На чтение 13 мин Просмотров 28.5к. Опубликовано 03.06.2022 Обновлено 26.06.2022
Я достаточно давно езжу из Санкт-Петербурга в Сочи на машине. Иногда по нескольку раз в год. И с каждым годом количество платных участков становилось всё больше и больше.
Так как основная моя задача быстрее доехать из одного города в другой, то я был рад появлению возможности объезда некоторых проблемных мест: Вышний Волочек (Тверская область), Лосево (Воронежская область). Да и в целом проезд по платным участкам добавил комфорта в путешествие на машине к Чёрному морю. В те года, когда трасса М4 была полностью бесплатной, перемещаться по ней из-за трудностей обгона фур, частых населённых пунктов, дорожных работ и других проблем было не очень удобно.
Важно! Если кто-нибудь из читателей данного поста собирается на отдых в район Большого Сочи, помните, что останавливаться на ночевку возле горных рек — опасно! Обычно туристы выбирают для места отдыха устье рек. В Сочи летом часто бывает резкое поднятие воды в реках. Причем поднятие воды происходит очень быстро и если это случается в ночное время, укрыться от ненастья очень трудно. Потоки воды несут с собой много мусора, течение в этот момент очень сильное, в таких условиях даже человек с хорошей подготовкой пловца не всегда сможет спастись. Я долгое время жил на Черноморском побережье и за это время несколько раз видел такие наводнения. Они действительно иногда происходят очень неожиданно. К сожалению, в них гибнут люди. И чаще всего это именно туристы ночующие возле рек в палатках или машинах. Маленькая река в которой воды по колено за 5-10 минут может стать бурлящим горным потоком с сильным течением, справиться с которым невозможно.
Так в 2021 году за проезд по всем платным участкам М4 «Дон» от Москвы до Краснодара и обратно у я заплатил с помощью транспондера 3 420 руб. Без транспондера дорога обошлась бы в 3 800 руб. Разница небольшая, но всё-таки скидка была.
В мае 2022 года я опять поехал в Сочи, оплачивал также с помощью транспондера. Количество платных участков по сравнению с прошлым годом не изменилось, а вот потратил я на проезд от Москвы до Краснодара уже больше – 2 810 рублей. С учетом обратной дороги проезд в оба конца по М4 обошёлся бы мне 5 620 рублей.
По теме: описание поездки на машине в Сочи
Я немного удивился такой стоимости проезда, посмотрел сайт Автодора и уяснил для себя две вещи:
- Тарифы за проезд с августа прошлого года изменились в сторону удорожания;
- Транспондер скидок не дает.
Так как я еду из Санкт-Петербурга до Москвы по трассе М-11, проезд по которой тоже подорожал и обошелся мне в одну сторону 2200 рублей, все платные участки за моё весеннее путешествие к морю и обратно (включая проезд по М4) стоили бы мне порядка 10 тыс. руб.
Нужно сделать небольшую ремарку, я ехал в выходные, когда проезд стоит дороже, чем в будни.
Когда настало время ехать из Сочи обратно в Санкт-Петербург, я решил попробовать максимально объехать платные участки М4. Понятно, что полностью избежать платных участков и проехать по М4 бесплатно очень сложно, но у меня было время и желание попробовать.
Этот пост состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической описано как я планировал маршрут, а в практической я делюсь впечатлениями о проезде по бесплатным участкам. Кому ни интересна теория, сразу можно перейти к впечатлениям (эта часть короче).
Содержание
- Планирование объезда платных участков М4 «Дон»
- Краснодар – Ростов-на-Дону (объезд 1319–1091 км)
- Богучар – Шестаково (объезд 741–633 км)
- Обход Новой Усмани (объезд 544–517 км.)
- Воронеж — Москва (объезд 464-21 км.)
- Как я ехал по бесплатным участкам трассы М-4 «Дон»
- Краснодар – Ростов-на-Дону (объезд 1319–1091 км)
- Богучар – Шестаково (объезд 741–633 км)
- Обход Новой Усмани (объезд 544–517 км.)
- Проезд через Конь-Колодезь, Задонск, Елец.
- Дорога через Ефремов на М2
- Выводы
Планирование объезда платных участков М4 «Дон»
Для начала я выделил на карте платные и бесплатные участки трассы М-4.
Красным обозначены платные участки, синим бесплатные.
Получилась следующая картина:
- от Сочи до Краснодара идет бесплатный участок;
- после Краснодара до Ростова-на-Дону 3 участка с общей стоимостью проезда 500 рублей (здесь и далее я указываю стоимость проезда с пятницы по воскресенье);
- от Ростова-на-Дону до Воронежской области бесплатный участок;
- в Воронежской области от Богучара до Москвы опять начинаются платные участки общим количеством 11 штук,проехать по которым в выходной день будет стоить 2 810 рублей.
Краснодар – Ростов-на-Дону (объезд 1319–1091 км)
Посмотрев по карте, понял, что объехать по бесплатной трассе первые 3 платных участка от Краснодара можно через Тимашевск. Автомобильная дорога с номером 03К-001 начинается от Краснодара, идёт параллельно М-4 «Дон» и выходит на Ростов-на-Дону.
Так как я был совершенно неуверен в качестве этой альтернативной дороги, да и экономия была всего лишь 500 рублей, я решил не мучиться и ехать по платнику. Возможно, есть другие способы объехать данные участки, но я их не нашел. Если знаете, то напишите в комментариях, буду благодарен.
Богучар – Шестаково (объезд 741–633 км)
Следующие платные участки начинались от Богучара. Их можно объехать по альтернативной дороге, которая также является трассой М-4 и идёт она параллельно платному участку М-4.
Бесплатная часть М-4 начинается от Верхнего Мамона и походит через Павловск и Лосево после которого платный и бесплатный участок снова воссоединяются. Этот объезд платника позволяет сэкономить 370 рублей.
Это интересно: сколько стоит проезд от Санкт-Петербурга до Москвы по платной М-11?
Объезд следующих двух платных участков протяженностью 89 километров (633– 544 км) я не нашел и поэтому решил ехать по ним заплатив 320 рублей.
Обход Новой Усмани (объезд 544–517 км.)
После этих двух платных участков, перед селом Рогачевка трасса М4 расходится на бесплатный и платный участки(обход Новой Усмани). Если ехать через Рогачевку и Новую Усмань есть вероятность попасть в небольшие пробки на светофорах этих населенных пунктов. Но так как я ехал в выходной день и у меня было время, я запланировал проехать по бесплатному участку.
Перед Воронежем платный и бесплатный участки М4 объединяются и переходят в обход города Воронеж. Большая часть обхода Воронежа носит название – улица Изыскателей. Улица эта является полноценным шести полосным шоссе,по которому достаточно комфортно можно объехать Воронеж. Альтернативы объезда нет, только через Воронеж. Так как заезжать в Воронеж мне точно не хотелось, а запланировал проезд по этому платному участку. Стоимость проезда по нему легкового автомобиля в выходной день 100 рублей.
Воронеж — Москва (объезд 464-21 км.)
После Воронежа с 464 до 21 километра М4 идёт шесть платных участков. Объезд этих участков я запланировал по следующему маршруту:
- проезд через Конь-Колодезь, Задонск, Елец;
- после Ельца, на 333 км платный и бесплатный участки объединяются;
- далее еду ещё 11 км и ухожу с М-4 на Ефремов и по 70К-125 доезжаю до М-2;
- далее по М-2 до Москвы.
Если я был уверен в М-2 (мне приходилось по ней ездить), то качество и загруженность альтернативного бесплатного участка через Задонск и Елец меня смущало. Также я не знал, что ждать от трассы 70К-125 после Ефремова.
Но так как у меня было время и хотелось поэкспериментировать, я забил в навигатор несколько координат бесплатных участков М-4 и дороги после Ефремова до выхода на М-2 (эти заранее указанные координаты мне помогли сориентироваться в дороге, без них я бы проехал некоторые съезды с М-4), вечером я выехал из Сочи в Санкт-Петербург.
Нет, еду только по платным участкам М4
60.04%
Да, объезжаю по альтернативным дорогам
39.96%
Проголосовало: 2778
Как я ехал по бесплатным участкам трассы М-4 «Дон»
Выехав из Сочи поздно вечером и проехав Джубгу я оказался на трассе М-4.
Краснодар – Ростов-на-Дону (объезд 1319–1091 км)
Богучар – Шестаково (объезд 741–633 км)
платных участков протяженностью 89 километров (633– 544 км). Их объезд я не нашел и поэтому поехал по ним. Стоимость проезда — 320 рублей.
Обход Новой Усмани (объезд 544–517 км.)
Проезд через Новую Усмань сэкономило бы мне 110 рублей. Деньги не большие, да и проезд через Новую Усмань и Рогачевку, являющихся пригородом Воронежа, не всегда бывает удобным из-за светофоров и большого количества машин. Мне просто хотелось поэкспериментировать проехать по бесплатному участку. Но я ошибся съездом на бесплатный участок и оказался на платном обходе Новой Усмани. К сожалению, фотографий этого участка дороги и объезда Воронежа я не сделал.
Обход Воронежа тоже платный — 100 рублей. Планов искать альтернативу этому платному участку у меня не было, поэтому заплатив 100 рублей и с комфортом обогнув Воронеж я добрался до следующего запланированного мною съезда на бесплатную часть М4.
Проезд через Конь-Колодезь, Задонск, Елец.
Дорога через Ефремов на М2
Выводы
В итоге благодаря вышеуказанному маршруту я проехал часть дороги от Сочи до Москвы по М-4, а часть по М-2. Проехал семь платных участков потратив 1 030 рублей (причем один ошибочно — обход новой Усмани), а семь участков я объехал. Экономия составила — 1 780 рублей.
По теме: Платные участки М4. Сколько стоит дорога на юг в 2022 году?
Если бы я ехал по платным участкам М4 от Сочи до Москвы, то проехал бы примерно 1600 км. По моему маршруту через альтернативные участки на удивление получилось ненамного больше — примерно на 50 км. Единственное, скорость движения по альтернативным М4 трасам значительно меньше и моя дорога увеличилась во времени на несколько часов.
Ещё очень важно, я ехал в мае, возможно, летом машин будет больше и с четом трудностей обгона на альтернативных участках будут сложнее. На М4 во время отпусков тоже машин более чем предостаточно. Заторы на пунктах оплаты, толкучки на АЗС и местах отдыха на трассе обыденное явление для М4 в летний период.
Какой путь выбрать, посоветовать трудно. Всё-таки если важно как можно быстрее доехать до места отдыха, то я бы ехал по платным. Хотя в следующую свою поездку, возможно, я снова поеду по бесплатным дорогам. По крайней мере точно выберу дорогу через М2 на Тулу и потом на Ефремов с последующим выходом на М4.
дешевле
разнообразнее дорога
трудно обгонять фуры
часто встречаются населенные пункты
мало азс
Часто сталкиваюсь с мнением, что объезд платных участков М4 грозит большими переплатами в пути, ужасными дорогами и ограничением скорости. Это действительно так, если отправляясь к Черному морю из Москвы, вы ни разу не откроете карту и не подумаете о предстоящем маршруте, а в дороге будете руководствоваться лишь указателями объезда платных участков. Однако есть и другой вариант добраться в Крым или Краснодар. Об этом и пойдет речь в статье.
Выбор бесплатного маршрута в Крым
Про дорогу к Черному морю из Москвы важно отметить следующее: навигатор, как и советы бывалых путешественников, будет упорно выводить вас на платные участки трассы М4 Дон. Однако в связи с недавним увеличением цен от Росавтодора, заставляет искать иные маршруты.
Внимание! С 02.08.2021 минимальная стоимость проезда по платной трассе М4 выросла почти в 2 раза. Про платную дорогу читайте в статье: М4 стоимость проезда 2021
Если вы попытаетесь объехать М4 по указателям, расположенным вдоль дороги, перед пунктами оплаты, то действительно испытаете ни с чем не сравнимые чувства:
- Узкие двухполосные дороги с ограничением скорости местами до 40 км/ч
- Дорога через деревни с большим количеством камер, искусственных неровностей и плохим асфальтом, светофорами и даже пробками
- дополнительные часы, потерянные на подобных «альтернативных объездах»
Неудивительно, что единожды проехавшись по такому маршруту, большинство водителей решают, что лучше ехать по платной трассе, экономя деньги, время и нервы. Сэкономленные 3-4 часа в пути по приличной трассе — это очень большой соблазн. Увы, трасса М4 уже далека от идеала, а цена проезда выросла почти вдвое. А ещё есть такое важно дело как принцип, который не позволяет платить дважды за одно и тоже (даже трижды: транспортный налог, акцизы в топливе, и непосредственно, оплата проезда по дороге). И опять же при правильном выборе маршрута, дорога на юг к морю будет вполне приятной.
Итак, первое правило объезда платных участков — это проработать маршрут заранее и иметь хотя бы общее представление о том, как вы поедете к морю. Через какие населенные пункты и с какими остановками.
Не пугайтесь разброса времени в пути от Москвы до Керчи по платным и бесплатным участкам. На моём опыте разница, конечно, есть, но она не столь существенна. Особенно с учетом того, что бесплатные участки постепенно становятся лучше (например объезд по М2). На картинке сверху разница в пути почти 3,5 часа. На самом деле она может быть и больше, если вы никуда не торопитесь и желаете по пути к Черному морю заехать в пару интересных мест. Дорога по бесплатным участкам живописней и позволяет посетить отдельные достопримечательности. Подробно читайте в статьях:
- Что посмотреть по пути в Крым: Тула, Кудыкина гора, Воронеж
- Что посмотреть по пути в Крым: Каменск-Шахтинск, Ростов-на-Дону, Темрюк
А теперь непосредственно к маршрутам объезда. Сначала разбираем участок до Ростова-на-Дону. Помните, маршрут лучше строить заранее и проверять, что вам выдали карты. Яндекс очень любит загонять на платные дороги, даже если движение там затруднено, да и оценку времени он не всегда дает четкую.
Рекомендованный объезд платных участков М4 Дон
Для объезда приличного количества платных участков М4, от Москвы до Ростова, есть два популярных маршрута: по М2 через город Ефремов или по М6 через Тамбов (Р-22). Руководствоваться выбором дороги можно исходя из точки старта маршрута. Грубо говоря, чем быстрее покинуть пределы Москвы, тем быстрее вы окажетесь в желаемом месте. Так что объезд через М2 рекомендован: если вы едете с Запада Москвы, по Р-22 соответственно с Востока. У каждого их этих вариантов есть как свои плюсы, так и свои минусы, о них подробнее чуть ниже.
Объезд по М2 платных участков М4 через Тульскую область и Ефремов
Маршрут объезда: По М2 в обход Тулы, через Щекино, съезд у Лукино в сторону М4 на Ефремов.
Обратите внимание, что на этом рисунке разница в пути между платным и бесплатным участками составляет 2 часа 20 минут, а не как на первом более трех часов.
Этим вариантом пользуемся мы сами достаточно регулярно, так как стартуем обычно или из Подольска или из Серпухова, а оба эти города находятся вблизи трассы М2. За последние годы «Симферополька» приятно преобразилась. Почти до Тулы, за редким исключением, дорога имеет шесть полос (по три в каждом направлении), правда и работы по расширению узких мест до сих пор ведутся, что создает дополнительные заторы. На момент написания статьи, октябрь 2020, такое узкое место находится как раз около Серпухова.
Трасса освещена почти до Тулы. Впрочем, выезжать рекомендую с утра, как проснетесь и проделаете все утренние процедуры. Вставать по будильнику не стоит, так же как не стоит ждать вечера, чтобы отправиться в путь. Так в дороге вы окажетесь отдохнувшим и сможете преодолеть большое расстояние. Выезжать невыспавшимся или уже готовым заснуть, я не рекомендую, если вас ожидает дальняя поездка. Усталость за рулем ни к чему.
Асфальтовое покрытие М2 почти везде хорошее, кроме нескольких мест за Серпуховым, где придется слегка снизить скорость. Но в целом по М2 спокойно можно двигаться на 110 км/ч. Уход на Ефремов узковат, но и не сильно загружен, так что при желании можно обогнать попутные тихоходы.
Как всегда в пути вас ждут камеры и патрули ДПС, особенно в Тульской области.
После выхода на М4, до Воронежа можно просто объезжать два платных участка, руководствуясь маршрутом, построенным навигатором в объезд платных дорог. Немного времени потеряете, но тут дело принципа.
Объезд по М-6 платных участков М4 через Тамбов
Маршрут объезда: После Ступино в объезд Каширы уход с М4 на Р-22 на Тамбов, у Тамбова сменить Р-22 на Р-193 (в сторону Воронежа), Борщевские пески, Таловая, Бутурлиновка и выход на М4 за Павловском
Уход с Р-22 на Р-193
Второй вариант объезда: От Тамбова направление в сторону Борисоглебска, далее через Новохопёрск, Калач выход на Богучар. Такой вариант позволит объехать Павловск и Лосево, а значит, и вероятные пробки в пути.
Трасса позволяет объехать практически все платные участки М4 между Москвой и Ростовом-на-Дону. Казалось бы, вот она отличная альтернатива. Но не спешите радоваться. М6 Каспий — это узкая почти везде двухполосная дорога, со скоростным режимом 70-90 км. Летом по ней идет активное движение тихоходных большегрузов из Астрахани и Волгограда, что дополнительно затрудняет движение. Как на большинстве бесплатных дорог, здесь можно встретить массу ДПС, камер и частных треног, которые почему-то до сих пор актуальны. Нужно быть внимательным к знакам, чтобы не привезти с бесплатного объезда массу штрафов.
Кроме того, трассу постоянно ремонтируют. Особенно не приятно, когда идет ремонт мостов (происходит регулярно), тогда на дороге образуется реверсивное движение в одну полосу, в котором можно потерять несколько часов.
К плюсам трассы М6 можно отнести достаточно развитую инфраструктуру: кафе, заправки, магазины. Опять же по отзывам очевидцев, туалеты в пути довольно грязные, что лично для меня удивительно. Сам по трассе я ездил достаточно давно и целенаправленно в Волгоград. Сейчас в виду своего места проживания вблизи трассы М2, выбираю именно её в качестве объезда.
Не исключено, что со временем М6 разовьется до приличной трассы, к тому же тут не так много населенных пунктов, что позволяет не сбрасывать скорость до 60 км/ч. Однако наблюдая за развитием дорог сегодня, можно сделать вывод, что М6 ещё не скоро получит четыре полосы. А если и получит, то велика вероятность, что вместе с ними она получит и платные участки, а следовательно, пропадет её смысл, как альтернативы трассы М4 Дон.
Объезд платных участков от Ростова до Краснодара и Крыма
Если вы путешествуете с одним водителем, то в районе Ростова-на-Дону желательно сделать длительную остановку, с возможностью поспать. Например, водитель может отдохнуть с дороги, а пассажиры, при желании, посмотреть город. Или тоже отдохнуть от более чем 12 часовой езды. После Ростова дорога на Краснодар по М4 скучна до безобразия — это четвертая группа платных участков.
Однако если вы собираетесь в Крым или просто не желаете повторно платить за дорогу, то хорошим решением будет объезд М4. Кстати, навигатор сам рисует объезд, при вашем желании попасть в Крым из Ростова
Обратите внимание, что разница во времени практически отсутствует между платной дорогой по М4 и бесплатными вариантами объезда. Маршрут объезда простой: выезд из Ростова по Западному шоссе, далее в сторону станиц Староминская, Каневская. Далее Тимошевск, Славянск-на-Кубани. А потом в зависимости от настроения или в Крым или в сторону Анапы, а оттуда куда угодно по берегу Черного моря.
Конечно, указанный маршрут — это дорога в две полосы по станицам Краснодарского края, где легко встретить развод на дороге, камеры и патрули ДПС, жаждущие опустошить карманы гостей курорта. Поэтому главный совет, строго соблюдайте ПДД — это не только сбережет вашу жизнь, но и позволит сильно сэкономить.
Два популярных варианта развода на дороге:
- Обгон большегрузного автомобиля. Вы едете по двухполосной дороге, где обгон запрещен, но тихоходный большегруз начинает сдвигаться ближе к обочине. Однако места для опережения оставляет недостаточно. Сзади вас подгоняет авто на местных номерах и вы объезжаете грузовик, немного цепляя сплошную линию разметки. Поздравляю штраф в 5000 рублей или лишение прав. А ДПС, как назло, где-то рядом
- Выезд с заправки в нарушение правил разметки и знаков. Об одной такой заправке я снимал видео. На самом деле таких мест много, где знак можно не заметить, а логика подсказывает ехать в неверном направлении. При этом, хоть нарушаете вы правила разметки, сотрудники ДПС пытаются разводить вас на «встречку» со штрафом в 5000 рублей
Поэтому будьте предельно внимательным на дорогах вблизи Ростова и Краснодара
Не опаздайте на всю жизнь !
Для тех кто хотя бы один раз был на Черном море хочет вернутся сюда ещё не
один раз .Это и очарование природным ландшафтом и бурная растительность почти субтропического пояса и самое главное — оно, море .Особенно красиво, когда штиль, оно задумчиво и таинственно .
Но самое интересная и всегда нелёгкая задача, как до него добраться на авто .Самый короткий путь из центральной части России это конечно М 4 Дон . Сколько уже написано, сколько обсуждалось, но дорога стала платной на большей ее части, а качество покрытия полотна не улучшилось.Качество обслуживания то же не на высоте .Люди жалуются что
в дороге пропадает сотовая связь и это на федеральной магистрали .Пробки у пунктов оплаты, пробки из-за мелких ДТП, пробки из-за низкой пропускной способности .Все это увеличивает время в пути и проехать без ночёвки или 2 водителя становится опасно . Особенно сильно это расцветает в Воронежской области, где трасса сужается до 2 полос в п.Лосево .
Решение в принципе есть, особенно актуально жителям Брянской, Орловской Курской и даже Тульской области . Зачем стремиться на платную М 4, если есть бесплатная М 2 Крым, Москва -Белгород .
Трассу сейчас отремонтировали на всем протяжении от Москвы и до Белгорода.Выезжаем из Москвы на трассу : до Тулы автомагистраль, разрешенная скорость 110 .Мы ехали 125 км, далее просто некомфортно .В Курской и Орловской есть ещё по одной полосе в обе стороны, но. .но везде есть карманы для обгона, вторая полоса на подъем, стоянки для отдыха и мелкого ремонта авто .Немного цифр :Москва -Тула — 183 км, Тула Орел 181км, Орел — Курск — 163 км, Курск — Белгород -140 км, Белгород -Россошь -258 км, и возвращаемся на М4 Россошь — Богучар 85 км .
Полный размер
Родные просторы на выезде из Курска
Трафик свободный, в будние дни есть фуры, но их немного и водители уступают легковым авто . Скорость разрешенная 90 км /час .В выходные свободно . Вокруг Обояни уже лет 10 прекрасный объезд, пролетаем на вдохе.
Полный размер
Начало Белгородской и конец Курской области — поворот на Ивню .Нам влево .Перед объездной знак
По пути ещё будут небольшие посёлки и деревеньки .Внимание ! везде стоят камеры, и если замечтался
, то сфотографируют и пришлют письмо на память .
Полный размер
Родная Белгородчина .
Стараниями губернатора Савченко Е.С. область обзавелась отличными дорогами .
Поговорка о двух бедах России у нас не актуальна .
Полный размер
Приезжаем Яковлево, Строитель и наконец — ворота Белгорода — Ротонда .
Здесь по кругу налево, в сторону Корочи .Уходим от города и держим путь на Россошь через Корочу и, Алексеевку .
Дорога 4 полосы, отремонтирована и ехать по ней одно удовольствие .(Уже писал о ней смотри пост «Выездной отдых невыездных»).
От Россоши (Воронежская обл.) до М4 можно доехать 2 путями .До Верхнего Мамона через понтонный мост (низким машинам не рекомендую) — первый, а второй на Богучар .И тот и другой путь мы попробовали, на Богучар очевиднее но много фур.На В.Мамон — для тех кто не боится приключений .Здесь может одну машину за час увидеть можно.Топи сколько хочешь .
За Богучаром вот она -платка М4, со всеми ее «прелестями». Поставили на круизе 103 км и поливай пока не упрешся в Ростов .(от Россоши 420 км.)
Далее в объезд Ростова на Батайск и Краснодар (270 км), а там и до моря недалече .
Как итог : Москва -Белгород 8 часов хода, Белгород — Ростов 9 часов .
Под Ростовом надо отдохнуть и на следующий день в одни руки до моря .
Буду рад увидеть ваши замечания, спасибо что дочитали до конца .
Полный размер
Очередной поворот манит тебя куда то в даль
Доехать из Москвы в Санкт-Петербург за 7 часов по платной трассе М11 стоит больше 2 000 ₽. Дорога на юг в одну сторону по М4 в будни на легковом автомобиле обойдется в 2 245 ₽.
Стоимость комфортной езды по малозагруженным современным трассам с хорошим покрытием, без пробок и на высокой скорости — удовольствие не из дешевых. Но есть несколько способов экономить на платных дорогах. Расскажем, как можно ездить недорого.
Как появились платные дороги в России
Платные дороги в России появились при Борисе Ельцине, который в 1992 году издал Указ «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Первая платная трасса была введена 22 апреля 1999 года. Это был участок трассы М4 протяженностью 20 км, огибающий село Хлевное в Липецкой области.
В 2022 году в России уже более 1 500 км платных дорог. Самые востребованные из них:
- М11 «Нева», Москва — Санкт-Петербург;
- М4 «Дон», Москва — Краснодарский край;
- ЦКАД — 310 из 336 км Центральной кольцевой автодороги;
- ЗСД — Западный скоростной диаметр — шоссе, пересекающее Северную столицу от Морского порта до трассы «Скандинавия»;
- М1 «Беларусь» — платная трасса в обход г. Одинцово;
- М3 «Украина» — участок в 70 км со 124-го по 194-й км в Калужской области.
Платные дороги также есть в Псковской области, Удмуртии, Рязани.
Кому принадлежат платные трассы, и на что идут деньги автовладельцев
Большинством платных дорог в РФ владеет госкомпания «Российские автомобильные дороги» — ГК «Автодор». Конечным владельцем всех платных трасс является государство.
Некоторые дороги строятся с привлечением частного капитала — средств компании-концессионера в рамках государственно-частных проектов. Поэтому на определенный срок эти участки дорог контролируются концессионером.
Кроме владельцев дорог, есть операторы. Это частные компании, которые обслуживают трассу, следят за исправностью инфраструктуры — датчиков, шлагбаумов, освещения, обеспечивают безопасность дорожного движения, общаются с пользователями и принимают оплату. К примеру, «Северо-западная концессионная компания» — это концессионер, а «Объединенные системы сбора платы» — крупнейший в России оператор.
Плюсы и минусы платных трасс
Преимущества платных трасс — почти полное отсутствие пробок, качественное покрытие, большое число полос, сервис.
По платному участку водитель может ехать быстрее, до 110-130 км/ч. Тогда как на простых дорогах ограничение до 90 км/ч. Да, среди бесплатных трасс тоже есть скоростные, но по пути придется проезжать населенные пункты, где скорость ограничена, и при этом расход топлива выше.
Платные трассы — многополосные, разгруженные, оснащены барьерными ограждениями и видеокамерами, а значит, безопаснее. Если что-то случится в пути, например, закончится бензин, сломается машина или произойдет столкновение, помогут аварийные комиссары. Водителю и пассажирам окажут бесплатную помощь: если нужно, помогут дозаправиться, эвакуируют авто, помогут с доставкой пассажиров в медпункт или больницу.
Вдоль платных участков дорог есть территории для отдыха и приема пищи, кемпинги, беседки, кафе и даже детские площадки. На трассе М4 любой водитель может проверить состояние здоровья в специально оборудованных медицинских кабинках.
Минус, пожалуй, только один — за поездку по такой дороге надо заплатить.
Кто пользуется платными трассами
Пр платным трассам ездят граждане и предприниматели, если нужно быстрее попасть из точки А в точку Б — без пробок и городских скоростных ограничений, а также из-за безопасности и удобства сервиса.
Сейчас спрос на платные трассы обусловлен еще и невозможностью попасть на юг России из-за закрытого воздушного пространства.
Сколько стоит проезд по платной трассе
Стоимость проезда устанавливается в зависимости от востребованности дороги, категории транспорта — легковой, среднегабаритный, грузовой, пассажирский, специальный крупногабаритный, автобусы, а также от дня недели и времени суток проезда. Кроме того, цена на разных участках одной трассы может отличаться. Стоимость проезда не обязательно пропорциональна протяженности.
Чтобы узнать, сколько будет стоить поездка, зайдите на сайт владельца платной трассы, по которой планируете ехать. Укажите в калькуляторе тип транспорта, маршрут, день и время поездки. Система рассчитает примерную стоимость. Например, такой
калькулятор есть на сайте «Автодора». Здесь можно узнать цены на проезд по ЦКАД, М1 «Беларусь», М11 «Нева», М4 «Дон», М3 «Украина».
Например, поездка по М11 от Москвы до Санкт-Петербурга для легкового авто в среду днем будет стоить 2 090 ₽:
На том же сайте
avtodor-tr.ru можно скачать актуальные тарифы в формате pdf по каждой платной трассе, которые относятся к «Автодору».
В итоге можно неплохо сэкономить на платных трассах, заранее планируя дату, время поездки и маршрут. А еще можно пользоваться специальными гаджетами и программами лояльности от операторов.
Как экономить на платных трассах
Приведем 5 способов, как экономить на платных дорогах. Их можно использовать отдельно или совмещать, чтобы платить еще меньше.
Ездить ночью и в будние дни
Дешевле ездить ночью и в будни с понедельника по четверг, кроме выходных, предпраздничных и праздничных нерабочих дней. С пятницы по субботу и в праздники стоимость дороже.
Ночные, дневные, праздничные тарифы отличаются в зависимости от трассы и категории транспорта.
Пример
Если ехать по М1 из Воронежа до Калуги ночью (с 01 до 06 часов по МСК) в понедельник на легковом авто, заплатите 500 ₽. За проезд по тому же маршруту в субботу днем — уже 645 ₽.
Проезд по участку 208–668 км трассы М11 для транспорта высотой более 2,6 м и 2 осями — грузовиков, автобусов — будет стоит 2 580 ₽ в будни и 2 780 ₽ — с пятницы по воскресенье.
А на участках 58–149 км М11 цена проезда для легковых авто одинаковая с понедельника по воскресенье.
Важно! Проезд по участку оплачивается по времени выезда, а не по времени въезда. То есть нужно правильно рассчитать время, чтобы меньше платить. Въехать на трассу можно еще до полуночи и заплатить по более доступному ночному тарифу.
Использовать транспондеры
Транспондер — электронный гаджет размером чуть больше спичечного коробка. На это устройство реагируют датчики при проезде через пункты автоматического списания оплаты за проезд.
Кроме того, деньги за проезд списываются автоматически на каждом участке платной трассы, это «разгружает» работников пунктов оплаты. То есть водитель с транспондером экономит деньги собственника трассы, поэтому получает скидку.
Есть несколько видов устройств от разных компаний — собственников платных дорог.
- Транспондер T-Pass для трассы М4, участков М11, трассы М3 и ЦКАД. Со 2 августа 2021 по транспондеру списывают меньше только на ЦКАД. На М3, М4 и М11 тариф обычный, как при оплате наличными, но можно копить и тратить бонусы по программе лояльности — размер скидки от 3% до 15%;
- Транспондер ЗСД для проезда по «Западному скоростному диаметру» (ЗСД) в Питере. Скидка хорошая, до 50%;
- Транспондер «Главная дорога» для оплаты проезда участка на М1 «Беларусь» или «Северный обход Одинцово». Размер скидки 5%. Устройство можно получить бесплатно, а для активации пополнить баланс на 1 000 ₽.
Гаджеты от разных компаний действуют не только на родных трассах, но тогда скидка будет меньше. Для максимальной выгоды можно использовать на трассе М11, которая принадлежит двум разным собственникам, сразу два транспондера — М11 и T-Pass. Во избежание двойного списания оплаты, применяя одно устройство, другое нужно убирать в специальный металлизированный пакет, чтобы не проходил радиосигнал. Такой зип-пакет продается вместе с устройством или отдельно в том же магазине.
Транспондер крепится на лобовое стекло автомобиля, а мотоциклисты могут вешать его в специальном чехле на предплечье.
Пользоваться программами лояльности
Если зарегистрировать транспондер на себя и получить статус идентифицированного пользователя, можно участвовать в программах лояльности от компаний-собственников платных трасс. Персонифицировать транспондер можно по инструкции на сайте «Автодора».
О действующих скидках, стоимости и условиях использования абонементов можно узнать на сайтах компаний-собственников трасс. К примеру, «Автодор» дает дополнительные скидки от 3% до 15% на проезд владельцам транспондера Т-pass. Подробнее на странице
Программа лояльности.
Купить абонемент можно в личном кабинете на сайте
www.avtodor-tr.ru, мобильном приложении «Автодор», в центрах поддержки и обслуживания вдоль платных участков, в мобильных пунктах продаж, дополнительных офисах.
Объезжать платные участки
О том, что впереди платный участок, заранее предупреждает дорожный знак. Можно объезжать все платные участки или только сами дорогие по бесплатным дорогам. Каждая платная трасса по закону имеет альтернативную дорогу, за которую не нужно платить. Другое дело, какой придется делать крюк и в каком состоянии эта дорога. Если объезд не такой длинный, а покрытие терпимое, можно смело двигаться по бесплатному пути.
Чтобы объехать самый первый и самый дорогой участок М11, при выезде из Москвы нужно проложить бесплатный маршрут до Солнечногорска с помощью Яндекс.Карт или Яндекс.Навигатора. Время в пути увеличится максимум на 30–40 минут. Выезд на платную трассу находится сразу после населенного пункта Пешки. Экономия — от 700 ₽.
По пути в Сочи можно объехать 2 платных участка на трассе М4 на промежутке от Ростовской области до Краснодара, не теряя много времени. Первый пункт оплаты в районе станицы Павловской, чуть не доезжая до развилки на Тихорецк и на Краснодар.
Экономим на проезде на легковом авто 140 ₽ днем (7:00 – 00:00) и 100 ₽ — ночью (00:00 – 7:00). Нужно уйти направо за 25 км до развилки Краснодар — Тихорецк, проехать через станицу Октябрьская и попасть на двухполосную трассу. Далее через станицу Павловскую нужно снова вернуться на М4. Платный участок останется позади.
Второй пункт оплаты в Краснодарском крае, 1 195 — 1 319 км между станицами Старолеушковская и Ирклиевская. Экономим 200 ₽ днем (7:00 – 00:00) и 150 ₽ — ночью (00:00 – 7:00). Повернуть нужно на Октябрьскую, проехать населенные пункты Ленинодар, Средний Челбас, Бейсужок, затем по трассе до станицы Березанская и опять выехать на платный участок М4.
По дороге М6 «Каспий» можно объехать почти все платные отрезки трассы «Дон» между Москвой и Ростовом-на-Дону. Однако нужно учитывать, что бесплатные дороги, как правило, узкие, а скоростной режим ограничен.
Заранее продумать маршрут и рассчитать выгоду
Чтобы экономить, но ездить по нормальным дорогам и не терять время в пробках, нужно заранее продумать маршрут и рассчитать выгоду. Изучить, какие трассы самые дорогие, какие более доступные, есть ли бесплатные альтернативы.
Например, можно не ездить по платной М11, а ездить по бесплатной М10. Но, чтобы не стоять часами в пробках, лучше объехать по платной трассе Вышний Волочек — участок с 258 км по 334 км. Заплатить придется всего 220 ₽, а выиграете несколько часов.
Пользуйтесь калькуляторами и сайтами компаний-собственников платных дорог для расчета стоимости проезда. Используйте мобильные приложения и следите за скидками. Не забудьте перед поездкой пополнить счет транспондера и заправить полный бак. Заправок на платных трассах мало, и если встанете, потеряете много времени.
Новости, которые нельзя пропускать, — в нашем телеграм-канале
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий: @life_profit
О трассе:
Магистраль М4 “Дон” — трасса федерального значения, соединяющая такие крупные населенные пункты, как Москва, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и Новороссийск. Автомобильная дорога протяженностью в 1543 км пронизывает 7 субъектов федерации — 5 областей (Московская, Тульская, Тульская, Липецкая, Воронежская и Ростовская), Краснодарский край и Республика Адыгея. Большая часть участков М4 — платная.
Скоростной режим:
Большая часть пути “Москва — Геленджик” и “Москва — Анапа” по трассе М4 имеет ограничение скорости 110 км/час, но есть ряд исключений:
- 22-24-й км — до 70 км/час (эстакада)
- 50-52-й км — до 70 км/час (при влажной дороге)
- 71-й км- до 30 км/час (подъезд к пункту оплаты)
- 132-й км — до 30 км/час (подъезд к пункту оплаты)
- 111-й км — до 50 км/час (пост ДПС)
- 544-633-й км – не более 90 км/ч.
В зависимости от сезона и дорожных работ возможны и другие ограничения.
А вот, например, на участках 51 — 71-й км, 76 — 93-й км в Московской области, и 517 — 544-й км в Воронежской — максимально допустимая скорость движения легковых автомобилей — 130 км/час.
Однако разгонятся не стоит, внимательно следите за изменениями скоростного режима на дороге — камеры почти на каждом шагу, а, подъезжая к Краснодарскому краю, будьте готовы к многочисленным постам ДПС, порой весьма неожиданным.
Платные участки дороги и альтернатива
При расчете стоимости поездки, помимо стандартных статей расходов (бензин, питание, гостиницы) необходимо учитывать и расход на платные участки трассы М4 “Дон”.
В среднем, на всю трассу уходит в районе 800-1900 рублей за легковой автомобиль в зависимости от времени суток, дня недели и способа оплаты (наличными, как правило, дороже, чем при оплате транспордером).
Актуальные тарифы за проезд по платным учаткам автомобилей разной габаритности вы можете уточнить на сайте Автодора
-
Платный участок М4 «Дон» — 21-93 км
Бесплатный объезд — Каширское шоссе. Участок М4 с 21 по 54-й км, не оплачивается, хоть и носит статус платного. Возможно, это связано с тем, что пункты оплаты расположены на 62-м и 71-м километрах.
-
Платный участок М4 «Дон» — 93-211 км
Бесплатный объезд — Участок М4 с 21 по 54-й км, не оплачивается, хоть и носит статус платного. Возможно, это связано с тем, что пункты оплаты расположены на 62-м и 71-м километрах.
-
Платный участок М4 «Дон» — 225-260 км
Бесплатный объезд — Старый обход г. Богородицка
-
Платный участок М4 «Дон» — 287-321 км
Бесплатный объезд — Старый обход г. Ефремова
-
Платный участок М4 «Дон» — 330-414 км
Бесплатный объезд — Старый обход с. Яркина
-
Платный участок М4 «Дон» — 417-464 км
Бесплатный объезд — Через Задонск и Хлевное
-
Платный участок М4 «Дон» — 492-517 км
Бесплатный объезд — Через Воронеж
-
Платный участок М4 «Дон» — 517-544 км
Бесплатный объезд — Через Новую Усмань и Рогачёвку
-
Платный участок М4 «Дон» — 544-633 км
Бесплатный объезд — Участок из нескольких дорог различного значения, проходящий через Нововоронеж и Острогожск
-
Платный участок М4 «Дон» — 1091-1119 км
Бесплатный объезд — Участок из нескольких дорог различного значения, проходящий через Азов и Староминскую
-
Платный участок М4 «Дон» — 1195-1319 км
Бесплатный объезд — Трасса «Азов — Староминская — Каневская — Тимашевск — Краснодар» (длиннее аналогичного участка М4 на 100 км)
! Полоса T-pass предназначена только для автомобилей, имеющих транспордер. Обращайте внимание на надписи над воротами!
Что взять в дорогу:
Для того, чтобы поездка по трассе М4 “Дон” прошла максимально комфортно, заранее обеспечьте себя всем необходимым в пути. В какой-то момент на дороге может не оказаться нужного магазина. А ближе к югу цена даже на воду будет выше (вообще, не рекомендуем вам закупать питьевую воду в забегаловках на трассе, вы же не хотите провести весь отпуск в обнимку с белым другом? :))
Обязательно возьмите с собой запас питьевой воды, что-нибудь перекусить в пути, туалетную бумагу и гигиенические средства (антибактериальные салфетки, мыло и т.д.), аптечку, спрей от насекомых, солнцезащитный крем и навигатор с оффлайн-картами.
Передвигаясь по горной местности, закрепляйте багаж.
Важная информация
С заправками не все так просто. На некоторых участках их попросту нет, по возможности не допускайте опустошения бака. Главный совет от “бывалых” — пользуйтесь крупными и известными марками АЗС — “Роснефть” и “Лукойл”, особенно в Краснодарском крае. Местных заправок здесь много, но качество топлива оставляет желать лучшего.
Шиномонтажей и автосервисов для трассы такой протяженности — немного. Тщательно проверьте техническое состояние автомобиля заранее, а также отслеживайте его в дороге. На всякий случай возьмите с собой набор инструментов для оперативного ремонта и выпишите телефоны местных служб мобильной помощи на дороге.
Телефоны Эвакуаторов:
- Тульская область: +7 4875 46 63 63, +7 910 167 70 00.
- Липецкая область: +7 903 863 71 74 (г. Елец), +7 961 602 51 09 (г. Задонск).
- Воронежская область: +7 4732 58 66 16, +7 4732 58 90 90.
- Ростовская область: +7 8636 57 51 36, +7 918 539 54 41.
- Краснодарский край: +7 918 457 00 00, +7 918 432 32 32.
0:19)
0:01)
0:01)
0:01)
0:00)
0:00)
0:07)
0:04)
0:11)
0:00)
0:02)
0:01)
0:05)
0:03)
0:04)
0:02)
0:05)
0:03)
0:03)
0:12)
0:08)
0:06)
0:05)
0:12)
0:03)
0:05)
0:07)
0:12)
0:33)
0:17)
0:35)
0:09)
0:02)
0:09)
0:04)
0:01)
0:05)
0:20)
0:01)
0:02)
0:10)
0:14)
0:11)
1:06)
0:12)
0:03)
0:03)
0:26)
0:10)
0:06)
0:06)
0:16)
0:31)
0:16)
0:05)
0:02)
0:10)
0:15)
0:18)
0:00)
0:01)
0:17)
0:01)
0:13) видео
0:07) видео
0:29) видео
0:02)
0:00)
0:04)
0:01)
0:00)
0:00)
0:01)
0:02)
0:00)
0:04)
Трасса М4 Ростов-Дон очень популярна среди туристов, особенно — в летний сезон. Эта автомагистраль связывает Москву и Черноморское побережье (Крым и Сочи).
В этой статье мы расскажем все о стоимости платных участков на трассе М4 и выясним, как лучше ехать: по платной дороге или бесплатной.
Перед тем, как перейти к описанию дороги рекомендуем открыть честный отзыв автора сайта о поездке на море на машине по М4 (в июне 2022 года) в соседней вкладке браузера.
От чего зависит стоимость проезда по М4?
Для платных дорог на трассе М4 нет единого тарифа. Стоимость поездки зависит от категории транспорта:
- 1 категория. Легковушки и мотоциклы высотой не более двух метров;
- 2 категория. Автомобили высотой от двух до двух с половиной метров;
- 3 категория. Грузовые и пассажирские автомобили высотой более двух с половиной метров и двумя осями;
- 4 категория. Грузовые автомобили выше двух с половиной метров и тремя осями.
и времени суток:
- Существуют дневные и ночные тарифы. Ночью стоимость проезда ниже, чем днем, причем практически в два раза.
- Не забудьте, что для получения скидки нужно приобрести транспондер. По этой ссылке вы узнаете, где можно это сделать всего за 1190 рублей.
Во сколько обойдётся поездка по платной дороге М4 в 2023 году?
Сколько же стоит проезд по М4 в 2023 году? Приводим таблицу с официального сайта «Автодора» для всех участков от Москвы до моря:
Пролететь всё расстояние от Москвы до моря на машине ночью, конечно, не получится, поэтому для легковушки приготовьте с запасом 3000 рублей — потратите вы, скорее всего, меньше за счёт того, что будете ехать в темноте. Более точную стоимость поездки, если вы проезжаете не все участки, можно рассчитать в официальном калькуляторе платной дороги М4 Дон.
Кстати, перед поездкой не забудьте проверить, есть ли у вас действующее ОСАГО для машины — довольно часто автомобили останавливают полицейские и проверяют именно страховку. Делюсь ссылкой на калькулятор дешевых страховок на авто с вами:
Способы оплаты проезда по М4
Как видно из таблицы цен, всего предусмотрено три способа оплаты проезда по трассе М4: только наличными, транспондером, только банковской картой. Вы можете выбрать любой из них, подъезжая к пропускным пунктам.
Есть ли пробки на платной трассе М4?
При большом желании платные участки трассы М4 Дон можно объехать — это сэкономит n-ную сумму наличности в кармане, но заметно увеличит время, проведённое за рулём. Приведем пример:
- от Кремля до центрального пляжа Джубги по платной трассе М4 — 17 часов 45 минут и 1460 километров
- этот же маршрут по бесплатной трассе — 1560 километров и 23 часа ровно
Решайте сами: вы либо едете на 5 часов меньше и отдаете 3 тысячи рублей, либо устаёте в дороге больше и остаетесь при деньгах.
Кстати, если вы выбираете между платной и бесплатной трассой М4 только по критерию пробочности — не обольщайтесь. На платных участках М4 Дон тоже есть пробки, да еще какие: 9-бальные!
- Однозначно, будут пробки около Лосево — их можно избежать, если ехать в субботу ранним утром (20-минутный затор не считается серьезной ПРОБКОЙ). Обычно пробки в Лосево на М4 бывают часто и большими. Рекомендуем отслеживать пробку в Лосево в Воронежской области по этой ссылке и стараться проскочить этот участок либо ночью либо в будни.
- Вторая пробка по платной трассе поджидает около Каменск-Шахтинского. Она является гораздо более серьезным испытанием — перед подъезду к ней включайте интернет. Скорее всего, Яндекс.Навигатор поведёт вас в объезд — через Красновку, старую Станицу и понтонный мост. Обратите внимание, что один объезд строится через паром (он стоит 50 рублей и обозначен в навигаторе как платная дорога) — на него лучше не соваться. Ждать паром можно дольше, чем стоять в пробке. Пробка в Каменск-Шахтинском, судя по всему, будет постоянной и в 2023 году — тут во всю идёт ремонт моста через реку Северский Донец. Пробки в Каменск Шахтинском лучше смотреть на Яндекс.Картах.
На море летом 2023 года — выбрать платную, бесплатную М4 или лучше вообще лететь на самолете?
Кому как, но прежде, чем выбирать, ехать по бесплатным или платным участкам, лучше рассмотрите варианты полёта на самолете. Мы уже отвечали на вопрос, «сколько стоит съездить на море на машине в рублях?» Всего на проезд по платной М4 мы потратили 22552 рубля на двоих.
Как автор статьи, сделаю свой вывод — передвигаться вдвоём на море на машине по М4 налегке не выгодно: уж лучше эти деньги потратить на самолёт и такси от аэропорта (билеты можно купить по 6 тысяч в одну сторону). А про поезд я вообще молчу — лежишь на полке и балдеешь.
На машине на море по платной трассе нужно ехать только в том случае, если вы путешествуете втроём, вчетвером и больше или вы везёте в багаже больше 3 чемоданов.
Заключение
Вот такая история. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями и впечатлениями — вы ездили на машине на море? Почему вы поехали на море на машине, а не полетели самолётом или поехали поездом?
Пишите в комментариях свои вопросы, если они остались, делитесь этой статьёй со своими друзьями в социальных сетях и ловите дешёвые билеты из любого аэропорта!
Мы отдельно хотим сказать, что некоторые ссылки в этой статье являются партнёрскими: если вы закажете билет, выберите экскурсию или забронируете жильё через нашу ссылку, то мы получим небольшую комиссию, при этом не будет НИКАКИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ С ВАШЕЙ СТОРОНЫ. Партнёрские отношения помогают нам создавать для вас больше классного туристического контента, а ссылки мы указываем только те, которые проверили самостоятельно и рекомендуем без зазрения совести. Спасибо за поддержку, друзья!