К этапам создания инклюзивной среды в компании не относится

Среда равных возможностей обеспечивает рабочие места новым специалистам, а компаниям помогает работать успешнее конкурентов. При этом многие инклюзивные цифровые инструменты не требуют долгой интеграции и больших затрат. Какие из них может использовать большинство компаний уже сегодня?

По данным ВОЗ, в мире больше одного миллиарда человек живут с какой-либо формой инвалидности. Многие из них трудоспособны, имеют возможность работать, и современные технологии помогают им стать качественными специалистами и трудиться в компаниях любого уровня, как, например, у нас в Microsoft. Здесь можно узнать историю Алины Кудрявцевой: девушка с нарушениями зрения успешно устроилась в наш маркетинговый отдел переводчиком.

Однако сейчас в нашей стране из всех трудоспособных людей с инвалидностью (3,5 млн) трудоустроено 29%. Оставшиеся две трети всё ещё испытывают сложности с работой из-за социальных и экономических барьеров. Одни из основных — меньшая доступность информации, более низкая оплачиваемость работы, отсутствие подходящих инструментов для коммуникации, инклюзивной среды для образования и работы.

При этом работа для особенных людей есть. Только на рекрутинговом портале hh.ru по тегу «доступные для людей с инвалидностью» в России актуальны более 31 000 вакансий. Однако, как отмечают во Всероссийском обществе инвалидов, проблема в доступности рабочих мест и информации. Чтобы включить людей с инвалидностью в рабочий процесс, как в офисах, так и в онлайн-пространстве, для работы необходимо создавать инклюзивную инфраструктуру.

Инклюзивная среда обеспечивает благополучие не только сотрудникам, но и работодателям. Компании, которые берут на работу и поддерживают людей с инвалидностью, с финансовой точки зрения чаще оказываются успешнее своих конкурентов. Их показатели доходности инвестиций и прироста капитала в среднем превышают показатели тех компаний, которые не задумываются о создании инклюзивной среды.

Инклюзивные инструменты становятся всё более доступными для компаний. Чтобы дать работу людям с инвалидностью, не обязательно тратить огромные средства. Для организации интеллектуального труда достаточно цифровых инструментов, разработкой которых уже 25 лет занимается Microsoft, повышая доступность технологий. Инклюзивность для Microsoft всегда была одной из важнейших тем, а сейчас она приобретает особый смысл, так как за время пандемии многие так или иначе прочувствовали на себе, что значит быть исключённым из разных процессов.

Среди разработок существуют решения, которые облегчают управление устройствами, работу с текстом в разных форматах, с фото, видео и звуком. Они помогают сделать первые шаги к созданию среды равных возможностей, и это только часть инструментов, которые уже используются в российских компаниях и образовательных учреждениях.

Экранная лупа — это решение позволяет увеличивать любой нужный участок экрана с текстом или изображениями, чтобы его можно было лучше рассмотреть. Работает и в полноэкранном режиме, и в режиме отдельного окна, и в виде окошка лупы, следующего за курсором. Она уже встроена в ОС Windows.

Экранный диктор — может прочитать содержимое документа, электронного письма, сообщение в социальной сети, текст из окна программы, надпись на кнопке и любые другие тексты, которые появляются на экране. Работает и в офлайн-, и в онлайн-режиме. Это решение предустановлено в Windows.

Работа со шрифтом Брайля — экранный диктор может взаимодействовать с брайлевским дисплеем. Он распознает 12 команд для навигации и взаимодействия с приложениями, а также позволяет вводить на экран текст с помощью брайлевской клавиатуры. Поддерживаются дисплеи разных производителей, которые подключаются к компьютеру через USB или последовательный разъём. Список совместимых моделей можно посмотреть тут.

Субтитры во время показа презентации — в Microsoft 365 можно во время слайд-шоу включить автоматические субтитры спикера. Слова человека, который переключает слайды и произносит речь, записывает встроенный микрофон и выводит в виде субтитров на экран презентации. Благодаря этому инструменту сотрудники с нарушением слуха могут участвовать в мероприятиях и видеозвонках, где используются презентации.

Преобразование в субтитры поддерживается для 18 языков, в том числе для русского. Чтобы включить его, нужно нажать галочку «всегда показывать субтитры» на вкладке «слайд-шоу» в Power Point. 

Иммерсивное средство чтения — этот инструмент облегчает чтение людям, у которых есть проблемы с восприятием цельного текста. Например, тем, кому сложно сосредоточить взгляд на одной строчке, читать слишком длинные строчки или слова, написанные слишком «тесным» шрифтом или на фоне определённого цвета. Одной из возможностей иммерсивного средства чтения является способность настройки размера шрифта, ширины строки, интервала между символами, цвета текста и его фона. Можно также визуально выделять от одной до пяти строк, чтобы последовательно сосредоточиться на нужных местах текста.

Иммерсивное средство чтения доступно в том числе в приложении Word 2016, Word 2019 для Windows и MacOS, в онлайн-версии Word. Включить его можно во вкладке «вид».

Microsoft Lens — мобильное приложение, в которое входят возможности иммерсивного средства чтения и экранного диктора. Достаточно сфотографировать на камеру смартфона любой бумажный документ, газету или вывеску, загрузить его в приложение, и после этого к нему можно будет применить возможности иммерсивного средства чтения или воспроизвести вслух с помощью экранного диктора.

В ОС Windows есть возможность настроить клавиатуру: включить виртуальную экранную клавиатуру, активировать игнорирование случайных повторных нажатий клавиш, управление мышью с помощью клавиатуры. Они помогают тем, кому сложно нажимать несколько клавиш одновременно, кто может набирать текст только одним пальцем, у кого есть сложности с непреднамеренными слишком долгими или повторными нажатиями клавиш. Как включить все эти функции в настройках, можно посмотреть здесь.

Управление взглядом — эта технология позволяет работать с компьютером людям, у которых нет возможности управлять устройством с помощью рук. Существует целая линейка подобных партнёрских решений. Для работы этого решения нужен айтрекер — устройство, отслеживающее движения глаз. При подключении айтрекера к компьютеру с Windows всплывает интерфейс с крупными кнопками, с помощью которого можно управлять устройством, включить экранного диктора, набрать взглядом фразу и озвучить её.

Эти инклюзивные инструменты могут помочь людям с нарушениями зрения, слуха, моторных функций и другими нарушениями реализовать себя, а компаниям — получить новых сотрудников. Для учителей и наставников Microsoft уже проводит тренинги по инклюзивным технологиям. На них можно узнать подробнее об особенностях восприятия текста и звука людьми с инвалидностью и научиться использовать все перечисленные инструменты.

Кроме того, развитие инклюзивных технологий стало одним из приоритетных пунктов новой пятилетней программы развития Microsoft. В ходе её реализации все продукты компании планируется дополнить инклюзивными возможностями. Компания также будет поддерживать организации, которые планируют внедрить у себя инклюзивные технологии и обеспечить людям с инвалидностью доступ к рабочим местам.

Специальные цифровые возможности являются частью инженерного ДНК Microsoft. От простого способа создавать сочетания клавиш в Windows, придуманного в начале 1990-х, до приложения для слабовидящих Seeing AI и адаптивного игрового контроллера для геймеров Xbox Adaptive Controller.

Наша миссия — вдохновить абсолютно каждого человека на планете достигать большего, для этого мы создаём технологии, доступные всем и уделяем большое внимание развитию инклюзивной среды. Все люди, в том числе с инвалидностью, могут использовать в работе и в жизни технологии Microsoft. Наша новая пятилетняя программа расширения инклюзивности в разных сферах даст сильный импульс в развитии этой миссии.

Инклюзивное руководство становится еще важнее при удаленном режиме работы. Обеспечить его при отсутствии непосредственного контакта весьма непросто, но при целенаправленных усилиях вполне возможно.

Многие компании перешли на удаленную работу и стали использовать веб-конференции.  Но на этом необходимые изменения не заканчиваются! Новые технологии, процессы и стратегии будут работать, только если сотрудники мотивированы и ценимы. Это требует дальнейшего совершенствования и адаптации стратегии управления кадрами.

 Для руководителей, которые привыкли взаимодействовать с сотрудниками в офисе, внезапный переход на удаленную работу требует изменения мышления. Многие исследования показывают, что сотрудники даже более продуктивны при работе дома. Однако руководителей не оставляет беспокойство, что работа может оказаться под угрозой, поскольку «с глаз долой» воспринимается как «из сердца вон». Чтобы доказать обратное, сотрудники могут прибегать к крайним мерам – браться за множество «неотложных» проектов и отправлять массу ненужных сообщений. Для устранения подобных недоразумений и снижения уровня стресса у подчиненных руководители и менеджеры всех уровней должны развивать и совершенствовать методы инклюзивного лидерства.

Что значит быть инклюзивным лидером

Если попытаться выделить одно главное качество инклюзивного лидера, то это умение создавать среду, в которой сотрудники не боятся предлагать идеи и задавать вопросы. Для этого необходимые совершенно иные методы и подходы, чем когда все подчинено исключительно достижению результата. В последнем случае обычно не предполагается обсуждение путей выполнения поставленной задачи и целесообразности выбора принятого подхода.

Инклюзивный лидер должен понимать сильные стороны каждого члена своей команды и создавать условия для максимизации его вклада. Прежде всего необходимо, чтобы всякий сотрудник понимал важность своей роли для общего успеха. Кроме того, он должен иметь возможность для поддержания контактов с другими членами команды. Эти предпосылки остаются в силе и когда все работают в разных местах.

Быть эффективным руководителем непросто и в обычных условиях. Теперь же, когда, кажется, все перевернулось с ног на голову, инклюзивный лидер может привести команду к успеху там, где авторитарный руководитель потеряет контроль. Вот 7 советов, как этого избежать.

1. Общайтесь, общайтесь и еще раз общайтесь

Много общения не бывает, когда все вынуждены постоянно переключаться между работой и домой. Напряженные рабочие графики вкупе с домашними обязанностями как воспитание детей или уход за родственниками означают, что сотрудники имеют разные возможности и время для общения. Таким образом, руководители должны использовать все доступные коммуникационные каналы для связи с членами команды. В зависимости от ситуации это может быть электронная почта, чат, видеоконференции и т.п. Во времена неопределенности частое непосредственное общение – почти до чрезмерности – поможет сотрудникам оставаться сфокусированными на задаче. 

2. Давайте четкие, последовательные указания

Неполная информация и неотвеченные вопросы могут создать напряжение и посеять сомнения. Если же члены команды знают, что ожидать и как новость повлияет непосредственно на них, то они воспринимают все изменения гораздо спокойнее. Поэтому при информировании о новых бизнес-инициативах, стратегиях, клиентах и партнерах следует тщательно продумать коммуникационную стратегию, чтобы избежать недопонимания и «брожения умов». Сообщения могут включать подробности о том, как идут дела у компании, как команда справляется с поставленными задачами, почему вводятся новые бизнес-модели, меняется стратегия, развертываются новые технологии и т.п.

3. Создавайте поводы для частого проактивного взаимодействия с членами команды

При общих онлайн-совещаниях имеет смысл выделить время, чтобы каждый мог высказаться о том, что его волнует. Это способствует поддержанию отношений и социализации. Каждый член команды может предложить свою темы для более широкого обсуждения. Вот некоторые идеи для начала разговора.

  • Зарядка по понедельникам – пусть каждый поделится тем, как он поддерживает собственное здоровье, например, порекомендует свое любимое приложение для бега, онлайн-классы по йоге или подкаст о медитации.  
  • Хорошие новости по вторникам – пусть каждый расскажет о каком-нибудь счастливом событии из своей личной жизни.
  • День благодарения по средам – каждый выразит признательность другому члену команды за конкретную помощь, которую тот ему оказал.
  • Признания по четвергам – предложите каждому поделиться тем, что они ценят в работе и жизни
  • Пятничные планы — попросите каждого рассказать, что он собирается делать в выходные.

4. Гибко сдвигайте границы дня или недели

В текущих условиях сотрудникам приходится разрываться между множеством задач, которые могут не совпадать по времени со стандартными рабочими часами. Если коллега будет не доступен в какой-то период времени во время рабочего дня, то попросите его информировать остальных по электронной почте или другими способами, когда с ним можно связаться, чтобы все знали, когда следует ожидать ответа.

5. Не игнорируйте никого – даже ненамеренно

Инклюзивное лидерство означает, что никто не должен остаться без внимания. Лучше еще раз проверить текст поста или электронной почты, что вы не забыли кого-то упомянуть. Например, если руководитель организует конференц-колл на определенную тему, то невключение в список участников того, в чью зону ответственности входит это вопрос, приведет к отчуждению и ненужным сомнения относительно его роли в команде. Тоже самое касается благодарственных постов за проделанную работу.  Далее, если руководитель ставит лайки или делится постами в социальных сетях, то делать это надо беспристрастно, независимо от статуса сотрудника. Будьте уверены, что сотрудники заметят, если их начальник ставит лайки только под постами высшего руководства. Несколько подобных кликов подряд могут привести к изоляции от команды.

6. Поддержите новых сотрудников

Каждому из нас когда-либо приходилось быть в этой роли, и все мы помним, как важно завести круг знакомств на новом месте работы, чтобы было к кому обратиться за помощью и разъяснениями в случае необходимости. Обычно при принятии на работу новым сотрудникам устраивают экскурсию по офису и знакомят с остальным членами команды. В удаленной среде необходимо воспроизвести данный процесс насколько это возможно. Всем и каждому следует уделить время для знакомства с новыми членами команды – пригласить на виртуальный кофе, познакомить с коллегами, рассказать о специфике работы, да просто поговорить, чтобы они как можно скорее почувствовали себя членами коллектива.

7. Найдите баланс между менеджментом и микроменеджментом

Важно принимать во внимание демографический состав команды. Между молодыми и пожилыми сотрудниками отличия столь же существенны, как между новичками и старожилами. Ко всем необходим свой подход – каждому требуется свой уровень внимания, контроля и автономности. Это особенно важно учитывать при удаленном режиме работы, поскольку руководители склонны запрашивать ежедневные отчеты и контролировать едва ли не каждое действие. И хотя новые сотрудники требуют гораздо большего внимания, чем опытные, хорошо знающие организацию, последние также нуждаются в помощи и указаниях. Даже если они предпочитают работать самостоятельно, руководителям не следует предоставлять их полностью сами себе, чтобы они не чувствовали оторванность от компании.

Цени сотрудников – и клиенты это оценят

Каждый руководитель способен стать инклюзивным лидером. При целенаправленных усилиях можно создать и стимулировать столь же инклюзивную среду как в обычном физическом офисе даже при удаленном режиме работы. Я думаю, что максима «клиенты никогда вас не полюбят, если вас не любят собственные сотрудники» верна на 100%. Преимущества новых и укрепленных союзов, сотрудничества и товарищества стоят потраченных усилий. Они вне всяких сомнений не останутся незамеченными заказчиками и деловыми партнерами. Это выигрыш для всех!

#статьи

  • 27 апр 2022

  • 0

Инклюзивность в бизнесе. Что это и зачем она нужна?

Разобрались, как отличить инклюзивную компанию от неинклюзивной и какие права сегодня есть у россиян с ограниченными возможностями здоровья.

Фото: SolStock / Getty Images

Елена Ведерина

Старший обозреватель направления «Бизнес» Skillbox Media.

Прогрессивные компании стараются следовать современным трендам, особенно если речь идёт об имидже бизнеса. Одна из актуальных тенденций — обеспечение инклюзивности. Расскажем, что значит стать инклюзивной компанией и может ли это быть выгодно руководству и акционерам.

  • Инклюзивность и инклюзивная бизнес-модель: в чём разница?
  • Что такое стратегия D&I?
  • Под кого подстраиваются инклюзивные компании?
  • Зачем внедрять принципы инклюзивности? Приносит ли это выгоду?
  • Бизнес, который сделал ставку на инклюзивность, в России и за рубежом
  • Как внедрить D&I в компании?
  • Какие законы гарантируют равные права на труд в России?

Слово «инклюзивность» происходит от английского inclusion. Кембриджский словарь определяет его как «включение кого-либо или чего-либо в состав группы, списка и так далее». В современном мире термин обычно используют по отношению к различным меньшинствам: например, к людям с ограниченными возможностями физического или ментального здоровья. Чтобы включить их в различные социальные процессы, для них создают специальные условия. Речь может идти про разные области: образование, бизнес, инфраструктуру и другие.

В последние годы понятие стало расширяться: например, появилась концепция гендерной инклюзивности. Она подразумевает одинаковые права и возможности для мужчин и женщин. По той же логике работает расовая и этническая инклюзивность — люди всех рас и этнических групп равны (например, при найме на работу).

«Инклюзивность» активно используется в бизнесе. Однако не стоит путать его с похожим термином «инклюзивная бизнес-модель». В этих понятиях заложен различный смысл, который требует от бизнеса разных подходов.

Сам термин «инклюзивная бизнес-модель» (inclusive business model) начали использовать ещё в начале нулевых. Эта концепция была сформулирована 1 июля 2008 года в докладе ООН «Преимущества для всех: стратегии ведения бизнеса с привлечением бедного населения». В нём инклюзивная бизнес-модель представлена как коммерчески жизнеспособная схема ведения бизнеса, в которую неимущие люди включены в качестве потребителей, покупателей, работников и производителей на всех этапах цепочки создания стоимости. В документе сформулированы идеи, как бизнес может расти и развиваться, приглашая в партнёры и сотрудники беднейшее население. Бизнес в такой модели получает в качестве выгоды рост и расширение рынка, а неимущие — средства для жизни. В ООН предложили пять основных стратегий, которые уже были реализованы к тому моменту в 50 компаниях:

  • адаптация товаров и услуг;
  • инвестиции в инфраструктуру и обучение;
  • использование бедного населения как резерва рабочей силы;
  • сотрудничество с единомышленниками среди бизнес-структур;
  • диалог с правительством.

Если инклюзивная бизнес-модель имеет целью прежде всего вовлекать в экономику население с низким доходом, то термин «инклюзивность в бизнесе» скорее не про бизнес-модель, а про настройку процессов внутри компании. Инклюзивность (вовлечённость) в бизнесе предполагает создание таких рабочих условий и такой корпоративной культуры, при которых каждый сотрудник мог бы эффективно и комфортно трудиться, независимо от особенностей здоровья.

Фото: Robert Kneschke / Shutterstock

Инклюзивность в бизнесе имеет много общего с социальным предпринимательством, но выходит за его рамки. Социальное предпринимательство борется с вызовами общества и часто решает проблему какой-то одной категории ограниченных в правах или возможностях групп, исходя из их нужд. Например, организует досуг для пожилых людей, обучение для детей с особенностями развития или производство для незрячих. Инклюзивность в бизнесе ориентирована на то, чтобы как можно больше различных групп людей могли внести свой вклад в бизнес.

За рубежом и в России на понятие инклюзивности в бизнесе всё чаще смотрят комплексно, объединяя тему инклюзивности с темой разнообразия. Эти два понятия обозначают термином Diversity & Inclusion, D&I (в переводе с английского — разнообразие и вовлечённость). По словам директора проектов практики HR-маркетинга «Экопси консалтинг» Виктории Кабаковой, за рубежом понятие D&I начало формироваться в 2010–2012 годах, а в Россию пришло в 2017–2018-м: «В последние 2–3 года произошёл взрывной рост этой темы у нас в стране».

Цель стратегии D&I — создать в компании условия для включения в бизнес-процессы разных людей, то есть привлекать тех, у кого раньше было меньше прав или возможностей для работы в фирме. Чаще всего речь идёт о людях с инвалидностью.

Гендер, цвет кожи или особенности здоровья не могут стать причиной для отказа в найме или продвижении в инклюзивной компании. Концепция подразумевает равные возможности построения карьеры для всех сотрудников. Поэтому на первое место в таких фирмах ставится эффективность работника.

Фото: Halfpoint / Shutterstock

На практике D&I-компанию можно распознать уже на этапе собеседования. В таких фирмах нет чисто женских и чисто мужских офисов, пандусы для людей на колясках оборудованы по умолчанию, а на входе есть вывеска со шрифтом Брайля для незрячих и слабовидящих. Но это лишь внешние и далеко не все признаки того, что предприятие придерживается принципов инклюзивности.

Людей, чьи потребности часто оказываются за бортом большого бизнеса, гораздо больше, чем принято считать, уверяет президент некоммерческого партнёрства «Толерантный мир» Анатолий Чургель. Среди 12 миллионов людей с инвалидностью в России тех, кто на коляске, всего 2,7%. Поэтому неправильно ассоциировать инклюзию всего лишь со строительством пандусов.

Не меньше чем людям, использующим инвалидные коляски, поддержка нужна людям с ментальными особенностями. Их намного больше, чем людей на колясках, и каждый шаг им навстречу — на вес золота, говорит Чургель. В качестве примера он приводит ситуацию с людьми с аутизмом.

«Это заболевание латентно. Его скрывают, боясь штампов и насмешек… Но болезнь не приговор».

Анатолий Чургель

Ещё одна большая группа людей, которые нуждаются в особых условиях труда, — это люди с нарушениями зрения и слуха, добавил Чургель. По данным Всероссийского общества глухих, всего в России более 150 тысяч неслышащих носителей жестового языка, а нарушениями слуха страдают около 13 миллионов россиян.

Фото: Ann Kosolapova / Shutterstock

В особенных условиях в определённый момент может нуждаться любой сотрудник. Депрессия, заложенное из-за простуды ухо, беременность — повод почувствовать себя «не как все». Именно в таких ситуациях познаётся, насколько рабочее место отвечает критериям инклюзивности.

В дополнительной поддержке могут нуждаться и женщины. Принцип гендерного равенства в бизнесе предполагает равные карьерные возможности для людей любого гендера, равную зарплату при прочих одинаковых условиях, равные возможности участия в управлении компанией.

Согласно концепции инклюзивности в бизнесе, количество женщин на руководящих постах — один из ярких маркеров существования гендерного неравенства. Сегодня во всём мире только 14 из 157 центральных банков возглавляют женщины.

В России с 2013 года запрещено указывать в объявлениях о найме сотрудников предпочтительный пол, возраст и национальные признаки. Но в рейтинге гендерного равенства ВЭФ Россия всё ещё находится на 81‑м месте, сразу после Таиланда и Казахстана.

Внедрение принципов инклюзии — не только затраты, но выгода для бизнеса. Компании с гендерным разнообразием среди топ-менеджеров на 15–21% чаще показывают прибыль выше среднего в сравнении с теми, где нет такой практики. А фирмы, в которых соблюдается этническое и культурное разнообразие, работают лучше на 33–36%. Это показали результаты исследования международной компании McKinsey, опубликованные ещё в 2015 году. Через три года материал расширили и дополнили, но основные выводы остались без изменений.

Кадр: фильм «Опасная игра Слоун»

Правда, авторы исследований признают, что стратегия D&I требует немалых усилий от руководства компаний, а иногда и серьёзных финансовых вливаний.

Независимо от того, на собственные или грантовые средства реализуется инклюзивный бизнес, он может стать выгодным в любой стране, в том числе и в России, говорит Анатолий Чургель. Потенциальный пример — идея проекта по адаптации молодых людей с аутизмом от Академии керамики Санкт-Петербурга. В компании готовы предоставить места 36 новичкам. Выгоду ожидают двойную — закрыть кадровый вопрос и расширить производство.

От новых кадров не ждут, что все они станут искусными керамистами, но здесь как раз и нужны те, кто способен на монотонные операции. Количество мастеров-керамистов всё ещё в два раза меньше, чем нужно отрасли, хотя средняя зарплата на таких предприятиях — 150 тысяч рублей.

«Для компании этот проект — не только доброта, но и коммерческий расчёт. В том числе на новые творческие идеи, на дисциплинированных и прилежных работников, на сотрудничество. А ещё — на развитие», — говорит Чургель.

Руководитель группы в ICL Services Надежда Валеева считает, что разнообразие в компании — залог гибких и взвешенных решений. Инклюзивные команды могут взглянуть на одну и ту же проблему с разных углов, высказать разные мнения. Поэтому у такой фирмы намного больше шансов сделать более универсальным конечный продукт, который подойдёт большему количеству потребителей.

Валеева называет ещё две очевидные для бизнеса выгоды инклюзивного подхода. Первая — кадровая политика.

«Не нанимая людей с инвалидностью, мы на 10% сужаем воронку поиска».

Надежда Валеева

Её мнение основано на том, что 10% жителей России имеют инвалидность — а она может быть не только видимой. К основаниям для установления инвалидности относится и диабет, и онкологические заболевания.

Вторая причина в том, что люди с инвалидностью — более мотивированные сотрудники. Им сложнее найти работу, поэтому они больше вкладываются. «Работа даёт им возможность реализовывать себя и „не сидеть на шее“ у родственников и близких», — отмечает Надежда Валеева в разговоре со Skillbox Media.

Фото: Freepik

За рубежом бизнес уже давно выработал принципы внедрения D&I-повестки, а российские компании только начали формировать свои алгоритмы. Например, в конце 2021 года такую стратегию описал «Сбер». Мы рассмотрели несколько вариантов и составили чек-лист по внедрению принципов инклюзивности.

  • Оценить соотношение сотрудников из разных социальных групп на разных позициях в компании. Приверженцы инклюзии недаром публикуют данные о количестве женщин на руководящих постах и считают важным соблюдать принцип равенства.
  • Изучить опыт компаний, успешно внедривших принципы D&I. Это позволит позаимствовать самые эффективные практики конкурентов.
  • Оценить и, если требуется, изменить принцип формирования команды. Часто именно преграды на этапе начального отбора мешают собрать по-настоящему креативную команду.
  • Идеей разнообразия должен быть увлечён весь коллектив, но в первую очередь руководитель. Во многом от него зависит и настроение команды, и её состав.
  • Провести аудит потребностей сотрудников и клиентов с особенностями. Достаточно будет простого опроса.
  • Контролировать соблюдение принятых в компании стандартов инклюзии и по возможности их совершенствовать. Если в офисе есть подъёмник для колясок, нужно регулярно проверять его работоспособность. Если в компании работают сотрудники с ОВЗ, неплохо регулярно интересоваться уровнем их комфорта в компании и реагировать на их нужды. Всё, что они предлагают внедрить в офисе, может быть полезно и для продукта, и для клиентов.

В России в числе первых крупных корпораций о внедрении инклюзии заявил «Сбер». В компании утверждают, что проектированием аудиоинтерфейсов в одном из подразделений занимается сотрудник с инвалидностью по зрению. Помимо развития инклюзивности внутри компании, «Сбер» также адаптирует продукты под особые потребности клиентов. Когда в коллективе есть люди с инвалидностью, это позволяет лучше понимать их нужды.

Сегодня любой российский ресторан может помочь незрячим клиентам самостоятельно выбрать еду и напитки. Для этого у посетителя должно быть установлено в телефоне приложение «Доступная еда». Программа работает в режиме как ручного, так и голосового ввода. Голосом можно назвать город и прослушать меню заведений, которые присоединились к проекту. По словам автора приложения Дарьи Датченко, инициативу уже поддержали 220 заведений в 44 городах.

Росгосцирк в апреле 2022 года объявил о запуске инклюзивного проекта «Цирк на ощупь». Самые популярные цирки страны планируют оснастить специальным оборудованием для тифлокомментирования, а сотрудников обучат работе с незрячими и слабовидящими зрителями. Так цирк хотят сделать понятнее и доступнее.

«Цирк на ощупь»
Фото: Министерство культуры РФ (culture.gov.ru)

Любой бизнес можно перестроить в сторону инклюзивности, но нужно быть готовым, что это потребует работы с коллективом. Представитель застройщика элитной московской недвижимости Stone Hedge Анастасия Малкова рассказала, как у них совместно с благотворительной организацией «Ночлежка» появился проект по трудоустройству бездомных на стройки. Не все в компании приняли идею радостно.

«Были стереотипы о том, что бездомные — сплошь алкоголики, наркоманы. Мы работали с сотрудниками, показывая, что многие бездомные люди могут вернуться к нормальной жизни, если протянуть им руку», — говорит Малкова. По её словам, на внедрение программы ушло в общей сложности пять-шесть месяцев.

На федеральном уровне в России продвигать тему инклюзивности поручено Агентству стратегических инициатив, где для этого создан специальный проект «Открыто для всех». Его цель — создать сообщество инклюзивного бизнеса и объединить лучшие российские практики по созданию безбарьерной среды. Судя по всему, пока процесс идёт небыстро. На момент написания материала всего шесть российских компаний заключили Национальный инклюзивный договор (НИД).

Скриншот: Skillbox Media

Если об инклюзивности в российском бизнесе в последнее время говорят всё чаще, то задача добиться гендерного баланса в большинстве фирм по-прежнему стоит редко. В 2020 году российский Forbes решил составить рейтинг лучших для женской карьеры компаний России. По словам авторов исследования, определённый прогресс в развитии темы гендерного равноправия есть, но во многих компаниях они столкнулись с непониманием самой важности темы. Оказалось, что поддержку женщин в российском бизнесе понимают по-разному. Из российских компаний в рейтинг попали банк «Тинькофф», Wildberries, Gloria Jeans, «ВкусВилл» и «Алроса». Лидером стала французская Danone, а примерно половина компаний из списка оказались представительствами европейских или американских фирм: Nissan, IKEA, PepsiCo Holdings, Mars, McDonald’s и другие.

Последние несколько лет в России работают и компании, профессионально занимающиеся внедрением стандартов D&I. Так, Babat Consulting разрабатывает стратегию и предоставляет необходимые для её реализации инструменты. В фирме говорят, что не все меры по обеспечению разнообразия одинаково эффективны и многие компании идут по пути проб и ошибок.

За рубежом список компаний, придерживающихся принципов инклюзивности, заметно шире. В их числе мировые гиганты Google, Apple, Microsoft и Amazon. Последняя в течение трёх лет публикует отчёт, где отслеживает количество женщин в команде. Представители корпорации считают, что разнообразие позволяет ей лучше представлять свою глобальную клиентскую базу.

Конференции и форумы, а также компании по внедрению стандартов D&I — привычная практика на Западе. Чтобы побудить лидеров фирм к внедрению принципов инклюзивности и разнообразия, за рубежом придумали погружать их в виртуальную реальность.

Для западных компаний привычно, когда следование принципам D&I открыто декларируется на сайте. При этом сам компания по профилю может быть любой — от модной платформы до разработчика игр.

Темы D&I ежегодно обсуждаются на глобальном специализированном форуме для лидеров. В этом году среди заявленных для выступлений тем есть обсуждение потребности в программах женского лидерства, поддержка женщин на рабочем месте в период менопаузы, поддержка и защита интересов трансгендерных и небинарных сотрудников по всему миру, роль компаний в поддержке беженцев.

В России действует ряд законов, которые обеспечивают минимальную защиту прав людей с инвалидностью на предприятиях.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает для работодателей квоту по трудоустройству людей с ОВЗ. В зависимости от региона и численности штата для таких людей должно выделяться 2–4% рабочих мест.

В России также действует конвенция ООН о правах людей с инвалидностью. Среди прочего она предписывает принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия.

Права людей с ОВЗ закреплены в поправке к статье 14.8 Кодекса об административных правонарушениях. По ней предусмотрены суровые штрафы: за отказ от предоставления услуг юрлицо могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 тысяч рублей.

Есть и меры поощрения бизнеса. Например, инклюзивные проекты могут получать господдержку. Соответствующие поправки к закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» приняты в июне 2020 года.

Научитесь: Финансы для предпринимателя
Узнать больше

Данные рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций, которые заинтересованы в создании инклюзивной образовательной среды и проектировании процесса развития инклюзии.

Книга «Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях» разработана коллективом авторов МГППУ и адресована образовательным организациям общего образования. В издании рассматриваются психолого-педагогические и нормативно-правовые основания для создания инклюзивной среды образовательной организации, а также способы проектирования инклюзивной среды.

Качественные изменения самой школы, необходимые для создания эффективных условий включенности каждого ребенка в образовательный процесс, требуют структурирования, оценки и совместного проектирования инклюзивной образовательной среды.

Авторы сделали обзор отечественных и зарубежных подходов к определению понятия «инклюзивная образовательная среда», представили требования к инклюзивной образовательной среде и способам ее оценки, описали этапы ее создания и роль участников образовательного процесса. Также уделили внимание сетевым ресурсам для создания инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях.

Данные методические рекомендации, подготовленные на основании экспертной работы и научных исследований сотрудников Института проблем инклюзивного образования МГППУ, могут помочь руководящим и педагогическим работникам образовательных организаций сформировать школьный проект по созданию инклюзивной образовательной среды и вести систематическую работу по оценке и проектированию ее основных компонентов.

От авторов:

«Сегодня мы понимаем, что недостаточно внедрять идею инклюзии волей образовательной политики. Инклюзивность должна стать направлением изменений всей системы современного образования, вследствие этого необходимо проектировать образовательную среду каждой школы на основе принципов инклюзии и участия всего школьного сообщества».

«Ряд тематических исследований показал, что для того, чтобы школы стали инклюзивными, в них необходимо развивать обучение в соответствии с «экологией инклюзии». Экология инклюзии является фундаментальным понятием, объясняющим разницу между специальным и инклюзивным обучением».

Авторский коллектив, который работал над этой книгой, надеется на то, что рекомендации окажутся полезными, вызовут дискуссии и обсуждения в педагогических коллективах и будут применены в проектировании образовательной среды школы, идущей к инклюзии.

Электронный вариант методических рекомендаций «Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях» вы можете скачать в свободном доступе.


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Как обучать людей с инвалидностью так, чтобы это было комфортно всем – и самим студентам, и преподавателям? Несмотря на актуальность, на уровне методики эта тема недостаточно проработана. Дело, конечно же, не только в пандусах. Доцент Челябинского государственного университета, кандидат педагогических наук Светлана Курносова разрабатывает онлайн-курс «Проектирование инклюзивной информационно-образовательной среды». В 2015/16 учебном году Светлана выиграла грантовый конкурс по Стипендиальной программе Владимира Потанина на разработку дистанционного курса. Он должен стартовать в 2017 году, курс предназначен для магистров − будущих преподавателей, управленцев в образовательных учреждениях и исследователей в сфере педагогики.

Автор курса рассказала «Филантропу», что важно учитывать профессионалам в ВУЗах, чтобы сделать университетскую жизнь студентов с инвалидностью по-настоящему полноценной.

Инклюзивная среда — это весь университет

Прежде всего, нужно понимать, что инклюзивная информационно-образовательная среда – это университет во всех его проявлениях: это коридоры и аудитории, библиотеки и спортзалы, компьютеры и компьютерные программы, то есть вся совокупность материальных и виртуальных средств и инструментов обучения. Термин «инклюзивная» означает доступная: в современном мире важно учитывать особые образовательные потребности людей, в том числе имеющих проблемы слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Формировать позитивное отношение к людям с особенностями

Проектирование среды – это теория и методика, искусство и психология. Задачей курса является не только обучение студентов технологиям работы со специализированным программным обеспечением, позволяющим представлять учебную информацию в доступном слабовидящим и слабослышащим студентам виде, но и формирование позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Начинать работу еще до ВУЗа

Начинать работу с людьми с ограниченными возможностями нужно с довузовской подготовки, которая может быть организована в виде подготовительных курсов, занятий в Открытом университете, Малой Академии и научном обществе учащихся. Чем раньше абитуриент придет в университет, тем уверенней будет его настрой, успешней обучение. Более 20 лет в ЧелГУ работает Региональный учебно-научный центр инклюзивного образования. Центр координирует довузовскую подготовку, поступление, интегрированное обучение и сопровождение во время учебы людей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в университете обучаются 117 студентов-инвалидов. Каждого из них сотрудники центра знают лично и оказывают комплексную поддержку. Более 10 старшеклассников и выпускников школ с инвалидностью ежегодно являются слушателями курсов довузовской подготовки.

Оказывать психологическую поддержку

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья должно стать важной частью инклюзивного высшего образования. Тьюторы, оказывающие индивидуальную методическую помощь в освоении дисциплин, психологи, помогающие справится с трудностями адаптационного периода, реабилитологи, медицинские работники, и, наконец, преподаватели, квалифицированные в области инклюзии – это те специалисты, которые создают инклюзивную среду в образовательной организации.

Использовать современные технологии

Информационные и дистанционные технологии совершили прорыв в инклюзии. Необходимость в создании инклюзивной информационно-образовательной среды признают большинство респондентов из числа научно-педагогических работников, при этом 89% указывают на недостаточность методических, технологических, теоретических знаний для создания качественного образовательного продукта, востребованного студентами с инвалидностью. В ЧелГУ более 30% учебных дисциплин представлено в MOODLE – виртуальной обучающей платформе. Создание виртуальных образовательных продуктов – видео и аудиолекций, дистанционных курсов, которыми могут воспользоваться люди с различными ограничениями здоровья, должно стать профессиональной компетенцией для каждого педагога.

Заниматься не только обучением

Образование – это не только обучение. Воспитательный потенциал вуза необходимо использовать для раскрытия творческих способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, инклюзивная команда студентов факультета психологии и педагогики ЧелГУ является лауреатом Всероссийской премии «Единство» (МФТИ, 2016 г.), принимает участие в молодежном инклюзивном проекте «Равный – равному». В скором будущем в нашем вузе начинает работу инклюзивный молодежный клуб «Навстречу» – многопрофильная организация, состоящая из студентов (в том числе с инвалидностью), волонтеров, реализующая регулярные проекты по профориентационной, реабилитационной, досуговой, гражданско-патриотической работе.

Помогать с трудоустройством

Важно помнить, что стратегической целью инклюзии в образовании является помощь в трудоустройстве выпускника с инвалидностью. В ЧелГУ второй год проходит чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью Abilympics. В рамках чемпионата проводятся круглые столы, ярмарки вакансий. Победитель получает возможность пройти стажировку в профильной компании. Масштаб чемпионата позволяет вовлекать в инклюзивную среду всех студентов вуза, формируя отношение инвалидам без фобий и неприязни. На сегодняшний день более 300 выпускников университета из числа людей с инвалидностью успешно трудоустроены.

30 сентября начался очередной грантовый конкурс для преподавателей магистерских программ по Стипендиальной программе Владимира Потанина. 


1. Подготовительный этап

Признание руководством  инклюзии, как одного из приоритетов организационного развития.

Создание организационной структуры по инклюзивному образованию: Совет по инклюзивному образованию, Компетентностный центр.

Определение и выделение источников финансирования.

2. Организационно-технический этап

Адаптация зданий, помещений для создания безбарьерной среды жизнедеятельности.

Создание инфраструктуры инклюзивного образования (напр. мест для самостоятельной работы учащихся с особыми потребностями, комнаты уединения).

Приобретение специальных технических средств.

3. Содержательный этап

Повышение квалификации педагогов, сотрудников и руководителей по вопросам инклюзивного образования.

Проектная деятельность.

Методическая работа.

4. Этап формирования инклюзивной корпоративной культуры

Воспитание ценностного отношения к многообразию и гетерогенности.

Организация совместной деятельности представителей гетерогенных групп в корпоративных мероприятиях.

Информационно-пропагандистская работа.

5. Этап создания системы поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями

Выявление и учет учащихся, нуждающихся в особой подготовке, диагностика их проблем.

Формирование команд сопровождающих (тьюторов) и наставников.

Создание системы медицинского и психолого-педагогического сопровождения.

Разработка учебных планов, программ по проблемам многообразия и гетерогенности.

Информационная поддержка представителей гетерогенных групп.

6. Этап развития сетевого взаимодействия

Работа с детьми и родителями с особыми образовательными потребностями, не посещающими учреждения образования (информирование, консультирование, поддержка).

Включение родителей учащихся с особыми образовательными потребностями в инклюзивную среду. 

Привлечение социальных партнеров.

Работа с выпускниками и будущими работодателями.

Взаимодействие с органами властями.


В мире сильнее укрепляются стандарты «новой» этики — терпимость, равноправие и разнообразие. Инклюзивность — важная их часть. Рассказываем, что такое инклюзивность и как она проявляется в обществе, образовании и бизнесе

Что такое инклюзивность и почему она важна?

Инклюзивность — это включение кого-либо или чего-либо в общественный процесс. Слово «инклюзия» происходит от латинского «Includo», что означает «включаю».

Чаще всего инклюзивность предполагает включение в жизнь общества людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): имеющих особенности физического развития, инвалидность или ментальные отличия.

В современном мире популяризируются дискуссии о расширении понятия инклюзивности. Так, инклюзивность может быть гендерной, то есть равно включающей женщин в социальные процессы, этнической, когда речь идет о расовом или этническом разнообразии и так далее. Главный принцип инклюзивной культуры — создание равного доступа к социальному процессу для всех инклюзивных классов, то есть групп людей, которые исторически оказались исключены из общественной жизни: по признакам пола, расы, состояния здоровья и так далее.

К примеру, инклюзивность предполагает социальный подход к инвалидности. При таком подходе человек с особенностями не маркируется как «проблема», а наоборот — общество несовершенно и создает барьеры для человека с ограниченными возможностями. Это делает понятие инклюзивности очень широким: оно касается и городской среды, к примеру, создания комфортного передвижения на инвалидной коляске; и образования, в случае обучения детей с особенностями в обычных школах; и рабочего пространства, и бизнеса, и многих других областей.

Стоит отметить, что инклюзивность и разнообразие — похожие, но не идентичные понятия. Если разнообразие чаще фокусируется на репрезентации, то инклюзивность помогает людям интегрироваться в социум и чувствовать свою принадлежность.

Фото:Unsplash

Инклюзивное образование

В России обучение детей с особенностями здоровья имеет более чем 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске было открыто первое училище для 12-и глухонемых детей, а в 1807 году — образовательное учреждение для слепых детей. Однако только в 1990-х годах стали появляться экспериментальные программы по интеграции детей с ограниченными возможностями в учебный процесс обычных школ.

В 1994 году произошло важное событие — под эгидой ЮНЕСКО в Испании прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, на которой был введен в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования.

Инклюзивное образование предусматривает активное включение детей с особенностями в учебный процесс обычной школы. Важно отметить, что инклюзия также предполагает пересмотр системы образования в сторону создания комфортной обучающей среды для всех.

Международный опыт показывает, что обучение вместе со сверстниками помогает особенным детям улучшить показатели родной речи и математики, а на успеваемость учеников без инвалидности инклюзия влияет нейтрально или положительно.

Вместе со специалистами Центра лечебной педагогики «Особое детство» расскажем о том, почему инклюзивное образование важно и в каком положении оно находится в России.

Почему это важно

В 2022 году в России проживает более 700 тыс. детей с инвалидностью. По закону, все они имеют право доступа к образованию с учетом их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей. Многие из этих ребят обучаются вместе со сверстниками благодаря развитию инклюзивного образования.

Инклюзия помогает детям интегрироваться в школьный социум, борется со стигматизацией, и в числе прочего учит нормотипичных детей коммуницировать и жить вместе с особенными детьми.

Има Захарова, учитель-дефектолог, психолог, эксперт Центра лечебной педагогики «Особое детство»:

«Для нас важнее другой термин — интеграция. Интеграция предполагает систему, которая действует как единое целое, и каждая часть системы важна. Идея интеграции подразумевает равноценность каждого и ценность жизни каждого. Если мы это декларируем, мы должны создавать равные условия для того, чтобы эта ценность процветала и жила. Какую пользу получают все участники? Мы все уникальны, и видя уникального человека и наделяя его достоинством, мы можем относиться к нему с большим уважением».

Помимо социальных плюсов, инклюзивное образование зачастую дарит детям с ОВЗ возможность учиться, не расставаясь с семьей. Педагог центра «Особое детство» Ольга Бояршинова рассказывает, что в большинстве регионов специальное образование можно получить, только отдав ребёнка в интернат. Дело в том, что подходящая коррекционная школа может находиться в 100, 400 или более километров от дома, а детям важно расти в семье.

Альтернативы и сложности

Альтернатива инклюзии — специальное или коррекционное образование. Такой метод имеет свои плюсы и минусы, однако он основан на медицинской модели инвалидности, которая концентрируется на диагнозе ребенка, часто приводя к стереотипам и предрассудкам. Бояршинова призывает выстраивать помощь ребенку в зависимости от его особенностей. В случае выбора специального образования важно, чтобы коррекционная школа была не единственным местом, в котором ребенок соприкасается с миром.

Има Захарова:

«Психолог Лев Выготский говорил, что все специальные школы антисоциальны, потому что настроены на выведение ребенка из социума. Вроде бы там хорошо: все предусмотрено и продумано. Но идя по этому пути, человек не попадает в реальную жизнь. Наше общество очень многообразно, а опыт обучения в обычной школе — это опыт многообразия, опыт реальной жизни».

Как строится инклюзия в школе

Есть ряд важных факторов, соблюдение которых необходимо для построения инклюзивного образования. Школа должна быть адаптирована под нужды особенных учеников и речь идет не только о пандусах, но и о материально-технической базе, к примеру, для слабовидящих и слабослышащих детей.

Также важнейшую роль играет квалификация персонала. К детям с ОВЗ особенно важно применять индивидуальный педагогический подход, а также обращать внимание на интеграцию ребенка в коллектив. Среди родителей распространено беспокойство насчет того, как обычный класс примет особенного ребенка.

Има Захарова считает, что если взрослые с уважением относятся к ребенку с особенностями, то одноклассники, глядя на взрослых, будут поступать так же.

Ольга Бояршинова, педагог Центра лечебной педагогики «Особое детство»:

«Наличие буллинга и неприятия в школе — это ответственность взрослых. Если у ребенка выраженная инвалидность, то как правило, дети сами не травят такого ребёнка. Они могут не понимать, как с ним общаться и в таком случае для объединения детей нужны специальные усилия взрослых. Если их прикладывать с умом, заинтересовывать, а не заставлять, то даже в случае очень тяжелой инвалидности у одного из детей, может получиться интересное общение и важный социальный опыт для всех участников».

Инклюзивность в бизнесе

Разнообразие и инклюзия — важные тренды в бизнесе, помогающие компаниям увеличивать рост и покорять новые рынки.

Эти термины не стоит путать. Когда в компании присутствуют и имеют голос работники разных гендеров, рас, обладающие разным социальным опытом — это разнообразие.

Инклюзивность — системный и широкий подход к организации рабочей жизни, который нельзя определить только количеством сотрудников с инвалидностью или другими представителями инклюзивных классов. Здесь важнее наличие инклюзивного климата, который создает равные условия для всех и исключает бытовую дискриминацию.

Фото:Shutterstock

Об инклюзии в бизнесе и рабочих возможностях соискателей с ограничениями здоровья мы поговорили с Еленой Мартыновой — соосновательницей проекта Everland, инклюзивного пространства, помогающего людям с инвалидностью достичь профессионального роста.

Плюсы инклюзии для бизнеса

Инклюзия несет за собой не только социальные, но и экономические плюсы для бизнеса. К примеру, компании, в которых достигнуто этническое разнообразие, показывают на 35% более высокий результат, а гендерное равенство приносит компании успех на 15% больше, чем у конкурентов, не соблюдающих эти принципы.

Также доказана связь разнообразия и инклюзии с корпоративными инновациями и привлечением новой рыночной аудитории.

Елена Мартынова, соосновательница проекта Everland:

«Самый основной и очевидный плюс — это устойчивость команды, снятие общей тревожности. Если мы понимаем, что рядом есть человек с ограничениями здоровья или приобретенной инвалидностью, но компания дала ему возможность продолжать свою профессиональную деятельность, для нас это сигнал защищенности.

Сотрудники видят, что если с ними что-то случится, они не потеряют работу.

Также люди с инвалидностью привносят с собой очень важную экспертизу для развития клиентского сервиса. Он позволяет учитывать разные аспекты доступности услуг для всех категорий клиентов, в том числе и для людей с разными ограничениями здоровья».

Согласно отчету Accenture Getting to Equal 2020: Disability Inclusion в компаниях, которые возглавляются руководителями, сосредоточенными на работе с людьми с инвалидностью, в сравнении с их коллегами, продажи выше в 2,9 раз, а прибыль — в 4,1 раз. В 2019 году возникло глобальное движение The Valuable 500, объединившее крупнейшие компании со всего мира, которые включили инклюзию в свою стратегическую повестку.

Сложности инклюзии в России

В России немаловажную роль в построении инклюзивного бизнеса играют государственные инициативы и система квотирования. По данным Росстата в 2022 году в России проживает 3,5 миллиона людей с инвалидностью трудоспособного возраста, из них трудоустроены только 1,5 миллиона. Среди этих людей удовлетворены своей работой оказались 36%, когда как 51% оценили свою работу как «не вполне удовлетворительную».

Мартынова из Everland считает, что к этому приводит комплекс проблем как со стороны соискателей с инвалидностью, так и со стороны работодателей. У соискателей с инвалидностью, даже при наличии одного или нескольких высших образований, чаще всего ниже коммуникативные навыки, меньше опыта.

Со стороны работодателей есть запрос на специалистов с инвалидностью и сегодня спрос превышает предложение. Но пока в компаниях нет понимания, как качественно отстроить интеграцию людей с ограничениями здоровья в рабочую среду.

Также соискатель может столкнуться с дискриминацией в зарплате и «стеклянным потолком», при наличии которого сотрудник теряет возможность развиваться внутри компании. Специфической проблемой является страх потери части выплат при трудоустройстве людей с инвалидностью.

Фото:«Альпина Нон-фикшн»

Как построить инклюзивный бизнес

В современной бизнес культуре активно внедряется идея инклюзивности: выходят исследования и специальные гайды, а от показателей разнообразия во многом зависит репутация. Около 60% компаний из списка Fortune 500 имеют в штате специального сотрудника, отвечающего за инклюзивный климат рабочей среды.

В России также есть компании, которые специализируются на построении культуры разнообразия и инклюзивности.

Ключевые рекомендации по внедрению инклюзии в бизнес:

  • Провести онбординг сотрудника внутри коллектива, чтобы предупредить возникновение стереотипов, дискриминации, страхов в коммуникации.
  • Отобрать подходящие вакансии с учетом специфики аудитории и правильно их описать.
  • Сделать доступным собеседование и адаптировать этап обучения, если он есть.
  • Учесть особенности оформления документов.
  • Грамотно соотнести нагрузку и возможности соискателя.

Во многих компаниях организуются специальные тренинги для HR-менеджеров, а также создаются советы по инклюзивной среде.

Не стоит думать, что внедрение инклюзии очень дорого, и поэтому доступно только крупным компаниям. Эксперт проекта Everland сообщила, что среди партнеров проекта есть много небольших организаций, которые работают с контент-специалистами, переводчиками, клиентскими менеджерами или дизайнерами с инвалидностью.

Елена Мартынова:

«Развитие digital и дистанционной работы сильно облегчило взаимодействие всем сторонам. По нашим внутренним исследованиям более 70% соискателей с инвалидностью хотят и могут работать только удаленно. Есть плюс и для работодателей. Дистанционная работа — это возможность обойтись без дорогостоящей адаптации офлайн-инфраструктуры».

Кейсы компаний

В России действует множество организаций, помогающих в трудоустройстве людям с ограничениями здоровья. Крупные компании в основном нанимают сотрудников с инвалидностью через них, но есть и прямые пути, например, на сайте Сбербанка можно фильтровать вакансии, подходящие для людей с инвалидностью. По словам представителей компании, сейчас в Сбербанке работает единственный незрячий сотрудник на всю банковскую отрасль России.

В 2019 году компания «Билайн» присоединилась к движению The Valuable 500, а в 2020-м запустила программу BeeInclusion — экосистему инклюзивных проектов, повышающих качество жизни людей с инвалидностью.

В сети гипермаркетов «Ашан» по всей России работают около 1 тыс. сотрудников с нарушениями слуха, программа работает с 2008-го года. Собеседование в компании адаптировано, при нем присутствует сурдопереводчик, а чтобы избежать недопонимания со стороны покупателей — на кассе стоит табличка «вас обслуживает слабослышащий сотрудник».

Инклюзивность в обществе

Инклюзивная культура не ограничивается доступом к образованию и рабочим местам. Ведь так же, как и люди без ограничений здоровья, представители инклюзивных классов живут в обществе.

К примеру, активно развивается инклюзивный туризм — возможность пользоваться туристическими услугами всем путешественникам без исключения. Основной инструмент инклюзивного туризма — универсальный дизайн, который учитывает особые потребности путешественников, но при этом подходит всем категориям людей.

Инклюзивность также развивается в модной индустрии и кинематографе. В Голливуде все чаще уделяется внимание репрезентации, актеры с особенностями здоровья получают роли, популяризируется инклюзивный райдер.

На 94-й церемонии «Оскар» в 2022 году награду за лучший фильм получила картина «CODA: ребенок глухих родителей», главная героиня фильма — слышащая девушка, которая живет с глухонемыми родителями и братом. Также актер Трой Коцур, сыгравший отца семейства был награжден статуэткой за лучшую мужскую роль второго плана, став первым слабослышащим актером, удостоенным «Оскара».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии