Адаптационный период в детском саду переживают не только дети, но и воспитатели. Какие чувства испытывает молодой воспитатель, только вышедший на работу в дошкольное учреждение? Публикуем страницы из дневника начинающей воспитательницы Дианы Власовой.
День первый
Я в шоке….
День второй
Сегодня отработала в первую смену, пришла в хорошем настроении домой. Наконец-то начинаю вникать в работу. Детки — молодцы, голос не срываю, голова не болит! Такие отзывчивые, хоть и шебутные. Занятия прошли хорошо, к обеду подустали. На улице никто не пострадал.
А теперь обращение к родителям (понятно, что обобщенно) — одевайте детей легче! Зачем в ноль градусов надевать пухленькому ребенку вязаную кофту? Сверху еще зимний пуховик и шарф. Я сегодня пока пятерых таких мерзунчиков одела, думала — на прогулку сил не хватит! Они вспотели! Мокрющие! И еще, чем проще, тем лучше: колготы, водолазка, теплые штаны и куртка, рукавицы, шапка, шарф — ВСЁ! Не усложняйте жизнь ребенку! А обувь! Она должна быстро и легко надеваться на ножку!
Это сообщение просто общее, потому что в моей группе из 14 сегодняшних детишек правильно было одето двое….
Две недели в роли воспитателя
Две недели беспрерывного общения с детьми….Работа в две смены, мои впечатления: Я ЕЛЕ ЖИВА!
В пятницу второй недели я ревела в кабинете заведующей, без голоса, с трясущимися руками, уставшая, как собака… На эту неделю мне дали сменщицу, и я, отдохнув еще и за выходные, снова полна жизни и огромного желания работать с детьми! Надеюсь, что дети тоже отдохнули от меня. Это очень тяжело — видеть одного воспитателя ежедневно. А я еще и требовательна. Ну это эмоциии.
А теперь по сути.
Первое, что хочу сказать, дети замечательные ВСЕ, без исключения. Я это знала всегда, просто к каждому ребенку нужно подобрать свой ключик. Не всегда у воспитателя есть время искать этот ключ, ибо помимо детей есть планы, журналы, отчеты, мероприятия, конкурсы и так далее.
Второе: работать в две смены без опыта сложно, потому что с детьми всегда надо знать, во что поиграть и чем их занять, а это должны быть и куча игр в голове, и стихи, и потешки, и физминутки. И всё должно заинтересовывать, всё должно играть и привлекать, ибо не школа это, а детский сад. Я перерыла интернет за выходные, накачала кучу материала, учу сижу, тренируюсь на дочке.
Третье: работа с родителями в сто раз тяжелее, чем с детьми, ну это сам Бог велел. Все своё чадо боготворят, поэтому в группе у меня только идеальные дети:) А бездарность только я, но, при всём этом, я как бездарность ОБЯЗАНА научить! А родители должны лишь восторгаться! Понятно, что я преувеличиваю, но некоторые родители готовы свесить своего ребенка на воспитателя и жить спокойно какой-то своей непонятной жизнью.
Вот пример. Одна мамочка спросила: «А зачем выполнять домашнее задание, ведь это же в саду должны делать! Это ваша обязанность. А дома мне некогда с ней заниматься, я работаю допоздна. А в выходные отдыхаю». На что я ответила: «Чтобы закрепить то, что мы прошли на занятии с двадцатью ребятами за 20 минут. И для контроля. Ведь родители должны знать, разбирается ли их ребенок в теме и чем ему можно помочь.»
Я не права? У меня самой дочь и я обожаю выполнять с ней задания, я слежу за каждым её движением, умиляюсь её правильным и грамотным ответам, плачу от счастья, когда она говорит мне умные не по годам вещи. Она растёт на глазах и я хочу каждое мгновение ловить и запечатлять в своем материнском сердце! А как иначе? И я найду время в своей забитой делами жизни на своего родного малыша, самого дорогого! Родители! Это же ваша обязанность, а не воспитателя. Я за двадцать минут успеваю дать основу, например, что такое овал и где он встречается в жизни, а остальное — ВАША забота, понял ребенок или нет. Да и занятия в детском саду больше носят игровой характер, немного приближая игру к обучению и дисциплине.
Четвертое — сбор денег с родителей. Это отдельная тема. В бюджетном детском саду на всё нужное денег нет! И это закон! И приходится вымаливать каждую копейку на элементарные вещи: книги, бумагу, игрушки. Ведь без этих вещей в саду детям нечем будет заняться! А воспитательские зарплаты не позволяют нам разгуляться! 50 рублей в месяц на группу, 100 рублей на детский сад в месяц. Это ж немного для своего-то чада!
Я понимаю, есть у нас мамочки одинокие, есть и семьи, где считают каждую копейку. Ну не платите в месяц, заплатите раз в два месяца. Ну не можете, помогите морально или физически. Например, нам, воспитателям, приходится еще и во время прогулок очищать площадки, ну помогите расчистить. Есть же сильные папы. Ну спросите просто по-человечески воспитателя: ЧЕМ ПОМОЧЬ? Даже эта фраза — уже помощь! Это значит, что родители заодно с воспитателем, понимание без общения не получится.
Объясниться нужно и можно. Ведь воспитатели — чуть ли ни вторые мама-папа для ваших детей. Воспитатель двенадцать часов в день бок о бок с вашим ребенком! Он не просит платить ему в карман, он просит помощи для вашего ребенка, чтобы ваше дитя читало нужные книги, чтобы ваш малыш играл в необходимые и красивые игрушки. Я недавно выкинула двух безобразных кукол с выколупанными глазами. Мы пытались с ребятами их лечить, но они так и остались валяться в углу после игры. Я убрала. Это неэстетично и неполезно. А на новые денег нет. А ведь у кого-то дома, наверняка, кукол вагон, и не все нужны. Несите! Ну это долгий разговор.
Пятое касается работы воспитателя в коллективе. Ох, ну женский коллектив есть женский коллектив. Кто-то вживается, а кто-то так и остается один….Ну тут я пока не поняла всей прелести, но потихоньку вхожу. Тяжелее даже, чем с родителями.
Итог
Что я поняла и какие перспективы: я воспитатель требовательный. Считаю, что одной лаской нельзя воспитывать, это медвежья услуга. Маленькие человеки, готовясь ко взрослой жизни (а именно с сада начинается социализация), уже что-то ДОЛЖНЫ и даже немного ОБЯЗАНЫ. Только на одних желаниях детей построить воспитание нельзя. Сложнее будет потом, после сада, осознавать, что мир не подчиняется одному лишь ХОЧУ. Это моё мнение, зачем ребенку детский сад. Всё остальное развитие осуществляют сами родители! Это и кружки, секции и всё остальное, самое новое, креативное, нужное и необходимое! В саду обыкновенном, бюджетном и простом, такого нет. В нем дается минимум.
Многое зависит от желания воспитателя, от его знаний, умения и выдумки. Сейчас нас обязывают искать новшества и заниматься с детьми чем-то интересным, что развивает ребенка, раскрывает его талант. Многие с радостью ищут это новое. А некоторым за три копейки просто жаль себя напрягать. Понять можно и тех, и тех. За идею работать как-то обидно. А стимулировать, увы, наше государство пока не способно. Вот и получается, если раньше, чтобы стать воспитателем, надо было постараться, то теперь готовы брать кого угодно, лишь бы галочку поставить, что штат укомплектован. Обидно, товарищи, и стыдно. Самая престижная профессия когда-то потеряла свой статус, превратившись в должность, на которую идут от безвыходности или по большой любви к делу и детям.
Я бы очень хотела стать опытным воспитателем, посвятить себя этим маленьким человечкам с огромными сердцами и горящими глазами. Но и кушать хочется…
Всё. Ухожу на смену.
Адаптация. Сад/Работа. Моя история.
15 мая 2015 15:40
Давно хочу написать в своем Журнале/поделиться о том, как дела обстоят у нас с садиком, с его адаптацией.
Когда мне позвонили с работы и поинтересовались смогу ли я через неделю досрочно выйти из декретного отпуска… я опешила… так как впереди было еще целых 2 месяца(!) декретного отпуска. Решение нужно было принимать сразу. С одной стороны, меня мучал вопрос о том, как я одна со всем этим справлюсь, а с другой стороны, четкое понимание что если не сейчас, то в ближайшие лет 5 так точно не выйду.
Совмещение садика и работы — это очень и очень не просто. К тому же садик в одном городе, работа в другом городе. Бабушки/дедушки у нас работающие, на них рассчитывать не приходится, муж работает заграницей. По сути я и ребенок, мы одни. По крайней мере с этой проблемой. А проблема действительно по итогу вырисовалась очень большая.
Во-первых, адаптация в садик. (Решение выходить на работу не смотря ни на что, я таки приняла, и ниже напишу свои мотивы). Во всех умных учебниках по психологии ребенка, в толковых статьях, психологи/педагоги/воспитатели, пишут о том, что «Первое время, ребенок должен находиться в саду1-2 — максимум 3 часа (а еще лучше первые два-три дня — час, потом еще три дня — два часа и, наконец, три часа). Такой период может длиться неделю, а то и две. Постепенно время пребывания в группе увеличивают. Затем хотя бы до месяца с момента первого посещения (то есть еще две-три недели) малыша оставляют в садике до сна. И только потом малыш может находиться в группе целый день». А еще, задолго до первого дня посещения, необходимо месяца 3-6 готовить его к садику, как психологически, так и воспитывать самостоятельность во всем: одевание/кушание/сон/режим… С последним, вопросов у нас почти нет проблем, умеет сам кушать/пить, просится на горшок, ходит на взрослый унитаз, как-то мало-мальски одевается сам… Но с первым возникла «проблемка«. Но я уверенна, что мы не одиноки. Поскольку в нынешнее время, не все могут себе позволить не работать, и как правило, когда подходит очередь, а это в 3 годика, мама должна выйти на работу, а ребенок отправляется в сад, при этом сама адаптация самая что ни есть минимальная и в ускоренном ритме.
Это конечно не правильно. И я как дипломированный психолог/педагог, со всей уверенностью могу это подтвердить. Но что можно с этим сделать? Или принять это. Или не принять.
Я выбрала второе.
Неделя до выхода на работу. Или 5 рабочих дней.
Определили нас в старшую группу, вместо младшей. Детки старше моего ребенка на год, полтора. Нам через 2 месяца будет три. Днем мы не спим уже очень очень давно. Где-то с годика у нас нет дневного сна. Первую неделю приводила сына на 2 часа в группу, первые три дня — хорошо, остальные два- ужас. Крик, плач. Уговоры. При этом я постоянно с ним разговаривала, объясняла, что это за место куда мы ходим, зачем мы туда ходим, почему… В целом я понимала, к чему мне нужно готовится, и что это только начало. Но сдаваться я была не намерена. Мое убеждение, что способность моего ребенка адаптироваться к детскому саду во многом зависит от моего психологического настроя. Если у меня будет уверенность в том, что садик — это хорошо, пусть и нелегко к нему привыкнуть; хорошо потому, что это какой-то этап взросления, человеческого роста малыша — то этот настрой впоследствии будет передаваться и моему дитю. А если я буду изначально сомневаться, даже боятся («А если будет все время болеть?», «А если будут обижать воспитатели или другие дети?», «А если не доглядят, не досмотрят?»), — то ничего у нас не получится. И мне придется с работой надолго попрощаться.
Немного хочу написать о работе. Какой был мотив у меня выходить на работу. Отнюдь не денежный (хотя деньги в наше нелегкое время, нужны всегда, и отказываться от них не разумно). Я не являюсь карьеристкой, для меня карьера не на первом месте. До рождения ребенка я упорно и целенаправленно трудилась, и благодаря этому я достигла того желаемого уровня к чему стремилась. В декрет я уходила профессионально состоявшейся в своей профессии. Мне было 28 лет, когда родился мой первый и любимый ребенок, и все три года я решительно посвятила ему одному, несмотря на опасения не вернутся на прежнюю должность, и потерять полученную квалификацию (годы идут). Тем не менее, я давала, даю, и буду давать ребенку достаточно любви и тепла, но я могу еще продолжить реализовывать себя, как личность. Три года полного «повиновения» ребенку, было достаточно на мой взгляд. Я полностью как мать посвятила себя ему. В свои три года, он знает на мой взгляд достаточно и развит тоже достаточно. Теперь пришло время его социализации в обществе. И я дала себе установку, что детский сад — это хорошо. Мой малыш в детском саду получит новые позитивные впечатления, научится самостоятельности, овладеет новыми навыками, найдет себе. друзей! Просто пришло время немного изменить распорядок нашей жизни.
У ребенка конечно же были другие планы)) Он никак не хотел со мной расставаться. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, он получал поддержку от меня, мое присутствие было всегда и везде, и это укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт. А теперь? В детском саду ему надо было самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же пришлось распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.Воспитательница постоянно говорила о том, что он держится не со всеми, и делает, то что хочется ему.
На сегодняшний день, мы уже 4-тый месяц посещаем детский сад, и адаптация к садику у нас по прежнему еще продолжается. Отдельного внимания в теме адаптации к садику заслуживает тема болезней.
До начала посещения детского сада, сын почти совсем не болел, а как пошел в детский сад и началось..
Оставлять мне его не с кем. Как я писала выше, — у меня бабушки/дедушки работающие, муж дома отсутствует. Говорила я на эту тему с нашим педиатром, она подтвердила, то что я читала в статьях об этом, что ребенок будет болеть, пока не выработается иммунитет, и что надо принимать в расчет не только то, как часто ребенок болеет, но и насколько тяжело протекают болезни. Надо признать тот факт, что любой детский коллектив — это источник вирусов и бактерий. Каждый ребенок является носителем своих, специфичных микробов, которые он получил у себя в семье и к которым у него выработался иммунитет. Дети в начале посещения детского сада начинают активно обмениваться микробам, поэтому часто болеют первое время. У нас «заболевание» всегда почти приходилось на выходные, это легкий насморк, прозрачный, без температуры, слава Богу. Явно нездорового я его не водила, пару раз оставляла дома, просила няню, платила денюжку. Один раз оставался с бабушкой. Но при этом нос у нас практически всегда влажный. Чтобы текли прям сопли, такого нет. Особенно «Зеленные», как часто любят говорить мамы, привела мол, ребенка своего в дет.сад, а там все сидят с зелеными соплями)))
У меня позиция другая. Если болезни протекают хоть и часто, но легко, без осложнений, без приема кучи лекарств, если малыш выздоравливает сам и все лечение состоит только в обильном питье, фруктах, частом проветривании помещения, то так болеть и так выздоравливать не вредно! Но если, как пишет доктор Комаровский: «… каждый чих — повод для назначения десятка сиропчиков-таблеточек, для инъекций антибиотиков, для тщательного обследования, для консультации десятка специалистов, каждый из которых считает необходимым добавить к лечению еще парочку-другую препаратов, — такие ОРЗ однозначное и очевидное зло, и такие ОРЗ бесследно не проходят и безболезненно не перерастаются. И для такого ребенка детский сад опасен. И родители опасны. И врачи…»
Поэтому, я не высматриваю детей с зелеными соплями в садике, хотя вижу и слышу как сморыгают носом, как покашливают, как мамы шепотом говорят, что заберут в обед, так как голос у дитя что-то сиплый….
Вообщем, мы постоянно «хватаем», но я понимаю, что не водить его в сад, боясь постоянных болезней, это не выход. Потому как так должно быть. И точка.
Я уверенна, что скоро мы переболеем, этот период, как физически так и психологически. Потому как снижает иммунитет также и стресс, вызванный посещением детского сада. Чем труднее проходит привыкание ребенка к садику, чем сильнее он переживает разлуку с любимой мамой, тем чаще будет болеть. А у нас именно так, он не хочет со мной разлучаться(( И каждое утро, по часу- полтора, перед садиком я его уговариваю туда идти. Постоянно рассказываю, объясняю… Потом мы все таки выходим из квартиры, до садика нам идти 5 минут, мы же ползем…15-20-ть… иногда и на руках несу, так как отказывается идти. Истерики редко закатывает слава Богу, просто не хочет одеваться, выходить, идти… А в садик, в сама группу заходит, пока-пока, цем-цем. Пару раз конечно приходилось и убегать, под крик. Не без этого.
Так что продолжаем адаптироваться.
И напоследок. Иногда, вот честное слово, так хочется забить на работу, на саморазвитие… на все, и быть только с ним. Так надоели эти все уговоры ежедневные, из-за которых я каждый день вынужденна опаздывать на 10-30 минут на работу((( Надоела эта беготня, утром и вечером, постоянно бегаю на маршрутки… устаю ужасно…(Плюсы тоже есть, лишних 5 кг, как и не бывало)) В квартире вечный дурдом… убирать не успеваю, так как лучше, я лишний час проведу с сыном, чем убирая или стоя возле плиты. (До антисанитарии конечно не довожу) Но нам для двоих, много не нужно. Из садика, ребенка забирает няня, не хочу оставлять на продленку, да я и не успеваю на нее… Настолько иногдавсе утомляет… что хочется опустить руки… хочется…но не могу. Не имею права. Мы в ответе за своих детей.И если не мы, то кто, научит их справляться с трудностями в жизни?
В этот непростой для нас период жизни, я поняла ОДНО, что надо просто любить своего ребенка, каким он есть, и показывать ему свою безусловную любовь.
Возможно кому- то, моя история, сейчас покажется актуальной, и я своим рассказом, что-то донесу… если это так, то мне будет приятно)
Спасибо, всем кто дочитал
Комментарии
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации
Особенности работы воспитателя
в период адаптации детей к детскому саду.
Из опыта работы
Подготовила:воспитатель
2 младшей группы
Христос М.Н
Особенности адаптационного периода
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс)
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым , лживость, болезнь, страх наказания.
Этапы адаптационного периода
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.
2 этап – приход в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.
Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки.
Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
3 этап – постепенное привыкание.
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние Ребенок уже может без слез находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.
Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.
Обратите внимание
В самый первый день лучше прийти не в группу, а на участок во время прогулки (заранее договорившись с воспитателем о времени прогулки) и поиграть с детьми, познакомить ребенка с воспитателем и детьми. Ребенку легче воспринять игру на улице, чем в незнакомом помещении.
На второй день так же прийти на прогулку. После прогулки можно вместе со всеми детьми пойти в группу, раздеться в своем шкафчике и поиграть в группе. Войдя в незнакомое помещение, ребенок видит уже знакомые лица воспитателя и других детей. На третий день повторить порядок второго дня плюс остаться на обед. Ребенок сам захочет поесть, аппетит сохранится благодаря маминой помощи.
Важно. В течение первых 3- 4 недель не следует принуждать ребенка к выполнению определенных действий, прописанных режимом: принимать пищу, докармливать против желания ребенка, побуждать ребенка участвовать в занятиях, раздеваться для укладывания на сон.
Полезные советы. После двух-трех недель стабильного посещения первой половины дня можно впервые остаться на сон. Следует заранее договориться с ребенком о сне, Если ребенок заснет, ни в коем случае нельзя его покинуть. Он не будет долго спать, т.к. непривычная обстановка помешает глубокому сну. В дальнейшем ребенок научится быстро и легко засыпать, поскольку «я посплю – и за мной мама придет». В течение одной-двух недель надо забирать ребенка сразу после сна, чтобы не растягивать время тягостного ожидания родителей. Это поможет сформировать у ребенка положительное отношение ко сну в детском саду.
Задачи воспитания на адаптационный период
1.Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
2.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3.Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
Направления психолого-педагогической деятельности коллектива младшей группы для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
До приема детей в группу с родителями общаются специалисты заведующая детским садом, методист, медики и, конечно, воспитатели групп . Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности.
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Таким образом, для успешного процесса адаптации в нашей группе был создан перспективный план на период адаптации ( см. приложение №1)
4. Охрана и укрепление здоровья детей.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах
Игры с детьми в период адаптации
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
- Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения
с малознакомыми взрослыми и детьми
«Иди ко мне»
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»
«Выдувание мыльных пузырей»
Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.
«Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми)
Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красива).
2. Игры на формирование эмоционального контакта и доверия
«Мяч»
Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять –
Хорошо мне с ним играть! Ребенок убегает, а взрослый его догоняет.
«Игра с собачкой»
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: «Спасибо».
Памятки.
Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал
впервые посещать детский сад
Привести домашний режим в соответствие с режимом группы;
Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т. п.;
По возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;
Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;
Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет;
Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он скоро придет;
Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;
Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад;
Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;
Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад;
Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день;
Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим;
Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать детей домой;
Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;
Щадить его ослабленную нервную систему;
Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач;
Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша;
Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении;
Не наказывать ребенка за детские капризы;
Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Как не надо:
— отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
— не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;
— препятствовать контактам с другими детьми;
— увеличивать нагрузку на нервную систему;
— одевать ребенка не по сезону;
— конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями
Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду;
Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства;
Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет;
Принесите в группу свою фотографию;
Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке);
Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада;
После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке;
Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу;
Будьте терпеливы.
ребенку 2.5 уже 2й день ходим в сад. Уже писала тему садик и работа, как совместить?
Начали мы ходить, 1й день пришли в группу, там воспитатель сказала слово в слово, что сказала мне мед.сестра… 1ю неделю 2 ч., вторую неделю 4 ч, 3нед-6, 4 нед.-8 часов.
Я спорить не стала, подумала, что посмотрю по ребенку сама…
В 1й день я пришла ровно через 2 ч. в 10 утра. Они гуляли, ребенок сидел в песке с другими детьми и на мое появление отреагировал так «МАМА, ИДИИИИИ! УХОДИ, ПОКА, МАМА!»
Воспитатель посмеялась, я спросила, может тогда пусть час погуляет, а пойду, ну раз он так не хочет уходить…может адаптацию на час продлим?»
воспитатель, тут же говорит : «НЕТ!!!! ОСТАВАЙТЕСЬ ТОГДА ИЛИ ЗАБИРАЙТЕ»…не грубила, но безапелляционно очень сказала.
Ладно, попыталась уговорить пойти домой, он кричит «уходи мама, пока!» Ну я и осталась.
Детей всего 6-7 насчитала. Меня смутило, немного как она за ними смотрит . У одной девочки 2.5 г. была на шее сумка с тонким ремешком, не через плечо, а именно на шее, и ее иногда дети тянули за эту сумку и она чуть-чуть «душилась», воспитатель не поправит и не видит, я поправила в итоге. Мой сын упал на спину с колеса. А какой-то другой малыш облизывал упавшую на землю чашку с крупинками грязи на ней…
Меня все это немного в шок повергло…это я просто еще не «бывалая» и во всех садах так или няня не очень внимательно к безопасности детей? Детей ведь и не много было.
Ну и про адаптацию, на 2 день, я пришла, снова завела с ней разговор увеличить время до 3часов, вместо 2х, на что опять получила твердое нет. Но я сказала, что мне надо на работу срочно в скором времени и что уж точно я не смогу на месяц растягивать адаптацию, как бы не хотелось, ну и по ребенку вижу, не скучает он там, как она говорит, играет с детьми хорошо, не плачет. Она вроде так понимающе закивала и говорит «ну в 1ю неделю все равно нужно выдержать 2 часа, психологами доказано, что надо, а на 2ю неделю уже может и до вечера будет, посмотрим»…
Сегодня я снова пришла ровно через 2 часа, та же ситуация, ребенок не хочет уходить. Воспитатель в этот раз сразу ему говорит «ну все, пока и отвернулась».
А сегодня меня еще смутило, что потеряли его кепку, и она не помнит одевала она ее или нет, послала меня смотреть во всех шкафчиках, а потом такая «а воот они ее закопали»…и еще смутило, что вчера шел ливень, а дети играли в мокрой песочнице с мокрыми попами уже…
у кого дети тоже не хотели уходить, вы за сколько адаптацию прошли и через сколько оставили на полный день?
АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
Цель: помощь воспитателям в осознании смысла адаптационного периода.
Участники: психолог, методист, воспитатели младшей и старшей групп, объединенные в группы.
Оборудование: бумага, карандаши, ручки.
Ход педагогического совета
Мотивирование.
Педсовет начинается с «Притчи о быстрой лошади»: «Мудрец спросил у торговца лошадьми: «Почему у тебя одна лошадь стоит в 10 раз дороже другой?» – «Потому что бежит в 10 быстрее». – «Но ведь если она поскачет в неверном направлении, то будет в 10 раз быстрее удаляться от цели…» Торговец задумался – и сбавил цену». Адаптационный период – это время в начале года, когда есть возможность выбрать направление в педагогической работе на этот год и с этими детьми.
1-й этап.
Задача этапа: осознание чувств ребенка.
Участникам игры предлагается ответить на вопрос:
– Представьте себе ситуацию: Вы сменили место работы и оказались в незнакомом коллективе. Какие чувства Вы испытываете в первое время на новом месте?
Участники пишут ответы индивидуально, затем обмениваются мнениями в группе и представляют общий ответ, где все мнения учтены.
2-й этап.
Задача этапа: определение возможных трудностей адаптации.
Инструкция:
– Представьте себя на месте ребят, впервые пришедших в детский сад. С какими трудностями могут встретиться эти дети?
Воспитатели работают в группах так же, как и при выполнении предыдущего задания. Обсуждая ответы групп, педагоги отмечают возрастную специфику трудностей ребенка, выделяют общие трудности, независимые от возраста.
3-й этап.
Задача этапа: определение задач адаптационного периода.
Инструкция:
1. Обсудите в группе, что можно сделать, чтобы помочь детям преодолеть выявленные Вами трудности.
2. Проранжируйте найденные Вами пути решения в порядке значимости.
4-й этап.
Задача этапа: создание настроя на предстоящую практическую деятельность по реализации решений, принятых на педагогическом совете.
Инструкция:
– Продолжите письменно следующие предложения:
«Я сомневаюсь, что во время адаптационного периода…» (каждый воспитатель дает 3–5 вариантов ответа).
«Я надеюсь, что во время адаптационного периода…» (3–5 вариантов ответа).