Загрузить PDF
Загрузить PDF
Знак «Движение без остановки запрещено», или знак «Стоп», используется для регулирования дорожного движения и обычно устанавливается на перекрестках. Знак «Стоп» устанавливает очередность проезда перекрестков, что позволяет избежать аварий и происшествий. Это восьмиугольник с белой надписью на красном фоне. Если вы видите такой знак на любом повороте или перекрестке, вы должны полностью остановится и продолжить движение только тогда, когда дорога впереди будет свободна, уступая тем, кому вы должны уступить по правилам.
-
1
Будьте готовы остановиться. Иногда знак виден и на большом расстоянии, иногда этому мешают холмы и слепые повороты. В отдельных случаях размещается другой предупреждающий знак за какое-то расстояние от перекрестка. Какой бы ни была ситуация, будьте готовы остановиться, когда увидите знак «Стоп».[1]
-
2
Помните, что вам потребуется время и расстояние, чтобы остановиться вовремя. Точное время и расстояние будет зависеть от многих факторов, в том числе от скорости, погоды и физического состояния дороги. Однако вам следует начать замедляться как минимум за 50 метров до знака.[2]
Если вы едете быстро, если погода плохая или если дорожные условия очень опасны (например, знак стоит внизу очень крутого склона), вам потребуется больше времени и большее расстояние.- Как правило, при соблюдении скоростного ограничения у вас будет возможность вовремя сбросить скорость и остановиться, даже если вы не будете видеть знак издалека.
-
3
Полностью остановитесь. Знак «Стоп» предписывает полную остановку транспортного средства.[3]
Не пытайтесь просто замедлиться или приостановиться.- Старайтесь остановиться плавно, а не резким ударом по педали тормоза.
- Если на перекрестке проведена широкая стоп-линия или нанесена разметка пешеходного перехода, вы должны остановиться до разметки и не закрывать ее машиной.[4]
- Если стоп-линии нет, остановитесь до знака «Стоп», чтобы иметь возможность видеть перекресток во всех направлениях.
- Если вы плохо видите все направления, слегка подкатитесь вперед и снова остановитесь.
- Если перед вами на знаке «Стоп» остановилась другая машина, вы должны остановиться за ней, а затем остановиться еще раз, когда будете сами проезжать знак.
-
4
Определите тип перекрестка. Знак «Стоп» используется в нескольких случаях, и все они требуют соблюдения разных правил. Важно знать, с какой ситуацией вы имеете дело, чтобы понимать, какими правилами нужно руководствоваться.[5]
- Знак может размещаться на пересечении двух дорог так, что только машины, движущиеся со второстепенной дороги, должны остановиться.
- Знак может размещаться на пересечении двух дорог со всех сторон, то есть машины, движущиеся со всех направлений, должны остановиться.
- Знак может размещаться на Т-образном перекрестке (в этом случае одна дорога упирается в перекресток, который образует букву Т). На таком перекрестке знак может быть установлен в трех местах, и остановиться должен или весь поток, следующий во всех направлениях, или только машины, которые подъезжают к перекрестку по дороге, которая не имеет продолжения после перекрестка.
- В некоторых странах под знаком «Стоп» указывается тип регулировки перекрестка этим знаком.
-
5
Посмотрите в обе стороны. После остановки вы должны пропустить все транспортные средства, которые движутся по главной дороге.[6]
Если машин нет, вы можете проехать перекресток или повернуть после полной остановки. Если машины видны вдалеке и не успеют доехать до перекрестка, продолжайте движение.[7]
Помните, что пересекать перекресток нужно на разрешенной скорости. Не выезжайте на перекресток, если к нему приближаются другие машины.- Следует пересекать перекресток лишь в том случае, если все движущиеся транспортные средства находятся от него на большом расстоянии. Расстояние зависит от скорости движущегося транспорта и других факторов, поэтому всегда оценивайте ситуацию и думайте о безопасности.
- Помните, что на дороге могут быть не только автомобили, но и велосипедисты, мотоциклисты и другие участники движения.
-
6
Обращайте внимание на пешеходов. Если на перекрестке есть пешеходы, которые идут, бегут, едут на велосипеде или скейтборде, вам нужно будет сначала пропустить их, а потом проехать перекресток.[8]
Это правило действует даже в том случае, если на перекрестке нет других машин. Вы должны пропускать пешеходов всегда, даже если они переходят дорогу не по пешеходному переходу. -
7
Уступайте дорогу тем машинам, которым вы должны уступить по правилам дорожного движения. Если другое транспортное средство (машина, мотоцикл, велосипед) остановилось на знаке «Стоп» напротив вас через перекресток, оно должно проехать перекресток первым.[9]
Это транспортное средство может повернуть налево или направо (направо или налево от вас) и последовать прямо. В любом случае, нужно дать возможность ему проехать первым.- Если два транспортных средства останавливаются на знаке «Стоп» одновременно, водитель, поворачивающий налево, должен уступить дорогу транспорту, движущемуся прямо или направо.[10]
[11]
- Во всех случаях безопасность должна быть приоритетом.[12]
[13]
Делайте все возможное, чтобы не допустить аварии. Если другой участник движения начал совершать маневр, хотя должен был пропустить вас, не препятствуйте этому маневру и начинайте движение, когда дорога освободится.
- Если два транспортных средства останавливаются на знаке «Стоп» одновременно, водитель, поворачивающий налево, должен уступить дорогу транспорту, движущемуся прямо или направо.[10]
-
8
Пересеките дорогу. Когда на дороге не будет машин и пешеходов и после того, как пропустите всех, кого должны пропустить, проезжайте перекресток. Соблюдайте скоростной режим.
Реклама
-
1
Соблюдайте очередность проезда перекрестка со знаком «Стоп» со всех сторон, если эти правила предусмотрены в вашей стране. В некоторых странах правила дорожного движения уточняют последовательность пересечения перекрестка, если знак «Стоп» установлен со всех сторон.[14]
Обычно водители должны проезжать дорогу в том порядке, в котором они подъехали к знаку «Стоп», вне зависимости от направления, при этом сначала нужно уступить дорогу пешеходам. Если две машины подъехали к перекрестку в одно время, у автомобиля справа будет преимущество. -
2
Останавливайтесь на трамвайных остановках. [15]
Правила предписывают остановку в случаях, когда трамвай высаживает пассажиров в середине дороги. Полностью остановитесь до момента, когда трамвай откроет двери, и дождитесь, пока все пешеходы перейдут дорогу. Продолжайте движение только тогда, когда убедитесь, что все пешеходы перешли дорогу. -
3
Останавливайтесь, чтобы пропустить пешеходов, даже если знака пешеходного перехода нет. Следует пропускать пешеходов на переходе, даже если переход располагается не на перекрестке. [16]
[17]
[18]
Если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, вы все равно должны остановиться и дождаться, пока пешеход закончит движение. -
4
Не выезжайте на перекресток, если там образовался затор.[19]
Если вы подъехали к знаку «Стоп», а на перекрестке пробка, не выезжайте на перекресток. Дождитесь, пока затор разойдется, и лишь тогда продолжайте движение. Если попытаться пересечь дорогу в такой ситуации, можно перекрыть движение и повысить вероятность ДТП. -
5
Всегда уступайте дорогу машинам специального назначения. [20]
Если вы подъехали к знаку «Стоп» и слышите звук сирены скорой помощи, полиции, пожарной службы, пропустите эту машину и лишь затем выезжайте на перекресток. -
6
Следуйте указаниям регулировщика. [21]
Если на перекрестке стоит регулировщик, вам следует выполнять его инструкции. Начинайте движение по знаку регулировщика, даже если это противоречит правилам проезда перекрестка. -
7
Обратитесь в ГИБДД, если заметите место, где требуется знак «Стоп». Если вы считаете, что в каком-то месте не хватает знака «Стоп», направьте обращение в соответствующий орган, но помните, что у вас должны быть обоснования для этого. Важно знать, что:[22]
[23]
- Знаки «Стоп» не помогают бороться с превышениями скорости. В результате исследований было установлено, что многие водители увеличивают скорость перед знаками «Стоп».
- Большое количество знаков «Стоп» приводит к повышенному загрязнению атмосферы и создает заторы.
- Решение об установке знака обычно принимается с учетом ряда факторов, включая количество аварий на этом перекрестке, интенсивность движения и видимость на перекрестке.
Реклама
Советы
- Если светофор на перекрестке горит красным, следуйте тем же правилам, что и при проезде знака «Стоп».[24]
[25]
Реклама
Предупреждения
- В разных регионах возможны особенности правил дорожного движения, поэтому всегда следуйте местным правилам.
- Вождение опасно. Никогда не садитесь за руль под воздействием лекарственных препаратов или в состоянии алкогольного опьянения. Всегда будьте внимательны по отношению к другим транспортным средствам, велосипедистам и пешеходам.
- За нарушение правил проезда знака «Стоп» предусмотрены штрафы или другая административная ответственность.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 75 910 раз.
Была ли эта статья полезной?
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.
(п. 13.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2017 N 1276)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.
Регулируемые перекрестки
13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
Нерегулируемые перекрестки
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 26.10.2017 N 1300.
(см. текст в предыдущей редакции)
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2017 N 1300)
(см. текст в предыдущей редакции)
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.11(1). При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
(п. 13.11(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.
Все знают, что стоп-линия обозначает место остановки автомобиля перед перекрестком: мы уже выясняли, какое наказание предусмотрено за ее пересечение и можно ли избежать штрафа, сдав назад. Однако при отсутствии стоп-линии многие водители игнорируют или не помнят правила, считая, что могут останавливаться где угодно. Давайте вспомним, где нужно останавливаться на перекрестках, что нужно учитывать при остановке и какое наказание можно получить за нарушение правил.
Где нужно останавливаться на перекрестке со стоп-линией?
На этот элементарный вопрос мы уже ответили: останавливаться на таких перекрестках нужно перед стоп-линией. Однако есть еще одно условие, которое нужно помнить: знак 6.16 «Стоп-линия». Он дублирует стоп-линию и обозначает место остановки при запрещающем сигнале светофора. То есть само по себе отсутствие стоп-линии при наличии знака 6.16 ничего не меняет: за остановку после знака предусмотрен такой же штраф, как и за пересечение стоп-линии. Единственное отличие стоп-линии в том, что она может сочетаться не только со знаком 6.16, но и со знаком «Stop», также обозначая место остановки.
Где нужно останавливаться на перекрестке без стоп-линии?
Теперь перейдет к более «сложному» случаю: остановка перед перекрестком при отсутствии стоп-линии и знака 6.16. На самом деле, здесь все тоже несложно: как и предыдущий случай, эту ситуацию регламентирует пункт 6.13 ПДД. Он гласит, что при отсутствии стоп-линии водитель должен остановиться перед пересекаемой проезжей частью, не создавая помех пешеходам. Учитывая, что перекрестком согласно ПДД считается непосредственно пересечение проезжих частей, от водителя фактически требуется не выезжать на сам перекресток на красный свет. Кроме того, нужно помнить о пешеходах: остановка на пешеходном переходе запрещена, так что при наличии «зебры» нужно остановиться перед ней. И еще: несмотря на то, что выезд с прилегающей территории на дорогу по ПДД на является перекрестком, правила все равно устанавливают требование пропустить пешеходов при выезде и въезде.
Единственный нюанс, указанный в том же пункте 6.13, – соблюдение пункта 13.7 ПДД, который мы тоже разбирали. Этот пункт касается водителей, поворачивающих на перекрестках налево, и указывает, что если на перекрестке перед светофорами есть стоп-линии, то нужно соблюдать требования каждого светофора – то есть после поворота налево на зеленый свет вновь остановиться и ждать следующего зеленого сигнала.
Кроме того, нужно помнить, что корректная остановка на перекрестке не гарантирует отсутствия штрафа: нужно еще и не спешить с началом движения. Мы уже выяснили, что старт на красно-желтый сигнал светофора равнозначен проезду на красный свет, так что будет обидно получить штраф после правильной остановки перед перекрестком.
Какое наказание грозит за неправильную остановку на перекрестке?
Наказание за неправильную остановку перед перекрестком отличается в зависимости от типа перекрестка. На регулируемых перекрестках со стоп-линией проезд за линию или знак 6.16 наказывается по части 2 статьи 12.12 штрафом в размере 800 рублей. Если перекресток нерегулируемый, но на нем есть стоп-линия вместе со знаком «Stop», то пересечение стоп-линии – это несоблюдение требования дорожного знака, которое согласно части 1 статьи 12.16 наказывается предупреждением или штрафом в 500 рублей (а если на перекрестке установлена камера, то она в любом случае выпишет штраф). Если же стоп-линии и знака 6.16 нет, а водитель проехал светофор и остановился с полным или частичным выездом на перекресток, то это будет трактоваться как проезд на красный свет: часть 1 статьи 12.12 КоАП предусматривает штраф в 1000 рублей, а повторное нарушение согласно части 3 той же статьи означает штраф в 5000 или лишение прав на 4-6 месяцев.
- Юрист Консульт
- >
- Статьи
- >
- Автоюрист
- >
- ПДД
- >
- Дорожные знаки
Дорожный знак СТОП – 2.5 «Движение без остановки запрещено»
Красный восьмиугольник со словом «STOP» известен всем, имеющим водительское удостоверение. Его требование очевидно и понятно – необходимо остановиться. Вроде бы, что может быть сложного – увидел знак, остановился, оценил ситуацию, определил момент безопасного продолжения движения, поехал.
Однако, как только доходит до практики, возникает масса нюансов: где именно необходимо остановиться, на какое время, при каких условиях – и, что немаловажно, взгляды на одни и те же нормы у водителей и сотрудников ГИБДД расходятся порой кардинально.
Что означает знак 2.5 с надписью «STOP»?
Знак СТОП – это определяющий приоритет дорожный знак, требующий обязательной остановки перед продолжением движения, если не существует отдельных аргументов, отменяющих это требование (например, сигнал светофора или регулировщика). В соответствии с ПДД РФ, знак СТОП именуется «Проезд без остановки запрещен».
Именно параметры остановки перед знаком и являются наиболее сложными в ситуации, т.к. зависят от сопутствующих обстоятельств. Далее мы подробно остановимся на различных случаях применения «STOP», а пока поясним, что знак может быть установлен:
От этого, а также от места установки, и будут зависеть места необходимой остановки, не соблюдения которых могут привести к штрафу. Это и будет являться основной темой данной статьи, однако сначала определимся с внешним видом знака 2.5.
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Задать вопрос
Главное, что мы определили на данный момент – какими бы ни были сопутствующие обстоятельства, факт остановки обязателен. Проезд знака СТОП без остановки будет являться нарушением, за исключением случаев сигнала регулировщика или светофора, разрешающих движение (п.6.15 ПДД РФ).
Как выглядит знак «Движение без остановки запрещено»?
Внешний вид знака 2.5 определен
ГОСТ Р 52290-2004. Это восьмиугольник преимущественно красного цвета с белой каймой и белой надписью «STOP» в центре.
Знак 2.5 — Движение без остановки запрещено
Впервые аналогичный знак в отечественных ПДД появился в 1973 году, и с тех пор кардинально не менялся. СТОП в России соответствует одной из установленных разновидностей знаков, утвержденных Венской конвенцией 1968 года, поэтому во многих странах мира аналогичный знак выглядит похоже, однако есть и серьезные исключения.
Пара слов об иностранных знаках
Данная статья о российских правилах, но немало россиян пользуется транспортными средствами и за рубежом. Мы не будем подробно рассказывать об отличиях в правилах дорожного движения, но для общего понимания картины предоставим несколько знаков СТОП, разительно отличающихся от привычного, некоторые из них даже на белом фоне:
Армения | |
Бангладеш | |
Израиль | |
Иран | |
Канада (франкоязычная часть) | |
Китай | |
Куба | |
Турция | |
Эфиопия |
Где устанавливается знак «СТОП»? Зона действия
Знак 2.5 является устанавливающим приоритет и обозначает необходимость действия в конкретном месте. Поэтому формулировка «зона действия» к нему напрямую неприменимо. Но можно (и нужно) говорить о местах применения знака.
Из ПДД РФ и других нормативно-правовых актов вытекает, что «Проезд без остановки запрещен» может находиться:
- Перед перекрестком любого типа.
- В случае сложных развязок, внутри перекрестка, если там имеется место для остановки.
- Перед ЖД-переездом.
- Перед карантинным пунктом или иным особым местом.
Существуют и нормы расположения знака 2.5 , которые рассмотрим далее.
Правила установки знака по ГОСТу
Один из ГОСТов, связанных с данным знаком, уже упоминался выше. Однако он устанавливал параметры изготовления (размер / размеры, внешний вид, описание). Правила установки регулируются другим НПА — ГОСТ Р 52289-2019. Это достаточно сложный набор различных вариаций, связанных с условиями дороги, сопутствующими знаками и пр.
Мы предоставим выдержку из документа, касающуюся интересующей темы:
Условия расположения знака 2.5 | Расстояние до объекта |
---|---|
При наличии светофора над проезжей частью | За 10 – 20 метров до стоп-линии или пересечения проезжих частей |
Светофор расположен сбоку от проезжей частью | 3 – 5 метров до линии / пересечения дорог |
Светофор регулирует движение по выделенной полосе для общественного транспорта | 1 – 3 метра |
Перед пешеходным переходом | 1 метр до перехода |
На регулируемых (шлагбаум, светофор) железнодорожных переездах | 5 метров |
Нерегулируемые ЖД-переезды | 10 метров |
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Задать вопрос
Для большинства водителей данная информация носит исключительно справочный характер, однако в сложных спорных ситуациях нарушение параметров установки может способствовать оспариванию правонарушения, а это означает и отсутствие штрафа, и другого наказания.
Где нужно останавливаться перед знаком «СТОП» и как проезжать?
Мы подошли к главному, но все вышеописанное имеет к правилам остановки непосредственное отношение. Определим, в зависимости от условий установки знака СТОП, место, остановка в котором не будет считаться нарушением.
Еще раз о приоритетах. Вспомним стандартную формулу первоочередности выполнения требований, в случае разногласий (от высшего приоритета к низшему): регулировщик – светофор – знак – разметка. То есть, к примеру, на перекрестке, при наличии разрешающего сигнала светофора, действие знака STOP может быть проигнорировано (можно проезжать без остановки), а при «мигающем желтом» или отсутствии светофора – обязано быть выполнено (при отсутствии регулировщика).
Перекресток
Взглянем на гипотетический перекресток, на котором могут быть:
Теперь рассмотрим различные варианты их использования, и место требуемой остановки:
Ситуация при наличии знака 2.5 | Место остановки, приоритет движения |
---|---|
Регулировщик разрешает проезд | Остановка не требуется, несмотря на наличие или отсутствие знаков, табличек и разметки |
Регулировщика нет, но работает светофор, горит зеленый свет, разрешающий движение | |
Светофора нет / не работает, но имеется разметка 1.12 |
Остановка обязательна до линии разметки. Дальнейшее движение в соответствии с приоритетами, установленными ПДД, в т.ч. табличкой 8.13 |
Нет светофора, нет разметки, но имеется знак 6.16 |
Остановка обязательна до условной линии, образуемой местом установки знака 6.16 |
Нерегулируемый перекресток, отсутствует и разметка, и знак 6.16 |
Остановка необходима, а произведена она должна быть перед границей проезжей части, пересекающей линию движения. Далее – по ПДД РФ. |
Несколько слов надо рассказать о пересечении стоп-линии. Мы уже подробно разбирались с ситуацией, когда говорили о красном свете светофора, но напомним и здесь: пересечением будет считаться не наезд колес на линию 1.12 или линию, образуемую табличкой 6.16
, а ее пересечение любым элементом кузова, выступающим вперед наиболее сильно (чаще всего, бампером). Особенно это принципиально при фиксировании нарушения камерой. Вот, к примеру, фото установленного камерой нарушения:
Фиксация на камеру пересечения условной стоп-линии
Как видите, разметка 1.12 отсутствует, и речь идет только об условной линии, обозначенной знаком 6.16
«Стоп-линия». Тем не менее, камера зафиксировала ошибку.
Переезд, карантинный пункт
В целом, параметры схожи. При знаке «Проезд без остановки запрещен»:
Однако существует принципиальное отличие в ситуациях, когда нет ничего, дополняющего знак STOP. В соответствии с ПДД России (пункт, описывающий знак «Проезд без остановки запрещен») перед переездом или карантинным пунктом, где стоп-линия не обозначена, она устанавливается местом расположения самого знака СТОП.
Еще раз, в похожей ситуации на перекрестке линией будет являться граница проезжей части перпендикулярного потока. При переезде – сам знак СТОП.
Типичные ситуации
Рассмотрим сказанное еще раз, но уже на более конкретных примерах. Для лучшего понимания сделаем их в виде теста, с вариантами ответов, из которых лишь один является верным.
Какой из знаков требует обязательной остановки?
-
А и Б
Неверно, знак А указывает на преимущество встречного движения. но не требует обязательной остановки, если встречное движение отсутствует.
-
Только Б
Верно, только знак 2.5 из всех указанных требует обязательной остановки, если сигнал светофора или регулировщика не позволяет проезд без остановки.
-
Б и В
Неверно, знак В указывает на место прохождения стоп-линии, но сам по себе остановки не требует.
-
Все
Неверно, знак Б требует обязательной остановки, и то, при условии, что регулировщик или светофор не отменяют этого своими сигналами.
Как действовать в указанной на фото ситуации?
-
Остановиться, пропустить поезд и тут же проехать переезд
Неверно, этого недостаточно. Необходимо убедиться, что нет другого состава.
-
Проследовать без остановки, т.к. видно, что поезд уже покинул переезд.
Неверно, переезд нерегулируемый, разметки или других знаков нет, значит необходимо обязательно остановиться на линии, образующейся знаком 2.5.
-
Остановиться, пропустить поезд, убедиться в отсутствии другого, и только потом продолжит движение.
Верно, только выполнение всего указанного комплекса действий позволит исполнить ПДД РФ.
Где должна быть произведена остановка на данной схеме?
-
До знака «Проезд без остановки запрещен»
Верно, при отсутствии разметки и других знаков, на нерегулируемом переезде, стоп-линия определяется знаком 2.5.
-
В любом месте
Неверно. В данных условиях стоп-линия определяется знаком СТОП.
-
Между знаками
Неверно. Остановка в данных условиях должны производиться до знака STOP.
Где именно необходимо остановиться в указанных на схеме условиях?
-
Возле знака СТОП
Формально неверный ответ. При наличии стоп-линии, остановка должны производиться до нее. Однако в данном случае остановка у знака нарушением не будет, т.к. знак располагается недалеко от стоп-линии и до нее.
-
При отсутствии транспорта, можно не останавливаться
Неверное, т.к. в данном случае остановка обязательна.
-
До стоп-линии
Верно. Знак требует обязательной остановки, а стоп-линия указывает на границу до которой остановка должна быть произведена.
Каковы действия водителя в данной ситуации при движении прямо?
-
Остановиться до стоп-линии
Неверно. При наличии разрешающего сигнала светофора, останавливаться перед стоп-линией не надо.
-
Проехать перекресток без остановки
Верно, зеленый светофор разрешает движение без остановки, несмотря на наличие знака.
-
Проследовать прямо, пропустив другой транспорт
Неверно. Остановка не требуется, светофор зеленый, помеха справа невозможна – необходимо проследовать перекресток без остановки.
До какого из указанных мест необходимо остановиться?
-
Отметка А
Формально неверно, т.к. в данной ситуации можно остановиться до отметки В, но и нарушением данная ситуация не будет, т.к. все указанные варианты располагаются до отметки В.
-
Отметка Б
Формально неверно, т.к. граница проезжей части, которую планируется пересечь, является стоп-линией в данных условиях. Однако нарушения зафиксировано не будет и в этом варианте, т.к. отметка Б находится до отметки В.
-
Отметка В
Верно, при отсутствии других знаков и стоп-линии, остановиться необходимо до начала границы проезжей части перпендикулярного направления.
Какой штраф за проезд под знак «СТОП»?
В Административном законодательстве России существует часть 2 статьи 12.12 КоАП РФ, устанавливающая штраф в 800 рублей за несоблюдение ПДД по остановке перед стоп-линией, обозначенной знаком или разметкой. Однако в статье прямо указано, что произойти это должно при запрещающем сигнале светофора или регулировщика.
Выше указано, что именно и при каких условиях будет считаться пересечением стоп-линии, и при красном свете или соответствующем указании регулировщика, применима ч.2 ст.12.12 КоАП.
Но что, если ни регулировщика, ни светофора нет, а знак СТОП присутствует? Тогда имеют значение обстоятельства:
- В самом простом случае укажут ч.1 ст.12.19 КоАП РФ – нарушение правил остановки: 500 рублей, а для МСК и СПб – 2500 рублей (ч.5).
- Если в результате машина выедет на пешеходный переход или остановку общественного транспорта – 1000 рублей, для МСК и СПб – 3000 рублей (ч.3 и 3.1 ст.12.19 КоАП, а по МСК и СПБ – ч.6).
- То же, но на трамвайные пути – 3000 рублей для столиц (ч.6 ст.12.19) и 1500 рублей для остальных регионов (ч.3.2 ст.12.19).
- Если создастся препятствие для движения других ТС или в тоннеле, то 2000 рублей или 3000 рублей для МСК и СПб (ч.4 и ч.6 ст.12.19).
Отдельно надо рассматривать случаи на переезде. В этой ситуации в лучшем случае применима ч.2 ст.12.10 КоАП (нарушение правил переезда), предполагающая штраф в 5000 рублей, но могут интерпретировать и первую часть (остановка на переезде), что может привести не только к пятитысячному штрафу, но и к лишению прав на срок от 3 до 6 месяцев, а при повторном подобном нарушении – на 1 год.
Какие еще знаки запрещают дальнейшее движение без остановки?
Существует много знаков, предполагающих возможность остановки в зависимости от обстоятельств, но только знак STOP однозначно такую остановку требует (если регулировщик / светофор не говорят иного).
Например, знак 2.4 «Уступи дорогу» предполагает остановку ТС для пропуска другого автотранспорта, однако при отсутствии машин, движение может быть продолжено. Под знак 2.5
«Проезд без остановки запрещен» остановиться придется и при отсутствии других машин.
Еще несколько вопросов и ответов, наиболее часто появляющихся у читателей, разберем подробно:
⚖️ Сколько нужно стоять перед знаком СТОП?
⚖️ Обязательно ли останавливаться перед знаком СТОП на переезде?
⚖️ Можно ли обжаловать штраф за проезд знака 2.5 без остановки, установленного с нарушением ГОСТа?
⚖️ Можно ли оплатить штраф за знак СТОП со скидкой?
⚖️ Должен ли сотрудник ДПС предоставить фото нарушения стоп линии?
⚖️ Возможно ли обжаловать штраф за пересечение стоп-линии, если на фото не видно нарушения?
Знак СТОП – всего лишь один из многих, но очевидно, что нюансов его применения огромное количество, и каждый из них, при неверной интерпретации, может вылиться в штраф, а иногда и в более серьезное наказание.
Если для защиты своих прав вам требуется профессиональный адвокат по автомобильным делам, наши специалисты всегда готовы помочь. Для связи используйте телефонный номер, указанный на сайте, или отправьте электронное сообщение через специальную форму.
Вам нужна помощь? ⬇️
Перекресток, как определяют Правила дорожного движения,— это территория, образуемая пересекающимися (примыкающими друг к другу или разветвляющимися) дорогами в одном уровне. Перекресток ограничивается воображаемыми линиями* соединяющими внешние границы тротуаров или обочин. Казалось бы, такое четкое определение и существующие правила проезда перекрестков содействуют полной безопасности движения. Но, судя по данным статистики аварийности, перекресток — это место, где достаточно часто возникают дорожно-транспортные происшествия. И особенно много происшествий случается на нерегулируемых перекрестках, причем самые распространенные из них — столкновения и наезды на пешеходов, наиболее тяжкие по своим последствиям. Как же правильно проезжать перекресток?
Как и в любой дорожно-транспортной ситуации, большое значение имеет правильный выбор скорости» Подъезжая к перекрестку, да и на самом перекрестке необходимо выбрать такую скорость, чтобы при необходимости можно было своевременно остановиться. Смена разрешающего сигнала светофора на запрещающий в момент приближения к регулируемому пересечению или неожиданное появление помехи справа или пешехода на нерегулируемом перекрестке могут потребовать от водителя экстренных действий.
Даже в том случае, когда водитель на перекрестке имеет преимущественное право на движение, нужны повышенная осторожность и предусмотрительность. Нельзя целиком полагаться на правильные действия других участников движения, они могут нарушить правила и создать опасную, аварийную обстановку.
Приближаясь к перекрестку, необходимо заранее выбрать направление движения через него. При повороте на перекрестке направо или налево (развороте) водитель обязан заблаговременно занять соответственно крайне правое или левое положение на проезжей части.
Правила дорожного движения не определяют, на каком именно расстоянии до перекрестка должно быть занято крайнее положение при повороте (развороте). Это расстояние определяется самим водителем и зависит от конкретных дорожных условий. Главное — чтобы транспортное средство находилось в соответствующем крайнем положении на проезжей части до начала выполнения маневра.
Особой сложностью отличаются условия движения на нерегулируемых перекрестках. Достаточно сказать, что свыше 45 % столкновений происходит именно на этих перекрестках, причем подавляющее большинство из-за несоблюдения очередности проезда. Учитывая это, водителям необходимо быстро и правильно определять значимость пересекающихся дорог для принятия решения об очередности проезда. На нерегулируемых перекрестках преимущество перед всеми транспортными средствами, в том числе и перед трамваем, имеют водители, движущиеся по главной дороге. Главной считается дорога с любым покрытием (булыжник, клинкер, асфальт и т. п.) по отношению к дороге без покрытия (грунтовой) либо дорога, обозначенная дорожными знаками 2.1 «Главная дорога», 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» или 2.3.2 и 2. 3.3 «Примыкание второстепенной дороги», по отношению к дороге, обозначенной знаками 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено».
Если обе дороги имеют какое либо покрытие или обе его не имеют, то такие дороги равнозначны, даже если по ширине проезжей части они отличаются одна от другой. Хотя по строительным нормам грунтовая дорога в зоне 25—150 м перед перекрестком имеет покрытие, это не делает ее равнозначной с пересекаемой. В ряде случаев, когда для пропуска основного транспортного потока необходимо перевести движение с одной дороги на другую, главная дорога может изменять направление. Водители получают необходимую информацию о порядке проезда такого перекрестка с помощью знака 2.1 «Главная дорога» с дополнительной табличкой 7.13 «Направление главной дороги». Двигаясь по главной дороге, поворачивающей на перекрестке, водитель сохраняет преимущество перед транспортными средствами, въезжающими на перекресток с любых направлений по второстепенным дорогам. Водители, въезжающие на перекресток с разных направлений по главной дороге, равно как и по второстепенным, имеют равное право на движение. Поэтому между собой они руководствуются правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
На перекрестках равнозначных дорог преимуществом пользуется трамвай как движущийся прямо, так и поворачивающий налево или направо. Ему обязаны уступить дорогу водители других безрельсовых транспортных средств.
Водители безрельсовых транспортных средств решают вопрос о порядке проезда такого перекрестка, руководствуясь только одним принципом: уступает дорогу тот, у кого с правой стороны оказалось приближающееся к перекрестку другое транспортное средство. Это же положение применяется и в отношении площадей и перекрестков, на которых организовано круговое движение. Однако это вовсе не означает, что, подъехав к перекрестку и видя транспорт справа, нужно обязательно останавливаться и ждать, пока он проедет. В том случае, когда пути движения транспортных средств не пересекаются и ширина дороги такова, что водители помех друг другу не создают, они могут двигаться в намеченных направлениях одновременно.
При проезде нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог водители могут попасть в самые различные и порою сложные дорожно-транспортные ситуации. Но все они должны решаться на основе общего принципа «береги правый борт».
В практике бывают случаи, когда водитель, имеющий преимущественное право на первоочередное движение, может не использовать этого права в силу сложившихся условий (небольшая ширина проезжей части, затрудняющая маневрирование, затор и т. д.) и предложить другому водителю, не имеющему такого права, начать движение первым. Такое изменение очередности проезда не противоречит Правилам.
При повороте налево иди развороте водители должны руководствоваться не только п. 15.2 Правил, но и требованиями, изложенными в п. 15.5, а именно: водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо и направо, а также завершающим обгон слева в попутном направлении.
Статистика свидетельствует, что почти каждый пятый наезд на пешеходов, совершаемый по вине водителей, происходит на нерегулируемом перекрестке. Между тем дорожные знаки, разметка предупреждают водителя о приближении к пешеходному переходу, и поэтому он имеет все возможности заблаговременно принять меры предосторожности.
Регулируемым называется такой перекресток, на котором порядок движения определяют не сами водители, а сигналы светофора или регулировщика. При этом знаки, которые на нерегулируемых перекрестках устанавливают право на первоочередное движение (2.1 «Главная дорога», 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», 2.3.2 и 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено»), в таких условиях не действуют, как и другие признаки главной дороги.
При проезде регулируемых перекрестков необходимо помнить, что если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай пользуется преимуществом, независимо от направления его движения, за исключением случаев движения трамвая на стрелку, включенную одновременно с красным или желтым сигналом светофора. Иными словами, трамвай, двигаясь на зеленый сигнал светофора, всегда имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами. Однако следует напомнить* что трамвай, как и другие транспортные средства, практически во всех случаях должен обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств, подающих специальные звуковые и (или) проблесковые световые сигналы, либо сопровождаемые патрульными автомобилями или мотоциклами Госавтоинспекции.
При этом надо учитывать, что пункт 9.7 Правил запрещает резко тормозить, вынуждая других водителей изменять скорость или направление своего движения, если это не требуется для обеспечения безопасности движения.
Некоторые водители, не желая останавливаться перед перекрестком, стараются проскочить его на желтый сигнал светофора. Это рано или поздно непременно приведет к дорожно-транспортному происшествию.
Опытный водитель постоянно наблюдает за сменой сигналов светофора и рассчитывает движение автомобиля, чтобы подъехать к перекрестку в момент появления зеленого сигнала, не применяя торможений и переключений передач. И если он видит, что проехать пересечение до появления запрещающего сигнала не сможет, то переходит к движению накатом (если позволяют дорожные условия), которое также имеет известные преимущества.
На перекрестках, имеющих сложную конфигурацию в местах, где необходимо остановиться, наносят «стоп-линии» или вывешивают табличку 5.33 «Стоп-линия». Двигаясь через такой перекресток, водитель обязан руководствоваться сигналами каждого встречающегося на пути светофора и при запрещающем сигнале останавливаться у стоп-линий или таблички.
Перед перекрестками, на которых установлены светофоры с дополнительными секциями, полосы движения, как правило, имеют разметку в виде стрел, указывающих направление движения. Разметка может дополняться дорожными знаками 6.8.1 «Направления движения по полосам» и 5.8.2 «Направления движения по полосе». При отсутствии таких стрел или знаков перекресток можно проезжать в прямом направлении по любой полосе, которую разрешается занимать данному транспортному средству. Таким образом, при зеленом сигнале светофора можно двигаться через перекресток в прямом направлении и по крайним полосам. Если же левый или правый повороты выполняются на стрелку с красным сигналом светофора, то водитель, оказавшись в момент включения красного сигнала на крайней левой или правой полосе и намеревающийся двигаться в прямом направлении, может остановиться и ожидать зеленого сигнала. Это разрешается делать в том случае, когда нет сзади транспортных средств, движущихся на поворот. Если же они появились, то водитель обязан немедленно освободить полосу, выехав с нее в направлении, указанном включенной стрелкой. Надо помнить, что когда перекресток загружен (образовался затор), водитель не должен выезжать на него даже на разрешающий сигнал светофора, если его автомобиль вынужден будет остановиться и помешает проезду других транспортных средств, уже находящихся на перекрестке.
В заключение хочется напомнить, что при повороте налево или направо на перекрестке водители всех транспортных средств, в том числе и трамвая, должны пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть по разрешающему сигналу светофора или регулировщика.
Это требование относится и к нерегулируемым перекресткам. Оно связано с необходимостью обеспечения безопасности пешеходов, которые могут своевременно не заметить поворачивающее транспортное средство.
Стоп-линия — это белая полоса перед светофором, железнодорожным переездом, пешеходным переходом или нерегулируемым перекрестком. Иногда параллельно ей стоит знак “Стоп”, чтобы водитель понимал, где нужно остановиться, если стоп-линия стерлась или её не видно из-за снега. Такая линия необходима, чтобы пешеходы могли безопасно переходить через дорогу, машины не сталкивались на светофоре, а неопытные водители не создавали помех для движения других автомобилистов.
Автолюбитель обязан остановиться перед стоп-линией, если:
-
горит красный или желтый сигнал светофора;
-
перед или параллельно линии установлен знак “Движение без остановки запрещено” (“STOP” на красном фоне).
Но если горит зеленый сигнал светофора или регулировщик разрешает движение, то водитель может проехать через белую полосу без остановки.
Что грозит водителю за проезд через стоп-линию
Автомобилист получит штраф 800 рублей по ч. 2 ст. 12.12 КоАП (“Проезд на запрещающий сигнал светофора”), если пересек стоп-линию на перекрестке со светофором или регулировщиком. Инспектор ГИБДД выпишет штраф 1000 рублей по ч. 1 ст. 12.12 КоАП, если автолюбитель проигнорирует красный сигнал светофора или жесты регулировщика и, переехав через стоп-линию, продолжит движение.
Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Моцала говорит, что разрешенного расстояния нет, водителю необходимо остановиться перед знаком или разметкой на асфальте в виде стоп-линии. Если её нет, то водитель может встать перед светофором, перекрестком, за 5 метров до шлагбаума или за 10 метров до железнодорожных путей.
Водителю, который не успел остановиться перед стоп-линией на дороге, а затем сдал назад, чтобы избежать наказания, придется заплатить штраф 500 рублей по ч. 2 ст. 12.14 КоАП (“Нарушение правил маневрирования”).Если автолюбитель заехал за стоп-линию, из-за чего на перекрестке образовался затор, то получит штраф 1000 рублей по ч. 1 ст. 12.13 КоАП (“Нарушение правил проезда перекрестков”).
Автомобилист, который не остановился перед стоп-линией и знаком “Движение без остановки запрещено”, заплатит штраф 500 рублей по ч. 1 ст. 12.16 КоАП (“Несоблюдение требований дорожной разметки или знаков”).
Водитель может оплатить с 50% скидкой штрафы за проезд через стоп-линию в течение 20 дней с момента назначения наказания.
Как фиксируют пересечение стоп-линии
Чаще всего на перекрестках со светофорами или пешеходными переходами установлены камеры, которые фотографируют водителей, пересекающих стоп-линию, получают сведения о них и направляют в центр фиксации, где инспектор выписывает автомобилистам штраф.
При этом важно не начинать двигаться даже на желтый свет, ведь водитель может плавно переехать стоп-линию, и камера посчитает такой маневр нарушением. Но если машина наехала на стоп-линию только тенью от бампера, то полицейские не выпишут штраф или водитель может его успешно оспорить.
Так, автолюбитель из Тольятти встал перед стоп-линией на красный сигнал светофора, но получил штраф 800 руб. за её пересечение, так как бампер машины попал в зону фиксации нарушения ПДД. Автомобилист подал жалобу в Автозаводский районный суд г. Тольятти и настаивал, что на фото не было понятно, как машина стоит на стоп-линии и пересекла ли она её. Это подтвердила в судебном заседании инспектор ДПС, которая не смогла определить расположение машины на дороге. Судья установил, что любые сомнения трактуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности по ст. 1.5 КоАП («Презумпция невиновности»), и отменил штраф (дело № 12-668/2017).
Неправильный угол съемки также может стать основанием для освобождения водителя от ответственности. Так, в Орле автомобилист остановился перед знаком «Стоп» на белом фоне, но получил штраф, зафиксированный на камеру. Он обжаловал его в Орловский областной суд и доказывал, что линия, обозначающая стоп-линию на асфальте, была стерта, а дорожный знак был установлен не по ГОСТу. Судья Сергей Склярук определил, что по фото невозможно понять, нарушил ли водитель ПДД при остановке: это ставит в сомнение его виновность, поэтому автолюбителя освободили от штрафа (дело № 21-112/2018).
Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Моцала говорит, что если водитель проехал через стоп-линию на зеленый сигнал светофора, то не получит штраф за её пересечение. Однако, автолюбителю придется заплатить 1000 рублей за выезд на затор, который заставил его остановиться на перекрестке и создать помехи движению других машин.
Что делать, если заехал за стоп-линию
Даже опытный водитель может не заметить стоп-линию или поздно затормозить, наехав на нее. В этом случае водителю лучше дождаться зеленого сигнала светофора, пропустить пешеходов или другие машины и продолжить движение. Если он начнет двигаться задним ходом, чтобы машина стояла до стоп-линии, то получит штраф и может врезаться в автомобиль сзади.
Если машина заехала за стоп-линию на зеленый, но не проехала через нее, а загорелся красный, то водитель вправе продолжить движение по п. 7 ст. 13 ПДД (“Проезд перекрестков”). Кроме того, инспектор ГИБДД не выпишет штраф за пересечение стоп-линии на желтый сигнал светофора, если автолюбитель докажет, что не смог бы остановиться без экстренного торможения, что разрешает ст. 6.14 ПДД (“Сигналы светофора или регулировщика”). Но камера все равно выпишет штраф за проезд на желтый, который придется обжаловать в суде, поэтому водителю лучше тормозить заблаговременно, не подвергая себя и других участников движения опасности.
Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала отвечает, что водителю стоит обжаловать штраф за пересечение стоп-линии, если он остановился перед светофором, не создавая помех пешеходам и другим участникам движения. Юрист добавляет, что некоторым автомобилистам удается оспорить наказание в свою пользу. Например, Советский районный суд г. Волгограда отменил наказание водителю, который пересек лишь визуальную стоп-линию на фотографии с места совершения нарушения (дело №12-155/2018)».
*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.
Для обеспечения безопасного движения на перекрестках, у железнодорожных переездов устанавливают знак номер 2.5 «Движение без остановки запрещено». Способы его установки определяются ГОСТом Р 52289-2009. В нем говорится, где должен стоять знак «Стоп», где останавливаться. Внешний вид знака определен международной конвенцией: восьмиугольник с надписью СТОП.
По закону на этом знаке разрешаются надписи на языке той страны, которая его применяет. В РФ можно встретить знак с надписью СТОП, а в других странах — STOP. Цвет букв может быть белым, а также синим или черным. Основной фон не всегда красный, также используется желтый, что говорит о временном применении знака.
История появления знака
О необходимости разработки знака впервые заговорил У. Ф. Эно в 1900 году. По его предположению, этот знак должен был помочь справиться с происходящим хаосом на дорогах. В итоге первый знак обязательной установки установили в Детройте через пятнадцать лет после предложения Эно. Идея знака понравилась не всем.
В 1923 году знак обрел свой восьмиугольный вид. Именно в это время было принято решение об использовании единообразных форматов дорожных знаков. Так «Стоп» стал отличаться от других обозначений, привлекая водителей.
Изначально цвет фона был желтый, но после было принято решение сделать его красным. Это было настоящей проблемой для американцев, так как желтой несмывающейся краски было много, а вот красной не было. И тогда придумали фарфоровое покрытие, которое не смывается дождем на протяжении долгих лет.
Особенности знака
Знак 2.5 устанавливается в сложных местах, где необходимо обеспечить безопасность движения. Это могут быть пересечения городских дорог, трасс, нерегулируемые перекрестки, на местах въезда на главную дорогу со второстепенной, Т-образные перекрестки, на дорогах с ограниченной видимостью. Если же видимость дороги достаточная, то разрешается использовать знак 2.4 «Уступи дорогу».
Основное требование 2.5 – движение без остановки запрещается. Место установки решает, где останавливаться. Знак «Стоп» определяет очередность проезда транспортных средств. Изначально движение совершают все участники движения, находящиеся на боковой, пересекаемой дороге. Самым последним едет тот, кто стоит под знаком. Изменить порядок проезда может регулировщик.
Требования знака
Установленный знак требует, чтобы водители уступали дорогу по пересекаемой части в двух направлениях, по главной дороге.
Также запрещается пересекать белую полосу 1.12, которую может дублировать табличка 6.16. Все эти знаки обязывают водителей на переездах не наезжать на линию, а в случае, если ее нет, то останавливаться, не доезжая до знака. На перекрестке остановка выполняется на краю пересечений дорог, но это при условии, что нет линии 1.12 или таблички 6.16.
Стоп-линия
Чаще всего 2.5 дополняется стоп-линией, которая определяет, где останавливаться под знаком «Стоп» транспортному средству. По ПДД, и сам знак, и линия должны располагаться в одном сечении с дорогой. Заезжать за стоп-линию запрещается. Также нельзя наезжать на пешеходный переход.
Зачастую стоп-линия нанесена на перекрестках, регулируемых светофором. В этом случае она показывает, где нужно у знака «Стоп» остановиться машинам. Разрешен сквозной проезд через нее, но только в том случае, если горит зеленый сигнал светофора. В остальных случаях следует обязательно делать остановку перед линией, не допуская наездов на нее. Если линию видно плохо или ее нет, то останавливаться принято за 5 метров до пересечения дорог.
Знак 6.16
На тех перекрестках, которые регулируются светофорами, устанавливают знак 6.16. Он определяет, где останавливаться. Знак «Стоп-линия» обычно устанавливается на опоре светофора, над проезжей частью, справа на обочине. По закону он может устанавливаться двумя способами: одиночно или с дублированием. В первом случае знак устанавливается на опоре. Во втором случае его дублирует разметка «Стоп». Они располагаются на одной линии и определяют место, где останавливаться перед знаком «Стоп».
Знак 6.16 обычно размещается на нерегулируемых ж/д переездах вместе со знаком 2.5 на расстоянии десяти метров до первого рельса, а может быть установлен единолично.
Применение
Разрешенная высокоскоростная езда на трассах опасна в местах их пересечения со второстепенными дорогами, а также там, где есть выезд на автомагистраль. В этих местах обязательно устанавливается знак «Стоп». Где останавливаться, если он имеется на дороге? Все зависит от того, какие еще дополнения имеются.
Водителей заранее информируют о том, что впереди стоит 2.5 «Движение без остановки запрещено». Это происходит следующим образом: на обочине заранее устанавливают знак с табличкой, указывающей расстояние до знака 2.5. Порядок остановки у знака могут нарушать только автомобили специального назначения. Их следует пропускать и только потом выезжать на перекресток, завершая маневр.
На перекрестках, которые регулируются светофорами, 2.5 не применяется.
Проезд без ошибок
Если установлен 2.5, то каждый водитель обязан правильно проехать участок дороги. А если установлен знак «Стоп», где надо остановиться и как правильно проехать такой перекресток?
Основное требование знака – полная остановка транспортного средства, и только после этого разрешается движение. Нельзя замедлять скорость, даже если в пределах видимости нет других участников движения, в том числе пешеходов, велосипедистов. Так где по ПДД останавливаться под знаком «Стоп», в каком месте?
Проезд по дороге, на которой установлен знак, может быть следующих вариантов:
- Транспортное средство, которое движется впереди, подъехав к месту размещения знака, полностью останавливается. Затем следующая за ним машина делает то же самое.
- Если к знаку подъезжают сразу два авто, то оба обязаны остановиться. После остановки первым начинает движение водитель справа.
- Начинать движение разрешается только в том случае, если на дороге нет пешеходов.
- Начинать движение на перекрестке разрешается только в том случае, если другие участники движения, которые едут по пересекаемой дороге, находятся далеко и их скорость не превышает разрешенную для данного участка дороги.
Чтобы проехать перекресток, остановку делают у края пересекаемой проезжей части. А вот остановку на участке дороги перед ж/д переездом совершают перед знаком. Если имеется стоп-линия, то машина должна остановиться перед ней. Нельзя допускать наезда за полосу.
Штрафы
Если водитель не знает, где нужно останавливаться перед знаком «Стоп», то ему грозит штраф. Его размер определяется местом нарушения ПДД. В черте города размер штрафа определяется статьей 12.16 часть 1. Если было нарушение, связанное с остановкой у знака, но не было зафиксировано нарушение проезда перекрестка, к примеру, водитель не поворачивал в запрещенную сторону, то штраф будет небольшим. Если же правила поворота были нарушены, то административное наказание увеличится в размере. Также законом предусмотрено наказание за движение через ж/д переезд. Если водитель не остановится у знака, а сразу же проедет переезд, то это считается нарушением ПДД, за которое грозит штраф по статье 12.20 часть 2. Штраф выписывает инспектор ДПС, составляет протокол нарушения.
Чтобы избежать административного нарушения, следует соблюдать ПДД, правильно проезжая перекрестки, переезды, где установлен знак «Стоп». Также это поможет обезопасить себя и других участников движения от аварий, которые могут произойти на опасном участке дороги.
Источник