Минфин раскрыл основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года. Документ позволяет оценить масштаб изменений, которые коснутся предпринимателей.
В документе зафиксированы уже действующие изменения, некоторые из них были введены в условиях пандемии. Так, с 1 января 2021 года был отменен единый налог на вмененный доход, взамен ему было расширено применение патентной системы налогообложения (ПСН) на отдельные виды предпринимательской деятельности.
Изменения коснулись и упрощенной системы налогообложения (УСН) — было расширено применение этого спецрежима. Повысились пороговые значения:
- доходов — со 150 до 200 млн руб.;
- занятости — со 100 работников для 130.
До 2024 года регионам продлили право вводить для впервые зарегистрированных ИП налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСН, ПСН).
Для ИП на ПСН предоставлено право налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов.
Основные изменения и их влияние на бизнес
Минфин акцентирует внимание на такие направления, как собираемость налогов, вывод бизнеса из теневого сектора, работа с дебиторкой.
Повышение собираемости налогов
В документе отмечается, что одна из целей государства на ближайшие годы — это борьба с теневым сектором. Работа в этом направлении необходима для создания справедливых конкурентных условий для ведения бизнеса. С этой целью усиливается администрирование доходов: внедряются новые информационные технологии, формируется единое информационное пространство администрирования.
Отчасти повысить собираемость налогов позволили несколько мер.
- Расширение действия налога на профессиональный доход (НПД) на все регионы России. Суммарный доход самозанятых к концу сентября превысил 600 млрд руб.
- Запуск системы прослеживаемости товаров. Этот проект позволит контролировать оборот товаров на всех этапах — от ввоза до реализации.
- Развитие системы налогового мониторинга. Сюда в том числе относится снижение пороговых требований (для входа) по доходам и активам — с 3 млрд руб. до 1 млрд руб., по налогам — с 300 млн руб. до 100 млн руб., а также предоставление права участникам мониторинга на возмещение НДС (акциза) в заявительном порядке без оформления банковской гарантии или договора поручительства.
- Расширение информационного взаимодействия между налоговиками и кредитными организациями. Например, предоставление в рамках налогового контроля права запрашивать у кредитных учреждений копий документов.
Создание условий для добровольной и своевременной уплаты налогов
С 2021 года отменены налоговые декларации по транспортному и земельному налогам. К другим мерам Минфин относит введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам, отмену налоговой декларации для налогоплательщиков режима УСН «доходы», использующих ККТ, а также развитие электронного документооборота в налоговой сфере.
Для повышения информационной открытости бизнеса и снижения административной нагрузки был запущен государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО).
Системная работа с дебиторской задолженностью
За последние два года работа в этом направлении была направлена на повышение эффективности:
- расширены возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога или сбора);
- выстроен порядок уплаты/возврата госпошлины;
- уточнены случаи признания задолженности безнадежной;
- отработан механизм уточнения невостребованных платежей и возврата неналоговых платежей;
- расширен институт залога в налоговом праве и других мер.
Совершенствование валютного контроля
Минфин уточняет, что такая работа направлена на снижение административной нагрузки и повышение конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках.
С июля 2021 года отменено требование о репатриации на счета в уполномоченных банках валютной выручки за несырьевые неэнергетические товары, в том числе услуги или результаты интеллектуальной деятельности.
Поэтапно отменяется требование возврата рублевой выручки для ряда сырьевых товаров (с 2020 года в отношении не более 10 % суммы контракта).
Как будет меняться налоговая политика
В документе Минфина отмечается, что на содействие структурным изменениям, которые уже происходят, «будет ориентирован весь инструментарий бюджетной политики, включая налоговую систему».
До 2024 года налоговая политика будет ориентирована на обеспечение стабильных налоговых условий для развития бизнеса. При этом собираемость налогов по мере борьбы с теневым сектором будет расти. Но одновременно власти обещают смягчить налогоплательщикам административную нагрузку.
Отправляйте отчетность быстро и без ошибок, ведите документооборот с контролирующими органами
Попробовать
Что будет способствовать обелению экономики и созданию справедливой конкуренции в 2022-2024 годах:
- развитие национальной системы прослеживаемости товаров;
- формирование правовых основ для внедрения таможенного мониторинга;
- запуск нового налогового режима УСН.онлайн для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек (как и в случае с НПД, уплата налога будет осуществляться через приложение);
- введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платежным поручением с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;
- повышение качества администрирования акцизов на табак.
Как планируют поддерживать малый и средний бизнес
В документе раскрываются планы по поддержке бизнеса. К ним относятся:
- программа льготного кредитования субъектов МСП;
- бездекларационная уплата налога и страховых взносов организациями и ИП на УСН с численностью работников не более 5 человек и с предельной суммой годового дохода не более 60 млн руб.;
- механизмы альтернативных источников финансирования для бизнеса путем запуска таких финансовых инструментов, как краудинвестинг и факторинг;
- создание промышленных, техно и агропарков, обеспечение доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям;
- запуск цифровых инструментов, упрощающих открытие и ведение бизнеса, и объединенных в одну экосистему с механизмами адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки;
- создание организационных и финансовых условий для зарождения и развития максимального количества стартапов в технологической и цифровой сферах, а также их сопровождение на всех этапах роста;
- поддержка самозанятых граждан: запуск программы предоставления трехлетних микрозаймов до 1 млн руб. по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки Банка России.
Важной задачей
остается повышение собираемости налогов без увеличения налоговой нагрузки на бизнес, отмечается в документе.
Совет Федерации принял Постановление «О реализации мер налоговой
политики, направленных на стимулирование экономического роста»
Документ представил председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым
рынкам Анатолий Артамонов.
Артамонов
Анатолий Дмитриевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Калужской области
Смотрите также
Парламентарий напомнил, что на предыдущем заседании в рамках «правительственного
часа» палата заслушала Руководителя Федеральной налоговой службы Даниила Егорова по вопросу «О реализации мер налоговой политики, направленных на стимулирование
экономического роста» и приняла за основу проект постановления.
«К «правительственному часу» и после него от сенаторов нам поступило
большое количество вопросов и предложений. Мы постарались максимально их учесть
при доработке проекта постановления. Документ получился насыщенным, конкретным
и информативным», — сказал Анатолий Артамонов.
Как отмечается в Постановлении СФ, важной задачей
в настоящее время остается повышение собираемости налогов без увеличения
налоговой нагрузки на бизнес. Этому способствует работа, проводимая Федеральной
налоговой службой и направленная на внедрение новых информационных технологий и формирование единого информационного пространства администрирования налогов,
сборов и страховых взносов.
Реформируя
налоговое администрирование, ФНС России ставит задачи по формированию
клиентоориентированного подхода (упрощение налоговых процедур, сокращение
контактов с налогоплательщиками, создание удобства и комфорта при уплате
налогов).
ФНС России
активно использует инновационные инструменты на основе цифровых технологий и автоматизированной информационной системы «Налог-3».
Благодаря
проведенной работе удалось обеспечить собираемость налогов в 2020 году на уровне 99,5 процента при плане 98,7 процента. Инициированное ФНС России
приостановление проведения выездных проверок прошло без ущерба для доходов
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Автоматизированный
превентивный налоговый контроль позволил сохранить контроль за поступлениями и увеличить доли сумм, уплаченных налогоплательщиками добровольно вне рамок проверок,
с 37 процентов в 2019 году до 50 процентов в 2020 году.
В ходе
исполнения федерального бюджета в 2020 году около 100 млрд рублей было получено
за счет улучшения эффективности налогового администрирования.
Совет
Федерации рекомендовал Правительству РФ продолжить работу по оптимизации
процесса и сокращению сроков оформления налоговых вычетов по налогу на доходы
физических лиц и возврата денежных средств.
Сенаторы
предложили Правительству, в частности, рассмотреть вопросы, касающиеся налоговых
вычетов по налогу на доходы физических лиц. Предложено увеличить с 18 до 24 лет
предельный возраст детей (в том числе усыновленных) налогоплательщика –
физического лица, в отношении которых может быть применен социальный налоговый
вычет в размере расходов на оплату медицинских услуг, приобретение
лекарственных препаратов для медицинского применения, сумм страховых взносов по договорам добровольного страхования.
Предлагается предоставить
налогоплательщику, имеющему двух и более детей, возможность использовать остаток
социального налогового вычета в отношении расходов на оплату обучения одного
ребенка в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до полного
его использования при получении социального налогового вычета
в отношении ребенка, других детей в течение того налогового периода, в котором
образовался такой остаток.
СФ предложил
Правительству рассмотреть вопрос о предоставлении субъектам РФ полномочий по установлению пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций,
подлежащему зачислению в региональные бюджеты.
Среди других
предложений палаты – идея рассмотреть вопрос об уплате налога на прибыль
иностранных организаций, работающих в области цифровых технологий, по месту
нахождения потребителей цифровых услуг.
Также сенаторы
рекомендовали Правительству изучить вопрос о налогообложении движимого
имущества организаций в целях сохранения налоговых доходов бюджетов субъектов
РФ, а также модернизации объектов основных средств.
Предлагается разработать
комплекс мер, направленных на стимулирование физических лиц, получающих доход
от сдачи жилья в наем, регистрироваться в качестве самозанятых граждан в целях
обеспечения поступления налоговых доходов в бюджеты субъектов РФ.
ФНС России
рекомендовано совершенствовать налоговое администрирование в части создания
электронных сервисов для налогоплательщика, предусматривающих контроль
фискальных функций и освобождающих налогоплательщика от исчисления налогов и сборов, подготовки отчетности и рисков совершения ошибок.
Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.
Что такое бюджетно-налоговая политика государства
Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.
Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?
- стабильный экономический рост в стране;
- занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
- стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).
Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:
- Стимулирующая.
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
- повышение государственных закупок товаров и услуг;
- снижение налогового бремени на предприятия;
- повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
- Сдерживающая.
А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:
- сокращение государственных расходов;
- увеличение налогов;
- сокращение трансфертов.
Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.
Фискальная политика |
|
Дискреционная (объявляется государством). Характерны следующие маневры:
|
Автоматическая («встроенные стабилизаторы»). «Работают» следующие инструменты:
|
Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране |
Подробно о дискреционной политике можно прочитать в нашей статье «Дискреционная бюджетно-налоговая политика (нюансы)».
Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.
НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.
Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.
А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.
Основные инструменты налогово-бюджетной политики
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
- государственные закупки;
- налоги;
- трансферты.
Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:
- Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
- Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.
Об изменениях в налогообложении с 2023 года читайте в этой рубрике нашего сайта.
- Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.
Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.
О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».
Плюсы и минусы фискальной политики
У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:
- Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
- Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
- Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).
При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:
- Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
- Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
- Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.
О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».
Итоги
Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.