поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,627 -
гуманитарные
33,648 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,619 -
разное
16,897
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Цели: Познакомить учащихся с биографией
А.П.Гайдара; способствовать более прочному
усвоению содержания повести «Тимур и его
команда» через разгадывание
кроссворда-логогрифа; учить добру,
коллективизму, воспитывать интерес к
возрождению тимуровского движения; расширять
кругозор учащихся, формировать устойчивый
интерес к чтению.
Ход урока
I. Оргмомент.
Объявление темы и цели урока.
II. Вступительная беседа о писателе.
Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из
самых любимых и самых читаемых ребятами
писатель, признанный классик детской литературы.
Юные годы писателя прошли в г. Арзамас
Нижегородской области. Этот период его жизни в
художественной форме описан в
автобиографической повести «Школа».
В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов
получил звание «красного командира», в 15 лет
командовал ротой, а в 17 лет — полком. А.Гайдар
сражался на многих фронтах гражданской войны,
неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по
состоянию здоровья вынужден был оставить армию.
Стал писателем и журналистом.
Почти все произведения А.Гайдара предназначены
для детей, от первой повести «Р.В.С.» 1926) до
последних произведений: «Тимур и его команда»
(1940) и «Горячий камень» (1941).
С самого начала Великой Отечественной войны
А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения
в армию. В июле 1941 года А.Гайдар был послан на
фронт корреспондентом «Комсомольской правды».
Он остался на Украине, временно захваченной
фашистами, сражался в партизанском отряде и
погиб героической смертью в бою, спасая
товарищей.
После войны прах писателя был перенесен в г.
Канев и захоронен на берегу Днепра. На могиле
Гайдара установлен памятник.
У: Вы все к уроку прочитали повесть
А.П.Гайдара, которая называется :
Д: (хором) «Тимур и его команда».
III. Разгадывание кроссворда-логогрифа.
Начнем работу над повестью с заполнения
кроссворда-логогрифа.
1. Фамилия Тимура? (Гараев.)
У: С кем жил Тимур на даче?
Д: Тимур жил на даче с дядей Георгием.
2. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке
Тимура? (Звезда.)
У: На какие дома ставили звезды ребята из
команды Тимура?
Д: Если на воротах нарисована звезда, значит,
из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом
находится под охраной и защитой команды Тимура. А
если лучи звезды обведены широкой черной каймой,
значит красноармеец из этого дома погиб.
3. Командный пункт Тимура? (Чердак.)
У: Что обнаружила Женя на чердаке?
Д: Женя обнаружила, что чердак обитаем. На
стене висели мотки веревок. Фонарь, два
скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся
исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял
перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой
замшелой крыши торчало большое, похожее на
штурвальное, колесо. Над колесом висел
самодельный телефон.
4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с
поезда? (Почта.)
У: Зачем Женя искала почту?
Д: Ей нужно было отправить телеграмму папе.
5. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов.
(Квакин.)
У: Как проводила время шайка Михаила Квакина?
Д: Шайка Квакина совершала по ночам налеты на
сады мирных жителей, а днем гуляла и играла в
карты «на тычка», «на щелчка», «на оживи
покойника».
6. Воинское звание Жениного папы? (Полковник.)
У: Фамилия Жени?
Д: Александрова.
7. Договорите слово:
— Гром и стук раздался по площади. Шарахнулись и
остановились идущие с поезда прохожие. Стук и вой
повторился. Загорелись огни в окнах соседних дач.
Кто — то включил свет над ларьком, и столпившиеся
люди увидели над палаткой такой: (Плакат.)
У: Найдите в тексте и прочитайте содержание
плаката.
Д: Прохожие, не жалей! Здесь сидят люди,
которые трусливо по ночам обирают сады мирных
жителей. Ключ от замка висит позади этого
плаката, и тот, кто отопрёт этих арестантов, пусть
сначала посмотрит, нет ли среди них его близких
или знакомых.
8. Какое слово пропущено?
«Спрашивать позволения было не у кого, дядя
ночевал в Москве. Тимур зажёг фонарь, взял топор,
крикнул собаку Риту и вышел в сад. Он перевёл
взгляд с топора на замок. Да! Он знал — так делать
было нельзя, но другого : не было. (Выхода.)
— Кратко перескажите, что было дальше.
У: Какое слово было спрятано?
IV. Словарная работа
Д: Характер.
У: Объясните значение слова характер.
Выслушиваются ответы детей.
У: Характер — совокупность психических,
духовных свойств человека, обнаруживающихся в
его поведении. О характере часто говорят:
сильный, волевой, твердый, смирный.
— Где в повести встречается слово характер?
Д: В начале повести Женя, глядя на своё
отражение в зеркале думала: «Хорошо! Пусть Ольга
старше и пока её нужно слушаться. Но зато у неё, у
Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И,
вероятно, такой же, как у него, будет характер.
:- Оля, — вставая, сказал отец, — я не знаю, я не
верю, чтобы Женька могла попасть в плохую
компанию, чтобы её испортили, чтобы ею
командовали. Нет! Не такой у неё характер.(чтение
всего диалога, где ещё идёт речь о характере
Жени.)
(Если дети обратят внимание на разговор о козе с
характером, можно сказать, что и козы бывают с
характером.)
У: На страницах повести встречается слово
благородство. Как вы понимаете значение этого
слова?
Д: Благородство — высокая
нравственность, самоотверженность, честность.
У: Почему доктор Колокольчиков считал, что
его внуку не хватает благородства?
Д: Он съел 4 порции мороженного и не поделился
с младшей сестрой.
У: Какие слова часто говорил доктор
Колокольчиков?
Д: Труд облагораживает человека.
У: Как Гайдар А.П. называет Гейку и Колю,
которые принесли ультиматум Мишке Квакину и его
компании?
Д: Парламентеры.
У: Как поступила компания Мишки Квакина с
парламентерами?
Д: Парламентеров заперли в часовне.
У: Объясните значение слова парламентер?
Д: Парламентер — официальное лицо посланное
от одной из воюющих сторон для переговоров с
неприятелем.
У: Знаете ли вы значение слова ультиматум?
Выслушиваются ответы детей.
У: Ультиматум — это решительное
требование с угрозой применения мер воздействия
в случае отказа. А как объяснил значение этого
слова Квакину бритоголовый Алёшка?
Д: «Ультиматум — это такое международное
слово. Бить будут».
У: Найдите в повести и выразительно
прочитайте содержание ультиматума?
Д: Атаману шайки по очистке чужих садов
Михаилу Квакину и его гнусно прославленному
помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому
просто Фигурой, а также ко всем членам этой
позорной компании ультиматум.
Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на
сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых
стоит звезда с траурной каймою вам трусливым
негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра
утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности
Фигуре явится на место, которое им гонцами будет
показано, имея на руках список всех членов вашей
позорной шайки.
А в случае отказа мы оставляем за собой полную
свободу действий.
V. Вопросы для самых внимательных читателей.
У: Украли! А какая была коза!
Ну, ______, а не коза________!
— У _______ рогов не бывает.
— Какое слово я пропустила?
Д: Голубь.
У: Кто и кому с обидой сказал слова: «Я тебе не
грузовик, не конь и не трактор!» ?
Женя Оле, когда она послала ее за водой.
У: Кому принадлежат слова и по какому поводу
они были сказаны? Взялся сделать — сделай
хорошо!
Д: Так сказал Тимур Коле Колокольчикову,
когда тот некрасиво нарисовал звезду, на доме
молочницы под №25.
У: Что и когда сказал Коля Колокольчиков о
солдатской службе?
Д: Когда Тимур поднял его ночью и послал к
Жене охранять спящую девочку, Коля Колокольчиков
сказал: «Эх, и тяжела ты, солдатская служба! Нет
тебе покоя днем, нет и ночью!»)
У: Что говорится в повести об эхе?
Д: Письма и телеграммы были теплые и ласковые.
Они звучали издалека, как лесное эхо, которое
никуда путника не зовет, ничего не обещает и все
же подбадривает и подсказывает ему, что люди
близко и в темном лесу он не одинок.
VI. Вопросы и задания по тексту.
У: Почему Оля невзлюбила Тимура? С чьей легкой
руки это произошло?
Д: Оля невзлюбила Тимура, так как видела его,
когда он разговаривал с Квакиным, а молочница
сказала, что эти мальчишки грабят сады:
У: Дядя сказал, что дела у Тимура темные, а чем
же на самом деле занимался Тимур?
О добрых делах дети рассказывают по рисункам,
где дети носят воду и наполняют бочку, мальчишки
складывают дрова в поленницу, Женя играет с
маленькой дочерью погибшего лейтенанта Павлова,
возвращение домой пропавшей козы Маньки.
VII Итог урока.
У: Ребята, чем вам понравилась повесть
Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его
команда»?
Д: Главные герои книги такие же дети
как мы:
У: Какие слова сказала Оля Тимуру в конце
повести?
Д: «Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и
они тебе отплатят тем же».
У: Герой книги Тимур придумал чудесную форму
помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал
большой заботой тех кого должны были оставить
отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый,
решительный, благородный в побуждениях,
неугомонный и хитроумный в достижении
задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал
образцом, по которому хотели равняться, которому
решили подражать миллионы ребят, как только
познакомились с повестью «Тимур и его команда».
Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими
же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.
Вскоре после выхода повести «Тимур и его
команда» появилось новое слово тимуровцы. Оно
осталось в языке нашего народа и хранится как
пример чудесного выражения любви к Родине и
деятельной заботе о ней молодых патриотов.
20 января 2005 года в нашем городе Старый Оскол
состоялся V слёт активистов детского движения
города и района. Проходил он под девизом
«Твори добро» и было на нём принято решение:
возродить тимуровское движение. В феврале 2005
года на заседании большого совета ДО
«Содружество» нашей 19 школы было принято
решение на базе штаба «Память» создать
тимуровский отряд «Память», в состав которого
вы можете войти, когда перейдёте в 5 класс.
Заключение.
В сетку по горизонтали, по вертикали и по
диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц
повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Кто из
вас найдёт больше персонажей?
м | а | т | и | р | у | м | и | т |
к | о | ж | е | н | я | у | а | л |
в | с | л | а | л | е | ш | к | а |
а | и | к | о | з | а | ч | й | д |
к | м | к | н | ч | у | и | е | ы |
и | а | ц | ю | р | н | д | г | г |
н | к | а | р | у | г | и | ф | и |
ш | о | е | к | г | я | р | ц | н |
э | в | с | а | о | л | ь | г | а |
Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин,
Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка,
Коля, Фигура, Симаков.
Сочинение обучающегося Гончарова Ивана.
Мой любимый литературный герой.
На уроках внеклассного чтения я познакомился с
разными персонажами. Больше всех мне запомнился
главный герой из произведения Аркадия Петровича
Гайдара «Тимур и его команда».В Тимуре мне понравились такие его качества как
смелость, решительность, доброта. Он
справедливый и честный. Всегда защитит слабого,
поможет пожилым, одиноким людям. Никогда не
оставит друга в беде. Тимур верный и преданный
товарищ.По характеру Тимур — лидер. Он сплотил ребят в
одну команду, чтобы совершать полезные дела. И в
то же время очень скромный, так как не выставляет
себя напоказ.Я очень хочу быть похожим на Тимура!
OBRAZOVALKA.COM
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
й, волевой, твердый, смирный.
— Где в повести встречается слово характер?(Прочитайте — помощь команды)
Д: В начале повести Женя, глядя на своё отражение в зеркале думала: «Хорошо! Пусть Ольга старше и пока её нужно слушаться. Но зато у неё, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.
:- Оля, — вставая, сказал отец, — я не знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы её испортили, чтобы ею командовали. Нет! Не такой у неё характер.
(Если дети обратят внимание на разговор о козе с характером, можно сказать, что и козы бывают с характером. )
У: На страницах повести встречается слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова?
Д: Благородство — высокая нравственность, самоотверженность, честность.
У: Почему доктор Колокольчиков считал, что его внуку не хватает благородства?
Д: Он съел 4 порции мороженного и не поделился с младшей сестрой.
У: Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков?
Д: Труд облагораживает человека.
У: Как Гайдар А. П. называет Гейку и Колю, которые принесли ультиматум Мишке Квакину и его компании?
Д: Парламентеры.
У: Как поступила компания Мишки Квакина с парламентерами?
Д: Парламентеров заперли в часовне.
У: Объясните значение слова парламентер?
Д: Парламентер — официальное лицо посланное от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем.
У: Знаете ли вы значение слова ультиматум?
Выслушиваются ответы детей.
У: Ультиматум — это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа. А как объяснил значение этого слова Квакину бритоголовый Алёшка?
Сценка (Стр. 108) Учащимся предлагается сценка «Ультиматум», которую заранее учител
Страницы: << < 2 | 3 | 4 | 5 | 6 > >>
Внеклассное
мероприятие по повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда»
Предмет: литература
Класс: 5-6 классы (Сметанина И.Н.)
Тип: развивающего контроля.
Тема: «Что такое хорошо и что
такое плохо по-тимуровски» (К 80-летию со дня написания А.П. Гайдаром повести
«Тимур и его команда»)
Цель: формирование нравственный
представлений у обучающихся.
Задачи :
Образовательные: приобщить к
русской литературе; расширить представления о творчестве А.П. Гайдара,
используя повесть «Тимур и его команда», углубить знания о деятельности
писателя в истории; расширить кругозор учащихся.
Развивающие: развить умение
выразительно читать, понимать культурологический аспект текстов, развить
творческие способности учащихся, способность к распределению и переключению
внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух; формировать
потребность к чтению.
Воспитательные: формировать
нравственные представления у обучающихся, национальную идентичность,
потребность и способность к сотрудничеству и взаимопомощи; воспитывать
уважительное отношение к произведениям литературы, более глубокое осознание
своей культуры.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание эстетической
ценности искусства; гордость за историю своей страны, осознание национальной
идентичности,
Метапредметные:
адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение
приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Предметные:
Знать творчество А.П. Гайдара.
Уметь выразительно читать, понимать культурологический аспект
текстов, инсценировать фрагменты произведения, проявлять творческие
способности, способность к распределению и переключению внимания, к
непроизвольному запоминанию при восприятии на слух.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор,
экран, презентации.
Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска,
информационно-коммуникативные, проектные.
Ход мероприятия
Объявление темы и цели урока. Слайд
2.
Показ презентации о биографии Гайдара. (Вступительная
беседа о писателе.)
Слайд 3.
Родился Аркадий Петрович Гайдар
(Голиков) в 1904 году в городе Львове.
Слайд 4.
Отец его — школьный учитель, Петр
Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать — Наталья Аркадьевна Салькова,
была дворянкой не слишком знатного рода, (приходилась шестиюродной правнучатой
племянницей Лермонтову) , работала сначала учительницей, позже фельдшером.
Слайд 5.
В семье после рождения Аркадия
появилось еще трое детей — его младшие сестры.
Слайд 6. Слайд 7.
Когда Аркадию исполнилось восемь
лет, Голиковы переехали в город Арзамас. Здесь прошли детство и юность
писателя. Этот период его жизни в художественной форме описан в
автобиографической повести «Школа».
Слайд 8- 9.
Детство Аркадия, с его обычными
мальчишескими делами — реальным училищем, играми, первыми стихами,
«морскими сраженьями» на пруду — совпало с Первой мировой войной и
революцией.
Слайд 10.
Четырнадцати лет Гайдар вступил в
ряды Красной Армии. Он воевал на многих фронтах, а в промежутках между боями
учился на Киевских командных курсах, потом в высшей стрелковой школе и в
семнадцать лет командовал полком. Об этом времени, об Октябрьской революции и
гражданской войне, о школе жизни, которую проходили дети и юноши его поколения,
рассказал Гайдар в повести «Школа», в рассказе «Р. В. С.».
В 1919 году А.Гайдар после
окончания курсов получил звание «красного командира», в 15 лет
командовал ротой, а в 17 лет — полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах
гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по
состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.
Слайд 11.
Впервые 7 ноября 1925 года в
пермской газете «Звезда». появляется псевдоним «Гайдар». Им Аркадий Петрович
подписал рассказ о гражданской войне «Угловой дом».
Слайд 12-18.
Почти все произведения А.Гайдара
предназначены для детей, от первой повести «Р.В.С.» 1926) до
последних произведений: «Тимур и его команда» (1940) и «Горячий
камень» (1941).
Слайд 19.
Правда, сначала была не книга о
Тимуре, а сценарий к кинофильму. Его (сценарий) в номерах с продолжением
печатала “Пионерская правда”. И каждый выпуск газеты обсуждался на диспуте — с
участием писателей, профессиональных журналистов и, конечно же, юных читателей.
Слайд 20.
Слайд 21.
С самого начала Великой
Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В
1941 он пошел добровольцем на фронт, корреспондентом «Комсомольской
правды».
Слайд 22.
Серьезный, посуровевший, он словно
сразу стал старше, в нем не было не растерянности, ни того повышенного
воинственного оживления, которое часто можно было видеть тогда у людей, он даже
казался еще более спокойным, чем раньше, — словно теперь он уже точно знал своё
предназначение, заботило его только: как скорее попасть на фронт, — он не
мыслил себя вне рядов армии. Слайд 23.
Слайд 24.
Он остался на Украине, временно
захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде. В ночь на 26 октября
1941 года группа партизан возвращалась с задания. При переходе через
железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята,
немцы!» — успел крикнуть он товарищам и погиб героической смертью в неравном
бою с фашистами, спасая товарищей.
Слайд 25.
Аркадий Гайдар погиб в 37 лет.
Погиб той смертью, которую, если бы мог выбирать, выбрал бы сам. В бою с
врагами был скошен автоматной очередью, защищая то во что верил, без громких
слов и торжественных речей, просто отдавая себя всего тому ради чего он жил и
во что верил — счастью своего народа.
Слайд 26.
Слайд 27.
Слайд 28.
Посмертно он награжден орденом
Отечественной войны I степени. Гайдар начал свою жизнь солдатом и погиб как
солдат.
После войны прах писателя был
перенесен в г. Канев и захоронен на берегу Днепра.
Слайд 29.
На могиле Гайдара установлен
памятник.
Слайд 30.
Вечно живым памятником писателю
стали его книги. Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых
любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской
литературы.
Сегодня у нас необычное занятие, а занятие — игра.Мы отправимся в мир
добра и зла,где повстречаемся с героями произведения А.П.Гайдара «Тимур и
его команда».
-Мы часто задаем вопрос: «Для чего я живу, как жить, на кого равняться, в чем
смысл жизни?»
Эти и многие другие вопросы волнуют любого человека.Кто-то равняется на героев,
кто-то мечтает стать смелым, отважным, преданным.
Жизнь, книги, телепередачи преподносят разные судьбы, разные характеры, только
выбирай. Вот сегодня мы выбрали героев книги Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и
его команда». В этой книге показана игра подростков, которая из развлечения
превращается в настоящее полезное дело.
— Ребята, давайте разделимся на команды и поиграем. Игра состоит из
нескольких туров.( Ребята делятся на две команды).
— За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Победит команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
1 тур. «Мозговой
штурм».
1.Фамилия Ольги и
Жени.
(Александровы)
2.Сколько лет Ольге?
(18)
3.Кто подарил Ольге
аккордеон?
(Отец, на день рождения)
4.Кто помог Ольге
прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены?
(Молочница)
5.Кем и где работает
Георгий Гараев?
(Инженером-механиком на автомобильном заводе)
6.Кто не выпустил
Женю из незнакомого дома?
(Собака)
7.Назовите кличку
этой собаки.
(Рита)
8.Кому тимуровцы
наполнили кадку водой?
(Молочнице, у нее сын был в Армии)
9.Чем занималась
команда Тимура?
(Помогала людям)
10.За кого приняла
Ольга Тимура, когда запрещала Жене с ним общаться?
(За хулигана)
11.Кто составил
ультиматум и кому?
(Тимуровцы квакинцам)
12.Назовите имя Фигуры
(Петр Пятаков)
13. Кто помог Жене
попасть в Москву на встречу с отцом?
(Тимур отвез ее на мотоцикле)
2
тур. «Кому принадлежит вещь».
На экране появляются аккардеон, двустволка, мотоцикл, коза,
звезда. Слайд 31.
(Аккордеон- Ольге, двустволка-дедушке Колокольчикову,
мотоцикл- Георгию, коза-Нюрке, звезда –Тимуру. За правильно угаданные
предметы, команда получает жетоны)
3 тур. « Словарная работа».
Объясните значение слова характер.
Выслушиваются ответы детей.Слайд 32.
Характер —
совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его
поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.
— Где в повести встречается слово
характер? (В начале повести.Слайд 33. Женя, глядя на своё отражение в зеркале
думала: «Хорошо! Пусть Ольга старше и пока её нужно слушаться. Но зато у
неё, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как
у него, будет характер.
— Оля, — вставая, сказал отец, — я не
знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы её
испортили, чтобы ею командовали. Нет! Не такой у неё характер.(Чтение).
(Если дети обратят внимание на
разговор о козе с характером, можно сказать, что и козы бывают с характером.)
— На страницах повести встречается
слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова?
Благородство — высокая нравственность, самоотверженность, честность.Слайд 34.
— Почему доктор Колокольчиков считал,
что его внуку не хватает благородства? (Он съел 4 порции мороженного и не
поделился с младшей сестрой).
— Какие слова часто говорил доктор
Колокольчиков? (Труд облагораживает человека).
— Как Гайдар А.П. называет Гейку и
Колю, которые принесли ультиматум Мишке Квакину и его компании? (Парламентеры).
-Как поступила компания Мишки Квакина
с парламентерами? (Парламентеров заперли в часовне).
— Объясните значение слова
парламентер? Слайд 35. (Парламентер — официальное лицо посланное от
одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем).
— Знаете ли вы значение слова ультиматум?
Выслушиваются ответы детей. Слайд 36.
Ультиматум
— это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае
отказа.
— А как объяснил значение этого слова
Квакину бритоголовый Алёшка? («Ультиматум — это такое международное
слово. Бить будут»).
— Выразительно прочитайте в повести содержание
ультиматума? Слайд 37.
Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнусно
прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а
также ко всем членам этой позорной компании ультиматум.
Ввиду того, что вы по ночам совершаете
налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с
траурной каймою вам трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра
утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности Фигуре явится на место,
которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей
позорной шайки.
А в случае отказа мы оставляем за
собой полную свободу действий.
4 тур.Представьте,
что вы – члены команды Тимура.
Какие добрые дела вы бы совершили?
А против каких злых дел вы бы
выступили?
Листочки с
названиями дел надо распределить по группам: «Команда комиссара Тимура» и
«Шайка атамана Квакина».
«Шайка атамана Квакина» |
«Команда комиссара Тимура» |
|
|
Оценка ответов.
5 тур. «Угадай,
кто это».
Вам нужно узнать героя. (Задания на
отдельных листах).
·
У
нее «такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него,
будет характер» (Женя)
·
«Высокий
темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и
темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой» (Тимур)
·
«На
ней все горит. Вечно она в синяках, в царапинах. Она, конечно, подойдет, губки
бантиком сложит, глаза голубые вытаращит. Ну конечно, все думают – цветок, а не
девочка!» (Женя)
·
«К
нему подошел седой лохматый старик. Холщовая рубаха его была бедна. Широченные
штаны — в заплатках. К колену его левой ноги ремням была пристегнута грубая
деревяшка. В одной руке он держал записку, другой сжимал старый, ободранный
револьвер». (Дядя Тимура Георгий Гараев)
·
«Ах,
как ваша сестра прекрасно играет!» Прекрасно! Вы бы лучше послушали, как
она прекрасно ругается. (Ольга)
·
«А
то, — скривив губы, ответил ему Квакин, — что ты мне хоть и друг, …, но никак
на человека не похож ты, а скорей вот на этого толстого и поганого черта.
(Фигура)
6 тур. В
сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать
действующих лиц повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Какая
команда найдёт больше персонажей? (Задание на отдельном листе).
м |
а |
т |
и |
р |
у |
м |
и |
т |
к |
о |
ж |
е |
н |
я |
у |
а |
л |
в |
с |
л |
а |
л |
е |
ш |
к |
а |
а |
и |
к |
о |
з |
а |
ч |
й |
д |
к |
м |
к |
н |
ч |
у |
и |
е |
ы |
и |
а |
ц |
ю |
р |
н |
д |
г |
г |
н |
к |
а |
р |
у |
г |
и |
ф |
и |
ш |
о |
е |
к |
г |
я |
р |
ц |
н |
э |
в |
с |
а |
о |
л |
ь |
г |
а |
Ответы:
Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка,
Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.
Итог игры.
Итог занятия.
— Ребята, чем вам понравилась
повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда»? (Главные
герои книги такие же дети как мы)
— Какие слова сказала Оля Тимуру в
конце повести? («Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят
тем же»).
— Герой книги Тимур придумал
чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой
тех кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый,
отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в
достижении задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал образцом, по которому
хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только
познакомились с повестью «Тимур и его команда». Мне очень хочется
ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.
— Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали , и я каждому
хочу подарить звездочку, на которой отражено кто и как проявил себя на этом
занятии.
(Самому активному, сообразительному, находчивому,
любознательному, внимательному, остроумному, жизнерадостному, настойчивому).
—
Всем спасибо .
Анализ
занятия по внеурочной
деятельности
Тема занятия: «Что такое хорошо и что такое
плохо по-тимуровски» (К 80-летию со дня написания А.П. Гайдаром повести «Тимур
и его команда»)
Дата: 22.09.2020г.
Преподаватель/руководитель: Сметанина Ирина Николаевна
Место проведения: МОУ «СОШ № 32», 5-6 классы
Количество уч-ся: 4 человека
Название программы, в рамках которой
проводится занятие: « Литература»
Место занятия в рамках раздела программы: книги о ребятах и их делах.
Виды деятельности учащихся на занятии: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, творческая.
Форма проведения занятия: кружковая
Уровень воспитательного результата:
— воспитывать любовь и уважительное отношение к
произведениям ;
-создать положительную мотивацию учения и благоприятную
эмоциональную среду на уроке.
Соответствие цели занятия содержанию и результатам
деятельности: соответствует
Формируемые на занятии универсальные
учебные действия
Общая оценка занятия:
·
Насколько удалось достигнуть
поставленной цели
·
Воспитательная ценность
·
Замечания, рекомендации
На занятии были учтены
возрастные и психологические особенности учащихся. Для повышения эмоциональной
насыщенности занятия использовалось мультимедийное оборудование. В содержание
занятия я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.
На занятии применялся деятельностный метод обучения. Дети были включены в
активную мыслительную и практическую деятельность. За счет привлекательности
содержания заданий повысились возможности учеников в достижении поставленных
целей на занятии. При постановке вопросов и определении заданий, давала только
положительную характеристику результатам их деятельности.
Итоги викторины
Публикуем ответы на вопросы викторины
по книге
А. П. Гайдара «Тимур и его команда».
1.
В каком году была написана повесть А. Гайдара
«Тимур и его команда»?
В 1940.
2.
О каком времени рассказывает эта повесть?
О мирном времени перед Великой Отечественной войной.
3.
Для чего Гайдар написал такую повесть?
Чтобы брали пример с Тимура.
4.
Кому помогала команда Тимура?
Тем,
кто нуждался в помощи.
5.
Назовите фамилию Тимура?
Гараев.
6.
Знак, вышитый на темно-синей безрукавке
Тимура?
Звезда.
7.
На какие дома ставили звезды ребята из
команды Тимура?
Если из этого дома человек ушел в Красную Армию и на домах погибших красноармейцев
8.
Где находился командный пункт Тимура?
На чердаке сарая.
9.
Как попала Женя на чужую дачу?
Искала почту.
10.Зачем девочке нужна
была почта?
Чтобы послать телеграмму отцу.
11.Почему
Женя не могла выбраться с пустой дачи?
Ее не пускала собака.
12.Кто
приносит девочке забытые ею ключи от московской квартиры и
квитанцию от
посланной телеграммы?
Тимур.
13.Назовите фамилию
атамана шайки по очистке чужих садов.
Квакин.
14.Как проводила время
шайка Михаила Квакина?
Ночью делала налёты на сады мирных жителей, а днём гуляла и
играла в карты.
15.Что отправила команда
Тимура шайке Квакина?
Ультиматум.
16.Как Аркадий Гайдар называет Гейку и Колю, которые принесли
ультиматум Мишке Квакину и его компании?
Парламентеры.
17.Как
поступила компания Мишки Квакина с парламентерами?
Парламентёров
заперли в часовне.
18.Почему Ольга, сестра
Жени, запрещает ей общаться с Тимуром?
Считала его хулиганом.
19.Где
ребята из команды Тимура закрыли пойманных ребят из шайки
Квакина?
В будке на
краю базарной площади.
20.Кто и как помогает
Жене встретиться с отцом?
Тимур
отвозит Женю в Москву на мотоцикле своего дяди.
Благодарим всех ребят, принявших участие в викторине.
Победителем стала Бисинбеева Жанна (4Б класс, школа №2),
давшая 19 правильных ответов,
II
место
разделили Азербаев
Иордан (4В класс, школа №3), Сорочинская Ульяна (4А класс, школа
№3) и Шаповалова Екатерина (4А класс,
школа №3) – 18 правильных ответов,
III место — у Стрельцова
Матвея (4Б класс, школа №2) – 17 правильных ответов.
Повесть «Тимур и его команда» Гайдар написал в 1940 году. В произведении автор затрагивает темы милосердия, нравственности, благородства, дружбы и помощи ближнему независимо от его возраста и статуса. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Тимура и его команды». Центральный персонаж повести – добрый, справедливый, решительный мальчик Тимур стал прообразом для многих последующих героев детской литературы, примером подростка с сильными лидерскими качествами.
Основные персонажи повести
Главные герои:
- Тимур – «высокий темноволосый» мальчик 13-ти лет; вместе со своей командой ребят помогал людям, чьи родственники ушли в Красную Армию.
- Женя Александрова – девочка 13-ти лет, подружилась с Тимуром и помогала ему.
- Ольга Александрова – девушка 18-ти лет, умела играть на аккордеоне; беспокоилась за свою сестру Женю.
- Георгий Гараев – дядя Тимура, инженер-механик на автомобильном заводе, в свободное время играл и пел в заводской опере.
Другие персонажи:
- Мишка Квакин – предводитель «шайки хулиганов».
- Полковник Александров – отец Оли и Жени.
- Вдова и маленькая дочь лейтенанта Павлова.
«Тимур и его команда» очень кратко
А. Гайдар «Тимур и его команда» читательский дневник:
События в книге происходят в военное время. Сестры – восемнадцатилетняя Ольга и тринадцатилетняя Женя по просьбе отца-фронтовика отправляются на дачу, чтобы провести там оставшиеся летние деньки. В первый же день обстоятельства сводят сестер с пареньком по имени Тимур.
Женя знакомится с мальчиком во время обследования старого сарая. В заброшенном строении девочка обнаруживают штаб отряда “тимуровцев” — небольшого отряда ребят во главе с Тимуром. Мальчишки добровольно и тайно оказывают помощь людям, живущим в деревне, и особенно тем, чьи родственники воюют на фронте.
Кроме того, ребята ведут свою собственную маленькую войну здесь, в поселке, и борются с бандой хулиганов, обворовывающих чужие огороды. Женя решает присоединиться к Тимуру и его команде, однако Ольга, случайно увидев мальчика в компании местного хулигана Мишки Квакина, запрещает сестре дружить с Тимуром.
Ольга подружилась с Георгием Гараевым, который приходится Тимуру дядей. Он танкист, образован, занимается пением. На празднике в парке Ольга узнает о родственной связи Тимура и Георгия и обвиняет мальчика в том, что он настраивает Женю против нее. Детям запрещают общаться.
В это время тимуровцы пытаются победить хулиганов. Они устраивают засаду и разоблачают шайку Мишки Квакина, заперев их в будке на площади.
Однажды Ольга уезжает в Москву, а Женю в назидание оставляет на даче. Но в столице девушка получает от отца телеграмму: тот приедет повидаться с дочерьми всего на три часа. Женя приехать не может, поскольку узнает о приезде отца поздно вечером, когда электрички уже не ходят, да к тому же на ее попечении осталась маленькая дочка соседки. Тимур приходит на помощь подруге: просит ребят приглядеть за малышкой, а Женю везет в Москву на мотоцикле.
Короткий пересказ «Тимур и его команда»
Краткое содержание «Тимур и его команда» Гайдар:
Полковник Александров уже три месяца на фронте. Он присылает в Москву своим дочерям телеграмму, предлагает им провести остаток лета на даче.
Старшая, восемнадцатилетняя Ольга, едет туда с вещами, оставив тринадцатилетнюю Женю прибрать квартиру. Ольга учится на инженера, занимается музыкой, поёт, она строгая, серьёзная девушка. На даче Ольга знакомится с молодым инженером Георгием Гараевым. Она допоздна ждёт Женю, но сестры все нет.
А Женя в это время, приехав в дачный посёлок, в поисках почты, чтобы отправить телеграмму отцу, случайно заходит на чью-то пустую дачу, и собака не выпускает её обратно. Женя засыпает. Проснувшись наутро, видит, что собаки нет, а рядом — ободряющая записка от неизвестного Тимура.
Обнаружив бутафорский револьвер, Женя играет с ним. Холостой выстрел, разбивший зеркало, пугает её, она бежит, забыв в доме ключ от московской квартиры и телеграмму. Женя приходит к сестре и уже предвидит её гнев, но вдруг какая-то девчонка приносит ей ключ и квитанцию от посланной телеграммы с запиской от того же Тимура.
Женя забирается в старый сарай, стоящий в глубине сада. Там она находит штурвал и принимается крутить его. А от штурвала идут верёвочные провода. Женя, сама того не зная, подаёт кому-то сигналы! Сарай наполняется множеством мальчишек. Они хотят побить Женю, бесцеремонно вторгшуюся в их штаб. Но командир останавливает их.
Это тот самый Тимур (он племянник Георгия Гараева). Он приглашает Женю остаться и послушать, чем занимаются ребята. Оказывается, они помогают людям, особенно же опекают семьи бойцов Красной Армии. Но все это они делают втайне от взрослых. Мальчишки решают «заняться особо» Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки.
Ольга думает, что Тимур — хулиган, и запрещает Жене водиться с ним. Женя не может ничего объяснить: это означало бы разгласить тайну.
Ранним утром ребята из команды Тимура наполняют водой бочку старухи-молочницы. Потом складывают в поленницу дрова для другой старушки — бабушки бойкой девочки Нюрки, находят ей пропавшую козу. А Женя играет с маленькой дочкой лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе.
Тимуровцы составляют ультиматум Мишке Квакину. Приказывают ему явиться вместе с помощником, Фигурой, и принести список членов шайки. Гейка и Коля Колокольчиков относят ультиматум. А когда приходят за ответом, квакинцы запирают их в старой часовне.
Георгий Гараев катает Ольгу на мотоцикле. Он, как и Ольга, занимается пением: играет в опере старика партизана. Его «суровый и страшный» грим испугает кого хочешь, и шутник Георгий нередко пользуется этим (ему и принадлежал бутафорский револьвер).
Тимуровцам удаётся освободить Гейку и Колю и запереть вместо них Фигуру. Они устраивают засаду квакинской шайке, закрывают всех в будке на базарной площади и вешают на будку плакат, что «пленники» — яблочные воры.
В парке — шумный праздник. Георгия попросили спеть. Ольга согласилась аккомпанировать ему на аккордеоне. После выступления Ольга сталкивается с гуляющими по парку Тимуром и Женей. Разгневанная старшая сестра обвиняет Тимура в том, что он настраивает Женю против неё, она сердится и на Георгия: почему он раньше не признался, что Тимур — его племянник? Георгий, в свою очередь, запрещает Тимуру общаться с Женей.
Ольга, чтобы проучить Женю, уезжает в Москву. Там она получает телеграмму: отец ночью будет в Москве. Он приезжает всего на три часа повидаться с дочерьми.
А к Жене на дачу приходит знакомая — вдова лейтенанта Павлова. Ей срочно нужно в Москву — встретить мать, и она оставляет маленькую дочку на ночь у Жени. Девочка засыпает, а Женя уходит играть в волейбол. Тем временем приходят телеграммы от отца и от Ольги. Женя замечает телеграммы только поздно вечером. Но ей некому оставить девочку, и последняя электричка уже ушла.
Тогда Женя посылает сигнал Тимуру и рассказывает ему о своей беде. Тимур поручает Коле Колокольчикову стеречь спящую девочку — для этого приходится все рассказать Колиному дедушке. Тот одобряет действия мальчиков. Тимур сам отвозит Женю на мотоцикле в город (спрашивать позволения не у кого, дядя в Москве).
Отец огорчается, что ему так и не удалось повидать Женю. И вот когда время уже близится к трём, неожиданно появляются Женя с Тимуром. Минуты летят быстро — полковнику Александрову надо ехать на фронт.
Георгий не находит на даче ни племянника, ни мотоцикла и решает отправить Тимура домой к матери, но тут приходит Тимур, а вместе с ним Женя и Ольга. Они все объясняют.
Георгию приходит повестка. В форме капитана танковых войск он приходит к Ольге проститься. Женя передаёт «позывной сигнал общий», сбегаются все мальчишки из тимуровской команды. Все вместе идут провожать Георгия. Ольга играет на аккордеоне. Георгий уезжает. Ольга говорит погрустневшему Тимуру: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».
Рассказ «Чук и Гек» Гайдар впервые опубликовал в 1939 году. Историки литературы отмечают в произведении признаки традиционного святочного рассказа. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Чука и Гека». Предлагаемый пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.
Сюжет «Тимур и его команда» с цитатами
«Тимур и его команда» краткое содержание с цитатами из произведения:
«Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте». Мужчина отправил дочерям Оле и Жене телеграмму, чтобы они провели остаток каникул на даче под Москвой.
Ольга уехала первой. Вечером она достала аккордеон, подарок отца, и начала играть. Неожиданно она заметила подсушивающего ее молодого мужчину. Он признался, что тоже «немного артист» и представился Георгием Гараевым. Георгий проводил Ольгу до вокзала – вечерним поездом должна была приехать Женя. Однако девочка так и не приехала.
Женя не успела отправить отцу телеграмму из Москвы, поэтому, приехав в поселок, начала искать почту. Девочка заблудилась и, пытаясь узнать дорогу, зашла в ближайший дом (это была дача Гараева). Неожиданно появилась рыжая собака и начала рычать на Женю, не выпуская из дома. Девочке пришлось остаться тут до вечера, и она заснула. Когда она проснулась, на столе лежала записка: «Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь».
Ниже стояла подпись: «Тимур». В соседней комнате Женя увидела бутафорский револьвер и случайно выстрелила. В комнате раздался грохот, разбилось зеркало, она быстро побежала прочь, забыв на столе телеграмму и ключ. Только Женя пришла на дачу и, увидев рассерженную Ольгу, начала рассказ о случившемся, как незнакомая девочка принесла забытый ею ключ и квитанцию о том, что телеграмма уже отправлена.
Гуляя, Женя забралась на чердак сарая, откуда «разбегались во все стороны тонкие веревочные провода». Внутри «торчало большое, похожее на штурвальное, колесо», над которым висел самодельный телефон. Представив, что она капитан, Женя повернула колесо и неожиданно «веревочные провода задрожали, загудели». На сигнал прибежали мальчики. Последним на чердаке появился мальчик, представившийся Тимуром.
Тимур рассказал, что в поселке есть целая «шайка» хулиганов под предводительством Мишки Квакина, которые обносят местные сады. Компания Тимура, напротив, помогает людям, у которых родственники ушли в Красную Армию. Мальчики рисуют у них на заборах особый знак – звезду, которая обозначает, что «с этого времени этот дом находится под их охраной и защитой».
От отца Жени и Ольги пришла телеграмма – он на днях будет проездом в Москве на несколько часов.
Компания Тимура помогала поселковым сложить поленья, успокоить детей, найти убежавшую козу, при этом делали они это тайно, пока сами хозяева не видели. По совету Тимура, Женя начала играть с маленькой девочкой, чей отец лейтенант Павлов недавно погиб на границе. Мать девочки была очень благодарна, что ее малышку развлекают.
Команда Тимура проучила «шайку» Квакина – ребята заперли хулиганов в будку на базарной площади, на которую прикрепили записку: «Здесь сидят люди, которые трусливо по ночам обирают сады мирных жителей».
Катая Ольгу на мотоцикле, Георгий поделился, что играет в опере старика-инвалида, бывшего партизана – поэтому его соседи видели в старческом гриме и с бутафорским револьвером (из которого случайно и выстрелила Женя).
Ночью Тимур принес к дому маленькой девочки, дочери лейтенанта Павлова, букет цветов (его нарвала Женя) и сделал в их саду качели.
В честь годовщины победы красных под Хасаном в парке были концерт и гулянье. Георгий попросил Ольгу аккомпанировать ему во время выступления. Гуляя после концерта, Ольга и Георгий встретили Тимура и Женю. Гараев признался, что Тимур его племянник.
Расстроенная Ольга в тот же день уехала в Москву – девушка думала, что Тимур один из местных хулиганов и плохо влияет на Женю. Георгий запретил Тимуру походить к даче Ольги и Жени, иначе отправит мальчика к матери.
В Москве Ольга весь день просидела у подруги и только вечером обнаружила телеграмму от отца. Вдова лейтенанта Павлова попросила находившуюся в поселке Женю присмотреть за дочкой – женщине нужно было уехать. Пока девочка гуляла, ей пришло две телеграммы, но она заметила их только ночью. Отец сообщал, что будет в Москве с 12 до 3 ночи. Женя поняла, что не успеет – последний поезд в Москву уже ушел, и позвала Тимура.
Тимур попросил одного из мальчиков посидеть с малышкой, взял мотоцикл Георгия и отвез Женю в Москву. Они успели приехать за полчаса до того, как полковнику Александрову нужно было уезжать.
«Утром, не найдя дома ни Тимура, ни мотоцикла, вернувшийся с работы Георгий тут же решил отправить Тимура домой к матери». К Гараеву пришел красноармеец, который доставил повестку. Из Москвы вернулись Ольга, Женя и Тимур. Георгий хотел наказать племянника, но Ольга ему все объяснила. Собравшись, Георгий вышел к Ольге в форме капитана танковых войск.
Женя подала сигнал из чердака, и на проводы Георгия в армию прибежало не меньше 50-ти ребят. После того, как Георгия проводили, и поезд отошел, Тимур был «взволнован, но крепился». Мальчик сказал, что завтра за ним приедет мама. Ольга была уверена, что Тимур не пропадет: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».
Видео краткое содержание Тимур и его команда Гайдар
Повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» была переведена на 75 языков, множество раз переиздавалась. После выхода произведения в СССР началось целое движение «тимуровцев» – ребят, которые помогали старикам и людям, потерпевшим утраты в годы Великой Отечественной войны. Повесть А. Гайдара учит детей добру, отзывчивости, уважению к старшим по возрасту людям.