуту сотни людей окружают офицера с вопросом: «Какой счет? Кто выигрывает?»

а) прием управления изнутри;

б) прием управления извне;

в) включение громких ритмичных звуков;

г) переключение внимания на другой объект;

д) распускание слухов о возможном применении силы;

  1. Назовите все признаки слухов:

а) относится к средствам массовой информации;

б) относится к средствам психологического воздействия;

в) сообщение, подтвержденное письменным документом;

г) сообщение, искажающее факты;

д) сообщение, отражающее реальное положение дел;

е) сообщение, передающееся устно.

  1. Назовите обязательные условия, при которых возникают слухи:

а) неоднозначность события;

б) недостаток информации;

в) панические настроения;

г) избыток информации;

д) возможность удовлетворения потребность людей;

е) врожденная потребность людей в слухах и сплетнях.

  1. К какому типу относится следующий слух: При необычайно суровой зиме 1978–1979 годов Москва была наводнена слухами, что в машинах замерзает антифриз, в домах лопаются батареи, ожидается понижение температуры за –50 °С, но бюро прогнозов запретили об этом сообщать.

а) слух-побуждение;

б) слух-желание;

в) агрессивный слух.

г) нет ни одного правильного ответа.

  1. В каких ситуациях могут возникнуть слухи?

а) падение самолета;

б) землетрясение;

в) авария на ГЭС;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. Информационно-разъяснительная работа может проводится:

а) до ЧС;

б) во время ЧС;

в) сразу после ЧС;

г) спустя 3 дня после ЧС;

д) нет ни одного правильного ответа.

Бланк ответов к опроснику множественного выбора

Подразделение___________________________________________________________

Должность_______________________________________________________________

Специальное звание______________________________________________________

Ф.И.О.__________________________________________________________________

Возраст ___________

Дата проведения опроса _____________

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ

Б,Г А Б,В Б,В,Д А,В,Г А,Б,В А,В,Г,Д Б,В,Г,Д Б,Г Е
№ вопроса 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ

Б В Г Б,В Г Б,Г,Е А,Б,Д Г А,Б,В Б,В

РАЗДЕЛ 3 Опросник множественного выбора по психологической подготовке в системе служебной подготовки

среди вариантов ответов может быть несколько правильных (2-3) или ни одного правильного ответа

  1. Какие социальные конфликты Вы знаете?

а) межличностные;

б) межгрупповые;

в) межвидовые;

г) нет ни одного правильного ответа.

  1. Какими бывают последствия конфликта?

а) интуитивными;

б) деструктивными;

в) конструктивными;

г) нет ни одного правильного ответа.

  1. Какая оптимальная форма разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов?

а) Соперничество – Соперничество;

б) Соперничество – Уступка;

в) Сотрудничество – Сотрудничество;

г) Сотрудничество – Компромисс.

  1. Что относится к этапам развития конфликта?

а) развитие доконфликтной ситуации;

б) развитие околоконфликтной ситуации;

в) развитие собственно конфликта;

г) развитие сверхконфликтной ситуации;

д) развитие послеконфликтной ситуации;

  1. В каких случаях высокоавторитарный стиль оптимален при разрешении конфликта?

а) нет времени на детальное разбирательство;

б) наличие у оппонентов навыков конструктивного общения;

в) отсутствуют четкие критерии разрешения проблемы;

г) одна из сторон явно неправа;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. В каких случаях неавторитарный стиль оптимален при разрешении конфликта?

а) быстро обостряющийся конфликт;

б) конфликт кратковременный и незначительный;

в) равны должностные статусы участников конфликта;

г) нет ни одного правильного ответа.

  1. Этапы ведения переговоров при разрешении конфликта?

а) определение позиций;

б) уговаривание;

в) обсуждение;

г) соглашение.

  1. Социальные группы по численному составу делятся на:

а) очень большие;

б) большие;

в) средние

г) малые;

д) очень маленькие.

  1. Социальные группы по основе существования делятся на:

а) виртуальные;

б) неофициальные;

в) официальные;

г) неформальные;

д) нет ни одного правильного ответа.

  1. Социальные группы по уровню развитая делятся на:

а) зарождающиеся;

б) недостаточно развитые;

в) развитые;

г) распадающиеся.

  1. Что входит в модель принятия управленческого решения?

а) определение проблемы;

б) оценка и отбор;

в) поиск виновных;

г) составление плана действий.

  1. Профессиональная адаптация молодого сотрудника это:

а) неконтролируемый процесс;

б) планируемый процесс;

в) приспособление к новой социальной среде;

г) затрудняюсь ответить.

  1. Эффективность работы нового сотрудника в подразделении на начальном этапе зачастую бывает:

а) ниже ожидаемой;

б) выше ожидаемой;

в) ожидаемой.

  1. Эффективность приспособления индивида к социальной среде организации определяется соотношением его профессиональных качеств с:

а) желаниями самого индивида;

б) уровнем потребности подразделения в них;

в) уровнем потребности друзей в подразделении в них;

г) нет ни одного правильного ответа.

  1. Управление процессом адаптации нового сотрудника подразумевает:

а) выделение факторов, влияющих на успешность адаптации;

б) разработку показателей эффективности процесса;

в) определение круга адаптационных мероприятий;

г) закрепление наставника;

д) новый сотрудник сам обязан адаптироваться без управления процессом адаптации.

  1. Критерии успешной адаптации нового сотрудника к службе:

а) удовлетворенность сотрудника службой;

б) удовлетворенность сотрудника жилищно-бытовыми условиями;

в) выполнение требований, предъявляемых к должности;

г) признание коллективом социальной роли нового сотрудника;

  1. Характерные причины адаптационных затруднений молодых сотрудников:

а) недостаток или несвоевременность получения необходимой служебной информации;

б) невозможность получения необходимой служебной информации;

в) отсутствие необходимого опыта и знаний в выполнении обязанностей по служебной специальности;

г) недостаточное представление о нормах поведения и неумение презентовать себя как добросовестного их исполнителя;

д) постоянное пребывание в зоне оценивания и контроля, иногда необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе;

  1. Приверженность подразделению складывается из следующих составляющих:

а) сотрудник должен разделять и делать своими собственными цели подразделения и его ценности;

б) сотрудник должен стремиться оставаться в подразделении и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно;

в) сотрудник должен быть готов не только стараться для подразделения, но и, если это надо, принести в жертву коллективным интересам свои личные;

г) нет ни одного правильного ответа

  1. Профессиональная адаптация специалиста осуществляется в основных предметных областях его профессионального взаимодействия со средой:

а) в профессионально-деятельностной области;

б) в организационно-нормативной области;

в) в социально-психологической области;

д) в профессионально-экономической области.

  1. Профессиональная адаптация специалиста:

а) необходимый для подразделения процесс;

б) необходимый для молодого сотрудника процесс;

в) необходимый для руководителей процесс;

г) никому не нужный процесс.

Бланк ответов к опроснику множественного выбора

Подразделение __________________________________________________________________

Должность _______________________________________________________

Специальное звание ______________________________________________________________

Ф.И.О. ________________________________________________________

Возраст ___________

Дата проведения опроса _____________

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ

А,Б Б,В В А,В,Г А,Г В А,В,Г Б,Г Б,В А,В
№ вопроса 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ

А,Б,Г Б,В А Б А,Б,В,Г А,В,Г А,В,Г,Д А,Б,В А,Б,В А,Б

Бланк ответов к опроснику множественного выбора

Подразделение __________________________________________________________________

Должность ______________________________________________________________________

Специальное звание ______________________________________________________________

Ф.И.О. _________________________________________________________________________

Возраст ___________

Дата проведения опроса _____________

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ

                   
№ вопроса 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ

                 

ВНИМАНИЕ: Если текст документа не отобразился, попробуйте обновить страницу, так же файл доступен по кнопке скачать внизу страницы!

Слухи

Слух – это информационное сообщение, которое распространяется между людьми, как правило, в устной форме, без предоставления доказательств его достоверности.

При передаче слуха подразумевается, что он представляет собой достоверную информацию, даже если рассказчик предваряет свое повествование словами «по слухам

  • высокая степень обобщенности отличает слух от сплетни, доноса, дезинформации;
  • привязка ко времени и среде своего возникновения от байки, поверья;
  • наличие свежей новости — от легенды, анекдота

неофициальность — от официальной информации

Информационно-разъяснительная работа

Классификация слухов

— слух-желание

— слух-пугало

— агрессивный слух

Интенсивность слухов (вероятность возникновения, скорость и размах распространения, а также их влияние на поведение толпы) является функцией, производной от степени заинтересованности людей в предмете слуха и уровня неопределенностей имеющейся информации по интересующему людей вопросу.

интенсивность слуха = заинтересованность Х неопределенность.

45 минут. В течение первых 45 минут (может быть, на несколько минут больше или меньше) вы наиболее полно контролируете ситуацию. Слух еще не распространился широко.

6 часов. После того как информация получила широкую огласку, ситуация выходит из-под вашего контроля.

3 дня. Когда история попадет в ежедневные газеты, можете быть уверены, что она будет на слуху еще несколько дней. 

2 недели. Если не взять ситуацию под свой контроль, история может быть раздута до масштабов грандиозного скандала.

При отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих субъективных ощущений

Социально-психологические условия, побуждающие людей воспринимать слухи:

1.Тревожная, напряженная, трудная обстановка, содержащая проблемы, угрозы, опасности, в которой люди ищут пути обезопасить себя и своих близких.

2. Стремление предупредить наступление неприятных событий, заблаговременно к ним подготовиться иуменьшить возможный урон, если избежать его невозможно.

3. Наличие психологического заражения, подражания, группового давления, стремления обезопасить себя вместе со всеми.

4. Уверенность в достоверности сообщения. Не зная откуда исходит слух, люди склонны предполагать, что информация представлена из надежных источников. Это создает иллюзию достоверности сообщения и формирует эффект ложного консенсуса, т.е. уверенности в том, что слух разделяют большинство людей.

5. Психологические особенности людей, предрасполагающие к восприятию слухов

Здесь, во-первых, следует выделить высокую внушаемость части людей, их неспособность самостоятельно и критически оценить правдоподобность и обоснованность слуха. Во-вторых, особой подверженностью слухам отличаются люди чрезмерно любопытные, вечно «принюхивающиеся», прислушивающиеся к любому разговору, каким бы далеким он от них ни был. Наконец, в большей степени восприимчивыми к слухам оказываются люди, испытывающие недовольство, фрустрацию, усталость, не занятые какой-либо деятельностью, находящиеся в состоянии длительного ожидания.

6.Социально-психологические особенности групп и совместной деятельности. Отмечается, что слухи активнее распространяются в группах, в которых царят бездеятельность, однообразие, скука.

Информация должна быть:

  • Достоверной;
  • Дозированной;
  • Лаконичной;
  • Непротиворечивой;
  • Своевременной;

Информирование  должно быть с периодичностью 3 — 4 часа.

Информатором может быть уполномоченное лицо (авторитетное лицо, администрация, духовенство, родственник пострадавших, врачи, представители силовых структур и др.)

Пресечение слухов:

1. Игнорирование неправдоподобных слухов (технология «Бойкот») с одновременной демонстрацией опровергающих фактов.

2. Активное разоблачение слухов с использованием технологий:

— «Контраргументация»

— «Таблица слухов» оформляется таким образом, чтобы в ней в одной колонке были перечислены «бродившие» некоторое время слухи, а в другой — реально наступившие события. Такая таблица может публиковаться в СМИ и отражаться в настенной информации.

— Прием «Клиника слухов» — это сбор будоражащих общественное мнение слухов, их групповое обсуждение.

3. Развенчание источников (распространителей) враждебных слухов.

В некоторых ситуациях (война, социальные конфликты, чрезвычайное положение, трагические последствия) виновники распространения слухов (особенно агрессивных и разобщающих) должны нести суровое наказание.

Пример. Представьте полный зал, где рассказан очень смешной  анекдот, все смеются. Вы только вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией.

Впрочем, даже заразительное веселье не всегда бывает совершенно безобидным. Есть и страшные примеры. В 14  веке Европу охватила «черная смерть»- эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней. Основным способом лечения оставались, как водится, истовая молитва, покаяние, целование креста и скрупулезное соблюдение всех церковных обрядов. В разгар этого бедствия наступил праздник Святого Витта, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами. Особенно бурно празднество отмечали в Италии. Изможденные и отчаявшиеся люди, напившись вина, принимались ритмически плясать, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться, падали замертво. Зловещее и заразительное веселье передавалось от одного района к другому, от одной деревни к другой, оставляя за собой бездыханные человеческие тела.

Циркулярная реакция — важней­ший механизм, управляющий поведе­нием и действиями людей в толпе.

Циркулярная реакция (эмоцио­нальное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизован­ных общностях и экстремальных, си­туациях.

Например, при возникновении па­ники страх одних участников паничес­ких действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно срав­нить с процессом формирования снеж­ного кома. В толпе психологическое состояние, настроения и формы пове­дения людей резонируют, усиливают­ся путем многократного отражения и возбуждают толпу.

Циркулярная реакция способна зах­ватывать в свою орбиту большое коли­чество людей, эмоционально стимули­руя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмо­ций: радости, грусти, злобы и т.д.

Считается, что циркулярная реакция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных черт личности.

Исследователи феномена толпы также отмечают, что по мере нарастания действия циркулярной реакции в толпе происходит снижение критичности людей, т.е. их способности самостоятель­но и рационально оценивать происходя­щее вокруг. Одновременно увеличива­ется внушаемость людей, составляющих толпу, по отношению к воздействиям, исходящим изнутри этой толпы. И все это сочетается с потерей способности воспринимать сообщения, источник ко­торых находится вне толпы.

Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, ко­торый обусловливает только иррацио­нальное и общественно опасное пове­дение людей. Выраженная в достаточ­но умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллектив­ного восприятия искусства или поли­тической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения об­щественно значимых задач. Социально опасным явлением циркулярная реак­ция становится лишь тогда, когда она способствует распространению отри­цательных эмоций: страха, ненависти, злобы, гнева.

Вероятность возникновения цирку­лярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может ис­пытывать сходные эмоции и их внима­ние будет сосредоточено на общих про­блемах.

Помимо циркулярной реакции в тол­пе действуют и другие социально-пси­хологические механизмы, например подражание и внушение.

Итак, циркулярная реакция — это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и скука, страх, ярость.

Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла.  Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются  низшие, более примитивные пласты психики. Регрессия способна подчас достигать невероятных глубин.

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается  восприимчивость к импульсам, источник которых находится  внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается  восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального  довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами  может оказаться несвоевременной и просто опасной.

Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться подальше.

Добавлю, что всякая циркулярная реакция, как всякий социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие. До тех пор, пока эмоциональное кружение остается в рамках определенной, оптимальной для каждого конкретного случая меры, оно служит сплочению и мобилизации и  способствует усилению  интегральной эффективности группы, но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами. Вероятность возникновения циркулярной реакции возрастает в периоды социальной напряженности

Обновлено: 21.03.2023

Одним из основных факторов, значительно снижающих риск возникновения негативных массовых явлений, является информационно–разъяснительная работа. Для ведения информационно–разъяснительной работы необходимо знание и понимание ситуации, понимание надежд и страхов пострадавших, учет культурных различий.

При отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих субъективных ощущений, страхов, надежд, в связи, с чем вероятность возникновения слухов возрастает.

В качестве первого и самого эффективного средства профилактики слухов выступает организованное информирование пострадавших. Информирование пострадавших и специалистов в ЧС должно отвечать следующим условиям:

1. своевременное оповещение;

2. централизованная подача информации от официального источника;

3. оперативный обмен информацией между силами по ликвидации;

4. дифференцированная подача информации.

Информация, доводящаяся до пострадавших должна быть дозированной (в том объеме, который необходим на данный момент), достоверной, своевременной, лаконичной, точной, периодичной.

При этом периодичность подачи информации в различных ситуациях отличается. В период ожидания известий о судьбе родственников периодичность информирования 3–4 часа в дневное время. В ситуации медленно развивающейся ЧС первые дни 2–3 раза в день, с третьего-четвертого дня 1–2 раза в день. Информатором может быть уполномоченное лицо (администрация, духовенство, авторитетный родственник пострадавших, врачи, представители силовых структур и др.).

Средства массовой информации являются одним из эффективных средством ведения информационно-разъяснительной работы в ЧС, особенно в масштабных и длительных ЧС.

Комментарии средствам массовой информации даются только пресс-службой соответствующего уровня.

ПОНЯТИЕ ПАНИКА. ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ. ПРАВИЛА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Паника– временное переживание гипертрофированного страха, порождающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самоконтроля, неспособностью реагировать на призывы, с утратой чувства долга и чести. Паника бывает индивидуальная и массовая.

В основе паники лежит страх – опредмеченная тревога, возникающая как результат переживания беспомощности пе­ред реальной или воображаемой опасностью, стремление лю­бым путем уйти от нее вместо того, чтобы бороться с ней.

Психология паники во мно­гом определяется резким повышением внушаемости из-за пе­ревозбуждения психики.

Факторы возникновения массовой паники

Выявлено 4 комплекса факторов.

1. Социальные факторы – напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, эпидемия, государственный переворот, начало или неудачный ход войны.

2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.

3. Общепсихологические факторы — неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях.

4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и соответственно низкий уровень групповой сплоченности.

Механизм развития паники

Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличаю­щегося чем-то заведомо необычным (например, сирена, воз­вещающая начало воздушной тревоги). Частым поводом для паники являются пугающие слухи.

Первый этап: шокирующий стимул, очень сильный или повторяющийся, вызывает сначала испуг у одного или нескольких человек.

Второй этап: замешательство, в которое перехо­дит потрясение, а также связанные с ним хаотичные индиви­дуальные, часто совершенно беспорядочные попытки как-то понять, проинтерпретировать произошедшее событие в рам­ках прежнего, обычного личного опыта или же путем лихора­дочного припоминания аналогичных ситуаций из известного человеку чужого, как бы заимствованного им, опыта. С этим связано острое чувство реальной угрозы.

Четвертый этап: массовое бегство. Паника именно как особый вариант массового поведения реально становится за­метной, проявляясь в наблюдаемых феноменах – прежде всего в массовом бегстве. Стремление спрятаться, укрыться от надвигающегося страха (ужаса) – естественная реакция. Безоглядное бегство – как правило, апофеоз паники.

Пятый этап – завершение паники. Внешне паника закан­чивается по мере прекращения отдельными людьми бегства. Либо они это делают по причине усталости, либо, начиная осознавать бессмысленность бегства и возвращаясь в здра­вый ум.

Предотвращение паники:

· организовать глубоко продуманное информационное обеспечение населения, чтобы не создавать условий для вымыслов и домыслов (слухов);

· жесткое, директивное управление людьми в панические моменты – один из наиболее эффективных способов прекращения паники. Такие методы бывают особенно эффективны в сочетании с экстренным предъявлением нового, причем достаточно привычного, знакомого людям, стимула, вызывающего привычное, спокойное и размеренное поведение.

· паника быстра и аритмична. Подключить ритм (медленное коллективное пение, медленный размеренный ритм марша или гимна)

· на ранней стадии помогает юмор, убеждение;

· прекращение паники неожиданным приказом

· сцепление локтями – одна из хорошо известных мер противодействия паническим настроениям.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Информационно-разъяснительная работа, как фактор, снижающий риск развития слухов и возникновения толпы. Ее вербальный и невербальный компоненты. Слухи: определение, виды, факторы, способствующие распространению. Влияние СМИ на психическое состояние.

Рубрика Психология
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 15.05.2014
Размер файла 15,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема. Ведение информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС. Профилактика слухов

Одним из основных факторов, значительно снижающих риск возникновения негативных массовых явлений, является информационно-разъяснительная работа. Для ведения информационно-разъяснительной работы необходимо знание и понимание ситуации, понимание надежд и страхов пострадавших, учет культурных и гендерных различий.

При отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих субъективных ощущений, страхов, надежд, в связи с чем вероятность возникновения слухов возрастает.

Для того чтобы слух возник, необходима совокупность некоторых социально-психологических особенностей. К ним относятся:

— тревожная, напряженная, сложная обстановка, содержащая проблемы, угрозы, опасности, в которой люди ищут пути обезопасить себя и своих близких.

— стремление предупредить наступление неприятных событий, заблаговременно к ним подготовиться и уменьшить возможный урон, если избежать его невозможно.

— наличие эмоционального заражения, подражания, группового давления, стремления обезопасить себя вместе со всеми.

— социально-психологические особенности групп и совместной деятельности. Слухи активнее распространяются в группах, в которых царят бездеятельность, однообразие, скука.

Как можно рассчитать интенсивность распространения слухов? Интенсивность распространения слухов включает в себя вероятность возникновения, скорость и размах распространения, их влияние на поведение толпы и равна произведению степени заинтересованности людей в предмете слуха и уровня неопределенностей имеющейся информации по интересующему людей вопросу, т.е. интенсивность слуха = заинтересованность * неопределенность.

Таким образом, область распространения слуха, интенсивность его распространения, длительность существования и степень доверия ему приблизительно равны значимости слуха для слушателя, если он окажется правдивым, умноженной на неопределенность слуха, особенно неопределенность его опровержения. Имейте в виду, что обычное опровержение слуха не устраняет его неопределенность, а порой даже увеличивает. Для устранения неопределенности необходимо привести объективные причины, доказывающие, почему слуху не стоит верить.

Таким образом, в качестве первого и самого эффективного средства профилактики слухов выступает организованное информирование пострадавших. Информирование пострадавших и специалистов в ЧС должно отвечать следующим условиям:

Централизованная подача информации от официального источника;

Оперативный обмен информацией между силами по ликвидации;

Дифференцированная подача информации.

Информация, доводящаяся до пострадавших должна быть дозированной (в том объеме, который необходим на данный момент), достоверной, своевременной, лаконичной, точной, периодичной.

При этом периодичность подачи информации в различных ситуациях отличается. В период ожидания известий о судьбе родственников периодичность информирования 3 — 4 часа в дневное время. В ситуации медленно развивающейся ЧС первые дни 2-3 раза в день, с третьего-четвертого дня 1-2 раза в день. Информатором может быть уполномоченное лицо (администрация, духовенство, авторитетный родственник пострадавших, врачи, представители силовых структур и др.).

Для эффективной информационно-разъяснительной работы необходимо использовать и специальные приемы профилактики и опровержения слухов. При этом необходимо учитывать, какие чувства отражают слухи, на какую социальную группу направлен тот или иной слух, каковы виды и содержания слухов.

Самыми распространенными приемами профилактики слухов являются следующие техники: разъяснительный слух психический вербальный

— Обеспечение доступности информации;

— Повышение авторитета руководителей и доверия к ним.

Своевременное использование вышеперечисленных приемов может остановить возникновение и распространение слухов.

Динамика распространения слухов такова, что через несколько часов после возникновения слуха в ЧС необходимо применять приемы по пресечению слухов, к которым относятся:

Средства массовой информации являются одним из эффективных средств ведения информационно-разъяснительной работы в ЧС, особенно в масштабных и длительных ЧС. Негативное отношение к представителям СМИ, выражающееся и их игнорировании далеко не всегда целесообразно, а иногда может осложнить ситуацию. Если специалисты отказываются давать информацию в СМИ, журналисты ее все равно добудут, но вряд ли она будет достоверной. Комментируя события журналистам необходимо помнить следующее:

— комментарии средствам массовой информации даются по согласованию с пресс-службой соответствующего уровня;

— комментарии могут касаться только зоны профессиональной деятельности специалиста;

— принципы построения информации, которая дается средствам массовой информации, должны соответствовать общим принципам общения с пострадавшими.

Подобные документы

Слухи как средство информационно-психологического воздействия. Характеристика слухов, потребности и классификация. Интенсивность и скорость распространения слухов, меры предупреждения и противодействия. Сущность и характеристика принципов воспитания.

контрольная работа [63,0 K], добавлен 23.07.2013

Качество социально-психологической информации. Общение как обмен информацией. Слух как элемент массового общения. Циркуляция слуха. Особенность передачи информации. Слух — единица устной сферы. Использование слухов. Распространение слухов.

реферат [30,8 K], добавлен 03.05.2007

Основные причины возникновения и распространения слухов. Общие положения о слухах и примеры проявления их в организациях. Понятие корпоративной мифологии как инструмента управления коммуникациями. Положительные и негативные корпоративные мифы.

курсовая работа [45,2 K], добавлен 06.06.2016

Характеристика слуха как коммуникативной единицы. Классификация слухов: умышленные (используемые в политической борьбе), бытовые (связанные с самой психологией поведения людей). Примеры распространения неподтверждённой информации в Республике Дагестан.

курсовая работа [42,1 K], добавлен 26.01.2013

Исследование механизма функционирования коммуникативного процесса и роли слухов и сплетен в нем. Характеристика причин появления, структуры, типов и видов слухов. Анализ факторов, определяющих степень их эффективности. Основные способы борьбы со слухами.

От того, насколько грамотно выстроена информационно-разъяснительная работа, зависит и состояние пострадавших, и ход проведения аварийно-спасательных работ, и состояние самого специалиста. Именно поэтому важно знать некоторые особенности работы по информированию.

Информационно-разъяснительная работа является одним из основных способов снижения риска возникновения негативных массовых явлений. Для ведения информационно-разъяснительной работы необходимо знание и понимание ЧС и ее обстоятельств, понимание надежд и страхов пострадавших, учет культуральных особенностей.

Людям, попавшим в ЧС, необходимо понимать, что их ждет в дальнейшем. При отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих внутренних ощущений, страхов, надежд, в связи с чем вероятность слухов резко возрастает.

Возникновению слухов способствует совокупность социально-психологических факторов. К ним относятся:

–тревожная, напряженная обстановка, в которой пострадавшие ищут пути обезопасить себя и своих близких;

– стремление пострадавших предупредить наступление неприятных событий или уменьшить возможный урон;

– наличие эмоционального заражения, подражания;

– психологические особенности пострадавших: высокая внушаемость, неспособность оценить правдоподобность и обоснованность слуха;

– социально-психологические особенности групп и совместной деятельности (слухи активнее распространяются в группах, в которых царят бездеятельность, однообразие, растерянность).

В качестве первого и самого эффективного средства профилактики слухов выступает организованное информирование пострадавших.

Информирование пострадавших и специалистов в ЧС должно отвечать следующим условиям:

1. Оповещение должно быть своевременным.

2. Подача информации должна идти централизованно от официальных источников.

3. Должен осуществляться оперативный обмен информацией между специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС (различными структурами).

4. Подача информации должна осуществляться дифференцированно.

Информация, которая доводится до пострадавших, должна быть:

– краткой и точной;

Периодичность подачи информации в различных ситуациях отличается. В период ожидания известий о судьбе родственников периодичность информирования должна быть более частой, нежели в ситуации медленно развивающейся ЧС.

При ведении информационно-разъяснительной работы желательно использовать следующие приемы:

– использовать четкие, короткие фразы, с элементами внушения;

– темп, ритм и громкость речи должны быть удобны для восприятия пострадавшими;

– интонация речи должна быть утвердительной;

– поза говорящего должна быть открытой (необходимо развернуть все тело к аудитории, принять устойчивую позу с опорой на обе ноги, без частых покачиваний и переступаний, руки не скрещиваются);

При передаче слуха подразумевается, что он представляет собой достоверную информацию, даже если рассказчик предваряет свое повествование словами «по слухам

−высокая степень обобщенности отличает слух от сплетни, доноса, дезинформации;

−привязка ко времени и среде своего возникновения от байки, поверья;

неофициальность — от официальной информации

Информационно-разъяснительная работа

Классификация слухов

Интенсивность слухов (вероятность возникновения, скорость и размах распространения, а также их влияние на поведение толпы) является функцией, производной от степени заинтересованности людей в предмете слуха и уровня неопределенностей имеющейся информации по интересующему людей вопросу.

интенсивность слуха = заинтересованность Х неопределенность.

45 минут. В течение первых 45 минут (может быть, на несколько минут больше или меньше) вы наиболее полно контролируете ситуацию. Слух еще не распространился широко.

6 часов. После того как информация получила широкую огласку, ситуация выходит из-под вашего контроля.

3 дня. Когда история попадет в ежедневные газеты, можете быть уверены, что она будет на слуху еще несколько дней.

2 недели. Если не взять ситуацию под свой контроль, история может быть раздута до масштабов грандиозного скандала.

При отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих субъективных ощущений

Социально-психологические условия, побуждающие людей воспринимать слухи:

1.Тревожная, напряженная, трудная обстановка, содержащая проблемы, угрозы, опасности, в которой люди ищут пути обезопасить себя и своих близких.

2. Стремление предупредить наступление неприятных событий, заблаговременно к ним подготовиться иуменьшить возможный урон, если избежать его невозможно.

3. Наличие психологического заражения, подражания, группового давления, стремления обезопасить себя вместе со всеми.

6.Социально-психологические особенности групп и совместной деятельности. Отмечается, что слухи активнее распространяются в группах, в которых царят бездеятельность, однообразие, скука.

Информация должна быть:

  • Достоверной;
  • Дозированной;
  • Лаконичной;
  • Непротиворечивой;
  • Своевременной;

Информирование должно быть с периодичностью 3 — 4 часа.

Информатором может быть уполномоченное лицо (авторитетное лицо, администрация, духовенство, родственник пострадавших, врачи, представители силовых структур и др.)

Пресечение слухов:

2. Активное разоблачение слухов с использованием технологий:

3. Развенчание источников (распространителей) враждебных слухов. В некоторых ситуациях (война, социальные конфликты, чрезвычайное положение, трагические последствия) виновники распространения слухов (особенно агрессивных и разобщающих) должны нести суровое наказание.

Пример. Представьте полный зал, где рассказан очень смешной анекдот, все смеются. Вы только вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией.

Циркулярная реакция — важней­ший механизм, управляющий поведе­нием и действиями людей в толпе.

Циркулярная реакция (эмоцио­нальное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизован­ных общностях и экстремальных, си­туациях.

Например, при возникновении па­ники страх одних участников паничес­ких действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно срав­нить с процессом формирования снеж­ного кома. В толпе психологическое состояние, настроения и формы пове­дения людей резонируют, усиливают­ся путем многократного отражения и возбуждают толпу.

Циркулярная реакция способна зах­ватывать в свою орбиту большое коли­чество людей, эмоционально стимули­руя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмо­ций: радости, грусти, злобы и т.д.

Считается, что циркулярная реак­ция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных черт личности.

Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, ко­торый обусловливает только иррацио­нальное и общественно опасное пове­дение людей. Выраженная в достаточ­но умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллектив­ного восприятия искусства или поли­тической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения об­щественно значимых задач. Социально опасным явлением циркулярная реак­ция становится лишь тогда, когда она способствует распространению отри­цательных эмоций: страха, ненависти, злобы, гнева.

Вероятность возникновения цирку­лярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может ис­пытывать сходные эмоции и их внима­ние будет сосредоточено на общих про­блемах.

Помимо циркулярной реакции в тол­пе действуют и другие социально-пси­хологические механизмы, например подражание и внушение.

Итак, циркулярная реакция — это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и скука, страх, ярость.

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной.

Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться подальше.

Добавлю, что всякая циркулярная реакция, как всякий социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие. До тех пор, пока эмоциональное кружение остается в рамках определенной, оптимальной для каждого конкретного случая меры, оно служит сплочению и мобилизации и способствует усилению интегральной эффективности группы, но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами.

Читайте также:

      

  • Конспект занятия с психологом в группе раннего возраста
  •   

  • Влияние двигательной активности на здоровье человека обж конспект
  •   

  • Древняя греция конспект урока
  •   

  • Механические колебания 11 класс презентация и конспект
  •   

  • Конспект по биологии 8 класс колесов 9 параграф рефлекторная регуляция

Информационно – разъяснительная работа с пострадавшими в чс

Рекомендации
по ведению:

На
данном этапе работы рекомендуется
провести обсуждение в группе. Примерные
вопросы для обсуждения:


Как Вы считаете, нужно ли при работе на
ЧС информировать пострадавших? Если
да, то как это необходимо делать?


Кто должен информировать пострадавших
и население о проведении аварийно-спасательных
работ?


Какие факторы необходимо учитывать при
подаче информации?

Одним
из основных факторов, значительно
снижающих риск возникновения негативных
массовых явлений, является
информационно–разъяснительная работа.
Для ведения информационно–разъяснительной
работы необходимо знание и понимание
ситуации, понимание надежд и страхов
пострадавших, учет культурных и гендерных
различий.

При
отсутствии объективной информации,
люди прогнозируют развитие событий на
основе своих субъективных ощущений,
страхов, надежд, в связи с чем вероятность
возникновения слухов возрастает.

Слух
– это информационное сообщение, которое
распространяется между людьми, как
правило, в устной форме, без предоставления
доказательств его достоверности. При
передаче слуха подразумевается, что он
представляет собой достоверную
информацию, даже если рассказчик
предваряет свое повествование словами
«по слухам». Здесь может возникнуть
вопрос о том, как же отличить слух от
другой информации? Высокая степень
обобщенности отличает слух от сплетни,
доноса, дезинформации; привязка ко
времени и к среде своего возникновения
– от байки, поверья; наличие свежей
новости – от легенды, анекдота;
неофициальность – от официальной
информации. Слухи подразделяются на
слух-желание, слух-пугало и агрессивные
слухи. Искажение слухов при их циркуляции
возможно по трем основным принципам:
сглаживание, заострение и приспособление.

Для
того чтобы слух возник, необходима
совокупность некоторых социально–психологических
факторов. К ним относятся:


тревожная,
напряженная, сложная обстановка,
содержащая
проблемы, угрозы опасности, в которой
пострадавшие ищут пути обезопасить
себя и своих близких;


стремление пострадавших предупредить
наступление неприятных событий или
заранее
ним (если избежать их невозможно) и
уменьшить возможный урон;


наличие эмоционального заражения,
подражания,
группового давления, стремления
обезопасить себя вместе со всеми;


уверенность
в достоверности сообщения.
Не
зная, откуда исходит слух, пострадавшие
склонны предполагать, что информация
представлена из надежных источников.
Это создает иллюзию достоверности
сообщения и формирует эффект ложного
консенсуса, т.е. уверенности в том, что
слух разделяет большинство людей;


психологические
особенности пострадавших, предрасполагающие
к восприятию слухов: высокая внушаемость
большей части пострадавших, их
неспособность самостоятельно и критически
оценить правдоподобность и обоснованность
слуха; недовольство, фрустрация, усталость
пострадавших, находящихся в состоянии
длительного ожидания;


социально-психологические
особенности групп и совместной
деятельности. Слухи
активнее распространяются в группах,
в которых царят бездеятельность,
однообразие, растерянность.

Как
можно спрогнозировать интенсивность
распространения слухов? Интенсивность
распространения слухов включает в себя
вероятность возникновения, скорость и
размах распространения, их влияние на
поведение толпы и равна произведению
степени заинтересованности людей в
предмете слуха и уровня неопределенностей
имеющейся информации по интересующему
людей вопросу, т.е. интенсивность
слуха = заинтересованность *
неопределенность.

Например:
Какова будет интенсивность слухов для
жителей города Н., пострадавшего в
результате наводнения в центральной
Сибири, по поводу выживания бедуинов в
северной Африке, где в результате
неизвестной болезни погибли все верблюды?
Очевидно, что при высокой неопределенности
и отсутствии заинтересованности
интенсивность слухов будет равна нулю.
Иная ситуация будет складываться при
оценке интенсивности слухов относительно
переселения жителей из затопленных
районов города (в том случае, если не
доведена достоверная информация из
официальных источников). При этом слух
о том, что каждой семье будет построен
отдельный дом со всеми удобствами и
обстановкой – это слух-желание. Слух о
том, что всех насильно выселят из домов,
не дав забрать вещей, и на несколько лет
поселят в палатках — это слух-пугало.
Агрессивным слухом будет слух о том,
что надо идти в администрацию города
и силой забирать средства, которые уже
выделены для восстановления жилья
пострадавших, но распределены среди
членов администрации.

Таким
образом, в качестве первого и самого
эффективного средства профилактики
слухов выступает организованное
информирование пострадавших. Информирование
пострадавших и специалистов в ЧС должно
отвечать следующим условиям:

  1. Своевременное
    оповещение;

  2. Централизованная
    подача информации от официального
    источника;

  3. Оперативный
    обмен информацией между силами по
    ликвидации;

  4. Дифференцированная
    подача информации.

Информация,
доводящаяся до пострадавших, должна
быть дозированной (в том объеме, который
необходим на данный момент), достоверной,
своевременной, лаконичной, точной,
периодичной.

При
этом периодичность подачи информации
в различных ситуациях отличается. В
период ожидания известий о судьбе
родственников периодичность информирования
3-4 часа в дневное время. В ситуации
медленно развивающейся ЧС первые дни
2-3 раза в день, с третьего-четвертого
дня 1-2 раза в день. Информатором может
быть уполномоченное лицо (администрация,
духовенство, авторитетный родственник
пострадавших, врачи, представители
силовых структур и др.). При этом речь
может оказать на людей более эффективное
воздействие по сравнению с другими
способами информирования (например:
размещение печатной информации на
стендах), и первостепенную роль играет
содержание сообщения и тон говорящего.

При
ведении информационно-разъяснительной
работы желательно использовать следующие
приемы:

  • использовать
    четкие, короткие фразы (не более 11 слов
    в предложении), с элементами внушения;

  • темп,
    ритм и громкость речи должны быть удобны
    для восприятия пострадавшими;

  • интонация
    речи должна быть утвердительной;

  • исключить
    из речи слова и фразы «паника»,
    «катастрофа», «спасайся, кто может» и
    т.п.;

  • поза
    говорящего должна быть открытой
    (разворот всего тела говорящего к
    слушающим, говорящий устойчиво стоит
    на двух ногах, без частых покачиваний
    и переступаний, руки не скрещиваются);

  • свести
    к минимуму использование жестов. Те
    жесты, которые используются, должны
    соответствовать смыслу сообщения;

  • не
    давать невыполнимых обещаний;

  • при
    построении сообщения можно использовать
    прием «слоеного бутерброда», при котором
    сообщение делится на три части. 1 часть
    — позитивная или нейтральная информация,
    2 часть – негативная информация, 3 часть
    — позитивная или нейтральная информация.

Рекомендации
по ведению:
На
данном этапе занятия рекомендуется
просмотр видеофрагмента «Выступление».
Примерные
вопросы для обсуждения:


Как Вы восприняли сообщение? Вызывает
ли оно у Вас доверие?


Какие приемы ведения информационно-разъяснительной
работы использовал говорящий?


Какие ошибки и недочеты Вы увидели?


Как можно было бы сделать сообщение еще
больше вызывающим доверие у слушателей?

Продемонстрируйте
это перед учебной группой. Далее
рекомендуется провести обсуждение
продемонстрированного устного сообщения.

Вопросы
к «оратору»:


Получилось ли сделать сообщение
вызывающим доверие у слушателей?


Какие приемы использовали?


Наблюдали ли за реакцией слушателей?
Если да, то какая она была?


Что вызвало затруднения?


Изменялось ли Ваше самочувствие в
процессе сообщения? Если да, то как? И с
чем это было связано?

Вопросы
к остальным обучающимся:


Как Вы восприняли сообщение? Вызывает
ли оно у Вас доверие?


Что повлияло на восприятие Вами сообщения?


Какие приемы ведения информационно-разъяснительной
работы использовал «оратор»?


Какие ошибки и недочеты Вы увидели?


Как можно было бы сделать сообщение еще
больше вызывающим доверие у слушателей?

Для
обеспечения большей доступности
информации помимо устных сообщений
желательно размещать информацию на
стендах в местах скопления пострадавших.
Например: у здания администрации, где
пострадавшие получают помощь, в пунктах
временного размещения и т.д.

Для
эффективной информационно-разъяснительной
работы необходимо использовать и
специальные приемы профилактики и
опровержения слухов.

При
этом необходимо учитывать, какие чувства
отражают слухи, на какую социальную
группу направлен тот или иной слух,
каковы виды и содержания слухов.

Самыми
распространенными приемами профилактики
слухов являются следующие техники:


«Прививка
от слухов», направленная на наиболее
вероятные объекты-мишени.
Первоначальное
представление аудитории малой порции
информации о событии, «переваривание»
ее людьми, выработка ими определенной
позиции принятия или непринятия с
последующим предъявлением основного
массива информации.


Оперативное информирование «группы
риска» по темам возможной дезинформации,
т.е. превентивные опровергающие действия;
завоевание
доверия аудитории официальными
источниками информации
(«первичность сообщения», «авторитетный
человек» и др.);


Обеспечение
доступности информации предполагает
не только организацию устного
информирования, но и организацию стендов,
на которых размещена наиболее важная
информация;


Повышение
авторитета руководителей и доверия к
ним пострадавших.

Своевременное
использование вышеперечисленных приемов
может остановить возникновение и
распространение слухов.

Рекомендации
по ведению:

Здесь рекомендуется провести упражнение
(см.
Приложение 19)
.

Как
говорилось выше, область распространения
слуха, интенсивность его распространения,
длительность существования и степень
доверия ему приблизительно равны
значимости информации для слушателя,
умноженной на неопределенность слуха,
особенно неопределенность его
опровержения. Чем больший дефицит
информации по важным для пострадавших
вопросам существует, тем выше динамика
распространения слухов. Обычное
опровержение слуха не устраняет его
неопределенность, а порой даже увеличивает.

В
этих условиях через несколько часов
после возникновения слуха в ЧС необходимо
применять приемы по пресечению слухов,
к которым относятся:


игнорирование
неправдоподобных слухов
(технология «Бойкот») с одновременной
демонстрацией опровергающих фактов.
Этот прием эффективен, если незначительная
часть пострадавших охвачена этим слухом;


активное
разоблачение слухов
с использованием технологий
«Контраргументация». Этот прием
нежелательно использовать в том случае,
если слух стал только распространяться.
Если же слух распространился среди
значительной части пострадавших, то
его использование может быть эффективным;


«Таблица слухов» оформляется таким
образом, чтобы в ней в одной колонке
были перечислены «бродившие» некоторое
время слухи, а в другой – реально
наступившие события. Такая таблица
может отражаться в настенной информации;


«Клиника слухов» – это сбор будоражащих
общественное мнение слухов, их обсуждение
с группой пострадавших.


снижение авторитета распространителей
слухов.

Рекомендации
по ведению:
На
данном этапе занятия рекомендуется
выполнить упражнение
(см.
Приложение 20)
.

Средства
массовой информации являются одним из
эффективных средств ведения
информационно-разъяснительной работы
в ЧС, особенно в масштабных и длительных
ЧС. Негативное отношение к представителям
СМИ, выражающееся в их игнорировании,
далеко не всегда целесообразно, а иногда
может осложнить ситуацию. Если специалисты
отказываются давать информацию в СМИ,
журналисты ее все равно добудут, но
вряд ли она будет достоверной. Комментируя
события журналистам, необходимо помнить
следующее:


комментарии средствам массовой информации
даются по согласованию с пресс-службой
соответствующего уровня;


комментарии могут касаться только зоны
профессиональной деятельности
специалиста;


принципы построения информации, которая
дается средствам массовой информации,
должны соответствовать общим принципам
общения с пострадавшими.

Рекомендации
по ведению:

Здесь
рекомендуется демонстрация видеофрагмента
«К информационно-разъяснительным
работам». Примерные вопросы для
обсуждения:


Прокомментируйте, пожалуйста, данный
видеоролик.


Как Вы восприняли данный видеоролик?


В чем смысл обращения выступающего
человека, и какова информация, которую
он доносил?


Что изменило смысл обращения выступающего,
и с чем это связано?


На что следует обращать внимание
спасателям, давая комментарии в СМИ по
поводу ЧС?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии