Какие последствия для компании могут быть при неправильной утилизации отходов

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8.2. КоАП РФ

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.3 настоящей статьи, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

3.2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

3.3. Действия, предусмотренные частью 3.1 настоящей статьи, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста двадцати тысяч рублей.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

3.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой.

(часть 3.4 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Ответственность за нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления

  • Главная
  • »

  • Ответственность за нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления

15.02.2018

Действующим законодательством предъявляются определенные требования к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая связана с образованием отходов, а также их обращением.

Так, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассматривая дисциплинарную ответственность, можно отметить, что к работникам, которые допустили неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них трудовых обязанностей в области обращения с отходами, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Административная ответственность предусмотрена статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее- КоАП РФ). Например, игнорирование требований ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Санкция данной статьи предполагает наложение штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Ряд нарушений Федерального закона № 89-ФЗ влечет привлечение к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами):

1) неотнесение отходов I – V классов опасности, образующихся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, к конкретному классу опасности;

2) несоставление паспортов отходов I — IV классов опасности;

3) отсутствие у лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности;

4) отсутствие у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) разработанных и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

5) непредставление субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке;

6) отсутствие надлежащего учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

7) непредставление отчетности «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме № 2-ТП (отходы).

По статье 8.2 КоАП РФ должностным лицам назначается наказание в виде штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, требования к деятельности по обращению с медицинским отходами содержатся в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163, которым  утверждены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». Нарушение данных правовых актов может быть квалифицировано по статье 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), которая предусматривает наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Уголовная ответственность за нарушения законодательства в области обращения с отходами предусмотрена в случае наступления определенных последствий неисполнения обязательных требований. Так, за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей) или особо крупном размере (более 9 млн. рублей), виновное лицо подлежит уголовной ответственности ч. 1 или 2 ст. 171 УК РФ соответственно. Максимальное наказание за совершение данного преступления – лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Гражданско-правовая ответственность заключается в обязанности возмещения вреда окружающей среде, имуществу органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, здоровью и имуществу физических лиц, причиненного вследствие нарушения правил обращения с данными отходами.

Необходимо отметить, что привлечение к ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности устранить допущенные нарушения требований в области обращения с отходами

Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура

Вопрос:

Предприятие за 12 месяцев накопило отходы, но сверхлимитного образования отходов не произошло.
Какие санкции применимы к предприятию за накопление отходов в пределах лимитов более 11 месяцев?

Ответ:

Наиболее вероятно, что за накопление отходов более 11 месяцев может наступить административная ответственность. Размер штрафа при этом будет зависеть от квалификации правонарушения специалистом надзорного органа.
При этом, механизм дополнительного взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду за превышения срока накопления отхода законодательством не предусмотрен.

Обоснование:

Накопление отходов — это складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1 Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 26.06.1998 № 89-ФЗ).

При этом положения, нормы, запрещающие накопление отходов свыше 11 месяцев, в экологическом законодательстве отсутствуют.
Формулировка вида деятельности «накопление отходов» не является запрещающим требованием, не содержит никаких предписаний, указаний к действию либо запретов на совершение действий.

Накопление отходов после окончания предельного срока накопления, расценивается как непринятие мер для совершения дальнейших действий с отходами (передача на обезвреживание, утилизацию, размещение), то есть с ожиданием риска наступления следующих последствий:

  • возможности привлечения к административной ответственности за нарушение требований при обращении с отходами по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • возникновение у хозяйствующего субъекта обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) в части размещения отходов.

Спорным является факт определения начала срока накопления отхода, от которого необходимо отсчитывать 11 месяцев. Механизм данного расчета в нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, также не прописан.

Следует отметить, что при подтверждении истечения срока накопления отходов — 11 месяцев, специалист надзорного органа может квалифицировать нарушение срока как — хранение отходов.

Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения (ст. 1 Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ).

В свою очередь, хранение является частью деятельности по размещению отходов, что в свою очередь, подлежит лицензированию (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ).

В этом случае, если при проведении проверки будет установлен и подтвержден факт накопления отхода свыше 11 месяцев и доказан факт хранения отхода, то возможно привлечение хозяйствующего субъекта к административной по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, что влечет наложение штрафа за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.

Для сравнения: за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ влечёт для юридических лиц штраф в размере от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. 

Служба поддержки пользователей систем «Кодекс»/«Техэксперт»
Эксперт Улитин Михаил Михайлович

16.07.2021, 14:17

Подписаться на журнал

В наши дни юридическая грамотность населения растет, и о своих правах и обязанностях люди знают не меньше профессиональных юристов. Но мы обратили внимание, что про нормы, связанные с защитой окружающей среды, и про вопросы об ответственности, связанной с экологией, не знают не только простые граждане, но и руководители предприятий — директора, бухгалтеры.

К необходимости точно знать свои обязанности в экологической области чаще всего приводит следующая ситуация: в организацию приходит проверка (например, из прокуратуры, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Роспотребнадзора), выявляет нарушение и накладывает штраф на руководителя предприятия и на само предприятие. А некоторые нарушения могут привести даже и к приостановке деятельности организации!

После этого руководитель такой организации удивленно говорит: “Столько лет работали, никто не штрафовал! И соседнюю организацию до сих пор никто не штрафовал…”

Соседнюю организацию никто не штрафовал либо потому что они все делают по закону, либо потому что проверки у них еще не было… А юридическую безграмотность мы можем объяснить тем, что, во-первых, законодательство в экологической сфере развивается медленнее, чем в других областях. Во-вторых, на протяжении многих лет “за экологию” кто только не отвечал – и Минприроды, и Ростехнадзор, и Росприроднадзор (и местные органы власти тоже имеют свои полномочия в экологических вопросах); конечно, это не способствовало целенаправленному развитию экологических норм.

Но – закон есть закон! Попробуем рассказать о некоторых обязанностях юридических лиц в при обращении с отходами, и об ответственности за экологические нарушения в этой области.

Классы отходов

Если простым языком, отходы бывают от производства и от потребления:

  • отходы от производства — металлическая стружка от выпиливания деталей и обрезанные волосы у парикмахера;

  • отходы от потребления — то, что обычно выбрасывают дома или в офисе: бумажки, коробки из-под пиццы, одноразовые стаканы.

Обычный офисный мусор называется твердыми коммунальными отходами, или ТКО, но это не значит, что его можно выбрасывать как захочется. Закон делит отходы на пять классов опасности по степени вреда для природы и людей. Первый — самый опасный. Пятый класс — почти не опасный.

Правила утилизации отходов с разными классами опасности отличаются. Поэтому первое, что нужно сделать компании — определить класс опасности мусора.

Подтвердить класс и получить паспорт отходов

К первому, самому опасному классу относится ртуть, люминесцентные лампы, асбестовая пыль и другие соли тяжелых металлов. К пятому классу — опилки, бумага, обычные лампы накаливания.

На любой мусор, который производит компания, нужен паспорт опасного отхода, даже если известно, какого он класса. Для этого образцы нужно отнести в аккредитованную лабораторию. Специалисты найдут отходы в федеральном классификационном каталоге и подтвердят их класс. Обычную офисную бумагу могут отнести к третьему классу, если секретарь заворачивала в нее использованные картриджи.

Если отхода нет в каталоге, сотрудники лаборатории сделают экспертизу на растениях или мышах, чтобы узнать класс опасности. Пятый класс подтверждают простым биотестированием на примитивных рачках-дафниях. Рачки остались жить — значит, мусор безвредный.

Результаты биотестирования на пятый класс и паспорт на отходы 1-4 класса будет проверять Роспотребнадзор и Росприроднадзор, если придут в компанию с проверкой.

Кому доверить работу с опасными отходами?

Утилизация экологически опасных отходов — это то, чем мы занимаемся! Мы имеет все необходимые разрешительные документы на подобную деятельность, а также спецтранспорт, который позволяет оперативно вывозить отходы с территории заказчика. Группа осуществляет термическое обезвреживание опасных отходов в мощном инсинераторе.

Чтобы узнать, сколько стоит утилизация опасных бытовых отходов, оставьте нам заявку на расчет. Это можно сделать по телефону или через форму обратной связи на сайте. Для каждого клиента мы формируем цену в индивидуальном порядке, учитывая все нюансы предстоящего сотрудничества. После согласования деталей подписывается договор утилизации опасных отходов.

Ответственность за несоблюдение правил утилизации

При нарушении норм утилизации наступает юридическая ответственность. Она регламентируется КоАП, ФЗ «Об охране окружающей среды, Уголовным кодексом и другими документами, определяется индивидуально и может иметь следующие последствия:

  • ликвидация имущества;

  • административный штраф в размере до 2000 р. для физических лиц и до 250000 р. для юридических;

  • приостановление деятельности на срок до 90 суток;

  • возмещение расходов на восстановление состояния окружающей среды или состояния здоровья человека или животного;

  • принудительные работы или лишение свободы сроком до 5-8 лет.

Правильная утилизация отходов имеет много нюансов, поэтому лучше доверить ее профессионалам. Мы отлично разбираемся в законодательстве и обладаем всем необходимым арсеналом средств для того, чтобы правильно перевозить, обезвреживать и перераспределять экологически опасные вещества и отходы.

Согласно законодательству Российской Федерации отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

Правовые основы обращения с отходами установлены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет административную ответственность по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Указанной статьей предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления (часть 1), а также за несоблюдение названных требований при их размещении (часть 4).

Этой же статьей предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации (часть 7), за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления (часть 8), за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности (часть 9), за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (часть 10) за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду (часть 11), за неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления (часть 12).

Наказание за указанные нарушения предусмотрено в виде штрафов в размере от 1  до 700 тыс. рублей в зависимости от субъекта ответственности и квалификации действий.

Нарушения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления образуют состав статьи 6.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влекут наказание в виде штрафа от 2 тыс. до 1 млн. рублей в зависимости от субъекта ответственности и квалификации действий.

Кроме прочего, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены следующие составы административных правонарушений:

— несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновой слой (статья 8.2.1) при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (статья 8.2.2); при обращении с отходами животноводства (статье 8.2.3);

— нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год (статья 8.5.1);

— неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведение работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления (часть 3 статьи 8.7);

— применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (часть 4 статьи 8.7).

— неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (статья 8.41.1);

Наказание за указанные правонарушения предусмотрено в виде штрафа в размере от 1 до 900 тыс. рублей в зависимости от субъекта ответственности и квалификации действий.

В качестве альтернативного наказания для юридических лиц по вышеуказанным составам (за исключением составов, предусмотренных частями 7-12 статьи 8.2, статьей 8.5.1 и частью 4 статьи 8.7) предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Полномочиями по составлению протокола и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.35 КоАП РФ наделены территориальные органы Роспоторебнадзора, по остальным указанным составам административных правонарушений наделены должностные лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора.

Кроме того, возбуждать административные дела по ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ уполномочены органы внутренних дел (полиции), по всем вышеперечисленным составам — прокурор.

Дела об административных правонарушениях, санкцией которых предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности, рассматривают судьи.

При наличии сведений о нарушениях в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами необходимо обращаться в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Южно-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора, органы Роспотренадзора (при нарушении санитарно-эпидемиологических требований) полиции и прокуратуры.

Разъяснение подготовлено Орской межрайонной природоохранной прокуратурой

За обращение с ТКО в регионах отвечают единые операторы, но УО и ТСЖ сохранили за собой ряд обязанностей, которые касаются обращения с отходами, и не только твёрдыми коммунальными. Рассказываем о том, как ужесточилось законодательство в части нарушений требований в области обращения с отходами.

Можно ли размещать шины во дворах МКД и кто отвечает за их вывоз

Можно ли размещать шины во дворах МКД и кто отвечает за их вывоз

Обязанности УО в области обращения с отходами

Согласно жилищному законодательству, управляющая домом организация отвечает за создание на оформленной придомовой территории контейнерных площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов и за надлежащее содержание таких мест (ПП РФ № 1039). Также УО организует очистку урн у подъездов, надлежащее содержание мусоропроводов внутри МКД, уборку территорию от мусора и смёта.

Помимо перечисленных обязанностей, которые касаются только ТКО, управляющие организации обязаны организовать в многоквартирных домах места для сбора и хранения опасных отходов, например, отработанных ртутных, кварцевых и люминесцентных ламп. Также УО отвечает за их вывоз на утилизацию. Эта обязанность прописана в пп. «д(1)» п. 11 ПП РФ № 491, п. 26 ПП РФ № 290.

К опасным отходам, которые жители домов нередко размещают на придомовой территории, относятся и отработанные автомобильные шины. Регоператор по обращению с ТКО не обязан их вывозить в рамках муниципального тарифа на услугу. За вывоз их с оформленного участка МКД несёт ответственность управляющая организация.

За неисполнение своих обязанностей по обращению с отходами УО нередко привлекаются к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Вот несколько примеров, о которых мы писали:

  • Суд обязал УО организовать в МКД место для сбора ртутных ламп.
  • Прокуратура Воркуты запретила УО хранить ртутные лампы в подвале.
  • Суд в Костроме постановил демонтировать 63 вкопанных во дворе шины и отправить на утилизацию.

Кто должен вывозить отходы после субботника: мнения и опыт

Кто должен вывозить отходы после субботника: мнения и опыт

Ответственность за нарушения в области обращения с отходами

До июня 2019 года ст. 8.2 КоАП РФ была единственной, по которой привлекались к ответственности лица, нарушившие требования законодательства в области обращения с отходами, в том числе управляющие организации.

Она включала в себя составы правонарушений в области обращения со всеми опасными отходами и вещества­ми, в том числе разрушающими озоновый слой. Составы таких нарушений были сформулированы обоб­щённо, без конкретизации.

Но в июне 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ, который детализировал ст. 8.2 КоАП РФ, дополнив частями по видам деятельности в обла­сти обращения с отходами. № 141-ФЗ также ввёл в КоАП РФ новые статьи со специальными составами правонарушений при обращении с опасными веществами и отходами, значительно увеличив штрафы за них.

Размер штрафа за то или иное нарушение теперь различен для разных ситуаций, среди них:

  • первичные пра­вонарушения;
  • правонарушения, совершённые повторно в течение года;
  • действия/бездей­ствие, причинившие вре­д здоровью людей или окружающей среде, ставшие причиной эпидемии.

Предлагаем вам обзор новых частей и статьи КоАП РФ по правонарушениям в сфере обращения с отходами, которые так или иначе могут коснуться управляющих организаций.

Наказание за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований

Одна из новых статей, введённых в Кодекс об административных правонарушениях № 141-ФЗ – статья 6.35. По ней нарушителей привлекут к ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Дела о подобных правонарушениях рассматривают органы санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ могут понести управляющие организации и товарищества собственников жилья, которые ответственны за содержание контейнерных площадок, региональные операторы и специализированные организации, осуществляющие транспортировку ТКО и их размещение на полигонах.

Привлекут к ответственности по указанной статье и простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые накапливают производственные отходы и отходы потребления. То есть складируют отходы более чем на одиннадцать месяцев для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

За такие действия, как выбрасывание твёрдых коммунальных отходов мимо контейнера, приёмника мусоропровода или оставление их возле мусороприёмной камеры МКД, жители домов также понесут административную ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ.

Новая статья 6.35 КоАП РФ состоит из 12 частей, каждая из которых предусматривает ответственность за разные степени тяжести правонарушения. Административные наказания самые разные: от штрафа до приостановления деятельности до 90 суток.

Минимальная сумма административного штрафа для юридических лиц по данной статье – 250 000 рублей, максимальная – 1 миллион рублей.

Кто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора

Кто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора

Штрафы за неправильное обращение с ТКО и повторные нарушения

В статье 8.2 КоАП РФ появилось двенадцать частей, некоторые из них напрямую касаются управляющих организаций. Обновлённая статья предусматривает увеличение размеров штрафов за повторное совершение нарушений и причинение вреда здоровью лю­дей или окружающей среде.

За несоблюдение требований в области охраны окружающей сре­ды при сборе, накоплении, транспор­тировании, обработке, утилизации или обезвреживании (но не разме­щении) отходов управляющую организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Все перечисленные выше действия не касаются отходов животноводства.

Все противоправные действия лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, будут квалифицироваться по статье 8.2 КоАП РФ, в том числе:

  • уклонение от заключения с регоператором договора на оказание услуг по обращению  ТКО;
  • выброс вместе с ТКО ртутьсодержащего оборудования, элементов питания, электронного оборудования и других опасных отходов.

Вот какие административные штрафы грозят должностным и юридическим лицам за нарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ:

  • от 10 000 до 30 000 рублей – на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 срок – на юридических лиц.

В части 2 указанной статьи описана административная ответственность, которая наступит за повторное совершение правонарушения в течение года. Для юридических лиц это штраф от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Часть 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает отдельное наказание за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Административный штраф для юридических лиц составляет от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ применяется по отношению к отходам, которые образуются в результате деятельности управляющей организации как юридического лица.

Ответственность по этой части наступает за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов:

  • от 20 000 до 40 000 рублей – на должностных лиц;
  • от 40 000 до 60 000 рублей – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • от 250 000 до 350 000 – на юридических лиц.

На заметку

Ответственность для управляющих организаций за несоблюдение законодательства по обращению с отходами немаленькая. Чтобы не получить административный штраф и не заработать приостановление деятельности организации, советуем придерживаться следующих правил:

  1. Организуйте сбор и передачу на утилизацию опасных отходов.

Механизм утилизации ртутьсодержащих ламп прописан в СанПиН 2.1.7.1322-03 и в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Экологи рекомендуют управляющим организациям, собирающим опасные отходы у населения, помещать ртутные лампы в коробки. Лучше всего, если это будут те же самые коробки, в которых лампы продавались.

Храните коробки в отдельном помещении и по мере накопления вывозите их в пункты приёма опасных отходов города для последующей нейтрализации и переработки.

  1. Изготовьте паспорт опасных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности УО.

В результате хозяйственной деятельности управляющей организации образуются различные отходы, в том числе и офисные. По факту образования таких отходов и отнесения их к категории отходов I–IV класса опасности, паспорт отходов изготавливает управляющая организация.

  1. Следите за состоянием придомовой территории.

Своевременно убирайте придомовую территорию, проводите беседы с жителями домов, пресекайте образование несанкционированных свалок. Делайте двор комфортным.

Ecology_top10_1_1.jpg

Использование отходов для производства продукции, выполнения работ, побочные продукты

1. Использование побочного продукта производства, в том числе при проведении рекультивации объекта размещения отходов, не является размещением отходов, и не влечет взимания платы за НВОС[1]  

ОАО «Гидрометаллургический завод» обратилось в суд с заявлением к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу о признании недействительным требования о внесении платы за размещение отходов производства (фосфогипс).

В обоснование заявленных требований Завод пояснил, что образуемый на предприятии нейтрализованный фосфогипс относится к побочным продуктам[2]
производства экстракционной фосфорной кислоты, и отходом не является. В связи с тем, что фосфогипс учитывается на балансе предприятия и отражается в бухгалтерском учете именно как побочный продукт, то в отчете об образовании отходов он не указывается. Данный продукт используется Заводом для рекультивации хвостохранилища радиоактивных отходов.

Возражая против заявления Завода, Департамент указал, что, поскольку от хозяйственной деятельности Завода образуются отходы V класса опасности (фосфогипс), которые при размещении их на территории хвостохранилища радиоактивных отходов приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, ответчик должен вносить плату за такое воздействие, под видом рекультивации, Завод осуществляет захоронение отходов.

Суд установил, что заполнение карт хвостохранилища нерадиоактивным фосфогипсом ведется с 1991 года с учетом результатов исследовательских работ, показавших, что слой нейтрализованного фосфогипса практически исключает эсхаляцию радона и не выделяет вредных веществ.

С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что использование фосфогипса осуществляется Заводом в качестве вещества, исключающего вредное воздействие урановых отходов, которое не тождественно понятию размещения отходов, и удовлетворил заявленные требования.

Постановление АС СКО от 09.10.2020 по делу № А63-7933/2019

2. Отходы, используемые для строительства ограждающих дамб хвостохранилища, подлежат исключению из числа размещаемых

АО «Ковдорский ГОК» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Судом установлено, АО «Ковдорский ГОК» осуществляет обращение с отходами в соответствии с утвержденным Управлением в 2014 году ПНООЛР, которым предусмотрено использование отходов (вскрышных пород и хвостов обогащения) в процессе производственной деятельности Общества.

Кроме того, проектной документацией на расширение карьера «Железный» предусмотрено использование вскрышных пород на собственные нужды предприятия для формирования временных и постоянных автомобильных дорог, технологических насыпей и дамб, отсыпки стройплощадок, рекультивации нарушенных земель и другие цели.

Проектом эксплуатации хвостохранилища предусмотрено формирование упорных призм ограждающих дамб с использованием хвостов обогащения, которые по магистральным водоводам доставляются во 2-е поле хвостохранилища, где с помощью концевых выпусков складируются, после чего, по мере необходимости, перемещаются спецтехникой и автосамосвалами для формирования промежуточных дамб. Дамбы конструктивно состоят из дамб обвалования, отсыпанных из вскрышных пород на намытую поверхность хвостов, и упорной призмы, намытой из хвостов.

Проекты имеют положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».

С учетом определений Методрекомендаций[3], суд пришел к выводу, что использование хвостов обогащения для намыва в упорную призму дамб хвостохранилища не уменьшает его вместимость, поскольку формируют ограждающие сооружения; использование вскрышных пород обусловлено созданием первичных дамб, которые также не включаются во вместимость хвостохранилища. Следовательно, Общество обоснованно исключило используемую для выполнения работ по строительству ограждающих дамб в соответствии с технической документацией массу отходов из числа размещаемых.

Постановление 13ААС от 04.03.2020 № 13АП-2686/2020 по делу № А42-8887/2019 (в кассационном порядке не обжаловалось)

3. Вскрышные породы, используемые для выполнения работ по планировке промплощадки, не подлежат включению в лимиты на размещение отходов, поскольку законность использования вскрышной породы для ликвидации провалов, горных выработок установлена ч. 11 ст. 12 Закона № 89-ФЗ[4]

АО «Поляны» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об исчислении и внесении платы за размещение отходов вскрышных пород в объеме 13,08 тыс. м3 в отсутствие установленных лимитов на их размещение, на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

Суды заявленные требования удовлетворили, указав следующее.

Законность использования вскрышной породы для ликвидации провалов, горных выработок устанавливается ч. 11 ст. 12 Закона № 89-ФЗ, предусматривающей требование о наличии проекта ликвидации горных выработок, п. 44 Инструкции[5], лицензией на недропользование, п. 5.8.10 ИТС 16-2016[6].

АО «Поляны» использовало вскрышную породу для ликвидации опасной зоны, планировки промплощадки для размещения горно-шахтного оборудования, а значит, использовало породу для выполнения работ в соответствии со ст. 1 Закона № 89.

Утверждение, что вскрышная порода в объеме 13,08 тыс. м складировалась более 11 месяцев, а значит — размещалась, не подтверждается данными графических материалов, в связи с отсутствием изменений высотных отметок поверхности промплощадки. Помесячные планы движения поверхности Управлением не испрашивались, технические средства для определения высотных отметок в рамках проверки не применялись. Согласно пояснениям Общества, вскрышная порода на промплощадку завезена в 4 квартале 2018 г., Управлением дата завоза вскрышной породы не установлена и не опровергнута.

Постановление 7ААС от 21.01.2021 по делу N А27-15311/2020 (оставлено в силе Постановлением АС ЗСО от 25.05.2021)

4. Рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов фактически является размещением (захоронением) отходов и возможна при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы

Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к ООО «Сахалинуголь-3» о взыскании задолженности по плате за размещение отходов.

Обществом заявлены доводы об освобождении от обязанности по внесению платы за 2018 год, поскольку вскрышные породы не включены в лимиты на размещение отходов, используются для ликвидации горных выработок.

Суды указали, что вскрышные породы могут использоваться для ликвидации горных выработок, однако они не перестают из-за этого быть отходами. Рекультивация карьерных выемок с использованием отходов фактически является размещением (захоронением) отходов и возможна при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). В отсутствие положительного заключения экспертизы, размещенные в таких объектах отходы не могут признаваться безопасными и исключающими НВОС и не подлежат освобождению от включения их в платежную базу при исчислении платы за НВОС.

Доказательства того, что технический проект разработки спорного участка буроугольного месторождения являлся объектом экологической экспертизы, материалы дела не содержат. Проект ликвидации горных выработок Обществом не разработан.

Постановление АС ДВО от 18.03.2021 по делу № А59-6463/2019 (Определением ВС РФ от 17.06.2021 N 303-ЭС21-8701 отказано в передаче жалобы Общества в СКЭС)

5. Материалы, произведенные из отходов, отходами не являются и могут использоваться при подготовке территории под строительство без нарушений природоохранного законодательства

ООО «Региональная утилизирующая компания» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которым Обществу вменяется отступление при подготовительных работах для строительства объекта от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, предписано повторно получить заключение экспертизы.

При рассмотрении дела, суды установили, что проект «Подготовка территории под строительство Завода комбинированной переработки отходов производства и потребления» предусматривает возможность использования при подготовке территории земельных участков под строительство и формировании поверхности материалов, произведенных из отходов производства стали, в частности, строительных песков ОАО «СУМЗ», в связи с чем, суды не усмотрели оснований для проведения повторной ГЭЭ проекта[7].

Также, с учетом результатов анализа проб строительных песков, отобранных ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО», суды указали, что данные материалы, изготовленные из отходов производства, не являются отходами и могут использоваться Обществом при подготовке территории под строительство без нарушений природоохранного законодательства и отступлений от проекта.

Постановление АС УО от 25.05.2021 по делу № А60-11769/2020

6. Использование отходов в производстве в качестве топлива, вторсырья, а также для рекультивации нарушенных земель исключает доначисление платы на размещение отходов. 

В ходе проверки Богдановичского открытого акционерного общества по производству огнеупорных материалов Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установило, что в 2017 году Общество неправомерно применило стимулирующий коэффициент при расчете платы за размещение отходов, что привело к ее занижению. Управлением Обществу выдано предписание о перерасчете платы за НВОС, которое оспорено в суде.

Как установил суд, часть отходов, указанных в оспариваемом предписании, не направляется на размещение, а используется Обществом как топливо.

Кроме того, утвержденным ПНООЛР предусмотрено использование минеральных отходов в качестве вторичного сырья для шихтования глины ТБ-4 на складе глины для достижения влажности шихты глины, необходимой для производства шамота и на участке брикетирования в целях шихтования глины ТБ-4 в двухвальном смесителе (для затворения глины и пыли). Отходы по необходимости доставляются с площадки временного хранения, на которую отходы транспортируются в вагонах (что оформляется накладными) и вовлекаются в производство согласно Технологическим инструкциям. Перемещение отходов отражается в Журнале движения твердых минеральных отходов.

Суд также установил, что отходы основного и вспомогательного технологического производства огнеупорных изделий (IV — V классов опасности), указанные в предписании, используются для рекультивации карьера, в соответствии с проектом рекультивации и ПНООЛР.

Поскольку весь объем перечисленных видов отходов использован на указанные цели, сверхлимитное размещение отходов отсутствует, следовательно, Обществом при расчете платы за НВОС правомерно применен коэффициент 0[8].

Постановление АС УО от 12.08.2020 по делу № А60-50391/2019

7. Само по себе длительное нахождение отхода в накопителе не свидетельствует о его переработке и не освобождает лицо, у которого этот отход образовался, от внесения платы за НВОС

АО «УК «Кузбассразрезуголь» обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области о признании недействительными предписаний о возложении обязанности обеспечить наличие норматива образования отхода и лимитов на его размещение и представить в Управление корректирующий расчет платы за НВОС за 2013-2015гг. в части размещения отходов от обогащения угля ОУ КНС 4.

Суды установили, что в процессе производственной деятельности Общества — от эксплуатации обогатительной установки, образуется высокозольный шлам, который является видом продукта, который, в свою очередь, является отходом при угольном обогащении. Шлам хранится в шламовом отстойнике, одновременно выполняя функцию фильтра. Следовательно, шлам одновременно является и отходом производства, и материалом для эксплуатации шламового отстойника, что подтверждается и технической документацией Общества.

Суды отметили, что законодательно не запрещено использовать образовавшийся от эксплуатации обогатительной установки отход, однако использование отхода не отменяет его статус, поскольку шлам уже получил статус отхода в момент его образования в процессе производства, а не после фактического размещения в накопителе.

При этом само по себе оставление шлама в шламонакопителе на длительное время не свидетельствует о наличии производственной деятельности по его переработке.

В связи с этим, суды признали обоснованным предписание уполномоченного органа.

Постановление АС ЗСО от 20.11.2019 по делу № А27-110/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 16.03.2020 N 304-ЭС20-1455 в передаче жалобы Общества в СКЭС отказано)

8. Реализация права на использование отходов производства для рекультивации нарушенных земель и не включение объема используемых отходов в лимиты на размещение отходов, а значит и освобождение от обязанности вносить плату за размещение данных отходов, допустимы только при наличии положительного заключения ГЭЭ проектной документации, предусматривающей указанные решения

АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» оспорено требование Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва о доначислении и довнесении в бюджет платы за НВОС.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена плановая проверка Общества, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в неотражении в декларациях о плате за НВОС объема размещенных на внешнем отвале вскрышных пород и в невнесении платы за НВОС, подлежащей исчислению с указанного объема размещенных отходов. По результатам проверки составлен акт, Обществу выставлено оспариваемое требование.

Согласно позиции Общества, отвал вскрышных пород является элементом рекультивации, в связи с осуществлением деятельности по использованию отходов, обязанность по внесению платы у Общества не возникла, так как законом предусмотрено внесение платы только за размещение отходов.

Изучив материалы дела, суды пришли к выводу, что отвал вскрышных пород, согласно закону[9]
является объектом размещения отходов, следовательно, за размещение вскрышных пород на внешнем отвале подлежит исчислению и уплате плата за НВОС.

Постановление АС ВСО от 29.05.2020 по делу № А69-3006/2018

9. Иловые площадки не относятся к объектам размещения отходов, а осадки сточных вод не являются отходами, так как, обладая потребительскими свойствами, выступают сырьем для производства органических удобрений

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Управление) по результатам проверки ООО «Краснодар Водоканал» (Общество) выдало предписание, указав на необходимость организовать учет обращения с отходом – осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации. Считая вынесенное предписание недействительным, Общество обратилось в суд.

Суды пришли к выводу, что иловые площадки не относятся к объектам размещения отходов, а сами осадки сточных вод не являются отходами[10], так как, обладая потребительскими свойствами, выступают сырьем для производства органических удобрений. При этом, суды учли следующее.

  1. Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Обществу выдано свидетельство о государственной регистрации пестицида или агрохимиката на агрохимикат органическое удобрение на основе осадков сточных вод «Биост» марки: «Биост-1», «Биост-2» для сельскохозяйственного производства.

  2. Из представленных Технических условий следует, что согласно технологической документации (регламенту) органическое удобрение на основе сточных вод «Биост» представляет собой продукт из сырья – обезвреженных естественным образом осадков сточных вод, подсушенных на иловых картах, в течение двух или более лет.

  3. Органическое удобрение на основе осадков сточных вод «Биост» изготавливается в соответствии действующими нормативными требованиями[11].

  4. В материалы дела представлен приказ Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу об утверждении положительного заключения ГЭЭ по проекту технической документации для регистрации агрохимиката «Органическое удобрение на основе осадков сточных вод «Биост» марки: «Биост-1», «Биост-2».

Постановление АС СКО от 07.06.2020 по делу № А32-28802/2019

10. Длительное хранение продукции, произведенной по техническим условиям из отходов, может послужить основанием для признания такой продукции отходом

Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось с иском к АО «Русал Урал» о взыскании задолженности по плате за НВОС.

Согласно материалам дела, Управлением проведена плановая выездная проверка Общества, по итогам которой зафиксировано несанкционированное размещение (хранение) отходов солей (содосульфатной смеси) на открытом складе бокситов, не являющемся специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов.

Обществом заявлены доводы, что содосульфатная смесь относится к категории продукции, согласно ТУ 2141-109-00194091-95 «Смесь сульфатно-содовая. Технические условия», то есть отходом не является, выпускается в соответствии с технологической инструкцией ТИ БАЗ-10-01 «Производство глинозема из бокситов», указанная смесь проходила санитарно-гигиеническую оценку как готовая продукция, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение от 17.11.2008 и была реализована ответчиком.

Суды требования Управления удовлетворили, указав, что Обществом данная смесь была принята к учету как продукция только после продолжительного хранения.

Поскольку меры для вывоза смеси с открытого склада были приняты Обществом в мае 2015 года, уже после проведения проверки в 2013 году, суды пришли к выводам, что само Общество на момент проверки данную смесь продукцией не считало. Нахождение смеси на открытом складе более установленного законом срока[12] не является накоплением отходов.

То, что Общество впоследствии наладило реализацию сульфатно-содовой смеси, не освобождает его от обязанности по внесению платы за хранение отхода в 2013 году.

Постановление АС УО от 07.10.2021 по делу N А60-37040/2015.

Выводы

1). Побочный продукт производится в процессе производства основного продукта в соответствии с проектной и иной производственно-технической документацией предприятия. Основное отличие побочного продукта от отхода – возможность его использования (например, в качестве сырья в другом производственном процессе) без обработки/переработки, дополнительной подготовки.

Необходимо учитывать, что побочный продукт отходом не является и должен отражаться в бухгалтерском учете именно как побочный продукт.

2). Если проектной документацией, ПНООЛР предусмотрено образование отхода, обращение с ним должно соответствовать требованиям Закона № 89-ФЗ (наличие лицензии (за исключением отходов V класса опасности), нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов, учет движения отхода и т.д.

3). Использование (утилизация) отходов не влечет возникновение обязанности по внесению платы за НВОС. Законом предусмотрено внесение платы только за размещение отходов.

Однако, плата не исчисляется только в отношении объема (количества) фактически использованного отхода за данный отчетный период.

Если отход не использован в течение 11 месяцев с момента его образования, в силу закона возникает обязанность по исчислению и внесению платы за размещение отхода.

4). Согласно ч. 11 ст. 12 Закона № 89-ФЗ, при ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок. Соответствующие проектные решения может содержать проект на отработку месторождения полезных ископаемых.

При этом, уполномоченными органами использование отходов для закладки выработанного пространства карьера по добыче полезных ископаемых признается размещением отходов (с этим можно спорить, в т.ч. в судебном порядке, но стоит учитывать при принятии решений). Это влечет следующие правовые последствия: 1) необходимость получения положительного заключения ГЭЭ на соответствующую документацию; 2) возможность при исчислении платы применить коэффициент 0 в отношении отходов V класса опасности добывающей промышленности, если решения по использованию отходов предусмотрены разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых (п. 6 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ).

5). В случае использования отходов для рекультивации необходимо учитывать ограничения, установленные законом: 1) запрет на использование ТКО (п. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ); 2) запрет на использование отходов при рекультивации лесных земель (абз. 4 п. 8 Правил рекультивации и консервации нарушенных земель, утв. Постановлением Правительства от 10.07.2018 № 800), а также позицию Минприроды о том, что рекультивация карьерных выемок и земельных участков с использованием отходов, признается их размещением и требует наличия положительного заключения ГЭЭ на проект рекультивации (иной проект, предусматривающий такие решения), и лицензии (если используются отходы IV класса опасности).

При этом, в данном случае также может быть применен при исчислении платы за размещение отходов коэффициент 0 (п. 6 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ), в отношении отходов V класса опасности добывающей промышленности (если соответствующие решения предусмотрены проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства или проектом разработки месторождения полезных ископаемых).

6). При принятии решения об использовании отходов для производства продукции/ выполнения работ и разработке стандартов предприятия в соответствии с законодательством о стандартизации и техническом регулировании[13], необходимо учитывать, что продукция всегда является результатом производства, это значит, что разрабатываемый стандарт должен предусматривать производственный процесс, в результате которого перерабатываемый отход приобретает потребительские свойства.

7). Для реализации такой продукции потребителям необходимо подтвердить безопасности и качество продукции. Для этого существуют, например, следующие процедуры: обязательная/добровольная сертификация, регистрация технических условий на продукцию в органе стандартизации, включение продукции в классификатор, государственная экологическая экспертиза.   

8). Разработка стандарта предприятия на отход производства с единственной целью – освобождение от обязанности по внесению платы за размещение отходов, будет выявлена при проведении контрольно-надзорных мероприятий (например, по признаку  длительного хранения такой «продукции», без использования для собственных нужд и реализации потребителям, на промплощадке или объекте размещения отходов) и приведет к доначислению платы за объем размещенных отходов за 3 предшествующих года с применением повышающего коэффициента (в связи с отсутствием лимитов на размещение отхода) или без него.


[1] НВОС – негативное воздействие на окружающую среду.
[2] Согласно п. 3.16. ГОСТ 30772-2001, побочный продукт, это дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. Побочный продукт не является отходом.
[3] Методические рекомендации по оценке технического состояния и безопасности хранилищ производственных отходов и стоков предприятий химического комплекса. РД 09-255-99, утв. Постановлением Гостехнадзора России от 06.01.1999 № 1.
[4] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». 
[5] Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.06.1999 № 33.
[6] «ИТС 16-2016. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы» (утв. Приказом Росстандарта от 15.12.2016 № 1886).
[7] Согласно п.п. 7.2 и 8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Закон № 174-ФЗ), объектами ГЭЭ являются: проектная документация объектов, используемых для энергетической утилизации ТКО, объектов обезвреживания и (или) размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов; основаниями для повторной экспертизы являются: 1) доработка объекта по замечаниям ГЭЭ; 2) реализация объекта с отступлениями от проектной документации; 3) истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ; 4) внесение изменений в документацию, получившую положительное заключение ГЭЭ.
[8] Пунктом 6 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Закон № 7-ФЗ), в целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяется коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых).
[9] Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ, к объектам размещения отходов отнесены в т.ч. отвалы горных пород.
[10] то есть веществами или предметами, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ.
[11] «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85», ГОСТ Р 17.4.3.07-2011 Государственный стандарт Российской Федерации «Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений», СанПиН 2.1.7.573-96 «Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения».
[12] Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).
[13] Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О стандартизации в Российской Федерации»; Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии