Правительство РФ объявило мораторий на проверки бизнеса в 2022 году. С 14 марта не проводятся плановые надзорные мероприятия, а внеплановые чаще всего нужно согласовывать с прокуратурой. Но совсем расслабляться не стоит, потому что есть исключения. Рассказываем, кому из предпринимателей ждать визита инспектора и в каких случаях.
Какие проверки не проводятся
Правительство Постановлением от 10.03.2022 № 336 отменило до 31 декабря 2022 года плановые надзорные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федеральным Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Это проверки, включённые в Единый план проверок, которые проводят большинство государственных и муниципальных органов власти в отношении бизнеса — например, пожнадзор, трудовая инспекция, экологический надзор.
Информацию по надзорным мероприятиям всех уровней можно узнать в Едином реестре видов контроля. Налоговые проверки применения ККТ подпадают под действие Закона № 248-ФЗ. Но плановых мероприятий в этой сфере нет, поэтому мораторий не действует.
Что важно знать про надзорные меры в 2022 году:
- Мораторий на плановые проверки введён в отношении всех предпринимателей и компаний, а не только субъектов малого и среднего бизнеса, как это было при пандемии ковида.
- Из постановления № 336 есть исключения по госсанэпиднадзору, пожнадзору, надзору в сфере промбезопасности и ветеринарному надзору. Но их немного.
- Внеплановые мероприятия могут проводиться только в случаях и на условиях, указанных в самом постановлении № 336.
- Плановые проверки, не завершённые до 14 марта 2022 года, должны были закрыть в течение 5 рабочих дней после этой даты. Предписания по ним могли выдать только в случае нарушений, которые создают прямую угрозу жизни и здоровью людей, национальной безопасности или ЧС природного или техногенного характера.
- По плановым мораторным проверкам, начало которых было запланировано после 14 марта 2022 года, ведомства должны внести сведения об отмене в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый план проверок.
С 9 апреля 2022 года на сайте Госуслуг появился сервис, где предприниматель может пожаловаться на нарушения моратория по постановлению № 336.
Теоретически большинство ИП и организаций вообще не должны планово встречаться с инспекторами в 2022 году. Если же проверка всё-таки нагрянула, сделайте следующее:
- Проверьте её основания — плановая, внеплановая, по чьему решению проводится. Также обязательно узнайте у инспектора учётный номер проверки — без него они незаконны.
- Если считаете, что нарушен мораторий, подайте жалобу на Госуслугах. Вам понадобится ваша ЭЦП в личном кабинете и учётный номер проверки. Зайдите в раздел «Жалобы на решения контрольных органов», выберите «Жалоба на нарушение моратория на проверки» и подайте обращение. Его рассмотрят в течение одного рабочего дня.
Все проверки, которые нарушают мораторий, отменяются после их начала по жалобе предпринимателя.
Подарок для наших читателей — чек-листы с вариантами законной оптимизации налогообложения на ОСНО и УСН. Больше сорока способов легально снизить налоговую нагрузку!
Как возбуждают административные дела
Мораторий на проверки вводился ещё в 2020 году из-за пандемии ковида, и некоторые предприниматели жаловались на то, что инспекторы обходят запрет через проведение административные расследования. В 2022 году это невозможно.
Административное расследование начинается после выявления административного правонарушения. По нормам Закона № 248-ФЗ инспекторы могут его инициировать только по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. Нет проверки — нет правонарушения и административного расследования.
Исключение одно — при административной приостановке деятельности предприятия. В этом случае дело заводят без проведения контрольных мероприятий. Здесь достаточно факта составления протокола о временном запрете хозяйственной деятельности. Таких случаев не так много. Как правило, к подобной мере прибегают при грубых нарушениях законодательства. Например, по факту загрязнения водоёмов, в случае промышленной аварии.
Обратите внимание, что это относится только к сфере действия 248-ФЗ. Нарушение ПДД или общественного правопорядка в неё не входят.
Как проводятся внеплановые проверки
Постановление № 336 содержит исчерпывающий перечень оснований для начала внеплановой проверки.
По согласованию с органами прокуратуры проверки проводятся в следующих случаях:
- При непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. Примеры: нарушение противопожарного режима, невыдача работнику СИЗ. Степень угрозы оценивает прокурор.
- При непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства. Примеры: нарушения в сфере гражданской обороны, антитеррористической защищённости.
- При непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Примеры: крупная промышленная авария на химическом комбинате; нарушение карантина в инфекционном отделении при угрозе распространения общественно опасных заболеваний, например, туберкулёза, ковида.
- При выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Индикаторы риска по каждому виду надзора смотрите в Едином реестре видов контроля: Выбрать вид контроля → Риск-ориентированный подход. Пример: в пожнадзоре один из индикаторов — 3 и более ложных срабатываний противопожарной сигнализации в течение 30 дней на объекте массового пребывания людей.
- В связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации. Пример: предпринимателю было выдано предписание устранить неисправности противопожарной сигнализации в срок до 1 августа 2022 года. Он отчитался в ГПН о выполнении мероприятий, но ложные срабатывания ПС продолжались. Инспектору нужно оценить работу сигнализации на месте.
- В рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав. Пример: жалоба жильца многоквартирного дома на то, что УК или ТСЖ не принимают никаких действий по его обращениям.
- По решению руководителя, заместителя руководителя ФНС в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у ИП. Пример: в ФНС поступила информация, что магазин продаёт товар без использования ККТ.
Приказ надзорного ведомства о проведении внеплановой проверки, которую нужно согласовывать с прокуратурой, обязательно должен содержать реквизиты решения прокурора. Если их нет, мероприятие незаконно.\
В некоторых случаях проверяющему органу достаточно известить органы прокуратуры о проверке:
- В отношении некоммерческих организаций по основаниям, установленным пп. 2, 3, 5 и 6 п. 4.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также религиозных организаций по основанию, установленному абз. 3 п. 5 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Пример: в Минюст поступила жалоба от гражданина, что работники такого-то фонда на своих мероприятиях допускают экстремистские высказывания, либо НКО финансируется иностранными организациями, но не заявлена как иностранный агент.
- Если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Пример: произошла авария на угольной шахте, при которой погибли люди. Ростехнадзор вправе начать немедленную проверку с извещением прокурора по факту.
Без согласования и уведомления прокуроратуры проверки проводятся в следующих ситуациях:
- По поручению Президента РФ; по поручению Председателя Правительства РФ, принятому после 14 марта 2022 года; по поручению Заместителя Председателя Правительства РФ, принятому после 14 марта 2022 года и согласованному с Заместителем Председателя Правительства РФ — Руководителем Аппарата Правительства. Пример: гражданин пожаловался в Администрацию Президента РФ на сайт http://www.letters.kremlin.ru, и по его жалобе принято решение назначить проверку.
- По требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Пример: работник пожаловался в прокуратуру на задержку выплаты заработной платы.
- При наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия). Пример: в государственном строительном надзоре нет плановых проверок. Инспектор проводит контрольные мероприятия при завершении определённых работ на строящемся объекте или перед вводом его в эксплуатацию. Такие факты и относятся к «наступлению события в программе проверок». Надо сдать в эксплуатацию капитальный объект — проводится проверка.
- При представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер. Пример: аннулировать лицензию принудительно можно только по решению суда. Инспектор надзорного ведомства имеет право приостановить действие выданного разрешения и дать время предпринимателю на устранение грубых нарушений. Когда лицензиат отчитается, что все недостатки устранил, инспектор проводит проверку. По итогам неё он решает, возобновить действие лицензии или направить документы в суд на аннулирование разрешения.
На какие мероприятия мораторий не распространяется
Постановление № 336 разрешает проведение профилактических мер, в том числе без взаимодействия с предпринимателем. В первую очередь, это объявление предостережения и профилактический визит.
При этом выдать предписание об устранении нарушения обязательных требований без взаимодействия с предпринимателем инспектор всё равно не сможет. То есть никто не проведёт проверку и не привлечёт компанию к ответственности, не поставив в известность её руководителя.
Мораторий на проверки не распространяется на три группы надзорных мероприятий:
- Исключения, указанные в п. 2 постановления № 336. Это санэпиднадзор в отношении объектов чрезвычайно высокого риска; пожнадзор по объектам чрезвычайно высокого и высокого риска; общепромышленный надзор на ОПО II класса опасности; ветнадзор в свиноводстве. Например, ГПН и Роспотребнадзор проверят детский сад по плану, независимо от моратория.
- Специальный режим и режим постоянного контроля. Это мероприятия, указанные в главе 18 Закона № 248-ФЗ: мониторинг и режимы постоянного пребывания инспекторов. Например, их проводят на ОПО I класса опасности. Руководитель компании всегда знает, что у него есть такой режим, из соглашения с надзорным ведомством или приказа надзорного ведомства.
- Деятельность, которая не входит в сферу действия Законов № 248-ФЗ и 294-ФЗ. Это например, надзор за соблюдением законодательства о рекламе, страховым взносам, налогам, прокурорский надзор. Такие проверки в Единый план проверок не входят.
Узнайте, попадаете ли вы в план проверок в текущем году с помощью сервиса «Моё дело Бюро». Он содержит информацию по контрольным мероприятиям не только из Единого плана проверок, но и из отдельных планов надзорных ведомств. Проверка через сервис бесплатна.
С 1 июля 2021 года в России начал действовать Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле…». Его цель: снизить административную нагрузку на бизнес и вести надзор в рамках единого подхода, с минимальным количеством исключений.
Закон 248-ФЗ создал базу для единых электронных реестров, где каждое действие чиновников оставляет «след», и его могут увидеть предприниматели; сократил количество самостоятельных видов надзора на 95 единиц (38 %). Также в нем появились единые подходы к плановым, внеплановым контрольным и профилактическим мероприятиям.
Но количество видов надзора на конец 2021 года всё равно осталось высоким: 100 федеральных, 33 региональных и 7 муниципальных. А в каждом из них есть еще свои направления. Количество обязательных требований, которые должны соблюдать ИП и юрлица, еще больше. К примеру, только в госсанэпиднадзоре их 107.
Минэкономразвития в ежегодном докладе за 2021 год привело следующую статистику. В 2021 году было проведено 882 тыс. проверок против 1,5 млн в 2019 году. И это с учетом «ковидного» моратория для малого и среднего бизнеса 2020–2021 гг. Больше всего отличились пожнадзор (183,8 тыс.) и санэпиднадзор (108,5 тыс.). Административная нагрузка, т.е. отношение количества проверок к количеству проверяемых предпринимателей, составила в 2021 году 1,208 ед.
Но с введением 248-ФЗ стала заметна одна тенденция: отказ от надзорных мероприятий в пользу профилактики. С 14 марта 2022 года был введен мораторий до конца года на большинство плановых и внеплановых проверок. А в июне 2022 года Президент предложил вообще не проводить их там, где нет высокого риска.
До конца 2022 года не будут проводиться плановые контрольные мероприятия, подпадающие под действие Закона 248-ФЗ и Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Это выездные и документарные проверки, инспекционные визиты, включенные в Единый план проверок на 2022 год.
Исключения касаются объектов чрезвычайно высокого и высокого риска в сфере пожнадзора, санэпиднадзора; опасных производственных объектов (ОПО) II класса опасности; ветнадзора в свиноводстве. На них проверка пройдет по плану, но ведомство имеет право заменить ее на профилактический визит. Отказаться от него предприниматель не сможет.
Профилактический визит — беседа инспектора с предпринимателем по выполнению обязательных требований. Предписания при нем не выдаются, все замечания носят рекомендательный характер (ст. 52 248-ФЗ).
Все плановые проверки, начатые до 14 марта 2022 года, должны были завершить в течение пяти рабочих дней. Также Правительство обязало надзорные ведомства внести изменения в Единый план в соответствии с Постановлением № 336.
Примечательно, что мораторий на проверки в 2022 году касается всех предпринимателей, а не только малого и среднего бизнеса, как при ковиде. Но расслабляться не стоит.
Во-первых, мораторий не касается проверок вне сферы действия 248-ФЗ. Это, например, прокурорский надзор, надзор за соблюдением законодательства о рекламе, большинство налоговых визитов. Еще он не действует в отношении спецрежимов: мониторинга и режима постоянного присутствия инспектора. Их вводят на объектах высокой опасности, например, ОПО I класса.
Во-вторых, Постановление № 336 не отменяет внеплановые проверки для нарушителей, в том числе по жалобам граждан. Также инспектор обязательно нанесет визит предпринимателю, у которого произошел несчастный случай или авария.
Правительство разрешает обходить мораторий в ряде случаев. Инспектор может провести внеплановую проверку при возникновении угрозы безопасности страны, жизни и здоровью граждан, создании угрозы возникновения чрезвычайной ситуации (п. 3, 4 Постановления № 336).
Такие надзорные мероприятия проводятся с обязательным участием прокуратуры. Это значит, что в приказе ведомства о проведении проверки должны быть указаны реквизиты решения прокурора или номер извещения. Без них мероприятие незаконно.
Когда проводятся внеплановые проверки с участием прокуратуры
№ пп | С согласия | С извещением по факту |
---|---|---|
Перечень оснований |
|
|
Примеры |
|
|
В российском законодательстве нет как такового определения «угрозы жизни и здоровью граждан». Вероятность ее возникновения оценивает прокурор, когда дает согласие на проверку или отказывает в ее проведении.
На практике угрозой считается нарушение обязательных требований охраны труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности.Есть отдельная категория внеплановых проверок, о которых не нужно извещать прокуратуру или спрашивать ее разрешение (п. 3б Постановления № 336):
- Мероприятия по поручению Президента или Председателя Правительства РФ, его заместителей. Например, проверку инициировали по жалобе гражданина на сайт http://www.letters.kremlin.ru/.
- Мероприятия по требованию прокурора. Они касаются проверки обращений граждан. В 2022 году действует Указание Генеральной прокуратуры РФ от 11.03.2022 № 140/20, в котором определены приоритеты прокурорского надзора. Одно из направлений — защита прав работников, социально уязвимых граждан. Работодатели, которые задерживают зарплату, или проводят незаконное сокращение штатов, под мораторий на проверки не попадают.
- Мероприятия строительного надзора, экологического контроля, надзора за содержанием историко-культурного наследия. Это проверки при вводе в эксплуатацию капитального объекта или завершении определенного этапа работ на нем.
- Мероприятия в рамках лицензионного контроля при приостановлении действия лицензии. Это случаи, когда у предпринимателя «заморозили» разрешение из-за грубых нарушений нормативных требований. Инспектор должен провести проверку, чтобы убедиться в устранении недостатков. По ее итогам он возобновит лицензию или обратится в суд за ее аннулированием.
Это исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок в 2022 году по Закону № 248-ФЗ.
В 2020 году предприниматели жаловались, что инспекторы обходили мораторий через проверки в рамках административного делопроизводства. То есть сначала заводили дело о правонарушении, а потом приходили на предприятие, запрашивали документы.
В 2022 году такая ситуация исключена. Без проверки на предпринимателя нельзя завести дело об административном правонарушении (п. 2.3 ст. 90 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ; п. 9 Постановления № 336).
Из этого правила только одно исключение — составление протокола о временном запрете деятельности. Инспекторы прибегают к такой мере при грубых нарушениях закона. Например, недобросовестный предприниматель сгрузил свой мусор прямо в лесу; эксплуатирует строительный кран без разрешения и с нарушением правил безопасности; работает без кассы. В этих случаях инспектор составляет протокол и начинает делопроизводство.
В начале июля 2022 года Госдума рассмотрела в третьем чтении законопроект № 127003-8 о поправках в КоАП РФ. Он предполагает дополнительно возбуждение административных дел без проведения проверок в антимонопольной сфере и в области промышленной безопасности. Но только в случае, если у ведомства есть достаточные основания считать, что закон нарушен.
Этот же законопроект предлагает смягчить ответственность предпринимателей. Например, заменить штраф предупреждением за первое нарушение для всех предприятий, а не только малого и среднего бизнеса.
Не будет нарушением моратория:
- плановая или внеплановая проверка, разрешенная Постановлением № 336 и отвечающая условиям ее проведения;
- профилактический визит инспектора;
- выдача предостережения;
- проверки в рамках спецрежимов и другие, не попадающие под мораторий по Постановлению № 336.
Профилактический визит и предостережение не предполагают выдачу предписаний. Но это не значит, что замечания инспектора можно игнорировать.
Эксперты советуют направлять письменный ответ в ведомство при получении предостережения. Примерное содержание: «Мы получили ваши замечания и провели по ним такую-то работу». При отсутствии реакции предпринимателя ведомство может инициировать внеплановую проверку.
В логике моратория добросовестные предприниматели, у которых нет объектов чрезвычайно высокого или высокого риска, вообще не должны видеть в 2022 году пожарного инспектора или сотрудника трудовой инспекции, санэпиднадзора. Что делать, если проверка все-таки началась.
- Проверить приказ о контрольном мероприятии: основания, реквизиты решения или извещения прокуратуры.
- Записать учетный номер проверки. Без него она незаконна.
- Если предприниматель считает проверку необоснованной, пожаловаться на нарушение моратория через специальный сервис на Госуслугах. Для этого понадобятся ЭЦП и учетный номер контрольного мероприятия.
Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн
Попробовать
Мораторий на проверки бизнеса не распространяется на профилактические и инспекционные визиты
06.04.2022
Мораторий на проверки бизнеса не гарантирует, что в этот период в организацию не могут прийти контролирующие органы. Об этом предупредила главный редактор ИС «1С:ИТС» Марина Дёмина в ходе Единого онлайн-семинара 1С, который проходит сегодня, 6 апреля 2022 года.
Марина Дёмина напомнила, что согласно постановлению правительства от 10.03.2022 № 336, до конца 2022 года в отношении организаций и ИП не должны проводиться плановые проверки. При этом речь идет об отмене не всех плановых проверок, а проверок, подпадающих под регулирование закона о государственном и муниципальном контроле (от 31.07.2020 № 248-ФЗ), а в этом законе есть исключения.
Внеплановые проверки бизнеса могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры и исключительно по следующим основаниям:
- при угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан или по фактам причинения такого вреда;
- по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства или при угрозе такого вреда;
- при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Эксперт предупредила, что хотя этот перечень оснований для проверок является закрытым, он не формализован. В таких ситуациях невозможно формально определить, что именно является, например, угрозой причинения вреда здоровью. «Это значит, что окончательное решение о проведении проверки сохраняется за проверяющим. Прокуратура при согласовании проверки также будет подтверждать была, например, угроза причинения вреда здоровью или нет», — отметила Марина Дёмина.
Согласно исключениям Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, отмена проверок не распространяется на:
- прокурорский надзор, нарушение законодательства о рекламе, расследование преступлений и др (см. ч. 2 ст. 1 закона № 248-ФЗ);
- контроль в сфере закупок, налоговый контроль и контроль со стороны ФСС РФ, таможенный контроль, контроль для противодействия отмыванию доходов, миграционный контроль, надзор за СРО, контроль в сфере СМИ, проверки соблюдения законодательства о персональных данных и др (ч. 5 ст. 2 закона № 248-ФЗ).
Также сохраняются плановые проверки Роспотребнадзора, в отношении организаций, которые отнесены к категории чрезвычайно высокого риска и осуществляют определенные виды деятельности. Проверки пожарного надзора также сохранены в отношении организаций, которые отнесены к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска и осуществляют определенные виды деятельности.
Кроме того, в период моратория у контролирующих органов сохраняется возможность проведения некоторых контрольных мероприятий, в числе которых:
- профилактический визит (контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита контролеров);
- инспекционный визит, в случае если есть сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) – это анализ данных об объектах контроля, которые имеются у госоргана.
«Отмена проверок вовсе не означает, что в этот период в организацию не могут прийти контролирующие органы. Это важно учитывать», — резюмировала Марина Дёмина.
Обращаем внимание, Единый онлайн-семинар для бухгалтеров и руководителей проходит сегодня, 6 апреля 2022 года. Стать участником онлайн-семинара совершенно бесплатно может любой бухгалтер, индивидуальный предприниматель, руководитель компании или специалист. Поспешите, может интересующий вас вопрос обсуждается прямо сейчас.
Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий