Представьте: вы заказали на день рождения любимой тещи сервиз из китайского фарфора на 160 предметов. Внесли предоплату, выбрали лучшего перевозчика и стали ждать. Но когда груз пришел, оказалось, что доехали только 90 предметов. Остальные 70 куда-то пропали. Или разбились. Или это был совсем не сервиз, а, скажем, раковина-столешница за 50 тысяч. А может быть и что-то другое – сути дела не меняет.
Подарок испорчен, настроение тоже, а ТК разводит руками: мы, мол, не причем, все так и было, что делать не знаем. Благо, мы в Правовед.RU знаем: вам придется написать претензию. Если она не сработает, нужно подать жалобу на транспортную компанию. А затем можно обратиться и в суд. Почему именно так? Рассказываем обо всем по порядку!
Зачем нужна претензия и кто ее может подать?
Любая доставка, будь это ваш заказ из интернет-магазина, гостинец от родственников из Сочи или фура картофеля из Краснодара, осуществляется на основании договора о грузоперевозке (ст. 785 ГК). Как правило, это автомобильные грузоперевозки, потому говорить будем преимущественно о них.
С момента передачи груза в транспортную компанию, перевозчик несет ответственность за сохранность вверенного груза и своевременность его доставки получателю. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, перевозчику придется возмещать причиненный ущерб + платить неустойку, штрафы, но об этом позже.
Чтобы потребовать компенсации, придется направить перевозчику претензию. Это обязательный досудебный порядок решения вопроса с перевозчиком – без его соблюдения требовать возмещения, скажем, в судебном порядке, заинтересованное лицо не вправе (ч. 1 ст. 797 ГК, ч. 2 ст. 39 Устава, утв. ФЗ № 259 от 08.11.2007). Претензия выполняет функцию жалобы на транспортную компанию, поданной в адрес самой ТК, и позволяет зафиксировать наличие неурегулированного конфликта, а также продемонстрировать вашу решительность в отстаивании своих интересов.
Предъявить такую претензию могут грузоотправители, грузополучатели, а также страховщики, если они выплатили страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком его обязанностей.
Когда можно предъявить претензию перевозчику?
По договору о грузоперевозке перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия и до момента выдачи получателю (ст. 796 ГК, ч. 5 ст. 34 Устава), а также за своевременность доставки груза (ст. 792 ГК, ст. 14 Устава). Таким образом, поводом для претензии станет:
- задержка в доставке груза транспортной компанией;
- утрата груза;
- недостача груза;
- повреждение груза.
Эти же обстоятельства станут основанием для возмещения причиненного грузополучателю ущерба.
На какое возмещение можно претендовать?
Перевозчик обязан возместить грузополучателю причиненный ущерб при утрате, недостаче или повреждении груза в размере (ч. 7 ст. 34 Устава):
- стоимости утраченного или недостающего груза;
- суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае повреждения, а в случае невозможности его восстановления – полной стоимости груза;
- объявленной стоимости либо ее доли, в случае утраты, повреждения или недостачи груза с объявленной ценностью.
Под стоимостью понимается цена товара или груза, указанная в договоре или счете продавца товара или груза, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения (абз. 2 п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 26 от 26.06.2018).
Наряду с возмещением ущерба, перевозчик обязан вернуть грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, если она не входит в стоимость груза (ч. 3 ст. 796 ГК).
В случае нарушения сроков доставки грузополучателю уплачивается штраф – 9###b#< от размера провозной платы за каждые сутки просрочки, но на более чем размер провозной платы (п. 11 ст. 34 Устава). Кроме того, договором с перевозчиком может быть предусмотрено условие о неустойке за нарушение сроков, а также за уклонение от возмещения ущерба при отсутствии на то оснований.
Обращаем внимание, что в случаях причинения грузу ущерба по причинам, не зависящим от перевозчика, и устранение которых от него не зависело, за такой ущерб перевозчик ответственность не несет (п. 6 ст. 34 Устава). К таким обстоятельства, в том числе относятся:
- дорожно-транспортное происшествие (постановление Президиума ВАС № 9587/10 от 14.12.2010);
- пожар (постановление Президиума ВАС № 14316/11 от 20.03.2012);
- хищение (постановление Президиума ВАС № 14480/03 от 18.01.2005).
Как зафиксировать нарушение и написать претензию?
Перед тем, как составить претензию и написать жалобу на транспортную компанию, необходимо зафиксировать обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика (ст. 38 Устава). Сделать это можно путем отметки на транспортной накладной либо путем составления специального акта об утрате, недостаче, повреждении груза или просрочке доставки (рекомендуется). Акт составляется в свободной форме, но обязательно должен содержать (п. 82 Правил, утв. Постановлением правительства № 272 от 15.04.2011):
- дату и место составления;
- ФИО и должности лиц, которые участвовали при составлении;
- краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
- описание и фактический размер причиненных повреждений, недостач или утраты груза;
- подписи сторон.
Акт ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно составлять в двустороннем порядке, при участии представителя транспортной компании. Если та уклоняется от составления акта, рекомендуем предварительно уведомить ее о необходимости составления акта способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления. Например, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Как только акт составлен, можно составлять и предъявлять претензию. Она также составляется в свободной форме и в любом случае должна содержать (п. 88 Правил):
- дату и место составления;
- ФИО, адрес лица, подавшего претензию;
- наименование, адрес транспортной компании;
- описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
- обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
- перечень приложений;
- ФИО и должность лица, подписавшего претензию
Образец претензии в транспортную компанию
претензия в ТК.docx ≈ 11 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
К претензии обязательно нужно приложить:
- копию транспортной накладной;
- копию акта;
- копию договора купли-продажи или иные документы, подтверждающие стоимость груза (при его порче, утрате или недостаче).
Составляем претензию в двух экземплярах, один из которых передается в ТК, второй – остается у получателя груза. Целесообразно направлять ее по почте заказным письмом с уведомление о вручении либо подавать лично под подпись уполномоченного ТК должностного лица с указанием на втором экземпляре его ФИО, должности, даты приема, штампа и печати ТК.
Сроки подачи и рассмотрения претензии
Претензию в ТК можно подать в течение срока исковой давности (п. 87 Правил), который составляет 1 год с момента наступления обстоятельства, послужившего основанием для подачи претензии (ст. 42 Устава). С момента ее получения у транспортной компании будет 30 дней на ее рассмотрение. За это время она должна принять решение по существу заявленных требований и в письменном виде уведомить заявителя о принятом решении (ст. 40 Устава).
Куда написать жалобу на транспортную компанию?
Прошло 30 дней, а реакции от ТК не последовало? У вас есть еще несколько козырей.
Во-первых, можно подать жалобы в надзорные органы, а именно в:
- Транспортную прокуратуру. Она, как орган общего надзора, осуществляет надзор за исполнением законодательства, в том числе со стороны юридических лиц, оказывающих услуги в сфере транспорта. Она может провести внеплановую проверку и вынести предписание на устранение нарушений законодательства, а также привлечь ТК к ответственности. Подразделения транспортной прокуратуры есть только в крупных городах, в связи с чем рекомендуем подавать жалобу через интернет-приемную.
- Роспотребнадзор. На отношения между грузоотправителями и перевозчиками распространяются положения ФЗ «О защите прав потребителей», а поэтому на ТК можно пожаловаться и в Роспотребнадзор. Как и прокуратура, она – орган надзора, в связи с чем вправе проводить внеплановые проверки, выдавать предписания на устранение нарушений, и привлекать должностных лиц ТК и саму ТК к ответственности. Подать жалобу можно в письменном виде либо, чтобы не тратиться на бумагу и ручку, можно подать жалобу онлайн. А еще у них есть круглосуточная горячая линия.
Во-вторых, можно подать исковое заявление в суд для взыскания компенсации. Его особенность в том, что это будет иск о защите прав потребителей, в связи с чем:
- он может быть подан в суд по месту жительства истца;
- при подаче иска не требуется уплата государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 млн рублей.
В судебном порядке можно взыскать не только компенсацию, но и неустойку, если она предусмотрена договором, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от присужденной суммы, судебные издержки и даже моральный ущерб. Суды, как правило, идут навстречу истцам и хотя бы частично, но удовлетворяют их требования. Вот пример из Новосибирска, а вот – пример из Улан-Удэ. Ваш пример тоже будет успешным, если вы будете использовать все наши рекомендации! Удачи!
🎓 Ответы нашли в законах и разъяснениях Верховного Суда из:
— Обзора судебной практики от 20.12.2017
— Постановления Пленума № 26 от 26.06.2018
1. Потеря груза
В чём риск. В пути водитель с грузом попал в аварию, и машина загорелась. С ночной стоянки груз украли. Вместо получателя груз забрали мошенники с поддельной доверенностью. В общем, груза больше нет, заказчик его не получил.
Что говорит закон. Перевозчик отвечает за груз с момента погрузки у отправителя до выгрузки получателю. Если в пути груз пропал, перевозчик возмещает заказчику его стоимость. Вдобавок возвращает плату за перевозку. Правило — из ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта.
Груз считают потерянным, если его не нашли после погрузки в течение 10 дней — когда везли внутри региона, и 30 дней — когда везли в другой регион. Дальше заказчик может требовать возмещение и не соглашаться ещё подождать и поискать.
Перевозчик отвечает за потерю груза даже без вины. Перевозчик — профессионал. Он в курсе, что в дороге случаются ДТП, кражи и пожары. Груз в пути всегда под его контролем. Платить придётся даже за воров и мошенников — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.
Понятно, что невозможно контролировать природные явления. Если коробки смыла волна или сожгла молния, перевозчик не платит. Но с него доказательства, что виновата стихия. Например, подойдёт акт МЧС о пожаре.
Если заказчик застраховал груз и получил выплату, право требовать деньги за потерю переходит к страховой компании — п. 27 Постановления Пленума № 26.
Как быть. Перевозчик может застраховать груз от ДТП, грабежа и стихийного бедствия в пути. Расходы на эвакуацию машины после аварии страховые часто тоже относят к страховым рискам.
Если в аварии пострадала только машина, а сам груз не довезли и вернули отправителю, стоит сделать отметку в транспортной накладной или составить акт возврата. Иначе есть риск заплатить как за потерю, такое было — дело № А19-16190/2017.
2. Повреждение груза
В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.
Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ.
При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.
Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта.
За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.
В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:
-
Груз испортился из-за непреодолимой силы. Например, газель с роялем обстреляли террористы.
-
Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.
-
Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях.
-
Произошла естественная убыль массы груза.
Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя.
Предприниматель перевозил палеты с пивом по заявке экспедитора. В заявке было единственное требование к транспорту — изотермический фургон. При выгрузке оказалось, что пиво подморожено из-за температуры -5 градусов в кузове, вместо нужной плюсовой. Пива пропало на 66 000 ₽. Экспедитор подал в суд на перевозчика. Но суд сказал, что виноват заказчик, потому что не предупредил о тонкостях температурного режима для груза — дело № А82-5345/20194.
Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.
Статья: как оформить договор перевозки грузов
3. Доставка с опозданием
В чём риск. Водитель не рассчитал и привёз груз позже на пару суток. Теперь заказчик хочет вычесть из оплаты штраф за просрочку.
Что говорит закон. Про срок доставки договариваются и записывают его в заявку заказчика. Время прибытия грузовика под загрузку пишут там же.
За каждые сутки просрочки перевозчик платит штраф 9 % от стоимости перевозки, но не больше этой стоимости. По договору штраф бывает больше или меньше — ст. 34 Устава автомобильного транспорта.
Плюсом к штрафу перевозчик компенсирует заказчику убытки. Например, оплачивает неустойку, которую поставщик заплатил своему покупателю за просрочку. Сурово, но перевозчика наказывают дважды — п. 24 Постановления Пленума № 26.
Часто причина опоздания — задержка выезда машины. Виноватых определяют так. Если водитель приехал на неподходящем под груз фургоне и понадобилось время на замену, то в задержке виноват перевозчик, он платит штраф. Если заказчик опоздал на погрузку, то уже он платит штраф 25 % от стоимости перевозки. То же самое — если машину не вовремя разгрузили. Размер штрафа по договору может быть другой — ст. 35 Устава автомобильного транспорта.
Штрафы не начисляют, если доставка сорвалась из-за урагана, войны, теракта или ограничения проезда по дороге — ст. 794 ГК РФ.
Как быть. Если погрузка или разгрузка задерживается по вине заказчика, водитель делает отметку в транспортной накладной. Это спасёт в споре о штрафах и убытках за просрочку.
Статья: как оформить путевой лист для водителя
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
4. Заказчик не оплачивает перевозку
В чём риск. Груз приехал вовремя, у заказчика нет претензий. Перевозчик отправил счёт на оплату. Время идёт, но денег от заказчика нет.
Что говорит закон. Заказчик обязан заплатить в сроки из договора или заявки. За задержку насчитывают проценты по ключевой ставке или больше — если в договоре есть такой пункт. Перевозчик вправе не отдавать груз, пока ему не заплатят. Это правило из ст. 790 ГК РФ, но в договоре его иногда отменяют.
Если перевозку заказала экспедиторская компания, она и платит перевозчику. Требовать долг с конечного клиента нельзя, он здесь ни при чём — п. 28 Постановление Пленума № 26.
У перевозчика есть один год, чтобы подать в суд на заказчика. До суда заказчику отправляют претензию и ждут ответа 30 дней.
Как быть. Перевозчику нужно принести в суд документы, которые подтверждают перевозку груза из пункта А в пункт Б. Поэтому важно составлять заявки и накладные, брать у получателей копии доверенностей.
Заявка заказчика говорит о том, что он заказал услугу. Транспортная накладная с подписями получателя подтверждает, что груз довезли. Доверенность на работника получателя исключит, что груз выдали мошеннику.
Без подписи получателя в транспортной накладной бывают проблемы. Заказчик может отрицать, что груз довезли и отказаться платить. Но доказать перевозку можно другими документами, где стоит подпись заказчика — актом сверки, актом оказанных услуг, гарантийным письмом или даже перепиской с заказчиком — п. 20 Постановление Пленума № 26.
Статья актуальна на
25.05.2022
Если Вам не заплатили за перевозку груза не стоит отчаиваться и списывать долг за перевозку в убытки, Вы всегда успеете это сделать. Обратитесь к нам и мы поможем Вам взыскать долг за грузоперевозки. Мы ориентированы на взыскание долгов именно по перевозкам грузов, а значит, что мы до мелочей знаем все уловки, на которые идут нерадивые плательщики, чтобы не платить за оказанные услуги по перевозке грузов. Наш опыт и наши юридические знания помогают не только выигрывать суды, но и возвращать долги перевозчикам, ведь обращаясь к нам, Вы рассчитываете на конкретный результат, а не на победу в суде.
Порядок работы.
Когда ко мне обращается перевозчик и спрашивает что делать если нет оплаты за перевозку груза, я включаюсь в работу. Основополагающим принципом работы является работа на результат, а не на процесс. Перевозчику надо получить долг за оказанные услуги по перевозке груза, а не просто исполнительный лист, поэтому взыскание долгов носит комплексный характер. Я никогда не буду начинать взыскание, если вижу, что долг абсолютно безнадёжен.
На приведённой ниже схеме показан порядок действий по взысканию долга за перевозку. Сперва идёт анализ имеющихся у перевозчика документы, чтобы приблизительно оценить шансы на победу в суде. Большинство долгов за перевозки взыскиваются в арбитражных судах, которые в большей мере учитывают имеющиеся у сторон документальные доказательства, нежели устные показания. Следующим шагом идёт анализ должника, чтобы приблизительно оценить шансы на получение денег после победы в суде. После этого принимается совместное с перевозчиком решение об инициировании процесса взыскания долга за перевозку груза.
Затем начинается процесс взыскания долга. В основном, участия клиента в процессе взыскания не требуется, я всё делаю сам — произвожу досудебный этап взыскания долга, после чего следует подача искового заявления в арбитражный суд для принудительного взыскания долга за перевозку.
Судебная работа включает в себя получение выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), составление искового заявления, приложений к нему, отправка его в суд, отправка необходимых копий искового заявления участникам дела, работа с отзывами и возражениями ответчика и прочих лиц, участвующих в деле, составление ходатайств и заявлений, необходимых для победы в деле.
После победы в суде и вступления в силу решения суда, я подаю заявление на выдачу исполнительного листа (долги за перевозки добровольно оплачиваются редко, к сожалению). С исполнительным листом появляется возможность выяснить в каких банках у должника имеются открытые расчётные счета для подачи заявления об исполнении решения суда непосредственно в кредитное учреждение в соответствии со ст. 8 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Чаще всего на этом взыскание оканчивается — перевозчик получает долг за перевозки, банк возвращает исполнительный лист в суд, принявший решение.
Если расчётные счета должника обнулены, исполнительный лист передаётся в службу судебных приставов. При необходимости я оказываю содействие и сопровождаю исполнительное производство, помогая приставам-исполнителям в розыске имущества должника, а при необходимости — обжалую бездействие пристава-исполнителя. На этом этапе большая часть долгов по грузоперевозкам возвращаются перевозчикам.
Как оценить перспективу взыскания долга.
Перед началом взыскания долга необходимо изучить имеющиеся доказательства наличия и размера долга, а также проанализировать должника на предмет наличия реальной возможности исполнить решение суда, потому что выиграть суд и получить деньги — не одно и то же.
На этапе анализа документов проводится их общий осмотр на предмет качества копий, читаемости печатного или рукописного текста, четкости подписей и оттисков печатей. Далее анализируется содержание документов — совпадают ли параметры перевозки в заявке и транспортной накладной, имеются ли необходимые отметки о принятии и сдаче груза, есть ли сведения об имеющихся к перевозчику претензиях касательно сроков доставки и сохранности груза. При наличии расхождений суд может требовать их пояснить. Отсутствие пояснений (неисполнение определения суда) расценивается судом негативно, поэтому до инициирования взыскания долга следует понять — удастся ли пояснить суду недостатки в представленных доказательствах, если это потребуется.
Оценка вероятности исполнения решения суда нужна чтобы решить стоит ли игра свеч и нужно ли вообще начинать процесс. На этом этапе изучается непосредственно должник: его организационно-правовая форма, наличие залогов, имеющиеся исполнительные производства и судебные дела, сообщения о банкротстве либо ликвидации, а также судебные банкротные дела, в которых должник является кредитором. Кроме того, проверяются аффилированные юридические лица, особенно недавно зарегистрированные, имеющаяся бухгалтерская отчетность а также деловая репутация.
Только после анализа перспектив принимается решение о целесообразности взыскания.
Взыскание долга за перевозку в приказном порядке.
Существует быстрый и простой способ взыскания долга за выполненную перевозку при наличии документов, подтверждающих признание заказчиком перевозки наличия и размера задолженности — судебный приказ. Институт приказного производства в арбитражных спорах возник в 2016 году (Федеральный закон от 02.03.2016 г. № 47-ФЗ “О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации”) для быстрого взыскания бесспорных долгов. Главные плюсы судебного приказа:
- скорость принятия;
- уменьшенная государственная пошлина (половина от подлежащей уплате при исковом порядке разрешения спора);
- судебный приказ является исполнительным документом;
- рассмотрение заявления без извещения и вызова сторон.
Минусы:
- быстрая безусловная отмена приказа;
- невозможность применения обеспечительных мер;
- затруднительность взыскания расходов на юриста.
Условия взыскания долга в порядке приказного производства, применительно к договорам перевозки и транспортной экспедиции:
- размер долга не превышает 500 000 рублей;
- должник только один (процессуальное соучастие недопустимо);
- из приложенных к заявлению документов усматривается признание долга заказчиком.
Под признанием понимается подписанный сторонами акт приемки-сдачи оказанных услуг, гарантийное письмо должника либо иные документы, из которых однозначно следует, что должник знает о долге и признает его. Однако, к заявлению о выдаче судебного приказа должны быть приложены и первичные документы, подтверждающие совершение перевозки.
Следует обратить особое внимание на содержание гарантийного письма: в нем должны быть конкретизированы услуги, которые должник гарантирует оплатить, должен быть указан крайний срок оплаты. Простое признание некоей задолженности не создает обязанности по оплате.
Приказной порядок взыскания долга обязателен, если соблюдены вышеуказанные условия. Если попытаться взыскать долг в порядке искового производства, суд возвратит иск (ч. 2.1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Именно поэтому важно определить наличие или отсутствие спора до обращения в суд.
Порядок приказного производства.
Соблюдать претензионный порядок при подаче заявления о выдаче судебного приказа не нужно (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 г. № 62).
Арбитражный суд рассматривает поступившее заявление о выдаче судебного приказа в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд. Если суд признает требования правомерными, он направляет копию судебного приказа должнику. С момента получения приказа у должника есть 10 дней для направления в суд заявления о его отмене. Поступившее в срок заявление подлежит обязательному удовлетворению — суд безусловно отменяет приказ. Если заявление об отмене судебного приказа не поступило в суд вовремя, взыскатель получает свой экземпляр, который может предъявить к исполнению в службу судебных приставов, банк и т.п.
В случае отмены судебного приказа взыскатель вправе обратиться в суд с иском о взыскании долга. В этом случае соблюдать досудебный порядок разрешения спора не нужно, однако, государственную пошлину необходимо доплатить.
Взыскание расходов на представителя (юриста) в приказном производстве.
Конституционный Суд РФ в определении от 28.02.2017 г. № 378-О установил запрет взыскания (распределения) судебных расходов при рассмотрении дела в порядке приказного производства. Строго говоря, в определении рассматривались дела, подсудные мировым судьям и федеральным судам, то есть, арбитражное разбирательство в судебном акте не упоминается. Однако, суды применяют этот судебный акт по аналогии, в совокупности со ст. 229.6 АПК РФ, из которой следует, что в содержание судебного приказа нельзя включать требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя.
Верховный Суд РФ в определении от 30.06.2020 г. № 304-ЭС20-8513 оставил в силе судебные акты нижестоящих судов, в которых взыскателю было отказано во взыскании судебных расходов по заявлению о выдаче судебного приказа.
В то же время это не исключает возможности обращения в суд за взысканием расходов на оплату услуг представителя в порядке возмещения убытков (ст. 15 Гражданского кодекса РФ).
Взыскание долгов по перевозкам лучше доверить профессионалам.
Перевозчики нередко избегают обращаться к юристам если им не заплатили за перевозку груза, предпочитая решать вопросы по возврату долга самостоятельно, нередко переходя при этом все законные рамки и рискуя стать фигурантами уголовных дел о вымогательстве (ст. 163 Уголовного кодекса РФ). Такое бывает, если кредитор, не имея на то должных оснований, начинает требовать оплату выполненных услуг, прибегая при этом к угрозам.
Важно понимать, что само по себе взыскание долгов по перевозкам не должно проводиться только лишь с помощью телефонных переговоров. Как показывает практика, телефонные звонки не оказывают сильного влияния на должников, которые привыкли к таким звонкам. Чаще всего при звонке перевозчика не соединяют с лицом, принимающим решение об оплате, объясняя это отсутствие директора в офисе, что резко снижает мотивацию такого лица (чаще всего директора) производить оплату перевозки.
Вы можете проводить работу по получению долгов самостоятельно, изучая законодательство, сложившуюся судебную практику в регионе, “на лету” осваивая Арбитражный процессуальный кодекс. В этом случае Вы экономите на оплате услуг юриста (представителя), который будет взыскивать долг за выполненную перевозку, одновременно ограничивая возможности взыскания долга своими возможностями, временем и умениями. Профессиональный юрист располагает временем и владеет необходимыми знаниями, которые позволят Вам многократно увеличить шансы на получение долга, возникшего вследствие неоплаты перевозки груза.
Соблюдение досудебного (претензионного) порядка.
Обязанность сторон соблюсти досудебный порядок разрешения споров установлен ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Грамотно составленная претензия позволяет получить оплату без обращения в суд. Многолетний опыт подготовки претензий позволяет в 40% случаев возвратить долг без обращения в суд. В этом случае вы получаете долг без значительных затрат времени и денег, а ваш должник уменьшает свои расходы.
Нет оплаты за перевозку груза — что делать?
Перво-наперво необходимо понять, что чем раньше Вы начнёте взыскание оплаты за грузоперевозку, тем больше шансов получить свои деньги в полном объёме. Взыскание долгов должно производиться комплексно. Работа с просроченной задолженностью — это обычная, рутинная часть любого бизнеса, предоставляющего услуги или продающего товары с отсрочкой платежа.
Следующий шаг — определить для себя готовы ли Вы взыскивать оплату и нести необходимые для получения долга расходы — оплачивать государственную пошлину за подачу иска и услуги юриста. Если не готовы — лучше не запускать процесс.
Далее следует выбрать юриста, который будет заниматься Вашей проблемой. От Вашего выбора во многом зависит успешность взыскания. При выборе юриста следует учитывать наличие у юриста необходимого опыта. Надо заметить, что грузоперевозки — та отрасль, которая регулируется специфическими законодательным актами, знание содержания которых во многом определяет каким будет судебное решение по делу.
После выбора юриста необходимо заключить с ним договор на оказание юридических услуг, на основании которого будет произведено возмещение Ваших судебных затрат. В договоре обязательно должны быть указаны его стороны, предмет договора, цена и порядок оплаты.
Обычно после этого у Вас заботы, связанные с получением долга, заканчиваются. Вашим долгом начинает заниматься юрист.
Неоплата перевозки — мошенничество? Можно ли привлечь неплательщика к уголовной ответственности (ст. 159 УК РФ)?
Этот вопрос вызывает у перевозчиков и экспедиторов непонимание, хотя, на самом деле, все довольно просто. Для более простого понимания нужно понять что такое мошенничество и какие у этого уголовно-наказуемого деяния есть квалифицирующие признаки.
Состав преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса РФ — хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием. Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года № 48 раскрыты понятия “обман” и “злоупотребление доверием”.
Обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении (представлении) заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги или при игре в азартные игры, в имитации кассовых расчетов и т.д.), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.
Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного, его полномочиям, намерениям.
Если обман не направлен непосредственно на завладение чужим имуществом, а используется только для облегчения доступа к нему, действия виновного в зависимости от способа хищения образуют состав кражи или грабежа.
Злоупотребление доверием при мошенничестве заключается в использовании с корыстной целью доверительных отношений с владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества третьим лицам. Доверие может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо его личными отношениями с потерпевшим.
Злоупотребление доверием также имеет место в случаях принятия на себя лицом обязательств при заведомом отсутствии у него намерения их выполнить с целью безвозмездного обращения в свою пользу или в пользу третьих лиц чужого имущества или приобретения права на него (например, получение физическим лицом кредита, аванса за выполнение работ, услуг, предоплаты за поставку товара, если оно заведомо не намеревалось возвращать долг или иным образом исполнять свои обязательства).
Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности наказуемо согласно пятой части статьи 159 УК РФ. Более подробно понятия “предпринимательская деятельность” и “преднамеренное неисполнение обязательств” раскрыты в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 года № 48 (пункты 7 и 9).
Теперь буквально в одном предложении о мошенничестве, применимое к неоплатам в грузоперевозках. Мошенничество — такие действия лица или группы лиц, которые направлены на присвоение причитающейся перевозчику платы путем предоставления заведомо ложных сведений, в том числе касающихся возможности исполнить обязательство, или имеющих изначальное намерение не исполнять принятые на себя обязательства.
Из этого следует несколько важных выводов:
- Далеко не каждое неисполнение денежного обязательства является мошенничеством. Полстраны имело бы судимость за неуплату коммунальных и кредитных платежей.
- При наличии оснований полагать, что на момент заключения договора лицо, обязующееся оплатить перевозку, заведомо не могло исполнить свое обязательство, можно и нужно обращаться в полицию с заявлением о совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 159 УК РФ.
- Законодательство РФ предусматривает возможность защищать нарушенное право любым доступным способом. Перевозчик может одновременно обратиться и в органы внутренних дел, и в арбитражный суд за взысканием задолженности. Эти способы взаимодополняют друг друга; полученные в результате процессуальных действий документы и доказательства могут приобщаться к материалам уголовного и (или) арбитражного дела.
Для возбуждения уголовного дела должно быть несколько потерпевших, пострадавших от мошенника?
Это заблуждение, которое бытует среди перевозчиков. “Мошенничество” не определяется количеством преступных эпизодов, а квалифицируется по ряду признаков. Кроме того, неоднократные неоплаты услуг по перевозке грузов многим перевозчикам, не всегда могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ, так как в этих деяниях может отсутствовать состав преступления, предусмотренный этой статьей.
Уголовное дело возбудили! Теперь-то я получу деньги?
Нет. Задача уголовного производства — наказать преступника. Даже если случится невероятное и в отношении вашего должника будет возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ, получить свои деньги за перевозку вы сможете только после подачи гражданского иска в уголовном процессе (ст. 44 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Это значит, что вам придется выполнить те же действия, что и при взыскании долга без подачи заявления о мошенничестве.
Возмещение судебных расходов.
Под судебными расходами в Арбитражном процессуальном кодексе понимаются расходы, связанные с необходимостью оплаты государственной пошлины, и судебные издержки, к которым относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 2 статьи 110 АПК РФ, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Пункт 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса гласит о том, что судебные расходы (чаще всего при взыскании долгов за грузоперевозки под ними подразумевается государственная пошлина) взыскиваются судом со стороны.
Если говорить проще, то расходы, понесённые перевозчиком, которому не заплатили за перевозку, будут взысканы с должника. Таким образом, деньги, которые перевозчик оплатит для получения долга за перевозки, будут ему возвращены должником.
Пени и проценты за пользование чужими деньгами.
Если перевозка не оплачена в срок, у должника перед перевозчиком возникает обязанность оплатить проценты за пользование чужими денежными средствами. Размер процентов может определяться договором или законом. При отсутствии в договоре размера пени за просрочку оплаты перевозки применяется так называемая законная неустойка.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами должник уплачивает проценты. Размер процентов определяется договором либо ключевой ставкой Центрального Банка России. Договорная неустойка за несвоевременную оплату может быть любой, однако, если она чрезмерно завышена (для оценки используется всё та же ключевая ставка ЦБ РФ) суд может ее снизить в порядке ст. 333 Гражданского кодекса РФ. В моей практике был случай, когда размер взысканных процентов кратно превышал размер задолженности, хоть должник и заявлял в суде о необходимости их уменьшения.
Неустойка есть один из способов обеспечения обязательства. Если нет оплаты за грузоперевозку в полном объёме в установленный договором срок, Вы можете защитить нарушенное право. При обращении в суд для взыскания долга рекомендуется приложить к иску правильно произведённый расчёт процентов за пользование чужими средствами.
Если Вам не платят за перевозку, не теряйте времени.
Что делать в случае, если Вам задержали оплату за перевозку груза? Какой срок следует считать опасным? Практика показывает, что начинать взыскание оплаты за грузоперевозки в суде следует не позднее 30 дней после наступления даты оплаты перевозки. Это означает, что досудебный (подготовительный) этап должен начинаться через 15-20 дней после образования задолженности. Перевозчики должны чётко осознавать, что неоплата за перевозку в установленный договором срок является не менее грубым нарушением, чем просрочка доставки груза.
Тем не менее, перевозчики зачастую предпочитают тянуть со взысканием долгов до последнего, когда их должник начинает ликвидацию. Это огромная ошибка! Если Вам не заплатили за перевозку — не тяните, взыскивайте и получайте оплату!
Чем больше времени пройдёт от дня неоплаты перевозки, тем меньше шансов увидеть свои деньги. Объективная реальность, к сожалению, такова, что не все долги по грузоперевозкам можно получить, однако, это не повод для того, чтобы прощать все долги и дарить кому-то деньги, заработанные тяжёлым трудом. Мы уважаем Ваш труд и если видим, что долг относится к категории безнадёжных, сразу говорим об этом, оберегая Вас от лишних трат.
Перевозка не оплачена? Не отчаивайтесь!
Три слагаемых успеха взыскания долгов за грузоперевозки:
Из этих элементов сложно выделить самый главный или, напротив, самый незначительный. Чтобы получить оплату за выполненную грузоперевозку должны присутствовать все слагаемые. Отсутствие любого из них повышает шансы того, что перевозка так и останется не оплаченной.
Не заплатили за перевозку? Обращайтесь!
Мы действуем строго в правовом поле. 100%-ая легальность взыскания гарантирует от предъявления к Вам претензий в вымогательстве. Вашими долгами за выполненные грузоперевозки занимаются только грамотные и компетентные юристы, имеющие большой практический опыт. Взыскание проводится с единственной целью — вернуть Вам долг за перевозку груза в полном объёме как можно быстрее.
Наименование услуги | Цена |
Составление претензии, формирование приложений к претензии | 3000-7000 руб. |
Взыскание долгов за грузоперевозки в судебном порядке * | 15000-35000 руб. |
Вознаграждение юриста за успешное взыскание | 0-25% |
Совместное взыскание долгов за выполненные грузовые перевозки | В зависимости от сложности |
Сопровождение исполнительного производства | 10000-40000 руб./мес. |
* включает в себя анализ ситуации и составление претензии в случаях, когда она необходима.
В услугах транспортных компаний нуждаются не только организации, но и простые граждане. Поскольку простому физическому лицу сложнее защитить свои интересы при конфликте с большой организацией, в его интересах действует законодательство о защите прав потребителей. Казусы, связанные с плохо организованной логистикой, при перевозке грузов происходят довольно часто: теряются и портятся вещи, задерживаются сроки доставки. Однако решить такую проблему довольно просто: в большинстве случаев достаточно знать, как составить претензию по грузоперевозкам. Какие существуют нюансы при обращении в транспортную компанию – разберем в этой статье.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.
В статье расскажем:
- Когда понадобится претензия?
- Необходимые документы
- Как составить претензию?
- Как подать претензию?
- Срок подачи претензии
- Если претензия не помогла
- Как подать в суд на транспортную компанию?
- Как составить исковое заявление?
- Что можно требовать в суде?
- Как подать иск в суд?
- Заключение эксперта
Когда понадобится претензия?
Законодатель исходит из принципа свободы договора: стороны сами определяют договорные условия. Это значит, что круг прав и обязанностей сторон и, соответственно, список возможных нарушений со стороны грузоперевозчика сильно зависит от содержания договора. Тем не менее, договор должен соответствовать общим требованиям законодательства, в частности, нормам Закона о защите прав потребителей.
Наиболее распространенными нарушениями со стороны транспортных компаний являются:
- задержка груза транспортной компанией;
- частичная или полная утеря отправления;
- повреждение груза или нарушение целостности его упаковки;
- груз перепутали и привезли не тот;
- непредставление информации о прибытии товара к покупателю указанным в договоре способом;
- другие нарушения условий договора грузоперевозки, например, непредоставление каких-либо услуг, предусмотренных договором.
Важно! Правила и условия перевозки сильно зависят от вида транспорта, используемого для перевозки.
Статья 797 Гражданского кодекса РФ устанавливает правило, согласно которому до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии. Это значит, что претензии и иски по перевозкам грузов в контролирующие органы нельзя подать, пока не соблюден претензионный порядок, а именно:
- от ТК получен ответ с полным или частичным отказом выполнить требования, изложенные в претензии;
- ТК не ответила на претензию в течение 30 календарных дней.
Таким образом, чтобы защитить свои потребительские права, письменную претензию к перевозчику нужно составлять при любых нарушениях с его стороны.
Важно! Многие крупные компании предлагают страховку груза в качестве дополнительной платной услуги. Если данная услуга была оформлена, то убытки должна возмещать страховая компания, а не перевозчик. О порядке обращения в страховую компанию мы писали на примере компании «Росгосстрах».
Необходимые документы
Перед тем, как написать претензию в транспортную компанию, грузополучатель должен предпринять некоторые меры, чтобы зафиксировать нарушение со стороны ТК.
Так, если груз не был доставлен, будет достаточно:
- договора о перевозке грузов;
- транспортной накладной, согласно которой грузоотправитель передал груз транспортной компании.
В остальных случаях также понадобится акт приемки или расхождений. При составлении данного документа важно следить за тем, чтобы на нем стояла текущая дата и было указано реальное состояние полученного груза: фактическое количество мест, повреждения и т.д.
Любое несоответствие груза исходному состоянию нужно зафиксировать на фото, а в акт включить сведения о проведенной фотосъемке. Так, если при получении груза выявлено повреждение упаковки, нужно зафиксировать это на фотографии, затем вскрыть упаковку и сфотографировать повреждение груза.
Если имущество утеряно или повреждено, для возмещения убытков потребуются документы, подтверждающие его стоимость. Если в связи с неполучением груза были получены дополнительные убытки, они тоже должны документально подтверждаться.
Как составить претензию?
Снежана Погонцева
Практикующий юрист. Стаж 11 лет. Специалист в области гражданского и семейного права.
Со всеми необходимыми документами на руках можно приступать к подготовке претензии к транспортной компании. Как правило, крупные компании размещают бланки заявлений на своем сайте, которые достаточно просто заполнить. Тем не менее, чтобы ничего не упустить, перед заполнением лучше ознакомиться со следующими правилами:
- Из текста претензии должно быть понятно, кем и кому она адресуется. Поэтому для наглядности в правом верхнем углу формируется шапка претензии. Документ обычно составляется на имя руководителя организации. Заявитель должен указать о себе ФИО и контактные данные для связи.
- Следует указать название претензии, из которого будет понятна цель обращения, к примеру: Претензия по договору перевозки.
- Отдельное внимание необходимо уделить качеству текста претензии: он должен быть написан деловым языком, сухо и без эмоций. Тем более не стоит включать в текст хамство и оскорбления: они дают компании право не рассматривать заявление потребителя.
- Суть претензии должна быть описана максимально конкретно: приведены реквизиты договора перевозки груза, а также иных документов, даты сдачи груза и его получения, описание допущенных нарушений, расчет суммы ущерба. Если требуется возмещение убытков, лучше сразу указать реквизиты для перечисления денежных средств.
- Важно привести обоснование своих требований. Это могут быть ссылки на соответствующие нормы закона или условия договора.
- В конце документа формулируются требования к транспортной компании: выдать груз, компенсировать убытки и т.д.
- Немаловажно также указать на намерение обратиться в контролирующие органы или в суд в случае, если претензионные требования не будут выполнены.
- Перечисляются приложенные документы (обязательно в копиях, оригиналы храним у себя!), дата и подпись.
При составлении претензии важно учитывать особенности конкретной ситуации: содержание договора, состав имеющихся документов, характер нарушения и т.д. Для примера можно использовать наши образцы. Если Вы не уверены в своих силах, лучше заручиться поддержкой профессионального юриста.
Образец претензии
Образец претензии
Образец претензии
Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы
Как подать претензию?
Пакет документов с претензией необходимо правильно вручить, чтобы претензионный порядок считался соблюденным. Подать претензию можно лично, почтой или в электронном виде, но у каждого способа есть свои нюансы.
- Чтобы подать претензию лично, потребуются два экземпляра претензии: один примут сотрудники ТК, а на втором они должны поставить отметку о получении с датой и подписью. Только в этом случае на руках у заявителя будет доказательство соблюдения претензионного порядка.
- Отправить претензию можно и почтой, оформив отправление заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Направлять письмо следует на адрес, указанный в договоре. Вернувшееся уведомление необходимо хранить на случай, если понадобится обращаться в вышестоящие инстанции.
- Некоторые транспортные компании предлагают в качестве альтернативы вышеупомянутым способам отправить сообщение на электронную почту или через форму на сайте. Такая подача претензии допустима, но только при условии, если в договоре о перевозке грузов прямо указан данный способ подачи претензии. В противном случае суд может посчитать претензионный порядок не соблюденным.
Срок подачи претензии
Чем скорее будет подана претензия – тем лучше для потребителя. Если же сразу претензию подать не получилось, следует учитывать установленные законом сроки для подачи претензии по перевозке грузов. В основном, срок предъявления претензии к перевозчику зависит от того, каким видом транспорта осуществлялась доставка:
- 1 год для автотранспорта;
- 6 месяцев для авиатранспорта;
- 6 месяцев для железнодорожного транспорта, в отношении штрафов и пеней – 45 дней;
- 1 год для водного транспорта;
- 4 месяца для смешанного способа доставки.
Как правило, срок исчисляется с момента планируемого или фактического получения груза.
Примечание: в соответствии со ст. 797 Гражданского кодекса РФ, срок рассмотрения претензии к перевозчику составляет 30 дней с момента получения. Если в течение этого времени ответ не получен, можно обращаться в суд. Также, Закон о защите прав потребителей устанавливает сроки для выполнения требований потребителя. Так, требование о возмещении денежных средств должно быть выполнено в течение 10 дней со дня получения претензии.
Если претензия не помогла
Основной инстанцией для обжалования действий транспортной компании является суд, но можно попробовать оказать воздействие на нарушителя и путем обращения в контрольные инстанции. Они не помогут взыскать с ТК задолженность, но быстрее суда рассматривают обращения и могут вынести в ее отношении предписание об устранении нарушений.
Так, подать жалобу на транспортную компанию можно:
- Роспотребнадзор, сделав акцент на нарушении прав потребителей. К примеру, указать на некачественное оказание услуги и нежелание транспортной компании устранять допущенные нарушения. Подробнее о том, как обратиться в Роспотребнадзор, можно почитать в нашей статье.
- Рассмотрением серьезных правонарушений в сфере транспортных услуг занимается транспортная прокуратура. К примеру, если ТК нарушила таможенное законодательство, транспортная прокуратура будет расследовать данное преступление и при необходимости привлечет виновных к ответственности.
- Обратиться в прокуратуру можно через электронную приемную. Потребуется указать свои личные данные, выбрать интересующее отделение прокуратуры и изложить суть жалобы. Также, в отделение транспортной прокуратуры можно обратиться по почте или лично, посмотрев контакты интересующего отделения на сайте.
Как подать в суд на транспортную компанию?
Взыскать убытки, причиненные транспортной компанией, можно только через суд. Обращение в суд несколько отличается от обращения в другие госорганы и производится в особом процессуальном порядке. В данном случае следует подавать иск о защите прав потребителей, который освобождает истца от уплаты госпошлины и позволяет взыскать с ТК дополнительные суммы в виде штрафов и неустоек.
Как составить исковое заявление?
Иск можно составить путем внесения изменений в уже написанную претензию к перевозчику груза:
- в шапке искового заявления обязательно нужно указать наименование суда, в который будет подаваться иск. пишется наименование суда, в который будет подаваться иск. Также указываются данные об истце (заявителе) и ответчике (транспортной компании);
- текст жалобы следует дополнить изложением претензионного порядка урегулирования спора: когда была подана претензия в транспортную компанию и с какими требованиями, отвечал ли на нее ответчик;
- в конце указать все исковые требования;
- приложить все документы, которые прикладывались к претензии, а также саму претензию и ответ на нее.
Что можно требовать в суде?
Помимо основного требования о возмещении нанесенного вреда Закон о защите прав потребителей позволяет включить в иск дополнительные требования:
- о компенсации морального вреда (на основании ст. 15 Закона о защите прав потребителей);
- о выплате пени в размере 3 % от стоимости услуг за каждый день просрочки, (ст. 28 Закона о защите прав потребителей);
- о выплате штрафа в размере 50 % от суммы заявленных требований за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке (ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Как подать иск в суд?
Иск о защите прав потребителей можно подавать и по месту нахождения транспортной компании, и по месту жительства истца. В зависимости от суммы всех требований иск подается либо мировому судье, либо в районный суд.
Цена иска | Подсудность |
---|---|
До 100 000 рублей включительно | Мировой судья |
Более 100 000 рублей | Районный суд |
Порядок подачи иска следующий:
- Заявление распечатывается по числу лиц, участвующих в деле: для себя, ответчика и суда. Копии приложений также нужно распечатать для суда и для ответчика. Оригиналы следует хранить у себя, их нужно будет взять с собой только на судебное заседание.
- Отнести на почту копию иска для ответчика вместе с приложениями и отправить по адресу его местонахожения заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанции об отправке также нужно будет приложить к иску в суд.
- Подать заявление в суд. Это можно сделать тремя способами:
- прийти в канцелярию суда и сдать документы лично. Тогда на Вашем экземпляре секретарь поставит отметку о получении и заберет иск вместе со всеми приложениями;
- отправить иск по почте заказным письмом;
- воспользоваться электронной системой ГАС Правосудие и отправить документы в электронном виде в формате PDF. Для этого потребуется авторизация через ЕСИА.
Срок рассмотрения дела займет около двух месяцев, если не потребуется обжалование решения суда в вышестоящую инстанцию.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- При спорах с транспортной компанией необходимо руководствоваться договором, транспортным законодательством и Законом о защите прав потребителей.
- Если груз застрахован, убытки следует взыскивать со страховой компании. При отсутствии страховки полную ответственность за сохранность и доставку груза несет грузоперевозчик.
- Подача претензии – обязательный шаг урегулирования споров с транспортной компанией. Если претензионный порядок не соблюден, в суд за возмещением убытков обратиться не получится.
- Чтобы претензионный порядок был соблюден, претензию в ТК нужно правильно составить и подать.
- Если ТК не удовлетворила требования, указанные в претензии, или не ответила на нее в течение 30 дней, можно попробовать обратиться в Роспотребнадзор или сразу писать исковое заявление в суд.
Снежана Погонцева
Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)
Задать вопрос
Отношения между грузоперевозчиком и клиентом регулируются несколькими документами. Это ГК РФ, ФЗ №87-ФЗ, Постановление Правительства РФ №554 и договор. Одна из основных обязанностей транспортной компании — доставка груза в срок (срок устанавливается в договоре). Так, наша компания по грузоперевозкам в Ижевске разрабатывает маршруты так, чтобы отправления быстро доходили до своих получателей.
Что делать, если нарушаются сроки доставки груза
Согласно статье 9 ФЗ №87-ФЗ, ответственность за срыв срока доставки лежит на экспедиторе. Исключения касаются случаев, когда проблемы с доставкой обусловлены внешними обстоятельствами. Например, из-за неблагоприятных погодных условий движение по трассе затруднено или закрыто. Однако обязанность доказательства появления обстоятельства лежит на экспедиторе.
Если груз задерживается, то клиент должен составить письменную претензию. В ней нужно изложить обстоятельства случившегося. Транспортная компания должна дать ответ в течение месяца. В случае отклонения экспедитор обязан указать причины такого решения.
Если клиент — физическое лицо, которое пользуется услугами транспортной компании для своих нужд, то он может рассчитывать на компенсацию. Она составляет 3% в день от стоимости услуг компании. Однако сумма не может превышать 80% от вознаграждения экспедитора. Для лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью, компенсация рассчитывается индивидуально.
В случае если транспортная компания отказывается добровольно возместить убытки, клиент имеет право обратиться в суд. Срок исковой давности составляет год — исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. Учитывайте, что отправка письменной претензии обязательна. Она нужна для того, чтобы доказать, что транспортная компания не стала добровольно решать возникшие проблемы.
Для того чтобы не испытывать проблем, нужно правильно выбирать транспортную компанию. Например, у нас большой автопарк. Мы оказываем транспортные услуги по перевозке грузов по всей России.
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Ваш груз исчез: кто виноват и что делать?
Кто несет ответственность за утерянный или поврежденный груз, отправленный из пункта А в пункт Б транспортной компанией? Как указал Верховный Суд, всегда виноват экспедитор, ему и отвечать. Но клиенту все же надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак
Кто из нас хотя бы раз в жизни не пользовался услугами транспортной компании? Это удобно. Можно отправить подарок родственникам в другой регион, выслать к месту работы или к новому месту жительства габаритный багаж, передать покупателю проданный через Интернет товар и т.д.
Заполнил документы, отдал груз, получил груз – что может быть проще? Так и есть. Но ровно до того момента, пока с нашим грузом не случается какая-нибудь оказия: он может потеряться в пути, разбиться, его могут выдать непонятно кому. Тут мы задумываемся о своих правах и об обязанностях транспортной компании, ищем «скрытые» пункты в договоре оказания услуг. И если потерю или «гибель» груза мы с вами не можем предотвратить (не от нас это зависит), то варианты компенсации канувшего в Лету багажа предусмотреть должны именно мы – в наших же это интересах. А для этого необходимо разобраться в своих правах и обязанностях экспедитора, обратить внимание на то, что прописывается в договорах. Попробуем?
Обязанности экспедиторов и перевозчиков
У экспедиторов и перевозчиков, которых те нанимают, чтобы доставить груз в точку назначения, обязанностей огромное количество. Не будем утруждать себя изучением всех этих «пунктов». Нам достаточно уяснить три ключевые позиции. Итак, они обязаны:
- доставить груз до пункта назначения в согласованные сторонами сроки;
- доставить груз в целости и сохранности;
- выдать груз не кому попало, а тому, кто указан в экспедиторской расписке.
Кажется, все предельно просто. В теории. А вот на практике возникает немало проблем. То вместо целой вазы клиент получает осколки и сам же оказывается виноват – не заказал дополнительную упаковку или не оплатил метку «хрупкий груз». То экспедитор выдает груз непонятно кому – снова виноват клиент, ведь он не внес в стандартные бланки экспедитора дополнительные сведения для идентификации грузополучателя.
Клиент всегда прав?
Везде выходит, что ты сам виноват. Получается, правило «клиент всегда прав» здесь не работает? Отнюдь. Еще как работает. Вот только права свои знать надо.
Итак, клиент транспортной компании имеет право:
- требовать качественного оказания услуги (доставки целого груза и вручения его грузополучателю) в согласованные сторонами сроки;
- требовать от экспедитора возмещения утраченного или поврежденного груза.
Именно с последним пунктом могут возникнуть сложности. Возмещать утерянный или разбитый груз транспортные компании обычно не спешат. Зачастую добиваться соблюдения этого права приходится в судебном порядке. А чтобы в суде выглядеть убедительно и добиться своего, необходимо иметь неоспоримые доказательства. И все они должны быть прописаны в договоре. Поэтому, прежде чем ставить свой автограф в документе, внимательно его читаем.
4 правила, которые помогут избежать проблем
Главное правило: отправляйте через экспедиторов только тот груз, который не жалко потерять. Особо ценные вещи вроде бриллиантового колье и раритетных предметов лучше перевозить самостоятельно. Понятно, что не всегда это возможно. Но тут уж вопрос приоритетов: груз, время или еще что для вас на первом месте.
Если вам все же пришлось обратиться в транспортную компанию, помните: чем дороже груз, тем выше риск его выдачи не грузополучателю, а неизвестно кому. И наша задача – минимизировать свои потери.
Правило № 1: озвучиваем стоимость груза.
И «озвучиваем» не значит, что достаточно похвастаться его дороговизной. Здесь фишка в другом: обязательно отправляем груз с объявленной ценностью. То есть в экспедиторской расписке указываем, груз какой стоимости перевозится. Зачем это надо? А затем, что при утрате груза вам будет возмещена именно стоимость его объявленной ценности.
Правило № 2: уточняем детали.
Важно детализировать вид груза. Обязательно укажите, какой именно товар вы отправляете: модель, артикул, цвет, размер, марку, производителя, дату выпуска и т.п.
Зачем такие заморочки? Если вы не оценили стоимость груза, то при его утрате будете иметь право на возмещение его реальной стоимости, а чтобы ее, эту самую стоимость, определить, нужно иметь данные о характеристиках груза. Нельзя просто указать в документах «компьютер», ведь они бывают разные.
Правило № 3: документы – наше всё.
Необходимо иметь документы на груз, который вы решили отправить. Они будут служить подтверждением вашего права собственности на груз и, соответственно, его стоимости и характеристик.
Правило № 4: он – и никто другой.
Следует максимально конкретизировать личность получателя груза, указав не только ФИО, но и паспортные данные, номер телефона и т.д. А еще укажите, что документом, удостоверяющим личность получателя груза, будет, например, только паспорт и только с вот такими реквизитами, что экспедитор не может выдать груз лицу, предъявившему иной документ. Это нужно, чтобы экспедитор выдал товар не первому пришедшему Иванову Ивану Ивановичу, а тому, которого вы указали.
Вы следуете этим простым правилам? Молодцы! Но у нас для вас новость: даже соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций не гарантирует сохранность груза. Зачем тогда их выполнять? А затем, что это все поможет вам в суде отстоять свои права и возместить стоимость утраченного груза.
Хитрые пункты в договорах с экспедиторами
Имейте в виду: экспедиторы не лыком шиты и пытаются заранее снять с себя ответственность за утраченный груз, прописывая в договорах весьма интересные формулировочки.
Все экспедиторы включают в правила договора транспортной экспедиции такой пункт:
«Клиент уведомлен и согласен, что экспедитор не производит юридическую экспертизу подлинности подписей и печатей, содержащихся в доверенностях представителей грузополучателя. Экспедитор не несет ответственности за выдачу груза по подложному документу в случае, если из документа явственно без специальных средств и/или познаний не следует, что он поддельный»
или:
«Экспедитор не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Под такими обстоятельствами в том числе понимается выдача груза по подложным документам в результате мошеннических действий третьих лиц».
Что эти пункты в договорах дают экспедитору? А то, что он может даже сам себе выдавать грузы на основании поддельных документов и не нести при этом какой бы то ни было ответственности.
Но! Как бы ни старалась транспортная компания снять с себя имущественную ответственность за утрату груза, закон говорит о презумпции вины экспедитора. Это означает, что он виноват во всем, что произошло с грузом – от момента вручения ему товара до момента выдачи груза клиенту. Экспедитор может быть освобожден от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы, т.е. исключительных и необычных для данной ситуации обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предусмотреть (COVID-19, наводнение, ураган и т.п.).
А вот выдача груза не тому человеку целиком и полностью зависит от действий экспедитора (а не от цунами или землетрясения), поскольку именно он обязан передать груз уполномоченному лицу, предварительно удостоверившись в его личности. Поэтому вышеуказанные пункты, якобы освобождающие экспедитора от имущественной ответственности в случае выдачи груза третьим лицам, ничтожны, так как противоречат закону и их включение в договор с потребителем запрещено в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.
Кстати, за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, экспедитору грозит административная ответственность. При этом к ответственности могут быть привлечены одновременно должностное лицо, включившее эти условия в договор, и само юридическое лицо.
Получили груз? Рано радоваться
Представим, что все описанное выше оказалось «страшилкой» – груз вы получили. Но это не повод отключать бдительность. Надо убедиться, что груз прибыл в целости и сохранности. Сразу же, не отходя от кассы, включаем видео на телефоне и при экспедиторе вскрываем упаковку – проверяем все, начиная от количества груза и заканчивая его состоянием (вмятины, царапины, трещины и т.п.).
Если случилось так, что вы на радостях подписали документ о получении груза (а внизу обязательно мелкими буквами будет написано, что груз вам передан в целости и сохранности, претензий никаких вы не имеете), а дома вскрыли упаковку и увидели, что ваза разбита, получить возмещение уже не удастся (даже после обращения в Верховный Суд РФ). А все потому, что теперь никакой эксперт не ответит на вопрос, кто разбил вазу – вы или экспедитор.
Потому при экспедиторе проверяем состояние груза и сразу же отражаем в акте все недостатки. Только тогда вы сможете компенсировать свои убытки при повреждении груза.
И споры эти так похожи…
Казалось бы, все во взаимоотношениях клиентов и экспедиторов должно быть уже очевидно. Ан нет! Число споров со временем не уменьшается. Так о чем же спорят транспортные компании с клиентами и какие решения принимают суды?
Такие споры до боли похожи: это или утрата, или повреждение груза. Есть такие истории и в практике юристов компании «Гаврюшкин и Партнеры».
Дело № 1. Клиент отправил транспортной компанией ПЭК из Челябинска в Ярославль, где планировал открыть магазин, запчасти для автомобилей на сумму 900 тыс. руб. Отслеживая состояние груза на сайте компании, он неожиданно обнаружил, что его товар уже выдан. Позже выяснилось, что груз передан на основании поддельной доверенности.
Как повели себя суды? Арбитражный суд г. Москвы в иске отказал, полагая, что клиент сам виноват в произошедшем. Но в Девятом арбитражном апелляционном суде вынесенное решение было отменено: удалось доказать, что виноват все-таки экспедитор. Кассация поддержала апелляционную инстанцию.
Читайте также
ВС напомнил о презумпции вины экспедитора-юрлица за утрату, недостачу или повреждение груза
Как указал Суд, выдача груза на основании поддельных документов, предъявленных получателем, не может рассматриваться как обстоятельство непреодолимой силы
12 января 2021
Дело № 2. Клиент компании «Кашалот» отправил из Новороссийска в Самару комплектующие для компьютеров на сумму 500 тыс. руб. Но до адресата груз не дошел, а был выдан кому-то на основании временного удостоверения личности.
Как повели себя суды? Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга и вышестоящие суды в иске отказали, сославшись на то, что груз выдан лицу с такими же ФИО, как у клиента, а значит, экспедитор свою обязанность исполнил. Якобы клиент сам виноват в том, что больше данных о получателе груза не предоставил. Только в Верховном Суде РФ удалось добиться отмены судебных решений, доказав, что на территории Российской Федерации все же действует презумпция вины экспедитора (Определение ВС РФ от 15 декабря 2020 г. по делу № 45-КГ20-18-К7).
Да здравствует наш суд!
Подобные дела рассматриваются в арбитражных судах (споры в сфере предпринимательской деятельности) и в судах общей юрисдикции (споры с участием потребителей – простых граждан). Несмотря на единое в стране законодательство, судебная практика поразительно неоднородна: в арбитражных судах стоимость груза взыскивали с экспедиторов, а в судах общей юрисдикции практически в 90% случаев клиентам отказывали в исках, ссылаясь на отсутствие вины экспедитора в произошедшем.
Так было раньше. Надеемся, что больше не будет. А все потому, что определение Верховного Суда РФ по делу клиента «Кашалота» (дело № 2 – читаем выше, если пропустили) расставило все точки над «i». Верховный Суд доступно разъяснил то, что юристы нашей компании из инстанции в инстанцию пытались донести до судей: в Российской Федерации действует презумпция вины экспедитора. Даже при отсутствии его вины экспедитор несет ответственность за все, что произошло с грузом (кроме цунами, наводнений и землетрясений, конечно).
Претензия к перевозчику — это юридический документ для досудебного урегулирования споров в транспортной сфере. Обращение фиксирует требования по факту нарушения обязательств по договору доставки груза или багажа.
В каких случаях подавать претензию к перевозчику
В соответствии со ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа. Он же возмещает причиненный ущерб в следующих случаях и размерах (п. 2 ст. 796 ГК):
Последствия для груза или багажа | Размер ответственности |
---|---|
Утрата или недостача |
Стоимость утраченного или недостающего груза или багажа. |
Повреждение (порча) |
В сумме, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного — в размере его стоимости. |
Утрата сданного к перевозке с объявлением его ценности |
В размере объявленной стоимости груза или багажа. |
Стоимость рассчитывается исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, или исходя из цены на аналогичные товары при отсутствии счета или указания ее в договоре.
Дополнительные особенности заключаются в том, что перевозчик (п. 3–4 ст. 796 ГК):
- отвечает за перевозимые материалы после их принятия и до выдачи грузополучателю или лицу, управомоченному на получение багажа;
- вправе доказывать в суде и предоставлять документы о том, что недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и/или устранить;
- возвращает провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, если эта плата не входит в стоимость услуги — когда получена от отправителя (получателя), обоснованная и подкрепленная доказательствами, претензия за неуплату транспортировки груза или его порчу (кроме ущерба за груз).
Кто вправе подавать
Претензионный порядок урегулирования спора обязателен в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ). Применительно к соглашениям по перевозке грузов обязательный досудебный порядок предъявления претензии к перевозчику предусмотрен статьей 797 ГК. Правила регулируются соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Закон или устав | Раздел НПА |
---|---|
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) |
ст. 118 |
Федеральный закон №18-ФЗ от 10.01.2003 (ред. от 08.06.2020) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» | ст. 95, 107 |
Федеральный закон №259-ФЗ от 08.11.2007 (ред. от 18.03.2020) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» | ст. 34 |
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации №24-ФЗ от 07.03.2001 (ред. от 08.06.2020) (с изменениями и дополнениями вступил в силу 14.06.2020), статья 43 «Вина судов в столкновении» | ст. 44, 114, 117 |
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации №81-ФЗ от 30.04.1999 (ред. 13.07.2020) | ст. 169, 190 |
Иск подается:
- грузоотправителем — им может выступать юридическое или физическое лицо, действующее от своего имени или по поручению собственника, выполняющее обязанности стороны в договоре перевозки;
- грузополучателем — это сторона, которой адресован груз в пункте назначения.
Основания для дальнейшего судебного спора и подготовки иска (п. 2 ст. 796 ГК):
- полный или частичный отказ перевозчика удовлетворить претензию;
- неполучение от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
При несоблюдении претензионного порядка исковое заявление:
- возвращается судом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ);
- в случае принятия к производству оставляется без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ).
Как оформить
Для формирования претензии отправитель (получатель) должен иметь на руках:
- транспортную накладную с отметками о несохранности;
- акт.
Например, при предъявлении претензии наземной транспортной компании нужно учесть следующее:
- обязательный претензионный порядок установлен п. 1 ст. 797 ГК РФ и ч. 2 ст. 39 УАТ (ФЗ-259 от 08.11.2007);
- срок исковой давности равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ).
Чтобы претензия стала убедительнее и помогла решить проблему, изучите судебные решения по аналогичным делам. Найти их поможет база судебной практики в КонсультантПлюс (бесплатный доступ к ней получите, перейдя по ссылке ниже). В базе собраны решения всех российских судов, а поиск такой же простой, как в Яндексе. Обязательно сошлитесь в тексте претензии на те дела, которые суд решил «в вашу» пользу.
Есть особенности при формировании претензий на биржах грузоперевозок, ознакомьтесь с ними. На популярной платформе «Автотрансинфо» порядок и требования, как выставить претензию в АТИ за неуплату или порчу груза, регулируются Положением о порядке направления и рассмотрения претензий.
Срок исчисляется со дня выдачи груза в случае недостачи, повреждения (порчи) груза или со дня признания утраченным в случае его утраты.
Структура досудебного документа перевозчику не регламентирована законодательно и составляется в соответствии с правилами документооборота. Схему документа рекомендует ГОСТ Р ИСО 10002-2007.
Шаг 1. При заполнении вводной части укажите:
- реквизиты отправителя (лучше использовать бланк, в котором есть все данные);
- адресата — название, Ф. И. О. руководителя, реквизиты;
- исходящий номер и дату регистрации;
- заголовок письма («Претензия»);
- причину обращения (максимально конкретно и информативно).
Шаг 2. В основной части подробно опишите:
- факт существования договора перевозки, его номер и дату, описание перевозимых материалов;
- факт задержки доставки (порчи) и общую сумму ущерба на день оформления;
- дайте ссылки на статьи законов, транспортные уставы и НПА.
Шаг 3. В резюмирующей части разместите требования:
- о погашении задолженности;
- о возмещении убытков (здесь приводят расчет долга и включают в него пени или неустойку на день подготовки документа);
- дайте ссылку на законодательные акты при необходимости.
Шаг 4. Обязательно приложите документы, которые упоминаются в тексте. Вот для примера образец претензии к транспортной компании, повредившей груз, со всеми перечисленными разделами:
Документ перевозчику:
- составьте в двух экземплярах, один из которых отправьте адресату, а другой оставьте у отправителя (получателя);
- направьте почтой с обязательным уведомлением о вручении либо передайте под подпись уполномоченному лицу (с указанием его данных, штампа регистрации или печати перевозчика).
Претензия содержит желаемые и разумные сроки для ответа и/или устранения проблемы и ее последствий. Отсутствие реакции является основанием для обращения в суд.
Какие документы понадобятся
В качестве дополнительных доказательств позиции следует подготовить и приложить:
- акты обследований;
- расчет (например, при работе на биржах перевозчиков он готовится с учетом их требований, авторизованные пользователи «Автотрансинфо» используют платформенный образец обоснования суммы претензии в АТИ и имеют возможность при подготовке расчета получить консультацию экспертов);
- квитанции;
- дополнительные соглашения;
- фотографии;
- ссылки на видеофайлы.
Кроме положений гражданского и арбитражного процессуального кодексов, при составлении образца претензии к перевозчику о повреждении груза при перевозке автомобилем используется «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», введенный ФЗ-259 от 08.11.2007.
От кого: ООО «Пивоварня»
ИНН 12332132321, КПП 123321123
ОГРН 3211230012
Адрес: г. Пиво, ул. Пенная
д. 77, склад 21
телефон +71233212301
Кому: ООО «Транспорт»
(наименование перевозчика)
ИНН/КПП 321000123/11332122
ОГРН 1211230012
Адрес: г. Стекло, ул. Стеклодувная
д. 11, склад 15
телефон +71233212301
Требование (претензия) о возмещении стоимости поврежденного груза и о возврате провозной платы
Между ООО «Пивоварня» (грузополучатель) и ООО «Транспорт» (перевозчик) заключен договор перевозки груза №021 от 10.06.2020, в соответствии с которым 19.06.2020 по товарно-транспортной накладной №123 от 19.06.2020 отправлен груз — литровые бутылки с бугельными пробками в пластиковых ящиках, 300 ящиков по восемь бутылок (2400 бутылок). Стоимость составляет 360 000 (триста шестьдесят тысяч) рублей. Согласно пункту 3.1 договора доставка осуществляется по адресу: г. Пиво, ул. Пенная, д. 77, склад 21, 19.06.2020 в 16:00.
В установленное время получен частично поврежденный (испорченный) груз. Факт наличия повреждений подтверждается актом №54 от 19.06.2020, составленным замдиректора ООО «Пивоварня», заведующим терминалом ООО «Тара» и представителем перевозчика ООО «Транспорт». Провозная плата по договору в размере 30 000 рублей была уплачена получателем, что подтверждается п/п №321 от 17.06.2020.
Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность перевозимых материалов, происшедшую после принятия к перевозке и до выдачи получателю или лицу, управомоченному на получение, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации ущерб, причиненный при перевозке, возмещается перевозчиком в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного или недостающего. Согласно пункту 3 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей), возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного, если эта плата не входит в стоимость груза.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1, абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 796, пунктом 1 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, грузополучатель просит в течение 5 дней с момента получения претензии:
1. Возместить стоимость поврежденного (испорченного) груза в сумме 12 000 (двенадцать тысяч) рублей.
2. Вернуть часть провозной платы в сумме 3 000 рублей.
Приложения:
1. Копия товарно-транспортной накладной №123 от 19.06.2020.
2. Платежное поручение №321 от 17.06.2020 об уплате провозной платы.
3. Акт о повреждении №54 от 19.06.2020.
Руководитель ООО «Пивоварня» С. С. Сидоров
Акт, подтверждающий факт порчи.
Выполнение требований к составлению и содержанию претензии к перевозчику за нарушение сроков доставки позволяют покрыть убытки, связанные с задержкой исполнения обязательств.
Дмитриева Наталья
Предприниматель, проектный менеджер, консультант профессионального и личностного роста
Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).
Все статьи автора