2022: Технологический суверенитет и продажа собственных ИТ-продуктов. Евгений Чаркин — о приоритетах РЖД в области «цифры»
Заместитель гендиректора РЖД Евгений Чаркин, выступая на конференции TAdviser SummIT 29 ноября 2022 года, поделился приоритетами цифровой трансформации компании. Перед РЖД стоят две крайне важные задачи. Одна из них – достижение эффектов от цифровой трансформации РЖД, стратегия которой начала реализовываться в 2019 году и была актуализирована в 2022 году.
Евгений Чаркин на TAdviser SummIT
За три года цифровизация принесла РЖД более 8 млрд рублей, привёл данные Чаркин. И этот показатель будет расти по экспоненте по мере масштабирования внедряемых решений, ожидают в компании.
Более 90% клиентов РЖД сейчас взаимодействуют с транспортной компанией без бумажных документов, более 73% билетов дальнего следования продаётся в электронном формате. Развивается электронный документооборот: в 2021 году количество электронных документов в компании составило 11,2 млн, а за 11 месяцев 2022 года – 13 млн.
Из презентации Евгения Чаркина на TAdviser SummIT
Другая важнейшая задача – обеспечение технологического суверенитета. Ещё в 2017 году РЖД первой из госкомпаний получила прямое поручение президента России о разработке и реализации программы по переходу на преимущественно отечественное ПО, с того времени РЖД этой темой занимается. К настоящему моменту десятки тысяч сотрудников РЖД работают в отечественных системах – это и корпоративный мессенджер, системы ВКС и др. Но сделать предстоит ещё не меньше.
При этом РЖД активно работает с Минцифры и с профильным индустриальным центром компетенций по импортозамещению (ИЦК) по внесению решений собственной разработки в реестр отечественного ПО, чтобы ПО официально считалось российским. По состоянию на конец ноября 46 систем РЖД находятся в реестре, и эта практика будет развиваться. А с февраля 2022 года РЖД не закупает больше никакого иностранного ПО.
Вышеупомянутые ИЦК – более 30, напомним, были созданы летом 2022 года по поручению зампреда правительства Дмитрия Чернышенко. ИЦК, связанный с железно-транспортной логистикой, возглавляет гендиректор РЖД. В рамках этого ИЦК компания заявила 8 систем, которые имеют отраслевое значение: это и перевод системы продажи билетов на открытый стек технологий, и импортозамещение системы эксплуатации инфраструктуры, которая потенциально может быть интересна не только РЖД, но и любому оператору линейной инфраструктуры. В списке также система, связанная с техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) активов РЖД и автоматизированная система управления перевозочным процессом.
Эти системы интересны всей отрасли, в том числе партнёрам, и имеют серьёзный экспортный потенциал, говорит Евгений Чаркин. К примеру, более 10 стран работают на системе «Экспресс 3» – системе РЖД для бронирования и продажи билетов.
Из презентации Евгения Чаркина на TAdviser SummIT
Второй трек в этом плане – импортозамещение ERP. Заместитель гендиректора РЖД напомнил, что их компания ранее была выбрана якорной по созданию отечественного шаблона ERP. Сейчас совместно с коллегами РЖД, с одной стороны, заканчивает проектирование целевой системы, в с другой стороны – финализирует дорожную карту, которую планирует в ближайшее время с правительством и с партнёрами из «Росатома» и «Газпром нефти» подписать.
Задача – выполнение требований указа президента о переводе на отечественные решения элементов критической информационной инфраструктуры (КИИ) до января 2025 года. В РЖД обещают её выполнить.
И третий трек – участие в сквозных треках по внедрению отечественного оборудования. Здесь РЖД заявляет себя, как одного из якорных заказчиков.
Большая линия работ в РЖД ведётся в области искусственного интеллекта. Всего сейчас реализуется 13 проектов. От их реализации компания рассчитывает получить совокупный эффект более 60 млрд рублей. Эта сумма может быть и больше. Например, система интеллектуального осмотра коммерческих поездов, которую РЖД внедрили на пилотном участке из 33 станций, принесла эффект, вдвое превышающий понесённые инвестиции.
Из презентации Евгения Чаркина на TAdviser SummIT
Упомянул Евгений Чаркин и о ещё одном важном для РЖД треке – создании рыночных продуктов.
|
То, что мы создаём на базе РЖД, обкатываем, и что приносит эффект в РЖД, совершенно точно имеет смысл выводить в формат рыночных продуктов. Это то, чем мы занимаемся, и уже есть несколько успешных примеров, — говорит Евгений Чаркин. |
|
Из презентации Евгения Чаркина на TAdviser SummIT
В сентябре, например, РЖД внесла в реестр отечественного ПО «АРМ Кассира» на базе российских технологий, позволяющее в одном месте купить билеты на многие виды транспорта. Также она начала предлагать своим заказчикам, в том числе в формате облачного сервиса, систему «ИВА-Р» – систему ВКС, способную подключить более 7 тыс. пользователей. В разработке для «ИВА-Р» такой функционал, как дистанционный контроль здоровья, удаленный технический контроль, инвентаризация.
Опыт по роботизации процессов также был реализован на базе облачной платформы – «облачной фабрики роботов», и она уже доступна для внешних клиентов. Можно зайти на сайт и купить робота либо заказать под себя какого-либо программного робота. По данной модели уже начаты несколько пилотных проектов внутри холдинга РЖД.
Фотогалерея саммита
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT, прошедшая 29 ноября 2022 года, стала одной из крупнейших за всю историю её проведения: в общей сложности мероприятие посетили более 1 тыс. делегатов. Также на выставке в рамках саммита была представлена самая обширная выставка ИТ-решений за всю историю мероприятия: поставщики продуктов и услуг развернули более 40 стендов. В конференции принял участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, ответивший на острые вопросы ИТ-отрасли. В общей сложности в пленарной части и пяти параллельных отраслевых сессиях было представлено около 90 докладов.
2021
Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года
2019
CIO Евгений Чаркин раскрыл подробности новой цифровой стратегии РЖД на TAdviser SummIT
Выступая на конференции TAdviser SummIT 27 ноября 2019 года, Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям РЖД, рассказал в деталях о стратегии цифровой трансформации компании, которую совет директоров утвердил в конце октября. Чаркин считает серьезным успехом своей команды тот факт, что программу цифровизации удалось привязать к программе развития РЖД: «Всем становится понятен вклад ИТ-направления в развитие компании», отметил он.
Евгений Чаркин на TAdviser SummIT
В соответствии с этим принципом запланировано создание восьми цифровых платформ, каждая из которых становится базовым элементом ИТ-инфраструктуры для ключевых сфер деятельности РЖД: мультимодальных пассажирских перевозок, мультимодальных грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава, а также платформы непроизводственных процессов.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
|
Важнейший элемент платформенного подхода – это возможность создавать новые сервисы, заложенная в платформенной архитектуре, пояснил Евгений Чаркин. — На базе наших цифровых платформ в дальнейшем будут создаваться отраслевые решения любой сложности. |
|
Кроме того, базовые платформы создаются как комплекс взаимосвязанных технологических решений, обеспечивающих поддержку сквозных информационных технологий. В их числе: интернет вещей, большие данные, распределенные реестры, интеллектуальные системы, реализующие, в том числе, методы машинного обучения, виртуальная и дополненная реальность, а также новые технологии передачи данных, включая квантовые коммуникации.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
В докладе ИТ-директора РЖД часто звучала аббревиатура CRM. В частности, CRM-система поможет перевести до 90% документооборота с отправителями грузов в электронный вид, ведомственная электронная торговая площадка станет «окном» для предоставления услуги доставки груза, смарт-контракты ускорят и повысят эффективность бизнес-процессов. По оценкам компании, в целом, это должно позволить ей увеличить рост объемов погрузки к 2025 году на 70 млн. тонн только за счет внедрения цифровых технологий.
CRM и система управления клиентскими данными – основа для внедрения более качественных услуг B2C через сайт компании, отметил Евгений Чаркин.
|
Сегодня у нас показатель посещаемости сайта – миллион человек в месяц. Мы ставим задачу обеспечить максимально таргетированное предложение для каждого, — подчеркнул ИТ-директор РЖД. — Для этих целей развиваем блок технологий аналитической обработки больших данных. |
|
В сфере управления подвижным составом задача цифровой трансформации заключается в уходе от учетных систем к интеллектуальному управлению. ИТ здесь позволят повысить скорость планирования перевозок за счет оперативной актуализации с учетом новых факторов, а также снизить зависимость от человеческого фактора, например, в работе дежурно-диспетчерского персонала станции.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
Локомотивный комплекс превратится в «Цифровое депо», где в рамках доверенной ИТ-среды проходят обслуживание «умные» локомотивы. Совместно с компанией Cognitive Technologies РЖД запустило проект, предполагающий использование ИТ-решений машинного зрения этого разработчика для сбора данных с датчиков, расположенных на подвижном составе, и анализа этих данных в реальном времени.
Для управления жизненным циклом всей железнодорожной инфраструктуры компания создала специального оператора линейной инфраструктуры, который будет, в частности, использовать в своей работе методы цифрового моделирования в строительстве и эксплуатации (BIM).
|
Цель – совместно с технологиями интернета вещей создавать цифровых двойников объектов, которые позволят, в частности, резко повысить эффективность ремонтных работ, — поясняет Чаркин. |
|
Слайд из презентации Евгения Чаркина
ИТ-директор РЖД видит ряд сложностей, их невозможно избежать в столь масштабном проекте.
|
За любой трансформацией обязательно стоит изменение процессов, — говорит Евгений Чаркин. — Поэтому первый принцип реализации стратегии – реорганизация бизнес-процессов. |
|
Реорганизация подразумевает внедрение принципиально новых механизмов кросс-функционального взаимодействия между подразделениями компании, добавил ИТ-директор РЖД.
Для РЖД понятие цифровой корпоративной культуры наполняется сугубо практическим смыслом.
|
Человеку не свойственно выходить из зоны комфорта. А как заставить это огромное количество людей работать по-новому? Для этого совместно с HR-департаментом разработана специальная программа, — рассказывает Евгений Чаркин. |
|
Она включает не только специальное обучение сотрудников, вовлекаемых в процесс цифровой трансформации: от высшего руководства РЖД до рядовых сотрудников, но и создание специального института «агентов изменений», чья деятельность непосредственно связана с участием в управлении изменениями, обобщении передового опыта и его распространением в компании.
Отдельное направление стратегии цифровизации связано с непроизводственными процессами. Это последнее по списку, но не последнее по значимости направление включает, в частности, сложный проект импортозамещения корпоративной системы электронного документооборота, а также мероприятия по налоговому мониторингу.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
Евгений Чаркин подчеркнул, что РЖД одним из первых крупных налогоплательщиков РФ перешли на электронное взаимодействие с ФНС.
|
Поставленные планы мы, несомненно, выполним. Для этого, в частности, в стратегии цифровизации четко прописаны не только цели, но и параметры KPI трансформации. Однако необходимо поддерживать качественные взаимодействия государства и крупной инфраструктурной компании, — отметил Евгений Чаркин. |
|
Слайд из презентации Евгения Чаркина
По оценкам компании, экономический эффект от цифровой трансформации для самой компании составит приблизительно 153 млрд. рублей, а для экономики страны в целом – приблизительно 400 млрд. рублей.
О TAdviser SummIT
TAdviser SummIT состоялся в Москве 27 ноября 2019 года и привлек более 700 участников — руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. Конференция прошла при поддержке Министерства цифрового развития. В ней принял участие глава ведомства Константин Носков, который в ходе открытой дискуссии подвел первые итоги нацпрограммы «Цифровая экономика». Всего в пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало около 60 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Radisson Blu Olympiyskiy.
Совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации
28 октября 2019 года совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года. Документ определяет концептуальные основы и принципы трансформации компании в условиях цифровой экономики, задает приоритетные направления цифровизации, включая вопросы импортозамещения в области ИТ, а также необходимые для изменений ресурсы и технологии.
РЖД приступает к цифровой трансформации
Реализация стратегии будет способствовать не только внедрению в холдинге РЖД инноваций и прорывных технологий, но и изменению корпоративной культуры, повышению эффективности и формированию новых бизнес-процессов, а также расширению набора предлагаемых рынку услуг, говорится в сообщении РЖД.
По экспертным оценкам, которые приводят в самой РЖД, экономический эффект от цифровой трансформации для компании составит 150 млрд рублей, а для экономики страны – 400 млрд рублей.
Одним из основных принципов реализации стратегии станет формирование восьми цифровых платформ – комплексов взаимосвязанных технологических решений для взаимодействия участников транспортного рынка. В их числе платформы:
- мультимодальных пассажирских перевозок,
- мультимодальных грузовых перевозок,
- транспортно-логистических узлов,
- оператора линейной инфраструктуры,
- логистического оператора электронной коммерции,
- управления перевозочным процессом,
- тягового подвижного состава
- непроизводственных процессов.
Стратегией предусмотрена реализация свыше 50 проектов в этих сферах, а также применение передовых отечественных инновационных разработок на базе таких цифровых технологий как хранение и управление «большими» данными, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления и других.
Подробнее о некоторых платформах ранее в докладе на TAdviser SummIT рассказывал ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин (см ниже).
2016
Цифровая железная дорога в РЖД: элементы ИТ-стратегии
Комплексный научно-технический проект «Цифровая железная дорога»
Цель: обеспечение устойчивой конкурентоспособности ОАО «РЖД» на основе повышения привлекательности транспортных и логистических услуг, представляемых клиентам, за счет применения цифровых технологий
Задачи:
- сокращение влияния человеческого фактора на состояние железнодорожных хозяйств
- уменьшение бумажного документооборота
- повышение надёжности и безопасности движения
- сокращение числа работников, находящихся в зоне интенсивного движения
- снижение стоимости жизненного цикла подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры
- развитие транспортной логистики и расширение международных транспортных коридоров
Результат: Цифровая железная дорога – это железная дорога, в которой не менее половины добавленной стоимости создается с помощью цифровых технологий
Цифровые технологии ОАО «РЖД» обеспечат индивидуальный подход к каждому клиенту:
- Инновационная мобильность
- CRM
- Мобильные сервисы для инвалидов
- Единое информационное пространство для пассажира
- Индивидуальная настройка условий предоставления и получения услуг в поездке
- Расширенный набор сервисов, предлагаемых клиентам
Повышение гибкости и качества предоставления услуг РЖД невозможно без интеграции информационных ресурсов и систем:
- Электронная Торговая Площадка «Грузовые перевозки»
- Оформление перевозочных документов в электронном виде
- Информационно-управляющая система жд инфраструктуры
- Доверенная среда локомотивного хозяйства
- Интеграция систем ОАО «РЖД» с внешними системами и платформами
- Формирование и предоставление аналитической и статистической отчетност
Адаптация организационной модели и развитие корпоративной культуры ОАО «РЖД», ориентированной на инновации — одно из ключевых условий успеха как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе:
- Переход от простой автоматизации процессов к их трансформации
- Актуализация нормативной базы
- Создание новой корпоративной культуры
- Развитие кадрового потенциала Компании
- Работа со стартапами, механизмы поиска и внедрения инновационных решений и др.
ОАО «РЖД» не только трансформирует себя, но и выступает локомотивом изменений в транспортной отрасли:
- Практическое освоение новых цифровых технологий
- Переход на электронный документооборот со всеми ФОИВ и контрагентами (в том числе и зарубежными)
- Сотрудничество с национальными операторами железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС, МСЖД и др.
- Технологическое лидерство в транспортной отрасли РФ
- Разработка и продвижение высокотехнологичных продуктов ОАО «РЖД» на международные рынки
Технологии цифровой железной дороги
Основные технологии:
- Промышленный интернет вещей – IIoT
- Big Data
- Интеллектуальные управляющие системы
- Мобильные приложения
- Технологии беспроводной связи
Перспективные технологии:
- Системы распределенного реестра — Вlockchain
- Цифровое моделирование в строительстве – BIM
- Технологии виртуальной и дополненной реальностей
- Робототехника и сенсорика
- Прочие технологии
Грузовые перевозки РЖД
Пассажирские перевозки РЖД
Целевая архитектура ЦОД РЖД
Цифровая связь РЖД
Аналитика ТТК по пассажиропотокам
Перспективные проекты ТТК и РЖД
Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура
Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Тяга
Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Грузовые перевозки
В РЖД не доверили «Ай-Теко» и «Бостон консалтинг» писать ИТ-стратегию
В РЖД отказались от привлечения сторонних консультантов и решили самостоятельно разработать новую ИТ-стратегию, рассказал TAdviser ИТ-директор компании Евгений Чаркин.
Напомним, в конце 2015 года Евгений Чаркин занял пост CIO в холдинге РЖД, а в июле 2016 года компания попыталась найти подрядчика для разработки своей новой ИТ-стратегии до 2020 года. Холдинг готов был потратить на это 190 млн рублей, объявив открытый конкурс. Разработать стратегию планировалось в три этапа к концу 2016 года.
К будущему подрядчику РЖД предъявила жесткие требования, в первую очередь, по квалификации сотрудников. В частности, работой для железных дорог должны были заняться не менее 10 человек, каждый из которых имеет степень MBA. При этом люди должны были учиться в одном из пяти лучших в мире вузов по рейтингу Financial Times: Harvard Business School, Insead, London Business School, Stanford Graduate School of Business, University of Pennsylvania Wharton. Кроме того, каждый из этих сотрудников за последние три года должен был разрабатывать бизнес-стратегии минимум в 3 проектах.
Плюс к этому, шансы подрядчика повышались, если компания участвовала в проектах для международных железнодорожных компаний.
При таких требованиях на конкурс заявилась всего одна компания – ООО «Бостон Консалтинг Груп» (в документах конкурса отмечается, что от ее лица выступают несколько юрлиц: «Бостон Консалтинг Груп» и «Ай-Теко»).
Однако ее заявку в РЖД отклонили, как раз потому, что компания не подтвердила, что у нее есть десяток специалистов с требуемым опытом разработки бизнес-стратегий. В итоге конкурс признали несостоявшимся. Снова проводить его РЖД не стала, и в итоге в компании решили своими силами продумать ИТ-стратегию. Для этого команду высококлассных специалистов собрали в штате РЖД, рассказал ИТ-директор компании.
|
Мы разрабатываем [стратегию] внутренней проектной командой, – пояснил TAdviser Евгений Чаркин. — Считаю, что сформировавшаяся внутренняя команда одна из самых высокопрофессиональных на рынке. |
|
При этом в сентябре 2016 года РЖД объявила конкурс на 17 млн рублей, чтобы найти подрядчика, который проконтролирует и обеспечит качество разрабатываемой ИТ-стратегии. То есть сторонние консультанты должны будут проводить совещания с высшим руководством РЖД, анализировать документы и давать рекомендации по их доработке, чтобы итоговая стратегия соответствовала стандартам и лучшим практикам в сфере ИТ.
Победителем конкурса стала компания Bain & Company Russia (сумма контракта – 15 млн рублей). Известно, что она же плотно сотрудничает с «Аэрофлотом» по разным проектам, в частности, разрабатывает для авиаперевозчика стратегию обработки и анализа Big Data. Bain & Company занимает первое место в мировом рейтинге консалтинговых компаний 2017 Vault Consulting 50.
Новый ИТ-директор Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию
В марте 2016 года новый ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал о планах и задачах, связанных с информатизацией предприятия. Основная задача до конца 2016 года – гармонизация существующей ИТ-стратегии РЖД.
Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию РЖД
Чаркин перечислил основные тренды, которые будут заложены в обновленную ИТ-стратегию компании.
Это, во-первых, развитие максимально удобных и инновационных сервисов для пассажиров и грузоперевозчиков. В частности – реализация стабильного Wi-Fi в поездах дальнего следования, построение беспроводной связи в пригородных электричках, а также создание приложений для всех основных мобильных платформ.
Второе направление развития ИТ РЖД — разумное импортозамещение системного ПО на базе свободного программного обеспечения. При этом, как подчеркнул Чаркин, все прикладное ПО, работающее в КИС РЖД, уже сейчас отечественное.
Повышение эффективности автоматизации базовых технологий грузоперевозок, включая предиктивный ремонт и эксплуатацию подвижного состава, третий тренд обновляемой стратегии. Его реализация призвана дать экономический эффект и повысить безопасность пассажирских и грузоперевозок, что является одним из приоритетов деятельности РЖД.
Четвертое направление – дальнейшее развитие всех ИС, автоматизирующих поддерживающие бизнес-процессы (финансы, управление персоналом и другие).
В развитии инфраструктуры компании сделана ставка на централизацию и консолидацию ресурсов, уход от местных дата-центров к единым корпоративным, в связи с чем планируется шире использовать [[Облачные сервисы (рынок России)|облачные решения]] (в том числе – отечественные) и виртуализацию.
В контексте эффективного управления ИТ-ресурсами РЖД важный момент — реализация концепции категорийного управления закупками, что в перспективе позволит оптимизировать расходы на покупку ИТ за счет использования эффекта масштаба.
В рамках создания обновленной стратегии, уточнил также ИТ-директор РЖД, будет разработана дорожная карта для каждой информационной системы, выявлено, какие системы являются целевыми, базовыми для каждого производственного процесса, какие из ИС будут оставлены, какие — замещаться.
В части ИТ-бюджета на текущий год предполагается правильная расстановка приоритетов по финансированию и реализации ИТ-проектов, подчеркнул Евгений Чаркин. Бюджет по инвестициям в ИТ на текущий год, отметил он, составляет около 8 млрд рублей, что, по его оценке, для такой огромной компании как РЖД не слишком много.
Рассмотрением и корректировкой инвестиционных программ занимается специально созданный Координационный совет, где встречаются представители функциональных подразделений и ИТ-служб. Данная работа, по словам Чаркина, должна завершиться в течение ближайшего месяца.
В рамках обновленной ИТ-стратегии не предполагается создания специализированной дочерней компании, которая аккумулировала бы все задачи по разработке, внедрению и сопровождению ИТ-инфраструктуры, ныне распределенные между Главным вычислительным центром РЖД, НИИАС и Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ), но будет создан центр управления ИТ-архитектурой.
«Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» актуализирована в соответствии с директивами Правительства России и одобрена на заседании правления компании. В ближайшее время обновленный вариант документа будет вынесен на рассмотрение совета директоров ОАО «РЖД».
«При актуализации мы исходили из директив правительства и опыта компании в части цифровой трансформации и импортозамещения, а также результатов оценки «цифровой зрелости» и технологического развития, проведенных ведущими консультантами. В соответствии с директивами велось взаимодействие и отработка замечаний с Минтрансом и Минцифры России», – сказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. Он также подчеркнул, что актуализированная стратегия увязана с «Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» и стратегическими документами государственного уровня, в частности, отраслевой стратегией цифровой трансформации, разработанной Минтрансом России.
Основные цели «Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» – это обеспечение цифрового лидерства, расширение продуктовой линейки транспортных услуг, повышение эффективности бизнес-процессов и обеспечение технологической безопасности.
При актуализации оценивался текущий статус цифровых проектов и перспективы, уточнялись их эффекты и ключевые показатели эффективности. В числе наиболее перспективных: внедрение технологии информационного моделирования (BIM-системы) в управлении жизненным циклом объектов, автоматизированное планирование ремонтов и текущего содержания инфраструктуры, интегрированная система взаимодействия с клиентами в части грузовых перевозок, внедрение смарт-контрактов на блокчейн-платформе и другие.
«Очень серьезно был расширен блок по кадровому обеспечению цифровой трансформации. Для нас это важнейшее направление, поскольку именно от этого зависит итоговый успех. Масштабные программы цифровой трансформации реализуют все крупнейшие компании, и нам необходимо не просто привлекать и подготавливать высококвалифицированный персонал, но и удерживать специалистов, укрепляя бренд работодателя для «цифровых» специальностей», – отметил Евгений Чаркин.
В стратегии детально проработаны вопросы импортозамещения в области ИТ. В компании реализуется план по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, по всем классам ПО определены целевые значения.
Мониторинг эффективности реализации актуализированной стратегии будет проводиться Минцифрой России по перечню из 20 ключевых показатели эффективности, которые включают, в том числе, долю расходов на закупку российского программного обеспечения и увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий.
- Главная
- »
- Новости
- »
- Транспорт
РЖД расписала свои цифровые достижения на ближайшую пятилетку
29 октября 2019
Монополия намерена сформировать восемь электронных платформ
Совет директоров ОАО «РЖД» утвердил Стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года, сообщает пресс-служба монополии. Документ, в частности, определяет приоритетные направления деятельности, а также необходимые для реализации поставленных задач ресурсы и технологии.
В рамках стратегии РЖД сформирует восемь цифровых платформ, каждая из которых представляет технологические решения для взаимодействия участников транспортного рынка. В их числе платформы мультимодальных грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава и платформа непроизводственных процессов.
В общей сложности РЖД планирует реализовать более 50 «цифровых проектов» на базе технологий Big Data, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления и других. В их реализацию РЖД намерена инвестировать 150 млрд рублей до 2025 года. В результате доля грузовых перевозок, доступных к оформлению в электронном виде, должна вырасти до 75% через шесть лет.
Экономический эффект от цифровой трансформации для компании составит 150 млрд рублей, а для экономики страны – 400 млрд рублей.
Напомним, 4 сентября во Владивостокском порту была запущена в работу система электронного оформления импортных грузов «ИНТЕРТРАН». С ее помощью контейнерный поезд с товарами из Японии был отправлен в Москву с использованием исключительно электронных документов. Это позволило сократить время оформления в порту на четверо суток. LR
Тэги: РЖД, цифровизация, инвестиции, стратегия развития
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики — станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
- 14.03.2023 Siemens Mobility хочет судится с РЖД в другом месте
- 27.02.2023 РЖД «просит» передать за безопасность
- 20.02.2023 Экспорт зерна по железной дороге уперся в погранпереход «Самур»
В конце августа правление ОАО «РЖД» одобрило актуализированную Стратегию цифровой трансформации компании. О том, какие новые акценты появились в цифровом развитии, как идёт процесс внедрения новых систем в различные сферы деятельности компании, какие профессии появятся благодаря цифровизации, рассказывает заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
– Евгений Игоревич, что изменилось в Стратегии после доработки?
– ОАО «РЖД» стало одной из первых российских компаний сопоставимых масштабов с государственным участием, разработавших и утвердивших на уровне совета директоров Стратегию цифровой трансформации. Это произошло в 2019 году, и за прошедшее время мы получили полезный опыт реализации Стратегии, первые эффекты, определили направления для концентрации усилий. В прошлом году вследствие пандемии коронавируса мы по-иному расставили приоритеты и сфокусировались в первую очередь на проектах цифровой трансформации, обеспечивающих дистанционное и бесконтактное взаимодействие как внутри компании, так и с нашими клиентами. Этой весной в соответствии с поступившими в компанию директивами Правительства РФ мы развернули работу по актуализации Стратегии цифровой трансформации. Она велась в соответствии с методическими рекомендациями Минцифры России и уже близка к завершению. В сентябре проект документа будет рассмотрен советом директоров ОАО «РЖД».
В первую очередь поменялись структура Стратегии, комплекс целей и ключевых показателей эффективности. При этом концептуальные подходы остаются прежними, ведь стратегия – это долгосрочный вектор развития. Мы актуализировали оценку эффектов и потребностей в инвестициях, оценили статус текущих цифровых проектов и их перспективы. Особое внимание уделено вопросам импортозамещения и информационной безопасности. Среди выделенных в качестве перспективных для развития технологий можно отметить внедрение информационного моделирования (BIM-системы) в управлении жизненным циклом объектов, автоматизированное планирование ремонтов и текущего содержания инфраструктуры, интегрированную систему взаимодействия с клиентами в части грузовых перевозок, внедрение смарт-контрактов на блокчейн-платформе. Серьёзно расширен блок кадрового обеспечения цифровой трансформации.
В Стратегии чётко определён порядок её последующей актуализации – через три года, при условии, что в этот период не произойдёт значительного изменения внутренних и внешних условий деятельности, в том числе в сфере государственного регулирования.
– Стратегия предусматривает создание восьми цифровых платформ, которые охватывают деятельность всех подразделений компании. По каким направлениям работа продвинулась наиболее далеко?
– В ходе актуализации Стратегии мы нашли возможность реализовать сервисы в сфере электронной коммерции, для которых ранее предусматривали отдельную цифровую платформу, в рамках других платформ. Таким образом, мы сократили общее количество платформ до семи.
Работа по развитию цифровых платформ ведётся в соответствии с утверждёнными планами, поэтому сложно говорить о каких-либо внутренних различиях в степени продвижения. Мы в первую очередь отталкиваемся от потребности «бизнеса» – функциональных заказчиков, ориентируемся на решение их ключевых вопросов и задач.
При этом в актуализированной Стратегии мы переносим фокус с цифровых платформ и отдельных сервисов на комплексные цифровые проекты – именно они станут основным объектом управления в ходе дальнейшей цифровой трансформации. Комплексный цифровой проект – это совокупность взаимосвязанных мероприятий по развитию цифровых платформ и созданию цифровых сервисов, обеспечивающих возможность предоставления заказчикам, акционерам, работникам или обществу комплексной цифровой услуги за счёт скоординированной работы различных организаций, подразделений и хозяйств холдинга «РЖД». Смысл изменения в том, что комплексный проект охватывает все аспекты деятельности и более полно учитывает эффекты, включая эффект синергии, в рамках единого сквозного бизнес-процесса.
В мире довольно широко распространена концепция Two-Speed IT. Она возникла на заре цифровой трансформации и предполагает, что для успешного начала цифровых преобразований какая-то часть IT-блока организации должна двигаться намного быстрее, чтобы отрабатывать гипотезы новых направлений бизнеса, нащупывать верные пути преобразований, апробировать многообещающие технологии. При этом ни в коем случае нельзя забывать об IT-поддержке текущего, во многом нецифрового бизнеса, которая, соответственно, обеспечивается другой частью IT-блока.
В определённом смысле эта концепция применима и к ландшафту информационных систем. Вы не можете заменить, перевести на новые технологии сразу все системы. Некоторые из них закрывают определённую нишу, решая локальную задачу, потребность в их развитии минимальна, модификация экономически невыгодна. В конечном итоге и эта функциональность мигрирует в «цифру», но явно не в первую очередь. При этом и те и другие классы систем важны для такого огромного хозяйственного организма, как холдинг «РЖД».
– По каким критериям выбираются объекты для опережающего внедрения цифровых проектов?
– Мы разработали методику приоритизации цифровых проектов, предусматривающую их интегральную оценку. На первом месте всегда стоит комплексный эффект – влияние на производственные процессы, персонал, экономику и финансы.
При этом мы никогда не внедряем технологию ради технологии, не делаем проекты ради проектов. Как я уже отмечал, в прошлом, «пандемийном» году на первый план вышли технологии бесконтактного взаимодействия – как ответ на требование рынка дать удобный и безопасный доступ к сервисам РЖД. Думаю, это требование останется актуальным и при коронавирусных ограничениях, и после их отмены.
– Цифровизация РЖД – государственная задача или инструмент совершенствования компании?
– И то и другое. Основная цель цифровой трансформации ОАО «РЖД» – преобразование деятельности компании за счёт выстраивания на основе цифровых технологий эффективных внутренних процессов и создания цифровых продуктов для существующих и новых рыночных сегментов. Она достигается за счёт внедрения новых технологий, изменения культуры, бизнес-процессов и технологической базы в ответ на внешние вызовы, в том числе отраслевые. При этом ОАО «РЖД» является государственной компанией, а масштабы её деятельности таковы, что оказывают прямое воздействие на транспортную отрасль и всю национальную экономику. Поэтому и эффекты проявляются как на корпоративном, так и на отраслевом, и даже на макроэкономическом, уровне.
– Не секрет, что крупные компании принимают участие в формировании государственной политики в отношении цифровизации. Какова роль ОАО «РЖД» в этом процессе?
– Практический опыт ОАО «РЖД» может быть полезен органам государственной власти, и мы работаем в постоянном открытом режиме для того, чтобы им делиться. В частности, могу сказать, что Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием были разработаны Минцифры России с учётом наших предложений и наработок.
Считаю, что государство и бизнес по таким принципиально важным вопросам, как подходы к цифровой трансформации, должны находиться в режиме постоянного диалога. Не раз отмечал, что в этой сфере нет готовых рецептов успеха, а значит, нужно обсуждать, спорить и определять оптимальные варианты по всем «развилкам». Это наилучший механизм страховки от принятия неправильных решений.
– Вы часто говорите на отраслевых конференциях, что в ОАО «РЖД» процессы не просто оцифровываются, они меняются, оптимизируются перед цифровизацией. Как это делается?
– Наш подход принципиально не отличается от общепринятого в мире. Мы начинаем с детального описания процесса, создаём его модель, описываем все элементы, участников, необходимые ресурсы и инструменты управления. Затем анализируем, какие слабые места можно улучшить с помощью цифровых инструментов и сервисов: ускорить время обслуживания клиентов, упростить взаимодействие, сократить количество рутинных операций, наладить работу с данными, автоматизировать отчётность. И подбираем цифровые технологии с требуемыми показателями эффективности, разрабатываем системы в соответствии с техническим заданием. После этого переходим к опытной эксплуатации, а затем, в случае успеха, и к тиражированию решения на сети.
Один из наиболее ярких примеров такой оптимизации – Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки». До её запуска заказать услугу грузовой железнодорожной перевозки, найти вагоны, заказать дополнительные услуги можно было только «классическим» путём – взаимодействуя с несколькими контрагентами, заполняя и подписывая бумажные документы, тратя время на получение необходимой для выбора услуг информации. Сегодня же всё это можно сделать буквально в несколько кликов, затратив считаные минуты.
– Сейчас в сфере цифровых технологий нередко вспоминают фразу американского экономиста Питера Друкера: «Культура съедает стратегию на завтрак». Что делается в ОАО «РЖД», чтобы культура имела правильный рацион?
– Мы ставим перед собой цель формирования цифровой культуры, включающей цифровое лидерство, акцент на инновации, командную работу, публичность, своевременное информирование и получение обратной связи, а также внимание к вопросам информационной безопасности. Считаю, что ключевой инструмент изменения культуры – это обучение. Это основной, совершенно необходимый элемент трансформации, позволяющий преодолеть сопротивление и свойственную людям боязнь всего нового. Совместно с кадровым блоком компании мы уже реализовали целый ряд специализированных образовательных программ и планируем расширить эту линейку.
Важным инструментом развития цифровой культуры ОАО «РЖД» является также экосистема внутрикорпоративных коммуникаций, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных каналов информирования и обратной связи. В частности, уже более двух лет совместно с Издательским домом «Гудок» мы ежеквартально выпускаем «Вестник цифровой трансформации РЖД», подробно рассказывающий о наших проектах, приоритетах, дискуссиях и их результатах. А в ближайшие месяцы «Вестник» расширится за счёт запуска абсолютно нового интернет-ресурса, контент которого будет гораздо богаче. Детали пока сообщать не буду, сохраню интригу.
– Необходимость защиты данных тормозит цифровизацию?
– Разработка новых систем с самого первого дня ведётся с учётом всех требований информационной безопасности. Поэтому о каком-то замедлении говорить вряд ли возможно. Отмечу, что безопасность информационных систем РЖД обеспечивается с соблюдением всех требований регуляторов, а также с использованием собственных уникальных наработок в этой области. Работа по развитию подходов в сфере киберзащиты осуществляется на постоянной основе, включая взаимодействие с государством.
– Как выглядит ОАО «РЖД» в реализации проектов цифровой трансформации в сравнении с ведущими железнодорожными компаниями мира?
– Впервые оценка цифровой зрелости ОАО «РЖД» была проведена в феврале 2019 года, и она составила 2,76 балла по пятибалльной шкале. В конце 2020 года мы провели аналогичную оценку повторно, и показатель вырос до 3,58 балла.
Также компанией Gartner был проведён сравнительный анализ цифровой зрелости ОАО «РЖД» по ключевым направлениям с крупнейшими компаниями транспортной отрасли. В целом компания с 3,58 балла выглядит весьма достойно: лидеры этой группы оцениваются на уровне 3,83 балла, а средняя оценка составляет 2,90. Это означает, что мы движемся по траектории цифровой трансформации весьма активно, приближаясь по уровню цифровой зрелости к признанным отраслевым лидерам.
– В проектировании цифрового развития РЖД опираются на зарубежный опыт или выбирают свой путь, не повторяющий существующие практики?
– Я бы сказал, что мы в каждом конкретном случае действуем наиболее рациональным образом. Быть первопроходцем – достаточно дорогое удовольствие, и не всегда такой подход оправдан при наличии объективной информации о вариантах решений, достигнутых эффектах, рисках и так далее.
Другое дело, что специфика отрасли иной раз не позволяет опереться на имеющийся опыт – просто потому, что никто и никогда такого раньше не делал. Именно в таких случаях у нас и появляются уникальные цифровые решения, которые впоследствии имеют все шансы стать отраслевым стандартом де-факто.
– Прежняя промышленная революция была связана с автоматизацией, нынешняя – с цифровизацией. Побудьте футурологом, представьте, какая индустриальная революция может быть после цифровизации?
– Полагаю, что следующая революция будет связана с биотехнологиями. Мы неминуемо придём к необходимости интеграции живых систем с компьютерными – просто потому, что это выведет на новый уровень эффективность работы и жизненный комфорт. Появятся новые интерфейсы для взаимодействия человек – машина, позволяющие передавать информацию и отдавать команды гораздо быстрее (сегодня уже есть ряд таких разработок). Большинство рутинных операций, для которых сегодня ещё нужен человек, будут полностью автоматизированы. Роль человека станет иной – проектирование, создание, отладка, мониторинг и контроль того, как машины будут работать в сфере материального производства.
– Если сегодня не включаться в мировую гонку цифровизации, через какое время компания и страна станут технологически отсталыми?
– Я думаю, для нашей страны уже нет смысла даже гипотетически рассматривать такой вариант. Мы в этой гонке участвуем уже несколько лет, государственный курс на цифровую трансформацию определён и оформлен в виде целого ряда решений. При этом у нас все шансы стать лидерами в отдельных направлениях, например в сфере квантовых технологий, создании новых алгоритмов, информационной безопасности – в общем, везде, где на первом плане интеллект и научная школа. Это то, за что российских айтишников ценят во всём мире.
– Разрабатываются цифровые системы управления сортировочными станциями, идёт подготовка к вождению поездов без машинистов, роботы выполняют запросы пользователей в ГВЦ… Безлюдные технологии оказываются эффективнее применения человеческого труда и постепенно будут занимать всё больше управленческого и производственного пространства. Когда роботы заменят людей на железной дороге? В каких специальностях работники первыми уступят свои должности машинам? Какие новые профессии откроет цифровизация РЖД?
– Когда роботы заменят людей на железной дороге? Отвечу кратко: полностью – никогда. Роботизация в первую очередь будет приходить туда, где характер труда наиболее монотонный, не творческий. И этот процесс уже идёт. В прошлом году в ГВЦ были роботизированы 983 рутинные, то есть простые, но трудоёмкие операции. Человека заменили не андроиды из стекла и пластика, а программные роботы.
Ведётся работа по созданию беспилотного подвижного состава. По мере развития технологий автоведения профессия машиниста будет трансформироваться в профессию машиниста-оператора с изменением требований и характера деятельности. Большинство профессий претерпят существенные изменения в характере своей деятельности с учётом цифровизации. Среди них диспетчеры, операторы по обслуживанию и ремонту вагонов, монтёры и механики, а также работники инженерных специальностей.
Появятся новые, сейчас ещё достаточно редкие профессии – такие, как организатор беспилотных систем, дизайнер цифровых коммерческих сервисов, инженер данных Интернета вещей и данных экологического мониторинга, специалист по обучению умной робототехники, систем искусственного интеллекта и машинного зрения, специалист по кибербезопасности систем управления железнодорожным транспортом, и многие другие. И безусловно, будет расти роль тех, кто непосредственно занимается цифровой трансформацией: руководителей проектов, владельцев продуктов, бизнес-аналитиков, Data-инженеров, DevSecOps-инженеров, аудиторов информационных систем, аудиторов информационной безопасности, архитекторов.
Беседовал Александр Зубов
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Евгений Чаркин, один из ведущих топ-менеджеров России в сфере информационных технологий, сегодня возглавляет цифровую трансформацию ОАО «РЖД». Гость студии общества «Знание» рассказал о том, какие шаги крупнейшая компания страны делает в этом направлении своего развития.
Цифровизация российской экономики – это целая новая культура, это вызов и цель номер один для всех отраслей. Цифровизация ОАО «РЖД» полностью связана с остальными государственными программами и задачами. Мы стали первой компанией, которая очень системно подошла к этому вопросу. Без изменения бизнес-процессов и корпоративной культуры технологические нововведения не будут работать, особенно для такой масштабной компании, как «РЖД». Мы начали эту работу более 50 лет назад, создали специальные комитеты, назначили управляющих. Наши традиции цифровизации очень глубокие.
Направления технологических изменений
>Цифровая трансформация – это не просто автоматизация, а изменение процессов взаимодействия с партнерами. Огромный объём данных, доступных компании, мы должны научиться использовать как актив, во благо нам и нашим клиентам. Мы активно занимаемся внедрением машинного интеллекта. Беспилотное ведение поездов, поддержка качества решений с помощью биг даты, речевые сервисы делают работу более удобной, быстрой, безопасной. Есть технология «интернет вещей», которая собирает информацию с помощью датчиков. Сама по себе она будет приносить мало пользы, но совместно с биг датой и искусственным интеллектом она помогает предсказывать будущие сложности в работе. Также на основе виртуального двойника железной дороги мы создаем копию реального мира, с помощью которого можем максимально эффективно моделировать и контролировать ситуацию, избегая ошибок в управленческих решениях.
Тренды и культура
Конечно, мы не можем игнорировать тенденции, ставшие ещё более явными во время пандемии, которая стала колоссальным потрясением как для компании, так и для всего мира. Тем не менее она стала проверкой и дала подтверждение тому, что мы движемся в правильном направлении. Переход на безбумажный документооборот, бесконтактное взаимодействие, комплексная цифровая услуга на единой платформе – все эти тренды будут развиваться, и они полностью учтены в нашей стратегии. В 2017 году мы получили указание от президента о преимущественном использовании отечественного программного обеспечения. Это вопрос технологического суверенитета, независимости и безопасности страны – то, насколько мы можем быть независимыми и создавать конкурентоспособные высокоэффективные решения. Это очень важный для нас аспект.
Еще одной особенностью становится изменение некоторых профессий, но любой талантливый и неравнодушный человек всегда будет востребован. Автоматизация направлена на освобождение от действий с низкой добавленной стоимостью и даёт возможность заняться трудом, сфокусированном на качественном росте. Это планирование, аналитика, креатив, создание нового продукта. Сейчас вообще нехватка кадров. Например, в квантовых коммуникациях, которые мы хотим активно использовать. Это очень защищённая сеть связи, минимально подверженная взломам. Для ее развития нужно несколько десятков тысяч специалистов, которые уже сейчас должны обучаться. Сегодня их всего несколько штук. Время летит быстро, этим нужно заниматься на уровне и заказчиков, и государства.
Сегодня к нам предъявляются совершенно новые требования – это честность, объективность информации, гибкость и скорость.По-другому уже не получится встроиться в стремительно меняющийся мир. От этого во многом зависит успех преобразований. Умение задавать правильные вопросы, признавать ошибки и учиться на них, получать из них ценность – такая культура и лежит в основе нашей деятельности.
В дополнение к теме
Цифровизация РЖД
Если рассматривать весь жизненный цикл, то затраты на построение железнодорожной сети, оснащенной цифровыми решениями, и построение классической железной дороги сопоставимы. Более того, оцифровка позволит оптимизировать железнодорожные расходы в долгосрочной перспективе.
Для проведения цифровой трансформации ОАО «РЖД» (transformation) в масштабах всей России потребуется создание единого открытого централизованного подхода к управлению трафиком. Большинство операторов организованы в мощные региональные подразделения, которые контролируют свои собственные бюджеты и устанавливают приоритеты развития в своем регионе. Цифровые технологии часто рассматриваются как дополнение к привычным способам управления трафиком, поэтому становятся менее приоритетными при наличии бюджетных ограничений.
Таким образом, региональным управляющим подразделениям компании «РЖД» необходимо внедрить новые модели и навыки управления, при этом ответственность за технологические разработки будет возложена на головную структуру в масштабе всей страны. Эта новая роль будет включать в себя полную ответственность за развертывание цифровой железнодорожной инфраструктуры, включая:
- технологии информационного моделирования (BIM-системы);
- автоматизированное планирование ремонтов и обслуживания составов;
- внедрение смарт-контрактов на блокчейн-платформе;
- интегрирование системы организации грузоперевозок, прочее.
Реализация стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД», подчеркивает Евгений Чаркин, невозможна без адаптации нормативно-правовой базы. Даже когда технологический и организационный путь к оцифровке систем управления движением поездов и управления движением ясен, проблемы правового регулирования могут замедлить внедрение новых систем. Например, модернизация технологии сигнализации требует от операторов в российских регионах модернизации дополнительных элементов участка сети до современных стандартов, что значительно увеличивает затраты и может потребовать новых процессов выдачи государственных разрешений с решением председателей комиссий.
Кроме того, стратегия современного процесса утверждения часто основывается на проекте или маршруте, а это означает, что утверждение требуется для каждой новой технологии в каждой отдельной ситуации, что делает модернизацию трудоемкой и дорогостоящей. Подход к утверждению, основанный на конкретном технологическом решении, позволит ускорить согласование и централизованно утвердить его, а затем развернуть по всей сети железных дорог России. Новые подходы к тестированию и новые концепции безопасности также будут необходимы, поскольку отрасль переходит на более алгоритмические программные решения для поддержки управления трафиком железнодорожных составов. Управление в цифровизированой системе после трансформации потребует использования новых подходов управления не только в «РЖД», но и в государственных контролирующих структурах, советах и комитетах.
Особенности финансирования цифровизированной сети железных дорог
Сегодня структуры финансирования РЖД, адаптированные к логике цифрового управления, требуют существенных первоначальных затрат на запуск в эксплуатацию или масштабирование, а затем более скромного регулярного финансирования при подключении новых регионов. Эта новая модель представляет собой фундаментальный сдвиг парадигмы, при котором затраты на digital-технологии превращаются из капитальных в текущие расходы. Это имеет далеко идущие последствия для всех основных заинтересованных сторон в железнодорожной отрасли: поставщики технологий увидят переход от разовых, индивидуальных проектов к долгосрочным контрактам, как и соглашения между «РЖД» и поставщиками товаров, доставляющими продукцию на млрд рублей по железной дороге.
Какие преимущества даст цифровизация РЖД
Замена устаревших технологий управления системой управления железнодорожным транспортом является ключевым элементом цифровизации «РЖД». В то время как сегодняшние системы могут иметь от 100 до более чем 1000 механических и электрических сигнальных коробок, они будут заменены новыми цифровыми центрами блокировки и управления, лишь немногие из которых необходимы для управления даже самыми большими железнодорожными системами. Крупномасштабная оцифровка такого рода обеспечит следующие существенные выгоды для пассажиров и операторов:
- Повышенная пропускная способность. Увеличение спроса на железнодорожные перевозки в Москве и России за последнее время привело к тому, что многие системы достигли предела своей пропускной способности. Оцифровка может увеличить пропускную способность на 20% в год и более на многих линиях без строительства дополнительных путей.
- Менее дорогие и более эффективные услуги. Региональные подразделения ОАО «РЖД» получат больше прибыли от более эффективной эксплуатации и обслуживания поездов. Они также выиграют от более низких затрат на оборудование, потому что потенциально более 90% сигнальных коробок могут быть заменены несколькими центрами управления.
- Повышенное технологическое лидерство. Автоматизация и создание стандартов, требуемых переходом на цифровые технологии, позволят российской железнодорожной отрасли стать более конкурентной и привлекательной для инвестиций.
- Повышенная экологическая устойчивость. Цифровизация обеспечивает минимизацию эксплуатационных расходов, что будет иметь ключевое значение для вклада железнодорожной отрасли в достижение общих целей по развитию экологического транспорта.
- Шанс сделать отрасль перспективной. Только преобразованная в цифровую форму железнодорожная система сможет конкурировать в транспортной отрасли будущего.
Сегодня директорами подразделений активно тестируются новые варианты организации маршрутов поездов в зависимости от пропускной способности ветки, пассажиропотока, доступности и других факторов.
Цели цифровой трансформации ОАО «РЖД»
Основные направления цифровой трансформации ОАО «РЖД» включают:
- создание общего информационного пространства для решения логистических задач с целью повышения доходности грузоперевозок;
- создание общего информационного пространства для повышения доходности пассажироперевозок;
- формирование цифровых технологий для обновления железнодорожной инфраструктуры;
- создание автоматизированных систем управления с использованием интернета вещей, обработки больших данных, цифрового моделирования, искусственного интеллекта.
Согласно заявленным целям, все поездные операции должны достичь максимально возможной степени автоматизации, сортировочные станции иметь необходимое для автоматизированной сцепки и маневрирования подвижных составов. Внедрение этих и других цифровых технологий позволит холдингу «РЖД» снизить издержки и повысить эффективность эксплуатации имеющейся железнодорожной инфраструктуры, а также повысить доходность от заказов бизнеса.
Российская железнодорожная отрасль может развиваться и использовать инновационные технологии для повышения качества предоставляемых услуг. Цифровизация имеет основополагающее значение для возможности железных дорог превратиться в экономически жизнеспособный вид транспорта, и Россия находится в хорошей стартовой позиции для успешной цифровой трансформации сети железных дорог. Задача серьезная, окно возможностей узкое, и вся отрасль, независимо от ролей, должна быть готова к сотрудничеству и изменениям.
Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» актуализирована в соответствии с директивами правительства России и одобрена на заседании правления компании. В ближайшее время обновленный вариант документа вынесут на рассмотрение совета директоров компании, сообщает пресс-служба РЖД.
Основные цели стратегии РЖД – обеспечение цифрового лидерства, расширение продуктовой линейки транспортных услуг, повышение эффективности бизнес-процессов и обеспечение технологической безопасности.
При актуализации документа оценивался текущий статус цифровых проектов и перспективы, уточнялись их эффекты и ключевые показатели эффективности. В числе наиболее перспективных: внедрение технологии информационного моделирования (BIM-системы) в управлении жизненным циклом объектов, автоматизированное планирование ремонтов и текущего содержания инфраструктуры, интегрированная система взаимодействия с клиентами в части грузовых перевозок, внедрение смарт-контрактов на блокчейн-платформе и другие.
По словам заместителя гендиректора ОАО «РЖД» Евгения Чаркина, при разработке стратегии учитывали указания правительства, опыт компании в части цифровой трансформации и импортозамещения, а также результаты оценки «цифровой зрелости» и технологического развития, проведенной ведущими консультантами.
«Мы серьезно расширили блок по кадровому обеспечению цифровой трансформации. Для нас это важнейшее направление, поскольку именно от этого зависит итоговый успех. Масштабные программы цифровой трансформации реализуют все крупнейшие компании, и нам необходимо не просто привлекать и подготавливать высококвалифицированный персонал, но и удерживать специалистов, укрепляя бренд работодателя для «цифровых» специальностей», – отметил Чаркин.
Также в обновленном документе детально проработаны вопросы импортозамещения в области ИТ. РЖД переходит на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, по всем классам ПО определили целевые значения.
Следить за реализацией актуализированной стратегии РЖД будет Минцифры по 20 ключевым показателям эффективности, которые включают долю расходов на закупку российского программного обеспечения и увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий.