К внутренним денежным отношениям компании относят отношения с другими хозяйствующими субъектами

Среди экономистов отсутствует единое
мнение по вопросу содержания финансовых
отношений организаций. Некоторые из
них к финансовым отношени­ям относят
получение и погашение банковских ссуд,
но исключают из состава финансовых
отношений денежные отно­шения,
возникающие при реализации готовой
продукции (услуг) и оплате труда работающих
в организации.

Другие рассматривают в качестве
финансовых все денежные отношения,
связанные с производством и реализацией
продукции, однако кредитные отношения
не включают в состав финансов. Финансовые
отношения организаций в зависимости
от экономического содержания можно
сгруппировать по двум направлениям.

В процессе внешних финансовых отношений,
как правило, формирование и распределение
денежных фондов организации сопровождается
денежными потоками между организацией
и субъектами внешней финансовой среды.
К таковым относятся отношения:

— между учредителями и организацией в
момент создания предприятия по поводу
формирования уставного (складочного)
капитала. В свою очередь уставный
(складочный) капитал явля­ется
первоначальным источником формирования
производст­венных фондов, приобретения
нематериальных активов;

— между организациями, связанными с
производством и реализацией продукции,
возникновением вновь созданной стоимости.
К ним относятся финансовые от­ношения
между поставщиком и покупателем сырья,
материа­лов, готовой продукции и т.п.,
отношения со строительными организациями
в период инвестиционной деятельности,
с транспортными организациями при
перевозке грузов, с пред­приятиями
связи, и т.п. Эти отношения являются
основными в хозяйственной деятель­ности,
поскольку от их эффективной организации
во многом зависит финансовый результат
коммерческой деятельности;

— между организацией и бюджетной системой
государст­ва при уплате налогов,
сборов, пошлин и обязательных взносов
и отчислений в бюджеты, при предоставлении
налоговых льгот, применении штрафных
санкций, получении средств из бюджетов;

— между организацией и банковской
системой, возникающие в процессе
расчётно-кассового обслуживания, при
получении и погаше­нии ссуд, уплате
процентов за кредит, покупке и продаже
ва­люты, оказания других банковских
услуг;

— между организацией и страховыми
компаниями. Отношения возникают при
страховании имущест­ва, отдельных
категорий работников, коммерческих и
предпри­нимательских рисков;

— между организацией и фондовыми
посредниками (брокерами, дилерами,
управляющими компаниями), возникающие
в ходе размещения ценных бумаг,
инвестирования свободных денежных
средств на финансовом рынке и т.п .

Внутренние финансовые отношения
сопровождаются распределением и
перераспределением финансовых ресурсов
в рамках самой организации. К ним
относятся отношения:

— между организацией и её подразделениями:
филиала­ми, цехами, отделами, бригадами
по поводу финансирования расходов,
распределения и перераспределения
прибыли, обо­ротных средств. Эта группа
отношений влияет на организацию и
ритмичность производства;

— между организацией и работниками по
поводу рас­пределения и использования
прибыли, размещения ак­ций и облигаций
среди работников и выплаты доходов по
ним, взыскания штрафов и компенсаций
за причинённый материальный ущерб,
удержания налога с доходов физиче­ских
лиц, предоставления ссуд работникам и
их погашения, внесения работниками
целевых платежей;

— между организациями и вышестоящей
компанией, внутри финансово-промышленных
групп, внутри холдинга, союзов и
ассоциаций, членом которых является
предпри­ятие. Эти отношения возникают
при формировании, распреде­лении и
использовании целевых отраслевых
денежных фондов и резервов на финансирование
инвестиционных проектов, проведение
маркетинговых исследований,
научно-исследовательских работ,
проведение выставок, оказание фи­нансовой
помощи на возвратной основе для
осуществления капитальных вложений и
пополнения оборотных средств. Эта группа
отношений, как правило, связана с
внутриотрасле­вым перераспределением
денежных средств и направлена на
поддержку и развитие предприятий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В экономической теории понятие «финансы» рассматривается как определение экономических отношений, которые непосредственно связаны с формированием (наполнением) денежных фондов и их последующем распределением и перераспределением. При этом сами фонды принято делить на централизованные (государственные бюджеты всех уровней власти и государственные внебюджетные фонды), а также децентрализованные (фонды частных компаний, финансовых организаций и т.д.).

Централизованные фонды денежных средств представлены в России следующими институтами – федеральным бюджетом, региональными бюджетами, местными бюджетами, государственными (федеральными) внебюджетными фондами, а также различными региональными внебюджетными фондами. Финансы в данном случае представляют собой экономические отношения, которые возникают в процессе формирования вышеперечисленных фондов денежных средств, а также последующего их использования по назначению.

Децентрализованные фонды денежных средств представляют собой экономические отношения, которые возникают в рамках экономической системы (всей экономики России) между физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, торговыми организациями, компаниями, государственными учреждениями. Основным признаком финансовых отношений является наличие денежных расчетов между вышеперечисленными субъектами за товары, работы и услуги. Если таковые имеются, то можно утверждать, что это – финансовые отношения, а следовательно в теории они попадают в разряд «децентрализованных финансов», которые выражаются в следующем:

  • расчеты между физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, торговыми и иными организациями за приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  • расчеты физических лиц, индивидуальных предпринимателей, хозяйствующих субъектов с государственными бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами по поводу уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также по получению бюджетных средств;
  • компаниями, их филиалами при формировании фондов денежных средств и их последующего использования;
  • межбюджетные расчеты между всеми уровнями бюджетной системы России и государственными внебюджетными фондами;
  • страховыми компания, негосударственными пенсионными фондами, микрофинансовыми организациями с физическими лицами по поводу уплаты различных платежей;
  • коммерческими банками и их клиентами по поводу уплаты за различные финансовые услуги, расчеты по кредитам и процентам по ним, по вкладам и уплаты процентов, расчеты по ценным бумагам и т.д.;
  • расчеты между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также между ними и клиентами (физическими и юридическими лицами) по поводу купли-продажи ценных бумаг, уплаты доходов по ним (процентов и дивидендов).

Исторически экономическая категория «финансы» возникла вместе с возникновением первых металлических денег и появлением товарно-денежных отношений в обществе. То есть с появлением денег возникли финансовые отношения и, следовательно, само понятие «финансы». Сама категория «финансы» очень тесно связаны с денежным обращением, поэтому рассматривать финансы логично параллельно с возникновением денежного обращения.

Современная история считает, что первые деньги возникли по разным оценках около 5000 лет назад, но в современном понимании они появились в Китае и Лидийском царстве в VII веке до нашей эры. Уже в VI веке до нашей эры, а именно в 517 году до нашей эры, Персидский царь Дарий ввел в обязательное обращение золотые монеты — «дарики», весом 8,4 грамма и полностью заменил ими натуральный обмен товаров (бартер). Можно сказать, что это была экономическая революция, сродни появлению электронных денег. Монеты эти были высокого качества и имели всего 3% примесей. Благодаря этому они стали основной торговой единицей на несколько последующих веков.

Рисунок 1. Деньги Персии. Золотые монеты «дарики»

004_01_2019_12_04.jpg

Современниками «дариков» считаются древнегреческие «драхмы». Греческая драхма выпускалась в виде металлических денег в период царствования Александра Македонского (период царствования с 336 года до 323 года до нашей эры). Александр значительно расширил границы Греческую империю, в том числе за счет Персидского царства, которое сумел покорить. За относительно короткий период своего правления, всего 13 лет, он значительно изменил политическую и экономическую карту античного мира. Империя Александра Македонского простиралась от Атлантического океана на западе, и до границ Китая на востоке, включала в себя Египет и черноморское побережье. На всей этой огромной территории Александр Македонский установил единый стандарт выпуска денег, который во многом используется и до сих пор. Сложный рисунок монет резко снижал возможности фальшивомонетчиков. Деньги Александра Македонского чеканили из меди, серебра и золота. Золота было достаточно, поскольку Александр много его захватил в своих завоевательных походах. Они быстро распространились по сопредельному Древнему миру и стали общепризнанной валютой.

Рисунок 2. Золотой статор Александра Македонского

d3.jpg

С этого времени стали развиваться денежные системы различных стран и мировая денежная система в целом. Также параллельно с денежными системами развивались и финансы (финансовые отношения).

Система финансовых взаимоотношений предприятия (finance relationships system) — финансовые отношения хозяйствующего субъекта по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в процессе его хозяйственной деятельности. Эти отношения опосредствуют связи как внешнего, так и внутреннего характера.

К внешним следует относить финансовые отношения хозяйствующего субъекта с:

  • бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами при уплате налогов, сборов и пошлин;
  • учреждениями финансовой инфраструктуры (коммерческими банками, фондовыми и валютными биржами, страховыми компаниями, инвестиционными фондами и компаниями и т.п.);
  • органами производственной инфраструктуры (предприятиями транспорта, учреждениями связи и т.п.);
  • другими хозяйствующими субъектами (продавцами и покупателями продукции и т.п.).

К внутренним следует относить финансовые отношения между отдельными структурными подразделениями предприятия (центрами ответственности); с учредителями (акционерами); с персоналом и т.п.

С точки зрения обязательности все финансовые отношения предприятия следует классифицировать на:

  • добровольные;
  • добровольно-принудительные;
  • принудительные.

К добровольным относятся финансовые отношения между учредителями в момент создания предприятия, между предприятиями в процессе производства и реализации продукции, между предприятием и персоналом по поводу потребления трудовых ресурсов, при распределении ресурсов внутри предприятия, между предприятием и участниками фондового рынка.

К добровольно-принудительным финансовым отношениям относятся отношения, в которые предприятия вступают в добровольном порядке, а затем вынуждены выполнять принятые обязательства или условия формирования отношений с другими юридическими лицами. Примером таких отношений могут быть финансовые отношения внутри группы, холдинга, ассоциации, союза, так как они регулируются внутренними документами, принимаемыми добровольно. К таким отношениям также относятся финансовые отношения при организации взаимодействия с контрагентами (поставщиками и подрядчиками), условия которых отражаются в договорных обязательствах. В условиях рынка выбор контрагента и правоустанавливающие нормы взаимодействия с ним осуществляются добровольно, но санкции за нарушение добровольно принятых договорных обязательств уже носят принудительный характер. Реализация ответственности за обязательства выражается в уплате штрафов и пеней за нарушение условий договоров, возмещении персоналом нанесенного своими действиями материального ущерба.

Принудительные финансовые отношения предприятия возникают при выполнении налоговых обязательств, проведении безналичных расчетов (расчеты между юридическими лицами наличными средствами ограничены), обязательном страховании профессиональной ответственности (например, при аудиторской и строительной деятельности), обязательном страховании некоторых категорий работников или имущества, определенных государственными правовыми актами. Открытые акционерные общества обязаны вступать в отношения с участниками и организаторами фондового рынка.

Каждая из перечисленных групп финансовых отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой являются доходы предприятия.

По своему экономическому содержанию совокупность финансовых отношений предприятия можно сгруппировать по следующим направлениям:

  1. между учредителями в момент создания предприятия;
  2. между предприятиями и организациями;
  3. между предприятием и его подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами);
  4. между предприятием и его работниками;
  5. между предприятием и вышестоящей организацией;
  6. между коммерческими предприятиями и организациями;
  7. между предприятием и финансовой системой государства;
  8. между предприятием и банковской системой;
  9. между предприятием и страховыми компаниями и организациями;
  10. между предприятием и инвестиционными институтами.

Содержание финансовых отношений предприятия с иными субъектами

Субъекты, с которыми предприятия вступают в финансовые отношения

Финансовые отношения

Учредители, акционеры, собственники
  • формирование уставного фонда, распределение доходов предприятия
Организации и другие предприятия
  • покупка и продажа ценных бумаг предприятия, получение и выплата доходов по ним;
  • участие в распределении прибыли в совместной деятельности;
  • предоставление или получение финансовой помощи, займов;
  • уплата и получение финансовых санкций в условиях нарушения договорных условий;
  • отношения связанные с получением выручки от реализации продукции, работ и услуг и последующим ее распределением
Филиалы, подразделения, цеха, отделы, бригады
  • формирование целевых фондов, формирование и распределение денежных фондов;
  • финансирование специальных программ
Работники предприятия
  • оплата труда, выплаты из фондов потребления, распределение доходов предприятия, реализация ценных бумаг своим работникам, выплата дивидендов и процентов по ним, финансовые санкции к работникам
Вышестоящие организации
  • внутриотраслевое перераспределение финансовых ресурсов
Финансовая система государства
  • формирование государственного и местного бюджетов, централизованных фондов (уплата налогов, сборов, отчислений, страховых взносов);
  • получение бюджетных ассигнований, дотаций, субсидий, получение и возврат бюджетных ссуд;
  • уплата финансовых санкций и добровольных взносов
Банковская система
  • расчетно-кассовое обслуживание;
  • получение и погашение краткосрочных и долгосрочных кредитов;
  • получение доходов за хранение денежных средств на счетах, отношения лизинга, факторинга
Страховые компании и организации
  • уплата страховых взносов по видам обязательного и добровольного страхования, формирование и использование страховых фондов
Инвестиционные институты
  • размещение временно свободных денежных средств, привлечение дополнительного капитала
Финансовые отношения в условиях банкротства и несостоятельности
  • досудебная финансовая помощь, судебные процедуры: защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение и прочие
Финансовые отношения при слиянии, поглощении предприятий
  • формирование единых финансовых ресурсов, распределение доходов

Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер, и их материальной основой является движение денежных средств.

Финансовые отношения, возникающие в процессе образования и использования финансовых ресурсов предприятия, формируются в процессе кругооборота его средств, что, в свою очередь, опосредуется денежными потоками по различным видам его деятельности:

  1. текущая деятельность;
  2. инвестиционная деятельность;
  3. финансовая деятельность;
  4. прочие виды деятельности и хозяйственные операции.

Смотреть на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

1.1. Общее понятие о финансах и финансовой системе

Общее понятие о финансах. Термин «финансы» возник в XIII-XV вв. в торговых городах Италии. К этому времени уже существовали товарно-денежные отношения и государственность. Сначала он обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. В процессе развития государственности постепенно образовались современные способы формирования и расходования денежных фондов государственных и муниципальных органов власти. Параллельно развивались финансы хозяйствующих субъектов различных форм собственности и организационно-хозяйственных форм. Формирование финансовых ресурсов стало необходимым элементом всех видов экономической деятельности.

В условиях широкого развития рыночных отношений финансовая сторона деятельности предприятий приобретает все большее значение. В конкурентной борьбе выживают и побеждают те предприятия, которые лучше организуют не только производственную, но и финансовую деятельность. В оборот вовлекаются огромные фонды денежных средств. Этот оборот осуществляется как в рамках отдельных государств, так и в рамках международных финансовых отношений. Происходит процесс глобализации финансов. Финансы оказывают все возрастающее воздействие на социально-экономическое развитие. Их роль обусловлена характером экономических операций, которые они обслуживают, экономическим содержанием понятия «финансы» и выполняемыми ими функциями.

В процессе экономической деятельности ее участниками по взаимному соглашению осуществляются различные экономические операции. В укрупненном виде основными видами экономических операций являются:

  • операции с товарами и услугами: их производство и реализация;
  • операции с доходами: их распределение и перераспределение;
  • операции с финансовыми инструментами: приобретение финансовых активов и принятие финансовых обязательств.

Сферой финансов является совокупность операций с доходами, их распределением и перераспределением в процессе общественного воспроизводства. В рамках процесса производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта образуются и расходуются фонды денежных средств субъектов хозяйствования. Эти денежные средства, рассматриваемые в процессе их образования и движения, образуют финансы субъектов экономической деятельности, обеспечивающие для них возможность нормального функционирования.

Финансы являются инструментом мобилизации средств хозяйствующими субъектами всех секторов экономики для осуществления экономической деятельности и органами государственной и муниципальной власти для реализации своих функций. Это комплекс финансовых операций, с помощью которых хозяйствующие субъекты и органы власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.

Вместе с тем денежные потоки являются составной частью всех потоков ресурсов, с которыми имеют дело субъекты хозяйствования. Поэтому они должны рассматриваться во взаимодействии со всеми другими, прежде всего материальными, потоками. Такое тесное взаимодействие движения денежных и материальных потоков является важнейшим фактором, оказывающим влияние на величину активов.

Фонды аккумулируемых денежных средств в процессе их образования и движения являются носителями финансовых отношений. Субъектами этих отношений являются юридические и физические лица, а также органы государственного и муниципального управления. Экономические операции осуществляются с использованием денег. Денежный оборот — основа финансов. В связи с этим они отражают денежные отношения, складывающиеся в процессе распределительных и перераспределительных процессов, осуществляемых участниками экономической деятельности.

Деньги представляют собой товар особого рода, используемый в качестве всеобщего эквивалента, позволяющего измерять стоимость всех других товаров. Они выполняют функции: меры стоимости, средства расчета при обмене, средства платежа, накопления и сбережения. Поскольку финансы имеют дело с деньгами, то они также являются частью денежных отношений. Их основное отличие от других составных частей денежных отношений заключается в том, что финансы являются комплексом (совокупностью) операций, позволяющих в ходе распределительных процессов формировать и расходовать фонды собственных денежных средств.

Для формирования фондов денежных ресурсов субъекты экономической деятельности могут использовать также заемные средства на основе прямых кредитных сделок или путем выпуска облигационных займов. Это обстоятельство объединяет кредит с финансами в части решения задачи формирования денежных фондов. Различие заключается в том, что в результате финансовых операций образуются денежные фонды собственных средств, а кредитные ресурсы являются привлеченными заемными средствами. Они предоставляются на возвратной основе и под проценты, хотя в период срока действия кредита участвуют в обороте денежных ресурсов заемщиков наряду с их собственными средствами.

Финансовая система. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на следующие пять секторов:

  • нефинансовые предприятия;
  • финансовые учреждения;
  • государственное управление;
  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ);
  • домашние хозяйства.

К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Под институциональной единицей понимается хозяйствующий субъект (экономическая единица), который владеет и распоряжается активами от своего имени, принимает обязательства, вступает в экономические операции с другими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. В качестве хозяйствующих субъектов принимаются как юридические лица (предприятия, органы государственного управления, кредитные организации, страховые компании и др.), так и домашние хозяйства, поскольку они являются центрами принятия экономических решений. Субъекты хозяйствования располагают находящимися в постоянном обороте финансовыми ресурсами. Между ними образуются финансовые потоки. Финансовая система страны представляет собой совокупность финансов всех институциональных единиц и секторов экономики в их взаимодействии между собой и институциональными единицами других стран. Рассмотрим составные части финансовой системы.

К нефинансовым предприятиям относятся находящиеся на экономической территории страны институциональные единицы (корпорации и квазикорпорации), основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации. К этому сектору относятся, в частности, предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли и др. Под квазикорпоративными предприятиями понимаются институциональные единицы, аналогичные корпорациям по своим функциям и способу финансирования, но не имеющие формально статуса корпорации (например, государственные унитарные предприятия).

В секторе нефинансовых предприятий финансовые отношения и инструменты обслуживают процесс образования и движения доходов в процессе общественного воспроизводства. Нефинансовые предприятия путем образования денежных доходов и фондов обеспечивают условия для выпуска продукции и оказания услуг. Финансовые ресурсы используются в качестве источника средств для развития производства. При недостатке собственных финансовых ресурсов предприятия привлекают заемные средства. Заимствование позволяет приобретать или арендовать ресурсы, используемые в производстве. Привлекая денежный капитал, предприниматели получают возможность пользования реальными факторами производства и получения, связанных с этим доходов.

В зависимости от целевых установок нефинансовые предприятия могут быть сгруппированы по отраслям экономики, по организационно-правовым формам, размерам и другим признакам. По отраслевому признаку различают, например, финансы добывающей и обрабатывающей промышленности, транспорта, связи, торговли и других отраслей в соответствии с используемой классификацией. По организационно-правовым формам выделяются финансы акционерных обществ, кооперативов, государственных унитарных предприятий и др.

К сектору финансовых учреждений относятся институциональные единицы, основной функцией которых является финансово-кредитная деятельность — органы денежно-кредитного регулирования, коммерческие банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и другие учреждения, осуществляющие финансовое посредничество. На основе посреднической деятельности финансовые учреждения получают прибыль, образуют и расходуют фонды денежных средств как самостоятельные институциональные единицы. Источником образования их денежных фондов как составной части финансов страны является главным образом доход в виде разницы между процентами, получаемыми от предоставления пользователям финансовых ресурсов, и процентами, уплачиваемыми за привлечение финансовых ресурсов.

Государственное управление. К сектору государственного управления относятся институциональные единицы, наделенные правом на власть на территории страны или ее частей. Их основной функцией является обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления, а также перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий. К услугам этого сектора относятся общегосударственные услуги, связанные с управлением, обороной, внешнеполитической деятельностью, общественной безопасностью, услуги социального характера, услуги, связанные с экономической деятельностью. Государство осуществляет свои функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения нерыночных услуг обществу.

Органы государственного и муниципального управления с помощью налогово-бюджетной системы и внебюджетных фондов аккумулируют денежные ресурсы для проведения внутренней и внешней политики, включая расходы на социальные нужды и проведение финансово-экономической политики. Государственные и муниципальные финансы удовлетворяют потребность населения страны и ее частей в коллективном потреблении и объединяются в общую категорию общественных (публичных) финансов. Денежные фонды, которыми оперируют общественные финансы, формируются как за счет собственных средств, так и за счет кредитных ресурсов. Собственные средства сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых в бюджеты и внебюджетные фонды предприятиями, учреждениями и организациями, относящимися ко всем секторам, а также за счет доходов от собственности, продажи рыночных услуг и заимствования. Источниками кредитных ресурсов являются прямые займы финансово-кредитных организаций и денежные средства, привлеченные путем выпуска и продажи долговых обязательств — облигаций, казначейских обязательств и др.

В сфере государственных и муниципальных финансов в зависимости от выполняемых функций могут быть выделены бюджеты органов власти и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В федеративных государствах, к которым относится Россия, в зависимости от уровней управления бюджеты органов власти подразделяются на финансы центрального правительства, финансы региональных органов власти и местные (муниципальные) финансы. Государственные внебюджетные фонды имеют, как правило, целевое назначение. В России, в частности, функционируют три социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды также могут существовать на различных уровнях управления.

К некоммерческим учреждениям, обслуживающим домашние хозяйства (население), относятся частные некоммерческие организации, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяйствам. Это общественные организации, удовлетворяющие потребности в области образования, здравоохранения, культуры и т. д. , а также политические партии, профсоюзы, религиозные организации, различного рода общества, союзы и ассоциации. Источниками их доходов являются в основном добровольные взносы и пожертвования, а также доходы от собственности. В состав сектора некоммерческих учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, включаются также нерыночные подразделения корпораций и квазикорпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады, дома культуры, клубы и др.) и финансирующие свои издержки в основном за счет отчислений от прибыли корпораций. В составе финансов некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, в зависимости от вида деятельности могут быть выделены финансы потребительских кооперативов, финансы организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, культуры, отдыха, финансы общественных движений, политических партий, профсоюзов, религиозных организаций и др.

Сектор домашних хозяйств объединяет физических лиц или группы лиц, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Домашние хозяйства распоряжаются своими ресурсами, имеют активы и обязательства, занимаются хозяйственной деятельностью. К ним относятся домашние хозяйства лиц, работающих по найму, домашние хозяйства предпринимателей, домашние хозяйства самозанятых (лиц свободных профессий, владельцев мелких некорпоративных ферм, семейных магазинов, кафе), домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты). Это сектор, в основном потребляющий товары и услуги и производящий их для собственного потребления и реализации.

Домашние хозяйства получают доходы в денежной форме в виде заработной платы, пенсий, пособий, выручки от реализации товаров и услуг принадлежащих им мелких некорпорированных предприятий, доходы от собственности на капитал, землю и недра, проценты за предоставление денежных средств. Заработная плата является трудовым доходом. Она представляет собой выплачиваемое предприятием или государственным учреждением совокупное вознаграждение наемным работникам за выполненную работу, т. е. плату за предоставленный труд как фактор производства. Дивиденды по акциям можно рассматривать в качестве процентного дохода на реальный капитал, приобретенный предприятием на деньги, предоставленные лицом, купившим акции. В то же время владелец акций может рассматриваться в качестве владельца соответствующей доли уставного капитала предприятия, и тогда дивиденд может трактоваться как часть дохода от предоставления этой доли в пользование предприятия. Доходы от собственности на землю и недра — это доходы, получаемые их владельцами за передачу их в пользование другим институциональным единицам (предприятиям). Часть доходов домашние хозяйства получают за счет предоставления взаймы денежного капитала в виде процентов по займам.

Распределение доходов по отдельным категориям населения не равномерно. Соотношение отдельных видов доходов, связанное с интересами различных социальных групп населения, всегда было и будет оставаться сложнейшей практической проблемой и соответственно проблемой дискуссий между теоретиками-экономистами. Предметом постоянных дискуссий являются, в частности, такие вопросы: нужно ли и в каких размерах устанавливать уровень минимальной заработной платы, насколько обоснованными являются текущие субсидии фермерам, следует ли вводить специальный налог на «избыток» прибыли, как сократить неравенство в личных доходах? Широко обсуждаются проблемы распределения собственности среди широких масс населения как средства разрешения противоречий. Проблема богатства и бедности может рассматриваться как проблема распределения доходов между владельцами факторов производства, действия механизма спроса и предложения, функциональной зависимости экономических явлений, общих условий рыночного хозяйства.

Углублению характеристики доходов отдельных социальных групп населения может способствовать разграничение типов домашних хозяйств в зависимости от основного источника дохода. Можно выделить следующие типы домашних хозяйств:

  • домашние хозяйства лиц, работающих по найму;
  • домашние хозяйства предпринимателей;
  • домашние хозяйства самозанятых (лиц свободных профессий, мелких фермеров и др.);
  • домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты и т. д.).

Рост мировой торговли, масштабов и специализации производства, развитие международных потоков капитала, межграничное движение товаров, услуг и людей привели к развитию международных финансов, возникновению мировых финансовых рынков, международных финансовых корпораций, усложнению межгосударственных финансовых отношений и других аспектов международной финансовой деятельности. Поэтому наряду с секторами внутренней экономики выделяется также сектор «остального мира». Он объединяет все институциональные единицы-нерезиденты, которые вступают в экономические, и в том числе финансовые, отношения с единицами-резидентами. В состав «остального мира» включаются, в том числе институциональные единицы-нерезиденты, располагающиеся на географической территории Российской Федерации: посольства, консульства, а также международные организации.

В экономических единицах, входящих в сектора экономики, в том числе в домашних хозяйствах и соответственно в секторах экономики, осуществляются финансовые операции, формируются и расходуются фонды денежных средств. При осуществлении финансовых операций институциональные экономические единицы взаимодействуют как с институциональными единицами данного сектора, так и с институциональными единицами других секторов. Финансы каждого сектора экономики могут рассматриваться самостоятельно, как составные части общей финансовой системы страны, взаимодействующие друг с другом. В этом смысле финансы страны представляют собой совокупность финансов секторов экономики с учетом их финансовых отношений с другими странами.

Одновременно финансы каждого сектора экономики являются подсистемами общей финансовой системы страны. Основным критерием выделения подсистем является особая роль каждого сектора экономики в общей экономической системе страны и наличие собственной финансовой базы, образующейся в процессе формирования первичных доходов и их перераспределения. Вместе с тем субъекты хозяйствования взаимодействуют друг с другом, как в пределах, так и за пределами секторов. Их финансы тесно переплетены и находятся в органическом единстве, предопределяемом их общим участием в процессе общественного воспроизводства. Экономические и финансовые интересы отдельных участников и секторов экономики нередко противоречат друг другу и общим экономическим интересам страны. Согласование интересов осуществляется на основе общей экономической и финансовой политики в стране.

Ведущая роль в экономической деятельности принадлежит институциональным единицам, в которых создается валовой внутренний продукт и образуются первичные доходы. Это экономические единицы, в которых производятся товары и услуги. Уровень их развития и нормальное функционирование предопределяют устойчивое образование доходов и экономическое развитие общества.

В экономической теории рыночного хозяйства институциональные единицы подразделяются на виды деятельности, производящие товары, имеющие, как правило, натурально-вещественную форму, и производящие услуги, удовлетворяющие определенные потребности, но не имеющие, как правило, вещной формы. К отраслям, производящим товары, от носятся промышленность, строительство, сельское хозяйство и др. Отрасли, производящие услуги, в свою очередь, подразделяются на отрасли, производящие рыночные и нерыночные услуги. К рыночным услугам относятся услуги транспорта, связи, торговли и др. К нерыночным услугам относятся бесплатные услуги, оказываемые за счет бюджетных средств. В этом состоит существенное отличие от использовавшейся в плановой системе хозяйствования системы баланса народного хозяйства (БНХ). В балансе народного хозяйства экономика подразделяется на две сферы — на сферу материального производства, создающую материальные блага, и непроизводственную, потребляющую материальные блага. Сфера услуг рассматривается как сфера, потребляющая материальные блага. Создаваемая в сфере материального производства продукция по стоимости подразделяется на перенесенную стоимость (фонд возмещения) и вновь созданную стоимость (национальный доход). По натурально-вещественной форме созданная в производственной сфере продукция подразделяется на средства производства и предметы потребления. Итоговый результат развития народного хозяйства страны в системе баланса народного хозяйства, называемой также системой материального производства, определяется величиной национального дохода, создаваемого в отраслях материального производства. Соответственно первичные доходы формируются только в сфере материального производства.

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст.4

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

2) финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

3) взаимозаменяемые товары — товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

4) товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

5) хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, — кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации);

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

8) дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;

9) недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

10) монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

11) систематическое осуществление монополистической деятельности — осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном настоящим Федеральным законом порядке более двух раз в течение трех лет;

12) необоснованно высокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена финансовой услуги — цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию;

13) конкурентная цена финансовой услуги — цена, по которой финансовая услуга может быть оказана в условиях конкуренции;

14) координация экономической деятельности — согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;

16) приобретение акций (долей) хозяйственных обществ — покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям;

17) признаки ограничения конкуренции — сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

(п. 17 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме;

19) «вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар;

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) государственные или муниципальные преференции — предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий;

(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21) экономическая концентрация — сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции;

22) лицо, являющееся объектом экономической концентрации, — лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал, и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;

(п. 22 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

23) потребитель — юридическое лицо или физическое лицо, приобретающие товар;

(п. 23 введен Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

24) система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства — совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

(п. 24 введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 33-ФЗ)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии