АНКЕТА
молодого специалиста ДОУ
1.ФИО
2.Дата рождения
3.Сведения об образовании (название учреждения, специальность, квалификация, год окончания).
4.Семейное положение
5 Какой стаж Вашей педагогической деятельности?
6.Почему вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
7.Что в профессии воспитателя вы считаете самым главным?
8.Какими личностными качествами, по-вашему мнению, должен обладать воспитатель?
9.Какие чувства Вы испытывали в период адаптации (в первое время работы в учебном заведении)
10.Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
11.Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?
• да, изменилось в лучшую сторону;
• да, изменилось в худшую сторону;
• нет, осталось прежним;
• затрудняюсь ответить;
• другое (что именно)
12.С какими трудностями вы столкнулись в работе?
13.В какой помощи больше всего нуждаетесь?
• неуверенность в своих силах;
• раздражительность, несдержанность;
• пессимизм, чувство собственной неполноценности;
• повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
• неуверенность в уровне своей профессиональной подготовке;
• страх в общении с администрацией дошкольного заведения, родителями;
• другое, что именно.
14.Как Вы оцениваете свои отношения с педагогическим коллективом?
15.Какие задачи Вы ставите пред собой в ближайшее время?
16.Что является источником повышения Вашего профессионального уровня?
• изучение методической литературы;
• изучение научно-педагогических журналов;
• изучение научных статей в сети Интернет;
• изучение электронных учебников и книг;
• другое (что именно)
17.Чего Вы хотели бы достичь на педагогическом поприще?
18.Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе?
• Признание Вашей работы;
• уважение со стороны коллектива;
• хорошая заработная плата;
• хорошие условия работы;
• возможность самосовершенствоваться;
• стабильность, надежность организации;
• творческая деятельность.
19.Что привлекает Вас в работе коллектива?
• новизна деятельности;
• условия работы;
• возможность экспериментирования;
• пример и влияние коллег и руководителя;
• организация труда;
• возможность профессионального роста.
20. Что Вам хотелось изменить?
21. Есть ли у Вас какие-либо идеи, предложения, которые хотели бы реализовать в детском саду?
22.Есть ли интересующая Вас педагогическая тема, над которой бы Вы хотели работать?
23.Что больше нравиться: думать, сочинять, играть, петь, рисовать, заниматься музыкой, читать художественную литературу или что-нибудь другое?
24.Чем бы хотели увлечь детей?
25. Чем на Ваш взгляд Вы могли бы быть полезны детям?
26.Если бы Вам выпала возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
Анкета молодого специалиста
- Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
_______________________________________________________________________________
2.Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
__________________________________________________________________________
3.С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
____________________________________________________________________________
4.Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
_____________________________________________________________________________
5.Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
_______________________________________________________________________________
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
________________________________________________________________________________
7.Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем? ________________________________________________________________________
8.Что Вас привлекает в работе коллектива:
• новизна деятельности;
• условия работы;
• возможность экспериментирования;
• пример и влияние коллег и руководителя;
• организация труда;
•доверие;
• возможность роста.
9.Что Вам бы хотелось изменить? ________________________________________________
Анкета
Диагностика проблем педагога
1.При проведении каких видов занятий испытываете трудности?
• познавательное развитие;
• развитие речи;
•изобразительная деятельность.
2.Какие причины по вашему мнению этих трудностей?
• большое количество детей в группе;
• недостаточная методическая помощь со стороны руководства;
•недостаток педагогического опыта;
3.Испытываете ли Вы затруднения в общении с родителями, детьми , руководством, другими педагогами?
• Да ( с кем)
• Нет ( с кем)
4.Какие методы и приемы Вы используете для активизации познавательной активности детей?
5.Оцените по 10 бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения: • умение изучать и развивать способности своих воспитанников
• умение диагностировать волевое развитие ребенка
• умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение
• умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка
• знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение его изучать
6.Какие задачи Вы ставите перед собой на ближайшее время?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7.В какой методической помощи Вы нуждаетесь?
• в прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
• в методических консультациях по отдельным разделам
• просмотре открытых занятий у опытных воспитателей
• в знакомстве с передовым педагогическим опытом
Поздравляем! Теперь вы — дипломированный специалист. Позади выпускные экзамены, хлопоты, связанные с написанием и защитой дипломной работы, торжественное получение диплома об окончании учебного заведения из рук наставников и преподавателей.
Следующий этап вашей профессиональной карьеры — первое рабочее место по полученной специальности. Конечно, кто-то успешно занимался поиском работы ещё до получения диплома, а кому-то повезло: он «остался» в организации после прохождения преддипломной практики. Если вы в числе таких «счастливчиков», то этот материал для вас носит просто ознакомительный характер.
Если же вы только ищите для себя первое рабочее место, эта статья, безусловно, будет вам полезна.
Самое важно: если вы после окончания учебного заведения трудоустраиваетесь по специальности впервые, то на вас не распространяется условие об испытательном срок. А вот адаптироваться к новым условиям вы будете по тем же законам, что и все остальные, независимо от стажа работы. Причём это процесс, на самом деле, двусторонний: работник адаптируется к компании, компания адаптируется к сотруднику.
Так что же такое процесс адаптации (адаптация)?
Процесс адаптации — психологический и физиологический процесс привыкания к новой работе. Период адаптации длится, как правило, от нескольких месяцев до полутора-двух лет. Считается, что период адаптации пройден, когда новичок стал профессионалом на данном рабочем месте по меркам данной организации.
Чаще всего выделяют три этапа процесса адаптации.
Первый — это ознакомительный, когда вновь принятый сотрудник знакомится с организацией, её культурой, правилами, в том числе неписанными, положениями и инструкциями. И не только знакомится! Принимает и точно выполняет, что важнее! Например, в «Правилах внутреннего трудового распорядка» может быть написано, что необходимо убирать своё рабочее место после окончания смены в течение 15 минут. Ваш непосредственный руководитель и старшие товарищи будут наблюдать, как вы это правило соблюдаете.
Длится ознакомительный этап примерно 1–3 месяца.
На втором этапе вхождения в организацию представители работодателя смотрят, как новичок овладевает системой знаний и навыков, а также, как он осваивается в новом коллективе: умеет ли конструктивно взаимодействовать с сотрудниками, подчиняется ли распоряжениям, как принимает участие в корпоративных мероприятиях.
Этот этап может длиться до одного года.
И, наконец, третий этап — интеграционный, во время которого и происходит полное включение в организацию, достижение профессионального и психологического комфорта сотрудника. Достигается это к концу второго года работы в конкретной организации. Конечно, это ориентировочные сроки. Всё зависит от психофизиологических особенностей каждого из вас и ваших коммуникативных и адаптационных навыков.
Сейчас важно помнить, что адаптация к новой работе — это введение в коллектив, знакомство с правилами, нормами поведения, принятие традиций и других проявлений корпоративной культуры.
Когда говорят об адаптации, адаптационном процессе к новому рабочему месту, говорят и о различных его аспектах или разных сторонах данного процесса. И практики, и теоретики организационной психологии рассматривают психофизиологический, социально-психологический, профессиональный и организационный аспекты адаптации. Надо понимать, что знания об особенностях данных аспектов позволит вам искать пути выхода из сложных ситуаций, которые возникают абсолютно у каждого нового сотрудника.
- Психо-физиологический аспект подразумевает приспособление к новым условиям труда — физическим и психическим нагрузкам, уровню монотонности труда, внешним факторам воздействия (шум, освещённость, вибрация и т.п.). Если вы испытаете какой-то дискомфорт, надо проанализировать, с чем это может быть связано, и обязательно проговорить с руководителем или наставником. Возможно, он найдёт специалиста, отвечающего за данную работу, или изменит интенсивность работы, перераспределив задачи в коллективе, а, может быть, предложит варианты смены деятельности.
- Социально-психологический аспект включает в себя приспособление к новому социуму: к разновозрастному коллективу, к людям с разным опытом работы и разными характерами, к нормам поведения и взаимоотношениям в новом коллективе, вхождение в систему этих взаимоотношений, в систему традиций, норм и ценностей организаций. Данный аспект — ключевой, так как направлен на то, чтобы вы стали командным игроком!
- Профессиональный аспект — это о доработке и развитии необходимых вам на этом рабочем месте трудовых способностей, профессиональных навыков, о приобретении дополнительных (смежных) знаний. Именно этот аспект влияет на развитие в себе профессионально важных качеств и умений, на вашу профессиональную идентичность и, в конечном итоге, на успешность ваших дальнейших карьерных планов.
- Организационный аспект — это знакомство и принятие своей должности в организационной структуре: её роли и организационного статуса, понимание места подразделения, в котором вы работаете, и места вашей должности. Данный аспект позволяет видеть весь механизм взаимодействия внутри организации при решении производственных задач, то влияние, которое оказывает результат вашей работы, и от кого он, так или иначе, зависит.
Весь комплекс знаний об особенностях адаптационного процесса на рабочем месте позволит вам, как выпускнику, понимать, что может произойти на первом рабочем месте, и быть к этому готовым. А значит, вы сможете «войти» в организацию более уверенно, фокусируя внимание и силы на приобретение опыта работы и совершенствование своих профессиональных компетенций.
Читайте также
«Целься в солнце, хотя, вероятно, ты не попадёшь в него, но твоя стрела взлетит выше, чем в том случае, если бы твоя цель была одного роста с тобой» — Джоэл Хоэс. Работа, для большинства из нас является одной из важнейших составляющих жизни. Именно ей посвящается почти всё время, энергия, и чувства… Читать дальше |
Человеческий потенциал является главным ресурсом и движущей силой любой организации. Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров выступают в качестве одного из источников повышения эффективности человеческого потенциала, позволяют целенаправленно развивать его и использовать в целях развития… Читать дальше |
Мы по-прежнему вынуждены подбирать «рецепты» под организацию, с её уникальным набором людей, компетенций и отношений. А это значит, что приходится с уровня управленческих механизмов переходить на уровень человеческой психологии, от которой так хотелось отстраниться в рамках работы с бизнес-реальностью… Читать дальше |
Читаю книги по темам: «Работа с возражениями», «Конфликт как инструмент к действию», «Менеджер по работе с проблемными клиентами» — и такой литературы сегодня очень много. Читая все эти книги, я заметил одну тенденцию: все авторы дают дельные советы и приводят верные примеры, но все эти примеры хороши… Читать дальше |
Смена условий – один из важнейших, а порой и непредвиденных факторов, оказывающих воздействие на жизнь любого индивида. Привыкание к переменам и сам процесс нового восприятия мира называется адаптацией.
Проще говоря, адаптацией называется реакция организма на новые условия. Адаптацию проходят люди на протяжении всей жизни, привыкая к новым законам, требованиям и пр. Детсадовцы, школьники и студенты – особый «слой» населения, у каждого из которых адаптация проходит особым образом.
В данной статье мы рассмотрим специфику адаптации у студентов первого курса ВУЗов.
Виды адаптации первокурсников
Процесс адаптации первокурсников захватывает все сферы их деятельности, жизни. С поступлением в ВУЗ изменяются не только условия обучения (новое учебное заведение), но и круг общения, интересы, приоритеты и пр.
Специалисты выделяют следующие виды адаптации студентов первого курса:
- Организационная
Данный вид адаптации предполагает, что учащийся попадает в новые условия «обитания», обучения. Здесь ему предстоит перестроить режим дня, привыкнуть к новой нагрузке, методам обучения, правилам поведения и условиям пребывания в ВУЗе. Фактически студент должен принять действующие правила, тотально изучить их и усвоить.
Организационная адаптация происходит нелегко. На протяжении первого месяца обучения первокурсники погружаются в новую учебную среду, привыкают к новому расписанию, требованиям педагогов и пр.
Далее данный вид адаптации отстраняется на второй план, так как обычно правила пребывания в ВУЗе едины. Отличаться может лишь взаимодействие с педагогами: одни более требовательны, другие – лояльны.
- Деятельностная
Данный вид адаптации происходит параллельно с организационной. Она предполагает, что студент знакомится со всеми возможными для него видами деятельности: изучение предметов, привыкание к новому социальному статусу (студент), изучение и усваивание новых прав и обязанностей, запоминает новые требования к учебе (например, действие рейтинговой системы, правила оценки успеваемости учащегося и пр.).
- Профессиональная
Она включает в себя знакомство с выбранным направлением деятельности. Обычно профессиональная адаптация настигает студента во время прохождения производственной и преддипломной практики, где он изучает профиль «изнутри»: видит, чем занимается специалист, каковы его права и обязанности, ответственность, повседневная служба и решение форс-мажоров и пр. Первокурсники проходят данный вид адаптации формально, когда им рассказывают, чем им предстоит заниматься.
Профессиональная адаптация также настигает выпускников ВУЗов, когда они проходят собеседование и устраиваются на работу. Им вновь предстоит пройти все круга «ада», изучить правила и требования, должностные инструкции и пр.
- Социально-психологическая
Это самый сложный вид адаптации. Порой даже психологи не могут предугадать, как себя поведет в человек в конкретной ситуации, как отреагирует его психика на новые условия.
Данная разновидность адаптации предполагает установление новых деловых и личных связей. Также она проявляется в самоутверждении, принятии нового статуса и завоевании доверия со стоны коллег, друзей, педагогов.
Учащемуся предстоит привыкнуть к новому коллективу (одногруппникам, педагогам), принять и усвоить новые правила обучения и пр. Важно спокойно воспринимать все изменения, находить в них положительные стороны и стараться не нарушать обязательных требований.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие факторы оказывают воздействие на адаптацию первокурсников?
Поступление в ВУЗ – важный этап в жизни каждого учащегося. Порой от правильного выбора образовательного заведения и специальности зависит дальнейший успех на работе, а иногда и в жизни в целом.
На адаптацию первокурсников оказывают воздействие следующие факторы:
- Социологические факторы
К данной группе относят возраст, социальное происхождение, наличие образования.
С возрастом адаптация к новым условиям воспринимается легче, как должное. В молодом возрасте, при наличии больших амбиций, яркого и непокорного характера принять новые условия сложнее: возможны сопротивления, проявление агрессии, недовольства.
В первую очередь, социальные факторы сказываются на взаимоотношениях первокурсников между собой: могут возникать недопонимания из-за социального или религиозного происхождения, на фоне успехов на учебном поприще (наличие медалей, высокие баллы ЕГЭ, победители Олимпиад и пр.).
- Педагогические факторы
Адаптация студентов первого курса в значительной степени зависит от поведения педагогов и требований, которые они предъявляют к учащимся. От отношений преподавателей к студентам зависит уровень заинтересованности последних, их мотивация и желание получать новые знания и умения.
- Психологические факторы
К данному блоку относят уровень интеллекта, самомотивацию студента, настрой учащегося (желание развиваться в рамках выбранной специальности), отношения в коллективе и пр. Чтобы справиться с ними, необходимо обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, дружелюбие и др.
Как облегчить адаптацию первокурсников ВУЗа?
В адаптации студентов первого курса можно выделить три зоны:
Личная сторона заключается в восприятии первокурсника происходящих изменений в его жизни. Чтобы самостоятельно справиться с возникшими преградами, необходимо уметь направлять энергию в нужное русло (например, заниматься спортом, общественной деятельностью), грамотно расставлять приоритеты и планировать свой день и пр.
Родительская сторона также может облегчить адаптацию первокурсника, если будет интересоваться элементарными вещами: как прошел его день, с кем он познакомился, нравится ли ему учиться, как он воспринимает новые условия и оценивает сам ВУЗ, что рассказывает о педагогах и пр. Здесь родители могут дать дельный совет и поддержать свое чадо.
Педагогическая сторона также должна помогать первокурсникам в процессе адаптации. Нередко для сплочения коллектива устраивают общественные мероприятия (субботник, соревнования и эстафеты, общие мероприятия (день студента, посвящение в студенты и пр.)).
Таким образом, каждый человек вынужден адаптироваться к новым условиям на протяжении всей жизни. чтобы упростить этот процесс, нужно спокойно воспринимать происходящее, изучать новые требования и стараться им соответствовать.