В результате аварии автомобиль получает явные и скрытые повреждения. Страховые компании стремятся снизить свои расходы и уменьшить размер компенсации.
Чтобы контролировать процесс и вовремя обжаловать решение, необходимо знать, как проходит оценка ущерба по ОСАГО.
- 1 Оценка ущерба по ОСАГО
- 2 Сроки
- 3 Единая методика расчета
- 4 Если страховая занижает ущерб
- 5 Оспаривание оценочного отчета
- 6 Независимая экспертиза
- 6.1 Документы
- 7 Подведем итоги
Оценка ущерба по ОСАГО
Порядок выплаты компенсации в случае ДТП регулируется Законом от 2002 года № 40 и Положением Центрального Банка России от 2014 года № 431-П.
В соответствии с данными нормативными актами выплата осуществляется в заявительном порядке. Каждый факт в заявлении необходимо подтвердить документально.
Вы можете подать заявление в страховую компанию:
- в которой зарегистрированы сами (при отс утствии вреда жизни и здоровью, а также при наличии страховки у всех участников ДТП);
- в которой зарегистрирован виновник (в любой ситуации).
Обязанность по оценке возлагается на страховую. Если выплату занизили, вы имеете право обратиться к независимому эксперту для проведения повторного осмотра. Впоследствии (при выявлении факта занижения компенсации), расходы можно будет взыскать со страховщика.
Внимание! До проведения экспертизы не принимайте меры к ремонту авто. В противном случае могут возникнуть разногласия со страховой.
Сроки
Срок возмещения составляет 20 календарных дней с момента регистрации заявления о наступлении страхового случая. В него входит процесс осмотра автомобиля и проведение экспертизы.
Поставьте в известность страховщика, если вы своевременно не предоставляете транспортное средство на осмотр. Предельный срок задержки не может превышать 20 дней.
При повторном пропуске, документы и заявление будут возвращены. Обратитесь повторно. Сроки начнут исчисляться с момента подачи нового заявления.
В течение 5 дней с момента подачи заявления, вы обязаны предоставить транспортное средство для проведения осмотра:
- Самостоятельно, если автомобиль может двигаться «своим ходом».
- Эксперт должен прибыть на место его нахождения, если автомобиль слишком поврежден.
Если транспортное средство расположено в труднодоступном месте, осмотр может быть проведен в течение 10 дней. Расходы на проведение экспертизы и приезд эксперта к несет страховая компания.
Если в течение 5 дней страховщик не назначает проведение осмотра, обратитесь к независимому эксперту. В этом случае за основу расчета величины ущерба принимается его отчет, а страховая компания теряет право требовать предоставления автомобиля на осмотр.
Важно! Не нужно путать осмотр автомобиля экспертом и специалистом страховой. Для определения величины страхового возмещения понадобится именно экспертиза, проведенная уполномоченным лицом.
Единая методика расчета
Постановление Центрального Банка России от 2014 года № 433-П устанавливает Единую методику расчета ущерба по ОСАГО.
Основные нюансы единой методики:
- Дефектовка автомобиля проводится при первичном осмотре, но впоследствии перечень повреждений может быть увеличен.
- Сумма устанавливается из расчета стоимости ремонта на дату ДТП в конкретном регионе.
- Выплата по ОСАГО определяется с учетом износа комплектующих.
- Учитывается стоимость годных деталей (при тотальных повреждениях).
Учет износа комплектующих при определении размера ущерба приводит к тому, что полученной компенсации недостаточно для восстановления повреждений. Если ремонт проводится за счет страховой, то мастера используют только новые детали, стоимость которых выше, чем у бывших в использовании.
То есть пострадавший попадает в ситуацию, когда он обязан внести дополнительные денежные средства на ремонт своего авто, даже при наличии страховки.
Чтобы этого избежать, требуйте определение размера компенсации за потерю товарной стоимости при оценке ущерба.
Если страховая занижает ущерб
Распространенные способы занижения размера ущерба:
- Включение в расчет только части повреждений. Проверьте, чтобы специалист компании учел не только повреждения, указанные в справке о ДТП, но и эксплуатационные повреждения (сколы краски, царапины). А также все скрытые дефекты, которые выявил эксперт.
- Включение в расчет запчастей от другой марки авто. Вся информация о стоимости запасных частей для ремонта сейчас находится в свободном доступе. Поэтому не поленитесь и посчитайте сумму самостоятельно онлайн на сайте РСА.
- Завышение износа комплектующих. Для этого специалист проводит расчет с января года, когда автомобиль был изготовлен. А по закону за точку отсчета берется первая дата постановки на учет в ГИБДД.
- Занижение стоимости нормо-часа работы мастеров. Данные нормы устанавливаются для каждого региона индивидуально. Сведения также находятся в свободном доступе.
Если у вас возникли подозрения о занижении размера компенсации, обратитесь в независимую оценочную компанию.
Внимание! В случае предоставлении недостоверных сведений, эксперт-оценщик обязан оплатить разницу между полученной компенсацией и стоимостью ремонта реального ущерба.
Проверить среднюю стоимость запасных частей, нормочасов и материалов можно на сайте РСА.
Оспаривание оценочного отчета
Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.
Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.
Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.
Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.
Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:
- Выясните вид проведенного исследования (товароведческая, автотехническая, трассологическая).
- Изучите заключение специалиста.
- Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения результатов отчета.
- Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет.
Автотехническая экспертиза определяет размер ущерба, трассологическая – обстоятельства происшествия, товароведческая – определяет величину компенсации за потерю товарной стоимости.
В случае отказа страховой компании от удовлетворения требований по претензии, вам придется защищать интересы в судебном порядке. Суд не берет за основу отчеты страховой или заявителя, а назначает судебную экспертизу.
Независимая экспертиза
Для получения справедливой компенсации:
- Попросите страховщика о проведении независимой оценки ущерба.
- Получите направление на проведение экспертного осмотра.
- Посетите его в назначенный день и время.
- Получите отчет.
Если не согласны с суммой компенсации, то:
- Найдите компанию по оценке, с лицензией на проведение исследования транспортных средств после ДТП.
- Заключите с ней договор.
- Уведомите об этом страховщика.
- Проведите исследование и получите отчет.
- Оформите претензию и приложите к ней новый отчет.
При положительном решении страховщика, вы получите не только выплату в соответствии с результатами отчета, но и возмещение расходов на эксперта.
Документы
Для проведения повторной оценки повреждений понадобятся:
- гражданский паспорт;
- документы на автомобиль (ПТС, СТС);
- направление на проведение экспертизы от страховой компании;
- документация о происшествии (справка о ДТП и другие);
- другие документы, которые затребует эксперт.
Оценщик должен состоять в СРО и подтвердить наличие лицензии на оценочную деятельность. Проверить данную информацию можно по ссылке.
Подведем итоги
Чтобы полноценно оценить ущерб по ОСАГО, необходимо учесть следующее:
- Оплата по ОСАГО проводится в заявительном порядке.
- Первая экспертиза проводится по инициативе страховщика и за его счет.
- Результат первого исследования может быть занижен, поэтому активно участвуйте в процессе оценки на каждом этапе.
- Если есть подозрение о занижении суммы возмещения, обратитесь к независимому эксперту.
- Зачастую оценочного отчета и претензии достаточно для получения полного возмещения. В противном случае обратитесь в суд.
У пострадавших в ДТП водителей часто возникают споры со страховой компанией о сумме возмещения ущерба. Несколько лет назад суды были завалены исками о занижении оценки ущерба страховщиками. И вот в 2014 году была принята единая методика расчета — ЕМРУ. Поскольку цифры, рассчитанные страховой компанией (СК) и полученные водителем при самостоятельном подсчете ущерба всегда будут разными, советуем прибегнуть к помощи независимого эксперта. Он поможет рассчитать наиболее точную цену ремонта авто или замены запчастей.
Структура ЕМРУ
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Специалисты, привлекаемые к экспертизам, должны иметь специальные разрешения, аттестацию и стаж работы. На сайте РСА выложены актуальные списки аттестованных автоэкспертов. Эти перечни периодически обновляются.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
На основании исследования эксперт выносит решение о возможности восстановительного ремонта или полной замены отдельных частей ТС. Пользуясь методикой, он рассчитывает стоимость ремонтных работ и размер денежной компенсации ущерба после транспортного происшествия. Акт заполняется в сроки от 3 до 10 дней после осмотра машины.
Объем работ по ремонту содержит пятая глава методики. Она большая и довольно запутанная, но обязательна к ознакомлению для всех автовладельцев. Чтобы определить целесообразность ремонта, эксперт руководствуется шестой главой методики.
Как определяется размер выплаты
Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.
Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.
Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.
Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:
ОСрр = ССрр + ДП + НЗ
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Помимо компенсации имущественного ущерба после ДТП, может быть произведена компенсация причиненного аварией вреда для жизни и здоровья. Правительством утверждены правила расчета страховых сумм и определены нормативы расчета суммы компенсации в Постановлении от 15 ноября 2012 г. N 1164.
Что делать, если выплата по договору ОСАГО от СК невозможна?
Если СК объявлена банкротом или у нее отозвана лицензия, участник ДТП может обратиться в РСА и пригласить эксперта рассчитать ущерб. Приглашение отправляют заказным письмом по почте. После проведения экспертизы составляют акт. Расчет компенсации на основании экспертного заключения пострадавший получает через 10 дней. Далее нужно подать исковое заявление в суд. Если решение будет положительным, его следует направить в РСА. Выплата компенсации осуществляется в течение двух недель.
Несмотря на запутанность и сложность расчетов, утверждение ЕМРУ уменьшило количество недовольных выплатами потерпевших. Расчеты стали более прозрачными, участник ДТП может проверить их самостоятельно или привлечь независимых экспертов.
Источники:
Проверка средней стоимости запасных частей, нормочасов и материалов
Сведения о средней стоимости запчастей ТС
О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства
Ваш автомобиль пострадал в ДТП, и вы решили отремонтировать его по ОСАГО. После аварии вы заявили о случившемся в страховую виновника. Следующий шаг — осмотр автомобиля. Как вести себя на этом этапе и какие подводные камни могут ждать вас во время технической экспертизы, читайте в гайде Mafin Media.
Какие документы необходимы для осмотра страховой
Чтобы получить направление на ремонт или материальное возмещение ущерба по ОСАГО после ДТП, вам нужно обратиться в страховую компанию (СК) виновной стороны. Сделать это можно либо напрямую, либо через свою СК. На этом этапе вам понадобятся следующие документы:
- заявление с просьбой о компенсации ущерба;
- извещение о ДТП или административное постановление от ГИБДД;
- полис ОСАГО;
- паспорт;
- водительское удостоверение;
- СТС;
- банковские реквизиты.
! Важно: заявить о ДТП вам необходимо в течение пяти дней после случившегося — об этом говорит федеральный закон об ОСАГО. Столько же времени у страховщика есть для того, чтобы осмотреть повреждения.
В течение пяти рабочих дней после получения заявления СК должна провести независимую техническую экспертизу и оценить ущерб, а в течение 20 дней — предоставить вам ответ о финальной стоимости работ и определить, отправит она авто на ремонт или выплатит компенсацию деньгами.
Где и как должна проходить экспертиза авто после ДТП
Порядок проведения независимой технической экспертизы четко прописан в статьях 12 и 12.1 федерального закона об ОСАГО. Там, в частности, говорится, что оценка ущерба должна проводиться по единой методике ЦБ, а «эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов».
Что касается места проведения осмотра, то здесь все зависит от условий и ваших возможностей. Согласно закону об ОСАГО, в течение пяти рабочих дней вы «обязаны представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра». Но дальше в документе идет важное уточнение: если характер повреждений не позволяет доставить автомобиль на место проведения экспертизы, оценщик должен приехать к вам сам.
Кроме того, страховая может организовать трансфер поврежденного авто с помощью эвакуатора. Так или иначе, этот вопрос будет решаться уже на стороне СК. Однако, если у вас не будет возможности доставить машину на точку осмотра, важно не забыть сообщить об этом при заявлении в страховую, указав желаемое место для проведения экспертизы.
При этом страховщик не имеет права оттягивать осмотр или возмещение ущерба — только если вы не договорились об этом обоюдно. По закону в такой ситуации СК будет обязана заплатить клиенту неустойку — 1% от размера страховой выплаты за каждый день просрочки.
Как вести себя на оценке ущерба автомобиля
Осмотр пострадавшего автомобиля и оценка повреждений после ДТП в сферическом вакууме должны выглядеть так: вы приезжаете на место экспертизы, техник долго и дотошно оценивает каждый скол, определяя размер ущерба максимально справедливо, то есть с расчетом, что указанной им суммы сполна хватит на ремонт авто.
Однако зачастую теория расходится с реальностью. Несмотря на упомянутую выше ответственность за недостоверные расчеты, эксперт может по разным причинам сильно занизить реальную стоимость ремонта — и не всегда из-за какого-либо злого умысла. Например, в спешке недооценить внутренние повреждения или полениться проверить одну из систем, ущерб которой вскроется уже на ремонте.
Со скидкой на это желательно подготовиться перед экспертизой и самому оценить все возможные повреждения. А непосредственно на осмотре следить за тем, чтобы эксперт внимательно отмечал дефекты, и задавать вопросы при возникновении спорных моментов — например, если какое-то повреждение в листе осмотра не было указано.
Что делать, если не согласен с суммой ущерба
Нередко возникают ситуации, когда автовладельцы оказываются не согласны с оценкой повреждений. Вы можете провести собственную независимую экспертизу. Для этого необходимо найти подходящую организацию, которая проведет осмотр, письменно уведомить об этом страховую компанию и виновника не менее чем за три дня до экспертизы (явятся они на осмотр или нет — не так важно) и, собственно, оценить ущерб.
После этого нужно прислать в страховую письмо с требованием пересмотреть размер компенсации и результатами новой экспертизы. Попутно можно составить и отправить в СК досудебную претензию, включив в общую сумму ущерба расходы на оценщика. Такой же алгоритм можно использовать, если станция техобслуживания некачественно отремонтирует машину. Если в течение 30 дней страховая не ответила или отказала в ваших требованиях, можно идти в суд.
Подберите самые выгодные условия по КАСКО
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его
Всё об автотехнической экспертизе при ДТП: её виды и 6 этапов прохождения
Понимаете ли вы, какую роль играет автотехническая экспертиза при ДТП в процессе расследования дела? Качественно выбранный оценщик и профессиональный юрист – верные помощники при выяснении обстоятельств произошедшего события.
Авария – дело тонкое. Не всегда на первый взгляд можно определить все обстоятельства ДТП, виновника или виновников, а также всех пострадавших лиц или предметов. Порой причиной столкновения является не нарушение правил движения одним из водителей, а неправильные действия дорожных служб, пешеходов или наличие других ситуаций, которые вынудили автовладельцев поступить таким образом и создать аварийную атмосферу.
Цель проведения экспертизы
Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.
Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.
Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.
Предмет изучения
Но как именно проходит автотехническая экспертиза при ДТП, что устанавливает она и на что конкретно смотрят эксперты? При проведении данного мероприятия у специалиста есть определённый регламент действий, которому он обязан следовать при изучении автотранспортного средства:
• определить общее состояние автомобиля: качество его сборки, отдельных деталей и агрегатов, внутреннее положение дел и внешнее;
• установить причину поломки отдельной части авто: как случилось, с какой стороны пришёлся удар, какой предмет врезался в исследуемую машину (другое ТС, стена, дерево и т. п.);
• выяснить причину и обстоятельства ДТП, которые привели к случившемуся;
• узнать качество прошлого автотехнического обслуживания машины, так как проведённые ремонтные работы над автомобилем могут стать причиной столкновения или создания аварийной ситуации;
• определить рыночную стоимость транспорта;
• определить стоимость необходимых ремонтных работ по устранению полученного ущерба в дорожно-транспортном происшествии.
Педметом расследования является не только транспортное средство, но и:
• место, где случилась авария;
• дорожное покрытие соответствующей местности;
• оставленные следы колёс при торможении перед ударом или после него.
Таким образом, мы видим, что автотехническое исследование – это не беглый осмотр повреждений машины в конкретном сервисе ремонтных работ. Это важное расследование в рамках которого рассматривается не только само повреждённое ТС, но и место происшествия с целью глубокого понимания случившегося. Автотехническая экспертиза – это задача для профессионала, а не для обычного автомеханика.
Законодательное регулирование экспертиз
Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.
Лицо, которое обязали пройти вышеуказанную процедуру, имеет право отказать уполномоченному органу только с предоставлением весомых аргументов для этого. В противном случае суд может трактовать это как «игнорирование предписаний суда» и то, что участник процесса что-то желает скрыть от правосудия.
Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.
Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.
Кто может проводить автотехническую экспертизу?
Если вас обязали пройти экспертизу, но не сказали к кому обратиться, то это не даёт вам право выбрать первого попавшегося автомастера и пройти процедуру там. Чтобы понять, может ли конкретный специалист или организация проводить автотехническую экспертизу, нужно:
• узнать, есть ли у оценщика или учреждения соответствующая лицензия на проведение необходимого исследования, а также персональный идентификатор (только индивидуальных предпринимателей, а не юридических лиц);
• выяснить, является ли выбранное вами уполномоченное лицо независимым либо оно сотрудничает с конкретной страховой компанией. Эти обстоятельства могут отбросить на результат исследования тень собственных интересов специалиста либо организации. Поэтому, если вам требуется независимая оценка произошедшей ситуации, то следует обратиться к незаинтересованным в результатах расследования лицам;
• уточнить, является ли претендент на специалиста, проводящего осмотр, автотехником или инженером с профильным образованием (только такие лица имеют право заниматься экспертизами).
Помните, что проведённая экспертиза не у уполномоченного на это лица не имеет никакой юридической силы. Поэтому очень важно подойти к выбору независимого оценщика с должным вниманием.
Виды автотехнической экспертизы и их особенности
Несмотря на то, что экспертиза нацелена на одно (установление обстоятельств дела и его виновника), существует несколько видов указанных процедур, которые отличаются объектом исследования:
1. Экспертиза, направленная на выяснение обстоятельств аварии. В рамках данного расследования устанавливается:
1.1. Скорость автотраспорта перед столкновением и в момент происшествия.
1.2. Допустимый предел скоростного режима на том участке дороги, на котором случилось ДТП.
1.3. Расстояние тормозного пути.
1.4. Возможные варианты развития события и действия, которые могли предотвратить случившееся.
2. Экспертиза, определяющая техническое состояние автомобиля подозреваемого. Здесь рассматривается:
1. Наличие либо отсутствие неисправностей в автомашине из-за которых могло случиться ДТП.
2.2. Причины наличия таких неисправностей (некачественный ремонт, брак на производстве, безответственное обращение владельца с имуществом).
Например, данный вид проверки обстоятельств ситуации необходим в подобных ситуациях: водитель приобрел б/у автомобиль, после 5 лет эксплуатации совершилась поездка по трассе, где было разрешено двигаться со скоростью 100 км/ч. В этот момент у машины отказали тормоза, её вынесло на встречную полосу движения, где произошло столкновение на скорости больше 200 км/ч (при встречном движение и столкновении скорости обоих объектом складываются).
Чтобы прийти к заключению, что причиной аварии стали сломанные тормоза, необходимо проводить расследование технического состояния автомобиля.
3. Трасологическое исследование. Для проведения этого вида процедуры подробно изучается место ДТП и устанавливается:
3.1. Взаимное расположение всех участников ДТП относительно друг друга при ударе.
3.2. Траектория их движения перед и после столкновения.
3.3. Часть автомобиля, которой была повреждена другая машина.
4. Проверка дорожных условий в момент произошедшей ситуации. Данная экспертиза используется крайне редко и в её рамках рассматриваются:
4.1. Дорожные указатели, покрытие, разметка.
4.2. Факторы видимости.
5. Автотовароведческая процедура. Из составляющих частей названия: «авто» и «товароведческая» становится ясно, что речь идёт о ценовой политике произошедшего инцидента и устанавливается:
5.1. Стоимость ремонтных работ над автомобилем для устранения последствий столкновения.
5.2. Рыночная цена машины до ДТП.
5.3. Разница в цене между «было» и «стало» после аварии.
5.4. Стоимость оставшихся целыми остатков автотранспорта.
Необходимость конкретной экспертизы устанавливается в зависимости от индивидуальных обстоятельств дела.
Этапы проведения экспертизы
Экспертиза – это процесс, череда определённых действий, а не сам осмотр места аварии и автомобилей. Поэтому существует чёткий порядок проведения независимого исследования, который следует разобрать по конкретным шагам. Ведь именно от их правильности зависит успех экспертизы.
Выбор экспертной организации или эксперта
Главное условие для компании – это регистрация в базе саморегулируемых организаций оценщиков и наличие действующей лицензии. Если вы предпочитаете обратиться к индивидуальному предпринимателю, который единолично специализируется на проведении данной процедуры, то нужно уточнить у него наличие персонализированного идентификатора.
Не важна и репутация компании, которую можно узнать по оставленным отзывам в интернете либо проконсультироваться по вопросу у своего автоюриста. Если мнение окружающих людей про выбранную организацию оставляет желать лучшего, значит, и проведённая процедура будет выполнена не на должном уровне.
Заключение письменного соглашения о сотрудничестве и оплата предоставляемых услуг
Перед тем как подписать договор, внимательно изучите его содержание. Прочтите всё внимательно и вдумчиво, останавливаясь на каждом неясном пункте и уточняя его у эксперта. Если предоставленная бумага вызывает подозрения, то её можно показать своему юристу. Помните, что плохо изученный договор может поставить вас в очень плачевную ситуацию.
Заранее обсудите размер оплаты: её сумма, срок выплат и от каких факторов зависит стоимость экспертизы, может ли ценник повыситься и т. п. Если это всё прописано в договоре, и вы его подписали, то автоматически становитесь носителем определённых обязательств, не соблюдение которых ведёт к негативным санкциям. Чаще всего даже последствия невыполнения договорных обязанностей прописывают в соглашении.
Оповещение всех заинтересованных лиц в проведении автотехнической экспертизы
Не забудьте уведомить не менее чем за 3 дня всех заинтересованных лиц в будущем мероприятии, а именно: и дате, и месте его проведения (это может быть страховая организация, иные участники аварии, ваш индивидуальный юрист или адвокат и др.). Причём сделать это нужно не устным «приглашаю», а через официальные документы с помощью заказного письма с уведомлением о доставке.
Обязательно сохраните все бумаги, которые подтверждают факт отправки уведомления. Это обезопасит вас и саму экспертизу в случае неявки заинтересованных лиц, ведь суд не сможет усомниться в законности и достоверности проведённого исследования, так как все лица были приглашены.
Подготовка автомобиля к осмотру
Это необходимо не только для облегчения работы эксперта, но также и для более чёткого осмотра, что может повлиять на его качество, так как за грязью или лишними предметами могут спрятаться важные улики для установления обстоятельств аварии.
Сбор необходимых документов и сам процесс осмотра
Перед тем как приехать на место экспертизы, соберите все нужные бумаги:
• паспорт гражданина Российской Федерации;
• водительское удостоверение;
• документы на машину: СТС, страховой полис, пройденный технический осмотр перед получением полиса ОСАГО, ПТС;
• документы о ДТП (протокол, постановление об административном правонарушении);
• судебное решение или иные бумаги от уполномоченных лиц, которые потребовали от вас прохождения процедуры.
После того как вы прибыли на место и отдали авто на осмотр, спокойно ждите конца процесса, не мешайте эксперту, не отвлекайте его вопросами или советами. В случае просьбы мастера в помощи, культурно выполните просьбу и отойдите на место ожидания. Если вы помешаете оценщику, он может допустить ошибку, которая повлияет на всё расследование.
Получение готового отчёта
После того как компания закончила отчёт, не хватайте бумаги сразу же и не убегайте за считанные минуты. Изучите все предоставляемые вам документы перед тем как их подписать. Прочтите каждый пункт и подпункт, если возникают вопросы или подозрения — уточните спорные моменты. Рекомендуется забирать и подписывать бумаги в присутствии собственного юриста, который более точно скажет, подходят ли документы.
Если вы заметите ошибку в заключении дома и уже после подписи отчёта, то вряд ли компания согласится переделать выполненную работу, так как факт подписи говорит за вас «с документом согласен и нареканий нет».
Вопросы эксперту
Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:
1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).
Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.
Заключение экспертизы
Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:
• реквизиты исполнителя и клиента;
• номер и дату проводимой работы, а также происшествия;
• реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.);
• все сведения о потерпевших лицах;
• все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику;
• выводы по выполненной работе.
На каждый поставленный вопрос должен быть предоставлен ясный и читабельный ответ, который не создаёт дополнительных вопросов. Ответы пишутся в точно такой же последовательности, как и стояли вопросы. Все заключение подписывает то лицо, которое непосредственно проводило осмотр, если оценщиком выступала организация, то бумага заверяется подписью руководителя и печатью юридического лица.
Судебная практика
Исходя из судебной практики, связанной с проведением автотехнической экспертизы при ДТП, можно сделать следующие выводы:
• чаще всего экспертизы назначают после ДТП с тяжёлыми и серьёзными последствиями, когда виновнику ситуации грозит уголовное наказание вплоть до тюремного заключения;
• исследования места аварии и самой машины чаще всего проводятся по инициативе судебного органа;
• после суда по инициативе стоят участники расследования и заинтересованные лица (потерпевшая сторона, следователи, юристы);
• экспертиза может проводиться как в процессе разбирательства, так и в досудебном процессе;
• судьи всегда основывают своё решение на основе экспертного заключения, поэтому данный документ может стать переломным моментом во всем расследовании;
• очень редко встречаются те оценщики, которые некачественно выполняют свою работу, что откладывает отпечаток на результате исследования.
Заключение
Автотехническая экспертиза – важный момент во всем расследовании ДТП. К нему нельзя подходить невнимательно или некачественно выбирать себе оценщика. Рекомендуется все этапы процедуры проходить со своим квалифицированным юристом.
Несмотря на то, что экспертиза и услуги правового помощника стоял не дешево, по сравнению с уголовным штрафов или лишением свободы на несколько лет — это незначительные деньги. Помните, что вы платите не за бумаги и консультации, а за минимизацию наказания за совершённое деяние.
Источник https://autoizakon.ru/dtp/avtotehnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp
Более подробную информацию Вы можете получить на сайте https://avtotech.cchgeu.ru/
Тел.: +7(906)581-43-22
E-mail: etarasov@cchgeu.ru
Размеры страховых выплат по полису ОСАГО — предмет частых споров и конфликтов между владельцами автомобилей и страховыми компаниями. Первые считают оценку повреждений причиненного ущерба неправильной и суммы компенсаций заниженными. Вторые утверждают, что выделенных денег для восстановительных расходов вполне достаточно. С целью исключения споров разработана единая методика Центробанка по ОСАГО.
Методика расчета ущерба по ОСАГО — общие сведения
Впервые единая методика Центробанка по ОСАГО была представлена в 2014 году. Далее данную методику расчета корректировали, вносили важные изменения, чтобы упростить и сделать более прозрачным каждый этап, позволяющий точнее рассчитать ущерб и размеры выплат. Сегодня действует новая единая методика ОСАГО 2021, утвержденная Положением Центрального Банка РФ № 755‑П.
Методика применяется для наиболее точной оценки величины ущерба, определения размеров расходов на восстановительный ремонт и сумм компенсационных выплат по договору ОСАГО.
Требования единой методики являются обязательными к использованию страховыми компаниями и их представителями при самостоятельном проведении осмотра пострадавшего автомобиля, а также при проведении судебных и независимых экспертиз.
Структура документа
Методика ЦБ РФ ОСАГО 2021 года включает семь глав и десять приложений. Документ описывает методы определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля. В главах изложена следующая информация:
- порядок идентификации транспортного средства и повреждений автомобиля;
- расчет стоимости запасных частей, материалов, ремонтных работ;
- определение степени износа деталей, запчастей, подлежащих замене;
- методика определения стоимости остатков, которые можно реализовать или использовать, если произошла полная гибель ТС;
- принцип создания справочников средней стоимости запчастей, ремонта ТС с учетом цен в данном регионе.
Приложения к методике ЦБ ОСАГО содержат справочные материалы и указания по ряду вопросов:
- принцип съёмки поврежденного авто — установка даты, времени, расстояние до авто, угол обзора, перечень деталей, подлежащих фотографированию, схемы;
- типовые характеристики повреждений;
- нормо-часы на проведение работ при кузовном ремонте в зависимости от категории сложности;
- коэффициенты износа для каждой марки с учетом пробега, периода эксплуатации;
- коэффициенты величины износа комплектующих с учетом индивидуальных факторов;
- перечень комплектующих, для которых не учитывается износ;
- данные о среднегодовых пробегах ТС;
- коэффициенты, влияющие на стоимость с учетом периода эксплуатации авто и спроса на его детали, оставшиеся целыми;
- коэффициенты, учитывающие степень повреждений;
- соотношение стоимости деталей, оставшихся целыми, к цене всего автомобиля.
Применяется единая методика для физических лиц только по страховке ОСАГО. После проведения экспертизы транспортных средств оформляется акт.
При привлечении независимых экспертов специалисты обязаны получить разрешение на проведение данных работ, быть членами СРО, иметь высшее образование, соответствующую квалификацию.
Формула расчета размера расходов на восстановительный ремонт
Страховые компании для расчетов размера суммы ущерба обычно используют следующую формулу:
ИС = СР + ЦМ + ЦЗ, где
- ИС — итоговая сумма величины компенсации;
- СР — стоимость ремонта ТС;
- ЦМ — цена расходных материалов;
- ЦЗ — цена запчастей и деталей, которые нужно заменить.
Единая методика ОСАГО помогает определить стоимость запчастей на момент ДТП в регионе, где будет производиться ремонт, цену работ, материалов и расходников, которые необходимы. Итоговые расчеты производятся с учетом износа по методике Центробанка.
Введение единой методики расчета ущерба по ОСАГО в 2022 году позволяет рассчитать сумму компенсационных выплат быстро и точно. Процедуры расчета стали типовыми и более прозрачными.
Что влияет на итоговую сумму
Главный документ для расчета ущерба — акт экспертного осмотра автомобиля после ДТП. При дальнейшей работе возможно проведение дополнительных экспертиз и обнаружение повреждений, которые были скрыты. Все изменения вносятся в акт и влияют на размер компенсации.
При расчете убытков на итоговую сумму дополнительно влияют следующие критерии:
- марка автомобиля;
- год выпуска и начала эксплуатации;
- дополнительная комплектация;
- регион регистрации ТС,
- место, где произошло ДТП;
- состояние машины до ДТП.
Формулы расчета компенсаций используют средние показатели стоимости работ, материалов и запчастей. Данные берутся по справочнику РСА, размещенному в открытом доступе. Базы РСА регулярно обновляются. Для того чтобы рассчитать стоимость на сайте РСА, необходимо сформировать запрос, заполнив электронную форму. Если после расчетов стоимость ремонта оказывается больше, чем новый автомобиль, страховщик выплачивает сумму, достаточную для его приобретения. Но размер выплат уменьшают на цену запчастей, оставшихся от старого авто, которые владелец сможет продать. Методика расчета ОСАГО содержит коэффициенты для определения их стоимости.
Как проверить правильность расчета самостоятельно
Для того чтобы самостоятельно рассчитать стоимость ущерба, рекомендуем воспользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков:
- Откройте сайт РСА.
- Перейдите в раздел ОСАГО.
- Откройте раздел «Выплаты по ОСАГО».
- Кликните по строчке «Проверка средней стоимости запасных частей».
- Заполните электронную форму калькулятора РСА. В ней указываются даты ДТП, название субъекта РФ, марка ТС, номер запчасти, тип ТС или название материала.
- Нажмите на кнопку «Отправить запрос».
- Получите расчет величины компенсации.
Полученная информация является справочной. Точный расчет величины компенсации будет осуществлен страховой компанией на основании акта экспертного осмотра машины.
Кроме РСА, есть множество сайтов, предлагающих рассчитать размер страховых выплат. Их расчеты могут быть некорректными. Пользуйтесь только официальными ресурсами.
Что делать, если страховая занижает размер выплаты
Если вы уверены, что при расчете величины страховой выплаты допущена ошибка, можно обжаловать действия СК. Для этого выполняются следующие действия:
- Оценка ущерба. Владельцы транспортных средств, не согласные с размером компенсации, имеют право заказать проведение независимой экспертизы. При этом необходимо предупредить СК о начале процедуры минимум за три дня. Страховщику владельцы полиса сообщают дату и место, где пройдет новая экспертиза.
- Отправка досудебной претензии. Страховщику направляется заявление, к которому прикладывается акт независимой экспертизы. В документе указываются размер ущерба согласно новому акту и требование выплаты компенсаций на основании новых данных.
- Подача иска в суд. Если компания, с которой заключен договор обязательного страхования ОСАГО, отказывается признать новый размер ущерба, владелец полиса направляет иск в суд и копию страховщику. Вместе с иском подается пакет документов. Обязательным приложением является акт независимой экспертизы, ответ страховщика с отказом в выплате страховки по досудебной претензии.
- Получение решения суда. Отслеживать этапы прохождения судебного дела можно на сайте суда, куда подан иск. После рассмотрения дела заявителю направляется решение, где указывается, будет выплачена увеличенная компенсация или нет. Если заявитель не согласен с решением, подается апелляция.
- Получение денег. Деньги выплачиваются по исполнительному листу. Получить его можно в судебной канцелярии, если суд решил дело в пользу истца. Исполнительный лист передается в СК, где и производятся расчеты. Обычно деньги зачисляются на счет застрахованного лица в течение нескольких дней.
Кроме суммы на ремонт автомобиля, можно включить в иск и компенсацию морального вреда. Зачастую суд принимает решение произвести все выплаты согласно иску.
Действия в случае банкротства СК
Владелец полиса ОСАГО, чья страховая компания объявлена банкротом, имеет право обратиться в РСА. Союз направит эксперта, чтобы оценить ущерб и рассчитать цену ремонта. Приглашение для выполнения процедуры расчета направляется почтой или о ДТП сообщается по телефону. При оценке используется единая методика ОСАГО с учетом износа. После проведения работ составляется акт. В течение десяти дней после экспертизы пострадавший получает расчет компенсации. Деньги выплачиваются в течение четырнадцати дней из специального гарантийного фонда. Пострадавшая сторона имеет право обращаться за выплатами не в свою СК, которая лишена лицензии, а к страховщику виновника аварии или в РСА.
Применение страховщиками единой методики сократило количество спорных ситуаций, сделав расчеты более прозрачными. Калькулятор РСА даёт возможность самостоятельно оценить ущерб и сравнить с размером компенсации. Такой метод позволяет избежать ситуаций, когда пострадавший заказывает независимую экспертизу необоснованно, теряя деньги и время.
Популярные вопросы
Какие показатели используются для характеристики повреждений деталей кузова?
Единая методика ОСАГО 2021 № 755 П Банка России обязывает использовать следующие показатели:
- площадь повреждений и/или их глубина;
- вид деформации;
- конструктивные особенности в поврежденной зоне;
- место повреждения, определяющее возможность ремонта.
С учетом характера повреждения транспортных средств рассчитывается метод и количество денег, необходимых для проведения ремонтных работ.
Что делать, если сумма ущерба больше, чем страховка?
Когда размер страховых возмещений меньше, чем сумма, требующаяся для ремонта транспортного средства, обращайтесь в суд. Предварительно необходимо отправить досудебную претензию в страховую компанию с оценкой ущерба повреждения ТС и стоимостью восстановительных работ. В заявлении указываются суммы возмещения и реальные затраты. При отказе страховщика решить вопрос до суда подается судебный иск.
Чья страховая выплачивает ущерб по ОСАГО?
Выплаты всегда осуществляет страховая компания, которая оформила полис ОСАГО виновнику ДТП. В ряде случаев для возмещения причиненного ущерба потерпевший имеет право обратиться к своему страховщику. Суммы выплат страховой компании пострадавшей стороны затем возмещаются страховщиком, выдавшим ОСАГО лицу, причинившему вред (№ 40 ФЗ ст. 14.1).
3.4
Рейтинг статьи 3.4 из 5
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 15.07.2023 ст. 12 дополняется п. 26, который применяется до 01.01.2025 (ФЗ от 14.07.2022 N 327-ФЗ). См. будущую редакцию.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2025 ст. 12 дополняется п. 27 (ФЗ от 14.07.2022 N 327-ФЗ).
(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 12.1
1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит, в частности:
а) порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;
б) порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа;
в) порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;
г) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;
д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.
Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию и внесенное в государственный реестр экспертов-техников.
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ)
Профессиональная аттестация экспертов-техников и ее аннулирование осуществляются межведомственной аттестационной комиссией, создаваемой федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. В состав межведомственной аттестационной комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти в области транспорта, федерального органа исполнительной власти в области юстиции, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, Банка России, профессионального объединения страховщиков, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также представители общественных организаций и эксперты в области независимой технической экспертизы транспортных средств.
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.10.2024 в абз. 4 п. 4 ст. 12.1 вносятся изменения (ФЗ от 29.12.2022 N 594-ФЗ).
Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, положение о межведомственной аттестационной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме.
6. Судебная экспертиза транспортного средства, назначаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования, проводится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утверждаемой Банком России, и с учетом положений настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Автомобили после ДТП
Без специальных знаний и навыков оценить состояние автомобиля после ДТП достаточно сложно. Даже при незначительных повреждениях лакокрасочного покрытия автомобиль может иметь серьёзные повреждения.
Независимая оценка автомобиля после ДТП
Стоимость автомобиля после ДТП
Ущерб автомобиля после ДТП
Стоимость экспертизы автомобиля после ДТП
Независимая оценка автомобиля после ДТП
Независимая экспертиза автомобиля после ДТП проводится с целью оценки ущерба, причинённого собственнику, вследствие ДТП и, при необходимости, оценки технического состояния после аварии. Чаще всего такая оценка автомобиля проводится для получения доказательств размера ущерба в споре со страховыми компаниями. Последние обычно проводят свою экспертизу, занижая размер ущерба и, соответственно, сумму страховой выплаты. Проведение независимой экспертизы также полезно для взыскания с виновника ДТП сумм ущерба, которые может не покрывать страховка. К примеру, сумма франшизы по страховке или ущерб от утери товарной стоимости.
Экспертиза оценки ущерба включает в себя:
- определение стоимости автомобиля до ДТП;
- определение стоимости восстановительного ремонта (запасных частей и работ);
- расчёт размера утери товарной стоимости;
- другие данные.
При проведении расчётов и оценок независимый эксперт берёт во внимание государственные нормативы и объективные показатели стоимости, что делает такую оценку весомым аргументом в суде при обосновании суммы размера ущерба от ДТП. Независимая экспертиза должна проводиться экспертом, имеющим необходимые разрешительные документы (квалификационное свидетельство, свидетельство о нахождении в реестре оценщиков и другие).
Стоимость автомобиля после ДТП
Стоимость автомобиля после ДТП – это разница между стоимостью машины до ДТП и полной стоимостью восстановительного ремонта. Если новый автомобиль (возрастом до 5-ти лет) попал в ДТП первый раз, из этой суммы следует вычесть ещё и утерю товарной стоимости, которая определяется экспертом. Когда в этой формуле оценочная стоимость автомобиля до ДТП ниже стоимости восстановительного ремонта, автомобиль считается таким, что не подлежит восстановлению. Определение стоимости машины после ДТП включается в экспертизу оценки ущерба при ДТП. Этот показатель также имеет значение при принятии решения о целесообразности ремонта автомобиля.
Ущерб автомобиля после ДТП
Для определения ущерба автомобиля после ДТП необходим сам автомобиль и материалы ДТП (протокол, при возможности, фотоснимки). Материалы ДТП нужны эксперту для того, чтобы понимать подробности аварии и какие из повреждений могут быть следствием ДТП. К примеру, царапина на переднем крыле не может быть отнесена к повреждениям от ДТП, если единственный удар в ДТП пришёлся на задний бампер. Автомобиль нужен для выявления характера фактических повреждений. При проведении экспертизы ведётся фото- и, иногда видеосъёмка.
Если ДТП было не слишком серьёзным и повреждено только лакокрасочное покрытие и/или элементы кузова, осмотр автомобиля может быть проведён в любом месте.
При тяжёлых повреждениях осмотр проводится на стенде в автосервисе, чтобы иметь возможность частично разобрать автомобиль и выявить скрытые повреждения.
Стоит понимать, что скрытые повреждения могут быть и при несущественных видимых дефектах, поэтому не стоит пренебрегать детальным осмотром. После сбора информации эксперт проводит оценку стоимости. Этот процесс частично автоматизирован и производится в специальной компьютерной программе, содержащей все государственные нормативы.
Стоимость экспертизы автомобиля после ДТП
Стоимость экспертной оценки автомобиля определяется оценочными компаниями (независимыми оценщиками) самостоятельно, на конкурентной основе. Т.е. у разных экспертов цены на проведение экспертизы одного и того же автомобиля могут отличаться. Кроме того, на цену влияет степень повреждений (соответственно, объём работ), удалённость автосервиса, на котором будет проводиться осмотр автомобиля от офиса эксперта, уровень цен на аналогичные услуги в регионе и другие факторы. При успешном решении дела расходы, связанные с проведением экспертизы могут быть взысканы с ответчика (страховой компании или виновника ДТП).
Совет от Сравни.ру: стоит заранее уточнить у эксперта, сможет ли он присутствовать в суде, – его пояснения могут существенно помочь вам при доказывании размера ущерба.
Время выдачи
3 минуты – 3 дня
Реклама
МФК «Лайм-Займ» (ООО)
Реклама
ООО МКК «Академическая»