По строению нервную систему человека делят на центральную и периферическую.
Рис. (1). Нервная система
К центральному отделу нервной системы относят головной и спинной мозг, а к периферическому — нервные узлы, нервные сплетения и нервы. В организме человека (43) пары нервов ((12) пар черепно-мозговых и (31) пара спинномозговых).
Рис. (2). Схема строения нервной системы
По функциональным признакам нервную систему делят на соматическую и вегетативную. В каждом из этих отделов есть центральная часть, расположенная в головном и спинном мозге, и периферическая часть, представленная нервами, нервными узлами и окончаниями.
- Соматическая нервная система обеспечивает восприятие всего, что происходит в окружающем мире, устанавливает взаимоотношения с окружающей средой. Этот отдел также отвечает за выполнение произвольных движений.
- Вегетативная, или автономная нервная система (ВНС) управляет функционированием всех внутренних органов, сокращениями гладких мышц и сердечной мышцы. Функции ВНС не подчиняются воле человека и осуществляются непроизвольно.
В автономной (вегетативной) нервной системе выделяют две части: парасимпатическая и симпатическая. Действие импульсов, поступающих от этих двух частей к органам, как правило, противоположное.
Рис. (3). Соматическая и автономная части нервной системы
Парасимпатическую систему можно назвать системой покоя, так как нервные импульсы от её центров замедляют работу сердца, уменьшают кровяное давление, приводят к расширению кровеносных сосудов кожи, понижают содержание сахара в крови. Парасимпатическая система создаёт условия для восстановления запасов энергии и работоспособности органов.
Центральная часть парасимпатической системы расположена в головном мозге и крестцовом отделе спинного мозга.
Рис. (4). Функции парасимпатического отдела нервной системы
Симпатическая система — это система стресса. Она включается во время интенсивной работы, когда требуются большие энергетические затраты. Симпатические импульсы активируют работу тех органов, которые усиленно работают в экстремальных ситуациях. Под их действием сокращения сердца усиливаются, давление крови возрастает, сосуды мозга и мышц расширяются, а сосуды кожи сужаются, замедляется работа органов пищеварения.
Центральная часть симпатической системы находится в шейном, грудном и поясничном отделах спинного мозга.
Рис. (5). Функции симпатического отдела нервной системы
Обрати внимание!
Некоторые органы имеют только один вид иннервации. Так, на работу потовых желез и мозгового слоя надпочечников влияет только симпатический отдел ВНС.
Источники:
Рис. 1. Нервная система. https://image.shutterstock.com/image-vector/illustration-human-figure-consisting-brain-600w-1193421925.jpg
Рис. 2. Схема строения нервной системы. © ЯКласс
Рис. 3. Соматическая и автономная части нервной системы. © ЯКласс
Рис. 4. Функции парасимпатического отдела нервной системы. https://image.shutterstock.com/image-vector/parasympathetic-pathway-ans-600w-106263551.jpg
Рис. 5. Функции симпатического отдела нервной системы. https://image.shutterstock.com/image-illustration/sympathetic-pathway-ans-600w-106263590.jpg
Симпатическая нервная система, или что работает во время стресса
Симпатическая нервная система представляет собой отдел вегетативной системы человека и является антагонистом парасимпатической системы, то есть является ее противоположностью. Обе части системы компенсируют действие друг друга. Например, симпатический отдел нервной системы в стрессовой ситуации отвечает за расход энергии, учащение пульса, повышение артериального давления, сужение зрачков, а парасимпатический, в свою очередь, — восполняет ее дефицит, расслабляет и успокаивает.
Симпатический отдел тесно связан с эмоциями человека и располагается, начиная от позвонков грудной клетки до позвонков поясничной области. Симпатическая часть связана с тазовым, грудным и брюшным сплетениями. В спинном мозге располагаются симпатические ядра, связанные с симпатическими узлами, находящимися вне его. От узлов начинаются нервные волокна, идущие к органам тела.
Строение
В структуре симпатической части вегетативной системы выделяют два отдела:
- периферический;
- центральный.
Периферическая часть образуется 2-мя симметричными стволами, которые находятся с боковых сторон позвоночника. Каждый ствол имеет волокна, ветви и нервные узлы, которые располагаются за пределами центральной нервной системы (ЦНС). Все части имеют тесную взаимосвязь между собой.
Центральная часть представляет собой ядра, находящиеся в боковых рогах спинного мозга от шейного 8-го сегмента до поясничного 3-го. Волокна центрального отдела симпатической нервной системы, связанные с ганглиями системы, отходят от нейронов ядер и идут к органам. Из спинного мозга они выходят в виде корешков спинномозговых нервов. Кроме того, в отделе расположены сосудодвигательные и потовыделительные элементы.
Функции
Симпатический отдел нервной системы имеет важное значение для жизнедеятельности человека. Главное действие заключается в его активации в опасные моменты. Но отдел находится в активном состоянии ежедневно и поддерживает нормальную работу всех органов и систем. Симпатическая система осуществляет следующие функции:
- Способствует адаптации организма к новым, меняющимся условиям внешней среды. При этом меняется уровень обменных процессов в тканях, клетках и органах.
- Обеспечивает подготовку к действиям в опасных или сложных ситуациях, которые могут угрожать жизни. Например, перед тем, как человек просыпается утром и совершает первое движение, активируется симпатическая система.
- Повышает давление внутри глаз.
- Сужает кровеносные сосуды и способствует повышению артериального давления. Это обеспечивает приток крови к важным в данный момент времени органам и тканям.
- Увеличивает сокращение сердечной мышцы и количество ударов в минуту.
- Способствует уменьшению секреции в желудочно-кишечном тракте и перистальтики.
- Активирует секрецию потовых желез.
- Сокращает сфинктеры.
- Расслабляет мочевой пузырь.
- Повышает содержание сахара в крови и увеличивает потребность в кислороде.
В случае сердечной недостаточности симпатический отдел нервной системы повышает свою активность. Это приводит к увеличению мышечных сокращений и сужению периферических сосудов. Такой эффект способствует прогрессированию болезни и может вызвать летальный исход.
Читайте далее
Забота уровня премиум: что могут современные подгузники
Какие новые технологичные решения в создании подгузников созданы в классе премиум
Опубликовано 15.08.2022 12:11
Использованные источники
Активность симпатической нервной системы и уровень лептина у пациентов с ожирением и синдромом обструктивного апноэ/гипопноэ во сне / Звартау Н. Э., Свиряев Ю. В., Ротарь О. П., Емельянов И. В., Меркулова Н. К., Конради А. О., Калинкин А. Л. // АГ. – 2006
Симпатическая нервная система, ожирение и артериальная гипертензия. Возможности терапии / Конради А. О. // Ожирение и метаболизм – 2007
The sympathetic nervous system in development and disease / Scott-Solomon E, Boehm E, Kuruvilla R. // Nat Rev Neurosci. – 2021
Читайте также
Home
Expert solutions
Нервная система. Нейрогуморальная регуляция
Значение нервной системы
Click the card to flip 👆
Created by
Matthew_linguist
Terms in this set (58)
Значение нервной системы
— Обеспечивает согласованную работу всех органов и мышц
— Осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспособительные реакции на ее изменения
— Составляет материальную основу психологической деятельности
Головной мозг
Центральная НС
Спинной мозг
Центральная НС
Нервы
Периферическая НС
Нервные узлы (ганглии)
Периферическая НС
Нервные окончания
Периферическая НС
Нервы
Скопление отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенных в общую соединительную оболочку и проводящих нервные импульсы
Чувствительные нервы
Образованы дендритами чувствительных нейронов
Двигательные нервы
Образованы аксонами двигательных нейронов
Смешанные нервы
Образованы и аксонами, и дендритами
Sets found in the same folder
Экология
46 terms
amidaurova
Биология ЕГЭ
52 terms
dbeluanina19
26 ЗАДАНИЕ 4.0
40 terms
Zaychonok
задание 22 селекция
13 terms
yul0701
Other sets by this creator
Кишечнополостные
13 terms
Matthew_linguist
Простейшие (Protozoa)
22 terms
Matthew_linguist
Обмен веществ
41 terms
Matthew_linguist
Химический состав клетки
19 terms
Matthew_linguist
Other Quizlet sets
Chapter 6 CPT: Reading 1
39 terms
cdgreen1984
Child Development — Final Exam
75 terms
ilvannoy
EXAM 3 HARD QUESTIONS FOR LIFE & HEALTH & DIS…
35 terms
vprolix
1
/
3
-
Информация
-
Заболевания
-
Другие виды сόлидных опухолей
-
Нейробластома
-
Автономная нервная система
Автономная нервная система: из чего она состоит и как она работает
автор: Maria Yiallouros, Erstellt am 2021/01/20, редактор: Dr. Natalie Kharina-Welke, Переводчик: Dr. Natalie Kharina-Welke, Последнее изменение: 2021/01/20
https://kinderkrebsinfo.de/doi/e183158
У человека нервная система – это система высшего уровня в организме. Она состоит из различных органов. Через них она взаимодействует с внешним миром и одновременно она управляет всей работой, которая протекает внутри организма. Многочисленные нервы в теле составляют у человека так называемую периферическую нервную систему [периферическая нервная система]. Головной мозг и спинной мозг называют центральной нервной системой [ЦНС].
Часть нервной системы, которую называют автономная или вегетативная нервная система, управляет всей работой организма, на которую не может повлиять воля человека (то есть эти действия организма не находятся под сонательным контролем человека).
Автономная нервная система контролирует все жизненноважные основные функции организма. Она работает и днём, и ночью, и управляет такими самопроизвольными процессами как биение сердца, пищеварение и дыхание, уровень давления и работу мочевого пузыря.
Когда при физической нагрузке у человека выделяется пот и учащается пульс, то это тоже регулирует автономная нервная система.
Сама автономная нервная система состоит из двух отделов: это симпатическая нервная система (она также может называться симпатический отдел) и парасимпатическая нервная система (также может называться парасимпатический отдел). Оба этих отдела регулируют работу одних и тех же органов, но противоположным образом:
- Симпатическая нервная система, когда идёт интенсивная работа или организм находится в стрессовой ситуации, стимулирует затраты энергии. Например, она усиливает у человека работу сердца (учащается пульс), ускоряется дыхание и повышается давление.
- Парасимпатическая нервная система наоборот отвечает за то, чтобы организм во время сна, покая и отдыха накапливал и восстанавливал запасы энергии. Например, она ослабляет работу сердца (частота ритма сердца снижается) и стимулирует работ желез и мускулатуры в пищеварительном тракте.
Вегетативная (автономная) нервная система — отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов.
Вегетативная нервная система иннервирует весь организм, все органы и ткани. Деятельность вегетативной нервной системы не зависит от воли человека. Однако все вегетативные функции подчиняются центральной нервной системе, в первую очередь — коре больших полушарий.
Функции:
- нервная регуляция функций всех органов и тканей организма (кроме скелетных мышц);
- регуляция обмена веществ;
- поддержание гомеостаза организма;
- приспособительные реакции всех позвоночных.
Особенности вегетативной нервной системы:
- очаговое расположение в мозге вегетативных нервных центров;
- эффекторные (двигательные) нейроны расположены за пределами центральной нервной системы в узлах вегетативных нервных сплетений;
- двухнейронный эфферентный нервный путь от мозга до рабочего органа;
- преобладают немиелинизированные нервные волокна, т.е. скорость проведения нервных импульсов ниже, чем в соматической нервной системе.
строение вегетативной нервной системы
Анатомически и функционально вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую, парасимпатическую и метасимпатическую.
Все структуры и системы организма иннервируются волокнами вегетативной нервной системы. Отделы вегетативной нервной системы находятся в относительном функциональном антагонизме, обеспечивая автоматическую регуляцию органов и систем без участия сознания человека.
Важнейшие органы имеют двойную иннервацию. Полые внутренние органы имеют тройную (симпатическую, парасимпатическую и метасимпатическую) иннервацию.
В симпатическом и парасимпатическом отделах имеются центральная и периферическая части.
Центральную часть вегетативной нервной системы образуют вегетативные ядра — тела нейронов, лежащих в спинном и головном мозге. Они осуществляют координацию работы всех трех частей вегетативной нервной системы.
Периферическую часть вегетативной нервной системы образуют отходящие от ядер нервные волокна, вегетативные ганглии, лежащие за пределами центральной нервной системы, и нервные сплетения в стенках внутренних органов.
Симпатические и парасимпатические центры находятся под контролем коры больших полушарий и гипоталамуса.
строение и особенности | симпатический отдел | парасимпатический отдел |
центральный отдел |
Ядра в боковых рогах спинного мозга:
|
4 ядра в стволе головного мозга:
Ядра во II — IV сегменте крестцового отделе спинного мозга |
периферический отдел |
парный симпатический ствол; нервные сплетения; нервы |
нервные узлы в стенках внутренних органов или рядом с органами; нервы |
медиаторы | норадреналин | ацетилхолин |
Симпатический отдел вегетативной нервной системы
Симпатические ядра расположены в спинном мозге на уровне грудных позвонков. Отходящие от ядер нервные волокна заканчиваются за пределами спинного мозга всимпатических узлах, расположенных по бокам позвоночника. От них берут начало нервные волокна, которые подходят ко всем органам.
Симпатическая нервная система усиливает обмен веществ, повышает возбуждаемость большинства тканей, мобилизует силы организма на активную деятельность.
Симпатический отдел возбуждается при воздействии адреналина.
параСИМПАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Парасимпатические ядра лежат в продолговатом мозге и в крестцовой части спинного мозга. Нервные волокна от ядер продолговатого мозга входят в состав блуждающих нервов. От ядер крестцовой части нервные волокна идут к кишечнику, органам выделения. Парасимпатические нервные узлы располагаются в стенках внутренних органов или возле органов.
Парасимпатическая система способствует восстановлению израсходованных запасов энергии, регулирует работу организма во время сна.
Парасимпатический отдел нервной системы возбуждается под воздействиемацетилхолина.
метаСИМПАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Метасимпатическая нервная система представлена нервными сплетениями и мелкими ганглиями в стенках пищеварительного тракта, мочевого пузыря, сердца и некоторых других органов.
Функция: осуществляет связь между внутренними органами (минуя головной мозг); местные вегетативные рефлексы..
Известно, что многие внутренние органы, извлеченные из организма, продолжают выполнять присущие им функции. Например, сохраняется перистальтическая и всасывательная функция тонкой кишки. Такая относительная функциональная независимость объясняется наличием в стенках этих органов метасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
Особенности метасимпатического отдела нервной системы:
- Обладает собственным нейрогенным ритмом и имеет полный набор необходимых для самостоятельной рефлекторной деятельности звеньев: чувствительный, вставочный и эффекторный нейрон с соответствующим медиаторным обеспечением.
- Имеет собственные сенсорные элементы (механо-, хемо-, термо-, осморецепторы), которые посылают в свои внутренние сети информацию о состоянии иннервируемого органа, а также способны передавать сигналы в ЦНС.
- Ограничена: охватывает только некоторые внутренние органы.
- Не имеет своего центрального аппарата; ее связь с ЦНС осуществляется нейронами симпатического и парасимпатического отделов.
Существование специальных местных метасимпатических механизмов регуляции функций имеет определенный физиологический смысл. Их наличие увеличивает надежность регуляции функций. Эта регуляция может происходить в случае выключения связи с центральными структурами. При этом ЦНС освобождается от избыточной информации.
Органы с разрушенными метасимпатическими путями утрачивают способность к координированной моторной деятельности и другим функциям.
Влияние симпатического и парасимпатического отделов на отдельные органы
СИМПАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ:
- повышает частоту и силу сердечных сокращений;
- стимулирует выброс адреналина;
- повышает уровень глюкозы в крови;
- повышает артериальное давление;
- вызывает расширение артерий головного мозга, легких и коронарных артерий;
- угнетает перистальтику кишечника и работу пищеварительных желез (в том числе слюнных), сокращает гладкомышечные сфинктеры;
- угнетает перистальтику мочеточников, расслабляет мускулатуру и сокращает сфинктер мочевого пузыря;
- расширяет бронхи и бронхиолы, усиливает вентиляцию легких;
- расширяет зрачки.
ПАРАСИМПАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ:
- уменьшает частоту и силу сердечных сокращений;
- понижает уровень глюкозы в крови;
- снижает артериальное давление;
- усиливает перистальтику кишечника и стимулирует работу пищеварительных желез (в том числе слюнных), расслабляет гладкомышечные сфинктеры;
- усиливает перистальтику мочеточников, сокращает мускулатуру и расслабляет сфинктер мочевого пузыря;
- сужает бронхи и бронхиолы, уменьшает вентиляцию легких;
- сужает зрачки.
РЕГУЛЯЦИЯ РАБОТЫ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Все механизмы регуляции деятельности внутренних органов условно объединены многоэтажной иерархической структурой.
- Первый структурный уровень: внутриорганные рефлексы, имеющие метасимпатическую природу;
- Второй структурный уровень: ганглии брыжеечных и солнечного (чревного) сплетений;
Оба этих низших этажа обладают отчетливо выраженной автономностью и могут осуществлять регуляцию независимо от центральной нервной системы. - Третий структурный уровень: центры спинного мозга и ствола головного мозга.
- Четвертый структурный уровень: кора больших полушарий, гипоталамус, ретикулярная формация, лимбическая система и мозжечок.
Кора больших полушарий мозга: контролирует работу всех внутренних органов. Известно, что в определенных условиях у человека гипнотическим внушением можно вызвать изменение сердечного ритма, усиление потоотделения и мочеотделения, изменение метаболизма.
Рефлекторные процессы в ядерных образованиях спинного, продолговатого, среднего мозга и моста находятся под постоянным влиянием гипоталамуса.
Гипоталамические центры: поддержание гомеостаза; регуляция метаболизма; регуляция функций эндокринных желез; интеграция нервной и гуморальной регуляции вегетативных функций (через гипофиз).
Лимбическая система («висцеральный мозг»): объединение работы опорно-двигательной системы и внутренних органов: пищевое, сексуальное, оборонительное поведение, сон и бодрствование, внимание, эмоции, процессы памяти.
Мозжечок: стабилизирующее влияние на деятельность внутренних органов.
Ретикулярная формация: повышение активности нервных центров, связанных с функциями внутренних органов. Регулирует секрецию гипофизарных гормонов.
В основе работы нервной системы лежит рефлекс.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Рефлекс — ответная реакция организма на изменения внутренней и внешней среды, осуществляемая при участии центральной нервной системы.
Предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые было развито ученым-физиологом И. М. Сеченовым.
Идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, который открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности.
И. П. Павлов в своих трудах разделил рефлексы на 2 группы:
- безусловные рефлексы — рефлексы, которые осуществляются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями;
- условные рефлексы — это рефлексы, которые осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного.
Классификация рефлексов
По типу образования:
- условные;
- безусловные.
По эффекторам:
- соматические, или двигательные, — рефлексы скелетных мышц;
- вегетативные — рефлексы внутренних органов: пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.
По биологической значимости:
- оборонительные, или защитные;
- пищевые;
- половые;
- ориентировочные.
По месту иннервации:
- центральные (истинные) рефлексы протекают с обязательным вовлечением различных уровней центральной нервной системы (от спинного мозга до коры больших полушарий);
- местные рефлексы связаны с метасимпатическим отделом вегетативной нервной системы; осуществляются через периферические ганглии вегетативной нервной системы (например, изменение кишечной секреции при раздражении стенок кишечника). Обладают относительной автономностью от ЦНС.
МЕСТНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И БИОРИТМЫ
рефлекторная дуга
Рефлексы осуществляются посредством рефлекторной дуги.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Рефлекторная дуга — это путь, по которому раздражение (сигнал) от рецептора проходит к исполнительному органу.
Структурную основу рефлекторной дуги образуют нейронные цепи, состоящие из чувствительных, вставочных и двигательных нейронов. Именно эти нейроны и их отростки образуют путь, по которому нервные импульсы от рецептора передаются исполнительному органу при осуществлении любого рефлекса.
Рефлекторная дуга состоит из пяти отделов:
- рецептор;
- чувствительный (центростремительный) нейрон;
- вставочный нейрон;
- двигательный (центробежный) нейрон;
- эффектор (рабочий орган).
ТИПЫ НЕЙРОНОВ
Рецепторы воспринимают раздражение и отвечают на него возбуждением. Рецепторами могут быть отростки чувствительных нейронов или различные рецепторные эпителиальные клетки.
Чувствительный нейрон передает возбуждение к ЦНС; т.е. это — центростремительный нейрон.
Тела чувствительных нейронов находятся за пределами центральной нервной системы — в спинномозговых нервных узлах.
Через вставочный нейрон в ЦНС происходит переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные.
Центры большинства двигательных рефлексов находятся в спинном мозге. В головном мозге расположены центры сложных рефлексов, таких как защитный, пищевой, ориентировочный и т. д. В нервном центре происходит синаптическое соединение чувствительного и двигательного нейрона.
Двигательный нейрон несет возбуждение от ЦНС к рабочему органу; т.е. является центробежным нейроном. Двигательный нейрон передает рабочему органу сигнал из центра.
Эффектор — рабочий орган, который осуществляет эффект, реакцию в ответ на раздражение рецептора.
Эффекторами могут быть мышцы, сокращающиеся при поступлении к ним возбуждения из центра, клетки железы, которые выделяют сок под влиянием нервного возбуждения, или другие органы.
ПРОСТЕЙШАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА
Простейшую рефлекторную дугу можно схематически представить как образованную всего двумя нейронами — чувствительным и двигательным, между которыми имеется один синапс.
Такую рефлекторную дугу называют двухнейронной и моносинаптической.
Моносинаптические рефлекторные дуги встречаются весьма редко. Примером их может служить дуга коленного рефлекса.
Двухнейронная рефлекторная дуга:
- первый нейрон — чувствительный нейрон, тело которого находится в спинномозговом ганглии;
- второй нейрон — двигательный нейрон, тело которого находится в переднем роге спинного мозга.
Дендрит клетки спинномозгового ганглия имеет значительную длину, он следует на периферию в составе чувствительного нерва. Заканчивается дендрит особым приспособлением для восприятия раздражения — рецептором.
Возбуждение от рецептора по нервному волокну центростремительно передается в спинномозговой ганглий. Аксон нейрона спинномозгового ганглия входит в состав заднего (чувствительного) корешка, доходит до мотонейрона переднего рога и с помощью химического синапса контактирует с телом мотонейрона или с одним из его дендритов. Аксон этого мотонейрона входит в состав переднего (двигательного) корешка, по которому центробежно сигнал поступает к исполнительному органу, где соответствующий двигательный нерв заканчивается двигательной бляшкой в мышце. В результате происходит сокращение мышцы.
Рис. 1. Схема коленного рефлекса
ПОЛИСИНАПТИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКТОРНЫЕ ДУГИ
В большинстве случаев рефлекторные дуги включают не два, а большее число нейронов: чувствительный, один или несколько вставочных и двигательный нейрон. Такие рефлекторные дуги называют многонейронными и полисинаптическими.
Примером полисинаптической рефлекторной дуги является рефлекс отдергивания конечности в ответ на болевое раздражение.
Рис. 2. Рефлекторная дуга соматического рефлекса: 1 — свеча; 2 — рецептор; 3 — дендрит чувствительного нейрона; 4 — тело чувствительного нейрона в спинномозговом ганглии; 5 — аксон чувствительного нейрона; 6 — тело вставочного нейрона; 7 — спинной мозг; 8 — тело двигательного нейрона; 9 — аксон двигательного нейрона; 10 — рабочая мышца
РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА ВЕГЕТАТИВНОГО РЕФЛЕКСА
Иначе выглядит дуга вегетативного рефлекса.
Афферентный (чувствительный) нейрон находится в заднем корешке спинного нерва.
Синапс, соединяющий чувствительный и I эфферентный (двигательный) нейрон, находится в боковых рогах спинного мозга.
Синапс между I и II эфферентными нейронами расположен в либо в боковом симпатическом стволе, либо в парасимпатическом ганглии в районе рабочего органа.
Таким образом, эфферентный путь вегетативного рефлекса состоит из двух эфферентных нейронов. Вставочный нейрон отсутствует.
Рис. 3. Рефлекторные дуги соматического (А) и вегетативного (Б) рефлекса: 1 — рецептор; 2 — чувствительный нейрон; 3 — спинной мозг; 4 — двигательный нейрон; 5 — рабочий орган; 6 — I двигательный нейрон; 7 — тело II двигательного нейрона в вегетативном ганглии
Любая рефлекторная реакция зависит от взаимоотношения двух основных нервных процессов, из которых состоит всякая нервная деятельность, — возбуждения иторможения.
Возбуждение в нервных центрах стимулирует работу определенного органа.
Торможение в нервных центрах замедляет или прекращает работу связанного с ними органа.
В рефлекторных актах непременно участвуют и возбуждение, и торможение.
При рефлекторном сгибании конечности, например, одновременно с сокращением мышц-сгибателей происходит расслабление мышц-разгибателей. При рефлекторном разгибании конечности сокращение мышц-разгибателей неизменно вызывает одновременное расслабление мышц-сгибателей.
Между возбужденными и заторможенными центрами, совместно участвующими в реакции на раздражение, имеются антагонистические отношения. От них существенно зависит нормальное протекание любого рефлекторного акта
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о соматическом и автономном отделе НС, симпатическом и парасимпатическом подотделах автономного отдела НС |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции; роль нервной системы и гормонов в организме; научится называть отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции; различать функции соматической и вегетативной нервной системы; характеризовать значение регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной системы и гормонов в организме |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные — научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные — научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. |
Коммуникативные — научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
|
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Соматическая нервная система, вегетативная нервная система |
Оборудование |
Таблицы с иллюстрациями области регуляции симпатической и парасимпатической нервных систем |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Строение и значение нервной системы. — Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001 a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81750/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль. Проводит тестирование по теме “Спинной мозг. Головной мозг”. (См. Ресурсный материал к уроку.) |
Выполняют задания |
Осуществляют анализ письменных ответов |
Выполнение тестирования |
|||||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цепь урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: — Как вы уже знаете, работой нашего организма, в том числе и гуморальной регуляцией, управляет нервная система. Со строением головного и спинного мозга вы уже знакомы. Как уже было сказано на предыдущих уроках, работой нашего организма управляет вегетативная (автономная) и соматическая нервная система. Вегетативная нервная система управляет работой внутренних органов и систем, обеспечивая их деятельность при изменениях условий внешней среды. Если соматической нервной системой мы с вами можем управлять (задержать дыхание, участить количество вдохов и выдохов), то вегетативной нервной системой управлять мы не можем. Вегетативная нервная система не подчиняется нашему сознанию. Какова же роль вегетативной нервной системы и почему ее подразделяют на симпатический и парасимпатический отделы? Почему вегетативную нервную систему называют также автономной? Чем они отличаются и какую роль играют в жизнедеятельности нашего организма? Обо все этом мы сегодня с вами и узнаем |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
|||||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе). Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает обучающихся к исследованию проблемной ситуации. — Как мы уже говорили, соматическая система регулирует деятельность скелетных мышц. Благодаря этой системе мы можем “приказать” руке подняться вверх, писать в тетради, печатать слова на клавиатуре компьютера и многое другое. То есть всю нашу деятельность, которую мы осуществляем сознательно, помогает нам регулировать соматическая нервная система. Как легко запомнить, что движения тела и мышц регулирует соматическая система? Слово “сома” переводится как “тело”, об этом мы узнали, когда изучали строение нейрона. Установите ассоциацию между этими словами, и вы легко вспомните, какую же роль играет соматическая нервная система. В отличие от соматической нервной системы вегетативная не может регулироваться нашими желаниями. Она работает автономно от нашего сознания. Вегетативная нервная система делится на симпатический и парасимпатический отделы. Симпатический отдел вступает в работу в тех случаях, когда человек должен работать с большим напряжением: физическим, умственным, эмоциональным. Симпатический отдел усиливает частоту и силу сердечных сокращений, учащает дыхание. Рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций симпатического отдела нервной системы: — Первые симпатические нейроны расположены в сером веществе боковых рогов спинного мозга (в грудном отделе и верхней части поясничного отдела). Аксоны этих нейронов выходят из спинного мозга и передают возбуждение на вторые симпатические нейроны, лежащие в симпатических нервных узлах. Эти узлы располагаются двумя цепочками справа и слева от позвоночника и соединены между собой нервными волокнами. Симпатические цепочки начинаются у основания черепа и продолжаются до крестца. От нейронов, расположенных в узлах симпатических цепочек, аксоны направляются к органам головы, брюшной и тазовой полостей, сосудам, железам. Вся деятельность симпатического отдела контролируется скоплениями нейронов, расположенных в заднем гипоталамусе. Парасимпатический отдел вступает в работу в то время, когда человек находится в покое, отдыхает, спит. Высшие центры парасимпатической нервной системы расположены в ядрах переднего гипоталамуса, среднем мозге, продолговатом мозге и крестцовом отделе спинного мозга. От нейронов в этих отделах аксоны направляются к парасимпатическим нервным узлам (ганглиям), расположенным либо вблизи органов, либо непосредственно в самих органах, образуя так называемые интрамуральные ганглии. Задание. Используя текст учебника и мой рассказ, запишите особенности соматической и автономной нервной системы. Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный, фронтальный контроль: Соматическая: подчинена воле человека; регулирует работу поперечнополосатой мускулатуры; двигательные центры — кора больших полушарий (КБП) — лобная доля — план будущих действий. Автономная (вегетативная): не подчинена воле человека; регулирует работу внутренних органов, желез, кровеносных сосудов, сердца; вегетативный центр — гипоталамус. Делится на два отдела: • симпатический: во время интенсивной работы, требующей затрат энергии; тела нейронов — в грудном и поясничном отделах спинного мозга; • парасимпатический: способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха; тела нейронов — в среднем, продолговатом, крестцовом отделах спинного мозга. — Рассмотрим, как происходит взаимодействие отделов вегетативной нервной системы. Симпатические нервные волокна подходят к гладким мышцам всех органов и сосудов (зрачкам, легким, желудочно-кишечным органам, половой системе), к сердцу, многим железам (пищеварительным, потовым), почкам. Парасимпатические нервные волокна управляют деятельностью гладкой мускулатуры и желез желудочно-кишечного тракта, органов выделения, половой системы, сердца, легких, слезных и слюнных желез. Таким образом, очень многие органы и системы регулируются обоими отделами вегетативной нервной системы: симпатическим и парасимпатическим. Часто воздействия этих отделов носят противоположный характер: например, симпатические влияния тормозят работу пищеварительной системы, а парасимпатические, наоборот, усиливают. Учитель приводит конкретные примеры деятельности автономной нервной системы |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Устные ответы на вопросы учителя |
|||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа. Работа в рабочей тетради |
Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно- следственные связи во взаимосвязи работы симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Задание. Используя текст учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу. (См. Ресурсный материал к уроку.) ВЛИЯНИЕ СИМПАТИЧЕСКОГО И ПАРАСИМПАТИЧЕСКОГО ОТДЕЛОВ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ |
Выполнение типового задания. (Если учащиеся в течение урока не успевают с заполнением таблицы, контроль по заполнению и проверку можно перенести на следующий урок) |
Отбор информации |
Наблюдение |
|||||
Орган |
Возбуждения, проводимые по нервам |
|||||||||
симпатическим |
парасимпатическим |
|||||||||
Сердце |
||||||||||
Кровеносные сосуды |
||||||||||
Зрачок |
||||||||||
Слезные железы |
||||||||||
Желудок |
||||||||||
Кишечник |
||||||||||
Слюнные железы |
||||||||||
Потовые железы |
||||||||||
Мочевой пузырь |
||||||||||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
— Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|||||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Обобщающая беседа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|||||
Домашнее задание |
Учебник, с. 56-57; записи в тетради |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
||||||
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Тест по теме “Спинной мозг. Головной мозг”
Вариант I |
Вариант II |
|||||
Часть А. Выберите правильный ответ из четырех предложенных. 1. Структуры нервной системы, которые находятся вне ЦНС, называются: 1) нервы; 2) нервные узлы; 3) серое и белое вещество; 4) нервы, нервные узлы, нервные волокна, нервные клетки. 2. ЦНС состоит: 1) из головного мозга; 2) спинного мозга; 3) головного мозга и рефлекторной дуги; 4) спинного мозга и головного мозга. 3. Основа нервной ткани — клетки: 1) нейроны; 2) аксоны; 3) дендриты; 4) нервное волокно. 4. Длинные отростки нервных клеток, по которым возбуждение двигается от тела клетки, называются: 1) аксоны; 2) дендриты; 3) сома; 4) синапсы. 5. Синапс — это: 1) отросток нейрона; 2) структура ЦНС; 3) место соединения двух нейронов; 4) структурная единица нервной системы. 6. Нервные узлы — это: 1) скопления отростков нейронов; 2) структурная единица ЦНС; 3) скопления тел нейронов вне ЦНС; 4) скопления тел нейронов в ЦНС. 7. Нейроны этого типа проводят нервный импульс от поверхности тела (рецепторов) в ЦНС: 1) двигательные; 2) вставочные; 3) исполнительные; 4) чувствительные. 8. Нейрон состоит: 1) из аксона и дендрита; 2) сомы, отростков: аксонов и дендритов; 3) синапса и тела; 4) только из тела. Часть В. В1. Установите правильную последовательность этапов прохождения нервных импульсов по рефлекторной дуге: A) чувствительный нейрон; Б) вставочный нейрон; B) рабочий орган; Г) рецептор; Д) двигательный нейрон. |
Часть А. Выберите правильный ответ из четырех предложенных. 1. Периферическая нервная система состоит: 1) из нервных узлов, головного и спинного мозга; 2) нервных узлов, нервных волокон, нервных клеток; 3) аксонов и дендритов; 4) нейронов и синапсов. 2. Головной и спинной мозг — это: 1) периферическая нервная система; 2) центральная нервная система; 3) вегетативная нервная система; 4) соматическая нервная система. 3. Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками называется: 1) пузырьки с медиатором; 2) сомо; 3) нейроглия; 4) синапс. 4. Короткие отростки, по которым нервный импульс движется к телу нейрона, называются: 1) аксоны; 2) дендриты; 3) синапсы; 4) сома. 5. Нервы — это: 1) скопления тел нейронов; 2) скопления отростков нейронов вне ЦНС; 3) скопления отростков нейронов в ЦНС; 4) структурная единица ЦНС. 6. Нейроны, которые проводят нервный импульс от ЦНС к рабочему органу, называются: 1) чувствительные; 2) вставочные; 3) двигательные; 4) рецепторные. 7. Аксон, дендрит и тело — это составляющие части: 1) нейроглиальных клеток; 2) нейронов; 3) нервных узлов; 4) нервных волокон. 8. Вставочные нейроны находятся: 1) в головном мозге; 2) спинном мозге; 3) ЦНС; 4) в периферической нервной системе. Часть В. В1. Установите соответствие между частью нервной системы и элементами, ее составляющими. |
|||||
Элементы |
Нервная система |
|||||
A) Спинномозговые нервы; Б) нервные узлы; B) спинной мозг; Г) головной мозг; Д) нервные окончания |
1) Центральная; 2) периферическая |
|||||
А [ ] Б [ ] В [ ] Г [ ] Д [ ] |
||||||
Ответы к тесту:
Вариант I |
Вариант II |
Часть А. 1.4. 2.4. 3.1. 4.1. 5.3. 6.3. 7.4. 8.2. В1. Г, А, Б, Д, В |
Часть А. 1.2. 2.2. 3.4. 4.2. 5.2. 6.3. 7.2. 8.3. В1. 1,2, 1, 1,2 |
ВЛИЯНИЕ СИМПАТИЧЕСКОГО И ПАРАСИМПАТИЧЕСКОГО ОТДЕЛОВ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ
Орган |
Возбуждения, проводимые по нервам |
|
симпатическим |
парасимпатическим |
|
Сердце |
Учащение и усиление сокращений сердца |
Замедление темпа и ослабление сокращений |
Кровеносные сосуды |
Сужение сосудов, повышение кровяного давления |
Расширение сосудов в некоторых органах |
Зрачок |
Расширение |
Сужение |
Слезные железы |
Уменьшение секреции |
Усиление секреции |
Желудок |
Ослабление сокоотделения |
Усиление сокоотделения |
Кишечник |
Ослабление волнообразных движений |
Усиление волнообразных движений |
Слюнные железы |
Скудное слюноотделение |
Обильное слюноотделение |
Потовые железы |
Усиление потоотделения |
Уменьшение потоотделения |
Мочевой пузырь |
Накопление мочи |
Выведение мочи |