Какая система налогообложения лучше для транспортной компании

Автомобильные грузоперевозки — один из самых популярных видов деятельности малого бизнеса. Давайте разберёмся, какие налоговые системы стоит рассматривать грузоперевозчикам для легального снижения фискальной нагрузки.

Пример для расчёта

Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:

  • доход в год – 18 000 000 рублей;
  • затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
  • количество единиц транспорта – 5;
  • количество работников – 6;
  • расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).

Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.

Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2023 году это 45 842 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Теперь рассмотрим разные режимы и посмотрим, как отличается налоговая нагрузка.

Упрощённая система налогообложения

Упрощённая налоговая система очень популярна у малого бизнеса, но для грузоперевозок она не всегда является оптимальным выбором. Напомним, что УСН может применяться в одном из двух вариантов – с учётом расходов или без этого, поэтому надо рассчитать налоговую нагрузку на каждом из них.

На упрощёнке в 2023 году могут работать организации и ИП, подходящие под определённые требования. Применять этот режим можно до тех пор, пока:

  • доход в год не превышает 251,4 млн рублей;
  • среднесписочная численность работников – не более 130 человек.

Для организаций есть дополнительные условия, в том числе остаточная стоимость основных средств – не более 150 млн рублей.

Бесплатная консультация по налогам

УСН с объектом «Доходы»

Если выбрать в качестве объекта налогообложения доход без учёта расходов, то ставка налога составит:

  • 6% – при выручке до 188,55 млн рублей и/или количестве работников – до 100 человек включительно;
  • 8% – при выручке от 188,55 до 251,4 млн рублей и/или количестве работников 101-130 человек.

Расчёт налога при УСН Доходы производится в следующем порядке.

Исчисленный налог равен: сумма дохода * 6% = 18 000 000 * 6% = 1 080 000 рублей. Далее расчёты сделаем отдельно для ООО и ИП, поскольку вычет будет разный.

  1. Вычет для ООО составляет 1 080 000 / 2 = 540 000 рублей. Нельзя вычесть все взносы (550 000 рублей), поскольку они больше половины налога. Поэтому налог к уплате будет равен: 1 080 000 – 540 000 = 540 000 рублей. С учётом взносов, сумма к уплате в бюджет составит 1 090 000 рублей (540 000 + 550 000).
  2. Вычет для ИП будет состоять из двух частей: взносов за работников и за самого предпринимателя. В нашем примере собственные взносы составят (18 000 000 – 300 000) * 1% + 45 842 = 222 842 рублей. Общий размер взносов: 222 842 + 550 000 = 772 842 рублей. Это больше 50% от налога, следовательно, вычет составит 540 000 рублей. Соответственно, налог также будет равен 540 000 рублей, а общая сумма налога и взносов составит 540 000 + 772 842 = 1 312 842 рублей.

УСН с объектом «Доходы минус расходы»

Ставки налога при упрощёнке с учётом затрат таковы:

  • 15% – при сумме дохода с начала года до 188,55 млн рублей и/или численности сотрудников – до 100 человек включительно;
  • 20% – при сумме дохода 188,55 — 251,4 млн рублей и/или численности сотрудников 101-130 человек.

Правила расчёта налога здесь такие:

  • исчисляется налог обычным способом;
  • исчисляется минимальный налог – это 1% от дохода;
  • перечисляется та сумма, которая больше из этих двух.

Вычет страховых взносов на этой системе не осуществляется, ведь они уже уменьшили налоговую базу в составе расходов.

Налог ООО при применении УСН 15% составит (18 000 000 – 11 500 000) * 15% = 975 000 рублей. Для сравнения посчитаем минимальный налог: 18 000 000 * 1% = 180 000 рублей, что меньше рассчитанного по ставке 15%. Всего ООО заплатит с учётом взносов 975 000 + 550 000 = 1 525 000 рублей.

Взносы ИП посчитаем так: 45 842 + (18 000 000 – 11 500 000 – 300 000) * 1% = 107 842 рублей. Налоговая база составит: (18 000 000 — 11 500 000 — 107 842) 6 392 158, а налог по ставке 15% = 958 823,7 рублей. Итого предпринимателю придётся уплатить с учётом отчислений за себя и работников: 958 823,7 + 550 000 + 107 842 = 1 616 665,7 рублей.

С середины 2022 года появился еще один налоговый режим — АУСН. Это один из вариантов упрощенной системы, но со своими особенностями. На АУСН не надо платить страховые взносы, но налоговые ставки выше: 8% для объекта Доходы и 20% для Доходы минус расходы. Пока эта система применяется только в Москве и области, Татарстане и Калужской области, поэтому в нашем примере для Санкт-Петербурга мы ее не рассматриваем. 

Кроме того, для индивидуальных предпринимателей есть дополнительные налоговые режимы, которые недоступны для ООО.

Покупка патента (ПСН)

Для применения патентной системы действуют определённые ограничения. Так, ИП с начала года должен заработать не более 60 млн рублей дохода по всем купленным патентам. Другое правило – количество работающих у него в рамках патентной деятельности лиц не может быть более 15.

Налог на ПСН – это стоимость патента. Она считается как 6% от суммы потенциально возможного дохода ИП по виду конкретной патентной деятельности. Из полученной суммы в 2022 году можно будет вычесть страховые взносы.

Рассчитаем стоимость патента для бизнеса из примера – это можно сделать с помощью калькулятора ФНС. Для Санкт-Петербурга при количестве машин 5 единиц стоимость патента на перевозку грузов за полный год составит 270 000 рублей.

Теперь рассчитаем взносы ИП за себя. Базой является сумма потенциального дохода, уменьшенная на 300 000 рублей. Нужное нам значение содержится в соответствующем законе Санкт-Петербурга. Потенциально возможный доход на одно транспортное средство для ИП (грузоперевозки) составляет 900 000 рублей. Значит, он заплатит взносы за себя в таком размере: (900 000 * 5) – 300 000) * 1% + 45 842 = 87 842 рублей.

Суммарный размер взносов за работников и предпринимателя составит: 550 000 + 87 842 = 637 842 рублей. За счёт этой суммы можно снизить стоимость патента на 50%. То есть за него придётся уплатить 270 000 / 2 = 135 000 рублей. Всего фискальная нагрузка на ИП будет равна 637 842 + 135 000 = 772 842 рублей.

Бесплатная консультация по налогам

Прочие режимы

Кроме рассмотренных налоговых систем, существует основная. Однако она предполагает уплату налогов, ставки по которым выше, чем при спецрежимах, и в большинстве случаев невыгодна при грузоперевозках.

Предприниматели дополнительно вправе применять НПД – режим на основе уплаты налога на профессиональный доход. Платить страховые взносы при этом не нужно. Однако этот режим предполагает массу ограничений. Для нашего примера важны такие:

  • доход ИП должен укладываться в лимит 2,4 млн рублей в год;
  • запрещено нанимать работников.

Так что к данному примеру этот режим применить нельзя. Хотя если ИП занимается перевозками грузов самостоятельно и имеет небольшой доход, он вполне может рассмотреть НПД как подходящую налоговую систему. В таком случае он будет платить налог по ставке 6% с доходов, полученных от организаций и ИП, и 4% – от граждан.

Выводы

Сведём в таблицу все данные, которые рассчитали выше для спецрежимов.

Таблица. Сравнение фискальной нагрузки на разных режимах для грузоперевозок (в рублях)

  Налог Взносы Всего
Организация
УСН Доходы 540 000 550 000 1 090 000
УСН Доходы-расходы 975 000 550 000 1 525 000
ИП
УСН Доходы 540 000 772 842 1 312 842
УСН Доходы-расходы 958 823,7 657 842 1 616 665,7
Патент 135 000 637 842 772 842

Из таблицы видно, на какой режим оптимально перейти нашему грузоперевозчику. Если это ИП, ему лучше купить патент. Организации же для грузоперевозок больше подходит УСН со ставкой налога 6% с дохода, чем 15% с разницы между доходом и расходами.

Однако надо понимать, что расчёт этот условный, ведь он основан на примерных данных, хотя и приближённых к реальным. Поэтому перед выбором налогового режима для грузоперевозки надо сделать такой расчёт, исходя из собственных показателей выручки и затрат. Кроме того, важно учитывать специфику регионального законодательства, ведь некоторые параметры налоговых режимов в разных субъектах РФ могут существенно различаться.

Бесплатная консультация по налогообложению

  • Особенности сферы грузоперевозок

  • Какая система налогообложения выгоднее для грузоперевозок

Особенности сферы грузоперевозок

Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:

  • сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
  • амортизация;
  • расходы на бензин;
  • зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
  • расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
  • оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
  • страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
  • страховка автомобилей;
  • налоги и другие обязательные платежи.

Сложно сказать заранее, насколько бизнес будет окупать все расходы. Экономический кризис, рост цен на бензин, высокий уровень конкуренции и множество других факторов могут оказать влияние на итоговую доходность.

Открываете бизнес?

За 15 минут подберём ОКВЭД и налоговый режим, соберём документы бесплатно.

Подготовить документы

Какая система налогообложения выгоднее для грузоперевозок

Сравним условия и выгоду каждого вида налогообложения на конкретном примере.

ИП Васильев Петров Петрович занимается грузоперевозками в Москве на 3 транспортерах грузоподъёмностью до 3,5 тонн. У него работают 5 сотрудников с зарплатой 40 000 рублей. Финансовый аспект его деятельности выглядит так:

  • Доход в год — 15 000 000 рублей.
  • Расходы в год (в том числе зарплаты, бензин, ремонт, страхование и так далее) — 7 000 000 рублей в год.
  • Взносы за работников — 720 000 рублей в год (уже входят в расходы).
  • Взносы за самого себя — 40 874 рубля + процент от дохода, превышающего 300 000 рублей. Величина взноса будет зависеть от условий налогового режима. Так, например, при УСН Доходы доход сверх лимита облагается налогом в 1 %, а при патентной системе его рассчитывают не от фактической, а от потенциальной прибыли.

Мы недаром отдельно отметили размер взносов. На них можно уменьшить размер налога на патентном режиме и УСН «Доходы». ИП с работниками могут уменьшить на лога на сумму взносов в пределах 50%, но не более, чем на 50%.

Теперь подробнее об условиях каждой из систем.

УСН

Упрощённая система налогообложения — самая популярная среди индивидуальных предпринимателей. Среди преимуществ упрощённой системы выделяют такие условия:

  • с доходов платится только налог УСН — раз в квартал;
  • раз в год необходимо отчитываться по декларации УСН.

УСН «Доходы»

Налоговая ставка зависит от размера выручки и числа сотрудников:

  • Если число сотрудников не больше 100 человек включительно, а максимальный доход 154,8 миллионов рублей, применяют ставку от 1% до 6%.
  • Если количество работников от 101 до 130 человек включительно, а годовой доход — от 150 до 200 миллионов, применяют ставку 8% с квартала, в котором лимит был превышен, и до конца года.

Конечные размеры ставок зависят от решения региональных властей и особых условий. Для нашего примера будем рассчитывать по стандартной ставке — 6%.

Чтобы определить базовую сумму налога, посчитаем 6% от суммы дохода за год:

15 000 000 * 6% = 900 000 рублей.

Мы можем уменьшить эту сумму на размер страховых взносов. Так как они явно больше половины размера налога, отнимем максимально возможные 50%:

900 000 / 2 = 450 000 рублей. Такую сумму составит размер налога.

Узнайте 45 легальных способов снижения налогов для вашей фирмы

Может, вам нужен всего один? Поможем выбрать.

Узнать подробнее

УСН « Доходы минус расходы»

Здесь налоговая ставка определяется так:

  • Если работников не больше 100 человек включительно, а годовая прибыль не превышает 154,8 миллионов рублей, возможна ставка от 5% до 15%.
  • Если число сотрудников от 101 до 130 человек, а сумма дохода — от 154,8 до 200 миллионов, ставка составит 20%.

Рассчитаем налог в нашем примере по стандартной ставке 15%.

Определим налоговую базу и отнимем от годового дохода все расходы:

15 000 000 — 7 000 000 = 8 000 000 рублей.

Посчитаем налог без учёта взносов (так как они уже вошли в расходы):

8 000 000 * 15% = 1 200 000 рублей.

ПСН

Патентная система налогообложения для грузоперевозок доступна только для ИП. Преимущества такого режима в следующем:

  • Простой порядок — необходимо приобрести патент на определённый срок и вести свою деятельность в течение этого времени.
  • Нет обязанности подавать отчётность в налоговую и уплачивать отдельно налог.

Общие особенности ПСН заключаются в следующем:

  • максимальное количество работников не должно превышать 15 человек;
  • размер патента за год рассчитывается в таком порядке: 6% от потенциально максимального дохода предпринимателя по данному виду деятельности;
  • с начала года предприниматель может заработать максимум 60 000 000 рублей по всем приобретённым патентам.

Более конкретные условия для применения этой системы зависят от региона. С 2021 года они вправе на своё усмотрение устанавливать максимальный порог дохода. Подробнее об этом можно узнать на сайте Федеральной налоговой службы.

В нашем примере обратимся к Закону города Москвы от 31.10.2012 N 53 «о патентной системе налогообложения».

Потенциальный доход с 1 автомобиля с грузоподъёмностью до 3,5 тонн — 600 000 рублей. В нашем случае таких единиц транспорта 3, соответственно суммарная прогнозируемая прибыль — 1 800 000 рублей. Рассчитаем налог за год:

1 800 000 * 6% = 108 000 рублей.

На ПСН можно уменьшать сумму налога на размер взносов, но не больше, чем вполовину. Уплаченные взносы явно больше суммы налога, поэтому рассчитываем так:

108 000 / 2 = 54 000 рублей.

ОСНО

Такой вариант подойдет крупному бизнесу, который заинтересован в работе с контрагентами на ОСНО. Ограничений по числу сотрудников и доходу не предусмотрено. Однако в большинстве случаев ОСНО не выгодно по ряду причин:

  • Сложная бухгалтерская отчётность. Кроме привычных для других систем книг учёта доходов и расходов и отчётности за сотрудников, необходимо подавать ряд деклараций (по налогу на прибыль, на НДФЛ, на имущество и т.д.).
  • Потребуется грамотный бухгалтер, который разбирается в тонкостях и актуальных изменениях. А это предполагает и дополнительные затраты.
  • Нужно платить все основные налоги — НДФЛ (13%, 15%, 30%), НДС (0%, 10%, 20%), налог на имущество физлиц.

Если предприниматель не планирует масштабировать деятельность, лучше выбрать один из специальных режимов.

НПД

Для грузоперевозок можно выбрать самозанятость и платить налог на профессиональный доход. Такой вариант подойдёт, если ИП работает в одиночку и имеет доход до 2,4 миллионов рублей в год. Ему не нужно платить страховые взносы за себя, а единственный налог НПД составит 6% с дохода от юридических лиц и 4% с прибыли от физических лиц. Специальной отчётности вести не нужно. Но среди минусов стоит учесть следующие:

  1. Нет страхового стажа, влияющего на будущую пенсию.
  2. Многие компании хотят заключать договоры с юридическими лицами, чтобы обезопасить себя от рисков.
  3. При расчёте налога не учитываются затраты на ремонт, сервисное обслуживание, бензин и т.д.

Что еще нужно учитывать в сфере грузоперевозок:

  • Специальных разрешений на работу получать не нужно. Но необходимо оформлять ряд дополнительных документов: путевые листы, документы на автомобили, груз, страховка и т.д.
  • Важно грамотно выбрать код ОКВЭД. Определиться, с какими грузами и в каком порядке работать. К транспортировке грузов могут относиться коды из классов 02, 38, 49, 50, 52, 53. Конкретно с перечнем можно ознакомиться в классификаторе ОКВЭД РФ.

Наши примеры отражают формальный порядок расчётов, результаты которых могут сильно поменяться в зависимости от ряда факторов и специфики работы конкретного ИП. Важно предусмотреть все риски, оценить все нюансы своей деятельности, учитывать кризис и конкуренцию, чтобы сделать грамотный выбор.

Многие грузоперевозчики работали на ЕНВД или совмещали УСН+ЕНВД до 2021 года. С отменой вмененки им приходится искать другой удобный налоговый режим. Расскажем, какие системы налогообложения подходят при этом виде деятельности, когда придется их совмещать, сколько нужно патентов и как вести учет с 2021 года.

Патент для грузоперевозок

Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок

Патент доступен при перевозках автотранспортом. Его удобство в том, что он во многом стал аналогом ЕНВД, и если прежде перевозчик работал на вмененке, в его работе мало что изменится с переходом на патент. Минус — он подходит только предпринимателям, организациям применять патент нельзя. Также на патенте есть лимиты:

  • у предпринимателя должно быть не больше 15 сотрудников;
  • доход не должен превышать 60 млн рублей в год.

Многие ИП задают вопрос: придется ли покупать несколько патентов, если перевозка пассажиров и грузов происходит между регионами. Ответ такой: достаточно одного патента в том регионе, где вы проживаете и главным образом ведете работу. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Если вы работаете в Свердловской области и иногда возите грузы в Челябинскую, достаточно указать место заключения договора Екатеринбург, и вам не придется покупать патент в Челябинской области.

Реклама на транспорте и налоговые режимы

Часто перевозчики оказывают услуги по размещению рекламы снаружи и внутри автомобиля. В этом случае организациям подойдет только УСН — и для грузоперевозок, и для рекламы.

У предпринимателей есть выбор. Для перевозок подходит патент — важно лишь соблюдать лимиты, о которых мы писали выше. Какая налоговая система подойдет для размещения рекламы — зависит от законодательства в вашем регионе. 

С 2021 года регионы могут включать в список видов деятельности по патенту новые направления (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Если в вашем регионе разрешат применять ПСН при размещении рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств, то вы сможете работать на патенте по этому виду деятельности. Если же нет, придется с рекламой работать на УСН, а с перевозками на патенте и совмещать режимы.

Самозанятость для перевозок

Перевозчик может стать самозанятым: это доступно для ИП и физлиц. По налогу на профессиональный доход есть ограничения:

  • лимит по выручке в год — до 2,4 млн рублей;
  • работать можно строго без сотрудников;
  • нельзя совмещать НПД с другими системами налогообложения.

Для работы на НПД достаточно скачать приложение “Мой налог”: оно формирует чеки для клиентов и рассчитывает налог. Сдавать отчетность на этом режиме не придется.

Совмещение налоговых режимов

С 2021 года совмещение доступно только для ИП: УСН + патент и ОСНО + патент. Это вполне рабочие варианты для перевозок, если ИП занимается еще одним или несколькими видами деятельности. При такой работе нужно вести раздельный учет по деятельности на каждом режиме и следить за соблюдением ограничений.

При работе на УСН + патент придется следить за лимитами, чтобы не “слететь” с патента полностью на упрощенку:

  • выручка по всей деятельности не должна превышать 60 млн рублей;
  • в деятельности по патенту должно работать не больше 15 человек, а всего по предприятию — не более 130 сотрудников, при этом если работник занят одновременно в двух видах деятельности, придется отнести его к патенту;
  • остаточная стоимость основных средств по всему предприятию не должна превышать 150 млн рублей.

При совмещении ОСНО + патент следить придется только за лимитами по патенту:

  • выручка по ПСН — не более 60 млн рублей в год;
  • не более 15 сотрудников, занятых по патенту.

Если предприниматель нарушает указанные лимиты, он должен перевести всю деятельность на свой базовый налоговый режим (УСН или ОСНО) с начала того периода, на который куплен патент. Если ИП покупает в течение года несколько патентов, например, каждый месяц, то при нарушении лимитов, перейти полностью на упрощенку или ОСНО нужно с начала действия того патента, при котором лимиты были нарушены.

Выбор самой выгодной системы налогообложения

Рассчитайте налоговую нагрузку на разных режимах налогообложения с помощью нашего бесплатного калькулятора, сравните и выберите самый выгодный режим. Учитывайте ограничения каждого из них — калькулятор и пояснительная статья помогут разобраться, что вам больше подходит.

Учет и отчетность на разных налоговых режимах

Проще всего организована работа самозанятых: они не ведут учет, не сдают никаких отчетов, а весь контроль за деятельностью ведется через приложение “Мой налог”.

При работе на патенте тоже нет отчетности по налогам: предприниматель просто регулярно подает заявления на получение патента — важно лишь вовремя вносить патентные платежи. Отчетность придется сдавать за сотрудников, если они у вас есть. На патенте есть подобие учета: налогоплательщики заполняют Книгу учета доходов. Узнайте больше о работе на патенте в нашей статье.

На УСН есть налоговая декларация, которую придется сдавать раз в год. Также работодатели сдают отчетность в налоговую и фонды за сотрудников. Учет зависит от объекта налогообложения — “Доходы” или “Доходы минус расходы”. Читайте о работе на УСН в статье.

Ну, и на ОСНО — самом сложном и “дорогом” режиме — есть несколько ежеквартальных и годовых отчетов: по НДС, налогу на прибыль для организаций или по НДФЛ для ИП, также декларация по налогу на имущество и отчеты за сотрудников. Учет на ОСНО сложен и требует хотя бы начальных знаний в бухгалтерии. Узнайте больше об этом режиме.

Чтобы справляться с учетом и отчетностью самостоятельно, протестируйте веб-сервис Контур.Бухгалтерия: он автоматически рассчитывает налоги и формирует отчеты для отправки через интернет. Здесь вы сможете работать на УСН или ОСНО, совмещать базовый режим с патентом. В сервисе большинство функций автоматизированы и есть много инструментов для работы бухгалтера и руководителя компании. Всем новичкам мы даем бесплатный тестовый период — 2 недели.

Транспортный бизнес, логистика и перевозки. УСН, ЕНВД, патент: что выбрать?

Поговорим о том, какую систему налогообложения выбрать предпринимателю, чей основной доход — это перевозка груза и транспортные услуги.

После того, как закончилась регистрация ИП, стоит выбрать налоговый режим, среди которых ОСНО, УСН, ЕНВД и патент.

Если вы не транспортная компания, то смысла вести налоговый учет с НДС вам нет, т.к. это отнимает достаточно большое количество времени и там много нюансов.

ЕНВД будет обходиться дешевле за счет сокращения страховых взносов и по документообороту проще, т.к. подразумевает только ежеквартальную декларацию.

Если автомобильный перевозчик выбрал патентную систему налогообложения, то ничего страшного, тк это практически то же ЕНВД, но без декларации.

Следует помнить что в ближайшие два года наше правительство планирует упразднить налоговый режим ЕНВД и остается два варианта: патент или упрощенка.

Про первый я уже сказал выше, поэтому давайте разберемся с УСН. УСН бывает 2-х типов: 6% со всей выручки и 15% от доходы минус расходы.

Первый вариант оптимален, если нет бухгалтера и не хочется сильно погружаться в налогообложение. Во втором варианте процентная ставка определяется региональной властью.

Другие видео эксперта в области налогообложения Марата Самитова смотрите тут.

Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. И многие субъекты предпринимательства, осуществляющие его, регистрируются как ИП. Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.


Что касается выбора режима налогообложения, это вопрос индивидуальный. Определяется приоритетная система, прежде всего, условиями предпринимательской деятельности. Также играет роль схема использования транспорта. В сфере грузоперевозок возможно три варианта:

  •          Использование собственных транспортных средств.

  •          Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.

  •          Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.

Для осуществления грузоперевозок важно правильно выбрать ОКВЭД при регистрации бизнеса. Следует учитывать, что сдача в аренду собственного транспорта к данному виду деятельности не относится.


4 популярных режима налогообложения для грузоперевозчиков

ИП, работающие в сфере транспортировки грузов различных типов, тоннажа, могут использовать следующие налоговые системы:

  •          ОСН;

  •          упрощенку;

  •          патент;

  •          ЕНВД.

Свои особенности имеет каждый режим налогообложения. Они будут подробно рассмотрены ниже.

Выбор налоговой системы определяет количество уплачиваемых в бюджет налогов (актуальную налоговую нагрузку), специфику и сложность бухгалтерского учета, возможности индивидуального предпринимателя, касающиеся развития, расширения бизнеса (прежде всего увеличение годового дохода, оборота). Также имеет значение количество используемого в предпринимательской деятельности транспорта. Причем учитываются как машины, находящиеся в собственности ИП, так и машины, привлеченные по договорам аренды и т.п.

Чтобы правильно (рационально) выбрать налоговый режим, стоит учесть и ряд дополнительных нюансов. Во-первых, необходимо спрогнозировать предполагаемый объем заказов. Во-вторых, определиться с тем, нужны ли штатные единицы для администрирования процессов, ведения документооборота, решения логистических задач и вопросов.

Нельзя не отметить и наличие существующих ограничений по выбору, применению налоговых режимов. Так, например, работать на ЕНВД разрешается только при наличии парка менее чем в 20 машин. Ограничена также возможность совмещения некоторых налоговых режимов. ИП-грузоперевозчик не может использовать одновременно вмененку и патентную систему налогообложения.


ОСН для грузоперевозок

Общий режим налогообложения является базовым, стартовым, основным. Он устанавливается для всех ИП-грузоперевозчиков по умолчанию. Переход на специальные режимы осуществляется в заявительном порядке.

Выгодной ОСН является для крупных субъектов предпринимательства. Такой режим рационально выбирать, имея большой парк техники, штат сотрудников. Также ОСН подойдет ИП, нацеленному на быстрое развитие бизнеса, сотрудничество с юридическими лицами.

Представленный режим налогообложения имеет несколько важных преимуществ. Первое и главное – фактическое отсутствие ограничений по получаемой прибыли, размеру автопарка. Кроме того, ОСН дает возможность бесконечно расширять клиентскую базу, оказывая транспортные услуги компаниям, которые являются плательщиками НДС.

Налоговый режим, естественно, не лишен и некоторых особенностей, усложняющих учет. На ОСН приходится крайне внимательно относиться к документальному подтверждению расходов. Также существует обязанность по исчислению, уплате НДС (если ИП является плательщиком данного налога).

Общий режим невыгоден грузоперевозчикам, у которых отсутствуют значительные расходы. В таких случаях солидные налоговые обязательства могут заметно подорвать бюджет.


Грузоперевозки на упрощенке

Упрощенная система нередко применяется индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере грузоперевозок. Она удобна для тех, кто не сотрудничает с налогоплательщиками НДС, имеет годовой доход, не выходящий за рамки существующих ограничений для применения УСН, не планирует нанимать большое количество сотрудников.

Упрощенка позволяет выбирать объект налогообложения – доходы либо доходы за вычетом расходов. Если ИП сложно определиться с типом УСН, имеет смысл проконсультироваться со специалистами. Иногда оптимальный объект налогообложения прорисовывается только в процессе ведения предпринимательской деятельности. Если изначально тип упрощенки выбран неверно, его можно изменить в заявительном порядке. Изменения вступят в силу с нового налогового периода.

УСН привлекает предпринимателей довольно простым, прозрачным бухучетом. Минимум отчетных форм – относительно небольшие расходы на содержание бухгалтера.

Еще один нюанс упрощенки в том, что она позволяет предпринимателю снижать налоговую нагрузку при уплате пенсионных взносов.

Что касается специфики режима, стоит отметить действующие ограничения по годовому доходу, штату сотрудников, срокам изменения системы налогообложения.

Вмененка на транспорте

Перевозка грузов предусматривает возможность применения ЕНВД. Специфический режим налогообложения предприниматели выбирают достаточно часто. Это обусловлено его удобством, особенно для небольшого бизнеса.

Применяя вмененку, ИП-грузоперевозчик:

·         Не ведет полноценный документооборот. Ему вменен в обязанность только учет физического показателя. То есть значение имеет количество машин, задействованных в грузоперевозках. Расходы на топливо, запчасти и т.п. в учетных формах не фигурируют.

·         Может совмещать режим налогообложения с упрощенкой. Оправданным является совмещение с УСН «доходы». При этом отсутствует необходимость учета затрат, появляется возможность реально и абсолютно законно оптимизировать налогообложение.

Но ЕНВД выгоден не всегда. Если ИП оказывает услуги по перевозке грузов периодически, не имеет стабильного дохода, единый налог платить попросту нерационально.

Патент и грузоперевозки

Патентная система актуальна для перевозчиков в статусе ИП, которые имеют незначительные по стоимости контракты, небольшой автопарк, не хотят заморачиваться с бухгалтерским учетом, налоговой отчетностью, точно высчитывать доходы, расходы, подтверждать последние.

ПСН, как и любой другой режим, имеет ряд особенностей. Применяться он может только в регионе непосредственной выдачи. Это следует учитывать при заключении контрактов, договоров. Место их составления и применения ПСН должно совпадать.

Кое-что о документообороте

Грузоперевозки – довольно специфический вид деятельности. Он предусматривает необходимость ведения соответствующего документооборота. Так, вне зависимости от выбранного режима налогообложения, предпринимателю придется обеспечивать:

·         Выписку так называемых путевок на каждого водителя и каждую поездку. Правила оформления путевых листов стандартизованы, жестко регламентированы.

·         Заключение экспедиционных договоров.

·         Ведение журналов учета указанных документов.

Порядок регистрации ИП не зависит от деятельности, которой он планирует заниматься. Если предприниматель будет оказывать услуги по перевозке грузов, никаких специальных действий для этого ему совершать не придётся. Нужно только выбрать подходящий налоговый режим, указать правильный ОКВЭД в заявлении и подать уведомление в Ространснадзор.

Кто может открыть ИП для грузоперевозок

Зарегистрироваться в качестве ИП могут российские граждане, иностранцы и лица без гражданства. Они должны быть без психических и других заболеваний, влияющих на дееспособность.

Иностранцам и лицам без гражданства для оформления ИП понадобится документ, подтверждающий право проживать в России — вид на жительство или разрешение на временное проживание. Гражданам РФ нужна прописка в паспорте, а если её нет — документ о регистрации по месту жительства.

!

Регистрируйте ИП бесплатно в сервисе Контура и получите год Эльбы в подарок

ОКВЭД для грузоперевозок

На листе А заявления о регистрации ИП нужно указать ОКВЭДы — коды видов деятельности, которой будет заниматься предприниматель. Их берут из классификатора ОК 029-2014. В заявлении указывают как минимум первые четыре цифры кода, то есть группу ОКВЭД.

Грузоперевозкам подходит ОКВЭД 49.41 — деятельность автомобильного грузового транспорта, 49.42 — услуги по автоперевозкам физическим и юридическим лицам при переезде.

Вид деятельности можно указывать конкретнее, например, подгруппы 49.41.1 — перевозка специализированным автотранспортом, 49.41.2 — перевозка обычными фурами, грузовиками и т.д.

Основной ОКВЭД должен быть один, а дополнительных — любое количество, но в пределах разумного. Сопутствующими услугами по грузоперевозкам часто бывают:

  • 52.10.9 — складирование и хранение прочих грузов;
  • 52.29 — вспомогательная прочая деятельность, связанная с перевозками.

Какая система налогообложения выгоднее для грузоперевозок

При регистрации бизнеса будущему ИП нужно разобраться, какая система налогообложения ему подойдёт. По умолчанию всем присваивают ОСНО — общий режим, при котором больше всего налогов и отчётов. Но ИП могут применять спецрежимы УСН, ПСН или НПД. Сообщить об этом в налоговую лучше одновременно с подачей документов для регистрации.

УСН

На упрощённой системе налогообложения есть два варианта уплаты налога:

  • 6% со всех доходов;
  • 15% с разницы между доходами и расходами.

Это стандартные размеры ставок. Региональные власти могут их понижать: на УСН «Доходы» — до 1%, на «Доходы минус расходы» — до 5%, а также вводить дополнительные условия для их применения. Информацию по размерам налога для своего региона можно посмотреть на сайте ИФНС. В некоторых субъектах РФ ещё действуют налоговые каникулы — ставка 0% для новых ИП.

На доходной УСН из налога можно вычитать суммы страховых взносов за себя и работников. Если у ИП нет сотрудников, можно уменьшить налог полностью. Если есть — до 50%. Доходная упрощёнка выгодна тем, у кого мало расходов.

На доходно-расходной УСН из доходов можно вычесть документально подтверждённые расходы и посчитать налог с этой разницы. При стандартной ставке УСН 15% доля расходов бизнеса должна составлять от 70% — тогда этот вариант упрощёнки будет выгодным.

При грузоперевозках затрат бывает много — бензин, дизтопливо, техническое обслуживание машины, платежи в систему «Платон» и т.д. Но учесть можно не все, а только перечисленные в статье 346.16 НК РФ. Например, нельзя уменьшить доходы на оплату проезда по платным дорогам — в перечне такого пункта нет. 

При любых расходах налог на УСН не может быть ниже минимального — 1% от доходов. Его придётся заплатить, даже если у ИП будут убытки. 

Страховые взносы ИП за себя — это 43 211 рублей в 2022 году. Их нужно платить при любом варианте УСН, даже если нет доходов и деятельность не ведётся. Есть ещё дополнительные взносы — 1 % от годового дохода свыше 300 тыс. руб.

Один раз в год нужно подавать в ИФНС налоговую декларацию по УСН, даже если ИП ничего не заработал.

ПСН

Патентную систему налогообложения можно применять, если она действует там, где ИП планирует заниматься грузоперевозками. На патенте есть ограничения:

  • численность сотрудников — не больше 15 человек;
  • годовой доход — не более 60 млн руб.;
  • автотранспорт должен принадлежать ИП на праве собственности, пользования, владения, распоряжения;
  • общее количество автотранспортных средств — не более 20 единиц, причём в региональных законах это значение может быть меньше.

Сколько надо платить на патентной системе, можно уточнить в калькуляторе на сайте налоговой. 

Патент по грузоперевозкам действует в указанном в нём субъекте РФ. Но если ИП перевозит грузы между регионами, покупать несколько патентов не придётся. В этом случае место ведения деятельности определяют по месту заключения договоров на автоперевозку. Пункт назначения или отправления грузов может быть в другом регионе.

ИП на ПСН тоже уплачивает за себя страховые взносы. Декларации по патентной системе нет. 

НПД

Граждане России или других государств — членов ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Армения, Киргизия) могут выбрать налог на профессиональный доход для самозанятых. Он подходит и для грузоперевозок. Стать плательщиком НПД может ИП или физлицо. У этого спецрежима тоже есть ограничения:

  • годовые доходы — до 2,4 млн руб.;
  • нельзя нанимать работников;
  • нельзя совмещать с патентом и упрощёнкой.

Ставки налога для самозанятых: по доходам от физлиц — 4%, от юрлиц — 6%. Платить нужно ежемесячно. Если доходов не было, к уплате ничего не будет.

Рассчитывать платежи самостоятельно не придётся — всё почитается автоматически в приложении «Мой налог». При регистрации самозанятости дают налоговый бонус — вычет в сумме 10 тыс. руб. Он расходуется сам по мере занесения доходов — уменьшает налоговые ставки до 3% от физлиц и 4% от организаций. 

Самозанятому ИП не нужно платить страховые взносы за себя и сдавать отчётность.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Особенности сферы грузоперевозок для ИП

Услуги по перевозке грузов с ОКВЭД 49.41.1 и 49.41.2 относятся к видам деятельности, по которым надо подавать уведомление о начале ведения предпринимательской деятельности. Сделать это нужно после постановки на учёт в налоговой инспекции, но ещё до начала грузоперевозок.

Уведомление заполняют по форме из приложения № 2 к Правилам, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 584 от 16 июля 2009 года. Подают его в территориальное управление Ространснадзора любым удобным способом — лично, ценным письмом с описью вложения, через МФЦ, Госуслуги. Для отправки в электронном виде нужна усиленная квалифицированная электронная подпись ИП.

Если предприниматель решит заниматься международными грузоперевозками, нужно получить допуск в Ространснадзоре. Для этого подают заявление с копиями подтверждающих документов из п. 9 Постановления Правительства РФ № 845 от 01.06.2021. При положительном решении Ространснадзор внесёт запись о допуске в специальный реестр перевозчиков и разместит эту информацию на своём сайте. ИП получит уведомление о том, что он допущен к международным автомобильным перевозкам.

Для грузоперевозок предпринимателю нужно оформлять специальные документы — договоры перевозки грузов, товарно-транспортные накладные, акты об оказании транспортных услуг, путевые листы.

Статья актуальна на 

22.02.2023

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии