Прочитайте онлайн Инновационный менеджмент: Шпаргалка | 32. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ
32. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ
Под организационными инновациями понимают инновационные изменения в структуре организации предприятия. Цели осуществления организационных инноваций: 1) реализация новой стратегии развития; 2) изменение структуры предприятия с учетом нового законодательства и стандартов; 3) улучшение финансовых показателей в рамках основной деятельности компании; 4) устранение внутриорганизационных проблем; 5) вывод предприятия из кризиса.
При разработке и осуществлении организационных изменений должны учитываться основные положения современных концепций развития предприятия. Современные концепции развития предприятия базируются на следующих аспектах: 1) предприятие представляет собой открытую систему с обратной связью; 2) развитие предприятия определяет конкурентная среда, в которой оно функционирует; 3) основным ресурсом предприятия являются кадры; 4) основным элементом внешней среды предприятия являются потребители; 5) развитие менеджмента предприятия определяется развитием информационных технологий.
Организационные инновации – это новые формы организации деятельности, а именно: организации технологических процессов; организации трудовой деятельности; организации передачи информации и пр. К инновационным формам организации деятельности относятся виртуальные организации. Их особенность состоит в отсутствии (или сведении к минимуму) традиционных форм взаимодействия элементов организации друг с другом или с элементами непосредственного окружения. К виртуальным организациям относятся: интернет-магазины; виртуальные конструкторские бюро; виртуальные консалтинговые фирмы; учебные заведения с дистанционным образованием и пр. Достоинства виртуальных организаций: 1) отсутствие (минимизация) расходов, связанных с арендой и эксплуатацией производственных мощностей; 2) свободный рабочий график сотрудников; 3) использование современных коммуникационных технологий; 4) высокая адаптивность к различным изменениям.
Для осуществления организационных изменений используются процедуры инжиниринга и реинжиниринга. Инжиниринг – совокупность приемов, используемых для проектирования и развития бизнеса в соответствии с поставленными целями. Инжиниринг может осуществляться непосредственно самим предприятием или специализированной инжиниринговой фирмой. Инжиниринг проводится путем: а) эволюционных изменений, имеющих вид рационализации деловых процессов; б) радикальных изменений, имеющих вид изобретений новых деловых процессов. Радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения скачкообразных изменений в основных функциональных сферах деятельности называется реинжиниринг. Направлениями реинжиниринга являются: 1) осуществление диверсификации путем проникновения в родственный или неродственный бизнес; 2) пересмотр портфеля диверсифицированной компании; 3) реорганизация деятельности путем масштабного преобразования технологических процессов; 4) внедрение механизации, автоматизации, компьютеризации.
Пройдите онлайн тестирование и получите сертификат!
Тема тестирования: Управление проектами
Пройдите курсы профессиональной переподготовки и получите документы установленного образца:
Государственное и муниципальное управление в образовательных организациях 2000 ч.
Стоимость:
10300 р. 7290 р.
Количество
часов: 2000
Пройти курс
Государственное и муниципальное управление в образовательных организациях 1500 ч.
Стоимость:
8800 р. 6290 р.
Количество
часов: 1500
Пройти курс
Государственное и муниципальное управление в образовательных организациях 1000 ч.
Стоимость:
7350 р. 5290 р.
Количество
часов: 1000
Пройти курс
Государственное и муниципальное управление в образовательных организациях 600 ч.
Стоимость:
5850 р. 4290 р.
Количество
часов: 600
Пройти курс
Государственное и муниципальное управление в образовательных организациях 300 ч.
Стоимость:
4350 р. 2990 р.
Количество
часов: 300
Пройти курс
Преимущества нашего сервиса
1. По ФГОС
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
2. Быстро
Результаты тестирования доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
3. Честно
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Инновации в бизнесе могут быть определены очень простым способом: это все идеи, концепции, технологии или процессы, которые внедряются на предприятиях и позволяют руководству что-то улучшать, получать более высокое качество товаров или создавать новый продукт или услугу. Эти изменения дают возможность достичь целей, связанных с бизнес-операциями предприятия, то есть они позволяют увеличить объем продаж и повысить уровень прибыльности деятельности.
По словам Питера Друкера, одного из основоположников современной теории менеджмента, инновации — это особый инструмент в руках менеджеров, с помощью которого они приобретают возможность заниматься иными видами деятельности или предоставляют новые услуги.
Сущность и концепция
Организационные инновации — это внедрение нового метода в принципы работы, принятые компанией, в структуризацию рабочих мест или во взаимодействия с окружающей средой.
Данные нововведения не предполагают процессы слияния и поглощения, если даже они были осуществлены впервые. Организационные новшества являются не только фактором, поддерживающим изменения в продуктах, но также могут оказывать существенное влияние на эффективность бизнес-операций, способны повысить качество и эффективность работы, активизировать обмен информацией или повысить способность компании изучать и использовать иные знания и технологии.
Инновации обычно связаны с чем-то таким, что еще не использовалось на конкретном предприятии, или с изменением чего-либо уже существующего, чтобы оно стало лучше. Нововведения могут относиться к различным типам процессов, явлений, которые являются как организационными и техническими, так и социальными или психологическими.
Особенности
Отличительной особенностью данного типа рационализации является внедрение принципиально иного организационного метода (в деловую практику, в организацию рабочих мест, в производственный процесс), который ранее на данном предприятии не использовался.
Исторический аспект
Американский и австрийский политолог и экономист Джозеф А. Шумпетер ввел термин «инновации» в экономическую науку. Он понимал под ним:
- Введение иного продукта, о котором покупатели еще не знают, или какого-то другого бренда.
- Внедрение метода производства, который еще не применялся.
- Открытие иного рынка.
- Поиск другого источника сырья.
Концепция нововведений понимается по-разному. Для американского экономиста Майкла Портера инновация — это использование прогрессивных идей. Они должны приносить экономическую выгоду, различные технологические усовершенствования или применять лучшие методы работы. У профессора международного маркетинга Ф. Котлера похожий подход к нововведениям, под которыми он понимал товар, услугу или идею.
Зачем нужны изменения
Среди основных целей организационных инноваций следует выделить:
- Реализация компанией новой стратегии.
- Изменение существующей структуры предприятия с учетом других стандартов.
- Улучшение финансовых показателей в рамках основной деятельности.
- Устранение внутриорганизационных проблем в компании.
- Выход предприятия из кризисного состояния.
Основные формы
Организационно-управленческие инновации следует проводить, внедряя прогрессивные методы производства или оказания услуг, принятые компанией. Сюда можно отнести управление снабжением и трансформация процессов, используемых на предприятии, реинжиниринг бизнеса. Также усовершенствования могут касаться внедрения иных решений в распределении задач между сотрудниками и полномочий по принятию решений.
Поскольку эту концепцию можно интерпретировать по-разному, выделим два вида организационных инноваций. Первый предполагает наличие технологических новшеств, то есть тех, которые относятся к продукту или производственному процессу.
Второй — нетехнологические варианты, то есть те, которые касаются организационных и маркетинговых изменений.
Среди организационных форм инноваций выделяют процессные и продуктовые.
Последние призваны улучшить существующий или представить новый продукт и услугу на рынке. Это улучшение касается технической стороны, материалов, используемых для производства, функциональности изделий и простоты использования.
Процессные организационно-управленческие инновации основаны на изменении метода производства. Это нововведение может касаться улучшения существующего способа или использования совершенно иного приема изготовления продукции. Компании выбирают этот тип внедрения изобретений по нескольким причинам:
- Необходимость снизить себестоимость единицы продукции.
- Повышение качества товаров и услуг.
- Внедрение нового производства.
Маркетинговые варианты изобретений касаются изменений упаковки продукта, его внешнего вида, методов продаж, продвижения продукта или услуги на рынке, изменения цен.
Последний вид инноваций является организационным типом. Они вносят изменения во внутреннюю структуру предприятия, а также в его связи с окружающей средой. Эти нововведения приводят к улучшению и к укреплению позиций компании, ее связей с внешней средой.
Основы формирования
Спрос или предложение часто становятся причиной нововведений. Рационализаторские идеи могут внедряться на самом предприятии или относиться к рыночной среде, в которой оно работает. Также нововведения относятся к региональному, корпоративному, национальному или международному рынку, а иногда и к глобальному.
В процессе создания новинок предприятие может внедрить свое собственное рационализаторское решение или выбрать более простой вариант, то есть применить метод, уже опробованный другой компанией. Инновации могут исходить от конкретного предприятия, извне или быть результатом сотрудничества различных компаний.
Вначале рождается идея для нового решения. Следующим этапом становится создание концепции. Позже один человек или назначенная команда разрабатывают предложенное нововведение. Прогрессивный метод, изобретенный в компании, продается, как любой другой продукт. Важно помнить, что все изменения, внедренные на предприятии, должны соответствовать ожиданиям.
Основные формы организационных нововведений можно разделить по принадлежности к малому и крупному бизнесу. Стратегии в этих формах существенно различаются. Большинство современных новшеств создается в условиях именно малого бизнеса.
Основы использования
Внедрение организационных инноваций — это конкретный комплекс мероприятий, которые все вместе составляют единый процесс. Основное представление заключается в создании соответствующих условий для реализации прогрессивных идей. Наиболее важные действия, которые составляют процесс организации внедрения новшеств, включают:
- Подбор подразделений, управляющих реализацией проекта.
- Получение необходимых ресурсов.
- Координацию деятельности, то есть обеспечение сотрудничества подразделений, которые выполняют частичные задачи.
- Определение системы надзора, контроля и принятия задач, подходящих для данного способа реализации.
- Определение метода информационного потока.
- Организацию обучения персонала.
- Подготовку подробной программы реализации.
- Разработку точных инструкций для чрезвычайно важных ситуаций.
- Создание группы сотрудников, которые будут отвечать за внедрение, и назначение им конкретных задач.
Факторы, оказывающие влияние на процесс внедрения
Инновации и организационные изменения на предприятии могут быть осуществлены благодаря влиянию различных факторов. Внедрение новых решений является относительно сложным процессом и связано с возникновением при его реализации многочисленных трудностей. Часто проблемы связаны с тем, что каждый раз процесс изменений в производстве (даже небольших) является индивидуальным и неповторимым.
Переход на прогрессивные технологии является примером традиционного способа преобразования. В ходе его осуществления исследовательская и опытно-конструкторская работа соответствующим образом трансформируется и превращается в конкретный продукт, метод производства, организационное и экономическое решение. Участниками внедрения являются и исполнители, и авторы идеи.
Кроме того, специфика инновации заставляет принимать в ней участие реализаторов и пользователей, которые будут применять новый продукт для своих нужд. Например, в случае введения нового лекарственного средства при его внедрении участвуют коммерческие подразделения, сервисные центры и потребители, определяющие спрос на медикамент. Как видим, существует несколько уровней таргетинга. Каждый должен точно указывать соответствующую область функционирования.
Процесс координации
В управлении организационными инновациями важную роль приобретают координация и контроль.
Координация, которая считается одним из наиболее важных элементов процесса реализации. Она рассматривается в качестве согласования и объединения всех частных видов деятельности. Как правило, каждый этап реализации включает несколько небольших отдельных проектов. Такая ситуация имеется даже в случае внедрения, осуществляемого на одном предприятии. Чтобы реализация идеи была эффективной и действенной, необходимо синхронизировать последующие этапы и элементы.
Что касается синхронизации, то должны быть приняты во внимание два ее основных аспекта. Во-первых, речь идет о точных сроках всех действий, чтобы внедрить данное новшество быстрее. Второй аспект касается правильного планирования задач. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы одни и те же действия не могли повторяться несколько раз.
Обеспечение эффективной координации возможно благодаря следующим факторам:
- Точные графики выполнения последующих этапов и конкретных задач.
- Подробные инструкции по внедрению.
- Поток актуальной информации.
- Соответствующая координационная группа, состоящая из представителей подразделений, выполняющих частичные задачи.
Процесс контроля
Чтобы подчеркнуть важность контроля в управлении всем инновационным процессом, следует обратить внимание на его значимость в качестве одной из ключевых функций управления на этапе внедрения решения. Одним из оправданий такой значимой важности контроля является то, что на этапе реализации необходимо задействовать более серьезные меры, чем на других стадиях инновационного процесса. Чтобы эффективно и рационально использовать эти средства, необходимо систематически контролировать деятельность, направленную на выявление любых недостатков и нарушений, а затем устранять их.
Основным интересом для контроля за организационно- экономическими инновациями должны стать три наиболее важных фактора:
- Достигнутые результаты.
- Сроки реализации последующих этапов мероприятия.
- Расходы, понесенные на выполнение обязательств.
В рамках контроля полученных результатов учитываются следующие параметры: вес, качество, пригодность, эффективность, техническая продуктивность. Проведение сравнения фактических расходов с ожидаемой прибылью является основой для принятия решений относительно сокращения затрат, изменения плана. Контроль сроков реализации проекта включает проверку того, сколько времени требуется для выполнения конкретных задач, а также определение дат начала и окончания работ по внедрению инновационных предложений.
Заключение
Основные выводы по исследуемой теме:
- Роль и значение организационных инноваций в современных условиях кризиса резко возрастает.
- Процесс их создания и внедрения должен носить непрерывный характер для достижения максимальной эффективности.
- При осуществлении на практике внедрения новшеств используют механизмы планирования во всех сферах деятельности компании.
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Инновационный менеджмент»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Понятие и основные характеристики организационных инноваций
Замечание 1
Организационные инновации – это инновации, связанные с обновлением способов организации какой-либо деятельности, ведения бизнес-процессов, организации рабочих мест, управления кадрами.
Внедрение инноваций данного вида ориентировано на повышение эффективности деятельности предприятия путем снижения административных и трансакционных издержек, повышение качества кадровой политики, организации работы персонала и его удовлетворенности осуществление рабочего процесса.
Организационные инновации могут касаться разработки новых методов взаимодействия хозяйствующего субъекта с внешней средой или новых способов реализации управления компанией, а также разработки новых механизмов управления персоналом. Они затрагивают любые организационные моменты функционирования хозяйствующего субъекта.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Организационные нововведения являются механизмом, который обеспечивает поддержание изменений различных процессов хозяйственной деятельности. Благодаря внедрению новшеств в организационные процессы осуществляется существенное воздействие на эффективность бизнес-операций, которые способны повысить качество и эффективность работы, активизировать обмен информацией или повысить способность компании изучать и использовать иные знания и технологии.
Организационные инновации являются радикальным методом модернизации таких процессов как:
- организация рабочих мест и процессов работы,
- ведение кадрового управления,
- организация производственного процесса,
- деловая практика,
- организация межличностного взаимодействия управляющего состава с сотрудниками.
Любая инновация направлена на экономический рост и прогресс. Обновление организационных аспектов деятельности ориентировано на получение определенной экономической выгоды. Для этого осуществляется качественное преобразование методов работы и организации ведения различных процессов.
«Организационные инновации» 👇
Организационные инновации внедряются в практику хозяйствующего субъекта в следующих случаях:
- разработка и реализация новой стратегии развития;
- преобразование структуры предприятия в опоре на новые стандарты и условия функционирования;
- ориентация на повышения качества деятельности, улучшение финансовых показателей и критериев развития хозяйствующего субъекта;
- борьба с проблемами внутриогранизационного характера;
- преодоление кризисных периодов развития хозяйствующего субъекта.
Организационные инновации в деловой практике включают в себя внедрение новых методов в организацию повседневной деятельности и порядок выполнения работ.
Инновации, которые внедряются в организацию рабочих мест включают в себя применение новых методов и технологий распределения ответственности и права принятия решений между сотрудниками организации, изменения процессов рабочей деятельности разного вида внутри подразделений организации и во взаимодействии этих подразделений, а также внедрение новых принципов структурирования деятельности, касающихся объединения различных видов работ, процессов в целях оптимизации эффективности использования рабочего времени, трудовых затрат в целом.
Организационные инновации во внешней сфере деятельности хозяйствующего субъекта касаются применения новых организационных методов в установлении внешних связей с другими хозяйствующими субъектами, различными институтами экономики, органами государственной власти. Разрабатываются перспективные и актуальные для современного общества формы сотрудничества с исследовательскими организациями или заказчиками, новые методы интеграции с поставщиками, производится использование результатов внешних исследований и разработок, привлечение к работе аутсорсинговых организаций и субподрядчиков.
Виды организационных инноваций
Внедряемые в организационные процессы новшества могут быть представлены тремя основными видами:
- Процессные организационные инновации. Они касаются внедрение новшеств в производственный процесс и порядок его реализации. могут меняться способы производства, внедрять новые, более эффективные технологии, обеспечивающие ресурсосбережение и рост производительности труда. Такие обновления ориентированы на изменение себестоимости единицы продукции, рост качества продуктов, выпуск нового продукта.
- Продуктовые организационные инновации. Данные инновации касаются улучшения технической стороны, материалов, используемых для производства, функциональности изделий и простоты использования. Они больше относятся к виду продуктовых инноваций, но затрагивают и организационные процессы.
- Маркетинговые инновации. Они касаются использования новых способов продвижения продукта на рынок, организации взаимодействия с потребителями и конкурентами. Они вносят изменения во внутреннюю структуру предприятия, а также в его связи с окружающей средой. Инновации обеспечивают получение хозяйствующим субъектом конкурентных преимуществ и укрепления рыночных позиций.
Алгоритм внедрения организационных инноваций
Внедрение организационных инноваций в деятельность хозяйствующего субъекта реализуется по следующему алгоритму:
- Анализ организационных процессов, выявление насущных проблем и вариантов их ликвидации.
- Выбор приоритетных подразделений, которых коснутся инновации. Это могут быть отдельные подразделения или же все отделы и подразделения хозяйствующего субъекта сразу. Все зависит от масштабов внедрения обновлений.
- Формирование ресурсного оснащения новшеств – сбор необходимых ресурсов для плодотворной реализации инновационных процессов.
- Координация деятельности, предполагающая обеспечение сотрудничества подразделений, которые выполняют частичные задачи.
- Разработка контрольных процедур для надзора за соблюдением последовательности инновационных внедрений и оценки их эффективности.
- Организация информационного обеспечения организационных обновлений.
- Организация обучения персонала новым методам работы и способам построения процессов.
- Разработка программы реализации внедрения организационных инноваций.
- Разработка инструкций по использованию новых методов деятельности, обновлению процессов работы и т. д.
- Распределение задач инновационного обновления между ответственными лицами, отдельными сотрудниками хозяйствующего субъекта.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Управление виртуальными проектами
Концепция управления виртуальными проектами приобретает все большее
значение благодаря глобализации отраслей. В докладе основное внимание
уделяется эволюции управления проектами и изменениям в подходах
методологий управления проектами. В нем также освещаются аспекты
традиционного управления проектами и современного управления
проектами. Разница между классическим подходом к управлению
проектами, современным подходом к управлению проектами и подходом к
управлению виртуальными проектами также обсуждается с их
преимуществами и недостатками в этом отчете. Обсуждаются недостатки
управления виртуальными проектами, а также выделяются их
существующие решения наряду с особенностями виртуальных команд.
Институт управления проектами определил Управление проектами — это
применение знаний, навыков, инструментов и методов, применяемых к
проектной деятельности, для достижения этой цели.
Эволюция управления проектами: Управление проектами практикуется в
течение сотен лет, относящихся к египетской эпохе. Однако в начале 1950-х
годов многие организации начали применять официальные инструменты и
методы управления проектами для различных проектов. Автор Azzopadri
разделил развитие управления проектами в четыре периода.
[1] До 1958 года: этот период известен как «система ремесла к
человеческим отношениям» из-за эволюции технологий. За это время
развитие технологий, таких как автомобилестроение и телекоммуникации,
помогло минимизировать сроки выполнения проекта, поскольку
автомобиль способствовал распределению ресурсов и мобильности.
Телекоммуникационная система увеличила скорость связи. В дополнение к
этому Генри Гант изобрел диаграмму Ганта, которая помогла эффективно
планировать проект.
[2] 1959-1979: этот период известен как «Применение управленческих
услуг» из-за значительного развития технологий. Были внедрены основные
инструменты управления проектами, такие как метод критического пути
(CPM) и методика оценки программ (PERT). Однако этот период
характеризовался быстрым развитием компьютерных технологий. В 1970
Современное
ОУ работает в условиях постоянно
меняющейся
внутренней и внешней среды. Адаптация
школы
к новым условиям осуществляется
посредством организационных
инноваций.
Под
организационными инновациями
понимают
инновационные
изменения в структуре организации ОУ.
Цели
осуществления
организационных инноваций: а)
реализация новой стратегии развития
ОУ; б) изменение
структуры ОУ с учетом нового
законодательства,
финансирования и стандартов; в) устранение
внутриорганизационных проблем; г) вывод
ОУ из кризиса.
При
разработке и осуществлении организационных
изменений
должны учитываться основные положения
современных концепций
развития образования.
Организационные
инновации
—
это новые формы организации
деятельности, а именно: а) организации
технологических процессов; б) организации
трудовой деятельности; в) организации
передачи информации и пр.
Разработка
организационных
инноваций
и их активная реализация, проведение
политики в области применения новых
технологий в образовании — основной
путь повышения эффективности обучения.
Эффективность
образования, базирующегося на современных
компьютерных и телекоммуникационных
технологиях, существенно зависит от
степени распространения организационных
инноваций.
Традиционным
способом организации основанного на
НИТ образования является такой, при
котором программы или отдельные курсы
обучения посредством современных
компьютерных и телекоммуникационных
технологий проводятся в рамках обычных
ОУ — в школах, колледжах, университетах
или центрах обучения, которые основную
учебную работу ведут в традиционных
учебных аудиториях. Преподаватели этих
ОУ в последние годы все чаще используют
в своей работе новые информационные
технологии, порой с помощью современных
телекоммуникаций присоединяя удаленных
обучающихся к своим аудиторным занятиям.
В этом случае использование компьютеров
и телекоммуникаций в основном связано
с деятельностью отдельных преподавателей.
Сегодня
становится довольно ясным, что
организационная структура и политика
в ОУ является важнейшим фактором развития
образовательной системы. Ключевой
задачей является превратить этот фактор
из тормоза на пути информатизации
образования в ее катализатор. Решение
этой задачи предполагает разработку и
освоение организационных инноваций в
сфере образования.
Становление,
развитие инновационного образовательного
процесса выдвигает новые задачи перед
менеджерами образования и администраторами
учебного процесса.
Необходимо
наладить и поддерживать адекватные
связи между технологиями, содержанием
обучения, разработкой курсов, их
доставкой, развитием среды обучения и
другими компонентами образовательного
процесса. Администраторы ОУ должны
обеспечить соответствие задач, решаемых
различными компонентами образовательной
системы, скоординировать совместную
деятельность для решения всего комплекса
задач.
Оценка
образовательных потребностей обучаемых
и ориентация всего учебного процесса
на наиболее полное удовлетворение этих
потребностей — важнейшая задача управления
образованием, основанным на НИТ. Менеджеры
ОУ должны сопоставлять различные
технологии с точки зрения их соответствия
учебным целям и задачам, обеспечения
максимальной эффективности образовательного
процесса.
Важной
задачей администрации является набор
соответствующего штата педагогов, их
надлежащая подготовка, обеспечение
необходимых связей между разработчиками
учебных программ, консультантами по
методам обучения, тьюторами, что особенно
актуально для дистанционного образования,
когда преподаватели могут находиться
на значительном расстоянии друг от
друга, иногда они могут работать в
различных городах и даже странах. В этом
случае разрабатываются специальные
организационные процедуры и механизмы
для обеспечения согласованности
деятельности всего преподавательского
и учебно-вспомогательного состава.
Повышение
эффективности образования, основанного
на новых технологиях, связано с
совершенствованием организации среды
обучения. Если традиционное обучение
проходит в классических учебных
аудиториях, то базирующееся на компьютерных
и телекоммуникационных технологиях
обучение происходит не только в специально
оборудованных классах, комнатах для
проведения телеконференций или учебных
центрах, но и на рабочем месте, дома или
в какой-либо другой среде. В работах по
дистанционному образованию описываются
случаи обучения в условиях путешествий,
а также военных действий, на подводных
лодках, маяках и даже в тюрьмах.
Естественно,
что обучение в среде, не приспособленной
специально для образовательных целей,
ставит сложные задачи перед организаторами
образования. Они должны помочь обучаемым
развить необходимые навыки для
эффективного обучения на рабочем месте,
дома или в какой-либо другой среде.
Менеджеры должны обеспечить связь между
проектированием учебных курсов и
конкретной средой их использования.
Очень важно связать содержание обучения
с его средой таким образом, чтобы учебная
среда стала не отвлекающим, а вспомогательным
фактором процесса обучения.
Если
же среда обучения специально ориентирована
на образование, основанное на высоких
технологиях, то для совершенствования
организации обучения также важно
обеспечить учет специфики данной среды
при выборе содержания, проектировании
и доставке учебных курсов. Эффективность
обучения часто повышается в связи с
деятельностью специального «координатора
учебной площадки» («site coordinator»), который
обеспечивает надлежащее использование
возможностей учебного центра. От
деятельности администрации центров
основанного на высоких технологиях
образования, предоставляющих оборудование
и учебные материалы для занятий, места
для индивидуального обучения, комнаты
для групповых занятий или консультаций,
во многом зависит эффективность
образования.
Новые
задачи перед менеджерами образования
встают и в связи с развитием рыночных
механизмов в сфере образования. Среди
факторов развития рынка в сфере
образования существенное место занимает
развитие новых технологий. Выделяются
причины содействия технологических
инноваций развитию рынка в сфере
образования. В наибольшей степени
рыночные отношения развиваются в такой
области, как дистанционное образование.
Развитие
искусственных средств коммуникации на
базе современных компьютерных и
телекоммуникационных технологий
открывает большие возможности для
развития взаимодействия между участниками
учебного процесса. Однако для того,
чтобы эти возможности были наиболее
эффективно использованы, требуется
распространение инноваций во всех
элементах образовательной системы.
Новые задачи встают перед разработчиками
учебных курсов; перед преподавателями,
консультирующими учеников, обучающихся
дистанционно; перед администраторами,
управляющими ходом учебного процесса;
перед организаторами образования на
различных уровнях и т.д. Для решения
этих задач необходимо освоение
образовательных инноваций.
В
ходе развития инновационного
образовательного процесса формируются
различные модели дистанционного
образования.
На
базе этих моделей возникают и развиваются
современные институциональные формы
дистанционных учебных заведений.
При
этом происходит не просто смена
технологической базы функционирования
образовательных заведений, а в корне
меняется их институциональная сущность.
Как результат, сегодня во всем мире
появляются инновационные организационные
формы учебных заведений, которые
используют все расширяющийся спектр
новых педагогических методов, новых
экономических и организационно-административных
механизмов их функционирования,
образовательный процесс в которых
осуществляется через разнообразные
современные средства коммуникаций.
Под
влиянием современных компьютерных и
телекоммуникационных технологий в
условиях развития рынка в сфере
образования формируется новая модель
ОУ.
К
инновационным формам организации
деятельности относятся
виртуальные
организации.
Их
особенность состоит в отсутствии
(или сведении к минимуму) традиционных
форм взаимодействия
элементов организации друг с другом
или с элементами непосредственного
окружения.
К
виртуальным организациям относятся
учебные заведения с дистанционным
образованием и пр.
Достоинства
виртуальных организаций:
а)
отсутствие (минимизация) расходов,
связанных с арендой и эксплуатацией
производственных мощностей;
б)
свободный рабочий график сотрудников;
использование
современных коммуникационных технологий;
в)
высокая адаптивность к различным
изменениям.
Для
осуществления организационных изменений
используются
процедуры инжиниринга и реинжиниринга.